Фазы адаптации по курляндскому: Адаптация сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам

Содержание

Адаптация сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам

Физические тренировки оказывают многогранное влияние на организм и сердечно-сосудистую систему в частности, повышая ее функциональные возможности. Формирование адаптивных процессов в системе кровообращения сопряжено с изменениями функций других систем. В процессе физических тренировок складываются механизмы, лежащие в основе адаптации. Они обеспечивают тренированному организму преимущества перед нетренированным, позволяют ему выполнять мышечную работу такой продолжительности и интенсивности, какую нетренированный не способен осилить.

Адаптированный к физическим нагрузкам организм отличается более экономным функционированием физиологических систем в покоен при умеренных физических усилиях, а также способностью достигать при максимальных нагрузках такого высокого уровня функционирования этих систем, какой недоступен нетренированному. В результате физических тренировок повышается резистентность организма к повреждающим воздействиям и неблагоприятным факторам.

Срочная и долговременная адаптация

Каким же образом изменяется функциональное состояние организма и как происходит адаптация сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам?

По мнению Ф.З. Меерсона, в развитии большинства адаптационных реакций прослеживаются два этапа: 1) начальный этап срочной, но несовершенной адаптации; 2) последующий этап совершенной долговременной адаптации.

Этап срочной адаптации

Этап срочной адаптации развивается непосредственно после начала действия раздражителя — физической нагрузки. Он может реализоваться только наоснове ранее сформировавшихся физиологических механизмов. Важнейшая черта срочного этапа адаптации заключается в том, что деятельность организма протекает на пределе его физиологических возможностей — при почти экстремальной мобилизации функционального резерва — и далеко не в полной мере обеспечивает необходимый адаптационный эффект. Так, бег неадаптированного человека происходит при близких к максимуму величинах минутного объема сердца и легочной вентиляции, при максимальной мобилизации резерва г            ликогена в печени.

При этом возрастает уровень лактата в крови, что лимитирует интенсивность нагрузки, поэтому двигательная реакция не может быть ни достаточно быстрой, ни достаточно длительной. Таким образом, адаптация реализуется «с места», но оказывается несовершенной.

Этап долговременной адаптации

Этап долговременной адаптации возникает постепенно на основе многократной реализации срочной адаптации. Увеличение функции органов и систем, необходимое для выполнения физических нагрузок, закономерно влечет за собой повышение мощности энергосодержащих структур и активацию нуклеиновых кислот и белков в клетках, образующих этот орган. Активация приводит к формированию структурных изменений, которые увеличивают мощность систем, ответственных за адаптацию. Формируется так называемый структурный след, который составляет основу перехода срочной в долговременную адаптацию.

Повышение физиологической функции клеток систем, ответственных за адаптацию, способствует повышению скорости транскрипции РНК на структурных генах ДНК в ядрах этих клеток. Увеличение количества информационной РНК инициирует рост числа программированных этой РНК рибосом и полисом, в которых интенсивно протекает процесс синтеза клеточных белков. В результате масса структур увеличивается, и повышаются функциональные возможности клетки — сдвиг, составляющий основу долговременной адаптации.

Реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы /
Под ред. проф. И.Н. Макаровой. М., 2010. C. 95-96.

Как проходит адаптация к школе и детскому саду: 6 этапов адаптации

Адаптация — это физиология
Наверное, вы уже что-то читали или слушали о том, что представляет собой адаптация ребенка — привыкание к новым условиям. Обычно это советы для родителей, в которых многие не находят главного — понимания причин, механизма адаптации. Разберемся?

Из школьного курса биологии вы, наверное, помните, что для образования новых связей между нейронами головного мозга нужно время. Любые перемены в жизни создают новую ситуацию для нашего мозга. Выстраиваются новые нейронные связи. Именно для этого нам нужно время, и никогда нельзя с точностью сказать, сколько именно — все индивидуально.

Однако есть и общие наблюдения. Например, чем младше ребенок, тем больше времени занимает формирование новых соматических связей. А есть те, кто в принципе быстро реагирует на все. У них быстрая речь, быстрая эмоциональная реакция, и привыкание к новой среде у них тоже происходит быстрее.

Если вам кажется, что ваш ребенок очень медленно привыкает, и вам хочется его поторопить, то дело, скорее всего, не в его «вредности» и избалованности, а в нейрофизиологии. Видимо, в этой ситуации что-то (возможно — возраст, возможно -индивидуальные особенности) создает ситуацию, когда на формирование новых связей нужно больше времени.Как только формирование нейронных связей завершится, и импульс пойдет по привычной цепочке, вы это заметите.

Сколько еще ты будешь адаптироваться?
Вторая важная вещь, которую надо знать: адаптация бывает у всех, и ее невозможно миновать. По мнению специалистов, процесс адаптации к любому значительному событию в жизни ребенка длится не менее 6-7 недель. И происходит она в любом возрасте.

Возможно, вы знаете такие истории: ребенок пошел в первый класс или в пятый, в новую школу или поступил в колледж. Он ходит на занятия, привыкает к нагрузке, и вроде бы адаптация идет успешно. А потом раз — и заболевает. Какое-то время не посещает занятия и…

Оказывается, каждый перерыв в процессе адаптации, каждый сбой, каждые 3-4 дня пропуска могут обнулять адаптацию. У маленького ребенка процесс может скатываться к нуля или даже уходить в минус, у подростка — замедляться.

Распространенная история: некоторые дети годами не могут привыкнуть к детскому саду, потому что постоянно заболевают и прерывают процесс адаптации. Но есть у болезней и другие подводные камни.

Очень часто иммунитет ослабляется именно в пиковые моменты адаптации. Даже у 16-18-летних подростков и у взрослых очень часто в моменты усиленной адаптации начинаются проблемы со здоровьем. Так организм может реагировать на напряжение, вызываемое адаптацией.А вот теперь давайте поговорим, как в целом устроено привыкание. И у ребенка, и у подростка, и у взрослого.

Фазы адаптации к детскому саду — и чему угодно
Фаза первая. Длится от нескольких дней до нескольких недель. Когда кажется, что все идет легко и нормально, и никакой адаптации как будто бы и нет. Пошел в пятый или первый класс — легко пошел, как по маслу. Легко встает, сам портфель берет, уроки делает. Жить легко. Это один вариант.

Другой вариант самой первой фазы — это бурный протест. Когда сразу «не пойду». Как вы думаете, что в дальнейшем может быть труднее: первое или второе?

Казалось бы, второе — очевидно сложнее. Но на самом деле нет. Потому что когда все проходит гладко, потом вдруг начинается следующая фаза — накопление усталости. Ребенок, который пошел очень бодро, может накопить усталость довольно быстро.

За фазой накопления усталости следует отложенный, смещенный во времени протест. Особенно странно он выглядит, когда самая первая фаза протекала легко.

И после протеста, после бурчания, которое длится от нескольких дней до двух-трех недель, начинается пик сложного поведения: демонстративный протест, либо уход в болезнь, либо какое-то пассивно-агрессивное поведение. Когда вроде бы ребенок в школу идет, но при этом ломает ногу. Или идет на тренировку, но забывает форму в троллейбусе. Вроде бы он не против и не выражает протест напрямую, но благодаря таким событиям из ситуации адаптации выпадает.

Если в момент такого протеста вы начинаете говорить: «А ну соберись, тряпка! Неважно, что тренер орет, собрался и пошел, что ты тут сопли распустил!» — есть риск, что ситуация будет не смягчаться, а усугубляться.

В определенный момент может наступить плато и период временного ухудшения. Например, два дня встает нормально, в среду встает в школу хуже. Три дня делает уроки, потом не делает, прогуливает.

И только после многократного повторения плато и временного ухудшения, когда формируются нейронные связи, когда вся неврологическая основа продолжает развиваться, ребенок действительно привыкает и в большинстве случаев понимает, что никуда ему не деться от этих школьных нагрузок. И понимает, что ситуация его не разрушает. Да, неприятно. Да, неинтересно. Да, очень надоело. Но жить можно.

И вот тут можно выйти на фазу такого уже серьезного улучшения. А можно, если пойти в сторону ухудшения, попасть в регресс.

Что такое регресс?
Регресс — это противоположность прогрессу. Это один-два шага назад в развитии. При любом серьезном изменении в жизни, которое запускает адаптацию, мы (и дети, и взрослые, и подростки) испытываем регресс.

Как же этот временный регресс может выглядеть у детей и подростков? У каждого возраста по-своему. Но обычно, если говорить общими понятиями, регресс — это потеря последнего или одного из последних приобретенных навыков.

С маленькими здесь все более-менее понятно. Скажем, трехлетка умел пользоваться горшком — и разучился. Пятилетка умел аккуратно есть — перестал уметь. С семилетками и 14-летними сложнее.

Например, семилетка мог просыпаться сам, умываться и относительно быстро одеваться. Но потом в период привыкания к школе он взял и разучился. И он тянется, как гусеница, сонный. Навык быстрых сборов ушел.Иногда родители принимают это за сопротивление, но это именно регресс. То, что умели — утратили.

У старших школьников это выглядит иногда очень забавно. Пропадает, например, навык, связанный с самообслуживанием. То есть ребенок в принципе помнил, что нужно помыть за собой грязную тарелку и чашку, но в период стресса или какого-то привыкания он раз — и разучился.

Нужно очень четко выделять регрессивные моменты поведения привыкающего ребенка. Почему? Ребенку, подростку свойственно погружаться в регресс. Родителю свойственно от регресса, мягко говоря, расстраиваться, злиться.

Ребенку очень сложно: он перешел на новую ступень развития. Поступил в кадетский класс, в среднюю школу, в профильный класс, начал самостоятельно ездить на занятия. Мы ждем, что он станет взрослым, а он как будто специально начинает вести себя как маленький.

У меня есть такое слово нашего семейного происхождения: «малютиться». Если вам не нравится слово регресс, то можно использовать свой аналог этого слова, например, как у нас в данном случае — «малютиться».

Так вот, если с этим регрессирующим поведением бороться в лоб, оно только усиливается. Так же, как у нас нет кнопки, чтобы ускорить рост нейронных связей и синоптических цепочек, так же у нас нет кнопки, чтобы убрать регрессивные моменты в поведении ребенка.

Итак, регресс — это автоматическая, можно сказать, защитная реакция на процесс привыкания к тому, что изменилось в жизни.А как выглядит временный регресс у подростков, у тех, кто старше 10-11 лет? В первую очередь у подростков в период привыкания усиливается так называемое амбивалентное поведение.

Ты же вчера был взрослым!
Это одно из базовых понятий, связанных с подростками. Амбивалентное поведение — это когда он здесь и сейчас абсолютно независимый взрослый господин или госпожа, а через 15 минут хочет на ручки. Его бросает из состояния взрослости в состояние, как у дошкольника.

Важно понимать, что эти скачки связаны не с гормонами, не с периодом пубертата. А с тем, что подросток переживает что-то, но не все нам рассказывает.

Что еще меняется у подростков в период привыкания? Очень сильно вырастает забывчивость. Они начинают забывать то, что обычно хорошо помнили. Это даже не про забытую физкультурную форму. Они начинают забывать обещания. Начинают забывать о каких-то абсолютно базовых обязанностях. Начинают забывать о том, как ведут себя и как не ведут.

Забывчивость может распространяться на короткие временные отрезки. Например, ребенок пошел в магазин купить набор из трех продуктов. А он эти три продукта забыл, пока шел. Потому что внутренне он сосредоточен на переживании каких-то сложностей, связанных с привыканием.

И, конечно же, параллельно и у детей, и у подростков идет нырок в соцсети. Или в игры на планшете. Это универсальное бегство от всего. Когда есть сложность с привыканием, энергии меньше, сил меньше — хочется спрятаться. И очень часто всему этому сопутствует нежелание разговаривать. То есть весь этот прекрасный набор венчается розочкой на торте — нежеланием общаться. И в этом месте у многих родителей сдают нервы.

Как вести себя родителям во время адаптации?
Если мы понимаем, что с ребенком происходит, что его нейронные цепи только в стадии формирования, что 6-7-8-9 недель не прошли, что в принципе человек имеет право сопротивляться и не быть рабом в новой ситуации, нам будет проще.

Есть множество очень полезных для воспитания ребенка книг, курсов, вебинаров. Но иногда нужно понять всего одну простую вещь: ключевое слово в родительстве — слово «жди», сказанное самому себе. В большинстве случаев лучшая рекомендация — это подождать. При этом нужно, чтобы тревога не выбивала нас из седла.

Если мы не умеем ждать, если мы дергаемся сами и дергаем ребенка, то привыкание, адаптацию будет пройти очень сложно. Потому что если мы ждать не умеем, то мы будем думать, что что-то происходит не так, — а на самом деле просто еще не завершены нормальные физиологичные процессы.

Хочу повторить, что 6 недель — классический период адаптации. 6-7 недель беспрерывного пребывания в том состоянии, в том месте, к которому нужно привыкнуть. Значит, 3 месяца (с перерывом на болезни и каникулы) — это все еще нормальное протекание процесса.Если адаптация идет дольше 3 месяцев — это затянувшееся привыкание. В этом случае нужно разбираться, что мешает ребенку привыкнуть.

Читать книгу Экология человека. Курс лекций Е. Б. Гридчины : онлайн чтение

Лекция 6
ТЕМА: Адаптация человека к условиям окружающей среды

ПЛАН

1. Понятие об адаптации и акклиматизации человека.

2. Общие закономерности адаптивного процесса. Механизмы адаптации.

3. Условия, влияющие на адаптацию.

4. Типы адаптаций.

5. Влияние природной среды на морфофизиологическую изменчивость человеческого организма.

1. Понятие об адаптации и акклиматизации человека

Под адаптацией понимают все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровнях.

В биологии процесс адаптации – это приспособление строения и функций организма к условиям существования. В процессе адаптации формируются признаки и свойства, которые оказываются наиболее выгодными для живых существ (или целой популяции) и благодаря которым организм приобретает способность к существованию в конкретной среде обитания.

Адаптация тесно связана с эволюцией организмов и представляет один из существенных факторов акклиматизации. В хозяйственной практике адаптация чаще связана с расселением животных и растительных организмов, с переводом их в другие районы, выходящие за пределы ареала данного вида. Устойчиво акклиматизированными организмами являются те, которые легко приспособились к измененным условиям, размножаются и дают в новой среде обитания жизнестойкое потомство.

Адаптация человека – сложный социально-биологический процесс, в основе которого лежит изменение систем и функций организма, а также привычного поведения.

Адаптация человека процесс двухсторонний – человек не только сам приспосабливается к новой экологической обстановке, но и приспосабливает эту обстановку к своим нуждам и потребностям, создает систему жизнеобеспечения (жилища, одежда, транспорт, инфраструктура, питание и т.  д.

Акклиматизация – приспособление человека (всего его организма или отдельных систем и органов) к новым условиям существования, в которые он попал в результате переезда к новому месту жительства. Акклиматизация отличается от адаптации тем, что приобретенные новые свойства организма не закреплены генетически и в случае возвращения к прежнему месту жительства или перемещению в иные условия могут быть утрачены.

2. Общие закономерности адаптивного процесса. Механизмы адаптации

Фазное течение реакций адаптации, впервые выявлено Г. Селье (1938).

Первая фаза адаптации – аварийная развивается в самом начале действия как физиологического, так и патогенного фактора. Первое соприкосновение организма с измененными условиями или отдельными факторами вызывает ориентировочную реакцию, которая может перейти в генерализованное возбуждение параллельно. Реакции неэкономны и часто превышают необходимый для данных условий уровень. Число измененных показателей в деятельности различных систем неоправданно велико. Управление функциями со стороны нервной системы и гуморальных факторов недостаточно синхронизировано, вся фаза в целом носит как бы поисковый характер и представляется как попытка адаптироваться к новому фактору или к новым условиям, главным образом, за счет органных и системных механизмов.

Аварийная фаза адаптации в основном протекает на фоне повышенной эмоциональности (чаще отрицательной модальности). Следовательно, в механизмы протекания этой фазы также включаются все элементы центральной нервной системы, которые обеспечивают именно эмоциональные сдвиги в организме. Может быть выражена по-разному, в зависимости не только от индивидуальных особенностей организма, но и от силы раздражающих факторов. Соответственно она может сопровождаться сильно или слабо выраженным эмоциональным компонентом, от которого, в свою очередь, зависит мобилизация вегетативных механизмов.

Вторая фаза (переходная) – стойкой адаптации характеризуется тем, что формируются новые координационные отношения: усиленный эфферентный синтез приводит к осуществлению целенаправленных защитных реакций. Гормональный фон изменяется за счет включения гипофизарно-адреналовой системы, усиливают свое действие гормоны коры надпочечников – «гормоны адаптации». В ходе этой фаза приспособительные реакции организма постепенно переключаются на более глубокий тканевой уровень. Переходная фаза стойкой адаптации имеет место только при том условии, что адаптогенный фактор обладает достаточной интенсивностью и длительностью действия. Если он действует кратковременно, то аварийная фаза прекращается и процесс адаптации не формируется. Если адаптогенный фактор действует длительно или повторно прерывисто, это создает достаточные предпосылки для формирования так называемых «структурных следов». Суммируются эффекты действия факторов. Углубляются и нарастают метаболические изменения, и аварийная фаза адаптации превращается в переходную, а затем в фазу стойкой адаптации.

Поскольку фаза стойкой адаптации связана с постоянным напряжением управляющих механизмов, перестройкой нервных и гуморальных соотношений, формированием новых функциональных систем, то эти процессы в определенных случаях могут истощаться. Если принять во внимание, что в ходе развития адаптивных процессов важную роль играют гормональные механизмы, то становится ясно, что они являются наиболее истощаемым звеном.

Истощение управляемых механизмов, с одной стороны, и клеточных механизмов, связанных с повышенными энергетическими затратами, с другой стороны, приводит к дезадаптации. Симптомами этого состояния являются функциональные изменения в деятельности организма, напоминающие те сдвиги, которые наблюдаются в фазе острой адаптации.

Вновь в состояние повышенной активности приходят вспомогательные системы – дыхание, кровообращение, неэкономично тратится энергия. Однако координация между системами, обеспечивающим состояние, адекватное требованию внешней среды, осуществляется неполноценно, что может привести к гибели.

Дезадаптация возникает чаще всего в тех случаях, когда действие факторов, явившихся основными стимуляторами активных изменений в организме, усиливается, и это становится несовместимым с жизнью.

Основу третьей фазы – устойчивой адаптации или резистентности составляет изменение гормонального фона за счет включения гипофизирно-адреналовой системы. Глюкокортикоиды и выделяемые в тканях биологически активные вещества мобилизуют структуры, в результате деятельности которых ткани получают повышенное энергетическое, пластическое и защитное обеспечение. Она и является собственно адаптацией – приспособлением и характеризуется новым уровнем деятельности тканевых клеточных мембранных элементов, перестроившихся благодаря временной активации вспомогательных систем, которые при этом могут функционировать практически в исходном режиме, тогда как тканевые процессы активизируются, обеспечивая гомеостазис, адекватный новым условиям существования. Основными особенностями этой фазы являются:

1) мобилизация энергетических ресурсов;

2) повышенный синтез структурных и ферментативных белков;

3) мобилизация иммунных систем.

В третьей фазе организм приобретает неспецифическую и специфическую резистентность – устойчивость организма.

Управляющие механизмы в ходе третьей фазы скоординированы. Их проявления сведены к минимуму. Однако в целом и эта фаза требует напряженного управления, что обусловливает невозможность ее бесконечного протекания. Несмотря на экономичность – выключение «лишних» реакций, а следовательно, и излишней затраты энергии, – переключение реактивности организма на новый уровень не дается организму даром, а протекает при определенном напряжении управляющих систем. Это напряжение принято называть «цена адаптации». Любая активность в адаптируемом в той или иной ситуации организме обходится ему много дороже, чем в нормальных условий (требует, например, при физических нагрузках в горных условиях на 25 % больше затрат энергии, чем в норме).

Нельзя рассматривать эту фазу как нечто абсолютно стабильное. В процессе жизни организма, находящегося в фазе стойкой адаптации, возможны отклонения (снижение устойчивости) и реадаптация (восстановление устойчивости). Эти флюктуации связаны как с функциональным состоянием организма, так и с действием различных побочных факторов.

3. Условия, влияющие на адаптацию

Г. Селье, подошедший к проблеме адаптации с новых оригинальных позиций, назвал факторы, воздействие которых приводит к адаптации, стресс-факторами. Другое их название – экстремальные факторы. Экстремальными могут быть не только отдельные воздействия на организм, но и измененные условия существования в целом, например, перемещение человека с юга на Крайний Север и т. д.). По отношению к человеку адаптогенные факторы могут быть природными и социальными, связанными с трудовой деятельность.

Природные факторы. В ходе эволюционного развития живые организмы адаптировались к действию широкого спектра природных раздражителей.

Действие факторов, вызывающих развитие адаптационных механизмов, всегда является комплексным, так что можно говорить о действии группы факторов того или иного характера. Так, например, все живые организмы в ходе эволюции прежде всего приспособились к земным условиям существования: определенному барометрическому давлению и к гравитации, уровню космических и тепловых излучений, строго определенному газовому составу окружающей атмосферы и т.  д.

Следует отметить, что природные факторы действуют как на организм животных, так и на организм человека. В том и другом случаях эти факторы приводят к различию адаптированных механизмов физиологической природы. Однако, человек помогает себе приспосабливаться к условиям существования, используя, кроме своих физиологических реакций еще и различные защитные средства, которые дала ему цивилизация: одежду, дома и т. д. Это освобождает организм от нагрузки на некоторые адаптивные системы и имеет отрицательные для организма стороны: снижает способность адаптироваться к природным факторам. Например, к холоду.

Социальные факторы. Помимо того, что человеческий организм подвижен, тем же природным влияниям, что и организмы животных, социальные условия жизни человека, факторы. Связанные с его трудовой деятельностью, породили специфические факторы, к которым необходимо адаптироваться. Их число растет с развитием цивилизации.

Так, с расширением среды обитания появляются совершенно новые для человеческого организма условия и воздействия. Например, космические полеты приносят новые комплексы воздействий. К их числу относится невесомость – состояние, абсолютно неадекватное для любого организма. Невесомость сочетается с гиподинамией, изменениями суточного режима жизни и др.

Люди, проникающие в недра Земли или совершающие глубоководные погружения, подвергаются воздействию непривычно высокого давления, влажности, дышат воздухом с повышенным содержанием кислорода.

Работа в горячих цехах или холодном климате создает факторы, требующие расширенного диапазона адаптации к крайним температурам. Выполняя свои служебные обязанности, человек вынужден приспосабливаться к шуму, изменению освещенности.

Загрязнение окружающей природы, включение в пищу большого числа синтетических продуктов, алкогольных напитков, злоупотребление медикаментами, курение – все это дополнительная нагрузка для гомеостазируемых систем организма современного человека.

В ходе развития общества видоизменяется и производственная деятельность людей. Физический труд во многом заменяется работой машин и механизмов. Человек становится оператором у пульта управления. Это снимает физическую нагрузку, но одновременно на первый план выходят новые факторы, например гиподинамия, стресс, отрицательно сказывающиеся на всех системах организма.

Другой стороной социальных влияний механизированного труда является нарастание нервно-психического напряжения, пришедшего на смену физическому. Оно связано с возросшими скоростями производственных процессов, а также с повышенными требованиями к вниманию и сосредоточенности человека.

4. Типы адаптаций

Механизмы адаптаций человека весьма различны, поэтому применительно к человеческим общностям выделяют: 1) биологические, 2) социальные и 3) этнические (как особый вариант социальной) адаптации.

Биологическая адаптация человека – эволюционно возникшее приспособление организма человека к условиям среды, выражающееся в изменении внешних и внутренних особенностей органа, функции или всего организма к изменяющимся условиям среды. В процессе приспособления организма к новым условиям выделяют два процесса – фенотипическую или индивидуальную адаптацию, которую более правильно называют акклиматизацией и генотипическую адаптацию, осуществляемую путем естественного отбора полезных для выживания признаков. При фенотипической адаптации организм непосредственно реагирует на новую среду, что выражается в фенотипических сдвигах, компенсаторных физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие со средой. При переходе к прежним условиям восстанавливается и прежнее состояние фенотипа, компенсаторные физиологические изменения исчезают. При генотипической адаптации в организме происходят глубокие морфо-физиологические сдвиги, которые передаются по наследству и закрепляются в генотипе в качестве новых наследственных характеристик популяций, этнических групп и рас.

В процессе индивидуальной адаптации человек создает запасы памяти и навыков, формирует векторы поведения в результате образования в организме на основе селективной экспрессии генов банка памятных структурных следов.

Адаптационные памятные структурные следы имеют важное биологическое значение. Они защищают человека от предстоящих встреч с неадекватными и опасными факторами среды. Генетическая программа организма предусматривает не заранее сформировавшуюся адаптацию, а возможность эффективной целенаправленной реализации жизненно необходимых адаптационных реакций под влиянием среды обитания. Это обеспечивает экономное, направляемое средой расходование энергетических и структурных ресурсов организма, а также способствует формированию фенотипа. Выгодным для сохранения вида следует считать тот факт, что результаты фенотипической адаптации не передаются по наследству.

Каждое новое поколение адаптируется заново к широкому спектру иногда совершенно новых факторов, требующих выработки новых специализированных реакций.

Социальная адаптация – процесс становления личности, обучения индивида и усвоения им ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Социальная адаптация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов (семейного и внесемейного общения, искусства, средств массовой информации и др.). Расширение и углубление социальной адаптации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения, самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение видов последней, с которыми связан человек, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысления и т. д. В сфере общения происходит расширение круга общения человека, обогащение его содержания, углубление познания других людей, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысления своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр. В процессе социальной адаптации выделяются три стадии: дотрудовая (охватывающая период жизни человека до начала его трудовой деятельности и включающая раннее детство и период обучения), трудовая (условные границы – период зрелости человека, его активного участия в трудовой деятельности) и послетрудовая, которая относится к периоду жизни человека, совпадающая, как правило, с пенсионным возрастом.

Воздействие каждого из таких институтов обусловлено системой общественных отношений, существующих в обществе. Наличие стихийных воздействий делает актуальной в практическом плане проблему «эффектов социальной адаптации», т. е. характера и глубины этого процесса, его результативности, в частности, преодоления негативных влияний, приводящих к отклоняющемуся поведению, антиобщественным влияниям.

Этническая адаптация – приспособление этнических групп (общностей) к природной и социально-культурной среде районов их обитания. Изучение этого процесса и связанных с ним проблем входит главным образом в задачу этнической экологии. В социально-культурной адаптации этносов много своеобразного, обусловленного языково-культурными, политическими, экономическими и другими параметрами окружающей среды. Наиболее отчетливо это проявляется при этнической адаптации групп иммигрантов в странах их оседания, например в США, Канаде, Аргентине и др. В настоящее время появились проблемы при реадаптации представителей единого этноса среди этнически однородного населения, но иной культурой. Таковы, например, немцы из бывшего СССР, переезжающие на жительство в Германию, или русские из Средней Азии и Казахстана, возвращающиеся в Россию. При этом принято выделять адаптацию, связанную с занятостью (устройством на работу), а также языково-культурную адаптацию, получившую название «аккультурация».

Нормальный ход этнической адаптации может быть сильно осложнен и задержан проявлением национализма и расизма в виде дискриминации, сегрегации и т. п. Резкое изменение среды обитания может привести к дезадаптации.

5. Влияние природной среды на морфофизиологическую изменчивость человеческого организма

Несмотря на «нейтрализацию» или смягчение влияния многих факторов окружающей среды на организм, до настоящего времени связь человека со средой обитания существует, то есть морфофункциональные признаки, сформировавшиеся в начальный период существования человеческого рода, еще сохранились.

Наиболее наглядно действие факторов внешней среды проявляется на организм человека в морфофункциональных различиях жителей разных климатогеографических зон: массе, площади поверхности тела, строении грудной клетки, пропорциях тела. За внешней стороной скрываются не менее выраженные различия в структуре белков, изоферментов, тканей, генетическом аппарате клеток. Особенности строения тела, протекание энергетических процессов определяются в основном температурным режимом среды, питанием; минеральный обмен – геохимической ситуацией. Особенно ярко это проявляется у коренных жителей Севера (якутов, чукчей, эскимосов) основной обмен по сравнению с приезжими повышен на 13–16 %. Высокий уровень жиров в пище, повышенное их содержание в сыворотке крови при относительно высокой способности к утилизации являются одним из условий, обеспечивающих усиление энергетического обмена в холодном климате. Увеличение теплопродукции – одна из основных адаптивных реакций к холоду.

У эскимосов, живущих на островах Гудзонова залива, по сравнению с американцами европеоидного происхождения большее наполнение тканей кровью и выше процент жировой ткани в организме, то есть выше теплоизоляционные свойства тканей.

У них наблюдается усиление гомеопоэза и ослабление способности сосудов к сужению. Артериальное давление у большинства арктических популяций ниже, чем у популяций умеренной зоны. Отмечаются различия и в строении тела увеличены грудной индекс и весоростовое соотношение, усилены мезоморфные черты в пропорциях тела, выше процент индивидов с мускульным типом телосложения.

Аналогичный морфофункциональный комплекс, характеризующийся увеличением размеров грудной клетки, теплопродукции, скорости кровотока и гемопоэтической активности, наблюдается в высокогорье в условиях кислородной недостаточности и понижения температуры окружающей среды. У коренных жителей высокогорья выше легочная вентиляция, кислородная емкость крови, уровень гемоглобина и миоглобина, периферический ток крови, число и величина капилляров, снижено артериальное давление.

Для населения тропических широт характерны удлинение формы тела и повышение относительной поверхности испарения, увеличение количества потовых желез, а следовательно, интенсивности потоотделения. Специфичная регуляция водно-солевого обмена, повышение артериального давления, понижение уровня метаболизма, достигаемое уменьшением массы тела, редукцией синтеза эндогенных жиров и снижением концентрации АТФ.

Черты тропического морфофункционального комплекса свойственны и населению тропических пустынь.

У коренных жителей континентальной зоны Сибири усиление теплопродукции сочетается с увеличением толщины жирового слоя. Среди них повышен процент лиц пикнического телосложения с брахиморфными пропорциями тела.

Население умеренной зоны по многим морфологическим и физиологическим признакам занимает промежуточное положение между арктическими и тропическими группами.

Все эти особенности характеризуют специфику черт, присущих конкретных экологических ниш.

По современным представлениям, в формировании конституции равноправное участие принимают как внешняя среда, так и наследственность. Наследственно детерминируются главные признаки конституции – продольные размеры тела и доминирующий тип обмена веществ, причем последний наследуется лишь в том случае, если в одной и той же местности постоянно жили два-три поколения семьи. Комбинации главных признаков позволяют выделить три-четыре основных конституциональных типа. Второстепенный признак конституций (поперечные размеры) определяется условиями жизни человека, реализуясь в чертах его индивидуальности. Он наиболее тесно связан с полом, возрастом, профессией индивида, а также с влиянием среды.

Вопросы для беседы

1. Сформулируйте понятие об адаптации и акклиматизации человека.

2. Каковы общие закономерности адаптивного процесса?

3. Охарактеризуйте механизмы адаптации.

4. Какие типы адаптаций вам известны?

5. Значение и механизм биологической адаптации человека.

6. В чем сущность социальной адаптации человека?

7. Чем обусловлена этническая адаптация человека?

Психологическая адаптация и важнейшие стадии адаптационного синдрома

Общий адаптационный синдром и психологическая адаптация к стрессовым условиям внешней среды – неспецифический защитно-приспособительный механизм и одновременно состояние человека, при котором организм адаптируется к новым, непривычным для него и зачастую агрессивным условиям. Адаптационный синдром встречается довольно часто и присущ любому человеку при появлении определённых условий.

 

Содержание статьи:

Медицинская справка

Адаптация – системный защитный процесс, протекающий постадийно. Основа адаптации – это формирование приспособительных особенностей организма к воздействующим на него факторам, чаще всего они носят стрессовый характер и могут отличаться различной интенсивностью и длительностью воздействия на организм.

Развитие адаптационного процесса происходит последовательно, что позволяет выделить при данном синдроме несколько стадий. Впервые данный термин ввёл канадский учёный чешского происхождения Ганс Селье в 1935 году.

Синдром адаптации представляет собой целый комплекс механизмов и реакций человека на какой-либо новый раздражитель и формируется посредством безусловной рефлекторной активности нервной системы и активизации нейрогуморальных механизмов защиты, таких как: активизация иммунной системы, повышение уровня базальной тревожности и активизация сосудодвигательного центра головного мозга.

Психологическая адаптация является важной частью общего адаптационного синдрома и показывает активность центральной нервной системы в принятии тех или иных решений, направленных на устранение стрессового фактора.

 

Причины

Психологическая адаптация формируется под воздействием ряда факторов, т.е. данный механизм можно считать мультифакториальным. Все причины возникновения данного синдрома можно подразделить на две большие категории:

  1. Факторы экзогенной природы;
  2. Факторы эндогенной природы.

В большинстве случаев к возникновению или активизации адаптационных механизмов приводят экзогенные, т.е. внешние факторы.

К экзогенным относят:

  • Физические факторы, такие как колебания атмосферного давления или температуры окружающей среды;
  • Химические – повышенная или пониженная концентрация кислорода, углекислого газа в окружающей среде, длительное голодание, различного рода интоксикации химическими агентами;
  • Биологические – присоединение инфекции с формированием интоксикации организма продуктами метаболизма бактерий.

К эндогенным причинам относят:

  • Органная недостаточность или выраженное снижении функциональной активности какого-либо органа;
  • Избыток или дефицит биологически активных веществ в организме.

Стресс и общий адаптационный синдром неразрывны между собой, а зависимость между степенью стресса и адаптационными факторами формируется за счёт вышеперечисленных причин.

Важную роль в формировании адаптационного синдрома играет реактивность организма. Без достаточной реактивности не будет наблюдаться динамика развития компенсаторно-приспособительных реакций.

Механизмы

В первую очередь формирование адаптационных механизмов связано с увеличением гормональной активности секреторных клеток передней доли гипофиза. Стимуляция секреции адренокортикотропного гормона, мишенью которого является кора надпочечников, является усиление в ней секреции катехоламинов: адреналина и норадреналина. Увеличенная секреция катехоламинов приводит к мобилизации резервных защитных механизмов, в том числе и увеличивает энергетический пул.

Классификация

Выделяют две основные формы адаптационного синдрома: генерализованный или общий и местный адаптационный синдром – локальный. Локальная форма встречается куда реже, чем генерализованная форма и быстро переходит в органическую патологию, связанную с возникновением реакции организма на раздражитель воспалительного характера. Локальная форма чаще встречается у новорождённых или пожилых людей.

Развитие общего синдрома сопровождается нарушением органного гомеостаза и претерпевает в своём развитии несколько стадий.

 

Стадии

Всего выделяют три фазы или стадии общего адаптационного синдрома. Они развиваются последовательно и приводят к плавной мобилизации защитных процессов в организме, в том числе и такого, как психологическая адаптация к стрессу.

 

1 стадия

Экстренная адаптация. Во время экстренной адаптации в организме пострадавшего человека формируется мобилизация предсуществующих энергетических запасов, таким образом резервные энергетические запасы ещё не задействуются, а вся активная на данный момент энергия направляется на формирование защитных, компенсаторных и приспособительных действий для минимизации воздействия агрессивного фактора. В данной фазе можно выделить следующие реакции организма:

  • Активация поведения по исследовательскому типу для максимальной аккумуляции информации о повлиявшем на человека факторе и его последствиях. Исследовательское поведение формируется рефлекторно на воздействие какого-то нового фактора или раздражителя.
  • Гиперфункция со стороны большинства внутренних органов и систем, в особенности связанных с непосредственным воздействием раздражающего стрессового фактора. Обеспечивает оперативное приспособление к стрессовой ситуации.

В первую очередь происходит мобилизация сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, также происходит усиление тканевого метаболизма.

 

2 стадия

Повышенная резистентность. На данном этапе происходит формирование первичной адаптации к стрессовому фактору и даже сопутствующим факторам. Увеличивается активность практически всех органов и систем. Железы внутренней секреции зачастую подвергаются гипертрофии. Перераспределение питательных веществ и кислорода к жизненно важным органам, что приводит к гипотрофии менее значимых органов.

 

3 стадия

Истощение резервных функций и декомпенсация со стороны систем органов, что приводит к полиорганной недостаточности. Стадия истощения является терминальной и возникает далеко не всегда. Для её формирования необходимо длительное воздействие стрессового фактора высокой интенсивности или изначально слабый организм, например, как у новорожденных или пожилых людей. На данном этапе наступает дезадаптация, так как собственных энергетических запасов организма уже не хватает для протекции тканей и органов от воздействия стрессового фактора. Также нарушается и психологическая адаптация, что выражается апатичностью, утратой интереса к жизни и общей вялостью пострадавшего.

Стресс и зависимость психологической адаптации

Стресс и тревога — два важных параметра адаптации. Общий адаптационный синдром и любой стресс вещи неразделимые друг от друга. В ответ на стрессовый фактор происходит усиление афферентной иннервации, что изменяет функциональную активность корковых и подкорковых структур головного мозга, оказывая непосредственное влияние на формирование у человека тревоги. Программируемая защитная реакция посредством эфферентных сигналов оказывает регуляцию нейрогуморальных механизмов, направляя их на защиту организма. Именно по этой причине во время тревоги активизируется симпатическая нервная система, что приводит к высвобождению биологически активных веществ в системный кровоток.

Адаптация: Фаза - ОТКРЫТЬ! автор: AdaptationRPG на DeviantArt

Adapt - это грамотная ролевая игра Equine в свободной форме. В нем представлены фантастические существа с мутациями и немного волшебства!

Адаптация претерпела многое с момента своего торжественного открытия чуть более трех лет назад. У него были взлеты и падения, затишья и взлеты, как и все остальное. За 3 года мы подправили и изменили очень много вещей, но было ясно, что людям становится скучно. Итак, с этим окончательным затишьем мы решили, что сейчас или никогда.Итак, мы потратили 2-3 дня на переделку макета / концепции / страниц и всего остального.

Теперь официально меньше Adapt, чем было с момента его создания более 3 лет назад, и мы не уверены, насколько хорошо он будет работать, но мы довольны этим. От натуралистического колебания мутировавших форм до чванства лошадей с магическим ... всем, Adapt только что совершил поворот на 360 градусов. К лучшему или к лучшему, мы скоро узнаем!

Присоединяйтесь к восстановлению фантастического мира возрастом более 3 лет!

Обзор и изменения: Адаптация: Phase - это ролевая игра, расположенная на планете, управляемой тремя богами: одним из богов воды, одним из огня и одним из земли.Эти трое так долго тянули саму планету, что теперь она находится в состоянии войны с собой, со своими людьми, со всем. График разделен на 4 сезона, 1 месяц в сезоне и 4 сезона в году. Каждый год будет 2 месяца войны, 1 месяц невидимости и 1 месяц мира. Эти фазы изменят мир вокруг вас и то, как вы взаимодействуете с другими. Он будет диктовать штормы и затишья и, прежде всего, позволит магическим существам, обитающим на его поверхности, получить шанс на величие.Ваша задача - жить на этой раздираемой войной планете, любить и проигрывать, падать и снова подниматься на ноги, править или следовать. Все зависит от вас, просто следите за своей спиной, потому что все хотят вас!

Большая часть этой войны будет происходить из-за RP и будет продиктована бросками кубиков, у нас будут большие войны на всей территории каждые 4 месяца между двумя землями, но остальная часть будет в основном состоять из регистрации и ничего другого жизни, оставляя вам время для создания союзов и друзей или врагов, если вы того пожелаете.Есть 3 основные роли или касты: Война, Скрытность и Мир. Мир будет играть важную роль, что почти не используется в большинстве игр, в которой его участники будут учиться лечить и, таким образом, могут уменьшить раны, нанесенные вами на войне, и поддержать свой народ перед войной.

Самым большим изменением является добавление или, скорее, захват магии в Adapt. Магия везде! Каждому персонажу разрешено столько естественных или магических мутаций, сколько они хотят (это вещи, которые не управляют чем-то еще, чтобы работать, например, анимированные узоры пальто или звездные системы в крыльях или рогах и т. Д.) и одна основная магическая способность , которая поможет выделить их среди всех остальных.

Пора двигаться вперед прямо сейчас!

Присоединяйтесь к нам!

% PDF-1.7 % 630 0 объект > endobj xref 630 124 0000000044 00000 н. 0000003464 00000 н. 0000003819 00000 н. 0000003848 00000 н. 0000003946 00000 н. 0000004373 00000 п. 0000009301 00000 п. 0000012649 00000 п. 0000015288 00000 п. 0000018004 00000 п. 0000020566 00000 п. 0000023466 00000 п. 0000026043 00000 п. 0000028854 00000 п. 0000029210 00000 п. 0000029326 00000 п. 0000029379 00000 п. 0000029826 00000 п. 0000029947 00000 н. 0000030466 00000 п. 0000030595 00000 п. 0000031134 00000 п. 0000031175 00000 п. 0000057259 00000 п. 0000057401 00000 п. 0000057929 00000 п. 0000058127 00000 п. 0000058415 00000 п. 0000058483 00000 п. 0000058730 00000 п. 0000059132 00000 п. 0000059396 00000 п. 0000059734 00000 п. 0000059849 00000 п. 0000060116 00000 п. 0000061667 00000 п. 0000062699 00000 н. 0000063047 00000 п. 0000063246 00000 п. 0000063563 00000 п. 0000064641 00000 п. 0000065354 00000 п. 0000065749 00000 п. 0000066102 00000 п. 0000066547 00000 п. 0000072919 00000 п. 0000074078 00000 п. 0000074479 00000 п. 0000075047 00000 п. 0000075660 00000 п. 0000083620 00000 п. 0000084099 00000 п. 0000084460 00000 п. 0000084635 00000 п. 0000084942 00000 п. 0000087391 00000 п. 0000088059 00000 п. 0000088447 00000 п. 0000088754 00000 п. 0000089163 00000 п. 0000094860 00000 п. 0000095035 00000 п. 0000095248 00000 п. 0000095448 00000 п. 0000096109 00000 п. 0000120945 00000 н. 0000138505 00000 н. 0000187647 00000 н. 0000203256 00000 н. 0000203345 00000 н. 0000203434 00000 н. 0000203523 00000 н. 0000203611 00000 н. 0000203700 00000 н. 0000203788 00000 н. 0000203877 00000 н. 0000203965 00000 н. 0000204053 00000 н. 0000204140 00000 н. 0000204228 00000 н. 0000204315 00000 н. 0000204403 00000 н. 0000204490 00000 н. 0000204577 00000 н. 0000204663 00000 н. 0000204752 00000 н. 0000204951 00000 н. 0000205134 00000 н. 0000205326 00000 н. 0000205562 00000 н. 0000205706 00000 н. 0000205852 00000 н. 0000205997 00000 н. 0000206143 00000 н. 0000206289 00000 н. 0000206435 00000 н. 0000206581 00000 н. 0000206727 00000 н. 0000206909 00000 н. 0000207087 00000 н. 0000207272 00000 н. 0000207453 00000 н. 0000207630 00000 н. 0000207776 00000 н. 0000207971 00000 н. 0000208033 00000 н. 0000208200 00000 н. 0000208293 00000 н. 0000208404 00000 н. 0000208529 00000 н. 0000208676 00000 н. 0000208833 00000 н. 0000208956 00000 н. 0000209106 00000 н. 0000209224 00000 н. 0000209336 00000 н. 0000209448 00000 н. 0000209634 00000 н. 0000209747 00000 н. 0000209880 00000 н. 0000209989 00000 н. 0000210138 00000 п. 0000210234 00000 п. 0000002836 00000 н. трейлер ] / Корень 631 0 R >> startxref 0 %% EOF 753 0 объект > поток x} Q] HQ ~ N [: ZZR / ߜ (@ (X`? jT, NJn & nED ] TP`vQW> u9 @ `F [Flz (-> :: X6w 쇅 EGryge ծ.) rCӤE2eIhRHr1q) vr}. = hȣyԣpOC0bg ؆ 4 ‹# 88

Теория Ландау фазовых переходов второго рода

Теория Ландау фазовых переходов второго рода

Продвинутая физика твердого тела

Теория Ландау фазовых переходов второго рода

Лев Ландау

Обычно для расчета термодинамических свойств, таких как свободная энергия, энтропия или удельная теплоемкость, необходимо определить микроскопические состояния системы, решив уравнение Шредингера. .Для кристаллов микроскопические состояния обозначены цифрой k , а решения уравнения Шредингера обычно выражаются как дисперсионное соотношение, где энергия дается для каждых k . Дисперсионное соотношение можно использовать для расчета плотности состояний, а плотность состояний можно использовать для расчета термодинамических свойств. Как правило, это долгий и требующий больших количественных затрат расчет.

Ландау понял, что около фазового перехода можно построить приближенную форму для свободной энергии без предварительного вычисления микроскопических состояний.Он признал, что всегда можно идентифицировать параметр порядка, который равен нулю на высокотемпературной стороне фазового перехода и отличен от нуля на низкотемпературной стороне фазового перехода. Например, намагниченность можно рассматривать как параметр порядка при фазовом переходе ферромагнетик - парамагнетик. Для структурного фазового перехода из кубической фазы в тетрагональную можно принять параметр порядка равным c / a - 1, где c - длина длинной стороны тетрагональной элементарной ячейки, а a - длина короткой стороны четырехугольной элементарной ячейки.

При фазовом переходе второго рода параметр порядка непрерывно увеличивается от нуля, начиная с критической температуры фазового перехода. Примером этого является непрерывное увеличение намагниченности при фазовом переходе ферромагнетик - парамагнетик. Поскольку параметр порядка мал вблизи фазового перехода, в хорошем приближении свободная энергия системы может быть аппроксимирована несколькими первыми членами разложения Тейлора свободной энергии по параметру порядка.4 \ hspace {1cm} \ alpha_0> 0, \ hspace {1cm} \ beta> 0. \]

Здесь $ m $ - параметр порядка, $ \ alpha $ и $ \ beta $ - параметры, а $ f_0 \ left (T \ right) $ описывает температурную зависимость высокотемпературной фазы вблизи фазового перехода. Предполагается, что $ \ beta> 0 $, так что свободная энергия имеет минимум при конечных значениях параметра порядка. Когда $ \ alpha> 0 $, есть только один минимум при $ m = 0 $. Когда $ \ alpha

Прерывание фазы происходит при $ \ alpha = 0 $. 2} {\ beta} \ hspace {1cm} T \ lt T_c \]

Для фазового перехода второго рода свободная энергия и ее производная непрерывны при фазовом переходе.*}} = \ frac {1} {4 \ alpha_0 \ left (T_c-T \ right)}. \]

Восприимчивость ниже $ T_c $ имеет форму Кюри-Вейсса с постоянной Кюри, которая составляет половину константы Кюри выше $ T_c $.

Календарь FDA, одобрение лекарств FDA, даты PDUFA - RTTNews

Даты PDUFA и даты обзора FDA являются очень важными катализаторами, потому что они являются «решающими событиями» для биотехнологических акций.

Целевая дата, установленная FDA для объявления своего решения по заявке компании на новую заявку на лекарство / заявку на лицензию на биологические препараты / sBLA / sNDA после рассмотрения заявок, известна как дата PDUFA.

Обычно акции испытывают скачок в преддверии запланированных мероприятий по принятию решения об утверждении FDA / обзору комиссией FDA. Таким образом, предварительное знание ключевых дат имеет большое значение для максимизации прибыли или минимизации убытков при инвестировании в волатильные акции биотехнологических компаний.

Ниже перечислены акции компаний с большой, средней и малой капитализацией, для которых ожидаются регулятивные катализаторы.

Получите углубленный анализ и понимание инвестирования в биотехнологический и фармацевтический секторы с высокими ставками.Ознакомьтесь с нашей премиальной биотехнологией исследовательский продукт и нашу домашнюю страницу биотехнологии.

Название компании

Лекарство

Событие

Результат

Детали

VANDA PHARMACEUTICALS
(VNDA)

HETLIOZ (sNDA)

01.12.2020
Решение FDA по HETLIOZ для лечения синдрома Смита-Магениса

FDA одобрило HETLIOZ для лечения синдрома Смита-Магениса -

ENTRESTO (sNDA)

15.