Экологические правила для детей – ДЕТЯМ ОБ ЭКОЛОГИИ: ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Содержание

ДЕТЯМ ОБ ЭКОЛОГИИ: ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Экологическое образование населения играет отнюдь не последнюю роль в истории развития всего человечества. Поэтому очень важно прививать детям любовь, бережное отношение к планете, на которой мы живем, и ее обитателям

Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Борис Заходер

15 апреля во многих странах мира люди отмечают День экологических знаний. Прежде чем рассказать детям об экологии, поговорите с ними о природе. Объясните, что люди — это тоже часть природы. В природе нет ненужных или лишних, здесь важно все: от гигантского Солнца на небе, до маленького муравья в траве. А экология — это наука, которая изучает законы природы. И если каждый человек на Земле будет заботиться о доме, в котором он живет, то природа подарит нам свежий воздух, чистую воду в реках и озерах, вкусные и полезные фрукты и овощи.

Начните вместе с ребенком экологизацию вашей повседневной деятельности.

  • Экономим бумагу. Не выбрасывайте листы, если ребенок изрисовал их только с одной стороны. Используйте и оборотную сторону тоже. Макулатуру можно сдать на вторичную переработку в специальных пунктах приема. Одна тонна макулатуры позволяет сохранить 25 деревьев, благодаря которым мы дышим чистым воздухом.
  • Экономим электроэнергию. Выходя из комнаты, приучайте ребенка выключать свет, а также бытовую технику: телевизор, музыкальный центр, например.
  • Экономим воду, ведь ее запасы на нашей планете не безграничны. Выключайте воду пока чистите зубы, намыливаете голову. Это позволит экономить более 500 л воды в месяц.

Отправляясь на загородную или лесную помните простые правила:

  • Не приносите домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц.
  • Не ловите бабочек, стрекоз, жуков, ведь они тоже нужны природе.
  • Не разоряйте в лесу муравейники. А почему? Потому что муравьи — санитары леса.
  • Не ломайте здоровые ветки на деревьях.
  • Не оставляйте мусор на природе.

Помогая природе, мы помогаем и себе!

Интересное по теме

СПАСИ ЦВЕТЫ

ЭКСКУРСИЯ «ПРОГУЛКА ПО СОКОЛЬНИКАМ»

Дата публикации:

Источник: Tlum.Ru

tlum.ru

Эко-марафон: 6 уроков об экологии для детей :: Это интересно!

Сегодня 15 апреля  — Международный день экологических знаний.
Нужно ли детям знать об экологии? Конечно!  Можно сколько угодно быть против мусорных полигонов или вредных заводов. Но это слова! Пока все не научатся мыслить экологически, никакие единичные призывы что-то исправить действовать не будут.
А начинать приучать к экологическому мышлению нужно с самого раннего детства, еще до школы!

Не будем ставить перед собой глобальных задач, вроде «спасти китов». Начнем с маленьких, но очень важных шагов, чтобы сделать нашу планету немного чище.

Так родилась идея марафона под названием «Эко уроки«.

Мы с Машей Костюченко, руководителем он-лайн школы «Учимся, играя», на площадке Инстаграм не просто говорили о проблемах, а попробовали с детьми менять себя и мир вокруг.
6 дней — 6 уроков.
Они были насыщенными и полезными для всех. И для нас, и для читателей. Марафон «вживую» проходил в ноябре 2019. Найти его можно в Инстаграме по хэштегу #Эко_уроки. Там вы сможете посмотреть на выполненные задания, которые присылали участники.

Но тема экологии не стареет никогда. Поэтому я сейчас решила продублировать экологические уроки для детей и тут, в блоге. Чтобы учителя, воспитатели и родители тоже могли провести по мотивам моих материалов экоуроки со своими детьми в виртуальном виде.

Схема уроков такая: давался один день на изучение теоретического материала, опубликованного мною. И один день — на выполнение домашнего задания. 

Всего было 6 уроков, на которых мы попытались охватить самые важные темы экологии и познакомить детей с экологичным образом жизни.
Буду рада, если эти уроки лягут в основу ваших занятий с детьми и пригодятся им:)
А наши с Машей аккаунты в Инстаграм @tavika.ru и @earlystudy — подписывайтесь!

Итак, начнем!


УРОК 1. ЧТО ИЗ ЧЕГО?

Первое, что должен понять ребенок про экологию, это то, что все мы друг от друга зависим. Все взаимосвязано: живые и неживые, разумные и неразумные, растения и животные, камни и реки… Для малышей, да и детей школьного возраста, это не так уж очевидно.
Детям кажется, что на «их век хватит» и «чипсы готовыми растут на полках в магазине» 😉
Это не так! Я подготовила компьютерную презентацию, чтобы объяснять детям, откуда что берется.
Ее можно просто скачать без всяких подписок и регистрации у меня по ссылке на Яндекс.Диск.
Ссылка в конце урока.

В презентации я постаралась максимально наглядно подобрать слайды, чтобы все было понятно даже малышам 3-6 лет.

Что сделано из чего?

Хотя гораздо лучше меня это объяснил… Крылов!

Помните басню «Свинья под дубом»?

Про то, как свинья подрывала корни дерева и считала, что ее ничуть не касается то, что она ему вредит – ведь ее интересуют только желуди. Откуда ей было знать, что желуди берутся с дуба?

Так вот, чтобы наши дети не выросли похожими на эту свинью, нужно, чтобы они знали, от чего что в природе зависит.

Откуда берется то, что они едят? Что они носят? Чем пользуются?

С молоком или сосисками большинство детей и так разберется. 

А вот из чего делают акварельные краски, которыми они рисуют?

И еще сотню других предметов нашего обихода – про все это дети узнают из моей презентации.

Презентация со звуком и анимацией, сделана в формате pps, смотреть ее нужно с помощью программы Power Point. Обычно он уже установлен в пакете Майкрософт Офис.

Поэтому просто запускайте! Все включится само. Не забудьте включить звук! Там мой голос:)
Только нужно обязательно скачать на компьютер, а потом уже просматривать. Она не будет правильно работать, если включать файл просто в режиме просмотра.

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ «ЧТО ИЗ ЧЕГО?»

УРОК 2. ПЕРВЫЙ ЗАКОН ЭКОЛОГИИ
«ВСЕ СВЯЗНО СО ВСЕМ»


Мы продолжим разбирать первый  закон экологии «Все связано со всем».
Это значит, что любые изменения в одной части природы отзовутся изменениями в другой ее части.
Детям легче всего показать это на примере цепочек питания.

Что такое «цепочка питания»?
Если сказать очень просто, это ряд организмов, каждый следующий из которых питается предыдущим.
Солнце светит – это источник энергии. А дальше пошла цепочка тех, кто эту энергию потребляет: трава☘➡️кролик🐇➡️лиса🐺
Одно звено цепи пропадет — рассыплется вся система!

Но! Добавление новых звеньев в цепь тоже ведет к проблемам.
Всем известный пример: кроликов 🐰европейские поселенцы завезли в Австралию. И они так расплодились, что уничтожили всю растительность на полях. Пришлось завозить хищников, чтобы остановить нашествие милых зверушек.

Но хищники не очень-то помогли((( Не помогла и охота на кроликов. И даже намеренное заражение кроликов особым вирусом. Кролики со временем приспособились и к нему.
До сих пор эта проблема в Австралии не решена(((

Теперь понятно, зачем изучать цепочки питания?
Чтобы уметь прогнозировать последствия вмешательства в природу!

ЗАДАНИЕ

Научите детей составлять цепочки питания.

✅Это растения и микробы. По-научному они называются продуценты (те, кто продуцируют, производят энергию)
✅Потом идут те, кто их едят и эту энергию потребляют: консументы (консьюмер – потребитель).
✅И завершают все редуценты («разрушители») – те, кто «разбирает на кирпичики» отмершие остатки животных и возвращает их в неживую природу. Это грибы и бактерии.

✅Обычно цепочка питания состоит из 4-5 звеньев.

Кстати, не обязательно пока говорить детям «умные слова» продуценты-консументы-редуценты. Это дети будут изучать на уроках биологии аж в 7 классе:)
Главное, чтобы сейчас ребенок понял принцип!

Оформите любые цепочки питания в наглядном виде.
Их можно выложить карточками или кубиками с изображениями животных.
Можно наклеить коллаж из журнальных вырезок.
Можно просто нарисовать.
Можно сделать в виде шнуровки.
А на фото вы видите, как мы с Катей сделали буквально «цепи» питания животных Арктики, соединив звенья из… скрепок.



Мы с дочкой Катей придумали еще и другой способ наглядно представить взаимосвязь живых организмов в природе – экологическую пищевую пирамиду🙂

Мы с Катей сделали ее из пластиковых стаканчиков и картинок, которые нарисовал Витя для карточек к моему лэпбуку Арктика.
Всего-то и надо, что наклеить зверей на стаканчики скотчем.

А после этого составить пирамидку в том порядке, в котором они друг друга едят.
Получится своеобразная матрешка:)



Водоросли тут продуценты, они преобразуют энергию солнца в органику.
Дальше в арктических морях их едят консументы – веслоногие рачки.
Рачков поедают консументы 2-ого уровня – рыбки сайки.
Саек едят консументы 3-его уровня – тюлени.
А тюленей едят животные, находящиеся на вершине пищевой пирамиды Арктики – белые медведи.

Катя спросила – значит, получается, что медведи тем самым едят и водоросли, и рачков, и рыбу, и тюленей одновременно?
Да, так и есть! Но не буквально едят, а в виде пищевой энергии.




Есть правило экологической пирамиды, которое сформулировал Линдеман.
Оно еще известно как ПРАВИЛО 10%:
«При переходе от одного «этажа» пирамиды к другому, масса питательного вещества уменьшается в 10 раз»

То есть, чтобы прокормить одного медведя, нужно, допустим, 100 кг  тюленей.

Для их питания понадобится 1000 кг саек.
А для прокорма такого количества саек понадобится 10 000 кг рачков.
Рачки эти съедят 100 000 кг водорослей.

Так можно приблизительно рассчитать, сколько должно быть водорослей в море, чтобы здесь могло жить желаемое количество медведей.
Конечно, такие расчеты условны – факторов надо учесть гораздо больше.
Но это даст возможность хотя бы примерно понять, какое количество каких животных необходимо в экосистеме.

МИНУТКА МАТЕМАТИКИ (выполняется по желанию)

Предложите детям решить экологическую задачку.
Есть лес🌳🌲🌲.
В нем живут лисы 🐺 и зайцы 🐰.
Лисы питаются только зайцами🐰.
А зайцы питаются только клевером☘.
Каждая лиса весит в среднем 10 кг.
А клевера в этом лесу растет 10 тонн.
ПОСЧИТАЙТЕ, сколько штук лисиц сможет прожить в этом лесу?

УРОК 3. СОРТИРОВКА МУСОРА


Есть в экологии закон ограниченности природных ресурсов – все природные ресурсы и условия Земли конечны.



Что это значит конкретно для нас?
То, что нельзя бездумно пользоваться вещами и считать, что их много, и заводы произведут еще.
Объясните ребенку, что все на свете рано или поздно заканчивается. И в наших руках сделать так, чтобы леса росли и после нас, а в недрах хватало угля.
На вечность не хватит. Но при разумном использовании может хватить еще очень надолго.
И главное здесь — бережное обращение, разумное использование и повторная переработка.

Сейчас уже не редкость контейнеры для раздельного сбора мусора. Отдельно стекло, отдельно пластик, отдельно батарейки.
Не поленитесь узнать, где в вашей округе находятся такие контейнеры или пункты приема. Адреса их можно найти в интернете!
И сдавайте мусор только туда.

Ведь непереработанные отходы не только загромождают свалки, но они еще и служат источником опасности для природной среды.
Морские животные погибают от пластиковых пакетов, попадающих в море.
Мусорное пятно в Тихом океане по площади в 3 раза превысило площадь Франции.
А вещества всего из одной пальчиковой батарейки могут отравить 400 литров воды или 20 квадратных метров земли!

Думаю, сейчас уже все знают, что выкидывать батарейки в общий мусор ни в коем случае нельзя!
Как только тоненькое защитное покрытие у батарейки испортится, из нее вырвутся на волю токсичные вещества! А в обычной пальчиковой батарейке их более десятка видов.
В том числе смертельно опасные ртуть, свинец и кадмий. Они заражают почву, атмосферу и воду.
И несут огромный вред всему живому.

Слышали такой призыв «Сдай батарейку – спаси ежика!» ?
Это не просто слова. Одна батарейка заражает токсичными веществами 20 кв.м. леса – это территория обитания одного ежа.

Но хорошо, если пункт приема рядом с домом.
А если батарейки нужно везти на другой конец города?
С каждой так не наездишься((((
Поэтому мы с Катей сделали контейнер для ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ БАТАРЕЕК.
Хотите и себе такой? Мастер-класс ЗДЕСЬ.

Сразу скажу, что такое самодельное ведерко для сбора батареек, которое вы видите на фото, НЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ.
Батарейки там можно держать только полностью целые и только временно – пока не доберетесь до пункта приема.
Старые батарейки не та вещь, которую можно хранить в доме!
И даже так этот контейнер лучше поставить на балкон, чтобы возможные вредные вещества не отравляли воздух в доме.
Ведерко должно быть обязательно полиэтиленовым – если вдруг батарейка «потечет», чтобы не разъела тару.

УРОК 4. ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАКОН ЭКОЛОГИИ:
«ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ».


Что это значит?
За миллионы лет развития природой выработаны самые оптимальные пути.
Все жители Земли, от противного таракана до милого котенка и умницы человека, прошли жесточайший отбор.
И если они выжили среди всех катастроф, то все они — венец творения и вершина эволюции. Да-да, и червяк, и энцефалитный клещ — вершина эволюции!

Любое вмешательство в отлаженный механизм природы может привести к ужасным последствиям.
Помните про цепочки питания?
Одно звено выпадет, сумеет ли на его место встать что-то другое до того, как вся цепочка развалится?

Надо очень продуманно вмешиваться в природу. Я говорю не только о проектах типа поворота рек. И без глобальной перестройки каждый час на Земле вымирает 3 вида животных. Многие из них не непосредственно от рук человека, а из-за того, что люди заняли слишком много места и используют все ресурсы, ничего не оставляя другим.
Надо помнить о наших соседях по планете. И не жить с лозунгом «после нас хоть потоп!»


Что мы, простые мамы с детьми, можем сделать прямо сейчас?

☘ Мы можем участвовать в природоохранных акциях и рассказывать о них детям
Например, я очень люблю сайт WWF.ru, там много красиво и ясно поданной информации о животных – можно просто пользоваться.
И есть много возможностей для благотворительности. Я уже рассказывала как мы с дочкой участвовали в таких акциях и даже «купили» УАЗик для снежного барса.

☘ Можем убирать за собой мусор, оставшийся после пикника на природе.
А можем даже убрать еще и не только свое;)

☘ Можем не поддерживать своими деньгами и ничего не покупать у тех компаний, которые вредят природе.

☘ Можем помогать тем, кто нуждается в нашей помощи.

ЗАДАНИЕ:

Сейчас зима, и в нашей помощи нуждаются птицы.
Повесьте кормушку за окно или на улице.
А если еще и смастерите ее с ребенком вместе, то будет совсем круто!



Только помните – мало повесить, ее надо еще и регулярно наполнять
Птицы привыкают прилетать к кормушке и рассчитывают на вас.
Напрасное ожидание и потеря времени может стоить им жизни.
Сами будьте ответственны и научите ребенка брать на себя ответственность за других.
Это ему в жизни точно пригодится

По этой ссылке  http://www.tavika.ru/2015/01/info-birds.html можно скачать плакатик, который нарисовал мой сын Витя
Плакат надо распечатать на 2х листах А4, и склеить в один лист.
А потом его можно будет повесить в школе или детском саду. Или просто дома на балконе как памятку при кормлении птичек:)
А тут будет компьютерная презентация для детей про то, как зимуют птицы.


УРОК 5. ПРАВИЛО ТРЕХ «R».

ВТОРИЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ


Все знают «Правило трех R» в экологии?
Reduce, Reuse, Recycle!
«Сокращай потребление, используй повторно, отправляй на переработку»

С переработкой мы разобрались в прошлые дни.
А вот про вторичное использование говорим сегодня.
Я хочу вспомнить те фирмы и компании, которые на системном уровне заботятся об экологи.
И думают о том, чтобы их продукция была дополнительно востребована после употребления.

Например, в прошлом году новогодние подарки-конфеты в класс мы закупили от «МилкиВэй».
Они были в картонных коробках, которые потом предлагалось превратить в кормушки.
У коробок были специальные прорези для «окошка» и петелька для подвешивания.
Представьте, вместо бесполезно выброшенных в мусор коробок в нашем районе появилось 30 кормушек для птиц!

И еще пример: одно время я сотрудничала с фирмой «Растишка», продукты которой знает каждый ребенок.
Я для их сайта делала мастер-классы поделок из упаковки от «Растишки»: стаканчиков от йогуртов и творожков, коробочек от молочка и т.п.
И хотя я давно уже с ними не работаю, но с удовольствием сейчас совершенно бесплатно рекламирую их сайт rastishka.ru. Искренне и от души:)
Это очень хорошее дело – не только заботиться о продаже своей продукции, но и думать о том, что с ней произойдет дальше!







И таких примеров ответственного отношения много!
Поэтому лично я стараюсь покупать такие товары, производитель которых позаботился о том, чтобы они и после использования приносили пользу или хотя бы не наносили вред природе.
И использовать вещи вторично.
Например, множество поделок из бросового материала с моего сайта находятся ТУТ
Сохраняйте идеи на будущее!

УРОК 6. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ



Последнее занятие  посвящено теме ресурсов.⠀
Все, что человек использует в природе – это природные ресурсы.
Не только полезные ископаемые, растения и животные.
Это и атмосфера, и вода, и почва, и климат.

Ресурсы делятся на возобновляемые и невозобновляемые.
И есть еще и неисчерпаемые – например, климатические.

Сколько бы людей не пользовались теплыми странами для отдыха, тепла там не станет меньше – это неисчерпаемый ресурс.
А вот если каждый турист сорвет по цветку – то растений меньше станет!
Но если цветы оставить в покое — они вырастут снова.
Это пример ресурса возобновляемого.

Но бережнее всего надо обращаться с ресурсами невозобновляемыми.
Как ясно из названия, когда такие ресурсы заканчиваются, взять новые неоткуда!
К этим ресурсам относятся нефть, газ и т.д.

Что мы можем сделать? Не тратить ресурсы зря.
⚠️Помните правило трех R? Reduce, Reuse, Recycle!

Представьте, нефти уже не будет, а пакеты и бутылки из нее будут лежать на свалках еще сотни лет!
Напрасно потраченные ресурсы☹

Знают ли дети, что случается с тем мусором, который они выбрасывают?
Что будет с огрызком яблока? С жвачкой? С билетиком? С бутылкой от газировки?

❓ЗАДАНИЕ:

Выясните, что происходит с брошенным мусором в природе.
На фото выше я написала сроки разложения мусора.
Но одно дело посмотреть на цифры, а другое – дождаться и увидеть, что станет с конкретным фантиком от конфеты.

В квартире для опыта можно устроить кусочек экосистемы в бутылке (как — смотрите ВОТ ТУТ) и положить туда свой образец мусора.
А если у вас свой участок — то проводите опыты прямо там.

Мы с дочкой уже полгода (с апреля) наблюдаем, что происходит с пакетами: полиэтиленовым, бумажным и биоразлагаемым.
Пока хоть какие-то изменения видны только на бумажном пакете.
Пластик лежит как новенький☹


На этом уроки нашего экологического марафона закончились. Целую неделю мы с детьми и их родителями говорили об экологии. Но, как вы понимаете, тема неисчерпаема.
Продолжить знакомство с охраной природы и взаимосвязью всего живого на Земле поможет мой авторский лэпбук «Экология»🌿

Делая эту интерактивную тематическую папку, а потом занимаясь по ней, ребенок познакомится с самыми главными понятиями и законами экологии, порисует, почитает и узнает много нового и интересного не только про охрану природы.
Это способ познакомить детей с принципами экологичного образа жизни без занудных лекций.
Просто берите – и делайте!

P.S. Сейчас у лэпбука появилась новая красивая обложка — теперь папка стала еще ярче и интереснее:)

Другие мои тематические занятия и уроки для детей по изучению экологии и природы:
  • Детям на День ЗемлиЗанятия по окружающему миру и изучению нашей планеты  ЗДЕСЬ
  • Уроки про улиток — 7 занятий про моллюсков для детей ЗДЕСЬ
  • Изучаем ветер — 5 занятий о ветре и погоде для детей ЗДЕСЬ
  • Детям про тыкву  — 6 занятий о растениях для детей ЗДЕСЬ
  • Первоцветы: правила бережного обращения ЗДЕСЬ
  • Яичные уроки: 8 занятий для детей о яйцах ЗДЕСЬ

www.tavika.ru

16 правил экологичного поведения в повседневной жизни — Сноб

С детства мы слышим, что неплохо бы выключать воду, когда чистим зубы. Кто-то из нас, возможно, в школе сдавал макулатуру. Но на этом мейнстримные призывы к экологичному поведению часто заканчиваются. «Сноб» и «Одноклассники» поговорили с экоактивисткой Диной Салиевой, как сделать свою жизнь более экологичной, не снижая ее уровень

Фото: Rawpixel

Небольшая предыстория. В далеком 2011 году меня перестало устраивать качество воды из-под крана. Я стала покупать бутилированную и пришла в ужас от количества мусора, который произвожу. Про возможность сдать пластик на переработку в Москве я тогда не знала и, скрепя сердце, продолжала выбрасывать смешанный мусор. Потом попала на экологическую лекцию, узнала про карту пунктов приема вторсырья, начала сдавать отходы на переработку, стала частым гостем и волонтером нескольких экодвижений, написала две дипломные работы по экологической журналистике, а в магистратуре с одногруппницей запустила зеленый клуб и курировала раздельный сбор отходов на журфаке СПбГУ.

Итак, экологичные привычки для повседневной жизни.

1) Покупать только то, что действительно необходимо, отдавая предпочтение долговечным вещам. Вы избавитесь от бесконечного захламления, окружите себя качественными предметами и будете производить меньше мусора.

2) Сдавать отходы на переработку. Это не только уменьшит объем свалок, но и поможет сохранить ресурсы. Да, и в России такое возможно. Откройте recyclemap.ru и найдите ближайший пункт приема вторсырья. Если его все же не окажется рядом, обратите внимание на акции движения «РазДельный Сбор», на которых волонтеры в более чем 10 регионах России принимают у населения вторсырье на ежемесячных акциях. Если и с ними вам не по пути, но желание сдавать отходы на переработку не дает покоя, можно последовать успешным примерам внедрения раздельного сбора в своем дворе. Кроме того, жителям некоторых городов можно обратить внимание на сервисы вывоза вторсырья: например, проект «Собиратор» в Москве, «Экотакси» в Петербурге и Челябинске. Если и с этим не складывается, помните про принцип 3R: reduce, reuse, recycle (уменьшай, используй еще раз, перерабатывай). Приоритет — снижение потребления и повторное использование, и лишь затем переработка.

  

3) Ответственно избавляться от опасных отходов, к которым, например, относятся электроника, ртутные лампы и термометры, бытовая химия, лаки, краски, просроченные лекарства, отработанные масла, автомобильные покрышки и др. Если они попадут на свалку, то будут загрязнять воздух, почву и подземные воды, а если на переработку, то станут источником ценных материалов. Пункты приема опять же можно найти на карте recyclemap.ru или следить за акциями вроде #ЭлектроОсень. А чтобы снизить потребление тех же батареек, можно их заменить аккумуляторами (батарейки стандартных размеров бывают перезаряжаемыми, и их можно приобрести в любом магазине электроники).

4) Ходить за покупками с многоразовой сумкой. Пластиковые пакеты используются несколько минут, а разлагаются веками. При многократном использовании они чуть менее страшны, раз уж они все равно у вас есть. Избегать нужно именно нового одноразового пластика и стереотипов, что бумажные или «биоразлагаемые» пакеты якобы более экологичны. Бумажные, конечно, довольно быстро разложатся в почве, если туда попадут, но и ресурсов для их производства нужно больше. Важно понимать, что свалка/полигон ТБО — не то же самое, что почва. А «биоразлагаемые» пакеты либо просто распадутся на мелкие части через пару лет (и станут микропластиком, который животные могут принять за еду), либо потребуют особых условий для компостирования, которых на российских полигонах нет. Даже тонким пакетикам для взвешивания тоже уже есть альтернатива — достаточно заказать или сшить пару невесомых мешочков из органзы или сетки. С таким же успехом для взвешивания можно использовать мешочки для стирки из любого супермаркета или многоразовые зип-пакеты (особенно актуально для пыльных продуктов вроде немытого картофеля). И да, гроздь бананов или одинокий кабачок вовсе не обязательно во что-то дополнительно упаковывать.

5) Все же выключать воду, когда чистите зубы и намыливаете что угодно. Вода из-под крана, конечно, в какой-то момент вернется в водоемы, но для ее очистки тоже нужны немалые ресурсы.

6) Избегать одноразовой посуды. Даже кажущиеся столь безобидными «бумажные» стаканчики для кофе сделаны не только из бумаги, но и из слоя пластика, из-за чего их практически не перерабатывают. Кстати, многоразовые кружки бывают складными, а экомагазины давно уже придумали целые наборы для еды в офисе и в дороге.  

7) Выключать свет и электроприборы из сети, когда ими не пользуетесь. Отдавать предпочтение энергоэффективной бытовой технике (с маркировкой А, А+, А++).

8) Полностью загружать стиральную и посудомоечную машины, по возможности выбирать низкую температуру.

9) При готовке накрывать крышкой кастрюли и сковороды. Это позволяет сохранять тепло и экономить энергию.

10) Убавлять мощность отопления, если возможно. Утеплить дом (окна, двери) и не загораживать отопительные приборы. И надеть свитер! WWF Канада рекомендует.

snob.ru

Экологические правила поведения в лесу

Окружающая природа – это настоящий подарок земли. Но человек часто не ценит ее и сам уничтожает, несмотря на то, что природа его кормит, лечит и снабжает кислородом. Давайте объединим усилия и поможем внешней среде заботиться о нас! Для этого достаточно, чтобы каждый из нас вложил свою долю помощи в общий природный фонд. Чем мы можем помочь природе? Правильным экологически ответственным поведением.

ЛЕС

Многоэтажный этот дом

Не знает праздного безделья.

Упорным занят он трудом

От купола до подземелья.

Здесь ловят солнце зеркала

В лаборатории высокой.

И движутся внутри ствола

Добытые корнями соки.

Бормочут листья в полусне,

Но это мнимая дремота.

В глуши, в покое, в тишине

Идёт незримая работа.

(Самуил Маршак)

В лесу надо вести себя очень осторожно, чтобы не навредить растениям и животным. Поэтому необходимо выполнять следующие правила поведения:

  • не шумите, не тревожьте обитателей леса;

  • не рвите цветы, не ломайте деревья;

  • не разоряйте гнёзда и муравейники;

  • оберегайте растения и животных, особенно занесённых в Красную книгу;

  • устраивайте домики и кормушки для птиц и других животных;

  • убирайте за собой мусор.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам – не враги!

Помоги лесным зверюшкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек —

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба —

Скажет: «Ты – мой друг!

Спасибо!»

(Н. Рыжова)

  • жгите костры только в специально оборудованных местах: костёр должен быть удалён от деревьев, место костра очищено от травы и обложено камнями или землёй, для дров используется валежник или специально запасённые дрова; перед уходом костёр залей водой и засыпь землёй;

  • не жгите весной траву, так как от неё может загореться лес.

Без взрослых с огнем развлекаться опасно

Закончится , может забава ужасна

В лесу очень сухо бывает порой

Костер обернется большою бедой

Представьте, что пламя легко разгорится

Начнет полыхать, разгораться, искриться

Его потушить невозможно тогда

Пожары лесные – большая беда

Погибнут деревья и звери, и птицы

Без взрослых костер разжигать не годится.

(Агафонова Полина)

Ты – Человек!

Ты – Царь природы!

И о тебе веду я речь.

Можешь ты помочь живому

Иль на гибель всех обречь.

Помоги траве родиться,

Белкам жить, а рекам – течь.

Ты на свете самый главный,

Значит должен всех БЕРЕЧЬ!

(Анастасия Нистратова)

Статья подготовлена Самсоновой О.В

life.mosmetod.ru

Правила экологического поведения школьников и взрослых

Образование 8 июня 2016

В этой статье поговорим о том, как нужно вести себя на природе, рассмотрим основные правила экологического поведения школьников, но и не только. Ведь взрослые люди подают пример детям. Поэтому начнем в первую очередь с тех, кто уже давно перешел порог детского возраста.

Памятка для старших

Помните, что именно вы подаете пример детям. Поэтому старайтесь сами себя воспитывать в плане бережного отношения к природе. Согласитесь, что говорить ребенку о вреде курения нет смысла, если в данный момент вы стоите с сигаретой в руке, которую, возможно, через несколько минут бросите на землю.

Правила экологического поведения распространяются абсолютно на всех людей, так как только от нас зависит то, в каком состоянии окружающий мир. Посмотрите на любую картину с природой: красиво, чисто, глаз радуется.

О чистоте в школе

Учителям важно постоянно напоминать школьникам, что мусорить нельзя нигде. Было бы здорово, если бы педагоги водили учеников на природу для объяснения того или другого урока, например, по биологии. При этом дети смогут научиться бережно относиться к окружающему миру. Давайте посмотрим, по каким предметам актуально объяснять правила экологического поведения школьников:

  • по обществознанию;
  • по биологии;
  • по экологии;
  • по географии;
  • по естествознанию;
  • и даже по физкультуре, которая в теплое время проходит на улице на школьном дворе или в парке, зимой – на лыжах в лесу.

Вот видите, сколько школьных предметов может быть связано с чистотой окружающей среды.

Что можно придумать для учеников?

Чтобы дети не были равнодушны к природе, с интересом и энтузиазмом ходили на субботники, научились ухаживать за растениями, придумайте, например, игру, где будут включены правила экологического поведения школьников. Проект подобного рода должен иметь и призы для победителей. Допустим, вы предложите ученикам в субботу в хорошую погоду поехать в лес, но перед этим, вы объясните такие правила игры:

  • мусор не кидать;
  • живые деревья и кустарники не ломать;
  • не разорять птичьи, муравьиные, осиные гнезда;
  • музыку не включать.

Вот примерный перечень того, что должны знать ученики. Разумеется, педагогу лучше правил сделать намного больше, так как их действительно много. Те ребята, кто выполнит больше всего правил, не нарушит ни одного, получат призы или «пятерку». Остальные должны будут отработать урок.

Собираемся в походе разжечь костер

Что делать, если вы планируете пойти в поход в ближайшее время? Разумеется, детям нужно изучить правила экологического поведения школьников. В чем они заключаются? В первую очередь, они нужны для личной безопасности, например, при разведении костров. Итак, приступим:

  • Постарайтесь найти то место, где есть следы от предыдущего костра, разжигайте только там.
  • Если местность практически непосещаемая людьми, то захватите с собой небольшую лопату. Она вам понадобится, когда будете тушить костер. Остатки следует закопать в ямку и засыпать песком.
  • Не покидайте место отдыха до тех пор, пока не убедитесь, что костер полностью потушен.
  • Для костра собирайте только сухие ветки, палки, солому, бумагу.

Детям не следует идти в поход одним, без сопровождения взрослых. Но если кто-то из детей отлично ориентируется в лесу, умеет разжигать и правильно тушить костры, то можно идти и без взрослых.

С ночевкой

В поход с ночевкой, как правило, идут с палатками, посудой и всем необходимым. Здесь есть свои правила экологического поведения:

  • Никогда не забивайте колышки или гвозди для установки палатки, шатров, тентов в живые деревья. Растениям очень больно, а при серьезной травме могут погибнуть.
  • Избегайте различной бытовой химии. Для мытья посуды идеально подойдет обычная пищевая сода, которая ничуть не хуже справляется с жиром. То же самое касается зубной пасты. Старайтесь мыло брать, например, дегтярное. Чем больше натуральных средств возьмете, тем лучше.
  • Не оставляйте мусор после себя. Если есть мелкий сор, оставленный не вами, все равно соберите его и сожгите/заберите с собой до ближайшего мусорного контейнера.
  • Не надо брать с собой магнитофон, сотовые телефоны не используйте в качестве плееров. Наслаждайтесь пением птиц.
  • Туалет устраивайте в одном общем месте дальше от тропинок. По возможности выкопайте ямку глубиной около метра, диаметром не более 40-50см. По окончании отдыха закопайте ее.

Делайте ваш отдых максимально полноценным. Не нужно сидеть весь день у воды с планшетом или разговаривать со всеми друзьями по телефону. Отвлекитесь от суеты, переключите все внимание на живую природу.

Субботник

Правила экологического поведения школьников по обществознанию актуальны в том плане, что они являются общественными. Например, субботники. На них собираются ученики школы, жители района, города. Своими силами жители убирают территорию от мусора.

Мы за чистоту!

Не бросайте никакой мусор на асфальт, землю, на газон. Вообще нигде. Если даже вы проходите мимо «неофициальной» свалки, не стоит увеличивать до еще больших размеров.

«Правила экологического поведения школьников» — проект такой должен быть постоянно действующим, чтобы новое поколение научилось уважать природу, любить свой населенный пункт. Может быть, они смогут ликвидировать множество свалок.

Как приучить?

Учитесь сразу же исполнять простые правила, которые не требуют никаких усилий:

  • не бросайте мусор;
  • не ломайте живые растения.

Это самые простейшие правила экологического поведения школьников, которые выполнит абсолютно любой человек. Даже если мусорной урны нет нигде поблизости, все равно донесите до ближайшей.

И на душе спокойно

А вы знаете, как спокойно на душе, когда не мусорите? Совесть так же чиста, как и окружающий мир, который вы сберегли. Поверьте, кроме нас никто не сделает природу чистой. А правила экологического поведения школьников – это одни из самых важных правил в жизни не только людей, но и животных, птиц, насекомых, растений. Именно от чистоты природы зависит здоровье и жизнь всех живых организмов.


Источник: fb.ru

monateka.com

Правила экологического поведения школьников и взрослых

В этой статье поговорим о том, как нужно вести себя на природе, рассмотрим основные правила экологического поведения школьников, но и не только. Ведь взрослые люди подают пример детям.

правила экологического поведения школьников Поэтому начнем в первую очередь с тех, кто уже давно перешел порог детского возраста.

Памятка для старших

Помните, что именно вы подаете пример детям. Поэтому старайтесь сами себя воспитывать в плане бережного отношения к природе. Согласитесь, что говорить ребенку о вреде курения нет смысла, если в данный момент вы стоите с сигаретой в руке, которую, возможно, через несколько минут бросите на землю.

Правила экологического поведения распространяются абсолютно на всех людей, так как только от нас зависит то, в каком состоянии окружающий мир. Посмотрите на любую картину с природой: красиво, чисто, глаз радуется.

О чистоте в школе

Учителям важно постоянно напоминать школьникам, что мусорить нельзя нигде. Было бы здорово, если бы педагоги водили учеников на природу для объяснения того или другого урока, например, по биологии. При этом дети смогут научиться бережно относиться к окружающему миру. Давайте посмотрим, по каким предметам актуально объяснять правила экологического поведения школьников:

  • по обществознанию;
  • по биологии;
  • по экологии;
  • по географии;
  • по естествознанию;
  • и даже по физкультуре, которая в теплое время проходит на улице на школьном дворе или в парке, зимой – на лыжах в лесу.
правила экологического поведения школьников проект

Вот видите, сколько школьных предметов может быть связано с чистотой окружающей среды.

Что можно придумать для учеников?

Чтобы дети не были равнодушны к природе, с интересом и энтузиазмом ходили на субботники, научились ухаживать за растениями, придумайте, например, игру, где будут включены правила экологического поведения школьников. Проект подобного рода должен иметь и призы для победителей. Допустим, вы предложите ученикам в субботу в хорошую погоду поехать в лес, но перед этим, вы объясните такие правила игры:

  • мусор не кидать;
  • живые деревья и кустарники не ломать;
  • не разорять птичьи, муравьиные, осиные гнезда;
  • музыку не включать.

Вот примерный перечень того, что должны знать ученики. Разумеется, педагогу лучше правил сделать намного больше, так как их действительно много. Те ребята, кто выполнит больше всего правил, не нарушит ни одного, получат призы или «пятерку». Остальные должны будут отработать урок.

Собираемся в походе разжечь костер

Что делать, если вы планируете пойти в поход в ближайшее время? Разумеется, детям нужно изучить правила экологического поведения школьников. В чем они заключаются? В первую очередь, они нужны для личной безопасности, например, при разведении костров. Итак, приступим:

  • Постарайтесь найти то место, где есть следы от предыдущего костра, разжигайте только там.
  • Если местность практически непосещаемая людьми, то захватите с собой небольшую лопату. Она вам понадобится, когда будете тушить костер. Остатки следует закопать в ямку и засыпать песком.
  • Не покидайте место отдыха до тех пор, пока не убедитесь, что костер полностью потушен.
  • Для костра собирайте только сухие ветки, палки, солому, бумагу.
правила экологического поведения школьников по обществознанию

Детям не следует идти в поход одним, без сопровождения взрослых. Но если кто-то из детей отлично ориентируется в лесу, умеет разжигать и правильно тушить костры, то можно идти и без взрослых.

С ночевкой

В поход с ночевкой, как правило, идут с палатками, посудой и всем необходимым. Здесь есть свои правила экологического поведения:

  • Никогда не забивайте колышки или гвозди для установки палатки, шатров, тентов в живые деревья. Растениям очень больно, а при серьезной травме могут погибнуть.
  • Избегайте различной бытовой химии. Для мытья посуды идеально подойдет обычная пищевая сода, которая ничуть не хуже справляется с жиром. То же самое касается зубной пасты. Старайтесь мыло брать, например, дегтярное. Чем больше натуральных средств возьмете, тем лучше.
  • Не оставляйте мусор после себя. Если есть мелкий сор, оставленный не вами, все равно соберите его и сожгите/заберите с собой до ближайшего мусорного контейнера.
  • Не надо брать с собой магнитофон, сотовые телефоны не используйте в качестве плееров. Наслаждайтесь пением птиц.
  • Туалет устраивайте в одном общем месте дальше от тропинок. По возможности выкопайте ямку глубиной около метра, диаметром не более 40-50см. По окончании отдыха закопайте ее.

Делайте ваш отдых максимально полноценным. Не нужно сидеть весь день у воды с планшетом или разговаривать со всеми друзьями по телефону. Отвлекитесь от суеты, переключите все внимание на живую природу.

Субботник

Правила экологического поведения школьников по обществознанию актуальны в том плане, что они являются общественными. Например, субботники. На них собираются ученики школы, жители района, города. Своими силами жители убирают территорию от мусора.

Мы за чистоту!

Не бросайте никакой мусор на асфальт, землю, на газон. Вообще нигде. Если даже вы проходите мимо «неофициальной» свалки, не стоит увеличивать до еще больших размеров.

правила экологического поведения

«Правила экологического поведения школьников» — проект такой должен быть постоянно действующим, чтобы новое поколение научилось уважать природу, любить свой населенный пункт. Может быть, они смогут ликвидировать множество свалок.

Как приучить?

Учитесь сразу же исполнять простые правила, которые не требуют никаких усилий:

  • не бросайте мусор;
  • не ломайте живые растения.

Это самые простейшие правила экологического поведения школьников, которые выполнит абсолютно любой человек. Даже если мусорной урны нет нигде поблизости, все равно донесите до ближайшей.

И на душе спокойно

А вы знаете, как спокойно на душе, когда не мусорите? Совесть так же чиста, как и окружающий мир, который вы сберегли. Поверьте, кроме нас никто не сделает природу чистой. А правила экологического поведения школьников – это одни из самых важных правил в жизни не только людей, но и животных, птиц, насекомых, растений. Именно от чистоты природы зависит здоровье и жизнь всех живых организмов.

fb.ru

Методическая разработка (старшая группа) на тему: Экологические правила

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                         УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №24 «КОСМОС»

                 Экологические правила

                                                                                    Составитель: Писанова О.В.,

                                                                                                            воспитатель                            

                                           Сургут 2016 г.

Соблюдение правил при наблюдении за растениями и животными

           Не торопись брать руками незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или ожечь, например крапива.

           Не торопись срывать и брать в рот незнакомые ягоды, посоветуйся со взрослыми, можно ли их употреблять в пищу.

           Во время наблюдения не следует подходить близко к трухлявым деревьям, они могут быть опасными.

           При наблюдении выбирай тот способ, который тебе расскажет о природе как можно больше и точнее.

           Прислушайся, если хочешь знать, какие звуки издаёт животное или растение. Рассмотри цвет,  размер, если хочешь узнать об окраске и величине растения или животного, погладь, если хочешь узнать свойства поверхности, то, что ты увидел и выделил, назови.

           Поделись тем, что ты узнал, с другими, чтобы взрослые и сверстники могли услышать, понять и порадоваться вместе с тобой.

          Если можешь, зарисуй то, что узнал, или подбери об этих свойствах, качествах картинки, модели.

          Обращай внимание на состояние животного, растения или человека. Это важно учитывать при общении.

          Если животное чем-то раздражено, не спеши брать его на руки – это довольно опасно.

          По состоянию растения ты можешь определить, нужна ли твоя помощь.

          Прежде, чем закончить трудиться, вспомни, какую цель ты перед собой ставил. Проверь, достиг ли ты её.

          Помни, что важно соблюдать и культурно-гигиенические правила: вымыть руки после работы, ополоснуть лицо. Следи за чистотой своего организма.

          Если во время труда ты чувствуешь бодрость, удовлетворение, радость,

то, то такой труд принесёт пользу не только живому существу, но и тебе.

         

     Соблюдение правил трудовой деятельности в природе

             

            Прежде чем приступить к труду, точно определи его цель. Например,

 Каким ты хочешь видеть растение (с чистыми блестящими листьями), какой должна быть клетка животного.

             Трудиться надо в том случае, если это действительно требуется живому существу. А определить это можно по его состоянию. Если листья растения поникли и повяли, значит, растению требуется влага. Если земля твёрдая и жёсткая, в виде слипшегося кома — следует рыхлить; если земля мягкая, чёрная, мелкими, легко разбивающимися комочками – рыхление почвы применять не надо.

             Собираясь трудиться, исходи из того, что тебе хочется чем-то заниматься (действовать с водой и инструментами), а из действительных потребностей животных и растений.

             Инструменты и материалы подбирай в зависимости от содержания труда и особенностей животных и растений. Для полива удаление пыли с листьев, рыхления необходимы разные приспособления.

             Не забудь, что после трудовых действий их надо почистить и убрать на место.

                Соблюдай правила при моделировании

        При рассматривании и наблюдении за животными и растениями обследуй объект с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий и вычленения на этой основе признаки и свойства живых организмов.

        С помощью картинок-моделей обозначай выделенные признаки (цвет, форму, величину, характер поверхности, пространственное расположение, численность частей и др.)

        Попробуй описать новые объекты природы с помощью готовой, ранее составленной модели. Сравнивай два объекта между собой по модели, учись выделять признаки сходства и различия.

       Растения и животных нельзя разделять на части, это можно сделать с помощью модели, отражающей признаки строения объекта: целое разъединяет на части и вновь объединяется в целое.

       Можно поиграть в «Путаницу» или игру «Что забыл нарисовать художник» модели отражающие части тела животных (конечности, ротовые аппараты), позволяют поиграть в игру «Необычные животные» или «Узнай где живёт животное», «Узнай по клюву, что ест птица».

      Придумай и нарисуй картинки сам, играй с ними, уточняй представление о частях, особенностях, существенных признаках живых организмов.

      С помощью картинок-моделей обозначь условия жизни, потребности живых организмов. Соотнеси их с конкретными животными.

       Попробуй выделить функции живых организмов: дышит, двигается, растёт и размножается. Поищи эти общие признаки у разных живых организмов, с помощью моделей – схем выдели и запомни.

Соблюдение правил игровой деятельности в природе

           Играй с растениями, животными, предметами природы, природными материалами.

           Играя с животными (котёнком, собакой) не держи их слишком крепко, не прижимай к себе, они не любят, когда их заворачивают, гладят против шерсти, привязывают. Если животному это не нравится, оно может укусить.

          Считайся с настроением живого существа (животным, человеком). Если они не хотят играть с тобой, не надоедай, не приставай, в ответ они могут тебя обидеть.

          Старайся не рвать для игры слишком много растений — они погибнут. Возьми несколько, а лучше поищи заместители.

          Для того, чтобы твоя игра была интересной, разнообразной и безопасной для тебя и живого существа, пользуйся игрушками – заместителями, куклами, картинками, моделями.

          Если ты в игре не удержался и сорвал растения, попробуй продолжить их жизнь: принеси с прогулки, поставь в воду, укрась ими группу или раздевальную комнату, зарисуй, чтобы о них осталась память.

         В играх с картинками, словесных играх проявляй сообразительность, быстроту реакции, развивая связную речь, знания о свойствах, признаках предметов и явлений предметов. В подвижных играх, театрализованной игре попробуй передать особенности телосложений животных, которым подражаешь, голосом передай звуки, издаваемые животным. Попробуй придумать игры. Делай игрушки из природных материалов.

    Соблюдение правил при проведении опытов

          Познавая природу, можно использовать опыты с живыми и неживыми объектами.

          Опыт должен быть безопасным для живого существа и для тебя.

         Не пытайся заставить животное делать то, что ему не свойственно. Например, изучая, что кошка ест, не пытайся впихнуть ей в пасть конфетку – животное может укусить или оцарапать.

         Лучше проводить опыты с неживыми объектами. В опытах выявляй свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней в зависимости от температуры, влажности, сезона года, воздействия солнца.

        Учись пользоваться приборами в опытах: термометром, лупой, весами, магнитом и другими приспособлениями.

        Во время опыта соблюдай следующие условия: помни о цели, уровняй все условия, кроме одного, значение которого узнаешь.

        Если опыт длительный, попробуй зарисовать его этапы в виде рисунков или моделей.

        Об опыте, его результатах, открытиях расскажи своим сверстникам, чтобы им было интересно и понятно.

           

       

     

Соблюдение правил в художественно-эстетической деятельности

       Используй знания и ощущения от природы в изобразительной деятельности. Воспроизводи фигуру, цвет, форму, фактуру и особенности индивидуального строения в изображении. Рисуй всё, что видишь вокруг: растения, животных, людей, неживую природу.               Для выразительной передачи их эстетических свойств используй разные материалы. Угольный карандаш, поможет передавать стволы деревьев, оставит на листе бархатистый матовый чёрный след. Фломастеры – яркость и разноцветье травянистых растений. С помощью акварели, рисования по сырому листу можно достигнуть особой выразительности при изображении подводного мира, наступающего утра и.т.д.

        Пластичные материалы –глина и пластилин – помогут передавать строение, особенности поведения, движения, изображаемого животного. Делай движущие игрушки из бумаги: взмахивающего крыльями журавля, скачущую лягушку, каркающую ворону и.т.д.

        Из разнообразных материалов (пластмассовых баллончиков, кусочков пенопласта, полиэтилена, конструкторов) можно изготовить игрушки для игр с водой, песком, ветром. Они помогут тебе освоить многие свойства природных материалов и явлений.

         Создавая образы, представь живые существа: животных, растений, людей; вырази отношение к тому, что ты создаёшь. В этом тебе помогут яркие краски, выразительная форма, любимые образы.

           

nsportal.ru