Агональная риторика: Причины востребованности агональной коммуникации в современной речевой практике

«Коммуникационно-психологические основы деловой риторики (агональная риторика)»

Деловая риторика Конспект лекций назад | содержание | вперед Лекция 2. Коммуникационно-психологические основы деловой риторики (агональная риторика)   1.                Психологические основания агональной риторики. 2.                Логические основания агональной риторики. 3.                Лингвистические основания агональной риторики.   Деловая коммуникация – это эффективное воздействие в процессе общения. Сегодня достаточно много теоретических разработок, на основании которых осуществляется такое воздействие. Приведем вам одну из них – агональную риторику (коммуникацию). Речевое воздействие может носить характер убеждения, когда слушающий добровольно принимает доводы говорящего, и манипулирования, когда воздействие является скрытой формой принуждения слушателя. Манипулирование основывается на лишении адресата речи независимых источников информации и провоцирует ложные выводы из формально истинных посылок. Агональная риторика – искусство управления человеческим поведением посредством устного или письменного  слова путем  изготовления и представления определенных текстов, или в процессе обсуждения проблемы. Данное направление в риторике характеризует умение встраиваться в человеческое сознание и управлять им с помощью слова. Зародилась такая технология  в Древней Греции и была основана на культуре состязания (агон в переводе с греческого — состязание). Возглавил его Протагор. Он  считал, что истины не существует, только человек мера всех вещей, он высшая истина, поэтому истина приобретала ситуативный характер. Такой тип риторики проповедовался греческими софистами, поэтому часто ее называют софистической риторикой (производное от понятия софист). Данное направление в риторике было особенно востребовано в демократические периоды развития общества, когда каждый свободен высказываться и есть потребность этому обучаться. Впоследствии это направление получило название агональная коммуникация и сегодня прочно вошло в нашу жизнь как современная речевая технология.

Наибольшее развитие она получила в США.   Психологические основания агональной риторики (АР):   1.  человек, подвергающийся АР не должен об этом знать, а именно —  о начале и ее завершении. В этом случае воздействие происходит на бессознательном уровне, нет сознательных фильтров, фиксирующих: кто говорит, зачем говорит, как говорит. Часто это происходит под видом помощи, сострадания и т.д. 2.  собеседник  всегда прав, задача убедить его в этом путем создания ситуации выбора, которая необходима для организации агонального (состязательного, конкурентного) пространства. Например, предлагая вам любой товар, спрашивают, сколько будете брать – один или два. 3.  наряду с реальными мотивами есть квазиреальные мотивы, которые будучи внедренными в сознание, действуют как реальные. К реальным мотивам относятся – голод, жажда, усталость и иные по пирамиде потребностей А. Маслоу.  К квазиреальным мотивам можно отнести, например, желание приобрести некоторый товар. Внедрение квазимотивов также создает агональное поле.
При работе с малыми аудиториями надо знать, куда внедрять квазимотивы, а для больших аудиторий  их нужно создавать специально. Реклама, как правило, работает с сегментами аудитории, чьи мотивы известны. Например, аудитория пожилого возраста, мотивированная к сохранению здоровья, экономии ресурсов и т.д. 4.  принцип доминанты Ухтомского: человек слышит не то, что ему говорят, а то, что он хочет слышать. Если у человека есть область квазимотивов, то все, что им противоречит – отфильтровывается, а пропускается только то, что их поддерживает. Создается такая доминанта, например, путем бесконечного повторения одних и тех же рекламных текстов. 5.  принцип позиционирования, введен Дж. Траутом. Позиционирование – это борьба за ум потребителя. В сознании всегда есть следы прошлых агональных воздействий, между ними есть промежутки. Задача – проникнуть в них, расширить их за счет стирания старых следов, создавая новое бессознательное человека. Смена политической, коммерческой идеологии – пример такого позиционирования.
  Логические основания агональной риторики:   1.  Принцип релятивности (относительности). Агональное высказывание противоположно формально-логическому высказыванию. Формально-логическое высказывание всегда может быть проверено как истинное или ложное, а агональное высказывание допускает одновременную истинность или ложность противоположных суждений. Возможность разных оценок в зависимости от угла зрения на проблему. 2.  Превращение доксов (общепринятых мнений) в парадоксы – высказывания, противоречащие очевидностям, но имеющие свою область смыслов. Примером может служить сюжет любого рекламного ролика, его развитие часто носит парадоксальный характер. 3.  Базовые алгоритмы агонального мышления: 1. скрытое условие, 2. дополнительное условие, 3. смена названия. Например, смена названия факультета РРТ на МРМ  «СибГУТИ» существенно повысила его рейтинг для поступающих. 4.  Использование побудительного дискурса, стремящегося сбалансировать не только бесспорные аргументы, основанные на силе Абсолютного Разума, но и эмоциональные моменты, вызовы времени, практические стимулы.
Примером могут служить слоганы операторов связи: «Живи на яркой стороне», «На шаг впереди», «С умом дешевле».   Лингвистические основания агональной риторики:   Нужно отличать коммуникативное событие от коммуникации события. Коммуникация события – термин введенный в 1897 г. немецким психологом Свиделиусом как наиболее простое языковое высказывание, сообщающее о происшествии (SOS, пожар!) — это сигнал о событии минимальными средствами. При этом событие предшествует высказыванию. Коммуникативное событие – противоположное понятие. Его  теория создана в 1979 г. Т. Ван Дейком. Это  – виртуальное событие, которое создается специальными языковыми средствами (СМИ конструируют событие). Агональное высказывание – всегда коммуникативное событие. Событие виртуально, но является поводом для коммуникации. Лингвистические принципы агональной коммуникации: скрытый перформатив, несовпадение денотата и коннотата, несовпадение суггестии и рационализации. Рассмотрим их подробнее. 1.  Перформатив – высказывание, эквивалентное действию, поступку.
Перформатив – это первичный агональный акт, связанный с практикой ритуала и уходящий в глубокую древность. Технология агональной риторики — скрытый перформатив.  Рассмотрим его условия:      Наличие конвенции (соглашение, устав, правило),      Присутствие субъекта, который уполномочен эти правила        контролировать,      Изменение положения дел после выполнения ритуала Например, свадебный ритуал, в котором слово эквивалентно поступку: «Объявляю вас мужем и женой». Есть обряд, есть лицо, уполномоченное его проводить, есть изменение статуса новобрачных как его следствие. 2.  Второй источник лингвистических оснований агональной риторики – несовпадение денотата и коннотата. В современном языкознании под денотатом понимают предметно-понятийный компонент значения слова, а под коннотатом – компонент эмоционально-оценочный. Русский язык – наиболее коннотируемый язык. В языке имеется целый ряд слов, которые с точки зрения денотата оказываются синонимами, а с точки зрения коннотата – антонимами.
Например: разведчик – шпион, вождь народа – тиран, бюрократия —  высокая дисциплина отчетности  и т.д.. В основе этого явления лежит универсальная оппозиция: «Мы – группа» — оценивается положительно и «Они – группа» — оценивается отрицательно. В процессе агональной коммуникации эта оппозиция актуализируется и становится важнейшим средством воздействия. 3.  Третий источник лингвистических оснований агональной риторики: оппозиция суггестии (внушения) и рационализации (снятия внушения). В рекламе довольно часто рациональные аргументы и видеоряд (эмоциональная составляющая) подводят потребителя к заданному решению. Например, вы находитесь в романтических отношениях и готовы разговаривать с любимым человеком 24 часа в сутки, тогда наш тариф *** для вас. Наиболее ярким примером применения агональной коммуникации, как вы поняли, является реклама.  Сегодня телереклама стала частью массовой культуры. Объектом воздействия рекламы является многомиллионная аудитория потенциальных потребителей товаров и услуг.
Кроме того, она формирует отношение людей к окружающему миру. Некоторые считают рекламу искусством, другие — наукой. На самом деле это — сочетание того и другого. В рекламе эффективно соединяются информация и зна­ния, полученные из гуманитарных наук (науки о поведении человека) с мастерством и творчеством коммуникативных искусств (литература, драматическое искусство, театр, графика, фотография и т.д.) с целью мотивирования, видоизменения или уси­ления чувств, убеждений, мнений и поведения потребителя. Реклама представляет собой сознательное, организованное и плано­мерное применение средств воздействия на людей, направленное на достижение какой-либо цели. Творцов рекламы называют криэйтерами. Появление первой рекламной афиши относится к 1593 г. В ней сообщается о продаже пожарного насоса и это сообщение носит чисто информационный характер. В дальнейшем реклама используется для продвижения знаковых свойств товара на рынке ввиду огромного количества товаропроизводителей и  отсутствия возможности рекламировать непосредственно свойства товара.
Информационное сообщение преобразуется в эмоционально воздействующую информацию. Сегодня реклама приносит огромные прибыли, в немалой степени это зависит от того, как составлены рекламные тексты. Оригинальных рекламных текстов достаточно мало — примерно один из 200-300, они запоминаются и могут служить образцом креативного мышления.   Резюме. Таким образом, новая речевая технология, в разных источниках называемая Неориторикой, Живой риторикой, агональной риторикой (коммуникацией), имеет своей целью определение оптимального алгоритма общения, опирающегося на правила убедительной коммуникации (нюансированного воздействия), максимально учитывающая параметры аудитории, опирающаяся на универсальную аргументацию. Сегодня она активно используется в различных отечественных дискурсах – рекламных, политических, информационных. Знание основных признаков агональной риторики позволит ориентироваться в мире информационных потоков и правильно на них реагировать.   Тесты к лекции 2: 1. агональная коммуникация опирается на: 1.
  формальную логику, 2.  на многозначную логику.   2.  парадоксы – это: 1. общепринятые мнения, 2.высказывания, противоречащие очевидностям, но имеющие свою область смыслов.   3.  порождение агонального дискурса опирается на (дополните): 1. наличие скрытого условия, 2. … 3. …   4. придумайте синоним с точки зрения денотата и антоним с точки зрения коннотата для каждого из слов: Вождь народа– Отличник –   5. перформатив – это:      1.сообщение о намерении совершить нечто в будущем, 2.сообщение о событии, которое случилось, 3.высказывание, эквивалентное действию, поступку.     ЗАДАНИЯ: дайте краткий ответ (2-3 предложения) на поставленные вопросы:   1.Какие элементы агональной риторики вы встречаете в рекламных роликах операторов связи (привести пример)? 2.Приведите примеры заголовков из современных рекламных текстов, опираясь на такую типологию:      заголовок – новость, («Впереди новый виток инфляции? Мы скажем, как с ним бороться»).      заголовок- вопрос, («Давно ли вы с этим сталкивались?»)      заголовок-команда. «Не покупайте, пока не попробуете весь ассортимент!»   Обязательная литература:   1.  Шатин, Ю. В. Технология агональной коммуникации: учеб. пособие / Ю. В. Шатин; Новосибирский государственный университет; Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук. – Новосибирск.: НГУ, 2004. –73 с. 2.  Шатин, Ю. В. Живая риторика / Ю. В. Шатин; Международный институт менеджмента ЛИНК. – М., 2000. – 80 с. 3.  Шатин, Ю. В. Риторика рекламы: учебный модуль / Ю. В. Шатин. – Жуковский, 2001. 76 с.   Дополнительная литература:   1.  Джулер, А. Д. Креативные стратегии в рекламе [Текст] : монография / А. Д. Джулер, Б. Л. Дрюниани. — 7-е изд. — СПб. : ПИТЕР, 2004. — 384с. 2.  Павловская, Е. Дизайн рекламы: поколение NEXT. Стратегия творческого проектирования [Текст] : монография / Е. Павловская. — СПб. : ПИТЕР, 2004. — 318с. 3.  Психология и психоанализ рекламы: Личностно-ориентированный подход [Текст] : учеб. пособие. — Самара : Издат. Дом»БАХРАХ», 2001. — 750с. 4.  Шатин, Ю. В. Построение рекламного текста [Текст] : учебное пособие / Ю.В. Шатин. — 2-е изд. — М. : Бератор-Пресс, 2003. — 121с. наверх   назад | содержание | вперед    

Лингвистические предпосылки агональной риторики:

Нужно отличать коммуникативное событие от коммуникации события. Коммуникация события – термин введенный в 1897 г. немецким психологом Свиделиусом как наиболее простое языковое высказывание, сообщающее о происшествии (SOS, пожар!) — это сигнал о событии минимальными средствами. При этом событие предшествует высказыванию.

Коммуникативное событие – противоположное понятие. Его теория создана в 1979 г. Т. Ван Дейком. Это – виртуальное событие, которое создается специальными языковыми средствами (СМИ конструируют событие, исходя из основного принципа агональной риторики). Агональное высказывание – коммуникативное событие. Событие виртуально, но является поводом для коммуникации.

Лингвистические принципы АК: скрытый перформатив, несовпадение денотата и коннотата, несовпадение суггестии и рационализации.

Перформатив – высказывание, эквивалентное действию, поступку. Перформатив – это первичный агональный акт, связанный с практикой ритуала и уходящий в глубокую древность. Информатив и особенно декларатив, как более поздние средства языка разрушают ритуальный акт путем введения необязательного высказывания. Игра же на постоянной перекодировке этих функций – один из важных семиологических резервов современной агональной коммуникации. Методика агональной риторики — скрытый перформатив.

Рассмотрим условия перформатива:

  • конвенция (соглашение, устав),

  • лицо, которое уполномочено,

  • действия (например, свадебный ритуал).

Второй источник лингвистических оснований агональной риторики – несовпадение денотата и коннотата. В современном языкознании под денотатом понимают предметно-понятийный компонент значения слова, а под коннотатом – компонент эмоционально-оценочный. Русский язык – наиболее коннотируемый язык, затем идет американский, английский.

В языке имеется целый ряд слов, которые с точки зрения денотата оказываются синонимами, а с точки зрения коннотата – антонимами. Например: разведчик – шпион. В основе этого явления лежит универсальная оппозиция: «Мы –группа» — оценивается положительно и «Они –группа» — оценивается отрицательно. В процессе агональной коммуникации эта оппозиция актуализируется и становится важнейшим средством воздействия.

Третий источник лингвистических оснований агональной риторики: оппозиция суггестии (внушения) и рационализации (снятия внушения).

Агональная коммуникация является современной речевой технологией, искусством воздействия на чужое сознание. Сложившись в античности, эта традиция в последующем была продолжена в США, затем получила широкое теоретическое обоснование в Европе. В России данная речевая технология широко применяется в рекламных текстах, в технике переговоров.

Таким образом, новая речевая технология, в разных источниках называемая Неориторикой, Живой риторикой, агональной риторикой (коммуникацией), имеет своей целью определение оптимального алгоритма общения, опирающегося на правила убедительной коммуникации (нюансированного воздействия), максимально учитывающая параметры аудитории, опирающаяся на универсальную аргументацию.

Не секрет, что телереклама сегодня стала частью массовой культуры: объектом воздействия рекламы является многомиллионная аудитория потенциальных потребителей товаров и услуг; кроме того, телереклама влияет на отношение людей к окружающему миру. Воздействующая функция рекламы осуществляется посредством использования агональной риторики.

Значительная часть рекламной информации на телевидении передается через видеоряд, однако создатели телерекламы не могут пренебречь языковым наполнением ролика. Дело в том, что видеоряд не является абсолютно надежным каналом передачи сообщения: хорошо известно, что во время рекламных пауз зрители переключаются на другие дела, отвлекаясь от «картинки». В этой ситуации основным средством воздействия на зрителя остается звук, т.е. основная воздействующая нагрузка ложится на вербальное сообщение. Известно, что телевизионщики намеренно транслируют рекламу с большей громкостью, чтобы ни один потенциальный покупатель не избежал воздействия рекламы.

Одной из наиболее важных вербальных частей рекламы является слоган, функция которого – внедрение в сознание потребителя основной идеи:

Стопангин – и ангине вход воспрещен!

Главное формальное качество слогана – краткость, содержательное – эмоциональная насыщенность. Отсюда вытекает его основная функция – сделать имя товара запоминающимся. Хорошо подобранный слоган вызывает у слушателя или читателя рекламы определенный ряд ассоциаций и способствует запоминанию рекламы.

Важными для описания рекламного дискурса терминами являются манипуляция и убеждение. Если убеждение — это, по сути, рациональный способ воздействия на собеседника (или аудиторию), то манипулирование как вид воздействия носит в большей степени эмоциональный характер.

Условия телевизионной рекламы таковы, что самый высокий уровень интенсивности воздействия должен быть обеспечен при крайней экономии языковых средств. Поэтому воздействие чаще осуществляется не на рациональном, а на эмоциональном уровне. Способы воздействия в современной рекламе разработаны самые разные. Например, при рекламе продуктов питания чаще всего используется стратегия формирования у потребителя устойчивых положительных эмоций в связи с определенным товаром: Яшкинские вафли подарят вам неповторимый вкус!

Особенность использования звукового вербального канала состоит в том, что для восприятия словесного сообщения и осознания ключевой идеи на рациональном уровне требуется некоторое время. Поэтому, чтобы сократить время восприятия и воздействовать на потребителя уже не на рациональном, а на эмоциональном уровне, в рекламе активно используется удобный и экономичный языковой механизм, который позволяет осуществлять эффективное воздействие на эмоции аудитории. Речь идет о языковой метафоре. Метафора хороша тем, что она компактно «упаковывает» смыслы, экономя при этом усилия говорящего (в нашем случае – рекламодателя). Неожиданные метафоры привлекают адресата (потенциального покупателя), заставляют аудиторию обратить внимание на сообщение вместо того, чтобы просто проигнорировать его.

Так, реклама лекарственных средств на телевидении использует метафорический образ противника. Практически все слоганы содержат идею борьбы с врагом, которая транслируется через военную терминологию.:

Чтобы сокрушить боль, нанесите ответный удар! «Солпадеин» — мощное оружие, бьющее точно в цель!

Кашель и хрипота атакуют? Насморк нарушает правила? «Halls» поможет быть в игре!

Боль схватила за горло? Разожми ее железную хватку! «Септолете»! Когда микробы атакуют, дай отпор!

Фервекс – быстрая победа над болезнью!

Coldrex MaxGripсильнее других лекарств от гриппа и простуды. Новый Coldrex MaxGripсокрушительный удар по гриппу!

Метафора формирует убеждения целевых аудиторий в нужном направлении. В процессе восприятия метафоры происходит своеобразный запуск необходимых ассоциаций, аудитория вовлекается непосредственно в сопереживание ситуации или в переживание эмоции, возникшей в связи с представленной в рекламном ролике ситуации. Именно сила эмоционального воздействия в конечном итоге определяет наш потребительский выбор.

Рекалама туристических текстов использует диалогические стратегии. Категория диалогичности пронизывает коммуникацию данного вида при помощи заимствованных из устного диалога средств, присутствия говорящего и учета позиции адресата и тем самым косвенного его воздействия на речь говорящего. Благодаря экстралингвистическим факторам, а именно: намерению привлечь к рекламной коммуникации, заинтересовать потенциального потребителя, адресант ставит целью установить максимально доверительные отношения с адресатом, приблизить его к себе, добиться наилучшего взаимопонимания с ним и для этого имитирует разговор с собеседником.

По сути, все средства диалогичности способствуют созданию ощущения непосредственного присутствия читателя. Читатель вместе с автором попадает в мини-путешествие в различные места, страны, испытывает определенные чувства, эмоции и т. д. В конце каждого текста представлены адреса, контактные телефоны с тем, чтобы адресат испытал все сам теперь уже в реальной жизни.

Таким образом, рекламный туристический текст, ранее относимый к типично монологичному типу текста, становится диалогичным благодаря прямым и косвенным способам диалогичности. В общей совокупности эти способы придают текстам эффект ‘многоголосия’, тон непринужденности, интимизации, свойственный разговорной речи, что вовлекает адресата в процесс коммуникации, а также способствует возникновению большего доверия с его стороны. В результате значимость рекламируемого объекта возрастает, и появляется большая вероятность того, что адресат, пережив путешествие с автором, отправится уже в реальное путешествие.

Политическая реклама во многом определяет наше восприятие политической реальности. Политическое восприятие пронизывает нашу жизнь практически с самого детства, с того момента, когда мы узнаем, что нашей страной правит президент.

В многоаспектном процессе создания и использования политической рекламы важное место занимают различные психотехнологии, т.е. последовательная совокупность методов, приемов и способов проведения психосемантического действия, направленного на решение какой-либо задачи. Они помогают нам выявить особенности психологических портретов лидера и избирателей, показать, какие мотивы могут подталкивать их к принятию тех или иных решений.

В качестве одного из средств формирования образа государства в сознании его граждан выступают СМИ. Более того, современные средства массовой коммуникации – газеты, журналы, радио, телевидение, а в последние годы и международная сеть Интернет – являются на сегодняшний день самым мощным каналом политической коммуникации, а, следовательно, в той или иной степени, и манипуляции. Они оказываются важнейшим фактором, влияющим на внутреннюю и внешнюю политику, а также на общественное самосознание индивидов, поскольку регулярно и оперативно предоставляют наиболее значимую информацию широкой аудитории. Иными словами, роль средств массовой информации в процессе формирования коллективной идентичности граждан определенного государства неоспорима.

Процесс же идентификации личности предполагает два этапа. На первом этапе субъект восприятия осуществляет распознание чего-либо по определенным признакам. На втором этапе происходит отождествление чего-либо с чем-либо. Но необходимо учитывать, что в ряде случаев этот процесс, присущий любой когнитивной деятельности человека, является не только и не столько рациональным, сколько эмоциональным. Именно данную особенность процесса идентификации широко используют современные средства массовой информации, являясь сегодня тем ресурсом, к которому чаще всего прибегают различные политические силы для конструирования своего имиджа в общественном сознании.

Иными словами, индивид сначала оценивает объект восприятия как некое целое (в нашем случае – информацию о стране в средствах массовой коммуникации), а затем, в зависимости от результатов оценки, в той или иной мере идентифицирует себя как часть этого целого. При этом можно предположить, что чем выше оценка, которую выносит адресат, тем в большей степени идентифицирует он себя со своим государством. В этом смысле целью средств массовой коммуникации является создание такого образа страны, и, прежде всего существующей власти, при котором каждый индивид будет ощущать себя непосредственной частью единого целого – государства.

Но необходимо, как нам кажется, отметить двойственный характер подобной цели. С одной стороны, процесс формирования коллективной идентичности граждан государства ведет к усилению у них чувства солидарности с действующей властью, а вместе с тем и к укреплению самой идеи государственности. С другой же стороны, это является одним из способов идеологического и манипулирующего воздействия на массы, когда воля (правящего) меньшинства в завуалированной форме навязывается большинству.

Арсенал приемов, используемых современными СМИ в процессе создания общественного мнения, достаточно велик: замалчивание одних фактов и выпячивание других, публикация ложных сообщений, пробуждение в аудитории определенных эмоций с помощью визуальных средств или словесных образов, апелляция к системе ценностей определенного общества и т.д. Кроме того, к эффективным приемам воздействия относятся использование совпадения интересов, внешнее сходство события с внушением, увязка новых стереотипов со старыми, прием подмены стереотипов, выпячивание чувств отдельных групп, стимулирование столкновений и т.д.

Таким образом, агональная риторика, как современная речевая технология, активно используется в различных отечественных дискурсах – рекламных, политических, информационных. Знание основных признаков агональной риторики позволит ориентироваться в мире информационных потоков и правильно на них реагировать.

12.2. Практические задания к семинару по агональной риторике

Project MUSE — Агонизм и Арета

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

Философия и риторика 35. 3 (2002) 185-207



[Доступ к статье в формате PDF]

Дебра Хоуи


Ох уж эти греки! Они знали, как жить. Для этого нужно смело остановиться на поверхности, в складке, в коже, обожать видимость, верить формам, тонам, словам, всему Олимпу видимости. Эти греки были поверхностны — из глубины .

—Фридрих Ницше

Глубокая поверхностность, которой восхищается Ницше, описывает древнегреческую культуру как культуру контакта, культуру, изобилующую зрелищными сборищами, нащупыванием глаз, изгибанием плоти, постоянно удваивающейся, так что поверхностное встраивается, свертывается в тела, тон, слова. Одним из условий такого свертывания было против , состязание, встреча, порождающая борьбу и перемены. Как указывали такие ученые, как Уолтер Онг, Джон Пулакос и Джеффри Уокер, агонизм обеспечил важный контекст для появления риторики в древности. 1 Как я предполагаю, атлетика сделала доступной агонистическую модель для первых риторов, которым они могли следовать по мере развития своего искусства. Но сила или качество этой разновидности агонизма, тем не менее, временами поразительны, и этот необычный характер агон был центральным в особом развитии риторики как искусства ответа.

Следует с самого начала отметить, что агон — это больше, чем спарринг один на один, которому уделяется особое внимание в большинстве трактовок этой темы. То есть агонизм — это не просто синоним соревнования, целью которого обычно является победа. Греки использовали термин «конкуренция, ориентированная на результат».0005 athlios , от глагола athleuein , что означает бороться за приз. agôn , напротив, не обязательно так сосредоточены на результате, как athlios , более явной борьбе за приз. Скорее, корневое значение агон — «сбор» или «сборка». Олимпийские игры, например, зависели от сбора спортсменов, судей и зрителей. Проще говоря, тогда как athlios подчеркивает приз и, следовательно, победителя, агон подчеркивает [End Page 185] событие самого собрания — столкновение, а не разделение между противоборствующими сторонами. Безусловно, «собирание» сил 90 005 против 90 006 до некоторой степени влечет за собой победу и становится возможной благодаря ей. Одна из целей этого исследования, однако, состоит не столько в том, чтобы рассмотреть телеологическую сторону агонизма или его мотивированную победой сторону, сколько в том, чтобы вывести на первый план само агональное столкновение. Я предполагаю, что это столкновение составляет более всеобъемлющую агональную динамику, динамику, которая также занимает видное место в развитии риторики как агональной силы.

Важная книга Джона Пулакоса о софистах указывает на агонистическую связь между риторикой и атлетикой (32-39), утверждая, что софисты фактически «превратили риторику в соревновательное предприятие» (35) и что атлетика предоставила «богатый словарный запас» для риторическое искусство. Однако отчет Пулакоса фокусируется на стороне агонизма athlios , менталитете «победа любой ценой». Однако «собирающая» сила agôn также присуща, особенно самой структуре риторических ситуаций и их зависимости от собрания, а также обучению и производству риторического субъекта. Интересно, что сфера обучения наиболее четко показывает тесную связь между athlios и агон , так как погоня за призом с самого начала зависит от собирательной силы агонистической логики. Agôn также связано с глаголом agein , который обычно переводится как «вести», но в некоторых случаях связан с обучением и может быть переведен как «воспитывать, обучать, обучать» (например, Платоновских законов ). 782д). Таким образом, слово агон предполагает движение через борьбу, продуктивную тренировочную практику, в которой субъективное производство происходит через само столкновение. Как предполагает Ницше, греки создали себя посредством активной борьбы; их педагогика зависела от агонизма (1974, 58; см. также Пулакос, 33).

Серьезное отношение к появлению риторики в контексте агона требует реконфигурации риторики как агонистической встречи. То есть, по крайней мере, для софистов агонизм производит риторику как совокупность сил — культурных, телесных и дискурсивных, тем самым проблематизируя простое изображение риторики как телосного убеждения или как…

Герман Сименс, Агональные перспективы о философии критической переоценки Ницше

Герман Сименс

Сильные стороны Ницше как критика широко признаны, но его особый стиль критики обычно игнорируется как риторика или отвергается как жестокий или просто бессвязный. В этой книге концепция Ницше об агоне или Wettkampf, взвешенной и продуктивной форме конфликта, вдохновленной древнегреческой культурой, выдвигается в качестве динамического и организующего принципа его философской практики, позволяя нам понять его критические конфронтации и многое другое. спорная концепция переоценки или Umwertung. Агональные перспективы бросаются на ряд ключевых проблем его мысли в широком диапазоне текстов. Рассматриваемые темы и проблемы включают: критическую историю и потребность в ограничении отрицания прошлого; Ницше против Сократа и проблема замкнутости; Ницше против гуманизма и проблема человечества; Ницше против Канта о гении и законодательстве; проблема самозаконодательства по отношению к жизни и временности; Ницшеанское чувство общности в его связи с законом и нормативность вкуса; ressentiment и вопрос терапии у Ницше и Фрейда; и проблема тотального утверждения по отношению к критике.

Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс

Параметры Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Лист регистраций изменений

Править

Агон Ницше с ressentiment: К терапевтическому прочтению критической переоценки. [ОБЗОР] Герман В. Сименс — 2001 — Continental Philosophy Review 34 (1): 69-93.

Молот Ницше: философия, разрушение или искусство ограниченной войны. W. Siemens — 1998 — Tijdschrift Voor Filosofie 60 (2): 321 — 347.

Агональные сообщества вкуса: закон и сообщество в философии переоценки Ницше. В. Сименс — 2002 — Журнал исследований Ницше 24 (1): 83-112.

Ницше о греческой и индийской философии. Эмма Сиа — 2016 — В Вселенная и внутреннее Я в ранней индийской и ранней греческой мысли . Эдинбург, Великобритания: стр. 265-278.

Воля к власти: попытка переоценки всех ценностей. Фридрих Вильгельм Ницше — 1968 — Лондон: Weidenfeld & Nicolson.

Воля к власти: попытка переоценки всех ценностей. Фридрих Вильгельм Ницше — 1910 — Gordon Press.

Воля к власти: попытка переоценки всех ценностей. Фридрих Вильгельм Ницше — 1967 — Нью-Йорк: Рэндом Хаус.

Либеральные ценности против либеральной социальной философии.