Группа социального риска это: Электронная библиотека БГУ: Invalid Identifier

Типология социального риска

Существует типология социального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин, находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.

Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев; малообеспеченные семьи; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе инвалидов), в которых на одного работающего приходится более одного иждивенца; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы. В последние годы возникают новые категории таких семей: семьи безработный; семьи военнослужащих-контрактников; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи члены которых работают на предприятиях и в учреждениях, месяцами не выплачивающих за работную плату. Кризис семьи. Главными причинами нынешнего кризиса оказались обветшалость и беспомощность пришедшего в полную негодность господствующего строя и декларируемых им нравственных ориентиров, резкий переход к новой системе общественных и личных отношений.

И все же новый кризис, как и все предыдущие, не ведет к отмиранию института семьи. Не случайно все социологические опросы свидетельствуют о том, что семья признается высшей человеческой ценностью. Более того, можно прогнозировать, что холодный рационализм и жесткий прагматизм рыночных отношений приведут к поискам эмоционального равновесия и закономерно породят свою противоположность — сентиментальный романтизм, что прежде всего проявится в стремлении обрести комфорт семейного очага.

Проблемы «семей риска» в теоретическом плане — относительно новая проблема для семьеведения, хотя реально такие семьи существовали всегда, их характеристики, способы воздействия на них и содействия им не подлежали прежде обсуждению, они как бы отсутствовали в социалистическом обществе. Сегодня эти семьи во всем их многообразии стали объектом социальной работы. Необходимы усилия консилиума ряда других специалистов для выяснения характера проблемы и установления способов ее решения. Такими специалистами являются юристы, экономисты, психологи, педиатры, психиатры и педагоги.

Их консолидированные усилия должны определить размеры и формы социальной поддержки.

Различают 2 типа неблагополучных семей. Первый — конфликтные семьи, где существует внутрисемейный конфликт (между родителями, родителями и детьми и т.д.).

Второй — дезорганизованные семьи, где отмечается напряженность внутрисемейных отношений; отсутствие у супругов общих интересов, взаимопонимания очень часто дополняется нарушением ценностных ориентации, отвечающих общественным требованиям и нормам.

Серьезные межличностные, внутрисемейные отношения, как правило, приводят к деформации психики детей. Негативные по следствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и часто необратимо — дефекты психики, трудный характер ребенка, социальная дезадаптация и девиантное поведение, из-за чего страдает не столько семья, но и общество в целом.

Семьи социального риска.

К этой категории относятся семьи, социальное функционирование которых затруднено. Это прежде всего семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т. е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необходимо включить также семьи, где родители уклоняются от уплаты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы и проживающих в депрессивных регионах; семьи безработных; семьи малообеспеченные, с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или студенты; семьи с недееспособными родителями.

В группу с асоциальным поведением относят семьи с родителями, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, родителями или детьми-правонарушителями.

Неблагополучные семьи.

К этой категории относятся семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации.

В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений.

Конфликтная семья (до 60% распространения) — это семья, где преобладает конфронтационный стиль отношений, где есть разводящиеся, разведенные родители, живущие под одной крышей, где часты семейные скандалы и т. д.

Аморальная семья — криминальная группа, где нарушаются права ребенка, что согласно Конвенции о правах ребенка, включает:

  • жестокое обращение, физическое, сексуальное насилие (см. жестокое обращение с детьми), вовлечение детей в криминальную деятельность родителей, в употребление алкоголя, наркотиков;
  • невыполнение родителями обязанностей по жизнеобеспечению ребенка (питание, лечение) при наличии в семье условий для их выполнения; торговля детьми или передача их третьим лицам с любой целью.

Две следующие категории семей объединяют дефекты воспитания в семье: педагогически несостоятельная семья — с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; нежеланием эти ошибки видеть и исправлять, сознательным настраиванием ребенка на неприятие им социальных норм, социальной морали, нравственности;

асоциальная семья, где с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общепринятым нормам, воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения, что приводит к бродяжничеству, хулиганству, пьянству, наркомании и т.

д.

 

Юридическое понятие семьи

Семья — группа лиц, имеющая между собой предусмотренные законом права и обязанности. Поскольку отношения между членами семьи регулируются нормами семейного права, они называются семейно-правовыми и базируются на конституционных нормах.

Часть 1 ст. 38 Конституции РФ утверждает: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Этим подтверждается воплощение в российском праве Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Декларации прав ребенка 1959 г., Конвенции о правах ребенка 1989 г., принятых Генеральной Ассамблеей ООН. В них утверждается необходимость особой заботы и помощи материнству, правовой защиты семьи, создания социальных условий для ее нормального функционирования, обеспечения гармоничного развития каждого ребенка с учетом его физиологических особенностей.

В ст. 38 говорится, что забота, воспитание детей — равное право и обязанность родителей, как и «трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

В статье подчеркивается гарантия социального обеспечения для воспитания детей, установления пенсий, пособий, поощрение форм социального обеспечения и благотворительности (медицинская помощь, содержание детей без родительского попечения в детских домах, интернатах, льготы многодетным семьям, приемным семьям и т.д.).

  • доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы от фермерского хозяйства;
  • доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организаций;
  • доходы от сдачи в аренду недвижимости;
  • доходы от подсобного хозяйства;
  • алименты;
  • проценты по выплатам.

Доходы исчисляются от общей суммы доходов семьи за 3 последних календарных месяца делением на эти 3 месяца и количество членов семьи. Доход учитывается без вычетов из заработной платы.

Согласно Федеральному закону РФ «О внесении изменения в часть первую статьи 16 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»» от 30 мая 2001 г. № 66-ФЗ, ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается, исходя из размера среднедушевого дохода семьи, который не должен превышать величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. На территории субъектов РФ величина прожиточного мини

мума устанавливается ежеквартально главами администраций областей и краев.

Характерные черты семей и детей группы риска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Малашенкова Елизавета Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-

педагогической работы Витебский Государственныйуниверситет им. П.М. Машерова, 210 038, Беларусь, г. Витебск, Московский пр-т, 33

В статье проведен анализ имеющихся взглядов по поводу содержания понятий «семьи группы риска», «дети группы риска». В соответствии с характеристиками феномена «риск» раскрыта сущность категорий «семьи и дети группы риска». Рассмотрены понятия «первичный, вторичный и т.д. риск»; «пограничная черта риска». Обоснована необходимость своевременной психологической диагностики семей на стадии первичного риска, своевременной помощи семьям и детям группы риска.

Ключевые понятия: семьи группы риска; дети группы риска; риск; объекты, субъекты риска; пограничная черта риска; маргинальные характеристики; зона риска: относительно благополучные семьи: первичный, вторичный риск.

У статт проаналiзована суть категорп «ризик». Проведений аналiз на-явних поглядiв з приводу змюту понять «Ом’1 групи ризику», «дети групи ризику». Розкрита суть категорш «шм’1 i дгш групи ризику». Розглянут по-няття «Первинний, вторинний i так далi ризик»; «прикордонна смуга ризику». Обгрунтована необхщнють своечасно! психолопчно! дiагностики шмей на стадп первинного ризику, своечасно! допомоги шм’ям i дiтям груп-пы ризику.

Ключовi поняття: шм’1 групи ризику; дгш групи ризику; ризик; об’екти, суб’екти ризику; прикордонна смуга ризику; маргшальш характеристики; зона ризику : вщносно благополучш шм’1: первинний, вторинний

Важным вопросом социологии, теории социальной работы, социальной психологии и социальной педагогики является вопрос о семьях и детях группы риска.

На наш взгляд, к настоящему времени этот вопрос является не вполне определенным, разработанным и устоявшимся, прежде всего, с научно-теоретической точки зрения. Так, например: «Семьи «группы риска» — те, в которых несколько функций подвергаются деструкции» [1]. Далее там же: «Если в жизнедеятельности семьи одна или несколько функций не срабатывают, то семью относят к «группе риска»; «Семьей социального риска считается семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов».

Исходя из данных определений, семья группы риска, по сути, присваивает себе характеристики неблагополучной семьи.

Характеризуют семью группы риска как неблагополучную также Елизаров А.Н. [2].

Несколько иной характер носит следующее определение: «Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающих адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил…» [3].

Перейдем к рассмотрению характеристик феномена «дети группы риска».

«Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних (например, беспризорники или уличные дети)» [4].

Первая часть данного определения предусматривает наличие потенциальных, но не реализованных возможностей негативных воздействий на детей. Вторая часть определения свидетельствует о свершившейся дезадаптации несовершеннолетних как реальности. Это свидетельствует о наличии противоречивости в самой характеристике, хотя приемлемы как первая, так и вторая ее части, но, на наш взгляд, не в обязательном сочетании.

Следующее сущностное определение детей группы риска: «Группу риска составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.» [5]. Соответственно этой характеристике к группе риска относятся дезадаптированные дети с отклонениями в психическом и социальном развитии.

Приведем еще одно определение: «Учащиеся «группы риска» — это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. Для подростков «группы риска» характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими.. К категории учащихся «группы риска» относятся дети с нарушениями в аффективной сфере; педагогически запущенные дети; дети с задержкой психического развития; с проблемами в развитии; с психопа-топодобным поведением и т. д.» [6].

Как это видно, в данном случае категория детей группы риска характеризуется проявлениями школьной и социальной дезадаптации, девиаций, о чем, собственно, говорилось и ранее. Следует согласиться с тем, что в

группу риска входят и дети с эмоционально-психическими отклонениями. Однако данные отклонения — это по сути последствия уже реализованного риска на предыдущей его стадии. Возникает вопрос «в чем заключается социальный риск?». Очевиден ответ, что риск состоит в возможных дезадаптации и отклонениях различного характера и разного уровня.

Остановимся на основных положениях, предопределяющих нашу точку зрения по данному вопросу. Прежде всего, сконцентрируем внимание на ключевом понятии — «риск».

Слово «Риск» синонимично понятию «опасность» [7, с.470]. Рисковать — значит «подвергаться опасности, искушать судьбу, играть с огнем, совать голову в петлю, лезть на рожон» [там же].

Википедия уточняет и развертывает данную формулировку: «Риск — характеристика ситуации, имеющей неопределённость. Риск — сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий. Знание вероятности неблагоприятного события позволяет определить вероятность благоприятных событий.» [8].

При этом, анализ трактовок понятия «рисковать» показывает, что главным образом оно соотносится с осознанной человеком опасностью как реальностью: опасность явно существует, и она ощутима индивидом (однако, на наш взгляд, риск не обязательно сопрягается с осознанием опасности индивидом. Объективно он существует в любом случае и не всегда связан с тем, осознается ли опасность конкретным индивидом).

Отсутствие уверенности в достижимости результатов деятельности может быть обусловлено как объективными (внешние условия), так и субъективными (внутренние возможности человека) факторами. Они и определяют наличие ситуации, именуемой «риск».

В соответствии с данными характеристиками рассмотрим понятия «семья группы риска», «дети группы риска».

Скрытую или явную опасность для окружающих может представлять любая семья, любой ребенок (бездетная, имеющая детей, неполная семья и т.д.; ребенок из благополучной семьи, ребенок из неблагополучной семьи и т.д.). Например, опасность может заключаться в имеющейся тенденции к воровству.

Риск возрастает, если в семье имеется ребенок. Он становится объектом угрозы, поскольку подвергается риску вступить на отклоняющийся путь социального развития. Однако, это — не закономерный, предопределенный путь его развития, это — риск, как для семьи, так и для ребенка составить реализовавшуюся угрозу, то есть встать на путь воровства. Если это случается, то и семья, и ребенок переходят черту дозволенного и спускаются по социальной лестнице вниз.

Пограничная черта риска в данном случае должна иметь маргинальные характеристики (например, нечестность родителей или их стремление к иждивенчеству; нечестность самого ребенка). Но на данный момент преступления еще нет. И семья, и ребенок, внешне благополучны.

Данный момент очень важен для профессионала в плане его своевременной диагностики. При этом скрытая тенденция ребенка не обязательно связана с тенденцией семьи. Но, с другой стороны, ребенок из семьи группы скрытого риска более подвержен опасности, чем ребенок из социально здоровой семьи.

Обнаружить семью или ребенка со скрытыми отрицательными тенденциями довольно трудно. Однако социальный опыт свидетельствует о том, что скрытые характеристики отрицательного плана сопряжены с некими открытыми проявлениями не вполне благополучных характеристик, например, с отсутствием атмосферы взаимоуважения в семье, с замкнутостью, подавленностью ребенка. Таким образом, при внешнем благополучии семья, ребенок уже могут относиться к группе риска, риска, как опасности для общества.

Исходя из сказанного, можно обосновать утверждение о том, что семьей группы риска является неблагополучная семья, что ребенком группы риска является неблагополучный ребенок. Но это уже вторичный, запущенный риск, проявившийся открыто. Усугубление положения может привести к третичному и т.д. риску, который проявляется на фоне уже имеющегося неблагополучия.

Определить четкие и стабильные характеристики уровней неблагополучия после перехода семьи или ребенка в данный разряд из разряда благополучных довольно затруднительно: для каждой семьи, как и для каждого ребенка, существуют свои проблемы, свой комплекс характеристик, позволяющих сделать вывод об их принадлежности на данный момент к тому или иному типу.

Но бесспорно утверждение: профессионал не должен ожидать развития болезни для постановки диагноза и лечения. Его задача — своевременно обнаружить пограничную черту зоны риска и нейтрализовать его, помочь клиенту подняться вверх.

Для бездетных семей наблюдаться у психолога и искать у него помощи — дело персональное. Для семей с детьми — это дело общественной важности. Она продиктована возложенной на них социальной ответственностью за будущее гражданина страны. Вместе с семьей эту ответственность должны нести специалисты — психологи и педагоги данных учреждений.

К зоне риска может быть отнесена любая семья, любой ребенок, в том числе, и социально относительно благополучные.

Держать на учете и регулярно подвергать мониторингу все благополучные семьи учащихся, всех без исключения детей — дело невозможное. Поэтому и следует выделить, прежде всего, семьи «группы риска», для которых характерно благополучие относительное, а затем регулярно исследовать их более или менее часто. Данные семьи, как показывает практика, имеют объективные характеристики: семьи военнослужащих, беженцев, неполные семьи и т.д., семьи, которые могут столкнуться с трудностями

адаптации к социуму. Эти характеристики позволяют определить зону относительного благополучия семьи, связанного с риском.

При этом нельзя утверждать, что для всех отмеченных семей свойственны трудности в деле воспитания детей, что для них обязательно свойственны те или иные отклонения от норм социальной адаптации. Единственным объективным отклонением относительно благополучной семьи группы риска является ее основная характерологическая черта -например, отсутствие одного из родителей (чаще — отца) в неполной семье, частые переезды семьи военнослужащего и т.п. Данная характеристика может вызвать трудности объективного (например, нехватка времени и средств для воспитания ребенка) и субъективного (недостаточное внимание ребенку или гиперопека и т.д.) характера. То есть появляется риск.

Однако однозначно утверждать, что в данной семье ребенок вырастет с отклонениями от норм, нельзя. Такое может произойти при стечении ряда обстоятельств, а может и не произойти. Широко известны случаи, когда полноценные граждане вырастали в неполных и других семьях, вполне благополучных, но не без оснований отнесенных к группе риска. Риск существует, но он может оправдаться, реализоваться, а может и не оправдаться.

Сказанное относится и к детям группы риска. Держать в поле зрения специалист должен, прежде всего, детей, живущих и социализирующихся в среде, не совсем благоприятной, не совсем надежной (например, семья группы риска или сомнительная группа одногодков), то есть в среде первичного риска.

Далее обязательно следуют социальные группы вторичного риска, контачащие с ребенком (неблагополучные семьи, асоциальные группы и т.п.).

Отдельную категорию детей группы риска составляют дети-«одиночки», зона риска которых не обязательно связана с семьей или группой (например, дезадаптированные подростки).

Риск мобилен, излечим. Отсюда важным является определить критерии диагностики семей, детей, своевременно выявить имеющиеся трудности и назначить лечение. Важно не допустить спуска субъекта (обладателя риска) по «лестнице риска» на нижнюю ступень, вовремя остановить этот процесс с помощью адекватных методов.

Решение данной задачи усложняется такой характерологической чертой риска, как его скрытый, потенциальный характер. Однако грамотно поставленная диагностика призвана найти «уязвимое место» риска — его пограничную черту со следующей стадией более низкого порядка. В зависимости от сути данного момента последующие действия педагогов должны быть направлены на выход из кризиса и недопущение «скатывания вниз», на активизацию действий семьи или ребенка для перехода на более высокую стадию развития и уменьшения риска в силу действия философского закона отрицания отрицания.

На основании изложенной позиции мы предлагаем следующее характерологическое определение рассмотренных феноменов.

Семьи (дети) группы риска это те семьи (дети), которые заключают в себе потенциальную возможность вступить на отклоняющийся от норм путь социального развития и которые в данном случае могут представлять угрозу, как для общества, так и для себя самих.

Использованные литературные источники:

1. http: //sw.myalmalyk. ru/2012/04

2. Елизаров, А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» 13-15 апреля 2004 года. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2004. С. 114115

3. http://www.edu.cap.ru

4. http://www.synergia.itn.rU/kerigma/social/nan/stat/DetyGruppyRiska/2.

htm

5. http://mybloginfo.ru

6. http://wiki.iteach.ru/index.php

7. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л.А. Чешко. — 5-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986

8. http://ru.wikipedia.org/wiki

Журнал по управлению рисками – Понимание и снижение социальных рисков

Внедрена практика управления рисками и кризисными ситуациями в ДНК компаний и предприятий уже более века. Через некоторое время, компании стали вполне комфортно и способны управлять рисками они понимают, являются ли они финансовыми, юридическими или операционными.

Они есть также умеет управлять этими рисками, если они становятся реальными или предполагаемыми кризисами или сбои.

Однако организации все чаще сталкиваются с новой формой риск: социальный риск. Этот риск можно определить как подверженность неблагоприятным последствия, вытекающие из деятельности населения и негативного общественного восприятие. Другими словами, социальный риск — это проявление того, что происходит вокруг нас и управляется влиянием внутри каждого из нас — убеждениями, эмоциями, психическое здоровье, страхи и тревоги.

Популяционный характер социального риска отличает его от традиционные события риска, такие как кибератаки, инциденты, связанные с безопасностью на рабочем месте, корпоративные преступления и стихийные бедствия. Традиционные события риска влияют на дискретной группе людей, в то время как социальный риск может воздействовать на широкие слои общества.

Пять характеристик социального риска

Исследование консалтинговой фирмы ENODO Global и Фирма по управлению репутацией и кризисными ситуациями Kith определила пять характеристик социальный риск:

1. Человек. В отличие от традиционных форм риска, часто проявляются из-за отдельного события или инцидента, социального риска основывается на том, кем мы являемся как люди, и определяется нашим экономическим статусом, социальная мобильность, общественная среда и психическое здоровье.

2. Динамический. Социальный риск формируется реакцией людей к событиям и идеям, и поэтому он всегда развивается. Например, социальный риск не обязательно повсеместный характер социально-экономического неравенства в глобальная экономика — это реакция населения на эти различия.

3. Рассеянный. Социальный риск является продуктом сегодняшнего связанное общество, где почти каждый имеет возможность усилить свой голос через технологии и сети семьи, друзей, коллег и социальных сетей последователи.

4. Отличительный. Социальный риск уникален для каждого организация. Потому что социальный риск формируется по мере того, как люди органично реагируют на события. и идеи, нет двух одинаковых событий социального риска.

5. Масштабируемость. Поскольку платформы социальных сетей усиливают публичные разговоры ускоряют социальный риск, он может очень быстро масштабироваться от отдельная идея или разговор в более широкое движение.

Социальный риск в действии

В конце января дикие спекуляции вокруг Умирающий ритейлер видеоигр GameStop вызвал рост цен на свои акции на 1500% в течение двух недель. Всплеск затронул всех участников рынка, включая крупных и мелких инвесторов, хедж-фонды и торговые платформы, такие как потребительский брокер Робинхуд. Рост стоимости акций GameStop был рассматривается как результат рыночного риска. Инцидент даже побудил федеральные регулирующие органы и прокуроры для расследования манипулирования рынком или других Виды преступных проступков были причиной быстрого роста.

В то время как прокуратура абсолютно обязана расследовать и преследовать проступок, который может быть сродни лечению симптомов болезни, а не ищет лекарство от него. Многие инвесторы GameStop не руководствовались восприятием риска или возможности на рынке. Никто не инвестировал в компанию, потому что они считали, что его рыночная стоимость скоро станет конкурентом Apple или Tesla. Вместо этого действия многих инвесторов в GameStop были симптомами социальной риск — люди набрасываются на господствующие в обществе институты, потому что они считают, что эти учреждения либо больше не обслуживают их, либо могут активно работать против их интересов.

«Спекулянты GameStop не просто в бешенстве одну акцию», — писал Себастьян Маллаби, экономист Совета по иностранным делам. Связи и обозреватель Washington Post . «Их цель — уничтожить трейдеров, которые связывают цены акций с их справедливой стоимостью». По существу, их поведение было вызвано социальным риском, который затем вызвал рыночный риск.

Рекомендации по снижению социальных рисков

Учитывая широкий и всеобъемлющий характер социальных рисков, глупо думать, что какая-либо корпорация защищена. Любая организация, учреждение или человек может стать его следующей целью. Лидеры, тем не менее, могут предпринять шаги, чтобы лучше подготовиться к социальному риску, предвидеть его приближение и реагировать на него до того, как он становится настоящим кризисом, который разыгрывается публично. Эти пять рекомендаций могут помочь выявить и снизить социальный риск:

1. Знайте, кто вы и за что вы стоите. Пониманием ее основные ценности и установление цепочки подчинения, которая уважает эти ценности, организация может быстро, четко и уверенно реагировать на социальные риски.

2. Создайте экосистему разнообразных партнеров. Разнообразный Экосистема создаст «систему раннего предупреждения», чтобы помочь выявить социальные риски до того, как это проявится как угроза или кризис — при условии, что вы продолжите заниматься этим экосистемы в подлинном диалоге.

3. Спрашивай, не говори. При разработке социального риска стратегии управления, получение честных отзывов может помочь вам избежать ловушек и создать доверие. Подобно привлечению партнеров, к этому следует подходить слушать, а не говорить.

4. Общайтесь постоянно. В эпоху социального риска, общение заключается не в донесении информации до аудитории. Скорее, это методический подход ко всем аспектам коммуникационной стратегии, который способствует диалог.

5. Действуйте гуманно. Социальный риск определяется человеческим фактором. эмоции, которые нужно уважать и ценить. В этом разница между Стартап по совместному использованию электрических скутеров Bird увольняет 400 сотрудников в ходе звонка в Zoom в первые дни COVID-19 и администраторы Колледжа Валенсии звонили каждый из их 40 000 студентов, просто чтобы проверить их.

Новый подход

Социальный риск слишком распространен и разнообразен для любого отдельного компанию, политическое учреждение или лидера остановить. Компании должны быть очень осторожны, полагаясь на традиционную кризисную пьесу «Признать, Извинись, действуй», где вы пытаетесь возместить ущерб наиболее пострадавшей аудитории. инцидентом или цепью событий. Социальный риск слишком широк для этого.

Борьба с социальным риском требует рассмотрения его причин с системная точка зрения, а не от события к событию. Решения должны быть сосредоточены на том же социальном уровне, что и его причины, включая бедность, несправедливость, изоляция из-за пандемии и проблем с психическим здоровьем.

Однако руководители и лидеры могут снизить социальные риски наихудшие последствия и воздействие на корпоративную репутацию, если они признают ее существования, что оно касается всего общества и что оно исходит из представления и убеждения, которые есть у каждого из нас. Ища решения и беря на себя обязательство изменение статус-кво и достижение более высокой степени чуткости с важными аудиториями и партнерами можно более эффективно бороться с социальными рисками.

Роберт Людке — старший советник фирмы Kith по кризисным коммуникациям и входит в сеть экспертов RANE, Risk Assistance, Network + Exchange.

Темы

  • Эконом
  • Управление финансовыми рисками
  • Здоровье и благополучие
  • Репутационный риск
  • Управление рисками
  • Технологии

5 приоритетных социальных рисков для выполнения требований ESG

Регуляторное давление и ожидания заинтересованных сторон усиливают внимание к социальным рискам в цепочках поставок в рамках требований по управлению экологическими, социальными и управленческими рисками (ESG) и отчетности.

Независимо от того, есть ли у вас налаженный процесс оценки рисков или вы только начинаете, понимание социальных рисков и определение их приоритетности может оказаться непростой задачей, и для этого необходимы правильные инструменты и данные. Мы определили пять наиболее значительных рисков, исходя из их вероятной значимости во многих цепочках поставок (в разной степени) и потенциальной серьезности воздействия на людей в случае их возникновения.

Преимущества устранения социальных рисков в вашей цепочке поставок:

  • Положительное воздействие на работников и сообщества
  • Повысьте устойчивость вашей цепочки поставок, поддерживая здоровую и стабильную рабочую силу
  • Соответствовать законодательству о современном рабстве, охране здоровья и безопасности, а также должной осмотрительности в области прав человека
  • Улучшите свою репутацию среди инвесторов, потребителей и других заинтересованных сторон, продемонстрировав приверженность социально ответственной деловой практике и эффективному управлению рисками.
 

Данные для оценки рисков

Данные являются мощным инструментом управления социальными рисками. Информация о странах и отраслях в вашей цепочке поставок имеет решающее значение для выявления стран и секторов с высоким уровнем риска, а использование такого инструмента, как «Радар» Sedex, может помочь определить приоритеты, на которых ваша компания сосредоточит свои следующие шаги. Сбор дополнительной информации о людях и методах работы на рабочих площадках позволяет более точно оценивать риски, отражающие различия между рабочими площадками.

Пять социальных рисков, на которых следует сосредоточить внимание

1. Принудительный труд

В последние годы принудительный труд находится в центре внимания из-за пристального внимания к современному рабству, в том числе в широко распространенном законодательстве. Однако принудительный труд, как правило, скрывается из-за его незаконности (и поэтому его трудно идентифицировать), поэтому его выявление зависит от признаков крайней уязвимости или эксплуататорского поведения. К ключевым секторам, подверженным риску этой проблемы, относятся сельское хозяйство, строительство, поставщики услуг и некоторые виды производства.

Сбор данных по : Факторы, побуждающие к принудительному труду, которые связаны с уязвимостью, такие как:

  • Характер трудовых отношений (например, неформальный/официальный или временный)
  • Как нанимаются работники (учитывая значительный риск эксплуатации посредническими агентами по найму)
  • Социально-экономический статус работников (например, мигранты и женщины из групп повышенного риска)
  • Рабочая изоляция
  • Зависимость от работодателя в отношении проезда или проживания
  • Хрупкое управление в стране найма и/или трудоустройства.

2. Детский труд

Детский труд более заметен, чем принудительный труд, и, вероятно, более распространен. Несмотря на глобальные усилия по искоренению детского труда, по оценкам, в начале 2020 года[i] более 160 миллионов детей были вовлечены в детский труд, и эта цифра увеличивается. В цепочках поставок детский труд чаще всего встречается в первичном производстве, таком как сельское хозяйство (особенно мелкие землевладельцы, выращивающие товарные культуры), аутсорсинговое производство или надомный труд, горнодобывающая промышленность (особенно кустарная добыча полезных ископаемых) и неформальная деятельность, такая как сбор отходов.

Сбор данных о: странах, в которых работают ваши поставщики, на всех уровнях вашей цепочки поставок. Детский труд в значительной степени обусловлен бедностью и отсутствием доступа к надлежащему и доступному образованию — поставщики в странах и секторах с более высоким уровнем бедности и слаборазвитыми системами образования могут подвергаться повышенным рискам использования детского труда.

Инструмент Radar показывает, что риск использования детского труда выше в сельскохозяйственном секторе (6.2), чем в горнодобывающем секторе (5.7). [ii]

 

3. Дискриминация

«Дискриминация» в данном контексте представляет собой риск работники, люди, которые идентифицируют себя как лесбиянки, геи, бисексуалы или трансгендеры) подвергаются негативному отношению со стороны коллег или руководителей. В более серьезных случаях они могут подвергаться преследованиям или насилию.

Несмотря на то, что часто большое внимание уделяется гендерным рискам, важно определить риски дискриминации для всех потенциально уязвимых групп, поскольку они часто сочетаются с другими социальными и экономическими факторами уязвимости. Дискриминация по признаку пола представляет собой риск во всех секторах и странах, в то время как другие формы дискриминации обычно зависят от присутствия групп меньшинств, культурных норм или неадекватной практики управления.

Соберите данные о:  Где работники из определенной группы занимают наиболее низкоквалифицированные должности или должности с более низким статусом или составляют незначительное меньшинство рабочей силы и с большей вероятностью будут изолированы.

Анализ жалоб, в том числе по различным характеристикам работников, таким как пол или этническая принадлежность, также важен. Это может выявить либо скрытые проблемы, либо общие проблемы среди членов одной и той же конкретной группы.

Сектор производства одежды подвержен высокому риску (6.6) гендерной дискриминации (Радар).

4. Свобода ассоциаций

«Свобода ассоциаций» относится к способности работников объединяться в профсоюзы или формировать организации, представляющие работников, для обсуждения условий занятости. Работодатели могут запрещать или пытаться подавлять независимые рабочие организации или профсоюзы или снова дискриминировать членов профсоюзов.

В дополнение к тому, что это является основным правом работников[iii], уважение свободы объединения важно для того, чтобы помочь предприятиям повысить заинтересованность работников в привлечении и удержании квалифицированных и опытных сотрудников. Риск антипрофсоюзных настроений и активности со стороны работодателей присутствует в большинстве секторов и стран, но наиболее высок в странах, где не разрешены независимые профсоюзы, или в секторах, где организации рабочих мало известны.

Сбор данных о: рабочих местах в странах с ограничительными законами для независимых профсоюзов или с плохим послужным списком защиты прав профсоюзов. Также соберите данные о рабочих местах, где нет методов вовлечения работников, таких как рабочие комитеты или адекватные механизмы рассмотрения жалоб.

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров являются одним из секторов с самым высоким риском для свободы ассоциации в мире (Радар).

5. Здоровье, безопасность и гигиена

Мы можем ожидать еще большего внимания к вопросам здоровья и безопасности в будущем, поскольку МОТ только что признала этот вопрос пятым фундаментальным принципом и правом на работу. Наряду с ожиданием того, что предприятия будут предотвращать несчастные случаи, травмы и заболевания на рабочем месте, все больше ожидается, что компании также будут поддерживать психическое здоровье работников.

Несмотря на то, что во многих странах действуют законы о здоровье и безопасности на рабочем месте, на самом деле риски всегда присутствуют. Опасности для здоровья и безопасности на рабочем месте особенно заметны в секторах, где используется опасное оборудование или машины, таких как строительство, машиностроение и производство. Риск также особенно высок там, где правоприменение слабое, работа носит более неформальный характер или когда работники, как правило, не обеспечены надлежащим оборудованием для обеспечения безопасности или обучением. Риски для здоровья и безопасности, как правило, возрастают в случае чрезмерной сверхурочной работы.

Соберите данные о:  Количество несчастных случаев, травм и происшествий, которые происходят на рабочих местах в вашей цепочке поставок, а также процессы охраны труда и техники безопасности и системы управления, которые есть у поставщиков.

Последующие проверки на местах для проверки этой информации, выявления рисков для здоровья и безопасности и работы с поставщиками, чтобы помочь им устранить их. Только в 2021 году члены Sedex решили более 190 000 проблем в области охраны здоровья, безопасности и гигиены, выявленных в ходе выездных проверок[iv] 9. 0003

Принимая во внимание более широкие риски

Существует множество других социальных проблем, на которые может повлиять предпринимательская деятельность. Другие риски на рабочих местах включают чрезмерное рабочее время и недостаточную заработную плату, в то время как риски, связанные с сообществом, такие как права на землю и доступ к водным ресурсам, могут быть особенно значительными в определенных отраслях или регионах.

Для проведения тщательной оценки важно принять комплексный подход и рассмотреть социальные риски как на рабочем месте, так и за его пределами.

С чего начать оценку социальных рисков

Оценка рисков не является универсальным процессом. Риски значительно различаются в зависимости от страны, сектора и бизнеса. Пошаговый подход может начинаться с:

  • Составление вашей цепочки поставок
  • Выявление рисков, наиболее важных для людей и отраслей в вашей цепочке поставок
  • Оценка вероятности и потенциальной серьезности этих рисков в странах, входящих в ваши цепочки поставок.