Диагностика социометрия: Социометрия

Диагностика межличностных отношений. Социометрия (Дж. Морено) | Учебно-методический материал по психологии:

Диагностика межличностных отношений. Социометрия (Дж. Морено)

Цель методики: диагностика межличностных отношений.

Возраст применения: с 5 лет

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Подготовить вырезанные из бумаги цветочки, сердечки или какие-нибудь другие предметы (их должно быть большое количество). Важно! Все предметы должны быть одинаковыми.
  2. Психолог при себе должен иметь распечатанный список детей с фамилиями и именами, а также список детей на шкафчики.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Вырезанные из цветной бумаги цветочки (или любые другие предметы) в качестве подарка.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ И ИНСТРУКЦИЯ

Перед началом обследования психолог сообщает детям, что сейчас они будут играть в игру, где нужно будет дарить друг другу подарки, но только так, чтобы об этом никто не знал. После этого психолог предлагает детям по очереди выходить в раздевалку (регулировать этот процесс может воспитатель).

Психолог даёт ребёнку 5 вырезанных предметов и предлагает их подарить ребятам из группы, положив ему в шкафчик (если ребёнок не знает, где находится шкафчик того или иного ребёнка, то психолог помогает ему его найти). При этом психолог фиксирует выборы ребёнка, отмечая их в виде номера шкафчики в списке детей.

ВАЖНО! В конце исследования психологу необходимо проверить все шкафчики на наличие подарков и при отсутствие их в каком-либо шкафчике положить его самому.

ПРОЦЕДУРА ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

1 ЭТАП. ЗАПОЛНЕНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ. 

Психологу необходимо перенести выборы детей в социометрическую матрицу. Социометрическая матрица составляется следующим образом:

  1. По вертикали прописываем порядковый номер и фамилии, и имена детей (это те, кто выбирает), а по горизонтали прописываем только порядковый номер (это те, кого выбирают). Далее проводится диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в которых выбирающий мог бы отметить себя.
  2. В рядах отмечаются выборы, сделанные детьми, какими-либо обозначениями: крестиками, галочками и т.п.
  3. Внизу каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных участником коллектива.
  4. Далее в социометрической матрице отмечаются взаимные выборы (например, когда испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в свою очередь отвечает ему взаимностью, т.е. испытуемый D тоже выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на социометрической матрице можно выделять кружками. Затем взаимные выборы подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку «Сумма взаимных выборов» внизу каждого столбца.

2 ЭТАП. СОСТАВЛЕНИЕ СОЦИОГРАММЫ. 

Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей.

В центре которой помещаются обозначения членов коллектива, набравших половину возможных выборов, которая рассчитывается по формуле:

n — – количество членов коллектива.

Во втором круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива, набравших меньше половины возможных выборов, но больше 2 выборов.

В третьем круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива, набравших 1-2 выбора.

В четвертом круге размещаются условные обозначения членов коллектива, не получивших ни одного выбора.

Мальчиков обозначают треугольником, девочек – кружком. Внутри треугольника или кружка пишут порядковый номер, обозначающую испытуемого.

На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать предварительные выводы о групповой сплоченности коллектива. Если большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о сплоченности данного коллектива, если большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного коллектива. Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности коллектива или о том, что в целом, разобщенном коллектива, имеется сплоченное «ядро».

3 ЭТАП. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАСЧЁТЫ.

Подсчитываем коэффициент групповой сплоченности по формуле:

Коэффициент взаимности (КВ) =число взаимных выборов разделить на число общих выборов и умножить 100%

По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности:

  • I – 15-20% — низкий уровень
  • II – 21-30% — средний уровень
  • III – 31-40% — высокий уровень
  • IV – 40% и выше — сверхвысокий уровень.

К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

Подсчитываем коэффициент удовлетворённости по формуле:

Коэффициент удовлетворенности (КУ) = Выбрали его (взаимно) разделить на выбрал он сам и умножить на 100%

Чем с большим числом детей связывает ребёнка взаимная симпатия, тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его эмоциональное состояние.

Так как максимальное количество выборов ограничено 5, то и взаимных выборов может быть тоже только 5, следовательно КУ может быть высоким – 100%, средним – 67%, низким – 22% или ребёнок может быть неудовлетворен взаимностью выборов при 0%.

Подсчитываем социометрический статус по формуле:

Число выборов, полученных каждым членом коллектива, характеризует его положение (социометрический статус) в системе личных отношений.

Социометрический статус (СС) = сумма выборов, полученных ребёнком разделить на количество членов группы минус 1 и умножить на 100%

По социометрическому статусу дети могут быть отнесены к одной из четырех статусных категорий:

  • «популярные»,
  • «предпочитаемые»,
  • «принятые»,
  • «изолированные».

Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого в группе, то есть насколько желанен ребёнок в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого ребёнка.

Подсчитываем индекс изолированности.

Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора.

Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%.

4 ЭТАП. НАПИСАНИЕ ВЫВОДОВ (ПРИМЕР).

На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

КВ =…. Следовательно, данный коллектив можно считать … (сплоченным, достаточно сплоченным, не сплоченным, недостаточно сплоченным, разобщенным)

Радиальная социограмма показывает, что в целом, коллектив детей:

  • имеет сплоченное «ядро»,
  • частично сплочен,
  • частично разобщен,
  • половина коллектива сплочена, половина разобщена,
  • в коллективе имеется активное сплоченное «ядро», а остальные держатся парами (микрогруппами диадами и триадами) или по одиночке.

Из социограммы видно, что в данной группе есть 2 популярных ребёнка, это № 1 и № 5. № 1 получил максимальное количество выборов равное …, № 5 получил количество выборов равное…  КУ № 1=100%, СС=…% — следовательно, данный ребёнок имеет достаточно высокий социометрический статус и полностью удовлетворен своим положением, все его выборы оказались взаимными. Вокруг него сплотилась микрогруппа (группировка из … человек (это номера: №, №, …, №) и еще … человек (№, №, №) хотели бы войти в данную группировку).

Самые популярные дети состоят в одной группировке, это позволяет сделать вывод о том, что данная группировка является ядром коллектива, его активом. (Самые популярные дети состоят в двух разных группировках (микрогруппах), что позволяет сделать вывод о том, что в коллективе имеются два ядра, два актива).

Полученная социоматрица показывает так же, что в коллективе имеется … изолированных, непопулярных детей с нулевым социометрическим статусом, которые имеют нулевой коэффициент удовлетворенности.

Личностные и интеллектуальные особенности, адаптационные ресурсы, социометрия — Компания «Партнер»

Личностные и интеллектуальные особенности, адаптационные ресурсы, социометрия — Компания ПАРТНЕР — Материалы по психологии

В данном разделе нашего интернет-магазина представлены диагностические методики, тесты, опросники в виде карточек, содержащих информацию об изучаемых психологических характеристиках, возрастные особенности испытуемых, включают описание методик и рекомендации по их использованию, содержат рецензии ведущих специалистов, описание преимущества или недостатков тех или иных диагностических методик, отражают области применения, а также перечень рекомендованной научной литературы.

Каждый человек индивидуален. Он имеет свой отличительный набор личностных и интеллектуальных особенностей, которые делают его неповторимым и единственным.

Человек с высоким уровнем интеллекта способен самостоятельно решать поставленные задачи, оригинально мыслить, находить различные способы достижения поставленных целей, последовательно отстаивать свою точку зрения. Благодаря таким качествам ума, как гибкость, широта, глубина, критичность, он может проникать в сущность вещей, учитывать все специфические условия для решения поставленной задачи. Объективно оценивать и сложившуюся обстановку, и свою деятельность, что помогает ему в конечном итоге достигнуть поставленных целей при условии, что он обладает специфическим набором характерологических и личностных особенностей.

Каким бы умным и образованным ни был человек, без определенного комплекса личностных особенностей ему трудно достигнуть положительных результатов в своей деятельности и личной жизни.

Основные личностные особенности, помогающие человеку решать поставленные задачи:

  • Волевые усилия, которые помогают довести начатое дело до конца;

  • Стрессоустойчивость, способность выстоять в любых сложных ситуациях;

  • Самокритичность, способность объективно оценивать свои возможности, результаты своей деятельности и выбранные способы достижения своих целей и др.

Кроме того, к личностным особенностям относятся темперамент и характерологические особенности индивида.

В совокупности эти особенности человека являются адаптационными ресурсами, способствующими получению образования и профессиональной квалификации, вовлечения в различные формы общественной активности и способности адаптироваться в сложных жизненных ситуациях и сохранять свою индивидуальность.

Такая наука, как социометрия изучает отношения в группе людей по значимым для данной группы вопросам. Без знания личностных и интеллектуальных особенностей каждого члена группы, трудно определить отношение людей в группе и место каждого человека в данной группе. Например, человек, обладающий высокими лидирующими качествами должен занимать соответственно лидирующее место, для плодотворной работы всей группы.

Купить обучающие материалы можно прямо сейчас на нашем сайте. Для этого вам достаточно просто написать нам.

_____________________________________

Автоматизированная психодиагностика — это программы компьютерной обработки и тестирования (ПКОиТ) психологических особенностей человека с целью наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни.

 

Программы могут использоваться в школьной психологической службе с целью:

  • контроля за эффективностью школьного обучения в рамках сопровождения внедрения ФГОС
  • оценки сформированности универсальных учебных действий
  • выявления неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития
  • сравнения эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов

Возможности программ:

  • Выведение при необходимости на печать тестовых тетрадей и ответных бланков
  • Режим удобного ввода результатов с бланка для дальнейшего анализа
  • Автоматический подсчет результатов
  • Наглядное представление управляющих блоков программы и результатов в виде таблиц и графиков
  • Математический анализ и статистическая обработка произвольно выделяемой группы результатов
  • Печать результатов, бланков для письменного тестирования, результатов статистической обработки
  • Сохранение в базе данных

___

Наша Компания на протяжении многих лет является поставщиком оборудования для Автоматизированной психодиагностики, и предлагает только самые современные решения.

Заказ можно разместить удобным для вас способом:

  • через «Корзину» электронного магазина на нашем сайте https://компания-партнер.рус 
  • по многоканальному телефону 8 800 201-38-43
  • по электронной почте e-mail: [email protected]  

Социометрический подход (социограмма) — диагностический процесс

Мариям Ф.

Мариям Ф.

Оптимизация организационной деятельности | Стратегический эксперт по кадрам, финансам и операциям | Сильные навыки решения проблем

Опубликовано 5 октября 2018 г.

+ Подписаться

Сегодняшняя интенсивная глобальная конкуренция и дерегулирование создали большую неопределенность для компаний практически во всех отраслях.

Рост конкуренции требует постоянной реакции на инициативы других фирм. Это требует постоянного улучшения качества и продукции при одновременном снижении затрат.

Что такое диагностика?

Системный подход к пониманию и описанию текущего состояния организации.

Он включает в себя систематический анализ данных об организационных процессах и культуре с целью выявления проблем и подготовки выводов о программах действий по улучшению.

Цель диагностики —

Целью диагностики является:

  • сбор информации для точного определения характера проблемы, требующей решения;
  • для выявления основных причинных сил; и
  • , чтобы обеспечить основу для выбора эффективных стратегий и методов изменений.

Результат слабого, неточного или ошибочного диагноза — является дорогостоящей и неэффективной программой развития организации.

СОЦИОГРАММА — Социометрический подход

Что такое социограмма?

Техника сбора данных о рабочих группах. Он предоставляет средства для анализа данных о выборе или предпочтениях в рабочей группе.

Как собрать данные из рабочей группы?

Социометрический инструмент задает конкретные вопросы, такие как:

Q1- С кем вы предпочитаете работать?

Q2- С кем вы общаетесь?

Q3- Кто больше всего помогает вам с техническими проблемами

Результаты и диаграмма

Результаты представлены в виде диаграммы (структура и схема группового взаимодействия), которая называется Социограммой 18.

Начало: — избранные люди или сотрудники.

Изоляты:

те, у кого почти нет выбора.

Взаимный выбор: определенные лица/сотрудники будут выбирать друг друга.

Односторонний выбор: Человек/сотрудник выбирает другого, но взамен его не выбирают.

Клика: когда три или более человека/сотрудника в большой группе выбирают друг друга (взаимный выбор).

Круг представляет каждого члена группы, варианты выбора обозначены стрелками, указывающими направление выбора.

Количество вариантов может быть указано в кружке под именем человека или кодовой буквой.

Социометрический метод полезен, потому что он:

1- обеспечивает понимание структуры неформальной организации.

2- указывает на сплоченность группы.

3- помогает выявить возможные проблемы в работе.

Согласен? Использует ли ваша организация какой-либо из социометрических методов, а также помогает ли он диагностировать проблему?

Начальные социометрические впечатления от синдрома дефицита внимания и гиперактивности и сравнения мальчиков: прогнозы на основе социального поведения и неповеденческих переменных

Сравнительное исследование

. 1994 г., август; 62 (4): 833-842.

doi: 10.1037/0022-006X.62.4.833.

Дрю Эрхардт 1 , Стивен П Хиншоу

принадлежность

  • 1 Duke U Medical Ctr, NC.
  • PMID: 7962888
  • DOI: 10.1037/0022-006Х.62.4.833

Сравнительное исследование

Drew Erhardt et al. J Consult Clin Psychol. 1994 авг.

. 1994 г., август; 62 (4): 833-842.

doi: 10. 1037/0022-006X.62.4.833.

Авторы

Дрю Эрхардт 1 , Стивен П Хиншоу

принадлежность

  • 1 Duke U Medical Ctr, NC.
  • PMID: 7962888
  • DOI: 10.1037/0022-006Х.62.4.833

Абстрактный

В этом исследовании систематически сравнивалось влияние естественного социального поведения и неповеденческих переменных на развитие статуса сверстников у 49 ранее незнакомых мальчиков в возрасте 6-12 лет, которые участвовали в летней исследовательской программе. В исследовании приняли участие 25 мальчиков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и 24 мальчика сравнения. Физическая привлекательность, двигательная компетентность, интеллект и успеваемость составляли неповеденческие переменные; социальное поведение включало неподчинение, агрессию, просоциальные действия и изоляцию, измеряемую живым наблюдением за взаимодействием в классе и на игровой площадке. Уже в первый день взаимодействия мальчики с СДВГ и мальчики сравнения демонстрировали явные различия в социальном поведении, а дети с СДВГ были в подавляющем большинстве отвергнуты. В то время как просоциальное поведение независимо предсказывало рейтинг дружбы в течение первой недели, величина предсказания была небольшой. Напротив, агрессия (или непослушание) мальчиков сильно предсказывала отрицательные номинации, даже с неповеденческими факторами, групповым статусом (СДВГ по сравнению с сравнением) и другим социальным поведением, контролируемым статистически. Обсуждаются последствия для понимания и исправления негативной репутации сверстников.

Похожие статьи

  • Чего они хотят и что они получают: социальные цели мальчиков с СДВГ и мальчиков сравнения.

    Мельник С.М., Хиншоу С.П. Мельник С.М. и соавт. J Abnorm Child Psychol. 1996 апр; 24 (2): 169-85. дои: 10.1007/BF01441483. J Abnorm Child Psychol. 1996. PMID: 8743243 Клиническое испытание.

  • Модели дружбы между девушками с синдромом дефицита внимания/гиперактивности и без него.

    Блахман Д.Р., Хиншоу С.П. Блахман Д.Р. и соавт. J Abnorm Child Psychol. 2002 Декабрь; 30 (6): 625-40. дои: 10.1023/а:1020815814973. J Abnorm Child Psychol. 2002. PMID: 12481976

  • Социальное поведение и ожидания сверстников девочек с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и девочек сравнения.

    Тербер Дж. Р., Хеллер Т. Л., Хиншоу С. П. Тербер Дж. Р. и соавт. J Clin Child Adolesc Psychol. 2002 г.; 31 (4): 443–52. doi: 10.1207/S15374424JCCP3104_4. J Clin Child Adolesc Psychol. 2002. PMID: 12402564

  • Какие аспекты взаимоотношений со сверстниками нарушены у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности?

    Хоза Б., Мруг С., Гердес А.С., Хиншоу С.П., Буковски В.М., Голд Дж.А., Кремер Х.К., Пелхэм В.Е. младший, Вигал Т., Арнольд Л.Е. Хоза Б. и др. J Consult Clin Psychol. 2005 г., июнь; 73 (3): 411-23. doi: 10.1037/0022-006X.73.3.411. J Consult Clin Psychol. 2005. PMID: 15982139

  • Важность дружбы для молодежи с синдромом дефицита внимания/гиперактивности.

    Миками А.Ю. Миками АЙ. Clin Child Fam Psychol Rev. 2010 Jun; 13 (2): 181-98. doi: 10.1007/s10567-010-0067-y. Clin Child Fam Psychol Rev. 2010. PMID: 20490677 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Влияние кратковременного приема метилфенидата на социальные нарушения у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности: систематический обзор.

    Алкалай С., Дэн О. Алкалай С. и др. Детская подростковая психиатрия Ment Health. 2022 28 ноября; 16 (1): 93. doi: 10.1186/s13034-022-00526-2. Детская подростковая психиатрия Ment Health. 2022. PMID: 36443766 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Параметры симптомов синдрома дефицита внимания/гиперактивности по-разному предсказывают проблемы подростков со сверстниками: результаты двух лонгитюдных исследований.

    Ахмад С.И., Меза Дж.И., Поссеруд М.Б., Бревик Э.Дж., Хиншоу С.П., Лундервольд А.Дж. Ахмад С.И. и др. Фронт Псих. 2021 13 января; 11:609789. doi: 10.3389/fpsyg.2020.609789. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2021. PMID: 33584444 Бесплатная статья ЧВК.

  • Связь между синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и субшкалами агрессии у подростков.

    Yoo HJ, Han JM, Kim K, Song G, Yee J, Chung JE, Lee KE, Gwak HS. Ю Х.Дж. и др. Мозговое поведение. 2021 март;11(3):e02030. дои: 10.1002/brb3.2030. Epub 2021 13 января. Мозговое поведение. 2021. PMID: 33439553 Бесплатная статья ЧВК.

  • Половые различия в социальной адаптивной функции при расстройствах аутистического спектра и синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.