Доминанта в психологии: Доминанта — Психологос

Что такое доминанта? — Нож

Слово «доминанта» давно вошло в обиход и стало привычным. Оно может означать главный прием, господствующую тональность, ведущий элемент, акцент внимания — казалось бы, с этим всё понятно. Однако мало кто помнит, что авторство теории доминанты принадлежит замечательному русскому физиологу Алексею Алексеевичу Ухтомскому (1875–1942), человеку во многом уникальному. Физиолог мирового значения, помимо научных трудов он оставил обширное литературное наследие. Его тексты могут восприниматься одновременно и как страницы увлекательного романа, и как фрагменты философских трактатов.

В своих ранних дневниках Ухтомский охарактеризовал область своих интересов как «анатомию человеческого духа до религии включительно». В его ранних дневниковых записях есть попытки «оправдать молитву из начал науки».

Если бы не слава Ухтомского как ученого с мировым именем, его мысли, возможно, так и остались бы без внимания. Однако для нас, людей, столкнувшихся со стремительным развитием информационных технологий и связанной с ним перестройкой внимания, представление о доминанте актуально как никогда.

Летом 1922 года, работая в Университетской физиологической лаборатории возле Петергофа, Ухтомский приступил к описанию своего основного открытия, считая его исключительно важным и обладающим всеобщим значением:

«Есть не теория и даже не гипотеза, но преподносимый из опыта принцип очень широкого применения, эмпирический закон, вроде закона тяготения, который, может быть, сам по себе и не интересен, но который достаточно назойлив, чтобы было возможно с ним не считаться».

Попробуем разобраться, на чем основывается принцип доминанты и чем он может быть полезен для нашей жизни.

Доминанта и природа внимания

Для начала полезно задуматься о том, что представляет собой внимание. Сказать об этом в двух словах не так-то просто. О внимании мы чаще всего вспоминаем, когда сталкиваемся с его дефицитом. От СДВГ — синдрома дефицита внимания и гиперактивности — всё чаще страдают современные дети. На информационную перегрузку (по сути, перегрузку внимания) жалуется большое количество людей.

Но что же такое внимание и почему можно говорить о его дефиците?

Ухтомскому принадлежит неоспоримая заслуга описания физиологической основы внимания, и объясняет он ее как раз с помощью доминанты:

«Доминанта — это принципиально нарушенное равновесие в нервной системе, когда господствующий очаг возбуждения разгорается, привлекая к себе волны возбуждения из самых различных источников. Одномоментно доминанта тормозит все прочие, в том числе и постоянные, раздражители».

Если попытаться сформулировать эту мысль максимально просто, можно сказать, что в определенный момент времени наше внимание может быть связано лишь с одним очагом возбуждения. Когда у нас одновременно болит голова и крутит живот, наше внимание будет обращаться к дискомфортным ощущениям не единовременно, а попеременно.

Иными словами, в каждый конкретный момент времени из фона может быть выделена лишь одна фигура.

Ухтомский писал о физиологической основе внимания как о том, что обуславливает «рабочую позу организма». Доминанта — это форма причинности, которая «держит в своей власти всё поле душевной жизни человека». Активация доминанты напоминает состояние влюбленности, когда мысли любящего всё время возвращаются к объекту его страсти. Когда мы заболеваем, чаще всего все переживания стягиваются именно к болезни — так проявляет себя доминанта.

Творческая доминанта — определенная тема, завладевшая сознанием ученого, музыканта или художника — охватывает материал из всех сфер жизни творца. Она подчиняет себе всё, порой заставляя забывать о сне и отдыхе. Ухтомский писал, что такая доминанта дает творцу «маховое колесо — руководящую идею, основную гипотезу… избавляет мысль от толчков и пестроты и содействует сцеплению фактов в единый опыт».

Мифы многозадачности
«Проблема доминанты — проблема устойчивости при всех текущих колебаниях».
А.А. Ухтомский

Американский психолог Дэниел Гоулман, книга которого «Эмоциональный интеллект» уже давно стала бестселлером, отмечает, что одной из главных причин, мешающих нам сфокусироваться, является развитие современных технологий.

Мы постоянно отвлекаемся от текущих задач для того, чтобы проверить почту, ответить на сообщение в мессенджере или заглянуть на страницы знакомых в социальных сетях. Казалось бы, что в этом плохого? Многие утверждают, что, отвлекаясь на разные дела, они успевают следить за всем, что делают. Иногда переключение внимания рассматривается как весьма полезный навык, позволяющий повысить работоспособность. В подтверждение сторонники многозадачности приводят слова Льва Толстого, утверждавшего, что отдых — это не что иное, как смена деятельности. Однако смена деятельности и многозадачность — совсем не одно и то же.

«Многозадачность — не более чем миф. И наше внимание — скорее узкий луч фонарика, а не солнце в небе. Мы не можем „осветить“ им все объекты сразу, — пишет Гоулман. — Многозадачность на самом деле состоит не в умении концентрировать внимание на нескольких предметах интереса или сферах деятельности, а в умении быстро переключаться с одного занятия на другое. Но, как бы быстро это ни происходило, постоянные переключения истощают наше внимание, нам каждый раз требуются время и определенные усилия, и чем дальше — тем больше».

Из сказанного выше следует, что многозадачность отличается от способности к переключению. Но чем именно?

Одним из основных положений Ухтомского о доминанте является тезис о том, что в один момент времени активной может быть лишь одна доминанта. А значит, когда речь заходит об эффективности той или иной деятельности, правильнее говорить не о многозадачности, а способности к переключению. Собственную способность к переключению можно и нужно контролировать.

Обучая медитации в группах или индивидуально, я заметила, что наибольшую сложность у практикующих вызывает именно фиксация осознавания: обычно непросто удерживать в уме задачу наблюдения за восприятием. Вместе с тем это вполне конкретный навык, и на его освоение требуется определенное количество времени (точнее, часов). Исследования в области нейропластичности мозга о его способности укреплять уже существующие нейрональные связи и формировать новые, лишь убеждают в такой возможности. Причем навык наблюдения за осознаванием можно развивать вне зависимости от возраста. В конечном итоге это позволит вам наблюдать и управлять своими доминантами и тем самым значительно облегчит жизнь.

Доминанта и фокус

В «Эмоциональном интеллекте» Гоулман отмечает, что из-за неспособности переключиться с одного фокуса на другие человек может угодить в замкнутый круг хронической тревоги. Психолог сравнивает внимание с негибкой трубкой. Многие из нас становились свидетелями ситуаций, когда призывы о переключении, обращенные к зациклившемуся на собственных (как правило, тяжелых) переживаниях человеку, ни к чему не приводят. Быстрое переключение в такой ситуации для многих оказывается практически невозможным.

Тренировать навык в психологически сложной ситуации практически невозможно — на это просто не хватает ресурсов. Потому лучше научиться переключать внимание заранее. Также имеет смысл не допускать истощения внимания, вызванного его постоянным переключением.

Гоулман пишет:

«На самом деле мы не расщепляем внимание, а быстро переключаемся. При этом бесконечное переключение истощает внимание, мешая сосредоточиться».

Не в этом ли причина того, что, имея под рукой удобные девайсы, расширяющие арсенал наших возможностей, мы жалуемся на то, что мало успеваем или не можем сосредоточиться и быстро устаем? Об этом стоит задуматься.

Подытоживая сказанное, отмечу, что наблюдение за сменой доминант является крайне важным навыком. Как минимум он нужен для соблюдения психогигиены. Это особенно актуально в ситуации интенсификации информационного потока. Факт, что обилие информации влияет на характер внимания, игнорировать просто невозможно.

Немецкий философ Мартин Хайдеггер еще в середине XX века предупреждал о приближающейся «волне технической революции», которая сможет «захватить, околдовать, ослепить и обмануть человека так, что однажды вычисляющее мышление останется единственным способом мышления». Хайдеггер считал, что вычисляющему мышлению может противостоять только осмысливающее мышление, и сокрушался о том, что его проявления мы наблюдаем всё реже. Вместе с тем осмысливающее мышление, хоть и с некоторой натяжкой, можно уподобить процессу наблюдения за осознаванием. Важно понимать, что это не абстракция, а вполне конкретное действие, напрямую влияющее на доминанты.

Доминанта на лицо другого, или «Я понимаю, что меня понимают»

В представлении Ухтомского доминанта на лицо другого предполагает ситуацию, когда «дается место Собеседнику», состояние, в котором уничтожается «заслонка» между людьми. Те, кто знаком с историей русской мысли, вспомнят хомяковские идеи о бескрайнем и широком единении индивидуальностей. А знатокам западной философии придет на ум аналогия с положениями герменевтики Гадамера, восходящими к концепции диалогических отношений.

Ухтомский пишет о том, что собеседник должен воспитывать в себе «доминанту на лицо другого», а затем вводит еще одну категорию — категорию «Лица». Может сложиться впечатление, что идеи ученого — умозрительные концепции, питающиеся идеями христианства, но такой вывод был бы ошибочным: на самом деле идеи русского физиолога намного опередили время.

Так, современные исследования в области нейрофизиологии мозга (в частности, труды Дэниела Сигела) показывают, что понимание того, что тебя не понимают и не чувствуют на нейрональном уровне, воспринимается как физическая боль.

Потребность быть понятым можно отнести к одной из существенных потребностей, столь же важных, как потребность в пище или в безопасном пространстве.

Одной из наиболее интересных идей Ухтомского является идея о законе Двойника и законе Заслуженного собеседника.

«Между нами и переживаемой реальностью стоят, прежде всего, наши доминанты, которые ведь преломляют для нас действительность, равно как наши реакции на действительность в чрезвычайной степени. Доминанты создают „предрассудки“, то есть те предпосылки мысли, которые эта последняя вносит в работу сама от себя, не отдавая себе в этом отчета. Значительная часть таких предрассудков совершенно неизбежна и имеет нормальное рабочее значение».

Итак, что же представляет собой закон заслуженного собеседника? Он основывается на предположении, что выборочность восприятия заставляет нас видеть в мире и людях то, чего мы заслуживаем. С точки зрения наиболее сейчас популярного клиент-центрированного подхода в психологии подобное заявление может показаться сомнительным, если не оскорбительным. Мы получаем то, что заслуживаем? А как же абьюзивное поведение? А нарциссизм? Неужели подвергшийся насилию человек заслуживает этого? Отметим, что речь здесь идет именно о восприятии. Другими словами, одно и то же событие может быть воспринято по-разному не только разными людьми, но и нами самими в разных обстоятельствах.

Такие представления очевидным образом пересекаются с описанием проекций, о которых много говорят не только профессиональные психоаналитики и психологи, но и просто интересующиеся психологией люди. Природа переносов и контрпереносов, выражающаяся в понимании того, что партнер или собеседник, разговаривая с нами, обращается к кому-то другому, может быть объяснена с точки зрения доминанты.

А если совсем упростить, мы видим и воспринимаем в другом человеке то, к чему были подготовлены всем своим предыдущим опытом.

Впрочем, согласно Ухтомскому, существует возможность выхода из подобной обусловленности.

«С того момента, как человек решится однажды вынести свою установку (свою доминанту) на Собеседника вне и помимо себя, начинается всё растущий труд над собой и ради другого, то есть всё больший уход от себя в жизнь для ближнего. Награда, и притом ничем не заменимая, в том, что изобилию жизни и дела конца уже нет».

Смысл приведенной цитаты чем-то напоминает то, что психологи называют полнотой присутствия (или нулевой позицией), а духовные практики — состоянием свидетельствования. Выбрав подобный подход, становится возможным по-настоящему понять другого человека и проникнуться его состоянием. Как подтверждают исследования в области нейропсихологии, восприимчивость — как по отношению к другим, так и по отношению к себе самому — внушает ощущение безопасности.

Она противоположна реактивности как фактору выживания, активирующей паттерны «бей — беги — замри». C этой позиции становится понятен механизм исцеляющего внимания терапевта.

К сожалению, многим детям приходится выживать в эмоциональной пустыне, испытывая нездоровые формы привязанности. Следствием этого является то, что у людей, лишенных в детстве эмоционального тепла, миндалевидное тело в лимбической системе мозга более ярко реагирует на озлобленные лица. С точки зрения теории Ухтомского, таким образом формируются доминанты, окрашивающие восприятие в мрачные тона, провоцирующее враждебность и настороженность. Однако важно помнить, что доминанты могут меняться, поэтому, даже если мы стали свидетелями подобных процессов, мы по-прежнему способны активно влиять на собственную судьбу.

25 июня 1875 г. родился А.А. Ухтомский ─ создатель учения о доминанте

9347

Добавить в закладки

13 (25 июня) 1875 года родился выдающийся российский физиолог, академик АН СССР, князь Алексей Алексеевич Ухтомский, известный как создатель учения о доминанте.

Принцип доминанты, как считал физиолог, определяет поведение животных и человека. Под доминантой подразумевается устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, создающих скрытую готовность организма к определенному виду деятельности при одновременном торможении посторонних рефлекторных актов. Иными словами, согласно Ухтомскому, это господствующая направленность рефлекторного поведения субъекта в ближайшей его среде.

Ухтомским были сформулированы основные черты доминантного очага (повышенная возбудимость, стойкость возбуждения и т.д.), схема формирования доминанты и другие основополагающие принципы в этой области.

В примечании к своей известной статье  «Доминанта как рабочий принцип нервных центров» ученый писал, что употребляет термин доминанта в том же смысле, в каком он был ранее употреблен у философа Рихарда Авенариуса, а именно: «в конкуренции зависимых жизненных рядов один из них приходится рассматривать как доминанту для данного момента, в направлении которой определяется тогда общее поведение индивидуума».

В записях Ухтомского, который также был тайным монахом, мы находим и философские размышления, касающиеся альтруизма. «Я думаю, что настоящее счастье человечества будет возможно в самом деле только после того, как будущий человек сможет воспитать в себе способность переключения в жизнь другого человека, когда воспитывается в каждом из нас доминанта на лицо другого», ─ писал физиолог.

Алексей Ухтомский оставил после себя большое научное и культурное наследие. Известен его курс лекций «Физиология двигательного аппарата как основа физиологии труда», лекции по физиологии нервной системы и многие другие работы. В 1935 году ученый основал и стал директором Физиологического института при Ленинградском университете.

Открытия и обобщения А.А. Ухтомского посвящены проблемам нейрофизиологии, общей и эволюционной физиологии, пишет РАН. В его трудах обоснована идея междисциплинарных связей ─ нейрофизиологии, биологии, психологии, медицины и теории познания, искусства.

Подготовлено на основе информации из открытых источников.

Фотографии в материале, включая фото на главной странице сайта: http://publ.lib.ru/

Автор Янина Хужина

физиология Алексей Ухтомский принцип доминанты доминанта

Информация предоставлена Информационным агентством «Научная Россия». Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.

доминантных лидеров плохи для групп. Почему они добиваются успеха? – Ассоциация психологических наук – APS

Доминирование и престиж – это две стратегии, которые профессионалы часто используют для поддержания или получения статуса. Доминирование предполагает использование силы, принуждения и запугивания в групповых ситуациях, в то время как престиж предполагает демонстрацию ценных знаний и навыков и завоевание уважения. Работники, которые используют эти две стратегии, демонстрируют различия в личных качествах и групповом поведении, которые могут иметь большое влияние на функционирование на рабочем месте и групповое благополучие. В недавнем выпуске Current Directions in Psychological Science, Ученый-психолог Джон Манер из Университета штата Флорида рассматривает литературу о подходах доминирования и престижа к управлению социальным статусом.

Исследователи обнаружили, что обе стратегии эффективны для оказания влияния. Доминирование работает как инструмент для получения власти, если не уважения, но обычно подрывает благополучие группы. В то время как доминирующих людей любят меньше, чем престижных личностей, группы в некоторых ситуациях предпочитают лидера, ориентированного на доминирование, а не лидера, ориентированного на престиж.

Доминирующие работники склонны проявлять высокомерие, превосходство и тщеславие. У них выше среднего уровень агрессивных, неприятных, манипулятивных черт личности. Доминирующие люди также высоко оценивают черты, известные как «темная триада»: макиавеллизм, нарциссизм и психопатия.

Те, кто пользуется престижем, часто проявляют смирение и гордость. С точки зрения личности престиж характеризуется самооценкой, доброжелательностью, потребностью в принадлежности, социальным мониторингом, страхом перед негативной оценкой и добросовестностью.

В группах доминирующие члены склонны рассматривать других либо как союзников, либо как врагов, оценивать полезность людей в достижении целей и проявлять жажду власти. Те, кто использует стратегии престижа, делятся знаниями и навыками. Неудивительно, что люди, ориентированные на престиж, как правило, больше нравятся другим в группе.

Доминирующие лидеры идут на многое, чтобы защитить свою власть, даже ценой группы. Они хотят принуждать других через вознаграждение и наказание. Они часто рассматривают талантливых членов группы как угрозу. В своей статье Манер подробно описывает, как «в одном эксперименте лидеры, ориентированные на доминирование, подвергли остракизму талантливого члена группы и вместо этого предпочли работать с некомпетентным». Манер рассказывает о другом исследовании, в котором лидеры «изолировали своих подчиненных и не позволяли им связываться друг с другом, потому что союзы между подчиненными рассматривались как представляющие потенциальную угрозу».

Однако престижные лидеры способствуют установлению прочных позитивных отношений между подчиненными. Они поддерживают все усилия группы и подчиненных, даже когда их собственные силы находятся под угрозой.

Так зачем кому-то нужен доминирующий рабочий или лидер? Престиж кажется предпочтительной стратегией практически для любого рабочего места или группы. Кому нужен властолюбивый, настойчивый, высокомерный, агрессивный, макиавеллистский член группы, не говоря уже о боссе с такими чертами?

Группы предпочитают доминирующих лидеров перед лицом конфликта между их группой и какой-либо внешней группой. Черты доминирующего лидера (агрессивность, властолюбие) могут быть более привлекательными в этих ситуациях, чем авторитетный лидер с такими чертами, как альтруизм, который может показаться слабым. Более того, перед лицом такого конфликта доминирующие лидеры сдерживают свои более деструктивные наклонности по отношению к своим членам группы. Вместо понижения в должности самых талантливых из-за того, что они видят в них угрозу, лидер может повысить их, потому что они могут помочь команде лидера победить.

 

Ссылка

Манер, Дж. К. (2017). Доминирование и престиж: рассказ о двух иерархиях. Современные направления психологической науки , 26(6), 526-531. doi:10.1177/0963721417714323

Психология боя: превосходство против уверенности

Когда люди начинают изучать джиу-джитсу, они, как правило, больше всего заинтересованы в болевых приемах. В конце концов, самый простой способ защитить себя — быстро нейтрализовать противника, поставив его в удержание, которое завершит бой. В некоторых случаях бойцы заинтересованы в том, чтобы противник постучал не только для завершения боя, но и для демонстрации превосходства.

Доминирование — это больше, чем просто победа в бою. Когда кто-то демонстрирует доминирование в сценарии драки, это подразумевает, что другой человек подчинился. Больше, чем просто постукивание, они подчиняются воле доминирующего человека. Демонстрация доминирования не только физическая, но и психологическая.

Для Лекса Фридмана, ведущего подкаста Lex Fridman Podcast, такая психологическая структура существует даже в том, что касается побега. Как он предполагает в приведенном ниже ролике из своего подкаста со всемирно известным тренером по джиу-джитсу и смешанным единоборствам Джоном Данахером, побег показывает вашему противнику, что над вами нельзя доминировать. Если они бросаются на вас изо всех сил, и кажется, что ничего не работает, это может стать серьезным психологическим ударом.

У Джона немного другая точка зрения, и она вращается вокруг идеи уверенности.

Уверенность и доминирование

Доминирование — это внешнее проявление силы. Доминирование навязывает. Он подчиняет. Он активен. Уверенность — это сила, направленная внутрь. Он тоже активен, но важнее его стабильность. Это вера в себя.

Эти атрибуты не являются противоположностями. Скорее, они почти всегда работают вместе. Если вы не уверены в себе, вы не сможете доминировать или стать очень хорошим бойцом джиу-джитсу, даже если вы потратите годы на изучение техники, кондиционирование и силовые тренировки. «Вы можете тренировать кого-то и учить его технике до посинения, но в какой-то момент спортсмен, о котором идет речь, должен выйти на сцену и нажать на курок, когда придет время», — говорит Джон.

Чтобы перейти от приобретения физической способности выполнять определенные движения к выполнению под давлением, бойцы должны быть уверены в себе. «Построение этой уверенности — ключ к победе в чемпионате, — говорит Джон.

Формирование уверенности

По словам Джона, лучший способ обрести уверенность — избавиться от врожденного страха перед неудачей и плохим исходом. Когда вы верите в себя и свои способности, вы идете на риск. Вы пойдете в наступление. Если у вас нет уверенности, вы будете избегать риска. Вы будете уклоняться от возможностей, потому что не хотите оставлять себя незащищенными. Другими словами, без прочной основы уверенности в том, что вы сможете выбраться из плохих ситуаций, вы будете слишком робки, чтобы построить что-то стоящее. Если вы знаете, как делать армбар, но знаете, что неспособность сделать армбар может привести к тому, что ваш противник пройдет вашу защиту и окажется в маунт, и вы не знаете, как выйти из маунта, то вы выиграли не нажимайте на курок на рукоятке.

Для Джона лучший способ избавиться от такого рода страха неудачи и обрести уверенность в себе — потратить значительное количество времени на отработку побегов. Конечно, побеги — это не весело. Начинать с более низкого положения с партнером и разрабатывать стратегии, чтобы освободить себя, означает, что вы будете проигрывать снова и снова. Более того, звучит устрашающе. В конце концов, вы хотите, чтобы эта уверенность была универсальной, поэтому вам нужно научиться уходить из множества позиций.