Особенности общения дошкольников со взрослыми: Особенности общения со взрослыми детей в дошкольном возрасте

Содержание

Особенности общения с детьми, со сверстниками, со взрослыми

Особенности общения, их эксплицированность имеют зависимость от индивидуальности людей, от используемых вербальных и неречевых инструментов коммуникаций, характера коммуникационного взаимодействия, принадлежности к социальным формированиям, коллективам, от национальности, уровня культурности, вероисповедания, местожительства, воспитания, ряда других факторов и причин.

Под общением часто подразумевают коммуникационное взаимодействие индивидов, которое осуществляется при помощи специфических речевых инструментов и невербального воздействия. Такое взаимодействие направлено на модификацию участников общения в их эмоциональных, когнитивных, мотивационных и поведенческих областях.

Под коммуникативным взаимодействием понимается особое психологическое явление, суть которого лежит в зарождении у индивида психического новообразования, накапливающего в себе результаты познания определенного объекта действительности, объединении всех эмоциональных реакций и поведенческих ответов на данный объект.

Особенности общения со сверстниками

Интенсивное развитие у детей коммуникативного взаимодействия с ровесниками формируется в пубертатном периоде. Так как в данном периоде подростки вовлечены в сферу уже не совсем детских интересов, что побуждает их к активному преобразованию взаимоотношений с окружающим социумом. Они начинают предъявлять более высокие требования к собственной личности и взрослым, оказывают сопротивление и выдвигают протесты в случаях обращения с ними не как со взрослыми индивидами.

Пубертатный период характеризуется двумя различными по значимости для развития психики системами взаимоотношений. Первая система представляет взаимодействие со взрослыми, а другая – со сверстниками. Взаимоотношения с ровесниками часто базируются на равноправии, наряду с этим отношения со взрослыми остаются неравноправными. Так как коммуникации со сверстниками подростку начинают приносить, по их мнению, больше полезности в удовлетворении их жизненно важных интересов и нужд. Поэтому данный период характеризуется постепенным отдалением от школы и семьи, подростки начинают больше внимания уделять ровесникам.

Взаимоотношения ребенка в пубертатном периоде с ровесниками, друзьями и одноклассниками намного сложнее, разнообразнее и носят более содержательный характер, чем у ребенка – младшего школьника. А общение со взрослыми перестало решать все насущные вопросы подростков, даже наоборот, вмешательство родителей скорее вызывает протест и обиду.

Особенности общения подростков заключаются в сверх ценном коммуникативном взаимодействии со сверстниками, которое понижает ценность общения со взрослыми людьми.

В этом возрасте видоизменяется и содержание общения. Подростков уже не настолько сильно интересуют вопросы, связанные с ученьем и поведением, им более интересно личностное общение и вырабатывание индивидуальности.

Особенности общения с детьми в пубертатном периоде заключаются в возможности отработки навыков и способов межличностного взаимодействия и прохождения особой школы общественных отношений посредством взаимоотношений в условиях возрастного равенства.

Общение у подростков становится чрезмерно притягательным, поэтому нередко они могут забывать о домашних обязанностях и уроках. Теперь подросток доверяет свои проблемы и тайны уже не родителям или значимым взрослым, а ровесникам. Особенности общения подростков в условиях возрастного равенства лежат в том, что дети стремятся реализовать собственные личностные потребности, определить свой потенциал в общении. А для этого они нуждаются в личной свободе и ответственности. Поэтому, зачастую, подростки остро отстаивают личную свободу в качестве права на взрослость.

В пубертатном возрастном периоде подростки характеризуются появлением двух других видов взаимоотношений, которые были слабо или практически не выраженными в раннем периоде: товарищеские и дружеские. В старшем возрастном периоде у юношей и девушек уже проявляются три вида взаимоотношений, которые отличаются по степени близости, сути и функциям.

Успешность в кругу ровесников в отрочестве оценивается превыше всего. В подростковых содружествах в зависимости от степени развитости и воспитанности, самотеком вырабатываются своеобразные кодексы чести. В основном правила перенимаются из отношений взрослых.

В подростковых группах обычно формируются отношения лидерства. Внимание лидера особенно важно и ценно для девушек и юношей, не находящихся в эпицентре внимания ровесников.

Подростки отличаются крайней приспособляемостью (конформизмом) в своей группе, наряду с ориентацией на установление и утверждения себя в среде сверстников. Отрок зависит от группы, он стремится к ровесникам и поэтому готов совершать поступки, на которые его подталкивает коллектив.

Особенности общения подростков — трансформация в автономный вид деятельности вследствие перехода в следующую стадию подросткового периода. Старший подросток не может усидеть дома, он постоянно рвется к сверстникам, при этом проявляет явную ориентированность на групповую жизнь. Это считается специфической особенностью детей в отрочестве. Данная особенность проявляется у отроков вне зависимости от уровня сформированности потребности в коммуникативном взаимодействии, аффилиативной потребности.

Плохие взаимоотношения с ровесниками подростками воспринимаются и переживаются довольно тяжело. Многие дети этого возраста воспринимают как личностную драму распад межличностных отношений с ровесниками.

В неформальных объединениях подростков формируется специфический сленг или арго (жаргон). При этом речь у них может или сплошь состоять из сленгов, или иметь в обороте несколько сленговых слов и выражений.

Помимо сленговой речи, сплачивающей детей в группы, следует обратить внимание также на площадные позы и жесты, которые могут быть агрессивными, снимающими любую дистанцию, а иногда и откровенно циничными. Юношеские невербальные коммуникации могут вызывать протест со стороны смотрящих на такое поведение взрослых.

Показывание языка считается довольно распространенным во многих странах жестом поддразнивания, привлечения внимания или провокации агрессии.

Показывание кулака является жестом угрозы или ярости.

Кручение пальцем у виска указывает на то, что у индивида не хватает мозгов, чтобы понять что-то.

Фига – это грубый и агрессивный жест, который означает презрительный отказ, издевку или насмешку.

Для возраста отрочества, огромное значение и сверх ценность приобретает обретение друга. Не только сверстницы женского пола выражают чувства при помощи объятий, но подростки-мальчики тоже склонны таким образом выражать дружбу.

Важнейшими условиями дружеского сближения подростков считается наличие у них сходства в интересах и деятельности. Часто симпатия к ровеснику и желание с ним дружить становится причиной рождения интереса к деятельности, виду спорта и прочим увлечениям, которым уделяет внимание товарищ. В результате чего у подростка появляются новые интересы.

Особенности общения со взрослыми

Развитие психики малышей начинается с коммуникативного взаимодействия. Человек, лишенный с рождения общения, никогда не будет цивилизованной личностью, нравственно и культурно развитым членом социума. Такой индивид будет только внешними анатомо-физиологическими признаками напоминать человека.

Дети в процессе коммуникаций развиваются, приобретают устойчивые психические новообразования и поведенческие качества. Ведь малыши в возрасте дошкольника еще не могут самостоятельно найти ответы в книгах, поэтому общение с родителями для них играет определяющую роль. Именно родители открывают перед малышами мир полный интересных вещей, разнообразных эмоций, занимательных занятий. Благодаря общению со взрослыми малыши начинают познавать окружающий мир и себя в нем. Пока родители не объяснят малышам, что на улице зима, зимой землю покрывает снег, а снег белого цвета, то они этого так и не узнают.

Детская личность и ее интересы, постижение себя, сознание и самосознание возникают только при наличии взаимодействия со взрослыми. Семья для новорожденных – это первая ступень коммуникативного взаимодействия. Именно вследствие семейного воспитания закладываются основы и навыки коммуникаций, которые в дальнейшем малыш будет вырабатывать и развивать.

Психологические особенности общения в дошкольном возрасте со значимыми взрослыми приобретают внеситуативный характер. Вследствие речевого развития существенно расширяется потенциал коммуникативного взаимодействия с окружающими. Малыш уже может взаимодействовать не только относительно воспринимаемых предметов и явлений, но и относительно предметов воображаемых, мыслимых, которые отсутствуют в определенной ситуации общения. Это означает, что общение выходит за границы воспринимаемой ситуации, т.е. носит внеситуативный характер.

Выделяют два внеситуативных вида общения детей со взрослым: познавательный (когнитивный) и личностный. В возрасте до 5 лет у малышей образуется внеситуативно-познавательный вид, для которого присущи познавательная мотивация личности и необходимость в уважении взрослых. Взрослея, дети приобретают внеситуативно-личностный вид коммуникаций, который отличает необходимость взаимопонимания, сопереживания и личностную мотивацию общения. Основным инструментом для внеситуативной формы общения служит речь.

Внеситуативно-личностное коммуникативное взаимодействие детей со взрослыми имеет огромную значимость для формирования детской личности. В процессе такого взаимодействия дети осознано осваивают нормы, каноны и правила поведения. Это ведет к формированию морального и нравственного сознания. Через личностное взаимодействие малыши учатся смотреть на себя со стороны, а это считается важнейшим условием формирования самосознания и самоконтроля. В личностном взаимодействии ребенок учится различать разнообразные роли взрослых лиц (например, учителя или врача) и в соответствии со своими представлениями по-разному выстраивать отношения с ними.

В пубертатном периоде навыки коммуникационного взаимодействия со значимыми взрослыми и учителями продолжают вырабатываться, но уже под воздействием доминирующего чувства взрослости.

Одной из главнейших особенностей подросткового периода считается смена значимых индивидов и преобразование взаимоотношений со старшими. Сопоставляя себя со взрослыми людьми, подростки приходят к выводу, что между ними и взрослыми нет никаких различий. Поэтому они начинают требовать от родителей и прочих взрослых, не относиться к ним как к маленьким.

Чувство взрослости у подростка проявляется в его отношении к себе. В возрасте отрочества они начинают считать себя взрослыми, что накладывает отпечаток на их общение с ровесниками и взрослыми. Подростки начинают претендовать на равноправие в своих отношениях с взрослыми и легко идут на конфликты, для того чтобы отстоять свою независимость и взрослую позицию. Взрослость у подростков проявляется в тяге к самостоятельности, желании отграничить некоторые стороны собственной жизни от постороннего вмешательства, особенно родителей.

Психологические особенности общения подростков со взрослыми людьми прямо пропорционально связаны с центральным новообразованием этого возраста – чувством зрелости.

Взаимоотношения подростков с родителями неравноправны. Большинство родителей привыкли распоряжаться детьми еще с их рождения, поэтому они довольно болезненно переживают ослабление контроля и своей власти. Вследствие повышенного, иногда даже навязчивого, родительского контроля над учебой подростка, его поведением, выбором друзей и т. д. возникают сложности в общении между детьми и родителями.

Отсутствие доверия в общении между подростками и их родителями или другими значимыми взрослыми считается одной из важнейших причин возникновения тревожности.

Особенности общения детей дошкольного возраста

В дошкольном периоде мир малыша уже не заключается только в семье. Теперь для него значимыми людьми являются не только родители, бабушки или дедушки, старшие братья или сестры, но и другие малыши приблизительно такого же возраста. По мере взросления детей все более значимыми для них будут отношения и конфликты с ровесниками. Дошкольники дружат между собой и вступают в ссоры, мирятся и снова обижаются, иногда даже ревнуют и делают небольшие «пакости», помогают друг другу. Все эмоции, связанные с общением и взаимодействием с ровесниками дошкольниками остро переживаются.

Опыт первых взаимоотношений с ровесниками считается базисом, на котором основывается дальнейшее формирование личности ребенка. Чувство спокойствия, удовлетворения ребенка, усвоение им норм отношений с другими детьми зависит от стиля коммуникаций, от места среди ровесников. Первый такой опыт во многом обусловливает отношение индивида к собственной персоне, к окружающим, к вселенной в целом. Совсем не обязательно этот опыт будет положительным. У множества дошкольников в этом возрасте может сформироваться и в дальнейшем закрепиться негативное отношение к социуму, которое будет иметь в будущем довольно печальные последствия. В коммуникационном взаимодействии дошкольников сравнительно быстро образуются отношения, характеризующиеся появлением предпочитаемых и отвергаемых ровесников.

Важнейшей задачей родителей является своевременное определение проблем в межличностном взаимодействии и помощь в преодолении их, которая должна базироваться на понимании психологических мотивов, лежащих в основе проблемных ситуаций межличностного общения детей. Ведь именно внутренние мотивы вызывают постоянный конфликт малыша со сверстниками, ведут его к объективному или субъективному изолированию, вынуждают малыша ощущать себя одиноким, что является одним из самых серьезных и разрушающих переживаний личности.

Общение с ровесниками считается школой социальных отношений. По мере взросления малышей у них к семилетнему возрасту опять существенно изменяется отношение к товарищам-одногодкам. В этом возрасте они способны к внеситуативной коммуникации, никак не связанной с ситуацией, которая происходит сейчас. Малыши могут делиться друг с другом тем, что они видели и где побывали, рассказывать о своих планах или предпочтениях, оценивать качества, черты характера и поступки остальных детей. В дошкольном возрасте малыши уже могут подолгу разговаривать, при этом не производя никаких практических действий. К шестилетнему возрасту значительно повышается дружелюбие и эмоциональная вовлеченность малыша в переживания одногодок или в совместную деятельность. Часто дошкольников можно поймать за внимательным наблюдением за действиями сверстников.

Особенности общения детей дошкольного возраста характеризуются тем, что малыши уже не просто говорят о себе, но и задают вопросы одногодкам. В этом возрасте им становится интересно, что их товарищ собирается сделать, что ему нравится, а что нет, где он был и что видел. В таких наивных вопросах отображается зарождение альтруистического личностного отношения к остальным индивидам. К шестилетнему возрасту у многих малышей появляется стремление помогать одногодкам, что-то подарить или уступить им.

Особенности невербального общения

Особенности общения людей без слов заключаются в использовании вместо языковой системы жесты, позы, мимику и др. Такое общение считается наиболее емким и достоверным.

Человек, общаясь, слушает не только лишь вербальную информацию, но и смотрит в глаза собеседнику, воспринимает его тембр голоса, темп речи, интонацию, мимику и жесты. Слова способны передать логическую информацию, а инструменты невербальной коммуникации эту информацию могут дополнить и наполнить эмоциями.

Особенности невербального общения — общение без слов, довольно часто возникающее бессознательно. Неречевое коммуникативное взаимодействие может дополнить и усилить словесное общение или, наоборот, ему возразить и ослабить.

Невербальное общение считается более старой и фундаментальной формой коммуникации. Предки человека разумного взаимодействовали между собой посредством жестов и мимики, частоты дыхания, положения тела, взора и т.д.

Невербальный язык может быть универсальным (например, младенцы одинаково смеются) и различаться в зависимости от культуры, национальности. Традиционно невербальное общение появляется спонтанно.

Слова могут великолепно передать логическую составляющую информации, а вербальные инструменты гораздо лучше передадут эмоциональное содержимое речи.

Особенности общения людей при помощи неречевых средств состоят в том, что такое общение довольно тяжело контролируется и управляется, даже профессиональными лицедеями. Поэтому невербальная коммуникация является значительно более достоверной, информативной и надежной, чем вербальная.

Человек может научиться контролировать часть характерных особенностей невербального общения. Однако он никогда не сможет научиться контролировать абсолютно все характеристики. Ведь индивид способен одновременно удерживать в голове не более 7 факторов. Поэтому главной особенностью невербального коммуникативного взаимодействия считается то, что оно спонтанно и непреднамеренно. Инструменты неречевого взаимодействия человеку подарила природа. Все жесты, мимика, положения тела и др. вырабатывались в процессе эволюции и естественного отбора на протяжении многих тысячелетий, чтобы прийти в наши дни такими, какими они есть.

Овладение языком невербального общения позволяет получить более эффективный и экономичный способ передачи информации.

Многие жесты могут быть не зафиксированы человеческим сознанием, однако все равно будут в полной мере передавать настроение, эмоции и мысли собеседника.

Особенности педагогического общения

Особенности профессионального общения педагогов лежат в том, что вне коммуникативного взаимодействия будет невозможно достижение целей, направленных на обучение и воспитание. Педагогическими коммуникациями называют специфическое межличностное взаимодействие, происходящее между учителем и учащимся, обуславливающее изучение и усвоение знаний, становление личности обучающихся в учебном процессе.

Нередко педагогическая коммуникация определяется в психологической науке в качестве взаимодействия субъектов педагогического процесса, которое осуществляется посредством знаковых инструментов и направлено на значимые трансформации свойств, поведения, состояний, качеств, личностных и смысловых новообразований партнеров. Общение является неотделимым элементом педагогической деятельности.

Педагогическое общение представляет собой основную форму реализации педагогического процесса. Продуктивность педагогической коммуникации определяется, главным образом, задачами и ценностями взаимодействия. Такие цели и задачи должны быть приняты абсолютно всеми участниками педагогического процесса в качестве требований, выставляемых к их индивидуальному поведению.

Основной целью педагогических коммуникаций является как трансляция социальных и профессиональных знаний, навыков, опыта от учителя учащимся, так и обмен личностными смыслами, тесно связанными с изучаемыми предметами, объектами, явлениями и жизнью в целом. Особенности педагогического профессионального общения состоят в том, что в процессе коммуникаций происходит зарождение индивидуально-новых черт, свойств и качеств личности, как учащихся, так и самих преподавателей.

Выделяют следующие виды функций педагогических коммуникаций: информационную, контактную, побудительную, эмотивную. Информационная функция заключается в трансляции информации, в обучении. Контактная – в установлении контакта с целью приобретения обоюдно направленной готовности к приему и трансляции информации и поддержания обратной связи в виде устойчивого взаимного ориентирования. Побудительная – в стимуляции активности обучающегося и в придании направленности его активности на выполнение учебных действий. Эмотивная – в побуждении в ученике необходимых эмоциональных настроений (обмен эмоциями), а также трансформации с его помощью личностных переживаний.

Наивысшей ценностью педагогического общения считается индивидуальность преподавателя и учащегося. Педагогическое коммуникативное взаимодействие должно быть ориентировано не только на честь и достоинство личности, как важнейшую составляющую общения, но и на честность, открытость, бескорыстие, откровенность, доверие, милосердие, надежность, признательность, заботу, верность слову.

Национальные особенности общения

Национальное коммуникативное взаимодействие — это комплекс норм, канонов, традиций и обычаев общения отдельной лингвокультурной общности людей. Различные народы характеризуются наличием своих собственных культурных обычаев, традиций, национального характера. Даже народы, которые обитают по соседству и исповедуют одну религию, часто имеют существенные различия в языковых нормах и местных обычаях. Довольно несложно представить себе, сколько трудностей и недопонимания может возникнуть в ходе общения уроженца Европы с жителем Японии.

Национальные особенности общения очень важно учитывать, особенно в деловых коммуникациях. При общении с людьми другой национальности необходимо всегда помнить об основных четырех культурных отличиях: нормах общения, взаимоотношения с временем, индивидуализме и коллективизме, роли послушания и порядка.

Также не рекомендуется забывать о двух феноменах. Во-первых, молодежь в большинстве стран мира больше похожа между собой, чем взрослое поколение.

Так, например, культура, присущая Северной Америке, сегодня проникла практически во все уголки земного шара, а ее отличительные черты можно наблюдать у молодых людей, уроженцев различных стран. Второй феномен заключается в собственном опыте, который является наилучшим учителем общения с иностранными гражданами.

Довольно грамотным и оптимальным будет подход, который основывается на том, что перед посещением иностранного государства следует ознакомиться с народностями, которые там обитают, характерными особенностями страны, ее национальными обычаями и традициями.

Нормы коммуникативного взаимодействия представлены четырьмя аспектами: общекультурными, групповыми, ситуативными и индивидуальными.

Характерны для всего лингвокультурного единства и в большей степени отражают принятые каноны, правила этикета, нормы вежливого обращения и общения – общекультурные нормы коммуникативного взаимодействия. Они имеют связь с обстоятельствами общего характера, которые возникают между субъектами, независимо от области взаимодействия, сферы общения, возрастной или половой принадлежности, статуса, социальной роли, сферы профессиональной деятельности и т.

п. К таким обстоятельствам относят ситуации, когда необходимо привлечь внимание собеседника, обратиться к нему, поприветствовать, извиниться и т.д.

Общекультурные нормы коммуникативного взаимодействия обусловлены национальностью. Так, например, у жителей Германии и США принято при приветствии улыбаться, а у граждан России это не обязательно.

Ситуативные нормы поведения в общении обнаруживаются в условиях, когда коммуникация обусловлена конкретными экстралингвистическими обстоятельствами.

Групповые нормы отражают национальные особенности делового общения, гендерного взаимодействия, общения возрастных и социальных групп, которые закреплены культурой. Различают особенности коммуникативного взаимодействия сильной и слабой половин человечества, юристов и врачей, детей и родителей и т.п.

Индивидуальные нормы коммуникативного взаимодействия отражают субъективную культуру и опыт общения индивида и выступают в качестве личного преломления ситуативных и общекультурных норм.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

1.3 Особенности общения со взрослыми в младенческом возрасте

Взрослый организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С. Выгодский назвал «Пра-мы». Она характеризуется изначальной психической общностью матери и ребенка, когда осознанию своего отдельного «Я» предшествует переживание слитности себя и другого. Во-первых, младенец не осознает своего существования, своей деятельности, своей личности, не выделяет своего тела из окружающего предметного мира. Так, он рассматривает свои ручки и ножки как посторонние предметы, а не части собственного тела.

Во-вторых, для младенца социальная и предметная ситуации, отношения к человеку и предмету еще не расчленены. Предмет по мере отдаления от ребенка теряет для него свою привлекательную силу, но эта сила вновь появляется, как только рядом с предметом в одном оптическом поле оказывается взрослый. В данном случае ребенок еще не понимает, что он может обратиться к взрослому за помощью в овладении предметом. Эти факты свидетельствуют о том, что с момента рождения ребенок живет во внутренней общности с другими людьми и именно через них воспринимает и познает окружающий мир, а взрослый является центром всякой ситуации взаимодействия с ребенком.

Ребенок не может существовать без взрослого, который обеспечивает все его существование, выживание и направление активности по отношению к внешнему миру. Поскольку ребенок не может самостоятельно передвигаться, самостоятельно поддерживать свое существование, взрослый создает возможности для изменения положения и передвижения младенца в пространстве, захватывания тех или иных предметов.

Младенец к тому же не имеет средств воздействия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик. Противоречие этой ситуации развития состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции.

В результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность — потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой возникновение первой деятельности ребенка — деятельности общения, где предметом становится другой человек. Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Младенец сам начинает воздействовать на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.

Общение носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуации и по ее поводу. Ребенок еще не владеет основным средством общения — речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. В зависимости от содержания общения на протяжении младенчества выделяют два его вида — ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.

Общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития. Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери.

Как показали исследования Д.Б. Эльконина и М.И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность — и есть общение.

Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д.Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек. Общение этого типа в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого.

Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныкание превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально- выразительные реакции.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Большинство исследователей (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, и это накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Р. Спитц описывал многочисленные симптомы нарушения поведения детей и задержку психического и физического развития детей, воспитывавшихся в детских учреждениях. Несмотря на то, что уход, питание, гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими, процент смертности был очень большим.

Во многих работах указывается, что в условиях госпитализма страдает предречевое и речевое развитие; разлука с матерью сказывается на развитии познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.

Анна Фрейд, прослеживая развитие детей, которые осиротели во время войны и воспитывались в детских домах, обнаружила, что в подростковом возрасте они не были способны к избирательному отношению к взрослым и сверстникам. Многие подростки пытались установить такие тесные детско-материнские отношения с кем-нибудь из взрослых, которые не соответствовали их возрасту. Без этого переход к взрослости становился невозможным.

Наблюдая развитие детей в современных закрытых детских учреждениях, венгерский педиатр Э. Пиклер обнаружила новые симптомы госпитализма. Она писала, что дети в этих учреждениях на первый взгляд производят хорошее впечатление. Они послушны, обычно заняты игрой, на улице идут парами, не разбегаются, не задерживаются, их можно легко раздеть или одеть. Они не трогают того, чего нельзя трогать, они не мешают своими требованиями организующей работе взрослого. Хотя такая картина и дает чувство удовлетворения, такое поведение, считает Э. Пиклер, представляется крайне опасным: у этих детей полностью отсутствует волевое поведение, инициатива, они лишь охотно репродуцируют и выполняют задания по инструкции. Этих детей характеризует не только отсутствие волевых проявлении, но и безличное отношение ко взрослому.

М.И. Лисина проанализировала исследования о влиянии разлуки с матерью на психическое развитие ребенка. Она показала, что представители психоаналитического направления ложно интерпретируют контакты ребенка с матерью как проявление его примитивных сексуальных влечений, не исследуя действительной природы и подлинного содержания этих контактов и не изучая механизмов их влияния на психическое развитие.

Представители же бихевиористского направления остаются, по мнению М.И. Лисиной, на уровне внешнего описания фактов, механистически трактуя процессы развития как поведенческие реакции, возникающие под воздействием окружающих людей. В обоих направлениях проявляется натуралистический подход к проблеме развития.

Характерной отличительной чертой натуралистического, подхода к развитию ребенка служит ответ на вопрос, где находится источник развития. Все представители биологизаторского направления в психологии ищут источник развития внутри индивида. Поэтому необходимо признать, что теоретический анализ большого числа неоспоримых фактов о серьезном негативном влиянии разлуки с матерью на развитие ребенка основывается на биологизаторских позициях.

Л.С. Выготский и его последователи считают, что источник развития лежит не внутри, а вне ребенка, в продуктах материальной и духовной культуры, которая раскрывается каждому ребенку взрослым человеком в процессе общения и специально организованной совместной деятельности. Поэтому путь ребенка к вещам и к удовлетворению собственных потребностей, по словам Л.С. Выготского, всегда пролегает через отношение к другому человеку. Вот, почему начало психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении.

В ходе длительных наблюдений и экспериментов доказано, что эта потребность возникает не на основе удовлетворения органических нужд ребенка, а специально формируется в общении ребенка и взрослого, инициатором которого в первые дни жизни младенца является взрослый. М.И. Лисина говорила об упреждающем влиянии взрослого.

Л.С. Выготский считал, что общение со взрослым — основной путь проявления собственной активности ребенка. Отношение ребенка к миру — зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.

Дело не в биологической привязанности ребенка к матери, не в удовлетворении сексуальных влечений, не в механическом предъявлении стимулов и в отборе реакций, а в организации общения, в формировании специфически человеческих потребностей, в управлении ориентировочной деятельностью ребенка. Можно даже сказать, что все дело не в матери как в биологическом факторе, а во взрослом как конкретном носителе для ребенка всей человеческой культуры и способов ее освоения.

Только такие теоретические установки позволили сделать важные шаги и в практике, а именно — вывести детей из тяжелого состояния госпитализма. В исследовании М.Ю. Кистяковской было показано, что дети, находившиеся во время войны в условиях дефицита общения и поэтому глубоко отстававшие не только в психическом, но и в физическом развитии, были возвращены к жизни только после того, как удалось сформировать у них эмоционально положительное отношение к взрослому и на этой основе обеспечить полноценный ход психического развития.

младенческий социализация взрослый новообразование

2. Особенности социализации ребёнка

.1 Теории привязанности

Привязанность — избирательная отношение ребёнка к матери, обеспечивающий ребёнку надёжную безопасность и эмоциональную поддержку. Данная концепция эмоциональной привязанности была критикой представленной З. Фрейда о «Корыстной любви ребёнка к матери, которая обеспечивает ребенка питанием. Строго говоря, критика представлений 3. Фрейда эмпирически была подготовлена экспериментами Дж. Харло на детёнышах шимпанзе.

Ставшие классическими эксперименты Дж Харло. с суррогатными матерями моделировали «корыстную» любовь (манекен обезьяны с бутылочкой молока) и эмоциональную защиту (манекен обезьяны, обтянутый теплой, мохнатой материей), показали, что детеныши шимпанзе предпочитают «теплую маму» «кормящей» и, более того, ищут защиты в ситуации появления незнакомого страшного объекта (манер медведя) у «теплой матери».

Привязанность детеныша к матери выполняет функцию защиты и безопасности на ранних этапах развития, имеет биологические корни и обладает видовой специфичностью. Так, детеныши шимпанзе цепляются за шерсть матери. Дж. Боулби описал видоспецифический арсенал младенцев, позволяющий поддерживать близость с воспитателем. Плач и улыбка младенцев обеспечивают эмоциональный отклик и контакт с матерью или заменяющим её человеком. Привязанность младенца к матери начинает формироваться очень рано.

Начальная фаза привязанности — между 8 и 12 неделями жизни: peбёнок посылает сигналы, не адресованные конкретному лицу.

В течение первого полугодия, в фазе становления привязанности, ребёнок различает знакомых и незнакомых, предпочитая знакомых. На стадии сформированной привязанности (после 6 месяцев) ребёнок способен предпринимать активные действия для достижения желаемой близости с воспитателем. Ребенок создает внутренний образ воспитателя начинает страдать от разлуки с ним. Поведение становится целенаправленнным (в течение первого полугодия).

На стадии целевого партнерства (примерно на 3-м году жизни) ребёнок научается сообразоваться с планами и представлениями ухаживающего) за ним человека. Фазы привязанности сменяют друг друга в зависимости не только от развития социальных функций ребенка, но и вместе с расширением ментальных и психомоторных возможностей. Расширяется репертуар этечментных действий. Так, если на первой стадии это только мимика, улыбка плач, вокализации и контактные действия, то на второй стадии становится возможным координированное целенаправленное дотягивание, на третьей стадии — ползание и лазание.

Постепенно ребенок становится способен к целенаправленному поведению, у него формируется представление о «постоянстве человека» (продолжении его существования за пределами прямой видимости), наконец он становится способен понимать и учитывать, чувства и намерения других людей. Впоследствии эти работы были подвергнуты критике за сведение всего многообразия факторов, влияющих на развитие психики, только к качеству материнско-детского взаимодействия. Было показано, что депривация может принимать самые разнообразные формы и давать самые разнообразные по форме и тяжести последствия, которые далеко не всегда являются фатальными и необратимыми для дальнейшего развития.

Для оценки привязанности М. Эйнсворт был предложен тест «Незнакомая ситуация», который позволял оценить варианты привязанности. Процедура построена на предположении, что, оказавшись в незнакомой ситуации с чужим человеком, ребенок будет демонстрировать способность к адаптации и силу привязанности к матери. Тест проводится с детьми около года и состоит из восьми эпизодов общей продолжительностью 20 минут. Мать с младенцем приходят в незнакомую игровую комнату, куда позже входит незнакомый человек и пытается взаимодействовать с ребенком. Мать покидает комнату, а затем возвращается. При втором разлучении уходят и мать и незнакомец, а ребенок остается один. Затем сначала возвращается незнакомый человек, а потом и мать. Анализ поведения детей позволил выделить четыре типа привязанности младенца к матери.

Безопасная привязанность (secure attachment), обозначенная автором как группа «В». Большинство детей образуют этот тип привязанности (56%). Младенцы чувствовали себя уверенно в незнакомой обстановке, активно исследовали комнату, играли. При разлучении с матерью они расстраивались, изучение окружения снижалось. Они радовались возвращению матери, искали с ней контакта и продолжали активно играть. Второй тип привязанности — небезопасная привязанность избегающего типа группа «А». Составляет 20% выборки детей. Для младенцев этого типа привязанности характерно отсутствие или небольшое проявление горя при уходе матери из комнаты. Они обращают внимание на окружение, избегая контакта и взаимодействия с матерью, некоторые просто игнорируют её.

Третий тип привязанности — небезопасная привязанность амбивалентно-сопротивляющегося типа, группа «С». Составляет 12% выборки детей. Младенцы уже с первых эпизодов проявляют тревогу в присутствии матери

и амбивалентность во взаимодействиях с ней. Они очень расстраиваются при уходе матери, при ее возвращении они демонстрируют желание контакта с ней, но сопротивляются приближению и взаимодействию.

Четвертый тип — небезопасная привязанность с дезорганизацией, группа «D». К ней относятся младенцы, демонстрирующие противоречивые формы поведения аномального типа, например стереотипные формы поведения (раскачивание, таскание себя за волосы, ритмичные движения руками или ногами без всякой цели, гримасы и т. п.), ступорозные реакции, реактивное поведение. Мать плохо справляется с ситуацией, и ее воссоединение может усилить данные формы поведения.

Качество привязанности у младенцев в дальнейшем связано с социальными отношениями со сверстниками. Проиллюстрируем эту связь исследованием Сроуфа (1985), который проследил 40 детей, начиная с 12-месячного возраста до 3,5 года. Младенцы, имевшие безопасную и небезопасную привязанность, в 12 месяцев развивали различные социальные и эмоциональные паттерны.

Безопасно привязанные оценивались воспитателями как дети с высокой самооценкой, способные к эмпатии, позитивные аффекты у них преобладали над негативными. Они были более активны, инициативны, ответственны. Во взаимоотношениях со сверстниками показывали большую выносливость, используя позитивные эмоции. Они отличались меньшей агрессивностью, были неплаксивы. Неудивительно, что воспитатели оценивали таких детей как более социально компетентных, с лучшими социальными навыками и имевших большее число друзей.

Безопасно привязанные дети были более популярны среди сверстников, чем дети, имевшие небезопасную привязанность. Привязанность ребенка в раннем возрасте не ограничивается только одним родителем. В исследовании младенцев в возрасте 1 года изучалось соотношение привязанности ребенка к обоим родителям.

Были выделены дети, которые имели безопасную привязанность к обоим родителям, только к одному (матери или отцу) и были небезопасно привязаны к другому родителю. В данных исследованиях использовали ситуацию дружелюбного клоуна («чужого») как показателя адаптивности социальных отношений у маленьких детей. Младенцы, которые были безопасно привязаны к обоим родителям, демонстрировали большую отзывчивость и более тесное взаимодействие с клоуном, чем те дети, которые были привязаны к одному из родителей и небезопасно привязаны к другому. Дети, небезопасно привязанные к обоим родителям, были наименее коммуникабельны с клоуном.

Несмотря на безусловное значение привязанности для социализации и нормального психического развития ребенка, критика теорий привязанности указывает на то, что нельзя рассматривать привязанность как универсальный механизм развития личности ребенка, игнорируя другие аспекты ее становления.

Маленькие дети и общение — Better Health Channel

Резюме

Читать полный информационный бюллетень
  • Позитивное общение с детьми означает внимание, уважение к чувствам ребенка и наблюдение за тоном вашего голоса.
  • Если у вас плотный график, каждый день выделяйте время, чтобы просто посидеть и послушать своего ребенка.
  • Детям помогают слова поддержки и похвалы.

Воспитание — это общение с ребенком. Позитивная двусторонняя коммуникация необходима для повышения самооценки вашего ребенка. В то время как дети преуспевают со словами поддержки и похвалы, слушание вашего ребенка повышает их самооценку и позволяет им чувствовать себя достойными и любимыми.

Следует помнить, что дети могут понимать язык задолго до того, как они овладевают речью. Вы можете не отставать от развивающегося языкового развития вашего ребенка, уделяя ему ежедневное внимание.

Если вы установите четкие и открытые модели общения со своим ребенком в раннем возрасте, вы создадите передовой опыт на будущее.

Позитивное общение с маленькими детьми

Способность ребенка справляться со стрессом, чувствовать себя уверенно и мотивировать себя в дальнейшей жизни во многом связана с его опытом раннего детства. «Я-концепция» человека — это его представление о том, кто он есть и как он относится к своему месту в своей семье и сообществе. Это начинает развиваться в возрасте от двух до шести лет.

Позитивные отношения между родителями и детьми являются важной частью формирования положительной самооценки ребенка. Ребенок, который постоянно чувствует, что его обвиняют, осуждают и критикуют, может вырасти и стать взрослым с негативной самооценкой.

Слушайте своих детей

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел слушать, убедитесь, что вы являетесь хорошим образцом для подражания. Найдите время, чтобы послушать их. Занятые, рассеянные родители, как правило, не обращают внимания на болтливого ребенка, что время от времени понятно. Однако, если вы постоянно игнорируете своего ребенка, вы посылаете ему сообщение о том, что слушать не важно и что то, что ваш ребенок говорит, не важно для вас.

Вот некоторые предложения:

  • Обращайте внимание на то, что говорит ваш ребенок, когда это возможно.
  • Не забывайте каждый день выделять время, чтобы просто посидеть и послушать своего ребенка, если у вас плотный график.
  • Поощряйте идеи и мнения вашего ребенка. Позитивное общение — это улица с двусторонним движением, на которой обе стороны по очереди слушают и говорят.
  • Не поддавайтесь желанию исправить их грамматические ошибки или закончить предложения — вместо этого сосредоточьтесь на том, что они пытаются сказать.
  • Позвольте обсудить важные или трудные вопросы, не опасаясь чрезмерной реакции, критики или обвинений.

Общение с ребенком

Мозг ребенка «запрограммирован» на то, чтобы обращать внимание на звук человеческого голоса. Их владение языком зависит от умения слушать, как вы говорите. Задолго до того, как ваш ребенок научится произносить понятные слова, он будет реагировать на вас звуками, мимикой и языком тела.

Вы можете активно слушать своего ребенка и поощрять его языковое развитие различными способами, в том числе:

  • Примите тот факт, что плач — это основной способ общения вашего ребенка.
  • Удовлетворяйте их потребности, как только они начнут плакать, чтобы они знали, что их признали и поняли.
  • Проведите некоторое время, активно слушая воркование и шум вашего ребенка, глядя ему в глаза и поощряя его улыбками и разговорами.
  • Чаще говорите с малышом обо всем и обо всем. Вы также можете читать им из книг и ежедневной газеты.

Общение с малышом

У малыша может быть словарный запас примерно из двухсот слов, и он может начинать соединять слова в простые предложения. Овладеть грамматикой и построением предложений сложно, и ваш малыш будет делать много ошибок.

Вы можете способствовать развитию речи вашего малыша различными способами, например:

  • Внимательно слушать вашего ребенка важнее, чем исправлять его грамматические ошибки.
  • Дайте малышу достаточно времени, чтобы закончить то, что он пытается сказать.
  • Не показывайте нетерпеливый язык тела, например вздох или постукивание ногой.
  • Отвечайте на любые вопросы простым языком.
  • Каждый день проводите некоторое время, не занимаясь ничем другим, кроме как разговаривая исключительно со своим малышом.
  • Ребенок, который постоянно прерывает разговоры взрослых, может испытывать недостаток внимания.

Общение с ребенком старшего возраста

К тому времени, когда ваш ребенок перейдет в начальную школу, его речь и способность выражать мысли значительно улучшатся. Они даже меняют свою речь в соответствии с обстоятельствами. Они могут говорить более официально перед учителем, чем с семьей и друзьями.

Вы можете показать, что активно слушаете своего старшего ребенка, разными способами, в том числе:

  • Каждый день находите время, чтобы слушать только своего ребенка, не отвлекаясь.
  • Если ваш ребенок склонен отвечать «да» и «нет», попробуйте задавать открытые вопросы, например: «Что было самым лучшим в школе сегодня?»
  • Позвольте ребенку иметь разные мнения и уважайте его мнение зрения.
  • Старайтесь не перебивать, не читать лекций и не критиковать.

Повышение самооценки у маленьких детей

Позитивные, ободряющие слова помогают детям чувствовать себя уверенно и счастливо. Предложения включают:

  • Обратите внимание, когда они ведут себя хорошо. Похвалите их за уборку в своих комнатах или за то, что они ходят по очереди. Похвала подкрепляет хорошее поведение.
  • Поблагодарите их за помощь по дому или в супермаркете.
  • Дайте им понять, что вы верите в их способности. Ребенок, которому постоянно говорят, чтобы он был осторожен или что он навредит себе, в конце концов потеряет уверенность в своих силах.
  • Предоставьте им множество возможностей заниматься любимым делом и делать это хорошо. Чувство компетентности повышает самооценку.
  • Хвалите их усилия, а не только результаты. Ребенок должен знать, что ошибаться — это нормально.
  • Старайтесь не исправлять ошибки вашего ребенка постоянно. Пробы и ошибки – часть жизни каждого ребенка. Ваш ребенок может чувствовать себя обескураженным и безнадежным, если все его усилия отмечены или подвергнуты критике.
  • Отделите ребенка от его поведения. Не одобряйте действия, а не ребенка. Для положительного самоощущения ребенка лучше сказать «рисовать на стенах было непослушным занятием», а не «ты непослушный ребенок». Ваш ребенок должен знать, что ваша любовь безусловна.
  • Не думайте, что они знают, как сильно вы их любите, — говорите им почаще.
  • Скажите ребенку, что вы хотите, чтобы он делал, а не чего вы не хотите. В большинстве случаев просто превратить отрицательное предложение в положительное. Например, вместо того, чтобы сказать «Не ходи так близко к дороге», скажи: «Подойди и иди рядом со мной».

Общение с маленькими детьми на языке тела

Действия говорят громче слов. Помните, что важно то, как вы что-то говорите. Предложения включают:

  • Присядьте на корточки до уровня ребенка, а не возвышайтесь над ним.
  • Поддерживайте зрительный контакт с маленькими детьми. Помните, однако, что детям старшего возраста и подросткам это часто не нравится, поэтому болтовня во время прогулки или вождения автомобиля может быть более эффективной.
  • Улыбнись. Ребенок лучше отреагирует на улыбку, чем на хмурый взгляд.
  • Не разговаривайте с ними, когда вы отворачиваетесь от них или уходите от них.
  • Говорите мягким тоном, особенно если раздражительность начинает выходить из-под контроля. Крик только провоцирует еще больший гнев.
  • Чаще обнимайте детей (независимо от того, сколько им лет).
  • Избегайте нетерпеливого языка тела, такого как закатывание глаз, постукивание ногой или вздохи. Это может отбить у ребенка желание говорить.

Позитивные фразы для детей младшего возраста

Детям помогают слова поддержки и похвалы. Вы можете сказать что-то вроде:

  • Хорошая работа
  • Ты отлично справился
  • Я очень горжусь тобой
  • Мне нравится играть с тобой
  • Это красивая картина
  • Это была отличная попытка
  • Вы такой внимательный
  • Спасибо за помощь
  • У вас отличная память
  • Это потрясающе
  • Отличная идея!
  • Ты сделал это!
  • Давай играть!

Помощь при проблемах с общением в семье

Существуют службы, помогающие семьям с любыми проблемами общения. Например, вам может понадобиться помощь, если:

  • Вы считаете, что ваш ребенок или ребенок плохо слышит
  • Ваш малыш вообще не говорит к двум годам
  • Ваш ребенок не понимает, что вы говорите к двум годам
  • Ваш ребенок заикается или имеет какие-либо другие нарушения речи
  • У вас проблемы с общением с вашим ребенком.

Где можно получить помощь

  • Ваш врач
  • Телефон для родителей Тел. 132 289
  • Консультация по вопросам семейных отношений Тел. 1800 050 321 с понедельника по пятницу с 8:00 до 20:00, в субботу с 10:00 до 16:00
  • Семейный консультант
  • Ваш районный медицинский центр
  • Медицинская сестра матери и ребенка

О чем следует помнить

  • Позитивное общение с детьми означает внимание, уважение к чувствам ребенка и наблюдение за тоном вашего голоса.
  • Если у вас плотный график, каждый день выделяйте время, чтобы просто посидеть и послушать своего ребенка.
  • Детям помогают слова поддержки и похвалы.

  • Дети младшего возраста и общение, Департамент социальных служб, правительство штата Виктория. Больше информации здесь.
  • Работающие семьи, ParentLink, ACT Government. Больше информации здесь.
  • Бэнэм В., Хэнсон Дж., Хиггинс А. и др. 2000, Общение между родителями и детьми и его предполагаемое влияние на развивающееся представление о себе маленького ребенка, Семейное будущее: проблемы исследований и политики, Австралийский институт семейных исследований.
  • Учимся говорить, ParentLink, ACT Government. Больше информации здесь.

Эта страница была подготовлена ​​в консультации с и одобрена к:

Маленькие дети и общение — Better Health Channel

Резюме

Читать полный информационный бюллетень
  • Позитивное общение с детьми означает внимание, уважение к чувствам ребенка и наблюдение за тоном вашего голоса.
  • Если у вас плотный график, каждый день выделяйте время, чтобы просто посидеть и послушать своего ребенка.
  • Детям помогают слова поддержки и похвалы.

Воспитание — это общение с ребенком. Позитивная двусторонняя коммуникация необходима для повышения самооценки вашего ребенка. В то время как дети преуспевают со словами поддержки и похвалы, слушание вашего ребенка повышает их самооценку и позволяет им чувствовать себя достойными и любимыми.

Стоит помнить, что дети могут понимать язык задолго до того, как овладеют речью. Вы можете не отставать от развивающегося языкового развития вашего ребенка, уделяя ему ежедневное внимание.

Если вы выработаете четкие и открытые модели общения со своим ребенком в раннем возрасте, вы создадите передовой опыт на будущее.

Позитивное общение с маленькими детьми

Способность ребенка справляться со стрессом, чувствовать себя уверенно и мотивировать себя в дальнейшей жизни во многом связана с его опытом раннего детства. «Я-концепция» человека — это его представление о том, кто он есть и как он относится к своему месту в своей семье и сообществе. Это начинает развиваться в возрасте от двух до шести лет.

Позитивные отношения между родителями и детьми являются важной частью формирования положительной самооценки ребенка. Ребенок, который постоянно чувствует, что его обвиняют, осуждают и критикуют, может вырасти и стать взрослым с негативной самооценкой.

Слушайте своих детей

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел слушать, убедитесь, что вы являетесь хорошим образцом для подражания. Найдите время, чтобы послушать их. Занятые, рассеянные родители, как правило, не обращают внимания на болтливого ребенка, что время от времени понятно. Однако, если вы постоянно игнорируете своего ребенка, вы посылаете ему сообщение о том, что слушать не важно и что то, что ваш ребенок говорит, не важно для вас.

Вот некоторые предложения:

  • Обращайте внимание на то, что говорит ваш ребенок, когда это возможно.
  • Не забывайте каждый день выделять время, чтобы просто посидеть и послушать своего ребенка, если у вас плотный график.
  • Поощряйте идеи и мнения вашего ребенка. Позитивное общение — это улица с двусторонним движением, на которой обе стороны по очереди слушают и говорят.
  • Не поддавайтесь желанию исправить их грамматические ошибки или закончить предложения — вместо этого сосредоточьтесь на том, что они пытаются сказать.
  • Позвольте обсудить важные или трудные вопросы, не опасаясь чрезмерной реакции, критики или обвинений.

Общение с ребенком

Мозг ребенка «запрограммирован» на то, чтобы обращать внимание на звук человеческого голоса. Их владение языком зависит от умения слушать, как вы говорите. Задолго до того, как ваш ребенок научится произносить понятные слова, он будет реагировать на вас звуками, мимикой и языком тела.

Вы можете активно слушать своего ребенка и поощрять его языковое развитие различными способами, в том числе:

  • Примите тот факт, что плач — это основной способ общения вашего ребенка.
  • Удовлетворяйте их потребности, как только они начнут плакать, чтобы они знали, что их признали и поняли.
  • Проведите некоторое время, активно слушая воркование и шум вашего ребенка, глядя ему в глаза и поощряя его улыбками и разговорами.
  • Чаще говорите с малышом обо всем и обо всем. Вы также можете читать им из книг и ежедневной газеты.

Общение с малышом

У малыша может быть словарный запас примерно из двухсот слов, и он может начинать соединять слова в простые предложения. Овладеть грамматикой и построением предложений сложно, и ваш малыш будет делать много ошибок.

Вы можете способствовать развитию речи вашего малыша различными способами, например:

  • Внимательно слушать вашего ребенка важнее, чем исправлять его грамматические ошибки.
  • Дайте малышу достаточно времени, чтобы закончить то, что он пытается сказать.
  • Не показывайте нетерпеливый язык тела, например вздох или постукивание ногой.
  • Отвечайте на любые вопросы простым языком.
  • Каждый день проводите некоторое время, не занимаясь ничем другим, кроме как разговаривая исключительно со своим малышом.
  • Ребенок, который постоянно прерывает разговоры взрослых, может испытывать недостаток внимания.

Общение с ребенком старшего возраста

К тому времени, когда ваш ребенок перейдет в начальную школу, его речь и способность выражать мысли значительно улучшатся. Они даже меняют свою речь в соответствии с обстоятельствами. Они могут говорить более официально перед учителем, чем с семьей и друзьями.

Вы можете показать, что активно слушаете своего старшего ребенка, разными способами, в том числе:

  • Каждый день находите время, чтобы слушать только своего ребенка, не отвлекаясь.
  • Если ваш ребенок склонен отвечать «да» и «нет», попробуйте задавать открытые вопросы, например: «Что было самым лучшим в школе сегодня?»
  • Позвольте ребенку иметь разные мнения и уважайте его мнение зрения.
  • Старайтесь не перебивать, не читать лекций и не критиковать.

Повышение самооценки у маленьких детей

Позитивные, ободряющие слова помогают детям чувствовать себя уверенно и счастливо. Предложения включают:

  • Обратите внимание, когда они ведут себя хорошо. Похвалите их за уборку в своих комнатах или за то, что они ходят по очереди. Похвала подкрепляет хорошее поведение.
  • Поблагодарите их за помощь по дому или в супермаркете.
  • Дайте им понять, что вы верите в их способности. Ребенок, которому постоянно говорят, чтобы он был осторожен или что он навредит себе, в конце концов потеряет уверенность в своих силах.
  • Предоставьте им множество возможностей заниматься любимым делом и делать это хорошо. Чувство компетентности повышает самооценку.
  • Хвалите их усилия, а не только результаты. Ребенок должен знать, что ошибаться — это нормально.
  • Старайтесь не исправлять ошибки вашего ребенка постоянно. Пробы и ошибки – часть жизни каждого ребенка. Ваш ребенок может чувствовать себя обескураженным и безнадежным, если все его усилия отмечены или подвергнуты критике.
  • Отделите ребенка от его поведения. Не одобряйте действия, а не ребенка. Для положительного самоощущения ребенка лучше сказать «рисовать на стенах было непослушным занятием», а не «ты непослушный ребенок». Ваш ребенок должен знать, что ваша любовь безусловна.
  • Не думайте, что они знают, как сильно вы их любите, — говорите им почаще.
  • Скажите ребенку, что вы хотите, чтобы он делал, а не чего вы не хотите. В большинстве случаев просто превратить отрицательное предложение в положительное. Например, вместо того, чтобы сказать «Не ходи так близко к дороге», скажи: «Подойди и иди рядом со мной».

Общение с маленькими детьми на языке тела

Действия говорят громче слов. Помните, что важно то, как вы что-то говорите. Предложения включают:

  • Присядьте на корточки до уровня ребенка, а не возвышайтесь над ним.
  • Поддерживайте зрительный контакт с маленькими детьми. Помните, однако, что детям старшего возраста и подросткам это часто не нравится, поэтому болтовня во время прогулки или вождения автомобиля может быть более эффективной.
  • Улыбнись. Ребенок лучше отреагирует на улыбку, чем на хмурый взгляд.
  • Не разговаривайте с ними, когда вы отворачиваетесь от них или уходите от них.
  • Говорите мягким тоном, особенно если раздражительность начинает выходить из-под контроля. Крик только провоцирует еще больший гнев.
  • Чаще обнимайте детей (независимо от того, сколько им лет).
  • Избегайте нетерпеливого языка тела, такого как закатывание глаз, постукивание ногой или вздохи. Это может отбить у ребенка желание говорить.

Позитивные фразы для детей младшего возраста

Детям помогают слова поддержки и похвалы. Вы можете сказать что-то вроде:

  • Хорошая работа
  • Ты отлично справился
  • Я очень горжусь тобой
  • Мне нравится играть с тобой
  • Это красивая картина
  • Это была отличная попытка
  • Вы такой внимательный
  • Спасибо за помощь
  • У вас отличная память
  • Это потрясающе
  • Отличная идея!
  • Ты сделал это!
  • Давай играть!

Помощь при проблемах с общением в семье

Существуют службы, помогающие семьям с любыми проблемами общения. Например, вам может понадобиться помощь, если:

  • Вы считаете, что ваш ребенок или ребенок плохо слышит
  • Ваш малыш вообще не говорит к двум годам
  • Ваш ребенок не понимает, что вы говорите к двум годам
  • Ваш ребенок заикается или имеет какие-либо другие нарушения речи
  • У вас проблемы с общением с вашим ребенком.

Где можно получить помощь

  • Ваш врач
  • Телефон для родителей Тел. 132 289
  • Консультация по вопросам семейных отношений Тел. 1800 050 321 с понедельника по пятницу с 8:00 до 20:00, в субботу с 10:00 до 16:00
  • Семейный консультант
  • Ваш районный медицинский центр
  • Медицинская сестра матери и ребенка

О чем следует помнить

  • Позитивное общение с детьми означает внимание, уважение к чувствам ребенка и наблюдение за тоном вашего голоса.
  • Если у вас плотный график, каждый день выделяйте время, чтобы просто посидеть и послушать своего ребенка.