Что такое личность определение: Личность. Что такое «Личность»? Понятие и определение термина «Личность» – Глоссарий
Личность – что это такое, структура, характеристики
Содержание
- 1 Понятие личности
- 2 Проблемы личности в психологическом аспекте
- 3 Становление личности
- 4 Как определить уровень развития личности
- 5 Типы
- 6 Структура
Понятие личности
Проблема личности является одной из наиболее актуальных тем в современной психологии. Данный термин характеризуется некоторыми особенностями, стоит отметить, что к ним не относятся генетические или физиологические аспекты. Кроме того, к особенностям не относят психологические и индивидуальные качества человека. Скорее, к ним можно отнести социальные глубинные особенности, которые свидетельствуют о направленности человеческой жизни, отражают природу человека как автора своей жизни. Итак, что такое личность – этим вопросом задаются многие люди, поэтому следует рассмотреть основные определения.
При широком понимании, личность – это такая субстанция, которая внутренне отличает одного человека от другого.
Есть три разных определения, которые описывают понятие личности.
1. Понятие трактуется как индивидуальность человека, которая указывает на его жизненный опыт, ценности, стремление, способности, духовное развитие и темперамент. Если рассматривать такое понимание более детально, то можно сказать, что она есть у человека, у животного, поскольку каждое животное имеет свои индивидуальные особенности и характер.
2. При промежуточном понимании – понятие личности – это субъект социума, индивид, который имеет социальную и личностную роль. Такое определение понятия личности принадлежит Адлеру и начинается с социального чувства. Ведь нахождение и прекрасное самочувствие – это занятие не из простых, если человек с ней удачно справляется, то перерастает во что-то более высокое. То есть в данном понятии такой человек представляет собой субъект, который взаимодействует с другими людьми на уровне привычек.
3. Узкое понимание: личность – это субъект культуры, самость. Он определяется как человек, являющийся автором своей жизни. То есть ребенок не является таковой, но может ею стать или не стать.
Определение такого понятия, как личность может быть любым. Однако все определения имеют общий смысл.
Проблемы личности в психологическом аспекте
Если понятие индивида сопровождается общими качествами homo sapiens, то понятие личности имеет тесную и неразрывную связь с понятием индивидуальности, то есть с социальными качествами, с отношением человека к миру, с его способностями. Человек может характеризоваться от уровня его сознания, от степени соотношения его собственного сознания с сознанием социума. Проявляется способность человека к общественным отношениям. К основным моментам, которые характеризуют рассматриваемое понятие, можно отнести следующие:
- Отношение к обществу;
- Отношение к отдельным людям из общества;
- Отношение к самому себе;
- Отношение к собственным трудовым обязанностям.
По данным критериям можно объяснить, что такое личность. Также основная характеристика – это уровень осознанности отношений и степень их устойчивости. При понятии личности важную роль играет ее позиция, а также способность к реализации отношений, что зависит от того, насколько развиты творческие способности человека, его знания и умения. Ведь ни один человек не рождается с готовыми способностями или с качествами, они формируются на протяжении жизни. Наследственная составляющая не определяет уровень развития, она отвечает только за физиологические способности личности, качества нервной системы. Но в биологической организации человека заложены его природные возможности, связанные с психическим развитием. Человек становится человеком только благодаря социальной наследственности, опыту других поколений, которые закрепляются в знаниях, традициях, предметах культуры. Проблема личности заключается в многочисленных моментах, которые являются базовыми для ее формирования.
Становление личности
Становление человеческой натуры происходит при строго определенных условиях. Требования общества зачастую определяют модель поведения человека. И то, что на самом деле выступает в качестве естественных характеристик сущности человека, на самом деле представлено закреплением общественных требований к поведению. Ниже будет рассмотрено, какие этапы проходит человек в процессе становления.
Основная движущая сила – это внутренние противоречия, которые возникают между потребностями, которые постоянно растут, и возможностью их удовлетворения. Сущность, формирующаяся в нормальных условиях, постоянно растет и развивает свои возможности, при этом формируя новые потребности. Основная проблема личности рассматривается в психологии и философии и включает в себя ее определение как таковой.
Как определить уровень развития личности
То, на каком уровне находится проблема личности, ее развитие, может определяться ее отношениями. Как правило, неразвитые лица ограничиваются меркантильными интересами. Если она является высокоразвитой, то это говорит о том, что в ней преобладают отношения общественной значимости, а также наблюдаются многочисленные способности личности как к общественным отношениям, также и к саморазвитию. Каждый индивид на протяжении жизни занимается решением достаточно сложных задач, и сущность во многом проявляется в том, каким образом он решает эти самые задачи. Ведь каждый человек решает трудности с помощью различных способов.
Понять индивида – означает разобраться в том, какие жизненные ценности у него приоритетные, какими принципами он руководствуется при решении задач. Проблема личности заключается в самосознании и в самосовершенствовании, которые должны быть непрерывными.
Типы
Можно выделить несколько основных типов личности:
- Социализированные – которые адаптированы к условиям социального бытия.
- Десоциализированные – которые отклоняются от требований социума. К таким можно отнести маргинальные личности. Проблема личности в данном случае заключается в непринятии обществом.
- Психически аномальные – это лица, которые имеют некоторые задержки в психическом развитии, психопаты. Здесь проблемой личности является то, что люди стараются избегать таких лиц.
Социализированная нормальная сущность имеет ряд особенностей. Она обладает автономией, утверждением собственной индивидуальности. Если возникают критические ситуации, социализированная натура сохраняет свою стратегию, не меняет своих жизненных принципов и позиций. Если возникают экстремальные ситуации и психологические срывы, такая натура может предупредить последствия посредством переоценки ценностей. Понятие такой личности предполагает сохранение оптимального настроения в любой ситуации.
Если индивид является психически уравновешенным, то он строит доброжелательные отношения с другими людьми, является альтруистичным по отношению к их потребностям. При построении жизненных планов нормальная натура исходит из реальности, обладает чувством чести, справедливости. Она является настойчивой касательно достижения целей и может без труда корректировать собственное поведение. Источники удач или неудач для нее – это она сама, а не внешние обстоятельства.
Если возникают сложные ситуации, хорошо развитый индивид способен взять ответственность на себя и рисковать оправданно.
Итак, человеческая сущность – это то, что обладает сознанием собственной обособленности, что позволяет ей быть свободной от диктата власти, оставаться спокойной при любых условиях. Такие способности личности делают ее сильной и способствуют дальнейшему развитию.
Структура
Структура состоит из ряда элементов – способностей личности, среди которых можно выделить следующие:
- Самосознание. То есть она отдает себе отчет в любых действиях, считает источником своей жизни только себя. Самосознание направлено на сознание собственного я, и рядом с этим понятием стоит самосовершенствование, которое также играет важную роль в формировании человеческой сущности.
- Направленность характеризует ее особенности характера, цели, направления для их достижения. Направленность является важнейшим элементом и характеризует социальное и духовное развитие. Направленность представляет собой ведущий элемент в структуре, а также позволяет при этом получать представление о личности в целом.
- Темперамент и характер. Данные качества формируются под воздействием общественного мнения, а также передаются генетически. Под темпераментом понимаются определенные свойства психики, которые выступают в качестве фундамента для формирования. Такие качества одинаково проявляются в любой деятельности человека, поскольку являются базовыми.
- Психические процессы и состояния. Могут передаваться генетически, но, как правило, формируются на протяжении жизни.
- Способности личности, а также ее задатки должны развиваться непрерывно, именно благодаря их развитию поддерживается рост. Способности любой личности являются приобретенными и формируются в зависимости от ряда факторов.
- Психический опыт. Этот фрагмент также является очень важным при формировании сущности.
Так, структура является достаточно обширной, уникальной, каждое звено должно быть реализовано в полной мере.
Понятие личности является достаточно обширным и разносторонним, оно характеризуется такими факторами, как темперамент, поведение, способности, психическое здоровье. Проблема личности заключается в основных моментах ее формирования, которые связаны с поведением, развитием, навыками и способностями. Человеческая натура является разносторонне развитой и особенной, и основная задача – создать максимально комфортные условия для дальнейшего развития.
Что такое личность человека и каждый ли ею становится
Приветствуем вас, уважаемые читатели!
Очень часто нам приходится сталкиваться с таким понятием, как личность. Однако далеко не все знают, какое значение оно в себе заключает. Ситуация осложняется тем, что общепринятый обиходный смысл сильно отличается от научного определения.
Постараемся простыми словами объяснить, что такое личность, каковы ее характеристики и основные подходы к изучению.
Определение личности в психологииЛичность в психологии – совокупность характеристик человека, определяющих его поведение и место в обществе.
Общество состоит из множества личностей, каждая из которых индивидуальна и уникальна.
Личность формируется годами из привычек и предпочтений человека, его эмоциональных реакций, социокультурного опыта и накопленных знаний.
Базисом для формирования личности служат индивидуальные психофизиологические особенности: строение нервной системы, тип темперамента, наследственные черты. Это то, что дается человеку от рождения и что мы изменить никак не можем.
На этом фундаменте и строится личность под воздействием социального окружения. Социокультурный опыт преломляется через призму индивидуальных особенностей, формируя устойчивую психоэмоциональную систему.
Определение личности в обиходеВы, наверное, заметили, что общеупотребимое понятие личности расходится с научным. Что значит быть личностью в общепринятом ненаучном смысле слова?
Называя человека этим словом, люди акцентируют внимание на его выдающихся характеристиках. “Он личность”, – говорят о людях сильных, успешных, с богатым опытом, многого добившихся, внесших существенный вклад в социальную жизнь.
Индивид, индивидуальность, личностьС понятием “личность” тесно связаны другие два термина: индивид и индивидуальность. Несмотря на схожесть, у них есть ключевые различия.
Индивид – отдельный представитель рода Homo Sapiens. Это “человек вообще”, без акцента на каких-то его индивидуальных особенностях.
Индивидуальность – система уникальных черт, присущих какому-то конкретному человеку.
Каждый человек рождается индивидом, затем происходит формирование его индивидуальности, которая кристаллизуется в личность через взаимодействие с социальной средой.
Каждый ли человек становится личностьюИсходя из определения, на первый взгляд может показаться, что каждый. У всех людей есть свои индивидуальные особенности, которые влияют на его поведение.
Однако дело обстоит сложнее. Личность – продукт социализации индивида. Она формируется только под влиянием общества. Если человек вовремя не интегрируется в социум, не пройдет поэтапно все стадии социализации, то и личностью он, к сожалению, не станет.
Феномен человека без личности можно наблюдать на так называемых людях-маугли. Это индивиды, которые в детском возрасте были вырваны из человеческой среды и воспитывались животными. Даже если их возвращают обратно в общество, полноценными его членами они никогда не станут. У них попросту не сформированы и не развиты функции мозга, отвечающие за социальное взаимодействие, а сензитивные (наиболее благоприятные) периоды для их развития уже прошли. Поэтому личности у таких людей нет.
Компоненты личностиИз чего же состоит личность? Это многокомпонентная сложная структура.
Ее компоненты – устойчивые психические явления, которые проявляются в процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми. К ним относятся способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация.
Давайте рассмотрим их все подробно.
СпособностиСпособности – это то, что определяет успешность индивида в разных видах деятельности.
Это понятие можно истолковать по-разному. С одной стороны, под способностями подразумевают особенности протекания психических процессов, положительно влияющих на качество деятельности. С другой – это высокий уровень развития умений, навыков и знаний.
Существует несколько классификаций способностей.
По структуре способности подразделяются на:
- Элементарные способности. Они связаны с функциями мозга, присущими каждому человеку. К ним относятся, например, способность различать цвета, запахи, звуки, способность запоминать и усваивать информацию. Они врожденные, но поддаются развитию в течение жизни.
- Сложные или социально обусловленные способности. Это способности к какой-то конкретной деятельности. Например, музыкальные, спортивные, художественные, литературные способности. Не являются врожденными, развиваются в процессе взаимодействия с социумом.
По распространенности:
- Общие способности свойственны всем людям. Например, способность к общению, двигательные способности, к эстетической и нравственной деятельности.
- Частные способности свойственны не каждому. Важную роль в их формировании играют задатки: музыкальный слух, художественно-эстетическое чувство и т. п.
По характеру деятельности бывают:
- Теоретические способности связаны с абстрактно-логическим мышлением. Отражают, как хорошо человек решает теоретические задачи, оперирует абстрактными терминами, устанавливает логические связи между предметами и явлениями.
- Практические способности связаны с манипулированием конкретными предметами в процессе деятельности.
Все способности дополняют друг друга и позволяют человеку гармонично развиваться. От их реализации во многом зависит жизненный успех.
ТемпераментТемперамент – совокупность свойств нервной системы и особенностей протекания психических процессов, определяющих поведение и реакции человека. Темперамент – врожденная характеристика, которая не меняется в течение жизни.
Классификацию темпераментов предложил еще Гиппократ в V веке до н. э. Он разделил людей на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Люди пользуются этой классификацией и по сей день. В чем проявляется каждый тип темперамента?
Основные характеристики сангвинического темперамента – устойчивость нервной системы и экстравертированность. Сангвиники – активные, энергичные весельчаки.
Они легко сходятся с людьми, оптимистичны и деятельны. Их отличает умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и высокий уровень саморегуляции.
Флегматики – интроверты со стабильной нервной системой. Они хладнокровны, слабо эмоциональны, медленно возбудимы. Однако, когда им удается включиться в деятельность, они проявляют высокий уровень работоспособности. Трудно приспосабливаются к новым условиям и тяжело отказываются от старых привычек.
Холерический темперамент характеризуется нестабильностью нервной системы и экстравертированностью. Холерики вспыльчивы, эмоциональны, импульсивны. Но довольно быстро остывают, если им идут навстречу.
Меланхолики – интроверты с нестабильной нервной системой. Это тревожные, пессимистичные, ранимые люди. Они склонны к постоянному самокопанию и чрезмерной озабоченности своей внутренней жизнью.
Знание темперамента открывает человеку широкие возможности. На их основе можно гораздо эффективнее планировать деятельность. Вы будете знать свои особенности, стараться избегать потенциально уязвимых ситуаций, эффективно взаимодействовать с людьми.
ХарактерХарактер – это устойчиво сложившаяся система способов взаимодействия человека с миром.
В отличие от темперамента характер не является врожденной характеристикой. Он более гибок и подвержен всевозможным влияниям. Однако в его основе все равно лежат врожденные особенности, на которые впоследствии накладываются факторы среды.
Отдельные устойчивые паттерны поведения человека в различных ситуациях называют чертами характера.
Выделяют три группы таких черт:
- Коммуникативные. Проявляются в общении с другими людьми. Человек может быть коммуникабельным или замкнутым, тактичным или резким, приветливым или агрессивным.
- Деловые. Характеризуют человека в деятельности. К ним относятся аккуратность, исполнительность, трудолюбие, безалаберность, лень и другие.
- Волевые. Характеризуют умение человека сознательно управлять своим вниманием и направлять его в русло достижения цели. К ним относятся целеустремленность, настойчивость, упорство, уступчивость и т. п.
Загляните также в наши статьи про положительные и отрицательные качества человека.
ВоляВоля – один из важнейших компонентов личности, ее стержень.
Именно сила воли определяет силу личности. Под волей подразумевается способность управлять своим поведением, контролировать психические состояния и процессы.
В человеке постоянно борются разные мотивы, желания, направленности. Воля помогает нам следовать тем из них, которые в конкретный момент времени являются наиболее полезными и приближают к достижению цели. Поэтому воля всегда сопряжена с самоограничением.
Воля – величина не статичная. Она поддается тренировке, словно мышца. Подробно о самодисциплине мы писали в статье о том, как развить силу воли.
ЭмоцииЭмоции – индивидуальные переживания, которые возникают в ответ на внешние или внутренние стимулы.
Эмоции нужны человеку для более эффективного приспособления к окружающей среде. Они играют важную роль в процессе взаимодействия людей друг с другом.
В психологии принято классифицировать эмоции следующим образом:
- Настроение – совокупность эмоциональных реакций, протекающих в определенный момент времени.
- Простейшие эмоции – эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей.
- Аффект – бурный неконтролируемый всплеск эмоций.
- Чувства – переживания, вызванные конкретным объектом или человеком.
- Страсть – яркие, сильные и положительно окрашенные эмоции, которым человек не в состоянии противостоять.
- Стресс – смесь сильных негативно окрашенных эмоций с характерными физиологическими реакциями.
Эмоции оказывают сильное влияние на восприятие человеком собственной жизни и на восприятие его самого другими людьми. У всех людей эмоции протекают по-разному.
МотивацияМотивация – психический компонент, который отвечает за побуждение человека к деятельности. Это совокупность причин, обусловливающих поведение человека.
Мотивация тесно связана с потребностями человека. Можно сказать, что она является своего рода инструментом удовлетворения потребностей. Чем сильнее выражена конкретная потребность, тем выше мотивация к ее реализации.
Действующей единицей мотивации является мотив. Это внутренний позыв, который возникает в ответ на потребность и заставляет человека совершать определенные действия.
Мотивация является главной движущей силой нашего развития. Без нее человек не сможет достичь в жизни успеха и реализовать свой потенциал. Поэтому нужно относиться к ней бережно и внимательно.
Концепции и теории развития личностиТема личности бередила умы психологов и философов всегда. Так как понятие это сложное и многогранное, существует несколько научных доктрин, объясняющих, как формируется личность. Давайте кратко рассмотрим основные из них.
Теория Зигмунда ФрейдаОсновоположник психоанализа рассматривал личность как трехкомпонентную структуру, состоящую из:
- Ид (Оно) – неосознаваемая часть психики, в которой господствуют инстинкты, наследуемые особенности, глубинные влечения.
- Эго (Я) – психический компонент, находящийся в контакте с окружающим миром. Эго преобразует часть энергии Ид в социально приемлемую форму и обеспечивает успешную интеграцию человека в общество.
- Супер-эго (Сверх-Я) – компонент, связанный с системой ценностей, которая господствует в обществе. Это своеобразный судья, который ведет надзор за соответствием поведения человека общепринятым нормам.
Теория Зигмунда Фрейда снискала небывалую популярность как в научных, так и в обывательских кругах. Она раскрывает глубинные процессы, лежащие в основе человеческого поведения. Основная мысль концепции в том, что наше поведение во многом определяется иррациональными бессознательными влечениями, в частности сексуальным влечением.
Теория Карла Густава ЮнгаВ основе формирования личности по Юнгу лежат врожденные принципы, которые передаются из поколения в поколение.
Их называют архетипами.
В течение жизни эти архетипы обрастают индивидуальными особенностями и формируют личность.
Согласно концепции Юнга, “Я” человека все время стремится к единству и целостности. Достигается это единство путем уравновешивания различных элементов в процессе самореализации индивида.
Юнг выделял несколько основных сфер личности:
- Бессознательная коллегиальная. В ней хранится память обо всем историческом пути человечества.
- Бессознательная персональная. Затрагивает чувства, комплексы, стремления человека, которые вытесняются из сознания.
- Сознательная персональная. Та часть личности, которую человек осознает и на которую способен влиять. Состоит из мыслей, воспоминаний, чувств, желаний.
В основе данной теории лежит представление о человеке как о субъекте, который стремится реализовать свой потенциал.
Созидательное начало и целенаправленная деятельность являются главной движущей силой развития личности.
Самыми яркими представителями гуманистической школы считаются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.
Маслоу создал знаменитую пирамиду потребностей.
По его теории потребности делятся на низшие и высшие. Первые прекращают свое действие после их удовлетворения, а вторые усиливают свое действие.
Роджерс считал, что формирование личности – результат активного самопознания. Человек открывает свой врожденный потенциал и старается реализовать его.
Поведенческая (бихевиористская) теория личностиСогласно данной теории, основной движущей силой развития личности является среда, в которой находится человек. Личность является промежуточным звеном между стимулом и реакцией. Становление личности происходит в процессе научения.
Бихевиористы считали, что человек практически полностью лишен свободы воли. Все его действия и поступки определены внешними обстоятельствами, на которые он реагирует практически рефлекторно.
ЗаключениеДавайте подведем итоги и выделим суть. Личность – это продукт социализации индивида и в то же время главный инструмент взаимодействия его с обществом.
Личность формируется под воздействием врожденных особенностей и окружающей среды.
Основными ее компонентами являются способности, темперамент, характер, воля, эмоции и мотивация.
Часть из них статичны и неизменны, другие же способны меняться в течение жизни.
Если хотите иметь сильную личность, нужно принять свои неизменные особенности, хорошенько изучить их и всегда учитывать. А все силы направить на прокачку тех качеств, которые поддаются развитию. Особенно это касается воли и мотивации.
А вы способны спокойно принимать свои врожденные особенности? Или до сих пор пытаетесь их переделать?
Может понадобиться много времени, чтобы принять свой темперамент. Зато это даст мощнейший толчок в развитии и становлении личности.
До встречи в следующей статье!
Что такое личность? Определение, характеристики и факторы влияния
Содержание страницы
Что такое личность?
Под личностью понимается совокупность всех моделей мышления, чувств, действий и поведения, которые уникальны и отличают одного человека от другого. Каждая личность уникальна. Нет двух одинаковых людей.
Слово «личность» происходит от латинского слова «persona», что означает маска музыки и танца. В Древней Греции и Риме персонажи пьесы носили маки в соответствии с их ролью в пьесе.
То, как человек действует, чувствует и думает, уникально и типично для других. Никто не может действовать, чувствовать и думать точно так же, как другой, потому что психологические качества и черты человека отличаются от всех остальных. Личность каждого уникальна. Уникальный характер относится к психологическим характеристикам, таким как застенчивость, дружелюбие, готовность к сотрудничеству, которыми обладает каждый человек. В результате каждый из нас носит маску, отличную от тех, что носят другие. Наши ответы являются частью маски социального участия.
Психологи давно спорят о том, что формирует научное восприятие личности. Одни определяют по биологической активности, другие по чертам человека, третьи по темпераменту. У каждого психолога есть свое определение личности.
Мортон Принс (1924), «личность есть совокупность всех биологических врожденных предрасположенностей, импульсов, склонностей, аппетитов и инстинктов индивидуума, а также приобретенных предрасположенностей и склонностей». Это определение делает потенциально полезный акцент на внутреннем характере.
Гордон Олпорт (1937), «личность — это динамическая организация внутри индивидуума тех психологических систем, которые определяют его уникальные приспособления к окружающей среде». Это определение охватывает большинство трудностей, возникающих при определении личности. В этом определении признается его изменчивый характер, оно акцентирует внимание на внутренних аспектах, а не на поверхностных проявлениях, и оно устанавливает основу социальной ценности личности. Это определение считается научным подходом к описанию характера личности.
Если рассматривать личность исходя из реальности, то это не явление, непосредственно наблюдаемое. Следующие пункты помогают прояснить его аспекты.
- Это совокупность физических и психических качеств, идей, стремлений, амбиций, способностей и интересов, характеризующих человека.
- Это структура и модель общего поведения человека.
- Это социальное и психологическое воздействие, которое человек оказывает на других в процессе приспособления.
- Уникальный. Люди отличаются во всех аспектах.
Факторы, влияющие на личность
Личность очень динамична и может зависеть от различных факторов. личностные черты, привычки и приобретенное поведение обычно формируются и характеризуются биологическими (унаследованными) и социальными (средовыми) факторами. Современные психологи не вступают в полемику между наследственностью и окружающей средой или созреванием и факторами обучения. Они считают, что каждый аспект этих факторов влияет на личность.
Психологи для удобства разделили эти факторы на две широкие категории, а также признали ситуационными факторами. Таким образом, развитие личности человека рассматривается как слагаемое как биологическими факторами, так и факторами внешней среды, которым способствуют ситуационные условия. Биологические факторы задают пределы развития личности, в то время как социальные факторы действуют на основе биологических факторов. Индивидуум не полностью во власти своего окружения. Теперь давайте посмотрим на эти детерминанты,
Биологические факторы личности
Личность формируется под воздействием множества мельчайших влияний. Несколько различных подходов раскрывают значение биологических факторов. Некоторые из них — наследственность, железы внутренней секреции, нервная система и телосложение.
Наследственность (ген)
Процесс селекции невозможен для людей. Лучшим источником доказательств является сравнение однояйцевых и разнояйцевых близнецов, а также сравнение однояйцевых близнецов, разлученных в раннем возрасте.
Однояйцевые (монозиготные) близнецы — это два человека, которые имеют точно такую же наследственную конституцию. Однояйцевые близнецы появляются в результате случайного расщепления одной оплодотворенной яйцеклетки. Две разделенные оплодотворенные яйцеклетки являются генетическими репликами. Разнояйцевые (дизиготные) близнецы, с другой стороны, развиваются из отдельно оплодотворенных яйцеклеток, и генная картина разнояйцевых близнецов может заметно различаться. Если сравнить степень сходства пары монозиготных близнецов со степенью сходства пары дизиготных близнецов, то мы обнаружим относительный вес наследственности и среды.
Нервная система
Функции как вегетативной нервной системы (ВНС), так и центральной нервной системы (ЦНС) важны для определения личности. ВНС состоит из двух систем: симпатической и парасимпатической, которые оказывают большое влияние на гомеостатические процессы, черты темперамента и другие аспекты личности.
Freeman (1948) в своем исследовании обнаружил, что два процесса, управляющие возбуждением и контролем разрядки, взаимодействуют друг с другом. Люди с высоким уровнем влечения быстро мобилизуют энергию в ответ на присутствие угрозы. Люди с сильным возбуждением и слабым контролем склонны к совершению преступлений и, как правило, плохо приспосабливаются. Точно так же люди со слабым возбуждением и сильным контролем боятся что-либо пробовать и считаются «неадекватными личностями», пассивны, пессимистичны и склонны к суициду. Человек с высоким уровнем возбуждения и контроля, скорее всего, будет очень успешным, потому что он использует энергию не расточительно, а разумно.
Эндокринные железы
Аномальные состояния желез приводят к дефективной личности. Та же логика означает, что нормальная личность является продуктом адекватной секреции желез. Согласно Луи Берману, невротики и деградировавшие, сумасшедшие и преступники являются жертвами железистых расстройств и могут быть вылечены железистой терапией. Ниже приведены важные железы человека.
- Гипофиз — В связи с тем, что эта железа контролирует все железы, также известная как главная железа. Она состоит из двух частей: передней доли и задней доли. Передняя доля имеет большее психологическое значение, поскольку она секретирует гормон роста соматотропин. Задняя доля контролирует артериальное давление, функцию почек, жировой обмен и т. д.
- Щитовидная железа – расположенная рядом с гортанью в горле, щитовидная железа выделяет тироксин, который регулирует потребление кислорода и скорость обмена веществ в организме.
- Паращитовидная железа . Эта железа расположена в щитовидной железе и состоит из четырех или более крошечных структур, которые регулируют уровень кальция в организме.
- Надпочечники – Два надпочечника расположены в верхней части почки. Каждая железа состоит из двух частей: коры надпочечников и мозгового вещества надпочечников. Эти две части секретируют отдельные гормоны, называемые кортином и гормоном экстренной помощи соответственно.
- Половые железы – Семенники у мужчин и яичники у женщин относятся к категории половых желез. Яички являются мужскими половыми железами и выполняют две важные функции: производство мужских половых клеток и производство гормонов мужских, физических и умственных качеств.
Телосложение
Уильям Шелдон (1899–1977), психолог с медицинским образованием, предположил, что форма тела определяет личность человека. Шелдон разработал систему, состоящую из трех типов телосложения: эндоморфов, мезоморфов и эктоморфов.
Эндоморфы имеют мягкое и круглое тело и, как правило, они мягкие и толстые. Они любят комфорт и общительны. Мезоморфы имеют прямоугольное тело и, как правило, мускулистые. Они энергичны, напористы и агрессивны. Эктоморфы имеют тонкое и нежное тело. Обычно они замкнуты, одиноки, обладают церебротоническим темпераментом, сдержанным, застенчивым и пугливым.
Факторы окружающей среды (социальные факторы)
С момента рождения личность ребенка формируется и формируется сообществом, в котором он живет. На первых порах сообщество может состоять только из семьи ребенка. Позднее школа, религия, культура, учителя, друзья, экономические условия, фильмы и т. д. — все это оказывает свое влияние.
Семья или домашняя обстановка должны прививать хорошие привычки уборки, еды, сна и приучения к туалету. Подражание ребенком своим родителям является важным способом обучения, который оказывает большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка. В целом социальные факторы делятся на четыре основные категории: домашнее влияние, школа, экономические факторы и культура.
Домашнее влияние
Ребенок — биологический и социальный организм. Его биологические атрибуты влияют на социальный паттерн. Образцы любви, сочувствия и понимания, которые подают родители, побуждают ребенка быть социально приемлемым и развивать личные качества. В другой модели доминирующий отец, придирчивая мать и сенсорная депривация могут препятствовать эмоциональному здоровью ребенка, вызывая эмоциональную нестабильность, застенчивость и враждебность.
Отверженные дети или дети, подвергнутые жесткой дисциплине, часто проявляют недостаток уверенности, силы воли и независимости и имеют более низкую самооценку. Негативизм, вспышки гнева, упрямство, поддразнивание и заржание — черты характера, которые развиваются у избалованного и невоспитанного ребенка. Психологи обнаружили, что роль матери и отношения между родителями и братьями и сестрами оказывают большое влияние на развитие личности ребенка.
Школа
После семейного окружения ребенок попадает в школу, где он воспринимает учителей как замену своим родителям. Различия в поведении учителей имеют большое значение для развития ребенка. Например, некоторые институциональные правила и требования могут показаться ребенку новыми и разочаровывающими. Ребенок должен адаптироваться к задачам, вознаграждениям и наказаниям в соответствии со своими способностями и мотивацией.
Многие факты, такие как проблемы, ожидания, правила, предписания и т. д., действуют как сила, формирующая его личность. Роль администратора и учителя, социальный климат, методы обучения, достижения ребенка, применяемые поощрения и наказания, образовательная политика, соревновательная мотивация являются мощными элементами формирования личности ребенка, связанного со школой.
Экономический фактор
Человеческая личность в значительной степени подвержена влиянию экономических факторов. Нехватка денег напрямую ведет к определенным видам разочарований, стрессов и конфликтов. Тип жилья, низкий уровень занятости отца, инфляция, безработица, неудовлетворенность работой и т. д. являются источниками стресса, с которыми могут столкнуться люди в обществе.
Экономическая роль может быть связана с системой занятости, пирамидой доходов и социальными ожиданиями. Профессиональная система связана с множеством факторов, таких как интеллект, способности, возможности получения образования, ограничения со стороны работодателей и баланс между личностью и требованиями профессиональных ролей. Человек может преуспеть или потерпеть неудачу, что может привести к изменению его личности в лучшую или худшую сторону.
Культурное влияние
Культура не может существовать без личности. Культура есть сумма личностей многих людей. Это организованный набор верований, ритуалов и институтов, которые формируют людей в соответствии со своими шаблонами.
Подходящая модель для подражания и система ценностей формируют личность человека, которая формируется социальными табу, приказами и обязательствами. Культурные ценности, основанные на демократическом принципе, предоставляют человеку свободу развивать свою личность до максимального потенциала.
Ситуационные факторы личности
Ситуация – это совокупность обстоятельств, в которых оказываются люди. Мы видели, что разные ситуации могут по-разному влиять на разных людей. Личность человека раскрывается, когда и человек, и ситуация взаимодействуют друг с другом. Отношения между ситуацией и человеком взаимны.
Люди часто играют важную роль в выборе ситуации, с которой сталкиваются, выбирая место жительства, работу, друзей и т. д. Этот выбор частично определяется чертами их личности. Например, экстраверт, скорее всего, ищет вечеринку, а интроверт ищет тихий уголок, где он может свернуться калачиком с книгой. Ситуация может определять поведение человека, но черты человека часто определяют, в какой ситуации он окажется.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Что такое личность? Это определения, природа, характеристики Это определения, природа, характеристики
Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий
Содержание
- 1 Значение.
- 2 Определения личности в психологии
- 3 Природа личности в психологии или характерные черты.
- 4 Детерминант личности в психологии
- 5 Методы изучения личности в психологии
- 6 Характеристики «хорошей» теории личности
- 7 Подходы к изучению личности в психологии
- 8 Культура и классификация теорий личности
- 2 900 .
- 9.1 Теории черт личности-
Слово «Личность » произошло от латинского слово « персона» означает маску , которую носит актер.
Определения личности в психологии- «Личность – это динамическая организация внутри индивидуума тех психофизических систем, которые характеризуют его/ее характерную адаптацию к окружающей среде» – Allport (наиболее полное определение )
- «Это относится к уникальному и последовательному образцу мышления, чувств и поведения» — Первин
- Рэймонд Кеттелл определяет личность как черты, которые предсказывают поведение человека.
- Согласно Американской психологической ассоциации , « Личность относится к индивидуальным различиям в характерных моделях мышления, чувств и поведения».
- Мортон Принс (1924) определяет: «Это сумма всех биологических, врожденных предрасположенностей, импульсов, склонностей, влечений и инстинктов индивидуума, а также приобретенных предрасположенностей и склонностей, приобретенных в результате опыта».
- Именно более или менее стабильная и устойчивая организация характера, темперамента, интеллекта и телосложения человека определяет его уникальную приспособленность к окружающей среде. (Айзенк, 1952).
- Под личностью обычно понимаются отличительные модели поведения (включая мысли и эмоции), которые характеризуют адаптацию каждого человека к жизненным ситуациям в его или ее жизни. (Уолтер Мишель, 1981).
- Обычно определяется как уникальные и относительно стабильные образцы поведения, мыслей и эмоций человека. (Барон, 1993).
(Примечание: за хорошие оценки на экзамене набирайте первое)
- Динамическая организация- Психологические элементы системы независимы, но функционируют связующим образом. он может измениться
- Психофизические системы – Психологические элементы системы – это черты, эмоции, интеллект, темперамент, характер, основанные на неврологии и эндокринологии организма.
- Уникальный- У каждого свой характер.
- Постоянный образец — человек ведет себя одинаково в разных ситуациях.
- Мышление (познание), Чувство (аффект), Поведение (поведение)
1 Биологические факторы —
- Телосложение,
- Физический дефект,
- Физическая привлекательность,
- Состояние здоровья
2 Психологические факторы
1 Интеллектуальные детерминанты
2 Эмоциональные детерминанты
3 Чрезмерная любовь и привязанность
4 Самопрофила.
2 Социальная депривация
3 Воспитательные факторы
4 Семейные детерминанты
5 Эмоциональный климат дома и ординальное положение
6 Размер семьи
- Опросы самоотчетов
- Тесты Q-сортировки
- Рейтинговые шкалы
- Наблюдения за поведением
- Интервью
- Проективные методы
- Биологические меры
- Анализ документов
- Она должна помочь нам понять и объяснить индивидуальные различия
- Это должно помочь нам прогнозировать поведение человека дома, в школе, на работе и в других социальных условиях
- Должен быть проверен эмпирически
- Со временем он должен расти за счет включения результатов исследований и конструктивной критики
- Должен быть широко применим
A. Подход, основанный на взаимодействии человека и ситуации . Этот подход утверждает, что если поведение людей так резко меняется от одной ситуации к другой, мы должны сосредоточиться на ситуациях, а не на чертах.
B. Идиографический подход к личности – Идиографический метод предполагает изучение отдельного человека как целостной, сложной, взаимодействующей системы.
C. Номотетический подход к P личности – Номотетические исследования – это исследования, в которых характеристика (например, агрессия) изучается у большого числа людей, которые могут быть похожи только тем, что разделяют эту единственную черту.
Культурные эффекты – Общее поведение и обычаи, которым мы учимся в различных учреждениях нашего общества. например религия, образование, государственная политика и идеология, национальность, раса, каста, этническая группа
Эмический подход VS Этический подход – эмический подход зависит от культуры. Он ориентирован на одну культуру. Но подход этический является межкультурным. Он ищет сходство между культурами.
Индивидуалистические и коллективистские культуры — Различие в центральном или фокусном аспекте автономного индивидуума по сравнению с фокусом коллективного целого. Например, западная культура поощряет независимость и индивидуальное развитие, тогда как восточные культуры поощряют групповую деятельность и коллективное развитие.
Классификация теорий личности. Теории черт личности-Группа теоретиков считала, что наша личность представляет собой комбинацию черт, определяющих наше поведение.
Теория черт Олпорта– Согласно теории, нашей личностью управляют три типа черт. Они назвали эти три категории признаков кардинальными чертами, центральными чертами и вторичными чертами.
Теория признаков Кеттелла — Кеттелл определил «исходные черты» как наиболее важные, а « поверхностные черты » как менее важные черты. Кеттел также определил между 90 184 общими чертами, 90 185 и 90 184 уникальными чертами. Он выделил шестнадцать черт человеческой личности.
Теория черт характера Айзенка — . Он предположил, что наша личность состоит из двух основных измерений: Экстраверсия и экстраверсия. интроверсия ; и Нейротизм против. Стабильность . Согласно его теории, разные комбинации этих измерений приводят к развитию разных личностей. Позже он добавил к своей модели третье измерение и назвал ее Psychoticism Vs. Социализация.
Теория пяти факторов (большой пятерки) Маккрея и Косты – МакКрей и Коста считали, что все черты человеческой личности можно свести только к пяти факторам: Открытость опыту, Добросовестность, Экстраверсия, Доброжелательность и Нейротизм.
Хочешь проверить свою личность ? Щелкните здесь
Категорииfyba психология, уведомления, Психология SYBA, Теории личностиТегиПодходы к изучению личности в психологии, Характеристики «хорошей» теории личности, Характеристики личности, Классификация теорий личности.