Деиндивидуализация взаимного восприятия характерна для: Тема 10 Групповые конфликты
Эссе. Виды конфликтов в организации
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
Кафедра общественных наук
Дисциплина: Конфликтология
ЭССЕ
Тема: Виды конфликтов в организации
Выполнил(а): студент(ка) учебной группы, курса, Попова Е.А.
Проверил: преподаватель кафедры общественных наук
Гаркина Т. В.
______________________ Подпись, дата проверки
Санкт – Петербург
2018 г.
Общество — это целостное образование, для которого характерна сложная система отношений — политических, социальных, экономических, духовных, родственных, нравственных и др. Основу этих отношений составляют интересы и потребности людей. При возникновении помех на пути к реализации данных потребностей и интересов, ожиданий и целей, между людьми и социальными группами обостряются противоречия, появляется напряжение, возникают кризисные ситуации, рождается открытая конфронтация, сознательное противоборство, конфликты.
Конфликтам в организациях отводится отдельное место среди кризисных ситуаций.
Конфликт в организации представляет собой открытую форму существования противоречий интересов, появляющихся в ходе взаимодействия людей при решении вопросов личного и производственного характера. Предвестников конфликта в организации выступает социальная напряжённость в коллективе.
Существует большое количество разнообразных классификаций конфликтов, но мне больше всего, нравится следующая. Конфликты подразделяются на межличностные конфликты, межгрупповые, конфликты между личностью и группой, между обществом и группой.
1. Межличностные конфликты.
Нет строгого определения межличностного конфликта. Межличностный конфликт достаточно тесно переплетён с внутриличностным конфликтом. Назовём отличительные особенности межличностного конфликта:
1. Противоборство между людьми непосредственно протекает на данный момент, «здесь и сейчас». Основой является столкновение их личных мотивов. Столкновение соперников происходит «лицом к лицу».
2. Можно наблюдать весь спектр существующих причин: частных и общих, субъективных и объективных.
3. Для участников конфликтного взаимодействия межличностные конфликты — это своеобразный полигон проверки темпераментов, характеров, проявления индивидуально-психологических особенностей, таких как: способности, интеллект, воля и др.
4. Для них характерна высокая эмоциональность и практически всесторонний охват отношений между субъектами конфликтного взаимодействия.
5. В ходе межличностного конфликта почти всегда затрагиваются интересы окружающих.
2. Групповые конфликты.
Групповой конфликт – это противоборство, где одна или обе стороны представлены малой социальной группой. Исходя из субъектов конфликтного взаимодействия, можно выделить два типа групповых конфликтов «группа-группа» и «личность-группа».
Для конфликтов, возникающих между личностью и группой в среде групповых взаимоотношений характерны некоторые особенности, необходимые для учёта при столкновении с подобными конфликтами.
Первая особенность представлена структурой конфликта. С одной стороны субъектом конфликтного взаимодействия является личность, а с другой – группа. Другими словами, основой конфликта является столкновение групповых и личностных мотивов. У группы (или толпы) имеется дополнительная мощность и немобильность. Исходя из этого, субъекты в таком конфликте, включённые в группу, являются более жестокими, чем в обычное время.
Вторая особенность представлена специфичными причинами конфликта. На данные причины влияет положение индивида в группе, характеризующееся расхождением в следующих понятиях:
Позиция – официальное положение, которое определяется должностью.
Статус – степень авторитетности личности, её реальное положение, в системе внутригрупповых отношений. Статус подразделяется на высокий, средний и низкий (относительно положения).
Внутренняя установка – то, как личность сама воспринимает свой статус.
Роль – заданный нормативно или одобряемый коллективом образец поведения личности.
Групповые нормы – общие правила поведения, которым подчиняются вся группа.
Причины конфликтного взаимодействия личности и группы всегда связаны: а) с нарушением в ролевых ожиданиях; б) с неадекватностью между внутренней установкой и статусом личности (в особенности конфликтность между личностью и группой проявляется в случае завышения у неё внутренней установки; в) с нарушением групповых норм.
Третья особенность представлена форме проявления конфликта. Сюда входит эйфория, полное прекращение или ограничение неформального общения, использование групповых санкций.
Классификацию конфликтов «личность-группа» можно представить следующим образом:
Вариант конфликта | Возможные причины |
Руководитель — коллектив | · Большое влияние негативно направленных микрогрупп с и их лидерами · Низкий уровень компетентности руководителя · Стиль управления · Новый руководитель, который назначен со стороны |
Рядовой член коллектива — коллектив | · Неадекватная статусу внутренняя установка · Нарушение групповых норм · Конфликтная личность |
Лидер – группа | · Изменение группового сознания · Превышение лидерских полномочий · Использование компромата против лидера · Низкий уровень профессиональной подготовки |
Конфликты, относящиеся к типу «группа-группа» можно назвать межгрупповыми.
3. Межгрупповые конфликты
Противоборствующими сторонами выступают малые группы, средние и микрогруппы. Основу конфликтов такого типа составляет — столкновение между противоположно направленными групповыми мотивами. Происхождение объясняется природно обусловленной привязанностью к «своим» и враждебностью к «чужим».
У межгруппового конфликта есть определённая специфика.
Во-первых, и без того всегда субъективный образ конфликтной ситуации носит характер групповых оценок, мнений, взглядов. Типичное субъективное содержание конфликтного взаимодействия межгруппового конфликта характеризуется и представлен следующими явлениям:
1. Деиндивидуализация взаимного восприятия. У членов конфликтующих групп восприятие друг друга осуществляется по схеме «Мы — Они».
2. Неадекватное групповое, социальное сравнение. Своя группа в групповых мнениях всегда оценивается выше.
3. Групповая атрибуция. Негативное поведение чужой группы и положительное поведение своей группы объясняется внутренними причинами. А, позитивное поведение чужой группы и негативное поведение своей группы объясняется обстоятельствами «из вне».
4. Агрессия. В ходе межгрупповых конфликтов индивид ведёт себя намного агрессивнее, чем, в случае необходимости принятие индивидуального решения. Причиной является так называемый эффект толпы, который одновременно обеспечивает «заразительность агрессии» и намного снижает уровень персональной ответственности за происходящее. В любой группе всегда есть лидер, который, в случае наказания, по мнению остальных, примет на себя всю энергию. Это способствует заметному снижению ответственности за собственное поведение. Помимо этого, проявление агрессии в группе даёт чувство анонимности, что также способствует снижению чувства персональной ответственности. К тому же, агрессивное поведение в группе людей, которые ведут себя, так же агрессивно, воспринимается в качестве социального одобрения и поддержки.
Также межгрупповые конфликты включают в себя трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт.
Причинами трудового конфликта являются:
· выполнение договоренностей;
· система распределения ресурсов;
· неудовлетворительные условия труда.
Формы трудового конфликта:
· пикеты;
· обращение к общественности через СМИ;
· демонстрация;
· забастовка и т.д.
Условия межэтнических конфликтов:
· завышенный или заниженный уровень национального самосознания;
· наличие в обществе «критической массы» проблем, которые влияют на все стороны национального бытия;
· наличие политических сил, использующих в борьбе за власть два первых фактора.
Особой характеристикой внутриполитического конфликта выступает борьба определённого слоя общества за свой политический интерес. Внутриполитические конфликты также подразделяются на классовые конфликты, конфликты между политическими партиями, конфликтны между политическими группировками.
На мой взгляд, какие бы тренинги на сплочение и командообразование в организациях ни проводили, как бы ни отшлифовывали должностные инструкции, конфликты в организациях были, есть и будут, также как и противоречия, между отдельными людьми или же подразделениями, рано или поздно приводящие к конфликтам. А задача руководить командой, где нет конфликтов — миф. Я считаю, что конфликт — это нормальное состояние, являющееся естественным для любой системы: личности, семьи, страны или фирмы. Задача грамотного руководителя — преобразовать внутреннюю энергию конфликта в двигатель организации.
Список использованной литературы
1. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. — М.: Высшая школа, 2012. – 316 с.
2. Журавлев, П.В., Карташов, С.А., Маусов, Н.К., Одегов, Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера / П.В. Журавлёв, С.А. Карташов, Н.К. Маусов, Ю.Г. Одегов. — М.: Экзамен, 2013. – 286 с.
3. Зигер, В., Ланг, Л. Руководить без конфликтов / В. Зигер, Л. Ланг. – М., 2010. – 224 с.
4. Кибанов, А.Я., Коновалова, В.Г., Белова, О.Л. Управление конфликтами и стрессами / А.Я. Кибанов, В.Г. Коновалова, О.Л. Белова. – М.: Проспект, 2013. — 566 c.
5. Коротков, Э. М. Антикризисное управление / Э.М. Коротков. – М.: Юрайт, 2017. — 406 c.
6. Кошелев, А.Н., Иванникова, Н.Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления / А.Н. Кошелев, Н.Н. Иванникова. – М.: Альфа-Пресс, 2015. – 342 с.
7. Локутов, С.П. Конфликты в коллективе: причины, управление, минимизация / С.П. Лоскутов. — М.: Вентана-Граф, 2011. – 224 с.
8. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / У. Мастенбрук. — М.: Инфра-М, 2017. — 312 c.
9. Розанова, В.А. Психология управления. Учебное пособие / В.А. Розанова. – М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез». – 2012. – 352 с.
10. Сомова, Л.К. Разрешение конфликтов. Менеджер / Л.К. Сомова. -2010, № 11. – С. 26- 29.
Уровень 5 — Неделя 3: послушание, соответствие и деиндивидуализация — Coursera Итак…
Уровень 4 Уровень 6
Уровень 5
Выучите эти слова
25 слова 0 игнорируется
Установите флажки ниже, чтобы игнорировать/отменить игнорирование слов, затем нажмите «Сохранить» внизу. Игнорируемые слова никогда не появятся ни в одном сеансе обучения.
Все Никто
Игнорировать?
Прайминг
Активация определенных ассоциаций в памяти.
Воплощенное познание
Взаимное влияние телесных ощущений на когнитивные предпочтения и социальные суждения.
Стойкость убеждений
Стойкость убеждений, даже если их исходная основа была дискредитирована.
Эффект дезинформации
Включение в память неточной информации о событии после того, как он стал свидетелем события и получил вводящую в заблуждение информацию о нем.
Контролируемая обработка
«Явное» мышление, которое имеет тенденцию быть преднамеренным, рефлексивным и сознательным.
Автоматический процессинг
«Неявное» мышление, которое имеет тенденцию быть легким, привычным и неосознанным.
Феномен чрезмерной самоуверенности
Склонность быть более уверенным, чем правильным — переоценивать точность своих убеждений.
Предвзятость подтверждения
Склонность искать и взвешивать информацию, которая сильнее подтверждает чьи-то предубеждения, чем информацию, которая их опровергает.
Эвристика
Ментальный ярлык или эмпирическое правило, позволяющее быстро и эффективно выносить суждения.
Эвристика репрезентативности
Склонность предполагать, иногда несмотря на противоположные шансы, что кто-то или что-то принадлежит к определенной группе, если она напоминает (является представителем) типичного члена.
Эвристика доступности
Когнитивное правило или умственный способ, с помощью которого мы судим о вероятности чего-либо по тому, насколько легко думать о прецедентах.
Контрфактическое мышление
Представление альтернативных сценариев и результатов, которые могли бы произойти, но не произошли.
Иллюзорная корреляция
Восприятие связи между двумя вещами, которых не существует, или восприятие более сильной связи, чем существует на самом деле.
Иллюзия контроля
Восприятие неконтролируемых событий как находящихся под контролем или как более контролируемых, чем они есть на самом деле.
Регрессия к среднему значению
Статистическая тенденция экстремальных результатов или экстремального поведения к возвращению к среднему значению.
Неверная атрибуция
Ошибочное приписывание причины поведения неверному источнику.
Теория атрибуции
Теория о том, как люди объясняют причины поведения, например, приписывая его либо «внутренним» предрасположенностям (например, устойчивым чертам, мотивам, ценностям и установкам), либо «внешним» ситуациям.
Диспозиционная атрибуция
Объяснение чьего-либо поведения, которое фокусируется на чертах человека и других личных характеристиках.
Ситуационная атрибуция
Объяснение чьего-либо поведения, основанное на факторах окружающей среды.
Спонтанное определение черт
Легкое автоматическое определение черт после воздействия на чье-то поведение.
Фундаментальная ошибка атрибуции
Склонность наблюдателей недооценивать влияние ситуации и переоценивать диспозиционное влияние на поведение других.
Самоисполняющееся пророчество
Вера, которая ведет к своему собственному исполнению.
Поведенческое подтверждение
Тип самосбывающегося пророчества, в котором социальные ожидания людей заставляют их вести себя так, чтобы другие подтверждали их ожидания.
Конформность
Изменение своего поведения или убеждений в направлении, указанном другими в роли, которая снижает их чувство индивидуальности или ответственности, или когда они становятся частью толпы или толпы).
Социальная психология — это раздел психологии, изучающий взаимодействие людей с другими людьми. Одной из тем, представляющих интерес для социальных психологов, является влияние других людей на индивидуальное поведение. Среди обсуждаемых групповых процессов — деиндивидуализация, социальная леность, социальная фасилитация, социальные нарушения, групповая поляризация и групповое мышление. Социальные психологи также изучали групповые феномены, такие как наша склонность подчиняться групповому давлению, важность социальных ролей в нашей жизни и наша склонность подчиняться авторитетным фигурам. Установки — это убеждения, предрасполагающие нас к определенному поведению. Отношения учатся из непосредственного опыта и от других. Убедительность сообщений определяется характеристиками говорящего (достоверность, привлекательность и намерения), сообщения (призывы к страху и двусторонние аргументы) и слушателей (интеллект, потребность в социальном одобрении, уважение и размер аудитории). . Людей убеждают такие приемы, как «нога в двери» и «низкий балл». Теория когнитивного диссонанса была предложена для объяснения процесса изменения отношения. Согласно Фестингеру, когда поведение и установки несовместимы, установки часто меняются, чтобы соответствовать поведению, а не наоборот. Предубеждение — негативное отношение, основанное на неверных обобщениях о группе людей. Неверное обобщение, на котором основано предубеждение, называется стереотипом. Стереотипы вредны, потому что они лишают нас возможности относиться к каждому члену группы как к личности и потому что они приводят к ошибочным атрибуциям. Дружба и любовь — мощные социальные явления, основанные на процессе восприятия человеком. Процесс восприятия человека усложняется способами, которыми мы собираем и используем информацию о других. Разные люди будут воспринимать одного и того же человека по-разному из-за различий в интерпретации его характеристик. Отрицательная информация обычно имеет больший вес в восприятии человека, чем положительная информация. Первые впечатления, также известные как эффект первичности, обычно влияют на восприятие человека больше, чем информация, полученная о человеке позднее. Длительное воздействие человека, течение времени и знание об эффектах первичности — все это может уменьшить эффекты эффекта первичности. На восприятие человека также влияет эмоциональное состояние воспринимающего. Социальное поведение сильно зависит от процесса атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции связана с нашей тенденцией недооценивать влияние ситуаций на других, в то время как легче увидеть их влияние на нас самих. Хотя многие факторы обеспечивают уникальность восприятия каждым индивидуума, есть некоторые общие факторы, которые частично определяют, к кому мы будем привлечены: близость, сходные и взаимодополняющие характеристики, компетентность, физическая привлекательность и взаимная симпатия. Процесс атрибуции также участвует в восприятии других. Одним из аспектов процесса атрибуции является решение о том, вызвано ли поведение человека ситуацией (ситуационная атрибуция) или чертой человека (диспозиционная атрибуция). Два основных фактора, определяющих, будут ли отношения продолжительными, — это разница между тем, что вы ожидаете найти в отношениях, и тем, что вы на самом деле находите, а также степень равноправия отношений. По словам Сьюзан Фиске, существует три источника дискриминации по признаку пола в сфере труда (1) на оценку эффективности работы влияют гендерные стереотипы; (2) узкие ожидания поведения, созданные стереотипами, ведут к дискриминации; и (3) ошибочные атрибуции, основанные на гендерных стереотипах, действуют на рабочем месте. |