Диагностика тревожности кондаша – Методика «Шкала тревожности» (Кондаш) | Psylist.net

Методика «Шкала тревожности» (Кондаш) | Psylist.net

Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить её в группе.

Инструкция. Перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречались в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру – 0.

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру – 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру – 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру – 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру –4.

Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу страх.

Методика включает ситуации трёх типов:
  1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  2. ситуации, актуализирующие представление о себе;
  3. ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу школы и по школе в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей школе – общего уровня тревожности.

  1. Отвечать у доски 01234
  2. Пойти в дом к незнакомым людям 01234
  3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 01234
  4. Разговаривать с директором школы 01234
  5. Думать о своем будущем 01234
  6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 01234
  7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 01234
  8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 01234
  9. Пишешь контрольную работу 01234
  10. После контрольной учитель называет отметки 01234
  11. На тебя не обращают внимания 01234
  12. У тебя что-то не получается 01234
  13. Ждешь родителей с родительского собрания 01234
  14. Тебе грозит неудача, провал 01234
  15. Слышишь за своей спиной смех 01234
  16. Сдаешь экзамены в школе 01234
  17. На тебя сердятся (непонятно почему) 01234
  18. Выступать перед большой аудиторией 01234
  19. Предстоит важное, решающее дело 01234
  20. Не понимаешь объяснений учителя 01234
  21. С тобой не согласны, противоречат тебе 01234
  22. Сравниваешь себя с другими 01234
  23. Проверяются твои способности 01234
  24. На тебя смотрят как на маленького 01234
  25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 01234
  26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 01234
  27. Оценивается твоя работа 01234
  28. Думаешь о своих делах 01234
  29. Тебе надо принять для себя решение 01234
  30. Не можешь справиться с домашним заданием 01234
Методика включает ситуации трех типов:
  1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  2. ситуации, актуализирующие представление о себе;
  3. ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помои то данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.

Вид тревожностиНомер пункта шкалы
Школьная
Самооценочная
Межличностная
1
3
2
4
5
7
6
12
8
9
14
11
10
19
15
13
22
17
16
23
18
20
27
21
25
28
24
30
29
26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.

В таблице представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы только для сельских школьников.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

psylist.net

Методика шкала тревожности Кондаш. ГУО "Говядская средняя школа Шкловского района"

Методика «Шкала тревожности»  (Кондаш)

Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить её в группе.

Инструкция. Перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречались в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 1, 2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру - 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру - 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру - 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру — 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру - 4.

Ваша задача - представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу страх.

Методика включает ситуации трёх типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу школы и по школе в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей школе - общего уровня тревожности.

1. Отвечать у доски  01234

2. Пойти в дом к незнакомым людям   01234

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 01234

4. Разговаривать с директором школы  01234

5. Думать о своем будущем  01234

6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить  01234

7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают  01234

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь

 (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)  01234

9. Пишешь контрольную работу  01234

10. После контрольной учитель называет отметки  01234

11. На тебя не обращают внимания  01234

12. У тебя что-то не получается  01234

13. Ждешь родителей с родительского собрания  01234

14. Тебе грозит неудача, провал  01234

15. Слышишь за своей спиной смех  01234

16. Сдаешь экзамены в школе  01234

17. На тебя сердятся (непонятно почему)  01234

18. Выступать перед большой аудиторией  01234

19. Предстоит важное, решающее дело  01234

20. Не понимаешь объяснений учителя  01234

21. С тобой не согласны, противоречат тебе  01234

22. Сравниваешь себя с другими   01234

23. Проверяются твои способности    01234

24. На тебя смотрят как на маленького  01234

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос  01234

26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)  01234

27. Оценивается твоя работа  01234

28. Думаешь о своих делах  01234

29. Тебе надо принять для себя решение  01234

30. Не можешь справиться с домашним заданием  01234

Методика включает ситуации трех типов: 

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помои то данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная Самооценочная

Межличностная

1

3

2

4

5

7

6

12

8

9

14

11

10

19

15

13

22

17

16

23

18

20

27

21

25

28

24

30

29

26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.

В следующей таблице представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы только для сельских школьников.

 

Уровень тревожности

Группа учащихся

Уровень различных видов тревожности (в баллах)

Класс

Пол

Общая

Школьная

Самооценочная

Межличностная

1. Нормаль­ный

8

ж

30-62

7-19

11-21

7-20

м

17-54

4-17

4-18

5-17

9

ж

17-54

2-14

6-19

4-19

м

10-48

1-13

1-17

3-17

10

ж

35-62

5-17

12-23

5-20

м

23-47

5-14

8-17

5-14

2. Несколько повышенный

8

ж

63-78

20-25

22-26

21-27

м

55-73

18-23

19-25

18-24

9

ж

55-72

15-20

20-26

20-26

м

49-67

14-19

18-26

18-25

10

ж

63-76

18-23

24-29

21-28

м

48-60

15-19

18-22

15-19

3. Высокий

8

ж

79-94

26-31

27-31

28-33

м

74-91

24-30

26-32

25-30

9

ж

73-90

21-26

27-32

27-33

м

68-86

20-25

27-34

26-32

10

ж

77-90

24-30

30-34

29-36

м

61-72

20-24

23-27

20-23

4. Очень высокий

8

ж

более 94

более 31

более 31

более 33

м

более 91

более 30

более 32

более 30

9

ж

более 90

более 26

более 32

более 33

м

более 86

более 25

более 34

более 32

10

ж

более 90

более 30

более 34

более 36

м

более 72

более 24

более 27

более 23

5. Чрезмер­ное спо­койствие

8

ж

менее 30

менее 7

менее 11

менее 7

м

менее 17

менее 4

менее 4

менее 5

9

ж

менее 17

менее 2

менее б

менее 4

м

менее 10

менее 3

10

ж

менее 39

менее 5

менее 12

менее 5

м

менее 23

менее 5

менее 8

менее 5

goviady.schools.by

Шкала социально-ситуационной тревоги Кондаша

Приложение 5

Шкала социально-ситуационной тревоги

Кондаша (1973)

Цель: выявление разных видов тревожности

Материал: бланки с вопросами.

Ход: данная диагностика построена так, чтобы человек не выявлял у себя тревожность или ее отсутствие ситуативно, а наоборот оценивал обстоятельства, вызывающие ту или иную степень тревоги, и умел анализировать действительные причины тревоги.

Данная методика направлена на выявление разных видов тревожности:

а) школьная тревожность;

б) самооценочная тревожность;

в) межличностная тревожность, вызванная общением со сверстниками.

Виды тревожности, выявляемые при помощи данной шкалы обозначены следующим образом:

Виды тревожности

Номера пункта шкалы

школьная

1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30

самооценочная

3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29

межличностная

2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26

Обработка результатов

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются как показатели соответствующих видов тревожности, показатели по всей шкале отражают общий уровень тревожности.

Показатели уровня тревожности

Уровень тревожности

Группа учащихся

Уровень различных видов тревожности

(в баллах)

класс

пол

общая

школьная

самооценочная

межличностная

1

Нормальный

IX

Дев.

Юн.

30-62

17-54

7-19

4-17

4-18

11-21

7-20

5-17

X

Дев.

Юн.

17-54

10-48

2-14

1-13

6-19

1-17

4-19

3-17

XI

Дев.

Юн.

35-62

23-47

5-17

5-14

12-23

8-17

5-20

5-14

2

Несколько повышенный

IX

Дев.

Юн.

63-78

55-73

20-25

18-23

22-26

19-25

21-27

18-24

X

Дев.

Юн.

55-72

49-67

15-20

14-19

20-26

18-26

20-26

18-25

XI

Дев.

Юн.

63-76

48-60

18-23

15-19

24-29

18-22

21-28

15-19

3

Высокий

IX

Дев.

Юн.

79-94

74-91

26-31

24-30

27-31

26-32

28-33

25-30

X

Дев.

Юн.

73-90

68-86

21-26

20-25

27-32

27-34

27-33

26-32

XI

Дев.

Юн.

77-90

61-72

24-30

20-24

30-34

23-27

29-36

20-23

4

Очень высокий

IX

Дев.

Юн.

94

91

31

30

31

32

33

30

X

Дев.

Юн.

90

86

26

25

32

34

33

32

XI

Дев.

Юн.

90

72

30

24

34

27

36

23

5

«Чрезмерное спокойствие»

IX

Дев.

Юн.

30

17

7

4

11

4

7

5

X

Дев.

Юн.

17

10

2

-

6

-

4

3

XI

Дев.

Юн.

35

23

5

5

12

8

5

5

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

к методике «Шкала социально-ситуационной тревоги

Кондаша (1973)»

Инструкция

В данном тесте перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными и вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

  • Если ситуация не кажется вам неприятной, обведите кружком цифру «0».

  • Если она немного беспокоит вас, обведите цифру «1».

  • Если ситуация неприятна и вызывает серьезное беспокойство, обведите цифру «2».

  • Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру «3».

  • Если ситуация для вас крайне неприятна, вы не можете перенести ее, вызывает у вас сильное беспокойство и страх, обведите цифру «4».

Ваша задача представить степень угрозы, уровень тревожности в той или иной ситуации и обвести кружком одну из цифр.

Мне неприятно...

1. Отвечать у доски – 0 1 2 3 4

2. Пойти в гости к незнакомым людям – 0 1 2 3 4

З. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах – 0 1 2 3 4

4. Разговаривать с директором школы – 0 1 2 3 4

5. думать о своем будущем -0 1 2 3 4

6. Когда учитель смотрит в журнал и выбирает, кого бы спросить – 0 1 2 3 4

7. Меня критикуют и в чем-то упрекают -0 1 2 3 4

8. На меня смотрят, когда я что-нибудь делаю

(наблюдают за мной во время работы, решения задачи) – 0 1 2 3 4

9. Делать контрольную работу – 0 1 2 3 4

10. Когда после контрольной работы учитель вслух произносит отметки – 0 1 2 3 4

11. Меня игнорируют или не обращают внимания – 0 1 2 3 4

12. У меня что-то не получается – 0 1 2 3 4

13. Жду родителей с родительского собрания – 0 1 2 3 4

14. Мне грозит неудача или провал – 0 1 2 3 4

15. Когда я слышу за своей спиной смех или шепот – 0 1 2 3 4

16. Сдаю экзамены в школе - 1 2 3 4

17. Когда на меня сердятся без видимой на то причины – 0 1 2 3 4

18. Мне предстоит выступать перед большой аудиторией – 0 1 2 3 4

19. Предстоит важное решающее дело – 0 1 2 3 4

20. Не понимаю объяснения учителя – 0 1 2 3 4

21. Со мной не согласны и противоречат моему мнению - 0 1 2 3 4

22. Сравниваю себя с другими – 0 1 2 3 4

23. Проверяют мои способности - 0 1 2 3 4

24. Со мной разговаривают как с маленьким – 0 1 2 3 4

25. На уроке учитель неожиданно задает мне вопрос – 0 1 2 3 4

26. Одноклассники вдруг резко замолчали, когда я подошел – 0 1 2 3 4

27. Оценивается моя работа – 0 1 2 З 4

28. Думаю о своих проблемах – 0 1 2 3 4

29. Мне необходимо принять важное решение – 0 1 2 3 4

30. Не могу справиться с домашним заданием – 0 1 2 3 4

multiurok.ru

Тест "Изучение шкала социально - ситуативной тревоги по Кондашу"

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ

у подростков

С этой целью можно использовать методику — «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.

Инструкция. «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0.

183

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.

Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх».

ТЕКСТ МЕТОДИКИ

Пример: Перейти в новую школу

1. Отвечать у доски

2. Пойти в дом к незнакомым людям

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах,

олимпиадах

4. Разговаривать с директором школы

5. Думать о своем будущем

6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить

7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

9. Пишешь контрольную работу

10. После контрольной учитель называет отметки

11. На тебя не обращают внимания

12. У тебя что-то не получается

13. Ждешь родителей с родительского собрания

14. Тебе грозит неуспех, провал

15. Слышишь за своей спиной смех

16. Сдаешь экзамены в школе

17. На тебя сердятся (непонятно почему)

18. Выступать перед большой аудиторией

19. Предстоит важное, решающее дело

01234

01234

01234

0 1234

01234

01234

01234

184

20. Не понимаешь объяснений учителя

21. С тобой не согласны, противоречат тебе

22. Сравниваешь себя с другими

23. Проверяются твои способности

24. На тебя смотрят как на маленького

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)

27. Оценивается твоя работа

28. Думаешь о своих делах

29. Тебе надо принять для себя решение

30. Не можешь справиться с домашним заданием

0 12 34 0 12 3 4 0 12 3 4 0 1234 0 1234 0 1234

0 1234 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Виды тревожности

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

1

4 6 9 10 13

16

20

25

30

Самооценочная

3

5 12 14 19 22

23

27

28

29

Межличностная

2

7 8 11 15 17

18

21

24

26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — как общий уровень тревожности.

В табл. 3.2 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы для сельских школьников.

185

Таблица 3.2

Уровень тревожности

Уровень тревожности

Группа учащихся

Уровень различных видов тревожности, баллы

класс

пол

общая

школьная

самооценочная

межличностная

1. Нормальный

8

9

10

ж м ж м ж м

30-62 17-54 17-54 10-48 35-62 23-47

7-19 4-17 2-14 1-13 5-17 5-14

11-21 4-18 6-19 1-17 12-23 8-17

7-20 5-17 4-19 3-17 5-20 5-14

2. Несколько повышенный

8

9

10

ж м ж м ж м

63-78 55-73 55-72 49-67 63-76 48-60

20-25 18-23 15-20 14-19 18-23 15-19

22-26 19-25 20-26 18-26 24-29 18-22

21-27 18-24 20-26 18—25 21-28 15-19

3. Высокий

8

9

10

ж м ж м ж м

79-94 74-91 73-90 68-86 77-90 61-72

26-31 24-30 21-26 20-25 24—30 20-24

27-31 26-32 27-32 27-34 30-34 23-27

28-33 25-30 27—33 26—32 29-36 20-23

4. Очень высокий

8

9

10

ж м ж м ж м

Более 94 Более 91 Более 90 Более 86 Более 90 Более 72

Более 31 Более 30 Более 26 Более 25 Более 30 Более 24

Более 31 Более 32 Более 32 Более 34 Более 34 Более 27

Более 33 Более 30 Более 33 Более 32 Более 36 Более 23

5. «Чрезмерное спокойствие»

8

9

10

ж м ж м ж м

Менее 30 Менее 17 Менее 17 Менее 10 Менее 39 Менее 23

Менее 7 Менее 4 Менее 2

Менее 5 Менее 5

Менее 11 Менее 4 Менее 6

Менее 12 Менее 8

Менее 7 Менее 5 Менее 4 Менее 3 Менее 5 Менее 5

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определялся исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадра-тическое отклонение от результатов группы.

Особого внимания требуют прежде всего учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным не-

186

благополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самоценки и т.п.

Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности

187

учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности в значительной мере общие, вне зависимости от реальных ее причин.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.

Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим.

Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся прежде всего вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

multiurok.ru

14.Тревожность Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)

Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить её в группе.

Инструкция. Перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречались в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру – 0.

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру – 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру – 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру – 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру –4.

Ваша задача - представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу страх.

  1. Отвечать у доски 01234

  2. Пойти в дом к незнакомым людям 01234

  3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 01234

  4. Разговаривать с директором школы 01234

  5. Думать о своем будущем 01234

  6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 01234

  7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 01234

  8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 01234

  9. Пишешь контрольную работу 01234

  10. После контрольной учитель называет отметки 01234

  11. На тебя не обращают внимания 01234

  12. У тебя что-то не получается 01234

  13. Ждешь родителей с родительского собрания 01234

  14. Тебе грозит неудача, провал 01234

  15. Слышишь за своей спиной смех 01234

  16. Сдаешь экзамены в школе 01234

  17. На тебя сердятся (непонятно почему) 01234

  18. Выступать перед большой аудиторией 01234

  19. Предстоит важное, решающее дело 01234

  20. Не понимаешь объяснений учителя 01234

  21. С тобой не согласны, противоречат тебе 01234

  22. Сравниваешь себя с другими 01234

  23. Проверяются твои способности 01234

  24. На тебя смотрят как на маленького 01234

  25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 01234

  26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 01234

  27. Оценивается твоя работа 01234

  28. Думаешь о своих делах 01234

  29. Тебе надо принять для себя решение 01234

  30. Не можешь справиться с домашним заданием 01234

Методика включает ситуации трех типов:

  1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

  2. ситуации, актуализирующие представление о себе;

  3. ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помои то данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная Самооценочная Межличностная

1  3 2

4 5 7

6 12 8

9 14 11

10 19 15

13 22 17

16 23 18

20 27 21

25 28 24

30 29 26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.

studfile.net

Шкала школьной тревожности А.Кондаша

Цель: выявление разных видов тревожности.
Процедура проведения: «В выданных вам бланках перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.
Внимательно читайте каждое предложение и обводите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.


Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру 0.
Если она немного волнует или беспокоит вас, обведите цифру 1.
Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы бы предпочли избежать ее, обведите цифру 2.
Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.
Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.
Ваша задача - представить как можно яснее каждую ситуацию и обвести
кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызвать у вас опасение,
беспокойство, тревогу или страх».

1. Отвечать у доски

2. Пойти в дом к незнакомым людям

3. Участвовать в конкурсах, олимпиадах

4. Разговаривать с директором школы

5. Думать о своем будущем

6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить

7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь

9. Пишешь контрольную работу

10. После контрольной учитель называет отметки

11. На тебя не обращают внимания

12. У тебя что-то не получается

13. Ждешь родителей с родительского собрания

14. Тебе грозит неуспех, провал

15. Слышишь за своей спиной смех

16. Сдаешь экзамены в школе

17. На тебя сердятся (непонятно почему)

18. Выступать перед большой аудиторией

19. Предстоит важное, решающее дело

20. Не понимаешь объяснения учителя

21. С тобой не согласны, противоречат тебе

22. Сравниваешь себя с другими

23. Проверяют твои способности

24. На тебя смотрят как на маленького

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)

27. Оценивается твоя работа

28. Думаешь о своих делах

29. Тебе надо принять для себя важное решение

30. Не можешь справиться с домашним заданием

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

0

1 2

3

4

Уровни тревожности

Группы учащихся

Уровни различных видов тревожности в баллах

класс

пол

общая

школьная

самооценочная

межличностная

1. Нормальный

8 9 10-11

ж м ж м ж м

30-62 17-54 17-54 10-48
35-62
23-47

7-19 4-17 2-14 1 -13
5-17 5-14

11 -21
4-18
6-19
1 -17
12-13
8-17

7-20 5-17 4-19 3-17 5-20 5-14

2.     Несколько повышенный

8 9 10-11

ж м ж м ж м

63-78 55-73 55-72 49-67 63-76 48-60

20-25 18-23 15-20 14-19 18-23 15-19

22-26 19-25 20-26 18-26 24-29 18-22

21-27
18-24
20-26
18-25
21 -28
15-19

3. Высокий

8 9 10-11

ж м ж м ж м

79-94 74-91 73-90 68-86 77- 90 61 -72

26- 31 24-30 21-26 20-25 24-30 20-24

27-31 26-32 27-32 27-34 30-34 23-27

28-33 25-30 27-33 26-32 29-36 20-23

4. Очень высокий

8 9 10-11

ж м ж м ж м

Более 94 Более 91 Более 90 Более 86 Более 90 Более 72

Более 31 Более 30 Более 26 Более 25 Более 30 Более 24

Более 31 Более 32 Более 32 Более 34 Более 34 Более 27

Более 33 Более 30 Более 33 Более 32 Более 36 Более 23

5.     «Чрезмерное спокойствие»

8 9 10-11

ж м ж м ж м

Менее 30 Менее 17 Менее 17 Менее 10 Менее 39 Менее 23

Менее 7 Менее 4 Менее 2 -
Менее 5 Менее 5

Менее 11 Менее 4 Менее 6 -
Менее 12 Менее 8

Менее 7 Менее 5 Менее 4 Менее 3 Менее 5 Менее 5


Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определяется исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы. Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п.
Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей родителей. Подобную тревожность частот испытывают ученики, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.
Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценивать его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.
Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т. п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае - на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.
Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожность тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности в значительной мере общие, вне зависимости от реальных ее причин.
Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.
Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим.
Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся прежде всего вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

www.vashpsixolog.ru

Социально- психологический опросник К. Роджерса.  Коммуникативные и организаторские склонности — В.Синявский, Б.А.Федорошин. Самооценка школьника – Лонг Б., Зиллер Р., Хенжерсон Р. Методика «Шкала тревожности» ( Кондаш).

Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить её в группе.

Инструкция. Перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречались в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

Если ситуации совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру – 0.

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру – 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру – 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное  беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру – 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру –4.

Ваша задача - представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу страх.

Методика включает ситуации трёх типов:

  1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  2. ситуации, актуализирующие представление о себе;
  3. ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью  данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу школы и по школе в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей школе – общего уровня  тревожности.

  1. Отвечать у доски 01234
  2. Пойти в дом к незнакомым людям 01234
  3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 01234
  4. Разговаривать с директором школы 01234
  5. Думать о своем будущем 01234
  6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 01234
  7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 01234
  8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 01234
  9. Пишешь контрольную работу 01234
  10. После контрольной учитель называет отметки 01234
  11. На тебя не обращают внимания 01234
  12. У тебя что-то не получается 01234
  13. Ждешь родителей с родительского собрания 01234
  14. Тебе грозит неудача, провал 01234
  15. Слышишь за своей спиной смех 01234
  16. Сдаешь экзамены в школе 01234
  17. На тебя сердятся (непонятно почему) 01234
  18. Выступать перед большой аудиторией 01234
  19. Предстоит важное, решающее дело 01234
  20. Не понимаешь объяснений учителя 01234
  21. С тобой не согласны, противоречат тебе 01234
  22. Сравниваешь себя с другими 01234
  23. Проверяются твои способности 01234
  24. На тебя смотрят как на маленького 01234
  25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 01234
  26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 01234
  27. Оценивается твоя работа 01234
  28. Думаешь о своих делах 01234
  29. Тебе надо принять для себя решение 01234
  30. Не можешь справиться с домашним заданием 01234

Методика включает ситуации трех типов:

  1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  2. ситуации, актуализирующие представление о себе;
  3. ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помои то данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная
Самооценочная
Межличностная


3
2

4
5
7

6
12
8

9
14
11

10
19
15

13
22
17

16
23
18

20
27
21

25
28
24

30
29
26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.

В таблице представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы только для сельских школьников.

 

 

Диагностическая методика «Самооценка школьника».

(Лонг Б., Зиллер Р, Хендерсон Р.)

Цель: изучение самооценки  школьника.

Диагностический инструмент представляет собой оригинальную символическую проективную пробу, направленную на измерение самоотношения и самоидентичности.

Разработчики методики исходили из предположения, что физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими «Я», и значимых других может быть интерпретирована как психологическая дистанция, позиции левее других-как переживаемая ценность «Я».

Самооценка определяется как восприятие субъектом его ценности, значимости в сравнении с другими. Испытуемому на листе бумаги представляется строка, состоящая из восьми кружков, и предлагается выбрать кружок для себя и для других людей из окружения испытуемого. Чем левее расположен кружок, означающий себя, тем выше самооценка испытуемого.

Простота и оригинальность «символических заданий», возможность их применения на различных контингентах обследуемых (начиная с трехлетних детей и кончая взрослыми) привлекли к этой методике большое внимание.

Подтверждается в целом конструктивная валидность пробы на самооценку. Дети располагают «самых лучших» детей слева, а плохих – справа, и мать, как правило, тоже располагают слева, себя в ряду детей располагают левее, чем в ряду взрослых.

 

Инструкция: Представьте, что перед вами находится альбом с фотографиями. Укажите крестиком, в каком к руге находится ваша фотография?

Интерпретация: 1,2- завышенная самооценка; 3,4,5 –адекватная; 6,7,8-заниженная самооценка.

 

 

 

ОПРОСНИК

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Р. ДАЙМОНДА – К. РОДЖЕРСА

 

Источник: Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. C.193-197.

 

Обоснование для выбора методики

Понятие «социально-психологическая адаптация» подразумевает приспособленность человека к гармоничной жизнедеятельности в обществе, которая объединяет необходимость соответствовать требованиям социума и собственные потребности, мотивы, интересы. Социально-психологическая адаптация характеризуется осознанием необходимости для личности постепенных изменений отношений с социальной средой через овладение новыми способами поведения, а также становлением новых приспособительных механизмов, ориентированных на гармонизацию отношения личности со средой. Уровень социально-психологической адаптации тесно ввязан с психологическими характеристиками личности и особенностями ее поведения. Шкала социально психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой. Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение. Адаптированность – согласованность требований социальной среды и личностных тенденций. Она предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личную активность, гибкость, социальную компетентность. Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними. Напротив, критерии дезадаптации предполагают: неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, негибкость. Шкала ориентирована на возраст от 14 лет и старше.

Описание методики

Назначение: методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию. Методика применима для средних и старших школьников, для учащихся системы начального профессионального обучения.

Основная сфера применения – психологическое консультирование, разработка личностно-коррекционных программ, основной концептуальной идеей которых является изменение негативного отношения к другим людям, в целях реализации потенциала позитивных социально-психологических качеств.

Процедура проведения

Инструкция: В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам.

Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

«0» – это ко мне совершенно не относится;

«1» – мне это не свойственно в большинстве случаев;

«2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

«3» – не решаюсь отнести это к себе;

«4» – это похоже на меня, но нет уверенности;

«5» – это на меня похоже;

«6» – это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

Текст опросника

  1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  5. Часто ругает себя за сделанное.
  6. Часто чувствует себя униженным.
  7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц.

противоположного пола.

  1. Свои обещания выполняет всегда.
  2. Теплые, добрые отношения с окружающими.
  3. Человек сдержанный, замкнутый; держится от всех чуть в стороне.
  4. В своих неудачах винит себя.
  5. Человек ответственный, на него можно положиться.
  6. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
  7. На многое смотрит глазами сверстников.
  8. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  9. Собственных убеждений и правил не хватает.
  10. Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
  11. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
  12. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.
  13. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
  14. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
  15. Люди, как правило, ему нравятся.
  16. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
  17. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
  18. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  19. С окружающими обычно ладит.
  20. Всего труднее бороться с самим собой.
  21. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношения окружающих.
  22. В душе – оптимист, верит в лучшее.
  23. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
  24. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
  25. Считает себя интересным человеком – привлекательным как личность, заметным.
  26. Человек стеснительный, легко тушуется.
  27. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
  28. В душе чувствует превосходство над другими.
  29. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
  30. Боится того, что подумают о нем другие.
  31. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
  32. Человек, в котором в настоящий момент многое достойно презрения.
  33. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
  34. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
  35. Себя просто недостаточно ценит.
  36. По натуре вожак и умеет влиять на других.
  37. Относится к себе в целом хорошо.
  38. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
  39. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно – если разногласия грозят стать явными.
  40. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
  41. Пребывает в растерянности; все спуталось, все смешалось у него.
  42. Доволен собой.
  43. Невезучий.
  44. Человек приятный, располагающий к себе.
  45. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
  46. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
  47. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх перед провалом: а вдруг не справлюсь, а вдруг не получится.
  48. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
  49. Умеет упорно работать.
  50. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
  51. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
  52. Всегда говорит только правду.
  53. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
  54. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
  55. Чувствует неуверенность в себе.
  56. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
  57. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  58. Человек толковый, любит размышлять.
  59. Иной раз любит прихвастнуть.
  60. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
  61. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
  62. Никогда не опаздывает.
  63. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
  64. Выделяется среди других.
  65. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
  66. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
  67. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
  68. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
  69. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
  70. Беспокоится, что юноши (девушки) слишком занимают ее (его) мысли.
  71. Все свои привычки считает хорошими.

Обработка и интерпретация результатов методики

В соответствии с ключом (см. ниже) по каждому показателю (фактору) суммируются баллы, которые соотносятся с нормативными показателями, задающими диапазон зоны неопределенности для данного фактора.

Ключ.

Ключ к тесту смотрите в таблице.

 

 

Таблица

Ключ к тесту «Опросник социально-психологической адаптации

Р. Даймонда – К. Роджерса»

 

 

Показатели

Номера высказываний

Нормы

1

a

Адаптивность

4, 5, 11, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 68, 72, 74, 75, 78, 79, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98

(68-170)

68-136

b

Дезадаптивность

2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 52, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 65, 69, 70, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100

(68-170)

68-136

2

a

Лживость –

34, 45, 48, 81, 89

(18-45)

18-36

b

+

8, 82, 92, 101

(18-45)

18-36

3

a

Приятие себя

33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96

(22-52)

22-42

b

Неприятие себя

7, 59, 62, 65, 90, 95, 99

(14-35)

14-28

4

a

Приятие других

9, 14, 22, 26, 53, 97

(12-30)

12-24

b

Неприятие других

2, 10, 21, 28, 40, 60, 76

(14-35)

14-28

5

a

Эмоциональный

комфорт

23, 29, 41, 44, 47, 78

(14-35)

14-28

b

Эмоциональный

дискомфорт

6, 42, 43, 49, 50, 56, 83, 85

(14-35)

14-28

6

a

Внутренний контроль

4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98

(26-65)

26-52

b

Внешний контроль

13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77

(18-45)

18-36

7

a

Доминирование

58, 61, 66

(6-15)

6-12

b

Ведомость

16, 32, 38, 69, 84, 87

(12-30)

12-24

8

Эскапизм (уход от проблем)

17, 18, 54, 64, 86

(10-25)

10-20

 

Примечание. Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие.

Описание шкал опросника СПА

Шкала «адаптации» выявляет уровень приспособления человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Адаптивность – тенденции функционирования целеустремлённой системы, определяющиеся соответствием (несоответствием) между её целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами.

Шкала «дезадаптации» определяет незрелость личности, невротические отклонения, дисгармонии в сфере принятия решения, являющиеся результатом постоянных неуспешных попыток индивида реализовать цель или наличия двух и более равнозначных целей.

Шкала «лживости» определяет уровень искренности испытуемого в ситуации обследования. Результаты по рассматриваемой шкале подлежат анализу в первую очередь.

Шкала «приятия себя» выступает как результат самооценки индивида, определяет степень удовлетворённости личности своими характеристиками.

Шкала «неприятия себя» выявляет степень неудовлетворённости индивида своими личностными чертами.

Шкала «приятия других» говорит о степени (уровне) потребности личности в общении, взаимодействии, совместной деятельности.

Шкала «неприятия других» противоположна по содержанию предыдущей шкале.

Шкала «эмоциональный комфорт» выявляет степень определённости в своём эмоциональном отношении к происходящей действительности, окружающим предметам и явлениям.

Шкала «эмоциональный дискомфорт» измеряет неопределённость в эмоциональном отношении (неуверенность, подавленность, вялость и т.п.) к окружающей социальной действительности.

Шкала «внутренний контроль» и шкала «внешний контроль» определяют предрасположенность индивида к определённой форме локуса контроля (интернальность и экстернальность). Если ответственность за события, происходящие в жизни человека, принимаются в большей мере на себя, то результаты деятельности объясняются своим поведением, характером, способностями. Данная предпозиция говорит о наличии у индивида внутреннего, интернального контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешними факторами (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у индивида внешнего (экстернального) контроля.

Шкала «доминирование» выявляет уровень стремлений к лидерству, руководству в решении задач, зачастую личностно значимые задачи решаются за счет окружающих.

Шкала «ведомость» определяет уровень стремлений быть подчинённым, выполнять поставленные кем-то задачи.

Шкала «эскапизм (уход от проблем)» определяет уровень избегания проблемных ситуаций, уход от них.

Наиболее репрезентативными характеристиками личности, которые в наибольшей степени дифференцируют выборку, являются интегральные показатели «адаптация», «самоприятие» и «приятие других».

 

Опросник «Коммуникативные и организаторские способности»

(В.В. Синявский, В.А. Федорошин)

Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).

Текст опросника

  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
  30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  39. Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?
  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

 Обработка результатов и интерпретация

Коммуникативные способности — ответы «да» на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и «нет» на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские способности — ответы «да» на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и «нет» на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле:

К = 0,05 . С, где

К — величина оценочного коэффициентаС – количество совпадающих с ключом ответов.Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 — о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.

Коммуникативные умения:

Показатель

Оценка

Уровень

0,10-0,45

1

I — низкий

0,46-0,55

2

II — ниже среднего

0,56-0,65

3

III — средний

0,66-0,75

4

IV — высокий

0,76-1

5

V — очень высокий

Организаторские умения: 

Показатель

Оценка

Уровень

0,20-0,55

1

I — низкий

0,56-0,65

2

II — ниже среднего

0,66-0,70

3

III — средний

0,71-0,80

4

IV — высокий

0,81-1

5

V — очень высокий

Анализ полученных результатов.

Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряться в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие высшую оценку — 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативности и организаторской и активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, Чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.


psiholog-bolotova-klimovskcdod.edumsko.ru