Атмосфера в классе бывает – Атмосфера в классе

Содержание

Атмосфера в классе

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру)

Назначение теста

Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

Инструкция к тесту

“В полученном бланке приведены противоположные по смыс­лу пары слов, с помощью которых можно описать атмосфе­ру в вашем классе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поместите знак “х”, значит, тем более Вы считаете, что дан­ный признак выражен в вашем классе”.

Итак, для атмосферы в вашем классе характерны:

1. Дружелюбие __ __ __ __ __ Враждебность

2. Согласие __ __ __ __ __ Несогласие

3.Удовлетворенность __ __ __ __ __ Неудовлетворенность

4. Увлеченность __ __ __ __ __ Равнодушие

5. Продуктивность __ __ __ __ __ Непродуктивность

6. Теплота __ __ __ __ __ Холодность.

7. Сотрудничество __ __ __ __ __ Соперничество

8.Взаимная поддержка __ __ __ __ __ Недоброжелательность

9. Занимательность __ __ __ __ __ Скука

10. Успешность __ __ __ __ __ Неуспешность

5 4 3 2 1

Обработка и анализ результатов теста

Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 5 до 1 балла. Чем левее расположен знак *, тем выше балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 50 (наиболее положительная оценка) до 10 (наиболее отрицательная).

Все поставленные учениками баллы заносятся в таблицу. Вертикальный столбец – список класса с индивидуальными оценками, по горизонтальный столбец – список признаков атмосферы в классе.

На основании индивидуальных баллов создается средний балл, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Отмечаются при этом учащиеся с наиболее высоким и низким баллами. Также вычисляется средний балл по каждому признаку и отмечается максимальный и минимальный из них. Отмечается какой признак наиболее и наименее проявляется в данном классе, по мнению учащихся.

Список

класса

Признаки психологической атмосферы

Ср.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Антонов И.

4

5

2

3

2

3

3

3

2

2

2,9

2

Борисов В.

2

2

3

2

3

4

3

2

3

2

2,6

3

Дорошев А.

4

4

3

4

3

5

4

3

4

3

3,7

4

Ганина К.

5

5

5

3

4

4

3

5

4

4

4,2

Ср. балл по признакам

3,8

4,0

3,3

3,0

3,0

4,0

3,3

3,3

3,3

2,8

3,4

Интерпретация:

от 1,0 до 2,0 баллов – крайне неблагоприятная атмосфера,

от 2,1 до 3,0 баллов — неблагоприятная,

от 3,1 до 4,0 баллов – удовлетворительная,

от 4,1до 5,0 баллов –благоприятная атмосфера.

Источники

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.190-191

studfile.net

От чего/кого зависит атмосфера в классе? — запись пользователя Екатерина (summerkate) в сообществе Здравствуй, школа! в категории Поговорим

Сегодня я провела совершенно безобразное мероприятие.

Отвратительное. Все по той же "Истории старой квартиры".

Конечно, самое разумное искать ошибки в себе, думать почему не сложилось итп.

Но......

Пришел класс:

- без сменки (хотя просила), на улице грязь

- снял куртки, говорю и штаны снимайте, на что я получила ответ педагога:

- Не надо снимать, они потом одеваться долго будут

- Начали занятие. Дети "прощупывают почву", я "устаналиваю рамки". Педагог настойчиво во все слезает, на реплике:

- ВИДИТЕ ОНИ КАКИЕ!!!

Я попросила посидеть ее в уголочке и если мне понадобиться ее помощь, я ее попрошу.

Она и села, в телефон. Периодами дергая детей.

А дети, дети , как дети.

Полное отражение:

- дерганные

- с мест кричащие

- Скучающие

Ощущение, что на пытку их загнали и они мечтали, когда все закончится.

Естественно и мне так не интересно, я вижу, что они вырывают вещи, что вести себя не умеют.

Кто уже были и видел: дневники не дала, фото 42 года не показала.

Жалко стало, не было ощущения того, что они ценят и понимают важность предмета.

Положенные 40 минут и до свидания.

А на той неделе был класс.

Мы почти полтора часа занимались.

Дети просили родителей не перебивать, было весело, была отдача.

И педагог там такая же - на одной волне с детьми.

///

Как выбирать педагога я все еще не знаю.

Сыну выбирала интуитивно, угадала.

Но если вы чувствуете, что класс не дружный, что не дисциплины, что вам не нравится (вы можете даже не сформулировать что именно), менять надо не школу, не детей, А ПЕДАГОГА!!!!

Это тот человек, который формирует в началке все!

А дети, они и в Африке дети)

Всегда хорошие, я плохих не встречала)

п.с. и да, это были классы из одной параллели, одной школы

www.babyblog.ru

Как создать позитивную эмоциональную атмосферу в классе

Дети с удовольствием приходят в школу и лучше учатся, если чувствуют уважительное отношение к себе со стороны сверстников и учителей, это подтверждают многочисленные исследования. Позитивная атмосфера (или безопасная эмоциональная среда) позволяет ученикам ощущать себя принятыми, вовлеченными в учебный процесс, раскрываться и проявлять свои способности и таланты. На что обратить внимание учителю, работая в классе с детьми с разными уровнями способностей, и как создать такую эмоциональную среду, рассказываем в нашей статье.

Поверьте в слабых учеников

Достижения учеников напрямую зависят от того, что ожидает от них учитель. Когда мы верим в способности детей, то ведем себя с ними особенным образом: чаще обращаемся к таким ученикам во время урока, дольше ждем их ответов и даем больше попыток справиться с заданием. Эксперимент, подтвердивший это, провели психологи Роберт Розенталь и Ленор Якобсон в 1968 году.  20% школьников в начале учебного года были представлены учителям, как дети с исключительным потенциалом, от которых можно ожидать высоких результатов в обучении и на итоговых экзаменах. При этом тестов их интеллектуальных способностей никто до начала эксперимента не проводил. Когда через 8 месяцев школьники прошли тестирование, у детей, которые в начале года получили характеристику «обладает высоким потенциалом в обучении», результаты оказались значительно выше, чем у остальных.

Дети быстро распознают разницу в обращении педагогов к сильным и слабым ученикам и начинают вести себя в соответствии с ожиданиями, которые на них возлагают. Поэтому учителю особенно важно изменить собственное отношение к тем, чьи достижения в учебе не высоки.

Проанализируйте свою манеру общения с такими учениками. Детям, по поводу которых сложились низкие ожидания, учителя, как правило, не смотрят в глаза, меньше им улыбаются, задают вопросы полегче. К ним реже обращаются на уроках, а их ответы слушают не так внимательно, как ответы отличников. Когда невербально и неосознанно учитель записывает ребенка в троечники, тот всегда это очень хорошо чувствует. 

Однако стоит помнить, что изменение отношения учителя к слабым ученикам вызывает стресс у таких детей. В первое время после перемен в общении ученики, привыкшие к тому, что на уроках им задают только простые вопросы, могут чувствовать себя некомфортно. Им придется пройти этот этап, чтобы поверить в свои силы и перестать бояться ошибок.

Установите справедливые правила поведения в классе

Дети должны видеть, что учителя волнуют не только их знания по школьному предмету, но и они сами, их интересы и внутренний мир. Правила общения между вами и учениками должны быть им понятны. 

Проведите собрание, на котором ученики могут высказаться, рассказать, каким, по их мнению, должно быть поведение в школе, чего они ожидают от вас как от учителя. Важно помнить, что каждый ученик, вне зависимости от его успеваемости, имеет право быть услышанным, должен иметь возможность объяснить свою позицию учителю и одноклассникам. 

Предложите детям по итогам такого собрания составить соглашение, которое будет подписано каждым учеником класса в торжественной обстановке. Лучше сформулировать тезисы правил в форме утверждений: «Чтобы сказать, я поднимаю руку», а не отрицаний: «На уроках нельзя кричать». Превратите создание свода правил в игру, предоставляя ученикам возможность проявить себя творчески: нарисовать иллюстрации или написать необычные слоганы пунктам правил.

Отметим, что чем больше правил будет в соглашении, тем выше вероятность того, что они будут нарушаться. Трех-пяти пунктов будет вполне достаточно.

Старайтесь стать другом своим ученикам

По возможности находите время и силы, чтобы познакомиться с учениками поближе, выслушать каждого и дать возможность узнать получше вас. Вовлекайте детей в разговоры на темы, которые их интересуют. Вы можете не знать слова популярной песни, итоги футбольного матча или дату выхода компьютерной игры − почему бы ни дать возможность детям почувствовать себя значимыми и взрослыми, попросив их рассказать то, что вам неизвестно. Эмпатическое слушание покажет им ваше расположение. 

Старайтесь воодушевить общением всех учеников. Пусть это будет всего пара фраз, зато в вашем классе никто не почувствует себя «невидимым» или «неинтересным».

Поддерживайте учеников верой в их силы не только во время уроков

Старайтесь посещать спортивные соревнования и творческие конкурсы, в которых участвуют ваши ученики. Еще большим шагом к сближению между вами и детьми, шагом к укреплению комфортной эмоциональной атмосферы в коллективе станет создание с вашей помощью команды поддержки одноклассников-спортсменов. Договоритесь с учениками о совместном посещении футбольного матча с плакатами и кричалками, если кто-то из детей принимает участие в соревнованиях. Особенно важна такая поддержка тем, кто, хорошо проявляя себя в спорте, не показывает блестящих результатов в учебе.

Cоздайте аккаунт класса в соцсетях

Отличным поводом для укрепления сплоченности детского коллектива станет создание аккаунта класса в соцсетях, например, в «Инстаграме», куда вы и ваши ученики будут выкладывать фото и видео со школьных мероприятий, экскурсий, совместных походов в кино. Соцсети − привычная среда для нынешних детей, и ваша инициатива еще раз продемонстрирует, что вы разделяете их интересы и настроены на общение. 

Однако нелишним будет напомнить ученикам, что общение в социальных сетях и посещение странички класса должно происходить во внеурочное время.

Постройте доверительные отношения с родителями учеников

Отношения в семье − это тот фактор, который напрямую влияет на поведение и обучение. Используйте родительские собрания как возможность получить дополнительную информацию о своих учениках: задавайте вопросы и слушайте.

Родителям важно знать, что вы не меньше, чем они сами, заинтересованы в успехах их детей. Взрослые могут подсказать ключ к раскрытию потенциала ребенка. Да и зачастую простое знание того, что вы регулярно общаетесь с родителями или опекунами, становится достаточным поводом для хорошего поведения ученика.

Ключ к экономии времени, сил и спокойствия при общении с родителями — делать это как можно раньше, не дожидаясь возникновения конфликтов или серьезных пробелов в знаниях. Как только поведение ученика начинает меняться, свяжитесь с его семьей. Возможно, родители смогут объяснить причины перемен и подскажут, как можно поддержать ребенка.

И последнее. Cтарайтесь в каждой учебной и неучебной ситуации показывать вашим ученикам, что в школе может быть интересно, уютно и комфортно. Ведь именно от этого не в последнюю очередь будут зависеть успехи детей в учебе.

activityedu.ru

Консультация на тему: Как улучшить психологический климат в классе

Как улучшить психологический климат в классе

      Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения  эффективности учебно – воспитательной  работы в классе. Психологический климат зависит не только от классного руководителя, учителя, на него влияют организация учебной деятельности, качество учебников, питание и здоровье учащихся, их обучаемость и способности. Существуют не менее важные стороны жизнедеятельности класса, его психологического климата, которые почти целиком определяются руководителем.

  1. Организация общих коллективных дел, совместных переживаний: коллективные поздравления с днем рождения; выражение искреннего сочувствия в дни неудачи, болезни; совместные поездки – экскурсии, походы; совместное посещение театров, музеев; совместное проведение праздничных дней.
  2. Умение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимся:
  • Верный сигнал Вашей доброжелательности – добрая улыбка, приветливость. К доверию располагает, если Вы не подчеркиваете разницы в социальном статусе, возрасте между собой и учеником, высказываете свои соображения доброжелательно, в форме совета, умеете внимательно и заинтересованно слушать учащихся.
  • Учитывайте индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к Вам.
  •  Умейте выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникших в результате каких – либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
  •  Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что Вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.
  • Старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же детей, противопоставление  их успехов недостаткам  других   способствует плохому отнощению к ним всего класса.
  • Критика по форме и по содержанию должна исходить из уважительного отношения. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что Вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический  климат в коллективе.

    Климат называют благоприятным, если в группе царят атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности; если члены группы готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело; если в группе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается, как к члену группы, за ним признается право принятия значимых для группы решений.

    Каждый ребенок в группе с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует  себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Преобладающее настороение можно определить музыкальным термином «мажор».

    В группе с благоприятным климатом отношения таковы, что, совершив ошибку, личность не перестает чувствовать себя принятой, значимой для других. Ученики не боятся проявить себя, не боятся задать вопрос учителю, не боятся быть осмеянными в случае ошибки, в такой группе сформировано ценностное отношение к делу, истине, человеку.

     

nsportal.ru

Игра на формирование дружелюбной атмосферы в классе

Игра на формирование дружелюбной атмосферы в классе.

Цель: создание комфортной психологической обстановки в классе, формирование дружелюбного, терпеливого и уважительного отношения к личности каждого участника, развитие умения видеть уникальность каждого человека.

Возраст: от 7 лет.

Время: от 40 минут.

Материалы: набор пластилина для каждого участника, цветные карандаши, несколько наборов карточек с цветами (5–6 наборов в зависимости от количества участников) (см. приложение 1 на диске), мешочек, два листа ватмана, сложенные пополам, каждая половина раскрашена в зеленый и голубой цвет (зеленый фон — поле, голубой — небо, на голубом фоне можно нарисовать солнце), чистые листы ватмана (исходя из количества участников), клей, рисунки «Лесная поляна» (см. приложение 2 на диске).

Этап №1

Цель: мотивация на работу, формирование общей терминологии по указанной проблематике, диагностика проблемы психологических границ у детей и понимание структуры группы, понимание особенностей внутригрупповых отношений.

Материалы: два листа ватмана, сложенные пополам (часть, закрашенная зеленым, — «поле», часть, закрашенная голубым, с нарисованным солнцем — «небо»), наборы пластилина для каждого участника.

Инструкция. Друзья мои! Послушайте, пожалуйста, небольшую сказку.

На одном поле росли цветы небывалой красоты. Каждый из них был счастливым, добрым, радостным цветком. Любому человеку нравилось отдыхать на этом поле, там было уютно, красиво, тепло, спокойно. Все старались ходить по полю аккуратно, чтобы не топтать и не мять цветы. Другое же поле люди стремились обходить стороной, обращались с ним неаккуратно, ломая и срывая всё, что там росло.

Сейчас я предлагаю вам взять пластилин и слепить подходящие на ваш взгляд растения для каждого поля. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, что может расти на «приятном» поле, а что — на «неприятном»? Теперь возьмите пластилин и слепите эти растения.

Ведущий в это время готовит «поля»: сложенный пополам ватман, одна из частей которого является «полем», а другая — «небом» с нарисованным солнцем. По истечении отведенного времени ведущий предлагает детям разместить растения на одном и другом поле сообразно с их представлениями.

Посмотрите, какие интересные получились поля. Есть ли разница между ними, между приятным и неприятным местом? В чем она? На каком поле вам хотелось бы оказаться и почему? Почему на одном поле приятно находиться, а на другом — нет?

Ведущий подводит некоторый итог: приятно быть там, где все настроены дружелюбно и уважают друг друга. На этом этапе важно, чтобы дети поняли разницу между «приятным» и «неприятным» местом, это настраивает на рабочий лад, способствует осознанию существующих отношений внутри группы, формирует общую терминологию в понимании проблемы психологического пространства.

Теперь давайте попробуем подобрать прилагатель- ные, которые бы описывали полученные «поля». Какие слова можно подобрать для «приятного» и «неприятного» поля?

Если дети «читающие», то можно записать предложенные определения на доске или же попытаться зарисовать (пиктограммами) предложенные варианты, это позволяет создать более «ощущаемый» образ обсуждаемой проблемы.

Таким образом, мы узнали наше отношение к «приятному» и «неприятному» полю. Различается ли оно? «Приятное» поле мы описывали как красивое, доброе, уютное. «Неприятное» же мы определяем как жесткое, колючее, злое. Сейчас я попрошу вас встать и подойти к тому «полю», на котором вам хотелось бы оказаться. Объясните, почему именно это «поле» вы выбрали?

Данный этап позволяет поставить перед детьми проблему: какая атмосфера у нас в классе и как сделать ее более комфортной для каждого участника?

Давайте, ребята, задумаемся, на какое «поле» похож наш класс: на «приятное» или «неприятное»? Почему? Как сделать так, чтобы наш класс был похож на «приятное» поле?

Ведущий выслушивает ответы детей и предлагает следующую процедуру.

Как вы считаете, зачем нужна приятная, добрая обстановка в группе, классе? Важно ли это для вас? Вы правы, мы много времени проводим друг с другом, вместе учимся, играем. Поэтому хочется, чтобы вокруг были друзья, которые бы понимали нас, любили, уважали, давали возможность выражать свое мнение, слушали бы нас.

Очень тяжело находиться в классе, где все друг друга перебивают, не слушают, обижают, толкают, насмехаются друг над другом. Поэтому только вам выбирать, в каком классе вы хотите учиться: в «приятном» или в «неприятном». Если вы выберете «приятный» класс, то мы продолжим работать и поймем, как добиться этой цели. Итак, каков ваш выбор? Ведущий выслушивает детей, подводит итог этой части игры. Если дети выбирают «неприятный» класс, то можно предложить такую процедуру. Доброволец выходит к доске и читает стихотворение или рассказывает историю из жизни. Остальным детям дается задание: не слушать выступающего, перебивать его, переговариваться с соседями. Таким образом создается ситуация дискомфорта (ведущий следит, чтобы сохранялась определенная безопасность и экологичность по отношению к выступающему, целесообразно предложить эту роль заведомо психологически благополучному ребенку).

Далее провести обсуждение: хотелось бы вам учиться в таком классе, дружить с детьми, которые не слушают вас, неуважительно относятся к вашему выступлению?

Этап № 2

Цель: определение уникальности каждого участника, понимание особенностей групповой структуры и места каждого участника в ней.

Материалы: наборы картинок (см. приложение 1 на диске), мешочек.

Инструкция. Спасибо, что вы выбрали «приятный» класс. Сейчас я хочу рассказать вам сказку. В одной стране есть такой обычай: когда рождается ребенок, ангел дарит ему какое-то растение. Это может быть алая роза или колючий кактус, маленькая фиалка или желтый одуванчик. Однажды на свет появились прекрасные девочки-близняшки, похожие как две капли воды. Ангелы подарили им цветы. Но почему-то разные. Девочки очень удивились, но со временем поняли, почему ангелы поступили именно так. А вы догадались?

Ведущий выслушивает детей и подводит краткий итог: даже если люди внешне очень похожи, то внутренний мир у них все равно очень разный. А чтобы разные люди хорошо общались друг с другом, нужно уметь создавать доброжелательную обстановку.

Давайте потренируемся создавать доброжелательную атмосферу.

Ведущий берет заранее подготовленный мешочек с карточками растений и предлагает каждому участнику вытащить себе картинку. Картинки могут быть либо с разными цветами, либо с одинаковыми, но по-разному выглядящими (например, большая роза на длинном стебле или маленькая на кусте и пр.). Если основной целью игры является показать уникальность — то лучше, чтобы все растения были разными. Если же необходимо продемонстрировать детям и общность, и уникальность каждого человека, то допустимо использование практически одинаковых картинок (различающихся одной-двумя деталями).

Итак, друзья, каждый из вас получил подарок ангела. Давайте подумаем, почему вам достался именно такой цветок?

Ведущий также может вытащить картинку, чтобы показать детям пример для обсуждения: «Мне достался… потому что я тоже…» Дети проводят аналогии, ведущий выслушивает, подводит итог. Далее ведущий готовит «поле класса» (лист ватмана), цветные карандаши на каждого ребенка, клей.

Сейчас я предлагаю вам раскрасить подаренные картинки и наклеить их на «поле класса». Подумайте, где бы вам хотелось увидеть свой цветок. Найдите для него удобное, уютное, подходящее место. (Дети выполняют задание.)

Посмотрите, каждый нашел для своего цветка определенное место: кто-то поместил его с краю, кто-то расположил в центре, чей-то цветок стоит особняком, а некоторые как будто собрались в компанию. Скажите, нравится ли вам «поле нашего класса»? Что вам хотелось бы на нем изменить? Ведущий выслушивает детей, подводит итоги: озвучивает наиболее часто встречающиеся эмоциональные отклики, задает новую проблему (как сделать так, чтобы всем было комфортно на этом поле).

Сейчас я предлагаю вам сделать следующую процедуру: мы встанем так, как разместили себя на «поле» нашего класса. Все помнят свои цветы? Тогда давайте взглянем на схему и встанем так, как на ней показано. (Дети выполняют предложенное задание.) Как вы себя чувствуете? На своем ли вы месте? Что хочется сделать, стоя на этом месте? Сделайте это. Можно ли назвать наше поле очень хорошим и дружелюбным?

Ведущий выслушивает детей, подводит итог: каждый из нас — уникальный, неповторимый человек и каждому нужно определенное место в классе. Ребята, мы проделали огромную работу. Определили, что нам хочется находиться на «приятном поле», в дружелюбной, теплой и спокойной обстановке. Узнали, что наш класс иногда похож на «колючее, неприятное» поле, с которого хочется уйти, чтобы не оцарапаться о колючие растения. Поняли, что каждый из нас по определенным признакам похож на какое-то растение. Увидели, как выглядит «поле» нашего класса, и обсудили, всем ли на нем хорошо и приятно.

Как мы выяснили, в нашем классе учатся разные дети, с разными характерами, интересами и желаниями. Между вами иногда возникает непонимание, кто-то может злиться на другого и т.д. Поэтому мы отправимся в дальнейший путь, а именно узнаем, как сделать так, чтобы наш класс стал «приятным» полем.

Этап № 3

Цель: определение условий для формирования комфортной внутригрупповой ситуации на основе индивидуальных особенностей участников, создание идеального образа группы.

Материалы: наборы растений (см. приложение 1 на диске), чистые листы ватмана по количеству команд, клей.

Инструкция. Теперь давайте немного помечтаем… Вернемся в нашу страну, в которой ангелы дарят новорожденным подарки.

Был дождливый и пасмурный день. Близняшки сидели дома и скучали. Вдруг одна из девочек взглянула на свой цветок и заулыбалась: он стоял на окошке и, казалось, играл с каплями, которые стекали по стеклу, в догонялки. Он тянул свои листочки к капелькам, а они убегали от него. Девочка засмотрелась на свой цветок. А он и правда был весьма хорош собой: сочные зеленые листья, толстенький уверенный стебель легко держал готовый раскрыться бутон.

«Посмотри, какой здоровяк!» — сказала она сестре. Второй девочке тоже стало интересно, как поживает ее цветочек. Взглянув на него, она удивилась: цветок был длинным, тусклым, пыльным и каким-то болезненным. «Что с ним?» — испугалась она.

Ее сестричка взглянула на цветок и сразу же поняла, в чем дело. «Все можно исправить! — сказала она, — не переживай!».

Догадались ли вы, почему один цветок был красивым и здоровым, а другой — бледным и болезненным? Да, вы правы: каждый цветок, подаренный ангелом, хочет быть на своем месте, быть там, где ему хорошо, уютно и спокойно, где его окружали бы друзья, где ему хватало бы солнечного света, воды и воздуха.

Как вы считаете, можно ли сделать из слабого цветка сильный? Что нужно сделать, чтобы второй цветок стал прекрасным? Как мы выяснили, на «поле» нашего класса спокойно и хорошо не всем. Как же сделать так, чтобы у нас было «приятное» поле? Ведущий выслушивает детей, подводит итог: для того чтобы человеку было комфортно в группе, ему нужно свое место, уважение других и дружелюбные соседи.

Друзья, я предлагаю разделиться на команды и создать «идеальное поле», где всем было бы хорошо. Итак, какие растения есть в нашем классе? Ведущий готовит наборы из тех растений, которые заявлены в группе, и раздает их каждой команде, готовит ватман и клей.

Сейчас мы будем создавать идеальное, самое лучшее поле, где каждому досталось бы именно его место и было бы хорошо и спокойно. Подумайте, как можно расположить растения, чтобы всем им было комфортно. (Участники выполняют задание.) Спасибо, у каждой команды получились прекрасные поля, очень разные. Пожалуйста, расскажите, почему вы разместили свои растения именно таким образом?

Ведущий выслушивает детей, подводит итог: каждое из растений выполняет определенную функцию, каждое для чего-то нужно. Например, крапива может защищать, и ее можно разместить с краю, чтобы она своим видом отпугивала незваных гостей. А маленькой фиалке можно предложить место в центре поля, чтобы она радовала всех. Каждое растение делает то, что у него получается лучше всего.

Спасибо вам за ответы! Вы прекрасно справились с этим заданием. Сейчас я предлагаю вам узнать, какое поле самое лучшее. Сделаем мы это таким образом: каждая группа повесит на доске свой план поля. Мы же встанем так, как показано на этой схеме, и постараемся почувствовать, насколько нам близко то или иное поле. Все помнят, какие цветы вам подарили ангелы? Тогда в путь!

Ведущий вместе с детьми проводит предложенную процедуру несколько раз. После каждой расстановки необходимо поинтересоваться, насколько комфортно, спокойно, приятно было находиться на этом поле.

Спасибо вам за терпение и прекрасную работу! Давайте теперь обсудим: какое же поле вам показалось самым идеальным, самым приятным? Почему? Ведущий выслушивает детей, подводит итоги: самым лучшим полем оказалось для нас то, где мы чувствовали себя свободно, где нам хватало места, было достаточно обзора (мы видели, и нас видели), выделенное место совпадало с

5psy.ru

Создаём атмосферу сотрудничества в классе / Newtonew: новости сетевого образования

Как сделать урок не только результативным, но и живым, интересным? Существует немало способов «разбавить» теоретический материал. Сегодня мы рассмотрим такую обязательную составляющую урока, как сотрудничество с классом.

С появлением первых университетов лекционная форма преподавания учебного материала процветает. Всё, что нужно преподавателю — это выйти к аудитории и рассказать о том, в чем хорошо разбираешься. Но, грубо говоря, актуальность преподавателя-лектора оказалась под угрозой в тот момент, когда человек научился печатать книги. Мы уже не говорим о настоящем, когда потребность в новой информации удовлетворяется несколькими кликами на подключенном к Интернету компьютере.

В чём роль современного преподавателя? Просто дать информацию для «зубрёжки» или по-настоящему увлечь учащегося? Мы считаем, что ответ очевиден. Наша цель: мотивировать ученика учиться, привить любовь к предмету и позволить ему реализовать свой потенциал.

В 2013 году журнал Proceedings of the National Academy of Sciences опубликовал исследование, результаты которого оказались более чем ожидаемыми. Студенты, обучающиеся в формате лекций, на 55% чаще проваливают экзамен по сравнению с теми, кто принимает активное участие в ходе занятий. Таким образом, активное обучение не только больше нравится ученикам, но и приносит ощутимые результаты.

Распространённая жалоба преподавателя: «Ученики пассивны, отвечают несмело или предпочитают отмалчиваться. Как я могу внедрять нелекционный формат, если ученики сами не хотят участвовать в обсуждении?» Откроем небольшой секрет: единственная причина, по которой класс ведет себя пассивно — это преподаватель.

Рассмотрим классический урок в школе: проверка домашнего задания под руководством учителя, новая тема в формате лекции, работа с учебником, краткое обсуждение в классе, где ученик занимает неактивную позицию, и объяснение предстоящего домашнего задания. Иногда устраиваются «семинары», когда ученики готовят доклады и зачитывают их с листочка у доски. Узнаёте? Чем это выгодно отличается от видеоуроков в интернете или от работы с книгой-самоучителем?

Но выход есть. Ученика нужно научить говорить. И чем больше, тем лучше. Не секрет, что в изучении иностранных языков обучение говорению занимает особое место, ведь это позволяет не только преодолеть языковой барьер, но и быстрее освоить лексику и грамматику. Что мешает использовать тот же формат в других предметах? На любом уроке умение выразить свои мысли не менее важно, чем на занятиях французским. Любой экзамен — это проверка знания предмета и умения эти знания транслировать.

Анализируй и побеждай!

Первое, что нужно сделать — оценить собственный урок. Чаще всего это делать сложно и страшно. Сложно потому, что преподаватель видит урок только изнутри, стоя у доски. А страшно, потому что существует опасение увидеть что-то такое, что может не понравиться. Меняться, а иногда и «ломать» себя бывает очень неприятно.

С первой проблемой справиться очень легко: требуется только камера, ноутбук, мобильный телефон или любой другой гаджет с функцией видеозаписи. Видео позволяет проанализировать не только содержательную составляющую урока, но и невербальные способы коммуникации, которые вы используете: улыбку, жесты, движение по классу и многое другое. Улыбаетесь ли вы, когда хвалите ученика? Какую атмосферу создаёте в классе? Вы сможете посмотреть на себя с другой стороны.

Задайте себе вопрос: «А мне было бы интересно на таком уроке?»

Не забудьте делать пометки во время просмотра, отмечать не только минусы, но и плюсы. В конце концов, эти записи могут стать вашей личной программой самосовершенствования. Как раз тогда, когда у вас будет чёткий план, исчезнет страх.

Итак, что конкретно нужно сделать, чтобы научить класс говорить? Рассмотрим те способы сотрудничества, которые мы уже внедрили в работу и успешно реализуем на наших курсах по подготовке к ЕГЭ MAXIMUM.

Дайте ученикам время на ответ

Распространенная ошибка: не получив ответ сразу, задавать вопрос снова и снова, меняя слова местами или стараясь перефразировать его. Иногда стоит немного подождать. Особенно если ответ не очевиден. Задавая вопрос снова, вы переключаете внимание класса. Ученикам может показаться, что вы уже спрашиваете о чём-то совсем другом. Позволив им пораскинуть мозгами, вы как бы говорите: «У вас есть время, не нужно торопиться».

Не отвечайте на простые вопросы из класса

Вы когда-нибудь задумывались о том, что ответ на вопрос ученика может знать другой ученик? Позвольте учащимся обсудить несложную тему самостоятельно. Для этого достаточно повторить вопрос и добавить: «А как вы думаете?» или спросить кого-то лично. Таким образом вы покажете, что доверяете классу, что ученики могут положиться друг на друга в решении поставленных задач. Это поможет им в дальнейшем работать в группах по несколько человек или в парах.

Задавайте наводящие вопросы, но не торопитесь

Если ученик замкнулся в себе и просто молчит в ответ на поставленный вопрос, то можно помочь ему, но ни в коем случае не переключаться на того, кто знает ответ. Всегда проще попросить сильного ученика ответить и побежать дальше, но так мы теряем слабого, который может замкнуться сильнее и вообще отстраниться от урока. Намного лучше задать наводящий вопрос, терпеливо дождаться ответа и обязательно поощрить активность. Хотим обратить внимание, что этот способ работает именно со слабыми и застенчивыми учениками, но никак не с теми, кто просто не выучил теоретический материал дома.

Используйте работу в группах или в парах

Когда требуется пройти сложную тему или выполнить непростое задание, особенно впервые, можно дать одно задание сразу для нескольких учеников. Стоит убедиться, что они могут удобно расположиться в классе для обсуждения задачи. Также важно подумать о том, каким образом сформировать группы. Если в одной команде/паре будут только слабые или сильные ученики, то во время представления результатов работы будет очень сложно держать баланс. Стоит распределить учеников максимально равномерно. Это даст возможность активным ученикам выразить свою точку зрения и взять шефство над более слабыми. Отметим, что для работы в парах подходят задачи попроще (например, объяснить термин или понятие), а для работы в группах — более сложные или творческие (составить кроссворд, продумать эссе и т. д.).


Еще несколько советов:

  • Проследите, сколько времени на уроке занимают ваши монологи. Если непосредственно в процессе занятия сделать это сложно, можете использовать метод, описанный выше — записать урок на видео и посчитать постом. Дайте себе время подумать, где именно вы могли бы сконцентрировать внимание на активности учеников.
  • Попробуйте составить более детальный план урока. Подробный разбор каждого задания может включать продуманные заранее открытые вопросы в класс, провоцирующие учеников на обсуждение задачи или проблемы. Главное, чтобы на эти вопросы нельзя было ответить только «да/нет». Иногда интересно даже устроить дебаты на спорную тему, позволив учащимся отстаивать свою точку зрения с помощью найденных аргументов.
  • Не переживайте из-за дисциплины. Вы лидер класса, и только от вас зависит всё, что здесь происходит.

Конечно, подобные активности требуют более серьезной подготовки, чем лекционный формат, но усилия окупятся совсем скоро. Чаще всего даже самый тихий класс через несколько уроков раскрепощается и сам предлагает темы для обсуждения. Наша задача — не только научить, но и позволить учиться с удовольствием.

4 марта 2016, 12:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

MAXIMUM

Мы хотим, чтобы каждый ученик был готов к вызовам современной эпохи, и пользуемся для этого оружием эпохи — цифровыми технологиями. Рассказываем о подготовке к стандартизированным экзаменам, эффективных инструментах вовлечения и сложностях обучения сегодня.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Построение учебной атмосферы в классе и вне учебной деятельности, способствующей повышению эффективности обучения

Бывает, что на уроке нужно проделать большое число однообразных упражнений, что зачастую вызывает скуку у ребят, включаю их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

Просмотр содержимого документа
«Построение учебной атмосферы в классе и вне учебной деятельности, способствующей повышению эффективности обучения»

Построение учебной атмосферы в классе и вне учебной деятельности, способствующей повышению эффективности обучения

Бывает, что на уроке нужно проделать большое число однообразных упражнений, что зачастую вызывает скуку у ребят, включаю их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

«Покорение вершин»

Вместе с учениками решая примеры, перемещаем фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много примеров.

«эстафета»

На доске написаны примеры в 2 столбика, ученики разбиты на 2 команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на места, отдав мел второму члену своей команды и т.д. выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свое задание.

«Марафон»

Нужно на скорость выполнить множество однотипных базовых заданий, которые постепенно усложняются. Побеждает тот, кто выполнит правильно большее количество заданий.

На уроках геометрии ребята с интересом участвуют в игре «Да и нет»: загадываю число или геометрическую фигуру. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы отвечаю только словами «да — нет». Часто использую эту игру для создания интригующей ситуации перед изучением новой темы, организации отдыха на уроке. 

Иногда опрос осуществляю следующим образом:

Класс разбиваем на 2 группы по вариантам. Задаю вопрос. На него отвечают ребята первого варианта. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечаю я. Ученик второй группы, прослушав мой ответ сравнивают его с ответом товарища и отмечают + или – на листочке для первого вопроса. На следующий мой вопрос отвечают ученики второй группы. Ребята первой их прослушивают. И после моего ответа на вопрос, также делают отметки. + или –. Задав, например, 10 вопросов, я добиваюсь того, что каждый ученик в классе отвечает на 5 вопросов, прослушав ответы учителя на все вопросы, оценивает своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего и в роли контролирующего. В конце опроса, получив ответы товарища на 5 вопросов, по количеству + . Ребята выставляют друг другу оценки. 

multiurok.ru