Эмоциональное общение это: Эмоциональное общение

Содержание

Эмоциональное общение | Консультация на тему:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ   ОБЩЕНИЕ

Существует два вида эмоционального общения: положительное и отрицательное.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ  ОБЩЕНИЕ

Это различные способы эмоциональной поддержки своего собеседника.

 

Например: «да, да, ты прав; а как же иначе».

  • КОМПЛИМЕНТЫ (двух видов)

 1. «Минус-плюс»  сначала маленький отрицательный, а затем огромный положительный.

Например, «Пожалуй, я не могу сказать, что ты сегодня был внимательный, но ты очень способный». Но отрицательного в комплименте должно быть меньше, а положительного больше.

2. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для делающего комплимент. Но необходимо соблюдение следующих правил:  

 чтобы он выглядел не искусственно, необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.

 партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы его сравниваем.

Например, «Ты нравишься мне своим постоянством! Ты никогда не приходишь вовремя!» Т. е. по форме – это комплимент, а по содержанию – критика.

  • ОТВЕТ НА КОМПЛИМЕНТ

«Меня радуют твои успехи!»,  «Как хорошо, что ты у меня есть!»…

  • ДРУЖЕСКИЕ ЖЕСТЫ И МИМИКА

Например, хлопок по плечу, обнимание, подмигивание ребенку, поведение заговорщиков…

  • ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАСТУПНИЧЕСТВО

Например, когда в семье живет несколько поколений: «Чего вы к ребенку пристали? Он все делает правильно. Ты – умница, пусть родители вспомнят, как сами учились!»…

  • ПОХВАЛА (НЕ ЗА ВНЕШНОСТЬ)

«Воспитательница сказала, что ты сегодня сделал красивую поделку!»…

  • ПРОЯВЛЕНИЕ НЕЖНОСТИ

«Как мы счастливы, что у нас растет такой сын!»…

  • ПРОЯВЛЕНИЕ ЖАЛЕНИЯ (НЕ ЖАЛОСТИ)

«Ах ты, бедный!»…

«Не волнуйся, дорогой!»…

  • ПРОЯВЛЕНИЕ СОДРУЖЕСТВА

«Ничего, мы это преодолеем!»…

  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕНИ ПАРТНЕРА В ОБЩЕНИИ

Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека.

«Сережа, ты меня удивляешь!», «Саша, мы гордимся тобой!»…

  • ВНУШЕНИЕ РЕБЕНКУ СОЗНАНИЯ ЕГО ЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ

Необходимо это делать не наигранно и искренне.

Лучше всего обращаться с просьбой к человеку и к ребенку в том числе, начиная с такой фразы: «Извините за беспокойство!» Это  даст вам выгодное положение в общении с взрослым человеком, т.к. человек почти всегда занят или хочет, чтоб так думали другие. С ребенком это может выглядеть так: «Прости, сынок! Но мы хотели бы тебя кое о чем спросить…»

 Общение протекает благоприятно, и собеседники чувствуют себя комфортно, если число посланных «поглаживаний» соответствует числу полученных. Если их недостаточно или слишком много – возникает ощущение дискомфорта, неловкости, недосказанности.

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ  ОБЩЕНИЕ  (УКОЛ)

«Укол»  это способ эмоционального общения, который направлен на наказание собеседника.

  • ВЫРАЖЕНИЕ ДЕМОНСТРАТИВНОЙ ХОЛОДНОСТИ.

«Это тебя должно волновать, а не меня!», «Я тебя не люблю, ты мне надоел!»…

  • ВЫРАЖЕНИЕ ДЕМОНСТРАТИВНОГО БЕЗРАЗЛИЧИЯ К СВОЕМУ ПАРТНЕРУ ПО ОБЩЕНИЮ.

«Меня это не касается!», «Это твои проблемы!», «Сам натворил, сам разбирайся!»…

  • ВЫРАЖЕНИЕ ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ.

«Еще чего! Этому лентяю я помогать не собираюсь, я с таким не дружу!»…

  • ВЫРАЖЕНИЕ ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПРЕЗРЕНИЯ.

«Ты такой же дурак, как и твой отец!», «Как же я его ненавижу!», «Еще молоко на губах не обсохло!»…

  • НАСМЕШЛИВЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

«Да что её слушать! Она нам напридумывает!», «Ну и бестолочь же ты!», «Это и дураку понятно!»…

  • ВЫСОКОМЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

«Ты ничего не знаешь и не понимаешь!», «Я зарабатываю, мне и решать!»…

  • ПРОЯВЛЕНИЕ ЕХИДСТВА.

«Ты еще короче платье надень!», «У тебя что, руки не туда пришиты?»…

  • ГРУБЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

«Отстань!», «Сгинь с моих глаз!», «Дурак!»…

  • УНИЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЖЕСТОВ, МИМИКИ, ПОЗЫ.

«У тебя не все дома!»…

  • СТРЕМЛЕНИЕ ОТМЕТИТЬ ПОСТУПКОМ НА ЗЛО, ПРИЧИНЯЕМОЕ В ОБЩЕНИИ.

Желание наказать, как правило, воспитатель много раз сильнее полученной обиды. Поэтому нужно учить своего ребенка защищаться от «уколов» и не допускать «уколов» по отношению к ребенку.

Эмоциональная составляющая общения. — Студопедия

Эмоции играют огромную роль в развитии межличностных контактов людей, оптимизации их деятельности и общения. Эмоции влияют на выбор партнеров по общению, определяют способы взаимодействия с ними. Роль эмоционального предвосхищения может быть решающей в развитии симпатии, любви, дружбы. Эмоции позволяют сокращать или увеличивать дистанцию в общении, добиваться исполнения своих потребностей, располагать к себе.

Эмоции– это и способы воздействия на личность партнера. С их помощью можно манипулировать другими людьми, подчинять своим целям.Стереотип эмоционального поведения– это совокупность устойчивых, свойственных данному человеку, характеристик эмоций, которыми он чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия. Эмоциональная недостаточность значительно обедняет личность, лишает ее богатства эмоционального реагирования.

Важное качество в общении – эмоциональная отзывчивость, которое трактуется как устойчивое свойство индивида легко и быстро, в широком диапазоне эмоционально реагировать на различные воздействия. Она свидетельствует о полноценности восприятия окружающей действительности, активном выражении эмоций.


Коммуникативная техника выявления потребностей и возможностей человека.

Коммуникация отражает смысловой аспект социального взаимодействия. Она выступает важнейшей составляющей процесса делового общения и связана с выявлением специфики обмена информацией между людьми, с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений. Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, называются коммуникативными действиями.

По типу отношений между участниками различают межличностную, публичную и массовую коммуникацию.

Средствами коммуникативного процесса выступают две знаковые системы: вербальная (словесная, речевая) и невербальная. Невербальная система, в свою очередь, состоит из других систем: оптико-кинетической (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистических (интонация, неречевые вкрапления в речь), организации пространственно-временных параметров коммуникации, контакта глазами.


 

Индивидуальность человека, ее составляющие.

Индивид — это единичный представитель вида «homosapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Морфологические признаки человека как характеристика его психических свойств

1.Гиᴨȇртимный тип.Люди оптимистичны, инициативны, словоохотливы, энергичны, весьма контактны, часто имеют «приподнятое настроение». Однако любят «ᴨȇрескакивать» с темы на тему, легкомысленны, склонны к прожектерству, трудно ᴨȇре-носят дисциплину, одиночество, упорную работу.

2.Демонстративный тип. Характер, проявляющий легкость установления межличностныхконтак-тов, стремление к лидерству, одобрению и похвалам. Свойственны властолюбие, самоуверенность, часто хвастовство и желание не столько работать, сколько руководить.

3. Экстравертный тип. Люди с таким характером контактны, имеют много знакомых и друзей, любят общественные развлечения, все их интересы направлены во внешний мир.

4.Дистимный тип. Такие люди отличаются низкой контактностью с окружающими, склонны к ᴨȇссимизму, домоседству, замкнутому об-разу жизни, отличются серьезностью, добросовестно-стью, они ценят своих друзей, обладают обостренным чувством спра-ведливости.

5.Интравертный тип.Люди-интраверты «погружены в себя», замкнуты, не нуждаются в общении, сдержанны, часто производят вᴨȇчатление людей «оторванных от жизни».

6.Циклоидный тип. Отличительная черта — частая смена настрое-ния и, как следствие этого, манеры поведения. Эти люди ведут себя как гиᴨȇртимики в ᴨȇриоды душевного подъема и как дистимики — в ᴨȇ-риоды плохого настроения.

7.Застревающий тип. Отличительной чертой является определен-ная занудливость, «застревание» на часто незначимых участках рабо-ты. Такие люди стремятся к достижению высоких результатов, требо-вательны к себе, однако для них сложно вести динамическую работу, требующую постоянного ᴨȇреключения с одних вопросов на другие.

8.Педантичный тип. Люди с таким характером часто проявляет себя как бюрократы, они обладают чрезмерной аккуратностью, стремлением к абсолютному порядку, хо-тя и являются при этом добросовестными, аккуратными работниками, серьезными и надежными исполнителями.

9.Тревожный тип. Людям с таким характером свойственнынеуве-ренность, робость, низкая контактность с окружающими. Однако та-кие люди серьезны, самокритичны, дружелюбны и исполнительны.

10.Эмотивный тип. Люди с таким характером предпочитают общение только с узким кругом избранных, они часто тщательно скрывают от всех свои обиды, не показывая их окружающим, обладают обостренным чувством долга, они со-страдательны, добры, хотя и чрезмерно чувствительны.

Родительское собрание «Эмоциональное общение как одно из средств предотвращения конфликтов».

Родительское собрание

«Эмоциональное общение

как одно из средств предотвращения конфликтов»

Задачи:

1. Познакомить родителей с понятием «эмоциональное общение».

2. Сформировать у родителей представление об основных видах эмоционального общения.

Форма проведения собрания: родительский всеобуч.

Ход собрания

Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться солнцу и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.

Сегодня мы с вами попробуем обсудить проблему значимости общения в жизни человека. Для ребенка очень важно иметь возможность общения. Ни для кого ни секрет, что в психологической литературе есть описание такого заболевания как «детский госпитализм». Оно проявляется в тех случаях, когда дети лишены общения со взрослыми и сверстниками.

Нам часто хочется, чтобы дети понимали нас порой даже с первого раза, отстаиваем своё мнение, убеждаем детей не доверять своим ощущениям, а положиться на наши взрослые ощущения. И зачастую это приводит к спорам, не пониманию. Может мы что-то делаем не так, в чём-то заблуждаемся? Для того чтобы наладить эмоциональный контакт с ребёнком надо, во-первых, дать ему ощущение собственной нужности и защищённости. Во-вторых, родителям необходимо научиться активному слушанию. И в-третьих, важно понимать и называть чувства ребёнка.

Упражнение «Пойми мои чувства».

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость.

Удовлетворение. Радость. Счастье. Самостоятельность.

Мама, мне так хочется врезать этому Сашке! Я не знаю, что мне делать.

Боль, злость, обида, растерянность, раздражение.

Если ребёнок скажет вам:

Все дети играют, а мне не с кем.

Что ответит ему родитель?

Одиночество, покинутость.

Скука, чувство не любви.

Я бы ответила так: Я понимаю, что ты чувствуешь себя покинутым, одиноким. Попробуй найти себе друзей.

Вывод: Услышав фразу от ребёнка, вы должны, сказать, что понимаете его, назвав его чувство.

Что же такое — эмоциональное общение?

Эмоциональное общение — это общение, при котором эмоциональная информация, эмоциональный обмен, является ведущим в процессе общения.

Существует два основных вида эмоционального общения: положительное и отрицательное.

Положительное эмоциональное общение (поглаживания)— это различные способы эмоциональной поддержки своего собеседника.

Ими могут быть:

Поддакивание. Например: «да, да, ты прав; а как же иначе».

Комплименты. Комплименты бывают разного вида:

А. «Минус-плюс» — сначала маленький отрицательный, а затем огромный положительный. Например: «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник, но для нас Вы великий специалист». Психологическое состояние схоже с балансированием над пропастью. Сначала — ужас от мысли о смерти, а потом радость — «жив!» Такой комплимент более эмоционален и больше запоминается. Но отрицательного в комплименте должно быть меньше, а положительного – больше.

В. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для человека, делающего комплимент. Но необходимо соблюдение следующих правил:

1. Чтобы он выглядел не искусственно, необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.

2. Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы его сравниваем.

С. Помощь критике. Например: «Иванов, ты просто подкупаешь меня своим постоянством! Ты никогда не приходишь на работу вовремя!» Т. е. по форме — это комплимент, а по содержанию — критика.

Ответ на комплименты могут быть следующие:

«Это благодаря тебе, сын, мне удалось быть такой молодой и красивой!»; «Меня радуют твои успехи!»; «Как хорошо, что ты у меня есть!»

Дружеские жесты и мимика. Например, хлопок по плечу, обнимание, подмигивание ребенку, поведение заговорщиков.

Эмоциональное заступничество. Например, эмоциональное заступничество, когда в семье живет несколько поколений: «Чего Вы к ребенку пристали? Он все делает правильно. Ты — умница, пусть родители вспомнят, как сами учились!»

Похвала (не за внешность). «Учительница сказала, что у тебя красивый почерк!»

Проявление нежности. «Как мы счастливы, что у нас растет такой сын!»

Проявление жаления (не жалости). Например: «Ах, ты бедный!»

Успокаивание. Например: «Не волнуйся, дорогой».

Проявление содружества. Например: «Ничего, мы это преодолеем!»

Использование имени партнера в общении. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека. «Сережа! Ты меня удивляешь!»; «Владимир! Мы тобой гордимся!»

Внушение ребенку сознания его значительности. (Необходимо это делать не наигранно и искренне). Например, лучше всего обращаться с просьбой к человеку и к ребенку в том числе, начиная с такой фразы: «Извините за беспокойство!» Это даст вам выгодное положение в общении со взрослым человеком, т. к. человек почти всегда занят или хочет, чтоб так думали другие.

С ребенком это может выглядеть так: «Прости, сынок! Но мы хотели бы тебя кое о чем попросить…»

Родителям на заметку:

Общение протекает благоприятно и собеседники чувствуют себя комфортно, если число посланных «поглаживаний» соответствует числу полученных. Если их недостаточно или, слишком много – возникает ощущение дискомфорта, неловкости, недосказанности.

Помимо вариантов положительного эмоционального общения существует еще и отрицательное эмоциональное общение ли его еще называют «укол».

«Укол» — это способ эмоционального общения, который направлен на наказание собеседника.

Виды « уколов»:

Выражение демонстративного безразличия к своему партнеру по общению.

Например: «Меня это не касается?», «Это твои проблемы», «Сам натворил, сам разбирайся!», «Не буду я в этом участвовать!».

Выражение демонстративной холодности.

Например, «Это тебя должно волновать, а не меня!», «Я тебя не люблю, ты мне надоел»

Выражение демонстративного пренебрежения.

Например, «Еще чего! Этому лентяю я помогать не собираюсь, я с таким не дружу!».

Выражение демонстративного презрения.

Например, «Ты такой же дурак, как и твой отец!» Как же я его ненавижу!», «Еще молоко на губах не обсохло!» и т. д.

Насмешливые высказывания. Например, «Да что её слушать! Она нам напридумывает!», «Ну и бестолочь же ты!», «Это и дураку понятно!» и т. д.

Высокомерные высказывания.

Например, «Ты ничего не знаешь и не понимаешь!», «Я зарабатываю, мне и решать» и т. д.

Проявление ехидства. Например, «Ты еще короче платье надень!», «У тебя что, руки не туда пришиты?» и т. д.

Грубые высказывания. Например, «Отстань!», «Сгинь с моих глаз!», «Дурак!».

Унижения с помощью жестов, мимики, позы. Например, «У тебя не все дома!» и т. д.

Стремление ответить поступком на зло, причиняемое в общении.

Желание наказать, как правило, во много раз сильнее полученной обиды.

Поэтому нужно учить своего ребенка защищаться от «уколов» и не допускать «уколов» по отношению к ребенку.

Задумывались ли вы, какие установки дали вам ваши родители в детстве, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Насколько будет успешен ребёнок зависит от установок, которые дают родители своим детям.

Давайте попробуйте сейчас негативные установки заменить на позитивные.

Предлагаю игру «Соедини противоположное».

Раздача карточек. На жёлтых карточках – позитивные установки, на зелёных – негативные.

Негативные установки

Позитивные установки

Сказав это…

Исправьтесь

Сильные люди не плачут

Поплачь – легче будет

Не будешь слушаться — заболеешь

Ты всегда будешь здоров

Не твоего ума дела

Твоё мнение всем интересно

Не верь никому — обманут

Выбирай себе друзей сам

Если ты будешь так поступать, с тобой никто не будет дружить

Как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе

Психологическая защита.

Психологическая защита — это система психологических приемов, направленная на то, чтобы отрицательный психологический фактор потерял свою разрушительную силу для здоровья человека.

Приемы психологической защиты:

1. Проанализировать причину, которая заставляет человека наносить уколы. Если вы ВИНОВАТЫ, постарайтесь доказать своему собеседнику, что вы все поняли, ОСОЗНАЛИ и хотите помириться с ним.

2. Если вы не виноваты — начинайте пользоваться приемами психологической защиты.

Развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой — сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение.

Каждый человек должен уметь слушать другого человека, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Но большое значение имеет и способность слушать и понимать и самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими людьми. И всему этому детям нужно учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение.

Есть такая фраза: «Счастье — это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.

Учите своих детей умению общаться с пользой для себя и других!

Закончить наше собрание мне хотелось бы таким стихотворением:

Много зим, много лет я искала ответ,

И откуда же счастье берётся?

Мир пройдя до конца, я нашла Мудреца,

Может, в этом хоть он разберётся?

Улыбнулся Мудрец, протянул мне ларец –

Открывай поскорей, не пугайся….

Я открыла его, в нём лишь слово одно,

Только слово одно — УЛЫБАЙСЯ!

Улыбайся Весне, улыбайся во Сне,

Ясным днём и дождливым ненастьем,

Улыбайся Друзьям, улыбайся Врагам –

Это всё, что нам нужно для Счастья!

Помню я мудреца, и улыбку с лица. ..

С этих пор никуда не пускаю,

Хоть и прост сей секрет, но уже много лет

Вместе с ним я по жизни ступаю!

И Печаль , и Беда отошли в Никуда,

Не по силам с Улыбкой тягаться,

Этот славный совет в моей жизни , как свет –

Быть счастливым — уметь Улыбаться!

Улыбайся Весне, улыбайся во Сне,

Ясным днем и дождливым ненастьем,

Улыбайся Друзьям, улыбайся Врагам –

Это Всё, что Нам нужно для Счастья!

Эмоционально здоровое общение

Узнавайте себя, интересуйтесь собой, это повысит вашу самооценку, вам станет легче ориентироваться в себе. Ваши чувства не бессмысленны, они нужны и важны для понимания себя самого и понимания вас другим людьми.

Эмоционально здоровое общение требует быть и дающим, и принимающим. Взаимное выражение эмоций в паре обеспечивает богатую среду для роста близости. Дети, выросшие в эмоционально закрытой семье, сталкиваются с проблемой «репрессии чувств». Когда родитель не принимал, стыдил, наказывал ребенка за то или иное чувство: «Ты не должен злиться!.. Мужчины не плачут!.. Девочки так себя не ведут!». Подобное наследие сильно усложняет формирование здоровых, доверительных отношений.

Как научиться принимать собственные чувства

Необходимо вернуть утраченное, принять собственные чувства как часть себя, признать их наличие. Это не всегда легко, но это возможно.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

1. Изучите азбуку чувств

Ответы «я не знаю», «не понимаю, что со мной» указывают на наличие подавленных чувств. Узнавайте себя, интересуйтесь собой, это повысит вашу самооценку, вам станет легче ориентироваться в себе. Ваши чувства не бессмысленны, они нужны и важны для понимания себя самого и понимания вас другим людьми, когда вы демонстрируете их.

Начните с простой палитры: страх, злость, отвращение, печаль, стыд, вина, нежность, радость, удовлетворение, интерес, удивление, благодарность.

2. Почувствуйте себя

Чувства регистрируются в теле. Мы обычно чувствуем наши эмоции: в горле, руках, в груди, в животе. Знание ощущений тела поможет вам связать свой опыт с изученным эмоциональным языком.

3. Вербализируйте свои чувства

Это даст понимание как вам самим, так и вашему партнеру «что сейчас происходит». Речь — в первую очередь инструмент мышления, и лишь потом — коммуникации. Проговаривание «того что я чувствую», дает, прежде всего вам, понимание того, что вы чувствуете.

4. Помните, что эмоции — это форма энергии

Любая, накопленная энергия потребует выхода, в какой-то момент. У нас есть способность контейнировать — удерживать свои чувства, но не контролировать. Мы не способны безвозвратно подавлять свои эмоциональные состояния, они обязательно вернутся.опубликовано econet.ru.

Автор Слава Соловьев

Задайте вопрос по теме статьи здесь