Бихевиоризм картинки – Бихевиоризм: изображения, стоковые фотографии и векторная графика

Содержание

Презентация по психологии "Бихевиоризм"

Бихевиоризм  в психологии. Необихевиоризм Выпонили: Студентка 2 курса группы ФДИ-113  Шепыкина Алина

Бихевиоризм в психологии.

Необихевиоризм

Выпонили:

Студентка 2 курса

группы ФДИ-113 Шепыкина Алина

Бихевиоризм Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику

Бихевиоризм

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику

Основатель Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон(1878-1958)

Основатель

Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон(1878-1958)

История До начала XX века психология как наука изучала и оперировала только субъективными понятиями такими, как чувства, эмоции, которые не поддавались материальному анализу. В результате этого данные, которые были получены разными авторами, сильно отличались друг от друга и не могли быть связаны в единую концепцию. На этой почве зародился бихевиоризм, который однозначно отметал все субъективное и подвергал человека чисто математическому анализу. Основоположником этой теории стал американский психолог Джон Уотсон

История

До начала XX века психология как наука изучала и оперировала только субъективными понятиями такими, как чувства, эмоции, которые не поддавались материальному анализу. В результате этого данные, которые были получены разными авторами, сильно отличались друг от друга и не могли быть связаны в единую концепцию. На этой почве зародился бихевиоризм, который однозначно отметал все субъективное и подвергал человека чисто математическому анализу. Основоположником этой теории стал американский психолог Джон Уотсон

Формула Уотсона Уотсон предложил схему, которая объясняет поведение человека взаимодействием 2 материальных составляющих: стимула и реакции. Поскольку они были объективными, то их можно было легко измерить и описать Уотсон считал, что, изучив реакцию человека на различные стимулы, можно легко предсказать предполагаемое поведение, а также с помощью воздействий и изменений условий окружающей среды формировать в человеке определенные качества, навыки, склонности к профессии

Формула Уотсона

Уотсон предложил схему, которая объясняет поведение человека взаимодействием 2 материальных составляющих: стимула и реакции. Поскольку они были объективными, то их можно было легко измерить и описать

Уотсон считал, что, изучив реакцию человека на различные стимулы, можно легко предсказать предполагаемое поведение, а также с помощью воздействий и изменений условий окружающей среды формировать в человеке определенные качества, навыки, склонности к профессии

«Стимул-реакция» Связь между стимулом и реакция усиливается, если между ними есть подкрепление. Оно может быть положительным (похвала, материальное вознаграждение, получение результата), тогда человек запоминает стратегию достижения цели и в дальнейшем повторяет ее на практике. А может быть отрицательным (критика, боль, неудача, наказание), тогда такая стратегия поведения отвергается и ищется новая, более эффективная

«Стимул-реакция»

Связь между стимулом и реакция усиливается, если между ними есть подкрепление. Оно может быть положительным (похвала, материальное вознаграждение, получение результата), тогда человек запоминает стратегию достижения цели и в дальнейшем повторяет ее на практике. А может быть отрицательным (критика, боль, неудача, наказание), тогда такая стратегия поведения отвергается и ищется новая, более эффективная

Эдвард Трондайк Работы Уотсона получили свое развитие в трудах другого американского психолога и педагога – Эдварда Торндайка. Он рассматривал поведение человека как результат «проб, ошибок и случайного успеха». Торндайк под стимулом понимал не просто отдельное воздействие среда, а конкретную проблемную ситуацию, которую человек должен решить (1874-1949) Американский психолог и педагог

Эдвард Трондайк

Работы Уотсона получили свое развитие в трудах другого американского психолога и педагога – Эдварда Торндайка. Он рассматривал поведение человека как результат «проб, ошибок и случайного успеха». Торндайк под стимулом понимал не просто отдельное воздействие среда, а конкретную проблемную ситуацию, которую человек должен решить

(1874-1949) Американский психолог и педагог

Бихевиоризм  в России В России основные положения бихевиоризма нашли теоретическое обоснование в работах великого русского физиолога И.П. Павлова, который изучал формирование условных рефлексов у собак. В исследованиях ученого было доказано, что путем изменения стимула и подкрепления можно добиться определенного поведения животного

Бихевиоризм в России

В России основные положения бихевиоризма нашли теоретическое обоснование в работах великого русского физиолога И.П. Павлова, который изучал формирование условных рефлексов у собак. В исследованиях ученого было доказано, что путем изменения стимула и подкрепления можно добиться определенного поведения животного

1960-е годы Развитие бихевиоризма в 60-х годах 20 века связано с именем Скиннера. Американского исследователя можно отнести к течению радикального бихевиоризма. Скиннер отвергал мыслительные механизмы и полагал, что методика выработки условного рефлекса, заключающаяся в закреплении или ослабления поведения в связи с наличием или отсутствием поощрения или наказания, может объяснить все формы человеческого поведения. Этот подход применялся американским исследователем к объяснению самых разнообразных по сложности форм поведения, начиная с процесса обучения и заканчивая социальным поведением

1960-е годы

Развитие бихевиоризма в 60-х годах 20 века связано с именем Скиннера. Американского исследователя можно отнести к течению радикального бихевиоризма. Скиннер отвергал мыслительные механизмы и полагал, что методика выработки условного рефлекса, заключающаяся в закреплении или ослабления поведения в связи с наличием или отсутствием поощрения или наказания, может объяснить все формы человеческого поведения. Этот подход применялся американским исследователем к объяснению самых разнообразных по сложности форм поведения, начиная с процесса обучения и заканчивая социальным поведением

Бихевиоризм в СССР В СССР бихевиоризм, как и другие психологические направления, рассматривался как буржуазное извращение психологии. Особенно активно критиковал этот подход А. Н. Леонтьев. В основном его критика сводилась к обличению в биологизаторстве бихевиоризма и к тому, что бихевиоризм, по мнению Леонтьева, отрицал роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (таких, как цели, мотивы, смысл, предубеждения и прочее) в поведении и деятельности человека

Бихевиоризм в СССР

В СССР бихевиоризм, как и другие психологические направления, рассматривался как буржуазное извращение психологии. Особенно активно критиковал этот подход А. Н. Леонтьев. В основном его критика сводилась к обличению в биологизаторстве бихевиоризма и к тому, что бихевиоризм, по мнению Леонтьева, отрицал роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (таких, как цели, мотивы, смысл, предубеждения и прочее) в поведении и деятельности человека

Подходы: Представители бихевиоризма использовали в своих исследованиях 2 методологических подхода: наблюдение в естественной среде обитания;  наблюдение в условиях лаборатории.

Подходы:

Представители бихевиоризма использовали в своих исследованиях 2 методологических подхода:

  • наблюдение в естественной среде обитания;
  • наблюдение в условиях лаборатории.
Проведение экспериментов Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Бихевиоризм сместил акцент экспериментальной практики психологии с исследования поведения человека на исследование поведения животных. Опыты с животными позволяли лучше осуществлять исследовательский контроль за связями среды с поведенческой реакцией на нее. Чем проще психологический и эмоциональный склад наблюдаемого существа, тем больше гарантии, что исследуемые связи не будут искажаться сопутствующими психологическими и эмоциональными компонентами. Обеспечить такую степень чистоты в эксперименте с людьми невозможно.

Проведение экспериментов

Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Бихевиоризм сместил акцент экспериментальной практики психологии с исследования поведения человека на исследование поведения животных. Опыты с животными позволяли лучше осуществлять исследовательский контроль за связями среды с поведенческой реакцией на нее. Чем проще психологический и эмоциональный склад наблюдаемого существа, тем больше гарантии, что исследуемые связи не будут искажаться сопутствующими психологическими и эмоциональными компонентами. Обеспечить такую степень чистоты в эксперименте с людьми невозможно.

Методы Основоположник теории Уотсон в своих исследованиях прибегает к следующим методикам: наблюдение за подопытным:   -без применения приборов;  - активное наблюдение с применением приборов;  -тестирование;  -дословной записи;  -методы условных рефлексов

Методы

Основоположник теории Уотсон в своих исследованиях прибегает к следующим методикам:

  • наблюдение за подопытным:

-без применения приборов; - активное наблюдение с применением приборов; -тестирование; -дословной записи; -методы условных рефлексов

Метод тестирования Во время тестирования анализу подвергались не психические качества человека, а его поведение, то есть анализировался определенный выбор способа реагирования

Метод тестирования

Во время тестирования анализу подвергались не психические качества человека, а его поведение, то есть анализировался определенный выбор способа реагирования

Метод дословной записи Сущность метода дословной записи основывалась на интроспекции, или самонаблюдении. Когда в роли испытателя и испытуемого выступал один человек. При этом анализировались не чувства и эмоции, а мысли, которые имели речевое выражение

Метод дословной записи

Сущность метода дословной записи основывалась на интроспекции, или самонаблюдении. Когда в роли испытателя и испытуемого выступал один человек. При этом анализировались не чувства и эмоции, а мысли, которые имели речевое выражение

Метод условных рефлексов Метод условных рефлексов основывался на классических работах физиологов. При этом нужная реакция вырабатывалась у животного или человека путем положительного или отрицательного подкрепления стимула

Метод условных рефлексов

Метод условных рефлексов основывался на классических работах физиологов. При этом нужная реакция вырабатывалась у животного или человека путем положительного или отрицательного подкрепления стимула

Развитие Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология,  поведенческая психотерапия,  рационально-эмоционально-поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.    Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения)

Развитие

Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психотерапия, рационально-эмоционально-поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения)

Необихевиоризм Необихевиоризм — направление американской психологии, возникшее в 30-х годы XX века в ответ на неспособность классического бихевиоризма объяснить целостность поведения животных и людей. Продолжением классического бихевиоризма стал необихевиоризм, который добавил с схему «стимул-реакция» новый компонент – промежуточный фактор. Идея заключалась в том, что поведение человека формируется не напрямую под воздействием стимула, а более сложным путем – через цели, намерения, гипотезы. В 50-е годы XX века необихевиоризм стал уступать позиции когнитивному подходу в психологии

Необихевиоризм

Необихевиоризм — направление американской психологии, возникшее в 30-х годы XX века в ответ на неспособность классического бихевиоризма объяснить целостность поведения животных и людей.

Продолжением классического бихевиоризма стал необихевиоризм, который добавил с схему «стимул-реакция» новый компонент – промежуточный фактор. Идея заключалась в том, что поведение человека формируется не напрямую под воздействием стимула, а более сложным путем – через цели, намерения, гипотезы.

В 50-е годы XX века необихевиоризм стал уступать позиции когнитивному подходу в психологии

Основатель Толмен Эдвард Чейс — создатель «когнитивного» направления необихевиоризма. Его вариант психологии был противопоставлен элементаристскому подходу Дж. Уотсона и основывался на идее целостного, или „молярного“, подхода к анализу поведения. Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива, направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте

Основатель

Толмен Эдвард Чейс — создатель «когнитивного» направления необихевиоризма. Его вариант психологии был противопоставлен элементаристскому подходу Дж. Уотсона и основывался на идее целостного, или „молярного“, подхода к анализу поведения. Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива, направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте

Роль бихевиоризма в науке Несмотря на свою неоднозначность, бихевиоризм сыграл важную роль в становлении психологии как науки. Он расширил ее область, за счет включения телесных реакций.  Бихевиоризм положил начало разработке математических методов изучения человека и стал одним их истоков кибернетики. В современной психотерапии существует ряд методик, которые на его основе позволяют бороться с навязчивыми страхами (фобиями).

Роль бихевиоризма в науке

  • Несмотря на свою неоднозначность, бихевиоризм сыграл важную роль в становлении психологии как науки. Он расширил ее область, за счет включения телесных реакций.
  • Бихевиоризм положил начало разработке математических методов изучения человека и стал одним их истоков кибернетики.
  • В современной психотерапии существует ряд методик, которые на его основе позволяют бороться с навязчивыми страхами (фобиями).

videouroki.net

Доклад с презентацией к выступлению на семинаре по теме: "Бихевиоризм".

Слайд № 2 Определение бихевиоризма.

Определение этого термина можно встретить во многих словарях и энциклопедиях. Такими источниками могут быть:

  • Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

  • Философский энциклопедический словарь. 2010.

  • Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 19601970.

  • Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Орфографический словарь-справочник.

  • Большая психологическая энциклопедия.

  • Политология. Словарь.

  • Энциклопедия культурологи.

  • Словарь иностранных слов русского языка.

  • Словарь бизнес-терминов.

  • Современная энциклопедия.

  • Большой Энциклопедический словарь.

  • Экономический словарь.

  • Психологический словарь.

Слайд № 3 Анализ данных источников показывает, что термин БИХЕВИОРИЗМ – имеет английское происхождение (behavior) что означает – поведение. Обозначает ведущее направление в психологии, конца 19 – начала 20 века, возникшее на фоне усиленного роста промышленного производства в Европе и получившее особенно большое распространение в Америке. Развитие данного направления наилучшим образом отвечало потребностям развивающихся социально-экономических отношений в условиях возникновения новых индустриальных держав. В этом свете бихевиоризм можно рассматривать и как теорию психологических основ поведения, относящуюся, в частности, к поведению потребителей, покупателей при выборе и покупке товаров. Она отрицает сознание как предмет научного исследования и сводит психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

В общем смысле бихевиоризм - наука о поведении, приведённых рефлексах, реакциях, изучает не сознание, а активность и поведение человека. Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

Итак, БИХЕВИОРИЗМ – направление в американской психологии ХХ века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Слайд № 4 Авторы, работавшие над проблемой.

Появление и развитие бихевиоризма связано с именами таких учёных как:

Джон Уотсон (1878 - 1958)

Американский психолог, основатель бихевиоризма. Известен своей критикой

субъективного метода в психологии. Разработал основы классической

психологии поведения, не предполагавшей явлений сознания как научного

факта.

Эдвард Торндайк (1874 —1949)

Американский психолог и педагог. Президент Американской психологической ассоциации в 1912 году. Проводил исследования, изучая поведение животных целью которых было изучение двигательных реакций животных. Благодаря этим экспериментам Торндайк сделал вывод, что животные действуют методом «проб и ошибок и случайного успеха».

Иван Петрович Павлов (1849 - 1936)

Российский физиолог, разработавший учение об условных рефлексах и высшей нервной деятельности, оказавшее огромное влияние на становление

американского бихевиоризма. Также известен своими работами в области

темперамента.

Берхус Фредерик Скиннер (1904 - 1990)

Американский психолог, один из наиболее известных представителей

бихевиоризма. Автор теории программированного обучения.

Эдвард Толмен (1886 - 1959)

Американский психолог, один из представителей методологического

бихевиоризма.

Слайд № 5 Историческая справка по теме.

Прародительницей бихевиоризма можно считать древнюю традицию ассоциаций, основанную на предположении, что наша психика при получении информации связывает ее с предыдущей информацией, т.е. возникают ассоциации, по мере роста человека, он познает окружающий мир, и создаются ассоциации.

В 70-х годах 19 века в США, возникло новое течение в философии –прагматизм, это учение признавало истиной лишь то, что дает практически полезные результаты. Представители данного направления считали, что способность человека мыслить теоретически и анализировать действия дают возможность накапливать непосредственный опыт и помогают ориентироваться в окружающей среде.

В 1913 году американский психолог Джон Уотсон определил психологию как науку о поведении, отрицая категорию сознания, ссылаясь на методику И.П. Павлова об условных рефлексах.

Таким образом, цель бихевиоризма — превращение психологии в область знания, управляющую и предсказывающую поведение. Уотсон считал, что пользуясь различными раздражителями можно получить человека с необходимыми качествами и любым поведением, не принимая во внимание ни врожденные качества, ни убеждения, ни другие личностные качества.

Бихевиоризм это метод проб и ошибок, с помощью которого мы определяем удачную, подходящую нам реакцию и её запоминание. Такая реакция тренируется методом многократных повторений, становиться -автоматической и проявляется в критической ситуации, когда организму необходимо действовать мгновенно.

Бихевиористы утверждали, что наука должна изучать свой предмет с помощью объективного наблюдения и объективного эксперимента. Предметом психологии должно быть поведение человека, под которым бихевиористы понимали действия и поступки, доступные внешнему наблюдению. То, как человек ходит, сидит, как он совершает те или иные действия, как он говорит, какова мимика его лица. По учению бихевиористов, поведение человека в своей основе определяется не внутренними психическими процессами, а механическими воздействиями внешней среды по принципу «стимул — реакция».

«Реакцией» бихевиористы называли внешнюю и внутреннюю активность, и прежде всего движения; под стимулами — доступные внешнему наблюдению раздражения внешнего мира, вызывающие у человека те или иные реакции.

Так как между стимулами и реакциями существует закономерная связь, то, зная причины этой связи и изучив, какие стимулы вызывают те или иные реакции, можно, безошибочно добиваться от человека нужного поведения.

Слайд № 6  Бихевиоризм Уотсона

Возникновение бихевиоризма как самостоятельного направления принято связывать с именем Джона Б. Уотсона, который в 1913 г. опубликовал свою работу под названием «Психология глазами бихевиориста».

В ней Джон Уотсон вывел следующую формулу: S – R. В данной формуле S – это стимул, a R – это реакция. Стимул понуждает организм вести себя определенным образом и, соответственно, за этим следует какая-то определенная реакция.

Слайд № 7 Уотсон в своих исследованиях выделял 4 класса реакций:

  • видимые реакции (эксперецит) - игра в футбол, чтение книги

  • скрытые (импилицит) - мышление внутри нас, разговор с самим собой

  • видимые наследственные реакции (инстинктивные и эмоциональные) - чихание, зевание и т.д.

  • скрытые наследственные реакции - жизнедеятельность организма (физиология)

В классическом бихевиоризме считалось, что только стимул может предопределять характер реакции, которая наступит в будущем. Отсюда можно сделать вывод – надо проводить как можно больше тестов, экспериментов, регистрировать полученные данные, анализировать их. С помощью анализа можно было бы вывести и понять соответствующие закономерности. Большей частью они основались на наблюдении за животными: за собаками Павлова и белыми крысами зоопсихологов.

Бихевиористы полагали, что такая схема стимулов и реакции распространяется не только на человека, но и на весь остальной животный мир. С этими представлениями была связана и научная программа – научиться управлять поведением.

Бихевиоризм стал достаточно популярным. Формула Уотсона считалась универсальной, но дальнейшие исследования не подтвердили этого. Оказалось, что один стимул может повлечь за собой наступление множества реакций, что из схемы S – R невозможно понять, как появляются новые действия, – ведь изначально организм располагает лишь ограниченным набором врожденных безусловных реакций. Так, по схеме условных реакций никакие раздражители и их сочетания не могли бы привести, например, к тому, чтобы собака научилась ходить на задних лапах. Поэтому довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограниченность этой схемы для объяснения поведения. Экспериментальная практика не подтвердила универсальность предлагаемой схемы, и встал вопрос о том, что имеется нечто, определяющее реакцию помимо стимула – во взаимодействии с ним.

 Слайд № 8 Необихевиоризм Скиннера

Как и любое направление, бихевиоризм с течением времени подразделился на несколько видов. Одним из этих видов был необихевиоризм и самым видным научным деятелем данного течения был Б. Ф. Скиннер. Он также считал, что наука не имеет права заниматься тем, что не может объективно подтвердиться.

Скиннер считал, что подобные исследования, т. е. объективно не подтвердившиеся, являются ненаучными и проводить их не стоит, так как будут напрасно потрачены силы, время и средства. Скиннер делал упор на изучение механизмов поведения человека. Главная цель его исследований -научиться «программировать» поведение человека с целью максимального достижения результата заказчиком «программирования».

Он активно внедрял в жизнь практику «метод пряника»: и считал, что положительный стимул в большей мере способствует формированию нужного поведения. Его единомышленники провели несколько сотен экспериментов. В результате было установлено, что такой метод на самом деле является наиболее эффективным.

Скиннер не занимался выяснением целей воспитания, его больше интересовало, как поведет себя в той или иной ситуации конкретный индивид.

 Слайд № 9 Ошибки бихевиористов.

Большинство ученых США, изучающих агрессию и ее проявления, являются приверженцами бихевиоризма. Они хотя и отходят от взглядов Скиннера, но все-таки считают, что объектом изучения является не сам человек (как индивид), а процесс совершения самого действия. Эти ученые считают, что человек использует силу не просто так, а для того, чтобы добиться максимального преимущества, такого положения в обществе, которое он считает уважительным.

К основным ошибкам бихевиористов относят следующее:

1) они не понимают того, что нельзя изучать совершение какого-либо действия с отрывом от конкретной личности;

2) они не понимают того, что в одинаковых условиях с применением одинаковых «стимулов» может возникнуть множество вариантов «реакции».

Слайд № 10 Социобихевиоризм.

В 1960-х гг. сформировалось особое направление бихевиоризма социобихевиоризм. Новизной здесь было то, что человек может приобретать опыт не только на своих собственных ошибках, но также изучая и анализируя ошибки других людей, сопутствующие той или иной форме поведения. Этот механизм является важнейшим в процессе социализации, и на его основе формируются основы агрессивного и кооперативного поведения.

В своё время бихевиоризм серьёзно критиковали и отвергали за то, что он исключает сознание и мышление, исключает метод самонаблюдения и оценки, а принимает во внимание лишь поведение животного или человека, исследуя раздражение и ответную реакцию. Большинство психологов того времени придерживались точки зрения, что они должны исследовать душевные процессы в мире сознания. Отрицая роль сознания в поведении человека, бихевиоризм, как и предшествующие направления, не разрешил задачи построения действительно научной психологии.

Слайд № 11 Сегодня лишь немногие из американских психологов продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма. Но несмотря на то, что некоторые стороны этого направления выглядят упрощенными и неспособными объяснить поведение во всей его полноте, главная заслуга его – в том, что оно внесло в изучение человеческой деятельности научную строгость и показало, как ею можно управлять.

Бихевиористы подняли эксперимент на высокую ступень исследования.

В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения: (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое.)

В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

Слайд № 12 К важным заслугам бихевиоризма можно отнести следующее:

1) он внес в психологию сильный крен в естественнонаучную сторону;

2) был чрезвычайно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев и т.д.;

3) в его работах были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и др.

Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия.

Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас.

Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

Дополнительная литература:

  1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Издательство «Гардарики», 2004. – 475 с.

  2. Гуткина Н. И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991. – 74 с.

  3. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Издательство «Питер», 2003. – 752 с.

  4. Журевич Л.А. Социально-психологический тренинг для учащейся молодежи. – М., 2002. – 152 с.

  5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – М., 2004.

  6. Кашапов Р.Р. Практическая психология. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2003. – 448с.

  7. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. – М.: «ОМЕГА», 2005. – 365 с.

  8. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2003. – 448 с.

  9. Розенова М.И. Психология обучения и воспитания. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2004. – 176 с.

  10. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. – М., 2003. – 155 с.

  11. Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. – М.: Издательство «Академический проект», 2005 – 735 с.

  12. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – СПб.: Издательский Дом «Равновесие», Издательство «Питер», 2004.

infourok.ru

Презентация на тему: Бихевиоризм

Бихевиоризм

Бихевиориизм (от англ. behaviour — «поведение»; ещё один вариант произношения: «би-хэий-вио-р зм»ии с двумя ударениями) — направление в психологии, объясняющее поведение человека. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон. Бихевиористы утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека и животных.

Павлов, Иван Петрович (1849–1936) – русский физиолог. Он был старшим из одиннадцати детей сельского священника. В детстве он в течение нескольких лет не мог посещать школу из-за травмы головы, которую перенес в семь лет. Отец учил его дома, а в 1860 г. мальчик поступил в семинарию. Прочитав об исследованиях Дарвина, поступил в университет Санкт-Петербурга. Окончил в 1875 г. Петербургский университет, в 1879 г. – Медико-хирургическую академию. Заведовал физиологической лабораторией при клинике С.П.Боткина. В 1883 г. защитил докторскую диссертацию о центробежных нервах сердца. С 1884 г. – приват-доцент, с 1890 по 1925 г. – профессор Военно-медицинской академии, с 1891 г. – заведовал физиологическим отделением Института экспериментальной медицины, с 1896 г. – кафедрой физиологии Медико-хирургической академии. Директор Института физиологии АН СССР. Академик АН (1907). В 1904 г. за работы по пищеварению и кровообращению получил Нобелевскую премию.

Э.Торндайк (1874—1949)

американский психолог и педагог, специалист в области психологии образования, экспериментальной

психологии, методов оценки и измерения. Основные достижения:

1.Создание парадигмы обучения методом проб и ошибок.

2.Сформулировал законы научения.

3. . Его работы способствовали преодолению антропоморфического истолкования

поведения животных и внедрению объективных методов исследования

поведения.

Помещая в "проблемные" ящики" подопытных

животных (кошек, собак, низших обезьян), Т. фиксировал характер их двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление рефлекса. Пришел к выводу, что животное действует методом

"проб, ошибок и случайного успеха". Весь процесс

научения трактовался как простое установление связи между ситуациями и

движениями. Т. внес существенный вклад в разработку проблемы навыков, сформулировав ряд

законов научения ("закон

упражнения", "закон

«Проблемная клетка», сконструированная Торндайком, для того чтобы кошка обучалась открывать дверцу, нажимая на деревянную педаль.

Свои наблюдения Торндайк обобщил в нескольких законах:

•закон упражнения — согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе. Этот закон совпадал с принципом частоты повторений в ассоциативной психологии;

•закон готовности — упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов;

•закон ассоциативного сдвига — если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают

Уотсон, Джон Бродес (1878–1958) – американский психолог, основоположник бихевиоризма. Родился 9 января 1878 г. в Гринвилле (Южная Каролина). В детстве и ранней юности не отличался покладистым нравом и склонностью к наукам. Педагоги характеризовали его как нерадивого ученика. В 16 лет поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником. В 1900 г. получил магистерскую степень, затем поступил в Чикагский университет, который в 1903 г. окончил, получив докторскую степень. Работал в Чикаго до 1908 г. в качестве преподавателя и ассистента Энджела.

В 1929г. Академическая карьера Уотсона резко оборвалась. Раскрылась его интимная связь с своей коллегой Розолиной Рэйнор. Уотсону пришлось развестись со своей женой и после серьезного скандала его отказались брать на работу в университет Джона Хопкинса. Чтобы приобрести навык и смекалку, необходимые для занятия бизнесом, Уотсон одно время работал барменом в кафе и продавцом в магазине. Он продолжал писать статьи, но теперь уже для популярных журналов, таких как «Космополитен», «Харперс», «Макколлс», где он продвигал свои идеи, касающиеся развития детей.

Страницы биографии:

Учебные годы: «Я был ленивым, часто непослушным учеником и до сих пор не поднялся выше удовлетворительной оценки».

Дж. Уотсон

Основные позиции бихевиоризма Дж. Уотсона:

Предмет бихевиоризма — поведение человека - это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти.

Поведение -любая реакция человека, в том числе и выделение секрета железой, и сосудистую реакцию.

Цель психологического знания –

предсказание поведения и контроль за ним

studfile.net

Картинки на тему бихевиоризм - статьи, стихи и публикации

Результаты поиска по запросу Картинки на тему бихевиоризм: найдено 1000 страницы.

  • Бихевиоризм

    ... Как я покажу прежде, некоторые из них определяют свою предметную область, не касаясь при этом главных тем бихевиоризма. Вышеприведенная критика могла бы лучше всего относиться к особой дисциплине, которую можно было назвать экспериментальной наукой ... о поведении. Читателю должно быть понятно, что не каждый бихевиорист согласится со всем тем, что я собираюсь сказать. Уотсон тоже говорил о бихевиоризме, но он был бихевиористом своего времени. Сегодня никто из теоретиков не может монополизировать ...

    https://www.sunhome.ru/psychology/11104

  • Карта сокровищ

    ... картинок глупим и не серьёзным, но он менее действенный, по сравнению с другими способами. Возьмите лист бумаги, и разделите его на 9 квадратов, проще говоря - нарисуйте сетку Багуа. Пометьте все сектора в соответствии с их названиями - здоровье, любовь, деньги и т.п. В каждый квадрат запишите свое желание, соответствующее теме ... напрягаясь, не привязываясь очень сильно. Наметили цель, записали ее или наклеили картинку - идите ей навстречу, принимайте помощь от невидимых помощников, ваших Ангелов- ...

    https://www.sunhome.ru/magic/1483

  • Карты Тота

    ... камер пирамид, скальных гробниц знати. Своей повествовательной доступностью и даже "традиционализмом" описание египетских карт имеет сильное превосходство над отмеченной "Философией и герменевтикой Таро", которая ориентирована на лишь "продвинутого ... с этой "Книгой". Чем дальше продвигалась поисковая "экспедиция", тем нагляднее проявлялось удивительно близкое соответствие многих из памятников египетской культуры с иконографией карт Таро и, частично, с современным их толкованием и использованием. ...

    https://www.sunhome.ru/navigator/kartyi-tota.html

  • Карта мира Тольтеков. Тональ и Нагваль

    ... порядка, ни принципов, ни законов. Эта великая неопределенность, дающая начало всему, называется Нагвалем. Вместе с тем, что вся вселенная представляет собой великий Тональ, у каждой отдельной вещи существует свой порядок, свой тональ ... магические способности, чувства, сновидение, волю. Тональ содержит в себе карту мира, т.е. перечень всего известного, вещей, понятий и т.д., которые имеют свое словесное обозначение. С детства эта карта растет, обретая новые понятия и навыки, но со временем, когда ...

    https://www.sunhome.ru/magic/15900

  • Карта желаний. Хочу так и ни как больше...

    ... - карта желаний. ... карта желаний. Из чего сделать карту желаний Помимо жгучего желания, вам понадобятся: лист ватмана, старые журналы с красочными картинками ... карту ... -то килограммов». Карта желаний делится ... . Сюда клеим картинки кубков и медалей ... быть картинки морских ... картинки красивых ... карты желаний, отвечающая за богатство, деньги, достаток, предметы роскоши. Здесь приклеиваем картинку ... машины той марки, которую хотим, драгоценностей, или просто изображение денежных купюр. Важный момент: карту ...

    https://www.sunhome.ru/magic/18127

  • Карты Таро

    ... частных группах. В последние десятилетия во всем мире проявляется феноменальный интерес к предсказательным картам Таро. Для коллекционеров карты Таро представляют большой интерес, привлекая насыщенными красками и интересными художественными решениями. [preview ... нечто непреодолимо привлекательное. Как об этом рассказывает Кавендиш, один из выдающихся современных британских исследователей "карты ТАРО открывают ворота в мир, где кажущееся не соответствует действительности, где ничто не поддается ...

    https://www.sunhome.ru/magic/1243

  • Карта не территория

    ... При этом мы рискуем потерять массу информации, мало-мальски противоречащей нашим убеждениям. Информации, способной значительно расширить нашу карту. "Все хотят меня использовать!" Кто-то, может быть, и хочет, но ведь не все же. "Чайник обжигает ... подари мне, пожалуйста, одну грошовую монетку!" - "Подарю, - легко согласился Бог. - Только подожди минуточку". Карта, используемая человеком, может многое рассказать о нем самом. Два советских скрипача поехали на международный конкурс. На конкурсе один ...

    https://www.sunhome.ru/psychology/13823

  • Карта желаний

    ... Трамп.И мы на своем опыте и опыте многих знакомых людей можем сказать - работает!Главное в создании Карты Сокровищ - ясность целей и намерений.Современные психологи и древнее учение сходятся в том, что личность, настроенная ... лет, в то время, как другим для этого требуется срок до 10 лет, а то и больше. Когда Вы будете работать над Картой, помните три несложных правила: 1. Четко формулируйте желания, по возможности выразите его в нескольких конкретных словах. 2. Формулируйте желания только в ...

    https://www.sunhome.ru/magic/14619

  • Карта дня. Младшие Арканы. Мечи

    Карта дня. Младшие Арканы. Мечи. Туз М: Сегодня Вас ожидает Дар Небес — блестящая идея, которая поможет решить ситуацию, долго Вас мучившую. [preview] ... знает, что такое печаль, милосердная. Ее привлекает все новое, любит анализировать. Ее меч — ее разум. Возможно, это Ваш образ, или Вы встретитесь с такой дамой, тем лучше, ведь поговорить с умным, опытным человеком — всегда полезно. Дама М↓: Женский образ — ей нравится жить прошлым, упиваться своими страданиями. Циничная, ищет повод ...

    https://www.sunhome.ru/magic/15640

  • Карта дня Младшие Арканы. Кубки

    Карта дня. Младшие Арканы. Кубки. Туз К: Волшебный день. Возможность встретиться со своим счастьем. Взаимная, настоящая любовь. Это - ОН! [preview ... не видите выхода, не отчаивайтесь, просто постарайтесь побыстрее избавиться от негатива, взглянуть на мир с другой стороны, выделяя все хорошее. Чем быстрее Вы это сделаете, тем быстрее выйдете из состояния страдания. 5 К↓: Вы поймете, что не все потеряно, обретете новые надежды. Возвращение какого-то человека или родственника из далекого прошлого. 6 ...

    https://www.sunhome.ru/magic/15659

  • Если вам не удалось найти интересующую информацию по теме Картинки на тему бихевиоризм - посмотрите дополнительно нажав "Показать еще результаты" или сформулируйте ваш запрос более точно.

    www.sunhome.ru

    Бихевиоризм

    Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение)  — это систематический подход к изучению поведения людей и животных. Он предполагает, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами. Бихевиористы принимают важную роль наследственности в предопределении поведения, но прежде всего они фокусируются на средовых факторах.

    Бихевиоризм возник как направление в американской психологии, как наука о поведении в конце XIX – начале XX века. Отличительная черта данного направления – отрицание роли сознания как предмета научного исследования, а также социальных явлений как факторов, влияющих на поведение индивида. На первый план выдвигается изучение психики как совокупности стимулов (любых внешних раздражителей) и реакций, а также обусловленных ими поведенческих актов. Основная задача – установление связи между стимулами и реакциями в поведении людей и животных. [Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. М.: МОДЕК, 1995. 640 с.].

    Открытия в бихевиоризме

    Эдвард Торндайк открыл закон эффекта – процесс, включающий в себя усиление поведения посредством подкрепления.
    Различие между подкреплением и наградой. Награда и побуждение — это не то же самое, что подкрепление.

    Оперантное обусловливание предполагает контроль поведения его последствиями. Оперант — это любое поведение, которое воздействует на среду и генерирует последствия. Результат или последствие, в свою очередь, изменяет вероятность того, что оперант произойдёт вновь в подобной ситуации.

    Респондентное обусловливание является одним из способов адаптации организмов к требованиям среды. Пасущиеся животные, которые реагируют на звук шуршащей травы и бегут прочь, менее вероятно станут добычей, чем те животные, которые ждут появления хищника.

    Выдающиеся представители бихевиоризма:

    • Иван Петрович Павлов (1849 — 1936) — русский и советский учёный, нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». Известен тем, что разделил всю совокупность физиологических рефлексов на условные и безусловные.
    • Владимир Михайлович Бехтерев (1857 — 1927) — выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.
    • Эдвард Ли Торндайк (1874 — 1949) — американский психолог и педагог. Президент Американской психологической ассоциации в 1912 году.
    • Джон Бродес Уотсон (1878 — 1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма.
    • Кларк Леонард Халл (1884 — 1952) — американский психолог, представитель необихевиоризма, профессор Йельского университета. К. Халл разработал гипотетико-дедуктивный метод научного познания, а также является автором теории научения, считающейся одной из самых значительных теорий XX века.
    • Беррес Фредерик Скиннер (1904 — 1990) — американский психолог, изобретатель и писатель. Один из самых влиятельных психологов середины XX века. Внёс значительный вклад в развитие и популяризацию бихевиоризма.
    • Жак Фреско (1916 — 2017) — американский производственный инженер, изобретатель, промышленный дизайнер и футуролог. Директор и основатель организации «Проект Венера». Автор общественного строя на базе ресурсо-ориентированной экономической модели, основанной на широком применении технических и технологических решений.

    Все статьи на тему бихевиоризма в нашем журнале: 

    Критика бихевиоризма

    Американский психолог Стивен Пинкер отмечает, что в книге Скиннера «Поведение организмов» единственными организмами были крысы и голуби, а единственным поведением — нажатие рычагов и клевание клавиш. В статье «Ненормальное поведение организмов» ученики Скиннера Келлер и Мариан Бреланд сообщали о своих попытках использовать его приемы, чтобы научить животных засовывать покерные фишки в торговые автоматы. Однако куры клевали фишки, еноты мыли их, а свиньи пытались закопать. Как отмечает Пинкер, бихевиористы не придавали должного значения изучению работы мозга и генетике. Так, в 1974 году Скиннер писал, что изучение мозга — это еще один ошибочный путь в поисках причин поведения внутри организма, а не во внешнем мире. Такую позицию С. Пинкер считает ошибочной. [Стивен Пинкер. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня. Steven Pinker. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 608 p. — ISBN 978-5-91671-783-9]

    Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

    Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

    psychosearch.ru

    Бихевиоризм - это... Что такое Бихевиоризм?

    Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании.), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

    Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

    Во второй половине 20-го века бихевиоризм был замещен когнитивной психологией, которая с тех пор доминирует в психологической науке[1]. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.

    История

    Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк. Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ. «connection» — связь).

    То, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животного к среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями.

    Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Торндайк использовал идею Вена о «пробах и ошибках» как регулирующем начале поведения. Выбор этого начала имел глубокие методологические основания. Он ознаменовал переориентацию психологической мысли на новый способ детерминистского объяснения своих объектов. Хотя Дарвин специально не акцентировал роль «проб и ошибок», это понятие несомненно составляло одну из предпосылок его эволюционного учения. Поскольку возможные способы реагирования на непрестанно меняющиеся условия внешней среды не могут быть заранее предусмотрены в структуре и способах поведения организма, согласование этого поведения со средой реализуется только на вероятностной основе.

    Эволюционное учение потребовало введения вероятностного фактора, действующего с такой же непреложностью, как и механическая причинность. Вероятность нельзя было больше рассматривать как субъективное понятие (результат незнания причин, по утверждению Спинозы). Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Преимущество этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании) означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго фиксированными в нервной системе способами. Невозможно было объяснить этим понятием адаптивность реакций организма и его обучаемость.

    Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, то есть такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден её построить собственными усилиями. Итак, связь «ситуация — реакция» в отличие от рефлекса (в его единственно известной Торндайку механистической трактовке) характеризовалась следующими признаками: 1) исходный пункт — проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4) выучивается методом упражнения.

    Прогрессивность подхода Торндайка по сравнению с подходом Дьюи и других чикагцев очевидна, ибо сознательное стремление к цели принималось ими не за феномен, который нуждается в объяснении, а за причинное начало. Но Торндайк, устранив сознательное стремление к цели, удержал идею об активных действиях организма, смысл которых состоит в решении проблемы с целью адаптации к среде.

    Работы Торндайка не имели бы для психологии пионерского значения, если бы не открывали новых, собственно психологических закономерностей. Но не менее отчётливо выступает у него ограниченность бихевиористских схем в плане объяснения человеческого поведения. Регуляция человеческого поведения совершается по иному типу, чем это представляли Торндайк и все последующие сторонники так называемой объективной психологии, считавшие законы научения едиными для человека и остальных живых существ. Такой подход породил новую форму редукционизма. Присущие человеку закономерности поведения, имеющие общественно-исторические основания, сводились к биологическому уровню детерминации, и тем самым утрачивалась возможность исследовать эти закономерности в адекватных научных понятиях.

    Торндайк больше чем кто бы то ни было подготовил возникновение бихевиоризма. Вместе с тем, как отмечалось, он себя бихевиористом не считал; в своих объяснениях процессов научения он пользовался понятиями, которые возникший позднее бихевиоризм потребовал изгнать из психологии. Это были понятия, относящиеся, во-первых, к сфере психического в её традиционном понимании (в частности, понятия об испытываемых организмом состояниях удовлетворённости и дискомфорта при образовании связей между двигательными реакциями и внешними ситуациями), во-вторых, к нейрофизиологии (в частности, «закон готовности», который, согласно Торндайку, предполагает изменение способности проводить импульсы). Бихевиористская теория запретила исследователю поведения обращаться и к тому, что испытывает субъект, и к физиологическим факторам.

    Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Бродес Уотсон. Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.

    Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Они доказали, что область психической деятельности не исчерпывается явлениями сознания субъекта, познаваемыми путем внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией), ибо при подобной трактовке психики неизбежно расщепление организма на душу (сознание) и тело (организм как материальную систему). В результате сознание отъединялось от внешней реальности, замыкалось в кругу собственных явлений (переживаний), ставящих его вне реальной связи земных вещей и включённости в ход телесных процессов. Отвергнув подобную точку зрения, русские исследователи вышли на новаторский метод изучения взаимоотношений целостного организма со средой, опираясь на объективные методы, сам же организм трактуя в единстве его внешних (в том числе двигательных) и внутренних (в том числе субъективных) проявлений. Этот подход намечал перспективу для раскрытия факторов взаимодействия целостного организма со средой и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом «предсказание и управление».

    Это принципиально новое воззрение отвечало потребностям времени. Старая субъективная психология повсеместно обнажала свою несостоятельность. Это ярко продемонстрировали опыты над животными, которые были главным объектом исследований американских психологов. Рассуждения о том, что происходит в сознании животных при исполнении ими различных экспериментальных заданий, оказывались бесплодными. Уотсон пришел к убеждению, что наблюдения за состояниями сознания так же мало нужны психологу, как физику. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет точной и объективной наукой. В понимании Уотсона мышление это не более чем мысленная речь.

    Находясь под влиянием позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально только то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому, по его плану, всё поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул — реакция» (S-R). Из этого явствовало, что процессы, которые происходят между членами этой формулы — будь то физиологические (нервные), будь то психические, психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами.

    Зависимость различных психических функций от двигательной активности была в те годы прочно установлена экспериментальной психологией. Это касалось, например, зависимости зрительного восприятия от движений глазных мышц, эмоций — от телесных изменений, мышления — от речевого аппарата и так далее.

    Эти факты Уотсон использовал в качестве доказательства того, что объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов. Исходя из такой посылки, он объяснял развитие умственной активности. Утверждалось, что человек мыслит мышцами. Речь у ребёнка возникает из неупорядоченных звуков. Когда взрослые соединяют с каким-нибудь звуком определенный объект, этот объект становится значением слова. Постепенно у ребенка внешняя речь переходит в шёпот, а затем он начинает произносить слово про себя. Такая внутренняя речь (неслышная вокализация) есть не что иное, как мышление.

    Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять. Психическое развитие сводится к учению, то есть к любому приобретению знаний, умений, навыков — не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения, научение — более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Таким образом, исследования развития психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (S-R).

    Уотсон экспериментально доказывал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. В его опытах детям показывали кролика, которого они брали в руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического тока. Ребёнок испуганно бросал кролика и начинал плакать. Опыт повторялся, и на третий-четвёртый раз появление кролика даже в отдалении вызывало у большинства детей страх. После того как эта негативная эмоция закреплялась, Уотсон пытался ещё раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав у них интерес и любовь к кролику. В этом случае ребенку показывали кролика во время вкусной еды. В первый момент дети прекращали есть и начинали плакать. Но так как кролик не приближался к ним, оставаясь в конце комнаты, а вкусная еда (шоколадка или мороженое) была рядом, то ребенок успокаивался. После того как дети переставали реагировать плачем на появление кролика в конце комнаты, экспериментатор придвигал его все ближе и ближе к ребёнку, одновременно добавляя вкусных вещей ему на тарелку. Постепенно дети переставали обращать внимание на кролика и под конец спокойно реагировали, когда он располагался уже около их тарелки, и даже брали его на руки и старались накормить. Таким образом, доказывал Уотсон, эмоциональным поведением можно управлять.

    Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона широкую популярность. Концепцию Уотсона (как и весь бихевиоризм) стали называть «психологией без психики». Эта оценка базировалась на мнении, будто к психическим явлениям относятся только свидетельства самого субъекта о том, что он считает происходящим в его сознании при «внутреннем наблюдении». Однако область психики значительно шире и глубже непосредственно осознаваемого. Она включает также и действия человека, его поведенческие акты, его поступки. Заслуга Уотсона в том, что он расширил сферу психического, включив в него телесные действия животных и человека. Но он добился этого дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огромные богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому поведению.

    В бихевиоризме неадекватно отразилась потребность в расширении предмета психологических исследований, выдвинутая логикой развития научного знания. Бихевиоризм выступил как антипод субъективной (интроспективной) концепции, сводившей психическую жизнь к «фактам сознания» и полагавшей, что за пределами этих фактов лежит чуждый психологии мир. Критики бихевиоризма в дальнейшем обвиняли его сторонников в том, что в своих выступлениях против интроспективной психологии они сами находились под влиянием созданной ею версии о сознании. Приняв эту версию за незыблемую, они полагали, что её можно либо принять, либо отвергнуть, но не преобразовать. Вместо того, чтобы взглянуть на сознание по-новому, они предпочли вообще с ним разделаться.

    Эта критика справедлива, но недостаточна для понимания гносеологических корней бихевиоризма. Если даже вернуть сознанию его предметно-образное содержание, превратившееся в интроспекционизме в призрачные «субъективные явления», то и тогда нельзя объяснить ни структуру реального действия, ни его детерминацию. Как бы тесно ни были связаны между собой действие и образ, они не могут быть сведены одно к другому. Несводимость действия к его предметно-образным компонентам и была той реальной особенностью поведения, которая гипертрофированно предстала в бихевиористской схеме.

    Уотсон стал наиболее популярным лидером бихевиористского движения. Но один исследователь, сколь бы ярким он ни был, бессилен создать научное направление.

    Среди сподвижников Уотсона по крестовому походу против сознания выделялись крупные экспериментаторы Уильям Хантер (1886—1954) и Карл Спенсер Лешли (1890—1958). Первый изобрёл в 1914 году экспериментальную схему для изучения реакции, которую он назвал отсроченной. Обезьяне, например, давали возможность увидеть, в какой из двух ящиков положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму, которую через несколько секунд убирали. Она успешно решала эту задачу, доказав, что уже животные способны к отсроченной, а не только непосредственной реакции на стимул.

    Учеником Уотсона был Карл Лешли, работавший в Чикагском и Гарвардском университетах, а затем в лаборатории Иеркса по изучению приматов. Он, как и другие бихевиористы, считал, что сознание безостаточно сводится к телесной деятельности организма. Известные опыты Лешли по изучению мозговых механизмов поведения строились по следующей схеме: у животного вырабатывался какой-либо навык, а за тем удалялись различные части мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. В итоге Лешли пришёл к выводу, что мозг функционирует как целое и его различные участки эквипотенциальны, то есть равноценны, и потому с успехом могут заменять друг друга.

    Всех бихевиористов объединяла убежденность в бесплодности понятия о сознании, в необходимости покончить с «ментализмом». Но единство перед общим противником — интроспективной концепцией — утрачивалось при решении конкретных научных проблем.

    И в экспериментальной работе, и на уровне теории в психологии совершались изменения, приведшие к трансформации бихевиоризма. Система идей Уотсона в 30-х годах уже не была более единственным вариантом бихевиоризма.

    Распад первоначальной бихевиористской программы говорил о слабости её категориального «ядра». Категория действия, односторонне трактовавшаяся в этой программе, не могла успешно разрабатываться при редукции образа и мотива. Без них само действие утрачивало свою реальную плоть. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведённым до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к её новому варианту — необихевиоризму.

    1960-е годы

    Развитие бихевиоризма в 60-х годах 20 века связано с именем Скиннера. Американского исследователя можно отнести к течению радикального бихевиоризма. Скиннер отвергал мыслительные механизмы и полагал, что методика выработки условного рефлекса, заключающаяся в закреплении или ослабления поведения в связи с наличием или отсутствием поощрения или наказания, может объяснить все формы человеческого поведения. Этот подход применялся американским исследователем к объяснению самых разнообразных по сложности форм поведения, начиная с процесса обучения и заканчивая социальным поведением.

    Методы

    Бихевиористами применялось два основных методологических подхода для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

    Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Бихевиоризм сместил акцент экспериментальной практики психологии с исследования поведения человека на исследование поведения животных. Опыты с животными позволяли лучше осуществлять исследовательский контроль за связями среды с поведенческой реакцией на нее. Чем проще психологический и эмоциональный склад наблюдаемого существа, тем больше гарантии, что исследуемые связи не будут искажаться сопутствующими психологическими и эмоциональными компонентами. Обеспечить такую степень чистоты в эксперименте с людьми невозможно.

    Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам (смотрите, например, гуманистический подход). Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям с внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

    В СССР

    В СССР бихевиоризм, как и другие психологические направления, рассматривался как буржуазное извращение психологии. Особенно активно критиковал этот подход А. Н. Леонтьев. В основном его критика сводилась к обличению в биологизаторстве бихевиоризма, в «индивидуальной болтанке»[Что?], и к тому, что бихевиоризм, по мнению Леонтьева, отрицал роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (таких, как цели, мотивы, смысл, предубеждения и прочее) в поведении и деятельности человека.

    В то же время к бихевиоризму были близки возникшие в России в 1910—1920-е годы рефлексология (объективная психология) В. М. Бехтерева, физиологическая теория условных рефлексов в поведении животных и человека И. П. Павлова, педологическая концепция активности поведения и деятельности личности А. Ф. Лазурского и М. Я. Басова[2] и объективная психология П. П. Блонского.

    Развитие

    Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психотерапия, рационально-эмоционально-поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

    Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

    См. также

    Ссылки

    Примечания

    1. Kelby Mason, Chandra Sripada & Stephen Stich The Philosophy of Psychology.
    2. Басов М. Я. Общие основы педологии. — М.—Л.: ГИЗ, 1931. — 802 с.

    dik.academic.ru

    Бихевиоризм — Большая советская энциклопедия

    Бихевиори́зм

    (от англ. behaviour — поведение)

    ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе Б. лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Возник на рубеже 19— 20 вв. под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Т. к. в этих исследованиях не мог применяться метод самонаблюдения, господствовавший при изучении психики человека, то была построена методика эксперимента, основанного на серии контролируемых воздействий на животных и регистрации их реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на изучение психики человека. Общеметодологическими предпосылками Б. явились принципы философии Позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое, а любые попытки анализа внутренних, непосредственно не данных для наблюдения механизмов отклоняются как философские спекуляции. Отсюда основной тезис Б.: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей «стимул — реакция» (S — R). Родоначальником Б. является Э. Торндайк. Программа Б. и сам термин были впервые предложены Дж. Уотсоном (1913). На формирование научных основ Б. большое влияние оказали работы В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.

    Согласно Б., у человека при рождении имеется относительно небольшое число врождённых схем поведения (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших «репертуаров поведения» (Б. Скиннер). Удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению — «закон эффекта». Закрепление реакций подчиняется «закону упражнения», т. е. многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются. Для объяснения того, каким образом выбирается данная реакция в ответ на данное воздействие, Торндайк выдвинул принцип «проб и ошибок», согласно которому выработка всякой новой реакции начинается со слепых проб, продолжающихся до тех пор, пока одна из них не приведет к положительному эффекту.

    Наивысшего развития Б., в его классической форме, достиг в 20-х гг. Основные идеи, методики исследования и термины Б. были перенесены в антропологию, социологию, педагогику. В США эти науки, объединяемые изучением поведения, получили общее название «бихевиоральных наук»; это название сохраняется и до сих пор, хотя теперь в большинстве случаев оно уже не выражает непосредственного влияния идей Б. В послевоенное время традиции Б. были продолжены в ряде исследований по машинному переводу, а также в американских концепциях т. н. программированного обучения (Б. Скиннер).

    Осуществленный Б. поворот к объективному изучению психики, разработанные им новые методики эксперимента, широкое привлечение в психологию математических средств составили сильную сторону Б. Однако в советской и зарубежной психологии Б. был подвергнут серьёзной критике (она была начата гештальтпсихологией и продолжена в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже и др.) за устранение из психологии таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля и т.д., за игнорирование социальной природы психики, за огрубление и примитивизацию вследствие этого поведения человека, и, в конечном счёте, за утрату собственно предмета психологии. Справедливость этой критики была подтверждена и самим развитием Б.: его последователи ввели в схему S — R т. н. промежуточные переменные, т. е. вновь обратились к анализу психики и тем самым отказались от основного тезиса Б. в его классической форме (см. Необихевиоризм).

    Лит.: Уотсон Д ж. Б., Бихевиоризм, в кн.: Большая советская энциклопедия, т. 6, М., 1927; Экспериментальная психология, сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1—2, М., 1966, гл. 1; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12.

    Н. Г. Алексеев.

    Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. бихевиоризм — орф. бихевиоризм, -а Орфографический словарь Лопатина
    2. БИХЕВИОРИЗМ — БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour, bihevior — поведение) — ведущее направление американской психологии 1-й пол. 20 в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение... Большой энциклопедический словарь
    3. Бихевиоризм — (от англ. behavior — поведение) направление в психологии, преимущественно американской; рассматривает все феномены психической жизни человека и животных как совокупность актов поведения. Б. возник в начале... Педагогический терминологический словарь
    4. бихевиоризм — бихевиоризм м. Одно из направлений в американской психологии XX в., рассматривающее в качестве объекта поведение человека, под которым понимались физиологические реакции на стимулы; психология социального поведения. Толковый словарь Ефремовой
    5. Бихевиоризм — От англ. behaviour — поведение. теор. направление в психологии, возникшее в конце 19 – нач. 20 вв. и сделавшее осн. предметом изучение поведения организма в среде. Словарь по культурологии
    6. бихевиоризм — [англ. behavio(u)rism < behaviour поведение] – распространённая в современной буржуазной (особенно американской) психологии ложная теория (Уотсон и др.), игнорирующая явления сознания и всецело сводящая поведение человека к физиологическим актам Большой словарь иностранных слов
    7. бихевиоризм — Бихевиор/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
    8. бихевиоризм — Бихевиоризм, бихевиоризмы, бихевиоризма, бихевиоризмов, бихевиоризму, бихевиоризмам, бихевиоризм, бихевиоризмы, бихевиоризмом, бихевиоризмами, бихевиоризме, бихевиоризмах Грамматический словарь Зализняка
    9. БИХЕВИОРИЗМ — (от англ. behaviour — поведение) теория психологических основ поведения, относящаяся, в частности, к поведению потребителей, покупателей при выборе и покупке товаров. Экономический словарь терминов
    10. БИХЕВИОРИЗМ — БИХЕВИОРИЗМ (англ, behaviour, — поведение) — одно из ведущих направлений в психологии конца 19-начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой «поведенческой» парадигмы в социологии (наряду с работами Тарда, Лебона и др. Новейший философский словарь
    11. БИХЕВИОРИЗМ — БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour — поведение) — англ. behaviourism; нем. Behaviourismus. Исследовательское направление в современной психологии, соц. Социологический словарь
    12. БИХЕВИОРИЗМ — БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour, амер. behavior – поведение) – ведущее направление в американской психологии и социально-политической мысли 20 в., изучающее поведение в различных его аспектах. Новая философская энциклопедия
    13. БИХЕВИОРИЗМ — Направление в психологии, сформировавшееся в начале XX в. и являющееся теоретической основой поведенческой психотерапии. Основоположником Б. является Уотсон (Watson J. В.), который ввел этот термин и опубликовал первую программу... Психотерапевтическая энциклопедия
    14. Бихевиоризм — Направление в психологии, психолингвистике и языкознании, возникшее в 20-е гг. XX в. В его основе лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды... Словарь социолингвистических терминов
    15. Бихевиоризм — (англ. behaviour – поведение). Направление в американской психологии начала XX в. (Watson J., 1913, 1919), разрабатывающее ее как науку о поведении. Отрицается роль сознания как предмета научного исследования. Толковый словарь психиатрических терминов
    16. бихевиоризм — Направление в психологии, психолингвистике и языкознании, возникшее в 20-е гг. ХХ в. Поведение человека трактуется как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды. Словарь лингвистических терминов Жеребило
    17. БИХЕВИОРИЗМ — (от англ. behaviour — поведение) — крупное психологическое направление. «Манифестом» Б. считается статья его основателя, амер. психолога Дж. Уотсона, «Психология с т. зр. бихевиориста» (1913), но предпосылки возникновения Б. складывались задолго до нее. Большой психологический словарь
    18. Бихевиоризм — (англ. behaviourism, от behaviour поведение) направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность человека и животных только на основе поведенческих реакций на воздействия внешней среды;... Медицинская энциклопедия

    gufo.me