Из чего состоит вербальные средства общения: правила и принципы эффективной коммуникации

4)Психология общения и вербальные средства общения.

Общение — это психологическая категория. Существует много различных определений и понятий “общения”, прежде всего связанных с различными подходами и взглядами на эту проблему. Общение — это и условие человеческой жизни, и одна из основных потребностей человека. Общение — это вид психической деятельности человека и система отношений человека к окружающему миру. На практике часто путают два понятия “общение” и “отношение”. Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений. Итак, общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Структура общения предполагает выделение трех взаимосвязанных сторон этого процесса: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

1. Общение различается по видам:

— Опосредованное общение — предполагает не полный психологический контакт — по телефону, через Интернет, в письменной форме и т.д.

— Непосредственное — общение “лицом к лицу”, при контакте визуальном.Формальное общение — деловое, ролевое, функциональное. Это общение всегда предполагает исполнение определенной социальной роли, например, общение по типу “эксперт — аттестуемый”,

— Неформальное общение — доверительное, товарищеское, интимное.

— Диалогическое общение — общение между двумя людьми.

— Групповое — общение в группе людей

— Массовое общение.

2. Общение осуществляется разными средствами:

— Вербальное общение (знаковое) — осуществляется с помощью слов.

— Невербальное общение — средством передачи информации являются невербалы (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.)

Общение в системе эксперт- аттестуемый всегда является диалогическим, формальным, непосредственным, с использованием как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Невербальные средства общения.

Невербальные средства общения очень важны для любой беседы и знание их, умение правильно ими пользоваться, понимать их предопределяет успех беседы. “Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первому (Эмерсон). Бессловесный язык поз, жестов, мимики является, по крайний мере, не менее древним, чем язык слов. Есть предположение, что устная речь развивалась как вариант жестикуляции. По мере того, как человек овладевает речью, неречевые средства общения постепенно отходят на второй план Тем не менее в непосредственном общении людей словесное сообщение всегда сопровождается несловесным.

1. Неречевое сообщение согласуется с речевым, поддерживает или усиливает его (например, поддержка человеку, выраженная словесно, подчеркивается прикосновением к нему, пожиманием руки, объятием)

2. Неречевое сообщение противоречит речевому (вы говорите собеседнику, что заинтересованы в его вопросе, а сами зеваете, смотрите в сторону, думаете о своих проблемах)

3. Неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое. (Собеседнику говорят “о погоде”, а на речевом уровне происходит коммуникация, касающаяся отношений между этими людьми). Неречевое поведение меньше подведено влиянию условностей, лучше выражает истинные чувства и мотивы. Поэтому мы часто совершенно неосознанно больше доверяет интонации, мимике, жестикуляции, чем буквальному содержанию сообщения. Лишь 1/3 информации воспринимается по вербальным каналам, а на 2/3 мы доверяем тому, как человек передает информацию, и что он при этом думает. В общении старайтесь избегать несоответствия между передаваемой информацией и теми неречевыми реакциями, которые ее сопровождают,

Рассмотрим основные невербальные средства общения.

1. Проксемика, или дисциплина, изучающая взаимное расположение и позы собеседников. Пороксемика исследует, каким образом человек неосознанно регулирует свое пространство — дистанцию между собой и другими людьми, а положение относительно них и ориентацию в пространстве. Обычно люди чувствуют себя удобно и считают, что производят благоприятное впечатление, когда стоя или сидя на таком расстоянии от других, которое кажется им соответствующим определенному типу взаимоотношений. Э. Холл выделяет 4 межличностных расстояний для взаимодействия:

1) Интимное расстояние (0-50см.) — на таком расстояние общаются близкие люди или хорошо знакомые люди. “Вход” чужого человека в эту сферу ощущается к весьма неприятное. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичными являются негромкий голос, доверительный разговор.

2) Персональная дистанция (50-120см.) Нормальное расстояние, на котором осуществляется общение знакомых людей. На этом расстоянии удобно проводить беседу. Громкость голоса — средняя.

3) Социальная дистанция (120-400см.) — на этом расстоянии улаживаются безличные дела, происходят формальные встречи в кабинетах и других общественных местах. На этом расстоянии каждый может заниматься своим делом, не мешая друг другу.

4) Публичная дистанция (400-750см.) — на таком расстоянии детали лиц, мелкие движения не улавливаются. Голос становится громче, слова тщательно подбираются и выговариваются. Общение формальное, чаще всего — с группой людей. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше нашего (социальная дистанция), тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии (персональная дистанция). У каждого человека есть свое “персональное пространство” — такая область вокруг человека, которую он считает своей и вторжение в нее воспринимается негативно. Вторжение в персональное пространство приводит к росту раздражительности, тревоги, стрессу и конфликтам. Замечено, что люди более конфликтные, подозрительные и нелюдимые окружают себя более широкой зоной персонального пространства, чем люди общительные, уживчивые и покладистые.

При беседе эксперта с аттестуемым старайтесь не переходить черту персонального пространства, выдерживайте расстояние от 100 до 150 см., и старайтесь не удаляться от собеседника, иначе он будет чувствовать себя в роли “подчиненного” и это может вызвать эмоциональное напряжение в разговоре. Кроме дистанции важно обращать внимание на взаимное расположение собеседников и их позы.

— Люди хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят бок о бок.

— Стол между собеседниками обычно ассоциируются с властью и различием в положении: “Я хозяин, а ты гость”

— Когда слушающий садится сбоку от стола, возникают наиболее благоприятные условия для контакта.

Для беседы эксперта с аттестуемым лучше расположить стулья под углом 90 друг к другу. Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, это воспринимается как любезность, внимание с его стороны. Менее удобно мы чувствуем себя с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле.

 Ниже приводятся схемы расположения собеседников при общении.

Вербальные и невербальные средства в бытовом и деловом общении

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И 
КИНЕМАТОГРАФИИИ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО 
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
 

Факультет М.К.

Кафедра русского языка 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Риторика

Тема: Вербальные и невербальные средства в бытовом и деловом общении 
 

      Выполнила: Соловьева М.В., связи с общественностью                                                                                                         1 курс, 862 группа

Научный руководитель:                                                                                                                       к. ф. н., доцент Розова Н. А. 
 

Дата сдачи:                                                                      Оценка     

Санкт-Петербург

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение   …………………………………………………………………………….……  3

Глава I. Вербальные и невербальные средства общения   …………………….…  6

Глава II. Вербальные и невербальные средства в бытовом

               и деловом общении  ………………………………………………………….  12

Заключение   ………………………………………………………………………………  18  

Список использованной литературы   ………………………………………………..  19

 

Введение

    Актуальность.

    Наша  речь, то, как мы выражаем свои мысли, какие жесты при этом используем — очень важно для каждого из нас. Все мы хотим быть идеальными собеседниками для своих друзей, родителей, рабочего коллектива, и желаем, чтобы нас тоже внимательно слушали и не отказывались от нашего общения. В то же время, мы мечтаем о престижной работе, верных друзьях и хороших отношениях с близкими нам людьми. И нередко мы оказываемся у разбитого корыта. Отношения в семье складываются не так, как нам хотелось бы, с работы увольняют, коллеги не доверяют. А собеседование, к которому готовишься несколько недель, с треском проваливается за считанные секунды. Так в чем же проблема? Почему нас не хотят слушать и доверять нам? Что мы делаем не так? Возможно, не так говорим или слишком бурно выражаем свои эмоции и мысли посредством жестикуляции?

    Дело  в том, что мы не умеем правильно использовать свои вербальные и невербальные средства в общении. Не умеем следить за своим невербальным поведением. Наша мимика и жесты часто не совпадают с тем, что мы говорим.

    Лишь  научившись правильно использовать невербальные и вербальные средства, мы сможем добиться уважения со стороны коллег и внимания к себе со стороны друзей и семьи.

     

    В ходе изучения специальной литературы было выявлено что:

  • С давних времен бытовое общение привлекало внимание философов. Так, например, Платон и Аристотель придавали важное значение дружеской беседе, как предмету риторики. Аристотель считал, что беседа облагораживает людей, обогащает их, приносит радость.                                                      Однако до сих пор область бытовой речи и ее языковых средств остается малоизученной. По существу знание языка построено на материале литературных текстов, преимущественно письменных. Только в последние десятилетия стали появляться исследования в области разговорной лексики, невербальных средств разговорной речи. Что такое бытовое общение, при каких условиях оно будет эффективно, и какие особенности имеет этот вид общения можно узнать из учебника Л.А. Введенской и Л.Г. Павловой «Риторика и культура речи».
  • Исследования в области деловой речи получили развитие лишь в последние 3-4 столетия, и до сих пор деловое общение еще не изучено полностью. Особенности делового общения и его виды  подробно излагаются в пособии Л. А. Введенской и Л.Г. Павловой «Риторика и культура речи», а также в книге М.Р. Львова «Риторика. Культура речи».
  • Невербальные и вербальные средства общения изучаются уже давно. Имеется огромное количество литературы по этой теме.  К примеру, И.А. Стернин в учебнике «Практическая риторика» уделяет внимание как вербальному общению, так и невербальному. В разделе вербальное общение он придает значение тому, как можно при помощи вербальных приемов воздействовать на собеседника. В разделе невербальное общение И.А. Стернин приводит виды невербальных сигналов, а также рассматривает невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего. В пособии «Этика делового общения» авторов Захаров Д.К., Кибанов А.Я., Коновалова В.Г. излагаются основы вербального и невербального общения, деловой риторики, а также особенности речевого поведения.

    Какую роль играют вербальные и невербальные средства в бытовом и деловом  общении?

    Целью данной курсовой работы является изучение особенностей вербальных и невербальных средств и их роли в бытовом и деловом общении.

    В курсовой работе решаются следующие  задачи:

  • Изучить теоретические аспекты вербальных и невербальных средств общения.
  • Выделить характеристики речевого поведения и виды невербальных сигналов.
  • Дать определения понятий бытового и делового общения.
  • Изучить особенности бытового и делового общения.
  • Привести примеры проявления вербальных и невербальных средств в бытовом и деловом общении.
    • Важнейшим вербальным средством общения является устная речь. К основным характеристикам речевого поведения, оказывающим большое влияние на процесс общения, относятся качество голоса, произношение слов, манера речи, скорость речи, громкость голоса и модуляция речи.
    • Основная часть информации при общении передается с помощью невербальных средств: жестов, мимики, взгляда и др., с помощью которых можно понять, как относится человек к тому или иному высказыванию или к информации, которую передает. Невербальные средства в процессе общения дополняют устную речь и даже, в некоторых ситуациях, могут заменить необходимое слово.
    • Бытовое общение является преобладающим видом общения для большинства людей. Оно характеризуется высоким эмоциональным уровнем, широким использованием невербальных средств, в частности, намеков, умолчаний и ссылок на события, известные лишь участникам беседы, частым нарушением литературной нормы, использованием в речи элементов просторечия и диалектизмов, а также раскованностью в высказываниях и поведении собеседников.
    • Деловое общение возникает при деловых контактах, т.е. когда обсуждаются вопросы, связанные с организацией производства, выполнением должностных и служебных обязанностей, с предпринимательской деятельностью, заключением различного рода сделок и т.п. Главное в деловом общении — это умение правильно построить диалог, умение слушать своего собеседника и правильно использовать нормы русского языка.

Глава I. Вербальные и невербальные средства общения

    Вербальные  средства общения — это письменная и устная речь, используемые в качестве знаковых систем. Рассмотрим устную речь, как неотъемлемую часть живого общения.

    То, что мы говорим, какими словами выражаем свою мысль, в какой последовательности подаем информацию собеседнику (с чего начинаем, чем заканчиваем), кратко ли выражаем свою мысль, какие аргументы приводим, имеет огромное значение при вербальном общении. Несомненно, что содержание речи, то, что мы говорим – очень важно при контакте с собеседником, но одно и то же содержание может быть выражено различными людьми совершенно по-разному, то есть каждый человек обладает какими-то своими особенностями речевого поведения.

    Речевое поведение проявляется в процессе общения. В учебнике Захарова Д.К., Кибанова А.Я., Коноваловой В.Г. «Этика делового общения» приведены следующие характеристики речевого поведения: качество голоса, произношение слов, манера речи, скорость речи, громкость голоса, модуляция речи. Рассмотрим далее каждую из характеристик подробнее.

    На  общее впечатление от человека, возникающее  в процессе общения, сильно влияют голос  и манера общения. По тембру голоса, паузам, интонации, темпу разговора можно легко понять, как настроен собеседник: положительно или отрицательно, злится он или радуется, спокоен или нервничает.

    Любой человек  обладает тем или иным темпераментом, который и определяет скорость речи. Ее нельзя изменить, можно лишь сбить на некоторое время, так как при настоящей включенности в беседу темп речи снова восстановится.                                                                       Скорость речи бывает:

  • Оживленная, быстрая манера говорить, с одной стороны, является признаком того, что собеседник обладает ярко выраженным темпераментом, указывает на его эмоциональность и уверенность в себе. С другой стороны торопливая, беспорядочная, сбивчивая речь, как правило, сопровождающаяся излишним жестикулированием, показывает неуверенность, беспокойство, торопливость, возможно неуправляемость, оппонента.
  • Спокойная, неторопливая манера общения означает, что собеседник спокоен, рассудителен и серьезен. С другой стороны, замедленная речь может быть проявлением вялости, бездеятельности и даже тупости человека.
  • Ускоряющийся темп речи, включая жестикуляцию, указывает на то, что говорящий оживленно ведет разговор, вдохновлен тем, о чем говорит и непременно хочет передать информацию собеседнику. Замедляющийся темп речи, вместе с жестами, свидетельствует о задумчивости, размышлениях над сказанным или возможной потере на некоторое время уверенности.

    Громкость голоса – это индивидуальная особенность каждого человека. Она может быть либо большая, либо малая. По громкости голоса можно судить о чувствах говорящего. Например, слишком громкий голос, обычно, дает понять, что собеседник пытается скрыть свою слабость или неуверенность. Также большая громкость голоса указывает на неспособность человека владеть собой, контролировать свои действия. В отличие от большой, малая громкость голоса в сочетании со спокойным течением речи свидетельствует о сдержанности, скромности, мягкости и вместе с тем робости, нерешительности и немногословности оппонента. Какие-либо изменения в громкости голоса указывают на способность или неспособность управлять эмоциями. К примеру, неясное, расплывчатое усиление громкости голоса даст понять о включенности, заинтересованности собеседника в разговоре.  Малое изменение в громкости голоса укажет на умение человека контролировать свои эмоции.

    Особенности произношения слов, артикуляции. Неясное и нечеткое произношение слов указывает на неуверенность в себе, слабость характера, вялость, уступчивость. В то время, как ясное и четкое произношение слов, отчетливое произнесение звуков, а также окончаний свидетельствуют о том, что собеседник имеет осознанную жизненную позицию и обладает дисциплиной. Таким образом, усиливая свою невнятную речь, человек лишь проявляет свою скрытность, неопределенность позиции, стремление к самозащите. Ясная и понятная речь, наоборот, характерна для человека искренне включенного в общение и уверенного в себе.

    Модуляция речи. Слабая модуляция речи (подъемы и спады высоты тона) оказывает усыпляющее влияние на собеседника. Монотонный голос, как правило, отражает нечто скрытое, таинственнное. Слабая модуляция при сохранении высоты тона указывает на дисциплинированность, деловитость, собранность, но в некоторых случаях подразумевает отсутствие заинтересованности, страх выступления перед аудиторией, робость. Сильная модуляция (изменения высоты голоса в широких пределах) указывает на богатство души, открытость, многообразие интересов, глубокие переживания, разнообразие испытываемых чувств и эмоций. Однако, сильная модуляция иногда может обратить внимание слушающего на недостаток внутренней дисциплины. На слабую волю, мягкость, склонность к депрессии может указывать падение высоты тона к концу предложения. Для оживленных, но внутренне уравновешенных людей, творческих натур более характерны ритмичные колебания в речи. Тогда, как для неуравновешенных, нестабильных личностей свойственны неритмичные колебания.

[Устное общение] — PubMed

. 2014 сен-октябрь;31(5):gin/31.5.18.

[Статья в итальянский]

Фульвио Фиорини, Роберта Панини, Чинция Амери

  • PMID: 25315734

[Статья в итальянский]

Fulvio Fiorini et al. Г Итал Нефрол. 2014 сен-окт.

. 2014 сен-октябрь;31(5):gin/31.5.18.

Авторы

Фульвио Фиорини, Роберта Панини, Чинция Амери

  • PMID: 25315734

Абстрактный

Коммуникация – это действие, занимающее значительную часть жизни каждого человека и понимающее всю деятельность, целью которой является достижение заданной цели: общение обязательно предусматривает присутствие адресата/получателя. слово, но также и жест и способ делать/говорить. Однако устное общение представляет собой наиболее полную систему, развитую, законченную и тонкую для общения, способную также выражать концепции и мысли, а не только поведение: с ее помощью он также может лгать и давать дезинформацию. Устное общение также обладает важной временной ценностью, поскольку вы/он/она можете определить его сейчас, раньше и тогда, а также способность определять человеческие отношения, поскольку оно участвует в определении различных ролей, в которых радиовещательная станция и приемник находятся в это время. Истинная сила слов заключается в том, чтобы создавать, поддерживать, изменять поведение других людей; существует естественная корреляция между коммуникацией и поведением. Таким образом, конечная цель коммуникации заключается в том, чтобы создать или изменить отношения и поведение людей; другими словами, мы можем утверждать, что слова могут определять действительность. Однако истинная страсть к общению — это цель, которой тот, кто говорит, хочет достичь: это добровольное, как умственное, так и физическое усилие, происходящее из явной и неявной потребности в том, кто посылает сообщение.

Похожие статьи

  • Речь действительности и речь сцены: жизнь, наука и искусство.

    Елезович С. Элезович С. Колл Антропол. 2005 июнь; 29 (1): 381-4. Колл Антропол. 2005. PMID: 16117351

  • Язык и культура задержки.

    Сакаи К., Шетгири Р., Флорес Г., Каронна Э., Хандекар А., Августин М. Сакаи С. и др. Джей Дев Бехав Педиатр. 2010 апр; 31 (3): 255-7. дои: 10.1097/DBP.0b013e3181d6b556. Джей Дев Бехав Педиатр. 2010. PMID: 20410704

  • [Сила разделения личных целей — план лечения с использованием карт личных целей для пациентов с психическими расстройствами].

    Чжао Ю. Чжао Ю. Сейсин Шинкейгаку Дзаси. 2011;113(10):1028-35. Сейсин Шинкейгаку Дзаси. 2011. PMID: 22187890 Обзор. Японский язык.

  • Кто правит балом?

    Цукерман Б., Санофф М.К., Августин М. Цукерман Б. и др. Джей Дев Бехав Педиатр. 2010 Январь; 31 (1): 72-4. doi: 10.1097/DBP.0b013e3181c8cc94. Джей Дев Бехав Педиатр. 2010. PMID: 20081440

  • Возможна ли недирективная коммуникация в генетическом консультировании?

    Пеннаккини М., Пенсиери К. Пенначчини М. и соавт. Клин Тер. 2011;162(5):e141-4. Клин Тер. 2011. PMID: 22041812 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

термины MeSH

Вербальная коммуникация как двусторонний процесс соединения людей Симона Фер :: SSRN

Скачать эту статью

Открыть PDF в браузере

ssrn.com» data-abstract-auth=»false»/> Добавить бумагу в мою библиотеку

Делиться: