Формирование мотивации к обучению – Консультация на тему: мотивация к обучению

Как развить у учащихся мотивацию к обучению

В процессе формирования интересов в обучении особую сложность представляют ученики, которые испытывают неудачи в учении. Эти неудачи являются психологическим барьером к становлению интереса, активности и самостоятельности.

Очень часто учитель использует познавательный интерес как средство обучения, насыщая свою деятельность приёмами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся. В этом случае учитель опирается на использование объективно привлекательных свойств предметов, явлений, процессов (эффектный опыт, яркий факт, неожиданные сравнения, парадоксальные явления, впечатляющее слово).

Исследования последних лет показывают, что использование интереса как средства обучения можно осуществлять с различной силой его влияния на обучение и воспитание:

  1. Занимательность. Связана с использованием таких средств, которые обладают объективно броскими свойствами, вызывающими у школьников ориентировочные действия непосредственно. Сила этого средства особенно сказывается в коллективах, не приученных к интенсивной умственной деятельности.
  2. Игровые процессы. В обучении можно также считать средством интереса к обучению, но их потенциал более значителен по сравнению с занимательностью, так как ученик сам включается в деятельность, накапливает познавательный опыт, решая игровые задачи.
  3. Наглядные приёмы обучения. Вызывающие интерес учащихся также можно отнести к использованию познавательного интереса как средства обучения. Наглядные приёмы могут осуществлять своё влияние на мотивацию интереса.

Причины снижения интереса

Неоспорим тот факт, что отношение к учителю в школе у старшеклассника становится не столь ревностным, каким мы его видим у младших школьников и подростков. Естественно, это доставляет немало огорчений и учителям и родителям. У старшего школьника притупляется чувство ожидания новизны, связанное с обучением в школе. Со школой теперь соперничают многие средства массовой информации: радио, ТВ, пресса, Интернет и т.д., из которых выросшие школьники выбирают именно то, что лежит в сфере их познавательных интересов.

Только постоянный поиск нового, систематическое совершенствование процесса обучения, передового опыта, анализ причин недостатков в избранных путях – есть единственно правильный выход в теории обучения и деятельности учителя.

Старшеклассники выражают своё отношение к этой проблеме так:

  • «Неинтересно заниматься, когда задают много на дом»
  • «Учителя думают каждый только о своём предмете» и т.д.

Учителя делают это не из злого умысла, а из добрых побуждений, а у учеников эти побуждения, преломляясь, вызывают множество негативных характеристик: верхоглядство, безответственность, равнодушие, негативизм. И кроме этого формируется психологический барьер между учеником и учителем.

Занимательность – внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по формированию интересов слабоуспевающих факт немаловажный.

Чтобы школьник, отстающий в учении, внутренне мотивировано решал выдвинутые перед ним задачи, необходимо поставить его в позицию активного участника коллективного учебного труда. В процессе разрешения этой задачи активная позиция слабоуспевающего ученика обеспечивается: вариативностью заданий, работой по предложенному плану, привлечением этих учащихся к ответам на более лёгкие, наводящие вопросы, тактичным исправлением ошибочных высказываний, ободрением, поддержкой, поощрением.

Стремление школьников к успеху является огромным переживанием и очень сильной мотивационной тенденцией. Это стремление характеризует каждого школьника независимо от того, успевает он или нет. Для поддержания стремления к достижениям на уроках необходимы ситуации успеха. А, обращаясь к слабоуспевающим, надо стараться выбирать такие моменты, когда учитель уверен в положительном результате деятельности ученика.

Для того чтобы вселить веру слабоуспевающему ученику в свои силы, учителя могут обратиться к приёму авансирования доверия. Этот приём состоит в специальных поручениях или заданиях из той сферы деятельности, которая по убеждению отстающих им малодоступна (подготовить таблицу к уроку, найти сообщение и т.д.). С этого может измениться отношение к предмету, вызовет у ученика чувство собственного достоинства, желание оправдать доверие.

Опора на интересы учащихся позволяет связать процесс учения с волнующими их делами и опытом учащихся.

Важным средством коррекции взаимоотношений слабоуспевающих и учителей, стимулом развития познавательного интереса является поощрение. Отстающие в учении подростки привыкли за результаты своей деятельности чаще всего выслушивать наставления и нарекания учителей. Но слабоуспевающие дети в большинстве своём чувствительны к доброму слову, оно укрепляет в них веру в свои силы, вызывает старание и эмоциональный подъём. Очень важно для такого подростка услышать похвалу в начале и в процессе выполнения задания, так как одобрение стимулирует умственные усилия, вселяет уверенность в свои возможности. Учителям необходимо помнить, что слабоуспевающему ученику не сразу даются его усилия, необходимы терпение, настойчивость и такт. Даже малейшие сдвиги в учении таких учащихся надо замечать и отмечать.

Формирование мотивации учения – огромная проблема современной школы. Мотивация включает в себя много разных побуждений. Возрастные особенности при этом надо не только учитывать, но и из ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАДО ИСХОДИТЬ С САМОГО НАЧАЛА.

Стимулы, применяемые мною на уроках технологии:

  • оценка, запись благодарностей в дневник, словесное поощрение, групповая работа, назначение консультантов (помощников учителя), выставка лучших работ, юмористическая минутка, физкультминутка, психологический настрой на урок, практическое применение знаний в жизни;
  • разноуровневые задания, дозированные домашние задания, сравнение результатов с прошлыми, проблемно – поисковая ситуация, элементы соревнования и ВСЕГДА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ УЧИТЕЛЯ.

Стимулирование познавательной деятельности [«Завуч» №8, 2003г.].

Стимулы:

  1. Оценка.
  2. Запись благодарностей в дневник.
  3. Словесное поощрение.
  4. Групповая работа.
  5. Назначение консультантов.
  6. Выставка лучших работ.

5-е классы — похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористических минуток, взаимопроверка.

6-е классы – познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки.

7-е классы – познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированные домашние задания, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.

Мнимые стимулы: обещание поставить «5», отпустить до звонка, обещание наказания (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку), ссылки учителя на усталость, плохое самочувствие.

СТИМУЛЫ I ПОРЯДКА:

«Поощрение деятельности учащихся».

  1. Оценка.
  2. Яркая, образная эмоциональная речь учителя.
  3. Словесная похвала (молодец, умница и т.д.).
  4. Перспективы (практическое применение знаний в дальнейшем).
  5. Организация коллективной деятельности.
  6. Разноуровневые задания.
  7. Усложнение задания (выход на креативный уровень).
  8. Сравнение успехов ученика с его прежними результатами.
  9. Анализ учебных результатов учащегося учителями.
  10. Положительный пример.

СТИМУЛЫ II ПОРЯДКА:

«Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением».

  1. Занимательная ситуация.
  2. Дозированное домашнее задание.
  3. Познавательная игра.
  4. Использование элементов соревнования.
  5. Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося.
  6. Креативная минутка.
  7. Оценка достижений учащегося на родительском собрании.
  8. Громкая демонстрация итогов деятельности ученика (чтение лучших сочинений классу).
  9. Проблемно-поисковая ситуация.
  10. Опора на анализ жизненных ситуаций.

СТИМУЛЫ III ПОРЯДКА

«Своевременная оценка деятельности учащихся».

  1. Контролируемое доверие.
  2. Задания практического характера.
  3. Юмористическая минутка.
  4. Запись благодарностей в дневник.
  5. Взаимоконтроль.
  6. Учебная дискуссия.
  7. Выставка лучших работ учащихся по итогам урока (четверти, года).
  8. Рейтинг по результатам учебной деятельности.
  9. Решение задач и проблем профессиональной направленности.
  10. Рецензия товарища на результат деятельности учащегося.

В качестве одного из потенциально эффективных средств развития познавательного интереса и активности учащихся сегодня выступают информационно-коммуникационные технологии. Представление учебного материала с помощью компьютерных средств, использование сети Интернет в качестве источника информации и т.д. оживляют образовательный процесс, делая его ярким, запоминающимся и интересным для ученика. Особое внимание в этой связи хотелось бы уделить возможностям сети Интернет. В большинстве случаев глобальную сеть используют как дополнительный источник информации, не используя в полной мере других его потенциальных образовательных возможностей. Вместе с тем, Интернет сегодня является актуальным средством коммуникации, предоставляя широкий спектр возможностей организации взаимодействия субъектов образовательного процесса (образовательные форумы, телеконференции, чаты и др.), привлекающих не только содержанием, но и самим процессом коммуникации. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть в рамках специально организованного исследования возможностей Интернет-взаимодействия как средства развития познавательного интереса учащихся.

Литература:

  1. Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении», М., «Просвещение», 2000.
  2. Тарасова Е.И. Педагогическая мастерская по технологии. «Школа и производство», №4 2002.
  3. «Завуч»,№8 2003.
  4. http://www.emissia.org/offline/2008/1238.htm

urok.1sept.ru

Статья по теме: Формирование мотивации в обучении

Формирование мотивации в обучении.

Наталья Сергеевна  Мелехина

СОШ  №6 г. Новый Уренгой   ЯНАО

Аннотация

Мотивация – это движение в перед. Мотивация человека запрограммирована  от природы и ее необходимо развивать,  получая знания и умения. Учебную мотивацию развивается в семье. Когда родители начинают готовить ребенка в школу. Но здесь надо, не ошибиться готов ли ребенок к школе, что бы результат его учебы был положительным, чтобы не было интеллектуальной пассивности, отрицательному отношению к учебе. Сформировать мотивацию к обучению, заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы нельзя пока не выяснишь, что является причиной низкой мотивации. Ребенок проявляют интерес чаще всего к наиболее легким, не основным дисциплинам, а в большинстве случаев к улице, компании. Успевающих учеников, имеющих учебно-познавательные мотивы, способным к творчеству мало. У неуспевающих учеников мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе — мотивация избегания неудачи. Необходимо применять коррекционные меры — учить ребенка учиться. В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности своего ребенка, потому что  высокая учебная мотивация, формируется у детей в семьях. Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка.  Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, они не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса. Процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый.

Происходит термин «мотивация» от английского «movere» — «двигать», мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой. Мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения ломается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше — еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. Учебная мотивация, рост учащихся с низким уровнем школьной мотивации от класса к классу очевиден. Все начинается еще с поступления в школу, когда  родители, отправляя ребенка в школу хотят —

—   что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать надо. Важно развивать у ребенка  умение преодолевать себя,  делать не только то, что ему нравится, но и то, что необходимо;

—  ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание, когда несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, например, у него не сформирована рука, если он ставит  меньше 70 точек в клеточке за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Зубы к моменту поступления ребенка в школу должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации, ребенок быстро устает и не справляется, а это вероятность того, что ребенок будет неуспевающим;

— дети, не посещающие  детский сад, не контактирующие  со сверстниками приводит к отсутствию взаимоотношению, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением, что бы, жить в коллективе.

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении, отрицательному отношению к учебе:

  • заниженная мотивация к обучению;
  • неумение действовать по инструкции взрослого;
  • отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности;
  • не сформированность учебной деятельности;
  • интерес к результату решения учебных задач, а не к процессу;
  • отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия.  

Сформировать мотивацию к обучению — это значит не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, при которых ему самому захочется учиться. Для этого необходимо выяснять, что является причиной низкой мотивации:

— нежелание учиться появляется у тех детей, кого родители не приучили их преодолевать трудности;

— неблагополучие в семье, когда  ребенок, привыкший к отрицательному эмоциональному  накалу по поводу своей семьи, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок;

— отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту. Дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу;

— нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей;

— неправильные методы воспитания — подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивание, чрезмерная опека;

— завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка,  психологические особенности, особенности умственного развития и пр.

 —  мотивация  к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнений и т.д.

Многие отстающие в учении школьники интеллектуально пассивны. Они проявляют интерес чаще всего к наиболее легким, не основным дисциплинам, а в большинстве случаев к улице, компании. Трудные, малопонятные учебные предметы, связанные с постоянно низкими оценками  редко вызывают познавательный интерес. Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя, следованию его указаниям.

 Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился — это значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы. Мотивация достижения нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задания, получать нужный результат. Результативность учебных действий независимо от внешней оценки  способствует формированию самоконтроля. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации. Престижная мотивация, менее распространенная, чем мотивация достижения, характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов.

 Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей. Кроме того, взрослея, они достигают высокой продуктивности деятельности, но оказываются не способными к творчеству: стремление все сделать лучше и быстрее других лишает их возможности творческих поисков, углубления в процесс решения проблемной задачи.

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время в мотивации достижения отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать “двойки” и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. Эта мотивационная тенденция интенсивно развивается на протяжении всего неуспешного обучения, и к окончанию школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки, а мотивация избегания неуспеха приобретает значительную силу. Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих учеников отрицательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив. К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные, по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка. Необходимо применять коррекционные меры — учить ребенка учиться. В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка, когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы. Если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к начальной школе и пройти весь путь формирования учебных навыков. Иногда ребенок не умеет работать с текстом – выделять главную мысль, пересказывать. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя. Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может сделать сам. Не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. Зачастую такой ребенок, вместо которого задание выполняют родители, вовсю манипулирует родителями, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» — манипуляция чистой воды). Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к обучающимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя, а родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает. А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

Согласно результатам исследований, мотивация успеха, и как следствие, высокая учебная мотивация, формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации. Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка.  Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса. Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного само восприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности. Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение, деньги за хорошие отметки часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу – явление вполне нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами в цирк, на каток, в боулинг вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача – интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Подростка важно не наказывать, нужен контроль – помощь, а не контроль-давление. Для подростка важно поднимать тему профессионального определения. Если быть  последовательными и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации ребенка, то  непременно будет взлет, появится мотивации к обучению.  Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа – это каторга. Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации к обучению. Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить – в том числе, и сформировать у школьника желание учиться. Необходимо лишь направить ребенка, предоставить ему самостоятельность и развить в нем понимание цепи мотивационного взаимодействия. 

Библиография

1. www.shkola-razvitiya.ru/issue/show/93/

2. festival.1september.ru/articles/569621/

3. www.ko-pmpk.ru/attachment s/019_motivacia_obuchenia.doc

4. Интернет- ресурсы

nsportal.ru

Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников

Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников

Любой учитель хорошо знает, дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только своими способностями, темпами усвоения знаний, но и работоспособностью при одной и той же нагрузке. Огромное значение в сохранении высокой работоспособности играет мотивация, интерес ребёнка к тому, что он делает. Каждый учитель знает, что заинтересовать маленького школьника самой учебной деятельностью трудно, но если интерес есть, то результат будет обязательно.

Если активно не формировать у детей интерес к учению так таковому, то уже к концу первого полугодия желание учиться у них резко снижается. Как известно, ребёнок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников, приходит в школу, преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учёбе? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. В своём педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д.Ушинский отметил «Ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться». Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость «дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения».

Другой известный педагог, Василий Александрович Сухомлинский, утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребёнка к познанию окружающего мира, а учебное заведение – стать «школой радости». Радости познания, радости творчества, радости общения.

Учитель должен создать такие условия, в которых ребёнок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Поэтому особенно в младших классах учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого нужно знать и использовать в работе все наиболее эффективные формы и средства мотивации школьников.

1.Игра как эффективный приём, активно воздействующий на формирование положительной мотивации.

Психологи определяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребёнок активизируется как личность, через игру он познаёт мир.

В начальных классах одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.

Использование творческой игры в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение на уровне эмоционального сознания, что способствует развитию познавательного интереса.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности.

2.Коллективные способы обучения позволяют повысить положительную мотивацию к обучению.

Коллективные учебные занятия – это организация общения в паре, группового общения, общения в парах сменного состава.

Этот вид работы делает урок более интересным, живым, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, даёт возможность многократно повторить материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.

В результате таких коллективных занятий ребята активнее включаются в учебный процесс, работают более увлечённо, обучаются основным жизненным навыкам:

  • действенное общение

  • умение слушать

  • умение разрешать конфликты

  • умение работать сообща

  • воспитание самоуважения

  • укрепление дружбы в классе

3.Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.

Приёмы создания ситуаций успеха:

— преодоление страха (Ничего страшного. Бывает, что у людей не получается.)

— подбадривание ( Ты же можешь.)

— авансирование ( У тебя получится.)

— персональная исключительность (Только у тебя может получиться.)

— усиление мотивации ( Нам это нужно для ….)

— высокая оценка работы (Вот это у тебя вышло замечательно.)

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижения вперёд.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладеть знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

4. Роль отметки в мотивации младшего школьника.

Важное место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все дети первого и второго классов хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей.

Отметка выражает и оценку знаний учащихся, и общественное мнение о нём, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. Большинство детей начальных классов получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.

В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал её как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.

5. Поощрение как фактор повышения положительной мотивации к обучению.

Положительные эмоции сопутствуют формированию положительного отношения к обучению. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Психологи пришли к выводу, что награды имеют тенденцию поддерживать и усиливать любую связь, ведущую к ним, что чувство удовлетворённости, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство неудовлетворённости, вызванное наказанием.

Главный механизм поощрения – оценочный. Этот механизм позволяет ребятам соотносить результат своего труда с поставленной задачей.

В поощрении заключается факт признания и оценка достижений ребёнка, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям.

Поощрение можно классифицировать по средствам выражения:

— мимические и пантомимические (аплодисменты товарищей, улыбка, ласковый взгляд учителя, пожатие руки, учитель погладит по голове).

— словесные (Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо работали!)

— материализованные (флажок на парте, значок «Лучший счётчик», благодарность в дневнике, красивая обложка)

Выбор поощрения зависит от личности самого учащегося, оттого, насколько сформирован у него познавательный интерес, от подготовленности ребёнка к поощрению, от успеваемости детей, от работы учителя в этом направлении.

Поощрение обязывает выполнять следующие требования:

— поощрение должно применяться в системе, объективно;

— наиболее эффективно использование двух или нескольких видов поощрения;

— учитывать индивидуальные возможности и развитие детей, их подготовленность;

— идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее эффективным формам поощрений – деятельности.

В результате успешного применения поощрения возрастает положительная мотивация к обучению, возрастает познавательная активность, постепенно увеличивается объём работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности, усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске.

Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов, умело подобранный материал к уроку усиливают интерес учащихся к занятиям у младших школьников, укрепляют желание детей овладеть знаниями и формируют устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

infourok.ru

Методическая разработка по математике на тему: Актуальные вопросы формирования мотивации к обучению

«Актуальные вопросы формирования мотивации к обучению»

Термин«мотивация». происходит от английского «movere» — «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Наверняка, Вы и сами могли наблюдать признаки мотивации к обучению у своего ребенка: у него сияли глаза, он сосредоточенно делал уроки или учил что-то, получая от этого ни с чем не несравнимое удовольствие!

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

 «Почему происходит снижение и потеря мотивации к обучению у школьников.»

Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Наша школа тому не исключение. На сегодня, среди обучающихся начальной школы процент детей с низким уровнем мотивации составляет более 20%, то есть каждый пятый  учащийся не хочет учиться. В среднем звене процент детей с низким уровнем учебной мотивации, к сожалению увеличивается.

Так почему происходит так, что ребенок может успешно учиться, но почему-то не хочет?

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Основные факторы отрицательного отношения школьников к учебе:

  • заниженная мотивация к обучению
  • интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу
  • отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности
  • несформированность учебной деятельности
  • неумение действовать по инструкции взрослого
  • отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия

Что значит сформировать мотивацию к обучению? Это значит не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.

Так что же все-таки делать?

  1. выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.

Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться.

— ошибки воспитательного характера – это:

* неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

* отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

* нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами»)

* неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека

* завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

* «убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха и пр.)

  1. применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения. На своих уроках после выполнении каждого задания отрабатываю с каждым учеником навык самопроверки или взаимопроверки.
  2. В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка. 
  3. Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» — манипуляция чистой воды). На уроках даю дифференцированные задания.
  1. Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежания таких случаев, важно иметь постоянный контакт родителей со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.
  2. Мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.
  1. Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка.  Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок.
  1. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Для подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление. Для подростка важно поднимать тему профессионального определения. Провожу анкетирование.
  1. Не ожидайте немедленных успехов. Если последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации ребенка, то  непременно будет взлет.
  2. Важно поощрять ребенка за хорошую учебу.

Стимулы, применяемые мною на уроках математики:

  1. Оценка.
  2. Запись благодарностей в дневник.
  3. Словесное поощрение.
  4. Групповая работа.
  5. Назначение консультантов.
  6. Выставка лучших работ.

5-е классы — похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористических минуток, взаимопроверка.

6-е классы – познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки.

7-е классы – познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированные домашние задания, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.

Мнимые стимулы: обещание поставить «5», отпустить до звонка, обещание наказания (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку), ссылки учителя на усталость, плохое самочувствие.

СТИМУЛЫ I ПОРЯДКА:

«Поощрение деятельности учащихся».

  1. Оценка.
  2. Яркая, образная эмоциональная речь учителя.
  3. Словесная похвала (молодец, умница и т.д.).
  4. Перспективы (практическое применение знаний в дальнейшем).
  5. Организация коллективной деятельности.
  6. Разноуровневые задания.
  7. Усложнение задания (выход на креативный уровень).
  8. Сравнение успехов ученика с его прежними результатами.
  9. Анализ учебных результатов учащегося учителями.
  10. Положительный пример.

СТИМУЛЫ II ПОРЯДКА:

«Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением».

  1. Занимательная ситуация.
  2. Дозированное домашнее задание.
  3. Познавательная игра.
  4. Использование элементов соревнования.
  5. Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося.
  6. Креативная минутка.
  7. Оценка достижений учащегося на родительском собрании.
  8. Громкая демонстрация итогов деятельности ученика (чтение лучших сочинений классу).
  9. Проблемно-поисковая ситуация.
  10. Опора на анализ жизненных ситуаций.

СТИМУЛЫ III ПОРЯДКА

«Своевременная оценка деятельности учащихся».

  1. Контролируемое доверие.
  2. Задания практического характера.
  3. Юмористическая минутка.
  4. Запись благодарностей в дневник.
  5. Взаимоконтроль.
  6. Учебная дискуссия.
  7. Выставка лучших работ учащихся по итогам урока (четверти, года).
  8. Рейтинг по результатам учебной деятельности.
  9. Решение задач и проблем профессиональной направленности.
  10. Рецензия товарища на результат деятельности учащегося.

В качестве одного из потенциально эффективных средств развития познавательного интереса и активности учащихся сегодня выступают информационно-коммуникационные технологии.  Представление учебного материала с помощью компьютерных средств, использование сети Интернет в качестве источника информации и т.д. оживляют образовательный процесс, делая его ярким, запоминающимся и интересным для ученика. Особое внимание в этой связи хотелось бы уделить возможностям сети Интернет. В большинстве случаев глобальную сеть используют как дополнительный источник информации, не используя в полной мере других его потенциальных образовательных возможностей. Вместе с тем, Интернет сегодня является актуальным средством коммуникации, предоставляя широкий спектр возможностей организации взаимодействия субъектов образовательного процесса (образовательные форумы, телеконференции, чаты и др.), привлекающих не только содержанием, но и самим процессом коммуникации. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть в рамках специально организованного исследования возможностей Интернет-взаимодействия как средства развития познавательного интереса учащихся.

Литература:

  1. Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении», М., «Просвещение», 2000.
  2. Тарасова Е.И. Педагогическая мастерская по технологии. «Школа и производство», №4 2002.
  3. «Завуч»,№8 2003.
  4. http://www.emissia.org/offline/2008/1238.htm

nsportal.ru

Формирование положительной мотивации к обучению и саморазвитию у ребенка дошкольного возраста

Формирование положительной мотивации к обучению и саморазвитию у ребенка дошкольного возраста

Положительное отношение к обучению создается двумя путями.

          Первый путь создание положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при  посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка.

        Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т.п. Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

             Какие же условия необходимы для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей?

1.     Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым  его любознательность.

2.     Строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу педагогической поддержки, а это значит — верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

3.     Учить детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.

4.     Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

5.     Учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач.

6.     Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Педагогу необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.

7.     Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

         Среди условий, способствующих становлению познавательной активности, большинство авторов называют игру и общение со взрослым. Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности,  но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное — взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи.

        Таким образом, учебная мотивация складывается у старшего дошкольника при наличии выраженной познавательной потребности и умения трудиться, самым важным в этот период считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Вместе с формированием системы мотивов меняется отношение к окружающему миру взрослым и сверстникам и от того, смогут ли взрослые уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком и в соответствии с этим изменить свое отношение, будет зависеть положительный результат в развитии мотивационной сферы.

         Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития. Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

         Саморазвитие — это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение.

        Способность ребенка к саморазвитию наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве, и самым важным путем развития является активная многогранная самореализация.

         Саморазвитие – это необходимое качество личности. Личность, способная к саморазвитию, имеет огромный воспитательный потенциал. Дети, растущие в атмосфере творчества, получают достаточно примеров от взрослых и развивают собственные творческие способности. Саморазвитие идет по пути самоутверждения себя в разных видах деятельности. Один из них – игровой, где реализуется потребность в признании себя как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Период дошкольного детства – период познания себя во внешнем мире. Внутренний мир интенсивно развивается, но ребенку пока очень трудно открыть его, обнаружить пространство и образы, «населяющие»  его. Тем не менее, в актах самооценивания ребенок начинает понимать, пусть интуитивно, свою уникальность, неповторимость и отличие от других.

            Процесс детского развития, обусловленный воспитанием взрослых и условиями жизни, характеризуется вместе с тем и своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением. Важно подчеркнуть и выделить два типа детской активности:

1.     Собственная активность ребенка, полностью определяемая самим малышом, детерминированная его внутренними состояниями. Ребенок в этом процессе выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, ребенок здесь выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности. Данный тип активности лежит в основе детского творчества в самом широком значении этого слова.

2.     Активность ребенка, стимулируемая взрослым. Он организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами.

        Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде: собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, и он действует с ними как со своими собственными.

        Таким образом, два типа активности последовательно сменяют друг друга, взаимодействуя и, главное, взаимообогащаясь в этом процессе. Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее (в определенный момент времени) у него затем возникает потребность в совместной деятельности со взрослым. В этой фазе дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка со взрослым — носителем высшей формы развития, тем выше и содержательнее становится собственная активность ребенка.

           Педагогические условия, обеспечивающие процесс целостной самореализации дошкольника:

·       Создание эмоционально-положительного микроклимата, доброжелательной атмосферы, обеспечивающей переход к зрелым и гуманным отношениям педагога с детьми.

·       Создание предметно-пространственной среды, прогрессирующей,   обогащение содержания и нестандартных форм учебной деятельности;

·       Обеспечение ситуаций успеха каждому и всем членам детского сообщества, что способствует высокой включенности дошкольника в процесс обучения;

·       Включение компетентного педагогического влияния педагога, способного диагностировать и прогнозировать личностный рост ребенка.

         Гуманизация педагогического общения педагога с обучающимися способствует взаимопроникновению личностных влияний, открытости, доверию, обеспечивает эмоционально-положительный настрой деятельности.

         Гуманистический характер общения и взаимодействия обуславливает образование единого эмоционально-положительного пространства, в котором и разворачивается процесс обучения, обогащенный одухотворенностью и взаимопониманием.

        Педагог, владеющий диагностикой, способен получать и постоянно обогащать глубину представлений о своих воспитанниках как о субъектах учебной деятельности.

        Развивающая предметно-пространственная среда выполняет информативную функцию, обеспечивает базис личностной культуры и поле самодеятельности ребенка-дошкольника. Использование в предметно-пространственной среде нестандартных форм обучения, таких как тренинг, игра, «зажигает искру познания», вызывает реакцию эмоционального заражения, способствует увлеченности, а, следовательно, целостной самореализации дошкольника.

        Успешная деятельность дошкольника — это универсальное условие целостной самореализации, где ребенок получает опыт расширенного самосознания, предвосхищая свои возможности. Успех связан с эмоциональным переживанием, позволяющим, осознать свою сопричастность с миром, успех «окрыляет», повышает уверенность в себе, активно стимулирует личностный рост.

        Таким образом, успешное формирование потребностно-мотивационной сферы и основных качеств личности ребенка в значительной мере зависит от педагогического воздействия, от ряда условий, которые создает взрослый, процесс развития должен быть построен таким образом, чтобы он одновременно стимулировал и ход саморазвития ребенка.

infourok.ru

62. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности.

Чтобы учебная
деятельность стала формироваться,
должен быть соответствующий мотив, т.е.
то, что побуждает ребенка к учению. В
зависимости от мотива деятельность
приобретает для ребенка различный
смысл. Например, цель решения задачи
для школьника может побуждаться
разнообразными мотивами — научиться
решать такие задачи, получить хорошую
оценку, отправиться после уроков гулять,
избавиться от страха, что завтра спросят,
и т.д. Объективно цель остается той же
самой, но смысл и качество деятельности
меняются в зависимости от мотива.

Мотив влияет не
только на учебную деятельность, но и на
отношение ребенка к учителю, школе,
окрашивая их в позитивные или негативные
тона. Например, если ребенок учится,
чтобы избежать наказания со стороны
авторитарных, требовательных родителей,
учебная деятельность протекает
напряженно, со срывами, окрашена
негативными эмоциями, тревожностью. И
наоборот, учение ради познания делает
его легким, радостным, увлекательным —
«учением с увлечением».

А. Н. Леонтьев
выделял мотивы понимаемые и реально
действующие, осознаваемые и неосознаваемые,
ведущие и второстепенные. Все они
присутствуют в деятельности младшего
школьника. Но надо различать мотивы,
порождаемые самой учебной деятельностью,
связанные непосредственно с содержанием
и процессом учения, и мотивы, лежащие
за пределами учебной деятельности
(широкие социальные или узколичные
мотивы ребенка). Установлено, что мотивы,
связанные с самой учебной деятельностью,
еще не являются в младшем школьном
возрасте ведущими. У них преобладают 3
группы мотивов: 1) широкие социальные,
2) узколичностные и 3) учебно-познавательные
мотивы.

В основе мотивации,
связанной с содержанием и процессом
учения, лежит познавательная потребность.
Она рождается из более ранней детской
потребности во внешних впечатлениях и
потребности в активности, имеющихся у
ребенка с первых дней жизни. Развитие
познавательной потребности неодинаково
у разных детей: у некоторых она выражена
ярко и носит «теоретическое» направление,
у других сильнее выражена практическая
ориентация, у третьих она вообще очень
слабая.

В учении младших
школьников привлекают эмоциональные
моменты, внешняя занимательность урока,
игровые моменты в нем и — в значительно
меньшей степени — познавательная
сторона.

Помимо мотивации,
следует обратить внимание и на динамику
отношения детей к учению на протяжении
младшего школьного возраста. Первоначально
они стремятся к нему как к общественно
полезной деятельности вообще. Затем их
начинают привлекать отдельные приемы
учебной работы. И наконец, дети начинают
самостоятельно преобразовывать
конкретно-практические задачи в
учебно-теоретические, интересуясь
внутренним содержанием учебной
деятельности.

В формировании
учебной деятельности важное место
занимает вовлечение ребенка в учебные
ситуации, которые решаются совместно
с учителем. Одна из закономерностей
формирования учебной деятельности
состоит в том, что весь процесс преподавания
в младших классах первоначально строится
на основе развернутого знакомства детей
с главными компонентами учебной
деятельности, и дети втягиваются в их
активное осуществление. Такое «растянутое.»
введение в учебный материал служит
условием развития познавательной
активности детей, внимания к глубинным,
а не только внешним моментам учения,
интереса к нему.

В основе
последовательного вовлечения ребенка
в учебную деятельность лежит теория
поэтапного формирования умственных
действий. Учебная деятельность не дана
ребенку изначально, ее нужно построить
в совместной деятельности ребенка и
взрослого. По аналогии с освоением
предметных действий в раннем возрасте
можно сказать, что сначала все находится
в руках учителя и учитель «действует
руками ученика». Однако в школьном
возрасте деятельность осуществляется
с идеальными объектами (числа, звуки),
и «руки учителя» — это его мозг. Учебная
деятельность — это такая же предметная
деятельность, но предмет ее теоретический,
поэтому и совместная деятельность
затруднена. Для ее осуществления нужно
объекты материализовать.

Процесс развития
учебной деятельности — это процесс
передачи от учителя к ученику отдельных
ее звеньев. Терпеливо и последовательно
учитель демонстрирует ребенку определенную
последовательность учебных действий
и выделяет те из них, которые должны
выполняться в предметном, внешнеречевом
или умственном плане. Он создает условия,
при которых внешние действия
интериоризуются, становясь обобщенными,
сокращенными и освоенными. Если это
принципиальное положение не соблюдается,
то полноценная учебная деятельность
не формируется.

studfiles.net

Статья по теме: Формирование мотивации к обучению на примере уроков английского языка

ГБС(К)ОУ школа-интернат (V вида) №2

                                        Педагог-психолог А.А. Пономарева

Психология мотивации обучения на примере уроков английского языка

(выступление на педсовете школы)

Тема формирования мотивации обучения является действительно актуальной, и  для нашей школы в особенности.

В этом году я стала вести английский язык в нашей школе и столкнулась с проблемой сниженной мотивации к обучению уже как учитель, поэтому  доклад буду делать на примере своего предмета.

Все мы знаем, что у большинства учащихся с нарушениями речи также нарушена умственная работоспособность, для них зачастую характерны недоразвитие форм познавательной деятельности, недостаточный уровень учебной мотивации, быстрая утомляемость, нарушение эмоционально-волевой сферы. Несмотря на то, что дети по природе очень любознательны – нашим детям свойственно нежелание учиться, обусловленное теми особенностями, которые я перечислила, которые рождают у них банальную лень и нежелание и неспособность эту лень преодолевать.

Тем не менее, работоспособность и силу воли можно тренировать в определенных пределах конечно.

Например: поручить определенные обязанности общественные или трудовые, когда дети привыкают регулярно выполнять определенные работы, то они спокойно относятся к тому, что домашние задания тоже нужно ежедневно выполнять.

 Изначально я старалась объяснить значимость предмета английский язык в жизни, повысить его престиж – приводила примеры его необходимости  – при использовании интернета, во многих профессиях, в поездках за границу, вводила мысль о том, что английский – это модно. Также, что бы заинтересовать детей – старалась приблизить иностранный язык к их повседневной жизни, приводила близкие  для них примеры.

Например: почему рестораны быстрого питания называются фаст-фуд (fast food- быстрая еда).

         Учащиеся кстати, действительно гордятся тем, что у них теперь есть такой предмет, как иностранный язык, когда они идут обедать после 7 урока на котором английский, они даже работникам столовой  хвастаются что английским занимаются,  но, конечно, тот факт, что мы не будем с первых уроков обсуждать погоду и фильмы по английски, чтобы разговаривать – нужно учить слова, а до этого выучить буквы, что это не такое уж развлечение, а еще один предмет, по которому    нужно трудиться–стало для них  настоящим ударом, который я пытаюсь до сих пор облегчить —  это снова к слову  о работоспособности и трудолюбии.

Тем не менее, в коре больших полушарий существуют определенные участки, которые образуют мотивационную систему. Для того, чтобы она включились в работу необходимы три компонента:

  1. познавательный интерес
  2. социальное признание
  3. самооценка

На своем опыте и изучая литературу, я убедилась, что для включения этих компонентов, повышения мотивации учащихся к изучению английского языка (и других предметов) полезно соблюдать следующие  условия:

  1. Общая атмосфера положительного отношения к учению и хорошего настроения на уроках.
  2. Тщательно подбирать материал для урока.
  3. Находить общий язык с учащимися, построение  отношений «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, личностно-ориентированного подхода и т.д.
  4. Индивидуальный подход к ученикам в выборе заданий – учет их индивидуальных особенностей и способностей.
  5. Построение  изучения  материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих  учащихся.
  6. Использование наглядности, игр, кроссвордов, видеоматериалов, ИКТ,  песен. Для стимулирования интереса к урокам.
  7. Включенность  учащихся  в совместную учебную деятельность в коллективе  учебной группы (через парные, групповые,  формы работы).
  8. Создание ситуаций успеха – не ставить слишком сложных задач, хвалить учащихся за старание даже если они не добились ничего особенного, вознаграждения.

Я хотела бы очень кратко привести примеры по пункту стимулирование интереса к урокам – различные формы работы на уроке (см. презентация к докладу – презентации, игровые задания, игра «крестики-нолики», кроссворд.

Таким образом, кнопки, с помощью которой можно было бы включить желание учиться, не существует. Однако, мы можем помочь ребенку повысить веру в собственные способности и пробудить в нем познавательные интересы –  компоненты, необходимые для включения в работу мотивационной системы.

nsportal.ru