Этические качества личности – Культурные и этические качества личности, проявляющиеся в деловом взаимодействии.

Содержание

Культурные и этические качества личности, проявляющиеся в деловом взаимодействии.










ТОП 10:







Предпринимательство относится к тем видам социальной активности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а именно личностные качества во многом определяют успешность и эффективность работы. Поэтому в процессе деятельности делового человека происходит не только профессиональное становление, но и воспитание его как личности, развитие духовно-нравственных качеств, которые он должен проявлять во взаимоотношениях с коллегами, партнерами, получателями услуг и покупателями и даже конкурентами.

 

Основой личности делового человека должна являться нравственность как внутреннее, духовное качество человека, потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, способность творить добро, приносить людям благо.

 

Нравственность делового человека включает в себя три необходимых компонента:

 

а) нравственные знания;

 

б) нравственные убеждения;

 

в) нравственную потребность. Кратко рассмотрим их содержание.

 

Нравственные знания.

 

Основы знаний о нравственности деловой человек получает в процессе обучения и воспитания. Следует отметить, что знание норм морали еще не означает нравственности поведения, и поэтому необходимо признать, что они могут использоваться деловым человеком только частично или не использоваться вовсе. В этом случае приходится иметь дело с личностью с так называемой «двойной моралью», личностью, которая может теоретически прекрасно ориентироваться в вопросах нравственности, в том числе и деловой этики, но не считать для себя обязательным следовать ее требованиям, ссылаясь на то, что его окружают люди, которые не всегда поступают нравственно, а вот когда они будут руководствоваться моралью, тогда и он также станет высоконравственным человеком. Формирование и развитие высокой нравственности, попытки сделать ее органичным, неотъемлемым свойством своей личности требуют от человека не только знаний, но и постоянной, в течение всей жизни, работы над собой.

 



Нравственные убеждения — это базирующаяся на опыте и знаниях уверенность делового человека в справедливости моральных требований. Нравственные убеждения являются более высокой ступенью развития личности, се сознания, поскольку основаны на глубокой и всесторонней оценке известных ей моральных норм, проверке их социальной практикой, жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном принятии как единственно правильных и возможных. Нравственные убеждения требуют от делового человека умения взглянуть на свою деятельность с точки зрения интересов дела, выяснить соотношение между тем полезным, что он делает для общества и своих партнеров, и тем, что он обязан сделать. Нравственные убеждения определяют теоретическую и практическую подготовленность делового человека к деятельности, являются основанием для его сознательного отношения к своему поведению и действиям в деловой практике. Они участвуют в формировании волевых качеств личности и устойчивых форм морального реагирования на окружающую действительность.

 

Нравственная потребность — наивысшая степень нравственного сознания делового человека. Она характеризуется наличием моральной потребности соблюдать этические требования. Когда соблюдение этих требований становится внутренней потребностью человека, он организует все свои волевые и эмоциональные качества в соответствии с этическими принципами, направляет усилия на решение этически сложных деловых проблем именно с точки зрения нравственности. В этом случае соблюдение требований деловой этики становится устойчивым качеством личности, мощным фактором, мобилизующим ее на организацию своего поведения и деятельности, делом долга и совести, чести и достоинства. Руководствуясь нравственными потребностями, деловой человек не может поступиться ими и совершить ситуативно обусловленные как необходимые действия, но не отвечающие, с его точки зрения, критериям добра и зла.

 

Таким образом, нравственные знания, убеждения и потребности связаны с практической деятельностью и по-разному обусловливают ее. Они выступают основой формирования личностных качеств делового человека и характеризуют его как профессионала.




 

Личностные качества делового человека можно представить как систему общих конкретных и специфических нравственных качеств.

 

Общие нравственные качества являются базовыми, а все последующие предметно их раскрывают. К общим нравственным качествам относятся: верность своему Отечеству, соблюдение лучших традиций своего парода; признание суверенности личности и неприкосновенности ее достоинства, вера в неиссякаемость человеческого добра; справедливость как объективная оценка личностно-деловых качеств людей и их деятельности; открытость к общению, самокритичность.

 

Конкретные нравственные качества:

 

• гражданская совесть — обостренное чувство личной ответственности;

 

• нравственная воля — умение завоевывать уважение людей, развитый самоконтроль;

 

• честность — деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду «в глаза»;

 

• коллективизм — социальная организованность;

 

• самообладание — умение переносить личные неприятности и служебные неудачи;

 

• принципиальность — последовательность в соблюдении и отстаивании своих нравственных позиций.

 

Специфические нравственные качества:

 

• трудолюбие — увлеченность работой;

 

• скромность — разумное использование власти, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам;

 

• ответственность — единство слова и дела;

 

• бескорыстность в оказании помощи людям;

 

• великодушие — терпимость к недостаткам людей;

 

• умение прощать личные обиды, не быть злопамятным[1].

 

Указанные нравственные качества — это те духовные опоры, которые помогают формировать духовно-нравственный портрет делового человека. Их стабильностью и содержательностью определяются его нравственное здоровье, характер действий в условиях морального выбора.

 

Кратко остановимся па специфике некоторых из них, наиболее полно раскрывающих ценность деятельности делового человека.

 

Честность является наиболее важным качеством для делового человека. Невозможно установить нормальные отношения с деловым партнером, если не иметь этого качества, ведь тому человеку, который «единожды солгав» в малом, невозможно доверять и в большом. Однако честность должна проявляться не только на словах — честным надо быть на деле.

 

Тактичность — качество, которое предполагает умение делового человека предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие другими людьми. Тактичность как качество личности делового человека необходима вследствие того, что его поведение всегда требует одновременного соблюдения множества нравственных требований, которые могут противоречить друг другу. Учет всех возможных обстоятельств, ведущих к нежелательным последствиям, мера полезности конкретных поступков и действий делового человека детерминируются профессиональным тактом, выработанным на основе тактичности как личностного качества. Умение выстроить свои действия таким образом, чтобы невольно не поставить кого-то в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее, достигается путем всесторонней оценки противоречивой ситуации, а также тенденций и динамики ее развития. Деловому человеку в силу профессиональной специфики приходится иметь дело с самыми разными людьми, в том числе безнравственными, конфликтными, раздраженными, излишне самолюбивыми, поэтому соблюдение тактичности в работе специалиста особенно необходимо.

 

Совесть делового человека проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии с личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Совесть как качество личности является индивидуализированной формой отражения требований к ней общества и профессиональной группы. Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая человека к творческому поиску решения и предостерегая его от чисто формального подхода к выполнению моральных и профессиональных норм. Когда ситуация (совокупность внешних или внутренних условий) оказывается достаточно сложной или нестандартной, совесть индивида подсказывает ему верное решение.

 

Справедливость должна постоянно присутствовать во взаимоотношениях делового человека с подчиненными. Деловой человек может иметь симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его делового общения; какие бы чувства подчиненный ни вызывал, отношение к нему всегда должно быть ровным, доброжелательным и внимательным, а его проблемы должны оцениваться адекватно. Справедливость необходима и по отношению к коллегам: каждое их действие должно получать справедливую оценку, без преувеличения или преуменьшения заслуг или недостатков, с учетом как объективных, так и субъективных факторов. Воплощение в практике деловой активности принципа справедливости предохраняет делового человека от отчуждения от коллектива.

 

Терпимость — обязательное качество во взаимоотношениях делового человека и непременное свойство его личности. Деловой человек должен быть терпимым, если стремится достигнуть соглашения со своим партнером. Терпимость — моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей. Она основывается на устойчивом навыке принимать человека таким, каков он есть, на признании сто права быть самим собой, иметь собственные привычки, взгляды, убеждения, вести тот образ жизни, который он считает целесообразным, если он не принимает характер социально опасной деятельности. Терпимость не означает, однако, одобрения деловым человеком тех негативных идей или действий партнера или коллеги, которые могут оказать отрицательное влияние па его жизнь, работу, ближайшее окружение или общество в целом.

 

Сила воли всегда необходима деловому человеку в его практической деятельности. Сознательная волевая нацеленность на выполнение объективно необходимых действий, способность не отступать перед препятствиями, возникающими в процессе деятельности, и доводить начатое дело до конца являются качествами, развивающимися в результате опыта работы и осознания своего профессионального долга, преодоления самого себя, своих слабостей.

 

Выдержка и самообладание — те качества личности делового человека, без которых его профессиональная деятельность невозможна. Даже если деловой партнер раздражен и позволяет себе выплеснуть негативные эмоции, то в интересах дела ему нельзя ответить тем же. Более того, нельзя терять самообладание, в противном случае, отдавшись во власть собственных эмоций, можно не услышать то, что говорит партнер, не суметь воспринять необходимую информацию и правильно оценить ее.

 

Внимательность и наблюдательность необходимы деловому человеку в повседневной практической деятельности. Работая с деловым партнером, нужно обращать внимание на малейшие изменения в его настрое, как положительные, так и отрицательные. Хороший специалист всегда может заметить неуверенность и колебания клиента, его растерянность, угнетенность, наконец, плохое самочувствие или несогласие с предлагаемым решением, даже если по каким-либо причинам возражения не высказаны вслух. Наблюдательность и внимательность делового человека дадут ему возможность, не упуская времени, доказать свою правоту, более веско аргументируя предложения, подбодрить клиента, поддержать его. Наконец, внимательность и наблюдательность помогут уловить неискренность партнера и подтолкнуть к проверке полученной информации.

 

Доброта делового человека, основанная на гуманизме и любви к людям, имеет специфическое содержание: она деятельна. Она воплощается в заботе о подчиненных, создании благоприятных условий для их жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, в обучении необходимым для них навыкам и действиям, в умении вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь. Доброта делового человека обязывает его действовать не только в собственных интересах, но и как обладающему определенным преимуществом в социальном статусе, знаниях, материальных ресурсах, учитывать интересы деловых партеров, достигая определенной гармонии в деловых отношениях.

 

Любовь к людям — без нее деловой человек никогда не станет для партнера другом, близким человеком. Однако, как говорит пословица: «Легче любить все человечество, чем своего соседа», — и в своей профессиональной деятельности деловой человек постоянно сталкивается с тем обстоятельством, что далеко не все партнеры объективно способны вызывать к себе любовь. Тем не менее, нужно уметь видеть в людях положительные качества: именно они могут стать основой любви к ним. Работая с партнером и определяя его положительные черты и качества, деловой человек должен стремиться к тому, чтобы раскрыть те нравственные основания, которые могут сделать взаимодействие между ними по-настоящему эффективным.

 

Оптимизм. Предпринимательство — одна из самых сложных сфер деятельности, поскольку деловой человек в условиях неопределенности, постоянных рисков, связанных с бизнесом, всем видом должен демонстрировать партнерам и коллегам уверенность в будущем, а это можно сделать, только сохраняя веру в справедливость и торжество добра, неся людям радость и вселяя надежду на лучшее будущее.

 

Эмпатия (от греч. — сопереживание) — постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания, сочувствия, умение поставить себя на место другого. Способность к эмпатии в форме сопереживания и сочувствия является необходимой чертой личности делового человека и во многом определяется умением поставить себя на место делового партнера. Это качество развивается по мере накопления жизненного и профессионального опыта.

 

Стремление к самосовершенствованию должно проявляться в постоянном стремлении к профессиональному росту, приобретению практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, а также в совершенствовании духовном и нравственном, развитии моральных качеств и преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве работы.

 

Нравственность делового человека направлена не только на него самого, но и на окружающих: партнеров по бизнесу, коллег, клиентов, — и в этом состоит значительная часть делового успеха. Высокие моральные качества позволяют деловому человеку самостоятельно регулировать свое поведение и действия, осуществлять самоконтроль и моральную самооценку.

 

Таким образом, качества личности делового человека во многом определяют успешность его делового взаимодействия и являются необходимым условием профессиональной пригодности. Формирование моральных качеств происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращения их в процессе деятельности в убеждения и потребности. Эти качества личности делового человека, проявленные им по отношению к другим людям и всему обществу, способствуют повышению уровня общественной нравственности и тем самым решению целого ряда социально-экономических проблем.

 

Все названные нравственные качества взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга и присутствуют в поведении и действиях постоянно, в любых ситуациях и отношениях, формируя в общественном мнении облик делового человека как высоконравственной личности.











infopedia.su

Список положительных моральных качеств человека

Какие положительные качества характера человека для работы и уютной жизни в обществе наиболее существенны?



Как лучше отметить себя и что показать в резюме? Предлагаю разобраться. Чтобы знать свои добродетели в лицо, мы подготовили перечень хороших качеств для свойства человека.

Аккуратность

Это стремление к порядку и чистоте. Аккуратность проявляется во внешней опрятности, акуратном отношении к вещам, точности и тщательности в делах. Эта черта больше характерна женщинам, за счёт этого для мужчины немаловажно выработать в себе привычку к созданию и поддержанию чистоты. Помните: порядок в доме — это порядок и в голове.

Экономия

Это заботливое отношение к имеющимся благам, не имеет большое значение собственным или чужим. Мы говорим не только о материальных вещах, но даже о душевных силах и жизненной энергии человека. Такое свойство позволяет сделать лучше расход любых ресурсов, достигать большего за счёт сохранения малого.

Бескорыстие

Это отсутствие стремления к получению наживы. Корыстными людьми двигает только своя польза. Чистосердечным и бескорыстным людям собственная польза не важна, они помогут и ничего не затребуют взамен, за счёт этого им доверяют на порядок выше.

Культурность

Уважительное отношение к находящимся рядом. Всегда. Даже тогда, когда ситуация не располагает к учтивому и тактичному обращению. Кстати, такое свойство раздражает хамов. Им поругаться хочется, а вежливый человек с ними на конфликт не идет. Культурность и бранящегося за пояс затыкает, и города покоряет!

Лояльность

Это преданность, но не только в отношении к родным, но и к собственному мировоззрению, задумками и взглядам. Это значимая сторона отношений между мужчиной и женщиной, ведь с ней сопряжена аналогичная отрицательная черта, как ревность. Лояльность говорит о надежности и постоянстве личности, обладающей данным качеством.

Культурность

Это хорошие манеры и способность вести себя в обществе. Воспитанный человек вежлив с окружающими вне зависимости от их положения в обществе. Это знание и выполнение правил повидения в обществе, благоговение к чужой собственности, природе, обществу. За вежливого человека никогда не бывает стыдно.

Хорошие книги по своему формированию, психологии и личностному росту http://woman-l.ru/luchshie-knigi-po-samorazvitiyu/

Дисциплинированность

Это способность соблюдать правила и распорядок. Дисциплинированный человек не только в первую очередь соблюдает установленные правила, но и умеет так распоряжаться собственным временем, чтобы его хватало на все серьезные дела.

Доброта

Это нежное и заботливое отношение к людям. Сочувственность и внимательность если сравнивать с другими, желание подсоблять и выручать из непростых обстоятельств, не дожидаясь ничего взамен. Такое свойство не приносит сиюминутной пользы, но находящиеся вокруг его оценивают, и на оказанную доброту всё чаще отвечают подобный добротой и заботой.

Дружелюбие

Это доброжелательное отношение к находящимся рядом. Это не только возможность выстраивать дружеские отношения с любым человеком, но и способность вести себя открыто и участливо в отношении к людям. Благожелательный человек стремится к обоюдному приятному общению, за счёт этого имеет не только верных друзей, но и много полезных знакомств.

Коммуникабельность

Это способность устанавливать контакты. Человек, который не имеет коммуникативных барьеров, легко входит в коллектив и заводит друзей. Мы живём в обществе, за счёт этого способность вступать в коммуникацию с окружающими полезно в любой области жизни. Человек, обладающий подобным качеством, никогда не осталось один.

Ответственность

Это способность человека отвечать за то, что ему вверено, способность принимать сложные решения и расценивать их результаты. Мужья отвечают за жен, матери — за детей, работающие — за высокопрофессиональные задачи. Человек, который не боится на себя взять ответственность за что-нибудь, проявляет себя как самостоятельная и зрелая личность.

Сочувственность

Это готовность прийти на помощь, способность бескорыстно отреагировать на просьбу, помочь в сложной ситуации. Плюс данного качества не только в хорошем отношении присутствующих вокруг, но еще и в самоощущении себя добрым человеком.

Точность

Это соответствие правилам и предписаниям. В жизни такое свойство больше связано с отсутствием опозданий, умением соблюдать поручения вовремя, соблюдать договоренности. Очень ценится в ветвях, где «время — деньги». Но не надо брезговать пунктуальностью и в других сферах жизни — ее отсутствие может браться как неуважение.

Решимость

Это готовность принимать решения, способность сделать задуманное, не робея и не поддаваясь опасениям. Решимость — это отсутствие как говорят иначе паралича воли, когда подозрения мешают деятельности. Прекрасно связана с твердостью духа и храбростью. Про решительных людей говорят: «У него есть внутренний стержень».

Самокритичность

Это трезвая самомнение, адекватное сознание собственных взглядов и деятельности. Самокритичный человек не считает собственное мнение единственно верным, имеет здоровое отношение к взглядам со стороны. Но нужно не забыть о золотой середине, ведь излишняя самокритичность говорит о невысокой самооценке.

Робость

Это отсутствие намерения превозносить себя. Приятно иметь дело с людьми, которые многого добились, и при этом не расхваливают себя на каждом шагу. Робость — это не только отсутствие хвастовства, но и тактичность в отношении к находящимся рядом. Такое свойство может появляться как из-за уважения к другим людям, так и из-за стеснительности.

Смелость

Это способность не покоряться страхам. Говорят, мужественный человек ничего не боится, но полное отсутствие страха — не только безрассудство, но и синдром некоторых психических отклонений. Смелость же — это способность действовать вопреки опасениям. Вот к примеру, пожарные тоже могут страшиться огня, но соблюдать свой профессиональный долг, не поддаваясь страху.

Справедливость

Это безошибочность и беспристрастие. В основе данного понятия лежат представления о добре и зле, законах воздаяния за хорошие и плохие действия. Оценивая события, беспристрастная личность исключает предрасположенности и симпатии к кому-либо. Человек справедлив тогда, когда объективен.

Толерантность

Это терпимость к людям. Толерантность не позволяет делить людей на представителей иных наций, этносов и религий. Терпимый человек не отвергает чужую точку зрения, и вряд ли предоставит возможность себе грубо кому-то дать ответ. Толерантность — это необходимость современного мира.

Любовь к труду

Это способность позитивно относиться к собственой работе. Любовь к труду – не только готовность отдавать свои силы и личное время процессу труда, но и способность исполнять это с удовольствием. Человек, постоянный отлынивающий от работы и не способный воспринимать свой труд с интересом — бремя всего коллектива.

Благоговение к другим

Это признание ценности чужих взглядов. Уважительное отношение к находящимся рядом говорит про то, что вы видите личность в каждом человеке. В трудовых процедурах данное свойство считается просто необходимым, проявляется в дистанции и субординации.

Уверенность

Это хорошая оценка собственных качеств. Уверенность прекрасно связана со способностью человека управлять собой в неоднозначных ситуациях. Уверенная личность знает себе цену, не боится общественных выступлений, в стрессовой ситуации умеет держать себя в руках. Смотря на аналогичного человека можно поразмышлять: «Он знает, что исполняет».

Упорство

Это способность идти к цели. Такое свойство свойственно крепким людям, не пасующими перед трудностями и неудачами. Настойчивость в достижении целей и выполнении планов показывает твердость характера и непоколебимость духа. Упорные личности собственными силами добиваются высот.

Честность

Это открытость, недопустимость обмана в отношении к находящимся рядом. Такое свойство говорит о порядочности, нравственности и крепком характере. Честный человек всегда уважает собеседника, за счёт этого говорит ему правду не всегда даже неприятную, но необходимую.

Чувство собственного положительные качества

Это самоуважение и высокая оценка своих качеств, понимание ценности и значимости. Человек, обладающий этим качеством, вряд ли решится на невелик поступок, обман или даже обычную ругань в общественном месте. Это ниже его достоинства. Для аналогичного человека основное даже не мнение присутствующих вокруг, а собственная оценка своих поступков.

Чувство юмора

Это способность воспринимать ситуацию с комической стороны. Только лучше — искать эту комичную сторону во всем. Так и жить веселее, и людям с аналогичным человеком общаться приятно. Чувство юмора — показатель душевного человеческого здоровья. Неизвестно, увеличивает ли смех длитетельность жизни, но от лишних горестей точно может обезопасить.

Щедрость

Это готовность зонируется с ближним, абсолютно не желая получить что-то взамен. Щедрые люди, к примеру, могут заниматься благотворительностью – подсоблять нуждающимся, жертвовать средства специальным фондам. Даже самые бескорыстные люди оценивают данное свойство, ведь оно показывает широту души.

С этой статьей читают

 

 

labelзаботливое отношение, окружающим Данное, отношение окружающим, Уважительное отношение

znatprovse.ru

Черты характера человека: список и значение

Понятие моральных качеств

Моральные качества человека представляют собой сочетание его внутренних устоев, ценностей и мировоззрения, которые и определяют в нём самодостаточную личность. Эти характеристики, присущие каждому человеку, выражаются внешне через поступки, действия и отношение ко всему, что окружает человека в этом мире. По моральным качествам общество принимает каждого, оценивая его исходя из конкретных критериев.

Типы моральных качеств:

  • «разрешено»;
  • «запрещено»;
  • «необходимо».

Тип «разрешено» включает в себя те качества человека, для которых характерно соответствие его внутренних устоев и правил с определенными нормами поведения и отношения к личности. Такие моральные нормы, одобряемые и поощряемые обществом, даже находят своё отражение во многих законах различных государств. К такому типу моральных качеств относятся: совесть, достоинство, честь, справедливость.


Для типа «запрещено» характерна отрицательная и, во многих случаях, негативная реакция общества на поведение индивидуума или группы лиц. Социум не принимает такое поведение, потому что оно опасно для всех: и человека, и общества. За нарушение таких порядков и правил предусмотрены определённые ограничения и даже лишения свободы, указанные в законах стран. Негативными характеристиками личности являются: обман, злость, зависть, наглость.

К типу «необходимо» относятся моральные черты, не соответствующие внутренним правилам человека, но которые вынуждают его поступать каким-то особым образом, высоко оцениваемым обществом. Порой бывает так, что некоторые моральные устои в обществе заставляют поступать человека вразрез им, что приводит к осуждению его действий или наказанию за такие поступки. К этому типу можно отнести такие качества как ответственность, аккуратность, долг.

Основные моральные качества личности

Каждому человеку в жизни приходится осуществлять свой моральный выбор: сделать что-то хорошее или поступить неправильно, но добиться какого-либо результата. Это постоянная борьба общественных ценностей с внутренним миром каждой отдельной личности. Всё самое основное из моральных качеств закладывается человеку с рождения, когда он начинает понимать и чувствовать отношение к себе своих родителей, потом друзей, сверстников и воспитателей, учителей, при просмотре фильмов, чтении книг и так далее.
Благодаря всему этому многообразию информационных источников и накапливается всё то сложное и многогранное в человеческом поведении, которое он для себя выстраивает в течение жизни. Одинаковых людей не бывает, у каждого есть свой характер, отношение к жизни, её ценностям и у каждого имеется свой индивидуальный взгляд на окружающий мир.


Несмотря на то, что у каждого человека есть свои черты характера и темперамент, всё же существуют определённые моральные качества, по которым и оцениваются люди обществом.

Положительные черты характера:

  1. воспитанность, то есть умение культурно себя вести на людях в любых общественных местах (парк, кафе, офис, театр и так далее). Кроме того, к воспитанности можно отнести и культуру речи. Ведь очень важно, чтобы человек мог изъясняться доступным языком, не коверкая слова и не употребляя ненормативную лексику при этом;
  2.  дружелюбность, то есть доброжелательное отношение к окружающим людям и умение оценивать людей не по их внешнему виду, а по душевным качествам;
  3.  вежливость — умение с должным уважением относится к пожилым и более старшим по возрасту людям, а также своим ровесникам;
  4.  аккуратность определяет человека по тому, как он относится к вещам, предметам и по выполнению каких-либо задач;
  5. пунктуальность — это качество, из-за которого появляется доверие к человеку, так как намного приятней иметь дело с тем кто всё сделает вовремя, прийдет на встречу в назначенный час, а не опоздает на совещание и так далее;
  6.  уверенность всегда являлась отличительной чертой сильной личности, которая привлекает к себе внимание и заставляет восхищаться ею, так как уверенный в себе человек излучает силу;
  7.  справедливость — это качество, позволяющее человеку различить добро и зло и принять правильное решение, основываясь на своих внутренних эмоциях и мировоззрении;
  8.  преданность — это то, что делает человека особенным. Достоин восхищения тот человек, который предан тому, что он делает, а особенно, когда это качество сильно развито у людей, любящих и дорожащих своей семьёй, друзьями, традициями и иными ценностями;
  9.  общительность — умение входить в контакт с окружающими и поддерживать разговор на все темы;
  10.  решительность — важное моральное качество, необходимое в любом деле. Эта черта характера позволяет быстро принимать правильное решение, не колеблясь долгое время;
  11.  смелость — способность проявлять высокий духовный подъём, придающий силу решить какую-либо задачу;
  12.  бережливость — умение сохранять и дорожить тем, что есть у человека;
  13.  ответственность — умение добросовестно выполнять обещания и быть в ответе за их реализацию;
  14.  скромность — редкая черта, которая характеризуется умением не выставлять свои качества и чувства на показ;
  15.  чувство юмора — умение тонко подшутить над ситуацией в нужный момент. Это очень располагает к себе любого человека и делает обладателя этим качеством интересным собеседником.

Плохие моральные черты личности

  1.   грубость;
  2.   неопрятность;
  3.  наглость;
  4.  лживость;
  5.  надменность;
  6. подлость;
  7.  трусость.

Заключение и выводы

Список можно продолжать бесконечно, мы рассмотрели лишь те моральные качества человека, которые должны характеризовать его как полноценную личность.

Несмотря на всё многообразие и сложность характера и поведения человека, общество, в котором он живёт, накладывает свой отпечаток на него. Многие ценности, обычаи и традиции, передаются через поколения, сохраняя и дополняя образ идеального с точки зрения морали человека. И всё же эталоном личности, с высокими моральными устоями, будет являться не тот, у которого отсутствуют плохие черты характера, а тот, кто умеет отличать настоящее добро от зла и жить в гармонии с обществом, его ценностями и, прежде всего, в мире и согласии с собой, сохраняя именно те высокие человеческие черты характера, которыми и славится настоящая, сильная и уникальная личность.

Больше информации по теме:

psyup.ru

ЛИЧНОСТНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА — КиберПедия

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Поэтому в процессе обучения социального работника происходит не только познание им основ и тонкостей профессии, но и воспитание его как личности, формирование духовно-нравственных качеств, которые будущий специалист проявит в работе с людьми. Более того, следует признать, что настоящий социальный работник обязательно сочетает в себе профессиональные знания и навыки и личностные характеристики.

Выбирая в качестве будущей сферы приложения своих сил социальную работу, молодые люди должны иметь как можно более полное представление об этой профессии, решать вопрос не только о соответствии данного вида деятельности своим интересам, но и о своем соответствии интересам и требованиям профессии. В состоянии ли будущий специалист (вне зависимости от уровня его работы и профессионального образования), несмотря на имеющиеся трудности, нести людям добро, любит ли он людей, готов ли ежедневно сталкиваться с человеческим несчастьем и не ожесточиться при этом, — эти нравственные вопросы необходимо решать при выборе профессии. Вот почему необходимым становится нравственное регулирование выбора профессии социального работника, которое может предотвратить негативные последствия ошибочного выбора. Поскольку выбор профессии — серьезный шаг в жизни любого человека, и особенно молодого, впервые выбирающего сферу приложения своих сил, подходить к этому следует обдуманно, сознательно и мотивированно.

Основой для выбора профессии может служить призвание — органичное сочетание своеобразных духовно-нравственных качеств личности будущего специалиста и его способностей к социальной работе. Если человек избирает профессию социального работника сознательно, в соответствии со своим призванием и

качествами личности, она не будет морально тяжела для него и, несмотря на все встречающиеся в процессе труда сложности, принесет радость и пользу и ему, и его клиентам, и обществу, и самой профессии.

Социальный работник и его клиент встречаются впервые в самые тяжелые моменты жизни клиента, когда человеку реально угрожает несчастье или оно уже произошло. Само обращение в социальную службу для клиента является своего рода испытанием, поскольку означает не только появление или возрождение надежды на благополучное разрешение проблемы, но и признание собственной несостоятельности, которое, как бы человек не оправдывался внешними, не зависящими от него самого, обстоятельствами, всегда является для личности признанием тягостным. В этом случае от нравственных качеств личности социального работника зависит, сможет ли его клиент преодолеть неверие в самого себя и свои силы, обретет ли уверенность в себе, сохранит ли чувство собственного достоинства и уважение со стороны своего окружения.


Большое значение при этом имеет уровень моральностисоциального работника как мера соответствия нравственных представлений и ценностных предпочтений массовым этическим суждениям1. Очевидно, что уровень моральности социального работника должен быть выше среднего, так как только это дает ему право общения с человеком, попавшим в беду, поскольку высокий уровень моральности человека предполагает способность понимать другого человека, он помогает ему тактично, без упреков и морализации.

Социального работника и его клиента объединяет общая цель, но вместе с тем социальный работник в совместной с клиентом деятельности олицетворяет собой активное начало. Социальный работник и его клиент являются партнерами, однако в силу того, что специалист владеет способами и методами решения проблем, приведших в тупик его клиента, а также другими необходимыми полномочиями, знаниями и навыками, он выступает по отношению к последнему в качестве старшего товарища, наставника, помощника и руководителя. Однако ведущее (но не главенствующее) положение социального работника должно быть оправдано не только простой необходимостью и социальными ролями, но и его нравственными качествами, дающими ему такое моральное право.

1Кобляков В. П. Мораль и мировоззрение. — Л., 1981. — С. 23-24.

Основой личности социального работника должна являться нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить людям благо.


Неустранимость из социальной работы человеческого фактора обязывает социального работника проецировать его личностные качества в этическое измерение. Только оно позволяет индивидуальной особенности каждой из сторон свести к общей мере, сохраняя личное своеобразие. В противном случае можно было бы говорить лишь об определенном необходимом и достаточном наборе чисто технических сведений — правовых, технологических и т. п., которыми должен обладать индивид, профессионально грамотно выполняющий свои функциональные обязанности и подчиняющийся лишь утвержденной должностной инструкции, в соответствии с которой он обязан в определенные сроки выполнять оговоренные ею действия.

Однако в должностной инструкции нельзя предусмотреть сочувствия клиенту, сострадания к нему, без которых действия социального работника превратятся в формальную, бездушную схему. Более того, социальный работник как специалист может вообще оказаться профессионально несостоятельным и его знания и навыки окажутся невостребованными, если его клиент почувствует полное равнодушие к себе и своей судьбе или неприязнь. Не доверяя социальному работнику, клиент не предоставит нужную информацию о себе и своей проблеме, что сделает ее разрешение крайне затруднительным, или вообще невозможным.

Медицинские работники часто повторяют известную фразу: «если больному не стало легче после разговора с врачом, то это не врач». Это положение в полной мере можно отнести и к социальному работнику. Если клиенту не стало легче после общения с социальным работником, если он не заслуживает доверия клиента и не оправдывает его, то такому социальному работнику не место в службе социальной защиты.

Нравственное сознание социального работника содержит три необходимых компонента: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность.

Нравственные знания. Основы знаний об этике, морали и нравственности, в том числе и в области профессиональной де-

ятельности, социальный работник получает в процессе обучения в среднем специальном, высшем учебном заведении или на курсах и факультетах повышения квалификации. В ходе занятий будущий специалист постигает сущность нравственности, получает сведения о ее содержании и функционировании в обществе, системе ее требований и санкций за отклонение от установленных норм, сравнивает собственные нравственные нормативы с профессиональными, социально значимыми и корректирует свою нравственную позицию. Практический социальный работник, не прошедший курса обучения в учебном заведении, руководствуется собственным интуитивным пониманием добра и зла, основанном на общественных ценностях и его личном жизненном опыте. Очень часто его собственные моральные установки дают ему возможность поступать в полном соответствии с требованиями профессиональной этики; однако так бывает далеко не всегда.

Следует отметить, что знание норм морали еще не означает моральности поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятельности знания сохраняют значительную самостоятельность — они могут не использоваться или использоваться частично в профессиональной деятельности. В этом случае мы можем даже иметь дело с личностью так называемой «двойной морали», которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах нравственности, в том числе и профессиональной морали, но не считать для себя обязательным следовать ее требованиям. Формирование и развитие высокой нравственности, попытки сделать ее органичным, неотъемлемым свойством своей личности требуют от специалиста не только знаний, но и постоянной, в течение всей трудовой деятельности и жизни, работы над собой.

Нравственные убеждения — это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали. Нравственные убеждения являются более высокой ступенью развития личности специалиста, его сознания, поскольку основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью известных ей моральных норм, проверке их социальной практикой, жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном приятии как единственно правильных и возможных. Нрав-

ственные убеждения требуют от специалиста умения взглянуть на свой труд с точки зрения интересов дела, выяснить соотношение между тем полезным, что он делает для общества и клиентов, и тем, что он обязан сделать. Нравственные убеждения определяют теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, являются основанием для его сознательного отношения к своему поведению и действиям в практике социальной работы. Они участвуют в формировании волевых качеств личности и устойчивых форм морального реагирования на окружающую действительность.

Однако нравственные убеждения обладают также относительной самостоятельностью, поскольку в практической повседневной деятельности может возникнуть ситуация, когда личность действует вопреки своим убеждениям, поскольку ситуативно возникают причины, кажущиеся более значимыми, нежели собственные убеждения. В этом случае личность находится в разладе с собой, со своими принципами.

Нравственная потребность — наивысшая степень нравственного сознания социального работника. Она характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики. Когда соблюдение требований профессиональной этики становится внутренней потребностью человека, он в соответствии с этическими принципами организует все свои волевые и эмоциональные качества, направляет усилия на решение этически сложных проблем именно с точки зрения нравственности. В этом случае соблюдение требований профессиональной этики становится устойчивым качеством личности, мощным фактором, мобилизующим ее для организации своего поведения и деятельности, делом долга и совести, чести и достоинства. Руководствуясь своими нравственными потребностями, специалист не может поступиться ими и совершить действия, с его точки зрения не отвечающие критериям добра и зла, но ситуативно обусловленные как необходимые.

Нравственность социального работника как личности всегда подвергается воздействию принятых в данном трудовом коллективе норм морального поведения, причем сотрудник не просто усваивает их как определенный этический идеал, но и постоянно сопоставляет с реальной действительностью, по-

вседневной практикой моральных отношений. Эти обобщения, в свою очередь, воздействуют на содержание профессиональной морали, корректируют его.

Роль профессиональной морали в формировании нравственных знаний, убеждений и потребностей социального работника велика. Она помогает ему сопоставить собственные нравственные позиции с теми действиями, которых ожидают от него как от представителя профессии, помогает ориентироваться в многообразии моральных требований и предписаний.

Таким образом, нравственные знания, убеждения и потребность связаны с практической деятельностью, однако они по-разному обусловливают ее. Наиболее жесткая и устойчивая связь наблюдается в случае формирования у специалиста нравственной потребности.

Ситуация, в которой может оказаться социальный работник, не всегда укладывается в рамки абстрактных предписаний. Это требует от него творческого подхода к решению моральных проблем, в связи с чем внутренняя потребность поступать всегда нравственно, регулировать свои действия с учетом нравственных норм и усвоенной системы ценностей является своеобразной формой анализа и синтеза теории и практики и приводит к соответствующей мотивации деятельности или поступка. При этом нравственная потребность и нравственная мотивация деятельности определяют новое качество — они характеризуют социального работника как личность.Мотивы деятельности социального работника характеризуют его личностные качества, опосредованно проявляющиеся в социальной работе как его интересы.

Таким образом, нравственное поведение социального работника определяется вполне определенными нравственными и душевными качествами его личности.

Честность необходимое качество для социального работника. Честность, умение специалиста говорить правду необходимы и в большом, и в малом. Социальный работник должен говорить правду о положении клиента, о возможности решить его проблемы, о тех затруднениях, которые встречаются в работе, о совершенных ошибках. Однако честность должна проявляться не только на словах — честным надо быть на деле. Социальный работник не имеет права обмануть ожидания клиента, если сам дал ему повод к ним, связал себя обеща-

нием помочь. Если по объективным причинам социальный работник не уверен в желаемом исходе деятельности, он должен сообщить о своих сомнениях клиенту, чтобы не порождать несбыточных надежд и не вызывать впоследствии нареканий в свой адрес. Однако если он, продумав план действий, дал слово клиенту, то должен его держать.

Совесть социального работника проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Совесть как качество личности является индивидуализированной формой отражения требований к ней общества и профессиональной группы. Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая человека к творческим поискам решения и предостерегая его от чисто формального подхода к выполнению моральных и профессиональных норм. Когда ситуация (совокупность условий внешних по отношению к личности или внутренних) оказывается достаточно сложной или нестандартной, совесть индивида подсказывает ему верное решение.

Объективность: социальный работник — человек, и полностью исключить человеческий фактор в его взаимоотношениях с клиентом невозможно; однако по оценке проблем клиента и его качеств социальный работник должен соблюдать объективность, отрешившись от собственных эмоций. В противном случае он может, переоценив клиента, потребовать от него невозможного; недооценив его, — настроить клиента на работу «с прохладцей», вызвать у него желание вне зависимости от личностного потенциала решить свои проблемы целиком за счет усилий социального работника и системы социальной защиты в целом, что, безусловно, не пойдет на пользу ни самому клиенту, ни обществу, ни социальному работнику. Объективно должна оцениваться необходимость в помощи группы клиентов — социальный работник не имеет права недооценивать или переоценивать всей совокупности обстоятельств каждого из клиентов и принимать решение об оказании преимущественной помощи одному в ущерб интересам другого без достаточно веских на то оснований.

Справедливость должна постоянно присутствовать во взаимоотношениях социального работника с клиентами, их близкими и коллегами. Социальный работник может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными клиентами; какие бы чувства клиент ни вызывал у социального работника, отношение к нему всегда должно быть ровным, доброжелательным и внимательным, а его проблемы должны оценивается адекватно. Симпатичен клиент социальному работнику или вызывает антипатию — это не должно отразиться на количестве и качестве тех благ и услуг, которые клиенту необходимо предоставить. Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам — каждое действие коллеги должно получать справедливую оценку, без преувеличения или преуменьшения его заслуг или недостатков, с учетом как объективных, так и субъективных факторов. Воплощение в практике социальной работы принципа справедливости предохраняет социального работника от отчуждения и от клиента, и от коллектива.

Тактичность это качество предполагает умение социального работника предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие клиентом, коллегами и другими людьми. Тактичность как качество личности социального работника необходима вследствие того, что его поведение всегда требует одновременного соблюдения множества нравственных требований, которые могут противоречить друг другу. Учет всех возможных обстоятельств, ведущих к нежелательным последствиям, мера полезности конкретных поступков и действий специалиста детерминируются профессиональным тактом социального работника, выработанным на основе тактичности как личностного качества. Умение выстроить свои действия таким образом, чтобы не поставить невольно кого-либо в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее, достигается путем всесторонней оценки противоречивой ситуации, а также тенденций и динамики ее развития. Как качество личности, тактичность особенно необходима социальному работнику, которому в силу профессиональной специфики приходится иметь дело с людьми слабыми, больными, униженными, раздраженными, чье самолюбие уже в достаточной мере задето теми обстоятельствами, в которых они находятся.

Внимательность и наблюдательность необходимы социальному работнику в его повседневной практической деятельности. Работая с клиентом, социальный работник обязан обращать внимание на малейшие изменения в его настрое, как положительные, так и отрицательные. Хороший специалист всегда может заметить неуверенность и колебания клиента, его растерянность, угнетенность, наконец, плохое самочувствие или несогласие с предлагаемым решением, даже если по каким-либо причинам возражения не высказаны вслух. Наблюдательность и внимательность социального работника дадут ему в данном случае возможность, не упуская времени, доказать свою правоту, более веско аргументируя предложения, подбодрить клиента, поддержать его. Наконец, внимательность и наблюдательность помогут социальному работнику уловить неискренность клиента и подтолкнуть к проверке полученной информации.

Терпимость обязательный принцип во взаимоотношениях социального работника с клиентом и непременное качество его личности. Социальный работник должен быть терпимым, если стремится достигнуть соглашения со своим клиентом. Терпимость — моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей1. Терпимость социального работника основывается на устойчивом навыке принимать человека таким, каков он есть, на признании его права быть самим собой, иметь собственные привычки, взгляды, убеждения, вести тот образ жизни, который он считает целесообразным, если это не имеет характера уголовно наказуемой или иной социально опасной деятельности. Терпимость не означает, однако, одобрения социальным работником тех негативных идей или действий клиента, которые могут оказать отрицательное влияние на его жизнедеятельность, его ближайшее окружение или общество в целом.

Выдержка и самообладание являются качествами личности социального работника, без которых его профессиональная деятельность невозможна. Сталкиваясь в своей деятельности с клиентами, находящимися в трудной жизненной ситуации, социальный работник всегда должен учитывать эмоциональный статус таких индивидов. Даже если клиент раздражен и

1 Словарь по этике / Под ред. Кона И. С. — М., 1981. — С. 337.

позволяет себе выплеснуть негативные эмоции на социального работника, то социальный работник не имеет права ответить тем же. Более того, он не должен терять самообладания — в противном случае, отдавшись во власть собственных эмоций, он не услышит того, что говорит клиент, не сможет воспринять информацию и правильно оценить ее. В случае, когда социальный работник общается с клиентом, имеющим нарушения психики или функций органов чувств, выдержка и самообладание ему также необходимы, поскольку в интересах дела следует наладить контакт даже с таким клиентом, получить от него сведения, предоставить информацию в доступной форме и добиться ее усвоения.

Доброта социального работника, основанная на гуманизме и любви к людям, имеет специфическое содержание — она деятельна. Она воплощается в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, в обучении клиента необходимым для него навыкам и действиям, в умении вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь. Социальный работник должен быть не добреньким, жалеющим клиентов и потакающим их слабостям, а добрым, — т. е. способным учить клиента противостоять негативным явлениям, преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких. Доброта социального работника обязывает его говорить клиенту даже неприятную правду, если это необходимо для его блага.

Любовь к людям — без нее социальный работник никогда не станет для клиента другом, наставником, близким человеком. Однако, как говорит пословица, «легче любить все человечество, чем своего соседа», и в своей профессиональной деятельности социальный работник постоянно сталкивается с тем обстоятельством, что далеко не все клиенты объективно способны вызывать к себе любовь. Тем не менее, социальный работник должен уметь видеть в людях положительные качества — именно они могут стать основой его любви к ним. Работая с клиентом и определяя его положительные черты и качества, социальный работник должен стремиться к тому, чтобы изменить мнение клиента о самом себе и вызвать ту положительную трансформацию личности, которая повлечет за собой позитивное изменение ее жизненных обстоятельств. Равнодушие к человеку ведет к невнимательности, непонима-

нию его внутреннего мира и, соответственно, резко снижает эффективность воздействия.

Самокритичность неотъемлемое качество социального работника. Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению, не выгораживая себя и не ища самооправданий, — одно из качеств, дающих возможность социальному работнику не только честно исполнять свой долг, но и совершенствоваться в своей профессиональной деятельности. Только не закрывая глаза на собственные недостатки, а конструктивно критикуя самого себя, можно развивать свои достоинства. Вместе с тем самокритичность социального работника не должна переходить в «самоедство» — это качество, обусловленное стремлением все абсолютно, и свои, и чужие грехи взвалить на себя, не принесет пользы, а напротив, погрузит социального работника в состояние безысходности, пессимизма, сделает его неуверенным в себе и своих силах.

Адекватность самооценки необходима социальному работнику в его повседневной практической деятельности. Специалист, работающий с населением в области социальной защиты, осуществляет жизненно важные для всего общества функции. Однако при этом он не должен терять чувства реальности и переоценивать свои способности и возможности — завышенная самооценка приведет к самоуверенности и высокомерию, а самоуверенность, в свою очередь, повлечет за собой ошибки и негативно скажется на эффективности деятельности. Не менее опасна и заниженная самооценка социального работника — неверие в свои силы и возможности отрицательно скажется не только на результатах деятельности, но и на состоянии клиента, на общественном мнении о системе социальной защиты в целом.

Терпение необходимо в повседневной деятельности социального работника, поскольку он работает с различными клиентами, многие из которых трудны в общении. Такие трудности могут быть вызваны как возрастными (например, ослабление памяти), так и эмоциональными (например, раздражительность) характеристиками клиента. Социальный работник должен быть терпелив с каждым, должен быть готов выслушать бессвязный рассказ или несколько раз повторить одно и то же, должен иметь терпение выслушать эмоционального кли-

ента, даже если эти эмоции беспричинно направлены на социального работника. Для него главное — дать клиенту высказаться по проблеме, снять отрицательные эмоции и направить разговор в конструктивное русло, чтобы получить и передать информацию в полном объеме, добиться понимания и вызвать мотивацию к совместной деятельности.

Коммуникабельность важнейшее качество социального работника. С общения начинается его знакомство с клиентом, общением работа с ним заканчивается. От коммуникативной способности социального работника во многом зависит в целом успех его деятельности, потому что именно в общении он узнает о проблемах клиента, его надеждах и ожиданиях, в общении вырабатывает план совместных действий по решению проблемы и обсуждает ход его выполнения и результаты. В ходе общения могут открыться изменившиеся обстоятельства клиента, что позволит внести коррективы в работу, сделать ее более продуктивной. В общении с коллегами социальный работник перенимает и распространяет опыт работы, обсуждает общие проблемы и решает волнующие его вопросы. В общении с представителями других государственных и негосударственных учреждений и организаций решает вопросы необходимые для нормального функционирования и развития социальной службы.

Оптимизм — социальная работа является одной из самых трудных профессий, поскольку социальный работник, в какой бы службе он ни работал, чаще всего видит людей несчастных, обездоленных, обремененных множеством проблем. И он знает, что далеко не все проблемы можно разрешить — и по объективным причинам, и по субъективным. Вместе с тем социальный работник несет людям помощь, хотя бы частичное облегчение их страданий, а следовательно, и добро — и это обстоятельство служит источником его оптимизма. Специалисту, наблюдающему постоянно вокруг себя человеческие страдания, трудно сохранять оптимизм, веру в справедливость и торжество добра, однако это необходимо, так как помимо материальной, бытовой и любой другой помощи, социальный работник должен нести людям радость, надежду и веру в лучшее, а это невозможно осуществить, если сам он не имеет ни веры, ни надежды. Социальный оптимизм социального работника имеет своим источником убежденность в возможности осуществления

социальной справедливости, способности человека к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Отсутствие оптимизма у социального работника не только «заражает» клиента безысходностью, но и делает нецелесообразными всякие попытки изменить положение к лучшему, т. е. делает социальную работу бессмысленной тратой времени и средств. С учетом того обстоятельства, что от настроя социального работника во многом зависит и активность клиента, оптимизм может считаться одной из основных черт личности социального работника.

Сила воливсегда необходима социальному работнику в его практической деятельности. Сознательная волевая нацеленность на выполнение объективно необходимых действий, способность не отступать перед препятствиями, возникающими в процессе деятельности, и доводить начатое дело до конца — являются качествами, развивающимися в результате накопления опыта работы и осознания своего профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости.

Сила воли необходима социальному работнику не только для того, чтобы преодолеть себя, но и для того, чтобы преодолеть пассивность клиента, обусловленную его неуверенностью в себе, разочарованностью в своих силах и возможностях, сложившимся в его сознании мнении о себе как о неудачнике, неспособном успешно функционировать во враждебном социуме. Именно сила воли социального работника может заставить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и неверие в собственные силы, активно подключиться к деятельности и тем самым повысить свой личностный потенциал и социальную активность.

Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение — «вчув-ствование» в переживания другого человека1. Способность к эмпатии в форме сопереживания и сочувствия является необходимой чертой личности социального работника и во многом определяется его умением поставить себя на место клиента. Это качество развивается по мере накопления специалистом жизненного и профессионального опыта.

Клиент социальных служб — это человек или группа лиц, попавшие в трудную жизненную ситуацию, — как говорит определение. Но за рамками определения оказались такие характеристики клиента, как его негативный эмоциональный на-

строй, растерянность, угнетенное состояние, потребность в утешении, понимании. Практика показывает, что, обращаясь запомощью в социальные службы, клиент в первую очередь ищет сочувствия, сострадания, сопереживания.

Уже при первой встрече со своим клиентом социальный работник вольно или невольно демонстрирует свои способности сопереживать чужому горю. Никакое вежливое внимание не | сможет обмануть клиента — он интуитивно почувствует равнодушие и фальшь, которая ранит его. Подлинное сочувствие и | сострадание всегда будут оценены клиентом. Результаты многочисленных исследований говорят о том, что наибольшим успехом у клиентов пользуется не тот социальный работник, кто профессионально выполняет свои обязанности, но при этом остается равнодушным к клиентам, а тот, кто всегда готов выслушать и посочувствовать, даже если он выполняет свои обязанности не так профессионально.

Стремление к самосовершенствованию должно проявляться не только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту1, приобретению практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, но и в совершенствовании духовном и нравственном, повышении своих моральных качеств и преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его работы.

Самосовершенствование социального работника — не самоцель, хотя для любой личности совершенствование своих профессиональных и духовных качеств является одной из важнейших потребностей. Как специалист в области работы с человеком, социальный работник свою деятельность во многом регулирует не только законодательными актами, но и моральными нормами, принципами и правилами, которые наибольшую ценность и значимость приобретают тогда, когда становятся частью сознания его как личности. Нравственность социального работника направлена не только на него самого, но и на клиента, и в этом ее высокое назначение. Как говорит недавно появившаяся пословица, «социальная работа — это не профессия, это — диагноз». Высокие моральные качества позволяют социальному работнику самостоятельно регулировать свое поведение и действия, осуществлять самоконтроль и моральную самооценку. Стремление социального работника к

1Карпенко Л. А. Психология. Словарь. — М., 1990. — С. 463.

самосовершенствованию становится положительным примером для клиента, и напротив, трудно требовать от клиента активных действий, максимальной реализации личностного потенциала, если он видит, что социальный работник, призывающий его к этому, не предъявляет таких же жестких требований к себе самому.

Творческое мышление неотъемлемая характеристика социального работника. В социальной работе, несмотря на то, что имеется определенная классификация стандартных положений, нет абсолютно одинаковых ситуаций и идентичных клиентов. В каждом конкретном случае социальный работник должен, принимая решение, учитывать малейшие нюансы дела, чтобы принять оптимальное решение и добиться наивысшего результата. При отсутствии творческого мышления специалист будет действовать по раз и навсегда принятой им схеме, что существенно снизит мобильность решений, эффективность его работы и может отрицательно сказаться на клиенте, поскольку в социальной работе готовых рецептов, применимых в абсолютно любых обстоятельствах и ситуациях, просто не существует. Отсутствие творческого мышления у специалиста будет расценено его клиентом как невнимательность, недостаток опыта и желания помочь, что может дискредитировать социальную работу.

Таким образом, качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование моральных качеств происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращения их в процессе деятельности в убеждения и потребности. Эти качества личности социального работника, проявленные им по отношению к клиенту, его окружению и всему обществу, способствуют повышению уровня общественной нравственности и тем самым — решению ряда социальных проблем. Личность социального работника целостна. Те качества, которых требует от специалиста профессиональная деятельность, не исчезают за пределами учреждения социальной защиты, они присутствуют в его поведении и действиях постоянно, в любых

1Лаврененко И, М, Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2. — С. 112.

ситуациях и отношениях, формируя в общественном мнении облик социального работника как высоконравственной личности.

Есть и еще одна социальная роль социального работника. Он не только представитель профессиональной группы и личность, он — гражданин.

Социальный работник должен понимать, осознавать свою миссию, свое место в профессии, в обществе, в мире. Он должен понимать, что избежать опасностей, угрожающих человечеству, и построить гуманный мир невозможно без такого состояния человеческой души, как сострадание. В этом смысле гуманизм, практический гуманизм, может быть определен формулой «разум + умение + сострадание».

Однако уже в настоящее время, несмотря на то, что социальная работа еще так молода в нашей стране и далеко не полностью раскрыла свой гуманистический потенциал, среди социальных работников стало расти разочарование социальным статусом работников социальной защиты и ролью их деятельности в обществе. Многие, посвящая себя этой благородной деятельности, искали в служении ей возможность улучшения условий жизнедеятельности своих сограждан, но при этом оказывались зачастую бессильными помочь. Причинами подобного бессилия главным образом следует считать несовершенство законодательной базы, недостаточность финансирования системы социальной защиты и непонимание со стороны отдельных представителей властных структур объективного социального статуса и значимости социальной работы, а также все возрастающее по объективным причинам количество клиентов социальных служб.

Такое положение, хотя и объяснимое, не может считаться нормальным. Безусловно, в условиях экономического кризиса решить некоторые проблемы не представляется возможным — например, практически невозможно сколько-нибудь существенно увеличить социальный бюджет и снизить количество клиентов за счет улучшения качества жизни. Но при этом вполне реально и необходимо на основе убежденности социальных работников в важности их профессиональной деятельности создать положительный настрой как у специалистов, так и у их клиентов, вселить уверенность в то, что все пусть ограниченные ресурсы общества и системы соци




cyberpedia.su

2.3 Качества нравственной личности

Цель образования — нравственная личность.
Чтобы знать, к какой цели стремиться,
необходимо структурировать нравственную
составляющую этого «единого целого»
социального феномена. Конечно, нельзя
учесть чудесным образом переплетающиеся
личностные качества отдельно взятого
человека. Однако вполне возможно
определить, что в нем нравственно, а что
нет. В этом смысле смыкаются понятия
«структура» (строение, устройство) и
«свойства» (качества, отличительные
признаки) нравственной личности.

Некоторые теоретики личности считают,
что невозможно вычленить отдельные
компоненты в структуре личности. В.В.
Сериков считает, что анализ личности
как системы бесперспективен, так как
личность представляет собой «единое
целое, не разлагающееся на простые
частицы». Мы полностью согласны с тем,
что «личностный уровень познания
человека — глубоко интимная область его
психики, где скрыты подлинные движители
его внешне наблюдаемого поведения»
[27, с. 55], потому что знаем, что есть Тот,
Кто, «видящий тайное», воздает «явно»
[Матф. 6, 4].

Согласно мнению Н.Е. Щурковой, в условиях
гуманизации образования «высоких
качеств непомерно много и …формирование
длинного перечня блестящих личностных
качеств — дело неперспективное и заведомо
обреченное на неудачу» [35, с. 45].

«Качества личности — это устойчивые
реакции на явления мира, реактивный
отклик на определенный объект или
событие, связанное с этим объектом,
закрепившееся в определенной форме в
истории личностного развития» [35, с.45].

Гуманистическая психология вычленяет
следующие качества личности:

уступчивость

смелость

вспыльчивость

настойчивость

нервозность

терпеливость

увлекаемость

пассивность

холодность

энтузиазм

осторожность

капризность

медлительность

нерешительность

энергичность

жизнерадостность

мнительность

упрямство

беспечность

застенчивость

У разных людей разная привлекательность
этих качеств, то есть каждая личность
находит в себе что-то, что связано с
этими качествами. Это затрудняет
выявление потребностей каждой личности
и, как следствие, процесс воспитания.

К.К. Платонов выделил следующие
подструктуры личности:

· направленность личности: убеждения,
мировоззрение, идеалы, стремления,
интересы, желания;

· опыт: привычки, умения, навыки, знания;

· особенности психических процессов:
внимание, воля, чувства, восприятие,
мышление, ощущение, эмоции, память;

· биопсихические свойства: темперамент,
половые, возрастные, фармакологические
обусловленные свойства.

Большинство из этих подструктур связаны
с нравственным выбором: направленность
личности определяет качество нравственного
выбора, особенности психических процессов
участвуют в процесс нравственного
выбора, опыт актуализирует этот выбор,
биопсихические свойства могут внести
коррективы в нравственный выбор.

Нравственный выбор осуществляется в
процессе нравственного воспитания,
задачи которого определяются посредством
этических требований в конкретном
обществе. Наше время характеризует
нравственный релятивизм: все ценности
относительны, каждое время несет с собой
свои требования, и человек должен строить
свое поведение согласно духу времени.
Так как это мнение подавляющего
большинства, то общество соответствует
выше описанной картине взаимоотношений.
Особняком стоит мнение А.А. Реана, который
считает, что основные постулаты
нравственного поведения представлены
в письменных религиозных источниках
[23, с. 299].

Задачи этического воспитания он видит
в накоплении нравственного опыта и
знаний о правилах общественного
поведения, в разумном использовании
свободного времени и в развитии
нравственных качеств личности:

ь внимательного и заботливого отношения
к людям;

ь честности, терпимости, скромности и
деликатности;

ь организованности, дисциплинированности
и ответственности, чувства долга и
чести, уважения человеческого достоинства,
трудолюбия и культуры труда, бережного
отношения к национальному достоянию
[23, с.299].

Основные критерии нравственного человека
— убеждения, моральные принципы, ценностные
ориентации, а также поступки по отношению
к близким и незнакомым лицам.

studfiles.net

Морально-нравственные качества человека: их формирование и примеры

Морально-нравственные качества – это не то, что дается человеку с рождения. Они нарабатываются воспитанием или же самовоспитанием. В состоянии ли человек жить без моральных норм, заложенных в характере? Выжить сможет, но не сможет добиться любви и уважения окружающих. Как же стать воспитанным человеком, что именно нужно в себе развивать? Об этом читайте ниже.

Трудолюбие

Морально-нравственные качества бывают разными. Одно из них – это трудолюбие. Человек, который не отлынивает от работы, всегда имеет вес в глазах общества. Какая же должна быть работа? Это неважно. Каждый индивид должен трудиться в меру своих возможностей и способностей. Если он может зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, значит, он должен работать инженером, программистом и т. д. Если человек не получил специального образования, он всегда может устроиться водителем, диспетчером, строителем и т. д.

Воспитание трудолюбия должно начинаться в детстве. Некоторые родители оберегают детей. Они не заставляют своих чад трудиться и аргументируют это тем, что у ребенка должно быть нормальное детство. Но ведь если не приучать детей к труду, из них вырастут лентяи. Подростки с 14 лет уже могут идти на работу. Причем часто это практикуется в семьях с хорошим достатком. Таким образом родители приучают своих чад к работе. Трудолюбие – это привычка, и если ее нет, человеку придется очень трудно в жизни. Чтобы не прослыть лентяем, нужно работать не только на основной работе, но и дома. А также следует по мере необходимости помогать друзьям и родственникам.

Уважение

Заложение основ морально-нравственных качеств происходит в детстве. Именно родители должны объяснить ребенку, что такое уважение к старшим. Дети могут стесняться и бояться взрослых, но это чувство страха следует искоренять. Подменяйте его уважением. Ребенок должен понимать разницу между собой, бабушкой и дедушкой. Пожилые люди обладают меньшей энергией и меньшим количеством сил. По этой причине им нужно помогать носить тяжелые сумки и уступать место в общественном транспорте. Но вежливость – это не только то, что человек выставляет напоказ в форме поведения. Уважение проявляется в отношении к старшему поколению. Ребенок, а затем и взрослый человек, должен уважать не только тех кто старше, но и тех кто моложе. Разговор на «вы» со всеми незнакомыми людьми – это дань уважения к персоне. Не стоит пренебрегать простыми правилами приличия, чтобы не прослыть невежливым человеком.

Честность

За отсутствие морально-нравственные качества вас осудят окружающие и, как следствие, могут перестать с вами общаться. Чтобы этого не допустить, нужно быть со всеми предельно откровенным. Естественно, следует дозировать свою откровенность в рамках приличия. Человек должен быть честным. Врать – это плохо, но почему-то люди об этом забывают. Сегодня вранье можно встретить на каждом шагу, поэтому многие люди считают, что это нормально. Нужно стараться быть выше этого. Некоторые персоны стараются быть честными, поэтому предпочитают не врать, а недоговаривать. Считается ли такая форма поведения враньем? Считается. Представьте, что вы на суде. Вас допрашивают по какому-то вопросу, а вы утаиваете часть важной информации. В этой ситуации это кажется недопустимым. А почему же в жизни вы думаете по-другому? Откровенность облегчает людям жизнь. Им не приходится запоминать все вранье, которое они сочиняют, и это помогает держать лицо перед родными и близкими, а также незнакомыми людьми.

Скромность

В наш век интернета каждый человек мечтает прославиться. Для этого люди пытаются выставить напоказ свои таланты или же милую внешность. Но почему тогда в детском саду ребятам до сих пор преподают уроки вежливости? По той причине, что человек должен быть хорошо развит и уметь отличать плохое от хорошего. Скромность – это та черта характера, которая придает человеку загадочность. Если человек не выставляет себя напоказ, с ним интересней разговаривать. Люди, которые пытаются пустить пыль в глаза, выглядят слишком ненатурально. Скромность украшает. Она помогает людям добиваться успеха. Это качество особенно актуально сегодня. Благодаря скромности человек может удачно выделяться на фоне своего окружения. Люди, которые ведут себя слишком откровенно и чрезмерно раскрепощенно, почему-то поощряются нашим обществом. Стоит отметить ту простую истину, что именно благодаря таким личностям люди с каждым годом деградируют все быстрей.

Самокритичность

Урок вежливости в детском саду и в школе должен начинаться с рассказа преподавателей о критике. Маленьким детям она встречается нечасто, но чем старше становится человек, тем чаще он сталкивается с критическим мнением. Мало кто умеет нормально воспринимать осуждающее мнение о себе или же, о своей работе. Но нужно иметь в виду, что каждый окружающий вас человек имеет право на свободу слова. По этой причине люди могут критиковать все, что видят. Каждый индивид с детства должен стать самокритичен. Зачем? Чтобы научиться отличать полезную критику от злословья. Иногда окружающие не хотят обидеть вас или же предмет вашего творчества. Они хотят помочь и высказывают свое мнение, которое может оказаться компетентным. По этой причине его нужно выслушать и взять на заметку. А негативное высказывание, которое не поддержано никакими аргументами, следует научиться пропускать мимо ушей. А главное — нужно научиться не отвечать на злословие и не мстить в ответ. Каждый человек должен уяснить простую истину, с людской завистью бороться невозможно. Завистливая персона – это несчастная личность, которая нуждается в сострадании и любви.

Совестливость

Морально-нравственные качества человека вырабатывались издревле. Без них люди не смогли бы существовать в одном обществе. Одно из таких качеств – это совесть. Человек может жить без нее, но в этом случае ему придется очень тяжело. Муки совести, которые знакомы каждой взрослой личности, похожи на внутреннего цензора, который говорит о том, что человек идет неправильной дорогой или же делает нехороший поступок. Без этого внутреннего компаса сбиться с благородного пути очень легко. Поэтому нужно развивать в ребенке это чувство с детства. Как? Если ребенок поступает нехорошо или некрасиво, его нужно не только отругать, но и укорить, обратившись к совести. Поступая так каждый раз, родители поселяют в маленьком человеке цензора, который будет всю жизнь направлять индивида на верный путь.

Смелость

Что люди всегда ценили друг в друге? Смелость. Но почему тогда сегодня это качество присуще не каждому? Смелость и трусость ходят рука об руку. Несмотря на то что люди стали выставлять свою жизнь напоказ, они стали более трусливыми. Они боятся не только того, чего действительно нужно бояться, но и даже каких-то пустяков вроде того как спросить у продавца в супермаркете, где лежит нужный товар. Почему так происходит? Смелость и трусость – это те качества, которые вырабатываются в детстве. Вырабатываются они ребенком самостоятельно. Родители могут наставлять свое чадо, но ходить в сад или в школе они вместо него не будут. Поэтому маленькому человечку приходится самостоятельно решать проблемы, а порой это не всегда удается. И если не выходит раз за разом, человек становится трусливым и боится вступить в спор или в драку. Такая персона не может защитить ни своих, ни чужих интересов. Как живется трусливым людям? Сложно.

Сострадание

Морально-нравственные качества личности формируются в детстве. Сострадание – одно из них. В отличие от многих других, сострадание требуется человеку нечасто. Но именно о его наличию можно судить о том, насколько добрый или открытый человек рядом с вами. Получить искреннее сочувствие в нашем мире – это большая редкость. Человек плохо умеет сопереживать чужому горю. Люди с каждым годом становятся все эгоистичнее, они отдаляются друг от друга и думают, что горе всегда будет обходить их дом стороной. Но несчастье и счастье – это два близких друга. Поэтому рано или поздно и то и другое посетит человека. Как пережить сложную ситуацию? Позвать сострадательных друзей. Когда человек рассказывает о том, что его тревожит и угнетает, происходит внутреннее очищение. Но оно происходит только в том случае, если повествующий видит в глазах собеседника искреннее сострадание.

Бескорыстие

Как отличить хорошего человека от плохого? Посмотрите на его жизненные ценности. Если вы попросите друга помочь, а он попросит от вас за это какую-то плату, значит, человек рядом с вами недостойный. Нужно окружить себя бескорыстными людьми. Такие персоны не предадут вас никогда. Они смогут оставаться рядом и в печали, и в радости. А вот те индивиды, которые находятся рядом только тогда, когда у вас все хорошо – это ложные друзья.

Формирование морально-нравственных качеств начинается в детстве. Как нужно воспитывать бескорыстного человека? Мама и папа должны просить помогать свое чадо просто так. Многие родители обещают своим детям конфеты или иные бонусы за то, что ребята помогут по дому или же погуляют с собакой. Такой подход к воспитанию закладывает базу в детском сердце для формирования корысти.

Любовь к родине

Человек должен уважать то место, в котором он родился. Понятно, что поговорка: «где родился там и пригодился» сегодня больше не актуальна. Но все же патриотизм – это то чувство, которое должно быть заложено в душу человека. Люди, которые любят свою родину, будут стараться работать на ее благо. Благодаря этому Россия будет развиваться и богатеть. Как следствие, люди будут получать свои дивиденды за любовь и труд. Конечно, любить нужно с умом. Для того чтобы гражданам было не стыдно за объект своего обожания, он должен быть достоин любви. Любить что-то убогое из сострадания тоже можно, но все же такая любовь недостойна уважения. Патриотизм должен присутствовать в душе человека так же как и совесть или доброта. Об этом нельзя забывать, ведь дети – это будущие нашей страны, и именно на них взрослые возлагают свои надежды.

fb.ru

Моральные качества

Моральные качества – это совокупность всего, что характеризует сознательную личность. Это внутренние личностные ценности, которые имеют внешнее выражение. Другими словами – выражение внутреннего «Я» через манеры и поведение. Моральные качества – это, то важное, по которому нас оценивают окружающие люди.

Все моральные качества можно условно разделить на 3 категории: «Можно», «Нельзя» и «Нужно». Категория «Можно» — это все те качества, которые не вступают в противоречия с внутренними убеждениями человека и соответствуют нормам и правилам, установленным в обществе. Эти качества не причиняют никому вреда. Некоторые из них определены как права личности и закреплены правовыми законами. К этой категории относят честь, достоинство, справедливость, совесть.

К категории «Нельзя» относятся качества, которые вызывают личностную неприязнь и противоречат устоям общества. Такие качества осуждаются общественной моралью и, кроме того, они также закреплены в правовом отношении и влекут за собой уголовную или административную ответственность. К таким моральным качествам можно отнести стяжательство, зависть, бесстыдство.

И, наконец, категория «Нужно» подразумевает наличие таких моральных качеств, которые побуждают человека действовать определенным способом, даже если это не соответствует внутренним установкам личности, но имеет высокую общественную значимость. Невыполнение требований, установленных перед личностью, может привести к нарушению норм и правил поведения и привести к наказанию. Моральные качества, относящиеся к этой категории, это долг и ответственность.

Моральные качества личности переплетаются с ее правами и обязанностями и очень часто вступают друг с другом в конфликт. Например, долг врача – лечить пациента, но если этот пациент насильник и убийца, то происходит конфликт внутреннего неприятия злу медицинского работника с ответственностью в профессии. Важно в таких случаях всегда верно расставлять приоритеты личного и общественного.

Формирование внутренних моральных качеств основано на интеллекте, эмоциях и воле. Обстоятельства постоянно меняющейся окружающей среды заставляют человека решать интеллектуальные задачи соответствия своих моральных качеств с современными требованиями общества.

Эмоциональная окраска событий, происходящих в социуме, необходима для формирования моральных качеств, связанных с оценкой этих событий.

Воля – это необходимое условие для формирования моральных качеств, особенно таких, которые имеют общественное значение, но не имеют приоритетного значения для личности.

ethicscenter.ru