Диагностика агрессивности младших школьников методики: Пакет методик диагностики агрессивного поведения младших школьников | Картотека по психологии:

Понятие агрессия, агрессивность, агрессивное поведение в психологической теории и практике. Типология агрессивности

Понятие агрессия, агрессивность, агрессивное поведение в психологической теории и практике. Типология агрессивности

Скачать 0,63 Mb.

страница1/61
Дата25.04.2020
Размер0,63 Mb.
#146100

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   61

Связанные:
buchblock

    Навигация по данной странице:
  • Понятие агрессия, агрессивность, агрессивное поведение в психологической теории и практике. Типология агрессивности

Содержание

Понятие агрессия, агрессивность, агрессивное поведение в психологической теории и практике.
Типология агрессивности

2

Генезис человеческой агрессивности Причины, особенности, варианты проявления агрессивности в младшем школьном возрасте

14

Концепция сопровождения в психолого-педагогической теории и практике


38

Сущность системного подхода и возможности его применения к работе с агрессивными детьми в начальной школе


48

Методы исследования агрессивности. Диагностика агрессивности младших школьников

54

Современные подходы к профилактике и коррекции агрессивного поведения. Коррекция агрессивного поведения младших школьников

62

Работа с ближайшим окружением агрессивного младшего школьника


70

Психодиагностические методики для работы с агрессивными младшими школьниками

82

Пример коррекционно-развивающей программы психологического сопровождения агрессивных младших школьников

99

Понятие агрессия, агрессивность, агрессивное поведение

в психологической теории и практике. Типология агрессивности


  1. Общие тенденции в определении понятия «агрессия» в мировой науке.

  2. Основные подходы к определению термина «агрессия» в западной науке.

  3. Понятие «агрессия» в трудах отечественных ученых.

  4. Типология агрессивности


  1. Скачать 0,63 Mb.


    Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   61


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023

обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бағдарламасы

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Исследование агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Актуальность темы связана с необходимостью исследования повышенной агрессивности детей младшего школьного возраста. В настоящее время повышенная агрессивность детей — одна из самых острых проблем педагогов и психологов. Данная тема является актуальной, так как количество младших школьников с агрессией неуклонно растет. Этому способствует целый ряд факторов:

  • индивидуальный, который определяется психобиологическими предпосылками асоциальных действий, которые мешают ребёнку адаптироваться в обществе;
  • педагогический, изучающий проблемы семейного воспитания и образования в школе;
  • социально-психологический, характеризующий особенности взаимодействия ребенка с близкими и сверстниками в семье, на улице.;
  • личностный, характеризующий активное избирательное поведение ребёнка к среде общения и ценностям своего окружения; а также способности к саморегуляции поведения и личным ценностным ориентациям;
  • социальный, который зависит от социально-экономических условий [2].

Понятие «агрессия» очень широкое и многогранное. Большое количество подходов к определению этого психологического феномена не дает исчерпывающего определения. Агрессию (с лат. «нападение, приступ») большинство людей связывают с гневом, злостью, яростью, то есть крайне негативными эмоциями. Большинство ученых определяют детскую агрессию как деструктивное мотивированное поведение, которое противоречит нормам, как повторяющееся поведение физического насилия (плевание, толкание, удары ногами, кулаками, угрозы), словесного (повторяющиеся оскорбления, угрозы) или невербального (угрожающие жесты, ломка предметов), адресованное родителям, учителям, сверстникам или другим окружающим людям [1].

Так Л. Бэндер определяет агрессивность как тенденцию к близости или удалению от объекта, и Х.Дельгадо указывает на то, что агрессия является поведенческой реакцией человека, направленной на причинение ущерба или вреда личности, либо обществу в целом. По словам Уилсона, агрессивность – это угроза или физический акт со стороны одного из особей, которые влияют на их генетическое приспособление или свободу [3].

Диагностическое исследование, направленное на выявление уровня агрессивности младших школьников, проводилось нами в 2022-2023 г.

на базе МБУ Центр досуга детей и подростков «Тамыр» г.Уфа. В исследовании приняли участие 13 детей в возрасте 7-9 лет.

В процессе исследования были использованы следующие методики: тест «руки» Э. Вагнера, методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), методика получения обратной связи «Ежик».

Первой проведенной методикой была тест «руки» Э.Вагнера, предназначенная для диагностики агрессивности.

По данной методике у 53% (7 детей) низкий уровень агрессивности. У 23% (3 детей) средний уровень агрессивности. И у 23% (3 детей) высокий уровень агрессивности. Дети с высоким уровнем могут испытывать желание причинить вред окружающим, а также использовать физическую силу против другого человека.

Далее проведена методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев). Опросник применяется для выявления склонности к вербальной и физической агрессии. Больше всего у испытуемых выражена вербальная агрессия, которая выражается в словесной форме.

Уровень агрессивности, сделанный по результатам методики «Агрессивное поведение» выглядит так: высокий уровень агрессии был выявлен у 23% (3 человека), средний уровень агрессии у 61% (8 человек) и низкий уровень агрессии у 15% (2 человека).

Далее мы провели методику получения обратной связи «Ежик». Эта методика предназначена для изучения агрессии у младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку.

По данной методике высокий уровень агрессивности выявлен у 7% (1 ребенок). Средний уровень обнаружен у 46% (6 детей), низкий уровень у 53 % (7 детей).

В ходе наблюдения во время проведения методик нами было выделено следующее:

Дети с высоким уровнем агрессивности во время проведения методик вели себя нервно и возбужденно. Могли периодически подниматься со стула, шумно дышать, катать глазами, постукивать руками по столу и демонстративно громко вздыхать. Отказывались выполнять задания, утверждая, что это «глупое и бесполезное занятие», и что ему «ничего не даст». Кроме того, проявлялось агрессивное поведение в сторону окружающих, может выражать свое недовольство и раздражение криком, угрозами и даже физической агрессией.

Дети со средним уровнем агрессивности вели себя уверенно и спокойно. Они точно выполняли инструкции и показывал интерес, задавая вопросы и рассказывая о своих ощущениях. При этом они не проявляли никакой агрессии, не было никаких проявлений нервозности и беспокойства. В целом, успешно прошли диагностику и продемонстрировали хорошие результаты.

Дети с низким уровнем были спокойны, без проявления агрессии.

Далее мы сравнили данные всех трёх методик и результаты представили ниже (рисунок).

Рис. Уровень агрессивности младших школьников

Высокий уровень агрессивности у детей младшего школьного возраста проявляется в доминировании над другими детьми, насилии, жестокости и враждебности. Такие дети часто спорят и борются, используя физическую силу, и часто не умеют контролировать свои эмоции.

Средний уровень агрессивности у детей может проявляться в конкурентности, выражении претензий и уверенности в себе. Такие дети могут находиться в состоянии тревоги и стресса, что может способствовать развитию агрессивного поведения.

Низкий уровень агрессивности у детей младшего школьного возраста характеризуется отсутствием проявления насилия, вражды и жестокости. Такие дети заботятся о других детях, дружелюбны, социально адаптированы и способны легко находить общий язык с окружающим.

Таким образом, можно сделать вывод, что агрессивное поведение младших школьников в настоящее время есть и эта проблема требует внимания и решения.

Для предотвращения агрессивного поведения у младших школьников необходимо разработать профилактические занятия, которые будут включать в себя тренировку навыков управления эмоциями, разрешения конфликтов и установления границ. Данные занятия будут помогать детям лучше понимать свои эмоции и научат их эффективно управлять своим поведением в различных ситуациях.

Разработка профилактических занятий для младших школьников по управлению своими эмоциями и разрешению конфликтов поможет предотвратить агрессивное поведение и создаст благоприятную атмосферу в школьной среде.

SPARK для аутистов | Дети с аутизмом и агрессией

Конни Андерсон, доктор философии.

Версия этой статьи впервые появилась в iancommunity. org .

Агрессивное поведение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто доставляет семьям большие трудности. Удары, пинки, укусы, бросание предметов и другие виды поведения, распространенные во время истерики или нервного срыва, могут значительно усилить родительский стресс. 1 Что еще хуже, может начаться порочный круг, когда проблемы с поведением увеличивают стресс, а повышенный стресс (вместе с изнашиванием нервов и плохой реакцией родителей на поведение) приводит к еще более серьезным проблемам с поведением. 2

Агрессивное поведение также может помешать вмешательству, направленному на помощь ребенку, и его способности добиться успеха в школе. Из-за них ребенку могут запретить участвовать в общественных мероприятиях, таких как внеклассные программы, скаутинг и спорт. Кроме того, страх перед агрессивными инцидентами может удерживать семьи дома, усиливая их чувство изоляции и снижая качество их жизни.

Однако для изучения агрессии у детей с РАС было проделано мало работ. Теперь новое исследование показывает, что агрессия чрезвычайно распространена среди детей в спектре аутизма, но не связана с факторами, которые обычно связаны с агрессией у обычных детей.

ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ОБ АУТИЗМЕ И АГРЕССИИ

Несмотря на важность агрессии в жизни детей с РАС и их семей, исследователи аутизма исследовали ее очень редко. Но Стивен Канн и Мика Мазурек из Томпсоновского центра аутизма и нарушений развития нервной системы Университета Миссури недавно решили изучить два жизненно важных вопроса:

Какие факторы риска связаны с агрессивным поведением у детей с РАС?

Спасибо семьям, принявшим участие в Simons Simplex Collection (SSC), исследовательском проекте, финансируемом SFARI, который предшествовал Simons Foundation Powering Autism Research (SPARK), предоставляя информацию о развитии и поведении детей в 13 университетских центрах аутизма. по всей Северной Америке у Канне и Мазурека было достаточно информации, чтобы глубоко изучить эти вопросы, что раньше было невозможно.

Многие исследования изучали факторы риска агрессии у детей без инвалидности. Такие факторы, как мужской пол, низкий IQ, низкий доход семьи, низкий уровень образования родителей и суровые методы воспитания, связаны с повышенной агрессией или антисоциальным поведением у типичных детей. 3,4,5,6 С другой стороны, большинство исследований, изучающих агрессию у людей с РАС, были сосредоточены всего на нескольких отдельных случаях, а не на факторах риска для людей с РАС как группы.

Канне и Мазурек решили изменить это, тщательно оценив агрессивное поведение у 1380 детей с РАС в возрасте от 4 до 17 лет. опираться, в том числе на результаты «золотого стандарта» оценки аутизма, такие как «График наблюдения за диагностикой аутизма» и «Интервью по диагностике аутизма – пересмотренная версия», результаты тестов IQ и измерения повторяющегося поведения, рецептивной речи, а также эмоционального и поведенческого функционирования.

Какая часть детей с РАС проявляет агрессивное поведение?

Среди всей группы из 1380 детей с РАС исследователи обнаружили, что 56 процентов проявляли агрессивное поведение по отношению к опекунам, а 32 процента — к тем, кто не ухаживает. Точно так же 68 процентов детей ранее вели себя агрессивно по отношению к опекунам и 49 процентов по отношению к тем, кто за ними не ухаживает. Это чрезвычайно высокие показатели, особенно по сравнению с показателями людей с умственной отсталостью, но не с аутизмом: агрессивное поведение было зарегистрировано только у 7–11 процентов этих людей. 8,9

Таким образом, это исследование дает убедительные доказательства того, что агрессивное поведение является серьезной проблемой для семей детей с РАС.

Какие факторы риска связаны с агрессивным поведением у детей с РАС?

Исследователи задались вопросом, будут ли те же факторы, которые связаны с агрессией у обычных детей, также связаны с агрессией у детей с РАС. Чтобы выяснить это, они разделили детей на две группы: 489 человек.детей, которые определенно проявляли физическую агрессию, такую ​​как удары и укусы, и 549 детей, которые никогда или очень редко проявляли агрессию. Дети в середине, которые проявляли лишь легкую агрессию, были исключены из анализа, чтобы две другие группы были очень отличны друг от друга.

Исследователи были удивлены, обнаружив, что многие факторы риска, связанные с агрессивным поведением у обычных детей, совершенно не применимы к детям с РАС. Например, принадлежность к мужскому полу обычно ассоциируется с гораздо более высоким риском агрессивного поведения, но это не относится к детям с РАС. Девочки и мальчики с РАС одинаково склонны к агрессии. Кроме того, более низкий уровень образования родителей, более низкий IQ и более низкие языковые или коммуникативные способности связаны с риском агрессивного поведения у типичных детей, чего не было в этой группе детей с РАС. Единственный фактор, который действует на детей с РАС так же, как и на обычных детей, — это возраст: в обеих группах чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что он будет агрессивным. Дети с РАС, наиболее склонные к агрессивному поведению, имеют относительно высокие показатели:

  • Повторяющееся поведение, особенно самоагрессивное или ритуальное поведение, или крайнее сопротивление изменениям
  • Тяжелые социальные нарушения
  • Средний доход семьи

Имеющаяся информация не позволила исследователям выяснить, когда и почему у детей с РАС случаются вспышки агрессии. Их результаты, похоже, совпадают с результатами других исследователей. Например, в 2005 году исследователи из Канзасского университета сравнили агрессивное поведение 23 детей с аутизмом и 23 детей с нормальным развитием и обнаружили, что мотивы, лежащие в основе такого поведения, сильно различаются в этих двух группах.

Обычные дети используют агрессию для достижения социальных целей, таких как привлечение внимания или уклонение от требований взрослых. Дети с аутизмом, особенно мальчики, становятся агрессивными, когда взрослые вмешиваются в повторяющееся поведение, когда кто-то пытается отобрать у них предмет, необходимый для продолжения повторяющейся рутины, или когда они пытаются избежать неприятных сенсорных воздействий. 10 Новое (и гораздо более крупное) исследование снова выявило связь между повторяющимся поведением и агрессией.

Один результат особенно озадачивает. Исследователи ожидали, что семьи с большими ресурсами будут иметь больший доступ к вмешательствам и что у их детей будет меньше проблем с поведением. Почему более высокий доход семьи может быть связан с более высоким риском агрессии у детей с РАС? «Возможно, — писали они, — что семьи с более высокими доходами имеют больше возможностей для доступа к вмешательствам, которые бросают вызов (и могут вызывать разочарование) их ребенка с РАС и, в свою очередь, могут создавать ситуации, вызывающие агрессивное поведение». 7

Другая возможность заключается в том, что люди с разным уровнем дохода могут с большей или меньшей вероятностью сообщать об агрессии. Возможно, люди с более низким доходом более чувствительны к потенциальной критике их родителей и обвинению в агрессивном поведении своего ребенка, в то время как люди с более высоким доходом могут чувствовать себя более невосприимчивыми к обвинениям общества и поэтому более свободно сообщают об агрессии своих детей. Потребуются дальнейшие исследования, чтобы увидеть, сохраняется ли этот неожиданный результат с течением времени, и если да, то как его объяснить.

ПРОЛИВАЯ СВЕТ НА АГРЕССИИ И РАС, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ СЕМЬЯМ

Это новое исследование подтверждает, что агрессия является серьезной проблемой для лиц, осуществляющих уход за детьми в спектре аутизма, подтверждая опыт многих и закладывая основу для будущих исследований. Это подчеркивает необходимость вмешательств для борьбы с агрессией у детей с РАС и поддержки семей, справляющихся с ней.

ССЫЛКИ:

  1. Лекавалье, Л., Леоне, С., и Вильц, Дж. (2006). Влияние поведенческих проблем на стресс у лиц, осуществляющих уход, у молодых людей с расстройствами аутистического спектра. Журнал исследований умственной отсталости: JIDR, 50 (Pt 3), 172–183. Посмотреть реферат.
  2. Бейкер, Б.Л., Макинтайр, Л.Л., Блахер, Дж., Крник, К., Эдельброк, К., и Лоу, К. (2003). Дети дошкольного возраста с задержкой развития и без нее: проблемы с поведением и родительский стресс с течением времени. Журнал исследований умственной отсталости: JIDR, 47 (Pt 4-5), 217-230. Посмотреть реферат.
  3. Кэмпбелл, С. Б., Спикер, С., Вандергрифт, Н., Бельски, Дж., Бурчинал, М., и Исследовательская сеть по уходу за детьми раннего возраста NICHD. (2010). Предикторы и последствия траекторий физической агрессии у мальчиков и девочек школьного возраста. Развитие и психопатология, 22 (1), 133-150. Посмотреть реферат.
  4. Лахи, Б.Б., Уолдман, И.Д., и МакБернетт, К. (1999). Аннотация: Развитие асоциального поведения: интегративная причинно-следственная модель. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин, 40 (5), 669-682.
  5. Исследовательская сеть по уходу за детьми раннего возраста NICHD. (2004). Траектории физической агрессии от раннего до среднего детства: предикторы, корреляты и результаты. Монографии Общества исследований детского развития, 69 (4), vii, 1-129.
  6. Tremblay, R.E., Nagin, D.S., Seguin, J.R., Zoccolillo, M. , Zelazo, P.D., Boivin, M., et al. (2005). Физическая агрессия в раннем детстве: траектории и предикторы. Канадский обзор детской и подростковой психиатрии = La revue canadienne de psychiatrie de l’enfant et de l’adolescent, 14(1), 3–9.
  7. Канне, С.М., и Мазурек, М.О. (2011). Агрессия у детей и подростков с РАС: распространенность и факторы риска. Журнал аутизма и нарушений развития, 41 (7), 926-937. Посмотреть реферат.
  8. Эмерсон Э., Кирнан К., Альборз А., Ривз Д., Мейсон Х., Сворбрик Р. и др. (2001). Распространенность проблемного поведения: исследование общей популяции. Исследования нарушений развития, 22 (1), 77-93. Посмотреть реферат.
  9. Холден, Б., и Гитлесен, Дж. П. (2006). Общее популяционное исследование проблемного поведения в графстве Хедмарк, Норвегия: распространенность и маркеры риска. Исследования нарушений развития, 27 (4), 456-465. Посмотреть реферат.
  10. Риз, Р. М., Ричман, Д. М., Белмонт, Дж. М., и Морс, П. (2005). Функциональные характеристики разрушительного поведения у детей с нарушениями развития с аутизмом и без него. Журнал аутизма и нарушений развития, 35 (4), 419-428. Посмотреть реферат.

Влияние образовательного вмешательства, основанного на теории запланированного поведения, на поведение, предупреждающее агрессию у учащихся

Расширенный поиск

Чтобы прочитать этот контент, выберите один из следующих вариантов:

Али Асгар Халеги (Кафедра неотложной медицины, Медицинский факультет, Университет медицинских наук Фаса, Фаса, Иран)

Саид Джафарзаде (Кафедра медсестер, Школа медсестер, Университет медицинских наук Фаса, Фаса, Иран)

Пуян Афзали Харсини (Департамент общественного здравоохранения, Школа здравоохранения, Керманшахский университет медицинских наук, Керманшах, Иран)

Сейед Ханнан Кашфи (Кафедра EDC, Ширазский университет медицинских наук, Шираз, Иран)

Fatemeh Mohammadkhah (Отдел общественного здравоохранения, ухода за детьми и старения, Рамсарская школа медсестер, Бабольский университет медицинских наук, Бабол, Иран)

Али Хани Джейхуни (Центр исследований в области питания, Департамент общественного здравоохранения, Школа здравоохранения, Ширазский университет медицинских наук, Шираз, Иран)

Журнал исследований агрессии, конфликтов и мира

«> ISSN : 1759-6599

Дата публикации статьи: 28 июня 2022 г.

Дата публикации номера: 4 апреля 2023 г.

Загрузки

Аннотация

Назначение

Агрессивное поведение распространено среди учащихся. Учитывая важность образования в снижении агрессивного поведения, это исследование направлено на изучение влияния образовательного вмешательства, основанного на теории запланированного поведения (TPB), на поведение, предотвращающее агрессию, у учащихся пятого класса мужского пола в городе Фаса, Иран.

Дизайн/методология/подход

В период с 2018 по 2019 год в нескольких государственных школах города Фаса, Иран, было случайным образом выбрано 120 учащихся мужского пола. . Оценки проводились до и через три месяца после вмешательства. Вмешательство состояло из восьми 55–60-минутных учебных занятий, основанных на процессах и конструкциях TPB.

Результаты

До образовательного вмешательства между двумя группами не было существенных различий с точки зрения отношения, субъективных норм, воспринимаемого поведенческого контроля, намерения прекратить агрессивность или участвовать в мероприятиях по предотвращению агрессии. Однако через три месяца после вмешательства экспериментальная группа продемонстрировала значительный рост вышеупомянутых конструктов (9).0005 p > 0,001 во всех случаях).

Оригинальность/ценность

Результаты исследования продемонстрировали эффективность образовательного вмешательства на основе теории TPB. Результаты показывают, что применение образовательного вмешательства на основе TPB может иметь просоциальное влияние на отношение и поведение мальчиков младшего возраста.

Ключевые слова

  • Студенты
  • Профилактика
  • Образование
  • Поведение
  • Теория запланированного поведения (TPB)
  • Агрессия
  • Школы
  • Профилактика и контроль

Благодарности

Заявление о конфликте интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Цитата

Халеги, А.А., Джафарзаде, С., Афзали Харсини, П., Кашфи, С.Х., Мохаммадха, Ф. и Хани Джейхуни, А. (2023), «Влияние образовательного вмешательства, основанного на теории запланированного поведения, на поведение, предотвращающее агрессию у учащихся». «, Журнал исследований агрессии, конфликтов и мира , Vol.