Словарь терминов по теме личность – Словарь терминов по теме _Психология личности_

Личность - это... Что такое Личность?

  • ЛИЧНОСТЬ — I. Из истории слова «личность» в русском языке до середины XIX в. 1. В русское слово личность влились многие из тех значений и смысловых оттенков, которые развивались в разных европейских языках у многочисленной группы слов, восходящих к… …   История слов

  • ЛИЧНОСТЬ —         общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… …   Философская энциклопедия

  • личность — Врожденные особенности мышления, ощущений и поведения, определяющие уникальность индивида, его образ жизни и характер адаптации и являющиеся результатом конституционных факторов развития и социального положения. Краткий толковый психолого… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЛИЧНОСТЬ — ЛИЧНОСТЬ, личности, жен. 1. только ед. Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. «Гражданам СССР еспечивается неприкосновенность личности.» Конституция СССР.… …   Толковый словарь Ушакова

  • личность — См …   Словарь синонимов

  • ЛИЧНОСТЬ — (лат. persona). Понятие «личность» принадлежит к числу тех понятий, которые на всем протяжении истории человеческой мысли вызывали величайший разнобой в определениях. И объем и содержание этого понятия в трактовке каждого философа,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ЛИЧНОСТЬ — человек, обладающий комплексом прав, свобод и обязанностей, которые придают ему независимый, признанный и защищенный обществом статус, особое автономное положение в обществе. Необходимо различать три статуса индивида в обществе: 1) человек, т.е.… …   Юридическая энциклопедия

  • ЛИЧНОСТЬ — ЛИЧНОСТЬ, 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личность отличают от понятий индивид и индивидуальность .… …   Современная энциклопедия

  • Личность — (иноск.) личная обида; намекъ на извѣстное лицо. Ср. Достаточно сказать только, что есть въ одномъ городѣ глупый человѣкъ это уже личность: вдругъ выскочитъ господинъ почтенной наружности и заключитъ: «Вѣдь я тоже человѣкъ, стало быть, я тоже… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ЛИЧНОСТЬ — 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности.2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий индивид (единичный представитель… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Личность — (от лат. persona – маска, роль актера) – термин, обозначающий социальный тип человека как продукта и носителя исторически определенной культуры и выполняющего определенные функции в системе сложившихся общественных отношений. Личность является… …   Энциклопедия культурологии

  • dic.academic.ru

    Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (9, 11 класс): Словарь основных терминов по разделу "Человек и общество"

    Термин

    Определение

    Человек

    Высшая форма развития живых организмов на Земле, наделенная мышлением, речью и разумом.

    Сознание

    Форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в образах.

    Потребность

    Осознаваемая нужда в чем либо.

    Самосознание

    Осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность

    Самооценка

    Это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.

    Самопознание

    Это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.

    Личность

    Совокупность социально значимых качеств человека, приобретенных в процессе его деятельности и взаимодействия в обществе.

    Индивид

    Представитель человека как биологического рода.

    Индивидуальность

    Совокупность характеристик, позволяющих отличать одного индивида от другого.

    Способности

    Индивидуальные особенности человека, позволяющие ему  осуществлять отдельные виды деятельности наиболее успешно.

    Интерес

    Активная направленность человека на различные объекты, освоение которых оценивается им как благо; потребности, выступающие мотивацией поведения индивида.

    Склонность

    Предрасположенность личности к той или иной деятельности, отдание ей преимущества перед остальными видами деятельности.

    Антропосоциогенез

    Процесс становления общества и человека.

    Свобода

    Возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности.

    Мировоззрение

    система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

    Потребность

    Осознаваемая нужда в чем-либо.

    Деятельность

    Сознательная активность человека, направленная на преобразование окружающего мира.

    Культура

    Совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в ходе его жизнедеятельности.

    Ценность

    То, что обладает для человека или общества определенной значимостью.

    Истина

    Знание о предмете, соответствующее внутреннему содержанию предмета.

    Общество

    Обособившаяся от природы, но неразрывно с нею связанная часть, включающая в себя все способы и формы взаимодействия людей.

    Мышление

    это способность человека рассуждать,  отражать объективную действительность в представлениях, суждениях и понятиях.

    Социализация

    Непрерывный процесс  усвоения социальных норм и освоения социальных ролей.

    Общение

    Процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.

    Наука

    Область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

    Социальный институт

    Это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. 

    Общественный прогресс

    Процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного к цивилизованному.

    Цивилизация

    Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией.

    Формация

    Определённая стадия в развитии общества, а также структура общества, присущая данной стадии развития и определяемая способом производства.

    Традиционное общество

    Уклад жизни с преобладание аграрного сектора в экономике; характеризуется  стабильность структуры, сословной организацией, низкой мобильностью.

    Индустриальное общество

    Общество, ставшее результатом развития машинного производства, промышленной революции, применения достижений научно-технического прогресса, основано на промышленности с гибкими динамичными структурами.

    Информационное общество

    Фаза развития человеческой цивилизации, в которой резко повышается ценность, роль и значение информации и знаний. 

    Социальное познание

    Это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития.

    Научное познание

    Это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов

    НТП

    Поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы.

    Глобализация

     Процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. 

    nsportal.ru

    ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК», «ОБЩЕСТВО».

     

    1. Аскетизм - преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающих в себя самоистязание.
    2. Вербальное - словесное общение
    3. Волюнтаризм – пренебрежение объективными процессами, необходимыми условиями.
    4. Гедонизм - учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.
    5. Глобализация - процесс объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе.
    6. Глобальные проблемы - трудности, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества и требующие согласованных действий в масштабах мирового сообщества.
    7. Деятельность - это форма активности субъекта, выражающаяся в целенаправленном и целесообразном изменении окружающего мира, а так же в преобразовании человеком самого себя.
    8. Духовная сфера общества – сфера общественной жизни, основным содержанием которой является производство духовных ценностей и удовлетворение духовных потребностей.
    9. Духовность - это система ценностей, существующих длительный период, имеющих большое количество последователей и существующие ограниченный отрезок времени.
    10. Духовные ценности – это те значимые для человека и общества результаты духовного производства, которые удовлетворяют их духовные потребности.
    11. Жизнь – главная потребность человека и его главное неотъемлемое право.
    12. Задатки - врожденные физиологические особенности нервной системы.
    13. Игра - форма деятельности в условных обстоятельствах.
    14. Индивид - единичный представитель человеческого рода.
    15. Индивидуальность - самобытность, неповторимость, оригинальность индивида.
    16. Индустриализация- процесс создания крупного машинного производства, применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии.
    17. Инновация - практика перманентного (беспрерывного) реформирования.
    18. Интеграция- объединение различных частей.
    19. Интерес - целенаправленное отношение человека к потребности.
    20. Культура - совокупность всех видов и результатов преобразовательной деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на самого человека.
    21. Культура –совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.
    22. Личность-система социально значимых качеств индивида.
    23. Локальная цивилизация – большая социально-культурная общность, которая существует длительное время, имеет устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы жизни общества.
    24. Менталитет человека -совокупность всех итогов познания, их оценка на основе культуры, деятельности, национального сознания и личного жизненного опыта.
    25. Мировоззрение- система взглядов и представлений об окружающем мире.
    26. Модернизация- процесс изменения в соответствии с современными требованиями и нормами.
    27. Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение в головном мозге человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей.
    28. Научно-техническая революция– коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.
    29. Нравы - типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события.
    30. Обряд— совокупность коллективных действий, во­площающих в себе определенные представления и цен­ности данного общества и вызывающие у всех носителей данной культуры аналогичные чувства, носящие коллек­тивный характер.
    31. Общение- процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми.
    32. Общественно-экономическая формация - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений.
    33. Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.
    34. Обычай –типичное поведение в определенной ситуации.
    35. Обычаи— установившиеся схемы поведения, обяза­тельно на уровне культуры в целом.
    36. Ответственность - социально-философское понятие, характеризующее вид взаимоотношений между людьми с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых взаимных требований.
    37. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период времени в различных условиях.
    38. Поступок - действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, целей и средств.
    39. Потребности - осознанная необходимость в том, что составляет условие существования.
    40. Привычка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.
    41. Природа - естественная среда обитания человека и общества, имеющая качественную специфику в сравнении с обществом.
    42. Реализм –взвешенный подход к свободе и необходимости.
    43. Революция - глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений
    44. Реформа - усовершенствование сфер общественной жизни без уничтожения фундаментальных основ общества.
    45. Свобода - способность человека выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами и оценками.
    46. Смысл жизни - определение конечной цели существования человека.
    47. Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязательства и реализовывать нравственный самоконтроль за их выполнением.
    48. Сознание –это способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
    49. Социализация- процесс усвоения, восприятия норм поведения, ценностей и установок, принятых в обществе.
    50. Социальная роль - образ поведения, соответствующий социальному статусу.
    51. Социальные институты - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
    52. Социальный статус -место человека в общественных отношениях.
    53. Способности - индивидуальные психологические особенности индивида, необходимые для успешной деятельности.
    54. Стагнация— период в развитии общества, когда нет поступательной динамики, но и нет обратного движения.
    55. Творчество– деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. Это понятие включает воображение, интуиция, творческое озарение.
    56. Темперамент - врожденные, генетически обусловленные качества индивида.
    57. Традиции— совокупность элементов культуры, пере­даваемых из поколения в поколение.
    58. Труд - социальная деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата.
    59. Установки - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность.
    60. Фатализм– предопределенность:все в мире подчинено необходимости, свободы не существует.
    61. Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
    62. Цивилизация - единый процесс исторического развития, проходящий через определенные стадии.
    63. Чувства - эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
    64. Эволюция - процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах.
    65. Эмоции -кратковременные переживания
    66. Язык— совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации.

     

     

    Читайте также:


    Рекомендуемые страницы:

    Поиск по сайту

    

    Поиск по сайту:

    poisk-ru.ru

    Термины по обществознанию Блок Человек и общество


    Подборка по базе: Контрольная работа по обществознанию за курс 7 класса.docx, Системный блок для Дома.docx, СРАВНЕНИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ.pptx, 1 Влияние ЭМИ на человека.doc, Биология человека.docx, Бытие человека как проблема философии.docx, 1. Введение. Природа. Человек часть природы. Тела и вещества. Чт, Научно- исследовательская работа. Тема_ «Книга в жизни человека», A.A.Чанышев Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра.doc, протозойные заболевания человека.pdf.

    Термины по обществознанию

    Блок «Человек и общество»


    1. Человек — это биосоциальное существо, обладающее сознательной речью, нравственными качествами и способностью изготовления орудий труда.

    2. Индивид — представитель человеческого рода, от рождения наделенный особыми отличительными от других людей качествами.

    3. Индивидуальность — специфические черты, выделяющие человека из совокупности себе подобных (внешние и внутренние).

    4. Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

    5. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей.

    6. Агенты социализации — институты, играющие в процессе социализации наиболее важную роль (семья, образование, армия, ближнее окружение)

    7. Общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть окружающего мира, представляющая собой совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.

    8. Мировоззрение — система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире.

    9. Истина — это объективное знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета.

    10. Абсолютная истина — это несомненное, раз и навсегда установленное знание, некий идеал, к которому стремится наше знание.

    11. Относительная истина — неполное, ограниченное знание.

    12. Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях

    13. Деятельность — это форма активного отношения человека к окружающему миру, предполагающая его целесообразные изменения и преобразования.

    14. Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

    15. Потребности — это нужды человека в том, что является необходимым для поддержания его организма и развития личности

    16. Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

    17. Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

    18. Культура — совокупность всех видов преобразующей деятельности человека, направленная как на внешнюю среду, так и на него самого.

    19. Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

    20. Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, СМИ.

    21. Религия — вера в сверхъестественное; совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность.

    22. Искусство — практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.

    23. Мораль — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

    24. Общественный прогресс — направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

    25. Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

    26. Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе

    27. Социальное познание — процесс приобретения т развития знаний о человеке и обществе.

    28. Духовная культура — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и другие.

    Блок «Экономика»:

    1. Факторы производства — ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.

    2. Факторный доход — доход, получаемый с факторов производства (заработная плата, рента, прибыль, процент).

    3. Спрос — желание и возможность потребителей приобретать продукцию при каждом возможном уровне цены.

    4. Предложение — желание и возможность продавцов реализовывать продукцию при каждом возможном уровне цены.

    5. Экономическая система — установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

    6. Затраты (издержки) — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.

    7. Ценные бумаги — это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.

    8. Безработица — социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда.

    9. Инфляция — долговременная устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен.

    10. Экономический рост — долговременное увеличение реального объема внутреннего валового продукта (ВВП) как в абсолютных значениях, так в расчете на каждого жителя страны.

    11. ВВП — годовая рыночная стоимость конечных товаров и услуг, производимых экономикой по территориальному признаку.

    12. Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.

    13. Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

    14. Экономический цикл — периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции.

    15. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг).

    16. Равновесная цена — цена, объем спроса при которой равен объему предложения

    17. Конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

    Блок «Социальные отношения»:

    1. Социальная стратификация — совокупность расположенных в вертикальном порядке слоев (страт), представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

    2. Социальная мобильность — перемещение групп и индивидов в социальной структуре общества, изменение их статусов.

    3. Социальный лифт — механизм пути, через который можно изменить свое социальное положение.

    4. Социальные группы — совокупности людей (2 и более), которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия.

    5. Этнические общности — исторически сложившиеся на определенной территории устойчивые группы людей, обладающие общими чертами культуры, языка, самосознанием, исторической памятью, а также осознанием своих интересов, своего единства, отличия от других подобных образований.

    6. Социальный конфликт — столкновение интересов личностей и групп.

    7. Социальные нормы — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми.

    8. Социальный контроль — система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие и упорядочивает взаимодействие между индивидами.

    9. Санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

    10. Семья — социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях.

    11. Отклоняющееся поведение — поведение, отклоняющееся от норм или набора норм, принятых значительной частью общества.

    12. Социальная роль — модель поведения, соответствующая статусу, который занимает человек.

    13. Социальный статус — положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным положением, профессией, и предполагающее определенные права и обязанности.

    14. Социальный институт — исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах морали, права система общественных отношений.

    Блок «Политика»

    1. Власть — способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя к сотрудничеству или нет.

    2. Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом в рамках определенной территории и обладающая суверенитетом.

    3. Политическая система — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействия политических субъектов и отношений между ними, связанных с осуществлением политической власти.

    4. Политический режим — совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением.

    5. Форма государства — совокупность характеристик, определяющих способ организации и устройства государства.

    6. Демократия — способ политической организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов меньшинства.

    7. Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

    8. Правовое государство — это демократическое государство, в котором реализуется принцип верховенства права, права’ и свободы человека и гражданина, и существует взаимная ответственность государства и граждан.

    9. Политическая элита — относительно немногочисленная социальная группа, сосредоточившая в своих руках значительный объем государственной власти.

    10. Политическая партия — организация, члены которой объединены общими целями, идеалами и стремятся к получению и реализации власти.

    11. Общественно-политическое движение — организация, которая создается на основе общности интересов для осуществления общих целей путем воздействия на государственную власть

    12. Политический лидер — ведущее лицо политического процесса, оказывающее постоянное и решающее воздействие на политические преобразования в стране.

    13. Избирательная система — порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования.

    14. Политический процесс — совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей.

    15. Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

    16. Политическая культура — это совокупность норм и ценностей, которые разделяются большинством граждан и находят выражение в их политической деятельности, в оценке политических событий и в отношении к политике и ее компонентам.

    17. Политическая идеология — это сформированная система ценностей, ориентированная на выражение политических интересов, основание для формирования целей политических действий.

    18. Абсентеизм — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонение избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

    Блок «Право»:

    1. Право — совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.

    2. Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

    3. Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.

    4. Дееспособность (гражданская) — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (с 18 лет полная)

    5. Отрасль права — совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений

    6. Институт права — группа правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений. Пример: институт охраны труда в трудовом праве

    7. Гражданское право — отрасль частного права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения.

    8. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности — совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрактами.

    9. Имущественные права — права, возникающие по поводу обладания каким-либо имуществом или по поводу его передачи одним лицом другому.

    10. Неимущественные права (личные права) — особая категория гражданских прав, которые с рождения принадлежат гражданину и неотъемлемы от него.

    11. Трудовое право — самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения в сфере труда.

    12. Трудовой договор — соглашение между работником и работодателем, в котором описаны взаимные права и обязанности сторон.

    13. Семейное право — отрасль права, регулирующая личные и производные имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.

    14. Брачный договор — соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

    15. Брак — юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.

    16. Международное гуманитарное право — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

    17. Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства

    18. Экологическое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

    19. Гражданство — устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

    20. Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения, которые возникают в связи с совершением преступления

    21. Уголовный процесс — досудебное и судебное производство по уголовному делу.

    22. Мера пресечения — особая группа мер процессуального принуждения, представляющая собой способы и средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях — подозреваемого.

    23. Правоотношения — это отношения между людьми, урегулированные нормами права.

    24. Правонарушение — общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность.

    25. Нормативно-правовой акт — это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

    26. Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо военной службы.

    27. Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми материальными ресурсами.

    topuch.ru

    Глоссарий Модуль 1. Психология личности.

    Тема 1 Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии

    Анкетный метод – метод использования опросных листов с заранее продуманными и выверенными вопросами с целью получения информации о различных психических явлениях.

    Беседа – метод, основанный на прямом или косвенном получении данных (информации) путем речевого общения.

    Бессознательное – это характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

    Бихевиоризм – направление в американской психологии 20 в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

    Гештальтпсихология – одно из направлений зарубежной психологии, использующее для объяснения сложных психических явлений принцип их целостности («гештальты»).

    Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека как единого неделимого целого

    Житейская психология – психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни и отличающиеся конкретностью, интуитивностью, ограниченностью, бездоказательностью.

    Интервью – метод получения информации о психических явлениях с помощью устно поставленных вопросов.

    Интроспекция – внутреннее наблюдение.

    Методы психологии – основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.

    Метод обобщения независимых характеристик – выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях, полученных от разных людей.

    Мотив – побуждение к деятельности.

    Мысль – обобщенное отражение действительности в форме понятий, суждений, умозаключений.

    Наблюдение научное – метод, фиксирующий различные проявления психики в жизненных ситуациях, поведении и деятельности за определенный период времени без вмешательства в их течение. Оно является организованным, предполагает четкий план и фиксацию результатов в специальном дневнике.

    Наблюдение житейское – наблюдение, которое ограничивается регистрацией фактов и носит случайный, неорганизованный характер.

    Наблюдение выборочное – фиксация отдельных проявлений психики ( в соответствии с программой и целью исследования) на протяжении определенного времени.

    Наблюдение включенное – наблюдение, предусматривающее участие исследователя в деятельности.

    Научная психология – устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных.

    Образ – субъективная картина мира или его фрагментов.

    Объективные методы – методы опосредствованного изучения психики через поведение, деятельность и физиологические особенности функционирования нервной системы и мозга.

    Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.

    Психика – свойство высокоорганизованной материи (нервной системы) отражать объективный мир в виде картины мира и на этой основе регулировать поведение и деятельность.

    Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

    Психические явления – психические процессы, психические состояния, психические свойства личности и психические образования.

    Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности и имеющие, как правило, четкое начало, непродолжительное течение и ярко выраженный конец. К ним относят познавательные процессы (ощущение, восприятие, воображение, представление, память, внимание, речь, мышление), эмоциональные и волевые.

    Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени и отражающий мотивацию или эмоциональные переживания (активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия, депрессия.

    Психические свойства личности – это наиболее устойчивые, постоянно проявляющиеся особенности личности, определяющие ее типичное поведение и деятельность (направленность, темперамент, характер и способности).

    Психические образования – результат развития психики человека: приобретенные знания, навыки, умения, привычки и т.д.

    Рефлекс – ответный акт организма, детерминированный воздействием факторов внешней или внутренней среды на составляющие рецепторы.

    Рефлекс безусловный – врожденное, инстинктивное реагирование на стимул.

    Рефлекс условный – временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей.

    Рецептор – специальное чувствительное нервное образование, воспринимающее раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающее их в нервные сигналы.

    Самосознание – знание о своем месте в мире, осознание себя.

    Самопознание – нацеленность человека на познание своих физических, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей.

    Сознание – высшая форма психического отражения, возникающая лишь в человеческом обществе в результате совместного труда, развития языка и речи.

    Стимул – внешнее или внутреннее воздействие, вызывающее в рецепторе возбудительный процесс.

    Тест – стандартизированное психологическое испытание по заданию исследователя, в результате которого делается попытка оценки того или иного психического процесса, состояния или свойства личности в целом.

    Уровень притязаний – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

    Фрейдизм (психоанализ) – направление, названное по имени австрийского психолога З.Фрейда, объясняющее все поведение личности бессознательными биологическими явлениями, или инстинктами, и в первую очередь сексуальными влечениями.

    Эмоции –отражение значения предметов и явлений для удовлетворения потребностей человека или животных.

    Экспериментальные методы – методы, основанные на количественном измерении и качественном анализе психики в строго определенных условиях с возможностями многократного повторения.

    Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

    Эксперимент естественный – эксперимент в виде продуманного задания или игры, которые непосредственно включены в различные виды поведения и деятельности. Сохраняет естественность психических проявлений.

    Эксперимент лабораторный - метод изучения психики в специально созданных (искусственных) условиях по инструкции со строгим контролем всех влияющих факторов и использованием специальных приборов, устройств и аппаратуры.

    Эксперимент формирующий – в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

    studfile.net

    Словарь терминов по подготовке а ЕГЭ по теме "Человек и общество"

    Раздел ОБЩЕСТВО и ЧЕЛОВЕК

    Общество в широком смысле означает обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

    Общество в узком смысле есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями , взаимодействием и отношениями.

    Открытая система - это система, которая имеет вход и выход, обменивается с окружающей средой веществом и энергией и поддерживает внутреннее равновесие

    Цикл в развитии общества - это чередование прогресса и регресса.

    Природа - совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат),

    органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.

    Эволюция общества - развитие общества в результате постепенных непрерывных изменений, плавно

    переходящих из одного в другое.

    Революция - коренной переворот в жизни общества, резкий скачкообразный переход от одного

    качественного состояния к другому.

    Прогресс - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному.

    Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.

    Регресс — направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему.  ухудшение, возврата к изжившим

    себя формам и структурам.

    Реформа - Преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общественной жизни не уничтожаю её основ.

    Частичные преобразования.

    Глобализация (франц. global — всеобщий, от лат. globus шар) — исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую систему.

    Цивилизация - это общество, построенное на определённом наборе (списке) великих социальных изобретений.

    Одна цивилизация отличается от другой цивилизации набором (списком) этих изобретений.

    Информационное общество — постиндустриальное общество, где основной производительной силой выступают знания и информация.

    Постиндустриальное общество — общество, где основной производительной силой выступают наука и новые интеллектуальные технологии. Большинство работников заняты в обслуживании: торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, досуг, наука, образование, правительство.

    Экология — наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

     

    Культура — совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и

    передаваемых из поколения в поколение.

    Наука — сфера деятельности людей направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке.

    Индукция - это восхождение от конкретного к абстрактному, от опытных данных к теории

    Абсолютная истина - это полное соответствие формы психики (например, суждения, образа и т. д.) и объекта познания.

    Наука - это деятельность человека по получению, систематизации и проверке знаний

    Ценности - это фундаментальные нормы и требования (императивы) в обществе о достоинстве, красоте, благочестии,

    это культурные стандарты хорошего и плохого.

    Мораль – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции

    действий человека с помощью норм, имеющих ценностное обоснование, ограничивающийся только духовным воздействием.

    2) общепринятые нормы и правила поведения

    Нравственность – 1. личностное восприятие морали отдельно взятым индивидом самостоятельный выбор человека к моральным

    законам

    Религия — мировоззрение, а также соответствующее поведение людей, основанное на вере в существование высших сил,

    богов имеющих неземную форму и господствующих над человеком в его повседневной жизни.

    Искусство - образно-символическая форма культуры, отражающая восприятие человеком реального мира и своего внутреннего

    состояния  через звук, пластику тела, рисунок, слово, цвет,  и т.д.

    Искусство - это специфическая форма отражения окружающего мира при помощи художественных образов.

    Образование 

    1.процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре, к ценностям человеческого общества.

    2. целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся

    констатацией достижений.

    Чувственное познание - вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление

    Истина - знание о действительности, в границах конкретного этапа развития общества, науки которое со временем может

    углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

    Вера — признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, убеждение которое

    не требует доказательств.

    Духовная культура - одна из сторон общей культуры человечества, включает в себя явления, не имеющие материального

    воплощения, связанные с  сознанием, интеллектом, эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи и

    нравы, верования, знания).

    Народная культура - народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его

    жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и существующая в народных массах

    Массовая культура — форма культуры, произведения которой стандартны, общедоступны, упрощены, безличны и

    распространяются среди широкой публики с помощью средств массовой информации без учёта религиозных, региональных

    и классовых субкультур

    Элитарная культура - субкультура привилегированных групп общества или профессионалов-специалистов,

    характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

     Субкультура - это такой вид культуры, нормы которой не противоречат, но отличаются от норм господствующей культуры

    Контркультура - это такой вид культуры, нормы которой противоречат нормам господствующей культуры.

    Язык - это средство передачи культуры с помощью символов.

    Индивид – отдельно взятый человек как существующий живой организм

    Индивидуальность – своеобразное сочетание биологических, физических, социальных, психических свойств отличающих

    одного человека от других его неповторимая уникальность.

    Личность (маска) – устойчивая целостность психологических характеристик человека (темперамент, характер, воля, эмоции,

    мотивы, социальные установки)

    Деятельность – активность, направленная на преобразование окружающего мира

    Ноосфера - это оболочка Земли, которая является результатом человеческой деятельности.

    Гуманизм — мировоззрение проникнутое любовью к людям уважением, заботой о благе человека

    Потребности — необходимость человека в чём-либо нужном для его жизнедеятельности и развития

    Человек - это разумное животное, имеющее способность к орудийной деятельности, устной речи и абстрактному мышлению.

    Человек — высшая ступень живых организмов на Земле с ярко выраженной способностью изменять себя и окружающий мир

    Общение — деятельность, в ходе которой происходит удовлетворение потребности человека в  контакте с другими, состоящее

    в непосредственном обмене эмоциями, информацией, опытом.

    Обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной

    деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.

    Игра - деятельность, направленная на условное моделирование жизненной ситуации, событий, мотив которой заключается не в ее

    результатах, а в самом процессе в ходе которой происходит удовлетворение потребностей в удовольствии, снятии напряжения,

    а также развитие определенных навыков, и умений.

    Труд — целесообразная деятельность людей, направленная создание материальных и духовных благ

    самовоспитание — сознательная систематическая работа над собой приближение к идеалу

    Самореализация - стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и применению своих талантов,

    способностей, личностных возможностей

     

    infourok.ru

    Краткий словарь психологических терминов - личность

    Личность

    личность

    понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

    См. в других словарях

    1.

      Этимология. Происходит от русск. личина (личина соответствует термину persona исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра). Категория. Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Специфика. Уже 1734 г. Х.Вольф дал дефиницию личности (Personlichkeit) следующим образом: "То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь". Эту традицию понимания личности продолжил У.Джемс, который трактовал личность, как сумму всего, что человек может назвать своим. В этих определениях понятие личности становится тождественным понятию самосознания, поэтому более обосновано определение личности через социальные взаимоотношения. При таком подходе личность предстает как система социального поведения индивида. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности. Исследования. Модель личности, развиваемая в глубинной психологии, прежде всего...

    Психологический словарь

    2.

      (англ. personality; от лат. persona маска актера; роль, положение; лицо, личность). В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Л. это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества (см. И. Кант). При всем многообразии подходов к пониманию Л. традиционно выделяются след. аспекты этой проблемы: 1) многогранность феноменологии Л., отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни; 2) междисциплинарный статус проблемы Л., находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук; 3) зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; 4) несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальнocmu, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, соци-огенетического и персоногенетического направлений современного человекознания; 5) разведение...

    Большой психологический словарь

    3.

      (Person; Personlichkeit) аспекты или ипостаси души, обитающей в действительном мире; для развивающейся личности существенным является отделение от коллективных ценностей, в частности от унаследованных или уже реализованных персоной."Достаточно, например, внимательно понаблюдать за кем-нибудь при различных обстоятельствах, чтобы открыть, как резко меняется его личность при переходе из одной среды в другую, причем каждый раз выявляется резко очерченный и явно отличный от прежнего характер <...> В соответствии с социальными условиями и необходимостями социальный характер ориентируется, с одной стороны, на ожиданиях и требованиях деловой среды, с другой стороны на социальных намерениях и стремлениях самого субъекта. Обыкновенно домашний характер слагается, скорее, согласно душевным запросам субъекта и его потребностям в удобстве, почему и бывает так, что люди, в общественной жизни чрезвычайно энергичные, смелые, упорные, упрямые и беззастенчивые, дома и в семье оказываются добродушными, мягкими, уступчивыми и слабыми. Который же характер есть истинный, где же настоящая личность? У такого человека вообще нет настоящего...

    Словарь аналитической психологии

    4.

      феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле...

    Словарь практического психолога

    5.

      1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. ...

    Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Вопрос-ответ:

    Ссылка для сайта или блога:

    Ссылка для форума (bb-код):

    www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai