Что такое деятельность в психологии: Деятельность это

Содержание

Понятие деятельности и ее принципы

Определение деятельности в психологии подразумевает активную работу человека, направленную на объект. В ходе этой деятельности происходит достижение поставленной цели и удовлетворение потребности. В данной статье вы узнаете, что включает в себя деятельность, ее специфику и характеристику.

Содержание:

  • 1 Что такое деятельность в психологии?
  • 2 Предмет и принцип
  • 3 Деятельность и активность — в чем разница
  • 4 Компоненты деятельности
  • 5 Знания, навыки и привычки
  • 6 Типы и виды
  • 7 Стиль личности


Что такое деятельность в психологии?

Впервые теория о деятельности появилась в 1940 году, а ее создателем стал ученый Леонтьев. В его понимании «деятельность» представляет собой систему активных действий, с помощью которых можно удовлетворить свои потребности. Таким образом, любая деятельность имеет содержание, мотив и полностью реализуется индивидом.

Другие психологи также поддержали концепцию Леонтьева и продолжили ее развивать.

Предмет и принцип

Любая деятельность не является беспредметной, она всегда направлена на что-то или кого-то. По мнению ученых существует 2 основных принципа: функционал и системность.

В первом случае человек отталкивается от уже сформированных элементов в психике и активно использует ресурсы, чтобы достичь цели. Во втором случае на деятельность влияют личные качества субъекта, так как структура деятельности достаточно неординарная. С помощью психологической деятельности можно понять, сущность функционирования человеческой личности, а также ее свойства.

Деятельность и активность — в чем разница

Любое взаимодействие человека с социальным миром и окружающей средой нельзя называть деятельностью, скорее, это является активностью. Кратко активность можно охарактеризовать как физическую и интеллектуальную работу.

Деятельность имеет конечную цель, поэтому ее нельзя назвать осознанным процессом. Кроме того, деятельность присуща исключительно людям.

Компоненты деятельности

Действие состоит из познавательной, эмоциональной и волевой частей. Внутреннее строение познавательного компонента делится на перцептивные, мнемические и мыслительные процессы.

По мнению первооткрывателя, деятельность является структурированной и ее можно поделить на этапы. Сразу формируются цель и задача, а также выполняется план. Далее смотрят на полученный результат, исправляя ошибки. Третьим этапом является анализ работы.

В дальнейшем другие ученые несколько доработали теорию, поставив на первое место мотив. Лишь после постановки цели человек может выработать план, который сможет ему помочь достичь желаемого.

Знания, навыки и привычки

От уровня развития компонентов зависит то, насколько быстро будет реализована программа. Действовать целенаправленно индивид может только при наличии знаний. Умения помогают человеку разобраться и понять определенные действия. Способ реализации желаемого напрямую зависит от индивидуальных характеристик человека. Навыки же появляются тогда, когда человек делает какое-либо действие на протяжении определенного времени. В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок учится читать, ему недостаточно просто знать все буквы, а нужно ежедневно заниматься, чтобы понять, как составляются слоги.

Каждое действие можно довести до автоматизма. В данном случае идет ознакомление, далее попытки воспроизвести действие, после чего умения доводятся до автоматизма.

Типы и виды

Деятельность в психологии можно поделить на 4 вида. С рождения малыш может издавать различные звуки. Таким образом он общается с внешним миром. Затем он начинает произносить отдельные слова, благодаря чему может общаться не только со своими близкими. С помощью игровой деятельности ребенок учится социализации. Например, примеряя на себя определенную профессию или играя в куклы, малыш будто погружается в реальную семейную жизнь.

С помощью труда создается общественно значимый продукт. В данном случае человек может заниматься трудовой деятельностью как самостоятельно, так и привлекать других.

С помощью познавательной деятельности человек приобретает новые знания, а художественная способствует удовлетворению эстетических потребностей.

Стиль личности

Специалисты уверены, что в концепции личности необходимо учитывать особенности каждого отдельного человека. К индивидуальным моментам можно отнести темперамент, характер, навыки, знания. Все эти особенности у человека развиты на разном уровне. В связи с этим и цели достигаются по-разному.

Человек самостоятельно выбирает, как ему действовать. Темперамент человека также оказывает большое влияние на его деятельность. Так, например, флегматику нужно больше времени, чтобы включиться в работу, а сангвиник может с легкостью справляться с несколькими делами одновременно. Человеческий организм очень сложный, а большое количество функций формируются под влиянием внешних факторов. Как и активность мозга: ее качество зависит от того, получает ли мозг развитие. Развивать функции мозга удобно и полезно с помощью когнитивных тренажеров Викиум.

Деятельность и основные виды деятельности личности



В статье рассматривается деятельность личности, раскрываются основные виды деятельности и их сущность, системогенез деятельности.

Ключевые слова: деятельность, психологическая система деятельности, субъект деятельности, основная характеристика деятельности, основные виды деятельности.

Понятие деятельности занимает центральное положение в системе основных понятий психологии. Это обусловлено двумя группами факторов: во-первых, через деятельность человек обеспечивает свое существование; во-вторых, в игре, учебной деятельности и трудовой деятельности развивается внутренний мир человека, происходит его становление как субъекта деятельности и отношений. Можно сказать, что в методологическом плане деятельностный подход к изучению психики приобрел статус парадигмы [6].

Отечественные психологи, такие как А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, В. П. Зинченко, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, Н. П. Бехтерев и др. внесли значимый вклад в мировую психологию, разработав теоретические подходы в области деятельности личности. Благодаря проведенным учеными исследованиям деятельностный подход приобрел статус парадигмального.

По своей природе человеческая активность имеет особую форму, которая называется деятельностью. Деятельность — это особенный вид активности, который направлен на познание и преобразование окружающего мира, в том числе самого себя и среды своего существования.

Благодаря деятельности человек выходит за пределы своих природных возможностей. Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Проблема деятельности связывается с проблемой личности и сознания. Деятельность является процессом взаимодействия человека с миром, но процессом не пассивным, а активным и сознательно регулируемым [2].

Занимаясь любым видом трудовой деятельности человек и все его действия нацелены на изменение, преобразование природы и действительной реальности. Именно в деятельности обнаруживаются и формируются интеллектуальные способности человека, эмоциональное отношение ко всему, что его окружает, идеалы личности, воображение.

Поведение и поступки, общественная и трудовая деятельность — это именно то, что выступает основными показателями общественной ценности человека.

Психолог В. С. Степин подчеркивает, что деятельность может регулироваться как целями, так и ценностями. «Ценность отвечает на вопрос: для чего нужна та или иная деятельность? Цель — на вопрос: что должно быть получено в деятельности?» [3].

Предметность выступает и является важнейшей характеристикой деятельности. Предметом деятельности значится акт деятельности личности.

Как правила, предмет деятельности рассматривается двусмысленно — как обособленно существующий и как образ самого предмета, который формируется в ходе деятельности.

Задача исследования деятельности, по мнению отечественного психолога В. Д. Шадрикова, состоит в раскрытии процесса целенаправленной личностной активности, в которой происходит практическое преобразование объективного мира и как меняется человек в процессе определенной деятельности и по какому принципу развиваются его возможности.

У каждого человека существует ряд определенных потребностей и личностных желаний. И эти желания будут каждый раз удовлетворяться через определенную деятельность и в деятельности. В зависимости от определенных потребностей и желаний человек как субъект деятельности ставит перед собой определенную цель, которая будет целью деятельности.

Деятельность людей очень многообразна. Впрочем, все это многообразие ограничивается тремя основным видам деятельности: игра, учение, труд.

Игра выступает ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, именно игра главным образом влияет на психическое развитие ребенка. В игре ребенок подражает взрослым, что способствует овладению опытом человеческой деятельности и межличностных отношений. Через игру ребенок узнает о предметах и их свойствах, явления действительности, таким образом, он постепенно готовится к будущей учебной и трудовой деятельности. Мышление, внимание, память, воображение, способности, характер формируются в процессе игры.

Благодаря историческому развитию человечества, в условиях усложнения труда, постоянного накопления большого запаса знаний, умений и навыков выделился самостоятельный вид деятельности — учение.

В возрастной психологии учебная деятельность следует за игрой деятельностью и предваряет трудовую деятельность. В процесс учения входит усвоение и преобразование новой информации о предметах и их свойствах, явлений, что будет являться знаниями, в свою очередь, навыки будут складываться из приемов и операций получения и преобразования информации, а овладения способами выбора приемов и операций в соразмерности с целями и условиями конкретной деятельности — умения.

Процесс учения направлен на освоение знаний, процесс и результат выработки конкретных умений и навыков, а также на развитие способностей человека. Можно сделать вывод, что процесс обучения в школе является обязательным и важным этапом подготовки к различным видам трудовой деятельности.

Учение — есть деятельность, целью и результатом которой является научение, овладение знаниями и навыками [1].

Отличительной чертой труда человека является его социальный характер. Труд — это направленная на создание общественно значимого продукта деятельность. Всякая деятельность человека реализовывается в условиях общества и зависит не только его личными мотивами и потребностями, но и социальными.

Труд для человека является основой и условием для психического развития личности. В трудовой деятельности (как и в двух выше указанных) происходит развитие, которое так необходимо каждой личности.

Как мы уже говорили раннее, при переходе с одной возрастной стадии на другую меняется ведущий вид деятельности. В каждом виде деятельности происходит формирование психологических новообразований данного возраста. При этом, предшествующий вид деятельности не уходит совсем, а теряет свое ведущую роль для психического развития человека. Можно констатировать, что на каждой возрастной ступени имеется полный комплекс видов деятельностей, но только одна из них будет являться ведущей.

Каждая деятельность формируется по закономерностям системогенеза. Системогенез — это процесс формирования системы, в ходе которого определяется компонентный состав системы, и устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами, обеспечивающие достижение цели [4].

Системная диагностика основного содержания деятельности выражает основные тенденции разработки проблематики деятельности на современном этапе развития психологии.

Важно отметить, что главной характеристикой деятельности личности является преобразование.

Основные положения теории В. Д. Шадрикова:

– деятельность — есть развивающаяся система

– теоретический конструкт любой деятельности — модель функциональной психологической системы деятельности

– оперативность — фундаментальное понятие в анализе психологической системы деятельности

– деятельность формируется и осваивается субъектом деятельности неравномерно

– общие закономерности системогенеза деятельности = общие закономерности формирования психологической системы деятельности

– цель обучения с учетом закономерностей системогенеза деятельности — формирование психологической системы деятельности.

– общие закономерности системогенеза составляют сущность научения в процессе освоения деятельности [5].

При огромном количестве способностей человека, которые реализуют его деятельность, фактически существует единая деятельностная структура, мультиплицирующаяся, главным образом, в структуре определенных способностей.

Онтологически данная структура осуществляется целостностью мозга как органа психики, функционально обозначается целью деятельности, в том числе ее мотивацией.

Литература:

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С.-Пб.: Питер, 2002. 720 с.

2. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.

3. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Логос, 2000. 411 с.

4. Суворова Г. А., Психология деятельности. М.: Персэ, 2003. 176 с.

5. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.

6. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.

Основные термины (генерируются автоматически): деятельность, трудовая деятельность, психологическая система деятельности, субъект деятельности, основной вид деятельности, главный образ, деятельность человек, деятельность человека, предмет деятельности, учебная деятельность.

Теория культурно-исторической деятельности

Ключевые положения

  • Теория культурно-исторической деятельности утверждает, что человеческая деятельность может быть описана и проанализирована с учетом динамики мотивации, социальных структур и правил, а также средств осуществления деятельности.
  • Теория деятельности в своей первоначальной форме имеет три ключевых принципа: субъект или лицо, осуществляющее деятельность; объект или цель; и артефакты или инструменты, используемые для достижения цели. Позже теоретики добавили в эту модель множество новых факторов.
  • Теория деятельности была разработана в 1920-х годах главным образом как способ описания развития ребенка, но до 1970-х годов оставалась ограниченной рамками Советского Союза, после чего она распространилась на такие разные области, как образование и взаимодействие человека с компьютером.

Содержание

Обзор

Теория деятельности, также известная как культурно-историческая теория деятельности, утверждает, что любая человеческая деятельность может быть описана и проанализирована, и что все виды деятельности имеют структуру, происходят при определенных условиях и могут поддерживаться определенными инструменты, инструменты или артефакты и выполняются для достижения цели.

В теории деятельности человеческая деятельность является единицей анализа (Kaptelinin and Nardi, 2006), а намеренное использование людьми инструментов или артефактов для выполнения задач находится в центре внимания исследования. Теория деятельности связана с пониманием взаимосвязи между сознанием и деятельностью (Нарди, 1996).

Это означает, что сознание и деятельность не независимы друг от друга, а взаимозависимы. Деятельность имеет намерение, а сознание — это осуществление деятельности в социальном контексте (McAvinia, 2016).

По словам Нарди (1996), «вы — это то, что вы делаете». Артефакты — это инструменты, которые люди используют для выполнения задач, и они могут улучшить культурно-специфические инструменты, такие как язык.

Поскольку люди — это то, что они делают, а инструменты опосредуют то, что люди делают, согласно теории деятельности, такие артефакты, как компьютеры, являются «ключевыми посредниками человеческого опыта» (McAvinia, 2016).

Целью теории деятельности является описание отношений между индивидуумом, инструментами или артефактами, другими индивидуумами, а также условий, при которых целенаправленная деятельность может быть предпринята для достижения намеченного или желаемого результата.

Теория деятельности возникла в марксистской философии (Wertsch, 1981), а также в работах советских психологов в 1920-х и 1930-х годах. Разработчики теории, такие как Алексей Леонтьев и Лев Выготский, считали бихевиоризм и психоанализ неадекватными подходами к психологии и опирались на марксистскую критику социальной теории.

Лурия и Леонтьев предложили концепцию артефактно-опосредованного и объектно-ориентированного действия (CRADLE, 2011), отвергнув бихевиористскую идею о том, что действия являются реакцией на стимул (McAvinia, 2016).

По мнению Выготского, обучение носит социальный характер, и младенцы учатся понимать мир, взаимодействуя с ним и создавая артефакты.

Основываясь на уравнении действия и сознания, Выготский (1978) предположил, что использование, конструирование и артефакты являются частью человеческого развития и что посредством деятельности можно развивать разум.

Ключевые принципы

Теория деятельности утверждает, что сознание, контекст и деятельность — это одно и то же. Вместо контекста деятельности сама деятельность является контекстом, и участники действуют сознательно.

В приложении это означало бы, что, например, теоретик деятельности сказал бы, что кто-то не может разработать компьютерное приложение с фиксированным представлением о пользователе, поскольку намерения и сознание проектировщика будут влиять на систему.

Для теоретиков деятельности разум является продуктом конкретных действий и их отношений между субъектом и объектом (McAvinia, 2016).

Интернализация и экстернализация

В теории деятельности человеческий разум не отделен, не объективен и не удален от деятельности. Вместо этого субъекты или люди договариваются о том, как они будут действовать и какие действия они будут выполнять.

Поскольку люди приходят к пониманию мира через свою деятельность, согласно мнению Выготского, люди усваивают это понимание. Позже человек может экстернализировать это понимание, чтобы выполнять новую деятельность.

Когда люди используют артефакты-посредники, они начинают понимать, как эти артефакты-посредники работают в действии. В свою очередь, человек может создавать новые артефакты (онлайн-обучение и его применение).

Энгестром и Миеттинен описывают интернализацию как связанную с воспроизводством культуры, а экстернализация как создание новых артефактов, делающих возможной трансформацию культуры.

Таким образом, по мнению Engestrom и Miettinen, эти процессы неразделимы (1999).

Деятельность является объектно-ориентированной и ведет к результату

Согласно теории деятельности, у людей есть намерения, которые осознанно рассматриваются посредством познания. Действия отличаются от других действий, потому что у них есть объект (Issroff and Scanlon, 2002).

Этот объект мотивирует деятельность, а деятельность направлена ​​на превращение объекта в результат. Короче говоря, когда люди проектируют, изучают или продают, они не только что-то проектируют, изучают или продают, но их «мечты, эмоции и чувства также направлены на что-то в мире» (Каптелинин, Нарди, 2006).

Это превращение объекта в результат, по Давыдову (1999), есть внутреннее изменение, «выявляющее его сущность и изменяющее его». По Давыдову, есть два типа трансформации. При первом, формальном преобразовании, люди преобразуют вещи, классифицируя их по категориям.

Например, люди могут отнести помидор к категории овощей, и хотя сам помидор физически не изменится, изменится его организация и классификация.

При второй форме трансформации, диалектической, «люди находят ресурсы и создают условия» (Давыдов, 1999). Например, фермер может найти и посадить семена для производства продуктов питания.

В этом случае семена физически изменяются в другом объекте по мере роста. Короче говоря, преобразования могут быть как когнитивными, так и физическими (McAvinia, 2016).

Действия опосредованы и существуют артефакты опосредования

Энгестром (1987) считает фундаментальным изменением от людей к животным способность людей изготавливать инструменты и использовать их с намерением. Это ознаменовало, по мнению Энгестрома, начало социального порядка и разделения труда у людей.

Использование инструментов позволяет людям реализовать свои намерения, но использование инструментов также влияет на них (McAvinia, 2016).

Например, как обсуждает Коул (1999), артефакты эволюционируют, включая модификации людей, которые использовали их на протяжении всей истории. Артефакты
также могут ограничивать действия людей, поскольку инструменты могут ограничивать взаимодействие субъекта с объектом.

Например, кто-то с губкой и ведром вынужден приближаться к цели «убрать дом», чем кто-то с мойкой высокого давления (McAvinia, 2016).

Действия имеют правила и разделение труда

Правила сообщества, а также разделение труда также влияют на деятельность. Однако это не ограничивающая структура теории деятельности, поскольку все узлы в системе деятельности связаны и, таким образом, могут влиять друг на друга (McAvinia, 2016).

Правила

Деятельность человека регулируется сообществом, членом которого он является, а также правилами этого сообщества. Правила могут быть как озвученными, так и негласными.

Например, в то время как правила, связанные с работой врачом, записаны в клятве Гиппократа, правила приемлемого поведения на званом обеде могут быть молчаливыми (McAvinia, 2016).

Разделение труда

Деятельность также может быть опосредована разделением труда в сообществе.

Это разделение труда может быть разным в зависимости от контекста — в то время как разделение труда на рабочем месте будет соответствовать ролям отдельных лиц, в классе может наблюдаться разделение труда между всеми (McAvinia, 2016).

Операции и действия, способствующие действиям

Система действий имеет три уровня: действие, действие и операция.

Деятельность – это большая система, в которой целью человека является преобразование объекта в результат; действие целенаправленно и способствует общей деятельности; а операция — это автоматический процесс, вносящий вклад в действия, связанные с деятельностью.

Изменение условий на любом из этих уровней может прервать работу или привести к сбою в системе. Действия также могут стать действиями, если они теряют свою конкретную мотивацию, объект.

Согласно Kuuttii (1996), хотя действия предпринимаются сознательно и имеют цели, их цели не совпадают с объектом деятельности. Одно и то же действие может способствовать разным видам деятельности (McAvinia, 2016).

Противоречия в системах деятельности

Противоречие — это термин, используемый в теории деятельности для описания несоответствий внутри элементов, между ними, между различными видами деятельности или между различными фазами развития одной деятельности (Kuuttii, 19). 96).

Согласно Энгестрому (1987), существует четыре типа противоречий:

  1. Первичные противоречия: противоречия, возникающие, когда субъект имеет более одной системы ценностей; например, врач, который одновременно хочет лечить пациентов и должен вести свою практику как бизнес (McAvinia, 2016).
  2. Вторичные противоречия: противоречия, возникающие, когда в деятельность вносится что-то новое и приспособление к этому изменению вызывает конфликт.
  3. Третичные противоречия: когда принятие нового метода для достижения Объекта вызывает проблемы с другими частями деятельности.
  4. Четвертичные противоречия: изменения в деятельности, приводящие к конфликтам с другими видами деятельности.

Действия постоянно меняются

Наконец, теоретики деятельности склонны подчеркивать, что, хотя исследователи могут пытаться моделировать действия для их анализа, это не обязательно означает, что действия фиксированы и неизменны.

По мере развития деятельности некоторые старые аспекты деятельности могут остаться. Таким образом, знание истории деятельности может быть важно для ее понимания. Теория деятельности — это «линза» для понимания деятельности в разное время (Russell, 2002).

Например, у студентов университета могут быть разные цели в разное время; в одном случае они могут работать только над получением хороших результатов на экзаменах, чтобы поступить в университет, в то время как в других случаях они могут пытаться добиться мастерства и понимания (McAvinia, 2016).

Теория деятельности первого поколения

Теория деятельности, сформулированная Выготским, имеет три ключевых принципа, которые можно смоделировать в виде трех узлов: человеческие субъекты используют инструменты для достижения цели.

Объект является мотивом деятельности, а деятельность опосредована одним или несколькими артефактами, которые также можно назвать инструментами, инструментами или технологиями.

Процесс работы субъекта над объектом с использованием артефакта создает результат. Этот результат может быть таким же или отличным от объекта и даже непреднамеренным или нежелательным.

Теория деятельности второго поколения

Леонтьев расширил модель теории деятельности Выготского, приняв во внимание социально опосредованный характер деятельности и роли других индивидов в деятельности.

Леонтьев предположил, что деятельность зависит и от разделения труда между людьми. В то время как Выготский определял деятельность как предметно-ориентированное действие, опосредованное культурными орудиями и знаками (Engestrom, Miettinen, 1999; McAvinia, 2016), Леонтьев расширил это определение, чтобы рассмотреть, как эта деятельность связана с ролью индивида в группе. Таким образом, леонтьевская итерация теории деятельности имела несколько различных узлов: индивидуум, опосредующий артефакт, объект, общность, правила и разделение труда.

Кроме того, Леонтьев учитывал автоматические или бессознательные аспекты деятельности, теоретизируя, что деятельность состоит из действий и операций.

Это значит, что теория деятельности Леонтьева состоит из деятельности, движимой предметным мотивом, действий целенаправленных, способствующих деятельности в целом, и, наконец, операций, автоматических и определяемых условиями, при которых деятельность ведется (McAvinia, 2016).

Хотя теория деятельности Леонтьева была первоначально разработана в 1920-х годах, большая часть работ советской школы теории деятельности была неизвестна за пределами Советского Союза до тех пор, пока не была переведена и популяризирована в 1970-х годах.

Энгестром и Миеттинен (1999), которые проследили развитие теории деятельности после Второй мировой войны, говорят, что она использовалась в детской психологии и исследованиях овладения языком, а также при изучении обучения.

Однако с 1980-х годов теория деятельности стала оказывать влияние на такие не связанные между собой сферы, как образование, взаимодействие человека и компьютера и обсуждение ситуативного обучения (McAvinia, 2016).

Теория деятельности третьего поколения

В 1980-х годах Юрьо Энгестром представил графическое изображение теории деятельности. В то время Энгестром и его коллеги провели обширные исследования по теории деятельности в Хельсинкском университете.

Визуальное представление Энгестром теории деятельности включает в себя раннюю модель Выготского с расширениями, сделанными Леонтьевым.
В этой модели человек, субъект, преследует объект, используя артефакты-посредники, которые также можно назвать орудиями или инструментами.

Деятельность также может быть опосредована сообществом, правилами сообщества (такими как законы, соглашения или негласные правила) и разделением труда, которое описывает, как члены сообщества разделяют деятельность.

Понятие деятельности не фиксировано и постоянно изменяется, а это означает, что то, что сначала кажется объектом, вскоре может превратиться в результат, затем превратиться в инструмент, а еще позже в правило (CRADLE, 2011; McAvinia, 2016). ).

Если объект действия либо не ставится, либо не может быть выполнен, то в системе происходит разрыв или противоречие. Когда возникает противоречие, объект отделен от результата.

Эти противоречия могут быть одной из причин, по которой результат не является ожидаемым или желаемым (McAvinia, 2016).

Энгестром также считал, что деятельность всегда (McAvinia, 2016):

  • целенаправленна;
  • многоголосый;
  • исторических и меняющихся с течением времени;
  • с учетом противоречий, являющихся источниками изменения и развития;
  • с возможностью так называемой «экспансивной трансформации».

Расширение, как упоминалось выше, является важным аспектом работы Энгестрома (McAvinia, 2016). Согласно Энгстрому, деятельность — это обширный процесс, необходимый для обучения, но не обязательно ограниченный формальной обстановкой, такой как школа.

Теория деятельности третьего поколения определяет связи между различными системами деятельности, и Энгестром утверждает, что разные системы деятельности могут иметь как общие, так и неразделяемые объекты (McAvinia, 2016).

Примеры

Человеко-компьютерное взаимодействие

Теория деятельности является основополагающим аспектом взаимодействия человека и компьютера с середины 1980-х годов. В Скандинавии в 1970-е годы был проведен ряд исследовательских проектов, которые пересмотрели внедрение компьютеров на рабочем месте.

В этих исследовательских проектах использовался исследовательский подход, в котором ценилось активное сотрудничество между исследователями и участниками, подразумевая, что исследователям необходимо активно сотрудничать с рабочими, чтобы помочь улучшить их положение (Carroll, 2003).

Появление персонального компьютера привело к необходимости изучить, как работать с материалами и объектами с помощью компьютера. Те, кто разрабатывал компьютерные приложения, обратились к традиции исследования взаимодействия человека и компьютера, зародившейся в Соединенных Штатах, чтобы решить эту проблему.

Однако, похоже, не учитывалось то, как люди взаимодействуют с другими людьми, окружающей средой и влияние исторических и культурных факторов на поведение (Norman, 1980).

В частности, ранние когнитивные научные теории взаимодействия человека с компьютером, как правило, имели следующие проблемы (Bannon and Bodker, 1991):

  • человек, который их проектировал.
  • Исследователи не понимали роли артефакта и того, как он связан с пользователем и его материалами, объектами и результатами.
  • Больше внимания уделялось начинающим пользователям, а не опытным пользователям, которые использовали программное обеспечение каждый день.
  • Хотя анализ задач рассматривался как отправная точка для проектирования большинства пользовательских интерфейсов (Carroll, 2003), исследователи из Скандинавии отметили, что подробные описания задач являются плохим средством фиксации реальных действий и условий тех, кто использует компьютер, и не смогли зафиксировать сложность и случайность действий в реальной жизни (Эн и Кинг, 1984).
  • Ранние взгляды на компьютеры рассматривались как средства автоматизации рутинных операций, и это было перенесено во взаимодействие человека с компьютером. Между тем, исследователи взаимодействия человека и компьютера, такие как Эн и Кинг (1984), рассматривали свой взгляд на компьютеры как аналог того, как ремесленник использует инструменты и материалы с опытом, который он имеет как ремесленник, в качестве практической основы для использования эти инструменты. Однако эта точка зрения не имела теоретического обоснования.
  • Взаимодействие человека с компьютером, как правило, было сосредоточено на том, как отдельный пользователь использовал один компьютер, а не на сотрудничестве и координации нескольких людей и компьютеров в реальных рабочих ситуациях.
  • Наконец, взаимодействие человека с компьютером, как правило, рассматривало людей в основном как объекты изучения, а не как источники вдохновения в дизайне.

В ответ на эти вопросы Бодкер (1991), Груйдин (1990) и Каптелинин связали раннее развитие теории деятельности в России с взаимодействием человека и компьютера. Это теоретико-деятельностное взаимодействие человека и компьютера имеет следующие направления:

  • Анализ и проектирование для людей на работе, которые имеют различную рабочую среду, разделение труда, квалификацию работы и так далее.
  • Анализ и проектирование с упором на фактическое использование и сложность многопользовательской деятельности, а также на идею о том, что артефакт является посредником в человеческой деятельности.
  • Сосредоточьтесь на развитии знаний и использовании в целом.
  • Активное участие пользователей в разработке и ориентация на использование как часть этой разработки

Ссылки

Bannon, L., & Bødker, S. (1991) . За пределами интерфейса: обнаружение артефактов при использовании. Проектирование взаимодействия: психология в человеко-компьютерном интерфейсе , 227-253.

Бёдкер С. (1991). Через интерфейс: подход человеческой деятельности к дизайну пользовательского интерфейса . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Кэрролл, Дж. М. (ред.). (2003). Модели, теории и структуры человеко-компьютерного взаимодействия: на пути к междисциплинарной науке . Эльзевир.

Коул, М. (1999). Культурная психология: некоторые общие принципы и конкретный пример. В Ю. Энгестрем, Р. Миеттинен и Р.-Л. Punamäki (Eds.), Перспективы теории деятельности (стр. 87–106). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

ЛЮЛЬКА. (2011). Веб-сайт CRADLE (Центр исследований деятельности, развития и обучения). Получено с: http://www.helsinki.fi/cradle/index.htm

Давыдов В.В. (1999). Содержание и нерешенные проблемы теории деятельности. Взгляды на теорию деятельности, 1, 39-52.

Энгестрём, Ю. (1987). Обучение путем расширения: теоретико-деятельностный подход к развивающей работе. Хельсинки: Ориента Консультит.

Энгестрём, Ю., и Миеттинен, Р. (1999). Теория активности: тщательно охраняемый секрет.

Эн П. и Кинг М. (1984). Инструментальный взгляд на проектирование интерактивной компьютерной поддержки квалифицированных рабочих. В М. Сааксъярви (ред.), Материалы Седьмого скандинавского исследовательского семинара по системоведению (стр. 211–242). Хельсинки: Хельсинкская школа бизнеса.

Грудин, Дж. (1990). Компьютер протягивает руку: историческая преемственность дизайна интерфейса. Эволюция и практика разработки пользовательского интерфейса, Материалы конференции ACM CHI’90 по человеческому фактору в вычислительных системах (стр. 261–268). Нью-Йорк: ACM Press.

Иссрофф, К., и Скэнлон, Э. (2002). Образовательные технологии: Влияние теории. Журнал интерактивных медиа в образовании, 6. Каптелинин В. и Нарди Б. А. (2006). Действие с технологией: теория деятельности и дизайн взаимодействия. Пресс МТИ.

Куутти, К. (1996). Теория деятельности как потенциальная основа для исследования взаимодействия человека и компьютера. В BA Nardi (Ed.), Контекст и сознание: теория деятельности и взаимодействие человека и компьютера (стр. 17–44). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

МакАвиния, К. (2016). Онлайн-обучение и его пользователи: уроки для высшей школы. Издательство Чандос.

Нарди, Б. А. (ред.). (1996). Контекст и сознание: теория деятельности и взаимодействие человека с компьютером . Массачусетский технологический институт Пресс.

Норман, Д. (1980). Двенадцать вопросов для когнитивной науки. Когнитивные науки, 4 , 1–32.

Рассел Д. (2002). Взгляд за пределы интерфейса: теория деятельности и распределенное обучение. В М. Ли и К. Николл (ред.), Распределенное обучение: социальные и культурные подходы к практике. Лондон: Рутледж Фалмер.

Выготский, Л. (1978). Взаимодействие между обучением и развитием. Чтения по развитию детей, 23 (3), 34-41.

Wertsch, JV (1981). Тенденции советской когнитивной психологии. История и критика психологии.

Дополнительная литература

Теория культурно-исторической деятельности:
Изучение теории для информирования практики и исследований

Теория культурно-исторической деятельности (ЧАТ)

Деятельность – Введение в психологию Учебное пособие

Глава 4: Мозг, тело и поведение

Быстрое запоминание частей мозга предложите несколько творческих идей о том, как запомнить названия различных частей мозга и то, что они делают!

Видео 4.1: Быстро запомнить части мозга (https://www.youtube.com/watch?v=6xnMLr-sF7o&feature=youtu.be), опубликовано Майклом Бриттом

Удар ножом в мозг: Финеас Гейдж: Любопытный случай с Финеасом Гейджем.

Видео 4.2: Удар ножом в мозг: Финеас Гейдж (https://youtu.be/FrULrWRlGBA), опубликовано vlogbrothers.

  • Дофамин: двуликая молекула, вызывающая зависимость и болезнь Паркинсона: подробный обзор того, как ученые исследовали роль дофамина в поведении человека: (https://www.theguardian.com/science/video/2012/ май/18/неврология-психология)
  • 3D Brain: это приложение поможет вам больше узнать о мозге: (https://itunes.apple.com/ca/app/3d-brain/id331399332?mt=8)
  • Neuroscience for Kids: Этот сайт, предназначенный для детей, посвящен изучению нейронауки в увлекательной форме:
    (http://faculty.washington.edu/chudler/neurok.html)

Видео The Brain выводит вас немного дальше того, что говорится в тексте о мозге.

Видео 4. 3 : Мозг (https://www.youtube.com/watch?v=kMKc8nfPATI), загруженное Bozeman Science.

 

И эти два эпизода ускоренного курса посвящены нервной системе:

Видео 4.4 : Нервная система, часть 1: Ускоренный курс A&P #8 (https://youtu.be/qPix_X-9t7E), опубликованное CrashCourse.

 

Видео 4.5 : Нервная система, часть 2 – Действие! Потенциал: Crash Course A&P #9 (https://www.youtube.com/watch?v=OZG8M_ldA1M), опубликованный CrashCourse.

 

 

  • Мозг человека: попробуйте это интерактивное занятие по изучению мозга
    (https://www.learner.org/series/discoveringpsychology/brain/brain_flash.html)
  • 2-Minute Neuroscience: The Neuron — короткое видео о нейронах.

Видео 4.6 : Человеческий мозг: Нуерон (https://www.learner.org/series/discoveringpsychology /brain/brain_flash.html), загруженное Neuroscientifically Challenged.

Тогда посмотрите, сможете ли вы ответить на следующие вопросы:

  1. Хорошая оценка количества нейронов в человеческом мозге:
    a. сотни
    б. тыс.
    гр. миллионов
    d. миллиарды
  2. Другое название тела клетки:
    a. дендрит
    б. центр
    с. сома
    д. аксон
  3. Электрический сигнал, проходящий по аксону, называется a(n)
    a. миелиновая оболочка
    б. текущий сигнал
    c. потенциал действия
    д. активный заряд
  4. Дендриты:
    а. получать сигналы
    б. высвобождают нейротрансмиттеры
    с. анализировать информацию
    d. все вышеперечисленное

Ответы: 1. д | 2. в | 3. в | 4. a

  • Здоровье, спорт и психология: Это исследование различий полушарий включает несколько вопросов, чтобы убедиться, что вы поняли материал (http://www.open.edu/openlearn/health-sports-psychology/psychology/starting). -психология/содержание-раздел-2.1)
  • Представьте, что вас попросили рассказать группе 10-летних детей о симпатической и парасимпатической нервной системе и их роли в нашей реакции на стресс. Подумайте, как бы вы объяснили им материал, и какие примеры вы могли бы использовать.

Наука Бозмана, (2014). Мозг. [Видеофайл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=kMKc8nfPATI

.

Бритт, Майкл. (2012). Быстро запоминайте части мозга. [Видео файл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=6xnMLr-sF7o&feature=youtu.be)

Чудлер, Эрик. (2018). Неврология для детей. Получено с http://faculty.washington.edu/chudler/neurok.html

.

Лаборатория Колд-Спринг-Харбор. (н.д.). 3D мозг. [Компьютерное приложение]. Получено с https://itunes.apple.com/ca/app/3d-brain/id331399332?мт=8

КрашКурс. (2015). Нервная система, часть 2 – Действие! Потенциал: Ускоренный курс A&P #9. [Видеофайл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=OZG8M_ldA1M

.

КрашКурс. (2015). Нервная система, часть 1: ускоренный курс A&P №8. [Видеофайл]. Получено с https://youtu.be/qPix_X-9t7E

Кучук, Угур Эрдэм. (2014) 2-минутная неврология: Нейрон. [Видеофайл]. Получено с https://youtu.be/6qS83wD29PY

Линер, Анненберг. (2017). Человеческий мозг. Получено с https://www.learner.org/series/discoveringpsychology/brain/brain_flash.html

Открытое обучение. Открытое обучение от Свободного университета. (2018). Начнем с психологии: Мозг из двух половинок. Получено с http://www.open.edu/openlearn/health-sports-psychology/psychology/starting-psychology/content-section-2.1

.

Канал Ньютона. (2012). Дофамин: двуликая молекула, стоящая за зависимостью и болезнью Паркинсона. [Видеофайл]. Получено с http://www.