Адаптация 5 классов – Материал (5 класс): Доклад «Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в основную»

Выступление на пед совете адаптация учащихся 5 класса

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПО ТЕМЕ «АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ»

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками. А учителям-предметникам не следует забывать, что пятиклассники — это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

Как же облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровое состояние организма учащихся? Эти вопросы постоянно обсуждаются на педагогических советах, потому что смысл адаптационного периода в школе и состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Сегодня как раз речь о том, как же проходят это испытание наши нынешние пятиклашки. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Но для начала я хочу спросить у вас. Представьте себе ситуацию: вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе. Или вам поручили новый вид деятельности. Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте или при выполнении нового для вас задания?(страх, чувство неуверенности, тревожность, эмоциональное напряжение). И такие чувства вы будете испытывать, пока не пройдет период адаптации, который как раз и возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека или его социального окружения. Ситуация новизны является для любого

взрослого человека в определенной степени тревожной.

А теперь представьте себя на месте ребят, пришедших в 5 класс. Какие чувства могут испытывать они? С пятиклассниками был проведен небольшой опрос, в котором приняли участие 4 ученика.

В жизни любого человека   переходные периоды всегда связаны с проблемами. А переход учеников из начальной школы  в среднюю — это сложный и ответственный период и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. 

В последнее время в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10-12 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.

Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

• сменой социальной обстановки;

• изменением роли учащегося;

• увеличением учебной нагрузки;

• изменением режима дня;

• разностью систем и форм обучения;

• нестыковкой программ начальной и основной школы;

• различием требований со стороны учителей-предметников;

• изменением стиля общения учителей с детьми.

А также тем, что переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.

И радостное событие — переход из начальной школы в среднюю школу – сразу же влечет за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой. Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения.

Поэтому необходимо учитывать возрастные особенности  подростков, создавать ситуации успеха. Как видно из ранее озвученных результатов опроса пятиклассников наиболее сложным для ребят является переход от одного учителя  к взаимодействию с несколькими различными учителями — предметниками. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один учитель, а несколько.

В этот период дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются. В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. И как результат — многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.А новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. Вот поэтому и происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе.

С целью изучения вопроса адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в школе основного общего образования, учета их индивидуальных особенностей, сформированности ОУУН администрацией, учителями была проведена значительная работа: осуществлена диагностика учеников через посещение уроков, наблюдение за учащимися во время уроков и на переменах, сравнительного анализа их знаний, проверка рабочих тетрадей по предметам и дневников, беседы с классными руководителями, учителями-предметниками, работающими в 5-х классах.

Хочется отметить, что в большинстве своем ученики 5-х классов интеллектуально развиты и эмоционально коммуникабельны.

Ребята стараются осознанно воспринимать учебный материал и справляться с заданиями, которые дает учитель. Они любознательны, любят интересные формы работы, с удовольствием наблюдают, исследуют, учатся делать выводы.

По мнению самих учащихся легко им даются предметы:

ИЗО.

технологии.

физкультура.

математика

литература.

англ.яз.

А вот проблемными и трудными уроками являются:

история, география, биология.

рус.яз

По причине:

сложные темы и задания.

непонятные д.з., много задают.

Есть и самокритичные ученики, которые признаются, что плохо знают таблицу умножения, плохо читают, отсюда и возникают у них проблемы по предметам. Таких 2 чел.

Дисциплина на уроках удовлетворительная, активность учащихся на занятиях зависит от предмета, но в целом ученики готовы к урокам (у всех имеются учебные принадлежности, рабочие тетради), требования учителей-предметников выполняются.

infourok.ru

Адаптация учащихся 5 класса

Отчёт по адаптации обучающихся 5 а класса

В 5 «а » классе обучаются 24 +1 человек: 16 мальчиков и 9 девочек. Возраст учащихся 10-11 лет. Все дети пришли в школу с 1 класса, за исключением 4 человек.

Успеваемость в классе 100%. качество знаний – 48%.
По итогам I четверти отличник 1, 11 хорошистов, 13 троечников.

На уроках обучающиеся стараются быть активными. Домашние задания выполнены. Систематических невыполнений не обнаружено.

На переменах обучающиеся ведут себя шумно: балуются, бегают по коридору. Неоднократно делались замечания. Ведётся работа по разъяснению Устава школы и правил поведения на переменах.

Основная задача, которую я ставила в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

Адаптация 5-классников в среднем звене 

      Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внутренних и внешних изменений в их жизни.

Внутренние изменения.

  1. обретение чувства взрослости – главное личностное новообразование младшего подростка

  2.  постепенная замена ведущей учебной деятельности (характерной для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.

Внешние изменения.

  1. новые учителя

  2. новый режим

  3. новые требования

  4. новые правила

  5. необходимость вступать в контакт со старшеклассниками.

Трудности 5-классников.

  1. Возросший темп работы на уроке: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

  2. Возросший объём работы как на уроке, так и дома;

  3. Новые требования к оформлению работ;

  4. Необходимость находить самостоятельно дополнительную информацию ( литературу) и работать с ней.

Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.

  1. Слабые навыки решения математических задач.

     2.   Плохое владение пересказом текста.

3    Невнимательность и неусидчивость.

4    Частая смена приятелей.

5.   Одиночество.

        Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

         Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:

  1. Родительское собрание «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям»

  2. Наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий

  3. Грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья и пожеланиями родителей

  4. Ознакомление учащихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена». «столовая», «правила поведения».

  5. Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка

  6. Еженедельные консультации школьного психолога

  7. Сотрудничество с учителями – предметниками.     

Учащиеся 5 класса были вовлечены в подготовку и проведение совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников и спортивных соревнований. Участвовали во всех коллективно-творческих делах школы и класса. Каждый ученик имеет в классе поручение, качество выполнения и степень участия в делах класса и школы отражается в рейтинговой таблице. В конце I четверти подвели итоги по номинациям «Лучший ученик», «Образцовый дневник», «Лучшая предметная тетрадь».

      На своих уроках обращала внимание на следующее:

  1. По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять обратную связь и своевременно проводить коррекцию знаний

  2. Ставить оценку не за отдельный ответ а за несколько (на разных этапах урока)

  3. Стараться не только научить, а развивать мышление ребёнка средствами своего предмета

  4. Стараться интегрировать задания с родственными учебными дисциплинами для обогащения знаний и расширения кругозора учащихся.

        По итогам  I четверти в классе 1 отличник, 11 учеников учатся на «4 и5».            

Успеваемость составила – 100%, качество знаний – 48%.

Классный руководитель –


Таким образом, я считаю, что 5 класс хорошо прошёл адаптационный период.

videouroki.net

Рабочая программа по психологии (5 класс) по теме: Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».

                               Утверждаю
                                                  Директор школы: __________ /М. А. Павлова/
                                                                                     «1» сентября 2015г.

                                                         МКОУ «Гоноховская СОШ Завьяловского района» 

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе

                                                                          «Я – пятиклассник».

Составила: педагог-психолог:

                                                                                                                                                  Симоненко Алла Васильевна

2015-2016 учебный год

Содержание

I. Аннотация……………………………………………………………………………………….3 – 5

II. Учебный план программы…………………………………………………..…………………….6

III. Учебно-тематический план программы………………………………..……………………7 – 8

IV. Учебная программа………………………………………………………………………………..9 – 15  

V. Список литературы………………………………………………………………………………16

VI. Методические рекомендации………………………………………………………………………..17

VII. Приложения

Приложение 1……………………………………………………………………………………………….18

Приложение 2………………………………………………………………………………………..19 – 20  

Приложение 3………………………………………………………………………………………..21 – 22  

Приложение 4……………………………………………………………………………………………..23

Приложение 5………………………………………………………………………………………..24 – 28  

Приложение 6……………………………………………………………………………………………….29

I. Аннотация:

1. Научная обоснованность

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого-экономические проблемы, напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и т. д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Переход из начальной школы в среднее звено предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У многих наблюдается:

• снижение показателей обученности;

• снижение интереса к учебе;

• напряженные отношения между собой;

• повышенная тревожность;

• непредсказуемые реакции;

• отстранение от взрослых.

Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.

Причины медленной адаптации:

  1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
  2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
  3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не всегда удается уделить всем необходимое внимание.
  4. Привычка к контролю. В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога. Дети, привыкшие к постоянному контролю со стороны взрослых, должны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь.

2. Актуальность

Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным – адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики результатам, или негативным – стресс. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). Именно поэтому необходимо проведение психологических занятий с учащимися, которые приводили бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям, которые позволяли бы формировать положительное отношение к школе, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Признаки возникшей дезадаптации учащихся:

• усталый, утомленный вид ребенка;

• нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне;

• стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы;

• нежелание выполнять домашнее задание;

• негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;

• жалобы на те или иные события, связанные со школой;

• беспокойный ночной сон;

• трудности утреннего пробуждения, вялость;

• постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Проблема школьной дезадаптации пятиклассников в настоящее время является очень актуальной. Переход учащихся из начальной школы в среднее звено — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. 

Исходя из этого, я предлагаю один из возможных вариантов сохранения психологического здоровья младших подростков при переходе из начальной школы в среднее звено – программу психолого-педагогического сопровождения «Я – пятиклассник».

3. Практическая направленность

Профилактическая психолого-педагогическая программа направлена на предупреждение школьной дезадаптации учащихся 5 класса  к условиям обучения в основной школе.

4. Целью данной программы является создание условий для успешной адаптации учащихся 5  класса к новым условиям обучения в средней школе. 

5. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Формирование у учащихся адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, а также представлений о себе как о человеке с большими возможностями развития.
  2. Развитие навыков уверенного поведения.
  3. Усвоение навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
  4. Ознакомление учащихся с разными формами коммуникации.
  5. Создание условий для снижения тревожности, а также выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.

6. Адресат

Данная программа предназначена для организации совместной работы психолога, классного руководителя и учителей-предметников на начальном этапе обучения в пятом классе. Численность детей в классе – 20  человек.

7. Продолжительность курса

Программа рассчитана на 14 занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Сроки реализации программы: сентябрь – ноябрь.

Реализация программы проходит в три этапа:

Первый этап – диагностический. Включает в себя психологические тесты и проективные методики, позволяющие исследовать личностные особенности учащихся и эмоциональное состояние каждого ребенка.

Анкета для пятиклассников.

Цель – изучить трудности адаптационного периода (учебные затруднения, межличностные отношения, мотивация).

Проективная методика «Несуществующее животное».

Цель – диагностика личностных особенностей.

Анкета для учащихся «Вот я какой!».

Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус».

Цель – определение эмоционального состояния ребенка, наличие агрессивности, ее проявления и интенсивности.

Проективная методика «Дерево».

Цель – исследование особенностей личности ребенка.

Второй этап – информационно-практический. Включает в себя психологические занятия для пятиклассников, родительские собрания, семинар для педагогов, индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса.

Третий этап – итоговый. Включает в себя подведение итогов реализации программы, которое проходит на основе сравнительного анализа диагностических данных.

8. Ожидаемые результаты реализации программы

Промежуточные результаты реализации программы:

  • Умение самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.
  • Умение владеть своими эмоциями.
  • Повышение уровня самооценки.
  • Овладение основными способами самопознания.
  • Осознание каждым учащимся своей уникальности.
  • Овладение навыками уверенного поведения.
  • Достижение внутригруппового сплочения.

Итоговые результаты реализации программы:

  • Снижение уровня школьной тревожности.
  • Овладение способами взаимодействия со сверстниками.
  • Формирование представлений о себе, о своих внутренних резервах.
  • Повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.

Учебный план

психолого-педагогической программы

«Я – пятиклассник» на 2015 – 2016 учебный год

Цель данной программы: создание условий для успешной адаптации учащихся 5 класса к новым условиям обучения в средней школе. 

Категория обучающихся: учащиеся 5 класса.

Срок обучения: сентябрь – ноябрь.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Наименование тем

Всего часов

в том числе

Форма контроля

Теоретических

Практических

I

этап

Диагностический

1 ч.

1 ч.

Анкета для родителей пятиклассников

II

этап

Информационно-практический

12 ч.

7 ч.

5 ч.

Протокол родительского собрания, протокол педсовета, рисунок несуществующего животного, анкета для пятиклассников, анкета «Вот я какой!», графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус», рефлексивные высказывания учащихся, рисунки учащихся, проективная методика «Дерево»

III

этап

Итоговый

1 ч.

1 ч.

Сравнительный анализ диагностических данных

Итого:

14 ч.

7 ч.

7 ч.

Учебно-тематический план

психолого-педагогической программы

«Я – пятиклассник» на 2015 – 2016 учебный год

Цель данной программы: создание условий для успешной адаптации учащихся 5 класса к новым условиям обучения в средней школе.

Категория обучающихся: учащиеся 5 класса.

Срок обучения: сентябрь – ноябрь.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоретических

Практических

I

этап

Диагностический

1 ч.

1 ч.

Анкета для родителей пятиклассников

II

этап

Информационно-практический

1

Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в среднем звене школы»

1 ч.

1 ч.

Протокол родительского собрания

2

Психологические занятия с учащимися

10 ч.

5 ч.

5 ч.

2.1

«Знакомство»

2 ч.

1 ч.

1 ч.

2.1.1

«Давайте познакомимся!»

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Рисунок несуществующего животного

2.1.2

«Что такое 5 класс?»

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Анкета для пятиклассников

2.2

«Я в этом огромном мире…»

4 ч.

2 ч.

2 ч.

2.2.1

«Какой я и чем я отличаюсь от других?»

1 ч.

_

1 ч.

Анкета «Вот я какой!», графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»

2.2.2

«Мир информации»

1 ч.

1 ч.

_

Рефлексивные высказывания учащихся

2.2.3

«Я могу»

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Рисунки учащихся

2.2.4

«Мир эмоций»

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Рисунки учащихся

2.3

«Мы – единое целое!»

4 ч.

2 ч.

2 ч.

2.3.1

«Наши классные уголки»

1 ч.

_

1 ч.

Рисунки учащихся

2.3.2

«Понимаем ли мы друг друга?»

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Рисунки учащихся

2.3.3

«Без друзей меня чуть-чуть»

1 ч.

1 ч.

_

Рефлексивные высказывания учащихся

2.3.4

«Мы и наш класс»

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Проективная методика «Дерево»

3

Семинар для педагогов, работающих в 5-х классах

1 ч.

1 ч.

III

этап

Итоговый

1 ч.

1 ч.

Сравнительный анализ диагностических данных

Итого:

14 ч.

7 ч.

7 ч.

 

IV. Учебная программа:

  1. Пояснительная записка

Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. В современной школе, как у учеников, так и у педагогов отмечается состояние эмоциональной напряжённости, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряжённости на обучающихся в период адаптации к новым условиям обучения.

Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе.

К сожалению, иногда, при недостаточном знании индивидуально-личностных особенностей пятиклассников, дети остаются без должной психолого-педагогической поддержки.

Зачастую родители не принимают во внимание сочетание физиологических изменений и психологических факторов, влияющих на ребенка в новой социальной ситуации. Кроме того, у родителей не всегда сформировано понимание важности этого периода в жизни младшего подростка для успешного обучения и социализации.

Следовательно, работа психолога по созданию психологической комфортности в период адаптации пятиклассников должна начинаться с первых недель обучения.

Целью данной программы является создание условий для успешной адаптации учащихся 5 класса к новым условиям обучения в средней школе.   

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Формирование у учащихся адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, а также представлений о себе как о человеке с большими возможностями развития.
  2. Развитие навыков уверенного поведения.
  3. Усвоение навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
  4. Ознакомление учащихся с разными формами коммуникации.
  5. Создание условий для снижения тревожности, а также выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.

Для учащихся занятия проводятся в форме психологических часов. В программе используются такие методы как: диалоги, рисунок, рассказ, ролевые и подвижные игры, групповая дискуссия, групповая беседа, развивающие упражнения или игры и их обсуждение.

Занятия имеют определенную структуру. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Далее следует короткое, динамичное упражнение, задача которого создать благоприятную атмосферу. Затем идет работа по теме. Завершается занятие ритуалом прощания.

Работа с родителями проводится через родительское собрание, а с педагогами – через консультации и семинар.

Данная программа рассчитана на 14 часов продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Сроки реализации программы: сентябрь – ноябрь.

Реализация программы проходит в три этапа:

Первый этап – диагностический. Включает в себя психологические тесты и проективные методики, позволяющие исследовать личностные особенности учащихся и эмоциональное состояние каждого ребенка.

Анкета для пятиклассников.

Цель – изучить трудности адаптационного периода (учебные затруднения, межличностные отношения, мотивация).

Проективная методика «Несуществующее животное».

Цель – диагностика личностных особенностей.

Анкета для учащихся «Вот я какой!».

Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус».

Цель – определение эмоционального состояния ребенка, наличие агрессивности, ее проявления и интенсивности.

Проективная методика «Дерево».

Цель – исследование особенностей личности ребенка.

Второй этап – информационно-практический. Включает в себя психологические занятия для пятиклассников, родительские собрания, семинар для педагогов, индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса.

Третий этап – итоговый. Включает в себя подведение итогов реализации программы, которое проходит на основе сравнительного анализа диагностических данных.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Снижение уровня школьной тревожности.
  • Овладение способами взаимодействия со сверстниками.
  • Формирование представлений о себе, о своих внутренних резервах.
  • Повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.

Качественные критерии оценки достижения планируемых результатов:

  • Эмоциональное благополучие каждого ребенка в классе.
  • Овладение необходимыми коммуникативными навыками в общении с педагогами и старшеклассниками.
  • Достижение необходимого уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.

Количественные критерии оценки достижения планируемых результатов:

  • Уменьшение количества учащихся с высоким уровнем тревожности.
  1. Основное содержание

I раздел: «Знакомство» (2 часа)

Занятие 1. «Давайте познакомимся!»

Цель: познакомить детей с целями занятий, формой работы; принять правила поведения на занятиях.

  1. Ритуал приветствия: Здравствуйте (дети начинают приветствие, держась за руки, на последнем слоге хлопают в ладоши).
  2. Работа по теме.

Психолог сообщает учащимся о начале занятий психологией, спрашивает, известно ли им это слово, и, получив утвердительный ответ, предлагает подумать над тем, зачем ее нужно изучать. Как правило, ребята говорят о том, что психология нужна, чтобы быть спокойными, успешными, уметь общаться. Психолог подводит их к выводу, что знание психологии необходимо человеку, чтобы быть счастливым и рассказывает притчу о счастье.

Притча «Если хочешь быть счастливым, будь им» (Приложение 1).

Вопросы и задания по прочитанному:

• Почему счастье улетело прочь от человека?

• Как вы думаете, счастье приходит к каждому человеку?

• Почему одни люди всю жизнь чувствуют себя несчастными, а другие, наоборот, считают себя счастливыми?

Что такое счастье?

 Психолог подводит детей к выводу, что счастье каждый понимает по-своему, но есть и общие моменты в понимании счастья: получение радости от того, что ты живешь на Земле; твоя необходимость, полезность окружающим; хорошее здоровье.

«Чтобы работа в нашей группе была плодотворной и принесла пользу, необходимо соблюдать правила. Я буду называть правило, а вы, если согласны, то говорите «Да-да-да» и хлопайте в ладоши, если не согласны, то говорите «Нет-нет-нет» и топайте ногами.

  • Внимательно слушать, когда говорят другие – «Да»
  • Драться – «Нет»
  • Уважать чужое мнение – «Да»
  • Шуметь – «Нет»
  • Шутить и улыбаться – «Да»
  • Дуться и быть «букой» — «Нет»
  • Говорить по одному – «Да»
  • Перебивать говорящего – «Нет»
  • Смотреть на того, к кому ты обращаешься – «Да»
  • Смеяться над говорящим – «Нет»

Проективная методика «Несуществующее животное».

Занятие 2. «Что такое 5 класс?»

Цель: профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Работа по теме.

Упражнение «Продолжи фразу».

На доске или в середине круга укрепляется рисунок «Школьный путь». На нем изображена гора, отображающая школьный путь с 1-го по 10-й класс. Участникам предлагается продолжить фразу: «В начальной школе мне больше всего запомнилось…»; «В пятом классе мне хотелось бы…». Все высказываются по кругу, передавая друг другу мяч или игрушку. Ведущий отмечает наиболее интересные высказывания и оптимистические ожидания, обращает внимание на то, что все участники имеют довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. Каким он будет? Психолог предлагает поговорить о том, что нового появилось в школьной жизни учащихся в связи с переходом в 5-й класс.

Упражнение «Те, кто…» 

Делают шаг вперед те, кто любит сладкое; поднимают правую руку те, у кого есть кошка; приседают те, кому нравится играть в футбол и т.д. После окончания упражнения предлагается взяться за руки всем, кто является учеником 5-го класса. При этом психолог подчеркивает, как много общего у участников.

Упражнение «Школьный путь» (Родионов, Ступницкая).

Ведущий проводит беседу с ребятами о пройденном отрезке пути и о том, что еще предстоит.

Упражнение «Что важно для меня?» 

Ребятам необходимо представить, что они с родителями надолго уезжают, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают детям взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для них. Названия этих вещей необходимо написать на листе бумаги. Далее ребята читают список и рассказывают, почему они выбрали именно эти три вещи.

Анкета для пятиклассников (Приложение 2).

Рефлексия.

Притча «Одноклассники» (Приложение 1).

II раздел: «Я в этом огромном мире…» (4 часа)

Занятие 3. «Какой я и чем я отличаюсь от других?»

Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Работа по теме.

Упражнение «Ласковое имя».

Дети стоят в кругу. Психолог просит вспомнить, как их ласково называют дома. Затем дети, передавая мяч, называют свое ласковое имя. После того как все назовут свои имена, мяч передается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому передаешь мяч.

Анкета «Вот я какой!» (Приложение 2).

Упражнение «Поменяйтесь местами те …»

Дети сидят на стульях в кругу. Начинает игру психолог. Он ведущий стоит в центре круга, стула у него нет. Ведущий по желанию выбирает какой – либо признак, имеющийся у некоторых детей, и просит их поменяться местами. Например: «Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы». Те, у кого светлые волосы меняются местами друг с другом. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим.

«Кактус». Графическая методика М.А. Панфиловой.

Рефлексия.

Занятие 4. «Мир информации».

Цель: развитие навыков уверенного поведения; формирование основных способов самопознания.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Работа по теме.

Упражнение «Мое приветствие».

Каждый участник придумывает свой способ приветствия группы.

Упражнение «Память на лица».

Один игрок закрывает глаза и перечисляет всех участников круга, начиная с того, которого выберет психолог. Далее игроки пересаживаются в произвольном порядке, и процедура повторяется уже с новым участником круга.

Упражнение «Испорченный телефон».

Выбирается команда из 6 человек. Психолог зачитывает небольшую притчу одному участнику, остальные дожидаются за дверью. Первый передает услышанное второму, тот третьему и т. д. Последний участник рассказывает первому, а психолог зачитывает первоначальный текст.

Притча «Два волка» (Приложение 1).

Рефлексия.

Занятие 5. «Я могу».

Цель: формирование учебных умений, повышение самооценки.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Работа по теме.

Упражнение «Догадайся».

Водящий садится на стул лицом к классу, держа раскрытыми ладони; закрывает глаза. Один из членов группы тихонько подходит к нему и на несколько секунд кладет свои руки на руки водящего. Водящему необходимо догадаться, чьи ладони прикасались к нему.

Упражнение «Ладонь».

Учащимся предлагается обвести свою ладошку на листе бумаги, посередине рисунка написать «Я», а на каждом пальчике рисунка что – либо хорошее о себе. Затем психолог собирает детские работы, по очереди зачитывает их, а ребята определяют, кому какая ладошка принадлежит.

Упражнение «Я могу, я умею».

Ребята в быстром темпе перебрасываются мячом. Тот, кому в руки попадает мяч, быстро называет какое – либо свое умение («я умею петь», «я умею бегать» и т. п.)

Слушание сказки О. Горьковой «Фламинго» (Приложение 3).

Обсуждение сказки и выполнение иллюстраций к ней.

Рефлексия.

Занятие 6. «Мир эмоций».

Цель: познакомить учащихся с понятием «эмоции»; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Работа по теме.

Упражнение «Угадай эмоцию».

Вывешивается плакат со схематичным изображением эмоций, без указаний состояний человечков. Участники угадывают, какие эмоции изображены на плакате.

Упражнение «Фигуры эмоций».

Ребята рисуют пять больших фигур на листе А4. Потом, подписав имена четырех из них (гнев, радость, страх, ярость), раскрашивают цветными карандашами. Придумывают имя 5-й фигуре, раскрашивают, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмоциональному состоянию.

Упражнение «Изобрази эмоцию».

Необходимо подготовить карточки, на которых будет написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и т.д.). Каждый из ребят по очереди достает из конверта карточку и пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.

Упражнение «Поставь балл эмоции».

На бланках с различными эмоциями предлагается поставить балл (от 1 до 10) каждой эмоции в зависимости от того, как часто ее испытывает отвечающий.

Притча «Обида на песке» (Приложение 1).

Рефлексия.

III раздел: «Мы – единое целое! » (4 часа)

Занятие 7. «Наши классные уголки».

Цель: формирование необходимых психологических средств адаптации; развитие навыков уверенного поведения.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Работа по теме.

Упражнение «Гусеничка».

Участники соединяются в «гусеничку», положив руки на плечи стоящего впереди, и совершают перемещения в произвольном порядке по классной комнате.

Работа в группах.

Деление класса на четыре группы.

1. «Карта школы». (Данная группа составляет плакат с основными школьными объектами: столовая, актовый зал, спортзал, медицинский кабинет, расписание и т. д.)

2. «Знаки ПРОдвижения». (Разработать основные знаки-помощники, для «карты» школы).

3. «Кладовая знаний». (Данная группа оформляет стенд учителей-предметников, работающих в их классе. Основное требование – фотография и краткая характеристика каждого учителя).

4. «Классная команда». (Данная группа готовит стенд с фотографиями учеников, подписывая под ними интересы, обязанности в школе и классе).

Рефлексия.

nsportal.ru

Консультация (5 класс) по теме: Адаптация учеников 5 класса

Адаптация 5-классников.

Возрастные особенности                                          5-классников.                                             Переход от младшего школьного                к младшему подростковому возрасту.

Учитель математики: Финогентова Н.Ю.

  Переход ученика из начальной школы в среднее звено-этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка.

Внутренние изменения.

* Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

* Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

* Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители.

Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

* Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

* Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Внешние изменения в жизни 5-классников:

НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ

НОВЫЙ РЕЖИМ

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Трудности 5-классников:

— возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

— возросший объем работы как на уроке, так и дома;

— новые требования к оформлению работ;

— необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

Признаки трудности в период адаптации:

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Признаки и суть дезадаптации

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации — реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1) Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

2) Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая — отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Сроки адаптационного периода

В адаптационный  период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит… Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.

Помощь учителей и воспитателей в период адаптации

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны взрослых.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу

Рассогласованность требований

В 5-м классе присутствует рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.

Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

Важно обратить внимание учителей и воспитателей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы взрослые объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история — составить план ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).

В 5-классе обучается 11 человек.                                                                                                                            Из них 5 девочек и 6  мальчиков. Проживают 9 человек в детском доме. Условия воспитания в детском доме очень хорошие. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание. В неполных семьях (приходящие) проживают два человека. Но эти дети не обделены вниманием со стороны семьи

Трудности у пятиклассников  вызывает  необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Компанеец Мария очень сложно «переключается» с темпа одного учителя на другого,  

Григорьев Алексей «замкнут» в себе, подозрительно реагирует на просьбы «новых» учителей.

Галочкин Андрей постоянно ждет отрицательной реакции на свои хулиганские действия и очень удивляется, что преподаватель не реагирует на него, а продолжает урок, и ему невольно приходится включаться в работу

Глездышев Сергей имеет хорошие способности к обучению, но реагирует очень бурно, если что-то не понимает, переживает за оценку своих знаний.

Вебер Сергей учится на 4 и 5, уверен в себе и с интересом воспринимает новый материал, даже трудный для восприятия, но спокойно слушает объяснения учителя.

Кузмина Мария имеет хорошие способности к обучению, с интересом воспринимает новый материал, даже трудный для восприятия, но спокойно слушает объяснения учителя.

Столярова Екатерина старше всех в классе, имеет хорошие способности к обучению, с интересом воспринимает новый материал, даже трудный для восприятия, но к учителям относится с «подозрением», и если подружится с учителем, то будет хорошо  учиться по данному предмету.

Смирнова Дария имеет хорошие способности к обучению, с интересом воспринимает новый материал, но очень быстро может отвлечься на что-то постороннее, а затем задавая вопросы, мешать всему классу, а в первую очередь самой себе.

                  Для работы на уроке математики мною используются всевозможные методы и приемы улучшения учебной деятельности 5-классников:

  1. Тетрадь для правил – повторение пройденного в 1-4 классах и изучение нового.
  2. Проверочная работа (10 мин.)- самоконтроль в начале каждого урока
  3. Самостоятельная работа (10 мин.) в конце каждого урока- по новому материалу

По результатам контрольной работы на повторение ученики показали хорошие знания за курс 1-4 класса: «5»-        , «4»-      , «3»-

                                                                                                                                                                               

           

 I четверть 5-классники закончили следующим образом:             

Вебер

Сергей

Глездышев

сергей

Галочкин Андрей

Григорьев Алексей

Компанеец Мария

Кузмина Мария

Столярова Екатерина

Смирнова Дария

Русский яз.

литература

математика

Природ.

Природ.

Истор.

Англ.яз.

В нашей школе адаптационный период для детей проходит довольно спокойно, так как дети знают всех учителей, которые с ними уже работали в начальной школе, старшеклассники к ним относятся с любовью, детям очень комфортно в школе, вся внеклассная работа строится интересно, 5 класс почти полным составом поет в школьном хоре, участвует во всех спортивных мероприятиях и посещает все экскурсии, праздники…К детям часто в детский дом приезжают гости с подарками, в этом большая заслуга воспитателей, которые находятся всегда рядом и знают все о своих воспитанниках.

nsportal.ru

Статья по теме: Адаптация учащихся в 5 классе

Адаптация в 5 классе

Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии – одно из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании обучающихся.

Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагополучно отразиться на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика.

         Главная цель педагогического консилиума по преемственности – выработка линии поведения классных руководителей, учителей-предметников;

— создание системы общих взглядов на использование правила преемственности в ОУ;

— выработка единых требований, форм и методов работы с детьми, индивидуального подхода к ученикам и классу в целом;

— привлечения внимания к проблеме сохранения здоровья всех участников процесса;

— обсуждение основных проблем, возникающих в работе с учащимися 5-х классов;

— определение основных направлений совместной работы педагогического коллектива, родительской общественности, ученического коллектива по оптимизации образовательного процесса в 5-х классах.

                Учитель начальной школы, доведя свой класс до выпуска, до перехода на основную ступень, прожил с этими детьми 4 года, он помнит этих детей неумелыми первоклассниками, знает, сколько трудностей уже преодолел каждый ученик, и отчётливо видит, как каждый ребёнок вырос и какой потенциал для дальнейшего роста накопил. Выпуская класс, учитель начальных классов любуется окрепшей самостоятельностью своих учеников, радуется их образованности. Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышлёнышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными.

Рекомендации учителям-предметникам.

  1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приёмов.
  2. Не перегружайте учеников излишними по объёму домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
  3. Следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
  4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
  5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
  6. Развивайте общеучебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
  7. Налаживайте эмоциональны контакт с родителями учащихся.
  8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не её снижению.
  9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого ученика (Нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно – «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
  10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
  11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
  12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т.д., выставляйте оценки не формально, а с учётом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
  13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т.д.).
  14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
  15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребёнка, его здоровье, семейных отношениях.
  16. Не допускайте педагогического манипулирования.
  17. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
  18. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
  19. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребёнка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д.

Итог. Основным объектом внимания является ученик и основной целью – забота о его здоровье. Классный руководитель находится в постоянном контакте с психологом, курирующим данный класс, с медицинскими работниками, родителями. От этого зависит успех процесса адаптации ребенка в новых условиях.

Таким образом, педконсилиум по преемственности подводит итоги периода адаптации пятиклассников, позволяет осуществлять преемственность в обучении, воспитании, развитии учащихся, дает старт развитию новых идей, мыслей, направлений работы.

Решение:

  1. Продолжить работу по программе «Преемственность между начальной и основной школой»
  2. Учителям-предметникам проанализировать свою деятельность, наметить план действий по улучшению качества обучения и воспитания
  3.  Провести родительские собрания с родителями будущих пятиклассников с целью ознакомления с требованиями, предъявляемыми к ученику средней школы.

nsportal.ru

Адаптация учащихся 5 классов в среднем звене.

Адаптация учащихся 5х классов в среднем звене.

5 класс – это конец детства, период, предшествующий подростковому. В это время дети еще доверяют взрослым, открыты для общения с ними, признают их авторитет, ждут от взрослых помощи и поддержки. Это открывает широкие возможности для воспитания и поддержания близких, доверительных отношений.

5 класс – это период адаптации к средней ступени школы (приспособление к новым условиям и требованиям среды).

Каждый возрастной период в жизни ребенка выдвигает свои проблемы. Некоторые периоды из-за их повышенной «опасности» принято называть кризисными – 5 класс именно такой.

Новые, незнакомые условия всегда вызывают у человека напряжение и тревогу той или иной степени. Ребенок в таких условиях переживает эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о новых аспектах учебной деятельности. 

 Новые учителя, новые требования, новые условия обучения. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу.

Что же характеризует особенности развития школьников этого возраста?

В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка.  У ребенка начинают развиваться собственные взгляды, мнение, формируется отношение к самому себе.
Этот период, зачастую, характеризуется некоторым снижением интереса к учебе в школе и самому процессу обучения. Это выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением, нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе. Такие негативные проявления свойственны многим ученикам, и, если не помочь ребенку в это время,  имеется вероятность сохранения и закрепления негативных тенденций.

В это время закрепляются черты характера, поэтому так важно взрослое окружение ребенка.  Ребенок учится устанавливать отношения с другими людьми, существенно меняется характер самооценки школьников этого возраста. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на основании результатов учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества ребенка, которые проявляются в общении.

Самооценка ребенка все меньше зависит от учебных успехов и все больше – от того, как его ценят и принимают. В это время ребенок как никогда начинает ощущать потребность в позитивной оценке себя со стороны взрослых.

Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. Именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учебе и отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка.

Как уже говорилось, происходят объективные изменения в учебной деятельности.

Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками. Для ребенка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному. Важной задачей для ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения. Ребенок должен сохранить самоуважение, даже несмотря на то, что учителя будут оценивать его по-разному, и не всегда положительно. Ребенок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас не все ладится с учебой, то виновата в этом не плохая учительница, а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы или принять их. Сохранение самоуважения — это важнейшее условие преодоления неудач. Отношение взрослых должно вызывать у ребенка стремление к учебным достижениям, а не страх к учению, наказанию. Страх наказания может порождать тревожность и неуверенность в себе.

Но, все-таки основные трудности у детей в этот период  — в сфере общения с одноклассниками, в умении «занять определенную ступеньку», завоевать статус в группе. Это более важно для ребенка, чем учебные проблемы. Поэтому, задача родителей — выстроить доверительные отношения со своим чадом, чтобы прийти ему на помощь, в случае необходимости.

Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками.

В ответ на подобные сложности, встречается несколько типов реакций со стороны родителей на сложившуюся в классе ситуацию:

1. Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками

2. Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением.

3. Иногда родители бывают правы — в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие.

4. Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом, классным руководителем и, при необходимости, обратиться за психотерапевтической помощью, т. е. всеми силами стараются помогать ребенку.

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.

Ребенок:

-неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда; 
-возвращается из школы подавленным; 
-часто плачет без очевидной причины; 
-никогда не упоминает никого из одноклассников; 
-очень мало говорит о своей школьной жизни; 
-не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо; 
-ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу; 
-одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Как же помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе?

1. Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

2. Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям.

3. Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

4. Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними.

5. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках.

6. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта — это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы.

7. И самое главное – будьте готовы оказать поддержку своему ребенку, если он обратится к вам за помощью.

Спокойные, уверенные в себе родители, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, — вот залог развития у ребенка уверенности в своих силах и адекватной самооценки.

Как помочь своему ребенку стать увереннее?

1. В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе. Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается сделать что-то.

2. Родительская любовь для ребенка вещь не очевидная; если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят. Это сформирует у него чувство беспомощности и незащищенности, а следовательно, и неуверенности в себе. Преодолеть это чувство помогает телесный контакт. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять, посадить на колени. Это никогда не будет лишним.

3. Все сказанное не означает, что ребенка не следует критиковать. Но, следует дать ему понять, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется, вы по-прежнему любите его.

4. Как показывает практика, у активно отвергаемых одноклассниками детей обычно нет устойчивых дружеских отношений и вне школы. Однако если непопулярный в классе ребенок имеет возможность общаться со сверстниками помимо школы — во дворе или кружках, где его принимают и ценят, — то отсутствие признания в школе его не травмирует.

5. Ребенок должен учиться терпимости и уживчивости. В разговорах с ребенком, или в его присутствии, не следует давать оценки другим родителям, детям, учителям.

Приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Если, несмотря на все старания, ситуацию не удается исправить, лучше перевести ребенка в другую школу!

infourok.ru

Адаптация учащихся 5 классов на второй ступени обучения в условиях реализации ФГОС

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

села Александровского

Адаптация учащихся 5 классов на второй ступени обучения в условиях реализации ФГОС

Подготовила: Учитель математики и информатики Жидкова Г.М.

2016-2017

Переход в 5-ый класс приводит к возникновению эмоционально- стрессовой ситуации: новые учителя, кабинетная система, классный руководитель.

Переход на вторую ступень общего образования не всегда происходит у учащихся бесконфликтно и безболезненно. Не все школьники оказываются психологически готовыми к преодолению трудностей адаптационного периода, не все поднимаются в своем развитии до уровня соответствия новым требованиям. Переход же в 5 класс психологически неготовых учащихся может вызвать или еще более усугубить их негативное отношение к учебе и школе в целом. Трудности переходного периода прямо или косвенно влияют на эффективность обучения и воспитания, а также на психическое и соматическое здоровье школьников.

Адаптационный период обучения в 5 классе является для выпускников начальной школы особенно сложным, так как им приходится преодолевать ряд серьезных трудностей, испытывать на себе новые, порой непосильные требования. Именно в это время высока вероятность возникновения у учащихся школьной дезадаптации, приводящей к снижению школьной мотивации и успеваемости, развитию негативных психических состояний (тревожности, страхов и др.), снижению самооценки, нарушениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всё это создает ситуацию адаптационного риска, который тем более вероятен, чем менее школьник к нему подготовлен.

Одним из условий, гармонизирующих процесс адаптации, является психологическая готовность младших школьников к обучению в основной школе. Первый год обучения на второй ступени общего образования имеет для школьников огромное значение, так как от его успешности во многом зависит то, как сложится их дальнейшая жизнь и деятельность в основной школе. В этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низкая самооценка. Однако, несмотря на несколько негативный фон развития ребенка в предподростковый возраст, исследования показали, что явления дезадаптации при переходе в среднюю школу связаны у учащихся не с психофизиологическими факторами, а с социально-психологическими.

В данном возрасте меняется развитие познавательных процессов.

Память в подростковом возрасте перестраивается, переходя от механического запоминания к смысловому. Смысловая память приобретает опосредованный, логический характер, становится более доступным запоминание абстрактного материала.

Внимание подростка (а оно в этом возрасте зависит от физиологического состояния) превращается в хорошо управляемый, контролируемый процесс. Если у младших школьников преобладает произвольное внимание, то внимание подростка становится сосредоточенным, устойчивым, формируется непроизвольное внимание.

Говоря о психологических особенностях школьников 10-12 лет, необходимо отметить те возрастные особенности, которые в лучшем случае игнорируются при построении образовательной среды для 4-6 классов, а в худшем – служат почвой для возникновения конфликтов между учителями и учениками

.»Чувство взрослости», не подкрепленное ещё реальной ответственностью, — вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период. Если школа не предлагает ученикам средств взрослости, оно всё равно проявится, но самым невыгодным образом – в уверенности подростка в учительской несправедливости и необъективности.

Меняется социальная значимость подростка, характерным для этого возраста является имитация чьего-либо поведения. В отношении со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности. Но часто встречаются неуверенные в себе, замкнутые и излишне агрессивные, заносчивые дети, требующие к себе особого внимания.

Воображение подростка может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Реальность воображаемого мира – это его реальность. Подросток уже владеет непроизвольным и произвольным воображением. В данный период формируется воссоздающее воображение. Воображение подростка может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и личность ребёнка .

Несмотря на большую научную и практическую значимость, проблема психологической адаптации младших школьников к обучению в основной школе остается еще малоизученной. Общепризнанно, адаптация понимается как процесс приспособления человека к изменяющимся условиям внешней среды: от момента встречи человека с новыми условиями существования до выработки адаптивной реакции. Адаптация учащихся к основной школе выражается в приспособлении к новым условиям обучения и качественно новому уровню общения, в выработке новых стереотипов, что позволяет им преодолевать трудности и успешно овладевать учебной деятельностью. Если же процесс адаптации идет медленно, то у пятиклассников возникают дополнительные затруднения в усвоении учебных дисциплин, в общении с учителями, родителями и одноклассниками. Школьная дезадаптация – несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затруднительным или в крайних случаях невозможным. В результате появляются «педагогически запущенные» несовершеннолетние, неуспевающие и склонные к конфликтам. Педагогически запущенные несовершеннолетние при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы в условиях школьного учебно-воспитательного процесса. Ключевыми факторами реабилитации должны стать доверие, опора на полезные интересы, связанные не столько с учебной деятельностью, сколько с будущими профессиональными планами и намерениями, а также перестройка на более эмоционально теплые отношения с учителями и одноклассниками .

Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих.

Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Не составляет исключения и переход учащихся из начальной школы в среднюю. Следует адаптировать учащихся при переходе к кабинетной системе обучения. В сегодняшней школе изменения форм обучения происходят «рывком»: вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребёнком и его семьёй разносторонние отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успешности поведения на уроках.

Адаптацию затрудняет также низкая согласованность между учителями-предметниками в отношении объема домашних заданий, учета сложности учебников и, самое главное, отсутствие, как правило, единства требований начальной и средней школы. Одна из причин перегрузок школьников в это время состоит в том, что «при разработке дидактических и методических средств обучения, последние ориентированы исключительно на учителя, который, хотя и творчески, но, тем не менее, репродуктивно переносит их на всех учащихся без учета их возрастных и индивидуальных особенностей развития» .

В связи с переходом из начальной школы в основную учащиеся не всегда успевают быстро адаптироваться в новых условиях, не всегда понимают, чего от них хотят, и испытывают психологический дискомфорт. Он проявляется в тревожности (школьной, самооценочной, межличностной), когда ученик склонен переживать нейтральные школьные ситуации как создающие угрозу представлениям о себе, самооценке, личностным интересам и ценностям.

Значительные трудности связаны с переходом выпускников начальной школы на кабинетную систему обучения. Переходы из кабинета в кабинет зачастую сопровождаются подъемом с этажа на этаж, что сокращает продолжительность отдыха во время перемены. Нередко учителя задерживают учащихся в классе после звонка с урока, что мешает учащимся другого класса войти в кабинет и подготовиться к уроку. В коридорах создается скученность. Следует отметить и гигиенические дефекты кабинетной системы обучения. Учебные помещения нередко не проветриваются. Если в одних и тех же учебных кабинетах занимаются школьники с 5 по 11 классы, то несоответствие мебели росту учащихся достигает 80-90%. Рассмотренные дефекты кабинетной системы обучения отрицательно влияют на работоспособность детей.

Состояние дезадаптации школьников от перемены динамического стереотипа и стрессов при переходе в 5 класс может быть причиной перенапряжения, усталости пятиклассников. Хорошо известно, что успехи учащихся в учебной деятельности во многом определяются состоянием их здоровья. Частые заболевания выбивают из привычного ритма школьной жизни, а отсюда берут начало или еще больше усугубляются и негативные установки на школу, и снижение уровня и силы мотивации учения, и многие другие школьные «неприятности».

Большое значение имеет другой аспект адаптации, который связан с трудностями усвоения новых социальных норм, установления и поддержания отношений с новыми учителями и одноклассниками.

Трудности во взаимоотношениях пятиклассников и учителей-предметников связаны с тем, что последние, как правило, плохо знают своих учеников и не учитывают в образовательном процессе их возрастные, индивидуальные и личностные особенности. педагогических задач.

Таким образом адаптация ребенка к обучению в среднем звене – это процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма. Немалую роль в успешной адаптации играют хараткерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития.

infourok.ru