Что такое бихевиоризм в психологии: 7 главных принципов, плюсы и минусы
это направление, представители, характерно и основатели
Люди проявляют свои намерения, желания через поступки. Например, ежедневно индивид проявляет какую-либо активность по отношению к другим людям. Собеседники поступают в аналогичных ситуациях по-другому. Бихевиоризм в психологии изучает случаи, когда два человека поступают по-разному в одинаковых моментах.
Краткое описание научной отрасли
Это отдельное направление психологической науки, относящимся к социологии. Оно изучает поведение человека в разных ситуациях. Основные понятия поведенческой психологии:
- Социальные нормы, которые были приняты в обществе.
- Самостоятельный контроль своего поведения.
- Подсознательные программы, которые были заложены в сознании в детстве.
- Мотивы личности.
Высшим уровнем развития человека считается достижение сознательного контроля. Очень часто люди поддаются эмоциям, из-за чего не могут осознанно контролировать сложившуюся ситуацию.
Если индивид научился разрешать спорные моменты без чувственного восприятия, тогда он принимает решения контролируя свои эмоции.
Если говорить о подсознательных программах, они активно развиваются в первые годы человеческой жизни. Помогают заводить первые знакомства, анализировать поступки других людей. Социальные нормы личность усваивает в зрелом возрасте. Они помогают привлечь к себе внимание окружающих, завести новые знакомства. Дальнейшее общение зависит от манеры поведения собеседника.
Еще один фактор, влияющий на поведение человека в разных ситуациях — это мотивы. Они находятся в стороне, пока личность действует так, как велят ему желания. Если нужно пересилить свое «я», в силу вступают мотивы.
История становления и развития
Первым кто придумал термин «бихевиоризм» был известный психолог из Америки Джон Уотсон (годы жизни с 1878 по 1958). Основанная им школа изучала поведение людей, разных животных, не разделяя их на отдельные группы. Сам психолог хотел сделать психологическую науку более точной, чтобы она основывалась на прямых наблюдениях за личностями, их деятельностью, поступками.
Приемником учений Джона Уотсона стал педагог Эдвард Торндайк. Его концепция заключалась в одной простой фразе — поведение человека складывается из многочисленных попыток, ошибок, успехов, начинаний, случайностей. Большой вклад в развитие этого направления внесли российские ученые — И. П. Павлов, И. М. Сеченов, В. М. Бехтеров. В СССР бихевиоризм начал критиковаться властями, из-за чего развитие этого направления было остановлено.
Представители отрасли
Направление изучает поведение живого организма, не затрагивая его сознания. Любые проявление того, что невозможно прочувствовать отвергались. Основными представителями бихевиоризма в психологии были: Торндайк, Павлов, Уотсон, Толмен, Скиннер.
Каждый из этих ученых внес большой вклад в развитие этого направления психологической науки. Современные исследователи провели параллель между героями фильмов, новостей, книг, людьми, которые впитывают новую информацию из этих источников. Некоторым настолько нравятся определенные персонажи, что их поведение можно просчитать по привычкам кумира из фильма или книги.
Объект изучения
Первые направления бихевиоризма определил Джон Уотсон. Он создал классическое представление об этом направлении психологической науки. Уотсон предполагал, что, изменяя условия окружающей среды, можно преобразовать поведение субъекта.
Российский ученый Павлов проводил исследования с рефлексами животных. Они усиливались зависимо от подкрепления. Направление бихевиоризма значительно пополнило психологическую науку новыми знаниями, которые со временем были скорректированы.
Появилось отдельное направление — необихевиоризм. Его цель заключается в том, чтобы программировать поведение человека на достижение необходимых результатов.
Теоретическая база
Классическую теорию бихевиоризма создали Павлов и Бехтерев. Первый изучал поведение животных, второй придумал понятие коллективная рефлексология. Его расшифровка говорит о том, что любой человек, который вступает в контакт с группой людей, утрачивает индивидуальные особенности поведения, начинает действовать аналогично группе.
Другой ученый Айзенк говорил о том, что поведение субъекта зависит от конкретной ситуации. Существует особое направление бихевиоризма, занимающееся изучением поведения индивида в экстренных ситуациях — патопсихология. При этом изучается разница между нормой, ненормальными действиями, поступками. Общество имеет нормы, которые устанавливаются людьми. Любой индивид, который начинает вести себя не так как другие, делать что-то противоречащее нормам, становится «ненормальным» в глазах окружающих.
К аномальному поведению относятся поступки, которые наносят личности психологический или физический ущерб. Исследователи ищут причины возникновения таких изменений, попытки борьбы с ними.
Способы получения информации
Чаще психологи проводили эксперименты с воздействием на поведение животных. Был один успешный эксперимент, связанный с людьми, который назывался «маленький Альберт». Впервые его провел Джон Уотсон в 1920 году. Участвовал в нем двухмесячный малыш. Ученый преследовал одну цель — понять откуда рождается страх в таком юном возрасте.
Выводы после проведения эксперимента указывали на то, что фобии, страх возникают из-за резких, громких звуков, падений.
При эксперименте ребенку показывали картинки разных животных. Первый раз он никак не отреагировал на изображение. Во второй раз психолог ударил по металлической трубе, когда показывал картинку белой крысы. От резкого звука малыш расплакался. После этого он начал бояться изображения крысы даже без звука.
Джон Уотсон научился развивать страх и с таким же успехом справляться с ним. Благодаря этому психолог доказал, что поведением можно управлять. Сейчас подобные эксперименты запрещены, поскольку считаются аморальными.
Обновленная теория
Главный недостаток бихевиоризма — отрицание рассмотрения внутреннего мира человека. Направление подчеркивает ограниченность возможностей личности. Психологи, занимающиеся бихевиоризмом, утверждают, что любой поступок является следствием определенного стимула. Это обозначает отсутствие мотивов, целей, желаний, стремлений.
Утверждения, которые полностью отрицают сознания людей, не могли существовать слишком долго. Из-за этого появилось новое направление — необхевиоризм. Выдающиеся последователи этого учения — Скиннер, Халл, Бандура, Толмен. Они разработали новую теорию, которая дополняла учение Уотсона. Это понятие — промежуточная переменная.
Необихевиористы сделали несколько утверждений:
- Поведение может изменяться без внешних стимулов, продлеваться без изменений окружающей среды.
- Активные действия могут прекратиться, даже если стимулы продолжают действовать дальше.
- Поведение может измениться до того, как сторонние раздражители начинают воздействовать на субъект.
Значение в педагогике
Бихевиоризм получил большую популярность в педагогике. Простой пример — воздействие учителя на своих учеников, позволяющее достигать хороших результатов в развитии, изменении поведения. Преподаватель может хвалить учеников за их успехи, или наказывать за ошибки.
Преимущества и недостатки отрасли
Определить актуальность этого направления психологии можно по его преимуществам, недостаткам. Достоинства:
- Прогрессивный подход.
- Активное рассмотрение поведения живых организмов.
- Получение доказательств возможности управлять поведением людей.
Слабые стороны:
- Игнорирование сознания людей.
- Рассматривание особенностей поведения только по внешним факторам.
- Не разделение поведения животных, людей на отдельные группы.
Бихевиоризм — отдельное направление психологии, которое изучает изменения поведения людей зависимо от внешних факторов. Исследователи изучали рефлексы животных, людей, проводили эксперименты чтобы научиться контролировать их действия в определенных ситуациях.
Полезное видео
В видео наглядно рассказано о том, что такое бихевиоризм в психологии.
Разница между Бихевиоризмом и Гуманизмом
Бихевиоризмом является систематический метод изучающий поведение людей и животных, тогда как Гуманизмом является концепция организации человеческого социума, в котором жизнь человека это наивысшая ценность, и все ресурсы этого общества направлены на обеспечение максимального комфорта и безопасности.
Бихевиоризм и Гуманизм — это две психологические точки зрения на человеческое поведение. Большинство психологов согласны с тем, что ни одна точка зрения не является стопроцентно правильной и что у всех есть свои сильные и слабые стороны. Бихевиоризм подчеркивает важность наблюдаемых действий и научных исследований и предполагает, что поведение формируется окружающей средой. Гуманизм, с другой стороны, делает упор на изучение всего человека и внутренних чувств.
Содержание
- Обзор и основные отличия
- Что такое Бихевиоризм
- Что такое Гуманизм
- Сходство между Бихевиоризмом и Гуманизмом
- В чем разница между Бихевиоризмом и Гуманизмом
- Заключение
Что такое Бихевиоризм
Бихевиоризм — это психологический подход, который использует научные и объективные методы исследования для анализа психологии поведения человека и животных. Этот подход фокусируется на наблюдаемых действиях, то есть на поведении людей и животных. Стимул и реакция являются ключевыми понятиями в бихевиоризме. Здесь стимулы — это факторы окружающей среды, а реакции — это наблюдаемое поведение. Кроме того, бихевиоризм изучает наблюдаемое поведение «стимул-реакцию» и подчеркивает, что все модели поведения изучаются через взаимодействие с окружающей средой.
Бихевиоризм также предлагает два основных типа ситуаций, в которых люди учатся у своего окружения: классическое обусловливание и оперантное обусловливание.
Классическое обусловливание. В классическом обусловливании нейтральный раздражитель сочетается с безусловным раздражителем. Этот нейтральный раздражитель в конечном итоге обретает способность вызывать ту же самую реакцию, что и безусловный раздражитель, даже без наличия безусловного раздражителя. Если кратко, два раздражителя связаны друг с другом, чтобы произвести новую усвоенную реакцию у человека или животного. Для лучшего понимания процесса смотри изображение ниже.
Пример классического обусловливанияОперантное обусловлевание. Оперантное обусловливание — это тип обусловливания, при котором люди или животные усваивают поведение, связывая его с его последствиями. Здесь обучение происходит через подкрепление и наказания.
Оперантное обусловливаниеКак видно из приведенной выше схемы, когда желаемый результат следует за действием, поведение с большей вероятностью повторится в будущем. Аналогичным образом, ответы, сопровождаемые негативными результатами, с меньшей вероятностью будут повторяться в будущем.
Что такое Гуманизм
Гуманизмом или гуманистическая психология — это концепция организации человеческого социума, в котором жизнь человека это наивысшая ценность, и все ресурсы этого общества направлены на обеспечение максимального комфорта и безопасности. Гуманизм является психологическим подходом, который делает упор на изучении всего человека и поведения, связанного с внутренними чувствами и самооценкой человека. Эта точка зрения основана на идее, что каждый человек уникален и имеет свободу воли, чтобы изменить свою жизнь в любой данный момент времени. Гуманизм получил известность в 1960-х годах как ответ на ограниченность психоаналитической теории Фрейда и бихевиоризма.
Согласно этой точке зрения, люди несут ответственность за свое счастье и благополучие. Они обладают врожденной способностью к самореализации, которая является их уникальным желанием достичь наивысшего развития человеческого существа. Гуманисты считают, что люди изначально добры и что их отклонения от этой естественной тенденции приводят к психическим и социальным проблемам. Кроме того, гуманистические психологи анализируют поведение человека глазами наблюдателя, а также глазами анализируемого человека. Это особая черта гуманизма.
В отличие от других психологических подходов, гуманистический подход подчеркивает, что люди отличаются от животных тем, что они способны мыслить, рассуждать и говорить. Гуманизм также отвергает строгий научный подход к психологии, поскольку он не способен уловить важность сознательного опыта. Он опирается на качественные методы исследований, такие как анкеты, индивидуальные наблюдения и неструктурированные интервью.
Сходство между Бихевиоризмом и Гуманизмом
- Оба эти подхода сосредоточены на людях и их поведении;
- Кроме того, эти подходы могут иметь свои сильные и слабые стороны.
В чем разница между Бихевиоризмом и Гуманизмом
Бихевиоризм — это психологический подход, который использует научные и объективные методы исследования для анализа психологии человека и животных. В то же время гуманизм — это психологический подход, который делает упор на изучении личности в целом, а также поведения, связанного с его внутренними чувствами и самооценкой.
Бихевиоризм фокусируется на наблюдаемых действиях, то есть поведении, в то время как гуманизм фокусируется на человеке в целом, включая внутренние чувства и психические процессы.
Кроме того, бихевиоризм предполагает, что поведение является результатом стимула или реакции и определяется окружающей средой человека. Напротив, гуманизм предполагает, что каждый человек уникален и имеет свободную волю изменить свою жизнь в любой момент времени.
Бихевиористы использовали животных для доказательства теорий, таких как классическое обусловливание и оперантное обусловливание, и предположили, что этот тип обусловливания также применим к людям. Однако гуманисты считают, что люди очень отличаются от животных, поскольку они способны мыслить и рассуждать.
Кроме того, бихевиоризм использует научные и объективные методы в своих исследованиях, в то время как гуманизм использует более качественные исследования, такие как открытые вопросы и неструктурированные интервью.
Заключение — Бихевиоризм против Гуманизма
Если вкратце, Бихевиоризм — это психологический подход, который подчеркивает важность наблюдаемых действий и научных исследований и предполагает, что среда формирует поведение. Гуманистический подход, с другой стороны, подчеркивает изучение всего человека и его внутренних чувств. Когда мы сравниваем и противопоставляем бихевиоризм и гуманизм, мы можем наблюдать, что эти две точки зрения имеют больше различий, чем сходств.
Поведенческая перспектива – индивидуальное и семейное развитие, здоровье и благополучие
Перейти к содержимому
Соня Энн Миллер; Лаура Оверстрит; и Диана Лэнг
- Описать принципы классического обусловливания
- Описать принципы оперантного обусловливания
Поведенческая перспектива: внимание к наблюдаемому поведению
Поведенческая перспектива — это психологический подход, предполагающий, что ключом к пониманию развития являются наблюдаемое поведение и внешние раздражители в окружающей среде.
Бихевиоризм — это теория обучения, а теории обучения сосредоточены на том, как мы реагируем на события или стимулы, а не на внутренних факторах, мотивирующих наши действия. Эти теории объясняют, как опыт может изменить то, что мы делаем. [1]Бихевиоризм возник в начале 20-го века и стал главной силой в американской психологии. Поддерживаемый такими психологами, как Джон Б. Уотсон (1878–1958) и Б. Ф. Скиннер (1904–1990), бихевиоризм отвергал любые ссылки на разум и рассматривал открытое и наблюдаемое поведение как надлежащий предмет психологии. Надеялись, что благодаря научному изучению поведения можно будет вывести законы обучения, которые будут способствовать прогнозированию и контролю поведения. Русский физиолог Иван Павлов (1849 г.–1936) оказал влияние на ранний бихевиоризм в Америке. Его работа по условному обучению, обычно называемая классической обусловленностью, подтвердила представление о том, что обучение и поведение контролируются событиями в окружающей среде и могут быть объяснены без ссылки на разум или сознание.
Классическое обусловливание и эмоциональные реакции
Классическая обусловленность теория помогает нам понять, как наши реакции на одну ситуацию привязываются к новым ситуациям. Например, запах может напомнить нам о времени, когда мы были детьми. Если вы пойдете в новое кафе с таким же запахом, как в вашей начальной столовой, это может вызвать чувства, которые вы испытывали, когда учились в школе. Или песня по радио может напомнить вам о памятном вечере, который вы провели со своей первой настоящей любовью. Или, если вы слышите свое полное имя (например, Исайя Уилмингтон Брюэр), когда вы идете по сцене, чтобы получить диплом, и это заставляет вас напрягаться, потому что напоминает вам о том, как ваш отец называл ваше полное имя, когда злился. на вас, то вы были классически обусловлены.
Рисунок 1 . Иван ПавловКлассическое обусловливание объясняет, как мы развиваем многие наши эмоциональные реакции на людей или события или наши реакции на ситуации «внутри». Новые ситуации могут вызвать старую реакцию, потому что они стали связаны. Таким образом формируются привязанности. На зависимость влияет классическое обусловливание, как вам скажет любой, кто пытался бросить курить. Когда пытаешься бросить, все, что было связано с курением, вызывает тягу к сигарете.
Павлов и классическое кондиционирование
Иван Павлов (1849–1936) был русским физиологом, интересовавшимся изучением пищеварения (рис. 1). Когда он записал количество слюны, выделяемой его лабораторными собаками во время еды, он заметил, что они действительно начали выделять слюну еще до того, как им принесли еду, когда исследователь шел по коридору к клетке. «Это, — подумал он, — неестественно!» Можно было бы ожидать, что у собаки будет автоматически выделяться слюна, когда пища попадает на ее небо, но
Выученная реакция называется «условной» реакцией. Павлов стал экспериментировать с этим «психическим» рефлексом. Например, он начал звонить в колокольчик перед тем, как подать еду. Конечно же, после того, как мы установили эту связь несколько раз, у собак можно было заставить выделять слюну при звуке колокольчика. Как только звонок стал событием, на которое собаки научились выделять слюну, его стали называть условным раздражителем. Выделение слюны на звонок было также заученной реакцией, которую теперь называют на жаргоне Павлова условной реакцией. Обратите внимание, что реакция слюноотделения одинакова независимо от того, обусловлена она или нет (необученная или естественная). Что изменилось, так это стимул, на который у собаки выделяется слюна. Один из них естественный (необусловленный), а другой выученный (обусловленный) (рис. 2).
Рисунок 2 . До обусловливания безусловный раздражитель (пища) вызывает безусловную реакцию (слюноотделение), а нейтральный раздражитель (звонок) не вызывает реакции. Во время обусловливания безусловный раздражитель (еда) предъявляется повторно сразу после предъявления нейтрального раздражителя (звонка). После обусловливания нейтральный раздражитель сам по себе вызывает условную реакцию (слюноотделение), становясь, таким образом, условным раздражителем. (Источник изображения: OpenStax Psychology, CC BY 4.0)Вы можете просмотреть расшифровку «Классической тренировки – Иван Павлов» здесь (откроется в новом окне).
Уотсон и бихевиоризм
Давайте подумаем, как классическое обусловливание применяется к людям, а не только к собакам. Одно из самых распространенных применений классических принципов обусловливания было предложено психологом Джоном Б. Уотсоном. Уотсон предположил, что процесс классического обусловливания (основанный на наблюдениях Павлова) способен объяснить все аспекты человеческой психологии.
Он основал психологическую школу бихевиоризма после исследования поведения животных. Эта школа была чрезвычайно влиятельной в середине 20-го века, когда Б. Ф. Скиннер развил ее дальше.Уотсон считал, что большинство наших страхов и других эмоциональных реакций классически обусловлены. Он приобрел большую популярность в 1920-х годах благодаря своим экспертным советам по воспитанию детей, предлагаемым публике. Он считал, что родителей можно научить формировать поведение своих детей, и пытался продемонстрировать силу классического обусловливания в своем знаменитом эксперименте с 18-месячным мальчиком по имени «Маленький Альберт». Ватсон усадил Альберта и представил ему различные, казалось бы, страшные предметы: горящий кусок газеты, белую крысу и т. д. Но Альберту не терпелось любопытства, и он потянулся за всеми этими предметами. Уотсон знал, что один из наших единственных врожденных страхов — это боязнь громких звуков, поэтому он продолжал издавать громкий звук каждый раз, когда представлял одного из любимцев Альберта, белую крысу.
Уотсон снял этот эксперимент для потомков и использовал его, чтобы продемонстрировать, что он может помочь родителям достичь любых желаемых результатов, если они только будут следовать его совету. Уотсон вел колонки в газетах и журналах и приобрел большую популярность среди родителей, стремящихся применить науку в домашнем хозяйстве. Однако советы по воспитанию детей не были наследием, которое оставил нам Уотсон; где он действительно оказал свое влияние, так это в рекламе. После того, как Уотсон покинул академию, он ушел в мир бизнеса и показал компаниям, как привязать к их продуктам что-то, что вызывает естественное положительное чувство, чтобы увеличить продажи. Итак, союз секса и рекламы!
Посмотрите кадры из эксперимента Джона Ватсона, в котором Маленького Альберта заставляли бояться пушистых предметов. Во время просмотра видео внимательно следите за реакцией Маленького Альберта и за тем, как Уотсон и Рейнер предъявляют стимулы до и после кондиционирования. В эксперименте с Маленьким Альбертом проверьте, можете ли вы определить условные и безусловные раздражители и реакции: определите безусловный раздражитель, безусловную реакцию и, после условного рефлекса, условный раздражитель и условную реакцию.
Вы можете просмотреть стенограмму «Экспериментов с малышом Альбертом» здесь (откроется в новом окне).
Попробуйте
Оперативное обусловливание
Теперь обратимся ко второму типу ассоциативного научения — оперантному обусловливанию. В оперантном обусловливании организмы учатся связывать поведение и его последствия (таблица 1). Приятное последствие повышает вероятность повторения такого поведения в будущем. Например, дельфин Спирит из Национального аквариума в Балтиморе делает сальто в воздухе, когда ее дрессировщик свистит. В результате она получает рыбу.
Психолог Б. Ф. Скиннер увидел, что классическое обусловливание ограничено существующим поведением, которое вызывается рефлекторно, и не учитывает новое поведение, такое как езда на велосипеде. Он предложил теорию о том, как возникает такое поведение. Скиннер считал, что поведение мотивировано последствиями, которые мы получаем за поведение: подкреплением и наказанием. Его идея о том, что обучение является результатом последствий, основана на законе эффекта , впервые предложенном психологом Эдвардом Торндайком. Согласно закону эффекта, поведение, за которым следуют удовлетворяющие организм последствия, с большей вероятностью будет повторяться, а поведение, за которым следуют неприятные последствия, повторится с меньшей вероятностью. [3] По сути, если организм делает что-то, что приводит к желаемому результату, он с большей вероятностью сделает это снова. Если организм делает что-то, что не приводит к желаемому результату, он с меньшей вероятностью сделает это снова. Примером закона эффекта является занятость. Одна из причин (и часто главная причина) того, что мы появляемся на работе, заключается в том, что нам за это платят. Если нам перестанут платить, мы, скорее всего, перестанем появляться, даже если нам нравится наша работа.
Основываясь на законе эффекта Торндайка, Скиннер начал проводить научные эксперименты на животных (в основном на крысах и голубях), чтобы определить, как организмы учатся посредством оперантного обусловливания. [4] Он поместил этих животных в камеру оперантного кондиционирования, которая стала известна как «ящик Скиннера» (рис. 3). Коробка Скиннера содержит рычаг (для крыс) или диск (для голубей), который животное может нажать или клюнуть, чтобы получить пищевое вознаграждение через дозатор. Динамики и свет могут быть связаны с определенным поведением. Регистратор подсчитывает количество ответов животного.
Рисунок 3 . (а) Б. Ф. Скиннер разработал оперантное обусловливание для систематического изучения того, как поведение усиливается или ослабляется в зависимости от его последствий. (b) В ящике Скиннера крыса нажимает на рычаг в камере оперантного кондиционирования, чтобы получить пищевое вознаграждение. (кредит а: модификация работы «Silly Rabbit»/Wikimedia Commons; адаптация включена в OpenStax Psychology, CC BY 4.0)Скиннер считал, что лучше всего мы учимся, когда наши действия подкреплены. Например, ребенок, который убирает свою комнату и получает подкрепление (вознаграждение) крепкими объятиями и словами похвалы, с большей вероятностью уберет ее снова, чем ребенок, чей поступок остается незамеченным. Скиннер считал, что почти все может быть подкрепляющим. Подкрепление — это то, что следует за поведением, что повышает вероятность его повторения. Это может быть что-то внутренне вознаграждающее (называемое внутренним или первичным подкреплением), такое как еда или похвала, или это может быть что-то вознаграждающее, потому что его можно обменять на то, чего человек действительно хочет (например, получить деньги и потратить их на покупку печенья). ). Такие подкрепления называются вторичными подкреплениями.
Посмотрите следующий ролик, чтобы узнать больше об оперантном обучении, а также посмотрите интервью со Скиннером, в котором он рассказывает об обучении голубей.
Вы можете просмотреть расшифровку «Оперантного обусловливания» здесь (откроется в новом окне).
Сравнение классического и оперантного обусловливания
Классический кондиционер | Оперативное обусловливание | |
---|---|---|
Метод кондиционирования | Безусловный раздражитель (например, еда) сочетается с нейтральным раздражителем (например, звонком). Нейтральный раздражитель в конечном итоге становится условным раздражителем, который вызывает условную реакцию (слюноотделение). | За целевым поведением следует поощрение или наказание, чтобы усилить или ослабить его, чтобы учащийся с большей вероятностью продемонстрировал желаемое поведение в будущем. |
Время стимула | Стимул возникает непосредственно перед реакцией. | Стимул (подкрепление или наказание) возникает вскоре после реакции. |
Попробуйте
Попробуйте
- поведенческая перспектива : подход, предполагающий, что ключом к пониманию развития являются наблюдаемое поведение и внешние стимулы в окружающей среде
- классическое обусловливание : тип обучения, при котором организм определенным образом реагирует на нейтральный стимул, который обычно не вызывает такой реакции
- закон эффекта : поведение, за которым следуют удовлетворяющие организм последствия, будет повторяться, а поведение, за которым следуют неприятные последствия, не будет поощряться
- оперантное обусловливание : форма обучения, при которой произвольная реакция усиливается или ослабляется за счет ее связи с положительными или отрицательными последствиями
- Эта глава была адаптирована из книги Lumen Learning Lifespan Development , разработанный Соней Энн Миллер и доступный по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. Части текста Lumen были адаптированы из книг Лауры Оверстрит Lifespan Psychology , Noba Psychology, Lumen Learning, OpenStax College и Wikipedia. ↵
- Fancher, RW (1979). Пионеры психологии . Нортон. ↵
- Торндайк, Э. Л. (1911). Интеллект животных: экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных. Психологические монографии, 8 . ↵
- Скиннер, Б. Ф. (1938). Поведение организмов: экспериментальный анализ . Эпплтон-Сенчури-Крофтс. ↵
Лицензия
Поведенческая перспектива Сони Энн Миллер; Лаура Оверстрит; и Дайана Лэнг находится под лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License, если не указано иное.
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
примеров бихевиоризма | ВашСловарь
Описание
Пример бихевиоризма с рутинной диаграммой
Источник
MonkeyBusinessImages / Istock / Getty Images плюс
. формирование поведения через обусловливание. Он фокусируется на подкреплении надлежащего или желаемого поведения с помощью положительного или отрицательного подкрепления, а также на устранении нежелательного поведения с помощью наказания. Он фокусируется только на поведении, которое можно наблюдать или измерить. Он не включает изучение эмоций или мотивов. Просмотрите несколько примеров бихевиоризма, чтобы узнать больше.
Положительное подкрепление включает применение желаемого стимула после желаемой реакции. Идея состоит в том, что человек будет продолжать демонстрировать определенное поведение, если он получит за это вознаграждение. Есть много примеров положительного подкрепления.
- У четырехлетней Эммы есть график домашних дел, который включает в себя такие действия, как заправлять постель, одеваться, чистить зубы и нести тарелку с завтраком в раковину. Если она выполняет свою работу по дому, она получает наклейку в своем графике работы. Как только у нее будет пять наклеек, она сможет выбрать, что будет на десерт для всей семьи.
- Родители часто используют систему поощрений, когда приучают малыша к горшку. Каждый раз, когда ребенок совершает желаемое действие — например, садится на горшок, утром у него сухой подгузник или идет в туалет на горшке, — родитель дает ребенку награду, например, наклейку или конфету. . Надежда состоит в том, что ребенок будет продолжать демонстрировать желаемое поведение из-за вознаграждения, пока оно в конечном итоге не станет привычкой.
- Компании часто предлагают повышение заработной платы сотрудникам, демонстрирующим отличные результаты. Надежда на повышение может служить мотивацией для сотрудников хорошо выполнять свою работу.
- Второклассник миссис Смит ведет себя плохо. Она разрабатывает систему управления поведением в надежде мотивировать их вести себя лучше. В конце каждого часа, если учащиеся выполнили правила на приемлемом уровне, она ставит отметку на доске. В конце дня, если оценок больше пяти, она рисует на доске звезду. Как только будет десять звезд, класс получит пиццерию. Она надеется, что вечеринка с пиццей побудит их следовать правилам.
- Клиент пишет благодарственное письмо, в котором хвалит члена команды. Начальник хвалит сотрудника, о котором было написано письмо, на собрании персонала и добавляет бонус в размере 50 долларов к зарплате сотрудника. Это положительное подкрепление за превышение ожиданий клиентов.
- Человека, который предлагает идею, хвалят за это, даже если эта идея неосуществима. Поскольку человек знает, что его усилия были оценены по достоинству, он с радостью продолжает вносить предложения и идеи.
Реклама
Отрицательное подкрепление также является инструментом для подкрепления желаемого поведения, но оно включает устранение нежелательного стимула. Идея состоит в том, что человек, вероятно, продолжит определенное желаемое поведение, если это означает, что он может избежать последствий, которых он или она не хочет. Есть много поведенческих перспективных примеров отрицательного подкрепления.
- Мать Стива злится и кричит на него, когда он забывает делать свою работу по дому. Он не хочет, чтобы на него кричали, поэтому старается не забыть закончить свою работу по дому.
- Сотрудники, которые не выполняют свою недельную норму продаж, должны представить отчет, объясняющий, почему они не выполнили норму, и что они будут делать по-другому на следующей неделе. Сотрудник, который не любит писать отчеты, может быть мотивирован работать усерднее, чтобы выполнить свою норму, чтобы избежать написания отчета.
- Учителя, которые хотят, чтобы учащиеся хорошо справлялись с викторинами, могут поощрять их к этому, давая домашнее задание, которое они должны выполнить только в том случае, если их оценка за викторину в классе ниже определенного уровня. Учащиеся могут усерднее готовиться к тесту, чтобы им не приходилось делать домашнюю работу.
- Пациентка не хочет, чтобы врач беспокоил ее из-за веса, когда она идет на осмотр. Чтобы этого не произошло, пациент ест здоровую пищу, считает калории и регулярно занимается спортом.
- Человек, который не любит ходить к стоматологу, понимает, что лучший способ избежать болезненных и дорогостоящих стоматологических процедур – это ходить на чистку зубов каждые полгода.
- Джилл действительно не любит тренироваться, но она знает, что ее кости и суставы будут болеть, если она не будет заниматься спортом регулярно. Она продолжает регулярно заниматься спортом, чтобы избежать этого нежелательного последствия.
Реклама
Наказание
Наказание направлено на устранение поведения, а не на его усиление. Это может включать в себя отнятие того, что человек хочет, что является негативным наказанием. Или это может включать применение отрицательного последствия, то есть положительного наказания. В конечном счете, человек должен усвоить, что ему нужно прекратить вести себя так, чтобы предотвратить последствия, которых он не хочет.
- Если старшеклассник опаздывает в школу более трех раз за отчетный период, он или она получает отработку и должен оставаться после уроков. Школьные чиновники надеются, что возможность отбывать срок в заключении побудит учеников приходить в школу вовремя.
- Сара имеет привычку превышать скорость по дороге на работу. Однажды утром ее остановил полицейский и выписал штраф в размере 275 долларов за превышение скорости. После этого она больше никогда не разгоняется. Страх получить еще один билет и необходимость заплатить еще больше своих с трудом заработанных денег является достаточным сдерживающим фактором, чтобы удержать ее от повторного превышения скорости.
- Студенты-спортсмены должны поддерживать по крайней мере оценку C в каждом классе, чтобы участвовать в различных видах спорта. Если оценка падает ниже C, спортсмен не будет допущен к соревнованиям, пока он или она не улучшит оценку. Наказание за то, что они не участвуют в играх, может мотивировать учеников быстро делать то, что необходимо для улучшения его или ее оценки.
- То, что один человек считает положительным подкреплением, на самом деле может рассматриваться как наказание. Начальник, стремящийся вознаградить лучших сотрудников, пригласив их на обед, должен понимать, что сотрудники могут не захотеть пойти с ним на обед. Некоторые сотрудники могут рассматривать это как наказание и таким образом мотивировать на неудовлетворительную работу.
- Если над членом команды, который предлагает идеи для проекта, смеются или иным образом ругают, это пример наказания. В следующий раз, когда появится возможность поделиться идеями, член команды, скорее всего, не будет высказываться из-за негативных последствий, которые были применены в прошлый раз, когда он или она это сделали.
- Когда люди пытаются избавиться от вредных привычек, они иногда надевают резинку на запястье и щелкают ею всякий раз, когда ловят себя на том, что делают то, что хотят прекратить. Если кто-то, кто много ругается, делает это каждый раз, когда появляется термин, который ему не следует использовать, этого может быть достаточно для прекращения такого поведения.
Реклама
Примеры поведенческой психологии
Эти примеры положительного и отрицательного подкрепления и наказания иллюстрируют бихевиоризм в действии.
- У четырехлетней Эммы есть график домашних дел, который включает в себя такие действия, как заправлять постель, одеваться, чистить зубы и нести тарелку с завтраком в раковину. Если она выполняет свою работу по дому, она получает наклейку в своем графике работы. Как только у нее будет пять наклеек, она сможет выбрать, что будет на десерт для всей семьи.