Вербальное общение и невербальное: 2.3. Вербальные и невербальные средства общения

Сигналы и контекст: пять секретов эффективной невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация — это взаимодействие без использования слов. Она обладает не меньшей важностью, чем вербальное общение. Эти пять советов помогут сделать ее более продуктивной

Обращайте внимание на невербальные сигналы

Люди могут передавать информацию множеством способов, поэтому обращайте внимание на разные сигналы тела:

  • движения;
  • зрительный контакт;
  • интонацию;
  • жесты;
  • позу.

Все эти сигналы могут передать важную информацию, которую невозможно выразить словами. Например, зрительный контакт способен помочь определить, насколько человек внимателен. Тон голоса может намекнуть на эмоциональное состояние собеседника. Даже поза может продемонстрировать, насколько человек заинтересован и вовлечен в разговор.

Ищите несоответствие

Стоит обращать внимание, соответствуют ли слова человека невербальным сигналам, которые он посылает. Например, человек может рассказывать, как он счастлив в отношениях, но при этом хмуриться и смотреть себе под ноги. Психотерапевты используют такие несоответствия, чтобы выяснить, что клиент по-настоящему чувствует во время сеанса. Но нужно помнить, что несоответствие может быть вызвано и другими факторами. Например, физические проблемы могут повлиять на способность человека передавать невербальные сигналы.

Используйте зрительный контакт

Хороший зрительный контакт — еще один важный навык невербального общения. Когда люди не смотрят другим в глаза, может показаться, что они уклоняются от ответа или пытаются что-то скрыть. С другой стороны, слишком долгий зрительный контакт может показаться агрессивным и отпугивающим.

Некоторые эксперты в области коммуникации рекомендуют смотреть собеседнику в глаза не больше трех-четырех секунд. Эффективный зрительный контакт должен быть естественным и комфортным для вас и другого человека.

Используйте сигналы для усиления слов

Помните, что вербальное и невербальное общение работают вместе. Соответственно, можно использовать язык тела, чтобы создать нужный образ и подкрепить то, что вы говорите. Это может быть особенно полезно при проведении презентаций или выступлении перед большой группой.

Например, вы сможете выглядеть более уверенно, если будете:

  • твердо стоять на одном месте,
  • держать плечи отведенными назад,
  • сохранять равновесие на обеих ногах — не качаться на ступнях.

Учитывайте контекст

Когда общаетесь с другими, всегда учитывайте ситуацию, в которой происходит разговор. Контекст может требовать более формального поведения, которое может быть истолковано совершенно иначе в любой другой обстановке. Например, стиль невербальной коммуникации, который вы используете на бизнес-встрече, сильно отличается от тех сигналов, которые вы подавали бы в пятницу вечером с друзьями в баре. Стремитесь привести свои невербальные сигналы в соответствие с ситуацией, чтобы убедиться, что вы передаете нужное сообщение.

Невербальное общение на уроке

Невербальное общение на уроке

Как педагогу использовать жесты, мимику и движения для эффективной коммуникации с учениками.

«Если вы хмуритесь и при этом говорите добрые и хорошие слова, их смысл до ребёнка не дойдёт, – уверена спикер платформы «ПсихПед», филолог, искусствовед и лингвист Анастасия Сергеевна Андреева. – Дети считывают микромимику гораздо лучше и быстрее, чем взрослый человек».

 

Главное – донести информацию до учеников, а как это делать – неважно. Это очень распространённое заблуждение среди педагогов, которое мешает в работе. В общении между учителем и учениками важны как вербальные, так и невербальные средства. Рассказываем, как их применять педагогу, чтобы сделать свою речь максимально эффективной.

 

Что такое невербальное общение?

 

 

Во время урока учитель не просто объясняет материал: его речь сопровождается жестами и мимикой, он делает паузы в монологе и выделяет голосом важные места в теме, он перемещается по классу и принимает разные позы. Всё это относится к невербальной коммуникации.

 

Вербальную речь – слова, которые произносит педагог – можно записать или пересказать без потери смысла. Говорящий, как правило, контролирует и анализирует сказанное.

 

Невербальный язык очень индивидуален и зависит от всех участников общения – говорящего и воспринимающих информацию. Такое общение невозможно пересказать, потому что оно зависит от контекста ситуации. Невербальное поведение всегда спонтанно: непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознанные — над осознаваемыми.

 

Основная информация, которую считывает ребёнок, невербальна:

 

55% – выражение лица, положение тела, жесты;

 

38% – тон голоса и интонация;

 

7% – логичность, компетентность, разнообразие лексикона, культура речи.

 

Ошибки в невербальном общении



 

Глаза в глаза

 

Считается, что ребёнок не может вынести зрительный контакт со взрослым человеком больше 10 секунд, особенно с авторитарной фигурой. Это вторжение в зону комфорта ребёнка: он будет испытывать неприятные ощущения и стараться всячески отгородиться собеседника. Не потому, что он не знает ответа на заданный вопрос, а потому, что испытывает психологический дискомфорт.

 

Забыть о мимике и движениях тела

 

Потеря контроля над мимикой и жестами связана с аффектом. В момент объяснения интересной темы — например, по истории или литературе — педагог может перестать контролировать свою позу и движения тела. Шаг во время ходьбы по классу и жесты становятся широкими — это может нарушить личное пространство ребёнка. Тогда он будет искать способы избежать контакта с учителем.

 

Адаптеры

 

Жесты, которые сопровождают человеческие чувства и эмоции, называются адаптерами: руки в замок, плечи подняты, голова опущена. Их используют и взрослые, и дети (у последних они гораздо более простые и очевидные). Например, ребёнок читает стихи, а преподаватель опускает голову вниз. Так он показывает, что не следит за ответом ребёнка, потерял интерес — это может сбить ученика.

 

Потеря контакта

 

Если преподаватель во время урока довольно много двигается по классу, он в меньшей степени контролирует свою позу. Из-за перемещения в пространстве педагог может терять визуальный контакт с аудиторией. Широкий шаг, долгие паузы в походке совпадают с паузами в монологе — это может создавать напряжение в речи.

 

Зачем нужны жесты?

 

1.  Для снятия напряжения во время долгого монолога.

 

Важно помнить, что педагог в классе находится «в коробке» своего личного пространства (примерно по 40 см слева и справа от него), за которое не стоит выходить. Не нужно тянуться вперед к ученикам — это может восприниматься как агрессия.

 

2. Чтобы подчеркнуть эмоциональные моменты в монологе.

 

Чаще применяется в преподавании гуманитарных дисциплин. Жесты — это акценты, которые расставляет учитель. 

 

3. Чтобы усилить эмоциональное напряжение.

 

При жестикуляции важно использовать пальцы и запястья. Локти поднимать не нужно: учащиеся воспринимают это как угрозу. Опущенные плечи учителя означают его слабую позицию. Подниматься со стула нужно мягко: резкие движения пугают детей.

 

4. Для структурирования информации.

 

Жесты можно использовать как вводные конструкции в русском языке.

 

Чего нельзя делать во время перемещения по классу:

 

1. Переносить вес тела с одной ноги на другую. Это считывается как заминка, неуверенность в своих словах.

 

2. Держать руки за спиной — слабая позиция. Если педагог держит руки перед собой, ученики воспринимают его как уверенного и спокойного человека, который контролирует образовательный процесс.

 

3. Отходить назад от обучающихся. Учителю следует держаться в поле видимости учеников. Считается, что приемлемая дистанция — 1-2 метра. Ближе тоже подходить не стоит.

 

4. Смотреть вниз и в сторону. Если учитель не смотрит на своих учеников, они считают его незаинтересованным.

 

5. Разворачиваться одним плечом к аудитории — эта поза считывается как отстранение.

Невербальное общение и деменция | Общество болезни Альцгеймера

Совет

Мы делимся способами, помогающими поддерживать связь и чувствовать связь с друзьями и родственниками.

Мы делимся способами, помогающими поддерживать связь и чувствовать связь с друзьями и родственниками.

01 февраля 2023 г.

Совет

Слова могут быть полезными и воодушевляющими, но также и обидными и разочаровывающими в зависимости от ситуации. Здесь мы рассмотрим некоторые слова и вопросы, которых следует избегать при разговоре с человеком с деменцией. Слова могут быть полезными и воодушевляющими, но также и обидными и разочаровывающими в зависимости от ситуации. Здесь мы рассмотрим некоторые слова и вопросы, которых следует избегать при разговоре с человеком с деменцией. …

11 января 2023 г.

Совет

Мы обсуждаем трудный выбор и ситуации, связанные со ложью человеку с деменцией, чтобы защитить свои чувства. Мы обсуждаем трудный выбор и ситуации, связанные со ложью человеку с деменцией, чтобы защитить свои чувства. …

05 января 2023 г.

Новости

Исследовательский проект IDEAL, совместно созданный людьми, страдающими деменцией, выпустил новый фильм, в котором основное внимание уделяется важности эффективного общения в связи с деменцией.

Исследовательский проект IDEAL, совместно созданный людьми, страдающими деменцией, выпустил новый фильм, в котором основное внимание уделяется важности эффективного общения в связи с деменцией.

23 сентября 2022 г.

Реальные истории

У мамы Стивена, Шейлы, была любовная связь со своей семьей, которую невозможно описать словами. Даже на более поздних стадиях ее слабоумия Стивен продолжал переживать особые моменты со своей мамой, когда не хватало слов. Эта «волшебная связь» легла в основу его песни «Все еще просто ты».

У мамы Стивена, Шейлы, была любовная связь со своей семьей, которую невозможно описать словами. Даже на более поздних стадиях ее слабоумия Стивен продолжал переживать особые моменты со своей мамой, когда не хватало слов. Эта «волшебная связь» легла в основу его песни «Все еще просто ты».

03 августа 2022

Реальные истории

Самия Эгех из Кардиффа разочарована отсутствием культурно приемлемых услуг для ее отца, страдающего сосудистой деменцией.

Самия Эгех из Кардиффа разочарована отсутствием культурно приемлемых услуг для ее отца, страдающего сосудистой деменцией.

29 июля 2022 г.

Реальные истории

Mae Samia Egeh yng Nghaerdydd yn rhwystredig oherwydd diffyg gwasanaethau diwylliannol briodol i’w thad, sydd â dementia fasgwlaidd.

Mae Samia Egeh yng Nghaerdydd yn rhwystredig oherwydd diffyg gwasanaethau diwylliannol briodol i’w thad, sydd â dementia fasgwlaidd.

29 июля 2022 г.

Невербальное общение | Невербальное поведение

Типы выражений лица

Типы жестов

Типы выражений лица

Типы жестов

Что такое невербальная коммуникация?

 

Невербальная коммуникация — это широкий термин , используемый для описания общего акта ретрансляции или передачи информации способами , отличными от вербального языка . Сюда могут входить такие вещи, как тон голоса, выражение лица, поза, походка, жесты и так далее. Множественное невербальное поведение может проявляться одновременно или по отдельности, с речью или без нее, во время взаимодействия или когда мы одни. Невербальное поведение может возникать спонтанно или преднамеренно, с нашим сознательным осознанием или без него.

Исследование доктора Экмана было сосредоточено на невербальном поведении, поскольку оно связано с нашими универсальными эмоциями и обманом, в частности, как они отображаются в наших типах выражений лица

и типах жестов.

 

Ваш браузер не поддерживает видео тег.

 

О чем свидетельствует невербальное поведение?

 

 

При взаимодействии друг с другом наше невербальное поведение может согласовываться или не согласовываться с тем, что мы говорим. В разных случаях наше невербальное поведение может иметь конкретное или обобщенное значение и может подчеркивать, противоречить, помогать в интерпретации или иметь мало отношения к нашим вербальным утверждениям.

Эксперты в области изобразительного искусства и социальных наук имеют разные представления о том, что, по их мнению, можно обнаружить в нашем невербальном поведении. Эти представления варьируются от определения того, как словесное сообщение следует интерпретировать , до твердой уверенности в том, что этот способ общения раскрывает более подлинную — некоторые говорят, примитивную — сторону нас самих.

Признавая обоснованность обоих подходов, исследование д-ра Экмана было сосредоточено на поиске золотой середины: как эмоции проявляются и скрываются в нашем невербальном поведении, а также на определении того, какие аспекты являются культурно-контекстуальными, а какие универсальными, и как и то, и другое может взаимодействовать с нашим индивидуальным поведением. черты.

 

 

Почему важно невербальное поведение?

 

 

Невербальное поведение важно, потому что так много информации передается негласными средствами, но часто упускается из виду или неправильно понимается как нами, так и другими. Проще говоря, несмотря на то, что мы постоянно используем свои лица и тела для общения, большинство из нас не осознает остро всех выражений и движений, которые мы совершаем в любой данный момент.

Точно так же мы часто упускаем из виду или намеренно игнорируем невербальное поведение других. Некоторые из причин, по которым мы склонны упускать или неправильно интерпретировать эти сигналы, включают в себя: социальные условия, направленные на то, чтобы сосредоточить больше внимания на произнесенном слове, непонимание и/или неправильное истолкование определенного поведения, основанное на культурных или индивидуальных различиях, а также отвлекающие факторы в окружающей среде. .

Доктор Экман обнаружил, как невербальное поведение может дать ключ к сознательному подавлению или бессознательному подавлению наших чувств. Таким образом, осознание того, что мы и другие люди сообщаем через эти невербальные каналы, открывает более глубокое понимание как эмоций, так и лжи.

 

 

Является ли невербальное общение универсальным?

 

 

Несмотря на то, что существует универсальных выражений эмоций на лице, не существует конкретных моделей движений тела, которые всегда сигнализируют об определенной эмоции или значении.