Бихевиоризм методы исследования – 🕮 Методы бихевиоризма, Глава 10 Бихевиоризм: истоки. История современной психологии. Шульц Д. П. Страница 170. Читать онлайн, Скачать

Поведение как предмет психологии. Проблема объективного метода в психологии. Экспериментальные исследования поведения в бихевиоризме и необихевиоризме.

Истоки бихевиоризма следует искать в
исследованиях психики животных. В случае
с животными не приходится говорить о
явлениях сознания. С их точки зрения
бихевиористов предметом научного
исследования должно быть только то, что
доступно для прямого наблюдения. Только
поведение, наблюдаемое со стороны,
поддается объективному описанию. Поэтому
только на него и ни на что другое должна
полагаться психология, если она желает
идти действительно научным путем.

Бихевиоризм как самостоятельное
научное течение опирается на работыТорндайка(1874-1949), который, основываясь
на изучении поведения кошек, сформулировал
два основных закона научения. Закон
упражнения – чем чаще повторяется
действие, тем прочнее оно закрепляется.
Закон эффекта указывает на роль «наград»
и «наказаний» в построении или разрушении
различных форм поведения. Торндайк
считал, что «награды» более эффективные
регуляторы поведения, чем «наказания».
Торндайк проводил исследования над
кошками и собаками и изобрел специальный
аппарат — «проблемный ящик», в
который помещались подопытные животные.
Попав в ящик, они могли из него выйти и
получить подкормку лишь тогда, когда
приводили в действие специальное
устройство (нажимали на пружину, тянули
за петлю и т.п.). Поведение животных было
однотипным. Они совершали множество
движений: бросались в разные стороны,
царапали ящик, кусали его и т.п., пока
одно из движений случайно не оказывалось
удачным. При последующих пробах число
бесполезных движений уменьшалось,
животному требовалось меньше времени,
чтобы найти выход, пока наконец оно не
научалось действовать безошибочно.

Отцом бихевиоризма считается Дж.Уотсон.
Задачу психологии он видел в изучении
поведения живых существ, адаптирующихся
в физической и социальной среде. Цель
психологии – в создании средств для
контроля над поведением. Основным
механизмом поведения являетсясвязь
между стимулом и реакцией
. То, что
психологи прежде называли «сознанием»
также является поведением, только
внутренним, и происходит из поведения
внешнего. Внутреннее поведение отличается
от внешнего тем, что в этом случае реакции
столь слабы, что не могут быть замечены
наблюдателем (например, мышление – это
речь минус звук). В центр интересов
Уотсона стала педагогика. Он полагал,
что правильное воспитание, т.е. выработка
полезных сочетаний стимулов и реакций,
может направить формирование ребенка
по любому строго определенному пути.
Провел эксперимент с мальчиком Альбертом,
где сформировал реакцию страха на белую
крысу (предъявление крысы и резкий
звук). В результате ребенок начал
реагировать плачем на похожие предметы
(генерализация стимула). Уотсон
пытался показать, что нерациональное
поведение (например, алкоголизм, курение,
антисоциальные поступки) имеют в своей
основе «неправильные» замыкания стимулов
и реакций, закрепившиеся в детстве.

Оперантный бихевиоризм Б.Скиннера(1904-1990) был подчинен главной задаче —
предсказывать и контролировать поведение
конкретных индивидов. В нем впервые
наметился переход от «линейного»
представления о поведении к утверждению
роли обратной связи в построении форм
реакций (4).

Адекватная формула, описывающая
взаимодействие организма со средой,
всегда должна содержать три компонента:

а) событие, по поводу которого происходит
реакция,

б) саму реакция,

в) подкрепляющие последствия

В своих исследованиях Скиннер во многом
опирается на результаты И.П.Павлова.
Именно Павлов впервые назвал все события,
усиливающие поведенческие проявления
«подкреплением», а все возникающие
в связи с подкреплением изменения —
«обусловливанием». В экспериментах
Павлова подкрепление сочеталось со
стимулом, а в исследованиях бихевиористов
— подкрепление зависит от реакции.Поэтому
в первом случае происходит увеличение
уже существующей реакции или уменьшение
интервала между стимулом и реакцией.
Во втором случае увеличивается
вероятность или частота появления
реакции.

Б.Скиннервыделил в дополнение к
классическому обусловливанию, которое
он обозначил как респондентное, второй
тип обусловливания –оперантное
обусловливание.
Оперантное научение
имеет в своей основе активные действия
(«операции») организма в окружающей
среде. Если какое-то спонтанное действие
оказывается полезным для достижения
цели, оно подкрепляется достигнутым
результатом. Голубя, например, можно
научить играть в пинг-понг, если игра
становится средством получения пищи.Подкрепление– необходимое следствие
действия, которое выполняет живое
существо. К оперантному научению Скиннер
относит все формы психической жизни
человека: восприятие, внимание, мышление.
Например, восприятие есть особое
поведение, которое заключается в
рассматривании, слушании, ощупывании.
Подкрепление такого поведения – усиление
действия воспринимаемого объекта на
организм. Голуби не сумеют играть в
пинг-понг, если не сформировать у них
это поведение методом «дискриминационного
научения», т.е. последовательным
избирательным поощрением отдельных
действий, ведущих к желаемому результату.
Подкрепление может быть распределенным
случайно либо следовать через определенные
интервалы времени или в определенной
пропорции. Случайно распределенное
подкрепление – периодические выигрыши
– заставляет людей играть в азартные
игры. Появляющееся через определенные
интервалы поощрение – заработная плата
– удерживает человека на службе.
Пропорциональное поощрение – настолько
сильное подкрепление, что экспериментальные
животные в опытах Скиннера буквально
загоняли себя до смерти, стараясь
заработать, например, побольше вкусной
еды. Наказание, в отличие от поощрения,
являетсяотрицательным подкреплением.
С его помощью нельзя научить новому
типу поведения – оно лишь заставляет
избегать уже известных действий, за
которыми следует наказание. Скиннер
стал инициатором программированного
обучения, разработки обучающих машин
и поведенческой терапии.

В начале 1930-х гг. появились первые попытки
расширить предмет бихевиоральной
психологии за счет учета в исследовании
не наблюдаемых прямо явлений. Э.Толмен
пришел к выводу о необходимости
введения понятия «промежуточных
переменных» (намерения, ожидания и
знания – прошлого опыта, зафиксированного
в системе сложившихся реакций). Поведение
трактовалось как функция стимулов
окружающей среды, промежуточных
переменных, наследственности и возраста.
Только рассматривая факторы в совокупности
можно адекватно описать поведение.
Реальное поведение – целостный феномен,
не разложенный на части, который обладает
свойствами целого, не выводимый из
частей (малярный подход). Любое поведение
характеризуется направленностью на
достижение цели. Поведение не реакция
на стимул, а целенаправленное действие.
Поведение животного и человека всегда
адаптивно, т.е. соотносится с реальными
условиями.

Толмен– промежуточная переменная.
Стимул 1 а реакции могут быть разные.
Ввел понятие «когнитивной карты»,
которая представляет собой целостные
структуры представления мира. Наличие
«когнитивных карт» было показано на
примере поведения животных. Крыса,
изучив устройство лабиринта, бежит к
месту, где расположен корм вне зависимости
от того, из какой точки начинает движение
(использует целостное представление
об устройстве лабиринта).Латентное
научение
– когнитивная карта помогла
быстрее выйти тем, кто уже был в лабиринте
раньше. Объективно не только то, что мы
можем наблюдать извне, но и то, без чего
невозможно объяснить наблюдаемое.

Виды научения:

1. Реактивное научение— организм
непроизвольно реагирует на внешние
воздействия. Формой реактивного научения
в рамках инстинктивного поведения
является импринтинг – мгновенное и
необратимое запечатление некоторых
свойств среды, по отношению к которым
разворачивается поведение. Также
классический условный рефлекс, открытый
Павловым. Образование ассоциации между
специфическим стимулом, вызывающим
безусловную реакцию, и непосредственно
предшествующим ему во времени нейтральным
(условным) стимулом. Динамика условного
рефлекса: угасание условного рефлекса,
генерализация условного стимула,
дифференциация условного стимула
(пример: реакция слюноотделения не на
звонок конкретной тональности).

2. Оперантное научение(инструментальный
условный рефлекс). Награда следует не
автоматически за сочетанием безусловного
и условного стимула, а зависит от
правильной реакции организма.
Инструментальное научение(Торндайк,
Скиннер). – подчиняется закону эффекта.
Стремление к желанному результату.

3. Когнитивное научение.(Толмен).
Субъект предвосхищает цель, поверяет
отдельно каждый фрагмент поведения.
Научение понимается не как изменение
поведения, а как приобретение нового
знания. Вариантом когнитивного научения
являетсяинсайт. При инсайте
разнородная информация, как находящаяся
в памяти, так и воспринимаемая
непосредственно, объединяется в одно
целое и используется в новой ситуации
(пример с шимпанзе и палкой).

4. Социальное научение(через
наблюдение, подражание). Бандура предложил
концепцию научения путем наблюдения.Чистое подражание– копируется
поведение модели без осознания последствий
этого поведения (пример с обезьянами,
которые мыли фрукты, повторяя за людьми).Викарное научение (заместительный)
субъекты осознают последствия
действий, которым они подражают.
Подражание происходит в надежде достичь
тех же результатов, что и образец для
подражания (пример Бандуры, где детям
показывали видео с агрессией и нет).

Русский физиолог И. П. Павлов и его группа
при изучении данных, полученных при
исследовании поведения животных в
лаборатории, очень скоро натолкнулась
на ряд трудностей, связанных с
искусственными условиями, в которых
проводятся эксперименты. Так, утверждения
бихевиористов о том, что любое поведение
всецело обусловлено научением, подверглись
сомнению со стороны этологов, проводящих
полевые исследования в природе. Этологи
выяснили врожденную основу большинства
форм поведения, наблюдаемых у различных
животных.

Оперантное научение

• Реакции могут быть разными на 1стимул,
приятными или неприятными организму
по последствиям. Если приятны –
вероятность их воспроизведения больше.

• Оперант – реакции, ориентированные
на возможное вознаграждение (подкрепление).

• Наказание не учит.

• Подкрепление есть позитивное (дать
что-то приятное) и негативное (убрать
что-то неприятное).

• Программированное обучение – программа
шагов, каждый правильный вознаграждается.

Принципы подкрепления:

1.следуетсразуза нужной реакцией

2.частота от 100% подкрепления к случайному

3.наказания не эффективны.

Критика — недоучет сложности психической
деятельности человека, сближение психики
животных и человека, игнорирование
процессов сознания, высших форм научения,
творчества, самоопределение личности.

studfile.net

Бихевиоризм: теория научения | Диплом по психологии

Бихевиоризм (от амер. behavior – поведение) – наука о поведении. Бихевиоризм как направление в психологии возник в начале ХХ века в США под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Основной научной предпосылкой возникновения бихевиоризма послужили работы выдающегося русского физиолога И.П.Павлова, и прежде всего, открытие условного рефлекса.

Основоположником бихевиоризма является американский ученый Д.Уотсон, который провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлений) на новый (поведение). Радикальная для того времени позиция Уотсона заключалась в том, что психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность. Уотсон заявил, что психология должна представлять собой чисто объективную, экспериментальную отрасль естественных наук. Уотсон признавал единственный метод исследования: объективное наблюдение. Такие понятия, как осознание, переживание, страдание и прочее не могут считаться научными, ибо они как продукт самонаблюдения субъективны и не поддаются фиксации объективными, научными средствами. Согласно его взглядам, задача психологии – предсказывать и контролировать поведение человека: по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают.

Сущность и основные понятия теории бихевиоризма

Поведение как совокупность реакций на стимулы

В качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения. Поведение человека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S). За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. В качестве описательной и объяснительной предлагалась схема S — R, согласно коей воздействие (стимул) S порождает некое поведение (реакцию) R, причем характер реакции определяется только стимулом. Формула «стимул – реакция» (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме.

Все реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. С этими представлениями была связана и научная программа – научиться управлять поведением.

Подкрепление, закон эффекта и виды обусловливания

Основным принципом бихевиоризма является закон эффекта, сформулированный Торндайком: последствия поведения определяют вероятность его повторения, т.е. связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.

Механизм подкрепления называется обусловливанием. Выделяются 4 формы обусловливания:

  1. Классическое обусловливание, или выработка условных рефлексов, – это тип научения, при котором нейтральный раздражитель начинает вызывать реакцию после того, как он многократно сочетается с безусловным раздражителем.
  2. Оперантное обусловливание – это тип обусловливания, при котором организм получает подкрепление за произвольно порождаемую реакцию (так называемое оперантное поведение), реакция приводит в действие механизм подкрепления. При оперантном обусловливании поведение нельзя вызвать автоматически. Поведение должно иметь место до того, как оно может быть связано с вознаграждением.
  3. Обусловливание избеганием – это вид оперантного обусловливания, при котором подкрепление состоит в прекращении воздействия неприятного стимула.
  4. Контробусловливание – это устранение выработанной ранее условной реакции путем замещения ее новой условной реакцией на тот же самый стимул.

В результате подкрепления происходит генерализация раздражителя – распространение реакции с одного специфического раздражителя на другие похожие.

Социальное научение

Процесс социального научения походит 3 основных стадии:

  1. Стадия наблюдения данной формы поведения у других и ее последствий;
  2. Стадия реализации данной формы поведения в собственном поведении;
  3. Генерализация раздражителя.

Вероятность перехода от первой стадии процесса социального научения ко второй определяется законом эффекта. Поэтому если последствия наблюдения данного вида поведения других регулярно являются субъективно положительными, то осуществляется положительное подкрепление, и данный вид поведения закрепляется в системе поведенческих реакций наблюдающей личности. Если, напротив, последствия реализации данного вида поведения других отрицательны, то происходит отрицательное подкрепление, и закрепляется склонность подавлять тенденции к данному виду поведения.

Таким образом, практически поведение является результатом обучения: поведение представляет собой совокупность реакций на внешние стимулы, которые преимущественно усваиваются в процессе научения. Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы, собравшей огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения. Поэтому бихевиоризм еще принято называть теорией научения.

На основе бихевиоризма возникли необихевиоризм и оперантный бихевиоризм Скиннера. В целом бихевиористическое направление, несмотря на свои недостатки, внесло значительный вклад в развитие психологии как науки, прежде всего, в изучение влияния социальных факторов на формирование личности человека.

psy-diplom.ru

57 БИХЕВИОРИЗМ. История психологии. Шпаргалка

Основателем бихевиоризма (от англ. behaviour – «поведение») является Джон Уотсон (1878–1958), опубликовавший статью «Психология с точки зрения бихевиориста». По его мнению, достойно исследования не сознание, а поведение. Дж. Уотсон в отличие от ученых, полагающих главным в поведении метод интроспекции, предложил изучать внешние проявления, которые видимы без специальных приспособлений.

Дж. Уотсон предложил регистрировать зримые проявления в поведении человека, которые рождаются внешними влияниями сознательно. Согласно формуле «Sh» R» (стимул-реакция) ответные реакции субъекта могут быть генетическими (наследственными) и приобретенными. Под наследственными имелись в виду рефлексы, физиологические реакции и простые эмоции; приобретенные – это привычки личности, его поведение, степень развития когнитивных процессов, усложненные чувства. Механизм исследования протекает по следующей схеме: под влиянием абсолютного стимула появляется наследственная реакция, которая находится в непосредственной связи с новыми условными стимулами.

Дж. Уотсон проводил эксперимент: в качестве безусловного стимула выступал резкий звук (или другое внешнее воздействие), которое вызывало у маленького ребенка страх, в сочетании сус-ловным стимулом в виде кролика. Через некоторое время было замечено, что даже простой показ кролика ребенку вызывал у него возникновение чувства страха.

Бихевиоризм возник на основе двух направлений: позитивизма и прагматизма, согласно которым исследование должно строиться только на объективных фактах, знание о человеке должно быть достаточно полным.

К концу 1920-х – началу 1930-х гг. появилось такое направление бихевиоризма, как необихевиоризм. Оно обусловливалось тем, что между стимулом и реакцией существуют так называемые промежуточные переменные.

Первые исследования бихевиористы проводили на животных. И лишь тогда, когда с уверенностью можно было говорить о достаточно глубоких познаниях в области поведенческих реакций, предметом исследования выступил человек.

По мнению ученых, поведение человека можно было формировать под воздействием заведомо подготовленных внешних стимулов. Но бихевио-ристы не учитывали того, что поведение и вся деятельность человека обусловливается определенными мотивами и целями. Бихевиоризм возник на основе исследований Э. Торндайка, работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.

Предметом бихевиоризма является поведение человека со всеми его врожденными и приобретенными составляющими.

Дж. Уотсон выделял 4 типа возникающих учеловека реакций: наружные приобретенные и наружные наследственные, внутренние приобретенные и внутренние наследственные. Бихеви-ористическое учение оказалось далеким от идеала, так как в нем предъявлялись слишком большие требования к строгости и объективности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Бихевиоризм в политической науке

Понятие бихевиоризма

Мы знаем, что современная политическая наука возникла на стыках двух древнейших существующих гуманитарных наук — философии и права. Между тем, еще в 19 веке были предприняты попытки создания социальных науки, изучающих законы развития общества примерно в той же мере, что и естествознание изучает законы природы. Одной из таких попыток и связанас явлением, известным как бихевиоризм.

Замечание 1

Это трудное для произношения на русском языке слов, производное от английского «behavior» означает «поведение».

Если отталкиваться от принципа, по которому наука должна заниматься изучением только непосредственно наблюдаемым. Первыми бихевиористы были психологи, провозгласившие переход от изучения сознания к анализу людского поведения. Бихевиористы-социологи сформировали базис изучения определенного поведения как в юридически оформленных (формальных), так и в не формальных группах. Следующими по очереди были политологи. Инициаторы и последователи данного движения, которое принадлежало в большинстве чикагской школе американской политической науки, представителями которой являлись Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Л. Уайт и др., они выделяли первоочередность изучения политического поведения в институтах, группировках и в процессе политики в целом. Особое внимание они уделяли анализу не самого государства, скореевласти и процесса ее реализации.

Определение 1

Бихевиоризм в политической науке представляется методологической ориентацией, целью которой является анализ политических явлений при помощи наблюдения за поведением людей и групп, состоящих из них.

Оба понятия — поведение и наблюдение,— которые использованыв этом определении, самостоятельно не имеют нужды в дефинициях. Политическое поведение понимается любое поведение человека — словесное (вербальное) либо невербальное, характеризующее его в образе члена конкретной политической совокупности. Другими словами, изучение политического поведения представляется исследованием политической жизни общества через призму поведения человека.

Под наблюдением необходимо понимать истребование информации разнообразными способами — непосредственными и косвенными. Различается наблюдение естественного и искусственного характера. Естественное наблюдение мы наблюдаем тогда, когда политическое поведение в существующих независимых от нас условиях, к примеру, анализ итогов выборов. Политическое поведение искусственного характера мы может наблюдать, когда изучающий самостоятельно провоцирует интересующее его поведение, наиболее часто путем анкетного исследования, реже — при лабораторном эксперименте.

Следует особо останавливаться на следующих преимуществах, дающих политической науке применение бихевиористских методов.

Во-первых, это выражается в учете психологического образа политики, который раньше вообще не принимался во внимание.

Ч. Мерриам полагал, что основой политической реальности служат индивидуальная человеческая воля и страсти, а особенно — жажда власти, возможности применения силы. Сначала бихевиоризм стремился искать, применять методы исследования, которые позволяют не только оценивать внешнее поведение , а так же его результаты, но и определять психологическое объяснениеданного поведения, другим языком говоря, такие методики, которые могли бы позволить увидеть отношения в сфере сквозь отражение переживаний его участников-людей.

Во-вторых, бихевиоризм всегда характеризовался ориентацией на количественные исследовательские методики. Базисными для любого исследования в политической сфере всегда признавались такие требования, как опора на данные, которые получены в процессе выборочных обследований, контентного анализа и т. д., их строгая системность и обработка математического плана. Классическими трудамибихевиористской политической науки признаны:

  • Г. Лассуэлл «Политика: кто получает что, когда и как» 1936г.:
  • Б. Берелсон, П. Лазарсфельд, У. Макфи«Голосование» 1954г.;
  • П. Лазарсфелд «Выбор народа»;
  • Г. Алмонд и С. Верба «Гражданская культура» 1963г.

Они построены путем обобщения крупнейших массивов данных.

Происхождение и развитие сравнительной политологии

В своем очерке Ч. Мерриам «Современное состояние изучения политики» в 1925г. главным недостатком политологии называл острый дефицит научности. Если подразумевать научностью свойства, которые присущи естественному научному исследованию, то следует признавать, что данный недостаток сохраняется и в настоящее время. Но в какой-то мере он все-таки преодолен, именно это в главной степени заслуга бихевиористов. Бихевиоризм значительно развернул представления о видении политику обычными людьми, об их поведении, когда ста-новятся участниками процесса политики. Но куда более важно именно методологические достижения.

В границах бихевиоризма разработаны базисные методики прикладных политических исследований:

  • статистические исследования активности в политике, в основном это исследования, которые касаются выборов;
  • анкетирование и опросы;
  • 3эксперименты лабораторного типа;
  • применение теории игры при изучении механизма принятия решений в политической сфере.

Бихевиористская политология была основополагающим видом эмпирического— то естьсориентированного на сбор, обработку данных — исследования в политике. Эмпирическая наука занимается описанием реальности, а так же объяснением ее. Противоположным эмпирическому подходу является нормативный,который задается преимущественно вопросами о том, чем должна являться политика, а не тем, чем она является. Нормативистский характер носили множественные построения сторонников традиционного институционализма.

Сама по себе «бихевиористческая революция» не справлялась с новыми задачами, появившимися перед политической наукой после окончания второй мировой войны. В силу своего происхождения бихевиоризм уделил глубокое внимание подданным количественному анализу аспектам политики таким как, выборы, общественное мнению и т. д., в то время как все другое устранилось из видимости исследователей.

spravochnick.ru

Критика бихевиоризма Уотсона. История современной психологии

Критика бихевиоризма Уотсона

Любая программа, предлагающая кардинальный пересмотр и полную замену существующего порядка, — то есть фактически призывающая к тому, чтобы отбросить все ранее существующие теории, — по сути своей обречена на критику. Как известно, в то время, когда Уотсон основал бихевиоризм, американская психология двигалась в направлении большей объективности, однако далеко не все психологи готовы были принять крайние формы объективности, которые пропагандировал Уотсон. Многие, включая и тех, кто в принципе поддерживал объективность, считали, что система Уотсона упускает из виду существенные компоненты психологии — такие, например, как сенсорные процессы и процессы восприятия.

Одним из наиболее сильных оппонентов Уотсона был Вильям Мак — Дугалл (1871–1938), английский психолог, который приехал в Соединенные Штаты в 1920 году и работал сначала в Гарвардском университете, а затем в университете Дьюка. Мак — Дугалл знаменит своей инстинктивной теорией поведения и тем влиянием, которое оказала на психологию его книга по вопросам социальной психологии (McDougall. 1908).

Интересно, что Мак — Дугалл, который внес такой значительный вклад в социальную психологию, сам по себе был нс очень общительным человеком. «Я никогда не мог вписаться в какую — либо социальную группу, — писал он, — никогда не умел почувствовать себя в единстве с любой партией или системой; и хотя я не мог остаться равнодушным к привлекательности групповой жизни, групповых ощущений и мышления, я все же всегда оставался в стороне, критически настроенный и настороженный» (McDougall. 1930. P. 192).

Он поддерживал такие непопулярные понятия, как свободная воля, превосходство нордической расы и исследования души, и американская пресса регулярно поносила его за эти взгляды. Кроме того, психологическая общественность ругала Мак — Дугалла за его критику бихевиоризма в двадцатые годы — то есть в то время, когда большинство психологов в той или иной мере попали под влияние науки о поведении. К 1928 году Мак — Дугалл «до такой степени подвергся остракизму со стороны основных сил американской психологии, что считал, что его презирают» (Jones. 1987. P. 931). Спустя десять лет, когда он уже умирал от рака, Найт Данлоп, сменивший Уотсона в университете Джонса Хопкинса, сказал, что «чем скорее он умрет, тем лучше будет для психологии» (цит. по: Smith. 1989. P. 446).

В теории инстинктов Мак — Дугалла утверждалось, что человеческое поведение является результатом врожденных склонностей в мыслях и действиях. Его идеи поначалу были хорошо приняты общественностью, но вскоре уступили свои позиции под натиском бихевиоризма. Уотсоп отрицал само понятие инстинктов, и по этому пункту, как впрочем, и по многим другим, противники сцепились.

Пятого февраля 1924 года они встретились, чтобы обсудить свои разногласия в психологическом клубе в Вашингтоне, округ Колумбия. Тот факт, что в Вашингтоне имелся психологический клуб, не связанный с каким — либо университетом, говорит о многом. На диспуте присутствовало более тысячи человек. Среди них лишь немногие были психологами; в те годы по всей стране насчитывалось всего 464 члена Американской психологической ассоциации. Следовательно, размер аудитории прежде всего говорит о популярности бихевиоризма Уотсона. Тем не менее, жюри этого диспута присудило победу Мак — Дугаллу. Материалы этого диспута опубликованы в работе «Битва за бихевиоризм» (The Battle of behaviorism. 1929 г.).

Мак — Дугалл начал диспут на оптимистической ноте: «У меня есть исходное преимущество перед доктором Уотсоном, — сказал он, — и это преимущество настолько велико, что даже кажется мне несправедливым. Все люди, обладающие здравым смыслом, по определению окажутся на моей стороне» (Watson & McDougall. 1929. P. 40). Он сказал, что вполне согласен с Уотсоном в том, что информация о поведении является верным фокусом психологических исследований, но выступает против полного сбрасывания со счета информации о сознании. В будущем его позиция была поддержана психологами гуманистического направления и теоретиками социального научения.

Если психологи не будут использовать интроспекцию, говорил Мак — Дугалл, то каким образом они смогут определить смысл реакции субъекта или точность слов? Каким образом, не прибегая к самонаблюдению, можно выяснить что — либо о мечтах и фантазиях? Как понять и оценить эстетические переживания? В споре с Уотсоном Мак — Дугалл попытался представить, как бихевиорист рассказал бы о восприятии скрипичного концерта:

Я вхожу в зал и вижу, что мужчина скребет по кошачьим кишкам волосами, выдранными из конского хвоста, а перед ним, в состоянии восторженного внимания, сидит тысяча человек, которые время от времени начинают хлопать руками. Каким образом бихевиорист может объяснить эти странные события? Как объяснить тот факт, что колебания, производимые кошачьими кишками, повергают тысячи людей в полное молчание и спокойствие, а прекращение этих вибраций вдруг становится стимулом к какой — то лихорадочной активности?

Здравый смысл и психология сходятся в том, что аудитория слушает музыку с обостренным наслаждением и дает выход своему восхищению и благодарности к артисту криками и аплодисментами. Но ведь бихевиорист ничего не знает ни о наслаждении или боли. ни о восхищении или благодарности. Он просто смешал с грязью все эти «метафизические понятия» и потому должен искать какие — то иные объяснения. Ну и пусть себе ищет, оставим его. Этот поиск даст ему вполне безвредное, тихое занятие на ближайшие несколько столетий. (Watson & McDougall. 1929. р. 62–63.)

Затем Мак — Дугалл подверг критике допущение Уотсона о том, что человеческое поведение является всецело детерминированным, что все наши действия являются прямыми результатами прошлого опыта и могут быть полностью прогнозированы, если только известны события прошлой жизни. Такая психология, говорил Мак — Дугалл, не оставляет места для свободной воли или свободы выбора.

Если позиция детерминизма верна — то есть люди не обладают свободной волей и потому не могут нести ответственность за свои действия, — то стоит ли проявлять инициативу, творческие усилия, стремление усовершенствовать себя и общество. Никто тогда не станет пытаться предотвратить войну, бороться против несправедливости или стремиться к достижению каких — либо идеалов.

Особой критике Мак — Дугалл подверг метод дословного описания, который Уотсон применял в своих исследованиях. Мак — Дугалл подчеркнул непоследовательность метода, который принимается, если его можно верифицировать, и отвергается, если верификация невозможна. Разумеется, именно такой и была точка зрения Уотсона, ведь основная цель всего бихевиористского движения — использовать исключительно такие данные, которые могут быть верифицированы.

Диспут Уотсона и Мак — Дугалла произошел через одиннадцать лет после того, как Уотсон формально основал бихевиоризм как научную школу. Мак — Дугалл предсказывал, что пройдет несколько лет, и позиция Уотсона исчезнет, нс оставив и следа. Однако в послесловии к опубликованной версии диспута Мак — Дугалл признал, что его прогноз оказался слишком оптимистическим: «Он был основан на чрезмерно лестной оценке интеллектуального уровня американской публики… Доктор Уотсон продолжает быть почитаемым пророком в своем отечестве, продолжает произносить свои проповеди» (Watson & McDougall. 1929. P. 86, 87).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru