Дети с аутизмом в детском саду: Ребенок с аутизмом в детском саду – возможно ли?
Ребенок — аутист в ДОУ: пути развития
За годы работы в ДОУ только недавно столкнулись с проблемой организации работы с воспитанниками с тем или иными ограничениями по здоровью (дети с ОВЗ). Если дошкольники с теми или иными нарушениями опорно-двигательного аппарата встречались в практике работы, то дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы нет – это тенденция нового времени, связанная с разными причинами.
И в нашем образовательном учреждении мы столкнулись с проблемами инклюзивного образования, а именно организацией условий работы с детьми с ранним детским аутизмом. Основной формой получения дошкольного образования ребенком с диагнозом раннего аутизма в ДОУ – общеобразовательная группа. Воспитанником осуществляется воспитание и обучение по общеобразовательной комплексной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы под наблюдением специалистов ДОУ: психолога, логопеда, медицинского работника. Комплекс мероприятий для помощи дошкольнику с ранним аутизмом в ДОУ направлен на улучшения физического и психологического самочувствия воспитанника с аутизмом, способствует формированию комфортных условий для социализации в детском коллективе группы ДОУ, помогает общему развитию личностных качеств дошкольника, воспитывает у ребенка нравственнее нормы поведения в обществе.
Родители такого ребенка могут не сознавать, что у их малыша какие-то проблемы, для них свой ребенок может казаться более ранимым, замкнутым, тихим, смирным. Первым этапом работы с ребенком-аутом является донесение до родителей информации о заболевании ребенка и рекомендации обращения к специалистам, если они этого еще не делали. Даже у здорового психически и физиологически ребенка при первичном поступлении в ДОУ могут возникнуть трудности в процессе адаптации. Дошкольнику — аутисту намного труднее и без помощи взрослых ему трудно будет ее преодолеть. Главное к чему ему необходимо привыкнуть: новые требования, новый человек – в лице воспитателя, новые формы организации своей деятельности и деятельности совместно с педагогом и другими воспитанниками, сама необходимость находиться в новом социуме, а не в привычном круге людей (мама, папа). Отсюда возникающая необходимость использование речи – нелегкий экзамен для дошкольника — аутиста. В домашней обстановке родители не замечают особенности «маленького человека», то педагогам нужно найти подход к такому воспитаннику в условиях группового общения, приложив максимум усилий. Зачастую, узнав диагноз, многие родители, бывают, не знают, что делать, как помочь своему чаду. Поэтому, работа с родителями этих воспитанников очень важна. Родителям нужно показать, что при надлежащем общении, контакте со своим ребенком, он сможет компенсировать свою особенность от других детей, достичь значительных успехов в получении обучения. Родителям нужно показать, что при надлежащем общении, контакте со своим ребенком, он сможет компенсировать свою особенность от других детей, достичь значительных успехов в получении обучения и устройстве во взрослой жизни.
Не будем здесь описывать подробно признаки раннего аутизма, выделим узловые нарушения: в социализации, в эмоционально – поведенческой области развития, на этом основана организация деятельности с аутичными воспитанниками в нашем ДОУ. Ознакомившись с оценками обследования психиатра, невропатолога, психолога, логопеда, воспитатели нашей группы простроили индивидуальный маршрут с результатом помочь воспитаннику социализироваться в ДОУ, группе.
Главная наша цель, воспитателей и законных представителей ребенка – вовлечение дошкольника в индивидуальную и совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Поэтому мы в работе с аутичным ребенком использовали различные формы взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Важно с аутичным воспитанником организовать контакт, говоря ему что-то обращаться одинаково по имени (уточнить, как называют родители), важен контакт глаз, единые требования родителей и других взрослых (воспитателей, сотрудников ДОУ вступающих с ним в котакт), т.к. аутистам свойственна однотипность движений, у него нет оперативного реагирования.
Мы помогали дошкольнику, понять значение, происходящих действий, событий во время его пребывания в нашем ДОУ, описывали для ребенка-аута и для всех остальных ребят все совершаемое и планируемое, что происходило с ним и окружающими. («Мы идем на зарядку, давай переоденемся в физкультурную форму; потом мы будем завтракать» и др.). В групповой комнате, раздевалке мы поместили схемы, где изображены знаки, показывающие алгоритм действий ребенка. Этими схемами могут воспользоваться и другие дети для сверки своих действий, самоконтроля, поэтому аутичный ребенок не будет выглядеть «белой вороной».
Для заинтересованности в обучении дошкольника – аутиста в ДОУ мы используем пазлы, ребусы; игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук; используем в своей работе мнемотехнику, рекомендуем их применение и дома родителям. Такие игры, игровые приемы – ясны дошкольнику — аутисту. Осуществляя деятельность по плану, ребенок нацелен на итог, может синхронизировать свою работу с другими детьми.
Планируя работу с родителями мы организовали проект «Музей вещей» учитывая то, что дошкольникам – аутистам нравиться собирание, они могут непосредственно участвовать в этом процессе: перебирая, раскладывая, сортируя экспонаты выдуманного музея, коллекционирование присуще и другим дошкольникам, так в этот проект удалось вовлечь многие семьи. (Создан музей фантиков, киндер-игрушек, часов, ракушек). Воспитанник с диагнозом аутист оказался ценным, когда необходима работа по сортировке фантики по фактуре, ракушки по величине, бумагу по качеству.
В ванной, групповой комнате, раздевалке мы расположили зеркала для воспитанников. Дошкольник с ранним аутизмом не может определять части своего тела, плохо ориентируется в пространстве. Когда ребенок находился в групповой комнате (раздевалке), мы обращались к нему с различными просьбами, чтобы привлечь его к своему отражению, в этом помогали потешки в процессе умывания и одевания, игровые ситуации «Эмоции», «Кто это?» и др. Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия мы использовали такие игры, как «Копилка», «Найди что опишу», «Сортировка», «Перебери крупу». Такая организация деятельности будет интересна не только дошкольнику- аутисту, но и со всей группой детей.
Во время организации совместной деятельности, включали игры с четкой последовательностью, правилами, сюжетно-ролевые игры при участии организовывались без развертывания сюжета. Для закрепления навыков каждую игру проигрывали не один раз, усложняли или меняли в игре что-то только после неоднократного повтора. Ребенок — аутист любит игры с многократным повторением движений, стереотипных действий, соответственно при организации всей группы, нужно выбирать роль по силам ему. Во время игры постоянно проговариваются действия воспитателя и действия детей, четко обозначая словами все то, что происходит с ними. Сначала аутист может не проявлять внимание, но потом включается в игру.
Для того чтобы аутист мог включаться в работу на занятиях, мы сделали разметку на клеенке для столика ребенка: отметили контур листа, карандаша, красок, непроливайки, пластилина и др.(в зависимости от вида деятельности: изо, аппликации и т.п.) для того чтобы ему было легче привыкнуть к своему столу и осмыслить, что от него требуется. Случаются спады в настроении, в работе ребенка, в этот момент ребенку воспитатели должны оказывать помощь в организации своей деятельности, при этом важно физическое взаимодействие с дошкольником: используя свои руки, как продолжение рук ребенка направляя его движения, но не настаивая на своем видении рисунка (при рисовании), поделки (при аппликации, лепке), направляя его движения во время танца.
Такому ребенку бывает иногда трудно следовать правилам, требованиям взрослых, педагога, главное воспитаннику уловить, чем заняты, что выполняют другие дети. Так же при усвоении правил важна возможность многократного повторения действия, взаимодействия с другими людьми, повторяемость требований, а главное схожесть правил (требований) педагога и родителей, схожесть да же в словесных указаниях ребенку.
Взрослые, контактирующие с таким «маленьким человеком», не похожим на других своей восприимчивостью к миру должны быть специалистами не узкого профиля, а обладать знаниями психологии, медицины, коррекционной педагогики; обладать качествами человека, способного быстро и оперативно реагировать на эмоциональные проявления ребенка – аутиста; обладать такими качествами как эмпатия, неординарность мышления, психологическая гибкость.
Не каждый воспитатель дошкольного учреждения знает, что такое стимминг или мелтдаун. Как найти детский сад для ребёнка-аутиста? Наш блогер, правозащитник аутичных людей Айман Экфорд, делится советами, на что обратить внимание при выборе детского сада для аутичного ребёнка.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Как вы уже знаете, я думаю, что подавляющее большинство детских садов на постсоветском пространстве не подходит для аутичных детей. Тем не менее я понимаю, что в жизни бывают разные ситуации. Не у всех детей есть бабушки и дедушки, которые хотят и которые в состоянии с ними сидеть. Не все родители могут сидеть дома с ребёнком. Не у всех есть деньги, чтобы нанять няню. Кроме того, некоторые дети, в том числе и аутичные, могут сами хотеть пойти в садик, поэтому я написала 12 советов для родителей, планирующих отправить аутичного ребёнка в обычный детский сад.
1. Ещё раз подумайте о своём решении отдать ребёнка в детский сад
Помните, что ребёнок может получить там травму — как физическую, так и психологическую. Он может ещё сильнее замкнуться, у него могут усилиться проблемы с речью, появится социофобия или обсессивно-компульсивное расстройство. Если он не ценит свою жизнь (есть дети, которые не ценят свою жизнь и не боятся смерти), он может уже в таком раннем возрасте начать задумываться о самоубийстве. Сможете ли вы гарантировать, что ваш ребёнок будет в безопасности в детском саду? Как вы будете узнавать, что с ним происходит в садике? Сможете ли вы определить «критический момент» и срочно забрать его из детского сада? Где он будет проводить большую часть дня, если не сможет ходить в садик? Прежде чем отправлять ребёнка в детский сад, подумайте о возможных путях отступления и как быстро вы сможете ими воспользоваться.
2. Тщательно выбирайте детский сад
Как руководство детского сада и его работники восприняли новость об особенностях вашего ребёнка? Уверены ли вы, что они смогут его защитить? Есть ли в садике тихое и доступное для ребёнка место, в котором он может прийти в себя в случае сенсорной перегрузки? Не слишком ли плотный график занятий? Не слишком ли много детей в группе? Насколько часто меняется расписание?
Лучше всего отдать ребёнка в небольшой частный садик с небольшим количеством детей в группе, в котором воспитатели с уважением относятся к детям и учитывают мнение их родителей. Хорошо, если работники детского сада уже имеют позитивный опыт работы с аутичными детьми. Прекрасно, если бы вы смогли найти детский сад, в котором работает ваш знакомый или родственник, чтобы он мог время от времени проверять, всё ли в порядке у ребёнка.
3. Подготовьте ребёнка к детскому саду
Для него не должно быть неожиданностью, что его отправляют в детский сад. Чем больше он будет знать о детском садике ещё до того, как туда пойдет, тем лучше. Скажите ему, сколько времени он будет там проводить, и, если его расписание будет меняться, сообщайте ему о переменах как можно раньше. Помните, что многие аутисты тяжело переносят изменение планов.
Заранее, очень четко и понятно разъясните правила поведения в саду. Упоминайте даже о таких вещах, которые кажутся вам очевидными, особенно если они связаны со взаимодействием с людьми.
У многих аутичных людей проблемы с запоминанием лиц, так что могут быть полезны фотографии воспитателей и тех работников детского сада, которые будут непосредственно взаимодействовать с ребёнком. Если ребёнок умеет читать, вы можете подписать имена воспитателей на карточках. Если нет, помогите ему заучить их, показывая фотографии. Это поможет запомнить и распознавать их лица.
Помните, что многим аутичным детям крайне сложно формулировать свои мысли словами, особенно в необычной и стрессовой обстановке
Даже если ребёнок может использовать слова для коммуникации, возможно, в детском саду иногда ему надо будет использовать альтернативные виды коммуникации (карточки, специальные приложения на телефоне или планшете, письмо, если он умеет писать). Желательно обеспечить альтернативной коммуникацией и научить ею пользоваться.
Первые несколько дней в детском саду вам лучше находиться рядом с ребёнком. Понаблюдайте, как он ведёт себя в группе, что ему больше всего мешает и как на него реагируют другие дети.
4. Поговорите с воспитателями
Обязательно расскажите воспитателям и руководству садика, что ваш ребёнок аутичный. Подробнейшим образом ознакомьте воспитателей со всеми особенностями ребёнка. Объясните, какие именно у ребёнка потребности, что надо делать, чтобы помочь ему в определенных ситуациях (например, во время сенсорной перегрузки), и чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Возможно, стоит составить для них письменный список и/или найти информацию об аутизме в интернете.
Если воспитатели или руководство детского сада не относятся к потребностям ребёнка с уважением и пренебрегают вашими советами, то ни в коем случае нельзя отдавать ребёнка в такой садик. Если ребёнок уже ходит в такой садик, лучше заберите его оттуда!
5. Не забывайте, что ваш ребёнок аутичный
Ребёнок не меняет нейротип, как только оказывается за дверью детского сада. В садике он тоже будет мыслить не так, как мыслят большинство детей. Нет никакого смысла заставлять его вести себя «так, как все». Ему будет тяжело постоянно притворяться, кроме того, он никогда не станет нейротипичным. Лучшее, что вы можете сделать, — это научить его приспосабливаться к миру, рассчитанному на людей с другим нейротипом.
Не стоит требовать того, что надо делать только потому, что «так полагается». Например, играть в игрушки, смотреть в глаза при разговоре или не трясти руками. Психическое здоровье ребёнка должно быть для вас важнее, чем мнение чужих людей.
6. Особенности обучения
Помните, что программа детского сада не рассчитана на аутичных детей. Многим аутичным детям сложнее переключать внимание с одной темы на другую. Во многих детских садах большое внимание уделяют физическим упражнениям и танцам, тогда как у большинства аутичных детей плохая координация движений. У некоторых из них проблемы с мелкой моторикой, тогда как в детском саду детей часто заставляют что-то мастерить. Многим аутичным детям сложно выполнять неточные, абстрактные задания, особенно основанные на воображении. Вероятно, что из-за сенсорных особенностей ребёнку гораздо сложнее выполнять задания в садиковской обстановке, чем нейротипичным детям.
Помните об этом и не стыдите ребёнка за провалы. Успехи в детском саду никак не влияют на дальнейшую жизнь человека, тогда как неудачи могут негативно сказаться на самооценке. Расскажите воспитателю об особенностях обучения аутичных детей, попросите давать вашему ребёнку как можно более точно сформулированные задания.
7. Стимминг (выполнение повторяющихся действий)
Не просите ребёнка отказываться от стимминга. В садике он и без того оказывается в сенсорно-недружелюбной для него среде, и очень важно не лишать его природной защиты. Кроме того, отказ от стимминга может мешать ребёнку воспринимать новую информацию. Если стимминг мешает другим детям, подумайте о замене стимов. Возможно, ребёнок может выходить из комнаты, чтобы постиммить.
Убедитесь, что воспитатели знают, что такое стимминг, и не будут отучать от него ребёнка. Убедитесь, что воспитатели защитят ребёнка, если из-за аутостимуляции он будет подвергаться нападкам сверстников.
8. Сенсорные особенности
Убедитесь, что в случае сенсорной перегрузки ребёнок сможет побыть в тихом и безопасном месте. Ещё раз убедитесь, что воспитатели знают, что делать в случае мелтдауна (срыва) или отключения. Возможно, ребёнку стоит постоянно носить наушники и/или солнцезащитные очки и/или использовать любые другие инструменты, которые помогут снизить уровень негативного воздействия сенсорных раздражителей.
9. Стоит брать с собой
Возможно, ребёнку будет удобнее, если в садике у него будет своя посуда, такая же, как та, что есть у него дома. Многие дети отказываются есть определенные продукты не оттого, что они не хотят это есть, а потому что они физически не могут заставить себя брать эту еду в рот. Дело в особой чувствительности аутичных детей к некоторым запахам и текстуре еды. Возможно, еду тоже лучше брать из дома. Желательно брать с собой игрушки, потому что велика вероятность, что он откажется играть с теми, что ему не принадлежат.
Помните, что ребёнок может потеряться во время прогулки или отстать от группы в помещении детского сада, в этот момент у него может начаться мелтдаун
Лучше, если у него при себе будет карточка, на которой будет информация, что он аутист, на что он может странно реагировать, что можно, а что ни в коем случае нельзя делать, если у него случится сенсорная перегрузка. На карточке стоит написать номера телефонов ближайших родственников. Желательно научить ребёнка доставать эту карточку, если он находится на улице и чувствует, что у него может начаться сенсорная перегрузка.
10. Постарайтесь защитить ребёнка от травли
Чётко и понятно объясните ребёнку разницу между нападением и самообороной. Объясните, как именно он может давать сдачи своим обидчикам, в каких случаях лучше ответить словами, в каких — ударить, а в каких стоит обратиться за помощью к старшим. Объясните ему, к кому именно надо обращаться за помощью и что именно надо говорить. Чем точнее и подробнее вы ему это объясните, тем лучше. Внимательно относитесь к жалобам ребёнка на его сверстников.
Разъясняйте все непонятные для него ситуации, даже если вам кажется, что он просто «любит мусолить эту тему» и что он «слишком умный, чтобы не понимать таких элементарных вещей». Помогайте ему придумывать сценарии ответов. Пусть эти сценарии будут как можно более универсальными.
Если ваш ребёнок не рассказывает вам, что над ним издеваются в детском саду, это не значит, что над ним не издеваются
Ребёнок может просто не знать, как рассказать вам о происходящем, или не видеть в этом смысла. Желательно, чтобы, кроме ребёнка, у вас были и другие источники информации. Возможно, стоит регулярно обсуждать происходящее в группе с воспитателем. Скажите ребёнку, о чём именно он должен вам рассказывать (например, что он должен сообщать вам, если его бьют, если у него отнимают вещи, если с него сдергивают штаны, если ему говорят то, что кажется ему странным, и тому подобное). Постарайтесь назвать как можно больше вариантов травли, которые могут быть.
Если вы спрашиваете ребёнка о том, что происходит в детском саду, задавайте как можно более конкретные вопросы. Например: «Другие дети тебя бьют?», «Другие дети называют тебя странными словами?», «Воспитатели заставляют тебя прекратить махать руками?» Старайтесь не использовать слова, описывающие эмоции или те, у которых несколько значений. Не стоит задавать ребёнку вопросы вроде «Тебя там не обижают?». Во-первых, «там» может значить практически любое место, во-вторых, ребёнок может не понимать четкого значения слова «обижают», либо он может ответить: «Нет, не обижают», даже если его избивают ногами, потому что он не чувствует обиды по отношению к тем, кто это делает.
11. Убедитесь, что ребёнка ни к чему не принуждают
Когда я ходила в детский сад, больше всего меня пугало то, что в детском саду моя жизнь мне не принадлежит. Мне казалось, что власть воспитателей над детьми практически безгранична. Это было похоже на жизнь в тоталитарном государстве. Помните, что ребёнок не должен чувствовать себя рабом.
Убедитесь, что у него всегда есть право сказать «нет». Убедитесь в том, что он об этом знает. Убедитесь, что воспитатели не заставляют его смотреть в глаза, общаться с другими детьми, заниматься тем, от чего ему плохо и так далее. Помните, что ни принудительное общение, ни принудительные занятия никогда не принесут пользы.
12. Прислушивайтесь к мнению ребёнка
Помните, что никто не может знать лучше, что чувствует ребёнок и насколько ему плохо, чем, собственно, сам ребёнок. Помните, что аутичные дети не склонны преувеличивать. Помните, что многие вещи, которые могут казаться вам ерундой, для ребёнка могут быть очень серьёзными проблемами. Не стоит приучать ребёнка к ответственности экстремальными методами. Если он хотел пойти в детский сад, но ему там не понравилось, это не повод принуждать его продолжать туда ходить. Ведь даже вы, взрослый человек, можете не понимать всех последствий трудоустройства в неизвестную вам компанию или путешествия в незнакомую страну.
Приложения
1) Новостная заметка об аутичной девочке, пострадавшей в детском саду, после которой я решила написать эту статью. В Татарстане в детском саду девочке оторвали мочку уха и выбили зубы.
2) Мой личный опыт пребывания в детском саду:
Аутичный ребенок в детском саду. Часть первая. Влияние на социализацию.
Аутичный ребенок в детском саду. Часть вторая. Подготовка к школе.
3) Текст аутичного человека Ника Волкера. Ник Волкер: «То, что я хотел бы знать еще в детском саду».
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (OlegDoroshin)
Ребенок с синдромом раннего детского аутизма (РДА)
в дошкольном образовательном учреждении.
Ринейская М.В.
Если вы общаетесь или работаете с детьми , то можете столкнуться с особыми детьми – детьми с синдромом РДА или его чертами. Проявления РДП очень разнообразны и принимают различные формы. Не обязательно иметь определенные условия для того , чтобы он проявился. Поэтому встретится с аутизмом можно в любом образовательном учреждении, в том числе и в обычном детском саду и в специализированном. Одним из важнейших вопросов при работе с детьми – аутистами — является грамотная и ранняя диагностика. Кроме того очень важно , чтобы окружающие были информированы об особенностях и проблемах РДА. В жизни и врачебной практике ранний детский аутизм обычно обнаруживается в связи с тем, что у таких детей не развивается речь. Именно с жалобой “наш ребенок все еще не говорит” родители начинают обращаться к врачам. И таких детей становится все больше и больше.
Аути́зм , синдро́м Ка́ннера или аути́зм Ка́ннера — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом заимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра. Формируется этот синдром в своем полном виде к 2,5 — 3 летнему возрасту.
Термин аутизм (от греч. autos – сам) ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.
Синдром раннего детского аутизма был впервые описан в 1943 г. американским клиницистом Л. Каннером в работе «Аутистические нарушения аффективного контакта», написанной на основании обобщения 11 случаев. Им был сделан вывод о существовании особого клинического синдрома «экстремального одиночества», который он назвал синдромом раннего детского аутизма, и который впоследствии стали называть синдромом Каннера по имени ученого, его открывшего
На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.
Наиболее яркие внешние проявления синдрома:
— аутизм как таковой, т. е. предельное, одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Трудности контакта, установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками;
— стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями – моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению;
— особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего – ее коммуникативной функции. Почти в половине случаев это проявляется как мутизм (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и фраз). Характерны эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов или фраз). Он не задает вопросов сам и может не отвечать на обращения к нему, т. е. избегает речевого взаимодействия как такового. Ребенок практически не использует мимику и жесты.
В последнее время все чаще подчеркивается, что вокруг этого «чистого» клинического синдрома группируются множественные случаи сходных нарушений в развитии коммуникации и социальной адаптации. Даже если у ребенка выявляются лишь некоторые характерные черты аутизма коррекционный подход будет аналогичным для аутизма и аутистичноподобного синдрома. Дети с аутистичноподобным синдромом и с аутизмом, как таковым, встречаются везде , такие случаи не единичны.
На что необходимо обратить внимание:
В обычной группе детского сада такой ребенок недостаточно реагирует на обращения ( на собственное имя), такому ребенку трудно или невозможно включатся во взаимодействие , он чаще всего не подражает взрослым и сверстникам, его трудно или невозможно отвлечь от действий, понятных только ему, очень сложно переключить на другой вид деятельности. Чем старше он становится, тем больше отличается от сверстников. Ему не хочется с ними общаться. Такой ребенок очень чувствителен к сенсорным раздражителям – очень ярко как положительно , так и отрицательно отреагирует на посторонние бытовые шумы; может не принимать яркие предметы и т. д. Ребенок с РДА может бесконечно греметь игрушкой, катать машинку по одной траектории, смотреть на крутящееся колесо, на игру тени своих пальцев, рассматривание интересующей его книги и др. Включится в действие ребенка практически невозможно. Чем более увлечен ребенок своим действием, тем ярче будут отторжение взрослого.
Одной из ярких черт аутизма является избегание контакта «глаза в глаза», который либо совсем невозможен, либо очень непродолжителен. Педагог может заметить трудности произвольной организации (сложности произвольного сосредоточения, привлечения внимания, ориентации на эмоциональную оценку взрослого.
Любому аутичному ребенку, даже с минимальными проявлениями аутистического синдрома, необходима индивидуальная помощь специалиста дошкольного учреждения (психолог, логопед, дефектолог).
В первую очередь необходима организация режима дня. Каждый момент должен быть для ребенка привычен , естественен и комфортен. Важно проводить работу по запоминанию последовательности событий, происходящих в течении дня. Очень хорошо в этом помогают алгоритмы основных режимных моментов ( умывание, одевание , накрывание на стол и т.д.)
Следующая задача — это переход от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игры, формирование игровых штампов, при этом минимально использовать словесные инструкции.
Еще одна важная задача — усложнение деятельности, должен увеличиваться предлагаемый объем навыков и знаний. Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Только после усвоения одних и тех же программ, предлагаемых всеми специалистами примитивная, однообразная деятельность ребенка начинает разнообразиться, и становится направленной. Именно тогда дети переходят от пассивного к осознанному овладению режимных моментов, навыков. В процессе целостного воспитания у аутистов формируется осознание «Я», способность к отграничению себя от других лиц, преодолевается явление протодиакризиса (одинакового отношения к одушевленным и неодушевленным предметам).
В дальнейшей работе работы, по-прежнему должна решаться задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным групповым занятиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям.
Ниже описаны игры и специальные упражнения, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком, помогают ребенку стать более активным в его познании мира. Позволят овладеть сюжетно-ролевой игрой, познакомиться с окружающим миром с окружающим миром, научат различным способам взаимодействия.
Установление контакта с аутичным ребенком.
Игра «Ручки».
Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу
Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:
Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Игра «Хоровод».
Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.
Развитие активности.
Игра «Поводырь».
Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.
Игра «Птички».
Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
Игра «Догонялки».
Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.
Развитие контактности.
Игра «Погладь кошку».
Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.
Игра «Поиграй с куклой».
Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.
Усиление психологической активности. Развитие восприятия.
Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.
Задание: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.
Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).
Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.
Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!
Психотехнические игры.
Игра «Найди место для игрушки».
Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.
Игра «Собери фигурки».
Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.
Развитие аналитико-синтетической сферы.
Таблица Равенна.
Задание: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.
Графический диктант.
Задание: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.
Продолжи ряд
Задание: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.
Развитие внимания.
Корректурные пробы. «Девочки».
Задание: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.
Таблица.
Задание: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.
Развитие памяти
Запомни слова.
Задание: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.
Игра «Снежный ком».
Задание: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.
Игра «Найди отличия».
Задание: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.
Развитие речевого общения.
Игра «Позови мячом».
Задание: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.
Игра «Закончи фразу».
Задание: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.
Развитие личностно – мотивационной сферы
Игра « Моя семья».
Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.
Задание: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.
Игра «Пришел Мурзик поиграть».
Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.
Развитие подвижно – ролевой игры.
Игра «Обезьянка-озорница».
Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.
Развитие подвижно – соревновательных игр.
Игра «Строим домик для друзей».
Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда — нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.
Игра: «Самый ловкий».
Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.
Содержание:
Основательница частного детского сада Kids’ Estate Елена Игнатьева на своем опыте знает всё не только о дошкольном образовании, и не только о том, как строить бизнес, но и о том, как вырастить ребенка-аутиста. Ее старшему сыну диагноз был поставлен в 3 года, а сейчас статному красавцу Дане уже 15. Как изменилась жизнь мамы после постановки диагноза, что происходило в жизни других мам таких же детей за эти годы и насколько развито у нас инклюзивное образование?
В 2003 году Елена Игнатьева вместе с подругой Юлией Зелигман открыли детский клуб, потом группы неполного дня превратились в полноценный детский сад Kids’ Estate. Сейчас сад в Гранатном переулке состоит из 6 разных групп, преподавание ведется и на русском, и на английском языках. Детей всесторонне готовят к поступлению в российские или западные школы преподаватели-носители языка, поэтому в садике часто учатся дети экспатов. Конечно, кроме уроков, есть и игры, и прогулки, и театральные спектакли для родителей. Например, в прошлом году мюзикл Snowman at sunset победил в международном конкурсе детских театральных коллективов «Чудесное яблоко», а детский сад «Kids’Estate» вошел в сотню лучших дошкольных образовательных учреждений России.
«Детский сад — это детище коллективное, ему уже 11 лет, — говорит Елена. — Мы не боимся кризисов, сколько их уже пережили! С первого дня, создавая клуб, где можно было оставить детей на несколько часов в день, декларировали: «Мы любим всех, мы принимаем всех». Да, мы брали, скажем так, неудобных, «педагогически запущенных» детей, от которых отказывались другие садики. Хотя по прошествии лет мы понимаем, что часто «педагогическая запущенность», на самом деле, обусловлена физиологическими проблемами, в том числе, так называемыми, минимальными мозговыми дисфункциями (ММД), особенностями внутриутробного периода, родов, первого года жизни.
В этом году к нам пришел 6-летний мальчик. Воспитатели сначала совсем не понимали, что с ним делать, и в ежедневной работе не могли обойтись без постоянной поддержки психолога. Когда мальчика посмотрела нейропсихолог, то она сразу определила, что у него не сформированы отделы мозга, отвечающие за самоконтроль. В этом году мы подключили нейропсихолога к команде наших специалистов, психолога, логопедов-дефектологов, и работа с детьми с особыми нуждами пошла эффективнее.
Когда ты ориентирован на конкретные нужды конкретного ребенка, и используешь современные ресурсы, которых сейчас немало, это позволяет очень многого добиться. Это, по сути, и есть инклюзивное образование, о котором так много говорится. Вопрос: возможно ли она в массовых школах, и больших детских садах? При отсутствии специалистов, тьюторов, социальных педагогов — маловероятно.
В прошлом году в июне я приняла участие в работе конференции «Аутизм: пути выхода». Организатором конференции выступал фонд «ВЫХОД», созданный Авдотьей Смирновой. Основная задача, которую ставит перед собой фонд — информационная. Он знакомит общество с проблемами аутизма, помогает семьям, имеющим ребенка-аутиста. Большая работа ведется не только с обществом, но и с законодателями. На конференции было много официальных лиц, и министр образования Ливанов, и представители Минздрава России. С трибун говорили, что много всего сделано для развития инклюзивного образования, но я подписана на разные группы, новости, и там обычные люди пишут совсем другое. К сожалению, реалии таковы, что расходы на тьюторов, сопровождающих ребенка в школе, сокращаются. А без этого инклюзивное образование для многих становится утопией, ведь далеко не все родители, имея ребенка-инвалида, способны нести еще и эти расходы.
Ранний детский аутизм: а что дальше?
Когда нам в три с небольшим года ставили диагноз ранний детский аутизм 2 степени (первая — самая тяжелая из четырех), я с надеждой умоляла комиссию: «Может, это все-таки не аутизм? Может, это аутистическое поведение? Или что-то еще, не такое страшное?» Не могла поверить, что все это про моего мальчика. Но комиссия была непреклонна.
Мы попали, точнее пробились, в Центр коррекционной педагогики, (сейчас называется Институт коррекционной педагогики — прим. ред.) в лабораторию Ольги Сергеевны Никольской. Она, известный врач-психиатр, методолог теории аутизма в России, разработчик многих коррекционных методик. Там была жуткая очередь длиною в пару лет. А какая может быть очередь, если ребенку 3 года, он говорит на себя «ты» либо в третьем лице, у него активная эхолалия, постоянные аутостимуляции? А это тот самый возраст, когда можно очень-очень много сделать в плане коррекционной работы. Тогда я открыла в себе способность «раздвигать стены», добиваться цели, несмотря ни на какие препятствия — нас взяли в лабораторию к Никольской почти сразу. К четырем годам Даня, благодаря работе психолога, впервые сказал о себе «я». И мне казалось, что теперь мы в надежных руках и дальше все будет только лучше и лучше. Проходили туда полгода, а потом случайно попали на елку детей-аутистов, которым было лет десять. Я была в шоке, увидев практически маленьких роботов: «И это результат многолетней работы?». Нет, я совсем не была готова видеть своего сына таким через шесть лет.
Пошли, как говорится, своим путем. В 4 года сняла сына с медикаментозной терапии — естественно, от врачей ничего хорошего не услышала. Мы переехали жить за город. Я замкнулась, занималась только сыном и своим детским садом. Понимания от окружающих было мало, а жалости мне не хотелось. Я сама себя изолировала. Был ребенок и была я. И еще постоянно работающий папа, которому, конечно, было очень тяжело принять происходящее. Но, как сказала мне специалист, которая занималась с моим сыном, то, что папа с нами и оплачивает все эти занятия, уже прекрасно. Зачастую, когда рождается ребенок с проблемами, папы уходят из семьи.
В то время, в начале 2000-х, была еще сильно распространена теория «синдрома холодной матери» — когда все причины нестандартного поведения ребенка, его психологические и психические проблемы объясняются, грубо говоря, недостатком материнской любви. Безусловно, что-то в этой теории есть, но надо понимать, как губительна безапелляционность некоторых людей! Многие годы спустя, Данин врач-психиатр сказала те самые слова, которые в самом начале пути очень бы могли поддержать: «Лена, такие чуткие и самоотверженные мамы, как вы, редко встречаются!» А тогда я чувствовала себя одновременно и жертвой, и виновницей всего.
Я буквально билась головой о стенку: за что мне это, такой умнице-отличнице? Ведь все всегда было легко и прекрасно, и вдруг такая неудача, так споткнулась! Одной из причин для самобичевания было то, что старший сын— «кесаренок», хотя операция делалась по медицинским показаниям. Поэтому второго ребенка в 37 лет фанатично рожала сама. И только благодаря младшему сыну избавилась от чувства вины.
Понимание того, что причины аутизма кроются не в материнском поведении, а обусловлены генетически, очень сильно облегчают долю матерей — и это, безусловно, прогресс медицинской науки.
Самое тяжелое, когда ты сам себя съедаешь, когда мучительно перебираешь в голове все свои поступки и постоянно думаешь: «Что я сделала не так?»
Мне часто кажется, что люди со здоровыми детьми не в состоянии понять родителей больного ребенка. Тем более, что физически, если не вдаваться в поведенческие проблемы, ребенок-аутист выглядит здоровым. То есть ребенка с синдромом Дауна или ДЦП сразу видно, а аутисты производят впечатление здоровых, но невоспитанных, сильно избалованных, холодных, эгоистичных детей. Представьте, как родителям тяжело в обществе! Ведь не будешь каждому объяснять, что с твоим ребенком не так, часто проблема просто не афишируется.
В результате отсекается прежний круг общения: ты не можешь прийти к семейным друзьям, потому что твой ребенок не может играть с их детьми, не может переносить шум, свет, толпу людей. А общаться только с больными детьми очень тяжко. Часто даже общение с родственниками разлаживается по тем же причинам непонимания и неприятия происходящего.
Поэтому я всегда убеждаю своих сотрудников: никогда не осуждайте маму больного ребенка — даже если вам кажется, что она не очень хорошо ухаживает за ребенком, даже если она вдруг срывается на крик. Потому что это тяжелая доля: ты никогда не узнаешь, что ей приходится испытывать каждый день, какие силы она на это тратит, какая боль у нее в душе!
Садик стал для меня колоссальной отдушиной: я тратила много души, времени и сил на свое дело, и это помогало. И еще со временем я поняла, что надо задавать себе вопрос не «За что?», а «Для чего мне даны эти испытания?» Найдешь ответ — значит все не зря. Мой ответ звучал так: чтобы научиться любить. Стать добрее, терпимее. Перестать быть перфекционисткой, не ждать от людей совершенства.
Коррекционные занятия и социализация детей: что можно сделать
Очень много можно сделать, если рано начинаешь действовать. К счастью, за последние 10 лет очень сильно возросли возможности ранней диагностики детей с РАС (расстройства аутистического спектра).
После ухода из Института коррекционной педагогики мы продолжали с Даней заниматься иппотерапией в центре «Живая нить». Занимались сюжетным рисованием, лечебной эвритмией, музыкальной терапией, пытались ходить в вальфдорфский детский сад. Судьба все время сталкивала меня с замечательными людьми, которые очень много сделали для моего ребенка и, конечно, для меня. У педагога, который занимался с Даней сюжетным рисованием, Евгения Олеговича Архиреева, например, был сын, который несмотря на диагноз «олигофрения», поставленный в детстве, в тот момент учился на втором курсе МАРХИ. Потому что художник, и его жена, прекрасный массажист, сделали помощь своему ребенку целью всей жизни — а потом стали помогать и другим детям. Даня занимался у него три года, вместе мы вытаскивали сына из его раковины в большой мир. Когда сыну было 6 лет, я увлекалась антропософией, и в этой среде встретила «своего» врача: она — выдающийся психиатр, и вместе мы добились больших успехов.
Давно слышала про студию «Круг», в которой проводятся, занятия для детей с ограниченными возможностями, с аутистами в том числе. А еще есть «Круг-II» — это интегрированный театр-студия, в котором может играть любой человек. Мы ходили на их спектакли со старшим сыном, а потом он несколько месяцев пробовал заниматься там. Это была его идея, он очень хотел увидеть других людей с похожими проблемами.
Сейчас есть и различные социальные центры, которые занимаются с детьми с ограниченными возможностями. Там работают удивительные люди, верящие в то, что делают, полные вдохновения и энтузиазма. Хорошо, что сейчас эти центры взаимодействуют с международными организациями, что помогает не только получать в современный опыт, но и финансирование. И в России стали создаваться такие фонды. Наиболее известный пример — фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой. Есть регионы, например, Воронежская область, где помощь семьям с аутистами становится государственной программой. А значит, появляется не только системность — от ранней диагностики до реальной инклюзии в школах — но и средства.
Сейчас аутизм стал модным диагнозом, которым пытаются объяснить различные проблемы. Хочется верить, что изменения происходят на уровне обычных людей. Но факт остается фактом, нам по-прежнему трудно видеть в компании других детей ребенка, не похожего на всех. Мы можем жалеть его и его родителей, но все равно нам часто не хватает терпения и понимания. Мы способны увидеть проблему, только когда она касается нас лично.
Школа: образование для ребенка-аутиста. Инклюзивное образование
Мозг маленького ребенка через органы чувств из множества источников получает информацию, которая потом удивительным образом складывается в целостную картину мира. Так вот у ребенка-аутиста мозг не способен интегрировать полученную информацию и единой картины мира не получается. Именно поэтому, одним из символов аутизма стал рассыпанный пазл. Человеку-аутисту требуется гораздо больше сил и ресурсов, чтобы обработать полученную информацию, из-за чего его мозг колоссально перегружается.
Отсюда, с одной стороны, отрешенность, а с другой — эмоциональная истощаемость, срывы, истерики, аутостимуляции. Ну, и конечно, отставание в эмоциональном, а часто и интеллектуальном, развитии, наивность. Понимание сути очень помогает. Я совершенно точно знаю, что моя задача как мамы — оградить сына от перегрузок. Это постоянно я доношу в школе учителям, которые, работают с моим сыном, и счастье, что они меня слышат!
Я искала для сына частную школу с маленькими классами, понимая, что большом классе ребенка ждут чрезмерные перегрузки, поэтому в первую очередь рассматривала частные школы. Но ни в шесть, ни в семь лет в школы нас брать, конечно, не хотели. (Недавно на сайте обсуждалась эта тема — прим. ред). Во время собеседования в одной частной школе известный ныне профессор-нейропсихолог (не буду называть его имени) сказал мне: «Вы же понимаете, что у вас необучаемый ребенок?» Я ответила ему, помню, что в том момент очень спокойно: «Ну вы же тоже должны понимать, что не имеете права мне, матери, говорить подобные вещи». Знали бы вы, как дается такое спокойствие! Сколько слез было впоследствии и сколько решимости дал мне этот его ответ.
Нас взяли в частную школу «Золотое сечение» при условии, что с ребенком на всех уроках вместо тьютора буду сидеть я. Я год сидела с Даней в школе на уроках — конечно, мы посещали только базовые предметы. Через полгода постепенно стала оставлять его одного, уходила из класса, больше проводила времени в коридоре. Второй год сын стал учиться без меня. Потом я уже родила младшего, а Даня начал оставаться на продленке, посещать некоторые кружки. Хочется в сотый раз передать низкий поклон всем учителям, работавшим в этой школе с моим сыном, прежде всего Карташовой Анастасии Юрьевне и Беловой Эльвире Владимировне и, конечно, директору Елене Яковлевне Гвирцман! Без их смелости, мужества, терпения, профессионального любопытства и азарта и, конечно, любви, ничего бы у нас не получилось.
Дети-аутисты: что изменилось за последние годы
Сейчас больше понимания со стороны специалистов, больше фондов, больше людей, которые готовы нести знания — и больше людей, готовых их воспринять. И, конечно, родительские сообщества — виртуальные и реальные — помогают мамам сориентироваться в заданных обстоятельствах.
Что-то потихоньку сдвигается и со стороны властных структур. Раньше у официальной медицины был диагноз «ранний детский аутизм». Ребенок вырастает, и дальше — все, нет диагноза, в лучшем случае (хотя, конечно, это не лучше!) ставили «шизофрению». Но ведь проблема не рассасывается! Сейчас РАС — «расстройство аутистического спектра» — диагноз пожизненный, это уже много значит.
Поскольку мой сын растет, перед нами встают новые задачи: адаптация в обществе после совершеннолетия, трудоустройства. Мне кажется, что эти вопросы должны решаться на уровне государственных программ, а сейчас нет понимания, что этим людям, даже когда они вырастают, нужны особые условия. А ведь очень многие мамы задают себе вопрос: «Что будет с моим взрослым ребенком, когда меня не станет?»
А вообще я благодарна судьбе, что мне был дан именно такой сын. Благодаря ему, я стала более зрелой и занимаюсь тем, чем занимаюсь. И стала верить в то, что человеческие возможности безграничны. Я готова делиться опытом, помогать, обнадеживать, но давно поняла, что не буду лезть с советами и помощью, пока человек не будет готов это воспринять.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Семицветик»
Тема семинара:
«Психолого-педагогический подход к развитию детей с аутизмом. Организация образовательной работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра»
Тема доклада
«Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду»
Подготовила воспитатель: Тренина Л.В.
г.п. Андра , 2014 г
Всю часть времени ребенок, посещающий наше образовательное учреждение, находится с воспитателем. Поэтому роль воспитателя в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстниками особо важна. Чтобы по – настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза , но мы можем сделать многое : понять ребенка , принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.
За время работы с ребенком мы пользуемся определенными психологическими установками:
—Доброжелательность. Агрессия взрослых – препятствие на пути к установлению положительного контакта.
-Целеустремленность. Только ежедневное обучение позволит ребенку осваивать новые умения.
-Терпимость по отношению к ребенку. Длительная работа и большие усилия взрослых приведут к положительным изменениям в развитии.
— Внимательность и оптимистичность. Важно замечать каждый шаг ребенка.
— Стремление поддержать ребенка в трудной ситуации.
-Готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна.
—Требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни.
—-Нельзя позволять ребенку управлять собой.
Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала ДОУ. Такой ребенок требует дополнительного внимания, которое может проявляться, в частности , в следующем:
Во – первых, мы стараемся помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе , поэтому комментируем для него все происходящее и намечаемые действия ( «Сейчас все собираются на музыкальное занятие , и ты тоже пойдешь на него ; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать»).
Во –вторых, помогаем ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараемся вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом не просто пресекаем недопустимые поведенческие проявления, но и, сохраняем доброжелательность, обучаем ребенка более «правильным», социально приемлемым способам взаимодействия со сверстниками («Подожди, отбирать игрушку без спроса нельзя.» Надо попросить : «дай поиграть»). Предлагаемая ребенку речевая формула зависит от уровня его речевых возможностей. Передавая по окончании дня ребенка родителям, мы «вместе» с ним кратко перебираем произошедшие за день события , рассказывая родителям, «как мы все жили сегодня».
Конечно, такие меры требуют от нас, сотрудников детского сада, большого терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать поведение аутичного ребенка, сделать его более упорядоченным.
Наблюдение
Когда ребенок начал ходить в наше ДОУ, мы наблюдали за ним в течение нескольких дней. Сначала понаблюдали пассивно и незаметно, сведя к минимуму перемещения по группе. После пассивного наблюдения пытались стать более активным наблюдателем. Обращали внимание на характер траектории и ритм перемещения малыша по комнате, посмотрели, какие предметы его притягивают; одинаково ли негативно он реагирует на прикосновения к разным частям тела; нравится ли ему стишки, песенки. Оценивали, одинаково ли смотрит ребенок на нас с разного расстояния и в разных позах, так как знали, что многие дети избегают контакта глазами. Как правило, первые несколько занятий приходилось чередовать очень тесный контакт с прямым взглядом в глаза и перерывами во взаимодействии. Когда ребенок стал допускать наше присутствие поблизости , пробовали просто перемещаться за ним в его ритме или рядом, комментируя все , что он делает радостно, но не очень громко. Избегали прямого взгляда в глаза. Если контакт с ребенком по каким- то причинам нарушался , начинали сначала – садились на прежнее место и наблюдали, пока ребенок снова не переставал нас бояться. Как правило, нарушенный контакт восстановить легче, чем построить его впервые.
Теперь мы знаем, что привлекает ребенка. Учитывая это, используем разные виды взаимодействия как по отдельности (если какой-то из вариантов ребенок пока не допускает), так и одновременно в течении одного занятия. Но помним, что у ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС) обязательно должен быть отдых от взаимодействия, причем первое время периоды такого отдыха преобладали.
Сенсорные игры
Если мы замечали, что ребенок предпочитает гладить предметы, стучать ими и слушать их звук, или любит играть с водой или песком, или смотрит на блики и тени, — то использовали для установления более прочного и устойчивого взаимодействия. Пробовали присоединиться к нему, радостно, но не очень громко комментируя. Во время прогулки вместе играли в песке: пересыпали, просеивали, подбрасывали и т.д. Как и любое взаимодействие с ребенком, в том числе и обычным , наши действия были эмоционально насыщенными , живыми , даже несколько утрированными – как с малышом 1-2 лет. Прекрасно проходят и всевозможные игры с водой: от простых переливаний и разбрызгивания до окрашивания воды в прозрачных бутылочках. Хороший материал для сенсорных игр – крупа (мы используем фасоль), куда можно зарывать мелкие предметы, а потом отыскивать их. Можно положить в тазик с фасолью 5-10 игрушек одного вида. Их достают и кладут в разные мисочки. При этом игра не должна пресыщать, поэтому количество игрушек и время игры увеличивается постепенно.
Основное в таких играх – разделенное переживание. С одной стороны, оно является способом установления контакта, а с другой – становится основой взаимодействия и создает базу для возникновения разделенного внимания, вокруг которого строится вся остальная деятельность.
Аутичный ребенок видит смысл какой – либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: ребенок должен знать , что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. С этой целью в группе, где находится аутичный ребенок, мы разместили так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Так, схему, отражающую в нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, мы разместили на шкафчике.
Ребенок с удовольствием складывает мозаики и головоломки. Они доступны и понятны ему. Особым увлечением его является рисование, может в течение длительного времени разрисовывать свою «любимую» тетрадь.
Каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей- аутистов и имея в копилке «набор» приемов для работы с ними, всегда можно подобрать ключик к ним, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях.
Что такое расстройство аутистического спектра?
Расстройство аутистического спектра (ASD) — это нарушение развития, которое может вызывать серьезные социальные, коммуникационные и поведенческие проблемы. Термин «спектр» относится к широкому спектру симптомов, навыков и уровней нарушений, которые могут иметь люди с РАС.
ASD влияет на людей по-разному и может варьироваться от легкой до тяжелой. Люди с РАС имеют некоторые симптомы, такие как трудности с социальным взаимодействием, но есть различия в том, когда симптомы начинаются, насколько они серьезны, количество симптомов и наличие других проблем.Симптомы и их тяжесть могут меняться со временем.
Поведенческие признаки РАС часто появляются на ранних стадиях развития. Многие дети проявляют симптомы в возрасте от 12 до 18 месяцев или раньше.
Кто страдает от РАС?
ASD влияет на людей всех рас, этнических групп и социально-экономического происхождения. Это в четыре раза чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек. По оценкам Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), примерно 1 из каждых 54 детей в США.был идентифицирован как имеющий РАС.
Как АСД влияет на общение?
Слово «аутизм» происходит от греческого слова «autos», что означает «я». Дети с РАС часто погружаются в себя и, кажется, существуют в частном мире, в котором они имеют ограниченную способность успешно общаться и взаимодействовать с другими. Дети с РАС могут испытывать трудности в развитии языковых навыков и понимания того, что им говорят другие. Им также часто трудно общаться невербально, например, с помощью жестов рук, зрительного контакта и мимики.
Способность детей с РАС общаться и использовать язык зависит от их интеллектуального и социального развития. Некоторые дети с РАС могут не иметь возможности общаться с помощью речи или языка, а некоторые могут иметь очень ограниченные разговорные навыки. Другие могут иметь богатый словарный запас и быть в состоянии говорить о конкретных предметах в мельчайших деталях. У многих есть проблемы со значением и ритмом слов и предложений. Они также могут быть не в состоянии понять язык тела и значения различных вокальных тонов.Взятые вместе, эти трудности влияют на способность детей с РАС взаимодействовать с другими, особенно с людьми их возраста.
Ниже приведены некоторые примеры использования языка и поведения, которые часто встречаются у детей с РАС.
- Повторяющийся или жесткий язык. Часто дети с РАС, которые могут говорить, говорят вещи, которые не имеют смысла или не имеют отношения к разговорам, которые они ведут с другими. Например, ребенок может сосчитать от одного до пяти повторно во время разговора, который не связан с числами.Или ребенок может постоянно повторять слова, которые он или она слышал — состояние, называемое эхолалией. Непосредственная эхолалия возникает, когда ребенок повторяет слова, которые кто-то только что сказал. Например, ребенок может ответить на вопрос, задав тот же вопрос. При задержке эхолалии ребенок повторяет слова, услышанные ранее. Ребенок может сказать: «Хочешь что-нибудь выпить?» всякий раз, когда он или она просит выпить. Некоторые дети с расстройствами аутистического спектра говорят высокими голосами или поют песни или используют речь, напоминающую роботов.Другие дети могут использовать стандартные фразы, чтобы начать разговор. Например, ребенок может сказать: «Меня зовут Том», даже когда он разговаривает с друзьями или семьей. Третьи могут повторить то, что слышат в телевизионных программах или рекламных роликах.
- Узкие интересы и исключительные способности. Некоторые дети могут выступить с подробным монологом на тему, которая их интересует, даже если они не могут вести двустороннюю беседу на эту же тему. У других могут быть музыкальные таланты или развитая способность считать и выполнять математические вычисления.Приблизительно 10 процентов детей с РАС демонстрируют «савантические» навыки или чрезвычайно высокие способности в определенных областях, таких как запоминание, вычисление календаря, музыка или математика.
- Развитие неравномерного языка. Многие дети с РАС развивают некоторые речевые и языковые навыки, но не до нормального уровня способностей, и их прогресс обычно неравномерен. Например, они могут очень быстро развить сильный словарный запас в конкретной области интересов. У многих детей хорошие воспоминания об информации, только что услышанной или увиденной.Некоторые могут читать слова до пяти лет, но могут не понимать прочитанного. Они часто не отвечают на слова других и могут не отвечать на свои имена. В результате у этих детей иногда ошибочно полагают, что у них проблемы со слухом.
- Плохие навыки невербального разговора. Дети с РАС часто не могут использовать жесты, такие как указание на предмет, чтобы придать смысл своей речи. Они часто избегают зрительного контакта, что может сделать их грубыми, незаинтересованными или невнимательными.Без осмысленных жестов или других невербальных навыков для улучшения своих устных языковых навыков многие дети с РАС разочаровываются в своих попытках рассказать о своих чувствах, мыслях и потребностях. Они могут разыграть свои разочарования через голосовые всплески или другие неподобающие поведения.
Как решаются проблемы речи и языка при РАС?
Если врач подозревает, что у ребенка РАС или другие нарушения развития, он или она обычно направляют ребенка к различным специалистам, в том числе к логопеду.Это медицинский работник, обученный лечить людей с нарушениями голоса, речи и языка. Логопед и речевой язык проведут всестороннюю оценку способности ребенка общаться и разработают соответствующую программу лечения. Кроме того, патологоанатом может предложить направление на проверку слуха, чтобы убедиться, что слух у ребенка нормальный.
Обучение детей с РАС для улучшения их коммуникативных навыков крайне важно, чтобы помочь им полностью раскрыть свой потенциал.Есть много разных подходов, но лучшая программа лечения начинается рано, в дошкольные годы, и с учетом возраста и интересов ребенка. Он должен учитывать как поведение ребенка, так и навыки общения и предлагать регулярное усиление позитивных действий. Большинство детей с РАС хорошо реагируют на хорошо структурированные специализированные программы. Родители или опекуны, а также другие члены семьи должны участвовать в программе лечения, чтобы она стала частью повседневной жизни ребенка.
Для некоторых детей младшего возраста с РАС улучшение речевых и языковых навыков является реальной целью лечения. Родители и опекуны могут повысить шансы ребенка на достижение этой цели, обратив внимание на его или ее развитие языка на раннем этапе. Точно так же, как дети учатся ползать, прежде чем ходить, дети сначала развивают предъязыковые навыки, прежде чем они начинают использовать слова. Эти навыки включают использование зрительного контакта, жестов, движений тела, имитации и лепетания и других вокализаций, чтобы помочь им общаться.Дети, которым не хватает этих навыков, могут проходить оценку и лечение у логопеда, чтобы предотвратить дальнейшие задержки в развитии.
Для детей более старшего возраста с РАС тренинг по общению учит базовым речевым и языковым навыкам, таким как отдельные слова и фразы. Повышение квалификации подчеркивает то, как язык может служить определенной цели, например научиться вести разговор с другим человеком, что включает в себя пребывание в теме и смену речи.
Некоторые дети с РАС могут никогда не развивать устную речь и языковые навыки.Для этих детей целью может быть обучение общению с помощью жестов, таких как язык жестов. Для других целью может быть общение посредством системы символов, в которой картинки используются для передачи мыслей. Системы символов могут варьироваться от графических досок или карт до сложных электронных устройств, которые генерируют речь посредством использования кнопок для представления общих элементов или действий.
Какие исследования проводятся для улучшения общения у детей с РАС?
Закон 2014 года федерального правительства об аутизме CARES обратил внимание на необходимость расширения научных исследований и улучшения координации между всеми компонентами национальных институтов здравоохранения (NIH), которые финансируют исследования по борьбе с аутизмом.К ним относятся Национальный институт психического здоровья (NIMH), наряду с Национальным институтом глухоты и других нарушений коммуникации (NIDCD), Юнис Кеннеди Шрайвер Национальный институт здоровья детей и развития человека (NICHD), Национальный институт окружающей среды Науки о здоровье (NIEHS), Национальный институт неврологических расстройств и инсульта (NINDS), Национальный институт медицинских сестринских исследований (NINR) и Национальный центр комплементарного и комплексного здравоохранения (NCCIH).
Вместе пять институтов в NIH (NIMH, NIDCD, NICHD, NIEHS и NINDS) поддерживают Центры повышения квалификации аутистов (ACE), программу исследовательских центров и сетей в университетах по всей стране. Здесь ученые изучают широкий круг тем: от фундаментальных научных исследований, в которых исследуются молекулярные и генетические компоненты РАС, до трансляционных исследований, в которых проверяются новые виды поведенческой терапии. В некоторых из этих исследований участвуют дети с РАС, которые имеют ограниченные речевые и языковые навыки и могут привести к тестированию новых методов лечения или методов лечения.Вы можете посетить веб-сайт клинических испытаний NIH и ввести поисковый термин «аутизм» для получения информации о текущих исследованиях, их местах и кто может участвовать.
NIDCD поддерживает дополнительные исследования для улучшения жизни людей с РАС и их семей. Семинар под руководством NIDCD был направлен на детей с РАС, имеющих ограниченные речевые и языковые навыки, в результате чего были опубликованы две новаторские статьи. 1 Еще один семинар NIDCD по измерению языка у детей с РАС привел к выработке рекомендаций, требующих стандартизированного подхода к оценке языковых навыков.Контрольные показатели облегчат и точнее сравнят эффективность различных методов лечения и методов лечения.
финансируемых NIDCD исследователей в университетах и организациях по всей стране также изучают:
- Способы надежного тестирования на задержки в развитии речи и языка на первом году жизни с конечной целью разработки эффективных методов лечения для решения проблем общения, с которыми сталкиваются многие при РАС.
- Как родители могут повлиять на результаты различных видов языковой терапии для детей с РАС.
- Усовершенствованные способы улучшения общения между детьми с РАС и без. Это может быть доска объявлений с символами и изображениями или даже приложение для смартфона.
- Методы, помогающие исследователям лучше понять, как дети с РАС воспринимают слова, и проблемы, с которыми они сталкиваются со словами.
- Экономически эффективные способы предотвращения или уменьшения воздействия условий, влияющих на речевые, языковые и социальные навыки, у детей с высоким риском (например, младшие братья и сестры детей с РАС).
- Разработка программного обеспечения, чтобы помочь людям с РАС, которые борются с речью, общаться сложными мыслями и более эффективно взаимодействовать в обществе.
Где я могу найти дополнительную информацию о ASD?
Информацию из других институтов и центров NIH, которые участвуют в исследовании ASD, можно найти на странице информации о здоровье NIH, выполнив поиск по слову «аутизм».
Кроме того, NIDCD ведет каталог организаций, которые предоставляют информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, баланса, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка.
Информационный информационный центр NIDCD
1 Авеню связи
Bethesda, MD 20892-3456
Бесплатный голос: (800) 241-1044
Бесплатный телефон TTY: (800) 241-1055
Электронная почта: [email protected]. Правительство
NIH Pub. № 97–4315
апрель 2020
Обучение на дому ребенка с аутизмом
Посмотрите наши демонстрации уроков Переключить меню Регистрация Войти Поиск Поиск Time4Learning Поиск Time4Learning Войти / Зарегистрироваться Call Time4Learning Войти Зарегистрироваться Зарегистрироваться сейчас- Учебный план
- Предметы
- Обучение на дому
- Ресурсы
- Как это работает
- Посмотреть демонстрацию
- Учебная программа по классу
- дошкольный
- элементарный
- Средняя школа
- Старшие классы средней школы
- Область применения и последовательность
- Языковые Искусства
- математический
- Наука
- Социальные исследования
- факультативных
Для детей с аутистическим спектром очень раннее обучение социальным навыкам, предпочтительно до школьного возраста, может оказать существенное влияние на дальнейшее развитие. Но многим детям не хватает этого важного вмешательства.
Для многих это не потому, что им не ставят диагноз, а потому, что сначала они ставят другой диагноз. Часто это СДВГ, диагностированный педиатром в возрасте 2 или 3 лет. Или родителям говорят, что у их ребенка есть проблемы с сенсорной обработкой.Тогда аутизм не выявляется до тех пор, пока не возрастут требования школы и социальные условия. Одна мать, которую мы знаем, получила обе — сенсорную обработку в 2 года и ADHD в 4 — до того, как ее сыну поставили диагноз аутизм, незадолго до своего пятилетия.
Эти первоначальные оценки не обязательно являются неточными, поскольку они идут. По оценкам, от 30 до 40 процентов детей с расстройствами аутистического спектра также имеют СДВГ, и проблемы с сенсорной обработкой настолько распространены у детей с аутизмом, что их считают симптомом расстройства.Но они могут задержать диагноз аутизма, если практикующие и родители останавливаются там. И хотя эти дети проходят лечение от СДВГ или проблем сенсорной обработки, им не хватает терапии, которая может оказать гораздо более важное влияние на их жизнь.
«Раннее начало обслуживания слишком важно, чтобы помешать отсутствию подтвержденного диагноза», — говорит доктор Венди Нэш, детский и подростковый психиатр из Института детского разума, который лечил многих детей в спектре.
За рамками быстрого диагноза
«Существует тенденция, что, когда у пациента есть диагноз, поскольку у него имеется ряд симптомов, которые соответствуют этому диагнозу, врачи могут развить немного туннельного зрения, где могут быть пропущены некоторые другие результаты, ”Говорит доктор Амир Miodovnik, педиатр развития в Бостонской детской больнице.
Доктор Миодовник — ведущий исследователь исследования аутичных детей, опубликованного в Педиатрия , в котором первоначальный диагноз СДВГ связывался с задержкой в среднем на три года в диагностике аутизма.Дети, у которых впервые был диагностирован СДВГ, почти в 30 раз чаще получали диагноз аутизма после 6 лет, чем дети, у которых аутизм был их первым диагнозом.
Исследование подтвердило клинический опыт доктора Миодовника. «Мы видим достаточное количество детей, которых мы оцениваем на расстройство аутистического спектра в более старшем возрасте, — говорит он, — у которых ранее был диагноз СДВГ».
Доктор Кэтрин Лорд, директор Центра аутизма и развивающегося мозга в Нью-йоркской пресвитерианской больнице, испытывает аналогичную обеспокоенность тем, что раннее сосредоточение внимания на сенсорных проблемах, хотя это может помочь детям, может задерживать диагностику аутизма.«Мы видим детей, которые попадают в спектр аутизма, — сообщает она, — и в течение многих лет они обращались к логопеду и трудотерапии по сенсорным проблемам, когда у них должны были быть люди, работающие с ними по социальным навыкам».
Почему аутизм упускается из виду на этих ранних показах?
Существует ряд причин, по которым эти первоначальные оценки аутизма не приводят к диагнозу аутизма, объясняет доктор Нэш. Чтобы избежать задержек, родители должны знать о них.
- И клиницисты, и родители тяготеют к диагностике с лучшим прогнозом. «Понятно, что врачи хотят определенного уровня уверенности, прежде чем поставить пожизненный диагноз потенциальных нарушений», говорит она. «Поэтому первоначальный подход часто заключается в том, чтобы лечить то, что поддается лечению, а затем пересматривать. Например, Давайте сначала отнесемся к этому как к СДВГ и посмотрим, насколько плохой зрительный контакт связан с невнимательностью ».
- Педиатры хотят дать шанс развитию . Это имеет смысл с детьми, так как они развиваются с разной скоростью, говорит докторNash. Но врачи стремятся успокоить родителей, чьи наблюдения и заботы часто игнорируются.
- Аутизм не может быть диагностирован при быстром посещении офиса. Одна из причин, по которой педиатры не могут заболеть аутизмом, отмечает доктор Нэш, заключается в том, что оценка занимает слишком много времени. Стандартный инструмент оценки, называемый ADOS — График диагностического наблюдения аутизма — занимает 30 минут. И это должно быть в сочетании со структурированным интервью с родителями о текущих и прошлых симптомах, и это занимает несколько часов.
- СДВГ в сочетании с аутизмом может выглядеть как тяжелый СДВГ. «Я часто слышу описание« тяжелый СДВГ », и, по моему опыту, оно часто оказывается аутизмом», — объясняет доктор Нэш. «Если вы соедините два нарушения — импульсивность и настойчивое мышление, — эти дети действительно могут застрять в петле, и они не могут выйти, и это может быть очень разрушительным».
- Аутизм — это спектр, с широким спектром поведения . Неспециализированный специалист может не распознать его симптомы, потому что они более разнообразны и детальны, чем он осознает.Например, врач может сказать, что у ребенка был зрительный контакт, или он улыбался, поэтому он не может быть в спектре. Но то, что характеризует аутизм, отмечает доктор Нэш, это то, как этот зрительный контакт использует в социальном взаимодействии. «Дети с аутизмом имеют узкий спектр влияния. Но иногда это постоянная улыбка. Ребенок может смотреть и улыбаться ». В то же время, что наблюдает клиницист, это всего лишь один момент времени; он может не видеть поведение, которое родители воспринимают дома.
- Сенсорные проблемы часто возникают в дошкольных учреждениях. Многие из них имеют специалистов по трудотерапии, которые могут работать с этими детьми. Доктор Нэш отмечает, что сенсорные проблемы действительно могут вызывать у ребенка стресс, но зачастую это не полная картина. «Когда сенсорная обработка становится основной или единственной целью, ребенок проигрывает, теряет драгоценное время».
Доктор Нэш призывает родителей детей младшего возраста, которые подозревают, что у них может быть аутистический спектр, чтобы убедиться, что они проходят полную оценку у специалиста, который обучен и имеет опыт диагностики этого расстройства — детского психиатра, невролога или развивающего ребенка. педиатр.
И если вы, как родители, чувствуете, что диагноз по-прежнему неверен или недостаточен для объяснения поведения, которое вы видите, вы, возможно, захотите узнать другое мнение. Может быть соблазнительно принять усилия друзей, семьи и даже клиницистов, чтобы избежать ярлыка, который может быть страшным, но выжидательный подход не является хорошей идеей, если возможен аутизм.
«Усильте себя как родителей», — призывает доктор Нэш. «Защитите своего ребенка».
.Подробнее:
Как должна выглядеть оценка аутизма?
Почему многие аутичные девочки упускают из виду
Объяснение проблем сенсорной обработки
- Учебный план
- Предметы
- Обучение на дому
- Ресурсы
- Как это работает
- Посмотреть демонстрацию
- Учебная программа по классу
- дошкольный
- элементарный
- Средняя школа
- Старшие классы средней школы
- Область применения и последовательность
- Языковые Искусства
- математический
- Наука
- Социальные исследования
- факультативных