Боязнь школы фобия: Страх перед школой или школофобия: почему ребёнок боится идти в школу и как с этим бороться?
Страх перед школой или школофобия: почему ребёнок боится идти в школу и как с этим бороться?
Иногда родители начинают наблюдать такую картину – ребёнок все выходные бодр и весел, а в понедельник не может встать с кровати, ссылается на головные боли, насморк и другие болезненные симптомы. А бывает, что каждый четверг утром он падает в обморок и пропускает учёбу. Что это? Банальная лень и желание прогулять или серьёзная психологическая проблема? Давайте разбираться вместе.
Содержание:
- Школофобия – миф или реальность?
- Симуляция или фобия? Как понять, что ребёнок действительно боится школы
- Причины боязни школы
- Что делать родителям?
- Советы психолога
Школофобия – миф или реальность?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Наша психика старается защитить нас любым путём. Один из способов уйти от неприятностей – заболеть. Это явление называется психосоматика. Такие реакции могут быть как у взрослых, так и у детей. Школа является местом, где ребёнок получает не только знания, но и опыт общения. К сожалению, проблемы могут возникнуть как с освоением школьной программы, так и в отношениях с другими людьми. Нам всегда проще обвинить ребёнка, который лежит на диване и смотрит в потолок в праздности, чем постараться понять, что лежит в основе его поведения.
Маленькие дети любят учиться и познавать мир – это заложено в нашей природе. Поэтому снижение познавательной активности должно насторожить родителей.
Впервые о расстройстве психики, связанным с тревогой и страхом перед школой, заговорил британский психолог Сирил Бёрт в 1925 году. Он обратил внимание, что ученики, пережившие Первую мировую войну и прятавшиеся на территории школы, попадая в школу в мирное время продолжали испытывать приступы паники.
Говоря о школофобии, следует понимать, что речь не идёт о простых разовых прогулах. Школофобия – это серьёзные психосоматические нарушения, когда ребёнка, например, тошнит или лихорадит от одной мысли, что ему предстоит поход в школу.
По мнению американских и французских учёных, с крайним проявлением школьной фобии сталкивается 1-2% школьников. Она заключается в иррациональном страхе посещать школу. Ребёнок в момент приступа страдает по-настоящему. Вот лишь несколько симптомов, которые могут быть у школьника:
- Диарея.
- Тахикардия.
- Головные боли.
- Боли в животе.
- Тошнота или рвота.
- Потеря сознания и др.
Школьная фобия – это не расстройство поведения, а тревожное расстройство. Иными словами, ребёнок не идёт в школу не потому, что он лентяй и прогульщик, а потому, что он испытывает реальный страх. Часто причиной становится не столько страх перед самой школой, сколько страх ухода из дома, разлуки с родителями.
Симуляция или фобия? Как понять, что ребёнок действительно боится школы
Prostock-studio/Shutterstock.com
«Да он просто прогулять хочет, симулянт!» – часто можно услышать о таких детях. Действительно, дети нередко ищут способ улизнуть от своих школьных обязанностей и заняться более весёлыми и интересными делами. Разовые прогулы, периодические «воспаления хитрости» вполне могут быть у каждого ребёнка. Но когда речь идёт о настоящей фобии, то наблюдаются следующие признаки:
Регулярность симптомов
Если ребёнок стабильно в один и тот же день начинает демонстрировать болевые симптомы и отказываться от посещения школы – это главный тревожный сигнал.
Если речь идёт о конкретном предмете, то это будет любой день недели, когда в расписании есть этот предмет. Если фобия связана со школьной обстановкой, то каждый понедельник или вечер воскресенья ребёнок будет начинать болеть и полностью излечиваться к вечеру пятницы или к началу каникул. При этом симптомы реальны. Температура поднимается по-настоящему, а не от чашки с чаем, тошнота и рвота реальны, обмороки не поддельны. Ребёнок действительно страдает. И симптомы не исчезают сразу после того, как дверь за родителями закрылась.
Негативное отношение к школе
Prostock-studio/Shutterstock.com
Ребёнок старается избегать темы школы или её конкретных аспектов (учителя, предметы, одноклассники). При упоминании школы он впадает в уныние, закрывается, демонстрирует симптомы болезни.
Кошмары
Ночные кошмары также могут свидетельствовать о проблемах со школьной жизнью. Если ребёнок постоянно мучается от ночных кошмаров, следует обратить на это пристальное внимание.
Паническая атака – это серьёзное испытание для любого человека, поэтому не стоит с пренебрежением относиться к детским переживаниям.
Причины боязни школы
Prostock-studio/Shutterstock.com
За нежеланием идти в школу может прятаться множество различных причин. К сожалению, детям порой самим сложно определить, что является пусковым моментом их фобии. Более того, то, что беспокоит одного ребёнка, может совершенно не пугать другого. Поэтому рассмотрим основные причины школофобии:
Проблемы в семье, страх разлуки
Prostock-studio/Shutterstock.com
Детские страхи могут проявляться в разных ситуациях по-разному. Если в семье неспокойно, то оставлять дом ради школы неразумно. И страх с семейных проблем смещается на школу. Дети не могут этого контролировать, они переживают это на уровне эмоций и тела.
Такие ученики, как правило, не имеют проблем с успеваемостью или с одноклассниками, но они настолько привязаны к одному из членов семьи, что просто не желают уходить из дома.
Проблемы с обучением, страх быть неуспешным
Prostock-studio/Shutterstock.com
Школа и родители предъявляют к детям серьёзные требования по успеваемости. Далеко не все школьники могут выдержать эту нагрузку и спокойно учиться.
К сожалению, есть дети, которым просто сложно осваивать программу в силу особенностей их психофизического развития. Так, например, дети с дислексией имеют сложности с чтением и пониманием прочитанного, соответственно им труднее обучаться и быть успешными в школе.
Получая всё больше и больше негативных реакций со стороны родителей и учителей, ребёнок всё больше и больше замыкается в себе и начинает бояться последствий своей «неуспеваемости».
«Опять двойка…»: что стоит за низкой успеваемостью ребёнка?
Буллинг
Prostock-studio/Shutterstock.com
Серьёзным испытанием может стать буллинг со стороны одноклассников. Ребёнок, который изо дня в день подвергается эмоциональному и физическому насилию начинает бояться идти в школу, поскольку там его не ждёт ничего хорошего.
Конфликт с учителем
Prostock-studio/Shutterstock.com
Иногда у детей случается конфликты не только со сверстниками, но и с учителями. Если учитель не смог наладить контакт и установить хорошие отношения с учеником, то с каждым разом школьнику будет всё сложнее справляться со стрессом. Как правило, если проблема связана с конкретным учителем и конкретным предметом, то ребёнок будет проявлять симптомы в определённые дни недели.
Перфекционизм
Prostock-studio/Shutterstock.com
Часть детей, склонных к перфекционизму, переоценивают свои силы. И когда у них не получается соответствовать своим собственным ожиданиям, у них случается срыв и появляется нежелание ходить в школу. Поэтому не стоит требовать от детей «идеального выполнения» чего бы то ни было.
Читайте также «Только на пять!» Что представляет собой и чем опасен синдром отличника?
Физические или психологические особенности
Prostock-studio/Shutterstock.com
Дети могут иметь или могут думать, что имеют физические или психологические отклонения от нормы. Например, косоглазие или дефект речи может стать причиной заниженной самооценки и страха, что одноклассники не примут с такими особенностями. Слишком чувствительные дети могут отреагировать даже на обычную шутку, что уж говорить о серьёзных ежедневных издевательствах.
Выясните причины, по которым ваш ребёнок отказывается ходить в школу: у него конфликты со сверстниками или учителями? Его обижают? Его беспокоит здоровье или другие проблемы? Узнайте, где бывает школьник в течение дня, вовремя ли приходит и уходит с учёбы, и что происходит в классе с помощью приложения «Где мои дети».
Что делать родителям?
Prostock-studio/Shutterstock.
Итак, ребёнок утром жалуется на боль и просит родителей оставить его дома. Что делать родителям?
- Внимательно отнеситесь к словам ребёнка. Желание пропустить школу редко возникает просто так. Даже если это не фобия в клиническом проявлении, за отказом прячется какая-то причина, и лучше её выяснить и попытаться устранить мирным путем (об этом мы недавно подробно писали статью).
- Если ребёнок жалуется на боль – постарайтесь понять степень её выраженности, при необходимости вызывайте врача.
- Если вы заметили закономерность в нежелании ребёнка идти в школу, если любое упоминание школы вызывает у ребёнка тяжёлую реакцию – обратитесь к психологу.
Исследования показывают, что на успех лечения школофобии напрямую влияет длительность течения болезни. Чем дольше ребёнок пропускает школу и находится в страхе, тем сильнее будет проявляться фобия. В некоторых случаях боязнь перед школой может остаться навсегда.
Важно относиться к ребёнку с пониманием, не унижать его, называя «лентяем» и «нытиком». Поддержите своего школьника, если нужно – проводите в школу, сообщите администрации о наличии проблемы, попросите помощи. Поговорите с учителями, чтобы с их стороны не было давления на ребёнка, поскольку это усилит фобию.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Не ограничивайтесь только соматическим лечением, закормив ребёнка таблетками от кашля – так вы не решите проблему с психическим здоровьем.
Если вы пошли на психотерапию с ребёнком – доведите дело до конца. На ранних этапах коррекции родители видят улучшение и часто прекращают лечение. Причин тому много: цена услуг, необходимость тратить время, видимый успех. Однако, для достижения устойчивого результата, необходимо продолжать терапию. Иначе первые победы быстро пройдут, а дальше состояние вернётся обратно, а может станет ещё хуже.
Если родители понимают, что никакой серьёзной проблемы за прогулами не стоит, стоит обратить внимание на «вторичные выгоды» от прогулов. Возможно, дома интереснее, чем в школе, дома безопаснее, нет необходимости «краснеть» у доски, у него нет друзей и т. п. Поговорите с ребёнком, помогите решить те проблемы, которые у него есть. Иногда достаточно снизить планку ожиданий и разрешить учиться на «тройки», чтобы вернуть ребёнка в класс.
Если ничего не помогает и ребёнок категорически не хочет и боится идти в школу, подумайте о семейном обучении, параллельно с психотерапией. Тогда появится шанс через какое-то время вернуться в школу с наименьшими психическими и физиологическими проблемами.
Советы психолога
Prostock-studio/Shutterstock.com
Самый лучший способ избавиться от школофобии – профилактика её возникновения.
Поскольку самая главная причина фобии – это чрезмерная связь с родителем, постарайтесь постепенно ослаблять её, поддерживайте самостоятельность и активность ребёнка, верьте в его силы, говорите ему об этом.Вместе с тем не стоит делать школу самым важным местом в жизни. Это всего лишь один этап длинного пути, по которому предстоит пройти вашему ребёнку. Учёба – это приключение, новые знания и открытия. Да, кое-где придётся потрудиться, но вкус побед придаёт уверенности, а небольшие поражения не смертельны.
Помогите ребёнку выстроить хорошие отношения с одноклассниками, найти друзей. Часто дети не хотят идти в школу, потому что их там никто не ждёт. А в хорошей компании учёба дается легче.
Помните, фобия – это не просто «блажь», которую придумал себе ребёнок. Фобия – это реальное страдание, которое мешает ему жить.
В основе любого «неправильного» поведения лежит какая-то причина. То, что мы её не знаем или не понимаем, не делает её менее значимой. Наши дети не всегда могут словами передать всё, что с ними происходит, но они посылают сигналы, которые могут понять внимательные и любящие родители.
Помните, что дети, которые страдают школофобией не прогульщики и не лентяи, у них есть причины для страха, и только своевременная помощь с вашей стороны позволит им вернутся к полноценной жизни.
Оцените, пожалуйста, статью
Нам это очень важно!
Средняя оценка: 4.5 / 5. Голосов: 22
Оценок пока нет. Оцените первым!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Дидаскалейнофобия — боязнь школы. Страхи и фобии
Дидаскалейнофобия (Didaskaleinophobia) — это боязнь посещать школу. Известно, что 2–5% школьников страдают такой фобией. Слово дидаскалейнофобия происходит от греческого didasko, что означает «учить», и phobos, «отвращение или страх». Другой распространенный термин — школофобия (Scholionophobia), который происходит от латинского scius, «знания».
Дети часто осознают, что «играют в прогулы» или пропускают занятия, но, тем не менее те, кто этим занимается, не всегда боится гнева учителей и родителей или делает от скуки, хотя именно эти причины наиболее частые. Знаменитый персонаж Марка Твена Том Сойер пропускал занятия в школе, но при этом не страдал от дидаскалейнофобии. Скорее, ему было просто интереснее искать приключения на улице.
В случае с дидаскалейнофобией одна мысль о том, чтобы ходить в школу, может вызвать панику. Большинство психологов считают, что это расстройство чаще встречается у детей дошкольного возраста 4–6 лет. Это обычно связано с тем, что они впервые покидают дом. Часто диагноз этой фобии затруднен, так как маленький ребенок не может точно выразить свои страхи.
Содержание
Причины
Диадезия дидаскалейнофобии часто требует углубленного анализа, поскольку дети могут не бояться школы как таковой; скорее это страх перед хулиганами, поездкой на школьном автобусе или страшной собакой, встречающейся на пути или особенно строгий учитель.
Дети в возрасте от 4 до 6 лет с фобией, обычно страдают от разлуки и боятся, что после уроков не увидят свою маму. Причиной может быть отрицательное или травматическое событие (развод родителей, смерть и т. д.). Мозг воссоздает фобическую реакцию как защитный механизм против дальнейших травмирующих новостей.
Некоторые ученики средней школы (от 9 до 13 лет) также могут страдать от дидакейнофобии. Это время, когда занятия становятся более интенсивными, задания усложняются и параллельно с этим наступает период подросткового и полового созревания. Бушующие гормоны и учеба сложно сочетаются у некоторых из них.
Небезопасная школьная среда (недавние сообщения стрельбе или насилии), издевательства или переход в новое учебное заведение — это дополнительные факторы, которые могут спровоцировать дидаскалейнофобию.
Симптомы
Страх перед школой дает о себе знать в виде различных физических и эмоциональных проявлений. Маленькие дети могут плакать, кричать или паниковать при мысли о посещении занятий. Они притворяются больными, чтобы избежать похода в ненавистное заведение, а некоторые могут проплакать всю ночь. Родители чувствуют бессилие и не знают, как поддержать ребенка.
Мысли о смерти (своей и близких), когда он находится в школе, иногда параллельно развивают страх остаться в одиночестве или темноте, боязнь монстров, призраков и т. д.
В результате у ребёнка проявляются симптомы, такие как головокружение, учащенное сердцебиение и сухость во рту, чрезмерное потоотделение, одышка, тошнота и паническая атака.
Подростки могут не говорить о фобии, но они будут демонстрировать поведение избегания – например, придумывать болезни или оправдания, чтобы не ходить в школу. Депрессия также один из распространенных симптомов фобии.
Лечение
Если вы родитель, чей ребенок страдает от страха перед школой, будьте уверены, что это полностью излечимое состояние. Конечно, каждый день видеть свое чадо страдающим, неприятно и травматично, но помните, что дети податливее, чем взрослые, поэтому, по отношению к ним своевременная терапия очень эффективна.
Лекарства обеспечивают необходимую помощь от беспокойства, но они должны приниматься исключительно под присмотром врачей и только в случае крайней необходимости. Кроме того, препараты не излечивают фобию, а только уменьшают ее симптомы. Важно, чтобы вы поддерживали ребенка в течение этого периода. Важно выяснить, почему он боится школы и, если нужно, даже поговорить с учителем. Положительная визуализация, музыка, глубокое дыхание и другие способы релаксации очень полезны при лечении дидаскалейнофобии, особенно в подростковом возрасте.
«Преодоление школьной фобии», Лия Дэвис, M.Ed.
Лия Дэвис, M.Ed.Школьная фобия, избегание школы и отказ от школы термины, описывающие тревожное расстройство у детей которые имеют иррациональный, постоянный страх перед посещением школа. Их поведение отличается от поведения детей, которые прогуливают занятия и не выражают опасений по поводу отсутствия школа. Дети, избегающие школы, хотят быть в тесном контакте со своим родителем или опекуном, тогда как прогульщики — нет. Школьные фобии у детей часто неуверенны, чувствительны и не знают, как справиться со своими эмоциями. Они кажутся встревоженными и могут стать физически болен при мысли о посещении школы. Нормальная тревога разлуки обычно возникает между от 18 до 24 месяцев. Дети этого возраста могут цепляться, плакать и/или устраивают истерики, когда их разлучают со своими родитель. Однако у некоторых детей старшего возраста сохраняется трудности вдали от дома. Родители этих дети часто бывают внимательными и любящими, но могут быть сверхзащитный. Из-за этого некоторым ученикам не хватает уверенности в себе. и способность справляться со школьной жизнью. Ребенок, который показывает более высокий риск школьной фобии тот, у кого есть нет братьев и сестер, младший ребенок или хронически больной ребенок. Большинство детей возражают против одновременного посещения школы или другие. Однако школьнофобный ребенок часто пропускает много дней по непонятным причинам. Родители должны быть обеспокоены если их ребенок выглядит иррационально тревожным, подавленным, боится и/или регулярно говорит, что чувствует слишком болен, чтобы посещать занятия. Симптомы школьной фобии:
Необходимо учитывать как домашние, так и школьные вопросы
при поиске причин, способствующих
к уклонению от школы.
Школьные проблемы: ребенок май…
Обычно отказ от школы длится только короткое время, особенно если родитель настаивает о посещаемости школы. Однако, если проблема сохраняется, консультация с школьный персонал будет необходим для формирования единого дома и школьный подход. Если игнорируются, хронические школьные фобии могут привести к ухудшению академической успеваемости, отношения со сверстниками, качество работы и, возможно, привести к взрослому беспокойство, панические атаки или психические расстройства. Поэтому, Проблемы ребенка с школьная фобия следует обратиться заблаговременно, чтобы его или ее опасения можно было уменьшить. Важнейшими шагами являются признание проблемы, обнаружение лежащий в основе причина или причины дискомфорта ребенка и работа со школьными специалистами Облегчить сложность. Родители должны рассматривать себя как часть команда, работающая вместе на благо своего ребенка. Что могут сделать родители?
Идеи по изменению дома
Используется с разрешения автора, Лия Дэвис, выбранная с веб-сайта Kelly Bear [www.kellybear.com], 1/05. Нажмите ниже, чтобы увидеть больше. 80 СТАТЕЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ/КОНСУЛЬТАНТОВ • 16 РАЗДАТОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ • 10 ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ • |
Отказ от школы у детей и подростков
ВАНДА П. ФРЕМОНТ И М.Д.
Отказ от школы – это проблема, вызывающая стресс у детей, семей и школьного персонала. Непосещение школы имеет значительные краткосрочные и долгосрочные последствия для социального, эмоционального и образовательного развития детей. Отказ от школы часто связан с сопутствующими психическими расстройствами, такими как тревога и депрессия. Важно выявлять проблемы на ранней стадии и принимать соответствующие меры для предотвращения дальнейших трудностей. Для оценки и лечения отказа от школы требуется совместный подход, в котором участвуют семейный врач, школьный персонал, родители и специалист по психическому здоровью. Поскольку у детей часто проявляются физические симптомы, важно провести осмотр у врача, чтобы исключить какие-либо основные медицинские проблемы. Лечение включает в себя поддерживающую образовательную терапию, когнитивно-поведенческую терапию, вмешательство родителей и учителей и фармакотерапию. Семейные врачи могут оказывать психолого-педагогическую поддержку ребенку и родителям, следить за лекарствами и помогать с направлением на более интенсивную психотерапию.
Отказ от школы — это серьезная эмоциональная проблема, связанная со значительными краткосрочными и долгосрочными последствиями. Боязнь ходить в школу впервые была названа школьной фобией в 1941 году. 1 Альтернативный термин «отказ от школы» использовался в Великобритании для определения подобных проблем у детей, которые не посещали школу из-за эмоционального стресса. 2 Дети, отказывающиеся от школы, во многом отличаются от детей, которые прогуливают занятия (Таблица 1) , хотя поведение не является взаимоисключающим.
Отказ от школы | Прогулы |
---|---|
Сильный эмоциональный стресс по поводу посещения школы; могут включать тревогу, приступы гнева, депрессию или соматические симптомы. | Отсутствие чрезмерного беспокойства или страха перед посещением школы. |
Родители знают об отсутствии; ребенок часто пытается уговорить родителей разрешить ему или ей остаться дома. | Ребенок часто пытается скрыть отсутствие от родителей. |
Отсутствие значительного антиобщественного поведения, такого как преступность несовершеннолетних. | Частое антиобщественное поведение, включая делинквентные и разрушительные действия (например, ложь, воровство), часто в компании антисоциальных сверстников. |
В школьные часы ребенок обычно остается дома, потому что это считается безопасной и надежной средой. | В школьные часы ребенок часто не остается дома. |
Ребенок выражает готовность выполнять школьные задания и выполняет домашнюю работу. | Отсутствие интереса к учебе и нежелание соответствовать академическим и поведенческим требованиям. |
Эпидемиология
Приблизительно от 1 до 5 процентов всех детей школьного возраста отказываются от школы. 3 Показатель одинаков у мальчиков и девочек. 4,5 Хотя отказ от школы встречается в любом возрасте, чаще он встречается у детей 5, 6, 10 и 11 лет. 6 Социально-экономических различий не отмечено. 7
Клинические признаки
Симптомы отказа от школы обычно появляются постепенно. Симптомы могут начаться после отпуска или болезни. Некоторым детям трудно вернуться в школу после выходных или каникул. Стрессовые события дома, в школе или со сверстниками могут стать причиной отказа от школы. Некоторые дети уходят из дома утром, и по мере приближения к школе у них появляются трудности, после чего они не могут продолжать. Другие дети отказываются делать какие-либо усилия, чтобы ходить в школу.
Имеющиеся симптомы включают страх, симптомы паники, эпизоды плача, истерики, угрозы членовредительства и соматические симптомы 8 , которые проявляются утром и улучшаются, если ребенку разрешают оставаться дома (Таблица 2) . Чем дольше ребенок не посещает школу, тем сложнее ему вернуться. 9
Автономный | Желудочно-кишечный | Мышечный |
Dizziness | Abdominal pain | Back pain |
Diaphoresis | Nausea | Joint pain |
Headaches | Vomiting | |
Shakiness/trembling | Diarrhea | |
Palpitations | ||
Боли в груди |
Кратковременные последствия включают плохую успеваемость, трудности в семье и проблемы в отношениях со сверстниками. 10 Долгосрочные последствия могут включать неуспеваемость в учебе, трудности с трудоустройством и повышенный риск психического заболевания (Таблица 3) . 11,12
Outcome | Prevalence | |
---|---|---|
Interrupted compulsory school | 18% | |
Did not complete high school | 45% | |
Adult психиатрическая амбулаторная помощь | 43% | |
Уход за психиатрическим лечением для взрослых | 6% | |
Криминационное преступление | 6% | |
. При 20-летнем наблюдении | 41% | |
Количество детей при 20-летнем наблюдении | ||
Нет | 59% | 9000. 10329.0329 41% |
Ассоциированные психические расстройства
Отказ от посещения школы не является формальным психиатрическим диагнозом. Тем не менее, дети с отказом от школы могут страдать от значительного эмоционального стресса, особенно тревоги и депрессии. 13
У детей, отказывающихся от школы, обычно проявляются симптомы тревоги, а у подростков — симптомы, связанные с тревогой и расстройствами настроения. 14 Наиболее распространенные сопутствующие психические расстройства включают тревогу разлуки, социальную фобию, простую фобию, паническое расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, большое депрессивное расстройство, дистимию и расстройство адаптации (Таблица 4) . 7,13,15
Отказ от школы следует рассматривать как гетерогенный и мультипричинный синдром. Избегание школы может выполнять разные функции в зависимости от конкретного ребенка. 16 Они могут включать избегание специфических страхов, вызванных школьной средой (например, ситуаций, связанных с экзаменами, туалетами, столовой, учителями), бегство от неприятных социальных ситуаций (например, проблем с одноклассниками или учителями), тревоги разлуки или внимания — поисковое поведение (например, соматические жалобы, приступы плача), которое со временем ухудшается, если ребенку разрешено оставаться дома.
Правообладатель не предоставлял права на воспроизведение данного объекта на электронных носителях. Отсутствующий элемент см. в оригинальной печатной версии этой публикации.
Функционирование семьи
Проблемы с функционированием семьи способствуют отказу детей от школы; однако лишь немногие исследования систематически оценивали и измеряли эти проблемы. Родители детей с избеганием школы и тревогой разлуки имеют повышенный уровень панического расстройства и агорафобии. 17
Дисфункциональные семейные взаимодействия, которые коррелируют с отказом от школы, включают чрезмерную зависимость, отчужденность с небольшим взаимодействием между членами семьи, изоляцию с небольшим взаимодействием вне семьи и высокую степень конфликта. 18 Также были выявлены проблемы общения в семье, проблемы с выполнением ролей (особенно в семьях с одним родителем) и проблемы с ригидностью и сплоченностью членов семьи. 19,20
Оценка
Поскольку дети с отказом от школы проявляют широкий спектр клинических симптомов, рекомендуется комплексная оценка. Отказ от школы является сложной проблемой, и врачи должны уделять пациенту достаточно времени, чтобы провести точную оценку и рекомендовать эффективные вмешательства. Часто требуется более одной встречи.
Оценка должна включать беседы с семьей и индивидуальные беседы с ребенком и родителями. Оценка должна включать полный медицинский анамнез и медицинский осмотр, историю возникновения и развития симптомов отказа от школы, сопутствующие стрессоры, школьный анамнез, отношения со сверстниками, семейное функционирование, психиатрический анамнез, историю злоупотребления психоактивными веществами и обследование психического статуса. Выявление конкретных факторов, ответственных за поведение, избегающее школы, имеет важное значение. Сотрудничество со школьным персоналом в отношении оценки и лечения необходимо для успешного лечения (Таблица 5) . Школьный персонал может предоставить дополнительную информацию, чтобы помочь в оценке, включая просмотр записей о посещаемости, табелей успеваемости и психологических оценок.
Полная история болезни и физическое.0153 |
Семейная психиатрическая история |
Экзамен по психическому статусу, включая оценку психиатрических проблем и злоупотребления психоактивными веществами |
Оценка динамики семейства и функционирование |
СОЕДИНЕНИЕ СОЕДИНЕНИЯ С ПРИОРЕЦИЯМИ |
СОЕДИНЕНИЕ СОЕДИНЕНИЕ СОЕДИНЕНИЯ СЕМЕРИ. карточки и психообразовательные оценки |
Инструменты психологической оценки (например, шкалы клинических оценок, шкалы самоотчетов, инструменты отчетов родителей и учителей) |
Для предоставления дополнительной информации об общем функционировании ребенка дома и в школе было разработано несколько инструментов психологической оценки (например, рейтинговые шкалы учителей и родителей, шкалы самооценки, шкалы клинических оценок). Этими инструментами может пользоваться врач, но из-за нехватки времени школьный психолог или консультант по психическому здоровью должны по возможности применять эти шкалы. Обобщенные шкалы (например, контрольный список поведения ребенка, 21 Форма отчета учителя 22 ) определите проблемные области. Специальные рейтинговые шкалы оценивают симптомы и тяжесть психических проблем, включая тревогу и депрессию. Хотя эти шкалы часто используются у детей, отказывающихся от школы, их клиническая полезность для разработки эффективных стратегий лечения не была продемонстрирована.
Недавно были разработаны более конкретные шкалы оценки симптомов отказа от школы. Они обеспечивают функциональную и симптоматическую оценку отказного поведения и, следовательно, предоставляют более ценную информацию. Шкала оценки отказа от школы (Таблица 6, онлайн) 23 включает форму ребенка, родителя и учителя и исследует отказ от школы в связи с отрицательными и положительными подкреплениями. Сообщалось, что эта шкала имеет высокую надежность и достоверность. 23,24
Правообладатель не предоставлял права на воспроизведение данного объекта на электронных носителях. Отсутствующий элемент см. в оригинальной печатной версии этой публикации.
Лечение
Основной целью лечения детей, отказавшихся от школы, является раннее возвращение в школу. Врачи должны избегать написания оправданий для детей, чтобы они не посещали школу, за исключением случаев, когда состояние здоровья требует, чтобы они оставались дома. Лечение также должно быть направлено на сопутствующие психические проблемы, семейную дисфункцию и другие сопутствующие проблемы. Поскольку дети, которые отказываются ходить в школу, часто имеют физические симптомы, врачу может потребоваться объяснить, что проблема является проявлением психологического стресса, а не признаком болезни. Мультимодальный коллективный подход должен включать в себя врача, ребенка, родителей, школьный персонал и специалиста в области психического здоровья.
Варианты лечения включают обучение и консультации, стратегии поведения, семейные вмешательства и, возможно, фармакотерапию. Факторами, которые доказали свою эффективность для улучшения лечения, являются участие родителей и посещение школы. 25,26 [Ссылка 25 — Уровень доказательности B, неконтролируемое исследование] Однако в нескольких контролируемых исследованиях оценивалась эффективность большинства видов лечения. Стратегии лечения должны учитывать тяжесть симптомов, сопутствующий диагноз, семейную дисфункцию и психопатологию родителей.
Ряд эмпирически подтвержденных вариантов лечения, основанных на воздействии, доступен при управлении отказом от школы. Когда ребенок младше и проявляет минимальные симптомы страха, беспокойства и депрессии, может быть достаточно работы непосредственно с родителями и школьным персоналом без прямого вмешательства с ребенком. Если трудности ребенка включают длительное отсутствие в школе, сопутствующий психиатрический диагноз и дефицит социальных навыков, показана детская терапия с участием родителей и школьного персонала.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
Поведенческие подходы к лечению отказа от школы в основном основаны на воздействии. 27 [Уровень доказательности B, рандомизированное контролируемое исследование более низкого качества (РКИ)] Исследования показали, что воздействие объектов или ситуаций, вызывающих страх, уменьшает страх и увеличивает количество попыток воздействия у взрослых. 28 Эти методы использовались для лечения детей с фобиями и отказом от школы. Поведенческие техники фокусируются на поведении ребенка, а не на интрапсихическом конфликте, и делают упор на лечение в контексте семьи и школы.
Лечение поведения включает систематическую десенсибилизацию (т. е. поэтапное воздействие школьной среды), обучение релаксации, эмоциональные образы, управление непредвиденными обстоятельствами и обучение социальным навыкам. Когнитивно-поведенческая терапия — это строго структурированный подход, который включает в себя конкретные инструкции для детей, помогающие постепенно увеличить их знакомство со школьной средой. В когнитивно-поведенческой терапии детей поощряют противостоять своим страхам и учат, как изменять негативные мысли.
ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
Было показано, что традиционная воспитательная и поддерживающая терапия столь же эффективна, как и поведенческая терапия, для преодоления отказа от школы. 29 [Уровень доказательности B, РКИ более низкого качества] Образовательно-поддерживающая терапия представляет собой комбинацию информационных презентаций и поддерживающей психотерапии. Детям предлагается рассказать о своих страхах и выявить различия между страхом, тревогой и фобиями. Детям предоставляется информация, которая поможет им преодолеть свои страхи перед посещением школы. Им даются письменные задания, которые обсуждаются на последующих занятиях. Дети ведут ежедневный дневник, чтобы описывать свои страхи, мысли, стратегии преодоления и чувства, связанные со своими страхами. В отличие от когнитивно-поведенческой терапии дети не получают конкретных инструкций о том, как противостоять своим страхам, и не получают положительного подкрепления за посещение школы.
Детская терапия включает в себя индивидуальные занятия, которые включают в себя обучение релаксации (чтобы помочь ребенку, когда он или она приближается к школьной территории или когда его спрашивают сверстники), когнитивную терапию (чтобы уменьшить мысли, вызывающие тревогу, и дать ответы на вопросы), обучение социальным навыкам ( для улучшения социальной компетентности и взаимодействия со сверстниками) и десенсибилизация (например, постепенное воздействие in vivo, эмоциональные образы, систематическая десенсибилизация).
ВМЕШАТЕЛЬСТВО РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ
Вовлечение родителей и обучение опекунов являются решающими факторами в повышении эффективности поведенческой терапии. Поведенческие вмешательства оказываются одинаково эффективными как при непосредственном участии ребенка, так и без него. 25 [уровень доказательности B, РКИ более низкого качества] Посещаемость школы и адаптация ребенка при последующем наблюдении после лечения одинаковы для детей, которых лечили только детской терапией, и для детей, чьи родители и учителя участвуют в лечении.
Вмешательства родителей и учителей включают клинические занятия с родителями и консультации со школьным персоналом. Родителям даются стратегии управления поведением, такие как сопровождение ребенка в школу, предоставление положительного подкрепления за посещение школы и уменьшение положительного подкрепления за то, что он остается дома (например, просмотр телевизора, когда он дома из школы). Родители также получают пользу от когнитивного тренинга, который помогает уменьшить собственное беспокойство и понять свою роль в том, чтобы помочь своим детям добиться эффективных изменений. Школьная консультация включает в себя конкретные рекомендации школьному персоналу по подготовке к возвращению ребенка, использованию положительного подкрепления, академическим, социальным и эмоциональным приспособлениям.
ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ
Фармакологическое лечение отказа от школы следует использовать в сочетании с поведенческими или психотерапевтическими вмешательствами, а не как единственное вмешательство. Вмешательства, которые помогают детям развить навыки справляться со своими трудностями, предотвращают рецидив симптомов после прекращения приема лекарств.
Очень мало двойных слепых плацебо-контролируемых исследований оценивали использование психофармакологических средств при лечении отказа от школы, хотя несколько контролируемых исследований продолжаются. Проблемы с размерами выборки, различия в характере сопутствующих заболеваний, отсутствие контроля над дополнительной терапией и различия в дозировках лекарств привели к неубедительным данным испытаний фармакологических средств для лечения отказа от школы. 30,31 Более ранние исследования трициклических антидепрессантов не показали воспроизводимой картины эффективности.
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) заменили трициклические антидепрессанты в качестве фармакологического средства первой линии для лечения тревожных расстройств у детей и подростков. Хотя контролируемых двойных слепых исследований применения СИОЗС у детей немного, предварительные исследования показывают, что СИОЗС эффективны и безопасны при лечении детских тревожных расстройств и депрессии.