Визуальный контакт в невербальном общении – Взгляд и визуальный контакт.

Тема 6: Невербальная коммуникация

План:

1.
Взгляд и визуальный контакт в общении.

2.
Жесты в коммуникативном процессе.

3.
Проксемика.

Взгляд
и зрительное поведение

Взгляд
и
зрительное
поведение — важный эле­мент, который
отражает образ жизни человека, его
внутренний мир и его отношения с
окружающей действительностью.

Функции
взгляда иные, чем мимики и жестов. Прежде
всего, с его помощью можно собрать
инфор­мацию. Однако его активация
означает двойное ком­муникативное
действие. С одной стороны, взгляд
сигнализирует о том, что канал открыт,
с другой, что человек проявляет ин­терес
к тому, на что или на кого он смотрит.
Таким образом, активация зрительного
канала — это сигнал, который можно
интерпретировать по-разному.

Результаты
исследований в психологии развития
показали, что у людей существует
врожденный интерес к глазам других
людей. Начиная с первых недель жизни,
новорожден­ных больше всего привлекают
глаза матери.

Зрительный
контакт и взгляд играют главную роль в
развитии чувства привязанности и
социальной ком­петенции. Так, ребенок
чувствует себя вознагражденным, если
взрослый человек смотрит ему в глаза.

В
отношениях матери и ребенка решающее
значе­ние имеет многообразие и
интенсивность взглядов друг на друга.
Если ребенок чувствует, что на него
смотрят, это стимулирует его к ответным
реакциям и вызывает у матери чувство
вознаграждения за ее заботу.

Таким
образом, взаимный взгляд и его прекраще­ние
выполняют важную функцию в игре «в
прятки» и других игровых действиях.

Элементы,
из которых состоит взгляд, различны.
Некоторые из них, такие, как моргание
или
расши­рение
зрачков


физиологические и непроизвольные,
другие — движение
и выражение глаз


интенциональные, зачастую их сознательно
используют в со­циальных отношениях.

Размер
зрачка меняется в зависимости от
освеще­ния. Зрачки сужаются при
интенсивном освещении и расширяются в
темноте, но такие изменения могут быть
обусловлены и другими факторами
(например, употреблением наркотиков).
Зрачки расширяются и тогда, когда человек
смотрит на что-то, что его возбуждает
или стимулирует. Люди с большими глазами
вообще считаются более при­влекательными.
Расширение зрачков играет важную роль
и в процессе сексуального влечения.

Результаты
некоторых исследований показыва­ют,
что зрачки женщин расширяются при виде
фото­графий мужчин и маленьких детей,
а зрачки мужчин при взгляде на фотографии
обнаженных или привле­кательных
женщин. В свою очередь, зрачки
гомосексуалистов расширяются при
взгляде на фотографии об­наженных
мужчин.

Расширение
зрачков — это не только форма де­монстрации
сексуального возбуждения, но и признак
интереса человека к произведениям
искусства (кар­тины, скульптуры, и
т.д.).

По
взгляду собеседника можно определить
такие чувства, как ненависть, любовь и
зависть. С другой стороны, эмоции человека
легче распознать по его об­щей мимике:

Интенсивность
эмоций можно выразить взгля­дом, их
природу отражает частота и изменения
дви­жений глаз. Таким образом,
исследовать взгляд до­вольно сложно,
поскольку, с одной стороны, сущест­вуют
трудности с методологией наблюдения,
а с дру­гой, зрительное поведение
выполняет множество разнообразных
функций.

Язык
взглядов в межличностных отношениях

Зрительное
поведение играет важную роль в
уста­новлении
отношений

и
передаче
информации о межлич­ностных отношениях.
Оно
имеет большое значение для
разговора
,
в
котором его используют для получения
об­ратной связи и регулирования
синхронности диалога.

Результаты
исследований связи между паттер­нами
взгляда и межличностными отношениями
по­казывают, что слушатель, который
не устанавлива­ет зрительный контакт,
тем самым сообщает о своем безразличии,
отвлеченности или, наоборот, о
под­чиненности по отношению к тому,
кто говорит. Лю­дей, которые в тишине
очень долго смотрят на дру­гих, считают
странными или девиантными. В об­щем,
человек чаще смотрит на тех людей,
которые ему более симпатичны.

Влюбленные
пары демонстрируют большую частоту
взаимных
взглядов
,
чем
те пары, которые меньше любят друг друга.
Если собеседник безразличен к любовным
при­тязаниям, он постоянно избегает
взгляда. В парах, в которых существует
сильное взаимное влечение, зри­тельный
контакт длится долго, а в парах, которые
часто конфликтуют, зрительный контакт
короткий (влюбленные выдерживают очень
длительный и ин­тенсивный зрительный
контакт). Межличностное притяжение
может быть закодировано и декодирова­но
с помощью частоты взглядов, расширения
зрачков и длительности зрительных
контактов.

Взгляд
— это важный элемент в установлении
отношений и формировании эмоциональной
вовлеченности собеседника. Посмотреть
на другого человека — значит принять
его во внимание, понять, пригласить к
контакту и установить отношения. Взгляд
можно оста­вить и без ответа, что
приводит к окончанию зритель­ного
взаимодействия.

Люди
не только обращают свой взгляд
на других
,
но
и находятся
под взглядами других
.
В
некоторых случа­ях взгляд на человека
поощряет его, а в других — вызывает
чувство тревоги и стыда. То, как другие
смотрят на нас, как долго и на­сколько
часто — влияет на нашу эмоциональную и
по­веденческую реакцию.

Взгляды
вселяют доверие и мужество, но могут
так­же выпытывать и «воровать» секреты
другого чело­века. Стыд, характерный
для робкого человека, — это «стыд за
себя», за то, каким я кажусь в сравнении
с дру­гими людьми, и всегда связан с
тем человеком, который смотрит на меня
и лишает меня моей субъективности.

Когда
один человек (А) смотрит на другого (Б),
это может пере­давать Б разную
информацию, поэтому взгляд можно считать
своего рода сигналом. То, о каких именно
сигналах идет речь, зависит от мими­ки
А, от последовательности взаимодействия
и ситуации, в которой находятся А и Б.

Существуют
следующие принципиальные возможности:

  1. А
    хочет начать взаимодействие с Б,
    на­пример, во время праздника или в
    ситуации, в которой присутствуют и
    другие люди. Если Б смотрит в ответ, это
    значит, что он намерен принять участие
    во взаимодействии. В некото­рых
    случаях Б разрешает А вступить во
    взаи­моотношения, как происходит в
    случае с камер­динером или президентом
    ассамблеи. Интерес­но, что люди этой
    категории очень искусны в уклонении
    от взгляда другого человека, возмож­но,
    благодаря отличному периферическому
    зре­нию. И наоборот, если Б отводит
    взгляд, когда А говорит, тогда А замечает,
    что Б больше не обращает внимание на
    то, что он говорит;

  2. А
    демонстрирует Б отношения или эмо­ции,
    которые он испытывает в отношении Б,
    особенно если они дружеские. Зрительный
    кон­такт более продолжителен между
    теми людь­ми, которые нравятся друг
    другу. Если Б при­влекателен и
    принадлежит к противополож­ному
    полу, взгляд в соединении с дружеским
    вы­ражением лица сообщает о сексуальном
    влече­нии А по отношению к Б, А строит
    глазки Б, особенно, если зрительный
    контакт продолжи­телен. Взгляд в
    соединении с враждебным выра­жением
    лица означает, что А не нравится Б, или
    что он хочет доминировать;

  3. если
    Б, после того как А посмотрел на Б одним
    из этих способов, хочет дать понять,
    что принимает этот тип отношений, он
    от­ветит на взгляд соответствующим
    образом. Если же он не намерен принимать
    интерпрета­цию ситуации, которую
    дает А, он сначала пос­мотрит на А
    враждебно, а затем решительно отведет
    взгляд;

  4. существует
    большая вероятность, что по окончанию
    своей речи А посмотрит на В. Этот взгляд
    сигнализирует, что А закончил, и что Б
    может говорить. А. Кендон обнаружил,
    что, если А не смотрит, Б не отвечает
    совсем или отвечает с необходимым
    опозданием. Так происходит в 71% случаев,
    в то время как этот уровень снижается
    до 29%, когда А смотрит;

  1. если
    А сопровождает свою речь взгляда­ми,
    тогда Б сочтет А более внимательным,
    бо­лее уверенным и припишет ему более
    положи­тельное отношение к себе. Эти
    впечатления в некоторой степени
    оп­равданы, потому что люди смотрят
    друг на друга чаще, если они приятны
    друг другу и если то, о чем идет речь —
    правда;

  2. по
    большей части взаимодействия
    со­провождаются серией очень коротких
    взглядов с обеих сторон. Если А бросает
    на Б более дли­тельные взгляды, чем
    обычно, Б может интер­претировать
    это как знак того, что А, преж­де всего,
    заинтересован в Б как в человеке или в
    отношениях между А и Б, и меньше в том,
    о чем они говорят. Это легко можно
    проследить в отношениях молодых
    влюбленных, которые вроде бы разговаривают
    о политике, религии, математике; или
    также в случае невозмути­мого взгляда,
    типичного для некоторых пси­хиатров,
    — этот взгляд сигнализирует об ин­тересе
    к пациенту как таковому, а не к тому,
    что он говорит.

Паттерны
взгляда и зрительный контакт

Короткие
взгляды
,
помогают
че­ловеку собрать информацию, в то
вре­мя как продолжительные
взгляды

со­общают
о сексуальном
интересе,
учас­тии
или
агрессивно-конкурентном
отношении
к по­лучателю сообщения.

Визуальное
взаимодействие

между
людьми означает, что они вступили в
контакт.
Понимание,
что визуальный
контакт
установлен,
представляет для обоих приятное событие.
И наоборот, он становится неприятным и
начи­нает смущать, если взгляды
длительны, а контакт слишком долгий.
Неприятные ощущения возникают в
результате высокого уровня физиологического
возбуждения, вы­званного самим
взаимодействием, или из-за особого
значения продолжительного зрительного
контакта.

М.
Аргайл выдвинул гипотезу о том, что
существует равновесие зрительного
контакта, которое характер­но для
каждой пары людей. Зрительный контакт
— это основной элемент, со­здающий
интимность отношений, наряду с близос­тью
в пространстве, улыбкой, тоном голоса
и речью. Общее равновесие регулирует
интимность. При изменении одного из
этих элементов изменяется и об­щее
равновесие, в результате чего изменяется
и вза­имодействие.

Гипотезу
о существовании рав­новесия в зрительном
контакте под­тверждают результаты
многих иссле­дований. Увеличение
физической близости приводит к уменьшению
зрительного контакта. Между улыбкой и
визуальным контактом при взаимодействии
обна­ружена обратная связь.

Продолжительный
взгляд, обращенный к собе­седнику,
означает одобрение и поддерживает
дру­жеские отношения и отношения
сотрудничества. Од­нако взгляд может
вызывать у человека и ощущение, что за
ним наблюдают, поэтому он может
почувство­вать себя неловко.

Зрительное
равновесие при взаимодействии обу­словлено
существующими условиями и особенностя­ми
собеседников. Когда два человека
обсуждают интимную тему, они смотрят
друг на друга меньше, чем когда они
говорят на нейтральную тему. Различия
во влиянии и социальном статусе так­же
проявляются в паттернах взглядов
собеседников. В определенном смысле
социаль­ное влияние — это влияние
также коммуникативное, которое
подразу­мевает контроль взаимодействия
с получателем.

При
взаимодействии «лицом к лицу» социаль­но
влиятельные люди не устанавливают
зрительный контроль за менее влиятельными
собеседниками. По­следние же
демонстрируют большую необходимость
в зрительном контроле экспрессивного
поведения более влиятельного человека,
чтобы понять его реакции. С другой
стороны, люди, не признающие влияния
других людей, стараются избегать
зрительного кон­такта. Кроме того,
менее влиятельный человек стара­ется
меньше смотреть на более влиятельного
собесед­ника, если хочет дать понять,
что не придает соци­альной субординации
особой значимости. Влиятельные люди
могут взаимодействовать с другими, даже
не глядя на них. Доминантные люди во
взаимодействии с други­ми — с более
низким статусом — чаще смотрят тогда,
когда говорят сами, и намного меньше
тогда, когда говорит другой человек.

Количество
взглядов и то, как именно смотрит человек,
зависит от ситуации. Но, несмотря на
это, существуют паттерны взглядов,
которые пе­риодически повторяются,
не зависят от внешних ус­ловий и
обусловлены определенными личностными
свойствами.

Взгляд
как невербальное выражение личности

Взгляд
человека может передавать сигналы о
его личности.

Во
многих исследованиях просле­живается
связь между индивидуаль­ными различиями
во взгляде человека и его личностными
свойствами. Так, экстравер­ты
смотрят
на собеседника чаще, чем интроверты,
особенно,
когда говорят сами. Кроме того, взгляды
экстравертов более длительны.

Также
результаты исследований показывают,
что человек, мыслящий
абстрактно
,
демонстрирует более активное зрительное
поведение, чем человек, мысля­щий
конкретно.

Люди,
которые часто используют визуальное
вза­имодействие, для того чтобы войти
в контакт с други­ми людьми, больше
стремятся к дружеским отноше­ниям и
сотрудничеству. С другой стороны, в
ситуациях дружеского общения и
сотрудничества часто используют взгляд
люди с силь­ной потребностью
в аффилиации
,
а доминантные люди проявляют такую
тенденцию при конкуренции. Тенденцию
к визуальному взаимодействию у лю­дей
с потребностью в аффилиации можно
объяснить по­вышенным удовлетворением,
которое взаимный взгляд обусловливает
в процессе аффилиации (присоединения).

Женщины
чаще используют при взаимодействии
зрительный канал, вероятно, потому, что
у них потреб­ность в аффилиации
сильнее, и они менее доминантны. Женщины
чаще мужчин используют во взаимо­действии
взгляд, а их зрительные паттерны
отлича­ются от тех, что используют
мужчины.

Когда
женщина питает симпатию к другому
человеку, она смотрит на него, когда
говорит. Мужчины же ис­пользуют этот
паттерн, когда слушают. Особенно часто
женщины исполь­зуют зрительный канал
коммуникации при взаимо­действии с
другими женщинами.

При
взаимодействии людей одного пола частота
взглядов выше, чем при взаимодействии
мужчин и женщин. Исключение составляют
влюбленные пары.

Люди
разного пола стремятся меньше использо­вать
продолжительные взгляды в процессе
взаимо­действия, осознавая, что их
партнер по коммуника­ции может
интерпретировать их как признак
сексу­ального влечения.

Человек,
который часто смотрит на других, нравится
другим людям, и его воспринимают как
приятного, активного, доминантного и
уверенного в себе. Это мне­ние
сохраняется до определенного момента,
после чего такого человека считают
менее приятным или чувствуют себя
неловко под его взглядами.

Избегание
взгляда ассоциируют с такими отрица­тельными
эмоциями, как стыд, смущение и тревога.
Однако это поведение проявляется и
тогда, когда че­ловек хочет что-то
скрыть от других.

Когда
люди обманывают других, что-то скрывают
и мошенничают, они реже смотрят на
других. С другой стороны, хитрые люди
или «макиавеллисты» способны обма­нывать,
уверенно и открыто удержи­вая зрительный
контакт и не умень­шая количество
взглядов.

При
взаимодействии «лицом к лицу» взгляд
мо­дулирует содержание вербальных
сообщений, регу­лирует межличностное
расстояние и вместе с дру­гими сигналами
определяет синхронность
диалога.

В
начале разговора люди чаще обмениваются
взглядами, чтобы обеспечить синхронность
в диало­ге и последовательность
высказываний. После этого частота
взглядов становится средней и более
или ме­нее постоянной. Во время слушания
человек использует взгляд, чтобы
дополнить увиденным информацию, которую
услышал. Визуальное взаимодействие
становится интен­сивным и в конце
разговора. Речь и взгляд неразрывно
связаны друг с другом. Эта взаимосвязь
выполняет функцию обратной связи и
комментария к разговору. В
конце или при смене высказываний взгляды
со­беседников учащаются. Это связано
с необходимос­тью определить, насколько
собеседник заинтересо­ван и внимателен.

В
основном, отправитель отвлекает взгляд
от по­лучателя, когда сосредоточен
на когнитивной орга­низации своей
речи. Однако затем он вновь обраща­ет
взгляд на слушателя, чтобы подчеркнуть
то, о чем идет речь, и получить обратную
связь о заинтересо­ванности и согласии
собеседника.

В
свою очередь слушатель использует кроме
взглядов и другие регулирующие сигналы
(знаки со­гласия головой, улыбка, и
т.д.), чтобы сообщить об интересе и
намерении высказаться.

Когда
два человека разговаривают, время от
времени они смотрят друг другу в глаза.
Че­ловек смотрит на другого человека
в течение 25%-75% всего времени взаимодействия.
Одна­ко известны случаи, когда этот
показатель снижался до 0% или достигал
100%. Продол­жительность взглядов
составляет от 3 до 7 с, максимальное
время, необходимое для нор­мального
зрительного восприятия
0,25-0,35
с. Если А смотрит на Б, то Б, в свою очередь,
бу­дет смотреть на А, устанавливая
таким обра­зом зрительный контакт,
часть того времени, на протяжении
которого А смотрит на Б, ко­торая
обычно составляет 15%-50% всего време­ни
взаимодействия. Зрительный контакт
ус­танавливают периодически, периоды
длятся в среднем от 1 до 3 с. Направление
взгляда за­висит от хода беседы.
Человек смотрит на со­беседника чаще
(примерно в 2 раза), когда слу­шает, чем
когда говорит сам. Когда он слуша­ет
его, взгляды наиболее длительны и
прерыва­ются на более короткий период
времени. Необ­ходимо отличать взгляд
слушающего от взгля­да говорящего.
Если А прерывает зрительный контакт
раньше Б, это вовсе не означает, что А
робеет, может быть, А говорит и не хочет
отвлекаться. Когда А говорит, он отрывает
взгляд от Б. В конце высказывания или
фразы он бросает короткий взгляд на Б,
а когда он за­канчивает говорить, то
бросает на Б более про­должительный
взгляд. Он не смотрит при за­минке или
прерываясь на полуфразе, а только во
время естественных остановок. Б, который
слушает, бросает на А более продолжительные
взгляды и может ответить на короткие
взгля­ды А разными сигналами.

studfiles.net

Визуальный контакт

Визуальный контакт является исключительно
важным эле­ментом общения. Смотреть
на говорящего означает не только
заинтересованность, но и помогает нам
сосредоточить внимание на том, что нам
говорят. Во время беседы говорящий и
слу­шающий то смотрят, то отворачиваются
друг от друга, чувствуя, что постоянный
взгляд может мешать собеседнику
сосредото­читься. Как говорящий, так
и слушающий смотрят друг другу в глаза
не более 10 секунд. Это, вероятнее всего,
происходит пе­ред началом разговора
или после нескольких слов одного из
со­беседников. Время от времени глаза
собеседников встречают­ся, но это
продолжается значительно меньше времени,
чем за­держивает взгляд каждый
собеседник друг на друге.

Нам значительно легче поддерживать
визуальный контакт с говорящим при
обсуждении приятной темы, однако мы
избегаем его, обсуждая неприятные или
запутанные вопросы. В последнем случае
отказ от прямого визуального контакта
является выраже­нием вежливости и
понимания эмоционального состояния
собе­седника. Настойчивый или
пристальный взгляд в таких случаях
вызывает возмущение и воспринимается
как вмешательство в личные переживания.
Более того, настойчивый или пристальный
взгляд обычно воспринимается как признак
враждебности.

Необходимо
знать, что отдельные аспекты взаимоотношений
выражаются в том, как люди смотрят друг
на друга. Например, мы склонны смотреть
больше на тех, кем восхищаемся или с кем
у нас близкие отношения. Женщины к тому
же склонны на боль­ший визуальный
контакт, чем мужчины. Обычно люди
избега­ют визуального контакта в
ситуациях соперничества, чтобы этот
контакт не был понят как выражение
враждебности. Кро­ме того, мы склонны
смотреть на говорящего больше, когда
он находится на расстоянии: чем ближе
мы к говорящему, тем больше избегаем
визуального контакта. Обычно визуальный
контакт помогает говорящему почувствовать,
что он общается с Вами, и произвести
благоприятное впечатление. Но присталь­ный
взгляд обычно создает о нас неблагоприятное
впечатление.

Визуальный
контакт помогает регулировать разговор.
Если говорящий то смотрит в глаза
слушающего, от отводит глаза в сторону,
это значит, что он еще не закончил
говорить. По завер­шении своей речи
говорящий, как правило, прямо смотрит
в гла­за собеседнику, как бы сообщая:
“Я все сказал, теперь Ваша оче­редь”.

Интонация и тембр голоса

Умеющий слушать, как и тот, кто читает
между строк, пони­мает больше, чем
значат слова говорящего. Он слышит и
оцени­вает силу и тон голоса, скорость
речи. Он замечает отклонения в построении
фраз, как, например, незаконченность
предложе­ний, отмечает частые паузы.
Эти вокальные выражения наряду с отбором
слов и выражением лица полезны для
понимания со­общения.

Тон голоса — особо ценный ключ к пониманию
чувств собе­седника. Один известный
психиатр часто спрашивает себя: “Что
говорит голос, когда я кончаю слушать
слова и слушаю только тон?” Чувства
находят свое выражение независимо от
значения слов. Можно ясно выразить
чувства даже при чтении алфавита. Легко
распознаются обычно гнев и печаль,
нервоз­ность и ревность относятся к
тем чувствам, которые распозна­ются
труднее.

Сила
и высота голоса также полезные сигналы
для расшиф­ровки сообщения говорящего.
Некоторые чувства, например, энтузиазм,
радость и недоверие, обычно передаются
высоким голосом. Гнев и страх тоже
выражаются высоким голосом, но в более
широком диапазоне тональности, силы и
высоты звуков. Такие чувства, как печаль,
горе и усталость, обычно передают­ся
мягким и приглушенным голосом с понижением
интонации к концу каждой фразы.

Скорость
речи также отражает чувства говорящего.
Люди говорят быстро, когда они взволнованы
или обеспокоены чем-либо, когда говорят
о своих личных трудностях. Тот, кто хочет
нас убедить или уговорить, обычно говорит
быстро. Медленная речь чаще свидетельствует
об угнетенном состоянии, горе, вы­сокомерии
или усталости.

Допуская
в речи незначительные ошибки, как,
например, повторяя слова, неуверенно
или неправильно их выбирая, обрывая
фразы на полуслове, люди невольно
выражают свои чув­ства и раскрывают
намерения. Неуверенность в выборе слов
проявляется тогда, когда говорящий не
уверен в себе или соби­рается удивить
нас. Обычно речевые недостатки более
выраже­ны в состоянии волнения или
когда собеседник пытается нас обмануть.

Важно
также понимать значение междометий,
вздохов, нервного кашля, фырканья и т.
п. Этот ряд бесконечен. Ведь зву­ки
могут означать больше, чем слова. Это
также верно для язы­ка жестов.

studfiles.net

Невербальное общение, или язык вашего тела — Человек «Альфа»

В своей знаменитой книге «Язык телодвижений» австрийский писатель Алан Пиз утверждает, что каждый человек воспринимает информацию, исходя из такого расчета: 7% информации приходит вместе со словами, а остальные 97 % воспринимаются нами с помощью невербальных сигналов.

Эти способы общения более известны, как «язык жестов» и означают форму самовыражения, в которой не используются слова и любые символы речи.

Расширьте свое восприятие

Знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы важно по нескольким причинам. Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, ведь очень часто мы испытываем чувства настолько сложные, что просто не в состоянии подобрать для их описания нужные слова, но это можно сделать, используя невербальные средства и методы. Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.

Зная основные способы невербального общения, вы сможете лучше понять и «раскусить» другого человека, когда он в общении с вами пытается контролировать свое поведение, ведь невербальные сигналы проявляются бессознательно и ваш собеседник просто не может ими управлять. Классификация невербальных средств общения и примеры их использования помогут вам не только лучше понять себя, но и научат распознавать ложь и манипуляции со стороны других людей.

Чтобы научиться лучше понимать собеседника и распознавать его скрытые сигналы, для начала следует научиться обращать внимание одновременно на все элементы или средства невербального общения, а к невербальным средствам общения относятся мимика, жесты, позы, интонация и тембр голоса, визуальный контакт и межличностное пространство.

Поговорим подробней о каждом из этих элементов невербального общения и приведем конкретные примеры их проявления.

Мимика

Мимика – это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств. Позитивные эмоции, например, любовь или удивление, распознать намного легче, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушария мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.

Эмоции выражаются в мимике таким образом:

  • Гнев – широко открытые глаза, опущенные уголки губ, «прищуренный» взгляд, сжатые зубы;
  • Удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;
  • Страх – сведенные брови, растянутые губы с опущенными и отведенными вниз уголками;
  • Счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведенные назад уголки губ;
  • Печаль – «угасший» взгляд, опущенные уголки губ, сведенные брови.

Визуальный контакт

Этот метод невербального общения помогает демонстрировать заинтересованность в беседе и лучше понимать смысл сказанного. Во время разговора два человека вместе создают и регулируют степень комфорта, периодически встречаясь взглядом и отводя его в сторону. Пристальный взгляд может как сформировать доверие, так и породить дискомфорт.

Приятные общие темы поддерживают зрительный контакт, а негативные запутанные вопросы заставляют отводить взгляд в сторону, демонстрируя несогласие и неприязнь. Особенности визуального контакта позволяют делать выводы о степени заинтересованности в диалоге и отношении к собеседнику:

  • Восхищение – долгий зрительный контакт, спокойный взгляд;
  • Возмущение – пристальный, навязчивый, несколько тревожный взгляд, длительный зрительный контакт без пауз;
  • Расположение – внимательный взгляд, зрительный контакт с паузами каждые 10 секунд;
  • Неприязнь – избегание зрительного контакта, «закатывание» глаз.
  • Ожидание – резкий взгляд в глаза, приподнятые брови.

При визуальном контакте можно выяснить не только отношение собеседника, но и определить некоторые особенности характера по цвету глаз.

Интонация и тембр голоса

Правильно понимать интонацию и тембр голоса означает научиться «читать между строк» послание другого человека. К таким особенностям можно отнести частые паузы, незаконченные предложения и их построение, силу и высота голоса, а также скорость речи.

  • Волнение – низкий тон голоса, быстрая обрывистая речь;
  • Энтузиазм – высокий тон голоса, четкая уверенная речь;
  • Усталость – низкий тон голоса, понижение интонации к концу предложения;
  • Высокомерие – медленная речь, ровная монотонная интонация;
  • Неуверенность – ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.

Жесты и позы

Чувства и установки людей можно определить по манере сидеть или стоять, по набору жестов и отдельным движениям. Людям легче и приятней общаться с теми, кто обладает экспрессивной моторикой, оживленным расслабленным выражением лица.

Яркие жесты отображают позитивные эмоции и располагают к искренности и доверию. [quote]При этом чрезмерная жестикуляция, часто повторяющиеся жесты могут говорить о внутреннем напряжении и неуверенности в себе.[/quote] Невербальное общение становится доступным, а уровень взаимопонимания увеличивается, если вы понимаете позы и жесты вашего собеседника.

  • Сосредоточенность – закрытые глаза, пощипывание переносицы, потирание подбородка;
  • Критичность – одна рука возле подбородка с вытянутым указательным пальцем вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть;
  • Позитивность – корпус тела, голова немного наклонены вперед, рука немного касается щеки;
  • Недоверие – ладонь прикрывает рот, выражая несогласие;
  • Скука – голова подперта рукой, корпус расслаблен и немного согнут;
  • Превосходство – положение сидя, ноги одна на другой, руки за головой, веки немного прикрыты;
  • Неодобрение – неспокойные движение, стряхивание «ворсинок», расправление одежды, одергивание брюк либо юбки;
  • Неуверенность – почесывание либо потирание ушей, обхватывание одной рукой локтя другой руки;
  • Открытость – руки раскинуты в стороны ладонями вверх, плечи расправлены, голова «смотрит» прямо, корпус расслаблен;

Видео о невербальных средствах общения:

Межличностное пространство

Расстояние между собеседниками играет важную роль в налаживании контакта, понимании ситуации общения. Часто люди выражают свое отношение такими категориями как «держаться оттуда подальше» или «хочу быть ближе к нему». Если люди заинтересованы друг другом, разделяющее их пространство уменьшается, они стремятся находиться поближе. Для лучшего понимания этих особенностей, а также для того, чтобы правильно разграничивать ситуации и рамки контакта, следует знать основные пределы допустимого расстояния между собеседниками:

  • Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.
  • Межличностное расстояние (от 0,5 м — до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.
  • Социальное расстояние (от 1,2 м – до 3,7 м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границы, тем отношения формальней.
  • Публичное расстояние (более 3,7 м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.

Такие рамки расстояний и их значимость зависит от возраста, пола человека, его личностных особенностей. Детям комфортно находится на более близком расстоянии от собеседника, а подростки закрываются и желают отстраниться от других.

Женщины любят более близкие расстояния, независимо от пола их собеседника. Уравновешенные, уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояние, тогда как нервные тревожные люди стараются находиться в отдалении от других.

Научитесь распознавать ложь

Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми, избегать манипуляций, вам следует научиться распознавать невербальный язык общения в ситуациях, когда вас пытаются обмануть.

На какие же средства невербального общения, жесты, позы, мимику следует обратить внимание, чтобы распознать ложь?

  • слишком продолжительные либо частые паузы, паузы и колебания перед началом реплики;
  • ассиметрия мимики, отсутствие синхронности в работе лицевых мышц, когда выделяется несоответствие в мимике двух сторон лица;
  • «застывшее» выражение лица, когда оно не меняется на протяжении 5-10 секунд, является фальшивым;
  • запаздывающее выражение эмоций, когда между словом и соотносящимися с ним эмоциями возникают длительные паузы;
  • «продолговатая» улыбка, когда губы оттянуты назад от зубов, создавая узкую линию губ;
  • визуальный контакт неглубокий, когда глаза лжеца встречаются с глазами собеседника не более, чем третью часть всего времени беседы, при этом часто глядя в потолок и по сторонам с беспокойным выражением лица;
  • подергивание любой части тела: постукивание пальцами по столу, покусывание губы, подергивание руками или ногами;
  • скудная жестикуляция, которую лжец держит под контролем;
  • высокий тон голоса, тяжелое дыхание;
  • согнутый корпус, позы со скрещенными ногами;
  • скудная мимика, слабая работа лицевых мышц;
  • быстрое перемещение глаз вначале в верхний правый угол, а потом в нижний левый;
  • быстрое, незаметное на первый взгляд, прикосновение к носу, потирание века;
  • более яркая жестикуляция правой рукой, в сравнении с левой;
  • любые преувеличения: лишние движения и жесты, неуместные эмоции;
  • частое моргание глазами

Зная все тонкости приемов невербального общения вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете  научиться управлять людьми

Читать далее…

www.manalfa.com

Вербальная коммуникация в деловом общении: средства, особенности и др.

Контакт глаз – важное средство коммуникации. Будь то деловая встреча или личный разговор, установление контакта на визуальном уровне облегчает как первичное взаимодействие, так и продолжение общения: оно формирует доверие, интерес к партнеру, готовность к принятию совместных решений.

Основные приёмы установления зрительного контакта в деловом общении

Визуальный контакт – невербальное средство общения, которое подкрепляет любую коммуникацию. Направление взгляда в сторону собеседника сигнализирует о внимании и даёт обратную связь. Человек сознательно или неосознанно постоянно сообщает о своем отношении к происходящему при помощи взгляда, поэтому у нас всегда есть возможность не только считывать с лица собеседника и интерпретировать подобную информацию, но и подавать подобные сигналы.

Учитесь правильно интерпретировать невербальные сигналы собеседника

Главные принципы визуального контакта – ненавязчивость и открытость. Умелым использованием данного невербального средства можно считать то, что не мешает общению, не настораживает партнера, не вызывает дискомфорта. Это требует навыка и хотя бы простейших знаний из области психологии.

В этике делового общении есть несколько важных приёмов установления визуального контакта:

  • 2/3 времени общения необходимо сосредоточивать на лице собеседника;
  • официальный взгляд – это концентрация внимания на области лица в районе переносицы или чуть выше – в области «третьего глаза»;
  • во время делового разговора следует избегать пристального взгляда (более 10 секунд): для установления контакта достаточно нескольких мгновений (2-3 секунды), при этом скользящий или постоянно ускользающий взгляд может быть прочитан как робость и неуверенность;
  • при монологе необходимо несколько раз концентрировать внимание на лице собеседника, при окончании речи увеличить частоту обращения в сторону партнера, в финале же можно задержать взгляд в глаза оппонента на более длительный срок – 3-4 секунды;
  • желательно контролировать не только направление и частотность взгляда, но в целом мимику – свою (демонстрируя искренность и открытость) и собеседника (считывая его согласие или несогласие с происходящим).

Для справки: Стоит учитывать и особенности национального общения: если в западной культуре контакт глаз считается признаком доверия, то восточная традиция может интерпретировать поиск взгляда партнера как наглость или вызов.

Умение пользоваться зрительным контактом, контролировать выражение своего взгляда и навыки прочтения подобных невербальных сигналов может стать одним из условий успешной деловой коммуникации.

Визуальный контакт при работе с аудиторией

В начале публичного выступления обязательно установите визуальный контакт с аудиторией

При общении с несколькими собеседниками или большой аудиторией следует опираться на ещё два принципа установления контакта – постоянство и равность распределения внимания.

Приёмы работы с аудиторией описаны в многочисленных специальных трудах по ораторскому искусству, но отметим основополагающие задачи визуального контакта:

  • необходимо установить зрительный контакт на начальном этапе работы с аудиторией: обвести взглядом всех собравшихся, при этом по возможности отвечая на все поступающие сигналы и дождавшись внимания от всех присутствующих;
  • на протяжении выступления получать обратную связь от слушателей и корректировать тон, скорость речи, информационную насыщенность доклада;
  • особое внимание обращать на те зоны аудитории, откуда поступают сигналы о потере контакта: шелест, шепот, шевеление;
  • ни в коем случае нельзя выбирать одного визуального контактера, необходимо разнонаправленное, «справедливое» и уважительное внимание ко всей аудитории.

Для справки: Чтобы работать с обширной аудиторией (например, студенческой) мысленно можно разделить её на несколько равных секторов (3*3, 2*3) и направлять внимание на каждый сектор, но не поочередно, а хаотично сосредотачивая взгляд на разных глазах, лицах и как бы обращаясь к разным слушателям.

Визуальный контакт становится настоящим подспорьем в деле установления доверительных и открытых отношений, если уместно и тактично применяется наряду с другими средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Видео: Секреты публичных выступлений Стива Джобса

Facebook

Twitter

Google+

Вконтакте

Pinterest

Одноклассники

Мой мир

delovoi-etiket.ru

Невербальные средства общения и контакт

Для
установления эмоционального контакта
с собеседником и поддержания его в
процессе беседы очень важно владеть
языком невербального
общения

помощью взгляда, жестов, мимики, позы и
т. д.).

Большая
часть процессов межличностного общения
приходится на общение невербальное
(неречевое). Это означает, что 50-70%
информации человек передает посредством
невербального канала коммуникации. В
связи с этим для того, чтобы, слушая,
понимать и взаимодействовать с
собеседником, нужно знать и понимать
язык невербального общения.

Известно,
что языком невербального общения
достаточно хорошо владеют дети до 2—3
лет, еще не использующие в полной мере
речь. Позже способность понимать и
использовать невербальный канал
коммуникации в значительной степени
переходит на бессознательный уровень.
Мы, взрослые, начинаем больше контролировать
свою речь, то есть вербальный канал
коммуникации находится в сознании, а
невербальный на предсознательном или
бессознательном уровне.

В
целом, когда мы общаемся, вербальный и
невербальный уровни общения представляют
собой ансамбль: один должен соответствовать
другому. Рассогласование может означать
только одно. Речь, вербальный канал
коммуникации, будучи под сознательным
контролем, может сознательно управляться
человеком по его желанию. Например,
человек может сказать не то, что думает;
не то, что на самом деле собирается
сделать. Тело не умеет обманывать, на
невербальном уровне человек передает
истинную информацию, без искажений.
Если после разговора с кем-то у вас
возникло сомнение в том, что человек
действительно сделает то, что обещал,
значит, бессознательно вы считали
какую-то информацию, почувствовали
расхождение между тем, что человек
говорит, и тем, как проявляет себя
невербально. Фактически тренинг взрослых
включает возвращение утраченных с
детства возможностей, способностей,
перевод невербального канала коммуникации
с бессознательного уровня на сознательный,
а значит, управляемый самим человеком.

Причины,
по которым нужно понимать язык
невербального общения, представлены
ниже.

□ Словами
передаются только фактические знания,
но одних слов часто недостаточно, чтобы
выразить чувства: они выражаются на
языке невербального общения.

□ Невербальные
средства общения позволяют устанавливать
и поддерживать психологический контакт
между собеседниками, деловыми партнерами.

□ Невербальные
средства общения помогают регулировать
течение процесса общения.

□ Невербальные
средства общения обогащают значения,
передаваемые словами, направляют
истолкование словесного текста.

□ Знание
языка невербального общения показывает,
насколько мы умеем владеть собой.

□ Невербальный
язык скажет то, что люди думают в
действительности, так как, несмотря на
то что взвешиваются слова и контролируется
выражение лица, часто возможна «утечка»
скрываемых чувств через мимику, жесты,
интонацию и окраску голоса.

□ Невербальные
средства общения выражают эмоциональное
отношение к собеседнику, отражают
истолкование ситуации.

□ Невербальный
язык понимается всеми одинаково, например
скрещенные на груди руки отражают
защитную реакцию, однако возможны и
разночтения в зависимости от культуры
нации.

Заметим,
что женщины более точны как в передаче
своих чувств, так и в восприятии чувств
у других людей, выражаемых невербальным
языком. Способности мужчин, работающих
с людьми, например психологов,
преподавателей, актеров, оцениваются
очень высоко. Как правило, чуткость в
невербальном общении растет с возрастом
и опытом, так что есть возможность
развить в себе умения пользоваться
невербальными средствами общения.

Рассмотрим
последовательно визуальные,
акустические, тактильные, ольфакторные
средства
невербального общения.

1.
Визуальные
невербальные средства общения.
К
визуальным (видимым с помощью зрительного
анализатора) невербальным средствам
общения можно отнести:

□ кинезику:
движение рук, ног, головы, туловища,

□ визуальный
контакт, выражение глаз,

□ направление
взгляда, его изменение,

□ выражение
лица, мимику,

□ позу,
изменение позы,

□ расстояние
до собеседника, угол поворота к нему,
объекты между ними,

□ кожные
реакции (покраснение, потение),

□ особенности
внешности и телосложения (пол, возраст,
фигура и т. п.),

□ средства
преобразования природной внешности и
телосложения (одежда, прическа, косметика,
очки, украшения, татуировка, усы, борода
и т. п.).

2.
Акустические невербальные средства
общения.
К
акустическим (слышимым с помощью
слухового анализатора) невербальным
средствам общения можно отнести:

а)
связанные с речью:

□ интонация
(громкость, тембр, тон голоса, темп, ритм
речи),

□ паузы
в речи и их локализация в тексте,

б)
с речью не связанные: смех, плач, кашель,
вздохи, скрежет зубов, хлопанье…

3.
Тактильные
невербальные средства общения.
К
тактильным (связанным с прикосновением,
тактильной чувствительностью) средствам
общения относят такезику: пожатие руки,
хлопанье по плечу, объятие, поцелуй и
др.

4.
Ольфакторные
невербальные средства общения.
К
ольфакторным (связанным с запахом)
невербальным средствам общения относят:

□ индивидуальный
запах человека,

□ искусственный
запах человека (духи, запах алкоголя,
никотина и т. п.).

Рассмотрим
поподробнее некоторые из невербальных
средств общения.

studfiles.net

«Невербальное средство общения».«Визуальный контакт».Рекомендации для педагогов и родителей МБДОУ

Разработала воспитатель: Бутолина Юлия Николаевна   

Введение

Невербальное общение — это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Существуют две проблемы понимания невербального общения:
• во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;
• во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:
• биологическая эволюция;
• культура.

Для чего нужны невербальные средства общения?

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств — 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Поэтому слушать собеседника означает также понимать язык жестов.

Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями.

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам.
Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения.
Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности.
И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.

Классификации невербальных средств общения.

В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.
Следует отметить, что невербальное поведение личности полуфункционально. Невербальное поведение

  • Создает образ партнера по общению;
  • Выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;
  • Является индикатором актуальных психических состояний личности;
  • Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
  • Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

Выступает в качестве показателя статусно — ролевых отношений.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника. Но и умением правильно оценить поведение участников общения. Их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства. Показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения.

Визуальный контакт.
Исключительно большое значение в общении имеет взгляд — комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба, длительность и направленность взгляда. Психологи показали, что взгляд общающегося человека тес¬но связан с процессом формирования мысли (Р. Экслайн, Л. Винтере). Рождение мысли — процесс трудный и очень интимный, поэтому человек смотрит в сторону, когда мысль только формируется, а когда она готова, то и взгляд направ¬лен на собеседника. Говорящий меньше смотрит на партнё¬ра — только чтобы проверить его реакцию. Слушающий в этом смысле активнее: он посылает говорящему сигналы обратной связи. Если между партнёрами есть визуальный контакт, на¬лицо расположенность к общению, если нет, стоит задумать¬ся, есть ли смысл его продолжать. Чтобы построить хорошие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. В дело¬вом общении не стоит пользоваться тёмными очками, так как у вашего партнёра обязательно возникнет ощущение, что вы разглядываете его в упор. Это вызовет неловкость и раздра¬жение, и позитивная атмосфера общения будет нарушена.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о со¬стоянии человека, так как расширение или сужение зрачка при неизменном освещении не поддается контролю сознания. Возбуждение, заинтересованность, приподнятое настроение дают расширение зрачка в четыре раза против обычного со¬стояния. Подавленность, тоска заставляют зрачок сужаться, и при этом получаются «глаза-бусинки» или «змеиные» гла¬за. Внимательно наблюдая за взглядом партнёра, мы можем выбрать наиболее благоприятные для общения моменты. Ки¬тайские и турецкие купцы успешно использовали эту особен¬ность при ведении переговоров о цене товара: если покупа¬тель получает желаемое, зрачки его расширяются. Успехи зна¬менитых игроков в покер основаны на наблюдении за зрачка¬ми соперника: расширенные зрачки сигнализируют о получе¬нии отменной карты, суженные — о блефовании.

В общении имеет значение и направленность взгляда, то есть тот участок лица или тела, на который он направлен.
С помощью глаз можно передать самые различные выражения, благодаря им мы можем осуществлять процесс управления ходом беседы, обеспечить обратную связь в поведении человека. Взгляд помогает в обмене репликами, так как большинство высказываний без участия глаз было бы бессмысленным.
Даже собеседники в Интернете нуждаются в разнообразных смайликах, которые являются заменой такого средства невербального общения как обмен взглядами, выражения лица. Ведь не видя друг друга, гораздо труднее передать испытываемые чувства. Разработчики программ мгновенного обмена сообщениями, улучшая их программные характеристики, стараются включить и расширить функцию выражения глаз, общей мимики и различные жесты руками. И, как показывает практика, спрос на такие программы типа Аськи, весьма велик. Люди жаждут полноценного общения и в Сети. А появление функции видеозвонков в сотовых телефонах и установка видео оборудования на компьютер, позволяющего общаться в интерактивном режиме, созерцая друг друга, как раз и является ответом на потребность в живой коммуникации на удаленном расстоянии.
Также взгляд принимает участие в выражении интимности, откровенности. С его помощью вы можете устанавливать степень приближенности к человеку.
В общении взгляд, как правило, осуществляет информационный поиск, например, слушающий смотрит на говорящего, и если тот сделал паузу, молча ожидает продолжения, не прерывая контакта глаз; дает сигнал о свободном канале связи, например, говорящий знаком глаз, сообщает, что разговор окончен; помогает установить и поддержание социальных отношений, когда мы ищем взгляд человека, чтобы вступить в беседу.

Видов взглядов.

В психологии существуют несколько видов взглядов, каждый из которых несет весьма существенную информацию о мыслях человека:
1. Деловой взгляд — когда мы смотрим на лоб и в глаза собеседника. Часто мы себя так ведем при встрече с малознакомыми людьми, руководителями и начальниками.
2. Социальный взгляд — когда мы направляем глаза на зону лица человека в области рта, носа и глаз. Он характерен в ситуациях непринужденного общения с друзьями и знакомыми.
3. Интимный взгляд — проходит через линию глаз собеседника и опускается на уровень ниже подбородка, шеи на другие части тела. Может быть расширение зрачков, как предвкушение удовольствия.

Мужчинам труднее обмануть своих жен, подружек, так как женщины гораздо быстрее могут изобличить во лжи, читая по глазам. Как же это им удается? Прежде всего, по характерным изменениям глаз вследствие сокращения глазных мышц. При попытке обмануть, человеку трудно выдержать пристальный взгляд, он моргает и отводит глаза в сторону. Эти признаки могут присутствовать и при печали, стыде, отвращении. Если испытывает страдание, из глаз льются слезы, но они появляются и при смехе, радости.

В любом случае для правильной интерпретации невербальных жестов учитываем окружающую обстановку, контекст обстоятельств. Одно определенно точно можно утверждать: расширение или сужение зрачков, которое возникает, как ответ на возбуждение, совершается непроизвольно, без учета сознания, в этом участвует вегетативная нервная система. Если направлением взгляда еще как-то можно управлять, то изменение зрачков для нас неподвластно. Когда мы говорим о человеке: «у него выразительные глаза», «у нее злой взгляд», «она сглазила меня», то имеем в виду как раз ту информацию, полученную путем невербального общения при наблюдении за зрачками человека. У детей, брошенных родителями, взгляд сухой, отстраненный, наполненный болью одиночества, что придает им взрослое выражение. Напротив, любимые и обласканные малыши совершенно по-другому смотрят на мир.

Долгота взгляда может говорить о степени заинтересованности. Пристальный, неотрывный скажет вам о намерении выведать у вас какую-то информацию или заставить вас подчиниться. У влюбленных пар подобный взгляд служит сигналом начать активное ухаживание. Если пристальный взгляд направить на спящего человека, подсознательно тот может испытать беспокойство, даже проснуться. Интересно, что в мире животных пристальный взгляд служит сигналом к готовящейся атаке, поэтому ничего удивительного нет, когда, ощущая подобный сигнал от малознакомого человека, вы испытываете тревогу и желание скрыться. Периферическим (боковым) зрением мы способны видеть предметы и обстановку вокруг себя, анализировать степень опасности.

У серийных убийц и маньяков взгляд сильно разнится от взгляда обычного человека. Все предшествующее до данной точки времени поведение человека, ситуации, которые он решает и способы, которыми пользуется в устранении проблем — все накладывает отпечаток на выражение его глаз. Усталая мать после бессонной ночи с грудным ребенком, пенсионерка, живущая на крохи, студент, не получивший стипендию, на которую рассчитывал — у всех своеобразные выражения глаз. Если, к примеру, вы состоите в близких отношениях с такими людьми, вы обязательно поймете причину подобного взгляда.

Психологическая суть контакта глаз как важного элемента невербальной интеракции может изменяться под влиянием многих переменных, но незыблемым остается то, что контакт глаз указывает на виды определенных отношений:
. «Дистанция», позитивный полюс — «включенность» (отношения привязанности, заинтересованности, принятия). Ему соответствует частый, интенсивный визуальный контакт, подчиняющийся правилам в соответствии с ролью коммуникатора и реципиента. Негативный полюс — «выключенность» (отстраненные, автономные, отчужденные отношения). Ему соответствует нечастый, неинтенсивный или полностью отсутствующий контакт глаз.
. «Позиция», один полюс которой состоит из отношений «контроля» (доминирование, власть, подавление). Этим отношениям соответствуют такие параметры, как интенсивность и продолжительность смотрения на партнера, особенно в момент активного коммуницирования или в тот момент, когда собеседник излагает негативные, но эмоционально значимые для него факты. «Позиция» представлена также полюсом «подчинение». Для отношений, образующих данный полюс, характерен «свернутый» контакт глаз, частое и быстрое поглядывание на партнера, а также достаточно настойчивый поиск взгляда партнера (заглядывание в глаза при нежелании другого фиксировать визуальный контакт).
. «Валентность». На ее позитивном полюсе находятся отношения «эмоциональной близости» (доброжелательность, симпатия, дружба, расположение), а на негативном — отношения «эмоциональной холодности» (враждебность, негативизм, подозрительность, неприязнь). Отношения группы «валентность» передаются посредством интенсивности, частоты, длительности контакта глаз, но главным образом об этих отношениях свидетельствуют модальность взгляда и его психофизиологические характеристики. Враждебность передается не только через пристальный взгляд, но и посредством таких его показателей, как холодность, жесткость и т.д., а дружелюбие выражается с помощью теплых, ласковых глаз.

Заключение.

Существует даже специальная наука — окулесика, которая изучает язык глаз и визуальное поведение людей. Эта форма невербального общения имеет место тогда, когда два человека одновременно смотрят друг другу в глаза. Конечно, в разных культурах зрительный контакт может трактоваться по-разному, но в целом, зрительный контакт считается одним из самых эффективных инструментов для установления связи между двумя людьми.

Визуальный контакт это наука, значит, мы можем научиться контролировать наш взгляд, его длительность и частоту, но есть вещи, которые не поддаются нашему контролю — это размер зрачков. В 1975 году психолог Экхард Гесс, основатель необычной науки пьюпилометрии (наука об измерении расширения зрачков) — выяснил, что зрачки могут реагировать не только на свет. Когда мы испытываем интерес к человеку, с которым разговариваем, или к предмету разговора, наши зрачки расширяются. Когда нам скучно, зрачки становятся меньше. Чтобы убедиться в этом, в следующий раз, когда вы будете гулять с другом или подругой, заговорите на тему, интересную вашему другу, а потом неожиданно смените тему разговора и заговорите, например, об уровне безработицы в Папуа и Гвинее. Понаблюдайте, как отреагируют его зрачки.

Освоив азы психологии визуального контакта, вы сможете успешно завязывать как личные, так и профессиональные отношения. Не стоит пренебрегать силой визуального контакта, а, наоборот, нужно максимально ее использовать.

Список литературы.
1. http://yandex.ru/yandsearch? clid=1972090.
2. boltyan.ru›lib_va/nayka/psih_ypr/0003_5.htm.
3. do.gendocs.ru›docs/index-359218.html…
4. boltyan.ru›lib_va/nayka/psih_ypr/0003_5.htm
5. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru4.4740

detsad295.perm.ru

§ 3. Визуальный контакт

Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым

Эмерсон

Взгляд, его направление, частота контакта глаз – еще один компонент невербального общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Взгляд используется также для установления взаимоотношений. Когда человек стремится к установлению более теплых взаимоотношений, он ищет взгляд собеседника. Однако, если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, это настораживает.

На протяжении многих веков человечество задумывалось над значением взгляда и о его влиянии на поведение человека. Мы все используем такие фразы, как «У нее большие детские глаза»; «У нее завлекающий взгляд»; «Она бросила на него гневный взгляд»; «У него бегающие глаза «; «У него такой блеск в глазах».

Когда мы так говорим, мы имеем в виду размер зрачков и движение глаз. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов межличностной коммуникации, потому что они занимают центральное место в лице человека, при этом зрачки ведут себя полностью независимо.

При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека от позитивного к негативному, и наоборот. Когда человек радостно

возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться, при этом получаются так называемые «глаза-бусинки» или «змеиные глаза».

Основа для настоящего общения может быть установлена только тогда, когда вы общаетесь с человеком с глазу на глаз. При общении с одними людьми вы можете чувствовать себя уютно, с другими – дискомфортно. Это связано, главным образом, с тем, как они смотрят на вас, какова продолжительность их взгляда и как долго они могут выдерживать ваш взгляд. Именно поэтому очень важно во время деловых бесед и переговоров контролировать выражение своих глаз.

Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60– 70% всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 времени общения, редко пользуется доверием. Во время переговоров и деловых бесед никогда не следует надевать темные очки, потому что у партнера появляется ощущение, что его рассматривают в упор.

Если опытные собеседники могут сдерживать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то практически никто не способен контролировать реакцию своих зрачков. Они непроизвольно расширяются и сужаются и тем самым передают информацию о вашей реакции на услышанное.

Например, китайские и турецкие торговцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и получает желаемое, то зрачки его глаз расширяются.

Часто встречается так называемый взгляд искоса. Он используется для передачи интереса или враждебности. Если такой взгляд сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность и часто используется для того, чтобы завлечь собеседника. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, то он означает подозрительное, враждебнее или критическое отношение.

Более всего нас раздражают люди, которые во время разговора опускают веки. Это подсознательный жест, который является попыткой человека «убрать» вас из своего поля зрения, потому что вы ему надоели или стали неинтересны, или он чувствует свое превосходство над вами. При нормальной частоте моргания 6–8 раз

в минуту веки этого человека закрываются на секунду или больше, как будто человек моментально стирает вас из своей памяти.

Если человек подчеркивает свое превосходство над вами, то его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад головой и долгим взглядом, известным как «взгляд свысока». Если вы заметили подобный взгляд у своего собеседника, то это означает, что ваше поведение вызывает у него негативную реакцию и нужно что-то изменить, чтобы успешно завершить разговор.

Взгляд является наиболее естественным средством невербального общения. Виды взглядов, а также их трактовка представлены в табл. 2*.

Таблица 2

Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия









Взгляд и сопутствующие движения Трактовка Необходимо
Подъем головы и взгляд вверх Подожди минуту, подумаю Прервать контакт
Движение головой и насупленные брови Не понял, повтори Усилить контакт
Улыбка, возможно, легкий наклон головы Понимаю, мне нечего добавить Продолжить контакт
Ритмичное кивание головой Ясно, понял, что тебе нужно Продолжить контакт
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Хочу подчинить себе Действовать по обстановке
Взгляд в сторону Пренебрежение Уйти от контакта
Взгляд в пол Страх и желание уйти Уйти от контакта

Как язык телодвижений различается у разных народов, так и продолжительность взгляда зависит от того, к какой нации принадлежит конкретный субъект.

Так, жители Южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов, а японцы при деловой беседе смотрят скорее в шею,

чем в лицо. Именно поэтому, прежде чем делать какие-либо выводы, необходимо учесть национальную принадлежность.

Для того чтобы научиться «технологии взгляда» и эффективно применять его в общении с другими людьми, требуется около 30 дней постоянной усиленной тренировки.


*
См.: Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. – М.: ИНФРА-М, 1995. – С. 256. 152

psy-top.ru