Особенности общения дошкольников со сверстниками: «Особенности общения дошкольников со сверстниками»

Особенности общения дошкольников со сверстниками в зависимости от дополнительного образования — Курсовая работа #1505356 — Психология

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование специфики общения в дошкольном возрасте 5
1.1. Специфика и сущность общения 5
1.2. Психолого-педагогические особенности дошкольника 14
Вывод по 1 главе 22
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики общения дошкольников со сверстниками 23
2.1. Описание выборки и этапов исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов 24
Вывод по 2 главе 30
Заключение 32
Список литературы 34

Актуальность исследования. Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева, – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2010.- 672 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. / Андреева Г.М. переизд. и доп. – М.: МГУ, 2002. – 456 с.

3. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. ред. Е. Г. Силяева М.: 2002. – 192 с.
4. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2007. — 304 с.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. – 304 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. И доп. -М.: Просвещение, 1979. -288с.
7. Волков Б. С, Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. – СПб.: Питре, 2012. – 272 с.
8. Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: Сфера, 2009. – 256 с.
9. Горянина В.А. Психология общения. М., Академия, 2014 – стр.
87
10. Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2004. – 123 с.
11. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие. М.: Айрис-Пресс, 2011. – 123 с.
12. Лисина М.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев: Штиинца, 2005. – 111 с.
13. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2006. – 216 с.
14. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1999. – 456 с.
15. Немов Р.С. Общая психология. СПБ: Питер, 2008. — 304 с.
16. Обухова Л.Ф. Детская психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 178 с.
17. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: Школа-Пресс, 2013 – 178 с.
18. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. — 373 с.
19. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2008. – 192 с.
20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
21. Шмит Р. Искусство общения. — М.: Академия, 2012. – 218с.
22. Франс К. Аргументация, коммуникация и ошибки. — М.: Пресс, 2011. – 318с.

Тема:Особенности общения дошкольников со сверстниками в зависимости от дополнительного образования
Артикул:1505356
Дата написания:18.03.2015
Тип работы:Курсовая работа
Предмет:Психология
Оригинальность:Антиплагиат.ВУЗ — 71%
Количество страниц: 36

Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями



В статье рассматривается значение общения детей дошкольного возраста, этапы развития общения со сверстниками в онтогенезе, особенности общения со сверстниками при общем недоразвитии речи.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, дети с нарушениями речи, сверстники, общение, формы общения

Невозможно переоценить значение общения в жизни человека. Взаимодействуя между собой, люди обмениваются знаниями, идеями, интересами, чувствами. Успех и благополучие человека напрямую зависит от того, как будет выстраиваться это взаимодействие.

Вопросами особенностей общения детей занимались философы и социологи (К.Ясперс, И. С. Кон), психолингвисты (А. А. Леонтьев), психологи (А. А. Бодалев, Г. М. Андреева, Я. Л. Коломинский).

Общение как самостоятельную теоретическую проблему рассматривали в середине 60-х годов XX века Б. Г. Ананьев, Б. Д. Парыгин, дальнейшую разработку она нашла в трудах М. Н. Аникеевой, А. В. Киричук, Х. Й. Лийметс, А. В. Мудрика, К. Д. Радиной и др. Вышеперечисленные исследователи в основном рассматривали формирование коммуникативных умений у детей школьного возраста.

Задача изучения формирования навыков общения у дошкольников 3–7 лет определила признание самоценности дошкольного детства и отношения к нему как к уникальному периоду развития личности. Основополагающей в этом вопросе является концепция деятельности А. Н. Леонтьева, а также психолого-педагогические исследования Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, В. Г. Нечаевой, Я. Л. Коломинского, А. И. Аржановой, М. И. Лисиной и др.

Несмотря на многообразие и вариативность исследований, посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый подход к определению и характеристике этого феномена.

Так, А. А. Леонтьев определяет общение как «систему целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего язык» [2].

Р. С. Немов рассматривал общения как «обмен информацией между людьми, их взаимодействие» [4].

Согласно определению М. И. Лисиной, общение — «это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [3].

Безусловно решающее значение общение имеет для развития ребенка, являясь одним из важнейших факторов его психического развития. Общение со взрослым определяет развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми. Именно общение со сверстниками дает возможность отметить множество действий и обращений, которые не встречаются при общении со взрослыми. Контакты со сверстниками эмоционально насыщенные, сопровождаются резкими интонациями, криками, смехом. Кроме того, в общении со сверстниками, дети не соблюдают нормы и правила, которых необходимо придерживаться, общаясь со взрослым.

На протяжении дошкольного детства общение детей друг с другом изменяется по содержанию потребностей, мотивам и средствам общения. Этапы развития общения детей, по аналогии со сферой общения со взрослым, Е. О. Смирнова называет формами общения дошкольников со сверстниками.

Первый этап охватывает период от 2 до 4 лет, когда сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию.

Дошкольнику, прежде всего, необходимо привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик сверстника. Как правило, действия, желания, настроения партнера ребенок не замечает, а воспринимает в нем лишь отношение к себе. На втором этапе (4 года) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником, его признании и уважении. Содержанием общения на рассматриваемом этапе становится совместная игровая деятельность. В возрасте 6–7 лет у детей наблюдается внеситуативно-деловая форма общения, устойчивые избирательные предпочтения [5].

В современной коррекционной педагогике существует мнение о необходимости углубленного изучения общения детей с различными видами речевой патологии, в том числе и при общем недоразвитии речи (далее ОНР). Опираясь на результаты исследования Е. Г. Федосеевой, можно говорить о том, что для старших дошкольников с речевыми нарушениями характерна ситуативно-деловая форма общения, что является нормой для дошкольников 2–4 лет без речевых нарушений.

У малой части детей с нарушениями речи отмечается преобладание внеситуативно-познавательной формы общения [1].

Помимо системных нарушений речи, у детей с ОНР задерживается развитие психических процессов, не формируются навыки коммуникации. Все это не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, не позволяет развернуться процессу общения.

Осуществлению полноценного общения препятствуют бедность и недифференцированность словарного запаса, недостаточность глагольного словаря, несовершенство связной речи. Обозначенные особенности развития речи снижают потребность в общении. Трудности общения детей с ОНР проявляются в несформированности основных форм коммуникации, снижении потребности в общении. Кроме того, у таких детей имеются особенности поведения: наблюдается негативизм. Дети не заинтересованы в контакте, не ориентируются в ситуации общения.

Дети с ОНР не выполняют норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, т. е. у них оказывается не сформированной сама культура общения. Это проявляется в бесцеремонности со взрослыми, отсутствии чувства дистанции, крикливых, резких интонациях. Дети используют в общении со взрослыми менее развернутую в содержательном и структурном отношении речевую продукцию, нежели в общении с ровесниками.

И. Ю. Левченко, Г. Х. Юсупова исследовали взаимосвязь личностного развития и коммуникации дошкольников с ОНР. Проведенное исследование позволило выделить три группы детей в зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания речевого дефекта.

У детей первой группы не отмечается переживания речевого дефекта. При взаимодействии со взрослыми и сверстниками трудностей не наблюдается. Дошкольники широко используют невербальные средства общения, активно вступают в диалог, часто задают друг другу вопросы. Дети второй группы испытывают трудности в установлении контакта с окружающими и не стремятся к общению, на вопросы отвечают односложно, избегают ситуаций, которые требуют использования речи. В игре используют невербальные средства общения, демонстрируют умеренные переживания дефекта.

Дошкольники этой группы редко проявляют инициативу в общении. Однако если к ним обратиться, они смогут поддерживать общение. Дети могут проявить активность, поддержать начатое общение в том случае, если тема разговора или ситуация вызывает эмоциональный отклик. На обращения партнеров по общению чаще реагируют практическими действиями, чем словесно. Активно комментируют свои действия и действия собеседника. Дети третьей группы замкнуты, агрессивны, имеют заниженную самооценку. Часто являются инициаторами конфликтных ситуаций. Для них характерен речевой негативизм, при котором дошкольники отказываются говорить или говорят неохотно и крайне мало. Дети избегают общения с окружающими, предпочитают скорее вступить в общение со взрослым, чем со сверстником. Дошкольники редко обращаются к сверстникам с просьбами или попытками что-либо обсудить. Наиболее употребляемый тип высказывания — вопрос, адресованный взрослому или без адресованный вопрос. При попытке сверстников привлечь их к совместной деятельности остаются безучастными, не поддерживают начатое общение. Дошкольники действуют молча, не учитывают невербальный контекст ситуации [6].

В результате исследования О. С. Павловой было установлено, что в коллективе детей с недоразвитием речи действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих сверстников. Наблюдается высокий уровень благоприятности взаимоотношений среди сверстников, число «предпочитаемых» и «принятых» дошкольников значительно превышает число «непринятых» и «изолированных». Необходимо отметить, что дети, плохо владеющие коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха в различных видах деятельности. Они чаще всего оказываются среди «непринятых» и «изолированных». Их игровые умения развиты слабо, игра носит манипулятивный характер. Попытки общения таких детей со сверстниками не приводят к успеху, зачастую заканчиваются вспышками агрессии со стороны «непринятых» [1].

Успех во всех видах детской деятельности, необходимый уровень сформированности коммуникативных умений (дошкольники способны слушать и понимать обращенную к ним речь, четко излагать свои мысли), наличие положительных черт характера, безусловно обеспечивают лидерство. В игре такие дети наиболее активны: они предлагают сюжет, распределяют роли, нередко берут на себя «главные роли», подавляя при этом инициативу сверстников.

Степень тяжести речевого дефекта тесто связана с положением дошкольника в группе сверстников. Сравнительно хорошо развитую речь имеют дошкольники, занимающие высокое положение в системе личных взаимоотношений.

Дети с положительными качествами личности, хорошим поведением встречаются среди детей, занимающих неблагоприятное положение. Но у них имеется более тяжелое речевое нарушение, которое и является определяющим в иерархии межличностных отношений.

Дошкольники с ОНР часто не могут дать ответа о мотивах выбора собеседника. Они ориентируются не на собственное личностное отношение к партнеру, а на выбор и оценку его педагогом.

Ю. Ф. Гаркуша и В. В. Коржавина выделяют четыре группы детей с различными мотивами выбора партнеров по общению.

К первой группе относятся дети, которые не имеют осознанного мотива выбора. Они не могут ответить на вопрос о причинах положительного отношения к партнеру. Вторую группу составляют дети, выделяющие общее положительное отношение к сверстнику. Третья группа включает в себя дошкольников, которые при выборе партнера по общению опираются на его положительное поведение в группе. Дети четвертой группы объясняют свой выбор интересом к совместной деятельности или выделяют положительные качества партнера [1].

Таким образом, детям с ОНР свойственны устойчивые и выраженные нарушения общения. Наличие речевого дефекта препятствует становлению у детей полноценных коммуникативных связей с окружающими, а также может приводить к изоляции в группе сверстников. В связи с этим требуется специальная коррекционная работа по целенаправленному развитию навыков общения у данной категории детей.

Литература:

  1. Денисова О. А., Захарова Т. В., Поникарова В. Н. и др. Детская логопсихология: учебник для вузов. — М.: Владос, 2015. ̶ 161 с.
  2. Леонтьев, А. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 3-е изд. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. — 368 с.
  3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. — Питер, 2009. — 320 с.
  4. Немов, Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р. А. Немов. — 5-е изд. — М.: Гуманитар. изд. Центр Владос, 2008. — 687 с.
  5. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.
  6. Логопсихология: учебно-методическое пособие / авт.-сост. С. В. Лауткина. — Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2007. — 173 с.

Основные термины (генерируются автоматически): общение, ребенок, сверстник, дошкольник, речевой дефект, взрослый, дошкольное детство, дошкольный возраст, невербальное средство общения, совместная деятельность.

Некоторые дети ведут себя как хорошие друзья по отношению к своим сверстникам, у которых есть трудности с речью, показывает исследование

Кредит: Pixabay/CC0 общественное достояние

Дети могут быть хорошими друзьями для своих сверстников, у которых проблемы с речью и общением, показывает исследование.

Языковые трудности не всегда являются препятствием для отношений в классе: подростки находят способы общаться в обществе, даже если у ученика есть проблемы с общением, обнаружили эксперты. Они даже могут помочь им завести больше друзей.

Исследователи говорят, что учителя могут учиться на примере того, как дети заставляют своих сверстников чувствовать себя желанными, создавая инклюзивные классы.

Речевое расстройство — распространенное детское заболевание, влияющее на развитие речи. Большинство детей с LD посещают обычные классы.

Исследование провели Ленка Яник Бласкова из Эксетерского университета и Дженни Гибсон из Кембриджского университета.

Исследователи опросили девять детей в возрасте от шести до восьми лет с языковыми расстройствами, которые посещали общеобразовательные школы, а также специальные курсы по языку и общению в Соединенном Королевстве и Ирландии. Они также взяли интервью у девяти своих друзей. Исследование проводилось в течение всего 2019 года. и интервью были основаны на искусстве. Исследователи также собирали данные наблюдений, интервью, лингвистических и социометрических оценок.

Многие друзья детей с языковыми расстройствами, посещающих усиленные условия, демонстрировали инклюзивное мышление и имели свои собственные стратегии преодоления потенциальных коммуникативных барьеров. Друзья, учащиеся в общеобразовательных классах с полной занятостью, не сообщали о том, что испытывали трудности в общении при общении со сверстником с языковым расстройством.

Д-р Бласкова сказала: «Образовательная практика должна основываться на тех стратегиях включения, которые дети считают естественными, и учитывать важность обучения всех детей приспособлениям, которые могут способствовать включению детей с коммуникативными трудностями».

Большинство детей с языковыми расстройствами, участвовавших в исследовании, имели такой же социальный статус, как и другие, но некоторые из них были отвергнуты другими или игнорировались ими.

Данные показывают, что дети, посещающие усиленные учреждения, могут оказаться в невыгодном положении, и исследователи рекомендуют провести дополнительные исследования, чтобы оценить, могут ли общеобразовательные условия положительно влиять на отношения со сверстниками детей с LD.

Д-р Бласкова сказала: «Друзья не признавали, что у их сверстников были языковые расстройства, и не сообщали о том, что ограниченный язык является препятствием в их общении. у них будут более серьезные трудности.

«Друзья пытались найти способы преодоления любых языковых барьеров и имели инклюзивное мышление. Они корректировали свое собственное общение или продолжали говорить, даже когда не понимали людей с LD. Некоторые даже приглашали других поиграть со своим другом с языковым расстройством. Эти стратегии кажутся детям естественными, и исследователи говорят, что учителя могут учиться на том, как они формируют связи, чтобы сделать классы более инклюзивными.

«Информирование детей с LD о том, что их сверстники могут бороться с определенными аспектами их общения, может помочь детям с LD понять некоторые реакции сверстников. Мы понимаем, что это небольшой размер выборки, но это исследование показывает, что включение может быть обработано учителями более явно. . Помещение ребенка с языковым расстройством в класс без признания его особых потребностей перед сверстниками может быть недостаточным. Дети сталкиваются с проблемами в общении, поэтому может быть полезно дать своим сверстникам понять эти трудности. Поиск баланса в раскрытии достаточной информации, не заставляя детей с LD чувствовать себя некомфортно, потребуются консультации опекунов, координаторов по вопросам специального образования и даже самих детей с LD».

Исследование опубликовано в журнале Child Language Teaching and Therapy .

Дополнительная информация: Ленка Яник Бласкова и др., Дети с языковыми расстройствами как друзья: интервью со сверстниками в классе, чтобы узнать их точку зрения, Обучение и терапия детского языка (2022). DOI: 10.1177/02656590221139231

Предоставлено Эксетерский университет

Цитата : Исследование показывает, что некоторые дети ведут себя как хорошие друзья со своими сверстниками, которым трудно говорить (14 марта 2023 г. ) получено 5 мая 2023 г. с https://phys.org/news/2023-03-children-good-friends-peers-difficulty.html

Этот документ защищен авторским правом. Помимо любой добросовестной сделки с целью частного изучения или исследования, никакие часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в ознакомительных целях.

Почему детям нужны хорошие коммуникативные навыки (и как их развивать) • Dimensions Curriculum : Dimensions Curriculum

Большая часть уверенности детей в себе и их отношение к обучению проистекают из их способности эффективно говорить. Чем раньше они смогут развить хорошие коммуникативные навыки, тем лучше они будут подготовлены ко всем аспектам школьной и домашней жизни.

Прямо сейчас мы столкнулись с коммуникационным кризисом, вызванным пандемией. 96% школ, опрошенных осенью 2020 года, заявили, что они «очень обеспокоены» или «весьма обеспокоены» развитием речи детей после года карантина, ношения масок, отмены поездок и ограниченного общения.

Итак, в нашем последнем блоге мы рассмотрим, как поддерживать сильные коммуникативные навыки у ваших учеников. Кроме того, мы рассмотрим, почему так важно поощрять детей к эффективному общению.

Как начинают развиваться навыки общения у детей?

С первого крика новорожденного дети четко общаются с окружающими.

К тому времени, когда они попадают в систему образования в рамках программы раннего развития, они уже приобрели множество коммуникативных навыков, наблюдая и копируя родителей, членов семьи и друзей.

Таким образом, для педагогов крайне важно, как мы продолжим этот путь к формированию уверенных в себе и умных коммуникаторов.

Умение говорить и слушать является ключевым элементом процесса преподавания и обучения.

Каковы преимущества навыков эффективного общения для детей?

Обсуждение и сотрудничество в классе открывают множество преимуществ, которые сослужат детям хорошую службу на всю оставшуюся жизнь.

Повышение грамотности

Уроки, направленные на совершенствование навыков говорения и восприятия на слух с помощью заданий, относящихся к межпредметным контекстам и темам, способствуют повышению грамотности и обучению в целом.

Поднять самооценку

Навыки эффективного общения повышают самооценку детей, придавая им уверенность в общении с окружающими, установление границ и развитие чувства гордости за себя.

Развитие творчества

Когда дети могут хорошо общаться, они могут выражать себя другими художественными способами. Это позволяет им развивать свою творческую сторону и укреплять свое благополучие.

Искра воображения

Вербализация чувств и идей позволяет детям дать волю и развить свое воображение. Нам нужны правильные языковые и коммуникативные навыки, чтобы рассказывать истории, изобретать игры и исследовать различные типы игр. Это жизненно важные навыки развития.

Воспитание независимого мышления

Разговор с детьми, выяснение их мнения и поощрение их к обсуждению своих идей повышает их способность мыслить независимо.

Когда вы предлагаете своим ученикам поделиться своими мыслями, это подталкивает их к формированию собственного мнения и обретению уверенности в себе.

Повышение навыков решения проблем

Общение является ключом к практическому решению проблем. Обладая прочными коммуникативными навыками, дети находят решения и изучают различные способы совместной работы для преодоления трудностей.

Развитие крепких отношений

Общение помогает нам развивать и поддерживать отношения с окружающими. Таким образом, эффективное общение позволяет детям формировать прочные связи с учителями и сверстниками, заставляя их чувствовать поддержку и уверенность.

Три главных совета по развитию навыков общения у детей

1.

Помогите им расширить словарный запас

Широкий словарный запас вооружает детей инструментами для выражения своих мнений и чувств.

Итак, не бойтесь использовать длинные или технические слова в разговоре с детьми. Таким образом, они могут узнать, что они означают и как их использовать.

Играйте со словами, используя скороговорки и стишки, чтобы расширить свой словарный запас. В конце концов, если сделать это забавным, это вызовет интерес и волнение вокруг слов.

Исследование

, проведенное в 2018 году, показало, что более четверти британских детей, поступающих в приемную, не могут общаться полными предложениями, поэтому очень важно, чтобы учителя обладали методами и навыками, чтобы компенсировать этот недостаток.

2.

Поощряйте их использовать новый словарный запас

Второй совет: поощряйте детей использовать свой новообретенный словарный запас для развития уверенности в себе.

Сделайте так, чтобы они чувствовали себя комфортно, а не беспокоились о произношении.

Когда они используют новое слово в правильном контексте, признайте их усилия, чтобы они почувствовали гордость и уверенность в себе, чтобы говорить в следующий раз.

В конце концов, дети должны использовать слова, которые они изучают, а не просто знать их в уме, так как сильные навыки вербального общения жизненно важны.

3.

Значение голоса зрачка

Оценка голоса ученика работает на всех уровнях, от выяснения мнений в классе до назначения школьных советов.

Предоставьте своим ученикам право собственности на свое обучение и поощряйте их уверенно формулировать свои взгляды, вопросы и реакции в любых ситуациях.

Каковы преимущества широкого словарного запаса?

Широкий словарный запас поможет вашим ученикам стать уверенными в себе, напористыми молодыми людьми, способными выражать себя, устанавливать границы, строить позитивные отношения и достигать своих жизненных целей.

Благодаря богатому словарному запасу дети могут:

  • Самовыражение – дети, которые могут выразить себя устно и письменно, более уверены в себе, как люди
  • Эффективно сотрудничать — успешное общение способствует лучшему сотрудничеству, когда дети могут формировать связи, работать в гармонии и разрешать конфликты
  • Иметь эмпатию — широкий словарный запас повышает эмоциональный интеллект и поощряет детей к более глубокому мышлению, что приводит к большей эмпатии
  • Обрабатывайте информацию быстрее — когда вы понимаете больше слов, вы можете быстрее воспринимать и обрабатывать информацию, ускоряя обучение и понимание.