Обобщение материала это – обобщение — это… Что такое обобщение?

Содержание

обобщение — это… Что такое обобщение?

— продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности. На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий — приемов деятельности познавательной и знаков.

Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Особенно сложно обобщение, в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.

При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).

Одно и то же обобщение можно сформировать в результате различной организации исследовательских действий, — например, обобщение, построенное на базе минимально необходимых данных, и оно же на базе избыточных данных. Субъективно новое обобщение (знание) индивида бывает различным по происхождению: полученным в общении с другими людьми или выработанным самостоятельно. Во втором случае это обобщение может отсутствовать в общественном опыте.

При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

psychology.academic.ru

это… Термин, понятие… Что такое обобщение?

обобщение это

По ходу процесса мышления имеют место четыре операции. К ним, в частности, относят деление, определение, ограничение и обобщение понятий. У каждой операции свои особенности и закономерности течения. Что такое обобщение? Чем отличается этот процесс от прочих?

Определение

Обобщение – это логическая операция. Посредством нее при исключении видового признака получается в результате иное определение, обладающее более широким объемом, но существенно меньшим содержанием. Усложненно можно сказать, что обобщение – это форма приращения знания посредством мысленного перехода к общему от частного в определенной модели мира. Это, как правило, соответствует переходу на более высокий уровень абстракции. Результатом рассматриваемой логической операции будет являться гипероним.

Общая информация

Проще говоря, обобщение – это переход от видовых понятий к родовому. Например, если взять определение «хвойный лес». Посредством обобщения в результате получается «лес». У полученного понятия уже есть содержание, но объем при этом значительно шире. Содержание стало меньше в связи с тем, что было убрано слово «хвойный» – видовой признак. Следует сказать, что исходное понятие может быть не только общим, но и единичным. Например, Париж. Это понятие считается единичным. При совершении перехода к определению «европейская столица», далее будет «столица», затем «город». Данной логической операции можно повергнуть различные определения. Например, провести обобщение опыта работы. В этом случае посредством перехода от частного к общему происходит осмысление деятельности. Обобщение опыта применяется зачастую тогда, когда имеется большое скопление методического и прочего материала. Так, исключая постепенно характерные признаки, которые присущи предмету, происходит движение в сторону наибольшего расширения понятийного объема. В итоге содержание жертвуется в пользу абстракции.

Особенности

обобщение понятий

Мы рассмотрели такое понятие, как обобщение. Целью его является максимальное отстранение исходного определения от свойственных ему признаков. Желательно при этом, чтобы процесс происходил как можно постепеннее, то есть переход должен происходить в сторону самого близкого вида, обладающего наиболее широким содержанием. Обобщение – это не безграничное определение. В качестве его предела выступает определенная общая категория. Это понятие, обладающее предельной широтой объема. К таким категориям относят философские определения: «материя», «бытие», «сознание», «идея», «движение», «свойство» и прочие. В связи с тем что указанные понятия не имеют родовой принадлежности, обобщение их не представляется возможным.

Обобщение в качестве задачи для искусственного интеллекта

что такое обобщение

Формулирование задачи было осуществлено Розенблаттом. В процессе эксперимента по «чистому обобщению» от перцептрона или модели мозга необходимо было перейти на один стимул от избирательной реакции к стимулу, подобному ему, но не активизирующему ни одного из прежних сенсорных окончаний. Более слабым видом задачи может, например, являться требование о распространении реакции системы на компоненты категории аналогичных стимулов, которые не обязательно отделены от показанного ранее (либо воспринятого на ощупь или услышанного прежде) стимула. В данном случае есть возможность исследовать спонтанное обобщение. При этом процессе критерии аналогии не навязываются экспериментатором или не вводятся извне. Также можно изучить и принудительное обобщение, при котором исследователь «обучает» систему понятиям подобия.

Ограничение

Данная логическая операция является противоположной обобщению. И если второй процесс представляет собой постепенное отстранение от признаков, свойственных конкретному предмету, то ограничение, наоборот, призвано обогатить комплекс характеристик. Данная логическая операция предусматривает уменьшение объема на основании расширения содержания. Ограничение завершается в тот момент, когда появляется единичное понятие. Это определение характеризуется наиболее полным объемом и содержанием, где предполагается только один предмет (объект).

Выводы

Рассмотренные операции обобщения и ограничения представляют собой процессы абстракции и конкретизации в границах от единичного определения до философских категорий. Данные процессы способствуют развитию мышления, познанию объектов и явлений, их взаимодействий.

Благодаря использованию обобщений и ограничений понятий, мыслительный процесс протекает более ясно, последовательно и четко. Вместе с этим не следует путать рассматриваемые логические операции с выделением части из целого и рассмотрением полученной части отдельно. К примеру, автомобильный двигатель включает в себя несколько деталей (стартер, воздушный фильтр, карбюратор и прочие). Эти элементы, в свою очередь, состоят из других, более мелких, и так далее. В данном примере понятие, которое следует далее, не является видом предыдущего, а только его составным элементом. В процессе обобщения отбрасываются характерные признаки. Вместе с уменьшением содержания (ввиду устранения признаков) увеличивается объем (поскольку определение становится более общим). В процессе ограничения же, наоборот, родовое понятие прибавляет новые и новые видовые характеристики и признаки. В связи с этим уменьшается объем самого определения (так как становится более конкретным), а содержание, наоборот, увеличивается (за счет добавления характеристик).

Примеры

В учебном процессе обобщения применяются практически во всех случаях, когда определения даются через видовое или родовое отличие. Например: «Натрий» – химический элемент. Или можно использовать ближайший род: «Натрий» – металл. Еще один пример обобщения:

  1. Хищное млекопитающее из семейства Собачьи.
  2. Хищное млекопитающее.
  3. Млекопитающее.
  4. Позвоночное животное.
  5. Животное.
  6. Организм.

А вот пример ограничения в русском языке:

  1. Предложение.
  2. Простое предложение.
  3. Простое односоставное предложение.
  4. Простое односоставное предложение со сказуемым.

fb.ru

Обобщение — это… Что такое Обобщение?

        форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему, которой обычно соответствует и переход на более высокую ступень абстракции (См. Абстракция). Пример: переход от наблюдения над совокупностями индивидуализированных объектов к мысленному их разбиению на классы равночисленных совокупностей и далее к понятию натурального числа.

         О. — одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы (законы) из хаоса затемняющих их явлений, унифицировать и в «единой формуле» отождествлять множества различных вещей и событий.

         По семантико-гносеологическому содержанию О. делятся на два основных типа: 1) порождающие новые семантические единицы (концепты), т. е. такие понятия, законы, принципы и теории, которые не детерминируются исходным семантическим полем (первичной семантикой), и 2) не порождающие таковых. Последние могут давать лишь новые варианты старых значений; они имеют более простую структуру сравнительно с первыми и часто являются их предельными случаями. Ко 2-му типу, в частности, принадлежат: Экстраполяция (например, распространение квантовой интерпретации закона теплового излучения Планка на область световых явлений, позволившее объяснить Фотоэффект), неполная Индукция (например, распространение на все вещества известного из опыта свойства ряда веществ находиться в трёх агрегатных состояниях) и
-обобщение чистой логики предикатов (См. Логика предикатов), являющееся по существу синонимич. переходом от А (х) к ∀xA (x), где условие А (х) мыслится в интерпретации всеобщности. К 1-му типу относятся все т. н. теоретические О., или О. через абстракцию, которым в познании соответствует переход от абстракции n-го порядка к абстракциям более высокого порядка, В частности, это естественное для логики О. посредством замены постоянных переменными, позволяющее выделять «в чистом виде» такие сущности, как «свойство» и «отношение»; это — О. на основе идеализированного эксперимента, наводящего на умозрительные принципы, подобные принципу инерции или принципу относительности, а также О. через отождествление по свойству, позволяющее выявить общую сущность по-разному воспринимаемых явлений например то что магнетизм, электричество и свет суть лишь разные проявления электромагнитного поля. К 1-му типу относится и
-обобщение прикладной логики («правило Локка», широко применяемое в практике математических доказательств (См. Доказательство), когда при переходе от частного значения х ко всем х в интервале абстракции отождествления обеспечивается сохранение истинности предиката, установленного для частного значения. Это всегда возможно, если истинность предиката зависит не от частного значения х, а только от определяемой соответствующим отождествлением области его изменения — от класса абстракции, обобщённым представителем которого (эталоном) служит в этом случае данное частное значение (см. Абстракции принцип). При этом, в отличие от -обобщения чистой логики, возникает и новый семантический контекст О.: первоначальная условная интерпретация посылки заменяется интерпретацией всеобщности, а относимое к содержанию частного значения понятие класса абстракции входит в содержание подкванторной переменной, делая Квантор ограниченным. Но в тех случаях, когда класс абстракции совпадает с универсальным классом,
-обобщенис прикладной логики переходит в -обобщение чистой логики.          Исторически процесс развития понятий и теорий выражается в приращении знания посредством цепей обобщений, звеньями которых служат О. 1-го или 2-го типов. В цепях О. отражаются последовательные связи сущностей 1-го с сущностями 2-го, 3-го и так далее порядков. Эти связи различны, и в зависимости от их характера им соответствуют или цепи О. с сохраняющейся семантикой исходных концептов или, напротив, изменяющие первичную семантику. Примером может служить последовательное О. понятия числа путём построения систем натуральных, целых, рациональных, действительных и комплексных чисел. Для этой цепи, сохраняющей первичную семантику, характерны такие расширения исходной области, которые удовлетворяют принципу постоянства формальных законов, согласно которому законы операций, определяемых для элементов исходной области, при всех последующих её расширениях должны сохраняться и для новых элементов. Эта цепь, однако, не может быть сколь угодно продолжаемой. Уже арифметика трансфинитных количественных чисел не удовлетворяет вышеназванному принципу, но возникающий при этом переход к общему понятию количественного числа приводит и к новому пониманию арифметики натуральных чисел как арифметики мощностей конечных множеств. Примером цепи О. 2-го вида может служить переход от классической логики к интуиционистской (см. Логика), а также последовательный переход от классической механики к релятивистской механике и общей теории относительности. В подобных переходах более общая теория может иметь законченную формулировку независимо от менее общей, но она должна содержать в себе последнюю в качестве предельного случая, что составляет основное содержание принципа соответствия для цепей О. с изменяющейся первичной семантикой.

         Лит.: Пойа Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., М., 1957; Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; Сачков Ю. В., Процессы обобщения в синтезе знаний, в кн.: Синтез современного научного знания, М., 1973, с. 421—46; Матюшкин А. М., Новосёлов М. М., Виды обобщения и проблемы психологии обучения, «Вопросы психологии», 1974, № 2.

         Ф. В. Лазарев, М. М. Новосёлов.

dic.academic.ru

Обобщение — это… Что такое Обобщение?

Обобщение понятий — логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается понятие более широкого объема. Например, «доверенность» — «документ» — «деловая бумага».

Обобщение, форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира, что обычно соответствует и переход на более высокую ступень абстракции. «Мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов, и формулирование такого вывода, который распространяется на каждый отдельный предмет данного класса.»

[1]

Пример: переход от наблюдения над совокупностями индивидуализированных объектов к мысленному их разбиению на классы равночисленных совокупностей и далее к понятию натурального числа.

Проблема научно-теоретического обобщения

Проблема научно-теоретического обобщения состоит в следующем. Отличается ли научно-теоретическое обобщение (понятие), претендующее на всеобщность и необходимость, от любого эмпирически-индуктивного «обобщения»?

Сложности, здесь возникающие, остроумно обрисовал Б. Рассел в виде забавной притчи:

живет в курятнике курица, каждый день приходит хозяин, приносит ей зернышек поклевать, курица, несомненно, сделает отсюда вывод: появление хозяина связано с появлением зернышек. Но в один прекрасный день хозяин явится в курятник не с зернышками, а с ножом, чем убедительно и докажет курице, что ей не мешало бы иметь более тонкое представление о путях научного обобщения… .

Обобщение как задача искусственного интеллекта

Формулирование задачи было сделано Ф. Розенблаттом.

В эксперименте по «чистому обобщению» от модели мозга или перцептрона требуется перейти от избирательной реакции на один стимул (допустим, квадрат, находящийся в левой части сетчатки) к подобному ему стимулу, который не активизирует ни одного из тех же сенсорных окончаний (квадрат в правой части сетчатки). К обобщению более слабого вида относится, например, требование, чтобы реакции системы распространялись на элементы класса подобных стимулов, которые не обязательно отделены от уже показанного ранее (или услышанного, или воспринятого на ощупь) стимула.

Так же как и в случае экспериментов по различению, и в этом случае можно исследовать спонтанное обобщение, при котором критерии подобия не вводятся извне или не навязываются экспериментатором, и принудительное обобщение, при котором экспериментатор с помощью соответствующей процедуры «обучает» систему понятию подобия.

Ссылки

  1. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник, Изд. 2, М.:Наука, 1975, с. 395, «Обобщение».

Литература

  • Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Коротаев А. В., Комарова Н. Л., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. 2‑е изд., доп. М.: Политиздат, 1984. – 320 с.
  • Мате Э., Тиксье Д. Логистика. С-Петербург: Дом «Нева», 2003. 120 с.

Смотри также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

определение, особенности и методы :: SYL.ru

В общем случае определение слова «обобщение» – это представление явления в рамках своеобразного процесса познания окружающего мира. Человек, анализируя окружающую его среду, может обозначит некоторое устойчивое явление, выделить его. Самый простой способ обобщения реализуем на уровне восприятия – это константа. Мышление человека реализует обобщение через опосредованное применение орудий, сформулированных социумом. Берут в расчет разнообразные знаки, способы познания.

что такое обобщение

Применяя к реальности

Чаще всего обобщение и систематизация необходимы применительно к некоторым результатам. При этом речь идет об определении, какой группе присущи существенные, важные, ярко выраженные черты. Внимание обращают на ключевые качественные показатели. А вот все характеристики, которые характерны только отдельным объектам, необходимо отбросить.

Что такое обобщение для логики, проще всего понять, если представить процесс как индуктивный. Начинают с частного, постепенно переходят к более общему. Итоги, получаемые при организации некоторого исследования, зачастую описывают частные ситуации, отдельных индивидуумов, реакции, явления. Для объяснения полученного итога и проецирования его на более крупное сообщество необходимо обобщение. Статистика официально именует явление переносом итогов на популяцию с ограниченной выборки. Максимальный уровень – генеральная совокупность.

Эксперименты и анализы

Рассматривая обобщение и систематизацию знаний, следует особенное внимание обратить на экспериментальную практику и применение в ее рамках этого логического индуктивного подхода. Обычно процесс делится на четыре ключевых аспекта:

  • ситуация;
  • реакция;
  • личность;
  • взаимные связи компонентов.

В рамках обобщения необходимо проанализировать полученные результаты, чтобы их итоги перенести на обстоятельства уровнем выше, шире.

Реакции и личности

Рассматривая, что такое обобщение применительно к ответам, следует понимать, что разные субъекты показывают разную реакцию. Все полученные итоги можно при определенном ракурсе оценки свести в единую категорию. Для этого исследователь формулирует доказательную базу того факта, что отдельные различия не представляют собой действительно важных, они лишь частные и не оказывают существенного влияния на конечный итог или на взаимную связь реакции и ситуации.

 педагогическое обобщение

В рамках рассмотрения, что такое обобщение, необходимо уделить внимание и пониманию этого явления на личностном уровне. При этом задача исследователя – доказать, что выборка репрезентативная. Необходимо показать, что реакции испытуемых соответствуют таким, которые показал бы опрос более многочисленного сообщества. Если множество компонуется на основании некоторого доминирующего признака, доказательство для обобщения довольно простое. Чаще всего упоминают о половом сходстве или принадлежности к одной возрастной группе, профессии, социальному слою или биологическому виду.

Об отношениях

Анализируя, что такое обобщение применительно к этому аспекту, следует разобраться, каким образом переменные, присутствующие в эксперименте, связаны меж собою. Для чистоты исследования обычно берут только две переменные. Уровни обобщения могут существенно отличаться, это определяется особенностями конкретного исследования. Увеличивая спектр связей, можно успешно сопоставлять более многочисленные переменные, учитывая разнообразные характеристики.

Обобщенная форма – это фактор, позволяющий объяснить частные особенности поведенческих реакций испытуемых. На практике такое обобщение опыта хорошо иллюстрируют эксперименты Павлова на условный рефлекс. Сперва связь была частная, у собаки провоцировалось слюноотделение вследствие звонка, но в скором времени удалось найти многочисленные стимулы. Расширение разнообразия испытуемых, ситуаций, ответов позволило определить условный рефлекс как явление, которое объединяет всех животных, имеющий высокий уровень организации. В это множество входит и человек.

 обобщение и систематизация

Реалии нашей жизни

Зачастую метод обобщения на практике применяется не для научных целей, а ради воздействия на широкие слои населения. Такая техника позволяет сделать восприятие категорий для реципиента информации проще. Зачастую формируется некий образ, которому присваивается набор характеристик и дается конкретное наименование. Подобный ярлык применим в самых разных ситуациях, обобщенное понимание характеристик, которые он подразумевает, создано в общественном сознании, поэтому разночтений при восприятии информации не возникает.

Как говорят специалисты, такое обобщение понятий, связанное с формированием ярлыков, стимулирует людей мыслить невнятными категориями. В то же время довольно малый процент индивидуумов пытается самостоятельно определить характеристики попавшегося на глаза объекта, поскольку проще прибегнуть к ярлыкам. Фактически через них многообразие окружающего пространства четко разделяется на несколько групп, очерченных, строго определенных. Причисление к некоторым из них заранее дает отрицательное представление об индивидууме вне зависимости от его личностных особенностей.

Шаг в сторону

Обобщение знаний через навешивание ярлыков – особенность мышления современного человека, отойти от которой очень сложно. Даже люди, защищающие себя от информационного внешнего влияния, подвержены использованию ярлыков. Зачастую многие не замечают этого, не обращают внимание. Ярлык – это метод активизации ложной причинно-следственной связи. Человеческий мозг старается любую информацию быстро классифицировать, ориентируясь на объект действия, и сформулированные внешним миром ярлыки упрощают его задачу, но приводят к неверным ассоциациям.

Как показывает практика, зачастую изобретение ярлыков не нужно, достаточно лишь упомянуть о принадлежности человека к некоторой социальной группе. Это может быть условие нации, профессии, уровня дохода. Стоит лишь назвать кого-то, к примеру, мигрантом, и уже сразу в голове формируется представление на базе устоявшегося ярлыка. Половая принадлежность, склонность к некоторым привычкам или образу жизни, иные отличительные особенности личности запросто становятся ярлыками, искажающими общественное восприятие индивидуумов.

Так просто!

Если ярлык уже сложился, закрепить за ним конкретную окраску – задача простая, не требующая особенных усилий. Достаточно лишь зачастую через СМИ и иные способы передачи информации широким слоям общественности сообщать, что некоторое преступление совершил не просто гражданин А, а африканец, мигрант, европеец, и вскоре аудитория будет всех принадлежащих к этой группе людей связывать с преступными деяниями и обвинять в таковых при первой же возможности. Как показывает практика, нередко ярлыки, изначально сформованные как насмешливые, со временем перерастают в серьезную угрозу для людей, принадлежащих к попадающим под них категориям. О справедливости здесь, конечно же, и речь идти не может. Вместе с тем такое приписывание ярлыков отрицает право на индивидуальность, имеющееся у каждого современного человека.

 обобщение педагогического опыта

Что делать?

Задача образованного, интеллигентного современного человека – избегать применения ярлыков. Чтобы реализовать это в своей жизни, в первую очередь нужно приучить себя замечать неадекватные, несправедливые обобщения. Зачастую в СМИ они видны уже по заголовку. Встречаясь с таким, человек, желающий противостоять влиянию на его способность адекватного восприятия, должен напоминать себе, что это лишь ярлык. Самостоятельно использовать их также не стоит, а в речи других – игнорировать. Многие применяют обобщения, даже не замечая.

Недопустимо применять ярлыки как средство доказательства свой точки зрения. Такое обобщение – ни в коем случае не аргумент, если речь не идет о научном эксперименте с доказательной базой, как выше уже было упомянуто об условном рефлексе. Обобщение качеств относительно индивидуума, явления – это манипуляторный прием, противоречащий научной сути обобщения как таковой.

Чистота эксперимента

Нередко обобщение приводит к неправильной подаче информации манипулятором вплоть до откровенного обмана. Ряд особенностей объекта, ставшего центром обсуждения, изменяется, преувеличивается или преуменьшается, а другие характеристики и вовсе приписываются исходя из фантазии. Предмет манипуляции в такой ситуации превращается в олицетворение тех качеств, на которые желает обратить внимание использующий ярлыки собеседник. Этот человек преследует целью заставить своего оппонента уверовать, что указанные свойства – наиболее характерные для обсуждаемого объекта, главные, в полной степени его характеризующие.

 обобщение и систематизация знаний

Одновременно для дополнительного усиления картины (и искажения) иные свойства, вступающие в противоречие с преувеличиваемыми, тщательно замалчиваются, словно бы их и вовсе нет. Многие даже стремятся доказать оппоненту, что противоположные гипертрофированным качества отсутствуют, просто невозможны в силу самой природы объекта. Задача человека, столкнувшегося с манипулятором, — уметь анализировать поступающую информацию, вовремя определять ярлыки и воспринимать сведения правильно, не допуская искажений по воле других людей.

Преподавательская деятельность

Кроме научной именно эта область особенно внимательно относится к возможности обобщения. Педагогический опыт, передаваемый специалистами, наиболее эффективен в применении, если систематизирован и корректно сформулирован для его использования другими профессионалами. Под опытом принято понимать такую характеристику, которая описывает рабочую практику применительно к проблемам, стоящим перед учителем. В рамках формулирования опыта специалист выявляет закономерности и определяет, какие предпосылки наиболее результативны для достижения сформулированной цели.

 обобщение понятий

Педагогическое обобщение предполагает анализ эмпирической информации, теоретических положений. Особенно актуально такое обобщение применительно к передовому опыту, то есть соответствующему развитию социума в настоящий момент. Деятельность педагога наиболее ценна, как и накопленный им опыт, если очевидны результаты, эффективность. Вместе с тем необходимо рабочий процесс организовать стабильным, эффективно расходующим силы и средства учителя и дающим наглядные результаты.

Методы обобщения

Наиболее актуальные в наше время – это создание статей и сборников материалов, публикаций, в которых профессионалы делятся накопленными знаниям. Поделиться опытом можно, подготовив открытый урок и сделав для него полноценный анализ, а также создав творческий отчет, сообщив через него о полезной информации. В некоторых случаях организуют даже выставки и мастер-классы, позволяющие поделиться передовыми методиками преподавания.

 метод обобщения

Общие рекомендации

Обобщение педагогического опыта требует внимательного исследования научной литературы, методических изданий. Не будет лишним ввести библиографию в разрезе наиболее любопытного для конкретного специалиста вопроса. Материалы, через которые можно получить представление об опыте работы, следует тщательно копить. Это касается конспектов, планов, тем, вопросов. Все неудачи, сомнения важно фиксировать для последующего анализа и поиска оптимального решения.

www.syl.ru

Обобщение понятий — это… Что такое Обобщение понятий?

Обобщение понятий — логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается другое понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания; форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира, что обычно соответствует и переходу на более высокую ступень абстракции[1].

Проблема научно-теоретического обобщения

Проблема научно-теоретического обобщения состоит в следующем. Отличается ли научно-теоретическое обобщение (понятие), претендующее на всеобщность и необходимость, от любого эмпирически-индуктивного «обобщения»?

Сложности, здесь возникающие, остроумно обрисовал Б. Рассел в виде короткой притчи:

Живет в курятнике курица, каждый день приходит хозяин, приносит ей зернышек поклевать, курица, несомненно, сделает отсюда вывод: появление хозяина связано с появлением зернышек. Но в один прекрасный день хозяин явится в курятник не с зернышками, а с ножом, чем убедительно и докажет курице, что ей не мешало бы иметь более тонкое представление о путях научного обобщения…

Обобщение как задача искусственного интеллекта

Формулирование задачи было сделано Ф. Розенблаттом.

В эксперименте по «чистому обобщению» от модели мозга или перцептрона требуется перейти от избирательной реакции на один стимул (допустим, квадрат, находящийся в левой части сетчатки) к подобному ему стимулу, который не активизирует ни одного из тех же сенсорных окончаний (квадрат в правой части сетчатки). К обобщению более слабого вида относится, например, требование, чтобы реакции системы распространялись на элементы класса подобных стимулов, которые не обязательно отделены от уже показанного ранее (или услышанного, или воспринятого на ощупь) стимула.

Так же как и в случае экспериментов по различению, и в этом случае можно исследовать спонтанное обобщение, при котором критерии подобия не вводятся извне или не навязываются экспериментатором, и принудительное обобщение, при котором экспериментатор с помощью соответствующей процедуры «обучает» систему понятию подобия.

Примечания

  1. Кондаков Н. И. Обобщение // Логический словарь-справочник, Изд. 2, М.:Наука, 1975, с. 395

Литература

См. также

dic.academic.ru

ОБОБЩЕНИЕ — это… Что такое ОБОБЩЕНИЕ?

(лат. generalisatio), в обучении, мыслительное действие, выявляющее отношение и связи частных и общих свойств усваиваемого материала. О. — одно из осн. мыслит, действий, присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире. О. неразрывно связано с процессом абстракции и в обучении позволяет учащимся обнаруживать и выделять в усваиваемых частных знаниях объединяющее их общее свойство, дающее им нек-рую целостность, что обеспечивает мышлению учащихся определённость, последовательность и дисциплинированность.

О. в обучении имеет два вида — эмпирическое и теоретическое. Эмпирич. О. осуществляется путём сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства, обозначаемого особым словом и становящегося содержанием эмпирич. понятия. Эмпирич. О. служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирич. понятий в науке, характерно для нач. стадий познания. Формирование у учащихся эмпирич. понятий считается одной из важных целей обучения и достигается посредством соответствующего расположения материала учебника. На основе эмпирич. О. учащиеся усваивают путём обнаружения родо-видовых отношений и свойств раз л. способы классификации предметов и явлений, растений и животных (биология), частей слова и предложений (грамматика), плоских и объёмных фигур (геометрия) и т. д. Создание и иерархия эмпирич. О. подчинены задаче опознания единичного предмета как относящегося к определённому месту классификации, что является условием применения нек-рого правила в обращении с этим предметом. Ориентация на опознават. признаки рода и вида предметов служит основой применения учащимися разнообразных, усвоенных ими правил действия. Опора на классификацию помогает им включить один и тот же предмет то в узкие, то в более широкие по объёму группы (классы). Знание эмпирич. общего, будучи результатом сравнения и словесного обозначения, есть нечто абстрактное и отвлечённое. Переход от образов восприятия к эмпирич. общему (к понятию) — это переход от конкретного и чувственного к абстрактному и мыслимому. Для обеспечения такого перехода в процессе обучения используются разл. средства наглядности. Одним из наиб. распространённых способов реализации этого вида О. в обучении является применение информационно-рецептивного метода обучения. Регулярное использование эмпирич. О. в обучении культивирует у человека эмпирич. мышление.

Теоретич. О. осуществляется путём анализа системы, к-рый состоит в её преобразовании с целью выявления нек-рого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Абстрактность исходного отношения состоит в том, что оно в самом начале анализа лишь в односторонней и неразвитой форме представляет целостную (конкретную) систему. Фиксируя такое отношение в знаково-симво-лич. виде, учащиеся создают теоретич. О. и, опираясь на него, раскрывают закономерные или существенные связи этого исходного отношения с разл. частными проявлениями системы, всё более конкретизируя своё знание о ней. При таком движении мысли от абстрактного к конкретному учащиеся мысленно воспроизводят целостность изучаемой ими системы. Знание теоретич. общего, будучи результатом аналитич. преобразования системы, прежде всего обнаруживается в мыслит, способах выделения и удерживания специфики ее исходного отношения в процессе его мысленного «увязывания» с разл. частными проявлениями системы. Средством обнаружения генетич. общей основы нек-рой системы служит её реальное или мысленное преобразование. Это средство используется при такой организации обучения, в к-рой учащиеся усваивают знания в процессе решения уч. задач. Преобразовывая её условия, они находят общий принцип правильного подхода ко мн. др. однородным задачам (движение мысли «от общего к частному»). Усвоение знаний посредством решения уч. задач развивает у человека основы его теоретич. мышления. Теоретич. О. присуще образованию понятий, используемых при создании развёрнутых систем знания. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.

В совр. концепциях шк. педагогики и детской психологии принята точка зрения, согласно к-рой в процессе обучения дошкольников и мл. школьников необходимо ориентироваться на эмпирич. О. Лишь в подростковом и более старшем возрасте знания усваиваются путём их теоретич. О. В 60—70-х гг. нек-рые экс-перим. исследования продемонстрировали возможность реализации теоретич. О. уже в мл. классах школы.

Лит. Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; его же, Проблемы развивающего обучения, М., 1986; Махмутов М. И., Проблемное обучение, М., 1975; III и м и и а А. Н., Логико-гносеологич. основы процесса формирования понятий в обучении, М., 1981; Горский Д. П., Обобщение и познание, М., 1985. В. В. Давыдов.

 

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

pedagogicheskaya.academic.ru