Диагностика концентрации внимания младших школьников: Диагностика внимания у младших школьников

Содержание

Занятие по развитию внимания младших школьников «Мир внимания». Занятие 1.

Внимание-работа психики, которая позволяет сосредоточиться, остановить свой взгляд на определенном предмете, прислушиваться к звукам, присмотреться к красивому.

Рассеянным ученикам трудно учиться в школе. Если ученик часто отвлекается на посторонние дела во время объяснения учителем материала, то это означает, что он пропускает слова учителя, а значит, он рассеян. Ученик не может усвоить нового материала из-за невнимательности. Пробелы в знаниях не позволяют рассеянному ученику понять математику, чтение, речь. Чтобы хорошо учиться, ученикам нужно быть особенно сосредоточенными на уроках, не отвлекаться посторонними делами, а внимательно слушать учителя.

Коррекционно-развивающая программа направлена ​​на повышение уровня внимания и устранения невнимательности у детей 1-4 классов в начальной школе, в которых по результатам диагностических исследований наблюдается низкий уровень внимания.

Введение

Формировать положительные личностные характеристики школьников нужно через целенаправленное развитие их внимания. Проблема преодоления невнимательности предусматривает слабость познавательных процессов, устранения негативных последствий рассеянности.

Количество занятий — 10.

Цель программы:

формирование внимания, умение концентрировать внимание, выделять предметы по одним характерным признакам, переключение внимания, концентрация внимания и развитие коммуникации, способности к обобщению, анализу, развитие сообразительности и логического мышления.

Задачи программы:

— Повышение уровня развития внимания;

— Развитие произвольного внимания;

— Формировать способность к переключению и концентрации внимания;

— Развитие внимания из-за запоминания;

— Расширять кругозор учащихся.

Методы и формы работы:

развивающие и спортивные игры, упражнения, релаксационные разминки.

Ожидаемые результаты:

высокий уровень внимания, овладение процессами переключения и концентрации внимания, высокий уровень мотивации к обучению.

Структура занятий:

занятия проводятся группой детей (до 12 учеников), один раз в неделю по 40-45 мин.

Но некоторые упражнения можно использовать для индивидуальной работы с учащимися. Большое внимание уделяется активным формам работы, которые активизируют процесс усвоения материала.

Оборудование:

мягкие игрушки, пазлы, карточки с различными предметами (животные, птицы, овощи, фрукты, предметы одежды, школьные принадлежности), детское лото, карандаши, кукла, игровое поле 3 * 3 клетки, пластилин, релаксационная музыка.

Занятие 1

Цель:

знакомство, развитие моторно-двигательной внимания, самоорганизация, самоконтроль.

Оборудование: табличка с человечками.

Время: 45 мин.

1. Упражнение «Приветствие»

Цель: содействовать созданию психологической атмосферы.

Время: 2 мин.

Инструкция. Дети становятся в круг, держась за руки и говорят слова:

Станем вместе мы в круг.

Сколько друзей —

Посмотри вокруг.

Руку друга протяну,

С другом ссоры не стану.

Будем все мы дружно играть.

Правила игры не забывать.

2. Упражнение «Знакомство»

Цель: познакомить учащихся друг с другом.

Время: 7 мин.

Инструкция. Каждому участнику группы предлагают назвать себя собственным или вымышленным именем, и только названное имя фигурирует в общении. Выбор имен говорит о том, как ученик воспринимает свое Я.

3. Упражнение «Человечки на зарядке»

Цель: провести развивающую самодиагностику.

Время: 5 мин.

Инструкция. Внимательно рассмотреть человечков, подчеркнуть тех, которые держат руки вниз, а ноги-на ширине плеч. В конце игры считаем количество допущенных ошибок.

Проводим соревнования: кто быстрее и точнее выполнит задание? За пропущенные фигурки накладываем «штраф». Выигрывает тот, кто получит наименьший штраф.

4. Упражнение «Будь внимательным»

Цель: стимулировать внимание.

Время: 4 мин.

Инструкция. Ученики стоят произвольно. На сказанное психологом слово «зайчики» — дети начинают прыгать, на слово «коньки» — бить ногой об пол, на слово «раки» — пятиться, на слово — «птицы» — махать руками «аист» — стоять на одной ноге.

5. Упражнение «Что слышно?»

Цель: выработать навыки переключения внимания.

Время: 7 мин.

Инструкция. По сигналу психолога перенести (переключить) внимание из дверей на окно, из окна двери. Рассказать, что за ними происходило, когда переключалась внимание.

6. Игра «Птичка»

Цель: развивать внимание.

Время: 10 мин.

Инструкция. Все игроки садятся в круг и выбирают ведущего. У каждого игрока есть фанты (любая мелкая игрушка). Он садится в середину круга и всем игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа, ель и др.). Каждый должен запомнить свое название. Ведущий говорит: «Прилетела птичка, села на дуб». Дуб отвечает «На дубе я не была, улетела на елку!». Елка вызывает другое дерево. Кто упустит, отдает фант.

7. Упражнение «Фокусировка»

Цель: развитие концентрации внимания.

Время: 4 мин.

Инструкция. Ученики удобно устраиваются. На команду психолога «Тело»! Ученики сосредотачиваются на своем теле. На команду «Правая рука» — на правой руке. Затем последовательно с интервалом 10-20 с. звучат команды — «Ладони!», «Пальцы!», «Ноги!», «Голова!».

8. Упражнение «Канон»

Цель: развивать активное внимание.

Время: 5 мин

Инструкция. Игроки стоят в кругу и по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т.д.

9. Общее обсуждение

Время: 4 мин.

— Узнали ли что-то новое?

— Какой момент занятия больше всего запомнился?

— Какой был настрой?


Диагностика младших школьников на внимательность 

С началом школьной жизни дети овладевают и развивают в себе довольно много способностей. Для этого еще с самого детского сада им прививали умения воспринимать, запоминать, анализировать получаемую информацию.

Очень важное место в процессе обучения занимает внимательность. Ее развитие зависит от разных факторов. И для того, чтобы разобраться с аспектами, влияющими на формирование личности и успеваемость в учебном процессе, необходимо определиться с понятием внимания, его подвидами, и только после этого можно переходить к диагностики особенностей ребенка. На полноценное функционирование работы мозговой деятельности оказывают психологическое и интеллектуальное развитие индивидуально. Ведь внимание — это активная составляющая общего процесса понимания окружающего мира. Умение сосредотачиваться на определенном объекте, его свойствах и детализации, значительно повышает знание о новом явлении.

Развитие внимания очень зависит от психологических особенностей младших школьников. Каждый обладает индивидуальными свойствами, которые либо мешают ему воспринимать информацию в полном объеме, либо способствуют быстрому усвоению материала. Во многом это зависит от семейного воспитания и положительных отношений с родителями. Если следить за развитием ребенка, помогая ему преодолевать новые ступени в жизни с помощью специальных мер, которые учат малыша постепенно добиваться нужного результата, то это благоприятно влияет на восприятия мира, концентрируясь на главном.

В случае, когда дети слишком избалованы в домашних условиях, им часто сложно ориентироваться и уделять пристальное внимание необходимому объекту, что затрудняет процесс обучения школьной программе. Это связано с тем, что родители ограничивают их от принятия и обдумывания каких-либо решений, не акцентируясь на обстоятельствах ситуации. Так же очень важно психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Гиперактивные школьники тяжело сосредотачиваются на изучаемом предмете, отвлекаясь на посторонние действия и не улавливая необходимую информацию. Это мешает развивать мышление и воображение, тренировать память и правильно воспринимать окружающий мир.

В младшем школьном возрасте дети впитывают информацию, стараясь выделить из нее самое главное и необходимое. Таким образом, начинают развиваться их интеллектуальные способности. Наполняя мозг важными событиями, предметами, ребенок учиться правильно мыслить и рассуждать. И здесь большую роль играет внимательность. Если она имеет явные признаки нарушения, то не способность своевременно получить данные о новом объекте, приведет к неуспеваемости, тормозя все оставшиеся процессы развития личных качеств.

Младшие школьники — это «ходячие» эмоции. Они не способны их должным образом контролировать и уменьшать общее воздействие на мысли, что зачастую мешает сконцентрироваться на одном предмете. Задача педагогов для этого возраста распределить нагрузку и преподнести новый материал так, чтобы ребенок не успел отреагировать излишней эмоцией и в тоже время заинтересовать его, исключая возможность появления посторонних действий и предметов.

Для этого необходимо определить, на каком уровне находится развитие внимательности у ребенка. В нередких случаях помогает предварительная или начальная диагностика младших школьников, чтобы выявить методы дальнейшей работы. Какие тесты и как их применять будет объяснено ниже. Сейчас необходимо выяснить основные понятия, связанные со внимательностью, чтобы знать на что следует сделать акцент. Существуют несколько стадий ее развития, а также классификация по видам и направлениям.

В первую очередь выделяют внимание внутренне и внешнее. Первое больше ориентируется на собственных ощущениях, мыслях и фантазиях. То есть это те процессы, которые происходят внутри ребенка. Чаще всего внимание переключается именно в эту сторону, если в недавнем времени было место событиям негативного или позитивного происхождения, требующие анализа и соответственных выводов. Ребенок может просто предаться фантазии, которая, по его мнению, в данный момент наиболее актуальна для него. Внешнее внимание же сосредоточенно на окружающих предметах или раздражителях. К ним относятся новая и яркая игрушка, громкий шум или активные действия.

Так же внимание можно подразделить на непроизвольное и произвольное. В данной классификации имеется и третий вид, который очень важен в учебном процессе — это после произвольное. Непроизвольное внимание возникает, когда объект не ожидает появление нового предмета, который поражает его яркостью, необычностью, чем привлекает большой интерес к себе. Насколько быстро ребенок переключиться, будет зависеть от своеобразных свойств и действий данного явления. Но также отмечается, что продолжительность такой бурной заинтересованности довольно непродолжительная. Но все эти особенности не лучшим образом отражаются на общем процессе обучения.

Произвольное внимание имеет другие характеристики. Оно обладает целенаправленностью и осознанностью своих действий. Специально переключаясь на необходимый предмет, ученик настраивает все процессы на изучение данного объекта. При этом он контролирует продолжительность своего сосредоточения, объясняя это заинтересованностью или чувством долга при выполнении задания.

После произвольная внимательность является неким продолжением произвольной, характеризуясь полным вовлечением и заинтересованностью процессом, при которых внешние раздражители становятся не актуальными и не имеют никакого влияния на прерывание действия. Такая бдительность не требует никаких усилий над собой и не сопротивляется воли, подразумевая только желание.

Практически все методики диагностики младших школьников основаны на свойствах внимания. Они представлены в виде тестов, которые выявляют уровень его развития. Первая направленность метода должна ориентироваться на определение некоего объема внимания. Таким способом проверяется сколько объектов ребенок может одновременно воспринимать, учитывая все их особенности, давая четкую характеристику каждому. Для этого часто применяется «Корректурная проба». Ученик должен за установленный промежуток времени найти и зачеркнуть, в предлагаемой таблице букв, именно те, которые требует педагог. Задание проходит четко слева направо, учитывая скорость и точность. Данный тест можно использовать для проверки концентрации внимания.

Второй метод не менее важен. Он основан на изучении устойчивости внимания, что характеризуется способностью продолжительное время удерживать увлечение школьника на определенном задание или объекте. Здесь часто применимы тест, который описывался в первом случае, либо метод Пьерона-Рузера, включающий в себя закодированные знаки. Задача здесь довольно простая. В главной карточке указаны образы знаков, далее в таблице приведены эти же объекты, исключая некоторые элементы. Учащийся должен восстановить за короткий промежуток времени все недостающие составляющие.

Следующие методы диагностики школьников ориентированы на концентрацию и распределение внимания. При этом очень важно учитывать интенсивность, т. е. сколько энергии из нервной системы ребенок тратит на выполнение задания. Для проверки концентрации можно применять любой метод исследования, потому что каждый из них требует сосредоточенности. При этом необходимо следить за тем, чтобы не возникали разного рода действия и предметы, отвлекающие внимание.

Метод, основывающийся на исследовании распределения, главной задачей ставит одновременное сосредоточение на нескольких объектах или действиях. Ярким примером такого внимания служит обычная классовая процедура, при которой дети и слушают учителя, и записывают информацию в тетрадь или открывают учебник. Для выявления таких особенностей можно использовать методику Рыбакова. Она заключается в создание бланка с определенным количеством ноликов и крестиков в каждой строчке. Школьник должен вслух считать элементы по горизонтали, не прерываясь и не используя для этого свои пальцы.

Последнее свойство имеет немаловажное значение в организации психологической активности ребенка. Ученику необходимо обладать переключением внимания, если не в совершенстве, то хотя бы с показателями выше средних. Это определенная способность переходить от одного объекта к другому при появлении новых задач. Развивая ребенка в данном направление, обеспечивается в дальнейшем умение быстро ориентироваться в непростых ситуациях. Для этого чаще всего применяют методику «Красно-черной таблицы». В ней указываются цифры 1-12 на каждый цвет вперемешку. При первом задании ученик должен указать все числа красного оттенка, при втором, наоборот, — черного. Третий тест совмещает первые два. Необходимо показать и произнести красные числа в порядке возрастания, а черные — в порядке убывания. Задача становится довольно сложной, когда чередуется каждая цифра. Например, 1-красная, 12-черная; 2-красная, 11-черная и т. д.

Далее необходимо провести анализ работы. Благодаря тому, что каждое задание фиксировалось с помощью секундомера, будет довольно просто сделать выводы, основываясь на полученных показаниях. Для этого необходимо найти разность между выполнением третьего теста и суммой времени, которое потребовалось для прохождения первого и второго задания. Этот результат будет говорить, насколько быстро или медленно ученик переключает свое внимание от одного объекта к другому.

Для того, чтобы заставить ребенка сосредоточиться, необходимо преподносить ему новый материал не только в интересной интерпретации, но и разбавляя его яркими картинками, интригующими фактами, неожиданной концовкой. Важно создать мотивацию для желания учиться. Это не должно только ограничиваться в поощрительных методах, до ребенка следует донести информацию о том, насколько изучаемый предмет может быть полезен в будущем и применим в настоящем. Развивая именно произвольное внимание у младших школьников, формируются личные качества, заключающиеся в воспитании собственной воли и способности замечать/запоминать/выделять важные моменты из изучаемого предмета. Это также положительно влияет на психологическое состояние, придавая уверенность. Произвольное внимание расширяет границы умственных возможностей ребенка. При этом оно помогает развиваться в интеллектуальном направлении.

Стоит учитывать, что методики диагностики школьников на внимательность применимы не только в рамках школы, но и актуальны в домашних условиях. Таким образом родители сами могут развивать способности своих детей, проходя тренировочные тесты не реже одного или двух раз в неделю. Приобретая специальную литературу, включающую всевозможные задания на внимательность, ребенок будет постепенно более легче запоминать изучаемый материал, видя в нем главные аспекты. Такие способности ему пригодятся не только в учебном процессе, но и в обычной жизни.

Лучше всего сочетать методическую программу со специализированными кружками, секциями, направленными на развитие внимания, памяти, воображения. Следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, чтобы не поспособствовать перенапряжению, что приведет к полному отказу и отвращению к учебе. Родителям необходимо помнить: развитие их детей в первую очередь зависит от них. Уделяя достаточно времени их образованию и умению, можно добиться высокой успеваемости и быстрого выполнения домашнего задания.

Сделав немного усилий над развитием внимательности, памяти и воображения в младших классах, в старшей школе ребенок будет способен легче воспринимать и обрабатывать новую информацию, выделяя главное.

Избирательное внимание и концентрация связаны с образом жизни чилийских школьников

1. Лилли Ф.Р. Креативность и когнитивное развитие в подростковом возрасте. Энцикл. Ребенок-подросток. Дев. 2019: 1–10. doi: 10.1002/9781119171492.wecad371. [CrossRef] [Google Scholar]

2. Zhan Z., Ai J., Ren F., Li L., Chu C.-H., Chang Y.-K. Кардиореспираторная пригодность, возраст и множественные аспекты исполнительной функции у детей предподросткового возраста. Передний. Психол. 2020;11:1198. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01198. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

3. Cohen JFW, Gorski M.T., Gruber S.A., Kurdziel L.B.F., Rimm E.B. Влияние здорового питания на исполнительные когнитивные функции у детей и подростков: систематический обзор. бр. Дж. Нутр. 2016;116:989–1000. doi: 10.1017/S0007114516002877. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

4. Sung J., Wickrama K.A.S. Продольная связь между ранними академическими достижениями и исполнительной функцией: посредническая роль подходов к обучению. Контемп. Образовательный Психол. 2018;54:171–183. doi: 10.1016/j.cedpsych.2018.06.010. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

5. Montoya M.F., Susperreguy M.I., Dinarte L., Morrison F.J., San Martin E., Rojas-Barahona C.A., Förster C.E. Исполнительная функция у чилийских детей дошкольного возраста: вносят ли кратковременная память, рабочая память и торможение реакции по-разному к ранним академическим навыкам? Ранний ребенок. Рез. Q. 2019; 46: 187–200. doi: 10.1016/j.ecresq.2018.02.009. [CrossRef] [Google Scholar]

6. Даймонд А. Исполнительные функции. Анну. Преподобный Психолог. 2013; 64: 135–168. doi: 10.1146/annurev-psych-113011-143750. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

7. Даян П., Какаде С., Монтегю П.Р. Обучение и избирательное внимание. Нац. Неврологи. 2000;3:1218–1223. дои: 10.1038/81504. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

8. Эстебан-Корнехо И., Каденас-Санчес К., Ванхелст Дж., Михельс Н., Ламбрину С.-П., Гонсалес-Гросс М., Видхалм К. , Керстинг М., Де Ла О Пуэрта А., Кафатос А. Способность внимания европейских подростков: роль различных факторов, связанных со здоровьем. Исследование ЕЛЕНЫ. Евро. Дж. Педиатрия. 2017;176:1433–1437. doi: 10.1007/s00431-017-3000-2. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

9. Рейгал Р.Э., Морал-Кампильо Л., Миер Р.Х.-Р.д., Морильо-Баро Х.П., Моралес-Санчес В., Пастрана Х.Л., Эрнандес-Мендо А. Уровень физической подготовки связан с вниманием и концентрацией у подростков. Передний. Психол. 2020;11:110. doi: 10.3389/fpsyg.2020.00110. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

10. Ли Дж. К., Клугман Дж. Концентрация латиноамериканцев в школе и успеваемость среди латиноамериканских детей. соц. науч. Q. 2013; 94: 977–1015. doi: 10.1111/j.1540-6237.2012.00935.х. [CrossRef] [Google Scholar]

11. Руис-Ариса А., Грао-Крусес А., де Лурейро Н.Э.М., Мартинес-Лопес Э.Дж. Влияние физической подготовки на когнитивные и академические способности подростков: систематический обзор за 2005–2015 гг. Междунар. Преподобный Спорт Exerc. Психол. 2017;10:108–133. doi: 10.1080/1750984X.2016.1184699. [CrossRef] [Google Scholar]

12. Xue Y., Yang Y. Влияние хронических упражнений на исполнительную функцию у детей и подростков: систематический обзор с метаанализом. Спорт Мед. 2019;53:1397–1404. doi: 10.1136/bjsports-2018-099825. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

13. Кааманьо-Наваррете Ф., Латорре-Роман П.А., Паррага-Монтилья Х. А., Альварес К., Дельгадо-Флади П. Связь творчества и памяти с кардиореспираторным фитнесом и образ жизни чилийских школьников. Питательные вещества. 2021;13:1799. дои: 10.3390/nu13061799. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

14. Контрерас-Осорио Ф., Кампос-Хара К., Мартинес-Салазар К., Чироса-Риос Л., Мартинес-Гарсия Д. Эффекты Основанные на спорте вмешательства в исполнительную функцию детей: систематический обзор и метаанализ. наук о мозге. 2021;11:755. дои: 10.3390/мозги11060755. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

, Кранц С. Как факторы образа жизни влияют на когнитивные и исполнительные функции и способность к обучению у детей. Питательные вещества. 2019; 11:1953. дои: 10.3390/nu11081953. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

16. Аллан Дж. Л., МакМинн Д., Дейли М. Двунаправленная связь между исполнительной функцией и поведением в отношении здоровья: доказательства, последствия и будущие направления. Передний. Неврологи. 2016;10:386. дои: 10.3389/fnins.2016.00386. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

17. Лопес-Собалер А.М., Ортега Р.М., Квинтас М.Е., Навиа Б., Рекехо А.М. Взаимосвязь привычного завтрака и интеллектуальной деятельности (логического мышления) у хорошо питающихся школьников Мадрида (Испания) Eur. Дж. Клин. Нутр. 2003; 57: С49–С53. doi: 10.1038/sj.ejcn.1601815. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

18. Фрэнсис Х., Стивенсон Р. Долгосрочное влияние западной диеты на человеческое познание и мозг. Аппетит. 2013;63:119–128. doi: 10.1016/j.appet.2012.12.018. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

19. Reichelt A.C., Rank M.M. Влияние нездоровой пищи на мозг подростка. Врожденные дефекты Res. 2017;109:1649–1658. doi: 10.1002/bdr2.1173. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

20. Миха Р., Роджерс П.Дж., Нельсон М. Гликемическая активность завтрака и когнитивные функции у школьников. Евро. Дж. Клин. Нутр. 2010;64:948–957. doi: 10. 1038/ejcn.2010.96. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

21. Пенья-Хоркера Х., Кампос-Нуньес В., Садарангани К.П., Феррари Г., Хоркера-Агилера К., Кристи-Монтеро К. Завтрак: решающий прием пищи для когнитивных способностей подростков в соответствии с их статусом питания. Проект Cogni-Action. Питательные вещества. 2021;13:1320. дои: 10.3390/nu13041320. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

22. Tapia-Serrano M.A., Esteban-Cornejo I., Rodriguez-Ayllon M., Vaquero-Solís M., Sánchez-Oliva D., Sánchez- Мигель П.А. Приверженность средиземноморской диете и успеваемость у подростков: влияет ли статус ИМТ на эту связь? клин. Нутр. 2021;40:4465–4472. doi: 10.1016/j.clnu.2020.12.036. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

23. Аллом В., Муллан Б. Индивидуальные различия исполнительной функции предсказывают различное пищевое поведение. Аппетит. 2014;80:123–130. doi: 10.1016/j.appet.2014.05.007. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

24. Rampersaud G. C., Pereira M.A., Girard B.L., Adams J., Metzl J.D. Привычки в отношении завтрака, состояние питания, масса тела и успеваемость у детей и подростков. Варенье. Диета. доц. 2005; 105: 743–760. doi: 10.1016/j.jada.2005.02.007. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

25. Крал Т.В.Е., Хео М., Уайтфорд Л.М., Фейт М.С. Влияние еды на когнитивные способности по сравнению с пропуском завтрака у младших школьников. Дж. Дев. Поведение Педиатрия. 2012;33:9–16. doi: 10.1097/DBP.0b013e31823f2f35. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

26. Toh W.X., Ng W.Q., Yang H., Yang S. Выяснение влияния экранного времени смартфона, частоты проверки и проблематичного использования на исполнительную функцию: анализ моделирования структурным уравнением . Курс. Психол. 2021 г.: 10.1007/s12144-021-01759-8. [CrossRef] [Google Scholar]

27. Zeng X., Cai L., Wong S.H.-s., Lai L., Lv Y., Tan W., Jing J., Chen Y. Association of Sedentary Time and Physical Деятельность с исполнительной функцией у детей. акад. Педиатрия. 2021; 21: 63–69. doi: 10.1016/j.acap.2020.02.027. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

28. McHarg G., Ribner A.D., Devine R.T., Hughes C. Экранное время и исполнительная функция в детском возрасте: продольное исследование. Передний. Психол. 2020;11:570392. doi: 10.3389/fpsyg.2020.570392. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Время, исполнительная функция и основные двигательные навыки у дошкольников. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2020;17:8861. doi: 10.3390/ijerph27238861. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

30. Radesky J.S., Christakis D.A. Увеличение экранного времени: последствия для развития и поведения в раннем детстве. Педиатрическая клин. 2016; 63: 827–839. [PubMed] [Google Scholar]

31. Карсон В., Кузик Н., Хантер С., Вибе С.А., Спенс Дж.К., Фридман А., Тремблей М.С., Слейтер Л.Г., Хинкли Т. Систематический обзор малоподвижного поведения и когнитивного развития в раннем детстве. Пред. Мед. 2015;78:115–122. doi: 10.1016/j.ypmed.2015.07.016. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

32. Дельгадо-Флади П., Картер-Тюилье Б., Гусман-Гусман И.П., Латоррре-Роман П., Кааманьо-Наваррете Ф. Низкие показатели личностного и социального развития в Чилийские школы ассоциируются с неулучшенной успеваемостью: национальное исследование. Междунар. Дж. Образ. Рез. 2020;104:101651. doi: 10.1016/j.ijer.2020.101651. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

33. Бриккенкамп Р.Э.З. Тест внимания D2, 1-е американское изд. Сиэтл. Хогрефе и Хубер; Торонто, Онтарио, Канада: 1998. [Google Scholar]

34. Гарсия-Эрмосо А., Хормазабаль-Агуайо И., Фернандес-Вергара О., Гонсалес-Кальдерон Н., Рассел-Гусман Дж., Висенсио-Рохас Ф. ., Чакана-Каньяс К., Рамирес-Велес Р. Физическая активность перед школой для улучшения когнитивных параметров у детей: исследование Active-Start. Сканд. Дж. Мед. науч. Виды спорта. 2020;30:108–116. doi: 10.1111/смс.13537. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

35. Леже Л.А., Мерсье Д., Гадури С., Ламберт Дж. Многоэтапный челночный бег на 20 метров для аэробной подготовки. Дж. Спортивная наука. 1988; 6: 93–101. doi: 10.1080/02640418808729800. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

36. Ruiz J.R., Cavero-Redondo I., Ortega F.B., Welk G.J., Andersen L.B., Martinez-Vizcaino V. Пороги кардиореспираторного фитнеса для предотвращения риска сердечно-сосудистых заболеваний у детей и подростков ; какой уровень физической подготовки должен вызывать тревогу? Систематический обзор и метаанализ. бр. Дж. Спорт Мед. 2016;50:1451–1458. дои: 10.1136/bjsports-2015-095903. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

37. Castro-Pinero J., Ortega F.B., Artero E.G., Girela-Rejón M.J., Mora J., Sjöström M., Ruiz J.R. Оценка мышечной силы в молодости: полезность Прыжки в длину с места как общий показатель мышечной подготовленности. J. Прочность Услов. Рез. 2010; 24:1810–1817. doi: 10.1519/JSC.0b013e3181ddb03d. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

38. Руис Дж. Р., Кастро-Пиньеро Дж., Испания-Ромеро В., Артеро Э.Г., Ортега Ф.Б., Куэнка М.М., Хименес-Павон Д., Чильон П., Хирела- Рехон М.Дж., Мора Дж. Оценка физической подготовки молодых людей в полевых условиях: батарея тестов физической подготовки АЛЬФА, связанных со здоровьем, для детей и подростков. бр. Дж. Спорт Мед. 2011;45:518–524. doi: 10.1136/bjsm.2010.075341. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

39. Руис Дж.Р., Эспанья-Ромеро В., Ортега Ф.Б., Шёстрём М., Кастильо М.Дж., Гутьеррес А. Размах рук влияет на оптимальный размах хвата у подростков мужского и женского пола. J. Hand Surg. 2006; 31: 1367–1372. doi: 10.1016/j.jhsa.2006.06.014. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

40. Serra-Majem L., Ribas L., Ngo J., Ortega R.M., Garcia A., Perez-Rodrigo C., Aranceta J. Еда, молодежь и Средиземноморье диета в Испании. Разработка KIDMED, индекса качества средиземноморской диеты у детей и подростков. Нутр общественного здравоохранения. 2004;7:931–935. doi: 10.1079/PHN2004556. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

41. Manchola-González J., Bagur-Calafat C., Girabent-Farrés M. Fiabilidad de la española española del cuestionario de actividad física PAQ-C. Преподобный Междунар. Мед. Cиенц. Действовать. Физика Депорте. 2017;17:139–152. [Google Scholar]

42. Серра Маджем Л., Рибас Барба Л., Арансета Х., Перес Родриго К., Сааведра Сантана П., Пенья Кинтана Л. Обесидад для детей и подростков в Испании. Resultados del Estudio enKid (1998–2000) Med. клин. 2003; 121: 725–732. дои: 10.1016/S0025-7753(03)74077-9. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

43. Тремблей М.С., Карсон В., Чапут Дж.П., Коннор Горбер С., Дин Т., Дагган М., Фолкнер Г., Грей К.Э., Грубер Р., Янсон К. ., и другие. Канадские 24-часовые рекомендации по передвижению для детей и молодежи: интеграция физической активности, малоподвижного образа жизни и сна. заявл. Физиол. Нутр. Метаб. 2016;41:S311–S327. doi: 10.1139/apnm-2016-0151. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

44. Червин Р.Д., Хеджер К., Диллон Дж.Э., Питуч К.Дж. Педиатрический опросник сна (PSQ): Валидность и надежность шкал для определения нарушений дыхания во сне, храпа, сонливости и поведенческих проблем. Сон Мед. 2000; 1:21–32. дои: 10.1016/S1389-9457(99)00009-Х. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

45. Центры по контролю и профилактике заболеваний, избыточному весу и ожирению. Определение избыточного веса и ожирения. Центры по контролю и профилактике заболеваний; Атланта, Джорджия, США: 2010. [Google Scholar]

46. Schröder H., Ribas L., Koebnick C., Funtikova A., Gómez S.F., Fíto M., Pérez-Rodrigo C., Serra-Majem L. Распространенность абдоминального ожирения у испанских детей и подростков. Нужны ли измерения окружности талии в педиатрической практике? ПЛОС ОДИН. 2014;9:e87549. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

47. Henriksson P., Cuenca-García M., Labayen I., Esteban-Cornejo I., Henriksson H., Kersting M., Vanhelst J., Widhalm K. ., Готтранд Ф., Морено Л.А. Качество питания и способность внимания у европейских подростков: исследование «Здоровый образ жизни в Европе по питанию в подростковом возрасте» (HELENA). бр. Дж. Нутр. 2017; 117:1587–1595. doi: 10.1017/S0007114517001441. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

48. Левентаку В., Румелиотаки Т., Сарри К., Коутра К., Кампури М., Кириклаки А., Василаки М., Кожевинас М., Чаци Л. Диетическое питание закономерности в раннем детстве и когнитивном и психомоторном развитии ребенка: когортное исследование Rhea мать-ребенок на Крите. бр. Дж. Нутр. 2016; 115:1431–1437. doi: 10.1017/S0007114516000246. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

49. Bellisle F. Влияние диеты на поведение и познание у детей. бр. Дж. Нутр. 2004; 92:S227–S232. doi: 10.1079/BJN20041171. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

50. Ньяради А., Фостер Дж.К., Хиклинг С., Ли Дж., Амброзини Г.Л., Жак А., Одди У.Х. Предполагаемые связи между режимами питания и когнитивными способностями в подростковом возрасте. Дж. Детская психология. Психиатрия Allied Discip. 2014;55:1017–1024. doi: 10.1111/jcpp.12209. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

51. Florence MD, Asbridge M., Veugelers PJ Качество питания и успеваемость. Дж. Ш. Здоровье. 2008; 78: 209–215. doi: 10.1111/j.1746-1561.2008.00288.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

52. Хаапала Э.А., Элоранта А.М., Веняляйнен Т., Шваб У., Линди В., Лакка Т.А. Связь качества диеты с когнитивными функциями у детей — исследование физической активности и питания у детей. бр. Дж. Нутр. 2015; 114:1080–1087. doi: 10.1017/S0007114515001634. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

53. ДиДжироламо А.М., Очета Л., Флорес Р.М.М. Питание в раннем детстве и когнитивное функционирование в детстве и подростковом возрасте. Еда Нутр. Бык. 2020;41:S31–S40. doi: 10.1177/0379572120907763. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

54. Stiglic N., Viner R.M. Влияние экранного времени на здоровье и благополучие детей и подростков: систематический обзор обзоров. Открытый БМЖ. 2019;9:e023191. doi: 10.1136/bmjopen-2018-023191. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

55. Чой М., Пак С. Опосредующие эффекты академической успеваемости между экранным временем, трудностями исполнительной функции и адаптацией к школе. Компр. Ребенок-подросток. Нурс. 2020; 43: 334–347. doi: 10.1080/24694193.2019.1675805. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

56. Li H., Wu D., Yang J., Luo J., Xie S., Chang C. Использование планшетов влияет на исполнительную функцию дошкольников: fNIRS Evidence from the Dimensional Изменить задачу сортировки карт. наук о мозге. 2021;11:567. doi: 10.3390/brainsci11050567. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

57. Горовиц-Краус Т., Хаттон Дж.С. Связность мозга у детей увеличивается за счет времени, которое они проводят за чтением книг, и уменьшается за счет продолжительности воздействия экранных медиа. Акта Педиатр. 2018;107:685–693. doi: 10.1111/apa.14176. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

58. Walsh J.J., Barnes J.D., Tremblay M.S., Chaput J.-P. Связь между продолжительностью и типом использования электронного экрана и познанием у детей в США. вычисл. Гум. Поведение 2020;108:106312. doi: 10.1016/j.chb.2020.106312. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

59. Уолш Дж.Дж., Барнс Дж.Д., Кэмерон Дж.Д., Голдфилд Г.С., Чапут Дж.-П., Ганнелл К.Е., Леду А.-А., Земек Р.Л., Тремблей М.С. Связь между 24-часовым движением и глобальным познанием у детей в США: перекрестное обсервационное исследование. Ланцет Чайлд Адолеск. Здоровье. 2018;2:783–791. doi: 10.1016/S2352-4642(18)30278-5. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

60. Мэдиган С., Браун Д., Расин Н., Мори С., Таф С. Связь между временем, проведенным перед экраном, и успеваемостью детей в тесте на скрининг развития . ЯМА Педиатрия. 2019;173:244–250. doi: 10.1001/jamapediatrics.2018.5056. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

61. Neophytou E., Manwell L.A., Eikelboom R. Влияние чрезмерного экранного времени на нейроразвитие, обучение, память, психическое здоровье и нейродегенерацию: предварительный обзор . Междунар. Дж. Мент. Наркоман здоровья. 2021; 19: 724–744. doi: 10.1007/s11469-019-00182-2. [CrossRef] [Google Scholar]

62. Hu B.Y., Johnson G.K., Teo T., Wu Z. Связь между экранным временем и когнитивным и социальным развитием китайских детей. Дж. Рез. Ребенок. Образовательный 2020; 34: 183–207. дои: 10.1080/02568543.2019.1702600. [CrossRef] [Google Scholar]

63. Голдфилд Г.С., Кэмерон Дж.Д., Сигал Р.Дж., Кенни Г.П., Холцик М., Пруд’Омм Д., Герен Э., Альберга А.С., Д’Ангиулли А., Тремблей М.С. Время, проведенное за экраном, независимо связано с сывороточным мозговым нейротрофическим фактором (BDNF) у молодежи с ожирением. заявл. Физиол. Нутр. Метаб. 2021;46:1083–1090. doi: 10.1139/apnm-2020-0756. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

64. Смолл Г.В., Ли Дж., Кауфман А., Джалил Дж., Сиддарт П., Гаддипати Х., Муди Т.Д., Букхаймер С.Ю. Последствия использования цифровых технологий для здоровья мозга. Диалоги клин. Неврологи. 2020;22:179–187. doi: 10.31887/DCNS.2020.22.2/gsmall. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Понимание проблем внимания вашего ребенка

Автор: доктор Люси Рассел

Вы можете быть обеспокоены тем, что ваш ребенок пытается сосредоточиться или следовать инструкциям. Возможно, их школа упомянула, что они отстают из-за недостатка концентрации. Вы можете быть обеспокоены синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ/СДВ), но есть много факторов, которые могут способствовать «подобным СДВГ» трудностям с концентрацией внимания и вниманием. Симптомы СДВГ не обязательно указывают на диагноз СДВГ. Есть много пересекающихся условий. Существует также множество факторов образа жизни и окружающей среды, которые являются факторами риска развития дефицита внимания и/или симптомов невнимательности.

Может ли это быть СДВГ?

СДВГ (синдром дефицита внимания/гиперактивности) рассматривается медицинскими работниками как нарушение развития нервной системы. Однако психологи (не являющиеся медицинскими работниками!) предпочитают описывать это как различие в развитии нервной системы . Это разница в том, как устроен мозг. Многие из нас хотели бы полностью отказаться от термина «расстройство». Это состояние, которое приносит как сильные, так и слабые стороны.

Что такое СДВГ?

Ключевые симптомы СДВГ могут включать:

  • Легко отвлекаться
  • Трудно следовать указаниям
  • Трудно оставаться на задании
  • Импульсивные симптомы, такие как прикосновение и поднятие всех предметов в магазине
  • Забывчивость
  • Потеря личных вещей, таких как ключи или книги
  • Не обращать внимания на детали, делать ошибки по невнимательности
  • Проблемы с организованностью и тайм-менеджментом
  • Короткая продолжительность концентрации внимания
  • Способность к гиперфокусировке (сосредотачиваться на задаче часами подряд, отключая все вокруг)
  • Творчество
  • Спонтанность
  • Высокая энергия

ADD

Синдром дефицита внимания (ADD) — устаревший термин. DSM-V (Руководство по диагностике и статистике, пятое издание) теперь классифицирует то, что было СДВ, как «СДВГ — невнимательный тип». Он до сих пор иногда используется неофициально для обозначения кого-то, кто испытывает трудности с концентрацией внимания, но не испытывает симптомов гиперактивности.

Photo by Sigmund on Unsplash

Проблемы с концентрацией внимания: нежелательные долгосрочные побочные эффекты

К сожалению, если трудности с концентрацией внимания сохраняются длительное время без поддержки, могут возникнуть нежелательные побочные эффекты. В моей клинике я часто вижу детей, у которых проблемы с вниманием и концентрацией способствуют низкой самооценке, социальным трудностям или (реже) проблемам с психическим здоровьем.

Проблемы с концентрацией внимания и низкая самооценка

Если ребенок не может сосредоточиться или выполнять инструкции и задания, это может привести к потере самооценки. Они могут отставать в школе. Или чувствуют себя «глупыми», потому что не могут следовать инструкциям, поэтому не уверены, что должны делать. Они могут чувствовать себя неуправляемыми, потому что действительно хотят хорошо учиться в школе, но не знают, как это сделать. Проблемы с концентрацией внимания могут привести к тому, что взрослые заклеймят детей как имеющих проблемы с поведением или даже поставят такой диагноз, как расстройство поведения или оппозиционно-вызывающее расстройство. У маленьких детей может быстро развиться выученная готовность помочь: «Я не могу этого сделать, поэтому не буду пытаться».

Проблемы с концентрацией внимания и проблемы с социальным взаимодействием

Социальные ситуации могут быть трудными, если у вас проблемы с концентрацией внимания. Вам может быстро стать скучно, и вы с трудом справитесь с задачей, что может разочаровать других. Проблемы с концентрацией внимания и импульсивность могут идти рука об руку, приводя к чувству непредсказуемости, которое может оттолкнуть потенциальных друзей.

Проблемы с концентрацией внимания и проблемы с психическим здоровьем

По данным Mind, взрослые с СДВГ чаще страдают психическими заболеваниями. Тревога, депрессия и проблемы со сном являются общими. По моему опыту, это неудивительно, поскольку умственные усилия, необходимые для нормального функционирования в мире, не предназначенном для вас, могут быть изматывающими и напряженными. Однако это не обязательно относится к тем, кто получает соответствующее лечение и поддержку в повседневной жизни в детстве.

Проблемы с концентрацией внимания и импульсивность не всегда идут рука об руку, но молодые люди, проявляющие импульсивное поведение, могут подвергаться риску злоупотребления психоактивными веществами или зависимости в будущем, поэтому раннее вмешательство имеет ключевое значение.

Факторы, которые могут способствовать возникновению проблем с концентрацией внимания

Прежде чем предположить, что у ребенка СДВГ, рассмотрите факторы образа жизни и окружающей среды, которые могут способствовать проблемам с концентрацией внимания у вашего ребенка. Обычно я советую родителям вносить изменения там, где они могут, и пересматривать снова примерно через 6 месяцев. Вы можете обнаружить, что небольшие изменения имеют существенное значение, достаточное, чтобы уменьшить или устранить ваши опасения.

1.      Разные приоритеты

Начало домашних заданий может быть важно для вас, но важно ли это для них?

Если вы обнаружите, что ваш ребенок может очень хорошо концентрироваться на занятиях, которые ему нравятся, возможно, проблема заключается не в концентрации и внимании, а в недостатке мотивации.

2.      Стресс или тревога

Если ребенок часто сражается или убегает, его организм ставит на первое место выживание. Мозг фокусируется только на том, чтобы убежать от предполагаемой опасности или бороться с ней. Значительно страдает концентрация и внимание.

Прочтите эту статью о симптомах беспокойства, чтобы разработать план.

3.      Различия в сенсорной обработке

Если мозг вашего ребенка изо всех сил пытается отфильтровать фоновый шум или его отвлекает неудобная одежда, ему будет гораздо труднее оставаться сосредоточенным.

Возможно, ваш ребенок не сказал вам об этом. Они могут даже не осознавать этого сами. Проведите некоторое время вместе с ними, задавая такие вопросы, как: Вас когда-нибудь отвлекал шум в классе?

4.      Недостаток сна

В одном исследовании дети с фрагментированным сном продемонстрировали более низкие показатели по различным когнитивным показателям, особенно тем, которые связаны со сложными задачами.

Прочтите эту статью о сне у подростков или эту, если у вас есть ребенок младшего возраста.

5.      Недостаток физических упражнений

Человеческое тело создано для физической активности. Изначально мы были охотниками-собирателями и переезжали большую часть дня. Если дети слишком долго сидят неподвижно, тело начинает двигаться, ерзая. Движение регулирует пути внимания в мозгу.

6.      Нерегулярное питание

Организму требуется регулярное топливо для оптимальной когнитивной функции. Одно исследование показало, что дети, которые пропускали завтрак, получали более низкие оценки на экзаменах GCSE.

Эффективные методы лечения нарушений внимания

На мой взгляд, традиционные методы лечения, такие как стимулирующие препараты, не следует рассматривать до тех пор, пока не будут изучены и (при необходимости) устранены все вышеперечисленные факторы. В этом вам может помочь детский психолог или аналогичный поставщик медицинских услуг. Они разработают план лечения и проработают его вместе с вами, обычно в течение нескольких регулярных сеансов. Когда вы ищете психолога, убедитесь, что он является квалифицированным клиническим психологом, психологом-консультантом или психологом-педагогом, зарегистрированным в HCPC (Совет медицинских профессий). Вы можете найти местных детских психологов в Великобритании, используя функцию поиска Ассоциации детских психологов, занимающихся частной практикой (ACHiPPP).

Варианты лечения включают только медикаментозное лечение, только психологическую поддержку или медикаментозное лечение в сочетании с психологической поддержкой. Психологическая поддержка может включать обучение поведенческих родителей, обучение учителей, адаптацию ребенка к окружающей среде и изменение его образа жизни. В Великобритании стимулирующие препараты для лечения СДВГ у детей и подростков должны назначаться психиатром или педиатром. Это может быть передано в GP. Лекарства от СДВГ реже назначаются в Великобритании, чем в некоторых странах, таких как США.

Пример 1: Роуз

Предыстория: Роуз

Роуз восьмилетняя девочка, учится в обычной начальной школе. Роуз любит танцы и гимнастику. Она беспечная девушка, которая порхает между множеством занятий и интересов.

Учителя изо всех сил пытались удержать Роуз на задании с тех пор, как она была в приемной. Роуз не следует указаниям учителя, поэтому не знает, что ей делать. Как следствие, Роуз становится скучно в классе. Она начала вести себя разрушительно, отвлекая других и изображая из себя «классового клоуна». Роуз отстала в учебе, несмотря на то, что была очень способной. Это начало сказываться на ее самооценке.

Хотя одноклассники Роуз любят ее и наслаждаются ее обществом, их родители не стремятся поощрять дружбу с ней, так как она мешает в классе и создает проблемы другим, отвлекая их.

Решения: Роуз

Родители Роуз наняли клинического психолога, чтобы тот помог им понять трудности Роуз. Психолог встретился с Роуз и ее семьей и провел полдня, наблюдая за Роуз в школе.

Клинический психолог заметил, что Роуз очень беспокойна на уроках. Это был сильный намек на то, что тело Роуз нуждалось в большем количестве движений и упражнений, чтобы регулировать себя. Клинический психолог предложил следующие стратегии:

  • Попрыгать на мини-батуте за 5 минут до школы
  • Идти в школу
  • Научите классного руководителя Роуз делать двухминутные «мини-перерывы» четыре раза в день со всем классом.
  • Рассмотрите возможность консультации по трудотерапии, чтобы изучить дополнительные стратегии, помогающие телу двигаться, такие как «качающаяся подушка».
  • Убедитесь, что учитель и ассистент знают о «ранних предупреждающих знаках» Роуз о том, что она теряет концентрацию. Клинический психолог заметил, что это включает в себя игру с ее волосами и постукивание карандашом. В эти моменты сделайте мини-паузу или отправьте Роуз с поручением. В качестве альтернативы, перефокусируйте Роуз. Позовите ее по имени или осторожно прикоснитесь к ней, а затем попросите ее повторить инструкцию или рассказать вам о том, как она справилась с заданием.

Кроме того, клинический психолог предложил:

  • Посадить Роуз впереди класса.
  • Проверяет ее чаще, чем другие дети, чтобы убедиться, что она обработала инструкции.
  • Разбиение инструкций на более мелкие части.

Результаты: Роуз

Через 2 месяца Роуз стала заметно более сосредоточенной. Она показывала признаки того, что наверстывает упущенное в учебе. Ее дружеские отношения улучшились, поскольку она с меньшей вероятностью доставляла другим неприятности. Ее родители и учителя планировали продолжить стратегии поддержки.

Пример 2: Джош

Предыстория: Джош

Джош — тринадцатилетний мальчик, который любит фильмы Marvel, «Доктор Кто», паркур и регби. Джош ходил в маленькую и заботливую начальную школу. У него была поддержка в классе, чтобы оставаться сосредоточенным, в том числе поддержка ассистента, который возвращал его к задаче, когда это было необходимо. В средней школе Джошу было гораздо труднее, потому что классы были больше и шумнее. Его родители заметили, что его оценки ухудшились, хотя он все еще находится в среднем академическом диапазоне. В школе Джоша нет особых опасений по поводу него, но они заметили, что он часто уходит в свой собственный мир в классе. Джош сообщил, что находит уроки скучными и изо всех сил пытается оставаться мотивированным. Дома Джош выполняет домашнее задание, включив музыку в наушниках и надевая мягкую толстовку с капюшоном, отгораживаясь от мира.

Решения: Джош

После встречи с Джошем и его семьей клинический психолог предложил направление к эрготерапевту, специализирующемуся на проблемах сенсорной обработки. Клинический психолог заметил, что Джошу трудно переносить шумную обстановку, и он склонен «отключаться», когда его нервная система перегружена. Это успешный способ справиться с «мозговой перегрузкой» для Джоша, но это означает, что он не посещает занятия и не сосредотачивается на них.

ОТ провел оценку. Она обнаружила, что Джош гораздо более чувствителен к шуму, чем типичный подросток.

Она также обнаружила, что он чувствителен к прикосновениям, а на его концентрацию повлияли царапины на его школьной рубашке и галстуке. OT также определил, что Джош не высыпается, поэтому его нервная система не может полностью восстановиться.

Реализованы следующие стратегии:

  • Мягкая подкладка, чтобы рубашка Джоша не натирала кожу.
  • Использование наушников с шумоподавлением в определенные периоды шума на уроках.
  • Учителя переводили Джоша в первый ряд на всех уроках и проверяли, усвоил ли он их инструкции.
  • Джоша пригласили два раза в неделю посещать школьную программу трудотерапии (предоставление движений и упражнений глубокого давления для регуляции его нервной системы).
  • Джошу дали рекомендации по «гигиене сна».
  • Обзор прогресса через 6 месяцев.

Результаты: Джош

Благодаря предложенным стратегиям концентрация и внимание Джоша значительно улучшились. Однако, когда начались выпускные экзамены в школе и академический спрос увеличился, Джош начал бороться еще больше. Он стал чаще «отключаться» на уроках, и это становилось все большей проблемой. Родители и учителя Джоша продолжали реализовывать стратегии. Они также обратились к педиатру за оценкой развития нервной системы, чтобы исключить или исключить СДВГ, а также рассмотреть плюсы и минусы лекарств. Джошу поставили диагноз СДВГ. Сочетание изменений в его образе жизни и школьной среде, наряду со стимулирующими препаратами, привело к успешному результату. Джош больше не отключался от занятий и успешно сдал выпускные экзамены.

Проблемы с вниманием: диагностические ярлыки

В Великобритании оценка и диагностика неврологических состояний, таких как СДВГ, обычно начинается в возрасте примерно шести лет и старше. Дети дошкольного возраста развиваются и меняются с такой скоростью, что использование ярлыка было бы нецелесообразным или бесполезным. Даже у детей старшего возраста может быть хорошей идеей «наблюдать и ждать». Простые вмешательства в образ жизни или адаптация к окружающей среде могут иметь решающее значение для детей школьного возраста.

С другой стороны, раннее выявление СДВГ может помочь ребенку лучше понять и поддержать его. Это может задать курс на положительное академическое, социальное и эмоциональное развитие. Если у вас есть опасения или вы видите признаки СДВГ, я советую обратиться за поддержкой на раннем этапе. Если вы не видите улучшений, может потребоваться диагностическая оценка.

Что включает в себя диагностическая оценка?

Медицинский работник диагностирует СДВГ и различает проявления невнимательности и проявления гиперактивно-импульсивного типа. Диагноз обычно ставится педиатром или детским и подростковым психиатром.

Единого теста на СДВГ не существует, но есть определенные критерии. Врач или медицинский работник вашего ребенка соберет полный анамнез и спросит вас о симптомах, которые я перечислил в начале этой статьи. Они могут наблюдать за вашим ребенком в школе.

Часто используются скрининговые анкеты, но они никогда не должны использоваться сами по себе в качестве диагностических инструментов.

Наконец, есть тест, называемый тестом Qb, который используется в некоторых службах. Во время теста Qb ребенок сидит перед экраном компьютера и щелкает в ответ на определенные фигуры, которые он видит на экране. Их ответы оцениваются.

Photo by Jeswin Thomas on Unsplash

Проблемы с развитием мозга и вниманием

Мозг вашего ребенка не является полностью зрелым, по крайней мере, до 25 лет. Исполнительные функции — навыки мышления более высокого уровня, такие как планирование, организация и рациональное мышление — не являются сильными сильными, потому что префронтальная кора головного мозга сильно недоразвита. Более того, он еще не установил прочных связей с лимбической системой (эмоциональным центром мозга), которая необходима для контроля импульсов и сдерживания сильных эмоций. Подробнее о разнице в работе мозга у детей и взрослых можно прочитать здесь.

Что делать, если вас беспокоят проблемы с концентрацией внимания вашего ребенка?

Прежде всего, убедитесь, что вы работаете над факторами образа жизни, такими как прием пищи и сон. Эта статья поможет вам. Включите ежедневные занятия, которые помогают регулировать нервную систему вашего ребенка, такие как аэробные упражнения и сложные формы упражнений (например, танцы, боевые искусства, гимнастика).

Во-вторых, стремитесь сотрудничать со школой вашего ребенка. Спросите их, заметили ли они какие-либо трудности с концентрацией внимания, а если нет, попросите их внимательно понаблюдать за вашим ребенком в течение нескольких недель. У них может быть доступ к специалисту, такому как педагог-психолог, который может внести свой вклад в этот процесс. После этого, в идеале, они разработают письменный план с изложением поддерживающих мер, таких как перемещение вашего ребенка в начало класса, регулярная проверка с ним и участие в перерывах для движения всего класса.

В-третьих, как можно раньше обратитесь за помощью к психологу. Психолог поможет вам понять, что вызывает трудности со вниманием, и разработает четкий план действий. Они могут направить вас к педиатру для оценки СДВГ.