Конвенциональный уровень общения: 9.1. Уровни общения — Txtb.ru

Уровни общения.

Чем же может определяться качество общения?

  1. Уровнем, на котором происходит взаимодействие;

  2. Количеством потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе общения с другими людьми;

  3. Возможностями саморазвития личности.

Уровни общения определяются, в свою очередь, общей культурой взаимо­действующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации и многими другими факторами.

Самый примитивный уровень общения — фатический (от лат. fatuus — глупый). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение носит некий характер автоматизма и ограничен­ности. Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания.

Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция -соглашение). Особенность данного уровня общения заключается также и в том, что субъект не полу­чает никакой новой информации.

Следующий уровень общения — информационный. На этом уровне происходит обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких-либо видов актив­ности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Информационный уровень общения носит обычно стимулирую­щий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей. Часто уров­ни общения меняются в процессе одного разговора.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодей­ствие, при котором субъекты способны к самому глубокому са­мораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Данный уровень взаимодействия воз­никает в особых ситуациях и при определенных условиях, когда у человека появляется вдохновение, озарение, чувство любви, ощу­щение единения с миром, ощущение счастья и т.

д. Это особые си­туации духовного подъема и развития личности, поэтому такой уровень может быть еще определен как духовный.

Личностный или духовный уровень характеризует только та­кое общение, которое нацелено на активацию позитивного отно­шения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Поэтому личностный уровень явля­ется просоциальным уровнем, т.е. полезным для общества, ибо побочным эффектом такого общения выступает нравственное со­вершенствование людей. Что касается фатического и информаци­онного уровней, то они могут иметь социально-положительный (просоциальный) и социально-отрицательный (антисоциальный) контекст.

Следу­ет также добавить, что информационный уровень бывает либо деловым, либо эмоциональным, либо эмоционально-деловым. При этом, каждый из трех подвидов данного уровня может быть как, просоциальным, так и антисоциальным.

Уникальным феноменом социальности человека является его общение с самим собой. Но это общение носит особый индивиду­альный характер.

Общение с собой проявляется в функции-самосознания: пока человек сознает себя, он способен к самоизменению. Причем диалог с самим собой происходит постоянно, поскольку подлинная жизнь личности со­вершается в точке несовпадения с самим собой. Человек как бы выходит за пределы самого себя и смотрит на себя со сто­роны с точки зрения своего «идеального Я». При этом «реальное Я» и «идеальное Я» взаимодействуют на

равноправных позициях.

Диалогическое и монологическое общение рас­сматривается социальной психологией как типы общения. Диалогическое общение осуществляется тогда, когда собеседни­ки позитивно настроены по отношению друг к другу и восприни­мают себя в качестве равноправных партнеров. При диалогиче­ском общении каждый собеседник воспринимает другого как че­ловека, имеющего право на собственное мнение, хотя не означает полного согласия общающихся. В то же время диалог по­зволяет решать проблемы совместными усилиями общающихся. Это общение по существу. Изначально диа­лог как уникальный метод познания мира и нахождения истины был предложен великим греческим философом Сократом. По­скольку Сократ не вел никаких записей, его диалоги были пред­ставлены в работах его не менее знаменитого ученика — Платона. Вслед за Сократом Платон считал, что с помощью диалога можно определить сущность вещи. Чтобы познать истину, человек должен уметь ставить вопросы и давать на них ответы. Педагогическая сущность диалогического общения по Сократу и Платону заключа­ется в том, что оно должно

побуждать в других стремление к исти­не

Монологическое общение реализуется при неравноправных по­зициях партнеров. Монологическое общение может быть императивным и манипулятивным. Императивное общение проявляется в стремле­нии одного из общающихся доминировать над другим, принуж­дать его к определенным действиям, контролировать его поступ­ки. При императивном общении один из субъектов считает, что он имеет право или даже обязан управлять поведением другого. Такие отношения можно встретить в семье, если преобладают ав­торитарные модели воспитания. Диктат родителей проявляется в их стремлении принимать решения за своего ребенка и навязы­вать их ему в категоричной форме. Иногда императивное обще­ние проявляется при формальных отношениях на уровне «начальник — подчиненный».

Если же субъект же­лает скрыть стремление подчинить своей воле другого человека во время взаимодействия, то такое общение уже приобретает манипулятивный характер. Манипулятор стремится использовать партнера в качестве объекта таким образом, чтобы тот этого не заметил, прибегая к игре, притворству, лицемерию и т.д. Самому манипулятору весьма важно, чтобы ему доверяли, ведь только в этих условиях он способен достичь своей цели. Е.Л.Доценко, исследуя психологию манипуляции, выделил ее ос­новные признаки: стремление и умение психологически воздейст­вовать на других людей; отношение манипулятора к другому че­ловека как к средству достижения собственных целей; стремление получить односторонний выигрыш; скрытый характер воздейст­вия; использование психологической силы, игра на слабостях; мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных дейст­вий (см.

: Доценко Е.Л. Психология манипуляции. — М., 1996). При этом человек, на которого направлена манипуляция, не понимает скрытой игры.

Э.Шостром, описывая манипуляторов, отмечал их стремле­ние к постоянному контролю своего поведения и поведения дру­гих людей, отсутствие искренности, желание произвести впечат­ление, цинизм, деформацию эмоциональной сферы (см.: Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. — Минск, 1992).

Уровни общения по Добровичу (стр. 2 из 2)

Уровень общения, основывающийся на импровизационных формах, которые могут быть несерьезными, шутливыми, даже гротескными. Так, несколько приятелей, оживленно разговаривая и обмениваясь шутками, не замечают, как выстраивается достаточно длинная логическая цепочка. Кокетство женщин – также один из ярчайших примеров общения на уровне взаимной игры.

Этот уровень общения напрямую связан с чувством юмора, он очень важен для любых неформальных отношений. Например, семейные отношения вряд ли будут достаточно гармоничными и постоянно обновляющимися без взаимной игры и юмора.

Бывает, что люди с определенным типом характера и темперамента применяют игровой уровень в разговорах, требующих совсем другого уровня общения. Вовсе не значит, что эти люди не способны к серьезным действиям, просто это следствие определенного склада психики. Такие люди принадлежат к психотипу гипертимов (жизнерадостные, энергичные люди).

«Духовный» уровень. Партнер воспринимается, как носитель духовного начала, что побуждает видеть в нем больше, чем единичного человека, но носителя высочайших ценностей человечества. Партнеры нацелены на совместный поиск истины, проникнуты не просто интересом и симпатией, они чрезвычайно чувствительны к душевному состоянию друг друга, к малейшему «повороту» мысли друг друга.

Незрелая «духовность» общения — обнаружение собственных ценностей в другом.

Зрелая «духовность» общения — внимание к ценностям, духовным исканиям другого, вне зависимости от их сходства с моими собственными.

Название показывает, что данный уровень общения характеризуется наибольшей степенью раскрытия своей личности и погружения в личность собеседника. Этот уровень требует порою немалых внутренних усилий, на которые далеко не все способны. Духовный уровень общения используется некоторыми особенно близкими родственниками, друзьями. Исповедь священнику, искренний рассказ о себе непременно потребует особенно глубокого духовного уровня общения.

Особой чертой духовного уровня общения является неспешный темп речи, причиной которого является особое доверительное отношение к собеседнику, к общению с ним.

Ситуация: Она показывает Ему тетрадку своих школьных стихов, а Он, вместо того чтобы проявить заинтересованность, отпускает реплику: «Я-то думал, что ты о чем-то серьезном». Эта модель поведения неверна. Она предлагает Ему общение на духовном уровне, он же воспринимает это на уровне примитивно-деловом. «Хм, а у тебя получались неплохие сонеты» – должен сказать он, даже если это будет не совсем правдой.

«Стандартизированный» уровень — общение на этом уровне основывается на неких стандартах, а не на взаимном «схватывании» партнерами актуальных ролей друг друга. Это «контакт масок». Подлинного ролевого взаимодействия при этом уровне общения не происходит. Не расположенность к контакту может иметь несколько причин: чувство обиды и недоверия; страх общения; лень в отношении общения; безразличие к другим; усталость.

Каждый может насчитать у себя много масок. Собеседник поневоле надевает маску приветливости, серьезности, вежливости, так как иногда просто психологически невозможно вкладывать в общение все свои умственные ресурсы, обаяние. Также следует учесть контакты не только вербальные – ничуть не реже мы сталкиваемся с кем-то просто взглядом, молча жмем кому-то руку, на это тоже уходит энергия, и мы защищаемся при помощи масок.

Заметьте, что когда вы говорите не совсем искренний комплимент, вы одеваете маску, чтобы не получить травму от собственной неискренности. Такое понятие как ложь непосредственно связано с системой масок. В уровень масок входит также и понятия «Формального уровня», «Уровня поддержания контакта», «Уровня стандартной беседы» (по Бюдженталю). Формальный уровень характеризуется поддержанием о себе определенного впечатления и сохранением определенной дистанции.

Уровень поддержания контакта – общение людей в более непринужденной манере, общение на уровне фактов и мнений.

Уровень стандартной беседы представляет собой повседневный диалог между близкими и знакомыми людьми.

Если необходимо – то можно пользоваться масками, иногда истинное настроение не стоит показывать собеседникам, так как любое отступление от нормы может быть неправильно воспринято. Дурное настроение при общении с клиентом, или излишне приподнятое настроение на поминках будут не совсем уместны.

Стоит отметить, что постоянное общение в маске зачастую очень мешает проявлениям собственного «Я». Предположим, если уместно быть вежливым и сдержанным на улице, то в общении с любимыми, друзьями это будет даже опасно.

В буддистской и лаосской философиях хорошо разработаны техники «надевания масок», и таким образом маска является путем к самосовершенствованию – подавление недостатков своего «Я» с помощью маски. Например, если вы хотите избавиться от застенчивости, вы надеваете на себя маску смелого, решительного, даже несколько наглого человека.

«Конвенциональный» уровень («конвенция» или согласие) — партнеры при этом взаимно направлены, общение выстраивается в духе равноправия партнеров и их обостренного внимания к друг другу. Общение на данном уровне требует от партнеров высокой культуры общения. Конвенциональный уровень общения считается оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем.

Характеризуется тем, что человек или испытывает потребность в контакте и в ней возникает установка на внешнюю коммуникацию, которая усугубляется тем, что есть реальный партнер, или такой потребности человек не чувствует, но поскольку к ней обратились, она побуждает себя переключиться на того, кто к ней обратился. По условие контакта индивидом заранее принимается тот факт, что он будет то слушателем, то говорящим, ведь стимулируя кого-то к разговору, следует обеспечить ему равноправные возможности в общении. При этом важно уловить актуальную роль партнера, а также собственную актуальную роль его глазами. Другими словами, нужно установить, какие ролевые ожидания партнеров друг к другу. Однако каждый из партнеров имеет право подтвердить или не подтвердить эти ожидания. Итак, взаимное информирование может приобретать вид конфронтации или конгруэнции (взаимного согласия). Если участники выбирают конфронтацию, то общение постепенно угасает, оставляя за партнерами право на собственное мнение. Если же они выбирают путь конгруэнции, т.е. подтверждают взаимные ролевые ожидания, то это обязательно приводит к растущему раскрытия своего «ролевого веера» (набор психологических ролей, которые выполняет человек при взаимодействии с другим человеком) каждым из партнеров.

Однако, завершая разговор, каждый из партнеров заботится о том, чтобы не навязывать свою персону другому. Конечно, контакт на конвенциональному уровне требует от партнеров высокой культуры общения и его можно считать оптимальным для решения личных и межличностных проблем.

«Интимный» уровень — предполагает интимность — доверительность, открытость каждого партнера друг для друга.

Условия сохранения интимности.

1. Чувствовать и дать почувствовать, что партнер — самый главный, самый привлекательный и самый желанный человек. Отсутствие сравнений.

2. Иметь желание дарить партнеру радость. Думать не только о себе.

3. Осознать и дать понять партнеру, что не надо стыдиться друг друга ни в чем, что в любых своих проявлениях оба остаются дорогими и желанными. Позволять другому быть самим собой.

4. Знать, что отношения друг с другом составляют тайну, которой никогда не коснется другой человек.

Оно возможно только когда партнеры внутри возникшей ситуации чувствуют себя на равных, одинаково заинтересованы в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

Заключение

По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при процессе изучения – пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.

Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Несомненна связь общения и деятельности. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или это два самостоятельных, равноправных процесса? В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода).

Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой — общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.

Список литературы

1. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. Что такое межличностное общение?

//Хрестоматия по социальной психологии — М.: Международная педагогическая академия, 1994.

2. Андреева Г.М. Предмет социальной психологии и ее место в системе научного знания //Хрестоматия по социальной психологии — М.:

Международная педагогическая академия, 1994.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2. — М.: Мир, 1992.

4. Гримак Л.П. Общение с собой — М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991.

5. Пиз А. Общие понятия о языке жестов //Хрестоматия по социальной психологии — М.: Международная педагогическая академия, 1994.

6. Робер М., Тильман Ф. Общие сведения о коммуникации //Хрестоматия по социальной психологии — М.: Международная педагогическая академия, 1994.

7. Смелзер Н. Социология — М.: Феникс, 1994.

Конвенциональный уровень — Мегаобучалка

Термин «конвенция» больше относится к сфере политики, нежели к педагогике. Нам знакомы словосочетания «конвенция о ненападении», «конвенция о защите», поскольку слово «кон­венция» означает «соглашение», «договоренность между сторо­нами».

Оказывается, что партнеры по общению также могут достигать определенного соглашения, как бы заключать конвенцию о пра­вилах общения и придерживаться этих условных правил при вза­имодействии. Если это происходит, то говорят, что общение осу­ществляется на конвенциальном уровне.

Рассмотрим такую ситуацию. Молодая учительница ведет урок. В один из моментов своего общения она замечает, что сидящий на задней парте ученик не слушает ее объяснений, а читает книгу. Она понимает, что надо бы одернуть ученика, призвать его к по­рядку, как-то привлечь к изучению нового материала. Тем более его успеваемость оставляет желать лучшего.

Но учительница понимает и другое. Этот ученик отличается не только слабой успеваемостью, но также скандальным характером и невоспитанностью. Поэтому если попытаться сейчас призвать его к порядку, то он наверняка попытается привлечь внимание класса к своей персоне, затеет неуместную дискуссию о ненуж­ности преподаваемого этой учительницей предмета и о неинте­ресных методах ее преподавания, т.е. попытается сорвать урок. И учительница решает не отвлекаться от своего объяснения, «не замечать» этого ученика.



В свою очередь, ученик, отдавший предпочтение не новому учебному материалу, а интересной книге, понимает, что учи­тельница в курсе того, чем он занимается на уроке. Но он также понимает, что педагог дорожит временем урока и вряд ли захо­чет терять драгоценные минуты на выяснение отношений с ним. Тем более что при таком выяснении отношений ученик не позволит какой-то неопытной учительнице обидеть себя. Поэтому он тоже делает вид, что не замечает, что учительница увидела его книгу.

Учитель и ученик как бы договариваются не мешать друг дру­гу, т. е. заключают своеобразную «конвенцию о ненападении»: «Я не мешаю Вам, но и Вы не мешайте мне», — как бы говорят они друг другу. При этом вслух никаких слов не произносится. Общение на этом уровне накладывает определенные ограничения на партнеров.

Довольно часто общение на конвенциональном уровне осуще­ствляется с людьми, с которыми мы систематически встречаем­ся, но которых предпочитаем держать на определенном расстоя­нии. Так, довольно многие городские жители ограничивают кон­такты со своими соседями по дому или даже по этажу определенным набором фраз типа: «Доброе утро!» — «Здравствуйте!», «Хорошая погода сегодня!» — «Да, приятно выйти на улицу!», «Ну, бывайте здоровы!» — «До свидания!» Люди как бы отдают определенную дань вежливости своим соседям (все-таки они поговорили друг с другом). В то же время такое общение осуществляется в рамках «заключенной конвенции», по условиям которой можно привет­ствовать друг друга, можно говорить о погоде и других неопреде­ленных вещах, но нельзя вторгаться в ряд сфер: говорить о рабо­те, личной жизни, семейных отношениях.

Конвенциональное об­щение — это когда я делаю вид, что «меня это не касается», что «это не мое дело».

Игровой уровень

Игровой уровень общения располагается выше конвенцио­нального уровня. Особенностью общения на уровнях выше кон­венционального является то, что на эти уровни мы выходим лишь с теми людьми, которых хотя бы немного знаем, с которыми хочется общаться, общение с которыми доставляет нам приятные чувства.

На игровом уровне человеку хочется быть интересным для сво­его партнера, хочется произвести на него впечатление, понра­виться ему. Чтобы интересно выглядеть, чтобы заинтересовать со­бой, заинтриговать партнера, необходимо чутко улавливать ма­лейшие нюансы общения с ним: что доставляет ему радость? Что ему приятно? Чего следует избегать, чтобы не вызвать его неудо­вольствия? Улавливание нюансов на этом уровне необходимо не для того, чтобы переиграть партнера (что характерно для манипулятивного уровня), а для того, чтобы не испортить взаимодей­ствие с ним своей невнимательностью, бестактностью, суетливо­стью или излишним напором.

В отличие от манипулятивного уровня, где манипулятор рав­нодушен или недружелюбен к своему собеседнику, общение на игровом уровне строится на неравнодушии к партнеру, на опре­деленной симпатии к нему, на желании продолжать с ним обще­ние. Общение здесь выходит на первое место, оно доставляет ра­дость обоим партнерам, игра принимается обеими сторонами.

В этой игре могут быть обмены не только «поглаживаниями», но и «уколами». Однако эти «уколы» носят мирный характер, лег­ко распознаются партнерами и прощаются друг другу.

Примерами общения на этом уровне могут служить общение влюбленных друг в друга девушки и юноши, общение учеников со своей учительницей, на уроках которой весело и интересно, общение сверстников, имеющих общее увлечение. Ни один из партнеров не стремится к пристройке «сверху» за счет унижения другого, хотя в общении на этом уровне возможны самые различ­ные пристройки. Партнеры как бы приглашают друг друга к игре, к игровому соперничеству. Так, влюбленные говорят друг другу не только ласковые слова, но и подшучивают друг над другом, со­здают определенные ситуации затруднения для партнера. В арсе­нале средств их общения бывают и взаимные легкие подталкива­ния, и убегание друг от друга, и игры в догонялки. Все виды взаимодействия доставляют им удовольствие, общение на этом уровне приятно обеим сторонам.

Общение на игровом уровне довольно часто встречается в школьной жизни. Обратимся к примеру.

— Сан Сенич, — сразу зашумел шестой «Б», — а куда сегодня по­плывем?

— Тихо! Сегодня будем открывать Америку.

— Ур-ра!

— Тихо, я сказал! Сдвигайте парты к стене, Атлантический океан — на пол… Кто будет держать небо? На этот вопрос шестой «Б» реагировал без восторга: скучное это было занятие — держать над океаном карту звездного неба…

— Нет добровольцев? Назначаю по списку: Васильев, Козаченко, Кравченко, Пименов…

— Я в прошлый раз держал! — возмутился Васильев.

— Извини, забыл. Вовик Смирнов, значит, твоя очередь страдать. Быстренько. «Атланты» нехотя побрели за картой.

— Девочки почему-то никогда не держат! — попенял один из них.

— Не почему-то, а потому, что они девочки, — объяснил Александр Арсеньевич. — А тяжелой работой должны заниматься мужчины.

Шестой «Б», толкаясь и споря, устраивался на полу, вокруг «океана».

— Выходим из Лиссабона, — сказал Александр Арсеньевич, огляды­вая свою юную команду. — Дежурный штурман, где астролябия? Компа­сы спрячьте, их еще не изобрели… Экипаж, по местам!

— Стойте! — с отчаянием закричал штурман. — Они опять небо не так держат!

— Всем четверым сейчас двойки поставлю! — грозно пообещал: Александр Арсеньевич. — Шутники!

«Атланты», ухмыляясь, развернули небо на сто восемьдесят градусов…

И сразу где-то совсем рядом тяжело и зовуще загремел прибой, загу­дел ветер. Капитан взбежал на мостик и отдал приказ поднять паруса. Команда бросилась на реи, парусина захлопала под ветром, засвистели снасти… Шестой «Б» ушел в океан. Туда, туда, вдаль, в синь, в ветер, где лежали среди зыбей еще не открытые материки…

(Соломко Н. Белая лошадь — горе не мое // Если бы я был учителем. — М., 1987.-С. 22.)

Деловой уровень

На деловом уровне для партнеров не столь важны внешние атрибуты: как выглядит партнер? Во что он одет? Какая у него прическа? На первый план здесь выступают его деловая или ум­ственная активность, компетентность в совместно решаемых воп­росах, способность делать дело.

При общении на деловом уровне «Я» человека как бы ото­двигается на задний план, а на первый план выходит дело, отно­шение к нему. Если один партнер демонстрирует способность ре­шать задачи, возникающие в процессе общего дела (например, в ходе строительства дома, на спортивной площадке, в процессе совместной художественной деятельности), то ему обеспечено уважение со стороны другого партнера. Успех общего дела, забота о том, чтобы оно было сделано хорошо, преодоление возникаю­щих в ходе совместной деятельности препятствий — все это спо­собствует гладкому протеканию общения на этом уровне. Даже если один из партнеров в сердцах обругает другого каким-нибудь обидным словом или крепким выражением, то это обычно не воспринимается как оскорбление или обида. Подобные уколы не принимаются всерьез, так как партнеры заняты не своими собственными персонами, а обеспокоены успешным завершением общего дела.

Общение на деловом уровне не так празднично, как на игровом, но зато значительно серьезнее и глубже. Из общения на де­ловом уровне люди выносят не только зримые плоды совместной деятельности в виде созданных материальных или духовных цен­ностей, но и стойкие чувства взаимного доверия, привязаннос­ти, теплоты. А бывает, напротив — неприязни и антипатии друг к другу. Ведь дело проверяет человека на прочность, его надо уметь делать. Сделал хорошо — получи мое уважение за это, не сделал — не могу тебя уважать как компетентного специалиста.

Рассмотрим еще один пример.

— Разрешите?

В директорский кабинет входит учитель физики Сумароков — поджа­рый, высокий человек с палкой.

— У меня пустяковый вопрос. — Он прохромал только полрасстоя­ния от двери до стола, остановился почему-то на середине и загово­рил, избегая называть Назарова по имени-отчеству (может, не запом­нил еще?). — Нельзя ли так устроить, чтобы приказы по школе оглаша­лись не на уроке?

— Простите, не понял.

— Входит ваш секретарь, формально извиняется и отнимает ни мно­го, ни мало, а пять минут… Удобно ли это учителю — такая мысль не волнует ее.

Дверь распахнулась.

— Как вы можете, Олег Григорьевич? — вперед выступила пухлень­кая блондинка Алина. — Это я что, развлекаюсь? От нечего делать, да?

— Не знаю, милая, но так нельзя. Перед ребятами рождалась плане­тарная модель атома Резерфорда и вдруг — пожалуйста! — является со­всем другая модель…

— А уж это нехорошо, ей-богу! — Алина просто вне себя от сумаро-ковского тона.

— Почему же? Модель сама по себе недурна, но не взамен резерфор-довской, киса! Как по-вашему? — спросил физик Назарова.

— Минутку, Алина, это что — приказ о дежурстве в раздевалке?

— Ну да. И в буфете.

— Вот там и повесить. А если зачитывать — только на линейке с этого дня. Урок — неприкосновенное дело. Поняли?

— Я понятливая. — Алина поиграла многозначительной оскорблен­ной улыбкой.

— Это все, Олег Григорьич?

— Да, благодарю. — Он удалился, сухой и прямой, как раз в тот момент, когда звонок прекратил перемену.

(Полонский Г. Ключ без права передачи. — М., 1980. — С. 164.)

Духовный уровень

Духовный уровень общения не случайно занимает самое высо­кое место среди других уровней. При общении на этом уровне партнеры не просто проявляют интерес друг к другу или при­нимают участие в совместной деятельности, доставляющей им удовлетворение. Для общения на этом уровне характерна опреде­ленная устремленность партнеров друг к другу, желание видеть партнера, говорить с ним, задавать ему вопросы, делиться сокро­венными мыслями, делать что-то важное для него. Партнер стано­вится настолько значимым и желанным для другого, что общение с ним воспринимается как высшее благо, как праздник души. Такое общение не утомляет, а, напротив, подпитывает партнеров жизненной энергией, доставляет им радость от контактов друг с другом.

Любящие друг друга мужчина и женщина, испытывающие по­добное состояние, способны не просто рука об руку пройти по жизни, но совместно испытать и пережить ее радости и огорче­ния, взлеты и падения, успехи и неудачи.

Подросток, почувствовавший в учителе человека, к которому можно подойти для решения своих жизненно важных вопросов, от которого всегда можно получить помощь и поддержку как в простых, так и в сложных жизненных ситуациях, также будет стремиться к духовному уровню общения с этим педагогом.

В общении на этом уровне каждый из партнеров хочет добра другому, каждый готов уступить, чем-то пожертвовать, взять на себя сложную часть совместного труда, т.е. каждый готов к при­стройке «снизу», лишь бы партнеру было хорошо. Такая позиция располагает к открытому общению, создает особую доверитель­ную атмосферу контакта, содержит благоприятные условия для установления подлинно нравственных отношений между партне­рами. Оба партнера стремятся не жалеть друг для друга душевных сил, все делают от души, от чистого сердца. Каждый испытывает радость от успехов партнера, искренне огорчается при его неуда­чах и затруднениях.

Если в их диалоге что-то не получается, что-то не ладится, то каждый начинает испытывать чувство тревоги, пытается взять вину на себя: «Может, я что-то сделал не так? Может, я его не так понял? Может, я чем-то его обидел? Может, это я неправ?»

Поскольку общение на этом уровне доставляет приятные ощу­щения для обоих партнеров, то они не стремятся его сворачи­вать, им многое хочется сказать друг другу, побыть вместе, пого­ворить, поделиться сокровенными мыслями.

В повести А. Лиханова «Благие намерения» описывается такой пример общения на духовном уровне.

Мысли пришли простые. У малышей никого нет, вот что. Им нужен кто-то. Очень близкий нужен. Им нужен дом. Родные люди.

Им нужно то, что им дать невозможно…

Невозможно!

Это слово вызывало озноб, беспомощность, бессилие.

Из озноба швырнуло в жар. А я-то на что? Я же человек. И я с ними.

Меня душила любовь, нежность к этим детям, мне хотелось обнять их, Не каждого, не поодиночке, а всех вместе, враз, обнять и прижать к себе.

Но я не умела этого. Как никто не умел.

Слезы застлали глаза.

Маша читала сказку про мертвую царевну, как раз то место, где ца­ревич с ветром говорит, и я судорожно зашептала вместе с ней сызмала любимое, пушкинское:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее». — «Постой, —

Отвечает ветер буйный, —

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места;

В том гробу твоя невеста».

Дети слушали внимательно, Маша читала как-то очень хорошо, мяг­ко, по-домашнему, а если спотыкалась, то и это у нее получалось хорошо. Она не отрывалась от книги, не видела, слава богу, моих слез, и я вы­терла их тыльной стороной ладони, лишь на минутку прикрыв глаза, как меня кто-то обнял за шею.

Я испугано повернулась. В меня смотрели два жалостливых черных зрачка.

— Тебе жалко царевну? — прошептал ломкий голосок. Я кивнула, чтобы оправдать свои слезы. — Ничего, — утешила девочка, — она еще оживет.

Я знала только, что девочку зовут Аня Невзорова. И я не выдержала. Я придвинула девочку к себе и уткнулась в ее несвежий фартук. Руками я ощущала худенькую спину девочки, ее острые лопатки.

Я еще собиралась их пожалеть, а они меня уже пожалели.

За что?

А разве жалеют за что-то?

(Лиханов А. А. Благие намерения // Карусель: Повести. — М., 1984. — С. 144-145.)

связь | Определение, типы, примеры и факты

связь

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Эрнест Г. Борман Жан-Мари Мессье Максвелл МакКомбс Уилбур Шрамм Юрген Хабермас
Похожие темы:
язык общественное мнение общение с животными теория информации язык знаков

Просмотреть весь связанный контент →

общение , обмен значениями между людьми через общую систему символов.

В статье рассматриваются функции, виды и психология общения. Для лечения общения животных см. поведение животных. Для дальнейшего рассмотрения основных компонентов и приемов человеческого общения см. язык; речь; пишу. Для технологических аспектов, включая устройства связи и информационные системы, см. вещание; толковый словарь; энциклопедия; обработка информации; теория информации; библиотека; печать; издательское дело, история; телекоммуникационные СМИ; телекоммуникационная сеть; телекоммуникационная система.

Тема общения волновала ученых еще со времен Древней Греции. Однако до нового времени эта тема обычно относилась к другим дисциплинам и воспринималась как должное как естественный процесс, присущий каждой из них. В 1928 г. английский литературовед и писатель И.А. Ричардс предложил одно из первых — и в некотором смысле лучшее — определение коммуникации как отдельного аспекта человеческой деятельности:

Коммуникация имеет место, когда один ум воздействует на свое окружение таким образом, что оказывает влияние на другой ум, и в этом другом уме возникает переживание, подобное переживанию в первом уме, и частично вызванное этим переживанием.

Определение Ричардса является общим и грубым, но его применение почти ко всем видам коммуникации, включая общение между людьми и животными (но исключая машины), отделяет содержание сообщений от процессов в человеческих делах, посредством которых эти сообщения передаются. . Совсем недавно были подняты вопросы относительно адекватности какого-либо одного определения термина 9.0025 связь в том виде, в котором она используется в настоящее время. Американский психиатр и ученый Юрген Рюш определил 40 разновидностей дисциплинарных подходов к предмету, включая архитектурные, антропологические, психологические, политические и многие другие интерпретации кажущегося простым взаимодействия, описанного Ричардсом. В целом, если включить такие неформальные коммуникации, как сексуальное влечение и игровое поведение, существует по крайней мере 50 способов межличностного общения, основанных на десятках дискретных интеллектуальных дисциплин и аналитических подходов. Таким образом, коммуникацию можно анализировать по меньшей мере 50 различными способами.

Викторина Britannica

Викторина Communications First

Кто придумал термин «микрофон»? Какой спутник позволил осуществить обмен первыми телевизионными программами между США и Европой? Проверьте свои знания. Пройди тест.

Интерес к коммуникации был вызван достижениями в науке и технике, которые по своей природе привлекли внимание к людям как к общающимся существам. Среди первых и наиболее впечатляющих примеров изобретений, ставших результатом технологической изобретательности, были телеграф и телефон, за которыми последовали другие, такие как беспроводное радио и телеобъективы. Развитие популярных газет и периодических изданий, радиовещания, кино и телевидения привело к институциональным и культурным нововведениям, которые позволили эффективно и быстро общаться между несколькими людьми и большими группами населения; эти средства массовой информации несут ответственность за рост и социальную силу нового феномена массовой коммуникации. ( См. также теория информации; обработка информации; телекоммуникационная система. )

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Примерно с 1920 года рост и явное влияние коммуникационных технологий привлекли внимание многих специалистов, которые пытались выделить коммуникацию как особый аспект своих интересов. Психологи в своих исследованиях поведения и психики разработали концепции коммуникации, полезные как для их исследований, так и для некоторых форм терапии. Социологи определили различные формы коммуникации, с помощью которых мифы, стили жизни, нравы и традиции передаются либо из поколения в поколение, либо из одного сегмента общества в другой. Политологи и экономисты признали, что общение многих типов лежит в основе закономерностей социального порядка. Под влиянием новых технологий, особенно высокоскоростных компьютеров, математики и инженеры пытались количественно определять и измерять компоненты передаваемой информации и разрабатывать методы перевода различных типов сообщений в количества или суммы, поддающиеся как их процедурам, так и инструментам. Художники, архитекторы, ремесленники, писатели и другие задавали многочисленные и по-разному сформулированные вопросы об общем влиянии различных типов коммуникации. Многие исследователи, работающие в соответствующих областях своих дисциплин, также искали возможные теории или законы причины и следствия, чтобы объяснить, каким образом определенные виды общения влияют на человеческие наклонности при определенных обстоятельствах, а также причины таких изменений.

В 1960-х годах канадский педагог Маршалл Маклюэн свел интерес к области коммуникации к точке зрения, связывающей многие современные психологические и социологические явления со средствами массовой информации, используемыми в современной культуре. Часто повторяемая идея Маклюэна о том, что «медиа — это сообщение», стимулировала многих кинематографистов, фотографов, художников и других, которые приняли точку зрения Маклюэна о том, что современное общество перешло (или движется) от «печатной» культуры к «визуальной». . Конкретные формы, представляющие наибольший интерес для Маклюэна и его последователей, были связаны со сложными технологическими инструментами, к которым молодежь проявляет особый энтузиазм, а именно с кино, телевидением и звукозаписями.

В конце 20-го века основной фокус интереса к коммуникациям сместился с маклюэнизма и стал сосредотачиваться на (1) индустрии массовой коммуникации, людях, которые ею управляют, и влиянии, которое они оказывают на свою аудиторию, (2) убедительности общение и использование технологий для воздействия на диспозиции, (3) процессы межличностного общения как посредников информации, (4) динамика вербального и невербального (и, возможно, экстрасенсорного) общения между людьми, (5) восприятие различных видов общения, ( 6) использование коммуникационных технологий в социальных и художественных целях, включая обучение в школе и за ее пределами, и (7) разработка соответствующей критики художественных начинаний с использованием современных коммуникационных технологий.

Короче говоря, эксперт по коммуникациям может быть ориентирован на любую из множества дисциплин в области исследования, которая еще не составила для себя окончательного списка предметов и не согласовала конкретные методологии анализа.

Символьная связь | Инструкция по обучению грамоте для учащихся со значительными ограниченными возможностями

«Общение — это когда один человек делится чем-то, о чем другой человек не подозревал».
–Эрин Шелдон


 

СВЯЗЬ НА ОСНОВЕ СИМВОЛОВ

Что такое связь на основе символов?

Связь на основе символов — это « альтернатива » в расширенной и альтернативной коммуникации (AAC). Более внимательное рассмотрение элементов AAC позволяет нам увидеть, какое место в этом контексте занимает символьная коммуникация:

  • Дополнить означает добавить или улучшить. Почти все говорящие и не говорящие дополняют речь, указывая глазами, вокализируя, жестируя и используя язык тела.
  • Альтернатива означает замену или замену. Альтернатива речи включает указание или взгляд на символы, жесты или написание.
  • Общение означает отправку и получение сообщений по крайней мере с одним другим человеком.

Коммуникация на основе символов часто используется людьми, которые не могут общаться с помощью одной только речи и которые еще не развили или испытывают трудности с развитием навыков грамотности. Символы предлагают визуальное представление слова или идеи.

«Ближайшая цель состоит НЕ в том, чтобы учащиеся использовали все введенные нами символы функционально в своем собственном общении, а в том, чтобы они взаимодействовали с другими, которые моделируют подходы к общению, основанные на символах». – Карен Эриксон

Каким учащимся будет полезно общение на основе символов?

Студенты, чья речь:

  • медленно развивается
  • трудно понять (в качестве резервной копии)
  • очень ограничено или отсутствует

Как учащиеся могут извлечь выгоду из коммуникации на основе символов?

Учащиеся, которым предоставлены аутентичные и содержательные возможности для общения с использованием системы символов в учебной и жилой среде, получают множество преимуществ, включая:

  • развитие языковых навыков
  • развитие навыков грамотности
  • есть что сказать большему количеству людей
  • построение отношений, взаимосвязь и принадлежность
  • уменьшение фрустрации/поведения
  • развитие лучшего понимания окружающего мира
  • делать лично значимые просьбы, делать выбор и принимать решения
  • расширение участия в разных средах
  • развитие творчества и самовыражения


Примеры символьного общения:

Коммуникационные доски делают язык видимым и доступным. Основной словарный запас предназначен для использования во всех средах и на всех уровнях владения языком.

Флип-книжка — это книга для общения с вкладками для удобной навигации. Лексика упорядочена по категориям, которые указаны на вкладках.

Ознакомьтесь с этим ресурсом, чтобы найти шаблоны для опций низкотехнологичной коммуникационной доски: https://saltillo.com/chatcorner/content/29

Взгляд (также известный как прицеливание) — это акт использования глаза, чтобы направлять или перенаправлять внимание другого человека. Эффективный взгляд требует участия как студента, так и партнера по общению. Учащийся фиксирует свой взгляд в направлении предполагаемого сообщения. Например, если учащийся хочет выйти на улицу, он может обратить свой взгляд на дверь.


e-tran , или доска для общения взглядом, представляет собой вертикально удерживаемую/установленную доску, сделанную из плексигласа или прочной бумаги с окном, вырезанным посередине, которая позволяет учащимся общаться, фокусируя взгляд на выбранных элементах, отображаемых на доске. Элементы могут отображаться в любой конфигурации и могут быть закодированы, чтобы предоставить больше вариантов на каждой доске. Учащиеся получают доступ к ETran через сканирование с помощью партнера.


Этот набор практичных страниц для общения специально создан, чтобы помочь пользователям, использующим взгляд, вести простые беседы на самые разные темы и потребности.


Приложение для общения на iPad позволяет пользователю напрямую выбирать символы, расположенные так, чтобы они соответствовали определенной теме или выполняли коммуникативную функцию. Например, эта страница представляет собой список глаголов в алфавитном порядке — найти, летать, дать, помочь. Страницы во многих приложениях являются динамическими, то есть, как только пользователь выбирает сообщение, приложение переходит к следующей логической странице.


Как мы можем научить коммуникации на основе символов?

Если мы ожидаем, что учащиеся будут говорить, используя символы, мы должны говорить, используя символы. Aided Language Stimulation или Aided Language Input — это основанная на исследованиях стратегия обучения коммуникации на основе символов. По сути, партнеры по общению моделируют или демонстрируют коммуникацию на основе символов, когда разговаривают со студентами, которые учатся использовать коммуникацию на основе символов.

Необходим надежный и хорошо организованный набор символов, чтобы продемонстрировать, как их можно использовать для комментариев, вопросов, просьб, шуток, приветствий, протестов и т. д. дома, в школе и в обществе. Гибкое использование одного и того же хорошо организованного набора символов во всех средах способствует развитию коммуникации и изучению языка с течением времени.


Ниже приведены несколько моментов, о которых следует помнить при моделировании общения на основе символов:

  • Модель партнеров по общению, а не подсказка учащимся указывать или касаться графических символов для общения. Речь идет о том, что делают партнеры по общению , а не о том, что делает студент.
  • Используйте систему AAC учащегося для моделирования и общения.
  • Обеспечьте модели множественных коммуникативных функций и таких целей, как:
    • Обмен информацией: «Я слышал, что на выходных вы ходили на Человека-паука»
    • Делает комментарии: «Это потрясающе!»
    • Вопросы: «Какой твой любимый цвет?»
    • Приветствие: «Привет! Я рада видеть тебя сегодня!»
    • Запрос: «Мне нужен красный мяч». «Мне нужна помощь.»
    • Протест/Отказ: «Мне это не нравится». «Все сделано.» «Останавливаться!»

  • Когда учащийся сообщает что-то, глядя на объект или издавая звук, продемонстрируйте, как он может «сказать это» в своей системе AAC.
  • Прочитайте и сопоставьте невербальные сигналы учащегося с картинками. Найдите, что учащийся передает языком тела и жестами, и сопоставьте их с символами. Например, если ученик кладет голову на стол, взрослый может указать на символ усталости и сказать: «Ты выглядишь усталым».
  • Укажите основные слова, которые вы произносите в системе AAC.
  • Всякий раз, когда учащийся использует свою систему AAC, смоделируйте его сообщение в несколько более длинной форме. Например, когда учащийся указывает на «книгу» в своей системе AAC, укажите «хочу книгу», как вы говорите: «Хотите книгу?» Затем укажите «получить книгу», говоря: «Хорошо. Я принесу тебе книгу».
  • Смоделируйте высказывание всего на несколько слов больше, чем использует учащийся. Таким образом, учащемуся будет несложно скопировать моделирование.

Что такое основной словарный запас?

Около 85% разговорного английского языка состоит из 250-350 слов. Основной словарный запас — это относительно небольшой набор слов, которые были признаны очень полезными для общения как в социальном, так и в академическом контексте. Основной словарный запас в основном состоит из местоимений, глаголов, дескрипторов и предлогов. Существительных очень мало.

Проект DLM Core Vocabulary Project был инициирован для определения словарного запаса, необходимого учащимся с серьезными когнитивными нарушениями для участия, обучения и демонстрации знаний в академической среде.

Эти слова были тщательно исследованы Центром исследований грамотности и инвалидности на наличие слов, необходимых для основного словарного запаса AAC и академического основного словарного запаса.




Где я могу узнать больше?

Видеоролики с поддержкой языков 
https://www.youtube.com/watch?v=vUY6oQoSTXw
https://www.youtube.com/watch?v=flFNMky22-U

Динамические обучающие карты (DLM) – Начинающие коммуникаторы
В этом модуле описываются символические и несимволические формы общения, различие между преднамеренными и досимволическими коммуникаторами, а также определяются дополнительные источники поддержки для развития коммуникативных навыков.
Онлайн-модуль для самостоятельных занятий
Материалы для упрощенного модуля для групп

Динамические обучающие карты (DLM) – Основной словарный запас
Основной словарный запас – это список слов, которые были признаны очень полезными для общения как в социальном, так и в академическом контексте. https://www.med.unc.edu/ahs/clds/resources/core-vocabulary

Dynamic Learning Maps (DLM) – Core Vocabulary and Communication
общение для учащихся, которые не могут использовать речь для удовлетворения своих потребностей в общении лицом к лицу и нуждаются в дополнительном и альтернативном общении.
Самостоятельный онлайн-модуль
Материалы вспомогательного модуля для групп

Динамические карты обучения (DLM) — говорение и аудирование
Этот модуль рассматривает говорение и аудирование в более широком контексте выразительного и рецептивного общения для учащихся с серьезными когнитивными нарушениями. Содержание этого модуля важно для понимания основных элементов DLM в устной речи и аудировании, а также во всех направлениях основных элементов английского языка.
Самостоятельный онлайн-модуль
Материалы вспомогательного модуля для групп

Динамические карты обучения (DLM) — поддержка участия в обсуждении
Участники рассмотрят цели поддержки участия в обсуждении и потребность в выразительных средствах общения для всех учащихся . Участникам также будет предложено 5 стратегий поддержки учащихся во время дискуссий с учителями и сверстниками.
Онлайн-модуль для самостоятельных занятий
Материалы для упрощенного модуля для групп

Динамические обучающие карты (DLM) — символы
Этот самоуправляемый модуль предоставляет обзор символов для поддержки коммуникации и взаимодействия. Также описывается использование символов и фотографий в тексте.
Самостоятельный онлайн-модуль
Материалы для вспомогательного модуля для групп

Language Stealers (видео, 2:52 мин.)
Language Stealers раскрывает реальные препятствия для общения учащихся с нарушениями речи и моторики, такие как отсутствие доступа к языку и грамотности.

Город существительных
В этой короткой презентации рассказывается о важности использования часто встречающихся слов вместо того, чтобы жить в «городе существительных». Поделитесь историей о Городе существительных, чтобы проиллюстрировать, насколько важно включать основной словарный запас во все условия. Чтобы получить печатную версию, посетите языковую лабораторию AAC. Вам нужно будет выполнить поиск Noun Town (он отображается в разделе «Действия»), а затем вы можете загрузить его.

Информационная книга Pragmatic Organization Dynamic Display (PODD) была разработана в Австралии Гейл Портер, первоначально для детей с церебральным параличом. Их структурированная организация и упор на визуальную коммуникацию означают, что они также являются ценным инструментом для развития общения людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) (Porter & Cafiero, 2009).). http://praacticalaac.org/praactical/how-i-do-it-using-podd-books-and-aided-language-displays-with-young-learners-with-autism-spectrum-disorder

Project Core
Модель внедрения Project Core направлена ​​на то, чтобы помочь учителям предоставить учащимся со значительными когнитивными нарушениями и сложными коммуникативными потребностями доступ к гибкому словарному запасу Universal Core и основанным на фактических данных инструкциям, чтобы научить их использовать основной словарный запас с помощью личного аугментативного и альтернативного общения (AAC ) системы. http://www.project-core.com

Символы и обучение чтению
В этом коротком видеоклипе доктор Кэролайн Масселуайт рассказывает о том, как символы могут влиять на процесс чтения, и чтобы они были эффективной поддержкой в ​​обучении чтению, символы необходимо использовать обдуманно. К видео прилагается учебное пособие.

Программа для чтения Tar Heel Reader
Программа для чтения Tar Heel Reader — это растущая библиотека доступных книг для чтения начального уровня для учащихся всех возрастов из Центра изучения грамотности и изучения инвалидности. Он включает в себя коллекцию бесплатных, легко читаемых (основные слова) и доступных книг по широкому кругу тем. Каждая книга может быть включена и доступна с помощью нескольких интерфейсов, включая сенсорные экраны, клавиши IntelliKeys с настраиваемыми накладками и от 1 до 3 переключателей. https://tarheelreader.org

Tar Heel Shared Reader
Этот вариант популярного веб-сайта Tar Heel Reader, разработанный командой Центра изучения грамотности и инвалидности Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, делает упор на совместное чтение и обеспечивает поддержку символов PCS для основных слова, которые можно использовать при обсуждении каждой книги. Всеобъемлющий набор бесплатных модулей профессионального развития содержит обучение и примеры методов обучения Tar Heel Shared Reader. Для прохождения каждого модуля требуется от 45 до 60 минут. Различные форматы обеспечивают гибкость, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности планирования. https://www.sharedreader.org

10 лучших советов по сканированию с помощью партнера, Гретхен Хансер, доктор философии, Центр изучения грамотности и инвалидности, 2007 г.

Общение детей с расстройствами аутистического спектра — Часть 1 CF-SLP — логопед в Центре аутизма Вашингтонского университета

  . Джо также посещает SLP по телефону   Детский центр аутизма в Сиэтле .

Часть 1

В честь Месяца лучшей речи и слуха некоторые логопеды из Детского центра аутизма Сиэтла и Центра аутизма Вашингтонского университета представляют серию из 4 частей о коммуникативных навыках при аутизме. Мы начнем серию с акцента на детях, которые находятся на доинтенциональной/довербальной стадии развития .

Когда мы думаем о детях, которые находятся на любой стадии языкового развития, от доинтенционального/довербального до высоковербального, одна из самых важных вещей, которую следует иметь в виду, это различие между коммуникацией и языком. Коммуникация – это обмен сообщениями между двумя людьми. Все учатся общаться до того, как изучают язык. Указание, мимика и взгляд — все это примеры общения без слов. Язык, с другой стороны, представляет собой усвоенную символическую систему. Каждый язык, на котором говорят (или жесты, в случае американского языка жестов), имеет свой собственный набор различных символов и правил. Язык символичен, потому что значение основано не на контексте или ситуации, а на знании, которым обмениваются партнеры по общению. Например, звуки, которые мы соединяем, чтобы сказать «кошка», не имеют настоящей связи с пушистым кошачьим, но мы все знаем, что это значит, потому что мы узнали связь в раннем возрасте.

Преднамеренный ребенок — это ребенок, который еще не понял, что общение происходит между двумя партнерами, и часто опекунам необходимо интерпретировать их поведение, чтобы определить их потребности и желания. Они могут бросить игрушку или заплакать, потому что они голодны, когда опекун смотрит, но они будут вести себя так же, даже если они одни. Они могут быть очень «независимыми» и ставить стулья друг на друга или взбираться на предметы, чтобы получить доступ к предметам или еде, которые они хотят, не сообщая о своих желаниях другим. Мы говорим, что у них еще нет коммуникативного намерения.

Невербальный ребенок может намеренно общаться, но еще не использует слова (или символы) для общения. Обычно мы имеем в виду детей, которые усвоили, что ключом к общению является передача сообщения другому человеку. Эти дети могут постоянно указывать, смотреть на объекты, которые им нравятся, когда им предоставляется выбор, направлять вокализацию на других или подтягивать воспитателей к желаемому объекту и искать у них помощи. Это преднамеренные акты общения, потому что они последовательны, настойчивы и каким-то образом признают партнера. Однако они еще не символичны, поскольку все еще зависят от контекста, а не от изученного и общего языка.

Стратегии, которые могут способствовать общению и раннему развитию речи:
  1. Узнайте, что нравится вашему ребенку, и используйте это для обучения! Чем занимается ваш ребенок? Нам не нужно полагаться на традиционные предметы, такие как игрушки — ваш ребенок любит слушать музыку? Хлопок? Рвать бумагу или собирать предметы? Хотя мы не хотим, чтобы ребенок застрял на постоянном интересе, мы можем использовать сильно мотивирующие предметы и действия, чтобы научить его силе общения и усилить коммуникативное намерение. Мы часто используем все, что можем, чтобы привлечь ребенка, чтобы создать возможности для обучения общению.
  2. Дети учатся общаться, ПОТРЕБЛЯЯ общаться.  Если мы предугадываем их потребности и обеспечиваем их, детям НЕ НУЖНО общаться, и им будет трудно освоить силу общения. Создавайте или создавайте возможности или «искушения общения», которые требуют от ребенка общения, чтобы получить то, что он хочет. Это требует немного творчества. Вы можете предлагать закуски или игрушки в трудно открываемых контейнерах. Дайте только кусочки печенья вместо целого Oreo. Покажите ребенку два предмета на выбор. Сделайте небольшую паузу во время текущей игры (например, покачивая качели, играя в щекотку и т. д.) и подождите, пока ребенок начнет общаться.
  3. Самый ответственный и самый трудный шаг наступает после того, как искушение налицо. Это ТИХОЕ ОЖИДАНИЕ общения ребенка. Не ждите слов — помните, мы находимся на уровне общения, а не языка. Ребенок может потянуться, приостановить свои действия, издать звук или просто посмотреть в вашу сторону. Это коммуникативное намерение! Требуйте положительного коммуникативного намерения, прежде чем давать ребенку желаемый объект.  Поработайте с вашим SLP, чтобы решить, какой сигнал — взгляд, указание, вокализация или обмен картинками — может быть уместным.
  4. Упростите свой язык. Мы используем правило «один плюс»: добавьте в свою речь на одно слово больше, чем обычно использует ваш ребенок. Это означает, что если ваш ребенок еще не использует слова, используйте в основном отдельные слова для обозначения предметов, которые его интересуют. Используйте свой язык, чтобы описать, на что ваш ребенок обращает внимание.

Самая большая цель для SLP состоит в том, чтобы продолжать повышать ясность, частоту и изощренность общения, которое использует ребенок. Одним из наиболее важных навыков, которым мы можем научить детей с преинтенциональным развитием, является совместное внимание, или способность реагировать и/или направлять фокус внимания другого человека. Указание — отличное место для начала. Ребенок должен научиться смотреть, куда указывает взрослый (реагируя на фокус внимания), затем как использовать точку, чтобы запросить объект, затем использовать точку, чтобы поделиться или показать объект (например, в книге), что включает в себя и то, и другое. направление внимания. Совместное внимание возникает, когда воспитатель и ребенок вместе сидят и смотрят в книгу. Каждый раз, когда опекун указывает на картинку и маркирует ее, он моделирует символ (или слово) для этого объекта. Совместное внимание является основополагающим навыком для развития языка и во многих отношениях основным способом обучения.

Имейте в виду, что для детей с преднамеренными/довербальными навыками никогда не бывает слишком рано начинать вспомогательную и альтернативную коммуникативную поддержку (AAC), особенно для детей с аутизмом, которые учатся преимущественно визуально. Например, отличный способ научить коммуникативным намерениям — это обмен картинками. Привлечение внимания партнера встроено в навык, так как человек должен присутствовать, чтобы передать фотографию. Переключатель «Биг Мак» или отдельная кнопка, запрограммированная на голосовое сообщение, — еще один хороший способ научить намерению с помощью AAC. Голос великолепен, потому что он может привлечь внимание человека в другом конце комнаты! Обучение постукиванию по плечу — еще один способ сделать это, но это может быть ошибочно истолковано как агрессивное — между постукиванием и ударом тонкая грань! Следует отметить, что разработка системы, использующей альтернативную или аугментативную коммуникацию, не препятствует способности ребенка в конечном итоге научиться вербальному общению. На самом деле, использование альтернативной коммуникации (например, PECS, язык жестов) может фактически служить своего рода «мостом» между невербальной и вербальной коммуникацией.

Если у ребенка уже есть коммуникативные намерения с помощью жестов, AAC или взгляда, вы можете начать развивать ясность и конкретность его коммуникативных намерений. Научите их последовательно произносить /b/ для обозначения пузырей, или производить последовательный знак, или обменивать символ изображения на желаемый предмет. Это первый шаг к символической коммуникации. Опять же, AAC уместно здесь, поскольку есть много разных причин, по которым ребенок может быть довербальным. У них действительно могут возникнуть трудности с изучением символического языка. Тем не менее, некоторые дети могут быть более подвержены двигательным проблемам, которые не препятствуют изучению языка (которое является когнитивным навыком), а просто мешает им показать то, что они знают, с помощью речи или вербальных средств (что является мышечным навыком). Кроме того, работайте над расширением разнообразия коммуникативных намерений ребенка — помогите ему разработать соответствующие способы отказа от предметов, запроса предметов и действий, а также обмена/показов предметов в их окружении!

Конкретные терапевтические подходы, которые поддерживают детей на этом уровне навыков, включают: прикладной поведенческий анализ (ABA), коммуникационную систему обмена картинками (PECS), доязыковую среду обучения, обучение ключевым реакциям (PRT), Денверскую модель раннего начала, модель SCETS, и другие.

Часть 2 серии: Emerging Verbal

Часть 3 в серии:   Verbal

Часть 4 в серии: Highly   Verbal2 0003

Ресурсы:

Для родителей:

Раннее начало для вашего ребенка с аутизмом: ежедневное использование Мероприятия, помогающие детям общаться, общаться и учиться Салли Роджерс, Джеральдин Доусон3 90 90 More Than Words Guidebook, 2 nd Edition: Руководство для родителей по формированию навыков взаимодействия и языковых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра или трудностями в социальной коммуникации Ферн Сассман

Достойная картинка: PECS и другие стратегии визуальной коммуникации при аутизме Авторы: Энди Бонди и Лори Фрост Гринспен и Дайан Льюис

Незавершенная работа: стратегии управления поведением и учебная программа интенсивного поведенческого лечения аутизма , Рон Лиф и Джон МакИчин, ред.