Диагностика умения задавать вопросы у детей – Материал (старшая, подготовительная группа): Диагностика уровня сформированности исследовательской деятельности дошкольника
Консультация для воспитателей «Учим детей задавать вопросы»
Клуб педагогов «Призвание»
Консультация для педагогов.
Учим детей задавать вопросы.
Ярким показателем наличия познавательных интересов детей являются вопросы. Вопросы детей – показатель роста и развития детской мысли, являются также «проводником педагогического воздействия».
Вопросы имеют тем большее значение для характеристики ребенка и воздействия на него, чем моложе ребенок, чем меньше он развит. Многие исследователи (Г. М. Кучинский, А. М. Матюшкин) считают старший дошкольный возраст сенситивным для развития любознательности ребенка, основной приметой которой является познавательный вопрос.
В литературе можно встретить ряд полезных советов и рекомендаций по стимулированию стремления детей к задаванию вопросов. Так, предлагается давать достоверный и точный ответ, сопровождать его краткой беседой, помогающей ребенку глубже проникнуть в суть интересующего явления. Некоторые авторы, например Н.И. Капустина, советуют проводить
В системе работы с детьми в обучении построению вопросов предусмотрены дидактические принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности, индивидуализации, связи речи с психическими процессами.
Предлагаем вам серию игр, которые условно названы «тренингом умения задавать вопросы».
Цель — знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности. В различных играх детям предлагается задавать вопросы в свободной форме. За каждый заданный вопрос дети получают фишку.
«Угадайте, кем я хочу быть». Цели: умение задавать вопрос, определять назначение профессии.
Ход: ребенок отбирает предметы, относящиеся к определенной профессии, и говорит: «Я взял нож, доску, половник, кастрюлю. Кем я хочу быть? (Какая у меня профессия?)» Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, перечислить все действия, которые может выполнять человек данной профессии.
«Кто где стоит?».
Цели: умение задавать вопросы, употреблять предлоги с пространственным значением.
Ход: по команде педагога часть детей выстраивается: «Галя, стань у доски. Костя, стань за Галей. Сережа, стань рядом с Костей. Денис, стань между Галей и Костей. Лера, стань перед Галей и так далее». Выбирается ведущий, который будет задавать вопросы: «Лена, спроси Галю, за кем она стоит.?» , «Галя, за кем ты стоишь?». «Сережа, спроси Костю, между кем он стоит?». — «Костя, между кем ты стоишь?» и так далее.
«Подумай и спроси».
Цели: умение задавать вопросы по запрограммированному ответу.
Ход: выставляется картинка, где два мальчика играют с игрушками. Педагог: «У Олега и Миши игрушки. Дети играют и беседуют. Миша ответил Олегу: «Папа купил мне машинку». Какой вопрос задал Олег?» (Кто купил тебе машинку? Что купил тебе папа?) Педагог: «Олег ответил: «Мой папа работает водителем». Какой вопрос задал Миша? (Кем работает твой папа?) и так далее.
«Хочешь узнать — задай вопрос».
Детям предлагается несколько бытовых предметов, с которыми он и сравнительно редко сталкиваются (терка, нож для чистки рыбы, картофеля, комбайн, соковыжималка, кофемолка и другие). Вопросы детей (по предварительному образцу): «Что это? Для чего нужен предмет? Зачем нужна эта кнопка? Из чего сделан предмет? Зачем нужна эта ручка (крышка) и так далее. На вопросы отвечают дети, на сложные вопросы отвечает педагог.
«Любопытные».
Дети делятся на 2 команды: одни задают вопросы, другие отвечают на них. Предлагается сюжетная картина, по которой дети задают вопросы: «Кто это? Как зовут мальчика? Что делает мальчик? Куда собирается мальчик?» и другие.
«Поставь вопрос?».
Педагог дает условие задачи, а дети ставят только вопрос. «Лена купила один красный шар. Потом она купила еще два красных шара». Ребенок: «Сколько красных шаров купила Лена?»
Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения.
Например, известный американский психолог Э.П. Торранс давал своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и предлагал задавать вопросы тому, кто изображён. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке.
Другое задание – «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?» Мы кладём на столик, например, игрушечный автомобиль, куклу и т.п.
Ребёнку предлагается такая ситуация: «Представь, что к тебе подошёл взрослый незнакомый человек. Какие три вопроса он бы задал тебе?»
Вот ещё одно интересное упражнение. Подберём и прочитаем детям короткие детские стихотворения с большим количеством разных героев. Например. Прочитаем детям стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова:
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Соня спит,
Катя катит,
Тоня тонет,
Я не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь!
Теперь задание: давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения.
Условия, которые должны соблюдаться при обучении детей умению задавать вопросы:
— наличие собеседника, адресата, кому непосредственно была направлена речь;
— обеспечение результативности речи, т.е. того, чтобы в результате обращения, просьбы осуществлялось желаемое.
Материал подготовила учитель-дефектолог Марьина Т.Н.
infourok.ru
Развитие умения задавать вопросы у младших школьников.
Развитие умения задавать вопросы у младших школьников.
Кузютина Татьяна Петровна,
зам. директора по учебно-воспитательной работе,
МБОУ СОШ № 52, г. Чита
Одним из аспектов коммуникативного компонента универсальных учебных действий является развитие речевых действий, служащих средством коммуникации, умения с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Процесс познания начинается с вопроса. Вопрос рассматривается как своеобразная форма выражения той или иной проблемы. Естественно, что проблема имеет более сложную структуру, чем структура вопроса. Ответы на вопросы заполняют пустоты сложной структуры проблемы, решая ее. В поиске ответов на поставленные вопросы ребенок включается в процесс умственного труда, у него появляется потребность в совершении познавательной деятельности.
Для развитияу младших школьников умения задавать вопросыучителя начальных классов нашей школы кроме учебных ситуаций используют различные упражнения,игры и задания в процессе ведения уроков и во внеурочной деятельности.
Упражнение «Задай вопрос – узнай новое о предмете».
На столе, учебной доске или с помощью мультимедийного устройства на экране размещается любой предмет или его изображение, например, поезд, стол, лист бумаги, коробка пластилина, кукла и др.
Задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, изображенном на картинке (экране)?
Как варианты используются следующие упражнения: «Задай вопрос – узнай новое о животном (природном явлении, временах года, времени суток, днях недели и др.)».
Задание: «Задай, как можно больше вопросов медведю (белке, воробью и др.), изображенному на картинке или экране» или «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о природном явлении, времени года, времени суток, днях недели и др.?»
Эти упражнения используются при групповых и индивидуальных формах работы с обучающимися.
Упражнение-игра «Вопросы и ответы».
Поиск ошибок в задаваемых вопросах. Читаем детям вопросы и ставим задачу отвечать на них хором только «да» и «нет». Например,
Учитель: «У елки зеленые иголки?»
Дети: «Да»
Учитель: «Портной жарит платье?»
Дети: «Нет»
Учитель: «У елки зеленые булавки?»
Дети: «Нет»
Учитель: «Самолет плывет по небу?»
Дети: «Нет»
Учитель: «Надо брать в кино билет?»
Дети: «Да»
Упражнение –игра «Угадай, о чем спросили».
Ученик выходит к доске. Учитель дает ему карточки с написанными на них вопросами. Ребенок, не читая вопроса вслух, громко отвечает на него, не повторяя вопрос в ответе. Например, на карточке написано: «Вы любите играть в снежки?» Ответ ребенка должен звучать следующим образом: «Я люблю играть в снежки». Остальным ребятам необходимо догадаться, какой вопрос был задан в карточке.
Упражнение-игра «Найди загаданное слово»
Простой вариант.
Класс разбивается на 2 команды. Каждая из команд по очереди загадывает для другой команды по одному слову. Чтобы отгадать загаданное слово, ребята задают друг другу вопросы о предмете. Вопросы должны начинаться со слов «что», «как», «зачем», «почему».Сложный вариант. Один из детей загадывает слово и сообщает всем, что только первый звук (букву). Например, что это «З». Кто-нибудь из участников игры задает вопрос, например: «Это предмет или живое существо?»; «Это находится в помещении или на улице?»; «Этот предмет зеленого цвета?»; «У этого предмета резкий запах?»; «Используют ли этот предмет при уборке в доме?» и др. Ребенок, который загадал слово, должен отвечать «да» или «нет». Перед игрой нужно предупредить ребят, что нельзя задавать прямые вопросы, например «Это заяц?», «Это лес?».
Задание «Найди причину события».
Ученикам, например, предлагаются ситуации: «У вас в квартире запахло дымом. Как вы думаете, почему?»; «Зимой по лесу бродит медведь. Как вы думаете, почему?» «Света приготовила домашнее задание, но когда учительница спросила ее, она не могла ничего ответить. Как выдумаете, почему?». Ответы проговариваются детьми вслух (1-2 класс) или записываются в тетрадях (3-4 класс).
Игра «Вопросы домашних животных»
Ребятам задается вопрос: «Как ты думаешь, какие вопросы задали бы тебе животные, если могли бы говорить? (твой попугайчик, твоя кошка, твой щенок и др.)
«Котенку Ваське стало скучно. Он решил задать своему хозяину Диме несколько вопросов. Но говорил котенок еще плохо и знал только первые слова, с которых начинаются вопросы: «кто?», «что?», «когда?», «где?», «зачем?», «как?», «почему?»
Продолжи вопрос, о чем он хочет спросить? Помоги Ваське задать вопрос хозяину.
Выполнение таких упражнений, заданий, участие в играх помогает детям младшего школьного возраста овладевать умением задавать вопросы и применять это умение в деятельности по получению нового знания.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература». Издательский дом «Федоров», 2010. – 224 с.
- Регирер Е.И. Развитие способностей исследователя. М., 2003.
- Справочник учителя начальных классов / авт.-сост. Е.М. Елизарова, Ю.А. Киселева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 367 с.
blog.zabedu.ru
Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения задавать вопросы. « Центр дистанционного творчества «Индиго»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения задавать вопросы.
Автор: Луконина Анастасия Ивановна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Рябинушка».
О себе: педагогический стаж работы 11 лет образование — высшее. Очень люблю свою работу.
Одной из задач, на которую направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования коммуникативной деятельности, диалога, как одной из форм речевой коммуникации детей, особенности формирования вопросительных высказываний изучены недостаточно полно. Основные методические разработки на сегодняшний день в большинстве своем относятся к работе с детьми, имеющими нарушения речи. Работе по данному направлению с детьми, посещающими общеобразовательный детский сад, уделяется намного меньше внимания. И как результат большинство исследователей указывают на то, что в старшем дошкольном возрасте снижается общее количество задаваемых детьми вопросов. По результатам диагностического обследования мы можем отметить, что дети шестого года жизни в ситуации поиска предмета, скрытого от них, склонны задавать идентификационные вопросы, т. е. действовать методом перебора вариантов, а не задавать продуктивные вопросы, направленные на получение сведений.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы проекта: «Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста».
Цель работы: Раскрытие актуальных форм и методов формирования вопросительных высказываний, как основного источника развития познавательных интересов и речи детей.
Задачи:
1. сформировать лексико-грамматические средства оформления вопросительных предложений;
2. развивать навык построения различных моделей вопросительных предложений;
3. активизировать речевую инициативу и познавательную сферу дошкольников.
4. закреплять навык использования вопросов в познавательных и социально-коммуникативных целях;
5. формировать навык использования интонационных средств оформления вопросительных высказываний;
6. оказать помощь родителям воспитанников в понимании важности вопросов детей и ответов на них.
Содержание работы по формированию вопросительных высказываний включает:
— проведение обследования у детей умения задавать вопросы;
— проведение специальных игр и занятий по обучению детей умению задавать вопросы;
— целенаправленную работу с родителями, пропагандирующую повышение речевой культуры в семье, «живого» общения с ребенком и адекватное отношение к детской вопросительности;
— ознакомление родителей с приемами активизации детской любознательности и формирования вопросительных высказываний;
— проведение речевого праздника совместно с родителями.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Изучение и анализ литературы по рассматриваемой теме.
II ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Процедура проведения обследования умения детей задавать вопросы: Перед ребенком ставится ящик, в котором спрятан какой-либо предмет простой конфигурации, довольно часто встречающийся детям в обыденной жизни (яблоко, карандаш, носовой платок и т.п.). Ребенка спрашивают: «Ты хочешь узнать, что лежит в ящике? Чтобы узнать это нужно, задавать вопросы, какие захочешь. Я буду на них отвечать, и ты сможешь догадаться, что там лежит». Если ребенок действует методом перебора вариантов, ему предлагается перечень вопросов – алгоритм поиска ответа: «Спроси у меня: для чего нужен этот предмет? Что с ним делают? Из чего он сделан? Какой формы? Какого размера? Какого цвета?». Выполнение задания ограничивается 10-15 минутами. По результатам исследования подсчитывается число продуктивных вопросов, т.е. вопросов, направленных на получение сведений и требующих ответа, и количество идентификационных вопросов, т.е. определенных версий относительно самого объекта и его характеристик.
III ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
1 Работа воспитателя
а) Подбор и изготовление дидактических игр и наглядных пособий
б) Разработка образовательной деятельности с детьми, консультаций, журнала для родителей, речевого праздника.
2 Работа с детьми
а) специально подобранные дидактические игры с использованием элементов технологии ТРИЗ.
Работа по данному направлению делится на три этапа, каждый из которых направлен на решение определенной задачи:
1 этап — Цель: знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности. На этом этапе в различных играх детям предлагается задавать вопросы в свободной форме. Вводятся фишки, присваиваемые за правильно сформулированный вопрос, а также элементы соревнования, что позволяет задать и поддержать дополнительную мотивацию к предлагаемой деятельности.
Пример игры первого этапа.
«Все ли мы увидели?»
Материал. Картинка с изображениями различных предметов, фишки.
Ход проведения. Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например, Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать, чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке. Посмотрите внимательно на нее. Подумайте, какие вопросы можно задать по этой картинке, чтобы не упустить ничего из того, что на ней изображено. Только действует такое правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается».
Дается время на обдумывание (1-2 минуты).
Далее дети задают вопросы. Воспитатель включается в процесс, если они за¬дают в основном стереотипные вопросы, — это делается для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать, что воспитатель — равноправный участник игры («Можно я тоже задам вопрос?» Дальше дается формулировка вопроса по картинке).
По окончании подводится итог: кто получил больше фишек, тот и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не за¬дал ни одного вопроса, сказать, что в другой раз у них все получится.
2 этап — Цель: освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание. Работа на этом этапе предусматривает обучение детей оформлению различных вопросов, при этом для облегчения задачи вводятся визуальные знаки, обозначающие то или иное вопросительное местоимение, с которого следует начинать формулировку вопроса.
Пример игры второго этапа
«Учимся задавать вопросы»
Материал. Карточки с символами, обозначающими ту или иную формулировку вопроса, фишки, какой-нибудь предмет, например машина (у предмета должны быть части разной формы, разного цвета).
Ход проведения. Воспитатель привлекает внимание детей: «Посмотрите, какая у меня машина. Сегодня мы будем задавать вопросы, но не простые, а по карточкам. Когда я покажу вот эту карточку (что?), нужно задать вопрос, который начинается со слова «Что?». Когда покажу карточку с контуром треугольника, нужно спрашивать, какой формы. Если покажу карточку с цветным тре¬угольником, спросите у меня: «Какого цвета?». За каждый вопрос дается фишка. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. Всем понятно? Если что-то забудете, я буду напоминать».
Далее воспитатель по очереди поднимает карточки с разными символами. В конце подводится итог. Отмечаются успехи всех детей, даже если они не смог¬ли набрать очень большое число фишеек. В этом случае желательно выразить уверенность в том, что в следующий раз они обязательно смогут задать много вопросов.
3 этап — Цель: формирование умения осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопросов. Переход к этому этапу происходит после успешного освоения предыдущего. Его содержание предусматривает проведение игр, в которых с помощью вопросов, но без опоры на наглядные символы необходимо было выяснить, какой предмет спрятан. Число игр определяется степенью успешности освоения стратегии поиска, направленной от выяснения существенных характеристик вещи (ее назначения, функции и т.п.) к выявлению внешних свойств.
Пример игры третьего этапа
«Что в чудесном мешочке?»
Материал. Три-четыре предмета, мешочек.
Ход проведения. Воспитатель вкладывает какой-либо предмет в мешочек так, чтобы дети его не видели.
«У меня есть чудесный мешочек. Но он может раскрыться и показать, что в нем есть, только если вы сумеете отгадать, что это за предмет. Для этого нужно у меня спрашивать об этом предмете, а я буду отвечать на ваши вопросы. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они вам помогли узнать о нем как можно больше».
Игра продолжается 15-20 минут. В ходе игры необходимо поощрять детей к задаванию вопросов так же, как это делалось в предыдущей игре.
б) беседы и опыты, как пояснение ответов на вопросы детей.
На протяжении работы по проекту ведется активная работа, направленная на активизацию детской любознательности. Так достоверные и точные ответы на задаваемые детьми вопросы, сопровожденные краткой беседой, небольшими опытами, помогают ребенку глубже проникнуть в суть интересующего явления и активизируют дальнейшую вопросительность детей.
в) образовательная деятельность по речевому развитию по обучению рассказыванию по картинам, работа с предметными и сюжетными картинами.
В образовательной деятельности используются сюжетные картины различной тематики: времена года, труд людей в различное время года, зимние и летние забавы детей, профессии. В совместной деятельности рассматриваются различные предметные картины.
2 Работа с родителями
а) консультации для родителей.
В данном разделе работы проводятся консультации для родителей на следующие темы: «Почему необходимо поддерживать детскую вопросительность?», «Игровые упражнение для формирования у дошкольников умения задавать вопросы».
б) журнал для родителей.
в) анкетирование по вопросам развития детской вопросительности.
Выпускается журнал «Почемучки», в котором родителям предлагается помощь в ответах на наиболее популярные вопросы детей.
г) проведение речевого праздника.
IV ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив
— Проведение викторины «Веселые Почемучки»
— Анализ результатов проекта
— Анкетирование родителей
— Обобщение опыта работы и размещение ее в Интернете на сайте педагога, в соц.сообществах.
Литература:
1 Баранова Э. Учимся задавать вопросы // Дошкольное воспитание. – 2005. — №12. – С.12
2 Рубинштейн С.Л. Вопросы и их роль в умственном развитии ребенка //Дошкольное воспитание. – 2008. — №2. – С.7
3 Красильникова Л. Осознанная речевая активность детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание. – 2008. — №4. – С.79
4 Сафонова О. Активизация речевого общения старших дошкольников// Дошкольное воспитание. – 2007. — №1. – С.50
5 Асмолов А. Главное – сохранить «почемучек»// Дошкольное воспитание. – 2005. — №3. – С.68
indigo-mir.ru
Диагностическая методика «Навыки учебной деятельности»
Цель: диагностика степени сформированности общеучебных умений и навыков, используемых при решении стандартных жизненных задач, связанных с образовательной деятельностью. Сфера применения: диагностика проводится в 9-х классах (во втором полугодии) или в 10 классе (в первом полугодии) образовательного учреждения любого вида на уроках и классных часах. Частота применения: ежегодно в 9-х или в 10-х классах (необходимо определить один и тот же возраст учащихся для мониторинговых срезов, т.е. либо 9-е, либо 10-е классы).
Информационные источники разработки диагностики:
А) Научные исследования.
Исследование проблемы готовности детей к обучению в школе. См.: Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, Н.П. Воронин. Готовность к обучению в школе: теория и методы исследования. Ярославль, 1999).
Программа формирования общеучебных умений и навыков Н.А. Лошкаревой. См.: Развитие общих учебных умений и навыков школьников. Ж. Воспитание школьников, №4, 1984.
Третье международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS). См.: Сравнительный анализ математической и естественнонаучной подготовки учащихся основной школы России (по результатам международного исследования TIMSS. / под ред. Ковалевой Г.С. М., 1996).
Б) Монографии.
В) Методические разработки.
Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. Книга для учителей и родителей. СПб., 2000.
Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М., 1997.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков: рабочая тетрадь для учащегося. – М., 2000.
Умение учиться как цель и результат школьного образования. Обзор материалов городского семинара «Двенадцатилетняя школа». Сост. Н.И. Неупокоева. Инф. Бюллетень ОИРШ № 14, СПб., 2000.
Умения учебной деятельности
Таблица
Группы умений навыков | Виды деятельности | |||
Познавательная | Социальная | Коммуникативная | Самопознание и самоопределение | |
Умения и навыки организации учебного труда | Навык правильного чтения. Навык правильного письма. Навык владения рациональными приемами произвольного запоминания. Навыки работы с учебной задачей. Навыки составления (и пользования) плана, схемы . Навыки действия по алгоритму, правилу. | Навыки действия по алгоритму, правилу. Навык устного счета (в пределах 1000). | ||
Умения и навыки работы с источниками учебной информации | Навыки работы с каталогами, списками рекомендованной литературы. Навыки работы с текстом. Навыки самостоятельного изучения несложных тем. | Умения работы с информацией. Умения работы со словарями, энциклопедиями, справочной литературой, периодической печатью, периодическими изданиями. | Умения самообразования. | |
Умения и навыки устной и письменной речи | Навыки владения следующими видами письменных работ: изложение, сочинение, рецензия, конспект, реферат. | Умения владения следующими видами письменных работ: письмо, заметка в газету, объявление, протокол, заявление, автобиография. | Навыки ответов на вопросы. Умения постановки вопросов. Умения ведения диалога. |
Задание 1
Диагностика навыка правильного чтения (темп чтения и понимание прочитанного).
Используемый метод и материал:художественный текст, вопросы к тексту.
Кто проводит:учитель русского языка и литературы.
Ход выполнения задания (инструкция):
Учитель предлагает ученику (индивидуально) прочитать текст вслух, а затем про себя. В каждом случае ученик читает текст только 1 минуту. После прочтения текста учитель может предложить ученику написать эссе, или задать 3-5 вопросов на понимание прочитанного.
Анализ выполненного задания:
В каждом случае подсчитывается количество прочитанных слов и сверяется с табличными данными.
Темп чтения (вслух/про себя) по годам обучения:
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год |
30/ — | 50/ — | 80/ 100-120 | 120/ 120-140 | 120 /140-170 |
6 год | 7 год | 8 год | 9 год | 10 год |
140/ 170 -220 | 150/ 220-250 | 150/250-270 | 150/ 270-290 | 150\290-310 |
Кроме этого, дается описание ответов на вопросы или прилагается эссе ученика.
Форма отчета:
На класс заполняется протокол проверки техники чтения и прилагается использованный текст, составляется качественный отчет о понимании учащимися смысла предложенного текста.
Протокол проверки техники чтения.
Класс _____________
Сроки проведения ________________________________________________
№ | Список класса | Темп чтения | Понимание прочитанного | |||
Нет | частично | половина | полностью | |||
Задание 2
Диагностика навыка правильного письма (темп письма и грамотность письма).
Используемый метод и материал:текст, письмо под диктовку.
Кто проводит: учитель русского языка и литературы.
Ход выполнения задания (инструкция): письмо под диктовку проводится таким образом, чтобы можно было оценить темп и грамотность письма.
Анализ выполненного задания:
Подсчитывается количество знаков в тексте, которое делится на затраченное время в минутах, и полученный результат сверяется с табличными данными.
Темп письма (количество знаков в минуту) по годам обучения:
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год |
10 | 25 | 40 | 50 | 60 |
6 год | 7 год | 8 год | 9 год | 10 год |
70 | 70 | 80-100 | 100 | 100-120 |
Грамотность письма проверяется традиционно.
Форма отчета:
На класс заполняется протокол проверки техники письма и прилагается использованный текст.
Протокол проверки техники письма.
Класс _____________
Сроки проведения ________________________________________________
№ | Список класса | Темп письма | Грамотность письма (в отметках) | |||
«2» | «3» | «4» | «5» | |||
Задание 3
Диагностика навыка владения рациональными приемами произвольного запоминания.
Используемый метод и материал:текст анкеты, самооценка учащихся.
Кто проводит: любой учитель.
Ход выполнения задания (инструкция):учащимся предлагается оценить знание и владение ими рациональными приемами произвольного запоминания.
АНКЕТА
Дорогой друг!
Нам было бы интересно узнать, знаешь ли ты, что существуют рациональные приемы запоминания информации. А может быть, ты используешь их в учебе?
Сначала ответь на самые простые вопросы:
В каком классе ты учишься?
_____________________________________________________________________________
Как ты учишься?
_____________________________________________________________________________
Как ты хотел бы учиться?
_____________________________________________________________________________
Далее заполни таблицу, т.е. поставь в соответствующих клетках любой знак, например, +.
№ | Прием запоминания | Моя самооценка этого приема | |||||
Не знаю | Слышал | Знаю | Иногда исполь зую | Использую часто | Исполь зую почти всегда | ||
Лучше запомнить материал помогают: | |||||||
1 | Ясное понимание цели работы и осознание значимости этой цели для меня лично | ||||||
2 | Объяснение изученного материала кому- либо (друзьям, одноклассникам, родителям и др.) | ||||||
3 | Активная работа с текстом: разделение его на части, придумывание заголовка к каждой части, запись плана, составление графической схемы и т.д. | ||||||
4 | Установление логических связей с уже изученным материалом | ||||||
5 | Использование приема ассоциации |
Интересно, каким способом ты учишь устные домашние задания?
Спасибо за откровенные ответы.
Анализ выполненного задания: все анкеты нумеруются, и результаты анализа заносятся в протокол.
Протокол анализа самооценки учащимися владения рациональными приемами произвольного запоминания
Класс ___________________
№ анкеты | Как учиться? | Как хотел бы учиться? | Знание и применение рациональных приемов произвольного запоминания | Используемые приемы подготовки устных домашних заданий | ||||
Не знаю | Слышал | Знаю | Иногда использую | Использую почти всегда | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
В графах 4,5,6,7,8 указываются номера рациональных приемов произвольного запоминания, указанные респондентом.
Форма отчета:протокол и его качественный анализ (описание полученных результатов).
Задание 4
Диагностика умения работать с информацией (сравнение, классификация, выделение основной мысли, составление логической схемы, обобщение, формулирование выводов, систематизация).
Используемый метод и материал:вопросы для эссе.
Кто проводит: классный руководитель, социальный педагог или любой заинтересованный учитель.
Ход выполнения задания (инструкция):перед началом собственно диагностики педагог, ее проводящий, делает небольшое вступление о разнообразии современных профессий и о необходимости выбора одной из них. Затем учащимся предлагается назвать современные профессии как традиционные (врач, педагог, водитель и т.д.), так и новые (брокер, менеджер, секретарь-референт и т.д.). Далее каждый ученик пишет небольшое рассуждение – эссе на тему «Современные профессии». В эссе необходимо отразить свое мнение по следующим вопросам (вопросы могут быть написаны на доске):
Какие профессии в последнее время пользуются особой популярностью?
Почему эти профессии считаются престижными?
Как скажется переизбыток этих специалистов на рынке труда?
К этим вопросам могут быть добавлены и свои собственные.
В заключение необходимо ответить на следующие вопросы:
Какой информацией ты воспользовался для написания эссе?
Каковы источники получения тобою этой информации?
Анализ выполненного задания: делается качественный анализ выполненных эссе, в котором необходимо указать названные учащимися источники информации о современных профессиях и дать собственную оценку полноты использованных источников.
Форма отчета: качественный анализ умения работать с источниками информации.
Задание 5
Диагностика умения контролировать выполнение учебной задачи
Используемый метод и материал:карточки с заданиями типа:
задача на содержание одного из учебных предметов;
текст с грамматическими (или орфографическими) ошибками на изученное правило;
математическая задача с неправильным решением.
Кто проводит: с одним и тем же классом могут работать несколько учителей-предметников по разным карточкам, так как данное задание проводится индивидуально. Важно диагностировать только умение контролировать выполнение учебной задачи.
Ход выполнения задания (инструкция):ученику в индивидуальной беседе предлагается ответить на вопросы и выполнить задание:
Бывают ли случаи, когда ты не уверен, правильно ли ты выполнил задание (решил задачу, составил план и т.д.)?
Если бывают, что ты в этом случае делаешь?
Проверяешь ли ты себя, когда выполняешь домашнее задание?
Если проверяешь, как это делаешь?
Реши это задание (учитель предлагает задание по своему предмету).
Ученик выполняет задание учителя.
Как ты думаешь, правильно ты решил эту задачу (это упражнение и т.д.)?
Почему ты так думаешь?
Примечание: желательно подобрать для каждого ученика индивидуальное задание на доступном уровне трудности.
Анализ выполненного задания: учителем протоколируются ответы ученика на вопросы беседы и проверяется выполненное задание.
Форма отчета: протоколы собеседований с каждым учеником и общий качественный и количественный (сколько учащихся контролируют свои действия, сколько делают это иногда, сколько вообще это не делают) анализ результатов исследования.
Примечание: более достоверные результаты могут быть получены, если собеседование с одним учеником проведут разные учителя. Такой прием может быть применен в спорных случаях.
Задание 6
Диагностика умения планировать выполнение учебной задачи
Используемый метод и материал: тексты учебных заданий, требующие выполнения по определенному плану.
Кто проводит: с одним и тем же классом могут работать несколько учителей-предметников по разным текстам, так как данное задание проводится индивидуально. Важно диагностировать только умение планировать выполнение учебной задачи.
Ход выполнения задания (инструкция): учащемуся предлагается ответить на вопрос, что должен сделать человек, чтобы спланировать выполнения любого учебного задания. Ответ фиксируется дословно.
Далее ученику предлагается спланировать решение предлагаемых заданий (хотя бы двух) и решить их по этим планам. Внимание: ученик может представить свой план действий устно. Все ответы ученика записываются.
Анализ выполненного задания: в протоколе после записей ответа ученика устанавливается, какие действия включает ученик в план, насколько полно они соответствуют тому, что должно быть сделано в каждом из предложенных случаев. Далее делается вывод о сформированности умения планировать выполнение учебной задачи и указывается успеваемость ученика по данному предмету.
Форма отчета:протоколы собеседований с каждым учеником и общий качественный и количественный (сколько учащихся планируют свои действия наиболее тщательно, часто, иногда, редко, никогда) анализ результатов исследования.
Примечание: более достоверные результаты могут быть получены, если собеседование с одним учеником проведут разные учителя. Такой прием может быть применен в спорных случаях.
Задание 7
Диагностика умения понимать (ставить) учебную задачу и планировать этапы ее решения, применяя наиболее рациональные способы выполнения
Используемый метод и материал: учебный текст (задача) и задача (или проблема), решенная нерациональным способом.
Кто проводит: учитель-предметник (математика, география, химия, физика, биология).
Ход выполнения задания (инструкция):первый этап – ученику предлагается математическая задача без вопроса, условие которой предполагает возможность постановки разных вопросов; текст, дающий возможность по-разному формулировать задание. Задание ученику формулируется следующим образом: определите, какие задания можно выполнить с этим материалом.
Второй этап – ученику предлагается задача (или проблема), решенная нерациональным способом. Задание: чему обучался ученик, решая эту задачу (проблему)? Каким способом Вы бы ее решили? Так же или иначе? Решите задачу (проблему).
Анализ выполненного задания: первый этап – подсчитывается количество выделенных целей по предложенному заданию. Ответы, в которых указывается возможность реализации несуществующих целей (решить задачу без формулировки вопроса, выучить текст), свидетельствуют о низком уровне выделения целей выполнения задания. Указание на одну из целей – предлагается один вопрос к математической задаче, только одно задание с текстом – можно рассматривать как следующий уровень возможности постановки целей. Если же ученик указывает 2-3 цели, то это свидетельствует о достаточно высоком уровне определения целей учебных заданий.
Второй этап – фиксируется способ решения предложенной задачи (проблемы), устанавливается соответствие между тем, на усвоение какого материала направлена данная задача, и собственно ответом ученика.
Форма отчета:тексты предложенных учащимся заданий, общий качественный и количественный анализ результатов выполнения данного задания.
Задание 8
Диагностика умений самообразования
Используемый метод и материал:беседа, вопросы для эссе.
Кто проводит: учитель литературы, классный руководитель, социальный педагог, психолог или любой заинтересованный учитель, с которым у учащихся есть контакт.
Ход выполнения задания (инструкция):сначала проводится небольшая вступительная беседа о времени в нашей жизни и о его проведении. На доске чертится круг:
Это срез твоей жизни, одного типичного дня. В каждой четверти 6 часов. нарисуй такой же круг на листочке. Покажи сколько времени у тебя уходит: на сон, на учебу в школе, на друзей, на семью, на приготовление домашних заданий, на одиночество, на работу по дому, на чтение, на прогулки и т.д.
Глядя на круг своей жизни, подумай над вопросами (вопросы могут быть написаны на доске):
Доволен ли ты тем, как проходит день?
Пусть в идеале, но какие границы хотелось бы изменить в этом круге?
Что легко и что трудно в твоей жизни?
Напиши небольшое сочинение и подпиши его, как хочешь – полным именем, инициалами, одной буквой, прозвищем или назови себя…
Анализ выполненного задания: делается качественный анализ написанных сочинений и формулируется общий вывод о степени сформированности умений самообразования.
Форма отчета:работы учащихся и их качественный анализ.
Задание 9
Диагностика умения вести диалог
Используемый метод и материал:ролевая игра, проблемная ситуация.
Кто проводит: учитель русского языка, социальный педагог, психолог или классный руководитель.
Ход выполнения задания (инструкция):Вариант 1 – данное задание может быть предложено учащимся как в учебной (на уроке), так и во внеучебной (на внеклассных мероприятиях, играх) работе.
Учащимся оговаривается проблемная ситуация, в которой необходимо вести диалог, например, такая: Купе поезда. Ты едешь далеко. Твои попутчики – бабушка с внучкой 7-8 лет и мужчина среднего возраста. Заняться нечем – все книги прочитаны, кроссворды разгаданы, лакомства съедены. Остается только беседа. О чем?
Продолжи эту ситуацию. С кем и о чем ты будешь разговаривать? Как начнешь разговор?
Может быть предложено несколько ситуаций.
Вариант 2 – строится беседа индивидуально с каждым учеником. В этом варианте могут принимать участи не все ученики, а лишь те, у которых, по мнению учителей, уровень формирования умения вести диалог находится на низком уровне. Уровень сформированности диагностируемого умения у остальных учащихся может быть установлен на основании педагогического наблюдения.
Анализ выполненного задания: по результатам выполнения задания необходимо установить уровень сформированности умения вести диалог: низкий, средний, высокий.
Форма отчета:дается описание используемого метода. Если у части учащихся уровень сформированности умения вести диалог был установлен на основании педагогического наблюдения, то указывается число этих учащихся, а в остальных случаях описывается использованный метод (проблемная ситуация, беседа или что-то еще). Также делается вывод об уровнях сформированности данного умения к общему числу учащихся в классе в процентах.
Задание 10
Диагностика навыка владения основными видами письменных работ
Используемый метод и материал: изложение, сочинение, рецензия, реферат, письмо, заметка в газету, протокол, заявление, автобиография.
Кто проводит: учитель русского языка, истории, географии, классный руководитель или любой другой заинтересованный педагог.
Ход выполнения задания (инструкция):педагоги предлагают виды письменных работ из данного перечня на своих уроках в соответствии с учебными программами.
Анализ выполненного задания: анализируются работы учащихся традиционно.
Форма отчета:количественный отчет по освоенным видам письменных работ:
Результаты анализа навыка владения основными видами письменных работ
Класс _____________________________________________
Виды работ | «2» | «3» | «4» | «5» |
Изложение | ||||
Сочинение | ||||
Рецензия | ||||
Реферат | ||||
Письмо | ||||
Заметка в газету | ||||
Протокол | ||||
Заявление | ||||
Автобиография |
К отчету могут быть приложены работы учащихся, выполненные на разном уровне.
Задание 11
Диагностика навыка самостоятельного изучения несложных тем.
Используемый метод и материал:учебная тема.
Кто проводит: любой учитель, работающий в данном классе.
Ход выполнения задания (инструкция):учащимся предлагается самостоятельно изучить несложную тему. После проверки степени усвоения ребята письменно отвечают на вопрос: как я работал над темой?
Анализ выполненного задания: анализируются ответы учащихся на предложенный вопрос (как я работал над темой).
Форма отчета:качественный отчет о том, как ученики работали самостоятельно и количественный отчет о степени усвоения материала темы. Ответы учащихся прилагаются.
Задание 12
Диагностика навыка устного счета (в пределах 1000).
Кто проводит: учитель математики.
Форма отчета: количественный отчет с указанием ошибок, допущенных учащимися.
Задание 13
Диагностика умения работы с каталогами, рекомендательными списками литературы.
Используемый метод и материал:самооценка; список литературы, состоящий из разнообразных изданий (книг, журналов, газетных статей, документов).
Кто проводит: учитель русского языка и литературы или учитель истории.
Ход выполнения задания (инструкция):учащимся предлагается список литературы, состоящий из разнообразных изданий (книг, журналов, газетных статей, документов и т.д.), по изучаемой теме. На следующий урок необходимо принести для работы все издания, помещенные в списке. Далее в логике урока учащиеся выполняют следующее задание: опишите свои действия по подбору литературы по указанному списку к сегодняшнему уроку.
Анализ выполненного задания: анализируются ответы учащихся и качество выполненного задания (подбор литературы).
Форма отчета:качественный отчет. Работы учащихся прилагаются.
Задание 14
Диагностика умений работы со словарями, энциклопедиями, справочной литературой, периодической печатью, периодическими изданиями.
Используемый метод и материал:педагогическое наблюдение.
Кто проводит: все учителя, предлагающие на своих уроках задания на формирование этих умений.
Ход выполнения задания (инструкция):учащимся предлагаются задания, например: перевод фрагмента инструкции на иностранном языке к бытовому прибору, работа со словарями на уроках русского языка, работа с периодической печатью на уроках географии, работа с документами на уроках истории.
Анализ выполненного задания:на основании педагогического наблюдения анализируется степень сформированности умений работы с указанными источниками информации.
Форма отчета:результаты педагогического наблюдения заносятся в протокол.
Протокол педагогического наблюдения.
Класс ______________________
Предметы, на которых проводилось наблюдение ______________________
№ | Список класса | Умения работы | ||||
Со словарем | С энцикло педией | Со справочной литературой | С периодической печатью | С периодическими изданиями | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
В графах 3,4,5,6,7 выставляются отметки учащихся и указывается предмет, на котором эта отметка выставлена.
Задание 15
Диагностика умений составления плана, схемы, таблицы, графика при изучении нового материала; действовать по алгоритму; работать с текстом; составлять конспект.
Используемый метод и материал:текст для конспектирования, задание для конспектирования.
Кто проводит: поскольку данное задание может быть проведено на уроке, где необходимо конспектирование текста по учебной программе, то собственно учебный предмет не имеет значения.
Ход выполнения задания (инструкция):учащимся предлагается текст для конспектирования (желательно проблемного характера) и следующая инструкция:
Анализ и конспектирование текста Задание 1. Проанализируйте предложенный текст по следующей схеме:
Задание 2. Составьте конспект текста, используя различные приемы свертывания информации (схемы, таблицы, графики, условные обозначения и т.д.). Задание 3. Напишите свое мнение относительно прочитанного текста.С чем Вы согласны? С чем не согласны? Что вызывает сомнения? Над чем необходимо подумать? |
Анализ выполненного задания: анализу подвергается каждый конспект в соответствии с предложенной схемой.
Форма отчета:делается качественный отчет о том:
насколько ученики следуют алгоритму в работе, т.е. соблюдают ли предложенный план работы;
умеют ли представлять текст в свернутом виде;
пользуются ли специальными приемами при составлении конспекта – сокращениями слов, текстовыми выделениями и т.д.;
понимают ли проблемность текста.
Задание 16
Диагностика умения формулировать вопросы; составлять объявление
Используемый метод и материал:ролевая игра.
Кто проводит: классный руководитель, социальный педагог или любой заинтересованный учитель.
Ход выполнения задания (инструкция):первый этап – беседа. Учитель предлагает учащимися представить себя на некоторое время работодателем. Ведет устную беседу по вопросам: Какая у вас фирма? Чем она занимается? Каков ее штат? Кого бы вы наняли на работу? Этот этап необходим для погружения в игру, поэтому вопросы могут быть несколько иными, главное настроить ребят.
Второй этап – составление объявления. После погружения в игру, учитель предлагает ребятам написать объявление в газету о вакансии в фирме. Затем возможно обсуждение объявлений в малых группах.
Третий этап – по объявлению в фирму пришло несколько человек. Необходимо отобрать только одного. Составьте исчерпывающий перечень вопросов, которые вы как руководитель фирмы зададите претендентам.
Анализ выполненного задания: анализу подвергаются объявления, составленные ребятами, и перечни вопросов.
Возможный вариант вопросов:
Почему вам нужна именно эта вакансия?
Почему вы считаете, что справитесь с этой работой?
Как бы вы себя описали?
Какой у вас опыт?
Чем вы можете быть здесь полезны?
Как вам удалось справиться с какой-нибудь трудной ситуацией?
Что вам известно о нашей компании?
Вы готовы пойти на курсы повышения квалификации?
Вам нравится работать «в команде»?
Какой стартовый заработок вас устроит?
Форма отчета:качественный отчет о степени сформированности умения ставить разнообразные вопросы на заданную тематику и составлять деловую бумагу (объявление).
Примечание: в школьной программе мониторинга качества образования могут быть использованы отдельные задания предложенной методики.
studfile.net
Инструментарий для диагностики по выявлению способностей учащихся
Инструментарий
для диагностики по выявлению способностей учащихся
Содержание
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой стр 3 – 4
Анкеты ЗОЖ для учащихся 1-4 классов стр 4 – 5
Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч стр 6 – 8
Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой стр 8 – 9
Методика «Карта одаренности» (Савенков А.И.) стр 9 – 13
Определение уровня воспитанности (из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой ) стр 13 – 15
Методики для выявления уровня адаптации и мотивации ребёнка к школе стр 15 – 17
Методика «Градусник»
Методика «Краски»
Методика «Солнце, тучка, дождик»
Методика «Что мне нравится в школе» (рисунок)
Анкеты для родителей, учащихся по выявлению уровня адаптации и мотивации ребёнка к школе
Опросник креативности Джонсона, в модификации Е. Туник стр 18 – 19
Методика «Проективный рисунок «Что мне нравится в школе?»
(по Н.Г. Лускановой) стр 19 – 22
Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»
Психодиагностика творческого мышления Елены Туник стр 22 – 29
Тест креативности Торранса для определения творческих способностей стр 29 – 32
Тест-игра «Закорючка»
Тест-задание «Что попало в сеть?»
Тест-игра «Геометрический человек»
Тест-задание «Дорисуй»
Тест «Игра в прятки»
Тест-задание «Отыщи картинку»
Тест-игра «Маэстро»
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
1. Тебе нравится в школе? (не очень, нравится, не нравится)
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома, бывает по-разному, иду с радостью)
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю, остался бы дома, пошел бы в школу)
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится, бывает по-разному, нравится)
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы, не хотел бы, не знаю)
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю, не хотел бы, хотел бы)
Ты часто рассказываешь о школе родителям? (часто, редко, не рассказываю)
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю, хотел бы, не хотел бы)
У тебя в классе много друзей? (мало, много, нет друзей)
10. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся, не очень, не нравятся)
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопросаоценка за 1-й ответ
оценка за 2-й ответ
оценка за 3-й ответ
1
1
3
0
2
0
1
3
3
1
0
3
4
3
1
0
5
0
3
1
6
1
3
0
7
3
1
0
8
1
0
3
9
1
3
0
10
3
1
0
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отр
infourok.ru
Творческая разработка «Формирование у учащихся начальной школы умения задавать вопросы»
Творческая разработка
«Формирование у учащихся начальной школы умения задавать вопросы»
Выполнил: Коньшина Н.С.,
учитель МБОУ «СОШ №41»
Содержание
1. Актуальность темы.
2. Развитие у школьников умения задавать вопросы.
3. Упражнения для развития умения задавать вопросы.
4. Апробация упражнений для развития умения задавать вопросы.
5. Заключение.
6. Список литературы.
1. Актуальность темы
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Доказательством этого явился Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
Одной из продуктивных форм организации учебной деятельности на уроке и вне его, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной мотивации, может стать исследовательская деятельность учащихся.
В Концепции модернизации общего образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеучебных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности. Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует предметные и общие умения. В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.
В Федеральном компоненте государственного стандарта говорится о
Включение учебно-исследовательской деятельности в процесс обучения как
О важном инструменте развития познавательной сферы, приобретения социального опыта, возможностей саморазвития, повышение интереса к предмету изучения и процессу умственного труда, получения и самостоятельного открытия новых знаний у младшего школьника. Главная особенность развития учебно-исследовательской деятельности- возможность активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом передавать учащимся инициативу в своей познавательной деятельности.Учебно-исследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска.
В качестве основных результатов учебно-исследовательской деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированные умения: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотизы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и работать с источником информации.В качестве результата следует включить готовность слушать и слышать собеседника, умение в корректной форме формулировать и оценивать познавательные вопросы; проявлять самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных способностей; критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и твёрдо защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия.
2. Развитие у школьников умения задавать вопросы
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Организуя учебно-исследовательскую деятельность важно научить детей правильно задавать вопросы. Ведь вопрос – форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Познание начинается с вопроса. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы. Он направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Вопросы можно разделить на две группы:
уточняющие (верно ли, что…; надо ли создавать…, должен ли…)
восполняющие (включают в свой состав слова: где.когда, почему, какие…)
Например: Кто, когда и где может построить этот дом? Его без труда можно разделить на три простых вопроса.
Вопросы могут быть корректными и некорректными.первые-это вопросы, покоятся на истинных суждениях. логически некорректными называются вопросы в тех случаях, когда спрашивающий не знает о ложности базиса своего вопроса. Если же спрашивающий знает об этом и всё равно задаёт вопрос с целью провокации, то вопрос называется провокационным. Людей, задающих такие вопросы, еще в древности философы именовали «софистами», а сам приём задавания таких вопросов софистическим приёмом.
В познании необходимо, чтобы вопросы предваряли ответы. Стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно. Обучая детей этому умению, можно познакомить их с интересным переводом высказывания писателя Р. Киплинга, сделанным С. Маршаком.
Киплинг утверждал, что у нас умный дух. Но ему нужно задавать вопросы. Вот как замечательно он говорит о вопросах:
Есть у меня шестёрка слуг.
Проворных удалых.
И всё, что вижу я вокруг,
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде,
Зовут их Как и Почему
Кто, Что, Когда и Где.
Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения, игры и задания в процессе проведения уроков и во внеурочной деятельности.
3. Упражнения для развития умения задавать вопросы
Упражнение «Задай вопрос – узнай новое о предмете».
На столе, учебной доске или с помощью мультимедийного устройства на экране размещается любой предмет или его изображение, например, поезд, стол, лист бумаги, коробка пластилина, кукла и др.
Задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, изображенном на картинке (экране)?
Как варианты используются следующие упражнения: «Задай вопрос – узнай новое о животном (природном явлении, временах года, времени суток, днях недели и др.)».
Задание: «Задай, как можно больше вопросов медведю (белке, воробью и др.), изображенному на картинке или экране» или «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о природном явлении, времени года, времени суток, днях недели и др.?»
Эти упражнения используются при групповых и индивидуальных формах работы с обучающимися.
Упражнение-игра «Вопросы и ответы».
Поиск ошибок в задаваемых вопросах. Читаем детям вопросы и ставим задачу отвечать на них хором только «да» и «нет». Например,
Учитель: «У елки зеленые иголки?»
Дети: «Да»
Учитель: «Портной жарит платье?»
Дети: «Нет»
Учитель: «У елки зеленые булавки?»
Дети: «Нет»
Учитель: «Самолет плывет по небу?»
Дети: «Нет»
Учитель: «Надо брать в кино билет?»
Дети: «Да»
Упражнение –игра «Угадай, о чем спросили».
Ученик выходит к доске. Учитель дает ему карточки с написанными на них вопросами. Ребенок, не читая вопроса вслух, громко отвечает на него, не повторяя вопрос в ответе. Например, на карточке написано: «Вы любите играть в снежки?» Ответ ребенка должен звучать следующим образом: «Я люблю играть в снежки». Остальным ребятам необходимо догадаться, какой вопрос был задан в карточке.
Упражнение-игра «Найди загаданное слово»
Простой вариант. Класс разбивается на 2 команды. Каждая из команд по очереди загадывает для другой команды по одному слову. Чтобы отгадать загаданное слово, ребята задают друг другу вопросы о предмете. Вопросы должны начинаться со слов «что», «как», «зачем», «почему».
Сложный вариант. Один из детей загадывает слово и сообщает всем, что только первый звук (букву). Например, что это «З». Кто-нибудь из участников игры задает вопрос, например: «Это предмет или живое существо?»; «Это находится в помещении или на улице?»; «Этот предмет зеленого цвета?»; «У этого предмета резкий запах?»; «Используют ли этот предмет при уборке в доме?» и др. Ребенок, который загадал слово, должен отвечать «да» или «нет». Перед игрой нужно предупредить ребят, что нельзя задавать прямые вопросы, например «Это заяц?», «Это лес?».
Задание «Найди причину события».
Ученикам, например, предлагаются ситуации: «У вас в квартире запахло дымом. Как вы думаете, почему?»; «Зимой по лесу бродит медведь. Как вы думаете, почему?» «Света приготовила домашнее задание, но когда учительница спросила ее, она не могла ничего ответить. Как выдумаете, почему?». Ответы проговариваются детьми вслух (1-2 класс) или записываются в тетрадях (3-4 класс).
Игра «Вопросы домашних животных»
Ребятам задается вопрос: «Как ты думаешь, какие вопросы задали бы тебе животные, если могли бы говорить? (твой попугайчик, твоя кошка, твой щенок и др.)
«Котенку Ваське стало скучно. Он решил задать своему хозяину Диме несколько вопросов. Но говорил котенок еще плохо и знал только первые слова, с которых начинаются вопросы: «кто?», «что?», «когда?», «где?», «зачем?», «как?», «почему?»
Продолжи вопрос, о чем он хочет спросить? Помоги Ваське задать вопрос хозяину.
4. Апробация упражнений для развития умения задавать вопросы
В своей практике формируя у учащихся умения задавать вопросы я использовала такие упражнения:
Упражнение 1.
На доске изображение белки.
Задание: Как можно больше задать разных вопросов про это животное.
Вопросы детей:
Какое животное питается орехами?
Какое животное живет в дупле?
У какого животного летом окрас рыжий, а зимой серый?
Какое животное закрывает своим хвостиком вход в дупло зимой?
Какое животное лучше всех прыгает по деревьям?
У какого животного крепкие зубки?
Какое животное запасает на зиму грибы и орехи?
Упражнение 2.
Вопросы домашних животных.
— Подумайте, о чем хотели бы вас спросить ваши домашние животные, если бы умели говорить. Какие вопросы они бы вам задали? Что их интересует? Например, кошка.
Ты любишь играть со мной?
Ты умеешь охотиться?
Кто я?
Что я умею делать?
Когда я охочусь?
Как заботится обо мне хозяйка?
Привет, как у тебя дела?
Много у тебя друзей?
Дай мне молока, мяса.
Упражнение 3.
Ученик загадывает слово. Слово он держит в тайне,но сообщает только
Первый звук(букву).Дети задают вопрос, ученик загадавший слово отве-
чает только «ДА» или «НЕТ». Было загадано слово «Снег».
Вопросы детей:
-Это имя?
-Это животное?
-Это цветок?
-Это время года?
-Это питание ?
-Это явление природы ?
5. Заключение
Выполнение таких упражнений, заданий, участие в играх помогает детям младшего школьного возраста овладевать умением задавать вопросы и применять это умение в деятельности по получению новых знаний в учебном процессе и во внеурочной деятельности, оказывает стимулирующее влияние на уровень познавательной активности.
Список литературы
1. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2003. – 204 с.
2. Кривобок, Е.В., Саранюк, О.Ю. Исследовательская деятельность мл.школьников. – Волгоград: Учитель, 2011. – 138 с.
3. Феоктистова, В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность мл.школьников. – Волгоград: Учитель, 2011. – 142 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.:Просвещение, 2010
infourok.ru
Картотека по развитию речи на тему: Игры на развитие умения задавать вопросы.
Игры на развитие умения детей задавать вопросы.
Кто что видит?
Материал.
Картинка с изображениями различных предметов, фишки (пуговицы, мелкие предметы и т.п.).
Ход проведения.
Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например, Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать, чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке. Посмотрите внимательно на нее. Подумайте, какие вопросы можно задать по этой картинке, чтобы не упустить ничего из того, что на ней изображено. Только действует такое правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается».
Дается время на обдумывание (1-2 минуты).
Далее дети задают вопросы. Воспитатель включается в процесс, если они задают в основном стереотипные вопросы, — это делается для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать, что воспитатель — равноправный участник игры («Можно я тоже задам вопрос?» Дальше дается формулировка вопроса по картинке).
По окончании подводится итог: кто получил больше фишек, тот и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что в другой раз у них все получится.
Угадайте, что в мешочке.
Материал.
Мешочек,какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла), мяч или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу, фишки.
Ход проведения.
«Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч в руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!». Воспитатель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку, кто попросит.
Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет.
В конце игры подсчитывается число полученных фишек.
Моя игрушка
Материал.
Две разные игрушки, незнакомые детям, фишки.
Ход проведения.
Дети делятся на две команды. Каждой дают игрушку и одинаковое число фишек (10-15).
Воспитатель инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование. Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна будет спрашивать об игрушке все, что захочет; другая — отвечать. Если команда не сможет ответить на какой-то вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой останется больше фишек».
Время для рассматривания — 3-4 минуты.
Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями. По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы («Молодец, ты задал очень интересный вопрос; значит, ты стараешься думать, размышлять»). Ни в коем случае не порицать, не говорить, какой неинтересный вопрос задан.
В конце игры подсчитывается оставшееся число фишек
Визуальная «Данетка» (вариант 1)
Материал.
Семь-восемь предметов различного назначения игрушки, предметы быта, овощи, одежда и т.п.
Ход проведения.
Предметы раскладывают на столе.
Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите (дается время).
Сейчас я буду задавать разные вопросы, чтобы узнать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».
Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.
— Этот предмет нужен в хозяйстве?
— Его едят?
— Его надевают на тело?
— Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с…?
— Он круглый? Он коричневый? И т.п.
Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета — к его расположению- к выяснению внешних признаков; лишь затем назвать отгадку.
«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».
Затем можно предложить двум-трем детям загадать предмет
Визуальная «Данетка» (вариант 2)
Материал
.Семь-восемь предметов различного назначения (как в предыдущей игре), фишки.
Ход проведения.
Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами.
«Мы в прошлый раз играли в интересную игру. Она называется «Данетка». Хотите еще раз в нее поиграть? Только теперь мы будем играть командами: сначала одна команда загадает какой-нибудь предмет, а другая будет отгадывать с помощью вопросов. Потом мы поменяемся ролями. Та команда, которая задаст больше вопросов, выигрывает».
Дети одной команды задают вопросы, а дети другой команды отвечают «да» или «нет». Затем меняются ролями. Воспитатель при необходимости оказывает помощь в формулировке вопросов.
nsportal.ru