Невербальное общение в медицине – «Невербальное общение в профессиональной деятельности медицинского работника»

Невербальное поведение в общении врача и пациента

Каждый, кто хоть раз был на приеме у врача или психотерапевта, знает, что результат визита во многом зависит от обмена невербальными сигналами в ходе самого визита. В этом разделе мы рассмотрим четыре аспекта, связанных с лечением физического или психического недуга, в которых особенно важна невербальная коммуникация.

  1. Распознавание болезни. Как клиницисты-профессионалы распознают разные заболевания, в частности депрессию?
  2. Диагноз. Правильные ли выводы делает клиницист о проблемах, состоянии и перспективах больного?
  3. Терапия. Способен ли клиницист помочь больному решить его/ее проблемы и поддержать его физическое и психологическое состояние на хорошем уровне?
  4. Отношения. Возникли ли между клиницистом и пациентом позитивные и доверительные межличностные отношения?

Для достижения каждой из этих целей невербальные сигналы чрезвычайно важны. Что касается распознавания болезни, изучение невербального поведения и навыков может помочь исследователям в создании теорий о природе данного заболевания. Невербальное поведение может быть одним из симптомов болезни. Например, одним из симптомов депрессии служит выражение печали, а одним из симптомов шизофрении — ненадлежащее невербальное поведение. Точно так же одним из симптомов аутизма является неспособность страдающих им людей делать выводы о том, что происходит в голове другого человека; следовательно, неспособность правильно оценить проявления эмоций будет одним из определяющих симптомов этого недуга. Многие люди с психическими заболеваниями, включая депрессию, шизофрению, алкоголизм (Philippot, Kornreich, & Blairy) и аутизм (McGee & Morrier), оценивают смысл невербальных сигналов менее точно, чем испытуемые из контрольной группы. В настоящее время нет ясности, в какой мере неспособность декодировать невербальные сигналы, столь очевидная у людей, страдающих этими недугами, связана исключительно с природой их заболеваний, а не является следствием других факторов, в частности общего дефицита когнитивных способностей, отсутствия должной мотивации, необходимой для того, чтобы сосредоточиться на выполнении экспериментальных заданий, или результатом приема лекарственных препаратов. Чтобы однозначно ответить на этот вопрос, нужны дополнительные исследования, включающие приемлемые контролируемые задания наряду с тестами невербальной чувствительности.

Невербальные признаки важны также и для диагностирования болезни практикующими врачами. Работа врача и психотерапевта требует специальных знаний и когнитивных навыков, приобретаемых в процессе обучения и тренинга; однако основная часть их работы приходится на межличностное общение. Клиницисты и пациенты преимущественно разговаривают друг с другом, и терапевтическое воздействие осуществляется именно посредством речи. Понятно, что невербальное поведение — критически важный компонент этого взаимодействия.

Обычно врач обращает внимание на невербальные признаки, которые способны пролить свет на проблемы больного и на течение болезни. Во время визита к психотерапевту его способность «читать» признаки эмоций, особенно тех эмоций, которые небыли выражены вербально, которые лишают пациента душевного покоя или отрицаются им, играет главную роль. Принимая больного, врач настроен на восприятие тех поступающих от него эмоциональных и психологических сигналов, которые могут быть причиной или следствием его физического стояния. Например, после инфаркта пациент может оказаться в состоянии депрессии.

Многие исследователи изучали связь разных невербальных проявлений и психических расстройств. Например, была доказана валидность опущенного взгляда и замедленной реакции — стереотипного представления о поведении людей, находящихся в состоянии депрессии. Показано также, что таким больным присущи снижение общей подвижности, пониженная экспрессивность, они менее разговорчивы, меньше жестикулируют и реже улыбаются, избегают зрительного контакта; у них запинающаяся речь и они неспособны выражать эмоции.

Для некоторых форм шизофрении характерен чрезвычайно невыразительный и монотонный голос; по сравнению с испытуемыми из контрольной группы у них наблюдается едва заметная активация лицевой мышцы, вызывающей сморщивание кожи (с этой мышцей связано положение бровей, свидетельствующее о том, что человек испытывает печаль), даже тогда, когда им демонстрируют позитивные стимулы (Krig & Earnst). К другим невербальным признакам шизофрении относятся малоподвижное лицо, неуместные проявления аффекта, частые прикосновения к себе и избегание зрительных контактов с окружающими. Некоторые формы невербального поведения однозначно свидетельствуют об аутизме и о родственном с ним состоянии, которое носит название синдрома Аспергера, в первую очередь это избегание визуальных контактов, а также более редкие улыбки и жесты (McGee & Morrier).

Другой иллюстрацией использования невербальных проявлений в диагностических целях служит выявление боли. Исследователи определили сочетания лицевых признаков, характерные для болевых ощущений разного происхождения как у взрослых, так и у детей (Patrick, Craig, & Prkachin; Prkachin). К распространенным индикаторам боли относятся опущенные брови, сузившиеся глаза, приподнятые щеки, приподнятая верхняя губа и сморщенный нос. Анализ этих признаков может дать информацию, которую невозможно получить от самих пациентов. Например, больные, страдающие хронической или острой формой височно-нижнечелюстных нарушений и испытывающие боль при движении челюсти, творят о том, что страдают от этой боли одинаково, однако лицевые индикаторы свидетельствуют о том, что хроники испытывают более сильную боль и когда предоставлены сами себе и когда им делают болезненные процедуры (LeResche, Dworkin, Wilson, & Ehrlich). Невербальные лицевые признаки позволяют также отличить человека, который действительно испытывает боль, от симулянта (Prkachin).

Известны также формы невербального поведения, которые ассоциируются с личностями типа А (то есть с людьми, более подверженными инфаркту миокарда): громкая и быстрая речь и другие проявления, свидетельствующие об агрессивности. Действительно, результаты многих исследований говорят о том, что агрессивность — предвестник инфаркта. Результаты недавно проведенного исследования показывают, что мимические выражения, закодированные в соответствии с Системой кодирования лицевых движений, связаны с транзиторной ишемией, заболеванием, при котором к сердечной мышце поступает недостаточное количество крови, что может вызвать серьезные и даже фатальные последствия. Интервью со здоровыми мужчинами и с мужчинами, страдающими ишемической болезнью, записывали на видеопленку и выполняли необходимые физиологические измерения. Оказалось, что больные ишемией продемонстрировали больше мимических выражений, свидетельствующих о гневе, и больше неискренних улыбок, чем здоровые мужчины (Rosenberg, Ekman, Jiang, Babyak, Coleman). Результаты, подобные этим, могут повлиять на лечение таких пациентов.

В процессе обучения будущих врачей и психотерапевтов все более заметное место отводится приобретению ими знаний о коммуникационных факторах. Тем не менее они, как правило, получают явно недостаточную подготовку в том, что касается общения с пациентами, включая и распознавание состояния, в котором находится больной, с помощью посылаемых им невербальных сигналов. Понятно, что врачам нужны такие знания. Однако очень важно, чтобы врачи не только замечали невербальные сигналы, посылаемые пациентами, но и умели правильно интерпретировать их. Известно об исследовании, в котором профессора-хирурги ошибочно делали вывод о недостаточной подготовке студентов, если те во время устного экзамена отводили взгляд в сторону. Важно замечать невербальные сигналы, но еще важнее — правильно интерпретировать их и уметь не обращать на них внимания, если в данный момент наибольшее значение имеет то, что пациент выражает словами.

Невербальные признаки можно также использовать в качестве источника информации о результативности лечения. Так, в результате психотерапевтического воздействия могут измениться звучание голоса, улыбки, движения и другие формы невербального поведения (Ellgring & Scherer; Ostwald).

До сих пор мы говорили о том, как могут использовать невербальные сигналы врачи и психотерапевты. Но пациенты тоже наблюдают за ними, желая увидеть признаки понимания, интереса, симпатии или антипатии или обрести спокойствие.

Невербальное поведение терапевта может способствовать установлению хороших, доверительных отношений и полноценному обмену информацией, то есть так называемого «терапевтического альянса», но может и привести к тому, что пациент почувствует себя обделенным вниманием и непонятым. И пациенты, и врачи могут с определенной, хотя и не очень высокой, точностью судить о том, насколько они симпатичны друг другу, что может иметь далеко идущие последствия (Hall, Ног- gan, Stein, & Roter). Согласно результатам этого исследования, пациенты, к которым врачи относились с меньшей симпатией, были меньше удовлетворены общением и чаще задумывались о том, чтобы сменить врача. Больные больше удовлетворены общением с докторами и считают, что те проявляют к ним симпатию, если они смотрят в глаза, наклоняются к ним, кивают головой, подходят близко и разговаривают участливым, энергичным голосом. Иногда наилучшие результаты приносят некоторые комбинации этих форм невербального поведения. Гак, показано, что более всего пациенты были удовлетворены, когда негативные интонации врача сочетались с его позитивными словами (Hall, Roter,

& Rand). Иногда невербальное поведение врачей может свидетельствовать о непростых отношениях с пациентами. У хирургов, на которых чаще подавали в суд, были голоса, позволявшие предположить у них склонность к доминированию.

Пациенты врачей, способных понимать смысл невербальных сигналов, более удовлетворены общением с ними и не пропускают визитов (DiMatteo, Taranta, Friedman, & Prince; DiMatteo, Hays, & Prince). Авторы этих исследований показали также, что у врачей, которые при выполнении постановочного задания более точно продемонстрировали невербальные признаки эмоций, были более удовлетворенные и покладистые пациенты. Пока что мы не знаем, как эти врачи используют свои хорошие невербальные навыки во время общения с пациентами, но можно предположить, что они умеют выразить симпатию, создать доверительную атмосферу и обратить внимание на те проблемы больного, о которых он промолчал.

Сегодня будущие врачи знают, насколько важны хорошие отношения с пациентами. Считать, что врачи и пациенты лишь исполняют хорошо заученные роли или что врачи — это когнитивные машины, «выдающие на гора» профессиональное поведение, не испытывая при этом никаких чувств, — заблуждение. Между клиницистами и пациентами всегда складываются отношения; они могут быть строго официальными, но все равно это отношения. Поэтому все, что нам известно о роли невербального поведения в формировании симпатии, установок, впечатлений, взаимопонимания, эмоций и убеждения, имеет к ним самое непосредственное отношение.

www.med74.ru

как читать жесты и мимику пациента?

Авторы: П.А. Ковальский

П.А. Ковальский

Немногие придают значение тому, насколько важную роль играет невербальное общение врача и пациента. Между тем человек лишь 23% информации воспринимает на слух, остальные 77% он получает при помощи визуализации объекта.

Если эти цифры кажутся вам неубедительными, предлагаю провести небольшой эксперимент. Вспомните ваши студенческие годы и все, что с этим периодом связано. В том числе – своих преподавателей. Наверняка среди них была яркая личность, преподаватель с большой буквы, его лекции вы старались не пропускать. А вот манера излагать материал другого лектора вызывала у вас только одно желание – спать. Вспомнили? А теперь – внимание, вопрос. О чем рассказывали и тот и другой преподаватель на самой первой паре? А на последней? Дай бог, чтобы вы вспомнили хотя бы название предмета и общую суть лекций. Но вот жесты, манеру говорить, смеяться, тембр голоса и вообще весь внешний облик мы вспоминаем достаточно отчетливо.

Этот небольшой экскурс в ваше студенческое прошлое убедительно демонстрирует, насколько плохо мы помним то, что нам говорят. В то же время память долго хранит то, как нам это говорят. То есть невербальное общение более информативно, чем вербальное.

Невербальное общение («язык тела») – это коммуникационное бессловесное взаимодействие между людьми (передача информации или влияние друг на друга) посредством интонации, жестов, изменения мизансцены общения, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого общения становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею.

Умение «читать» жесты и мимику – один из важнейших навыков врача в коммуникации не только с пациентами, но и в обычной житейской практике. К сожалению, не владеющие этим навыком люди смогут успешно трактовать невербальные методы коммуникации лишь в 50% случаев. Другими словами – угадал/не угадал. А уметь «считывать» выражение лица собеседника означает уметь правильно выстраивать с ним диалог.

На сегодняшний день опубликовано немалое количество научных работ (в основном в США и западноевропейских странах) на тему невербального поведения пациентов и умения врача разбираться в психологических аспектах эмоций пациентов и т. д. Стали уделять больше внимания этой проблеме и в нашей стране.

Нас в данном случае интересует именно практическая сторона невербального общения между врачом и пациентом. Но перед тем как перейти к ней, необходимо добавить несколько комментариев:

  • Жесты и мимика человека – физиологическая реакция на внешний раздражитель. Другими словами – если вы увидели/прочли/услышали/вспомнили что-либо, по вашему мнению, смешное, вы обязательно хотя бы на долю секунды улыбнетесь.
  • Невербальное общение можно рассматривать как некий интернациональный метод, одинаковый для всех наций, возрастов, языков и культур. Потому что люди во всех странах одинаково выражают радость, грусть, боль, отвращение, восхищение и т. п.
  • Контролировать свое невербальное поведение крайне тяжело, это требует многих лет профессиональной подготовки (например, в силовых структурах агенты годами учатся «языку тела» и контролю над своими эмоциями).

За несколько лет существования проекта «Академия Успешного Врача» часто приходится сталкиваться с тем, что врач, в распоряжении которого всего 12 минут на осмотр каждого пациента и заполнение медицинской карточки, просто не имеет возможности уделить внимание изучению ни выражения лица, ни поз, ни вариантов поведения своего пациента.

Например, больной сидит скрестив ноги и руки – так называемая «закрытая поза». Казалось бы, она привычна для многих, и мало кто из врачей обращает на нее внимание. А зря. Она служит своего рода сигналом – пациент испытывает дискомфорт. Это сигнал и для пациента, в случае если он видит перед собой доктора в такой же позе.

Бывает и так, что пациент во время беседы или осмотра время от времени сжимает плечи. Это говорит о том, что он либо чувствует себя неуверенно, либо сомневается в том, что говорит ему врач. На это, снова-таки, можно не обращать внимания, но если врач хочет достичь успеха в лечении, ему необходимо заслужить доверие больного, хотя бы с целью повышения его комплайенса к назначенной терапии. Это во многом обеспечивает достижение благоприятного результата, а значит – послужит для врача доказательством его успешности как специалиста. То есть доверие и благосклонность пациента – это почти половина успеха. В противном случае могут возникнуть и весьма неприятные ситуации. Рассмотрим их.

Во время осмотра или сбора анамнеза пациент хмурится, смотрит исподлобья, крепко сжимает кулаки, выставив при этом указательный палец, кривит губы – словом, всем своим видом показывает, что настроен на конфликт.

К сожалению, как правило, врач предпочитает делать вид, что не замечает агрессивного настроя пациента, а иногда, что еще хуже, «принимает вызов» и начинает в ответ демонстративно вести себя грубо. Конечно, ни о каком доверии между врачом и пациентом в подобных случаях нечего и говорить, ни на какой успех в лечении надеяться нечего, а следовательно – никому не придет в голову назвать такого врача успешным. И все только потому, что он не счел для себя нужным научиться правильно трактовать невербальные методы общения.

Так зачем все-таки врачу уделять такое внимание невербалике? Ответ прост – это позволит ему меньше тратить времени на разговоры при осмотре, вовремя перехватывать инициативу, преодолевать возражения, предотвращать конфликты и устанавливать долгосрочные доверительные отношения с пациентом.

Рассмотрим еще одну ситуацию. После планового осмотра грудного ребенка педиатр, давая молодым родителям разного рода предписания, обильно использует в своей речи не всегда понятные медицинские термины для обозначения даже самых обыденных вещей. Но что для медика – рутина, то для обычных мам и пап – сплошной темный лес. Родители, вместо того чтобы запоминать назначения, начинают растерянно моргать, переглядываться, морщить лоб, пытаясь понять, то ли самое они имеют в виду, что и доктор, в результате начинают задавать много вопросов. Но если бы врач вовремя обратил внимание на невербалику своих визави, он бы начал употреблять более понятные неспециалисту слова, что дало бы ему возможность сократить время приема, а это очень важно, когда твой пациент – младенец.

Несколько советов врачу, желающему научиться распознавать невербальные проявления пациента, но не имеющему времени и возможности для прохождения обучения этому навыку:

  1. Постарайтесь определить норму поведения вашего пациента. Спокоен ли он во время общения или, наоборот, чересчур активен или даже нервозен, общителен или немногословен, свойственна ли ему активная жестикуляция, или он скуп в движениях. Это станет вашей отправной точкой в дальнейшем диалоге.
  2. Во время общения с пациентом старайтесь смотреть на него, а не на документы, в компьютер и т. д. То есть проявляйте заинтересованность и внимание.
  3. При любом отклонении от нормы в поведении пациента – не утруждайте себя попыткой трактовать эти отклонения. У вас нет на это времени и, скорее всего, недостаточно опыта и специальных знаний.
  4. Заметив отклонение от нормы, задайте пациенту вопрос. К примеру: во время консультации он ведет себя спокойно, но в конце начинает говорить быстрее, больше жестикулирует. Почему он стал себя так вести? Причин может быть 1000 и одна! Лучше всего задать уточняющий вопрос: «все ли вам понятно?», «есть ли у вас вопросы?», «могу ли я быть чем-то еще вам полезен?». Уверяем вас – пациент будет благодарен вам за вашу внимательность.
  5. Помните, причин у больного на тот или иной жест или ту или иную позу может быть масса! Во время нормального, дружелюбного общения с вами он вдруг скрестил руки на груди. Какие могут быть причины? У него может заболеть живот, ему может стать внезапно холодно. Возможно, его знобит. Но возможно также, что ему что-то непонятно и т. д.
  6. Чтобы хорошо разбираться в невербалике, недостаточно просто задавать наводящие вопросы своим пациентам. Если действительно хотите понять, что скрывается за тем или иным жестом, – попробуйте скопировать его! Организм человека – удивительный механизм. Любое наше ощущение, чувство, любая наша эмоция получит свое невербальное воплощение – в жесте, гримасе или позе. Чаще всего они читаются довольно легко, потому что практически у всех одинаковые. Ведь мы вряд ли спутаем гримасу отвращения с радостным и счастливым выражением лица. Поэтому, чтобы разобраться, о чем думал ваш пациент во время последнего к вам визита, когда смотрел куда-то поверх вашей головы и нетерпеливо постукивал кончиками пальцев по столу, воспроизведите все это дома, перед зеркалом. И когда вы увидите свое лицо, поймете, что пациент не считает вас крупным специалистом в своей области, а стало быть, и к вашим предписаниям отнесется скептически.

Успешный доктор обязан уметь читать невербалику пациента, с тем чтобы адекватно и вовремя реагировать на ее изменения. Это упростит взаимоотношения с больным, позволит установить с ним доверительные отношения, сбережет время, предотвратит конфликты и напрямую будет способствовать переводу больного из разряда «пациент» в разряд «клиент».

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ Терапія та сімейна медицина

17.07.2019 Терапія та сімейна медицина Механизмы статинассоциированных побочных эффектов

Многолетний клинический опыт использования статинов показал, что степень снижения ХС и ХС ЛПНП в значительной мере зависит от конкретного типа применяемого статина и дозы лекарственного средства. В современных рекомендациях постоянно подчеркивается, что частота назначений статинов лицам, имеющим показания к их использованию, далека от идеальной. Поэтому перед назначением статинов и в процессе лечения необходимо оценить возможные риски у каждого конкретного пациента на основании лабораторных тестов….

16.07.2019 Терапія та сімейна медицина Науково-практична конференція з міжнародною участю «Рефлексотерапія в Україні: фундатор та послідовники»

Останній день травня 2019 року був відзначений важливою подією – проведенням науково-практичної конференції з міжнародною участю «Рефлексотерапія в Україні: фундатор та послідовники», присвяченої пам’яті члена-кореспондента Академії медичних наук України, професора Євгенії Леонідівни Мачерет, 90 років від дня народження якої минуло 4 червня….

www.health-ua.com

Вербальные и невербальные средства коммуникации

Цель: познакомиться с вербальными и невербальными средствами общения.

В результате освоения данной темы студент должен

знать: значение речи и языка; функции речи; виды речи;

невербальные средства общения: экстра- и паралингвистические, оптико-кинетические (жестика, мимика, пантомимика), такесика, проксемика, визуальное общение;

уметь: использовать знания в области вербального и невербального общения при организации межличностных отношений, прогнозировать поведение собеседника; применять теоретические знания при выполнении заданий по изучаемой теме; пользоваться психологическими методиками по самодиагностике; применять сформированные компетенции в процессе планирования, организации и осуществления своей будущей профессиональной деятельности.

Информационный материал

Важнейшим достижением человечества, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, является речевое общение.

Когда мы пользуемся языком для передачи информации, то он становится речью. Поэтому речь и язык тесно связаны между собой, это два аспекта единого целого. Речь – это деятельность общения (выражения, воздействия, сообщения) с помощью языка. Речь – это язык в действии, или вербальная коммуникация.

В качестве средств вербальной коммуникации выступают слова. Слова употребляются нами по-разному: мы можем произнести их вслух, про себя, написать, обозначить особым жестом.

Речь может демонстрировать истинное лицо человека порой вопреки его воле. С детства мы усваиваем не только родной язык, но и язык своего времени, своей социальной группы, своей семьи, всего нашего окружения.

В зависимости от того, как мы используем слова, а также от условий, в которых протекает общение, выделяют различные виды речи (рисунок 1).

Внутренняя речь – это речь для себя. Попробуйте проследить за тем, как вы решаете задачу на уроке. Ведь никто не слышит ваших рассуждений. Вы сами с собой размышляете, какой путь решения выбрать, что на что умножить или поделить, а в конце предлагаете себе сравнить то, что получилось, с результатом у товарища или заглянуть в ответ. Отличительная черта этой речи в том, что она не слышна другим и понятна только одному человеку – вам.

Внешняя речь – ее еще называют устной, слышимой речью – это уже речь, предназначенная для людей, находящихся рядом с вами. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся на таком расстоянии, что могут услышать сказанные слова, что накладывает отпечаток на характер речи. При изменении условий, например при разговоре по телефону, характеристики речи обычно меняются (она становится более краткой, менее обстоятельной и т.п.), особенно значительно изменяется характер речевого общения при теле- и радиовещании, когда слушающий не имеет возможности подать реплику и получить на нее ответ.

Диалогическая речь, которую также называют разговорной, поддерживается взаимными репликами собеседников. Обычно она не полностью развернута, так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. О разных формах диалога речь пойдет в последующих разделах данного пособия.

Монолог произносится одним человеком при обращении к другому или многим людям. Монологическая речь сложна по своему строению: она продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Здесь необходимо строго придерживаться последовательности, логики и грамматической правильности высказывания. При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается,отбираются нужные слова и предложения и часто план устной речи письменно фиксируется.

Рисунок 1. Виды речи

Письменная речь появилась намного позднее устной. Под письменной понимают речь с использование письменных знаков. Благодаря письменной речи люди получили возможность хранить накопленные человечеством знания и передавать их новым поколениям.

Речь — это орудие мышления. Ее важнейшей функцией яв­ляется обобщение. Данная функция обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает, и это позволяет реализоваться мышлению. Благодаря речи человек может планировать свои действия и решать мыслительные задачи. Степень обобщенности понятий и суждений является значимым элемен­том в мыслительной деятельности и в передаче знаний. Другой функцией речи является общение.

Общение включает вербальные и невербальные каналы передачи информации. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, поэтому он и более достоверный. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по каналу вербальному, то верят невербальным средствам общения, поскольку они обусловлены подсознанием.

Выделяются такие виды невербальных средств общения, как:

1) кинесика изучат внешнее появление человеческих чувств и эмоций:

мимика – движение мышц лица

жестика – жестовые движения отдельных частей тела

пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, походку

визуальный контакт (взгляд)

2) просодика (интонация, темп, тембр речи; сила голоса, его высота, тембр, дикция) и экстралингвистика (пауза, вздох, смех, плач, кашель) – ритмико-интонационное оформление речи

3) такесика – прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и проч.

4) проксемика – расположение людей в пространстве при общении. Основатель проксемики Э. Холл предложил особую методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства:

интимная зона (до 45 см) соответствует отношениям близких друг другу людей, в эту зону разрешается проникнуть тем, кто находится в тесном эмоциональном контакте (дети, родители, влюбленные, близкие друзья и родственники). Может встречаться в спорте, балете, где имеет место соприкосновение тел партнеров;

личная зона (от 45 до 120 см) – для обыденного общения с хорошо знакомыми людьми, разговоров друзей с соприкосновением и без него;

социальная зона (от 120 до 400 см) – такое расстояние принято с людьми, которых мы не очень хорошо знаем, при официальных встречах с посторонними людьми;

публичная зона (более 4 м) – при общении с большими группами людей, например, лектор и слушатели.

Правильно выбранная дистанция задает тон дальнейшему общению.

С помощью зрения человек воспринимает больше информации, чем с помощью слуха. Большая часть информации – до 75% передается невербальными средствами общения. Многие жесты человека не фиксируются сознанием, но достоверно передают мысли, настроение, отношение человека к кому-либо или чему-либо.

Альберт Мерабиан, известный исследователь в области языка тела, утверждает, что важнейшую роль в общении играют три основных фактора, степень участия которых распределяется таким образом: что мы говорим – 7%, как мы говорим – 38%, язык тела – 55%.

studfiles.net

Невербальное общение с больным

Главная
Невербальное – то есть без слов. Это жесты, мимика, позы, прикосновения, выражение лица и пр. Этот канал общения в меньшей мере поддается контролю со стороны разума. Наблюдательная сиделка может заметить это и скорректировать ситуацию.

Например, больной, соглашаясь на ту или иную процедуру, вслух произносит: «Делайте быстрей, я готов!», а выражение его лица показывает: «Это может быть опасно. Я очень боюсь!» Можно еще раз объяснить смысл процедуры, с ободряющей улыбкой, и уровень страха понизится. Иногда в невербальном общении участвует всё тело человека – руки, мышцы живота, потливость и пр.

Сиделка должна научиться понимать невербальные сообщения – ведь не каждый больной может использовать устную речь как путь общения. И невербальное общение начинает играть ведущую роль.
  • Походка – очень коммуникативный метод общения. Быстрая, нервная походка означает чувство гнева. Уверенная походка – демонстрация благополучия. Медленная походка – выражение опасения, тревоги. Кроме того, иной раз походка свидетельствует о заболевании больного (скованная походка – признак болезни Альцгеймера).
  • Движения рук. Руки не только комментируют сообщаемую вербальную информацию, но и указывают на определенное эмоциональное состояние. Скажем, кручение какого-то предмета, размашистые движения обозначают беспокойство, расстроенность, гнев. Заламывание пальцев или сжимание рук с тесным прижатием их к груди – сильное волнение, расстройство. Дрожание рук – либо сильное волнение, либо указание на болезнь Паркинсона. Некоординированные движения (больной пытается, но не может попасть пальцем, скажем, в кнопку звонка) должны вызвать тревогу – это могут быть предвестники инсульта.
  • Выражение лица. Сиделка должна следить за тем, чтобы ее лицо всегда оставалось доброжелательным, не хмурить брови, не поджимать губы. Неудовольствие можно выразить мягче: погрозить пальчиком и покачать головой. Больные очень внимательно наблюдают за выражением лица тех, кто его лечит и ухаживает за ним. Поэтому нужно делать всё, чтобы снять у него напряжение, страх, стресс.
  • Самый важный канал невербального общения – глаза. Не следует отводить глаза от пациента, прятать их, воздевать кверху. В некоторых случаях выразительный взгляд способен передать смысл не только сказанного, но и того, что больному сообщать не предполагалось, а также кардинально изменить смысл переданного сообщения. Особенно когда речь идет об ответах на вопросы о прогнозе заболевания, тяжести состояния, опасности того или иного симптома. Поэтому сиделка должна следить за выражением своих глаз (можно мысленно себе говорить «Какой симпатичный человек», даже если это не совсем так).
  • Внешний вид. Неопрятно одетая, неприятно пахнущая, кое-как причесанная сиделка вызывает у больного отрицательные эмоции, и это сильно затрудняет общение. Напротив, аккуратная, свежо выглядящая, приветливая, позитивно настроенная сиделка способна повысить жизнестойкость больного, придать ему сил.

    Причины взаимонепонимания

    Нередки случаи, когда при наличии всех пяти элементов общения (от отправителя информации до подтверждения ее получения) больной не вполне понимает то, что ему говорят.
    Каковы причины этого?
    1. Либо лицо, передающее информацию, либо получатель ее недостаточно хорошо знают язык, на котором говорит отправитель, или говорит с заметным акцентом.
    2. Отправитель говорит слишком быстро или слишком тихо, нечетко или не продумав заранее сообщение.

chastnyj-dom-prestarelyh.ru

Невербальное общение — Медицинский портал EUROLAB

Визуальный контакт. Нередко, глядя на человека, мы устанавливаем с ним визуальный контакт. Такой контакт является одной из форм невербальной коммуникации. Посредством визуального контакта можно получить некоторую информацию о другом человеке. Прежде всего, его взгляд может выражать интерес к данной ситуации или же, наоборот, его отсутствие. Авторы романов о влюбленных нередко пишут о том, что «они не сводили друг с друга глаз». «Рассеянный» взгляд или взгляд «в сторону» говорят о недостатке внимания к кому-либо или к чему-либо. Однако порой нежелание человека смотреть в глаза другому связано с тем, что первый должен сообщить ему неприятные вести. Недостаточность визуального контакта может также говорить о застенчивости индивида или его боязливости. Поскольку взгляд несет значительную эмоциональную нагрузку, существуют определенные неписаные правила относительно того, как и когда им пользоваться. Многое обусловлено культурными традициями той или иной страны. Так, в Европе и Северной Америке прямой взгляд в глаза другому человеку выражает стремление к искренности, доверительности. В Азии, например, в Японии и Корее прямой взгляд может интерпретироваться как показатель агрессивности. В Японии не принято пристально смотреть на собеседника — беседующие смотрят, в основном, на икебану. В Чечне, в соответствии с традицией, женщины избегают визуального контакта при встрече с незнакомым мужчиной. Пристальный взгляд в глаза другому человеку может использоваться также как знак агрессии или доминирования. Иной учитель в классе одним взглядом останавливает расшалившихся школьников. Визуальный контакт может также облегчить взаимодействие людей при выполнении совместной задачи. Нередко выступающие за одну команду спортсмены, обменявшись лишь взглядами, успешно согласовывают последующие совместные действия.

Нередко визуальный контакт сочетается с вербальным взаимодействием — беседой. Когда два человека разговаривают, время от времени они смотрят друг другу в глаза. По данным английского психолога Аргайла, доля времени, уделяемая такому взгляду с каждой стороны, обычно колеблется от 25 до 75 % времени продолжительности разговора, хотя полный диапазон, зафиксированный в его лаборатории, простирается от нуля до ста процентов.

Данные исследований говорят о том, что имеются индивидуальные различия в стремлении людей к визуальным контактам. Экстраверты больше времени смотрят на взаимодействующего с ними человека, чем интроверты, и их взгляды более продолжительны. Люди с высоким уровнем потребности в аффилиации (принадлежности) уделяют больше времени взгляду на других людей, но только тогда, когда в основе ситуации лежит дружба или сотрудничество. Если ситуация имеет соревновательный характер, такие индивиды меньше смотрят на своих соперников. Однако в подобной ситуации индивиды с высоким уровнем потребности в доминировании уделяют больше времени взгляду на других людей (Экслайн). Имеются различия между мужчинами и женщинами в стремлении к визуальным контактам. Женщины более склонны к пристальному взгляду, чем мужчины, особенно разговаривая с другими женщинами. Экслайн также обнаружил, что люди, склонные к абстрактному мышлению, больше смотрят на других во время взаимодействия, чем люди, мыслящие конкретными образами. Первые имеют больше способностей к интеграции воспринимаемых факторов и менее подвержены иногда приводящим в растерянность свойствам визуального контакта.

В целом, как отмечает американский психолог Паттерсон, пристальный взгляд, используемый в целях визуального контакта, выполняет следующие пять функций:

1) информационное обеспечение;

2) регулирование взаимодействия;

3) выражение интимности;

4) проявление социального контроля;

5) облегчение выполнения задачи.

Таким образом, пристальный взгляд с целью визуального контакта является столь же значимой стороной коммуникации, как и использование слов.

Лицевые экспрессии также могут играть немаловажную роль в межличностном общении. Вера в то, что выражение лица какого-либо человека может отражать его истинные чувства, является общепринятой. Более двух тысяч лет назад древнеримский оратор Цицерон называл лицо «отражением души». Однако нельзя не отметить, что люди способны контролировать выражение своего лица, и это затрудняет распознавание их подлинных эмоциональных состояний.

В 1871 г. Дарвин высказал предположение, что определенные лицевые экспрессии являются врожденными и, таким образом, доступны для понимания каждого человека. Поэтому они играют важную коммуникативную роль. Данные современных исследований подтверждают эти положения, показывая, например, что представители различных культур, испытывая определенные эмоции, проявляют одинаковые лицевые экспрессии. В эксперименте Мацумото испытуемые — американские и японские студенты последнего курса колледжа — рассматривали экспрессии шести универсальных эмоций (гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление), которые изображали американские и японские мужчины и женщины. Обнаружилось, что как американские, так и японские студенты были способны различать представленные эмоции. И это не зависело от того, были ли люди, изображавшие ту или иную эмоцию, американцами или японцами.

Телодвижения человека, его позы и жесты, наряду с выражением лица, взглядом также могут нести о нем ту или иную информацию, играя определенную роль в межличностном общении. Так, по походке можно судить о физическом состоянии человека, его настроении. В особенностях позы и жестикуляции проявляются и личностные черты, и намерения, и эмоциональные состояния человека. Непосредственному наблюдению доступнее всего различные эмоциональные состояния. Порой приходится наблюдать, как взволнованный человек постоянно прикасается к тем или иным частям своего тела, потирает или почесывает их. Данные исследований показывают, что люди в состоянии возбуждения делают большее количество подобных телодвижений, чем в спокойном состоянии. Жесты специально используются человеком для передачи информации. Определенные движения головой могут выражать знак утверждения или отрицания, жестом руки предлагают человеку сесть или встать, машут рукой в знак приветствия или прощания. Конечно, жесты могут выступать в качестве своеобразного языка лишь в том случае, если взаимодействующие люди однозначно понимают их в соответствии с особенностями национальной культуры и контекстом ситуации.

В последние десятилетия изучение коммуникативных функций телодвижений (языка тела) выделилось в качестве отдельной ветви научного знания (кинесики). Высказывается предположение, что имеется приблизительно от 50 до 60 основных типов телодвижений, которые составляют сердцевину невербального языка тела. Его основные единицы используются одновременно, для того чтобы выражать тот или иной смысл, во многом подобно тому, как произнесенные звуки сочетаются, образуя слова, полные значения.

Невербальные поведенческие акты, которые прямо связаны с вербальным языком, называются иллюстраторами. Например, если кто-то спрашивает, где находится ближайшая станция метро, то, вероятно, будут использоваться для объяснения как слова, так и жесты одновременно.

Конечно, не всегда жесты сопровождают вербальный язык. Иногда жесты заменяют целые фразы. Такие жесты, называемые эмблемами, являются невербальными актами, которые однозначно понимают большинство представителей той или иной культуры. Взмах руки во время встречи в качестве приветствия широко распространен во многих странах Европы и Северной Америки. Порой один и тот же жест может выражать различные значения в различных культурах. Например, в Северной Америке круг, образованный большим и указательным пальцами, когда другие пальцы подняты, обозначает, что все в порядке, но во Франции это значит нуль или нечто никчемное. В Средиземноморских странах и на Среднем Востоке это неприличный жест. Подобные различия могут вносить непонимание в контакты представителей различных культур.

Позы и жесты нередко свидетельствуют о характере взаимоотношений между двумя индивидами, например, о статусных различиях этих людей. Человек с более высоким социальным статусом, вступая в контакт с другим индивидом, обычно выглядит более расслабленным: его руки и ноги находятся в асимметричных позициях и слегка согнуты по отношению к телу. Человек с низким статусом, вероятнее всего, будет сохранять полную неподвижность, выпрямив корпус, держа ноги вместе и прижав руки к телу.

Также в разделе: Социальная психология общения:

www.eurolab.ua

Невербальное общение — Медицинский портал EUROLAB

Визуальный контакт. Нередко, глядя на человека, мы устанавливаем с ним визуальный контакт. Такой контакт является одной из форм невербальной коммуникации. Посредством визуального контакта можно получить некоторую информацию о другом человеке. Прежде всего, его взгляд может выражать интерес к данной ситуации или же, наоборот, его отсутствие. Авторы романов о влюбленных нередко пишут о том, что «они не сводили друг с друга глаз». «Рассеянный» взгляд или взгляд «в сторону» говорят о недостатке внимания к кому-либо или к чему-либо. Однако порой нежелание человека смотреть в глаза другому связано с тем, что первый должен сообщить ему неприятные вести. Недостаточность визуального контакта может также говорить о застенчивости индивида или его боязливости. Поскольку взгляд несет значительную эмоциональную нагрузку, существуют определенные неписаные правила относительно того, как и когда им пользоваться. Многое обусловлено культурными традициями той или иной страны. Так, в Европе и Северной Америке прямой взгляд в глаза другому человеку выражает стремление к искренности, доверительности. В Азии, например, в Японии и Корее прямой взгляд может интерпретироваться как показатель агрессивности. В Японии не принято пристально смотреть на собеседника — беседующие смотрят, в основном, на икебану. В Чечне, в соответствии с традицией, женщины избегают визуального контакта при встрече с незнакомым мужчиной. Пристальный взгляд в глаза другому человеку может использоваться также как знак агрессии или доминирования. Иной учитель в классе одним взглядом останавливает расшалившихся школьников. Визуальный контакт может также облегчить взаимодействие людей при выполнении совместной задачи. Нередко выступающие за одну команду спортсмены, обменявшись лишь взглядами, успешно согласовывают последующие совместные действия.

Нередко визуальный контакт сочетается с вербальным взаимодействием — беседой. Когда два человека разговаривают, время от времени они смотрят друг другу в глаза. По данным английского психолога Аргайла, доля времени, уделяемая такому взгляду с каждой стороны, обычно колеблется от 25 до 75 % времени продолжительности разговора, хотя полный диапазон, зафиксированный в его лаборатории, простирается от нуля до ста процентов.

Данные исследований говорят о том, что имеются индивидуальные различия в стремлении людей к визуальным контактам. Экстраверты больше времени смотрят на взаимодействующего с ними человека, чем интроверты, и их взгляды более продолжительны. Люди с высоким уровнем потребности в аффилиации (принадлежности) уделяют больше времени взгляду на других людей, но только тогда, когда в основе ситуации лежит дружба или сотрудничество. Если ситуация имеет соревновательный характер, такие индивиды меньше смотрят на своих соперников. Однако в подобной ситуации индивиды с высоким уровнем потребности в доминировании уделяют больше времени взгляду на других людей (Экслайн). Имеются различия между мужчинами и женщинами в стремлении к визуальным контактам. Женщины более склонны к пристальному взгляду, чем мужчины, особенно разговаривая с другими женщинами. Экслайн также обнаружил, что люди, склонные к абстрактному мышлению, больше смотрят на других во время взаимодействия, чем люди, мыслящие конкретными образами. Первые имеют больше способностей к интеграции воспринимаемых факторов и менее подвержены иногда приводящим в растерянность свойствам визуального контакта.

В целом, как отмечает американский психолог Паттерсон, пристальный взгляд, используемый в целях визуального контакта, выполняет следующие пять функций:

1) информационное обеспечение;

2) регулирование взаимодействия;

3) выражение интимности;

4) проявление социального контроля;

5) облегчение выполнения задачи.

Таким образом, пристальный взгляд с целью визуального контакта является столь же значимой стороной коммуникации, как и использование слов.

Лицевые экспрессии также могут играть немаловажную роль в межличностном общении. Вера в то, что выражение лица какого-либо человека может отражать его истинные чувства, является общепринятой. Более двух тысяч лет назад древнеримский оратор Цицерон называл лицо «отражением души». Однако нельзя не отметить, что люди способны контролировать выражение своего лица, и это затрудняет распознавание их подлинных эмоциональных состояний.

В 1871 г. Дарвин высказал предположение, что определенные лицевые экспрессии являются врожденными и, таким образом, доступны для понимания каждого человека. Поэтому они играют важную коммуникативную роль. Данные современных исследований подтверждают эти положения, показывая, например, что представители различных культур, испытывая определенные эмоции, проявляют одинаковые лицевые экспрессии. В эксперименте Мацумото испытуемые — американские и японские студенты последнего курса колледжа — рассматривали экспрессии шести универсальных эмоций (гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление), которые изображали американские и японские мужчины и женщины. Обнаружилось, что как американские, так и японские студенты были способны различать представленные эмоции. И это не зависело от того, были ли люди, изображавшие ту или иную эмоцию, американцами или японцами.

Телодвижения человека, его позы и жесты, наряду с выражением лица, взглядом также могут нести о нем ту или иную информацию, играя определенную роль в межличностном общении. Так, по походке можно судить о физическом состоянии человека, его настроении. В особенностях позы и жестикуляции проявляются и личностные черты, и намерения, и эмоциональные состояния человека. Непосредственному наблюдению доступнее всего различные эмоциональные состояния. Порой приходится наблюдать, как взволнованный человек постоянно прикасается к тем или иным частям своего тела, потирает или почесывает их. Данные исследований показывают, что люди в состоянии возбуждения делают большее количество подобных телодвижений, чем в спокойном состоянии. Жесты специально используются человеком для передачи информации. Определенные движения головой могут выражать знак утверждения или отрицания, жестом руки предлагают человеку сесть или встать, машут рукой в знак приветствия или прощания. Конечно, жесты могут выступать в качестве своеобразного языка лишь в том случае, если взаимодействующие люди однозначно понимают их в соответствии с особенностями национальной культуры и контекстом ситуации.

В последние десятилетия изучение коммуникативных функций телодвижений (языка тела) выделилось в качестве отдельной ветви научного знания (кинесики). Высказывается предположение, что имеется приблизительно от 50 до 60 основных типов телодвижений, которые составляют сердцевину невербального языка тела. Его основные единицы используются одновременно, для того чтобы выражать тот или иной смысл, во многом подобно тому, как произнесенные звуки сочетаются, образуя слова, полные значения.

Невербальные поведенческие акты, которые прямо связаны с вербальным языком, называются иллюстраторами. Например, если кто-то спрашивает, где находится ближайшая станция метро, то, вероятно, будут использоваться для объяснения как слова, так и жесты одновременно.

Конечно, не всегда жесты сопровождают вербальный язык. Иногда жесты заменяют целые фразы. Такие жесты, называемые эмблемами, являются невербальными актами, которые однозначно понимают большинство представителей той или иной культуры. Взмах руки во время встречи в качестве приветствия широко распространен во многих странах Европы и Северной Америки. Порой один и тот же жест может выражать различные значения в различных культурах. Например, в Северной Америке круг, образованный большим и указательным пальцами, когда другие пальцы подняты, обозначает, что все в порядке, но во Франции это значит нуль или нечто никчемное. В Средиземноморских странах и на Среднем Востоке это неприличный жест. Подобные различия могут вносить непонимание в контакты представителей различных культур.

Позы и жесты нередко свидетельствуют о характере взаимоотношений между двумя индивидами, например, о статусных различиях этих людей. Человек с более высоким социальным статусом, вступая в контакт с другим индивидом, обычно выглядит более расслабленным: его руки и ноги находятся в асимметричных позициях и слегка согнуты по отношению к телу. Человек с низким статусом, вероятнее всего, будет сохранять полную неподвижность, выпрямив корпус, держа ноги вместе и прижав руки к телу.

Также в разделе: Социальная психология общения:

www.eurolab-portal.ru

Виды невербальных средств общения

В нашем внешнем поведении проявляется то очень многое, что у нас происходит и имеется в. Лишь эти проявления необходимо мочь выявить. За отдельными, чуть заметными проявлениями рук, глаз, позы, возможно заметить настроение, жажды, помыслы вашего партнера. Как заметил в один раз признанный знаток людей, легче поменять свое мировоззрение, чем свой в высшей степени личный метод подносить ложку ко рту.

В общение людей выясняются закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, хохот, слезы и т.д. каковые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а время от времени и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. В соответствии с изучениям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Из этого следует, что всего 7% остается словам, принимаемым получателем, в то время, когда мы говорим. Это имеет принципиальное зна­чение. Иначе говоря во многих случаях то, как мы говорим, серьёзнее слов, каковые мы произносим. Большая часть невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и разрешают ему взаимодействовать, добиваясь согласия на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим высшим животными, а также и более всего псам, мартышкам и дельфинам, дана свойство невербального общения между собой и с человеком..

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще перед тем, как он усвоил и обучился пользоваться речью ( около 2-3 лет). Помимо этого, само по себе невербальное поведение содействует формированию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, благодаря чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более много возможностей для развития.

Средства невербальной коммуникации как необычный язык эмоций являются таким же продуктом публичного развития, как и язык слов, и смогут не совпадать в различных национальных культурах. Болгары несогласие с собеседником высказывают кивком головы, который русский принимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары смогут легко принять за символ согласия.

В различных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации также выбираются разные средства. Так, дети довольно часто применяют плач, как средство действия на взрослых и метод передачи им своих жажд и настроений. Коммуникативный темперамент, который получает у детей плач, хорошо передает их часто видящееся предупреждение Я не тебе плачу, а маме!

Различаются три основных вида невербальных средств передачи информации ( либо их еще именуют паралингвистические средства общения): фонационные, кинетические и графические.

К фонационным невербальным средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…). К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика. Графические невербальные средства коммуникации выделяются в письменной речи.

Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не нужно путать с физиогномикой (наука, благодаря которой по форме лица возможно делать выводы о психических свойствах того либо иного человека).

Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека много неспециализированных мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т.п. Но у человека имеются специфические эмоции и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие ясные средства человека развились из движений, каковые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение неприязни у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыкову животного, подготавливающегося к борьбе.

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную территорию коры головного мозга – из этого её непроизвольный темперамент. Наряду с этим происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной сиситемы. Высказывая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо — все эти движения производятся и в тех случаях, в то время, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреболению пищи. Это говорит о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

Мимика не редкость различная:

Очень сильно подвижная мимика. Очень сильно подвижная мимика говорит об оживленности и стремительной сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может быть около маниакальных размеров.

Малоподвижная мимика. Показывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она говорит о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со самообладанием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) создавать кроме этого впечатление созерцательности и уюта.

Монотонность и редкая смена форм. В случае если такое поведение сопровождается медлительностью и не сильный напряженностью, то возможно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о не сильный импульсивности. Обстоятельством этого смогут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность либо парализованность. Такое поведение характерно при только монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого главного эмоции депрессивном ступоре (полная скованность).

Сопряженная мимика. Большая часть мимических процессов складываются из множества отдельных выражений. Высказывания вроде он разинул рот и раскрыл глаза, холодные глаза противоречат смеющемуся рту и другие говорят о том, что анализ вероятен только при наблюдении за отдельными выражениями и на базе выводов, взятых наряду с этим.

Кроме этого мимические движения подразделяются на:

1) мимику агрессивно-наступательную – бешенство, злость, жестокость и др.;

2) энергично-оборонительную – отвращение, презрение, неприязнь и др.;

3) пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.;

4) мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

5) мимику наслаждения-неудовольствия;

6) маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, неясности, нечестности и т.п.

Одним из наиболее ответственных элементов мимики есть взор. Взор живого существа, и особенно взор человека, — один из самых сильных раздражителей, несущий в себе громадную данные. В ходе общения взоры людей делают синхронизирующую функцию – ритмика взоров образует определенное русло общения. Наряду с этим говорящий меньше наблюдает на партнера, чем слушающий. Но приблизительно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взор на лици слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди сказать и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, со своей стороны отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это смогут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и скорбь, восхищение и бешенство. Глаза высказывают всю гамму человеческих эмоций. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область.

Впечатление, создаваемое взором, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, неспециализированного абриса лица. Согласно точки зрения антрополога Эдуарда Т. Холла, фаворит ООП Ясир Арафат носит чёрные очки, дабы люди не могли следить за его реакциями по расширению его зрачков. Ученые сравнительно не так давно установили, что зрачки увеличиваются, в то время, когда вас что-то заинтересо­вывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском мире знают уже много лет. Сочетание этих показателей разнообразно. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взорами, отрицательные – сокращают это количество.

Жесты – это ясные движения головой, рукой либо кистью, каковые совершают с целью общения и каковые смогут сопровождать размышление либо состояние. Мы различаем:

Указательные жесты направлены в сторону предметов либо людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты помогают для подкрепления высказываний. Решающее значение придается наряду с этим положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов желают установить социальный контакт либо взять символ внимания со стороны партнера. Они употребляются кроме этого для ослабления значения высказываний.

Произвольными жестами являются движения головы, рук либо кистей, каковые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся довольно часто, смогут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Довольно часто их обозначают кроме этого как рефлекторные движения. Этим жестам не требуется обучаться. В большинстве случаев, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) либо купленными.

Все эти виды жестов смогут сопровождать, дополнять либо заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест есть как правило подчеркивающим и уточняющим.

Одной из наиболее важных ошибок, которую смогут допустить новички в деле изучения языка тела, есть рвение выделить один жест и разглядывать его изолированно от других жестов и событий. К примеру, почесывание затылка вероятно значит тысячу вещей — перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость либо произнесение неправды — в зависимости от того, какие конкретно другие жесты сопровождают это почесывание, исходя из этого для верной интерпретации мы должны учитывать целый комплекс сопровождающих жестов.

Как любой язык, язык тела складывается из слов, предложений и знаков пунктуации. Любой жест подобен одному слову, а слово может иметь пара разных значений. Всецело осознать значение этого слова вы имеете возможность лишь тогда, в то время, когда скажете это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме предложений и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочесть эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего.

Кроме этого невербальные сигналы смогут быть конгруентными, т.е. соответствующими словесному высказыванию, и неконгруентными. К примеру, вы попросили вашего собеседника выразить вывод по-предлогу только что сказанного вами. Он при это находиться в позе, в общем высказывающей критически оценочное отношение.

Обычная поза критической оценки

Главным тут есть жест подпирание щеки указательным пальцем, тогда как другой палец прикрывает рот, а большой палец лежит под подбородком. Следующим подтверждением того, что слушающий относится к вам критически, есть то, что ноги его прочно скрещены, а вторая рука лежит поперек тела, как бы защищая его, а голова и подбородок наклонены (враждебно). Это невербальное предложение говорит вам примерно следующее: Мне не нравится, что вы рассказываете, и я с вами не согласен.

В случае если ваш собеседник ответил бы вам, что он с вами не согласен, то его невербальные сигналы были бы конгруэнтными, т.е. соответ­ствовали бы его словесным высказываниям. В случае если же он скажет, что ему весьма нравится все, что вы рассказываете, он будет лгать, по причине того, что его слова и жесты будут неконгруэнтными. Изучения обосновывают, что невербальные сигналы несут в 5 раза больше информации, чем вербальные, и , если сигналы не­конгруэнтны, люди надеются на невербальную данные, предпочитая ее словесной.

Научные исследования лингвистики продемонстрировали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью, престижем человека и его словарным запасом. Иначе говоря чем выше социальное либо опытное положение человека, тем лучше его свойство общаться на уровне слов и фраз. Исследования невербалики распознали зависимость между степенью жестикуляции и красноречивостью человека, применяемой человеком для передачи смысла своих сообщений. Это указывает, что существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и числом жестов и телодвижений, которыми он пользуется. Человек, пребывающий на вершине соци­альной лестницы либо карьеры, может пользоваться богатством своего словарного запаса в ходе коммуникации, в также время как менее образованный либо менее опытный человек будет чаще надеяться на жесты, а не на слова в ходе общения.

Одним из невербальных средств получения информации есть кроме этого и наша одежда.В одежде и в том, как человек желал бы смотреться, проявляется та роль, которую он желал бы играться в обществе, и его внутренняя позиция. Крылатое выражение По одежке встречают… подразумевает, что человек, его внутренняя сущность таковы, какова его одежда. Одежда есть некой условностью. Разъяснение может дать не мода, а направление стиля и его уровень.

И.Гете в Годах странствий Вильгельма Мейстера говорит, как странник расспрашивает школьного надзирателя о обстоятельствах для того чтобы различия в одежде воспитанников. Разгадка тут вот в чем, — отвечал надзиратель, — для нас это средство определить темперамент каждого мальчика… Из нашего запаса тканей и отделок воспитанники есть в праве выбрать любой цвет, и любой фасон и покрой из ограниченного их числа. За этим выбором мы внимательно следим, поскольку любой цвет разрешает делать выводы о складе эмоций, а покрой – об образе жизни человека….

То, что в этом наблюдении вправду кроются определенные закономерности, свидетельствует, например, тест Люшера.

Швейцарский психолог М.Люшер внес предложение в наше время цветовой тест, который явился не только способом изучения личности, но и целым направлением в науке о цвете.

Сущность цветовых тестов содержится в том, что испытуемому предлагается из комплекта разноцветных карточек выбрать наиболее нравящиеся и ранжировать их, а после этого выполнить то же самое с теми, каковые не нравяться. Изучения продемонстрировали, что посредством цветных тестов возможно распознать кое-какие особенности личности.

Красный цвет в большинстве случаев предпочитают физически здоровые, сильные люди, они живут сегодняшним днем и испытывают желание взять все, что желают, также сейчас. Дети, выбирающие из палитры каркндашей красный, легко возбудимы, обожают шумные подвижные игры. Красный цвет в далеком прошлом стал знаком любви и силы. И, по всей видимости, не просто так в 1337 году во Франции вышел указ, запрещающий простолюдинам носить красную одежду. Данной привилегией пользовались лишь короли, кардиналыи сенаторы. Отвергают, в большинстве случаев, астенизированные, утомившиеся люди.

Дети, выбирающие желтый цвет, отличаются тем, что часто уходят в мир своих фантазий. Повзрослев, они смогут при определенных событиях стать мечтателями не от мира этого, такие люди не хорошо приспосабливаются к жизни. Нелюбовь к желтому вероятно значит нереализованные надежды ( разбитые грезы), истощение нервной системы.

Людям, выбирающим зеленый цвет, в большинстве случаев характерны самоуверенность, настойчивость. Они стремяться к обеспеченности.

Предпочтение светло синий цвета отражает потребность человека в стабильности, порядке. светло синий цвет чаще выбирают флегматики.

Педиатры увидели, что хронически больные дети, бывши в удовлетворительном состоянии, делают картинки в светло синий-голубых тонах и оранжевой гамме – в период обострения болезни.

Коричневому цвету довольно часто отдают предпочтение люди, неустроенные в жизни.

Цветовые тесты разрешают четко фиксировать динамику эмоциональных состояний в той либо другой экстремальной ситуации.

Но возвратимся к И.Гете. Действительно, — продолжает надзиратель, — имеется в людской природе природе черта, частично затрудняющая правильные суждения: это дух подражания, склонность примыкать к практически всем.

Не смотря на то, что склонность направляться моде весьма сильна в людях, но по тому, как человек наряжается, возможно делать выводы, в какой он степени подвержен психической заражаемости, давлению группы и как независим в самооценке. Одни наряжаются как возможно незаметнее, стараются ни чем не привлекать внимание . Другие предпочитают носить броские, броские, экстравагантные наряды. Третьи умеренны в следовании за модой.

Ответственной деталью в одежде являются украшения.

К средствам украсить самого себя относятся следующие: наколки, раскраска и татуировка, прическа, парфюмерия, маникюр, макияж, аксессуары.

Посредством украшений напоказ выставляются социальный статус, готовность вступить в контакт, агрессивность, приспосабливаемость, авантюрность натуры, личностные особенности. Украшения в виде косметики, париков и парфюмерных средств служат как правило как дополнительные наряды.

Респектабельные украшения. Подобные украшения часто являются свидетельством претензий на обладание определенным престижем. Так возможно продемонстрировать своему окружению, что вы из себя воображаете, утерев им нос и поставив на место.

Членский значок той либо другой организации. Тот, кто не скрывает своей принадлежности к той либо другой группе людей, носит членский значок. Для для того чтобы человека членский значок представляет собой некое свидетельство престижа, благодаря которому он высказывает свою принадлежность к определенной группе. Одновременно с этим членские значки из разных металлов дают представление о социальной шкале рангов в объединения.

Крест. Благодаря своей конструкции (горизонтально – высота, вертикально – стабильность, а прямой угол – фиксированность) крест и высказывает эти свойства. В силу религиозного эмоции защищенности он придает чувство некой безопасности. Причем к выбору этого украшения приводит не вправду демонстрируемое поведение, а потребность.

Кожаные браслеты. Такое украшение носят и при отсутствии прямой необходимости (у спортсменов). Оно должно высказывать выделено сильную натуру и служить в качестве украшающего ремешка на запястье.

Кусочки меха и другие трофеи. В случае если их носят на запястье либо на шее, то тогда они сигнализируют о выдержке, и если судить по ним, возможно выяснить победителя.

Мех и мишура. Создают женственно-мягкое впечатление. Яркий контакт меха с кожей говорит о жажде испытать ласковое обращение.

Небольшие и красивые украшения. Они высказывают то, что их обладатель чувствует себя мелким и не сильный человеком, нуждающимся в участии и бережном обращении. Тот, кто носит мелкие и красивые украшения, желал бы казаться любезным и душевным человеком.

Большие украшения. Они в большинстве случаев кидаются в глаза и высказывают рвение взять признание своего социального статуса. Я воображаю собой больше, чем ты, у меня всего больше, чем у тебя, я превосхожу тебя – таков суть аналогичных украшений.

Итак, одежда способна очень многое сказать о содержании духовной сущности людей. Но, само собой разумеется, только по ней делать окончательные выводы о личности запрещено.

Так, из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что невербальные средства коммуникации не меньше ответственны в ходе общения, чем вербальные и несут громадный количество информации. Т.к. психологами установлено, что в ходе сотрудничества людей от 60 до 80 коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и лишь 20-40 информации передается посредством вербальных.

Изюминкой языка телодвижений есть то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы разрешает нам доверять этому языку больше, чем простому речевому каналу общения. Чем менее образован человек, тем чаще он прибегает к не хорошо контролируемым жестам и речевым засорениям. Подделать язык жестов практически нереально. Закройте глаза и спрячте руки, если вы не желаете, дабы обнаружилась ваша неискренность, — к такому выводу пришел один наблюдательный служащий английского суда.

М.И.Еникеев Неспециализированная и социальная психология. М. 1999.

Курс практической психологии. Ижевск, 1995.

Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. М. 1995.

Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1986.

sms-taim.ru