Формы и методы развития творческих способностей: «Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО.»

2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках изо

Для развития творческих способностей детей в начальной школе сегодня необходимо использовать новое, интересное, нестандартное,  это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями. 

Важную роль играет отбор методов, так как именно они определяют деятельность учителя и ученика на уроке.   Методы, применяемые на уроках, продиктованы спецификой искусства. 

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения10:

  1. Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие. 

  2. Метод индивидуальной и  коллективной поисковой  деятельности.

     Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных. 

  3. Метод свободы в системе  ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.

  4. Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. 

  5. Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи. 

Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда. 

Проникновение современных технологий в образовательную  практику, в том числе и на уроках искусства, открывает новые возможности. 

Задания на уроках развития творческих способностей можно классифицировать на 3 вида:

  1. тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;

  2. частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов.

  3. творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного11.

Таким образом, стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.  

При проведении уроков ИЗО в среднем и старшем звене предусмотрены  нестандартные решения проведения уроков12:

  1. Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

  2. Уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.

  3. Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов.

  4. Урок – прогулка/путешествие.

  5. Урок – панорама.

  6. Урок – репортаж с выставки.

  7. Урок – викторина.

  8. Урок — игра. Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она  обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого  потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся.

На уроках ИЗО в среднем и старшем звене для развития творческих способностей сегодня также можно использовать компьютер. Применение компьютеров на уроке ИЗО создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

При проведении уроков изобразительного искусства в среднем и старшем звене необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:

  1. От знаний к творчеству – основной метод обучения.

  2. Обеспечение постепенности восприятия учебного материала.

  3. Обеспечение последовательности творческого процесса.

  4. Требование обязательной грамотности исполнения работы – композиционной и изобразительной.

  5. Стимулирование работы в участии в конкурсах, в целях поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения.

  6. Стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности, неординарности, как замысла, так и исполнения.

  7. Формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений, развитие образного мышления.

  8. Требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера.

  9. Обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу.

  10. Создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного материала.

  11. Создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности, привлекательности работы в школе, праздника творчества за счет смены характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы, когда маленькие зарисовки сменяются большими работами.

  12. Стимулирование проявления индивидуальности, самостоятельности, несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна техника исполнения.

  13. Обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел

Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования, зависит качество творческой работы ученика. Искусство – уникальное явление человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве, имеет силу в правде и красоте и формирует культуру восприятия человеком окружающего мира

13.

Статья на тему: «Формы и методы развития творческих способностей». | Статья:

Статья на тему:  «Формы и методы развития творческих способностей».

Автор:          Пикуло М.С воспитатель  ГБДОУ № 2 Московского района

 «Ребенок, испытавший радость творчества

                                               даже в самой минимальной степени,

                                                             становится другим, чем ребенок,

                                       подражающий актам других».

                                                                                                                         Б.Астаньин     

      Одним из основных условий развития творческих способностей является,  создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей.

Главное на пути создания такой атмосферы — развитие чувства психологической защищенности у детей. Критические высказывания в адрес детей, приводят к подавлению их творческих способностей. К мыслям, которые высказывают дети, следует относиться с уважением.

Педагог должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

  Существуют различные специальные методы, направленные на развитие творческих способностей.

Методы — это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Существуют методы: практические, наглядные, словесные.

К практическим методам относятся упражнения, игры.

   Упражнения — многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются  на конструктивные, подражательно-исполнительские, творческие.  

     Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

 К наглядным методам относится наблюдение — рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми желательно сочетать все эти методы друг с другом.

В процессе организации обучения направленного на развитие творческих способностей большое значение придается дидактическим принципам: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному.  Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. Он предполагает:

  • перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,
  •  самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,
  • -комбинирование ранее усвоенных способов в новые .

Многие занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

  •  Каждая игра представляет собой набор задач.
  •  Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
  •  Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
  •  Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
  •  Постепенное возрастание трудности задач — способствует развитию творческих способностей.

 Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия: развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста; задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей; творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Dr Sera Smolen —Введение в развитие творческих способностей

Развитие творческих способностей

 

 

Предпосылки

Все дети рождаются с творческими способностями. Врожденные творческие способности любого ребенка могут быть развиты посредством дисциплинированной практики творческих упражнений, которые предоставляют ребенку полную свободу выбора. Большие творческие способности — это искусство делать выбор.

 

Что такое развитие творческих способностей?

Развитие творческих способностей — это философия и метод, основанные на идее о том, что артистизму и вдохновению можно научить посредством дисциплинированной практики творческого мыслительного процесса. Метод был разработан на основе научного анализа трудов великих творческих гениев во всех областях.

 

Зачем музыканту это изучать?

Концертные артисты — гении перфоманса. Они сочетают в себе техническое мастерство с глубоко личным стилем и пониманием. Когда ученик создает свою собственную музыку, он развивает личный выразительный стиль, а также более глубокое понимание того, откуда берется музыка. Затем он становится более чувствительным к другим композиторам и может лучше выражать себя на разных музыкальных языках. Обычно это называют музыкальностью.

 

Каковы философские цели развития творческих способностей?

Мы верим, что великие творческие способности рождаются в поисках истины и красоты. В нашем стремлении понять наш мир и в нашей потребности сделать его лучше лежат корни всей гениальности и всего роста и развития человечества. Развитие творческих способностей, благодаря методу постоянной творческой деятельности и самовыражения, помогает учащимся в их личном поиске истины и красоты. Конечная цель развития творческих способностей состоит в том, чтобы этот поиск стал частью образа жизни каждого ученика как в музыкальной сфере, так и за ее пределами.

 

Кто может изучать развитие творческих способностей?

Развитие творческих способностей предназначено для обучения родителей и/или учителей. Поскольку он основан на слуховом восприятии, а не на теоретических знаниях, для занятий дома требуется очень небольшая музыкальная подготовка. Ученик может начать заниматься в возрасте двух лет или всякий раз, когда он / она начинает заниматься музыкой. Развитие творческих способностей организовано в прямой связи с Книгой 1 Судзуки, поэтому ее можно легко изучать вместе с методом Судзуки.

 

Развитие творческих способностей развивает навыки джазовой импровизации, игры на скрипке, классической импровизации и импровизации с использованием музыки народов мира. Музыканты, прошедшие обучение в области САПР, завоевали Грэмми в этих областях. В то время как многие путешествуют по миру как создатели своих собственных форм искусства, многие другие являются ведущими исполнителями в оркестрах по всей стране.

 

Essential Facts

• Творчество — это искусство выбора.

•Дисциплинированная практика искусства выбора развивает творческие способности.

•Свобода выбора, необходимая для творческого развития, достигается за счет устранения критики в творческой среде.

•Правило №1 на занятиях по САПР и практике: «Ошибки не бывает».

•Недавние исследования показали, что акт импровизации использует медиальную префронтальную кору головного мозга – часть, которую мы используем, чтобы описать себя. Таким образом, изучение импровизации учит нас использовать собственный музыкальный голос, развивая при этом уникальную музыкальность.

•Вдохновение — это третий шаг в творческом процессе, следующий за сознательной работой над творческой задачей и периодом сознательного отдыха, когда подсознание берет верх.

•Вдохновение можно определить как точку, в которой подсознание общается с сознанием.

Развитие творческих способностей: 

Пять стадий творческих способностей 

Наука и искусство / Правда и красота 

-Dr. Sera Smolen 2021 

  

Работая в тесном сотрудничестве с Элис Канак, автором и композитором серии «Развитие творческих способностей», я с 19 лет ежедневно включаю «CAD» вместе с семьями в моей виолончельной студии Suzuki.94. Я был побужден поделиться этим прекрасным процессом в качестве приглашенного врача в летних институтах и ​​со многими группами учителей и родителей по всему миру. Я изучил и исполняю множество различных форм импровизации со всего мира. Я считаю, что начало работы с САПР позволяет молодым музыкантам развиваться во всех направлениях.

Алиса Канак изучила мемуары великих художников и ученых-историков. Создают ли ученые новые вещи иначе, чем художники? Она обнаружила, как художники и ученые выполняют «сознательную работу» в течение дня в лабораториях, офисах, библиотеках, театрах и музыкальных студиях. Ночью их мозг естественным образом направляет сознательную работу в область, где выполняется «бессознательная работа». Днём работаем. Однако круглые сутки проблемы поглощаются внутренней, тайной работой ума. Параметры проблемы усиливаются, украшаются и смягчаются в огромном бессознательном. Наличие художественной или научной проблемы, которую нужно решить, обязательно откроет удивительные пути коммуникации внутри разума. Этот таинственный универсальный танец между сознательным и бессознательным предшествовал величайшим открытиям в истории, как художественным, так и научным. Подобно великим художникам и ученым, которые пишут об этом в своих мемуарах, мы делаем обычный скромный объем работы днем. Ночью проблемы и их возможные решения выворачиваются боком и наизнанку. Мы работаем на следующий день, чтобы на следующую ночь его можно было заказать повторно, доработать и изменить пропорции, пока не появится самое элегантное решение. Каждый из нас может иметь этот волнующий доступ ко всему разуму.

  

Пять стадий развития творческих способностей

Стадия 1: Ломать лед 

  

 Наши первые эстетические потребности появляются в возрасте 2 лет. начинают импровизировать. Книги Элис Канак для начинающих — «Игра от сердца» и «Музыкальная импровизация для детей». Эти сборники очень коротких импровизаций приглашают самых маленьких музыкантов спонтанно использовать свои первые навыки игры на инструменте. Они играют, притворяясь рассказом, воображая животных и слушая. Мы просто берем «один пункт» из нашего последнего урока и предлагаем детям поиграть с ним. Они могут щипать две открытые струны с посаженными ногами или использовать несколько выбранных нот на одной струне. Они представляют себе божью коровку на цветке, жирафа, лягушек, радугу, грозу или летающую лошадь Пегаса, свободно импровизируя с очень простыми инструкциями.

Чтобы растопить лед, все на земле начинают с одной ноты. Мастер-импровизатор Дэвид Дарлинг называет это «One Quality Sound». Мы просто продолжаем делать музыку из этого единственного звука. Это может быть умиротворение, неуверенность, загадочность или дикость… это может быть организованное исследование музыкальной идеи, а может превратиться в плещущиеся жесты. Некоторые студенты робкие, а другие бесстрашные или глупые. Некоторые повторяют что-то много раз, в то время как другие начинают с изучения всего своего выбора. Все это абсолютно нормально. Как учителя или родители, наша работа состоит в том, чтобы создать в классе атмосферу, в которой «нет такой вещи, как ошибка». Мы наблюдаем все это с расслабленной уверенностью и восторгом. Мы принимаем эту атмосферу урок за уроком, практика за практикой. Это подтверждает для студентов, что все было в порядке.

  

Начинающие ученики струнных инструментов добавляют ноты к своим импровизациям на основе имеющихся у них навыков. «Веселая импровизация для скрипки (или альта, фортепиано или виолончели)» — это обширный ресурс, на изучение которого у студента часто уходит около двух лет. Они импровизируют: «Каков ответ на мой вопрос?» который стал хорошо известен во всем мире. Каждый игрок генерирует множество музыкальных ответов на этот знакомый музыкальный вопрос. Этот музыкальный вопрос похож на «как дела?» На него никогда не дается окончательного или исчерпывающего ответа. Свобода и дисциплина объединяются этой ежедневной практикой дополнительных спонтанных выборов. Днем они играют, а бессознательное каждую ночь продолжает решать творческие задачи. Они играют «Каков ответ на мой вопрос?» на следующий день, наполненный свежими идеями из спящего бессознательного разума. Этот простой процесс продолжается. Он «раскалывает лед», чтобы сознательный разум, работающий линейно, мог танцевать с бессознательным умом, обладающим бесконечным запасом скрытых душевных измерений. Познакомиться с этим, казалось бы, неряшливым процессом — значит сломать лед, кем бы вы ни были, каким бы старым вы ни были.

  

Я начал импровизировать в юности, много лет обучаясь классической музыке в университете. Правило «Нет такой вещи, как ошибка» отправило меня в очень незнакомый мир! Я был в ужасе от мысли, что могу совершить ошибку, и думал, что могу умереть. Я импровизировал на пляже, в темноте, в храмах, на вечеринках и в немых фильмах. Я импровизировал в джазовых группах, с умирающими людьми, в концертных залах и кафе по всему миру, с авангардными музыкантами и в студиях звукозаписи. Я выполнял импровизированные проекты с танцорами, поэтами, художниками, барабанщиками и с людьми, которые не говорят на моем языке. Используя универсальный язык музыки, мы наводим мосты, чтобы общаться с людьми разных культур. Мы все рождаемся творческими, и никогда не поздно начать. В конце концов, мы все можем найти наши забытые и похороненные подлинные голоса. Есть много классических музыкантов, которые нашли свежий воздух, изучая музыку за пределами академии.

  

Стадия 2. Обретение голоса 

  

 Мы рождаемся со своими песнями внутри. Мы изучаем шедевры, чтобы они стали частью великой музыкальной истории, которая предшествует нам. Мы приобретаем необходимые навыки и необходимую музыкальную лексику, которую используем для импровизации. Каждый человек может играть, пока не раскроет свой уникальный музыкальный голос. По моему опыту, людям требуется два-три года, чтобы пройти эту стадию. Мы, учителя, учимся способствовать этому узнаваемому, нелинейному, органичному процессу. Мы делаем упор на игры, самовыражение и музыкальность. Как всегда, «ошибки не бывает», и большую часть дней мы импровизируем хотя бы пару минут. Каждый инструмент начинается в самой доступной, идиоматической тональности, в которой мы остаемся надолго, сочиняя музыку. Многие студенты, у которых твердый тон в тренировочной комнате, могут начать мягко импровизировать. Они играют сами с собой, открывая лабиринт музыкальной красоты глубоко внутри, где есть скрытый мир форм, цветов и воспоминаний. Они слушают шепот собственного музыкального голоса, который начинает подниматься на поверхность. Все идеально. Не беспокойся. Тон возвращается.

  

Эксперименты с полетом пальцев могут контрастировать с другими художественными путешествиями: повторение трех нот в течение недели, цитирование музыкальной идеи, найденной в репертуаре, оркестровой музыке или гаммах. Каждый человек приобретет свое собственное уникальное музыкальное выражение, касаясь инструмента по-своему, так, как только они отваживаются от одной ноты к другой. Постепенно появится музыкальный голос, который начнет петь свою собственную песню. Мы начинаем слышать связные фразы, а позже и целые музыкальные произведения. Возможно, самые красивые, самые сильные песни еще не созданы.

  

«Веселая импровизация для скрипки (альта, фортепиано или виолончели)» представляет греческие лады. Греки утверждали, что семь ладов (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский и т. д.) являются вечными, архетипическими «настроениями» человеческой души. Я не могу сказать, правда ли это, но кажется, что каждый модус соответствует чему-то древнему и врожденному каждому из нас. Я люблю назначать один лад в качестве тонализации, после чего импровизируем в этом ладу несколько недель. На типичном уроке действительно есть одна свободная минута для импровизации. Позже, конечно, мы находим греческие лады в джазе, мировой музыке, сольном репертуаре и оркестровой музыке.

В разделе «Развитие творческих способностей» мы начинаем использовать греческие лады для импровизации в одновременных частях. «Импровизирующие струнные квартет» посвящен импровизационным играм, упражнениям и вариациям, созданным спонтанно послойно с использованием различных музыкальных ролей. Игроки учатся создавать дроны, мелодии, ритм-машины, музыкальные футбольные игры, телефонные игры и имитационные задачи. Игроки узнают о теории музыки, лидерстве, слушании и общении. Исполнение импровизированного струнного квартета развивает навыки музыкальной структуры, динамики, текстуры и контраста. Мы начинаем с более простых стратегий импровизации в начале процесса обучения импровизации, продолжая использовать эту книгу до тех пор, пока не перейдем к относительным мажорам и минорам, импровизируем в разных стилях и пока не сможем создать квартетное выступление без репетиций! Днем мы экспериментируем с самовыражением, мелодической лексикой, басовыми партиями и играми-имитациями, в то время как бессознательное ночь за ночью строит дополнительные леса. Хотя это искренне происходит со всеми и каждым, это все еще глубоко трогает меня. Услышать уникальный художественный голос, чудесным образом возникающий в результате этого процесса, до сих пор захватывает дух.

  

Этап 3. Обмен голосом и его использование 

  

На этом этапе мы видим, что учащиеся естественным образом стремятся к виртуозности, превосходящей то, что мы думали, что они могут. Теперь у нас есть молодые музыканты с богатым музыкальным опытом и причинами для его использования. Учителя и родители продолжают слушать без осуждения, довольные и уверенные, что все так и должно быть. В детской музыке столько же жизни, сколько и в детском искусстве.

  

«Basslines and Fantasies» Элис Канак позволяет исполнителям импровизировать в каждой тональности, перемещаясь по инструменту, перемещаясь вверх и вниз по струнам. Импровизировать во всех тональностях — это отправная точка, демонстрирующая знания, выразительные навыки и теорию музыки. Эта красивая коллекция дает учащимся басовую партию в каждой тональности с фантастической пьесой в этой тональности. Музыка Элис Канак открывает сердца, вдохновляя людей всех возрастов широким спектром музыкальных путешествий, к которым мы возвращаемся снова, с большей выразительностью и артистизмом.

  

 «Импровизация струнных квартетов» продолжает предлагать более сложные импровизационные игры, позволяющие нам использовать то, что мы знаем о теории музыки, музыкальных ролях и лидерстве. Изучение теории музыки путем создания музыки делает теорию ясной и незабываемой. Это так отличается от того, чтобы сдавать тест по теории музыки, сидя за столом. Студенты соединяют слои ритмов вместе и добавляют ритмическую модуляцию. Они дают и получают музыкальные реплики, создавая темы с вариациями. Они создают басовые партии, которые подразумевают последовательность аккордов. Они учатся создавать мелодии с помощью гула, ритмических рисунков и остинато. Мы учимся генерировать гармоничные мелодии и вариации на тему. Им предлагается спонтанно создавать драматические выразительные контрасты, подобные огню и льду. Мы слышали импровизированные струнные квартеты, созданные как профессионалами, так и студентами музыкальных вузов.

  

Стадия 4: Отрыв: поиск истины и красоты 

  

На практике совершенно импровизированный струнный квартет часто репетируется молодыми музыкантами в непринужденной игровой форме. Несмотря на то, что они вместе смеются на репетиции, мы слышим общий сон, поднимающийся в атмосферу комнаты от их музыки. После дней и ночей в течение многих лет сознательная работа становится связанной с бессознательным процессом. Будет «ах-ха!» момент. Это может занять сотни часов импровизации, но лампочка зажжется. Есть способ использовать красоту, чтобы говорить правду. Сознательная работа может расцвести в скрытом мире бессознательного. Величайшие из великих ученых, самые легендарные художники и даже духовные провидцы соглашаются: Истина есть Красота и Красота есть Истина. Музыкант, изучавший классическую музыкальную литературу с двойной подготовкой к творчеству, имеет собственный «голос», с нотной лексикой и синтаксисом на инструменте. Они усвоили музыкальные условности. Всегда ли это «красиво» или нет, не имеет значения. Искренность выражения, необходимая для того, чтобы сказать правду, вводит нас во внутреннее царство красоты.

Стадия 5: Вдохновение и метапознание

В 1865 году Август Кекуле открыл структуру бензольного кольца. Вместе с другими учеными он много лет работал над этой проблемой. Решение пришло из его подсознания. Однажды, лазая с детьми по яблоням, он посмотрел на небо и увидел изображение змеи с хвостом в пасти. Это был последний проблеск, который ему был нужен, чтобы раскрыть самое изящное, окончательное решение тайны, стоящей за структурой бензольного кольца.

Есть много примеров этой пятой стадии творческих способностей, имевших место на протяжении всей истории. Совсем недавно в прокат вышел документальный фильм «Мой учитель-осьминог». Мы можем увидеть все пять этапов творчества, поскольку Крейг Фостер много месяцев работал над уточнением мощного сообщения в этом проекте.

Истина и Красота должны быть интегрированы в каждого из нас.

Творчество раскрывается, давая нам больше информации на протяжении всей нашей жизни, поэтому каждый из нас может внести свой вклад в поэзию прошлого и будущего. Мы синтезируем и интегрируем навыки, чтобы выразить наш опыт, продолжая поиски, пока наша музыка не обретет символическую силу. Катарсический прорыв в тренировочной комнате мы называем вдохновением или этим «ах-ха!» момент в лаборатории также называется «мета-познание».

Великие творческие способности рождаются в поисках истины и красоты.

 В нашем стремлении понять наш мир и в нашей потребности сделать его лучше лежат корни всей гениальности и всего роста и развития человечества.

На протяжении всей истории именно те мужчины и женщины, которые больше всего нуждались в понимании и передаче правды и красоты, были ответственны за самые важные и долговременные достижения».

— Элис Канак

  

 

Развитие творческих способностей | IDEA

Редактор серии: Майкл Тил, Государственный университет Янгстауна
Авторы: Дженнифер Франклин, Аризонский университет; Майкл Theall, Университет штата Янгстаун

В сфере образования «творчество» — это термин, который мы все понимаем в обыденной речи, хотя мы можем иметь мало знаний о научных исследованиях, связанных с ним. Обзор креативности в образовании от Craft (1) предлагает удобный для пользователя обзор шестидесятилетней литературы. Мы коснемся нескольких основных моментов наряду с другими исследованиями, которые демонстрируют потенциал изучения этой литературы в качестве основы для размышлений о своей практике преподавания.

Хойт (2) отмечает, что

Креативность означает оригинальность, воображение и выразительность. Хотя это часто ассоциируется с изобразительным искусством и литературой, оно часто имеет отношение к аспектам науки, техники и других областей, где требуются дизайн, исследования и инновации. Учебная задача состоит в том, чтобы помочь учащимся развить свой творческий потенциал. «Креативность» требует гибкости и дивергенции мышления – новых способов мышления или самовыражения; преследуя вопросы, на которые нет единственного, правильного ответа. Это подразумевает расширение и расширение мыслей и идей учащихся, а также развитие оригинальных идей. По этим причинам часто требуется преодоление страха и поощрение уверенности в себе. (стр. 3)

Значительное понимание природы творчества было получено благодаря изучению личности и факторов, влияющих на нее. Например, Бролин (3) приписывает творческой личности следующие характеристики:

  • сильная мотивация
  • выносливость
  • интеллектуальное любопытство
  • глубокая приверженность
  • независимость в мыслях и действиях
  • сильное стремление к самореализации
  • сильное стремление к самореализации
  • чувство собственного достоинства
  • сильная уверенность в себе
  • открытость к впечатлениям изнутри и снаружи
  • тяга к сложности и неизвестности
  • высокая чувствительность
  • высокая способность к эмоциональной вовлеченности в свои исследования

Креативность как когнитивный конструкт многогранна и представлена ​​со многих точек зрения как аспект интеллекта как способности решать проблемы, как ассоциативного или даже бессознательного процесса, а также связан с широким диапазоном конструктов, таких как мышление противоположностями, аналогии и метафоры, интуиция, вдохновение, воображение, интеллект, различные процессы мысленного представления, определенные процессы восприятия, а также поиск и решение проблем (4).

Крафт (1) отмечает, что в 1980-х и 1990-х годах произошел важный сдвиг от акцента на развитии показателей творческих способностей к пониманию творческого мышления с точки зрения интеллектуальных способностей, таких как описанные Гарднером (5) (например, синтетические способности, аналитические способности и практические способности), а также с точки зрения дисциплины или понимания творческих процессов в конкретной области. Таким образом, выявление исследований креативности в вашей собственной дисциплине является особенно важной возможностью для понимания того, какие учебные стратегии могли бы лучше всего способствовать ее развитию.

Пересмотренная таксономия Блума (6, 7) включает творчество как высший уровень познания, определяя его как «соединение элементов вместе для формирования согласованного или функционального целого; реорганизация элементов в новый паттерн или структуру посредством порождения, планирования или производства» (7, стр. 21). Это определение значительно расширяет область познания, поскольку рассматривает творчество как интеллектуальный процесс, а не как продукт некоего неосязаемого вдохновения. Даже когда кажется, что всплеск творческой активности приходит «ни с того ни с сего», его основой являются накопленные творцом идеи, концепции и процессы — те вещи, которые исходят из опыта и тренировок, а также интуиции.

Полезные советы

Одним заметным ограничением возможности обобщения образовательных исследований креативности является то, что многие из них были проведены в учреждениях K-12. Тем не менее, педагогические подходы к творчеству, которые оказались наиболее эффективными, включали:

  • наличие достаточного пространства и времени;
  • воспитание чувства собственного достоинства и самоуважения;
  • наставничество в творческих подходах;
  • вовлечение учащихся в навыки мышления более высокого уровня;
  • поощрение выражения идей с помощью самых разнообразных средств и средств выражения;
  • поощрение междисциплинарной интеграции предметных областей через темы, которые являются значимыми и актуальными для учащегося (8).

Другим важным изменением направления является понимание творчества как социального процесса. Представление о классе как об организации и понимание того, как творческий климат воспринимается отдельными лицами в организации, может дать представление о действиях для учителя, который будет способствовать творчеству, особенно для тех учителей, которые стремятся к социальному обучению и поддерживают конструктивистскую педагогику. Ремесло (1) предполагает, что творческие учащиеся:

  • бросают вызов своим целям, операциям и задачам;
  • проявлять инициативу и находить нужную информацию;
  • взаимодействовать с другими;
  • встречать новые идеи с поддержкой и поощрением и выдвигать новые идеи и взгляды;
  • дебаты в свободной, открытой среде; и
  • терпят неопределенность и идут на риск.

Для учителей понимание творчества позволяет развивать деятельность и опыт, которые требуют от учащихся собирать, разбирать и преобразовывать ранее полученные знания, а также объединять их с новыми знаниями и навыками для формирования уникальных концепций или продуктов. Например, можно попросить учащихся на уроке английского языка создать серию метафор или переписать известную цитату двумя-тремя новыми способами, которые либо сохранят исходное значение, либо предложат новые интерпретации. В инженерии можно попросить студентов воспроизвести двухмерный рисунок с новой точки зрения и в трех измерениях или «построить лучшую мышеловку» из набора исходных материалов. В любом случае, если учащиеся преобразуют или производят что-то, от них требуется ряд сложных когнитивных процессов. Одним из преимуществ совместного обучения как инструмента развития творческих способностей является то, что в совместных заданиях учащиеся должны обмениваться идеями о том, как выполнять задания, а также обсуждать достоинства предложенных идей. Такой диалог способствует творчеству, а также добавляет практического измерения.

Исследование IDEA определило ряд методов обучения, связанных с Задачей 6. Хотя эта цель в основном выбрана преподавателями, преподающими творческие навыки и дисциплины, связанные с искусством, элементы согласуются с текущим представлением об обучении творчеству в других областях. дисциплины.

Анализ данных IDEA показывает, что каждый из следующих методов обучения был связан с отчетами учащихся об успехах в развитии творческих способностей:

  • Пункт 7. Объяснил причины критики успеваемости учащихся
  • Пункт 15. Вдохновлял учащихся на постановку и достижение целей, которые действительно бросали им вызов
  • Пункт 19. Давали проекты, тесты или задания, требующие оригинального или творческого мышления
  • Пункт 2. Находили способы помочь учащимся ответить на их собственные вопросы
  • Пункт 13. Ввод стимулирующих идей по предмету
  • Пункт 16. Учащихся просили поделиться идеями и опытом с другими людьми, чьи взгляды и взгляды отличаются от их собственных
  • Пункт 18. Просят учащихся помогать друг другу понимать идеи или концепции

Несмотря на то, что они не всегда наблюдались во всех классах, два дополнительных пункта были связаны с самоотчетами учащихся об успеваемости.

  • Пункт 1. Проявление личного интереса к учащимся и их обучению (только в малых классах)
  • Пункт 8. Стимулирование учащихся к интеллектуальным усилиям, превышающим требования большинства курсов (только в малых и средних классах)

Отзывы по этим конкретным пунктам должно быть полезно в большинстве дисциплинарных ситуаций, где цель 6 действительно имеет решающее значение. Например, вопросы по существу спрашивают, получили ли учащиеся полезную обратную связь о своей успеваемости по сравнению со стандартами успеваемости; было ли bona fide возможности или требования для творчества; и действительно ли студентов поощряли бросать себе вызов (быть творческими). В первом случае само собой разумеющимся является то, что учащиеся должны понимать, как их собственное исполнение соотносится со стандартами креативности, если они хотят научиться распознавать, что такое творческое исполнение или производство. Тем не менее, это может быть проблемой само по себе, поскольку четкие стандарты оценивания могут фактически ограничивать творческий потенциал в некоторых обстоятельствах, подсказывая учащимся, что учитель наиболее ценен, когда подлинно творческое решение может отличаться.

Однако, по мере накопления опыта, примеры методов развития творческих способностей, взятые из стратегий преподавания, используемых в других дисциплинах, могут стать источником вдохновения для новых творческих подходов к обучению. Пункт 2 (найдены способы помочь учащимся ответить на свои вопросы) можно понять, если принять во внимание обратное: предоставление ответов подавляет оригинальность. Точно так же пункт 13 (представление стимулирующих идей по предмету) должен стать важной тактикой в ​​повышении интереса учащихся. Многие из взаимосвязанных элементов, например те, которые включают взаимодействие со сверстниками (элементы 16 и 18), по-видимому, подчеркивают мотивацию и вовлечение учащихся. Однако социальное содержание пункта 18 предполагает еще один аспект, способствующий гибкому и дивергентному мышлению, которое, по-видимому, возникает в результате взаимодействия с другими людьми, имеющими иной опыт и точки зрения.

Проблемы с оцениванием

Скорее всего, если вы даете учащимся обратную связь, необходимую им для достижения успеха, вы также узнаете, как лучше облегчить это обучение. Хорошо разработанные методы оценки предоставляют такую ​​возможность. Однако оценка креативности как результата обучения по своей сути субъективна, поскольку ее определяющими признаками в любой области являются создание оригинальных, подходящих и контекстуально ценных идей, концепций или продуктов работы. Хотя это может показаться нелогичным, поиск способов поделиться с учащимися критериями оценки в терминах, которые можно достоверно наблюдать и продуктивно обсуждать, имеет центральное значение для того, чтобы помочь учащимся научиться оценивать свой собственный творческий процесс и работу. Однако, по иронии судьбы, как и в случае с вызовом «будь спонтанным!», слишком явные рубрики могут ограничивать оригинальность. Предоставление полезной обратной связи, не обескураживающей и не деморализующей учащихся, по своей сути предполагает риск для учителей и учащихся.

Стратегии оценивания могут включать создание вопросов для учащихся, которые помогут оценить «климат обратной связи» и ясность, с которой вы сообщаете о стандартах оценивания. Ниже приведены некоторые советы по оценке как эффективности педагогического поведения, так и достижения учащимися творческих целей.

Оценка преподавания, способствующего творчеству

Не случайно от учителя требуется высокая степень творчества, чтобы найти продуктивные учебные стратегии и методы, когда речь идет о сложных, многомерных результатах обучения. Чтобы развить этот навык, вы можете начать с рабочей теории о том, что вы делаете, чтобы облегчить определенный вид обучения в обстоятельствах, в которых вы преподаете, особенно учитывая характеристики ваших учеников, такие как мотивация, предшествующее обучение и т. д., а также уникальные задачи и требования к содержанию предметной области вашей дисциплины.

В качестве неформальной иллюстрации такого мышления мы приводим примеры из Imaginative Curriculum Project , разработанного для подготовки учителей в Соединенном Королевстве (9). В открытом фасилитативном подходе к развитию творческих способностей учащихся эффективные учителя делают определенные вещи, которые можно наблюдать и оценивать. Вот несколько примеров поведения учителей, за которыми следуют предложения по оценке этого поведения ( курсивом ).

  • Продемонстрируйте собственное творчество и покажите пример для подражания.
    Спросите учащихся о доверии и ценности учителя (или других) как творческого образца для подражания
  • Готовы сами рисковать.
    Например, если вы рискуете давать менее подробные инструкции, чтобы не препятствовать творчеству, вы можете спросить, считают ли студенты, что им нужны более или менее подробные инструкции.
  • Готовы раскрыть что-то от себя в процессе обучения.
    Действительно ли ученики воспринимают то, что было открыто? Например, если учитель намеренно раскрывает неуверенность в отношении определенного навыка по стратегическим причинам, будет справедливо спросить, как это откровение заставило студентов чувствовать себя (воодушевленными, отчужденными, сбитыми с толку и т. д.).
  • Выступайте в роли гидов, тренеров и фасилитаторов.
    Уважали ли учащиеся, верили или ценили учителя в роли тренера или помощника по сравнению с авторитетной, направляющей ролью?
  • Используйте подход к обучению, основанный на вопросах.
    Например, спросите, ожидают ли учащиеся получить ответы вместо того, чтобы найти их самостоятельно.
  • Готовы позволить учащимся ошибаться.
    Спросите об «восприятии учащимися риска» (реального и мнимого), связанного с совершением ошибок.
  • Создание возможностей для проблемного или исследовательского подхода к обучению.
    Спросите, нашли ли учащиеся задачу интересной, есть ли у них время и ресурсы для ее решения, если они сотрудничали, влияние сверстников на прогресс и т. д.
  • Чувствительны к балансу между вызовом и подкреплением.
    Непосредственно решайте эти проблемы, измеряя уровень предполагаемых проблем и вознаграждений.
  • Чувствительны к балансу между свободой и контролем.
    Спросите о свободе и контроле относительно количества и времени каждого из них.
  • Отзывчивы к учащимся как к группе, так и к каждому индивидуально.
    Задавайте вопросы о качестве и количестве реакции учителя на учеников.
  • Адаптируйте свое обучение по мере появления новых возможностей.
    Был ли учитель гибким и адаптируемым? Это предполагает, что знакомство со студентами раскрывает интересы, которые создают возможности для повышения значимости на индивидуальной основе.

Оценка результатов обучения

Самостоятельный отчет учащихся об обучении по Задаче 6 и их фактическое достижение результатов обучения обеспечивают два вида обратной связи для понимания вашей эффективности преподавания. Другие источники данных, такие как методы оценивания в классе (CATS) (10), документация (например, записанные на видео занятия) и отзывы опытных наблюдателей и опытных коллег, также могут расширить ваши знания.

Например, Анджело и Кросс (10) предлагают шесть стратегий для оценки навыков учащихся в области синтеза и творческого мышления, а еще четыре — для оценки навыков решения проблем (см. стр. 183–230). При использовании обратной связи от наблюдателей в классе или опытных коллег очень важно заранее спланировать и указать предполагаемые результаты, определить желаемое поведение, действия и задачи учителя и ученика, а также описать индикаторы, на которые должен обращать внимание наблюдатель. Если вы используете IDEA, наблюдатель также должен быть знаком с инструментом IDEA и должен искать доказательства поведения при обучении, описанного в Полезных советах выше. Такая же тщательность и планирование относятся к использованию и просмотру видеодокументации. В совокупности элементы методики обучения, связанные с Задачей 6, ваши собственные дополнительные вопросы учащихся (задаваемые с помощью дополнительных вопросов IDEA или другого опроса) и комментарии наблюдателей могут дать вам уникальное представление об учебном опыте учащихся и их отношении к вам, к себе как к учащиеся, ваши методы преподавания и дизайн вашего курса.

Ссылки и ресурсы

  1. Крафт, А. (2001). Анализ исследований и литературы по творчеству в образовании: отчет, подготовленный для Управления квалификаций и учебных программ.
  2. Хойт, Д.П. (2002). Некоторые мысли о выборе целей IDEA. Манхэттен, Канзас: Центр IDEA. Получено 10 июля 2007 г. из Some Thoughts on Selecting IDEA Objectives
  3. Brolin, C. (1992). Креативит и критический танец. Redsckap для framtidsberedskap. [Креативность и критическое мышление. Инструменты для подготовки к будущему.] в Крут, 53 , 64-71.
  4. Рихаммар, Л., и Бролин, К. (1999). Исследование творчества: исторические соображения и основные направления развития. Скандинавский журнал исследований в области образования, 43 (3), 259–273.
  5. Гарднер, Х. (1993). Множественный интеллект: теория на практике. Нью-Йорк: HarperCollins.
  6. Деттмер, П. (2006). Новые расцветы в устоявшихся областях: четыре сферы обучения и деятельности. Roeper Review, 28 (2), 70-78, Зима. Два графических изображения пересмотренной таксономии см. также на http://www.coe.uga.edu/epltt/bloom.htm, дата обращения 10 июля 2007 г.
  7. Андерсон, Л. В., и Кратвол, Д. Р. (ред.). (2001). Таксономия обучения, преподавания и оценивания: пересмотренная версия таксономии образовательных целей Блума: полное издание . Нью-Йорк: Лонгман.
  8. Например, см. следующий документ, полученный 10 июля 2007 г.
    The Journal of Creative Behavior   http://www.creativeeducationfoundation.org статьи о творчестве во многих дисциплинах.
    Информация об «инструментах поддержки творчества» по адресу:  http://portal.acm.org/citation.cfm?id=570945&coll=portal&dl=ACM
    Отчет о проекте инженерного творчества, финансируемом Национальным научным фондом, по адресу: http://fie.engrng.pitt.edu/fie95/2c4/2c45/2c45.htm
  9. Imaginative Curriculum Project. Получено 10 июля 2007 г. с http://www.heacademy.ac.uk/resources/detail/id556_framework_for_conversation_about_creativity
    и
    http://www.heacademy.ac.uk/resources/detail/id553_aid_to_reflection_on_creativity
  10. Анджело, Т. А. Кросс, КП (1993). Методы оценивания в классе: Пособие для преподавателей колледжей (2-е изд.).  Сан-Франциско: Джосси-Басс.

Примечания по теме POD-IDEA Center

  • IDEA, пункт № 1 «Проявил личный интерес к учащимся и их обучению», Вирджиния С. Ли
  • IDEA, пункт № 2 «Нашли способы помочь учащимся ответить на их собственные вопросы», Нэнси МакКлюр
  • IDEA, пункт № 7 «Объяснила причины критики успеваемости учащихся», Барбара Э. Уолворд
  • IDEA, пункт №8 «Стимулировала учащихся к интеллектуальным усилиям, превышающим требования большинства курсов», Нэнси МакКлюр
  • IDEA, пункт № 13 «Предоставление стимулирующих идей по предмету», Майкл Тил
  • IDEA, пункт № 15 «Вдохновил учащихся на постановку и достижение целей, которые действительно бросали им вызов», Тодд Закрайсек
  • IDEA, пункт № 16 «Попросил учащихся поделиться делились идеями и опытом с другими людьми, чей опыт и точки зрения отличаются от их собственных», Джефф Кинг
  • IDEA, пункт № 18, «Попросили учащихся помочь друг другу понять идеи или концепции», Джефф Кинг
  • IDEA, пункт № 19, «Дали проекты, тесты, или задания, требующие оригинального или творческого мышления», Синтия Дерошерс

Ресурсы для обучения творчеству в конкретных дисциплинах

  • Обучение творчеству и решению изобретательских задач в науке: http://www.