Перцептивный компонент общения это: Перцептивная сторона общения в психологии
2.2 Компоненты общения
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами32.
Общение триединый процесс, включающий в себя коммуникацию, интеракцию и перцепцию33.
Перцептивный компонент общения характеризует его как восприятие человека другим человеком (социальная или межличностная перцепция). Во многом это восприятие происходит под влиянием социальной личностной установки, которая формируется на основе прошлого опыта, национальных и профессиональных стереотипов. В социальной психологии под установкой понимается предрасположение индивида или группы определенным образом реагировать на те или иные явления.
Социальная установка – это относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений об объекте или событии, совокупность связанных с ними эмоциональных состояний, предрасполагающих к определенным действиям. Под влиянием жесткой установки на восприятие человека иногда формируется так называемый эффект ореола, когда существовавший ранее образ мешает увидеть истинные черты личности.
Обычно в первый день общения влияние социальных установок очень сильно; участники процесса общения находятся в привычной оболочке своих социальных и профессиональных ролей, которая мешает проявлению личностных моментов и может искажать представление друг о друге.
Постепенно коммуникативные барьеры снимаются, и по мере знакомства друг с другом и с правилами общения складываются доверительные и открытые отношения, когда каждый может высказать то, что он думает, и чувствует.
Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств.
Как уже говорилось, эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные34.Интерактивный компонент общения – это, прежде всего, особенности взаимодействия партнеров, которые определяются их личностными состояниями. Если говорить об интервью, то здесь ведущую роль играет личностная позиция интервьюера35.
Все три компонента используются в процессе общения одновременно и выделяются лишь для удобства научного, экспериментального исследования. Но эта условность не означает, что выделение этих трех компонентов общения – лишь умозрительные построения.
Итак, что мы делаем в процессе общения? Еще до того, как произнести первые слова приветствия, собеседники воспринимают друг друга зрительно. Часто не отдавая себе отчета, мы бегло оцениваем своего собеседника по его внешнему виду, типу лица, одежде, манере держаться – многим неуловимым чертам поведения. Точно также собеседник оценивает вас.
Когда мы говорим об этой стороне общения, мы имеем ввиду общение, как восприятие людьми друг друга, межличностное восприятие. Восприятие человека человеком относиться к области социальной перцепции – это процесс восприятия «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
Перцептивная сторона общения: понятие, примеры, значение
Перцептивная сторона общения – фундамент коммуникации между индивидами. С ее помощью люди могут «читать» своих собеседников, предсказывать их поведение в определенных ситуациях, находить к ним подход с целью выстраивания эффективной коммуникации. Если человек неправильно интерпретирует информацию, полученную в ходе оценки поведения и слов собеседника, то это может привести к возникновению недопонимания или конфликта.
Что такое перцептивная сторона общения?
Перцептивная сторона общения (от лат. perceptio — восприятие) — это особый процесс, который проявляется в ходе взаимодействия между индивидами на основании естественного общения, благодаря чему участники коммуникации могут правильно воспринимать действия и поступки друг друга. Говоря простым языком, в рамках перцептивной стороны общения люди «считывают» друг друга, что позволяет получить гораздо больше информации, выйти за пределы простого словесного обмена.
Перцепция характеризует собой восприятие одного человека другим, когда участники коммуникации получают возможность сформировать представление о себе и собеседнике. Это стало возможным благодаря пониманию целевых установок и мотивов, что не менее важно, чем слова, сказанные вслух. Человек в рамках диалога осуществляют объективную оценку собеседника, внутренние качества которого могут не соответствовать его собственным качествам. Такой формат позволяет людям понимать друга и обозначать возможности и перспективы коммуникации на основе совпадения интересов, взглядов и мировоззрения.
В психологии перцепция рассматривается, как способность человека отображать на познавательном уровне предметы окружающего мира, с которыми он сталкивается на протяжении всей своей жизни. Среди проявлений перцепции можно выделить понимание и принятие. Эта особенность позволяет людям находить общий язык и выстраивать прочную коммуникацию.
Примеры социальной перцепции
Навыки перцептивного общения начинают формироваться с первых лет жизни, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. Чем сложнее механизмы восприятия, тем больше факторов воспринимает человек в рамках коммуникации с другими людьми. С их помощью он получает возможность для формирования полноценного впечатления о собеседнике и его характеристиках на основании полученной информации.
Если у человека проявляется интерес к новому знакомому, то предпринимает активные действия для получения как можно большего количества информации о нем посредством вопросов — такой подход позволяет лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение заметно ускоряет адаптацию индивида в новой социальной группе, потому что в процесс коммуникации человек доносит до других сведения о себе и получает обратную связь от других участников группы.
Компоненты перцептивной стороны общения
Перцептивная сторона включает в себя совокупность процессов, среди них можно выделить:
- Оценка невербальных сигналов, транслируемых собеседником;
- Наблюдение за поведенческими установками;
- Формирование на основе полученной информации представлений о внутреннем мире собеседника;
- Формирование восприятия субъекта на эмоциональном уровне;
- Создание эффективной и прочной коммуникации.
Практическая реализация перцепции
Рассматриваемый элемент позволяет человеку грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника. На основе полученных сведений человека формирует собственное заключение об отличительных чертах личности, мотивах поступков. Перцепция оказывает большое влияние на результативность коммуникации. С ее помощью анализируется внутреннее состояние собеседника.
Социальная перцепция позволяет правильно воспринимать окружающие объекты, налаживать коммуникацию с ними. Эффективность социальной перцепции напрямую зависит от того, насколько человек не подвержен влиянию стереотипов, они оказывают негативное влияние на объективное оценивание собеседника, результатом является формирование искаженного образа в сознании.
Механизмы социальной перцепции
Перцептивная сторона коммуникации состоит из совокупности инструментов, с их помощью человек может наладить эффективное взаимодействие с собеседником.
- Рефлексия – это способность человека к самоанализу. С ее помощью человек может понять то, каким его видит собеседник. В рамках коммуникации нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, какое впечатление произвели на него, и как он воспринимает наши слова;
- Идентификация – это механизм, за счет которого человек может поставить себя на место собеседника с целью формирования взгляда на проблему с позиции.
- Эмпатия – это способность к неподдельному сочувствию и сопереживанию другому человеку, базируется на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира собеседника;
- Аттракция – это механизм, с помощью которого формируется предварительное отношение к человеку. Позитивный формат мышления выступает в качестве фундаментальной основы для создания эффективной и прочной коммуникации. Аттракция строится на общих интересах, ценностях.
- Казуальная атрибуция – это механизм, с помощью которого человек может формировать представление о поведении и словах собеседников, опираясь на собственные предположения и данные, полученные в ходе наблюдения.
Функции социальной перцепции
Существует несколько основных функций, которые реализуются в рамках перцептивной стороны общения:
- Развитие взаимопонимания. Эта функция выступает в качестве обязательного условия для построения продуктивной коммуникации между индивидами. Наличие общих интересов, разделение одинаковых ценностей и убеждений – это фундамент для получения пользы от общения. Также это дает возможность для поиска компромиссов в спорных ситуациях;
- Развитие эмоционального взаимодействия. Неотъемлемой частью отношений являются чувства и эмоции. Положительные чувства и эмоции формируют симпатию, негативные чувства и эмоции приводят к враждебности.
- Формирование представлений о себе. Участник коммуникации может получать информацию о себе с помощью выводов, полученных в ходе диалога с другими людьми. В рамках взаимодействия с собеседником, человек может ретранслировать его установки и взгляды на себя. В результате человек может самостоятельно выявить то, что было скрыто в его сознании.
- Формирование представлений о собеседнике. Это проявляется в понимании взглядов, мировоззрения людей из ближайшего социального окружения. В таких условиях человек может формировать полноценное представление о собеседнике. Альтернативных путей нет. Коммуникация выступает в качестве фундаментальной основы для любого вида отношений;
- Организация совместной деятельности. Если люди, вступающие в коммуникацию, понимают и принимают друг друга, то это помогает им вести совместную деятельность с ориентацией на качественный результат. Знания о собеседнике дают возможность выстроить стратегию общения с ним в любых ситуациях. Перцепция приобретает новое значение, когда речь заходит о коммуникации в масштабах целой социальной группы. Продуктивная совместная деятельность может осуществляться только при наличии полного понимания и принятия между членами группы.
Заключение
Уровень перцептивных навыков у личности оказывает прямое влияние на ее способность к формированию продуктивной коммуникации с другими членами социума, социальными группами и объединениями. Понимание особенностей субъектов коммуникации позволяет налаживать качественное взаимодействие.
Среди особенностей этого процесса можно выделить зависимость от возрастных, профессиональных, половых, эмоциональных и психологических факторов. Перцептивная сторона общения оказывает большое влияние на коммуникацию между людьми. Чем лучше один человек понимает другого, тем крепче будут их отношения.
Восприятие – общение для бизнес-профессионалов
Глава 3: Вы и ваша аудитория
Восприятие — это процесс выбора, организации и интерпретации информации. Этот процесс, представленный на рис. 3.2 ниже, включает в себя восприятие избранных стимулов, которые проходят через фильтры вашего восприятия, организуются в ваши существующие структуры и паттерны, а затем интерпретируются на основе предыдущего опыта. То, как вы воспринимаете людей и предметы вокруг вас, влияет на ваше общение. Вы по-разному реагируете на объект или человека, которых вы воспринимаете положительно, чем на кого-то (или что-то), что вы считаете неблагоприятным. Но как фильтровать огромное количество поступающей информации, организовывать ее и придавать смысл тому, что проходит через фильтры вашего восприятия, в вашу социальную реальность?
Рисунок 3. 2. Отбор, интерпретация и организация, способствующие восприятию.
Выбор информации
Большинство людей воспринимают информацию с помощью своих пяти органов чувств, но поле вашего восприятия (мир вокруг вас) включает в себя так много стимулов, что ваш мозг не может обработать и осмыслить их все. Таким образом, когда информация поступает через ваши органы чувств, различные факторы влияют на то, что на самом деле продолжается в процессе восприятия (Fiske & Taylor, 19).91). Выбор — это первая часть процесса восприятия, когда вы сосредотачиваете свое внимание на определенной поступающей сенсорной информации. Подумайте о том, что среди многих других возможных стимулов, на которые следует обратить внимание, вы можете услышать знакомый голос в коридоре, увидеть пару туфель, которые хотите купить в торговом центре, или почувствовать запах чего-то готовящегося на ужин, когда вы возвращаетесь домой из дома. работа. Вы быстро отсекаете и отодвигаете на задний план всевозможные образы, запахи, звуки и другие раздражители, но как вы решаете, что выбрать, а что оставить?
Посмотрите следующее двухминутное видео:
Обезьяна Бизнес-иллюзия youtube.com/embed/IGQmdoK_ZfY?feature=oembed&rel=0&rel=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Вы склонны обращать внимание на важную информацию. Заметность — это степень, в которой что-то привлекает ваше внимание в определенном контексте. Вещь, привлекающая ваше внимание, может быть абстрактной, как понятие, или конкретной, как предмет. Вы заметили человека в костюме обезьяны, когда смотрели видео выше? Это было тонко. Яркий фонарик, светящий вам в лицо во время ночного кемпинга, обязательно будет бросаться в глаза. Степень заметности зависит от трех характеристик: (Fiske & Taylor, 1991) является ли объект визуально или слуховым стимулом, отвечает ли он вашим потребностям или интересам, соответствует или бросает вызов вашим ожиданиям. Рассмотрим изображение ниже: Пример партизанского маркетинга разбившегося Nike Ball.
Источник: 18 самых запоминающихся кампаний партизанского маркетинга
Что касается заметности, этот пример можно считать визуально стимулирующим (он довольно большой), его можно считать интересным, и он бросает вызов ожиданиям большинства людей с точки зрения размера. Художественное произведение предназначено для того, чтобы стимулировать воображение на вопрос: «Почему мяч такой большой?» Какой большой человек (или, может быть, монстр) мог пнуть его так сильно, что он вонзился в стену здания? Этот пример представляет собой невозможный сценарий, созданный с помощью искусства, которое производит впечатление.
Визуальная и слуховая стимуляция – Вероятно, неудивительно, что визуальные и/или слуховые стимулы становятся заметными в поле нашего восприятия и привлекают наше внимание.
Потребности и интересы – Мы склонны обращать внимание на информацию, которая, по нашему мнению, так или иначе удовлетворяет наши потребности или интересы. Мы также находим существенную информацию, которая нас интересует.
Ожидания – Отношения между заметностью и ожиданиями немного сложнее. По сути, мы можем найти ожидаемые важные вещи и найти неожиданные важные вещи.
Как коммуникатор, вы можете использовать это знание о заметности в свою пользу, сводя к минимуму отвлекающие факторы, когда вам нужно сказать что-то важное. Наверное, лучше серьезно поговорить со второй половинкой в тихом месте, чем в переполненном фуд-корте. Помимо сведения к минимуму отвлекающих факторов и энтузиазма в донесении ваших сообщений, содержание вашего сообщения также влияет на заметность. Независимо от того, помогает ли знак найти ближайшую заправочную станцию, звук рингтона помогает нам найти пропавший мобильный телефон или громкоговоритель сообщает вам, как отказ от обработанных пищевых продуктов улучшит ваше здоровье, вы выбираете и обращаете внимание на информацию, которая соответствует вашим потребностям.
Вероятно, вы чувствовали, что были поглощены телевизионным шоу, видеоигрой или случайным проектом, на который вы обратили внимание, в ущерб чему-то, что действительно отвечало вашим потребностям, например, уборке или проведению времени со второй половинкой. Уделение внимания вещам, которые вас интересуют, но не удовлетворяют вашим конкретным потребностям, похоже на базовую формулу прокрастинации, с которой вы, возможно, знакомы.
Если вы ожидаете доставку посылки, вы можете уловить малейший шум двигателя грузовика или чьи-то шаги, приближающиеся к вашей входной двери. Поскольку вы ожидаете, что что-то произойдет, вы можете быть дополнительно настроены на подсказки, что это произойдет. Что касается неожиданностей, если у вас есть застенчивый и тихий друг, который, как вы слышите, повышает громкость и высоту голоса во время разговора с другим другом, вы можете заметить это и предположить, что происходит что-то необычное. . Чтобы что-то неожиданное стало заметным, оно должно достичь определенного порога различия. Если вы вошли в свой обычный класс, а там было на одного или двух учеников больше, чем обычно, вы можете даже не заметить. Если бы вы вошли в свой класс и увидели кого-то, одетого как волшебник, вы, вероятно, заметили бы это. Итак, если вы ожидаете испытать что-то необычное, например, доставку посылки, вы обнаружите стимулы, связанные с этим ожиданием. Если вы испытываете что-то, чего вы не ожидали и что значительно отличается от вашего обычного опыта, то, скорее всего, вы найдете это заметным. Вы также можете применить эту концепцию к своему общению. Хорошие преподаватели поощряют своих студентов включать в свои речи вспомогательный материал, который бросает вызов ожиданиям аудитории. Вы можете помочь своей аудитории заинтересоваться, применяя хорошие исследовательские навыки для поиска такой информации.
Организационная информация
Организация – это вторая часть процесса восприятия, в ходе которой вы сортируете и классифицируете информацию, которую воспринимаете, на основе врожденных и усвоенных когнитивных моделей. Три способа сортировки вещей по шаблонам — это использование близости, сходства и различия (Coren & Girgus, 1980).
Близость – Что касается близости, мы склонны думать, что вещи, которые находятся близко друг к другу, идут вместе.
Сходство – Мы также группируем вещи по сходству. Мы склонны думать, что вещи, которые выглядят одинаково или действуют одинаково, должны быть вместе.
Разница – Мы также систематизируем информацию, которую получаем, на основе различий. В этом случае мы предполагаем, что элемент, который выглядит или действует иначе, чем остальные, не принадлежит к группе.
Поскольку вы часто организуете перцептивную информацию на основе близости, вы можете автоматически воспринимать, что два человека находятся вместе, просто потому, что они стоят близко друг к другу в очереди.
Этот тип стратегии организации информации настолько распространен, что встроен в то, как вы действуете в своей повседневной жизни. Если вы думаете о буквальном акте организации чего-либо, например, вашего рабочего стола дома или на работе, вы следуете тем же стратегиям. Если у вас на столе лежит куча бумаг и почты, вы, скорее всего, будете сортировать бумаги по отдельным стопкам для разных занятий или класть счета отдельно от личной почты. У вас может быть один ящик для ручек, карандашей и других принадлежностей, а другой — для папок. В этом случае вы группируете элементы на основе сходств и различий. Вы также можете сгруппировать вещи на основе близости, например, поместив финансовые элементы, такие как чековая книжка, калькулятор и платежные квитанции, в одну область, чтобы вы могли легко обновлять свой бюджет. Таким образом, вы упрощаете информацию и ищете шаблоны, которые помогут выполнять задачи и эффективно общаться во всех аспектах вашей жизни.
Упрощение и категоризация на основе шаблонов — это не обязательно плохо. На самом деле, без этой способности вы, скорее всего, не смогли бы говорить, читать или выполнять другие сложные когнитивные/поведенческие функции. Между людьми есть различия, и поиск закономерностей помогает вам во многих практических отношениях. Однако суждения, которые вы можете вынести в отношении различных паттернов и категорий, не являются естественными; они изучены и культурно и контекстуально относительны. Ваши модели восприятия становятся непродуктивными и даже неэтичными, когда суждения, которые вы связываете с определенными моделями, основаны на стереотипном или предвзятом мышлении.
Интерпретация информации
Хотя выбор и систематизация поступающих стимулов происходит очень быстро и иногда без особых сознательных размышлений, интерпретация может быть гораздо более преднамеренным и сознательным шагом в процессе восприятия. Интерпретация — это третья часть процесса восприятия, в которой вы придаете значение своему опыту, используя ментальные структуры, известные как схемы. Схемы подобны базам данных сохраненной связанной информации, которую вы используете для интерпретации нового опыта. Схемы подобны линзам, которые помогают вам понять сигналы восприятия вокруг вас на основе предыдущих знаний и опыта.
Важно знать о схемах, потому что ваши интерпретации влияют на ваше поведение. Например, если вы выполняете групповой проект для класса и считаете члена группы застенчивым на основе вашей схемы общения застенчивых людей, вы можете не возлагать на него или ее обязанности по презентации, потому что вы считаете, что застенчивые люди не делают хороших публичных выступлений. динамики. Схемы также направляют ваши взаимодействия, обеспечивая сценарий вашего поведения. Многие люди знают, как вести себя и общаться в зале ожидания, в классе, на первом свидании и на игровом шоу. Даже человек, который никогда не был на игровом шоу, может разработать схему того, как действовать в этой среде, например, посмотрев «Цена правильная». Последний пример: вы часто включаете то, чем зарабатываете на жизнь, в своем представлении , который затем предоставляет схему, с помощью которой другие интерпретируют ваше общение.
Коммуникативные исследования: межличностное восприятие
Многие факторы участвуют в межличностном общении. Одним из них является динамика, связанная с нашим восприятием других. Идея межличностного восприятия означает процесс осмысления вещей, которые мы испытываем в людях и наших отношениях . Этот процесс включает в себя три компонента: отбор, организацию и интерпретацию. Отбор означает внимание к стимулу. Это то, что вы замечаете в ком-то. Организация поможет вам разобраться в том, что вы заметили. Чтобы помочь в этом, наш разум классифицирует каждый стимул по категориям. Эти категории известны психологам как схема . Идея, стоящая за этим, заключается в том, что мы не можем классифицировать каждый стимул, который мы получаем, индивидуально и независимо. Вместо этого мы создаем в уме маленькие коробочки и помещаем каждый стимул в соответствующую ячейку, когда мы его получаем, чтобы помочь с организацией. Третий компонент межличностного восприятия — интерпретация . На этом этапе мы придаем смысл полученной информации. В этой статье мы обсудим несколько компонентов восприятия других.
Стереотипы
Стереотипы – это обобщения о группах, применяемые к лицам, являющимся членами этой группы. Стереотипы не являются «плохими» по своей сути — скорее, это системы классификации, и они могут быть очень полезными при знакомстве с новой информацией. В чем мы должны быть осторожны со стереотипами, так это в чрезмерном обобщении, потому что люди не всегда обладают всеми характеристиками своего предполагаемого членства в группе. Проблема со стереотипами возникает, когда мы относимся к индивидуумам как к расширениям групп, к которым они принадлежат, и приписываем индивидууму характеристики группы, не давая индивиду шанса действительно быть индивидуумом, отдельным от групповых характеристик.
Эффекты первенства и недавности
Первые впечатления известны как эффект первенства . Первые впечатления важны, потому что они задают тон для будущих взаимодействий. Эффекты недавности — окончательные впечатления. Это имеет значение, потому что именно такими нас обычно помнят люди. И первые впечатления, и последние впечатления имеют тенденцию быть более важными, чем любые впечатления, которые люди формируют между ними.
Перцептивный набор
Набор восприятия — это идея о том, что мы воспринимаем только то, что хотим или ожидаем воспринять. Это ограничивает нашу способность точно воспринимать то, что есть на самом деле. Примером этого является предубеждение, которое мы формируем, когда видим младенца, завернутого в голубое. Тогда нам становится трудно представить, что этот ребенок может быть девочкой. Люди склонны видеть то, что привыкли видеть.
Эгоцентризм
Идея Эгоцентризм означает неспособность принять чужую точку зрения. Как вы можете себе представить, это мешает нашей способности точно воспринимать других. Хотя это часто встречается у детей, большинство из нас перерастают это, но не все. В эгоцентризме мы предполагаем, что другие должны реагировать на ситуации так же, как и мы.
Положительные и отрицательные предубеждения
Как положительные, так и отрицательные предубеждения влияют на нашу способность точно воспринимать сообщения других. Положительное смещение означает тенденцию сильно сосредотачиваться на положительных качествах другого человека при формировании восприятия этого человека. склонность к негативизму означает обратное: тенденцию сильно сосредотачиваться на негативных качествах другого человека при формировании восприятия этого человека. При искажении негатива даже одна порция негативной информации может негативно повлиять на ваше восприятие этого человека. Эти типы предубеждений особенно влияют на общение о долгосрочных отношениях, таких как брак. Удовлетворенные пары, как правило, подчеркивают положительные стороны своих отношений, в то время как неудовлетворенные пары склонны подчеркивать отрицательные.
Характеристики в этом разделе — стереотипность, первичность, новизна, установки восприятия, эгоцентризм, позитивность и негативность — все это сильно влияет на общение. Это может привести к ошибкам в восприятии. Чем больше мы знаем об этих типах ошибок, тем лучше мы подготовлены к тому, чтобы обойти их в наших коммуникациях.
Помимо наблюдения за поведением других, мы хотим выяснить причины этого поведения. Почему она так себя вела вчера на вечеринке? Мы хотим знать.
Отвечая на вопрос «почему», мы предлагаем объяснения поведения, которое мы наблюдаем. Эти объяснения известны как атрибуции . Чему бы мы ни приписывали чье-то поведение, мы поступаем с ним в соответствии с атрибуцией. Например, допустим, нас сбила машина. Когда подходим к другому водителю, то обнаруживаем, что у него был сердечный приступ, поэтому он и ударил нас. Как бы вы ответили на это? С другой стороны, когда мы подходим к другому водителю, мы обнаруживаем, что она совершенно пьяна. Будет ли ваша реакция на пьяную женщину отличаться от вашей реакции на мужчину, у которого случился сердечный приступ? Большинство людей, вероятно, сказали бы да.
Существует три основных типа ошибок атрибуции, которые мы склонны совершать при восприятии и интерпретации поведения и ситуаций. Первый — это корыстный уклон . Это означает, что мы приписываем наши успехи нашим собственным внутренним характеристикам, а наши неудачи — внешним причинам. Например, если вы получили пятерку на экзамене, это потому, что вы умны и хорошо учились; но если ты получишь «F», это потому, что экзамен не был честным. Другими словами, ваш успех был вашим собственным, а ваша неудача была чьей-то виной. Следующий тип ошибки атрибуции называется 9.0033 фундаментальная ошибка атрибуции . Здесь мы приписываем поведение других внутренним, а не внешним причинам. Например, девушка вызвалась, потому что она добрая, а кассир пересчитала нашу сдачу, потому что не умеет считать. Фундаментальная ошибка атрибуции чрезвычайно сильна, и исследования показали, что она применима даже тогда, когда мы сознательно знаем лучше. Как компетентные коммуникаторы, мы должны помнить, что большинство видов поведения являются реакцией на внешние причины. Третий тип распространенной ошибки атрибуции — 9.0033 чрезмерная атрибуция. Здесь мы определяем одну или две очевидные характеристики человека и экстраполируем эти характеристики, чтобы объяснить другие действия этого человека. Например, если вы знаете кого-то, кто является младшим из восьми детей, вы можете приписать настойчивость этого человека в том, чтобы все время добиваться своего, потому что он ребенок в большой семье. Это также может быть причиной того, что вы предлагаете ей всегда казаться центром внимания и перебивать других, когда они говорят. Чрезмерная атрибуция может быть проблематичной, особенно в контексте брака, когда, например, женщина, выражающая свои потребности, отвергается как просто женщина. Это также может быть проблематично при взаимодействии с людьми из маргинализированных групп, такими как мигранты или бездомные, когда поведение человека может быть связано в первую очередь с его принадлежностью к группе.
Улучшение наших способностей восприятия
Легко ошибиться в восприятии. Мы стереотипируем, полагаемся на наборы восприятия, допускаем ошибки атрибуции и многое другое. Первый шаг к улучшению наших перцептивных способностей — помнить о нашем восприятии. Мы должны осознавать свои склонности к восприятию и осознавать, как эти тенденции могут повлиять на точное восприятие. Первое, что мы можем сделать, — это познать себя: распознать собственные склонности к предвзятости. Второе, что мы можем сделать, это сосредоточиться на характеристиках других людей. Мы можем признать их групповое членство, но важно относиться к каждому человеку как к личности. В-третьих, мы должны проверить точность нашего восприятия. Отчасти это означает отделение интерпретаций от фактов. Это также означает создание альтернативных восприятий. Мы можем проверить наше восприятие на точность, иногда просто спрашивая другого человека, правильно ли наше восприятие. Наконец, мы должны пересматривать наше восприятие по мере необходимости. Иногда наши представления точны с самого начала, а иногда они просто ошибочны. Важно признать и признать это.
Процесс межличностного восприятия сложен и часто бессознателен. Повышение осведомленности об общих склонностях людей к восприятию может помочь нам стать более компетентными коммуникаторами, осознав свои собственные распространенные ошибки восприятия и работая над их исправлением.
Слушание
Нельзя недооценивать важную роль качественного слушания в межличностном общении и коммуникативной компетентности. Неудивительно, что плохое слушание приводит к плохому общению. В этом разделе мы обсудим компоненты слушания, распространенные неправильные методы слушания и советы по качественному эффективному слушанию. Начнем с определения.
Определение слушания
Чтобы мы все говорили об одном и том же, начнем обсуждение слушания с определения. Слушание — это активный процесс придания смысла устному сообщению другого человека. Слушание активно, потому что мы должны обращать внимание, а это требует сознательной концентрации. Это относится к устным сообщениям, потому что мы используем канал речи для передачи наших словесных сообщений. Практика и привычки слушания отличаются культурным разнообразием. Люди в разных культурах имеют разные стандарты определения качественного слушания. Важно понимать, что аудированию можно научиться и его можно улучшить. Именно этому посвящена эта глава.
Компоненты слушания
Слушание состоит из пяти основных компонентов. Это слушание, внимание, понимание, запоминание и реагирование. Слух — это процесс физического восприятия звука. Звук входит в слуховой проход, вибрирует от барабанной перепонки, и мы воспринимаем звук в нашем мозгу. В слухе нет ничего сознательного; это физиологический факт. Следующим компонентом слушания является посещение . Посещение требует сосредоточенности. Это психологический процесс. Вы должны обратить внимание. Третий компонент равен понимание . Здесь мы понимаем слова, которые мы услышали. Если я говорю на иностранном языке, на котором вы не говорите, вы можете слышать и слушать все, что хотите, но вы не поймете. Понимание требует фактического понимания. В-четвертых, слушание включает в себя запоминания . Здесь мы храним идеи в памяти. Это важно, если мы хотим точно реагировать на то, что услышали. Наконец, при прослушивании отвечает . Отвечая, мы показываем, что слушаем. Есть много типов реакции слушателя, которые мы обсудим позже в этой главе. Это пять основных компонентов умения слушать. Качественное слушание включает в себя каждый из этих пяти компонентов. Нарушение в любой из этих областей означает, что вы на самом деле не слушаете.
Причины слушать
Исследователи определили четыре основных причины слушать. Нам нужно понимать, оценивать качество сообщений, строить и поддерживать отношения и помогать другим. Понимание играет важную роль в обмене информацией. Если кто-то дает вам указания, вы должны понимать, куда этот человек вас посылает. В оценивая качество сообщений , мы определяем, имеет ли сообщение смысл. Если кто-то говорит вам идти на юг в ответ на ваш запрос о направлениях, и вы знаете, что ваш пункт назначения находится на севере, вы можете не обращать особого внимания на остальные указания этого человека. Вместо этого вы можете спросить кого-нибудь другого. Просто потому, что кто-то говорит, не означает, что они имеют смысл. Мы, как слушатели, должны оценить качество того, что слышим. Третья причина послушать строить и поддерживать отношения . Если вы не прислушиваетесь к потребностям и желаниям вашего партнера по отношениям, как вы думаете, куда движутся эти отношения? Чтобы удовлетворить потребности людей, о которых мы заботимся, нам нужно понять, каковы эти потребности. Обычно это требует качественного прослушивания. Наконец, мы слушаем, чтобы помочь другим . Эта категория в основном относится к обслуживающим профессиям, таким как врачи, адвокаты, учителя, менеджеры, священнослужители и терапевты. Тем не менее, все мы время от времени играем большинство из этих ролей в наших межличностных отношениях.
Ответы на прослушивание
Как указано выше, реагирование является ключевым компонентом слушания. Есть две основные категории реакций слушания: неактивные, или невербальные, и активные, или вербальные. В неактивную или невербальную категорию входят каменная стена и обратный канал. Каменная стена — это тип ответа, который включает в себя молчание и отсутствие выражения лица. Мы все время от времени наблюдали это у наших партнеров по общению. Вы говорите, а они сидят совершенно безэмоционально и молча. Они слушают? Вам интересно, действительно ли вы говорите вслух? Стопор часто сигнализирует об отсутствии интереса к тому, что говорит говорящий. Обратный канал включает в себя кивание головой или использование мимики, вокализацию, такую как «ага», и словесные заявления, такие как «Я понимаю» или «Это очень интересно». Цель обратного канала — дать говорящему понять, что вы слушаете его. Как вы можете себе представить, блокировка не так продуктивна для качественного общения, в то время как обратный канал имеет полезную цель.
Мы также отвечаем активным или вербальным выслушиванием. Это перефразирование, сопереживание, поддержка, анализ, совет и вопросы. Перефразируя , вы пересказываете своими словами то, что сказал говорящий, чтобы показать, что вы понимаете. Это может быть достигнуто одним из трех способов. Мы можем изменить слова говорящего, мы можем предложить пример того, о чем, по нашему мнению, говорит говорящий, или мы можем поразмышлять над темой, лежащей в основе замечаний говорящего, например: «Итак, на самом деле вы говорите… Это три типа перефразирования. Следующий тип ответа, который мы можем предложить, — это сопереживание . Сопереживая, мы сообщаем говорящему, что понимаем и разделяем его или ее чувства по поводу темы. Мы отождествляем себя с говорящим, когда сопереживаем. Третий тип ответа поддерживает . Поддерживая, мы выражаем согласие с мнением или точкой зрения говорящего. Таким образом, мы проявляем солидарность с говорящим. Четвертый тип реакции слушания — это анализ . Когда мы анализируем, мы предлагаем нашу собственную точку зрения на то, что сказал говорящий. Это способ интерпретации. Мы также можем предложить совет , то есть дать говорящему совет о том, что ему или ей следует думать, чувствовать или делать.
Наконец-то мы можем ответить кому-то до допрос . При допросе мы запрашиваем дополнительную информацию. Есть несколько причин, по которым мы могли бы использовать вопросы в качестве реакции слушания. Возможно, нам захочется уточнить значения, поэтому мы задаем вопрос, который поможет нам более четко понять. Мы можем задавать вопросы, чтобы узнать о мыслях, чувствах и желаниях другого человека. Как вы понимаете, это особенно важно в отношениях. Мы также можем задавать вопросы, чтобы поощрить открытие. Эта причина часто используется терапевтами и духовенством для того, чтобы пациенты сами находили решения своих проблем. Последняя причина, по которой мы можем использовать вопрос в качестве реакции на слушание, заключается в том, чтобы собрать больше фактов и деталей. Мы просто можем захотеть узнать больше о том, о чем говорит говорящий. Есть две категории вопросов, которые может задать слушатель. Это 1) открытые и закрытые вопросы и 2) искренние или поддельные вопросы. Открытые вопросы позволяют респонденту дать столько подробностей, сколько он или она пожелает в ответ на вопрос. это наши WH- вопросов. Закрытые вопросы предполагают просто ответ «да» или «нет». Эти вопросы начинаются с до или до . Вопросы также могут быть искренними, как подлинный запрос информации, или поддельными, которые представляют собой замаскированную попытку отправить сообщение, а не получить его. Частично поддельные вопросы, вероятно, используются в пассивно-агрессивном общении. Они также могут быть весьма полезны при общении с агрессивным коммуникатором. Какой из этих шести типов реакции слушателя мы выберем, будет зависеть от ситуации и говорящего. Каждому свое время и место.
Три типа слушания
Существует три типа слушания: информационное, критическое и эмпатическое. Это означает, что мы слушаем по разным причинам в разное время. В информационном прослушивании мы слушаем, чтобы учиться. Мы делаем это во время занятий или на работе. Это очень распространенный тип слушания, и он чрезвычайно полезен. Это один из самых важных способов, которым мы учимся. Это тип пассивного слушания. Когда наша цель состоит в том, чтобы проанализировать то, что мы слышим, мы занимаемся критический прослушивание. Здесь наша цель — оценить или проанализировать то, что мы слышим. Это не обязательно означает, что мы не одобряем. Вместо этого он анализирует и оценивает достоинства того, что говорит говорящий. Мы можем использовать этот тип слушания, например, когда слушаем, как люди участвуют в политических дебатах. Эмпатическое слушание может быть самой сложной формой для многих людей. Здесь слушатель пытается идентифицировать себя с говорящим, понимая и переживая то, что он или она думает или чувствует. Для эмпатического слушания требуются два дискретных навыка: восприятие перспективы — или способность понять ситуацию с точки зрения другого человека — и эмпатическая забота — способность определить, что чувствует другой человек, а затем испытать эти чувства на себе. Эти три типа слушания охватывают большую часть, а может быть, и все обмены слушаниями. Однако они не исключают друг друга. Иногда информационное слушание может включать или быстро превращаться в критическое слушание; или критическое слушание может включать или быстро переходить к эмпатическому слушанию. Иногда одновременно происходит более одного типа слушания.
Препятствия для эффективного слушания
Иногда в нашем мире происходят вещи, которые мешают нам хорошо слушать – они создают помехи. Есть три основных препятствия для эффективного слушания. Это шум, информационная перегрузка, быстрое обдумывание или остекление. Существует три типа шума . Это физические, психологические и физиологические. Физический шум — это шум в нашей среде, например газонокосилка снаружи, которая мешает вам слышать собеседника. Психологический шум – это внутренний шум. Что-то давит на твою совесть. Это может быть ссора с любимым человеком или тревожный медицинский диагноз. В любом случае, что-то у вас на уме, что мешает вам эффективно слушать в данный момент. Мы также можем испытывать физиологический шум. Это происходит, когда наше тело говорит с нами и мешает нам полностью сосредоточиться на говорящем. Примерами этого могут быть голод, жажда или потребность в туалете. К этой категории также относится головная боль или боль в животе. Когда что-то не так в нашем физическом теле, трудно полностью сконцентрироваться на говорящем и эффективно слушать. Любой из этих трех типов шума может помешать нам эффективно слушать.
Вторым препятствием для эффективного слушания является информационная перегрузка . Это происходит из-за огромного количества информации, которую мы должны получать каждый день. Например, рассмотрим огромное количество рекламы, которую мы слышим каждый день. Их явная громкость мешает нам внимательно и эффективно слушать каждого из них, а иногда мешает нам хорошо слушать нашего собеседника. Наш разум просто перегружен информацией. В-третьих, мы можем испытать быстрого мышления или остекления в течение . Наш мозг может воспринимать до 600 слов в минуту, но мы можем говорить только около 150 слов в минуту. В результате наш разум устает. Вы слушаете, но позволяете своему разуму блуждать. Это может привести как минимум к трем проблемам. Во-первых, это может привести к тому, что вы упустите важные детали. Во-вторых, это может заставить вас слушать менее критично, чем обычно. В-третьих, говорящему может показаться, что вы его совсем не слушаете. Каждая из этих трех областей — шум, информационная перегрузка и быстрое обдумывание или остекление — представляют собой препятствия для эффективного слушания.
Плохая практика слушания
Когда барьеры для эффективного слушания не мешают нам, есть другие внутренние практики, которые мы можем использовать, и которые можно классифицировать как плохое слушание. Как правило, это не приводит к эффективному слушанию. Есть шесть категорий: псевдослушание, избирательное внимание, сценическое боровство, склонность к опровержению, ограниченность мышления и конкурентное перебивание. В псевдо-слушании мы притворяемся, что слушаем, когда на самом деле совсем не слушаем. Можете ли вы вспомнить какие-либо ситуации, в которых вы регулярно псевдослушаете? Многие ученики псевдослушают в классе, сотрудники на работе, дети — своих родителей и друзей особо болтливых людей. Мы не хотим обидеть говорящего, поэтому делаем вид, что слушаем. На самом деле наши мысли могут быть на пляже где-нибудь в тропиках. В дополнение к псевдослушанию мы могли бы предложить избирательное внимание . В этой плохой практике прослушивания мы обращаем внимание только на те части, которые хотим услышать. Если врач скажет заниматься спортом по 30 минут в день и каждый день съедать небольшую плитку шоколада, мы можем услышать только о шоколаде. Расширение избирательного внимания заполняет пробелы. Здесь мы не только выборочно слушаем, но и сами придумываем остальную часть истории. История, которую мы в конечном итоге повторяем, может иметь некоторые детали оригинальной истории говорящего, но на самом деле это совершенно другая история. Сценические свиньи заинтересованы только в выражении своих собственных идей и не заинтересованы в том, что говорят другие. Это люди, которые всегда кажутся «на высоте» с кем бы они ни разговаривали, узурпируя и цепляясь за пол. склонность к опровержению — это склонность обсуждать точку зрения говорящего и формулировать свой ответ, пока говорящий еще говорит. На самом деле это не слушание, а скорее поиск чего-то, на что можно наброситься. Это очень соревновательная практика прослушивания. В замкнутость , существует тенденция не слушать ничего, с чем вы не согласны. Если вы не согласны с этим, это просто не было сказано. Наконец, в конкурентных прерываниях слушателя используют прерывания, чтобы взять под контроль разговор. Это не тот тип прерывания, когда слушатель ищет дополнительную информацию или ищет ясности; скорее, в этом типе перебивания слушатель просто хочет говорить и вести разговор. Шесть областей плохой практики слушания обычно мешают эффективному общению, препятствуя эффективному и качественному слушанию. Тем не менее, у каждого есть подходящее время, место и цель. Ни один не является неуместным во все времена и во всех местах. Однако компетентный коммуникатор сознательно выбирает, когда и в какой степени использовать эти методы.