Активизирующая методика н с пряжникова: Профориентационные диагностические методики — Школа N61 г.Ульяновска

опыт работы с активизирующей профориентационной методикой «Формула-5»


Автор статьи: Орлова Евгения
Психолог-разработчик

О методике Профессьянс

Профессьянс «Формула-5» — карточная профориентационная игра, разработанная профессором Н.С. Пряжниковым для самоопределяющихся подростков на базе типологии профессий Е.А.Климова.

«Формула-5» — активизирующая по своей сути методика. Ее задача — не только и не столько информировать подростка (хотя если психолог хорошо ориентируется в мире профессий и в современном рынке труда, встреча с ним может быть очень информативной), сколько пробудить его интерес к миру профессий и желание взять на себя ответственность за выбор будущего, т.е. активизировать подростка, сделать активным субъектом самоопределения.

Если кратко выразить суть методики, то она заключается в том, чтобы по определенным правилам разложить на столе 45 карточек с описанием различных характеристик профессий.

Всего таких характеристик пять: цели труда, его предмет, средства, условия и особые условия. Карточки выкладываются ряд за рядом в порядке предпочтения.

При раскладывании первого ряда психолог объясняет правила работы: «Перед тобой девять карточек. Это цели труда, тот результат, который человек хотел бы получить в своей работе. Разложи их в порядке предпочтения так, чтобы слева оказались самые приятные, а справа — наименее приятные». Когда первый ряд разложен, психолог просит подростка перевернуть обратной стороной карточки с теми целями, которые по какой-то объективной причине сейчас недостижимы.
При раскладывании второго ряда, когда подросток уже освоился с правилами, психолог начинает применять различные техники работы с профессьянсом, задавать уточняющие и провокационные вопросы. В процессе беседы подросток может менять карточки местами, это говорит о том, что активизирующий эффект достигнут.

Когда все карточки разложены, психолог предлагает подростку выбрать из каждого ряда по одной-две самые привлекательные карточки. Вместе они образуют формулу идеальной профессии, и теперь подросток должен подумать, какие профессии подходят под эту формулу. Если он не справляется, психолог помогает, предлагает свои варианты.

Для работы с профессьянсом понадобится свободный стол, например, школьная парта, на которой поместятся 5 рядов по 9 карточек 6?8 см и формула профессии, состоящая из 5-8 карточек.

Обычно консультация занимает 1-1,5 часа. Бывают подростки, которым трудно сосредоточиться на вопросе, не отвлекаться от темы, не уходить в несущественные для этой работы подробности. Некоторые очень долго думают над раскладом. Бывают и психологи, которые любят поработать основательно, обсудить буквально каждую карточку. В этом случае работа может сильно затянуться, и это грозит переутомлением подростка, снижением мотивации к работе с профессьянсом. Важно вовремя заметить такую тенденцию и постараться работать несколько собраннее, жестче, динамичнее.

Важно также, чтобы консультация, по возможности, проводилась в первой половине дня, когда человек находится в оптимальном физическом и умственном состоянии.

Несколько слов о позиции консультанта. Задача работы с профессьянсом — активизировать субъекта самоопределения, т.е. помочь подростку самостоятельно задуматься о своих интересах, особенностях характера, способностях и выборах, увлечь его этой темой, подтолкнуть к размышлениям о своем соответствии той или иной профессии, о том, как лучше себя реализовать в труде. Если вспомнить известную пословицу ? «Хочешь один раз накормить человека — дай ему рыбу, хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбу ловить», то в нашем случае «накормить рыбой» — это давать советы о том, что подходит или не подходит, «как правильно», т.е. предлагать готовые решения. Кроме того, что такие советы не развивают подростка, они делают консультанта ответственным за решения о дальнейшем профессиональном пути оптанта.

Активизирующая методика «Формула-5» — как раз один из способов, который «учит ловить рыбу»: она предоставляет подростку средство анализа ситуации выбора (в нашем случае это карточки, наглядно представляющие основания классификации профессий) и правила пользования им. Поэтому для психолога важно свести к минимуму свои объяснения, не навязывать свою точку зрения, а стараться, чтобы подросток сам объяснил свое понимание характеристик труда и высказал отношение к ним. Не убеждать в чем-то, не спорить, а умело задавать наводящие вопросы. Насколько они будут эффективны с точки зрения активизации субъекта самоопределения, зависит от психолога-консультанта, его понимания ситуации, его включенности в работу и гибкости мышления.

Особые приемы и техники

О некоторых техниках, таких как разделение формулы профессии на молекулы или активизирующие вопросы, рассказывал в своих книгах и на лекциях сам Н.С. Пряжников, некоторые возникли в процессе нашей работы с методикой. Попробуем их обозначить.

1. Провокации. Наряду с уточняющими вопросами («Что для тебя значит то, что написано на этой карточке?», «Почему ты положил эту карточку сюда (в конец/в начало)?», «Эта карточка перевернута — как бы ты это объяснил?», «Как можно это преодолеть?», «Ты пользовался когда-нибудь этим средством?», «Что это дает тебе?» и т. п.) могут быть вопросы с подковыркой в духе «А что если…». Их консультант задает, если какое-то расположение карточек в раскладе кажется ему спорным, если у него возникло ощущение, что подросток плохо понимает содержание каких-то карточек и их взаимосвязи. Провокации помогают подростку глубже осознать спорные, противоречивые ситуации и вызывают желание поработать с ними.

Например, психолог может попросить подростка отвернуться и переставить какие-то карточки местами и спросить, изменилось ли что-то в раскладе. Если подросток хорошо осознает свои предпочтения, он заметит перемену. Если нет, это повод для разговора. Как правило, такая техника, напоминающая игру, вызывает азарт, желание в следующий раз быть внимательнее и осознаннее работать с раскладом.

Можно переставить одну из перевернутых или вызывающих неприязнь карточек в самое начало и спросить подростка: «Каким бы ты был, если бы положил эту карточку сюда?» Можно на этапе работы с формулой профессии назвать какую-нибудь явно неподходящую под нее профессию и посмотреть, как оптант отреагирует.

Среди карточек есть и сами по себе провокационные, вызывающие яркую эмоциональную реакцию. Наиболее показательна в этом смысле карточка особых условий «Возможность выпивать и ругаться на работе» (О3), которую большинство подростков не раздумывая кладут в конец.

2. Сопоставление карточек, поиск парадоксов. Можно сопоставить цели и средства (по аналогии с методикой М. Рокича «Ценностные ориентации»), а также любые другие карточки из любого ряда, которые привлекли внимание своим сочетанием (или несочетаемостью).

Например, подростку нравятся карточки «Руководить, организовывать людей» и «Преобразовывать сознание человека», но карточку «Ответственность» он поставил в конец ряда как неприятную. В этом случае можно поговорить с подростком о том, что такое ответственность, в каких профессиях она нужна больше, а в каких меньше и почему, насколько она важна для руководителя и почему и т.д.

3. Разделение рядов. Этот прием возник в процессе работы с одним из подростков, пришедших на консультацию в наш центр. Можно предложить подростку разделить каждый ряд карточек на две или три зоны: наиболее привлекательные, не вызывающие сильных эмоций и наиболее отталкивающие. Это позволяет отчетливо увидеть некоторые особенности восприятия подростком мира профессий и самой ситуации выбора, например, негативизм (когда мало что из указанного на карточках радует и большинство из них сдвинуто вправо, в зону неприязни), или неопределенность (когда карточки трудно разделить на зоны, все нравится, все интересно) и при необходимости обратить внимание подростка на это.

Все описанные приемы работы помогают достичь активизирующего эффекта, который может проявляться по-разному. Например, поразмышляв вместе с психологом над некоторыми парадоксами своего расклада, подросток начинает вносить в него изменения, перекладывать карточки, осознавая по-новому степень их значимости для себя. Бывает так, что в начале встречи подросток дает на вопросы психолога «готовые ответы», усвоенные от учителей и родителей, от сверстников или из СМИ.

Ближе к середине сеанса, всерьез озадачившись некоторыми несоответствиями в своих не до конца осмысленных взглядах, подросток выглядит немного озадаченным, но к концу становится увереннее, начинает сам обосновывать свои решения.

Еще один интересный эффект работы с профессьянсом проявляется иногда на заключительном этапе работы — при построении формулы профессии, когда психолог предлагает подростку выбрать любые 6-8 карточек, наиболее близких и важных для него. Здесь случаются неожиданности. Можно было бы ожидать, что карточки будут отобраны с первых мест, ведь раскладывались они в порядке предпочтения. Но карточки берутся как из начала, так и из середины, будто в сознании произошло какое-то переключение, инерция преодолена и приоритеты выстроились по-новому. Это один из явных показателей, что работа проведена не напрасно и подросток смог всерьез задуматься о том, что для него важно и почему.

Трудности работы с профессьянсом и способы их преодоления

Наибольшая сложность — это установка на чудо и неочевидность результата для родителей, которые иногда приходят на консультацию. Они рассчитывают (особенно если услуга платная) получить готовый, четко обоснованный ответ на вопрос, какая же профессия, профильный класс, учебное заведение и т.д. подходят их ребенку, и когда психолог говорит, что результат неявный, отсроченный, что самоопределение — это длительный процесс, заметно становится разочарование взрослых. Для них показателем эффективности консультации была бы бумажка с «чудесным рецептом». Профессьянс же не предполагает никаких распечаток, результат его возникает в самом процессе беседы по карточкам и переходит в те изменения, которые в случае успешной работы психолога с подростком начнут происходить в его сознании и проявляться в его решениях. Проверить эффективность этой работы очень непросто. Доказать родителю, что мы не «просто пораскладывали карточки и поговорили», а получили результат, бывает затруднительно.

Препятствиями для успешной профориентационной работы могут оказаться также особенности самого психолога: его тревожность, неуверенность в себе, неумение принимать быстрые решения, оперативно реагировать на вопросы подростка, проблемы с вниманием и памятью, недостаточная осведомленность о современных профессиях и т. д. Некоторым психологам нужно время для того, чтобы разобраться в ситуации своего клиента, и необходимость оперативно подобрать несколько профессий к формуле оказывается для них стрессом.

Иногда бывает, что сам подросток плохо идет на контакт, негативно настроен или просто устал; встречаются подростки, отстаивающие свое мнение и не склонные менять свою точку зрения; бывают пассивные ребята, которых трудно разговорить. И к каждому нужно найти свой подход, чтобы результат встречи, активизирующий эффект был достигнут.

Встречаются ситуации, когда подростку (или его родителю) мешает образ конкретной профессии. Расклад карточек делается в соответствии с ней и отойти от него трудно. Работа может оказаться непродуктивной, если психолог вовремя не заметит этого и не обратит внимание клиента на проблему.

Чтобы избежать трудностей, о которых мы говорили выше, предлагаем несколько советов по подготовке к работе с профессьянсом, позволяющие эффективнее проводить профориентационную работу с использованием активизирующих методов.

1. Перед тем, как работать с профессьянсом, потренируйтесь на себе и на знакомых. Разложите профессьянс для себя. Скорее всего, вы хорошо себя знаете, поэтому вам проще будет понять особенности работы с карточками и освоить все приемы без лишней суеты. Пофантазируйте, как бы вы разложили карточки, будучи подростком. Предложите своим друзьям пройти у вас профессьянс и обсудите вместе с ними результаты.

2. Поработайте с каждой карточкой, вникните в ее содержание, продумайте примеры современных профессий и специальностей. Каждая карточка может стать поводом для развернутой беседы, и вы должны быть готовы поддержать ее.

3. Поработайте с сочетаниями карточек, чтобы не было затруднений на этапе работы с формулой профессии. Для этого можно:

  • Наугад вытаскивать из колоды пару карточек, затем тройки и т.д. (можно даже одинаковые по основанию, например, разные предметы труда) и поразмышлять о том, чем они различаются и в чем сходство, насколько они совместимы, получаются ли из этого сочетания какие-то профессии и какие карточки хорошо бы их дополнили. Например, цели труда «Преобразовывать человеческое мышление» и «Организовывать людей» связаны с предметом труда «Взрослые люди» или «Дети» и с условием «Ответственность», обе связаны с умением оказывать влияние на человека, но есть между ними и существенные различия. Подумайте, какие.
  • Самостоятельно составить матрицы профессий по разным основаниям: например, цели и средства, предмет и условия, цели и предмет и т.д.:

Цели/Предмет

Техника

Знаковые системы

Общественные, экономические, социально-политические системы

Оценивать, проверять, контролировать

Механик автосервиса, техник-контролер

Редактор, корректор

Налоговый инспектор

Исследовать что-либо, делать открытия

Инженер-конструктор, летчик-испытатель

Филолог, психолингвист, программист, математик, физик

Политолог, экономист, психолог

Перемещать, транспортировать что-либо

Водитель, летчик

Почтальон, курьер, логистик

Инкассатор

Чем больше получится список профессий по каждому сочетанию, тем лучше, тем шире диапазон выбора.

4. Изучайте современный мир профессий, старайтесь регулярно обновлять свои знания о мире профессий и рынке труда — просматривать статьи об учебных заведениях и специальностях, изучать банки вакансий на сайтах по трудоустройству, изучать материалы профессиональных сообществ, общаться с представителями различных профессий, сотрудниками коммерческих и государственных организаций, чтобы лучше понять специфику их деятельности. Пользуйтесь справочниками по вузам и профессиям [8, 9]. Попробуйте взять случайные специальности из них (например, бренд-менеджер, инженер-технолог легкой промышленности, летчик-испытатель, воспитатель детского сада) и сделать для них расклад профессьянса.

5. Тренируйте гибкость мышления, развивайте находчивость и память. В этом вам помогут книги по развитию памяти, по креативности и творческому мышлению. К примеру, с помощью мнемосхем, описанных в книгах Тони Бьюзена, вы сможете удобно структурировать большой объем постоянно изменяющейся информации об актуальных профессиях, составить свою удобную классификацию специальностей (например, по предметам труда), которая поможет вам находить подходящие к формуле профессии, не пытаясь перебирать все случайно приходящие на ум варианты.

6. Заранее уточняйте запрос клиентов: подойдет ли им «Формула-5» или нужна другая форма помощи? Иногда к нам обращаются родители с просьбой определить, какой профильный класс подходит их ребенку — гуманитарный или математический, или с жалобой на трудности с обучением, вниманием, усидчивостью и т.п. В этом случае профессьянс если и поможет, то косвенно. Скорее всего, методика даст активизирующий эффект, но основной запрос удовлетворен не будет. В любом случае для психолога очень важно уметь понять, чего же на самом деле хочет клиент, какая проблема на самом деле скрывается за его просьбой.

7. Используйте профессьянс в комплексе с другими профориентационными методиками. «Формула-5» может использоваться как самостоятельная методика, но если проводить ее после какой-нибудь методики объективной диагностики, как это, например, происходит в Центре тестирования и развития «Гуманитарные Технологии», подросток (и в еще большей степени его родители) более удовлетворены результатом. «Формула-5» хорошо дополняет профориентационный комплекс тестирования «Профориентатор»: уже имеется список наиболее подходящих специальностей, полученный в результате прохождения серии тестов для диагностики склада личности, мотивационной сферы и структуры интеллекта, и работа с профессьянсом позволяет уточнить этот результат: остановиться на нескольких специальностях из списка и наглядно показать, что же из него подходит, а что ? нет, и почему, понять, что мешает выбору, над чем можно поработать. Иными словами, являясь дополнением к профориентационному тестированию, «Формула-5» позволяет снять неопределенность в выборе, а также сформировать заинтересованность в самостоятельном принятии решения.

8. Отчет-заключение о сеансе профессьянса. Можно заготовить бланки, на которых сразу после завершения беседы можно написать краткий отчет для родителей с формулой оптимальной профессии и списком рекомендаций. Рекомендациями в нашем случае могут быть как специальности и учебные заведения, где им можно обучиться, так и просто темы для размышления, которые показались вам актуальными, «проблемными зонами» проведенной встречи. Однако нужно помнить, что в стандартную схему работы по профессьянсу такая процедура не входит и даже в чем-то противоречит ее принципам: заинтересовать подростка, вызвать желание разобраться в своей ситуации самостоятельно, не давая советов и готовых рецептов.

9. Рефлексия и обратная связь. Старайтесь после каждого сеанса профессьянса ответить себе на вопросы о том, что получилось хорошо, а что вызвало трудности и как можно их избежать в следующий раз. Кроме того, вы можете попросить своих клиентов заполнить анкету обратной связи или устно поделиться с вами своими впечатлениями о встрече. Это поможет вам более объективно оценить результат своей работы и понять, над чем имеет смысл поработать.

10. Записывайте расклад каждого сеанса. Запись расклада позволит вам вернуться к ситуации любого клиента, проанализировать разные случаи, поискать закономерности. Это также может пригодиться, если подросток через некоторое время вновь обратится к вам за помощью, и вы сможете восстановить его расклад. Расклад можно быстро записать с помощью сокращений, а динамику перестановок карточек в процессе беседы можно передать с помощью стрелочек. Пример реального расклада 12-летнего подростка приведен на рисунке.

Рис.1.

Ц — цели труда; П — предмет труда; С — средства труда;

У — условия труда; О — особые условия. Цифры обозначают номера карточек.

Перевернутые обратной стороной карточки отмечены перечеркиванием.

Кружком со стрелкой обозначено перемещение карточки У6 со второй на седьмую позицию.

Квадратной рамкой выделены карточки, отобранные подростком в формулу профессии.

Итак, профессьянс — полезная, а для некоторых подростков незаменимая профориентационная методика, позволяющая сделать выбор более осознанно. Однако располагать хорошим средством оказания помощи недостаточно, важно уметь им пользоваться. Надеемся, что этот материал поможет вам освоить «Формулу-5» и с легкостью обойти все подводные камни, с которыми сталкиваются психологи-профконсультанты.

Подробнее о Профессьянсе и других активизирующих профориентационных методиках Вы можете узнать из книг их автора, Н.С. Пряжникова, а также на сайте Центра или по телефону (495) 504-3479.

Также в нашем Центре Вы можете приобрести набор карточек для Профессьянса «Формула-5», предварительно заказа их по телефону: (495) 504-3479, 642-2434.

Профконсультирование по методике
«Профессьянс» Вы можете пройти в Центре тестирования
и развития «Гуманитарные технологии».
Подробнее о консультации


Сравнительный анализ профориентационных методик | Статья в журнале «Молодой ученый»



В статье представлен сравнительный анализ профессиональных методик, их достоинства и недостатки, и какие существующие методики уже утратили свою актуальность. Рассматривается краткое описание профориентационных методик, которые наиболее подходят для установления соответствий между профессиональными качествами и профессиями. Сделан вывод о недостаточной информативности каждой методики.

Ключевые слова: профессия; профориентация; профессиональное самоопределение; профориентационные методики, профессиональная деятельность.

Введение. Выбор профессии — составляющая самоопределения и планирования своей дальнейшей судьбы. Одним из важных направлений в развитии современного общества является согласование профессиональных интересов соискателей с требованиями работодателей. Профессиональное самоопределение личности предполагает наличие профессиональных и социально-значимых качеств, которые гарантируют процесс продуктивной самореализации в профессии и его необходимо осуществлять путем оптимального регулирования личностных интересов и устремлений с целью удовлетворения потребностей общества в кадрах [5, с. 76]. У соискателей в процессе выбора профессии возникают определенные трудности:

1) отсутствие представления о востребованных профессиях;

2) перенос отношения к человеку на саму профессию;

3) ориентация на профессии высокой квалификации;

4) устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии;

5) какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности;

6) субъективная оценка своих предпочтений и способностей.

Большое разнообразие существующих профессий, встречающихся в настоящее время на рынке труда, может запутать соискателя, поэтому, наиболее рациональным вариантом является применение подхода, который предполагает ориентацию личностных профессиональных качеств на одну из сфер профессиональной деятельности. Решение данной задачи предполагает применение систем, методов и методик профессионального самоопределения, которые диагностируют направленность, интересы, склонности и способности личности, способствующих успешному выбору профессии [5, с. 76]. На сегодняшний день не существует общепринятой универсальной методики для выявления профессиональных интересов, поэтому, чтобы получить достоверные результаты, необходимо использовать несколько методик. Но не все они являются достаточно современными и практичными, имеют свои плюсы и минусы.

Цель: провести сравнительный анализ профориентационных методик.

Рассмотрим наиболее часто применяемые в практике методики такие как «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» Е. А. Климова, «Опросник профессиональной готовности» Л. Н. Кабардова, «Матрица выбора профессии» Г. В. Резапкиной, «Методика профессионального самоопределения» Дж. Холланда (Голланда), «Активизирующая профориентационная методика» Н. С. Пряжникова, «Карта интересов» А. Е. Голомштока, «Методика определения склонностей» Л. А. Йовайши, «Профассоциации», методика «Анкета интересов» и «Ориентация» И. Л. Соломина. Проблема применения приведенных профориентационных методик детерминирована тем, что предлагаемые в них профессии на сегодняшний день несколько устарели или совсем исчезли с рынка труда, а новые актуальные виды деятельности не принимаются во внимание. В качестве критериев сравнительного анализа будем рассматривать достоинства (доступность, актуальность указанных профессий, длительность, валидность) и недостатки.

«Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» Е. А. Климова [9, с. 864]. Это один из самых распространенных тестов, который предназначен для отбора на различные типы профессий и его обычно применяют во время диагностики в школах или кадровых агентствах. Методика состоит из 20 суждений, в которых необходимо выбрать один из двух видов занятий, и определяет психотип личности (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ), а по нему уже рекомендуются лучшие профессии. Результаты методики показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес. Достоинства: легко найти в сети, в открытом доступе; быстрый результат. Недостатки: ответы очевидны; результат может быть размытым, преобладают 2–3 типа профессий; внутри каждого типа профессий заметен огромный разброс направлений; тест с первых вопросов начинает сам «подводить» тестируемого к определенной специальности; все профессии смешаны; также этот опросник до сих пор не имеет никаких данных о валидности.

«Опросник профессиональной готовности» (ОПГ) Л. Н. Кабардова [4]. Эта методика включает 50 утверждений и позволяет определить наиболее подходящий тип профессии в соответствии с классификацией Е. А. Климова. Также, возможно проанализировать одновременно индивидуальные возможности в реализации определенных знаний, умений, эмоциональное отношение, возникающее при выполнении соответствующей работы, предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей профессии. Достоинства: высокая достоверность определить подходящую профессию [9, с. 864]. Недостатки: более продолжительна по времени по сравнению с ДДО Е. А. Климова.

«Матрица выбора профессии» Г. В. Резапкиной создана Московским областным центром профориентации молодежи. Методика напоминает увлекательную игру, где необходимо ответить на 20 вопросов (по 10 в двух частях теста) и свести результаты каждой части в специальной матрице. В точке их пересечения находится будущая профессия. Достоинства: легко доступен в сети; оригинально составлен; интересно проходить тест; быстрый результат; представлены актуальные профессии (флорист, Web-дизайнер). Недостатки: расплывчатый и неточный результат; не учитываются какие-либо характеристики, кроме пожеланий тестируемого.

«Активизирующая профориентационная методика» Н. С. Пряжникова [7]. Данный опросник направлен на повышение уровня осознания готовности к различным видам профессионального труда и включает 34 вопроса. Необходимо дать ответ, выставив определенное количество баллов. После данные проанализирует специалист и скажет результат. Методика имеет диагностическую ценность, которая повышается, если использовать ее совместно с другими популярными профориентационными методиками, например, с «Дифференциально-диагностическим опросником» (ДДО) Е. А. Климова, «Картой интересов», опросником Дж. Голланда и т. п. Достоинства: легко найти в сети; большой выбор профессий; тщательная проработка пожеланий школьника; быстрый результат. Недостатки: мало современных и востребованных профессий; есть странные ответы, например: квартирный вор; тест не учитывает личностные характеристики и таланты, только пожелания и настроение тестируемого.

«Методика профессионального самоопределения» Дж. Холланда (Голланда). Данная методика направлена на соотношение склонностей, возможностей, способностей, интеллекта личности с различными профессиями для наилучшего выбора профессии и содержит 42 пары профессий. При прохождении необходимо выбрать понравившуюся специальность из пары. Методика позволяет определить принадлежность к одному из 6 типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный. Каждый тип личности является идеализацией, гипотетической конструкцией для описания определённой группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками [9, с. 864]. Достоинства: легко найти в сети, интересный результат, много информации; более точный выбор по сравнению с предыдущими тестами; до сих пор применяют в Европе на собеседовании в высших учебных заведениях и во время приема на работу. Недостатки: не указаны современные профессии; редко применяется специалистами для профориентации в России.

«Карта интересов». Изначально, этот опросник создал А. Е. Голомшток в целях профориентации при приеме на работу для диагностики как подростков, так и взрослых. Отталкиваясь из структуры ответов определяется степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности. Но, затем произошла ее модификация О. Г. Филимоновой, которая внесла перечень новых направлений, по которым составлены вопросы к учащимся. Достоинства: легко найти в сети; подходит для школьников, т. к. напрямую указывает связь с изучаемым предметом; в новом перечне направлений деятельности появились такие популярные сейчас виды деятельности, как информационные технологии, социология, философия, бизнес. Недостатки: этот опросник уже долгое время публикуется без изменений и устарел как с точки зрения перечня направлений деятельности, так и с точки зрения формулировки вопросов; при его проведении в аудитории возникают смешки и недоумение, что и побудило к некоторому его усовершенствованию.

«Методика определения склонностей» Л. А. Йовайши направлена на определение склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности. Методика состоит из 24 вопросов, по окончании прохождения необходимо подсчитать сумму баллов, именно она будет отражать профессиональную склонность к определенному виду деятельности. Поскольку в качестве результатов теста соискателю предлагается информация о полученном типе личности, соотнести полученные данные с профессиями рынка труда довольно сложно самостоятельно [9, с. 864]. Достоинства: наличие косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, по сравнению с другими методиками, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы; время не ограничено, что позволяет тщательно обдумать ответ. Недостатки: размытые результаты, требуется конкретика.

Методика «Профассоциации». Данный тест основан на ассоциативном методе и оценивается профессиональная направленность. Испытуемому необходимо дать ассоциации на предъявленные профессии. Может применяться как в индивидуальной, так и групповой профориентационной работе [8]. Достоинства: в открытом доступе; быстрый результат; интересная подача; развивает ассоциативные процессы мышления. Недостатки: не учитываются личностные характеристики и таланты личности; невозможно получить точный результат.

Методика «Анкета интересов» [3, с. 298] помогает конкретизировать сферы, в которых сосредоточены профессиональные интересы соискателей. Сам опросник состоит из 78 утверждений о различных видах деятельности, на которые необходимо ответить одним из следующих утверждений: очень нравится; нравится, но не очень; затрудняюсь ответить; не нравится; совсем не нравится. По результатам диагностики определяются сферы, к которым у соискателя проявляется интерес. Данная методика ориентирована в большей степени на школьников и не рассматривает профессии, находящиеся на стыке наук. Достоинства: доступна в сети. Недостатки: достаточно устаревшие профессии; есть вероятность ошибиться в подсчете результата; наличие модификаций на 120, 144 и 174 утверждения, что может вызвать усталость уже через 15–20 минут с начала выполнения и поставить под угрозу достоверность результатов.

Методика «Ориентация» И. Л. Соломина. Непосредственно применяется для определения самооценки профессиональных интересов и способностей личности. Определяется преимущественная склонность и способность к одному из пяти типов профессий в соответствии с классификацией Е. А. Климова (человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа) и соответствие двум классам: исполнительские и творческие [1, c. 66]. Достоинства: доступна в сети; очень проста в применении и обработке; можно отдать предпочтение склонностям (Хочу) или способностям (Могу). Недостатки: отсутствует разъяснение результатов, приблизительных вариантов профессий, как например в опроснике ДДО Климова или «Матрица выбора профессии» Г. В. Резапкиной.

По результатам проведенного анализа, учитывая достоинства и недостатки представленных методик, можно сказать, что наиболее привлекательной является «Матрица выбора профессии» Г. В. Резапкиной, т. к. она легко доступна в сети, оригинально составлена, интересно проходить, быстрый результат, представлены актуальные профессии (флорист, Web-дизайнер). Но ее следует проводить совместно с личностными опросниками и с «Активизирующая профориентационная методика» Н. С. Пряжникова для повышения диагностической ценности. Опросник профессиональной готовности» (ОПГ) Л. Н. Кабардова тоже можно применять в процессе профориентации, потому что существует высокая достоверность определить наиболее подходящую профессию, но в то же время она более длительна по сравнению с «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» Е. А. Климова, который можно считать наиболее неподходящий, т. к. данную методику применяют все практические специалисты и многие соискатели уже знают цель, и все ответы будут направлены на социально-желаемый результат.

Заключение. Рассмотренные методики были разработаны уже достаточно давно, поэтому предлагаемые в них профессии на сегодняшний день устарели, некоторые вовсе исчезли с рынка труда. Кроме того, результаты профориентационной диагностики с использованием специализированных методик лишь приблизительно указывают рекомендуемую сферу профессиональной деятельности [9, с. 865]. Ни одна из популярных методик по профориентации не дает точного результата, но пройти их стоит все, ведь тогда можно получить список возможных профессий и направлений обучения, которые подходят по темпераменту, интересам и увлечениям. Но зачастую и такой подход вызывает трудности в интерпретации и объединении полученных результатов. Таким образом, методики профориентации должны качественно, быстро подстроиться под ситуацию на рынке труда, успешно ориентироваться в многообразии профессий и примерно определять, насколько личностные качества подходят под выбранную специальность. Проблема разработки по-настоящему действенных тестов очень актуальна, возможно, создание экспресс-тестов будет наилучшим вариантом.

Литература:

  1. Бендюков М. А., Соломин И. Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. — Спб.: Речь, 2006. — 240 с. (с. 65–70).
  2. Кобзов, А. Ю. Значимость профориентационного тестирования молодежи в выборе будущей профессии / А. Ю. Кобзов, А. В. Кобзова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 354–357. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8096/ (дата обращения: 18.03.2021).
  3. Овсянникова, С. К. Организация профориентационной работы в школе: Методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. –362 с.
  4. Опросник профессиональной готовности [Электронный ресурс] // azps.ru А. Я. Психология. URL: http://azps.ru/tests/tests2_opg.html (дата обращения: 16.12.2014).
  5. Похорукова, М. Ю. Сравнительный анализ существующих программ профессионального самоопределения / М. Ю. Похорукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 76–78. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36192/ (дата обращения: 11.03.2021).
  6. Провозен Е. Насколько эффективны тесты по профориентации // Дата публикации: 08.05.2018/ URL: Эффективны ли тесты по профориентации (propostuplenie.ru).
  7. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 496 с.
  8. Психодиагностическая методика «Профассоциации» [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. 11.02.2013. — Режим доступа: http://azps.ru/tests/proforientation/associacii.html (11.02.2013).
  9. Самохина, В. М. Профориентационные методики в процессе выбора профессии / В. М. Самохина, М. Ю. Похорукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 863–865. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23518/ (дата обращения: 18.03.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): методика, профессия, быстрый результат, профессиональная деятельность, достоинство, недостаток, профессиональное самоопределение, рынок труда, профессиональная готовность, сравнительный анализ.

Динамическая визуализация встроенной в мембрану фракции каналов с меткой pHfluorin с использованием метода повторяющегося подкисления

. 2009 30 ноября; 10:141.

дои: 10.1186/1471-2202-10-141.

Сергей С Хирог 1 , Евгений Пряжников, Сара К. Коулман, Андреас Джеромин, Кари Кейнянен, Леонард Хироуг

принадлежность

  • 1 Центр неврологии Хельсинкского университета, FIN-00014, Хельсинки, Финляндия. [email protected]
  • PMID: 19948025
  • PMCID: PMC2794868
  • DOI: 10.1186/1471-2202-10-141

Бесплатная статья ЧВК

Сергей С. Хирог и др. БМС Нейроски. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2009 30 ноября; 10:141.

дои: 10.1186/1471-2202-10-141.

Авторы

Сергей С Хирог 1 , Евгений Пряжников, Сара К. Коулман, Андреас Джеромин, Кари Кейнянен, Леонард Хирог

принадлежность

  • 1 Центр неврологии Хельсинкского университета, FIN-00014, Хельсинки, Финляндия. [email protected]
  • PMID: 19948025
  • PMCID: PMC2794868
  • DOI: 10. 1186/1471-2202-10-141

Абстрактный

Фон: Изменения в возбудимости нейронов, синаптической эффективности и в целом в клеточной передаче сигналов часто являются результатом встраивания ключевых молекул в плазматическую мембрану (ПМ). Многим из методов, используемых для мониторинга внедрения ТЧ, не хватает либо пространственного, либо временного разрешения.

Полученные результаты: Мы улучшили метод визуализации, основанный на покадровой флуоресцентной микроскопии полного внутреннего отражения (TIRF) и мечении pHluorin, дополнив его протоколом повторяющегося внеклеточного подкисления. Мы иллюстрируем применимость этого метода, показывая, что краткая активация рецепторов NMDA («химическая LTP») в культивируемых нейронах гиппокампа индуцирует постоянную вставку PM рецепторов глутамата, содержащих субъединицы GluR-A (flip), меченные pHluorin.

Заключение: Метод повторяющегося подкисления обеспечивает более точный способ мониторинга фракции флуоресцентно меченых молекул, вставленных PM, и предлагает хорошее временное и пространственное разрешение.

Цифры

Рисунок 1

Визуализация TIRF выделяет перимембранный…

Рисунок 1

Визуализация TIRF выделяет перимембранную фракцию рецепторов GluR-A, меченных pHluorin . А ,…

Рисунок 1

Визуализация TIRF выделяет перимембранную фракцию рецепторов GluR-A, меченных pHluorin . A , схематическое изображение TIRF-визуализации меченых pHluorin молекул, расположенных либо в эндоплазматическом ретикулуме (ER) и везикулах, либо встроенных в PM. Молекулы с флуориновой меткой, которые находятся достаточно близко к ПМ, чтобы возбуждаться затухающим полем, помечены номерами 2 (молекулы, находящиеся в ЭР) и 3 (молекулы, встроенные в мембрану, и те, которые находятся в перимембранных везикулах). Более удаленные молекулы с меткой pHfluorin, которые не визуализируются в режиме визуализации TIRF, отмечены номером 1. B , пример изображения TIRF нейрона, трансфицированного pHluorin-GluR-A, на котором видны отдельные кластеры (увеличенное поле показано на C ). D , схематическое изображение эпифлуоресцентной визуализации рецепторов, меченных pHfluorin, расположенных либо в эндоплазматическом ретикулуме (ER) и везикулах, либо встроенных в PM. Обратите внимание, что все pHluorin-меченые рецепторы, независимо от их субклеточной локализации, визуализируются в режиме эпифлуоресценции. E , эпифлуоресцентное изображение того же нейрона, что и на B (увеличенное поле эпифлуоресцентного изображения показано на Ф ). Обратите внимание, что пространственное разрешение отдельных кластеров в эпифлуоресценции уступает по сравнению с режимом визуализации TIRF (B и C). Шкала баров: 10 мкм.

Рисунок 2

Манипуляции с внеклеточным рН выявляют…

Рисунок 2

Манипуляции с внеклеточным pH выявляют различные фракции меченых pH флюорином рецепторов GluR-A, визуализируемых в…

фигура 2

Манипуляции с внеклеточным pH выявляют отдельные фракции меченых pH флюорином рецепторов GluR-A, визуализируемых в режиме TIRF . На правой панели показаны увеличенные изображения трансфицированного нейрона, представленные на левой панели. A , Кластеры pHluorin-GluR-A в контрольных условиях (pH o = 7,4). Масштабная линейка: 5 мкм. B , изображение получено через 30 секунд после нанесения кислого раствора (pH o = 5,4) показывает сильное, но неполное тушение флуоресценции pHluorin-GluR-A. C , расчетное изображение, полученное путем вычитания B из A. D , график изменения интенсивности флуоресценции (усредненный по всему полю изображения). Моменты времени, относящиеся к каждому из изображений, показанных на A и B, обозначены стрелками с соответствующими буквами.

Рисунок 3

Двухфазные изменения рН флуоресценции флюорина…

Рисунок 3

Двухфазные изменения рН флуоресценции флюорина, вызванные применением кислого раствора (рН o…

Рисунок 3

Двухфазные изменения pH флуоресценции флюорина, вызванные применением кислого раствора (pH o = 5,4) . A , кривая, показывающая усредненный временной ход тушения флуоресценции pHluorin-GluR-A (нормированный к интенсивности флуоресценции на уровне перед нанесением). Начальная, быстрая фаза тушения флуоресценции отмечена зелеными кружками, последующая медленная фаза — красными кружками. Зеленые и красные линии представляют наиболее подходящие кривые для быстрой фазы (экспоненциальный спад) и медленной фазы (линейная регрессия) соответственно. B , усредненный временной ход подавления цитозольного рН-фтора (pHluorin-CS), индуцированного применением кислого раствора. Значения нормированы на интенсивность флуоресценции на уровне перед нанесением. Красная линия представляет собой наилучшую линейную подгонку графика. C , усредненный временной ход тушения pHluorin, захваченного эндоплазматическим ретикулумом (pHluorin-ER), индуцированного применением кислого раствора. Значения нормированы на интенсивность флуоресценции на уровне перед нанесением. Красная линия представляет собой наилучшую линейную подгонку графика. Обратите внимание, что кинетика аналогична кинетике pHluorin-CS (B) и медленной фазе тушения флуоресценции pHluorin-GluR-A (красные кружки на A). Схематическое изображение клеточной локализации молекул, меченных pHfluorin, для каждой из конструкций показано внизу каждой панели.

Рисунок 4

Эффекты глицин-опосредованного рецептора NMDA…

Рисунок 4

Эффекты опосредованной глицином активации рецептора NMDA на введение в ПМ pHluorin-GluR-A . А…

Рисунок 4

Эффекты опосредованной глицином активации рецептора NMDA на введение в PM pHluorin-GluR-A . A , график нормализованной амплитуды фазы быстрого гашения во время рН-теста. На графике показаны усредненные данные (черные кружки с планками ошибок), наложенные на отдельные точки данных (серые кружки) из 6 ячеек. Статистически значимых различий между временными точками не наблюдалось (P > 0,05), что указывает на то, что фракция рецепторов со встроенными PM была стабильной в течение как минимум 30 минут в контрольных условиях. B , пара репрезентативных следов флуоресценции pHluorin-GluR-A, полученных с 30-минутным интервалом в контрольных условиях. C , график усредненных данных (n = 8 клеток), показывающий индуцированные глицином длительные изменения в амплитуде фазы быстрого тушения. Через 30 минут после начала кратковременного (5 минут; горизонтальная полоса) применения раствора глицина/0 Mg 2+ амплитуда быстрой фазы значительно увеличилась по сравнению с необработанными клетками (P <0,01), что указывает на постоянное введение дополнительных Рецепторы pHluorin-GluR-A в ПМ. D , типичные следы, показывающие вызванное глицином усиление быстрой фазы тушения флуоресценции, а также повышение базовой флуоресценции. Оба эффекта согласуются с увеличением доли рецепторов pHluorin-GluR-A, встроенных в PM.

Рисунок 5

Повторные тесты pH позволяют разделить…

Рисунок 5

Повторяющиеся тесты pH позволяют определить истинные изменения во фракции с добавлением ТЧ…

Рисунок 5

Повторяющиеся тесты pH позволяют отделить истинные изменения в PM-встроенной фракции рецепторов pHluorin-GluR-A от не связанных с вставкой флуктуаций общей флуоресценции . A , пример индуцированных глицином изменений флуоресценции pHluorin-GluR-A, который демонстрирует, что мониторинг изменений общей флуоресценции может привести к недооценке фактического увеличения фракции встроенных PM рецепторов. Напротив, отслеживание изменений в быстрой фазе тушения флуоресценции позволяет более точно оценить истинные изменения во фракции введенных РМ. Соответствующие значения отображаются в виде полос на правой панели. B , пример другого нейрона, за которым наблюдали в контрольных условиях (т.е. без применения gly/0 Mg 2+ ), показывая, что увеличение общей флуоресценции не всегда указывает на внедрение новых рецепторов в ПМ. Столбцы на правой панели показывают, что амплитуда быстрой фазы тушения флуоресценции остается неизменной, несмотря на увеличение фоновой флуоресценции.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Визуализация внедрения рецептора, меченного pHluorin, в плазматическую мембрану в первично культивируемых нейронах мыши.

    Ли И, Рой Б.Д., Ван В., Чжан Л., Сэмпсон С.Б., Лин Д.Т. Ли Ю и др. J Vis Exp. 2012 20 ноября;(69):4450. дои: 10.3791/4450. J Vis Exp. 2012. PMID: 23208071 Бесплатная статья ЧВК.

  • Визуализация введения суперэклиптического рецептора дофамина D2, меченного pH-фтором, с использованием флуоресцентной микроскопии полного внутреннего отражения.

    Дали К.М., Ли Ю., Лин Д.Т. Дали К.М. и др. Curr Protoc Neurosci. 2015 5 января; 70: 5.31.1-5.31.20. doi: 10.1002/0471142301.ns0531s70. Curr Protoc Neurosci. 2015. PMID: 25559003 Бесплатная статья ЧВК.

  • Одноклеточная визуализация активности PI3K и внедрения переносчика глюкозы в плазматическую мембрану с помощью двухцветной эванесцентной волновой микроскопии.

    Тенгхольм А., Теруэль М.Н., Мейер Т. Тенгхольм А. и др. наук СТКЭ. 2003 11 февраля; 2003(169):PL4. doi: 10.1126/stke.2003.169.pl4. наук СТКЭ. 2003. PMID: 12582202

  • Регуляция каналов Kv4. 2 глутаматом в культивируемых нейронах гиппокампа.

    Лей З., Дэн П., Сюй З.К. Лей Зи и др. Дж. Нейрохим. 2008 г., июль; 106 (1): 182–92. doi: 10.1111/j.1471-4159.2008.05356.x. Epub 2008 1 июля. Дж. Нейрохим. 2008. PMID: 18363830

  • Визуализация динамики ионных каналов на плазматической мембране.

    Смит Дж.В., Шоу Р.М. Смит Дж. В. и др. Ритм сердца. 2008 июнь; 5 (6 Дополнение): S7-11. doi: 10.1016/j.hrthm.2008.02.015. Epub 2008, 16 февраля. Ритм сердца. 2008. PMID: 18456207 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Специфическая для органелл одномолекулярная визуализация никотиновых рецепторов α4β2 выявляет влияние никотина на сборку рецепторов и транспортировку клеточной поверхности.

    Fox-Loe AM, Moonschi FH, Richards CI. Фокс-Ло А.М. и др. Дж. Биол. Хим. 2017 22 декабря; 292(51):21159-21169. doi: 10.1074/jbc.M117.801431. Epub 2017 26 октября. Дж. Биол. Хим. 2017. PMID: 217 Бесплатная статья ЧВК.

  • Хлорид аммония изменяет возбудимость нейронов и высвобождение синаптических пузырьков.

    Лазаренко Р.М., DelBove CE, Strothman CE, Zhang Q. Лазаренко Р.М. и соавт. Научный представитель 2017 г. 11 июля; 7 (1): 5061. doi: 10.1038/s41598-017-05338-5. Научный представитель 2017. PMID: 28698583 Бесплатная статья ЧВК.

  • Использование рецепторов, меченных pHluorin, для мониторинга субклеточной локализации и трафика.

    Fox-Loe AM, Henderson BJ, Richards CI. Фокс-Ло А. М. и др. J Vis Exp. 2017 16 марта;(121):55466. дои: 10.3791/55466. J Vis Exp. 2017. PMID: 28362418 Бесплатная статья ЧВК.

  • Цистеин 893 является мишенью регуляторных тиоловых модификаций GluA1 AMPA-рецепторов.

    фон Оссовски Л., Ли Л.Л., Мёйккинен Т., Коулман С.К., Кортни М.Дж., Кейнянен К. фон Оссовски Л. и соавт. ПЛОС Один. 2017 февраль 2;12(2):e0171489. doi: 10.1371/journal.pone.0171489. Электронная коллекция 2017. ПЛОС Один. 2017. PMID: 28152104 Бесплатная статья ЧВК.

  • Никотиновые ацетилхолиновые рецепторы как мишени для терапии отказа от курения: передовые методологии для понимания сборки и торговли рецепторами.

    Fox-Loe AM, Dwoskin LP, Richards CI. Фокс-Ло А.М. и др. Нейрометоды. 2016;117:119-132. дои: 10.1007/978-1-4939-3768-4_7. Epub 2016 30 сентября. Нейрометоды. 2016. PMID: 28025590 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Рекомендации

    1. Штейн А.Т., Уфрет-Винсенти К.А., Хуа Л., Сантана Л.Ф., Гордон С.Е. Фосфоинозитид-3-киназа связывается с TRPV1 и опосредует NGF-стимулированный перенос TRPV1 на плазматическую мембрану. J Gen Physiol. 2006; 128: 509–522. DOI: 10.1085/jgp.200609576. — DOI — ЧВК — пабмед
    1. Дренан Р. М., Нашми Р., Имухуде П., Джаст Х., МакКинни С., Лестер Х.А. Субклеточный перенос, пентамерная сборка и стехиометрия субъединиц нейрональных никотиновых ацетилхолиновых рецепторов, содержащих флуоресцентно меченные субъединицы альфа6 и бета3. Мол Фармакол. 2008;73:27–41. doi: 10.1124/моль.107.039180. — DOI — пабмед
    1. Леонард Д., Хаякава А., Лоу Д., Ламбрайт Д., Беллв К.Д., Стэндли С., Лифшиц Л.М., Фогарти К.Е., Корвера С. Сортировка EGF и трансферрина на плазматической мембране и посредством передачи сигналов, специфичных для груза, к эндосомам, обогащенным EEA1. Дж. Клеточные науки. 2008; 121:3445–3458. doi: 10.1242/jcs.031484. — DOI — ЧВК — пабмед
    1. Бойер С.Б., Слезингер П.А., Джонс С.В. Регуляция каналов Kir2.1 с помощью Rho-GTPase, Rac1. J Cell Physiol. 2009; 218:385–393. doi: 10.1002/jcp.21610. — DOI — ЧВК — пабмед
    1. Пряжников Е. , Хироуг Л. Субмикромолярное увеличение [Ca(2+)](i) вызывает отсроченный экзоцитоз АТФ в культивируемых астроцитах. Глия. 2008; 56: 38–49. doi: 10.1002/glia.20590. — DOI — пабмед

Типы публикаций

термины MeSH

вещества

ИЗДАТЕЛЬСТВО CSIRO | Размножение, плодовитость и развитие

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТАТЬЯ

Предыдущий Содержание Том 32(14)

Ханна Дж. Макленнан A B C E , Melanie L. Sutton-McDowall A B C , Сабрина Хенг A C D , Andrew D. Abell A C D , Andrew D. Abell A D и Джереми Г. Томпсон A B C

+ Принадлежности автора

— Принадлежности автора

А Центр передового опыта Австралийского исследовательского совета в области нанофотоники, Австралия.

B Исследовательский институт Робинсона, Медицинская школа Аделаиды, Университет Аделаиды, SA 5005, Австралия.

C Институт фотоники и перспективных измерений, Школа физических наук, Университет Аделаиды, SA 5005, Австралия.

D Факультет химии, Школа физических наук, Университет Аделаиды, SA 5005, Австралия.

E Автор, ответственный за переписку. Электронная почта: hanna. [email protected]

Размножение, фертильность и развитие 32(14) 1223-1238 https://doi.org/10.1071/RD20143
Подано: 2 июня 2020 г. Принято: 15 сентября 2020 г. Опубликовано: 8 октября 2020 г.

Abstract

Активация ооцитов, динамическая трансформация ооцита в эмбрион, в значительной степени обусловлена ​​колебаниями Ca 2+ , которые различаются по продолжительности и амплитуде у разных видов. Предыдущие исследования анализировали внутриооцитарный Ca 9.0007 2+ колебаний при отсутствии опорных кумулюсных клеток ооцита. Следовательно, неизвестно, производят ли клетки кумулюса также ионный сигнал, отражающий успех оплодотворения. Покадровая конфокальная микроскопия и анализ изображений комплексов кумулюс-ооцит крупного рогатого скота, полученных со скотобойни, совместно инкубированных со сперматозоидами, выявили отчетливый выброс флуоресценции из кумулюсного покрова. Это исследование показало, что этот флуоресцентный разряд Ca 2+ был артефактом, вызванным процедурой визуализации, независимо от успешной активации ооцита. Разряд флуоресценции был прямым результатом потери целостности клеточной мембраны кумулюса, и в будущих исследованиях следует учитывать долгосрочное влияние флуоресцентных меток на клетки при покадровой визуализации. Тем не менее, это исследование также продемонстрировало, что отличительная картина скоординированного флуоресцентного разряда была связана как с присутствием сперматозоидов, так и с последующим развитием эмбриона до стадии морулы, на которую влиял Ca 9.0007 2+ комплексообразование и уменьшение активного оттока флуорофора. Это указывает на то, что облачение кумулюса может иметь отношение к активации ооцитов во время и после оплодотворения, что требует дальнейшего изучения.

Ключевые слова: кальциевые осцилляции, конфокальная визуализация, развитие эмбриона, оплодотворение, флуоресцентные зонды, активация ооцитов.


Каталожные номера

Альбертини, Д.Ф., Комбель, К.М., Бенекки, Э., и Карабатсос, М. Дж. (2001 ). Клеточные основы паракринной регуляции развития фолликулов яичников. Репродукция 121 , 647–653.
| Клеточная основа паракринной регуляции развития фолликулов яичников.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 11427152PubMed |

Бен-Йосеф, Д., и Шальги, Р. (1998, ). Ранние ионные события при активации яйца млекопитающих. Ред. Репрод. 3 , 96–103.
| Ранние ионные события при активации яйцеклетки млекопитающих.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 9685188PubMed |

Кэрролл, Дж., Суонн, К., Уиттингем, Д., и Уитакер, М. (1994, ). Пространственно-временная динамика внутриклеточных колебаний [Ca2+]i в процессе роста и мейотического созревания ооцитов мыши. Разработка 120 , 3507–3517.
| 7821218PubMed |

Чиба, К., Кадо, Р.Т., и Джаффе, Л.А. (1990, ). Развитие механизмов высвобождения кальция во время созревания ооцитов морских звезд. Дев. биол. 140 , 300–306.
| Развитие механизмов высвобождения кальция во время созревания ооцитов морских звезд.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 2373255PubMed |

Катбертсон, К.С.Р., Уиттингем, Д.Г., и Кобболд, П.Х. (1981, ). Свободный Ca2+ увеличивается экспоненциально во время активации ооцитов мыши. Природа 294 , 754–757.
| Свободный Ca 2+ увеличивается в экспоненциальной фазе во время активации ооцитов мыши. Crossref | Академия GoogleАкадемия Google |

Дейл, Б., Дефелис, Л.Дж., и Эренштейн, Г. (1985, ). Инъекция растворимой фракции сперматозоидов в яйца морских ежей вызывает корковую реакцию. Опыт 41 , 1068–1070.
| Введение растворимой фракции сперматозоидов в яйца морских ежей вызывает корковую реакцию. Академия GoogleАкадемия Google | 4018233PubMed |

Ди Вирджилио, Ф., Стейнберг, Т. Х., и Сильверстайн, С.К. (1990, ). Ингибирование секвестрации и секреции Fura-2 блокаторами транспорта органических анионов. Сотовый. Кальций. 11 , 57–62.
| Ингибирование секвестрации и секреции Fura-2 блокаторами транспорта органических анионов.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 2191781PubMed |

Дюмоляр, Р., Кэрролл, Дж., Дюпон, Г., и Сарде, К. (2002 ). Кардиостимуляторы кальциевых волн в яйцах. J. Cell Sci. 115 , 3557–3564.
| Кардиостимуляторы кальциевых волн в яйцах.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 12186942PubMed |

Дюмоляр, Р., Хаммар, К., Портерфилд, М., Смит, П.Дж., Сиберт, К., Рувьер, К., и Сарде, К. (2003 ). Митохондриальное дыхание и волны Са2+ связаны во время оплодотворения и завершения мейоза. Разработка 130 , 683–692.
| Митохондриальное дыхание и волны Ca 2+ связаны во время оплодотворения и завершения мейоза. Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 12505999PubMed |

Дункан, Ф. Э., Куэ, Э. Л., Чжан, Н., Файнберг, Э. К., О’Халлоран, Т. В., и Вудрафф, Т. К. (2016 ). Цинковая искра — неорганический признак активации яйцеклетки человека. науч. 6 , 24737.
| Цинковая искра — неорганический признак активации яйцеклетки человека. Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 27113677PubMed |

Эппиг, Дж. Дж. (1991 ). Взаимодействие между ооцитами млекопитающих и соматическими клетками-компаньонами. BioEssays 13 , 569–574.
| Взаимодействие между ооцитами млекопитающих и соматическими клетками-компаньонами.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 1772412PubMed |

Фатехи, А.Н., Зейнстра, Э.К., Койдж, Р.В., Коленбрандер, Б., и Беверс, М.М. (2002, ). Влияние удаления кумулюсных клеток in vitro созревших бычьих ооцитов до оплодотворения in vitro на последующую скорость дробления. Териогенология 57 , 1347–1355.
| Влияние удаления кумулюсных клеток in vitro созревших ооцитов крупного рогатого скота перед оплодотворением in vitro на последующую скорость дробления. Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 12013454PubMed |

Фудзивара Т., Накада К., Ширакава Х. и Миядзаки С. (1993, ). Развитие инозитолтрифосфат-индуцированного механизма высвобождения кальция во время созревания ооцитов хомяка. Дев. биол. 156 , 69–79.
| Развитие механизма высвобождения кальция, индуцированного инозитолтрифосфатом, во время созревания ооцитов хомяка. Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 8383620PubMed |

Фукуда Ю., Окада О. и Тойода Ю. (19 лет)72 ). Исследования оплодотворения яиц мышей in vitro III. Оплодотворение оголенных яйцеклеток капацитированными сперматозоидами. Япония. Дж. Аним. Воспр. 18 , 73–77.
| Исследования оплодотворения яиц мышей in vitro III. Оплодотворение обнаженных яйцеклеток капацитированными сперматозоидами.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google |

Геши, М., Такэноути, Н., Ямаути, Н., и Нагаи, Т. (2000 ). Влияние пирувата натрия в бессывороточной среде для созревания на созревание, оплодотворение и последующее развитие ооцитов крупного рогатого скота с кумулюсными клетками или без них. биол. Воспр. 63 , 17:30–17:34.
| Влияние пирувата натрия в бессывороточной среде для созревания на созревание, оплодотворение и последующее развитие ооцитов крупного рогатого скота с кумулюсными клетками или без них. Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 110

PubMed |

Гилула, Н.Б., Эпштейн, М.Л., и Бирс, У.Х. (1978, ). Межклеточная связь и овуляция: исследование комплекса кумулюс-ооцит. J. Cell Biol. 78 , 58–75.
| Межклеточная коммуникация и овуляция: исследование комплекса кумулюс-ооцит. Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 670298PubMed |

Grynkiewicz, G. , Poenie, M., and Tsien, R.Y. (1985, ). Индикаторы Ca2+ нового поколения со значительно улучшенными флуоресцентными свойствами. J. Biol. хим. 260 , 3440–3450.
| 3838314PubMed |

He, C.L., Damiani, P., Parys, JB, and Fissore, R.A. (1997, ). Кальций, рецепторы высвобождения кальция и возобновление мейоза в ооцитах крупного рогатого скота. биол. Воспр. 57 , 1245–1255.
| Кальций, рецепторы высвобождения кальция и возобновление мейоза в ооцитах крупного рогатого скота.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 9369194PubMed |

Хома, С.Т., Кэрролл, Дж., и Суонн, К. (1993, ). Роль кальция в созревании ооцитов млекопитающих и активации яиц. Гул. Воспр. 8 , 1274–1281.
| 8408526PubMed |

Хиттель, П. (1987, ). Отсоединение кумулюса крупного рогатого скота от ооцита in vitro . Анат. Эмбриол. (Берл. ) 176 , 41–44.
| Отсоединение кумулюса крупного рогатого скота от ооцита in vitro .Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 3605648PubMed |

Джонс, К. Т. (2005 ). Активация яиц млекопитающих: от всплеска Ca2+ до прогрессирования клеточного цикла. Репродукция 130 , 813–823.
| Активация яйцеклеток млекопитающих: от выброса Ca 2+ до прогрессирования клеточного цикла. Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 16322541PubMed |

Ким А.М., Бернхардт М.Л., Конг Б.Ю., Ан Р.В., Фогт С., Вудрафф Т.К. и О’Халлоран Т.В. (2011 ). Цинковые искры запускаются при оплодотворении и способствуют возобновлению клеточного цикла в яйцеклетках млекопитающих. ACS Хим. биол. 6 , 716–723.
| Цинковые искры запускаются при оплодотворении и способствуют возобновлению клеточного цикла в яйцеклетках млекопитающих.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 21526836PubMed |

Клайн Д. и Клайн Дж. Т. (1992 ). Повторяющиеся переходы кальция и роль кальция в экзоцитозе и активации клеточного цикла в яйцеклетке мыши. Дев. биол. 149 , 80–89.
| Повторяющиеся переходные процессы кальция и роль кальция в экзоцитозе и активации клеточного цикла в яйцеклетке мыши. Академия GoogleАкадемия Google | 1728596PubMed |

Клайн, Д., Мельманн, Л., Фокс, К., и Терасаки, М. (1999, ). Корковый эндоплазматический ретикулум (ЭР) яйцеклетки мыши: локализация кластеров ЭР в связи с генерацией повторяющихся кальциевых волн. Дев. биол. 215 , 431–442.
| Корковый эндоплазматический ретикулум (ЭР) яйцеклетки мыши: локализация кластеров ЭР в связи с генерацией повторяющихся кальциевых волн. Академия GoogleАкадемия Google | 10545249PubMed |

Лю, М. (2011 ). Биология и динамика корковых гранул млекопитающих. Репрод. биол. Эндокринол. 9 , 149.
| Биология и динамика корковых гранул млекопитающих. Академия GoogleАкадемия Google | 22088197ПубМед |

Лортон, С.П., и Ферст, Н.Л. (1979, ). Гиалуронидаза не рассеивает кучевые облака яичников, окружающие яйцеклетки крупного рогатого скота. биол. Воспр. 21 , 301–308.
| Гиалуронидаза не рассеивает кучевые облака яичников, окружающие яйцеклетки крупного рогатого скота. Академия GoogleАкадемия Google | 486657PubMed |

Маколей А.Д., Гилберт И., Скэнтленд С., Фурнье Э., Ашкар Ф., Бастьен А., Саади Х.А.С., Ганье Д., Сирард М.А., Ханджян Э.В., Ричард Ф.Дж., Хиттель, П., и Роберт, К. (2016 ). Транскрипты кумулюсных клеток переходят в бычьи ооциты для подготовки к созреванию. биол. Воспр. 94 , 11.
| Транскрипты клеток кумулюса перемещаются в ооцит крупного рогатого скота для подготовки к созреванию.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google |

Макленнан, Х.Дж., Сайни, А., Сильвия, Г. М., Шартнер, Е.П., Даннинг, К.Р., Пурди, М.С., Монро, Т.М., Абелл, А.Д., и Томпсон, Дж.Г. (2019 ). Биофотонный подход к измерению pH в малых объемах in vitro : количественные различия в метаболическом потоке вокруг кумулюсно-ооцитарного комплекса (КОК). J. Биофотоника 13 , e201960038.
| Биофотонный подход к измерению pH в малых объемах in vitro : количественные различия в метаболическом потоке вокруг кумулюсно-ооцитарного комплекса (COC).Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 31725948PubMed |

Мельманн, Л.М., и Клайн, Д. (1994, ). Регуляция внутриклеточного кальция в яйцеклетке мыши: высвобождение кальция в ответ на сперму или инозитолтрифосфат усиливается после мейотического созревания. биол. Воспр. 51 , 1088–1098.
| Регуляция внутриклеточного кальция в яйцеклетке мыши: высвобождение кальция в ответ на сперму или инозитолтрифосфат усиливается после мейотического созревания. Академия GoogleАкадемия Google | 7888488PubMed |

Миядзаки С. и Игуса Ю. (1981, ). Потенциал оплодотворения в яйцах золотых хомяков состоит из повторяющихся гиперполяризаций. Природа 290 , 702–704.
| Потенциал оплодотворения в яйцах золотистого хомяка состоит из повторяющихся гиперполяризаций. Академия GoogleАкадемия Google | 6894326PubMed |

Мизуно С., Исикава Ю., Мацумото Х., Сато М., Ида М., Фукуда А. и Моримото Ю. (2019 ). Время удаления клеток кумулюса для интрацитоплазматической инъекции сперматозоидов влияет на способность эмбрионального развития. Репрод. Мед. биол. 18 , 111–117.
| Время удаления клеток кумулюса для интрацитоплазматической инъекции сперматозоидов влияет на способность эмбрионального развития.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 30655729ПабМед |

Морадо, С., Сетика, П., Бекони, М., Томпсон, Дж. Г., и Далвит, Г. (2013 ). Производство активных форм кислорода и окислительно-восстановительное состояние при партеногенетической и опосредованной спермой активации ооцитов крупного рогатого скота. Репродукция 145 , 471–478.
| Производство активных форм кислорода и окислительно-восстановительное состояние при партеногенетической и опосредованной спермой активации ооцитов крупного рогатого скота. Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 23630331PubMed |

Паррингтон, Дж., Арно, К., и Фиссор, Р. А. (2018 ). Необыкновенная история о том, как начинается жизнь. Мол. Воспр. Дев. 86 , 4–19.
| Необыкновенная история о том, как начинается жизнь.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 30411426PubMed |

Поттер, С. М. (1996 ). Важная визуализация: два фотона лучше, чем один. Курс. биол. 6 , 1595–1598.
| Важная визуализация: два фотона лучше, чем один.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 8994823PubMed |

Кью Э.Л., Блехер Р., Дункан Ф.Е., Конг Б.Ю., Глебер С.К., Фогт С., Чен С., Гарвин С.А., Байер А. Р., Дравид В.П., Вудрафф Т.К. и О’ Халлоран, ТВ (2015 ). Количественное картирование потоков цинка в яйцеклетках млекопитающих показывает происхождение цинковых искр, вызванных оплодотворением. Нац. хим. 7 , 130–139.
| Количественное картирование потоков цинка в яйцеклетках млекопитающих показывает происхождение цинковых искр, вызванных оплодотворением. Академия GoogleАкадемия Google | 25615666PubMed |

Кью, Э.Л., Дункан, Ф.Е., Байер, А.Р., Филипс, С.Дж., Рот, Э.В., Блехер, Р., Глебер, С.К., Фогт, С., Вудрафф, Т.К., и О’Халлоран, Т.В. (2017 ). Цинковые искры вызывают физико-химические изменения в блестящей оболочке яйцеклетки, которые предотвращают полиспермию. Интегр. биол. 9 , 135–144.
| Цинковые искры вызывают физико-химические изменения в блестящей оболочке яйца, которые предотвращают полиспермию. Академия GoogleАкадемия Google |

Кью, Э. Л., Дункан, Ф. Э., Ли, Х. К., Хорник, Дж. Э., Фогт, С., Фиссор, Р. А., О’Халлоран, Т. В., и Вудрафф, Т. К. (2019 г.)). Яйца крупного рогатого скота выделяют цинк в ответ на партеногенетическую и сперматозоидную активацию яйцеклеток. Териогенология 127 , 41–48.
| Яйца крупного рогатого скота выделяют цинк в ответ на партеногенетическую и сперматозоидную активацию яйцеклеток. Академия GoogleАкадемия Google | 30639695PubMed |

Робертсон, SA (2005 ). Семенная плазма и передача сигналов мужского фактора в женских половых путях. Рез. клеточной ткани. 322 , 43–52.
| Семенная плазма и передача сигналов мужского фактора в женских половых путях. Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 156PubMed |

Рассел, Д.Л., Гилкрист, Р.Б., Браун, Х.М., и Томпсон, Дж.Г. (2016 ). Двусторонняя связь между клетками кумулюса и ооцитом: старые руки и новые игроки? Териогенология 86 , 62–68.
| Двусторонняя связь между клетками кумулюса и ооцитом: старые руки и новые игроки?Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 27160446PubMed |

Шенкен, Дж. Э., и Робертсон, С. А. (2015). Передача сигналов семенной жидкости в женских половых путях: значение для репродуктивного успеха и здоровья потомства. В «Мужской роли в потере беременности и неудачной имплантации эмбриона». Том. 868. (Ред. Р. Бронсон.) стр. 127–158. (Springer-Verlag: Берлин.)

Шульц, Р.М., и Копф, Г.С. (1995, ). Молекулярные основы активации яиц млекопитающих. Курс. Вершина. Дев. биол. 30 , 21–62.
| Молекулярная основа активации яйцеклеток млекопитающих. Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 7555047PubMed |

Сильвестр, Ф., Фиссор, Р. А., Тости, Э., и Бони, Р. (2012 ). Ca2+ повышается при созревании 90 445 in vitro 90 446 в бычьих комплексах кумулюс-ооцит. Мол. Воспр. Дев. 79 , 369–379.
| Ca 2+ повышается при созревании in vitro в бычьих комплексах кумулюс-ооцит. Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 22431451PubMed |

Сокка А. Л., Путконен Н., Мудо Г., Пряжников Э., Рейджонен С., Хироуг Л., Беллуардо Н., Линдхольм Д. и Корхонен Л. (2007 ). Ингибирование стресса эндоплазматического ретикулума защищает от эксайтотоксического повреждения нейронов в мозге крыс. J. Neurosci. 27 , 901–908.
| Ингибирование стресса эндоплазматического ретикулума защищает от эксайтотоксического повреждения нейронов в мозге крысы. Академия GoogleАкадемия Google | 17251432PubMed |

Стрикер, С.А. (1999 ). Сравнительная биология передачи сигналов кальция во время оплодотворения и активации яиц у животных. Дев. биол. 211 , 157–176.
| Сравнительная биология передачи сигналов кальция во время оплодотворения и активации яйцеклетки у животных. Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 10395780PubMed |

Сан, Ф. З., Брэдшоу, Дж. П., Галли, К., и Мур, Р. М. (1994, ). Изменения внутриклеточной концентрации кальция в ооцитах быка после проникновения сперматозоидов. J. Репрод. Плодородный. 101 , 713–719.
| Изменения внутриклеточной концентрации кальция в ооцитах крупного рогатого скота после проникновения сперматозоидов.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 7966030PubMed |

Саттон, М.Л., Гилкрист, Р.Б., и Томпсон, Дж.Г. (2003 ). Влияние среды in vivo и in vitro на метаболизм кумулюсно-ооцитарного комплекса и его влияние на способность ооцитов к развитию. Гул. Воспр. Обновление 9 , 35–48.
| Влияние среды in-vivo и in-vitro на метаболизм кумулюсно-ооцитарного комплекса и его влияние на способность ооцитов к развитию.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 12638780PubMed |

Саттон-МакДауэлл, М.Л., Гилкрист, Р.Б., и Томпсон, Дж.Г. (2004, ). Расширение кумулюса и утилизация глюкозы комплексами кумулюс-ооцит крупного рогатого скота во время созревания in vitro : влияние глюкозамина и фолликулостимулирующего гормона. Репродукция 128 , 313–319.
| Расширение кумулюса и утилизация глюкозы комплексами кумулюс-ооцит крупного рогатого скота во время созревания in vitro : влияние глюкозамина и фолликулостимулирующего гормона. Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 15333782PubMed |

Саттон-МакДауэлл, М.Л., Гилкрист, Р.Б., и Томпсон, Дж.Г. (2010 ). Ключевая роль метаболизма глюкозы в определении компетентности развития ооцитов. Репродукция 139 , 685–695.
| Ключевая роль метаболизма глюкозы в определении компетентности ооцитов в развитии.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 20089664PubMed |

Суонн, К. (1990 ). Цитозольный фактор сперматозоидов стимулирует повторяющееся увеличение содержания кальция и имитирует оплодотворение в яйцеклетках хомяков. Разработка 110 , 1295–1302.
| 2100264PubMed |

Суонн, К. , и Уитакер, М. (1986 ). Роль инозитолтрифосфата и кальция в распространении волны оплодотворения в икре морского ежа. J. Cell Biol. 103 , 2333–2342.
| Роль инозитолтрифосфата и кальция в распространении волны оплодотворения в яйцах морских ежей.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 3491080PubMed |

Такахаши, К., Инанами, О., и Кувабара, М. (1999 ). Влияние внутриклеточного хелатора кальция BAPTA-AM на радиационно-индуцированный апоптоз, регулируемый активацией SAPK/JNK и каспазы-3 в клетках MOLT-4. Междунар. Дж. Радиат. биол. 75 , 1099–1105.
| Влияние внутриклеточного хелатора кальция BAPTA-AM на радиационно-индуцированный апоптоз, регулируемый активацией SAPK/JNK и каспазы-3 в клетках MOLT-4.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 10528917PubMed |

Тевеназ, П., Руттиманн, У. Э., и Унсер, М. (1998, ). Пирамидальный подход к регистрации субпикселей на основе интенсивности. IEEE Trans. Процесс изображения. 7 , 27–41.
| Пирамидальный подход к регистрации субпикселей на основе интенсивности.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 18267377PubMed |

Томпсон, Дж. Г. Э., и Уэльс, Р. Г. (1987, ). Наблюдения за потерей клеточного покрова, окружающего суперовулированные ооциты овцы. Аним. Воспр. науч. 15 , 169–175.
| Наблюдения за потерей клеточного покрова, окружающего суперовулированные ооциты овцы.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google |

Тернер, К., и Хоробин, Р.В. (1997, ). Проницаемость блестящей оболочки мыши: модель корреляции структуры-окрашивания с использованием цветных зондов. J. Репрод. Плодородный. 111 , 259–265.
| Проницаемость блестящей оболочки мыши: модель корреляции структуры, окрашивания и цветных зондов.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 9462294PubMed |

Тушинский, Дж. А., Портет, С., Диксон, Дж. М., Люксфорд, К., и Кантьелло, Х. Ф. (2004, ). Распространение ионных волн вдоль актиновых филаментов. Биофиз. Дж. 86 , 1890–1903 гг.
| Распространение ионных волн вдоль актиновых филаментов. Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 15041636PubMed |

Ван Сум, А., Танге, С., Де Пау, И., Маес, Д., и де Круиф, А. (2002 ). Функция кучевых облаков до и во время оплодотворения млекопитающих. Репрод. Дом. Аним. 37 , 144–151.
| Функция кучевых облаков до и во время оплодотворения млекопитающих.Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 12071888PubMed |

Вергара, Г.Дж., Ирвин, М.Х., Моффатт, Р.Дж., и Пинкерт, К.А. (1997, ). In vitro 9Оплодотворение 0446 у мышей: различия штаммов в ответ на протоколы суперовуляции и эффект удаления клеток кумулюса. Териогенология 47 , 1245–1252.
| Оплодотворение in vitro у мышей: различия штаммов в ответ на протоколы суперовуляции и эффект удаления кумулюсных клеток. Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 16728073PubMed |

Уэбб, Р. Дж., Бейнс, Х., Крутвелл, К., и Кэрролл, Дж. (2002, ). Щелевое соединение в комплексах кумулюс-ооцит мыши: последствия для механизма мейотического созревания. Репродукция 123 , 41–52.
| Щелевое соединение в комплексах кумулюс-ооцит мыши: последствия для механизма мейотического созревания. Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 11869185PubMed |

Йесте, М., Джонс, К., Амдани, С.Н., Патель, С., и Кауард, К. (2016 ). Дефицит активации ооцитов: роль вклада ооцитов? Гул. Воспр. Обновление 22 , 23–47.
| Дефицит активации ооцитов: роль вклада ооцитов?Crossref | Академия GoogleАкадемия Google | 26346057PubMed |

Юн, С.Б., Чой, С.А., Сим, Б.В., Ким, Дж.С., Мун, С.Э., Чон, П.С., Ян, Х.Дж., Ли, Ю., Пак, Ю.Х., Сон, Б.С., Ким, Ю.Х., Чон, К.Дж., Ха , Дж. В., Ли, С.