Одаренные дети в школе: Одаренный ребенок в массовой школе

Одаренный ребенок в массовой школе

Не упиваясь словесами

                                                                                     Жизнь убеждает нас опять:

                                                                                     Талантам надо помогать.

                                                                                     Бездарности пробьются сами…

Проблема детской одаренности в последнее время вызывает все  больший интерес  различных специалистов как за рубежом, так и в России, хотя следует отметить, что  отношение к  данной проблеме не является однозначным.  И сегодня существуют различные подходы и ответы на вопросы: что же такое одаренность? Как она проявляется?  Что делать с  одаренным ребенком?  Как избежать поведенческих социально-психологических проблем, которые зачастую возникают у одаренных детей?  Как работать учителю с одаренным ребенком? Одаренность – это благо для ребенка  или  тоже своего рода отклонение от нормы, требующее специфического подхода?

Проблемой одаренности в отечественной психологии активно занимался мэтр проблемы одаренности Натан Семенович Лейтес. Ученый обратил внимание на тот факт, что одаренность может иметь не только индивидуальный, но и возрастной, преходящий характер, то есть он подходил к проблеме одаренности как к явлению развивающемуся, изменяющемуся, динамическому. Следовательно, надо создавать такие условия, которые способствовали бы раскрытию индивидуального своеобразия ребенка, раскрытию потенциальной одаренности, которая, к сожалению, иногда может проявляться стихийно или не проявляться вовсе в силу ряда причин: повышенная тревожность, дефекты речевого развития, недостаток определенных знаний и умений и пр.

Одаренный ребенок – это лишь возможность. Реализуется эта возможность или нет – зависит от многих обстоятельств. Существует распространенное мнение, что одаренным детям обеспечены успехи в учении, в действительности многие из них оказываются не на высоте, причем именно по причине своих выдающихся способностей. Чтобы одаренный ребенок сумел реализовать свой высокий потенциал, необходимо понять, что может ему в этом помешать, и так организовать его обучение и воспитание, чтобы это соответствовало его психологическому складу.

 Не секрет, что в обычной массовой школе более пристальное внимание педагогов привычно уделяется «трудным», тем, кто в силу ряда причин не усваивает школьную программу. Дети же, которые нормально учатся или «схватывают на лету» зачастую внимания от учителя получают значительно меньше (за исключением открытых мероприятий, уроков, когда эти дети имеют больше возможностей проявить себя, свою смекалку и эрудицию, оригинальность мышления).  Но открытых уроков и мероприятий в течение учебного года не так уж и много,  поэтому, практически  в каждом из классов  можно увидеть  детей, которые хорошо учатся, но скучают на  занятиях, так как учитель порой не замечает их, и, таким образом, способные и одаренные дети «теряются»  в общей массе, не находя развития своему потенциалу. В каждом конкретном случае причины, по которым одаренность  ребенка остается незамеченной, конечно, различны,    поэтому  взрослым — педагогам, психологам, родителям — нужно быть предельно внимательными к детям, чтобы своевременно заметить  черты и  качества, которые помогают им выйти  на стезю творчества,  проявить интеллектуальную активность.

Работа с одаренными ставит перед учителем  непростые задачи:  помимо создания  развивающей среды для интеллектуального развития, педагогу  необходимо помочь ребенку в процессе социализации и личностном становлении. Дети с развитой познавательной потребностью плохо укладываются в рамки стандартных требований, демонстрируя нетривиальные интересы и склонности. Поэтому одаренность   не только не выступает преимуществом  таких детей, но скорее становится их негативной особенностью, затрудняющей школьную адаптацию.  Не секрет, что  одаренные дети наиболее ранимы, чувствительны, они глубже воспринимают происходящие события и явления,  чаще подвержены невротическим срывам. Следует помнить, что нужно предельно внимательно относиться не только к ранящим, но и к «поддерживающим» репликам, так как всеобщее восхищение каким-либо талантом ребенка может создать у него впечатление, что близкие любят  и ценят его лишь за этот талант или выдающуюся способность. Естественно, нельзя совсем игнорировать проявление таланта и способностей, но все должно быть в меру, так как оценки окружающих влияют на формирование самооценки ребенка, его самовосприятие.

Следует отметить и такую особенность одаренных детей как  стремление и умение работать  упорно и увлеченно, достигая высоких результатов.   Важно поощрять  целеустремленность своих  одаренных  учеников, так как они, как и все остальные, нуждаются в обратной связи. Таким детям нередко свойственна высокая критичность к себе, они нуждаются в доброжелательном отношении со стороны значимых взрослых.

Для работы с одаренными детьми от педагогов требуется, во-первых, общая профессиональная педагогическая подготовка – предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки, чтобы уметь активизировать и развивать детскую одаренность. Для достижения успеха в этом направлении особо следует отметить желание учителя работать в содружестве с психологом, повышать уровень психологической компетентности, что поможет учителю  принять факт одаренности ребенка, в противном случае, учитель, не уверенный в своей педагогической и психологической компетентности, будет неосознанно сопротивляться самой мысли о талантливости ребенка.

 Можно привести некоторые рекомендации педагогам, которые работают с одаренными детьми, предложенные в книге Кэрол Тэкэкс «Счастливые родители одаренных детей»:

1.Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Не стоит постоянно выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, полезно поощрять совместные занятия с детьми.

 2.Учителю не стоит возводить одаренного ребенка на пьедестал перед другими детьми. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание исключительности его достижений может вызвать раздражение, ревность и отторжение окружающих.

3. Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся задания. Учителям необходимо продумывать систему работы с учетом потребностей одаренных учеников.

Родителям же можно пожелать следующее:

— Избегайте сравнивать детей друг с другом!

— Старайтесь развивать способности  ребенка во всех сферах. Для интеллектуально одаренного ребенка будут очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей.

— Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.

— Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает игрушки, игры и модели из имеющихся материалов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.

— Дайте  ребенку возможность  получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.

— Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем.

— Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может  заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.

— Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении!

Где и как учить одаренных детей?

В городской Ресурсный центр одаренности МГППУ регулярно обращаются с вопросами по поводу работы с одаренными детьми, которые в конечном итоге сводятся к следующему: как эффективно работать с одаренными детьми в так называемых массовых школах и что мы думаем о ситуации объединения школ? Пойдет ли это объединение на пользу одаренным детям или разрушит то, что мы уже имеем?

В городской Ресурсный центр одаренности МГППУ регулярно обращаются с вопросами по поводу работы с одаренными детьми, которые в конечном итоге сводятся к следующему: как эффективно работать с одаренными детьми в так называемых массовых школах и что мы думаем о ситуации объединения школ? Пойдет ли это объединение на пользу одаренным детям или разрушит то, что мы уже имеем?

Это серьезные вопросы, от которых зависит не только судьба одаренных детей, но и судьба общества. В выражениях, которыми награждаются одаренные дети, — «золотой фонд», «будущее России», «надежда человечества» — при всей, может быть, чрезмерности пафоса есть немалая доля правды.

Любая школа должна предусматривать два направления работы с детьми: работу по развитию способностей у любого ребенка, пусть даже мотивационно еще не подготовленного к своему интеллектуальному развитию. Основой работы в этом направлении должна стать именно мотивационная подготовка детей к собственному развитию. Фактически речь в этом отношении будет идти о своеобразном «производстве» одаренных детей. Другое дело — работа с реально одаренными детьми и детьми, потребностно подготовленными для такой специальной работы («высокомотивированные дети»). Хотя эта задача ничуть не более важная, чем первая, наш Центр в силу определенных требований к нему работает пока по второму направлению.

Каковы ключевые позиции Центра относительно развития одаренных детей, требования к условиям развития, которые должна создавать для них образовательная среда, какую бы форму в каждом отдельном случае она ни принимала? На какой основе исключительно необходимо, на наш взгляд, решать стратегические и тактические вопросы образования этого контингента детей?

Какие дети относятся к группе одаренных детей?

Если не уточняется, какая именно одаренность имеется в виду, то в сообществе педагогов и психологов по умолчанию считается, что речь идет об интеллектуальной (умственной) одаренности. Так как умственная одаренность имеет определенный вес в любом без исключения виде одаренности (по исследованиям психологов, самый большой вес этой одаренности обнаружен в способностях к математике и физике, наименьший — в психомоторных способностях), то эта одаренность в научной литературе называется общей. При всем нашем безусловном почтении к социальной, художественной и даже психомоторной одаренности и понимании их высокой роли в развитии ребенка, видимо, стоит согласиться с тем, что именно развитие умственной одаренности может рассматриваться в системе школьного образования как исходная и в этом смысле первоочередная задача. Именно о детях с высокой умственной одаренностью я веду речь.

Группа одаренных детей неоднородна. С некоторой долей упрощения их можно разделить на три группы.

Особо одаренные дети. К ним относятся дети с весьма высоким уровнем умственного развития. Для числовой конкретизации понятия «высокий» к настоящему времени разработаны адекватные математические методы, безупречные в собственно математическом и достаточно приемлемые в психологическом отношении. Это дети с особым типом возрастного развития, который очень заметно отличает их от «обычных» детей. Они видны, что называется, невооруженным глазом: на их лице, как говорится, расписался сам Господь. Сравнительно небольшую часть в этой группе детей занимают дети-вундеркинды. В этой группе много детей с выраженными трудностями личностного развития, и потому они внесены Всемирной организацией здравоохранения в группу риска.

Высокая норма. К контингенту одаренных детей относятся и дети, которые по общему типу возрастного развития близки к обычным детям, но в силу имеющегося у них полного комплекта благоприятных условий их способности развились до высокого уровня. Это дети значительно более благополучные сравнительно с особо одаренными детьми.

Высокомотивированные дети. Это дети с потенциальной, но еще недостаточно проявившейся (не ставшей актуальной) одаренностью. От «обычных» детей их отличают повышенные возможности развития, которые создаются за счет высокой мотивации к саморазвитию (объяснение ниже). Если таким детям предоставить благоприятные условия для развития, то их потенциальные возможности превратятся в реальные высокие способности. Главное в этом случае — не упустить время.

Основные принципы работы с одаренными детьми

К сожалению, существует значительная неоднозначность понятийного, методического и собственно содержательного аппарата в теории и практике одаренности, что до некоторой степени результат социальной и даже политической ангажированности этой проблематики. Тем не менее можно выделить три принципа, которые я рассматриваю как исходные для работы нашего Центра, это, что называется, sinequanon (то, без чего нельзя).

Принцип первый. Мотивация саморазвития — движущая сила развития способностей. Высокая одаренность — системное психологическое образование, которое стало результатом развития не столько самих по себе интеллектуальных возможностей ребенка, сколько прежде всего его личности, его мотивации. Мотиваций у ребенка имеется великое множество. Основа для развития умственных способностей ребенка — его мотивация саморазвития, его сначала стихийное, почти биологическое, а потом уже осознанное, целенаправленное стремление к развитию своих возможностей.

Эта потребность проходит несколько возрастных этапов, начинаясь с хорошо известной «потребности в познании», проходя через стадию «потребности в умственном напряжении» и на высоте развития становясь «потребностью в самоактуализации». При этом всякий раз в разном виде выступает одна и та же потребность: в самоосуществлении, самопроявлении, в саморазвитии.

Принципиален в этом отношении тот факт, что способности ребенка развиваются в том, и только в том, случае, если опираются на эту мотивацию — его интересы, склонности, его познавательную потребность в целом. Для развития способностей категорически необходимо выраженное состояние удовольствия от умственной деятельности, которое возникает только в случае, если интеллектуальная деятельность изначально запускается этой мотивацией. Само по себе чистое «накачивание» ребенка знаниями может дать хорошие ЗУН (знания, умения и навыки), но не даст «прибавочной стоимости» в виде развития способностей. Мы еще не вполне понимаем биологическую, точнее, биохимическую природу этих процессов, но сам этот факт никакому сомнению в настоящее время не подлежит. Мотивация развития — единственный «мотор» развития способностей ребенка, и опора на эту мотивацию — обязательное условие достаточно высокого развития его способностей. Любое обучение должно считаться с этим обстоятельством.

Принцип второй. Практически любой обычный здоровый ребенок может в психологическом и статистическом смысле стать одаренным (войти в так называемую высокую норму), если сложились благоприятные условия для его развития. Особо подчеркнем, что понятие «благоприятные условия» не вполне эквивалентно понятию «хорошие условия». В силу некоторых причин благоприятные условия для развития умственных способностей на всем протяжении детства не такое частое явление. Именно потому детей, относящихся к «высокой норме», в большинстве стран сравнительно немного. Россия в этом смысле от большинства стран мало чем отличается.

Опыт и психологические исследования показывают, что изначально потребность в саморазвитии в ее исходном выражении — в форме яркой познавательной потребности — отмечается практически у всех здоровых детей и не так часто родителям удается значительно деформировать ее в дошкольном детстве. Именно потому потенциально одаренных детей в любой школе достаточно много. Есть все основания утверждать, что в каждой школе, в каждом классе есть дети с актуальной или потенциальной одаренностью (высокомотивированные дети), но для своего дальнейшего развития они нуждаются в специальных образовательных условиях, которые чаще всего необходимо создавать прямо на месте. В этом смысле приходится говорить о необходимости отдельной работы с одаренными детьми в каждой школе.

Принцип третий. Когда речь идет об организации специальной образовательной среды для одаренных детей, то начальное условие ее создания — учитель. Как отмечается в докладе фонда МакКензи, «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в этой системе учителей». Несмотря на банальность этого утверждения, оно было, есть и будет главным условием развития ума и личности ребенка.

Понятно, что организация образовательной среды для развития одаренных детей должна опираться, прежде всего, на соответствующие образовательные запросы одаренных детей.

Специальные образовательные запросы одаренных детей

В проведенном нами московском мониторинге одаренности, в котором участвовало около 10000 детей и более 100 учителей и администраторов образовательных учреждений, мы обращались к педагогам с просьбой сформулировать, как они понимают запросы одаренных детей. Полученные материалы были предложены для анализа группе экспертов — наиболее опытных педагогов и руководителей лучших школ Москвы. В конечном итоге достаточно единодушно были выделены такие образовательные запросы одаренных детей (обобщенные данные):

Специальные требования к учителю для одаренных детей. Он должен быть одновременно очень внимательным к каждому ребенку, создавать между учеником и собой «особое поле принятия ребенка» и вместе с тем крайне желательно, чтобы он был достаточно определенным в своей требовательности к ребенку. Именно учитель должен создавать те интеллектуальные и личностные вызовы, которые создают перспективу интеллектуально-личностного развития ребенка.

О том, что учитель должен быть образованным, иметь опыт собственной исследовательской работы, иметь хорошо развитую устную и письменную речь (в отчете Фонда МакКензи именно это обстоятельство оказалось практически главным для учителя начальной школы), не стоит и говорить, это очевидно, как говорится, по умолчанию. Как мне кажется, для начала в школе, которая собирается работать с одаренными детьми, достаточно одного-двух таких учителей, которые могут запустить процесс «кристаллизации» педагогического коллектива и превратить его в группу единомышленников, увлеченно работающих с одаренными детьми.

Обучение одаренных детей должно опираться на их познавательные приоритеты, то есть на их интересы и склонности. При этом на познавательные приоритеты ученика необходимо опираться не только в дополнительном, но и в особенности в основном образовании, начиная уже с младших классов школы. Одаренные дети, как правило, любят и хотят учиться, но не всему на свете, а именно тому, что им нравится. Для этого им требуется повышенное разнообразие образовательных форм и методов обучения и их содержательного наполнения. Познавательные приоритеты ребенка могут меняться, но логика обучения этих детей должна опираться именно на них. Опора на познавательные приоритеты ребенка не отменяет того обстоятельства, что любой ребенок должен иметь базу по всем предметам, которые заданы государственными стандартами образования. Поиск разумного баланса между разными задачами обучения одаренных детей — непростая задача, которая решается с помощью специальных образовательных стратегий для одаренных детей, разрабатываемых нашим Центром.

Повышенная интенсивность образовательной среды. Необходимо создавать своего рода познавательные вызовы для ребенка и стимулировать особый этап в развитии мотивации ребенка — потребность в сложной умственной деятельности («потребность в умственном напряжении»). Это основа для дальнейшего развития личности и способностей одаренных детей.

В понятие интенсивности входят высокая теоретичность и проблемность обучения, повышенный темп и увеличенные требования к результатам обучения по приоритетным для одаренного ребенка предметам. Некоторые педагоги предлагают включать особые лакуны при объяснении нового материала, намеренно создавая ситуации неполноты понимания. Благодаря этим лакунам создаются условия для интеллектуальной самостоятельности ребенка, в которой многие из них остро нуждаются.

Продуманный баланс свободы и долженствования. Образовательная среда для одаренных детей должна успешно решать две разнонаправленные и в этом смысле противоречащие друг другу задачи: давать достаточную свободу ребенку в выборе его познавательных и даже личностных приоритетов, но при этом сохранять достаточную требовательность в ситуациях долженствования (скажем, домашние задания, уборка помещений, строгое соблюдение графика, в том числе и при выполнении проектно-исследовательских заданий). Как показывает опыт, такое соединение таких разных задач хотя и сложная, но все-таки решаемая школой задача.

Достаточная социализация одаренного ребенка. При всей бесспорной самоценности детства основная задача школы — готовить ребенка к жизни. Одаренный ребенок должен понимать требования и нормы общества, уметь включаться в групповую работу разного типа. Это особенно важно, если учесть, что именно проблемы социализации достаточно болезненны для многих одаренных детей, прежде всего для особо одаренных.

У многих возникают резонные вопросы: а разве все образовательные запросы относятся только к группе одаренных детей? Разве самым обычным детям, у которых не удалось развить высокие способности, не нужны хороший учитель, вариативная среда, точный баланс жестких требований и предоставления свободы? ​Продолжение темы.

Да, все это нужно всем детям, любому ребенку. Разница в том, что большая часть этих запросов идет от самого одаренного ребенка, а не внедряется в него заботливым родителем и учителем, это сам ребенок в силу имеющейся у него особой мотивации хочет, чтобы ему позволили много учиться по приоритетным для него учебным предметам, а по другим предметам помогали ему оставаться в рамках единых школьных требований, сам одаренный ребенок тянется к повышенной проблемности и теоретичности обучения, к его повышенной трудности.

Конечно, далеко не все запросы полностью осознаются детьми и никогда не формулируются в форме, представленной здесь. Тем не менее, по существу, почти все перечисленные запросы идут от самих учеников. Значительная часть одаренных детей с повышенной рефлексией по поводу своих возможностей и личностных трудностей предъявляет прямой запрос к психологу по поводу сниженной саморегуляции, или, как они выражаются, «слабой воли». Тренинг саморегуляции мы проводим, только имея запрос на него от самих детей. Запрос на помощь в развитии саморегуляции достаточно часто встречается в старшем школьном возрасте, существенно реже в подростковом возрасте и крайне редко в младшем школьном возрасте. Запрос на социализацию встречается, конечно, еще реже, но все же некоторые ученики старших классов, особенно с повышенной рефлексией, обращаются к психологам и по этому поводу. Поэтому образовательные запросы, выделяемые нами как объективные требования к развитию одаренных детей, в значительной мере соотносятся с собственными запросами одаренных детей.

Где лучше учиться одаренным детям: в школе специализированной или массовой?

Ясно, что понятие «массовая школа» очень условно: бывают случаи, когда так называемая массовая школа во всех отношениях лучше для одаренного ребенка, чем так называемая специализированная. Обычно массовой школой называется школа, где нет прицельного отбора детей по признакам развития их способностей и где не предполагается сколько-нибудь специальная работа с этим контингентом детей. Соответственно специализированной мы называем школу, где с помощью отбора удается создать в школе значительный процент одаренных детей и где, конечно, школа пытается или действительно создает благоприятные условия для их развития.

Главное достоинство специализированной школы — это однородная среда. Ребенок в школе этого типа существенно реже становится изгоем, ему легче включаться в групповую работу, он быстрее адаптируется в целом к школьной среде. Понятно, что одаренные дети именно такую школу и больше любят. Именно это основное достоинство становится и главным недостатком специализированной школы. Социализация одаренных детей в специализированной для обучения именно этого контингента школе — это проблема, которую постоянно решают не только психологи, но и весь педагогический коллектив. В хороших школах этого типа детей все время вывозят то в спортивный лагерь, то в летние и зимние школы, то на разного рода другие объединенные мероприятия. Их занимают разного рода волонтерской работой, делают практически открытым дополнительное образование, когда в школу для одаренных детей вечером приходят самые обычные дети, которые посещают кружки, факультативы или многочисленные студии. Скажем, именно такая ситуация была программно и достаточно жестко задана первым директором школы-интерната «Интеллектуал» Евгением Маркеловым и сохраняется в рабочем виде до настоящего времени. Но при всей значимости этой задачи для специализированных школ социализация одаренных детей остается не вполне достаточной, некоторая искусственность такого «хождения в народ» все-таки сохраняется. Психологи, работающие в таких школах, убеждаются в этом ежедневно.

Другая, прямо противоположная ситуация формируется в так называемой массовой школе. Здесь далеко не всегда создается необходимый объем образовательных условий, в которых остро нуждаются одаренные дети, но зато уж с социализацией здесь полный порядок. И задача педагогов и психологов тоже прямо противоположная — так вести (сопровождать) одаренного ребенка, чтобы он в ходе такой естественной социализации, которая может быть существенно более жесткой для него, перспективно развивался. Иногда (существенно реже в хороших школах, куда чаще в плохих) могут возникать ситуации определенного стресса для одаренного ребенка, который хороший психолог в большинстве случаев может и должен превратить в необходимый для него развивающий дискомфорт. Как показывает опыт, развивающий дискомфорт, вообще говоря, при правильном психологическом сопровождении нужен многим детям, так как дает мощный и долговременный (часто на всю жизнь) развивающий эффект. Это тот эвстресс — хороший стресс (Ганс Селье), необходимый для развития любого человека. Стресс, без которого невозможно подлинное развитие.

С этой точки зрения объединение школ, в которых школа для одаренных детей инкорпорируется в другую, как правило менее специализированную, может быть весьма полезным для развития одаренных детей. Более того, оно может даже в большей мере отвечать объективным запросам одаренного ребенка, чем в специализированной школе, но лишь при условии, что достаточно грамотно создаются необходимые и достаточные условия для развития его личности и способностей. Это, конечно, очень непростая задача, но, как показывает опыт, вполне разрешимая.

Особенно интересен с этой точки зрения опыт Сингапура, где одаренные дети обучаются в самых обычных школах, но при этом выделяются в отдельный класс. При этом там вполне эвристично решаются задачи создания единой образовательной среды для всех детей и одновременно с этим организации специальных условий для одаренных и высокомотивированных детей.

При организации образовательной среды для одаренных детей в массовой школе необходимо соблюдать обязательное условие, без которого работа с одаренными детьми невозможна: при организации образовательной среды для одаренных детей необходимо, чтобы администрация школы руководствовалась не только здравым смыслом (как сказано, «в педагогике, медицине и политике разбираются все»), который, понятно, нужен любому педагогу, но его все-таки недостаточно.

При всей недостаточности наших знаний о развитии одаренного ребенка, плавающей понятийной системе, не всегда достаточно разработанных образовательных стратегиях обучения и развития для одаренных детей, при всем поразительном разнообразии возможных вариантов такой работы все-таки, как показывает опыт многих стран, давно и успешно работающих с одаренными детьми (это страны Юго- Восточной Азии, США и даже часть европейских стран), для такой работы нужны профессионалы, нужна помощь на регулярной основе той части педагогического сообщества, которая давно и успешно работает с одаренными детьми. Следует отметить, что для этой цели уже создана и успешно действует Ассоциация школ, работающих с одаренным детьми (руководитель — Сергей Менделевич).

В настоящее время МГППУ прицельно работает над задачей встраивания работы с одаренными детьми в общий контекст массовой школы. С этой целью в течение двух лет успешно работает магистратура МГППУ по направлению «Педагогика и психология образования одаренных детей», в соответствии с запросами Департамента образования туда включен отдельный курс «Организация психолого-педагогической работы с одаренными детьми в разных типах школ». Кроме того, уже проведен мониторинг выявления одаренности в массовых школах в 60 школах Москвы. Материалы мониторинга в настоящее время анализируют с позиций организации работы с этим контингентом детей в школах разного типа.

Центр одаренности МГППУ разрабатывает специальные образовательные стратегии психолого-педагогической работы с одаренными детьми (выявление, их обучение, сопровождение и социальная поддержка) для тех массовых школ, которые только планируют работу с одаренным детьми, проводит регулярные семинары с учителями и администраторами массовых школ, планирующих работу с одаренными и высокомотивированными детьми на базе школ, которые имеют значительный опыт работы с этим контингентом детей. В настоящее время идет работа по анализу и обобщению опыта лучших школ Москвы, работающих с одаренными детьми. На основе такого рода научной рефлексии на базе этих школ будут создавать стажировочные площадки для подготовки магистров, вести работу по повышению квалификации учителей массовых школ.

Городской Ресурсный центр одаренности при МГППУ вместе с Ассоциацией школ, работающих с одаренными детьми, разрабатывает систему психолого-педагогических требований для школ, планирующих работу с одаренными детьми, и готов выступить в качестве эксперта по проблемам качества работы с этим контингентом детей в школах разного типа. В нескольких массовых школах, направленных на работу с одаренными детьми, центр МГППУ осуществляет научно-методическую помощь в подготовке многоступенчатой (модульной) программы подготовки учителей к работе с одаренными детьми на базе МГППУ, утвержденной окружным управлением образования и включающей проведение и посещение специальных семинаров по работе с одаренными и мотивированными детьми в масштабе округа или города, концепции работы с одаренными детьми, учитывающей специфику контингента учащихся, имеющихся педагогических кадров, наличной образовательной ситуации, программы и плана работы педагогического коллектива с одаренными и высокомотивированными детьми, программы работы психологической службы с одаренными и высокомотивированными детьми с четко обозначенными целевыми показателями работы, специальной целевой программы работы школы (летние школы, выездные мероприятия, психологическая подготовка детей к участию в интеллектуальных состязаниях).

С моей точки зрения, такие меры помогут каждой школе выстроить работу с одаренными детьми.

Одаренные дети в государственных школах

В связи с тем, что государственные школы работают над тем, чтобы сделать классы полностью инклюзивными, в которых ко всем детям относятся одинаково, многие родители обеспокоены тем, что их одаренные дети могут не столкнуться с соответствующей образовательной средой, которая способствует сложному обучению.

 

Кэрол Бейнбридж, член правления Ассоциации одаренных Индианы, объясняет: «Быть ​​одаренным ребенком — значит демонстрировать исключительный талант в определенной области». Этот исключительный талант включает в себя не только высокий уровень IQ, но и способности, которые могут быть предиктором и индикатором достижений взрослого человека. По мере того, как школы внедряют все более ортодоксальные практики в учебные программы, многим одаренным детям может быть 9 лет.0007 оставил позади , в отличие от , выдвинутого вперед.    

 

Одаренные дети

  • Что считается «одаренным»?

Существуют различные диапазоны «одаренных способностей», от «Слегка одаренных» до «Глубоко одаренных». По стандартной кривой нормального распределения большинство средних учащихся попадают в диапазон от 85 до 115, где 100 — абсолютная норма. По словам Кэрол Бейнбридж, «чем дальше ребенок от абсолютной нормы в 100, тем больше потребность в специальных образовательных приспособлениях, независимо от того, находится ли расстояние слева или справа от 100».

  • Отсутствие задачи

Хотя одаренные дети могут обладать исключительными способностями, они не всегда добиваются высоких результатов. Как продолжает Бейнбридж, «даже когда они не получают хороших оценок, они, как правило, получают высокие баллы на тестах успеваемости, чаще всего в диапазоне 95–99 процентилей. Они любят учиться, и их любовь к учебе, хорошая память и способность быстро и легко учиться позволяют им добиваться успеха».

 

Хотя одаренные дети способны учиться легко и с большим рвением, они часто не преуспевают, если им не хватает сложной и стимулирующей среды. Если одаренный ребенок теряет мотивацию к учебе, «он или она могут плохо учиться в школе, хотя результаты тестов успеваемости обычно остаются высокими».

Государственные школы, закон и полное включение классных комнат

  • Юридические мандаты

Юридический статут, известный как не осталось ребенка, был реализован конгрессом в первых 2000 -х годов, получение учителей. и государственные школы для создания классов «полного включения», где учащиеся всех уровней и способностей изучают одну и ту же учебную программу, одни и те же уроки и часто получают одни и те же тесты.

 

В то время как учащимся с особыми потребностями и учащимся, испытывающим затруднения, предоставляется дополнительная поддержка (через комнаты помощи, приспособления с тестированием и т.

 д.), такие приспособления не предоставляются одаренным детям. В результате у многих одаренных детей отсутствует интерес к школе, когда их желание учиться от природы достаточно сильно.

 

По словам Сьюзан Гудкин из Washington Post, инициатива «Ни одного отстающего ребенка» заставляет многих родителей бежать из государственных школ, поскольку «эта акция вынуждает учителей игнорировать учащихся с высокими способностями из-за того, что она сосредоточена исключительно на доведении учащихся до минимального уровня знаний. Что еще хуже, чем это безобидное пренебрежение, No Child навязывает фундаментальный образовательный подход, настолько неприемлемый для учащихся с высокими способностями, что он уничтожает их интерес к учебе, поскольку школа превращается в бесконечную цепочку базовых уроков, направленных на учеников с низкими способностями».

  • Последствия закона

, в то время как проблемы были предсказаны с момента ее ранней повторной авторизации, школы и учителя имеют небольшую власть, чтобы изменить законы, которые заставляют их управлять школами таким образом. Как далее подтверждает Wall Street Journal, с 2003 года «школы в подавляющем большинстве случаев переключали свое внимание на учащихся с низкой успеваемостью».

 

Например, поскольку теперь перед школами стоит задача довести всех учащихся до базового уровня владения языком, учителя часто вынуждены «подчеркивать непрекращающееся заучивание рудиментарных фактов и учить, что есть один «правильный» способ решения еще более сложных задач». -проблемы с заказом. Тем не менее, одним из самых ярких признаков проворного математического ума является способность видеть новые подходы и короткие пути для решения таких задач». В конечном счете, творчество и более интересные элементы математики остаются позади, поскольку концепции мышления высокого порядка оттесняются на второй план, потому что школы должны довести всех борющихся учеников до проходной планки. Однако самым печальным результатом этого является то, что

почти все ученики — одаренные и не очень — «разочарованы и утомлены упрощенными упражнениями, многие начинают ненавидеть математику».

Что могут сделать родители

  • В поисках нового варианта

, в то время как ни один ребенок не может помочь студентам, которые борются, чтобы соответствовать стандартам, мандат, безусловно более сложный и критический образовательный опыт. Этот закон заставляет многих родителей отказываться от государственных школ и вместо этого выбирать частные школы. Самая большая проблема при этом, конечно, высокая стоимость частных школ.

  • Работа с государственными школами для достижения успеха

Поскольку родители стремятся поддержать своего одаренного ребенка в благоприятной для обучения среде, общение с учителями в сочетании с внеклассной поддержкой является важным ключом к успеху. Поскольку руки многих учителей связаны по закону, что делает их неспособными в некоторых случаях отказаться от своих рудиментарных практик в классе, учителя часто имеют гораздо больше возможностей оказать более сложную помощь и помощь, если родитель общается открыто и в начале урока. воспитательный процесс.

Имея сообщенный план, учителя могут вносить небольшие изменения в задания одаренного ребенка, внося личные подходящие приспособления, чтобы еще больше стимулировать его/ее мышление. Кроме того, родители могут изучить возможности получения образования за пределами школы, такие как академические клубы, частное репетиторство или другие области обучения, которые более рентабельны, чем частная школа, но при этом привлекательны и эффективны.

 

Кроме того, как продолжает Джеффри Джонс из Eric Digest, неуклонно растущее внедрение технологий в государственных школах также создает дополнительные проблемы для одаренных детей: «Одаренные учащиеся получают выгоду от более широкого использования компьютеров, потому что их особые потребности удовлетворяются благодаря осознанному использованию технологий».

 

В то время как юридические предписания часто ограничивают потенциальные возможности для одаренных детей, новые инновации в области компьютеров и технических средств часто служат дополнением к дополнительной интеллектуальной стимуляции. В то время как государственные школы могут быть не в состоянии предоставить одаренным детям постоянный уровень достаточно сложного материала, учителя, родители, наставники, клубы и внешкольные возможности могут по-прежнему сотрудничать, чтобы объединиться для разработки плана действий для достижения успеха.

Включите JavaScript для просмотра комментариев, созданных с помощью Disqus.comments работает на Disqus

Образование для одаренных: возможности для одаренных учащихся

Многие семьи верят, что где-то там должна быть одна конкретная школа, являющаяся утопией для одаренных. Реальность такова, что одаренные ученики процветали во всех мыслимых образовательных средах. Подходящий уровень образования для вашего ребенка зависит от множества факторов, а также от доступных возможностей, таких как программы обучения для одаренных детей, которые предлагают соответствующий уровень академической строгости для одаренных учащихся.

Какова цель обучения одаренных?

Одаренные учащиеся нуждаются в образовательных программах для одаренных детей, отвечающих их способностям и потребностям, чтобы они могли постоянно прогрессировать в школе. Они должны быть соответствующим образом оспорены в академической среде, которая может помочь максимально раскрыть их потенциал. Одаренное образование фокусируется на этих трех основных компонентах: обогащение, ускорение и продвинутый учебный план.

Какие варианты обучения доступны для одаренных учащихся?

На уровне государственной политики во многих штатах нет законов, предписывающих образование или идентификацию одаренных детей, а из тех штатов, которые имеют мандаты, многие не имеют доступного финансирования для образования одаренных. (дополнительную информацию см. на странице NAGC «Одаренные по штату» и «Образование для одаренных в США — политика и законодательство штата».)

Услуги для одаренных в вашем районе могут определяться отдельной школой или школьным округом. Это может включать группировку по способностям, выдвижные классы для одаренных или доступ к общедоступным специализированным школам для одаренных. Частные школы также имеют возможность определять свои собственные критерии одаренности и делать индивидуальный выбор в отношении того, как удовлетворить потребности этого населения.

Хотя в школах может отсутствовать единый подход к удовлетворению потребностей одаренных учащихся, исследователи, изучающие передовой опыт обучения одаренных детей во многих типах школ и округов, сходятся во мнении. Высокоодаренные учащиеся выигрывают от подхода, основанного на сильных сторонах, который включает: 

  • Доступ к продвинутым материалам 
  • Инструкция более высокого уровня
  • Ускоренная учебная программа  

Мы используем термин «академическое ускорение» для любого варианта обучения, который соответствует этим целям. Существует не менее 20 различных форм ускорения, включая пропуск оценок, повышение успеваемости по одному предмету и сжатие учебного плана. Авторы Обманутая нация и Усиленная нация синтезируют более 50 лет исследований в области ускорения; неопровержимые доказательства показывают, что ускоренное обучение обеспечивает академические и социально-эмоциональные преимущества одаренным учащимся.

Многие одаренные учащиеся также преуспевают в нетрадиционных школьных условиях за пределами государственных и частных традиционных школ. Семьи могут обратиться к домашнему обучению как гибкому варианту, учитывающему продвинутые способности ребенка или его уникальные интересы. Другие одаренные учащиеся добиваются успеха и значимого опыта благодаря мировому обучению. А другие все еще могут найти эклектичные и гибридные смеси многих вариантов по своему вкусу.

Что могут сделать родители, чтобы помочь своим одаренным ученикам добиться успеха?

Родители могут оказаться в самых разных ролях, поддерживая своего одаренного ребенка. Они могут выступать в роли учителя, чирлидера, посредника, доверенного лица или проверяющего реальность. Часто родители оказываются в роли защитников, поскольку они сотрудничают с различными учреждениями, чтобы удовлетворить уникальные потребности своего ребенка в обучении. Работа со школой в качестве защитника может быть одним из способов помочь вашему одаренному ребенку получить доступ к возможностям ускоренного обучения. Это может потребовать гибкости и настойчивости со стороны родителя, который должен найти области взаимной выгоды для своего одаренного ребенка и администрации. Те же самые принципы могут применяться к одаренным родителям, обучающимся на дому, которые обнаруживают, что им все еще необходимо выступать за то, чтобы их ребенок имел доступ к программам или возможностям, обычно предназначенным для детей старшего возраста.

Родители должны быть в курсе образовательного опыта своего ребенка, чтобы помочь ему отстаивать подходящие сложные варианты. Это может означать более серьезное отношение к жалобам ребенка на скуку в классе и непредвзятое отношение к возможным решениям.

Какие виды программ существуют для одаренных учащихся?

Существует множество программ для одаренных учащихся, которые могут помочь в решении дополнительных интеллектуальных задач. Сюда входят внеклассные программы, программы выходного дня, летние занятия и дистанционное обучение. Программы повышения квалификации для одаренных и летние программы для одаренных — это два способа, с помощью которых многие родители поддерживают образовательный рост своих одаренных детей за пределами школьной среды.