Диагностика школьной тревожности младших школьников: Тревожность у учеников младшего школьного возраста | Методическая разработка по психологии по теме:

Как осуществляется диагностика уровня школьной тревожности младших школьников?

Все чаще школьные психологи обращают внимание на рост количества детей с высоким уровнем тревожности среди учащихся начальных классов. С чем это может быть связано и как помочь ребенку преодолеть школьные страхи без последствий?

Актуальность проблемы обусловлена тем, что школьная тревожность – одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются психологи в школах. По их мнению, это способствует развитию школьной дезадаптации ребенка и плохо влияет на все сферы его повседневной жизни. Они утверждают, что чаще школьной тревожностью в младшем школьном возрасте страдают мальчики, а после 12 лет – девочки. Сложности в выявлении тревожности у младших школьников проявляются в том, что зачастую и родители, и психологи считают подобного ребенка идеальным: он вовремя делает уроки, не пререкается со взрослыми, хорошо учится. Существует несколько других наименований школьной тревожности у детей: это школьный невроз, дидактогения и дидактогенный невроз. Но следует внимательно различать суть этих терминов. В случае со школьным неврозом боязнь школы возникает у школьника на неосознанном уровне и касается школы в целом, нежеланием ее посещать, а дидактогения и дидактогенный невроз трактуется как страх перед отдельными преподавателями или системой преподавания как таковой.

Сама школьная тревожность младших школьников выражается в следующем: они часто волнуются, боятся плохо ответить у доски, боятся отрицательных суждений о себе со стороны учителей и одноклассников, постоянно чувствуют себя «неполноценными», «ущербными». Может возникнуть повышенная двигательная активность, или наоборот, пониженная.

Существует несколько факторов, повышающих уровень школьной тревожности у учащихся: это перегрузки, вызываемые большим количеством предметов обучения, плохие отношения ребенка с учителями, смена школьного коллектива, невозможность справиться со всей школьной программой. Длительность урока также имеет значение. Согласно исследованиям, дети в классе наиболее сосредоточены на уроке в течение его первых 30 минут, затем они начинают отвлекаться.

Одна из главных причин повышенной тревожности ребенка – это завышенные требования родителей. Как правило, они желают, чтобы их чадо было отличником по всем предметам, не сообразуясь с его индивидуально-типологическим характеристиками. Бывает, что ребенок не в силах понимать точные науки, а отец и мать требуют от него пятерок по математике, порой прибегая к угрозам и запугиванию. Это порождает у ребенка внутриличностный конфликт, что и является основой для формирования тревожности. Такой тревожностью страдают и отличники, и двоечники. Причем педагоги могут предъявлять точно такие же требования, не учитывая уровень подготовленности к школе и способности отдельного ученика.

Для школьного психолога крайне важно вовремя выявить причину школьной тревожности и начать ее коррекцию.

Диагностика школьной тревожности младших школьников проводится несколькими методами. В них могут быть использованы проективные методики (методика А. Прихожан, когда дети придумывают рассказы по картинкам) , тесты – опросники ( тест — опросник Филипса) и другие.

Проективная методика А. Прихожан включает в себя 12 картинок, на которых нарисованы дети и взрослые без лиц. По мере проведения метода учащиеся должны придумать эмоциональное состояние для человека на каждой картинке. Оценка результатов проводится по картинкам 2-12. Затем подсчитывается количество «неблагополучных» ответов. Если таких максимальное количество (10) , это может говорить о повышенном уровне тревожности у ребенка. Особенно следует отметить, если ребенок дал отрицательный ответ на последнюю картинку. Эта методика используется в выявлении тревожности у детей возраста 6-11 лет и позволяет выявить общий уровень тревожности.

Для более полного определения причин тревожности и ее уровня используется опросник Филипса. В нем 58 вопросов, на которые нужно ответить односложно «Да» или «Нет». При обработке полученных результатов отдельно выделяются вопросы и ответы, которые не совпадают с ключами. Это и есть проявления тревожности. Также подсчитывается общее число несовпадений по всему опроснику, число совпадений по каждому из 8 факторов: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, боязнь самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствия желаниям окружающих, низкая сопротивляемость стрессу и страх по отношению к учителям. Эта методика позволяет выявить, что конкретно тревожит того или иного ученика в школе.

После этого можно приступать к такой работе, как коррекция школьной тревожности.

Одной из методик, которая используется для коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста, является символдрама. В психотерапии она по-другому называется катативное переживание образов.

Символдрама основана на переработке фантазий, всплывающих в сознании пациента. Психотерапию по этому методу можно представить как некую трехмерную систему координат. Одна ось – работа с конфликтными ситуациями, другая – работа, направленная на удовлетворение потребностей и третья – работа, направленная на развитие творческих способностей. При прохождении коррекции с помощью символдрамы пациент прорабатывает в своем сознании тревожные образы, открыто проявляет внутренние желания, а психотерапевт занимает разрешающую позицию по отношению к нему. Такая методика позволяет избавиться от тревожности и стать более уверенным в себе и своих способностях.

В коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста незаменимы и игры, поскольку игровая форма деятельности еще не отошла на второй план перед учебной. Игровая терапия делится на три типа: директивная, недирективная и смешанная. Игры можно подбирать различные. Это может быть игра «Копилка достижений», игра «Звезда квартиры», «Солнышко» и многие другие. Но при игре стоит соблюдать несколько правил. Во – первых, игра не должна быть соревновательной, иначе ребенок в процессе будет бояться сделать что-то хуже других; во – вторых, не нужно сравнивать ребенка с другими детьми и их успехами, и, в – третьих, в игру надо вводить постепенно, подбадривая и одобряя действия, которые выполняет ребенок. Игры помогут младшим школьникам расслабиться и перестать нервничать, а также поднимут самооценку.

Немаловажную роль также играет работа с родителями. Школьный психолог должен обязательно встретиться с отцом и матерью тревожного ребенка и провести беседу на предмет выявления факторов тревожности в семье. Часто бывает, что и сами родители оказываются подвержены постоянному беспокойству и имеют высокий или повышенный уровень тревожности. В этом случае следует проводить коррекционную работу и с ними тоже. Если же родители не страдают тревожностью, то им следует больше внимания уделять своему сыну или дочери, почаще хвалить их за успехи, поощрять новые начинания и не ругать за ошибки. Школьный психолог может подобрать родителям коррекционные упражнения, которые они смогут выполнять дома со всей семьей. Это в основном упражнения на расслабление мышц и всевозможные игры. Через некоторое время родители сами с удовольствием отметят положительные перемены в поведении и психическом состоянии школьника.

Как видно, тревога у младших школьников может быть вызвана множеством факторов. Это и проблемы в семье, и низкий уровень успеваемости, и страх перед близким окружением. Чаще всего развитию тревожности способствует именно школа, поскольку это новый, еще непознанный мир, с его опасностями и трудностями. Выявляется тревожность несколькими путями: опросом, наблюдением за школьником и его реакцией. Чаще всего применяются методики — опросники. Коррекция тревожного состояния проводится в игровой форме или путем проработки стрессовых ситуации в символдраме. Психолог должен разрешать испытуемому активно проявлять свои эмоции и выпускать наружу сокровенные желания. Родители тревожного ребенка должны уделять ему необходимое время, внимание и проявлять активное участие в его жизни.

Тревожность младших школьников поддается диагностике и коррекции. Главное – обратить внимание на изменения в поведении школьника и принять все необходимые меры по их исправлению. Это могут делать родители и школьные психологи.

Диагностика уровня школьной тревожности

Внимательно прочитайте расшифровку, прежде чем тестировать ребёнка!
Методика направлена на выявление уровня школьной тревожности у младших и средних школьников. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”. Отвечая на вопрос, ребёнок должен записать его номер и ответ “+”, если согласен с ним, или “-”, если не согласен.

Вопросы:

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

1. Общая тревожность в школе — 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2. Переживание социального стресса — 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха — 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13
4. Страх самовыражения — 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний — 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — 3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — 9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8

Содержательная характеристика каждого фактора.

Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Ключ:

1 —
7 —
13 —
19 —
25 +
31 —
37 —
43 +
49 —
55 —
2 —
8 —
14 —
20 +
26 —
32 —
38 +
44 +
50 —
56 —
3 —
9 —
15 —
21 —
27 —
33 —
39 +
45 —
51 —
57 —
4 —
10 —
16 —
22 +
28 —
34 —
40 —
46 —
52 —
58 —
5 —
11 +
17 —
23 —
29 —
35 +
41 +
47 —
53 —
 
6 —
12 —
18 —
24 +
30 +
36 +
42 —
48 —
54 —
 

Также рекомендуем другие методики исследования детской тревожности: Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» | Уровень тревожности ребёнка | Тест детской тревожности (В. Амен)

Тэги : детская тревожность уровень школьной тревожности тревожный ребенок

#

Тэги : #

Информационный бюллетень по тревожным расстройствам (для школ) (для родителей)

Рецензировано: Ширин Хасан, доктор медицины

Психология (поведенческое здоровье) в Nemours Children’s Health

на испанском языке Hoja informativa sobre los trastornos de ansiedad (para las escuelas)

Что должны знать учителя

Тревожные расстройства вызывают у людей чувство испуга, стресса или беспокойства в ситуациях, в которых большинство людей не чувствовали бы себя так. При отсутствии лечения тревожные расстройства могут затруднить учащимся выполнение школьных заданий или учебу. Это также может повлиять на их отношения со сверстниками и учителями. В некоторых случаях учащиеся с тревожными расстройствами пропускают много учебных дней. Или они могут вообще избегать школы.

Наиболее распространенными тревожными расстройствами у детей и подростков являются:

  • Генерализованное тревожное расстройство (ГТР). Дети, страдающие ГТР, много беспокоятся и беспокоятся большую часть времени. У них также могут быть физические симптомы, такие как головные боли, боли в животе, мышечное напряжение или усталость.
  • Фобии. Фобия — это сильный, нереалистичный страх чего-то определенного. Некоторые дети боятся собак. У других фобия пауков или змей. Ребенок с фобией пойдет на многое, чтобы избежать того, чего он боится.
  • Социальная тревожность. Дети и подростки с социофобией испытывают сильный страх осуждения. Это влияет на них в социальных или других ситуациях. Они будут избегать ситуаций, когда им, возможно, придется познакомиться с новыми людьми или выступить.
  • Селективный мутизм.  Некоторые ученики слишком напуганы, чтобы вообще говорить в определенных ситуациях. Дети и подростки с избирательным мутизмом могут говорить, и говорить хорошо. Но они слишком напуганы, чтобы говорить в некоторых ситуациях вне дома или с людьми, не являющимися друзьями.
  • Паническое расстройство. У некоторых учеников случаются приступы паники, внезапный и сильный приступ страха. Они могут включать физические симптомы, такие как учащенное сердцебиение, одышка или головокружение. Панические атаки могут возникнуть неожиданно.
  • Тревога разлуки. Для младенцев и очень маленьких детей нормально иметь некоторую тревогу разлуки, когда они находятся отдельно от родителя или опекуна. Но когда тревога разлуки продолжается после раннего школьного возраста, учащиеся могут с трудом ходить в школу.

У учащихся с тревожными расстройствами могут проявляться симптомы, подпадающие под одну или несколько из следующих категорий:

  • проблемы с концентрацией внимания на уроке или с выполнением классной работы
  • чувствовать себя застенчивым и избегать определенных ситуаций
  • имеют физические симптомы, такие как учащенное сердцебиение, учащенное дыхание, напряжение мышц, потливость ладоней, тошнота и дрожание рук или ног
  • принимать лекарства, чтобы уменьшить тревогу
  • может потребоваться работа со школьным консультантом или терапевтом

Что могут сделать учителя

Учителя могут помочь ученикам:

  • поговорить с родителями, чтобы узнать больше об ученике и о том, как вы можете лучше всего ему помочь
  • предоставление учащимся дополнительного времени для работы
  • обучение тому, как обучать студентов самоуспокоению с помощью дыхания и других методов релаксации
  • предоставление им ежедневного расписания
  • изменение заданий и снижение нагрузки при необходимости
  • пропагандирует методы релаксации и позволяет делать перерывы в течение дня
  • поддержка родителей, помогающих детям добираться до школы, даже если это означает опоздание или изменение расписания занятий 
  • предоставляя им безопасное пространство и возможность поговорить с консультантом, если это необходимо
  • ослабить беспокойство в классе, объединившись со сверстником

Проверил: Ширин Хасан, доктор медицинских наук

Дата проверки: май 2019 г.

Школьная тревога: причины, симптомы и лечение

Школьная тревога — это состояние, которое может затронуть учащихся всех возрастов. Он проявляется в виде чрезмерного страха перед школой и связанными с ней действиями, такими как заведение друзей, публичные выступления или сдача тестов.

Тревога, связанная со школой, является обычным явлением и может затронуть любого ребенка, независимо от возраста, уровня в классе или успеваемости. Для некоторых учащихся это настолько серьезно, что мешает их способности учиться и функционировать в школе.

В этой статье школьная тревожность рассматривается более подробно, включая причины, симптомы и лечение.

Школьная тревога связана со страхом и беспокойством по поводу посещения школы. Врачи также могут называть это школьной фобией или отказом от школы.

Хотя дети нередко испытывают некоторое беспокойство по поводу поступления в школу или перехода в новую школу, дети с тревогой в школе испытывают крайнюю степень страха и беспокойства по поводу повседневной посещаемости. Это может помешать им ходить на занятия или хорошо учиться в школе.

Отказ от посещения школы не является признанным диагнозом психического здоровья. Однако в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам , 5-е издание ( DSM-5 ) отмечается, что этот симптом может быть связан с несколькими другими диагнозами, включая:

  • депрессию
  • социальное тревожное расстройство расстройство
  • специфическая фобия
  • оппозиционно-вызывающее расстройство
  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Отказ от посещения школы может стать проблемой для родителей или опекунов, а также для учителей и администрации школы. Иногда им трудно управлять, и может потребоваться командный подход.

Тем не менее, важно предпринять шаги для решения этой проблемы на раннем этапе, поскольку она может оказать значительное влияние на социальное, эмоциональное и образовательное развитие ребенка. Кроме того, чем дольше ребенок не посещает школу, тем труднее ему вернуться.

Специалисты в области психического здоровья не до конца понимают причины беспокойства в школе. Для некоторых детей страх и беспокойство, связанные со школьной тревогой, связаны с конкретной причиной, например, с травлей или неудачным опытом в школе. Для других тревога может быть более общей и связана с социальной тревогой или тревогой по поводу производительности.

У детей может развиться тревога, если они долгое время находились дома, например, во время летних каникул или из-за болезни. Стрессовое событие, такое как смерть члена семьи или переезд в новый дом, также может вызвать это состояние.

Симптомы школьной тревожности могут быть разными: физическими, эмоциональными или поведенческими.

Физические симптомы могут включать:

  • боли в животе
  • головные боли
  • головокружение
  • учащенное сердцебиение
  • Околота дыхания
  • Потеживание

Эмоциональные симптомы могут включать в себя:

  • Страх
  • СОБИТИ
  • IRRITABITIONS
  • СВАД

Поведенческие симптомы May Scompty Mays: Mays:

  • . частые пропуски занятий в школе
  • приступы гнева
  • приступы плача
  • заявление о болезни, чтобы попытаться остаться дома
  • от тяжести симптомов и основных причин.

    Специалисты по психическому здоровью могут использовать комбинацию психотерапии, образовательной поддержки и лекарств для лечения школьной тревоги. Поэтому часто необходим совместный командный подход, в котором участвуют ребенок, его родители или опекуны, школьный персонал и специалисты в области психического здоровья.

    Первым шагом в лечении часто является встреча со школьным персоналом ребенка для разработки плана. Это может включать в себя корректировку расписания ребенка, оказание поддержки в классе или привлечение ребенка к общественной деятельности вне школы.

    Также важно, чтобы родители и опекуны оказывали поддержку детям, испытывающим тревогу в школе. Эта поддержка может принимать форму:

    • разговора с ребенком о его беспокойстве и страхах
    • помощи ребенку в развитии здоровых механизмов выживания
    • моделирования позитивного поведения
    • обучения ребенка методам релаксации
    • участия в обучении ребенка

    Родители и опекуны также должны избегать реакции на тревогу ребенка, которая может ее усилить. Это означает избегать аргументов, взяток или угроз.

    Если ребенок плохо реагирует на эти меры, специалист по психическому здоровью может порекомендовать психотерапию. Лекарства, отпускаемые по рецепту, обычно являются последним средством, если другие методы лечения оказались неэффективными.

    Психотерапия

    Эти методы включают когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), которая представляет собой лечение тревожных расстройств. КПТ может научить детей выявлять и изменять бесполезные модели мышления и поведения, чтобы помочь им справиться со своими страхами. Оно может проходить индивидуально или в групповой обстановке.

    Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ) — это еще один тип психотерапии, который может помочь при беспокойстве и отказе от школы. ДПТ делает упор на внимательность и принятие, а также на изменение. Это может научить детей справляться со стрессовыми ситуациями более полезным способом.

    Специалисты по психическому здоровью могут также рекомендовать экспозиционно-ответную терапию (ERP). ERP фокусируется на том, чтобы помочь детям справиться со своими страхами постепенно и под контролем. Такой подход может помочь им меньше бояться посещения школы.

    Лекарства

    Если другое лечение не помогает, специалист по психическому здоровью может выписать лекарство. Наиболее распространенным типом лекарств от тревоги являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). СИОЗС повышают уровень серотонина в мозге, что помогает улучшить настроение и уменьшить беспокойство.

    Специалисты в области психического здоровья могут назначать бензодиазепины детям с тяжелой школьной тревогой. Однако эти препараты подходят только для кратковременного применения, поскольку они несут риск побочных эффектов, таких как седативный эффект и проблемы с мышлением и памятью. Длительное употребление также может привести к толерантности, зависимости и другим неблагоприятным последствиям.

    Крайне важно обратиться за профессиональной помощью, если ребенок часто пропускает школу или отказывается ходить в школу. Отказ от школы может повредить образованию и социальному развитию ребенка, и со временем его становится все труднее лечить.

    Также важно обратиться за помощью к специалисту в области психического здоровья, если тревога ребенка вызывает серьезные страдания или мешает повседневной жизни. Невылеченная тревога может привести к другим проблемам, таким как депрессия, расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, и социальная изоляция.

    Учащиеся могут испытывать тревогу перед школой по разным причинам. Некоторые дети беспокоятся о тестах, в то время как другие беспокоятся о социальных взаимодействиях или уходе из дома.

    Тревога может вызывать различные симптомы, такие как учащенное сердцебиение, потливость или затрудненное дыхание. Дети также могут отказываться ходить в школу или впадать в истерики.

    Лечение школьной тревожности может включать в себя корректировку в школе, оказание поддержки дома и вовлечение ребенка в психотерапию или экспозиционную терапию.