Дети группы риска в школе таблица: Срок регистрации домена закончился

Содержание

Железнова И.В. Дети «группы риска» современной школы. Какие они? Обратная сторона медали

УДК 37

Железнова Инна Васильевна
МБОУ СОШ №17 г.Белгорода
Педагог-психолог


Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению проблемы личности современных подростков с отклоняющимся поведением. В работе анализируются исследования ученых относительно особенностей подросткового возраста, рассматриваются понятия «отклоняющееся поведение», «трудный подросток», описывается общая картина психологической диагностики эмоционального состояния детей «группы риска».

Ключевые слова: конфликт, общение со взрослыми, общение со сверстниками, отклоняющееся поведение, подростковый возраст, тревожность


Zheleznova Inna Vasilievna
School №17 in Belgorod
Teacher-psychologist


Abstract
In the article the problem of identity of modern teenagers. In the work is the research of scientists of adolescence, describes the concepts of «deviating behavior», «hard cases», the emotional state of children «groups of risk».

Keywords: adolescence, anxiety, communicating with an adult, communication with peers, conflict, deviating behavior


Рубрика: Педагогика, Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Железнова И.В. Дети «группы риска» современной школы. Какие они? Обратная сторона медали // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/04/2666 (дата обращения: 05.10.2021).

Как мы все знаем, не бывает плохих детей. Но хоть один раз в жизни каждому из нас удавалось встречаться с детьми, поведение которых выходило за рамки общественных норм и правил. Как показывает наука и житейский опыт, феномен отклоняющегося поведения наиболее остро мы можем наблюдать в подростковом возрасте. Под отклоняющимся (девиантным) поведением мы подразумеваем отдельные поступки или систему поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам: преступность и уголовно ненаказуемое поведение [1, с.72].

В современной школе получают образование очень разные дети.  В процессе учебы педагогам часто приходится сталкиваться к детьми, имеющими различные девиации. И нередко диалог «учитель-ученик»  с такими детьми заканчивается конфликтом. Но не будем слишком критично относиться к данной ситуации. Следует помнить, что любое поведение имеет свою причину.

Обращаясь к работам многочисленных авторов, изучавших проблему подросткового возраста, Божович Л.Б., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Казнова Г. В., Козинцева Т. Н., Леонтьев А. Н., Петровский А. В., Фельдштейн Д. И. и др., мы видим, что данный возрастной этап является кризисным, поскольку затрагивает все стороны развития и социальной жизни. В подростковый период происходит половое созревание, порождающее эмоциональную неустойчивость, резкие перепады настроения; изменяется социальная ситуация развития: ребенок начинает отстаивать свою самостоятельность, претендует на равенство со взрослыми, рождается «чувство взрослости»; изменяется ведущая деятельность – появляется интимно-личностное общение, где подросток пересматривает свою систему ценностей, взглядов, идеалов. Все эти перемены в подростке как защитная реакция способны породить поведенческие паттерны, не принятые в социальном обществе.

Поэтому в современной школьной среде для профилактики возникновения девиантного поведения формируется так называемая «группа риска» обучающихся. В нее входят дети из неблагополучных семей, дети с отклоняющимся поведением, в том числе педагогически запущенные, а также дети с проблемами в обучении и развитии, дети с хроническими заболеваниями, инвалиды. «Группа риска» в данном случае является промежуточным звеном между «нормой»  и «девиацией».

Работая с детьми, имеющими проявления девиантного поведения, была проведена психологическая диагностика особенностей эмоционального состояния, личностных особенностей. В работе были использованы методика «Шкала тревожности» (Кондаш), методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна.

Из полученных результатов мы видим, что, несмотря на наличие вербальной, косвенной и физической агрессии, у таких детей преобладает межличностная тревожность -71 % исследуемых (результаты отображены в таблице 1).  Дети данной категории испытывают беспокойство в ситуациях общения с окружающими. Результаты психологической диагностики уровня самооценки показали, что подростки «группы риска» имеют завышенный неустойчивый уровень самооценки и завышенный уровень притязаний. Что означает, неуверенность в себе, желание скрыть свою несостоятельность «храбрым», вычурным поведением. Подобное желание проявляется в совершении поступков, привлекающих внимание окружающих.

 

Таблица 1.  Оценка подростков «группы риска» субъективной неприятности различных конкретных ситуаций

Школьная тревожность
Самооценочная тревожностьМежличностная тревожность
Процентная выраженность результатов

8% исследуемых

21% исследуемых

71% исследуемых

 

Таким образом, рассмотрев проблему эмоционального состояния детей «группы риска», мы увидели эмоциональную составляющую их личности. И получив результаты межличностной тревожности, мы понимаем, насколько важно таким детям произвести нужное впечатление на окружающих. Неуверенность в себе, завышенные показатели межличностной тревожности, все это указывает на стремление подростка к положительному образу «Я», желание компенсировать пусть даже через асоциальное поведение.

 


Библиографический список
  1. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1989.
  2. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. – Т.4. – М., 1986.
  3. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. -М, 1988.
  4. Крайг, Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2000.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Железнова Инна Васильевна»

Группы риска новорожденных: что значит, таблица, рекомендации

Группы риска новорожденных — это медицинский термин, описывающий предрасположенность ребенка к внутриутробным инфекциям, аномалиям развития и заболеваниям внутренних органов. Их оценка производится при первичном посещении беременной женской консультации и в период между 30 и 32 неделями беременности. Специалисты на основе определенной группы риска проводят профилактические мероприятия для ребенка после рождения.

Определение групп риска

Группы риска новорожденных: понятие и факторы

Родители, услышав о группах риска, волнуются о том, что значит это понятие. В этих ситуациях следует проконсультироваться со специалистом. Неонатологи и акушеры-гинекологи относят к этим группам детей, у которых есть факторы, предрасполагающие к развитию заболеваний, в том числе инфекционного характера. Выявляется группа риска в период беременности во время обследования и беседы с женщиной. Для этого проводится две встречи с врачом — при постановке на учет в женской консультации и на 30–32 неделе беременности. Специалист собирает имеющиеся жалобы, узнает о сопутствующих заболеваниях, в том числе у близких родственников. На второй встрече проводят исследования на инфекционную патологию и оценивают работу внутренних органов.

На основании полученных результатов может быть выявлена одна из четырех групп риска:

  • по развитию заболеваний ЦНС;
  • по инфицированию во внутриутробном периоде;
  • с повышенным риском развития нарушений трофики и патологий эндокринной системы;
  • по развитию врожденных пороков развития.

Если ребенок относится к какой-либо группе риска, это не означает 100% вероятность развития патологии. При комплексной профилактике и лечебных вмешательствах заболевание может не развиться.

Важно отличать группу здоровья и риска. Первое понятие используется для оценки состояния новорожденного в настоящий момент, т.е. не имеет существенного значения для прогноза. Группа риска используется только для прогнозирования, так как определяет вероятность развития болезней у ребенка в дальнейшем.

Патологии ЦНС

У некоторых детей имеется повышенный риск перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС). Это состояние, характеризующееся изменением работы головного или спинного мозга. К группе риска по ППЦНС относят новорожденных, имеющих следующие факторы:

  • возраст женщины меньше 16 лет или больше 40;
  • табакокурение или употребление спиртного во время беременности;
  • наличие в акушерском анамнезе выкидышей или длительного бесплодия;
  • тяжелые декомпенсированные болезни, в том числе сахарный диабет, хроническая почечная недостаточность;
  • острые инфекционные заболевания в период вынашивания плода;
  • в период беременности имелась угроза выкидыша, прерывания или наблюдалась эклампсия.

Для предупреждения развития перинатальной энцефалопатии (ПЭП) или ее своевременного выявления новорожденный в течение 3 месяцев находится под наблюдением невролога. Регулярно оцениваются его рефлексы, наличие неврологических нарушений, а также своевременность развития движений. При отсутствии симптомов в первый год жизни ребенка снимают с учета.

Высокий риск внутриутробного инфицирования

Группа риска по ВУИ имеет повышенный риск развития инфекционных заболеваний

Внутриутробное инфицирование (ВУИ) оказывает тяжелое негативное влияние на организм новорожденного и может стать причиной развития тяжелых пороков развития, в том числе несовместимых с жизнью. В группу риска по ВУИ относят следующие провоцирующие факторы:

  • острые воспалительные поражения органов половой системы во время беременности;
  • перенесенные в первый триместр TORCH-инфекции. Это инфекционные заболевания, способные инфицировать организм ребенка: краснуха, токсоплазмоз, герпетические поражения и др.;
  • мастит и другие гнойные поражения организма;
  • инфекционные болезни у близких членов семьи.

Основной метод профилактики для новорожденных из этой группы риска — регулярные осмотры у специалиста. Если у женщины в период беременности возникали острые инфекции, то в крови у ребенка регулярно определяют титр антител. При этом важно учитывать грудное вскармливание и возможность их попадания в организм с материнским молоком. Новорожденные из группы по ГСИ (гнойно-септические инфекции) осматриваются у специалиста каждый месяц до достижения возраста 1 год.

Эндокринные и трофические нарушения

Риск развития указанных заболеваний выше при следующих состояниях:

  • у новорожденного выявляются гипотрофия или избыточная масса тела. Это может сопровождаться нарушениями процесса созревания внутренних органов;
  • диагностированный у женщины сахарный диабет;
  • декомпенсированные болезни внутренних органов в период беременности;
  • вредные привычки.

Ребенок, отнесенный к группе риска по эндокринным и трофическим нарушениям, регулярно осматривается специалистами. Если в течение первого года жизни эндокринолог не выявляет каких-либо отклонений, то детей снимают с учета.

Врожденные пороки развития

Наиболее обширная группа риска. Дети, отнесенные к ней, имеют высокую вероятность развития заболеваний внутренних органов. Факторы риска:

  • табакокурение, наркомания и употребление спиртных напитков;
  • тяжелые соматические болезни в период беременности;
  • возраст женщины старше 30 лет;
  • острые инфекционные болезни у беременной;
  • кровное родство между матерью и отцом;
  • прием лекарственных препаратов в первый триместр беременности.

Плохое здоровье и склонность к заболеваниям дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем требуют профилактических осмотров каждый месяц для своевременного выявления патологий.

Наблюдение в группах риска проводят врачи-педиатры. При необходимости родители и новорожденный консультируются у специалистов других профилей: невролога, эндокринолога и др.

Группа риска по развитию ГИЭ (гипоксически-ишемическая энцефалопатия) и другие категории детей требуют медицинского обследования в первый год жизни. Профилактика заболеваний, включающая в себя улучшений условий жизни и своевременную вакцинацию, позволяет не допустить развития патологий внутренних органов или нервной системы.

Видео

Читайте в следующей статье: кровоизлияние в мозг у новорожденного

Работа социально-психологической службы с детьми группы риска | Психология

Работа социально-психологической службы с детьми группы риска