Диагностика тревожности: Диагностика тревожности — МИАЦ

Содержание

Методика «Шкала тревожности» Кондаша

Назначение: методика диагностики тревожности по шкале тревожности.
Методика разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких- либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во — первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во- вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Возраст: подростки.
Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволят при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.


Методика включает ситуации трех типов:

1)             ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2)             ситуации, актуализирующие представление о себе;

3)             ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 1.

Таблица 1 Виды тревожности

 

 

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

1,4,6,9,10,13,16,20,25,30

Самооценочная

3,5,12,14,19,22,23,27,28,29

Межличностная

2,7,8,11,15,17,18,21,24,26

 Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом.

Полученные данные интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — как общий уровень тревожности.

В табл. 2 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы для сельских школьников.

Таблица 2 Уровень тревожности

 

Уровень тревожности

Группа

учащихся

Уровень различных видов тревожности, баллы

класс

пол

общая

школьная

самооценочная

межличност-

ная

1. Нормальная

9

 

10

 

11

 

ж

м

ж

м

ж

м

30-62

17-54

17-54

10-48

35-62

23-47

7-19

4-17

2-14

1-13

5-17

5-14

11-21

4-18

6-19

1-17

12-23

8-17

7-20

5-17

4-19

3-17

5-20

5-14

2. Несколько повышенная

9

 

10

 

11

 

ж

м

ж

м

ж

м

63-78

55-73

55-73

49-67

63-76

48-60

20-25

18-23

15-20

14-19

18-23

15-19

22-26

19-25

20-26

18-26

24-29

18-22

21-27

18-24

20-26

18-25

21-28

15-19

3.

Высокий

9

 

10

 

11

 

ж

м

ж

м

ж

м

79-94

74-91

73-90

68-86

77-90

61-72

26-31

24-30

21-26

20-25

24-30

20-24

27-31

26-32

27-32

27-34

30-34

23-27

28-33

25-30

27-33

26-32

29-36

20-23

4.Очень высокий

9

 

10

 

11

 

ж

м

ж

м

ж

м

Более 94

Более 91

Более 90

Более 86

Более 90

Более 72

Более 31

Более 30

Более 26

Более 25

Более 30

Более 24

Более 31

Более 32

Более 32

Более 34

Более 34

Более 27

Более 33

Более 30

Более 33

Более 32

Более 36

Более 23

5. «Чрезмерное спокойствие»

9

 

10

 

11

 

ж

м

ж

м

ж

м

Менее 30

Менее 17

Менее 17

Менее 10

Менее 39

Менее 23

Менее 7

Менее 4

Менее 2

Менее 5

Менее 5

Менее 11

Менее 4

Менее 6

Менее 12

Менее 8

Менее 7

Менее 5

Менее 4

Менее 3

Менее 5

Менее 5

 

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определяется исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.

Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п.

Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей родителей. Подобную тревожность частот испытывают ученики, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценивать его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т. п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожность тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою оче­редь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэ­тому работы, направленной только на ликвидацию причин, не­достаточно. Приемы редукции тревожности в значительной ме­ре общие, вне зависимости от реальных ее причин.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризу­ющихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 бал­лов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное небла­гополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отно­шения к действительности, отрицательно сказываясь и на про­дуктивности деятельности.

Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментато­ру, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь вы­являет тех школьников, которые не только испытывают тревож­ность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высо­кие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим.

Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожно­сти учащихся прежде всего вследствие большого числа все­возможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

Ф.И.О.__________________________________________________________________

Возраст____________________________________Дата проведения_______________

            Инструкция: «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

            Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0.

            Если она немного волнует, беспокоит вас, обведите цифру 1.

            Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать её, обведите цифру 2.

            Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.

            Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.

            Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх».

Пример: Перейти в новую школу                                                                      0 1 2 3 4

1. Отвечать у доски                                                                                             0 1 2 3 4

2. Пойти в дом к незнакомым людям                                                               0 1 2 3 4

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, в олимпиадах                           0 1 2 3 4

4. Разговаривать с директором школы                                                             0 1 2 3 4

5. Думать о своем будущем                                                                                0 1 2 3 4

6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить                                         0 1 2 3 4

7. Тебя критикуют, в чем- то обвиняют                                                             0 1 2 3 4

8. На тебя смотрят, когда ты что- нибудь делаешь (наблюдают за тобой

во время работы, решения задачи)                                                                     0 1 2 3 4

9. Пишешь контрольную работу                                                                        0 1 2 3 4

10. После контрольной учитель называет отметки                                           0 1 2 3 4

11. На тебя не обращают внимания                                                                    0 1 2 3 4

12. У тебя что- то не получается                                                                         0 1 2 3 4

13. Ждешь родителей с родительского собрания                                            0 1 2 3 4

14. Тебе грозит неуспех, провал                                                                         0 1 2 3 4

15. слышишь за своей спиной смех                                                                   0 1 2 3 4

16. Сдаешь экзамены в школе                                                                             0 1 2 3 4

17. На тебя сердятся (непонятно почему)                                                         0 1 2 3 4

18. Выступать перед большой аудиторией                                                       0 1 2 3 4

19. Предстоит важное, решающее дело                                                             0 1 2 3 4

20. Не понимаешь объяснений учителя                                                            0 1 2 3 4

21. С тобой не согласны, противоречат тебе                                                     0 1 2 3 4

22. Сравниваешь себя с другими                                                                      0 1 2 3 4

23. Проверяют твои способности                                                                        0 1 2 3 4

24. На тебя смотрят как на маленького                                                               0 1 2 3 4

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос                                      0 1 2 3 4

26. Замолчали, когда ты подошел                                                                        0 1 2 3 4

27. Оценивается твоя работа                                                                                0 1 2 3 4

28. Думаешь о своих делах                                                                                0 1 2 3 4

29. Тебе надо принять для себя решение                                                          0 1 2 3 4

30. Не можешь справиться с домашним заданием                                          0 1 2 3 4


По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.


 

Томские ученые запатентовали новый метод диагностики панического и тревожного расстройства

Специалисты отмечают, что на приеме около 70% людей предъявляют жалобы тревожного характера. Также при поступлении в стационар у пациентов с сосудистым заболеванием мозга могут возникать паническое и органическое тревожное расстройство. Ученые подведомственного Минобрнауки России Томского национального исследовательского медицинского центра (НИМЦ) запатентовали способ дифференциальной диагностики этих расстройств.

Методики диагностики можно условно разделить на два способа: анализ и дифференциальная диагностика. Пользуясь методом анализа, врач обращает внимание на сходство симптомов, а не анализирует отличия. Дифференциальная диагностика — это сравнение клинической картины заболевания у конкретного больного со всеми заболеваниями, имеющими сходную клиническую картину. Это делается для исключения всех болезней, кроме одной.

«В последние годы возросло количество патологических состояний, сопровождающихся тревожными нарушениями, причем среди больных как психиатрического, так и соматического профиля. На фоне пандемии COVID-19 и различных социально-стрессовых влияний эта ситуация усугубилась: по словам специалистов, в настоящее время около 70% пациентов на приеме предъявляют жалобы тревожного характера», — сообщил директор НИИ психического здоровья Томского НИМЦ, академик РАН Николай Бохан.

Наиболее негативно тревожные расстройства влияют на течение и прогноз сердечно-сосудистых и цереброваскулярных заболеваний (лидировать будут гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и различные церебральные сосудистые заболевания). И соматические, и психические заболевания сопровождаются нарушениями вегетативно-сосудистой регуляции, а при взаимном сочетании это усугубляет риски для жизни и здоровья пациента.

Исследователи выяснили, что у пациентов с тяжелой формой тревожных расстройств присутствует биологическая предрасположенность к подобному неблагоприятному течению психических заболеваний. А заблаговременно обнаружить его можно с помощью нового метода: сопоставления при схожей клинической картине набора психологических и иммунобиологических данных. За основу был взят уровень реактивной тревоги и показатели врожденного иммунитета. В одном варианте — уровень реактивной тревожности соотносится с диагностикой органического тревожного расстройства, в другом — панического. Эти сочетания служили признаком биологической предрасположенности.

Выбранные два варианта психических заболеваний (паническое и органическое тревожное расстройство) несут больший медико-социальный ущерб и риски для больных соматического профиля. По словам исследователей, недоучет или гипердиагностика психического заболевания будет иметь меньший вред. Например, более тяжелая, по сравнению с фактической, квалификация соматического состояния при ишемической болезни сердца или гипертонической болезни, за счет психологической составляющей, будет менее опасна, чем ее недооценка. Вегетативная нестабильность при тревоге может провоцировать три вида опасных соматических ситуаций — нарушения ритма сердца, учащение, утяжеление гипертонических кризов и ишемические риски.

Разработка томских ученых предлагает использование параклинических методов дифференциальной диагностики. Параклинические методы исследования в основном используются для оценки психического и соматического стояния пациента, анализа сопутствующих заболеваний и контроля за ходом терапии.

В своей работе ученые определили показатели системы иммунитета с помощью лабораторных тестов. Один из них — фенотипирование иммунокомпетентных клеток методом проточной цитофлюориметрии. В частности, данным методом у больных с паническим расстройством и органической тревожной симптоматикой оценивали один из показателей врожденного иммунитета — количество натуральных клеток-киллеров. Данные лабораторные исследования могут использоваться и в практическом здравоохранении. Это обеспечивает более эффективное лечение пациентов за счет правильного и своевременного подбора адекватных психическому состоянию больного терапевтических мероприятий.

Наблюдения показали, что в одинаковой психосоциальной и медицинской ситуации, при наличии в клинической картине пациента интенсивной тревоги, часть заболеваний носят психогенную природу и достаточно доброкачественны. В других случаях преобладает склонность к прогрессированию заболевания и затяжному течению с формированием тяжелых тревожных расстройств, приносящих значительный вред и пациентам, и их близким людям.

Специалисты НИИ психического здоровья Томского НИМЦ — врачи клиники совместно с коллегами из лаборатории клинической психонейроиммунологии и нейробиологии предположили, что у таких пациентов присутствует биологическая предрасположенность к подобному неблагоприятному течению психических заболеваний. А значит, его можно обнаружить заблаговременно, не ожидая, когда процесс будет клинически явным, а лечебные меры уже недостаточно продуктивны.

Предположение специалистов подтвердилось и позволило выделить критерии биологической предрасположенности.

«За основу мы взяли уровень реактивной тревоги и показатели врожденного иммунитета. Оказалось, по данным признакам можно выделить две группы тяжелых психических расстройств: паническое расстройство и органическое тревожное расстройство в связи с сосудистыми заболеваниями головного мозга», — отметил ведущий научный сотрудник отделения пограничных состояний НИИ психического здоровья Томского НИМЦ, доктор медицинских наук Владислав Рудницкий.

По его словам, своевременное разделение этих патологий чрезвычайно важно, так как непосредственно влияет на выбор тактики лечения. В первом случае основное значение имеют психотерапевтические и психофармакологические подходы, во втором — раннее начало комбинированной биологической и психофармакотерапии.

Разработка уже активно применяется в клинике НИИ психического здоровья Томского НИМЦ и может быть реализована в других медицинских учреждениях психиатрического и соматического профиля.

Исследование поддержано Минобрнауки России. Получен патент № 2770734 РФ. 

Паническое расстройство и панические атаки

Автор Кристин Ричмонд

В этой статье

  • Что такое паническое расстройство?
  • Что такое симптомы панического расстройства?
  • Что вызывает паническое расстройство?
  • Как диагностируется паническое расстройство?
  • Как лечить паническое расстройство?

 

 

Паническое расстройство – это когда у вас было не менее двух приступов паники (вы чувствуете себя напуганными и подавленными, хотя вам ничего не угрожает) и постоянно беспокоитесь и меняете свой распорядок дня, чтобы не допустить еще одного . Это тип тревожного расстройства.

Ежегодно каждый десятый взрослый в США переживает приступ паники, и обычно он начинается в возрасте от 15 до 25 лет. Примерно у трети людей он бывает в течение жизни. Но у большинства из них нет панического расстройства. Только около 3% взрослых имеют его, и это чаще встречается у женщин, чем у мужчин.

Паническая атака — это внезапное сильное чувство страха, которое может возникнуть в любом месте и в любое время. У вас будет четыре или более из этих признаков:

  • Чувство приближающейся опасности
  • Учащенное сердцебиение
  • Потливость
  • Дрожь или дрожь
  • Одышка или чувство удушья
  • Стеснение в горле
  • Колики в животе
  • Головная боль
  • Ощущение удушья
  • Боль в груди
  • Тошнота или боли в животе
  • Ощущение головокружение или обморок
  • Озноб или приливы
  • Онемение или покалывание
  • Ощущение нереальности или отстраненности
  • Страх потерять контроль или сойти с ума
  • Страх смерти

Приступ обычно проходит через 5-10 минут, но может длиться часами. Может показаться, что у вас сердечный приступ или инсульт. Поэтому люди с паническими атаками часто оказываются в отделении неотложной помощи для обследования.

Многие люди с паническим расстройством связывают приступ с тем, что они делали, когда это произошло. Они могут подумать, что нападение было вызвано рестораном, лифтом или классной комнатой. Тогда они будут избегать этих мест. Это может привести к так называемой агорафобии, боязни выходить из дома или находиться в общественных местах.

Если вы чувствуете, что у вас приступ паники, немедленно обратитесь к врачу. Они не опасны, но без лечения могут ухудшиться.

Также имейте в виду, что симптомы панической атаки аналогичны симптомам более серьезных заболеваний. Если вы не уверены, что у вас паническая атака, позвоните своему врачу, просто на всякий случай.

Врачи точно не знают, что вызывает паническое расстройство, но есть вероятность, что мозг людей, страдающих им, может быть особенно чувствителен при реагировании на страх. Существует связь между паническими атаками и фобиями, такими как школьная фобия или клаустрофобия. Существует также теория, что паническое расстройство может быть вызвано гиперчувствительностью к углекислому газу, из-за которого ваш мозг думает, что вы задыхаетесь.

Несколько вещей могут сделать вас более склонными к паническому расстройству:

  • У кого-то из членов вашей семьи оно есть (хотя неясно, насколько это связано с вашими генами или средой, в которой вы выросли)
  • Высокий уровень стресса
  • Частые негативные чувства или проблемы с преодолением негативных эмоций

Некоторые считают, что панические атаки связаны с:

  • Депрессией
  • Злоупотребление алкоголем
  • Курение сигарет
  • Риск самоубийства
  • Сезонное аффективное расстройство, тип депрессии, возникающий зимой

Панические атаки чаще всего возникают «на ровном месте». Можно даже начать, пока вы спите. Использование наркотиков или алкоголя для борьбы с паническим расстройством может усугубить симптомы. Приступы могут возникать после употребления наркотиков, изменяющих сознание. И некоторые лекарства могут вызывать приступы паники, в том числе некоторые антидепрессанты.

Паническое расстройство может начаться после:

  • Серьезное заболевание или несчастный случай
  • Смерть близкого друга
  • Разлука с семьей
  • Рождение ребенка

Люди с этим расстройством часто также страдают большой депрессией, хотя нет никаких доказательств того, что одно состояние вызывает другое . Если вам 40 лет или больше и у вас паническое расстройство, у вас может быть депрессия или другое скрытое заболевание. Поговорите со своим врачом, чтобы узнать, что происходит.

Специального лабораторного теста на паническое расстройство не существует. Поскольку симптомы могут быть очень похожи на симптомы сердечного приступа, ваш врач, вероятно, начнет с осмотра вас и исключения других проблем со здоровьем. Если никакое другое состояние не вызывает ваши симптомы, и у вас было две или более случайных приступов паники, и вы живете в страхе повторения эпизода, у вас, вероятно, паническое расстройство.

Ваш врач может направить вас к специалисту, который называется психотерапевтом. Они могут порекомендовать:

  • Разновидность разговорной терапии, называемая когнитивно-поведенческой терапией, которая поможет вам научиться изменять нездоровые мысли и поведение, вызывающие приступы паники
  • Антидепрессанты, такие как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) или ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (SNRIs)
  • Бензодиазепины, которые являются седативными средствами, влияющими на вашу центральную нервную систему (Они не используются долго, потому что вы можете стать зависимыми от них.)
  • Противотревожные препараты (например, бензодиазепины, действуют лучше в краткосрочной перспективе). Руководство по паническим расстройствам
    1. Обзор
    2. Симптомы и типы
    3. Лечение и уход
    4. Жизнь и управление

    Лучшие предложения

    Когда беспокойство выходит из-под контроля

    Часто ли вы беспокоитесь о бытовых проблемах без видимой причины? Вы всегда ждете, когда разразится беда, или чрезмерно беспокоитесь о таких вещах, как здоровье, деньги, семья, работа или учеба?

    Если это так, у вас может быть тип тревожного расстройства, называемый генерализованным тревожным расстройством (ГТР). ГТР может превратить повседневную жизнь в состояние постоянного беспокойства, страха и страха. Хорошей новостью является то, что ГТР поддается лечению. Узнайте больше о симптомах ГТР и о том, как найти помощь.

    Что такое генерализованное тревожное расстройство?

    Время от времени беспокойство является нормальной частью жизни. Многие люди могут беспокоиться о таких вещах, как здоровье, деньги или семейные проблемы. Но люди с ГТР чаще испытывают сильное беспокойство или нервозность по поводу этих и других вещей, даже если поводов для беспокойства мало или совсем нет. ГТР обычно включает в себя постоянное чувство тревоги или страха, которое мешает вам жить своей жизнью. Это не то же самое, что время от времени беспокоиться о вещах или испытывать тревогу из-за стрессовых жизненных событий. Люди, живущие с ГТР, испытывают частую тревогу в течение месяцев, если не лет.

    ГТР развивается медленно. Это часто начинается в возрасте около 30 лет, хотя это может произойти и в детстве. Расстройство чаще встречается у женщин, чем у мужчин.

    Каковы признаки и симптомы генерализованного тревожного расстройства?

    Люди с ГТР могут:

    • Чрезмерное беспокойство о повседневных вещах
    • Им трудно контролировать свое беспокойство или чувство нервозности
    • Знайте, что они беспокоятся гораздо больше, чем должны
    • Чувствуете беспокойство и не можете расслабиться
    • Трудно сосредоточиться
    • Легко вздрогнуть
    • Проблемы с засыпанием или сном
    • Легко утомляемся или постоянно чувствуем усталость
    • Имеют головные боли, мышечные боли, боли в животе или необъяснимые боли
    • Трудно глотать
    • Дрожать или дергаться
    • Чувствую себя раздражительным или «на взводе»
    • Сильное потоотделение, головокружение или одышка
    • Приходится часто ходить в туалет

    Дети и подростки с ГТР часто чрезмерно беспокоятся о:

    • Их результаты в таких видах деятельности, как учеба или спорт
    • Катастрофы, такие как землетрясения или войны
    • Здоровье других людей, например членов семьи

    Взрослые с ГТР часто сильно нервничают из-за повседневных обстоятельств, таких как:

    • Безопасность труда или производительность
    • Здоровье
    • Финансы
    • Здоровье и благополучие их детей или других членов семьи
    • Опоздание
    • Выполнение работы по дому и других обязанностей

    Как дети, так и взрослые с ГТР могут испытывать физические симптомы, такие как боль, утомляемость или одышка, которые затрудняют функционирование и мешают повседневной жизни.

    Симптомы могут меняться со временем и часто усиливаются во время стресса, например, при соматическом заболевании, во время школьных экзаменов или во время конфликта в семье или отношениях.

    Что вызывает генерализованное тревожное расстройство?

    Риск развития ГТР может передаваться по наследству. Некоторые части мозга и биологические процессы играют ключевую роль в возникновении страха и беспокойства. Узнав больше о том, как мозг и тело функционируют у людей с тревожными расстройствами, исследователи смогут разработать более эффективные методы лечения. Исследователи также обнаружили, что внешние причины, такие как переживание травматического события или пребывание в стрессовой среде, могут повысить риск развития ГТР.

    Как лечится генерализованное тревожное расстройство?

    Если вы считаете, что испытываете симптомы ГТР, обратитесь к врачу. После обсуждения вашего анамнеза поставщик медицинских услуг может провести медицинский осмотр, чтобы убедиться, что несвязанная физическая проблема не вызывает ваши симптомы. Медицинский работник может направить вас к специалисту в области психического здоровья, например к психиатру, психологу или клиническому социальному работнику. Первым шагом к эффективному лечению является постановка диагноза, обычно у специалиста в области психического здоровья.

    ГТР обычно лечат психотерапией (иногда называемой «разговорной терапией»), лекарствами или тем и другим. Поговорите с врачом о наилучшем лечении для вас.

    Психотерапия

    Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), тип психотерапии, поддерживаемый исследованиями, обычно используется для лечения ГТР. КПТ учит вас различным способам мышления, поведения и реагирования на ситуации, которые помогают вам чувствовать себя менее тревожными и беспокойными. КПТ хорошо изучена и является золотым стандартом психотерапии.

    Другим вариантом лечения ГТР является терапия принятия и приверженности (ACT). ACT использует другой подход, чем когнитивно-поведенческая терапия, к негативным мыслям и использует такие стратегии, как внимательность и постановка целей, чтобы уменьшить дискомфорт и тревогу. По сравнению с когнитивно-поведенческой терапией АКТ является более новой формой психотерапевтического лечения, поэтому имеется меньше данных о ее эффективности. Тем не менее, разные методы лечения работают для разных типов людей, поэтому может быть полезно обсудить, какая форма терапии может подойти вам, со специалистом в области психического здоровья.

    Для получения дополнительной информации о психотерапии посетите веб-страницу психотерапии Национального института психического здоровья (NIMH).

    Лекарство

    Медицинские работники могут назначать лекарства для лечения ГТР. Различные типы лекарств могут быть эффективными, в том числе:

    • Антидепрессанты, такие как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) и ингибиторы обратного захвата серотонина-норадреналина (СИОЗСН)
    • Противотревожные препараты, такие как бензодиазепины

    Антидепрессанты SSRI и SNRI обычно используются для лечения депрессии, но они также могут помочь в лечении симптомов ГТР. Им может потребоваться несколько недель, чтобы начать работать. Эти лекарства также могут вызывать побочные эффекты, такие как головные боли, тошнота или проблемы со сном. Эти побочные эффекты обычно не являются серьезными для большинства людей, особенно если доза начинается с низкой и постепенно увеличивается. Поговорите со своим лечащим врачом о любых побочных эффектах, которые могут у вас возникнуть.

    Бензодиазепины, которые являются седативными препаратами против беспокойства, также могут быть использованы для лечения тяжелых форм ГТР. Эти лекарства могут быть очень эффективными для быстрого снижения тревожности, но у некоторых людей развивается толерантность к ним, и для достижения того же эффекта им требуются все более и более высокие дозы. Некоторые люди даже становятся зависимыми от них. Поэтому поставщик медицинских услуг может назначать их только на короткие периоды времени, если они вам нужны.

    Буспирон — еще одно успокаивающее лекарство, которое может помочь при лечении ГТР. В отличие от бензодиазепинов, буспирон не является седативным средством и не вызывает привыкания. Буспирон необходимо принимать в течение 3–4 недель, чтобы он подействовал полностью.

    И психотерапия, и лекарства могут занять некоторое время, прежде чем они подействуют. Многие люди пробуют несколько лекарств, прежде чем находят лучшее для себя. Медицинский работник может работать с вами, чтобы подобрать для вас наилучшее лекарство, дозировку и продолжительность лечения.

    Для получения основной информации об этих и других лекарствах для психического здоровья посетите веб-страницу NIMH «Лекарства для психического здоровья». Посетите веб-сайт Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA), чтобы ознакомиться с последними предупреждениями, справочниками по лекарствам для пациентов и информацией о недавно одобренных лекарствах.

    Группы поддержки

    Некоторым людям с тревожными расстройствами может быть полезно присоединиться к группе самопомощи или поддержки и поделиться своими проблемами и достижениями с другими. Группы поддержки доступны как лично, так и онлайн. Однако любой совет, который вы получаете от члена группы поддержки, следует использовать с осторожностью и не заменять рекомендации по лечению от поставщика медицинских услуг.

    Здоровые привычки

    Здоровый образ жизни также может помочь в борьбе с тревогой, хотя сам по себе он не может заменить лечение. Исследователи обнаружили, что осуществление определенных здоровых привычек в повседневной жизни, таких как сокращение потребления кофеина и достаточное количество сна, может уменьшить симптомы тревоги в сочетании со стандартным уходом, таким как психотерапия и лекарства.

    Методы управления стрессом, такие как упражнения, осознанность и медитация, также могут уменьшить симптомы тревоги и усилить эффект психотерапии. Вы можете узнать больше о том, как эти методы помогают вашему лечению, поговорив с врачом.

    Чтобы узнать больше о том, как позаботиться о своем психическом здоровье, посетите веб-страницу NIMH «Забота о вашем психическом здоровье».

    Как я могу поддержать себя и других с генерализованным тревожным расстройством?

    Обучайтесь

    Хороший способ помочь себе или близкому человеку, который, возможно, страдает от ГТР, — найти информацию. Изучите предупреждающие знаки, узнайте о вариантах лечения и будьте в курсе текущих исследований.

    Связь

    Если вы испытываете симптомы ГТР, откровенно поговорите о своих чувствах с кем-то, кому вы доверяете. Если вы считаете, что у друга или члена семьи может быть ГТР, выделите время, чтобы поговорить с ними, выразить свою обеспокоенность и заверить их в своей поддержке.

    Знайте, когда обращаться за помощью

    Если ваша тревога или тревога близкого человека начинает вызывать проблемы в повседневной жизни, например, в школе, на работе или в отношениях с друзьями и семьей, пришло время обратиться за профессиональной помощью. Поговорите с врачом о своем психическом здоровье.

    Проводятся ли клинические испытания генерализованного тревожного расстройства?

    NIMH поддерживает широкий спектр исследований, включая клинические испытания, в которых изучаются новые способы предотвращения, выявления или лечения заболеваний и состояний, включая ГТР. Хотя отдельные лица могут получить пользу от участия в клиническом испытании, участники должны знать, что основная цель клинического испытания — получить новые научные знания, чтобы в будущем можно было лучше помочь другим.

    Исследователи из NIMH и по всей стране проводят клинические испытания с пациентами и здоровыми добровольцами. Поговорите с поставщиком медицинских услуг о клинических испытаниях, их преимуществах и рисках, а также о том, подходят ли они вам. Для получения дополнительной информации посетите веб-страницу клинических испытаний NIMH.

    В поисках помощи

    Поиск услуг по лечению поведенческого здоровья

    Этот онлайн-ресурс, предоставленный Управлением по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем (SAMHSA), поможет вам найти учреждения и программы лечения психических расстройств. Найдите учреждение в своем штате, выполнив поиск в онлайн-указателе услуг по лечению поведенческого здоровья SAMHSA. Для получения дополнительных ресурсов посетите веб-страницу помощи NIMH по психическим заболеваниям.

    Разговор с поставщиком медицинских услуг о вашем психическом здоровье

    Правильное общение с поставщиком медицинских услуг может улучшить ваше лечение и помочь вам обоим сделать правильный выбор в отношении своего здоровья. Найдите советы, которые помогут подготовиться к визиту и получить от него максимальную пользу, в статье «Возьмем под контроль свое психическое здоровье: советы по разговору с вашим лечащим врачом». Для получения дополнительных ресурсов, в том числе вопросов, которые можно задать поставщику, посетите веб-сайт Агентства медицинских исследований и качества.

    Если вы или кто-то из ваших знакомых находится в бедственном положении или думает о том, чтобы причинить себе вред, позвоните по бесплатному номеру в национальную службу предотвращения самоубийств по телефону 1-800-273-TALK (8255). Вы также можете отправить текстовое сообщение Crisis Text Line (ПРИВЕТ на номер 741741) или воспользоваться чатом Lifeline на веб-сайте Национальной линии спасения от самоубийств.