Адаптация личности это: Адаптация личности
Адаптация
Что такое адаптация
Адаптация — это процесс взаимодействия организма со средой, в результате которого организм, среда, или и то, и другое изменяются, приобретают новые свойства.
В психологии принято говорить о социальной адаптации или психологической адаптации. И социальная, и психологическая адаптация описывает процесс взаимодействия личности с социальной средой.
Говоря о психологической адаптации, мы имеем в виду взаимодействие человека с самим собой, с ближайшим окружением (родственники, друзья, коллеги) и с широким социумом в лице социальных институтов.
Особенности социальной адаптации таковы, что человек — личность — может влиять на окружающую среду, изменять её. Например, став лидером в новой группе, человек может создать новые правила для всех людей, входящих в неё. Другой пример изменения среды под влиянием человека — механизм эмоционального заражения. Ярко проявляя свои эмоции, человек заражает ими окружающих, и вот — среда уже изменилась.
Виды адаптации
С точки зрения отечественного психолога А.А.Реана, оценить эффективность процесса адаптации можно по двум критериям: внутреннему и внешнему.
Если человек адаптирован по внутреннему критерию, это значит, что он находится в согласии с самим собой, следует своим желаниям, а в поведении реализует свои ценности.
Если человек адаптирован по внешнему критерию, это значит, что его поведение соответствует нормам социума, в котором он живет. Он решает социальные задачи, не нарушает закон и не идет вразрез с традициями социума.
А.А. Реан считает, что полная (системная) адаптация характеризуется адаптированностью и по внутреннему, и по внешнему критериям. Это значит, что человек приносит пользу обществу, реализуя себя, свой потенциал. Такого человека можно назвать самоактуализирующейся личностью.
Если человек живет без согласия с самим собой (ходит на нелюбимую работу, находится в тягостных для него отношениях, не может найти хобби по душе и т.д.) и при этом не приносит пользу обществу (продукт его труда не востребован или вовсе отсутствует), — это значит, что личность полностью дезадаптирована. Временное состояние полной дезадаптации переживает любой человек в периоды кризисов в жизни.
Кроме двух крайних вариантов — системной адаптации и полной дезадаптации — существуют два помежуточных:
- Мнимая адаптация по внутреннему критерию.
- Мнимая адаптация по внешнему критерию.
В первом случае человек живет по своим правилам, но при этом не считается с нормами социума. В лучшем случае, он выглядит «белой вороной». В худшем — реализуется как преступник. «Люби себя, чихай на всех». Вот только успеха в таком случае ждать не приходится.
Второй случай встречается чаще. Внешне человек кажется адаптированным: у него «приличная» работа, он хорошо одевается, у него есть семья, друзья.
Но при этом он чувствует в жизни пустоту, бессмысленность. У него нет цели. Он «тянет лямку» и не может выразить себя, не может реализоваться. Жизнь такого человека лишена красок или, наоборот, наполнена яркими пятнами событий, но они его по-настоящему не вдохновляют, а только позволяют «убить время».Заключение
Адаптация — это постоянный процесс. Невозможно раз и навсегда достигнуть состояния адаптированности и замереть в нём. И сам человек, и окружающая его социальная среда постоянно меняются. Личности приходится постоянно адаптироваться к этим изменениям.
В разные периоды жизни процесс адаптации протекает по-разному. Каждый человек может находиться в любом из четырех описанных состояний адаптации.
Однако стремиться необходимо
Социализация и адаптация
1. 01.2012
Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства в особенностях своей личности и поведения опыта, накопленного человечеством. Однако социализация это в первую очередь адаптация (приспособление) к культурным, психологическим и социальным факторам.
Адаптация – процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.
Процесс биологической адаптации наблюдается при изменении условий существования и служит целям сохранения гомеостаза.
Целью психической адаптации является установление оптимального соответствия личности и окружающей среды входе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели.
Под социальной адаптацией понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.
В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности.
Социально-психологическая адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:
- адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
- адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Процессы социализации и социально-психологической адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Адаптацию можно рассматривать как составную часть. Социализацию часто связывается только с общим развитием, а адаптацию – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Процесс социализации понимается как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.
В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социально-психологическая адаптация является одним их основных механизмов социализации, она служит более полной социализации.
Таким образом, социально-психологическая адаптация является одновременно и постоянным процессом активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, и результат этого процесса.
Социально-психологическая адаптация по свои результатам может быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации.
По механизму осуществления выделяют добровольную и принудительную социально-психологическую адаптацию.
Стадии процесса социально-психологической адаптации:
- ознакомление;
- ролевая ориентация;
- самоутверждение.
В процессе социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.
Ключевые слова: Адаптация, Социализация
Источник: Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Материалы по теме |
---|
Социализация как адаптация Белинская Е.П., Социальная психология личности |
Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений Маклаков А. Г. — Общая психология |
Я-социальное Козлов В.В., Интегративная психология |
Расстройство адаптации (F43.2) Психиатрия: Учебник — Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит… |
Теоретические основы методологии социальной психологии Руденский Е.В., Социальная психология |
Теория социализации В. Райха Семечкин Н.И., Психология малых групп |
Влияние социальных факторов на психологические различия мужчин и женщин Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии… |
Адаптационный механизм Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010. |
Адаптация личности: новое руководство по человеческому пониманию в психотерапии и консультировании Ванн Джойнс
Показано 1–5 из 5 отзывов и личности, но я могу безоговорочно сказать, что именно эта книга изменила мою жизнь и улучшила мои личные отношения так, как ни одна другая книга не может сравниться с ней. Это дало мне глубокое понимание моего собственного типа личности и дало абсолютно объективную картину. Это не только обязательная книга для всех, кто работает с людьми профессионально, но и важная книга для всех, кто хочет понять себя глубже и с большим сочувствием. Для меня самым большим выводом из книги является ее способность дать представление о мышлении, поведении и эмоциональных моделях каждого типа личности, предлагая практические и практические стратегии для лучшего общения с теми, кого мы любим больше всего. Это, безусловно, самая впечатляющая книга, которую я прочитал в этом году!
23 сентября 2018 г.
Мне понравилась эта книга, и я нахожу ее очень полезной для понимания личностных адаптаций некоторых из моих более трудных для понимания клиентов. Система проста и понятна, но есть много деталей, которые нужно изучить. Авторы представляют информацию слоями, переходя от самого простого слоя ко все более и более сложным представлениям различных профилей личности. Я бы порекомендовал эту книгу любому консультанту или психотерапевту, который ценит богатый инструментарий, к которому можно прибегнуть.
PS (23 сентября 2018 г.): Я погружаюсь в эту книгу несколько раз в месяц, чтобы помочь лучше понять, что может происходить в психологической структуре проблемного клиента! Это отличная помощь! 🙂
29 апреля 2015 г.
Эта книга не только содержит подробный обзор шести адаптаций личности; энтузиазм-оверреактор (истерический), ответственный-трудоголик (обсессивно-компульсивный), гениальный-скептик (параноик), творческий мечтатель (шизоид), игривый-сопротивляющийся (пассивно-агрессивный), обаятельный-манипулятор (антисоциальный) и комбинации его адаптаций. является практичным с точки зрения диагностики и лечения. Мне, как новичку в области психотерапии и консультирования, было легко и увлекательно читать эту книгу.
Читать
6 мая 2013 г.Первая половина книги понятна без психологической подготовки и знания психологических терминов. Очень интересная идея о том, как люди делятся на 6 разных типов из 2 групп, конечно, с некоторым смешением и совпадением между типами! В первых нескольких разделах очень легко охарактеризовать человека, выбрав хотя бы одного из каждых 6, а перестановка и комбинация этого с другой группой дает характер, который бьет!!!
8 октября 2016 г.
Дает глубокое понимание человеческого поведения…. Фантастическое чтение.
Показано 1–5 из 5 отзывов
Является ли пограничное расстройство личности адаптацией?
Источник: holandan/Pixabay
Пограничное расстройство личности (ПРЛ) описывается как расстройство межличностных отношений. Люди с чертами ПРЛ часто имеют нестабильные и хаотичные отношения, в которых больной может быстро переключиться с оценки другого человека на полное его обесценивание.
ПРЛ связано с недоверием, повышенной чувствительностью к отвержению и трудностями в контроле эмоций. Это также связано с импульсивностью и самоповреждением. БЛД имеет тенденцию иметь положительный исход. Симптомы часто постепенно уменьшаются в среднем возрасте, и существуют психологические методы лечения, предназначенные для помощи людям с диагнозом ПРЛ.
Основные исследования часто представляют ПРЛ как результат мозговой дисфункции. Одна из ведущих идей состоит в том, что это вызвано дефицитом лобных долей, который влияет на обычный импульсный контроль.
Однако из научной литературы стала появляться совсем другая картина. Что, если ПРЛ — это адаптация, а не дисфункция? Что, если это продуманный ответ на жизненные проблемы, а не болезнь?
Рассматривать ПРЛ как адаптацию
Основным сторонником идеи о том, что некоторые черты ПРЛ могут отражать адаптацию, является Мартин Брюне, профессор психиатрии Рурского университета в Бохуме и психиатр университетской больницы LWL.
Брюне писал об эволюционной психиатрии, которая утверждает, что мы должны думать о психическом здоровье и болезнях с точки зрения общей картины эволюции жизни на Земле. Психиатры-эволюционисты часто видят адаптацию в том, что иначе показалось бы нам патологией, например, в депрессии.
Представление Брюне (2016) о ПРЛ основано на идее, первоначально выдвинутой психологом Джоном Боулби, о том, что в раннем возрасте у детей формируется «внутренняя рабочая модель» мира. Это картина, которая рассказывает им, на что похож мир и как в нем выживать и процветать.
Для некоторых мир, по сути, дружелюбен и изобилует ресурсами. Межличностные отношения долговечны, и они могут ожидать, что их материальные и эмоциональные потребности будут удовлетворены в далеком будущем. Боулби считает, что дети со стабильной привязанностью, скорее всего, разовьют такую модель.
Для других мир — враждебное и непредсказуемое место. Привязанности по своей природе мимолетны и хрупки, и нет никакой гарантии, что ресурсы — материальные или эмоциональные — будут доступны в ближайшем будущем. Боулби полагал, что дети, у которых нет стабильной привязанности в раннем возрасте и, в крайнем случае, испытывают пренебрежение, жестокое обращение или другие травмы, с большей вероятностью сформируют эту вторую «картину» мира.
А теперь представьте, как мог бы думать и действовать ребенок с этой второй «картиной» мира. Они могут не доверять другим. Возможно, они будут сверхбдительными к сигналам отказа и покинутости. С более низкими ожиданиями в отношении будущих провизий этот ребенок может склоняться к подходу к жизни по принципу «все или ничего», что посторонний наблюдатель может назвать импульсивным или опасным.
Короче говоря, у них могут развиваться и проявляться черты, связанные с ярлыком «пограничное расстройство личности».
Брюне не считает, что ПРЛ само по себе является адаптацией. Он считает, что это экстремальная и, возможно, неадекватная версия адаптации. Тем не менее, рассматриваем ли мы черты ПРЛ как адаптацию или неадекватную крайность адаптации, его точка зрения заставляет нас учитывать потенциальную ценность, которую могут иметь эти черты, или ценность, которую они могли иметь в годы становления ребенка.
Доказательства модели адаптации
Существует несколько доказательств того, что некоторые черты ПРЛ могут быть адаптацией, а не дисфункцией (см. Del Giudice, 2018 и Brüne, 2016). К ним относятся:
- БЛД поражает до 6 процентов населения в целом и имеет генетические факторы риска. Как правило, если заболевание широко распространено среди людей и имеет сильный генетический фактор риска, есть большая вероятность, что оно каким-то образом нам поможет. В противном случае естественный отбор, вероятно, исключил бы его из популяции.
- Пренебрежение, жестокое обращение и другие травмы являются факторами риска развития ПРЛ. Фактически, до 80 процентов людей с диагнозом ПРЛ сообщают о таких неблагоприятных детских переживаниях.
- Люди с диагнозом ПРЛ обладают высоким уровнем эмоциональной эмпатии — они могут хорошо «читать» эмоции других. Это то, что мы ожидаем, если предположить, что ПРЛ — это адаптация для управления отношениями и близостью.
Если ПРЛ — это адаптация, то большая часть языка, который мы используем для его описания — мозговые дефекты, расстройства, дисфункции, болезни — неверна и вводит в заблуждение.