Структура общения таблица – Структура общения — схема, таблица — Схемо.РФ

Структура общения — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее

xn--e1aogju.xn--p1ai

Структура общения — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия

xn--e1aogju.xn--p1ai

разновидности стилей, чем они характеризуется, таблица

Человеческую жизнь невозможно представить без общения. Однако оно не всегда проходит гладко. Специфическими проблемами, возникающими в процессе коммуникации, занимается наука психология. Ученые утверждают, что взаимно удовлетворительное общение подчиняется определенным законам, соблюдение которых существенно помогает выстроить конструктивный диалог.

Эмоции

Эмоции

Понятие и виды межличностного общения

Если отношения определяются через понятие «связи», то под общением понимают многоплановый процесс установления и развития контактов между индивидами. На начальном этапе взаимодействия с человеком желательно установить, на какую разновидность коммуникации он настроен. В психологии существует классификация общения в зависимости от его целей, средств и содержания.

По целям различают биологическое общение, направленное на удовлетворение биологических потребностей индивида, и социальное, предполагающее установление и углубление межличностных контактов, духовное развитие.

По используемым средствам передачи информации выделяют такие виды общения в психологии:

  • Вербальное – то есть осуществляемое посредством речи, языка, знаков.
  • Невербальное – коммуникация через язык тела, мимику, интонации, образы.

Важно! Передача информации происходит в основном за счет невербальных средств. Поэтому умение правильно интерпретировать сенсомоторные сигналы является важнейшим условием эффективного взаимодействия.

Читая язык тела собеседника, порой можно узнать больше, чем, слушая его слова

Читая язык тела собеседника, порой можно узнать больше, чем, слушая его слова

В соответствии с содержанием бывают следующие виды и функции общения:

  • Материальные – обмен между людьми продуктами их индивидуальной деятельности.
  • Когнитивные – передача информации и знаний друг другу, например, сколько стоит товар, как решить математическую задачу.
  • Деятельностные – обмен навыками и умениями, осуществляемый в процессе совместной деятельности.
  • Мотивационные – передача друг другу определенных побуждений и установок. Примером может служить попытка уговорить товарища сходить на определенный фильм.
  • Кондиционное или эмоциональное общение – передача эмоций с целью изменить психическое состояние собеседника.

Также в психологии выделяют несколько видов коммуникации:

  • Диалог – полноценный двухсторонний обмен трансакциями (единицами общения).
  • Фронтальная коммуникация (управление) – когда трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим. Например, когда ученик задает вопрос учителю, между ними может возникнуть своеобразный диалог. Но тип коммуникации остается фронтальным, так как принцип «один говорит – остальные молчат» сохраняется.
  • Опосредованная коммуникация – трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в виде текста, схемы, звука или видеозаписи.

Функции различных стилей общения

Впервые в психологии заговорили о стилях общения в 1939 году. Психолог Курт Левин возглавил группу ученых, занимавшихся исследованием лидерства. В рамках исследования группу учащихся поделили на три команды, каждую из которых возглавлял человек, использующий определенный стиль педагогического общения:

  • Авторитарный, когда педагог единолично принимает и отменяет решения. К мнению учащихся не прислушивается. Преобладающими методами побуждения являются приказы, замечания, наказания. Данный стиль позволяет максимально быстро реагировать на изменение обстоятельств.
Авторитарный стиль управления не допускает инакомыслия

Авторитарный стиль управления не допускает инакомыслия

  • Демократический, когда преподаватель принимает решения, учитывая мнение группы. Управление осуществляется через просьбы и пожелания. Это позволяет создать психологически комфортную атмосферу для участников группы.
  • Либерально-попустительский, когда воспитатель стремиться свести уровень своего участия в жизнедеятельности класса к минимуму. Ученикам предоставляется полная свобода в принятии решений и контроле над их выполнением.

Исследование показало, что попустительский стиль общения оказался наименее эффективным. Дети требовали от лидера указаний, теряли мотивацию к учебе и крайне неохотно взаимодействовали сообща.

Обратите внимание! Нельзя утверждать, что либеральный стиль взаимодействия с подчиненной группой людей всегда будет давать плохие результаты. Так, в семье, где родители придерживаются исключительно авторитарного стиля воспитания, дети вырастают со слабой жизненной позицией или повышенной агрессивностью. Демократический стиль требует много времени для совместного принятия решений. В идеале нужно уметь переключаться с одного стиля общения на другой в зависимости от ситуации.

В педагогике и управленческой деятельности до сих пор применяют наработки К. Левина. Также при определении стилей делового общения используют классификацию С. Братченко.

Особенности стилей:

  • Диалогический стиль – сотрудничество на равных.
  • Авторитарный – человек стремится к постоянному доминированию над окружающими.
  • Альтероцентричный – принесение своих интересов в жертву ради интересов остальных участников взаимодействия.
  • Конформный – характеризуется ориентированностью индивида на подражание, подстраивание под партнера.
  • Манипулятивный – окружающие выступают лишь средством достижения личных целей.
  • Индифферентный – уход от общения как такового, ориентация на «сугубо деловые» вопросы.

Дополнительная информация. Характерный для себя стиль межличностного общения можно выявить, пройдя опросник С. Л. Братченко, индивидуальный типологический опросник Л.Н. Собчик.

Психологическая структура общения

Структура общения

Структура общения

При характеристике структуры общения обычно выделяют три ее стороны:

  • Перцептивная, когда происходит восприятие и оценка личностью социальных объектов (партнера, общностей людей). От меры понимания поведения собеседника зависит успех организации с ним согласованных действий.
  • Коммуникативная, когда действия личности сознательно ориентируются на их смысловое восприятие другими людьми. Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда люди общаются с помощью единой системы значений.
  • Интерактивная – построение общей стратегии взаимодействия. Это уже не просто общение, а совместная деятельность, взаимное влияние друг на друга контактирующих личностей.

Все стороны общения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

От чего зависит выбор стиля общения

Выбор формы обращения к собеседнику обычно обусловлен его социальным статусом, личными особенностями, целью и ситуацией коммуникативного процесса. Психиатр А. Добрович при возникновении конфликтов рекомендует переходить на более высокий уровень общения, чем у собеседника. Такой прием обезоруживает оппонента и позволяет выйти с ним на нормальный диалог.

Ученый выделяет семь уровней или типов межличностного общения в соответствии с критерием «этической безупречности». Самым низким и нежелательным в данной типологии является примитивное взаимодействие, самым эффективным – духовное общение.

Важно! Человек, может, не до конца осознает, но всегда чувствует хотя бы на уровне подсознания, являются ли он, его судьба и интересы ценными для собеседника, и реагирует соответственно: ведет себя более агрессивно, манипулятивно или отбрасывает маски и начинает сотрудничать.

Манипулятивный уровень общения

Манипулятивный уровень общения

Таблица типов общения

Уровни общенияКраткая характеристика
ДуховныйК партнеру относятся как к носителю духовного начала. Свобода самовыражения для участников коммуникации безгранична.
ДеловойНа этом уровне отпадает потребность в масках, играх. На первом месте – общее дело.
ИгровойПрисутствует живой интерес к личным особенностям партнера, основанный на симпатии к нему.
КонвенциональныйВозникает установка на открытое общение, соблюдение этических норм взаимодействия.
СтандартизованныйВзаимодействие поверхностное, стандартное, формальное. Это «контакт масок». Какое тут может быть общение? Например, притворно-агрессивное, формально-вежливое. Истинные мысли и чувства скрываются.
МанипулятивныйВ общении преследуется лишь личная выгода. Партнер – соперник в психологической игре, которую непременно надо выиграть.
ПримитивныйПартнер воспринимается как вещь, которую можно использовать или выбросить за ненадобностью.

Интересно о психологии общения

Общение, как говорят психологи, является одной из базовых потребностей человека. Полноценное развитие личности происходит только в социуме. Дети, которые находились в дошкольном возрасте в условиях крайней социальной изоляции и были воспитаны животными, практически не могут осмысленно общаться, несмотря на годы, проведенные позднее в человеческом сообществе.

Для эффективного взаимодействия нужно не только искусно овладеть речью и психологическими приемами, но и научиться активно слушать. Зачастую люди перебивают собеседника, так как каждый предполагает, что знает, о чем намерен говорить партнер. Практика показывает, что обычно это не более, чем наше заблуждение. Поэтому важно давать возможность оппоненту до конца высказывать свою мысль.

Навык активно слушать важен так же, как и умение доносить свои мысли до собеседника

Навык активно слушать важен так же, как и умение доносить свои мысли до собеседника

Говорение и слушание – два наиважнейших и равноценных по значимости навыка вербальной компетенции. Искреннее желание достичь взаимовыгодного сотрудничества является фундаментом для успешной коммуникации.

Видео

srazu.pro

21. Понятие об общении. Структура общения.

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

22. Роль общения в жизни человека.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомофизиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные; факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения). Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

studfile.net