Эмоциональное выгорание учителя: Профессиональное выгорание школьных учителей

Содержание

Эмоциональное выгорание учителя: что делать, чтобы его избежать

 

Выгорание − слово, хорошо знакомое современному человеку. Симптомами профессионального выгорания учителя могут быть апатия, отсутствие интереса к работе, незаинтересованность в результатах, раздражительность по отношению к ученикам и коллегам, быстрая утомляемость. Если учитель не справляется с профессиональными обязанностями, мы, как правило, автоматически списываем это не на выгорание, а на непрофессионализм или безответственность. Таким образом, учитель, который не выдерживает сложных эмоций, связанных с преподавательской практикой, может стать объектом давления извне, порицания со стороны начальства, коллег, родителей учеников. Все это делает проблему многослойной. Делимся практическими советами, как не допустить выгорания, а заметив признаки его приближения, преодолеть кризис.

Коллектив в помощь

Часто, находясь на грани эмоционального опустошения, человек не в состоянии самостоятельно заметить, что с ним происходит. В этом случае бдительные коллеги могут прийти на помощь и указать учителю на приближение проблемы. Кроме того, регулярное общение с коллегами может быть источником вдохновения, энергии, интересных идей. Главное, чтобы это общение было ресурсным, то есть больше приносило, а не отнимало.

 

Сейчас во многих европейских и американских школах набирает популярность практика преподавательского напарничества: учителя работают вдвоем, являясь друг для друга своеобразными супервизорами. Но в нашей стране такой формат работы можно встретить лишь в некоторых частных школах. Как правило, наши учителя в одиночку работают с детьми, общаются с родителями, выполняют бумажную работу. 

 

Именно поэтому важно регулярно организовывать поддерживающие педагогические собрания. Такие собрания не имеют ничего общего с плановыми педсоветами, на которых решаются рабочие вопросы. Главная цель педагогических собраний − помочь тем, на ком держится работа всей школы, то есть учителям.

Проводить их можно в формате живых встреч, а можно и в формате онлайн-конференций. Чтобы собрания были эффективными, важно придерживаться определенных правил.

  1. Встречи должны проходить регулярно, периодичность можно выбирать, основываясь на пожелания самих учителей. Хорошо устраивать педагогические встречи, например, в начале и в конце учебной четверти. 
  2. Встречи не должны затягиваться, отнимая личное время. Стоит придерживаться заранее утвержденного тайминга, выделяя определенное количество времени на разбор и обсуждение кейсов. 
  3. Хорошо, если к каждой онлайн- или оффлайн-встрече cможет присоединяться школьный психолог. Если такой возможности нет, стоит попросить психолога заранее разработать рекомендации по проведению собраний. В правилах можно, например, указать, что во время встреч запрещено высказывать осуждение и негативные оценки чужого опыта. 

Инициировать создание поддерживающей педагогической группы в школе может как школьная администрация, так и сами учителя.  


Институт новых технологий в образовании идет в ногу со временем и предлагает педагогам обучение в современной и удобной форме в любое удобное время. Получите диплом за 3 месяца. Обучение полностью дистанционное. Посмотреть список программ здесь. 

 


Тайминг в общении с родителями и учениками

Общение с детьми и их родителями — это, как правило, самая эмоционально затратная часть работы учителя. К сожалению, далеко не всегда эти эмоции оказываются приятными. 

 

В первую очередь необходимо помнить, что общение, ответы на вопросы, выстраивание доверительных отношений — это часть работы. Однако, составляя собственное рабочее расписание, учителю стоит заранее определять время, которое он будет тратить на внеурочное общение с детьми и их родителями − в общей сложности оно не должно превышать 20% рабочего времени. 

 

Если в своей практике вы встречаетесь с учениками, которые испытывают определенные трудности, вы, разумеется, можете уделить этим ученикам дополнительное время. Но не пытайтесь решить все проблемы самостоятельно, обращайтесь к коллегам: школьным учителям, психологам, к руководству школы. Просьба о помощи не делает вас слабым и непрофессиональным, а наоборот, показывает, что вы умеете заботиться как о детях, так и о себе. 

 

Рано или поздно каждый педагог сталкивается с «токсичными» родителями. Они могут требовать особого отношения к ребенку, критиковать работу учителя. В такой ситуации учителю важно не вовлекаться в долгие споры, а просто объективно описать свою позицию. 

 

Если после этого родители не перестают заваливать педагога вопросами и претензиями, стоит сообщить об этом руководству школы. В свою очередь представители школьной администрации и психологи могут продолжить общение с родителями, объяснив им, что учитель должен тратить максимум времени на работу с детьми, а вовсе не на выяснение отношений с их мамами и папами. 

 

Придерживайтесь тайминга в общении со всеми родителями. Во время установочных родительских собраний сообщите, как часто вы можете отвечать на их вопросы. Есть несколько общепринятых правил.

  1. Учитель может уделять время живому общению с родителями не более двух раз в течение учебной четверти.
  2. На общие вопросы и на вопросы, не требующие срочного ответа, учитель может отвечать в специально организованных чатах или на онлайн-платформах, где должны быть зарегистрированы все родители. Нежелание родителей присоединяться к чату не накладывает на учителя ответственности общаться с ними в индивидуальном порядке. Учителю стоит заранее сообщить родителям, как часто он будет отвечать на вопросы в чатах (например, дважды в неделю).
  3. Учитель должен заранее сообщить родителям, в какие часы ему можно звонить. Он имеет право не отвечать на письма и звонки родителей после окончания рабочего дня, а также в выходные.

Эмоциональная гигиена

Помните, что забота о себе — основа успешной работы и профессионального роста. Психологи утверждают, что именно учителя (наравне с врачами и полицейскими) чаще работников других сфер испытывают эмоциональное выгорание.  

 

Эмоции — это неосязаемая, невидимая, но исключительно важная сфера нашей жизни, но только мы сами отвечаем за свое психическое состояние и своевременное избавление от эмоционального мусора. Вот некоторые упражнения и практики, которые психологи рекомендуют учителям выполнять регулярно.

Ежедневные настройки

Перед началом рабочего дня или урока уделяйте несколько минут эмоциональной настройке. Напомните себе, почему вы занимаетесь педагогической практикой, что для вас важно, а что — вторично, каких результатов вы хотите добиться, что хотите передать детям. 

 

В конце урока или учебного дня можно также выполнять настройки, отмечая собственные большие и маленькие успехи, радуясь им, обретая намерение развивать и совершенствовать достигнутое. 

 

Если в процессе настроек вы чувствуете, что не можете самостоятельно найти смысл своей работы, не затягивая, обратитесь к психологу.

 

В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) ежемесячно проходят акции и предоставляются скидки до 70%. Посмотреть список программ здесь. 

Практики эмоционального сканирования и письменные практики

Выполняя эмоциональное сканирование, мы ежедневно (один или несколько раз в день) уделяем время наблюдению за собственными эмоциями. Находясь наедине с собой и прислушиваясь к себе, мы можем заметить, какие эмоции испытываем в данный момент: это может быть раздражение, грусть, зависть, что угодно. Психологи объясняют, что, замечая эмоции, мы меньше в них вовлекаемся и получаем возможность с ними работать. 

 

Заметив в себе раздражение, учитель может уделить время чему-то, что поможет успокоиться: выпить чашку чая, прочесть главу хорошей книги, совершить прогулку или поговорить по телефону с близким человеком. 

 

Но не всем людям с легкостью дается практика сканирования эмоций. В этом случае психологи рекомендуют писательские практики: раз в день, вооружившись карандашом и блокнотом, можно записывать все, что в этот момент захватывает. Письмо помогает структурировать мысли, дает возможность посмотреть на свой внутренний мир со стороны. 

 

Существует много разных писательских практик. Алгоритм одной из самых популярных выглядит так:

  1. Заведите таймер на 10-15 минут. В течение этого времени, не задумываясь над содержанием и формулировками, опишите, как прошел ваш день, что вы делали и что чувствовали. 
  2. На время отложите написанное, чтобы заняться другими делами. 
  3. Перечитайте то, что получилось, так, словно читаете письмо от другого человека. 
  4. Подумайте, что вы могли бы сказать, посоветовать автору текста.

Занятия сканированием эмоций и работа с записью состояний помогают не только контролировать настроение, но и определять направления для дальнейшего саморазвития.

Часы и дни эмоциональной разгрузки

Каждый день уделяйте хотя бы полтора часа делам, никак не связанным с педагогической деятельностью. Читайте книги, занимайтесь творчеством, общайтесь с близкими людьми.  

 

Как минимум раз в неделю устраивайте себе день, когда вы не будете думать о работе. Особенно ответственные учителя могут отнестись к эффективному отдыху как к важнейшей части работы, без которой продуктивность рано или поздно начнет сходить на нет.

 

И помните: ваше эмоциональное самочувствие так же важно, как и ваша работа. Заботьтесь о себе так же, как заботитесь об учениках.

 

Продолжается набор в дополнительные группы в колледж Анны Муратовой по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов! Успейте подать заявку на комфортное обучение по выгодной цене! Мест остается все меньше.

 

© Источник: activityedu.ru

на вопросы ОТВ отвечает доктор психологических наук

Интервью ОТВ с доктором психологических наук Эльвирой Сыманюк. Эмоциональное выгорание педагогов учебных заведений – что это такое и чем может грозить.

«Риски эмоционального выгорания педагогов сегодня очень высоки», – говорит доктор Сыманюк.

На этой неделе школьники ушли на долгожданные каникулы после третьей четверти. Этой передышки ждали не только ученики и их родители, но и педагоги – именно учителям в наше нестабильное время приходится то экстренно осваивать «цифру», то справляться с волнами лжеминирований… При этом важно и передать подрастающему поколению нужные знания, и просто общаться с ребятами – отвечать на вопросы, настраивать на экзамены. Но в постоянно меняющихся условиях может полностью пропасть интерес к работе. Об эмоциональном выгорании педагогов говорим с Эльвирой  Сыманюк – директором Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета (УГИ УрФУ), членом-корреспондентом Российской академии образования, лауреатом премии Губернатора Свердловской области в номинации «Профессор года».

–  Эльвира Эвальдовна, добрый день. Сегодня очень много факторов влияет на работу педагогов помимо основной обучающей деятельности. Как это сказывается на преподавателях?  

– Действительно, в современном мире внешняя среда становится все более агрессивной, негативно влияет на психологическую устойчивость. Эмоциональное благополучие населения, как следствие, оказывается под угрозой. В этой ситуации, конечно, педагоги оказываются в очень уязвимом положении. Эта профессия в принципе предполагает двойную ответственность – и за реализацию образовательного процесса, и за жизнь и здоровье обучающихся. Но с каждым годом нагрузка на учителей возрастает: все сложнее становятся требования и от вышестоящих органов, и от родителей – не зря говорят, что каждый человек знает, как лечить, учить и руководить. Все претензии – от двоек до холодного обеда – предъявляются работникам образования. Кроме этого, по итогам пандемии и всеобщей цифровизации учитель оказывается постоянно включенным в профессиональное пространство: 7 дней в неделю и 24 часа в сутки он получает сообщения в мессенджерах, письма, звонки, смс-ки…. Итог – высокие риски эмоционального выгорания.

– Что такое эмоциональное выгорание? Перечислите, пожалуйста, симптомы, признаки, которые могут указывать на проблемы. На что стоит обратить внимание? 

– Эмоциональное выгорание – это многоаспектный синдром, который характеризуется большим количеством вариантов проявлений.

В первую очередь, это отсутствие модальности в проявлении эмоций. Педагог начинает очень формально, без личной вовлеченности, живых реакций, взаимодействовать с коллегами и учениками. Он постоянно чувствует себя опустошенным, уставшим, теряет интерес к общению, и не только профессиональному: появляется замкнутость, избегание публичных мероприятий. Эмоциональный дефицит, который возникает в результате выгорания, заставляет педагога экономить свои ресурсы. «Потухшие глаза» – это не метафора, именно так можно «узнать» выгоревшего педагога.

– Зависит ли возникновение эмоционального выгорания  от стажа, возраста, пола преподавателя? 

– Многочисленные исследования, которые мы проводили, демонстрировали схожие результаты: в наибольшей степени накопление и демонстрация признаков эмоционального выгорания происходит в среднем до 40 лет. После 40 лет, при стаже 15–20 лет, наступает этап вторичной профессионализации: накапливаются опыт, профессиональные наработки, появляются индивидуальные способы сохранения психологической устойчивости.

Педагог, который долгое время работает в образовании, обучается, часто интуитивно, самостоятельно, регулировать эмоциональное состояние, преодолевать стрессовые ситуации. Безусловно, значение имеют также индивидуальные психофизиологические характеристики. Наиболее подвержены выгоранию сотрудники со слабой нервной системой, эмоционально нестабильные, неуравновешенные. Они более остро реагируют на стрессовые внешние события. Если говорить о гендерном признаке, то здесь ситуация следующая. В школах, это известно всем, мужчин гораздо меньше, чем женщин. И у нас просто нет достаточного объема данных для проведения исследований в этом аспекте, ведь более 90% наших респондентов – это женщины.

–  Как в Уральском гуманитарном институте УрФУ возникла идея разработки и проведения специальных тренингов для педагогов?

 

– Наш институт, который является крупнейшим в составе Уральского федерального университета, активно сотрудничает с Департаментом образования Администрации города Екатеринбурга и Министерством образования и молодежной политики Свердловской области. Мы регулярно встречаемся с руководителями школ и даже детских садов и знаем, какой огромный запрос на психологическую поддержку преподавателей. Чаще вектор внимания направлен на школьников, но замученный, выгорающий педагог нуждается в помощи не меньше. Тренинги, который реализует УГИ УрФУ в разрезе так называемой «третьей миссии» университета (взаимодействие вуза и общества), повышают жизнестойкость, толерантность к неопределенности, вырабатывают у педагогов дополнительные способы борьбы со стрессом, позволяют восстановить эмоциональные ресурсы.

– Есть ли какие-то  специальные тесты, позволяющие  проверить,  какие люди, с какими качествами оказываются наиболее устойчивыми  к эмоциональному выгоранию?  Может быть, этому можно научиться? 

– Специальные тесты, опросники, конечно, существуют. Можно назвать авторов некоторых из них: Кристина Маслач, Сьюзан Джексон («Опросник выгорания»), Виктор Бойко («Диагностика уровня эмоционального выгорания»). Следует отметить также работы Наталии Евгеньевны Водопьяновой, ведущего специалиста в сфере эмоционального и профессионального выгорания. Однако лучше, чтобы интерпретацию результатов этих тестов проводил профессионал. Научиться этому, конечно, можно – например, получив образование психолога в Уральском гуманитарном институте УрФУ.


– Какие универсальные рекомендации можно соблюдать для профилактики эмоционального выгорания?

– Нужно уметь видеть в жизненных событиях положительные стороны: получать удовольствие от того, что ты делаешь, с радостью идти утром на работу, а вечером домой. Каждый человек должен владеть навыками эмоциональной саморегуляции, знать, что именно ему помогает бороться со стрессом: спорт, интересная книга, горячая ванна… Очень важно уметь восстанавливаться и беречь себя. Только так можно сохранить себя в профессии и поддерживать благополучие в современном мире!

Текст: Елена Широкова

Я бросил преподавать, потому что многочасовая рабочая нагрузка влияла на мое здоровье

  • Махала Кьюне преподавала естествознание в средней школе в течение пяти лет, прежде чем уйти на работу в некоммерческую организацию.
  • Она говорит, что большие классы, низкая заработная плата, долгий рабочий день и опасения по поводу безопасности во время пандемии способствовали тому, чтобы бросить учебу.
  • «Было бы более лаконично сказать, что не так с преподаванием, чем что с ним не так», — сказала она.
LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

Это эссе «как сказано» основано на беседе с Махалой Кюне, бывшей учительницей естественных наук средней школы в Калифорнии, которая сейчас работает в некоммерческой организации. Он был отредактирован для увеличения длины и ясности.

Я не знал, что я хочу делать со своей степенью биологии, и я всегда любил школу, поэтому я думал, что буду преподавать.

Обучение может быть очень увлекательным. Мне нравилось работать с детьми и видеть, как они увлечены учебой.

Но в обучении тоже было много проблем. Может быть, было бы более кратко сказать, что с ним не так, чем что есть.

Одной из проблем были большие размеры классов и отсутствие доступной поддержки в этих классах. В последний год в моих классах было от 22 до 35 учеников. Подготовить уроки для стольких разных людей с разными потребностями в обучении может быть очень сложно. Когда классы переполнены и у вас нет помощника, трудно уделить каждому ученику то особое внимание, в котором он нуждается.

Еще одной проблемой является отсутствие психологической и физической поддержки учителей. Я сгорел, наверное, на втором месяце. Я приходил домой и не имел никакой энергии. Учителей к этому никто не готовит.

Дня тоже на все не хватает. Были недели, когда встречи занимали мой подготовительный период четыре из пяти дней. Я не могу оценить 150 работ, ответить на электронные письма, позвонить родителям и спланировать уроки за один 48-минутный период.

К пятому году я зарабатывал около 55 000 долларов, что на самом деле было довольно много. Но работа действительно требует, как 9- или 10-часовой рабочий день, поэтому я часто работал раньше, и я начал чувствовать обиду, что мне не платят за эту дополнительную работу.

Есть негласное правило: не жалуйся, потому что это работа, основанная на увлечении; вы не должны заботиться о деньгах. Но в конечном счете, я должен заботиться о деньгах; это работа. Я не буду мучеником за свои с 9 до 5.

Во время пандемии казалось, что поначалу люди были довольны нами. На самом деле мне очень нравилось преподавать дома, потому что это избавляло от многих факторов эмоционального выгорания, но в конечном итоге дети не получали необходимой им поддержки.

По мере того, как пандемия продолжалась, люди начали обвинять нас в том, что мы дольше остаемся на расстоянии и требуем масок, как только мы снова оказываемся на связи. Но мы просто делали все возможное, пытаясь следовать правилам и защищать себя.

Я очень переживал из-за возвращения в класс. Я видел 150 детей каждый день; Я боялся, что пойду на работу и заболею или даже умру, потому что кто-то не хотел, чтобы их ребенок носил маску. Во время пандемии я задавался вопросом: «Счастлив ли я? Чувствую ли я себя удовлетворенным?» Я начал думать о том, чего я боялся в классе, например о стрельбе в школе, и подумал: «Хочу ли я снова оказаться в этом уязвимом положении?»

Когда мы вернулись в класс, он оказался даже лучше, чем я ожидал, и классы были меньше. Но я все еще чувствовал, что нашему благополучию не придавалось такого значения, как благополучию других профессионалов. Это было похоже на то, что людям нужно было куда-то положить своих детей, и им было все равно, сколько нам это будет стоить.

Последней каплей для меня стали панические атаки, которых у меня никогда не было. Я понял, что не могу продолжать портить свое здоровье ради работы.

Я уволился и теперь работаю удаленным помощником директора в некоммерческой организации. Я все еще испытываю многие из моих любимых аспектов преподавания на моей нынешней работе, просто без стресса и выгорания. Сейчас я зарабатываю 80 000 долларов в год. Я работаю дома и управляю командой из дюжины человек вместо 150 детей.

Я чувствовал себя виноватым из-за того, что ушел, но учителя заслуживают того, чтобы ставить себя в приоритет, чувствовать себя в безопасности и цениться на работе, а также получать больше.

Если кто-то из учителей собирается уйти, важно быть честным в том, что вам нужно, и сможете ли вы получить это, оставаясь. Иногда сменить школу или район — это все, что вам нужно. Но в конечном счете, если вы хотите бросить преподавание, начните заранее знакомиться со своими навыками и своей ценностью. Люди удивляются, когда я говорю, что в моей работе используются многие навыки, которые я приобрел во время преподавания, но учителя носят так много шляп, что у них есть много полезных навыков.

Преподавание сильно повлияло на меня и сделало меня лучше. Но оглядываясь назад, я бы не остался так долго. Я рад этому опыту, но, может быть, не так много опыта, как я получил.

Учитель, бросивший карьеру ради работы в Costco, винит в этом низкую зарплату и выгорание: «Моя страсть не могла оплачивать мои счета»

В видео, в котором рассказывается о смене карьеры, Перкинс набрала более 4 миллионов просмотров на TikTok

Бывшая учительница Мэгги Перкинс решила отказаться от своей 8-летней карьеры, чтобы работать в Costco. Она спонтанно поделилась этим решением в TikTok и привлекла внимание более 4 миллионов человек.

Перкинс сказала ведущему FOX Business Стюарту Варни в среду, что, хотя она «любила» преподавать, «другие части работы» заставляли ее перегружаться и, в свою очередь, «выгорать».

В своем вирусном видео Перкинс сказала, что, будучи учителем, она чувствовала, что просто «выживает каждое мгновение». К тому времени, когда наступит перерыв, она будет настолько истощена, что ей станет физически плохо.

Теперь, когда она работает кассиром в Costco, она говорит, что чувствует себя «прекрасно».

«Я имею в виду, что я работал семь дней подряд [в Costco], включая канун Рождества, и я чувствую себя прекрасно. Как учитель. Я как будто просто выживал каждый момент. была настолько истощена, что меня буквально тошнило. Так что, да, я чувствую себя довольно хорошо, не будучи учителем в это время», — сказала Перкинс в своем TikTok, который она опубликовала в прошлый канун Рождества.

НОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ «СПОКОЙНОГО УХОДА» — И ЛОВУШКИ ДЛЯ СЕГОДНЯШНИХ СОТРУДНИКОВ

Бывшая учительница сослалась на «ползучесть работы», когда на вас постоянно возлагают дополнительные обязанности, но никогда не освобождают от них, как основной мотиватор своего решения.

«Есть такой термин, как расползание работы, когда на вас медленно возлагаются дополнительные обязанности, а затем эти обязанности никогда с вас не снимаются. И со временем это приводит к тому, что вы выгораете от первой причины, по которой вы стали учителем. , что означает любовь к ученикам, любовь к преподаванию. А потом они, знаете ли, напоминают вам [необходимо] помнить о том, почему и о своей страсти», — объяснила она в «Варни и Ко».

ЗАБУДЬТЕ О «СПОКОЙНОМ УХОДЕ»: ТЕПЕРЬ РАБОТНИКИ УСТРАИВАЮТ КОЛЛЕГ «ТИХОЙ СВЯЗЬЮ»

«Но моя страсть не могла оплатить мои счета, и моя страсть не могла помочь мне спать по ночам, когда я всегда ждал чтобы другой ботинок упал».

«Варни и Ко.» Ведущий спросил Перкинс, почему она выбрала Costco, на что Перкинс объяснила, что ей нравится «все» в компании и что она является ее участницей с «ребенка».

Финансовый директор COSTCO НАМЕКАЕТ НА ПОВЫШЕНИЕ ЧЛЕНСКИХ ВЗНОСОВ

«Мы выросли в Costco, поэтому я всегда знал, что к сотрудникам Costco относятся хорошо, и у них высокое качество жизни. Поэтому, когда в моем городе строили новую Costco, я сразу же подал заявку. есть [так в оригинале] более 3000 заявок менее чем на 300 вакансий. И мне посчастливилось получить одну из этих вакансий», — сказал Перкинс.

Бывшая учительница Мэгги Перкинс (не показана выше) поделилась своим решением сменить профессию в социальной сети TikTok. Ее видео стало вирусным и набрало более 4 миллионов просмотров с тех пор, как она опубликовала его в канун Рождества 2022 года.  (iStock / iStock)

Варни поделился с Перкинсом опытом, который он пережил в Costco во время праздничного сезона, когда из-за неисправности компьютера возник хаос. Он утверждал, что ситуации такого рода могут способствовать утомлению сотрудников, но Перкинс утверждал, что она «не испытывала эмоционального выгорания» во время работы в Costco.

«Как учителю, — заключает Перкинс, — мне приходилось меняться, когда технологии постоянно ломались. Поэтому я еще не сталкивался в Costco со сценарием, к которому я не был бы готов своей карьерой учителя».