Группы риска у детей – Группы риска у детей Как определить ? Медицинское наблюдение
Группы риска у детей Как определить ? Медицинское наблюдение
Что такое группы риска у детей ? При первом посещении детской поликлиники родители обнаруживают в амбулаторной карте ребенка запись врача с указанием диагноза, группы здоровья и группы риска. Многих мам интересует, что такое группы риска у детей.
Группа риска означает более высокую, чем у других, вероятность развития какого-либо заболевания у ребенка.
Педиатр, относя ребенка к определенной группе риска, должен обратить внимание на эту повышенную вероятность. И, если возможно, не допустить развития болезни. Или выявить патологию, как можно раньше, и своевременно начать лечение.
Когда определяются группы риска у детей ?
Группы риска у детей Дородовый патронаж
Все беременные женщины направляются на прием педиатра дважды. Сразу после постановки на учет в женскую консультацию (в течение недели). И на сроке 30-32 недели беременности. С собой на прием нужно взять обменную карту беременной, паспорт.
Во время первой беседы с женщиной, собирается подробная информация о ней, семье, беременности, условиях проживания, материальной обеспеченности, вредных привычках, хронических заболеваниях женщины и всех членов семьи. Составляется первый прогноз групп риска для ребенка. Будущей маме объясняется, что ей нужно делать, чтобы уменьшить вероятность развития отклонений у новорожденного. Кроме этого, составляется прогноз лактации.
Во время второго дородового патронажа анализируются отклонения второй половины беременности. Собираются сведения, которые не удалось получить в полном объеме при первом патронаже. Уточняются группы риска для ребенка и прогноз лактации. С мамой проводятся беседы о подготовке предметов, необходимых новорожденному, рациональном питании и режиме дня, о подготовке к лактации.
Для женщин с высоким риском развития отклонений в родах по акушерской шкале на сроке после 32 недель проводится третий дородовый патронаж.
Первый патронаж новорожденного
Окончательно группы риска для ребенка выставляются после первого патронажа участкового педиатра к новорожденному.Всего у детей педиатры выделяют 7 групп риска
- I — дети с риском заболевания ОРВИ и других отклонений в состоянии здоровья в период социальной адаптации.
- II — дети с риском патологии центральной нервной системы.
- III — дети с риском метаболических нарушений: рахит, анемия. гипотрофия, паратрофия.
- IV — дети с риском врожденных пороков органов и систем.
- V — дети с риском гнойно-септических заболеваний в период новорожденности.
- VI — дети с риском аллергических заболеваний.
- VII — дети с неблагополучными социальными условиями.
Группы риска для каждого ребенка выставляются доктором при наличии определенных факторов риска.
Факторы риска для I — VI группы риска у детей
I | III | IV | V | VI | |||
Со стороны матери | |||||||
Острые заболевания матери (ОРВИ, ангина) во время, (особенно в конце) беременности и сразу после родов. | + | + | + | ||||
Проф. вредности | матери | + | + | + | |||
отца | + | ||||||
Предшествующие выкидыши, мертворождения, дети с низкой массой тела прирождении (менее2000г), длительно е бесплодие, многоплодие, | + | + | |||||
Возраст матери | до 16 и старше 40 лет | + | + | ||||
Старше 30 лет | + | + | |||||
Возраст отца старше 40 лет | + | ||||||
Врожденные пороки у родителей или их родственников | + | ||||||
Хронические болезни матери | (гипертония, болезни щитовидной железы, сердечно-сосудистой и нервной системы, анеимя, пороки сердца) | + | + | ||||
Сахарный диабет | + | + | + | ||||
Бронхит, гастрит, колит пиелонефрит, холецистит, аднексит | + | ||||||
Внутриутробные инфекции: герпес, цитомегаловирус, хламидиоз, токсоплазмоз, краснуха | + | + | + | + | |||
Курение, алкоголизм | + | + | |||||
Угроза преждевременных родов | + | + | |||||
Узкий таз | + | ||||||
Патология плаценты | + | + | |||||
Токсикоз I и II | + | + | + | ||||
Многоводие | + | + | |||||
Внутриутробная гипоксия плода | + | ||||||
Роды от 4 беременности и более | + | ||||||
Интервал между беременнстями 1 год и менее | + | ||||||
Нерациональное питание беременной | + | + | |||||
Отягощенный аллергологический анамнез (аллергия у членов семьи) | + | ||||||
Прием антибиотиков, переливание крови и ее компонентов | + | ||||||
Тазовое предлежание | + | ||||||
Кровно-родственный брак | + | ||||||
В первые 12 нед. беременности | ОРВИ | + | |||||
Краснуха | |||||||
Прием лекарств | + | ||||||
В родах | |||||||
Слабость родовой деятельности | + | ||||||
Затяжные или стремительные роды | + | ||||||
Обвитие пуповиной | + | ||||||
Преждевременная отслойка плаценты | + | ||||||
Длительный безводный промежуток | + | + | |||||
Обвитие пуповиной | + | ||||||
Применение акушерских методов | + | ||||||
Кесарево сечение | + | + | |||||
После родов | |||||||
Мастит у матери | + | ||||||
Инфекционные заболевания членов семьи | + | + | |||||
Гнойничковые заболевания у матери и членов семьи | + | ||||||
У ребенка | |||||||
Асфиксия новорожденного | + | ||||||
Недоношенность | + | + | |||||
Переношенность | + | ||||||
Маленький вес при рождении в срок (гипотрофия плода) | + | + | |||||
Крупный вес (более 4000г) | + | + | |||||
Дети из двоен | + | + | + | ||||
Длительная желтуха | + | + | |||||
Множественные стигмы дизэмбриогенеза (мелкие аномалии развития) | + | + | |||||
Неврологические симптомы (нарушения мышечного тонуса, повышенная или сниженная возбудимость, нарушения актов сосания и глотания) | + | ||||||
Дети, получавшие противосудорожные препараты | + | ||||||
Дети с большой ежемесячной прибавкой в весе | + | ||||||
Дети с отклонениями эндокринной системы | + | ||||||
Дети с неустойчивым стулом | + | ||||||
Дети после острых ннфекционных заболеваний (пневмония, бронхит, ОРВИ) | + | ||||||
Нерациональное питание ребенка | + | + | |||||
Частое назначение ребенку антибиотиков | + |
VII группа риска — это дети из неполных, многодетных, социально-неблагополучных семей (родители алкоголики, наркоманы, с психическими отклонениями и т.д.), проживающие в плохих жилищных условиях.
Все дети из групп риска, в том числе не имеющие явных отклонений в состоянии здоровья на момент осмотра, относятся ко II группе здоровья. При наличии хронических заболеваний — к III, IV и V группам здоровья. Дети из групп риска берутся педиатром под дифференцированное наблюдение, которое подразумевает осмотры медсестрой, врачами, лабораторные обследования и профилактическое лечение в определенные сроки.
Группы риска не являются противопоказанием для проведения профилактических прививок.
Все дети из групп риска осматриваются педиатром на первом месяце на дому не реже 3х раз. Затем до 6 мес — 2 раза в месяц (1 раз в поликлинике на приеме в возрасте 1, 2, 3, 4, 5, 6 месяцев, 1 раз на дому — в 1,5; 2,5; 3,5; 4,5; 5,5 месяцев), и от 6 месяцев до 1 года — 1 раз в месяц.
Кроме этого, в дополнение к стандартным обследованиям проводящимся всем здоровым детям
По первой группе риска
- Осмотры ЛОРа и стоматолога — 2 раза в год.
- Профилактическое лечение, если в семье есть больные ОРВИ, в период подготовки к детскому саду, весной и осенью, в сезон увеличения заболеваемости. Белково-витаминный комплекс (на 10 дней ежедневно 50-60 г творога + витамины В1, В2, С или поливитамины) + лекарственные препараты + фитотерапия (отвар шиповника,
- Своевременная санация очагов инфекции.
Срок наблюдения — до 3х лет.
Во второй группе риска
- Осмотр невролога в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев.
- Повторное УЗИ головного мозга по назначению невролога.
- Массаж, гимнастика, плавание.
- В случае повышенной возбудимости — седативные (успокоительные) препараты, или ванны.
- Другие препараты по назначению невролога.
Срок наблюдения — до 1 года.
По третьей группе риска
- Анализ крови в 1, 3, 6, 12 месяцев, при снижении гемоглобина — своевременное лечение.
- Тщательный контроль за прибавкой в массе тела.
- Рациональное вскармливание (сохранение грудного вскармливания, соблюдение возрастного режима и объема кормлений при искусственном вскармливании, правильное и своевременное введение прикорма).
- Профилактика рахита витамином Д3 с 1 месяца до 1 года по 500 МЕ ежедневно.
- Массаж, гимнастика, закаливание.
Срок наблюдения — до 1 года.
В четвертой группе риска
- Невролог в 1,3,6, 12 месяцев.
- Хирург, ортопед в 1,3, 9,12 месяцев.
- Кардиолог, генетик, ЭКГ, ЭЭГ, УЗИ органов брюшной полости — по показаниям.
Срок наблюдения — до 1 года.
По пятой группе риска
- С момента выписки из роддома, до 10 дня жизни педиатр осматривает ребенка ежедневно, затем 1 раз в неделю до 1 месяца.
- Обращается внимание на пупочную ранку, кожные высыпания, характер стула, активность ребенка, прибавку в весе.
- Ежедневно 3 р/д измеряется температура тела ребенка.
- Общий анализ крови в 1, 3, 6, 12 месяцев.
- Кипячение, проглаживание белья.
- Купание в кипяченой воде с добавлением марганцовки.
- Туалет кожи и пупка.
- Естественное вскармливание.
- Борьба с запорами.
- По показаниям — биопрепараты (линекс, бифидум-бактерин и др). с первых дней жизни.
- Госпитализация при гнойничковых кожных высыпаниях.
Срок наблюдения — до 3х месяцев.
В шестой группе риска
- Аллерголог-иммунолог в 3 месяца, далее по показаниям.
- Общий анализ крови в 3, 12 месяцев, для выявления эозинофилии.
- Сохранение грудного вскармливания.
- Гипоаллергенная диета матери.
- Ребенку более позднее введение прикорма, гипоаллергенная диета.
- Гимнастика, массаж, раннее закаливание.
- Исключение бытовых аллергенов.
- По возможности, в случае острых заболеваний лечение без лекарств или использование их по минимуму, рекомендуется физио и фитотерапия.
- Раннее выявление отклонений со стороны ЖКТ.
Срок наблюдения до 3х лет.
По седьмой группе риска
В этой группе риска наблюдение бессрочное: до того момента, как обстановка в семье и условия жизни ребенка улучшатся.
- До 10 дня жизни ежедневный осмотр педиатра, затем в 20 дней и 1 месяц, далее 2 раза в месяц.
- Контроль за вскармливанием, гигиеной, прибавкой в весе, физическим и нервно-психическим развитием.
- Обеспечение бесплатными медикаментами и питанием.
- При заболеваниях — госпитализация в стационар.
- Первоочередное оформление в детский сад.
- Санаторно-курортное лечение.
- Общий анализ крови, кала, мочи ежегодно.
- С 7 лет контроль артериального давления.
- Медосмотры с участием педиатра, ЛОРа, хирурга, окулиста, стоматолога в 1, 3, 5, 7, 10, 12, 14-15, 17-18 лет.
- Флюрография с 14 лет.
Во всех группах риска, кроме VII, есть определенный срок наблюдения.
После истечения этого срока
- Если у ребенка не обнаружились отклонения в состоянии здоровья, он снимается с наблюдения по этой группе риска.
- Если патология проявилась определенными симптомами, то после обследования ребенку выставляется конкретный диагноз и назначается лечение — это называется реализация группы риска у детей.
mamadoktor.ru
Группа риска | Факторы риска* |
I группа с риском развития патологии ЦНС | Возраст матери (старше 30 лет), вредные привычки матери (курение, злоупотребление алкоголем), экстрагенитальная патология матери (гипертоническая болезнь, пороки сердца, сахарный диабет), патология беременности и родов (угрожающий аборт, иммунологический конфликт, многоводие, переношенность, дородовое излитие вод, оперативные роды, родовая травма), тяжелые токсикозы второй половины беременности токсоплазмоз |
II группа с риском внутриутробного инфицирования | Хроническая экстрагенитальная патология матери (бронхит, пиелонефрит, холецистит, гастрит, колит и др.) хроническая генитальная патология родов (длительный безводный промежуток) перенесенная краснуха, контакт с больным краснухой, токсоплазмоз, цитомегалия острые респираторно-вирусные и бактериальные заболевания, перенесенные матерью в конце беременности и в родах |
III группа с риском развития трофических нарушений (большая масса тела, гипотрофия, незрелость) и эндокринопатий | Экстрагенитальная патология матери (гипертоническая болезнь, пороки сердца, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, ожирение матери) патология беременности (тяжелые токсикозы второй половины беременности) вредные привычки матери (курение свыше 10 сигарет в день), нарушение режима питания матери во время беременности. |
IV группа с риском развития врожденных пороков органов и систем (пороки развития ЦНС, бронхолегочной, мочеполовой и др. систем) синдром врожденной краснухи (катаракта, глухота, пороки сердца и др. органов) наследственно обусловленные заболевания (фенилкетонурия, муковисцидоз) болезнь Дауна | Патология беременности (токсикозы первой половины беременности), сахарный диабет у беременной, применение лекарственных средств в период беременности (антибиотиков, сульфапрепаратов, гормонов и др.), возраст матери свыше 30 лет и отца старше 40 лет, вредные привычки родителей (злоупотребление алкогольными напитками), перенесенная краснуха или контакт с больным краснухой в первом триместре беременности, острые респираторно-вирусные инфекции, перенесенные в первом триместре беременности |
V группа группы социального риска | Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия семьи, неполные и многодетные семьи с плохим психологическим климатом, семьи с вредными привычками родителей (злоупотребление спиртными напитками и т. д.) и др. |
pediatrino.ru
Группы риска и здоровья новорожденных детей —
Когда маму и новорожденного ребенка выписывают из родильного дома, врач, который осматривает ребенка — неонатолог, выдает заключение, в котором указывает группу здоровья новородненного или группу риска, если таковая имеется.
Характеристики установки группы здоровья новорожденных детей
1 группа
- здоровые дети от здоровых матерей
- гестоз 1 половины беременности
2 «А» группа
- клинически узкий таз у матери
- физиологическая незрелость
- недоношенность 1 степени
- токсическая эритема
- отечный синдром 1 степени
- переношенность 1 степени
2 «Б» группа
- Отягощенный соматический анамнез
- Отягощенный акушерско-гинекологический анамнез
- Инструментальная помощь при родах
- Гипогалактия у матери
- Асфиксия легкой степени (оценка по Апгар 6-7 баллов)
- Многоплодная беременность
- ЗВУР (задержка внутриутробного развития)
- Переношенность 2 степени
- Недоношенность 2 степени
- Крупные дети
- Множественные стигмы дисэмбриогенеза (более 5)
- Транзиторная лихорадка
- Патологическая убыль массы тела (более 8 %)
3 группа (больные дети) 4 и 5 Группы
- асфиксия средней и тяжелой степени
- родовая травма
- кефалогематома
- катетеризация пупочной вены
- недоношенность 3 степени
- эмбриофетопатии
- геморрагическая болезнь
- гемолитическая болезнь
- внутриутробные инфекции
Группы здоровья новорожденных детей
I группа здоровья
Это новорожденные, родившиеся от практически здоровых матерей, не имевших осложнений во время беременности и родов, с оценкой по шкале Ангар 8-10 баллов, массой тела от 3 до 4,5 кг, массо-ростовым коэффициентом 60-80, нормально протекающим периодом адаптации, с МУПМТ не более 6-8%, находящиеся на естественном вскармливании.
Выписанные из роддома на 5-6 сутки. Обычно таких детей на участке 5-8%.
II группа здоровья
Новорожденные из групп риска по срыву адаптации (все 5 групп риска). Такие дети на участке составляют около 40-60%.
III и IV группы здоровья
Новорожденные с глубокой незрелостью, хронической патологией в стадии компенсации и субкомпенсации (около 20%):
- • недоношенные с I, II и III степенью недоношенности;
- • с пренатальной гипотрофией П-Ш степени;
- • с задержкой внутриутробного развития;
- • переношенные с III степенью переношенности;
- • с эмбриофетопатией неинфекционного генеза;
- • с асфиксией тяжелой степени;
- • с тяжелой родовой травмой;
- • с ГБН тяжелой формы;
- • с внутриутробными инфекциями;
- • с врожденными пороками развития;
- • с врожденной патологией обмена веществ;
- • с хромосомными болезнями и др.
V группа здоровья
Дети с хронической патологией в стадии декомпенсации. Обычно эти дети из роддома поступают в стационар, где им проводится соответствующая терапия.
Группы риска новорожденных детей
- 1 группа — новорожденные с риском развития патологии ЦНС.
- 2 группа — новорожденные с риском внутриутробного инфицирования.
- 3 группа — новорожденные с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий.
- 4 группа — новорожденные с риском развития врожденных пороков органов и систем.
- 5 группа — новорожденные из группы социального риска.
Отдельно выделяют:
- группу риска по тугоухости и глухоте;
- группу риска по анемии;
- группу риска по развитию синдрома внезапной смерти;
- группу риска по развитию аллергических заболеваний.
(Visited 326 times, 1 visits today)
medport.info
Группы риска новорожденных: описание и наблюдение
Группы риска новорожденных — это медицинский термин, описывающий предрасположенность ребенка к внутриутробным инфекциям, аномалиям развития и заболеваниям внутренних органов. Их оценка производится при первичном посещении беременной женской консультации и в период между 30 и 32 неделями беременности. Специалисты на основе определенной группы риска проводят профилактические мероприятия для ребенка после рождения.Определение групп риска
Группы риска новорожденных: понятие и факторы
Родители, услышав о группах риска, волнуются о том, что значит это понятие. В этих ситуациях следует проконсультироваться со специалистом. Неонатологи и акушеры-гинекологи относят к этим группам детей, у которых есть факторы, предрасполагающие к развитию заболеваний, в том числе инфекционного характера. Выявляется группа риска в период беременности во время обследования и беседы с женщиной. Для этого проводится две встречи с врачом — при постановке на учет в женской консультации и на 30–32 неделе беременности. Специалист собирает имеющиеся жалобы, узнает о сопутствующих заболеваниях, в том числе у близких родственников. На второй встрече проводят исследования на инфекционную патологию и оценивают работу внутренних органов.
На основании полученных результатов может быть выявлена одна из четырех групп риска:
- по развитию заболеваний ЦНС;
- по инфицированию во внутриутробном периоде;
- с повышенным риском развития нарушений трофики и патологий эндокринной системы;
- по развитию врожденных пороков развития.
Если ребенок относится к какой-либо группе риска, это не означает 100% вероятность развития патологии. При комплексной профилактике и лечебных вмешательствах заболевание может не развиться.
Важно отличать группу здоровья и риска. Первое понятие используется для оценки состояния новорожденного в настоящий момент, т.е. не имеет существенного значения для прогноза. Группа риска используется только для прогнозирования, так как определяет вероятность развития болезней у ребенка в дальнейшем.
Патологии ЦНС
У некоторых детей имеется повышенный риск перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС). Это состояние, характеризующееся изменением работы головного или спинного мозга. К группе риска по ППЦНС относят новорожденных, имеющих следующие факторы:
- возраст женщины меньше 16 лет или больше 40;
- табакокурение или употребление спиртного во время беременности;
- наличие в акушерском анамнезе выкидышей или длительного бесплодия;
- тяжелые декомпенсированные болезни, в том числе сахарный диабет, хроническая почечная недостаточность;
- острые инфекционные заболевания в период вынашивания плода;
- в период беременности имелась угроза выкидыша, прерывания или наблюдалась эклампсия.
Для предупреждения развития перинатальной энцефалопатии (ПЭП) или ее своевременного выявления новорожденный в течение 3 месяцев находится под наблюдением невролога. Регулярно оцениваются его рефлексы, наличие неврологических нарушений, а также своевременность развития движений. При отсутствии симптомов в первый год жизни ребенка снимают с учета.
Высокий риск внутриутробного инфицирования
Группа риска по ВУИ имеет повышенный риск развития внутриутробных инфекций
Внутриутробное инфицирование (ВУИ) оказывает тяжелое негативное влияние на организм новорожденного и может стать причиной развития тяжелых пороков развития, в том числе несовместимых с жизнью. В группу риска по ВУИ относят следующие провоцирующие факторы:
- острые воспалительные поражения органов половой системы во время беременности;
- перенесенные в первый триместр TORCH-инфекции. Это инфекционные заболевания, способные инфицировать организм ребенка: краснуха, токсоплазмоз, герпетические поражения и др.;
- мастит и другие гнойные поражения организма;
- инфекционные болезни у близких членов семьи.
Основной метод профилактики для новорожденных из этой группы риска — регулярные осмотры у специалиста. Если у женщины в период беременности возникали острые инфекции, то в крови у ребенка регулярно определяют титр антител. При этом важно учитывать грудное вскармливание и возможность их попадания в организм с материнским молоком. Новорожденные из группы по ГСИ (гнойно-септические инфекции) осматриваются у специалиста каждый месяц до достижения возраста 1 год.
Эндокринные и трофические нарушения
Риск развития указанных заболеваний выше при следующих состояниях:
- у новорожденного выявляются гипотрофия или избыточная масса тела. Это может сопровождаться нарушениями процесса созревания внутренних органов;
- диагностированный у женщины сахарный диабет;
- декомпенсированные болезни внутренних органов в период беременности;
- вредные привычки.
Ребенок, отнесенный к группе риска по эндокринным и трофическим нарушениям, регулярно осматривается специалистами. Если в течение первого года жизни эндокринолог не выявляет каких-либо отклонений, то детей снимают с учета.
Врожденные пороки развития
Наиболее обширная группа риска. Дети, отнесенные к ней, имеют высокую вероятность развития заболеваний внутренних органов. Факторы риска:
- табакокурение, наркомания и употребление спиртных напитков;
- тяжелые соматические болезни в период беременности;
- возраст женщины старше 30 лет;
- острые инфекционные болезни у беременной;
- кровное родство между матерью и отцом;
- прием лекарственных препаратов в первый триместр беременности.
Плохое здоровье и склонность к заболеваниям дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем требуют профилактических осмотров каждый месяц для своевременного выявления патологий.
Наблюдение в группах риска проводят врачи-педиатры. При необходимости родители и новорожденный консультируются у специалистов других профилей: невролога, эндокринолога и др.
Группа риска по развитию ГИЭ (гипоксически-ишемическая энцефалопатия) и другие категории детей требуют медицинского обследования в первый год жизни. Профилактика заболеваний, включающая в себя улучшений условий жизни и своевременную вакцинацию, позволяет не допустить развития патологий внутренних органов или нервной системы.
Читайте в следующей статье: кровоизлияние в мозг у новорожденного
www.baby.ru
Дети группы риска
Понятие «дети группы риска»
На сегодняшний день категория «детей группы риска» исследуется многими науками, такими как педагогика, психология, социология. Это явление достаточно сложное и многогранное, поэтому и является предметом междисциплинарного знания.
Определение 1
Современная наука дает следующе определение понятию «дети группы риска» — это категория детей, которые испытывают трудности в обучении, личностном развитии, социальной адаптации.
Существуют следующие категории детей, которые находятся в группе риска:
- дети с проблемами развития, но у них нет четкого клинического диагноза
- сироты
- дети из неблагополучных семей
- дети из семей где требуется экономическая и психологическая поддержка
- дети с выраженной педагогической социальной дезадаптации
Следует отметить что негативные факторы не всегда могут оказать свое воздействие на детей, находящихся в группе риска. Поэтому за такими детьми ведется особо тщательное наблюдение, педагоги, психологи и социальные работники стараются свести к минимуму воздействие негативных факторов и создать оптимальные условия для нормального развития ребенка.
Причины по которым дети попадают в «группы риска»
Существует несколько причин по которым ребенок может попасть в группу риска:
- злоупотребление алкоголем обоих или одного родителя
- асоциальное поведение одного или обоих родителей (оно может выражаться в не желании работать, создавать семью, попрошайничестве, воровстве, проституции и так далее.
- организация в квартире или доме где проживает ребенок притонов с участием криминальных деятелей
- сексуальное растление детей родителями, другими взрослыми
- убийство в присутствии ребенка
- пребывание одного или обоих родителей в тюрьме
- наличие у одного или обоих родителе й алкоголизма, наркомании, психического заболевания
- нанесение детям телесных повреждений, избиение, жесткое обращение
- бросание детей одних как в квартире, так и на улице
- отсутствие постоянного места жительства у родителей и ребенка
- побеги из дома, конфликты с родителями, конфликты со сверстниками
Чаще всего на дальнейшее асоциальное поведение влияет целый комплекс вышеперечисленным факторов. Если ребенок претерпевает воздействие одного или нескольких факторов, то это наносит непоправимый вред его психическому и физическому здоровью. Все это не проходит бесследно и может привести к серьезным проблемам. У таких детей имеются проблемы с социальной стороны: они не знакомы с нормами поведения, не могут сами себя обслуживать, не знают, как вести себя за столом, процесс адаптации к новым условиям проходит очень сложно. У детей, попавших в сложные жизненные ситуации может наблюдаться гиперсексуальность, нарушение половой ориентации, они склонны к жестокости, агрессии. У этих детей нарушена система социальных ценностей, они отрицательно относятся к учебе, труду. Часто такие дети подвержены вредным привычкам, таким как курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, использование нецензурной лексики.
Психологические возрастные особенности «детей группы риска»
Следует подчеркнуть тот факт, что в ходе исследований ученые пришли к выводу что «дети группы риска» отличаются в развитии от своих сверстников, которые воспитываются в полноценных условиях. Их физическое и психическое развитие отличается от развития их сверстников из полных семей. У «детей группы риска» чаще всего замедлен темп психического развития, низкий уровень интеллектуального развития, скудные эмоции и воображение, плохо сформированы навыки регулирования собственного поведения.
Поведение детей, которые оказались в трудных жизненных условиях часто характеризуется вспыльчивостью, раздражительностью, обидчивостью, конфликтностью.
Разные возрастные категории детей имеют разные психологические особенности. Дети дошкольного возраста, которые попали в «группу риска» отличаются низкой познавательной активность, задержками речевого общения, часто конфликтуют со сверстниками. Специализированное учреждение не в состоянии заменить ребёнку реальное материнское воспитание. Дети дошкольного возраста наиболее болезненно переносят, отрыв от семьи. Так как в первые года жизни ребёнок был лишен общения с родителями, в будущем он испытывает сложности в разделении своих переживаний с другими, у него не формируется навык сопереживания. Эмоции их так же бедны, как и познавательная и интеллектуальная деятельность. Дети, которые воспитываются в детских домах, часто позже начинают отождествлять себя и свое отражение в зеркале. Эти дети пассивно относятся к оценке их поведения и достижений взрослыми, в то время как обычно ребенка это волнует и мотивирует. Детям достаточно трудно определять эмоции других людей, что сказывается на их социализации и успешной коммуникации.
У детей младшего школьного возраста, которые попали в «группу риска», чаще всего в наибольшей степени страдает интеллектуальное развитие. Им очень трудно усваивать новый учебный материал, у них наблюдается задержка развития различных видов мышления. Эти дети слабо мотивированы на обучение.
Подростки, попавшие в группу риска, имеют следующие психологические и поведенческие особенности:
- с трудом взаимодействуют с окружающими
- нарушена сфера самосознания
- с трудом осваивают учебный материал
- нарушают дисциплину
Для того чтобы эти дети развивались нормально, необходимо создать определенные условия:
- педагоги и социальные работники должны знакомить их с актуальной информацией, которая соответствует их возрасту
- подросту должна быть предоставлена как самостоятельность, так и ответственность
- подростка необходимо научить принимать самого себя
- подросткам необходимо объяснять нормы и правила адекватного поведения
Необходимо отметить, что возвращение ребёнка из группы риска к нормальной жизни должно происходить под чутким руководством определенных специалистов: психолога, невролога, педагогов, социальных педагогов и так далее, только в этом случае можно надеяться на положительный результат.
spravochnick.ru
Дети группы риска в школе
Дети группы риска.
При оценке состояния изученности проблемы детей группы риска в психологии и педагогике можно отметить две основные тенденции. Прежде всего, в научной литературе даются ссылки на неразработанность, неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «ребенок группы риска» как в нашей стране, так и за рубежом. Указывается, что под данный термин зачастую подводятся достаточно разнородные понятия, социальные поступки, психолого-соматические особенности и характерологические свойства детей. Значительные расхождения в изучении «нестандартных детей» существуют как между различными научными школами, так и между различными авторами. Изучая данную проблему, ученые подчеркивают субъективность использования этого термина и существенные различия в его интерпретации. С другой стороны, между психологами и практиками существует согласие по ряду основных моментов, позволяющих очертить общие контуры так называемой группы детского риска и выделить несколько типов детских проблем, заставляющих попять главное, а именно то, что ребенок находится в зоне риска но независящим от него обстоятельствам и не может самостоятельно выйти из этих проблем без профессиональной помощи, внимательной поддержки и сопровождения взрослых.
Несмотря на то, что к исследованию данной проблемы обращались и обращаются многие теоретики и практики, все работы в данном направлении продолжают носить разрозненный и фрагментарный характер. В значительной степени это связано с тем, что в последнее десятилетие произошли резкие изменения в жизни страны и общества, породившие неопределенность будущего, социальное неблагополучие семей, воспитывающих несовершеннолетних детей.
В психологической литературе, как правило, изучение детей с деструктивными формами поведения сводится к генетическому аспекту с ярко выраженным прикладным характером. Сравнительно большее количество работ посвящено именно подросткам, однако в данном возрасте фиксируются скорее следствия, чем причины уже сформировавшегося деструктивного поведения детей. При этом без внимания остаются такие немаловажные факторы, например, как рост числа подростков с высоким уровнем интеллектуальных способностей, и в то же время, с крайне низким уровнем школьной успеваемости. Особую тревогу вызывают те подростки, у которых отсутствует мотивация к социальной реализации — поиску самоидентичности и самовыражения в системе общественных взаимоотношений.
Изучение проблем детей школьного возраста на разных этапах развития важно как для раскрытия сути и динамики проявления неадекватных форм поведения, так и для понимания возрастных закономерностей развития познавательной и эмоционально-волевой сферы человека, закрепления и дальнейшего развития эмоционально-личностных образований.
Педагогическую запущенность большинство психологов рассматривают как показатель «преневротического состояния», как наличие глубоких нарушений в поведении, таких как делинквентное и аддикативное поведение подростков.
Говоря о проблемах детей группы риска, мы подчеркнули, что особое значение имеет именно профилактика деструктивных проявлений в поведении детей, подготовка детей и взрослых (педагогов и родителей) к трудным жизненным ситуациям, о которых мы подробно рассказали.
В этой статье мы рассмотрели основные виды детских проблем, свидетельствующих о том, что дети школьного возраста находятся в зоне риска по следующим основаниям: болезнь, одаренность, слабая обучаемость, неблагополучная семья или синтезируют собственный индивидуальный комплекс из названных проблем. Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий, главное из которых — сопровождение каждой проблемной детской группы особой программой психолого-педагогической поддержки. Отрицание ребенком (подростком) помощи взрослых, стремление к самоизоляции, наличие деструктивных или аддиктивных форм поведения, а главное, категорический отказ посещать образовательное учреждение, принимать участие в общественной жизни класса, школы, сопровождающийся агрессивными (порою социоопасными) конфликтами с окружающими людьми, свидетельствует о переходе ребенка в группу риска, а также о неразрешенности комплекса имеющихся у подростка проблем особого свойства.
Для того чтобы создать целостное представление о трудностях, переживаемых несовершеннолетними в школьный период, мы разработали особую схему, где классифицировали наиболее часто встречающиеся детские проблемы, и выделили особые «зоны риска» и особые «группы риска» у детей школьного возраста.
Данная классификация типов проблем детей школьного возраста помогла нам в дальнейшем работать с педагогами, которые на практике включают в категорию «трудных», или «педагогически запущенных», детей, а значит — в группу риска всех нестандартных детей, которых самим педагогам и родителям трудно воспитывать. Так, многие педагоги называют «педагогически запущенными», или «трудными», детей из неблагополучных семей, детей, имеющих физиологические и нервно-психические расстройства, прогульщиков учебных занятий, дете
5psy.ru
Дети группы риска
Дети группы риска – обобщающее понятие, которое включает в себя категорию лиц младше 18 лет, более других подверженных влиянию негативных факторов, как явных, так и потенциальных.
К факторам риска относят:
- медико-биологические – к ним относят тяжелые врожденные и хронические заболевания, патологии физического и психического развития, серьезные травмы, психические расстройства, отягощенная наследственность;
- социально-экономические – включают в себя детей-сирот, из неполных семей, из асоциальных семей, а также тех, кто в силу жизненных обстоятельств подвергаются негативным социальным воздействиям – дети из семей алкоголиков, наркоманов, криминальных элементов;
- психологические – неврозы, отчужденность, сложности в общении с ровесниками и взрослыми;
- педагогические – несоответствие учебного заведения и программы обучения интересам и особенностям ребенка, отсутствие мотивации к учению, педагогическая запущенность.
Классификация детей группы риска
Среди детей и подростков группы риска выделяют следующие категории:
- дети с проблемами в развитии, не имеющие явной патологии;
- дети, по разным причинам, оставшиеся без родителей;
- дети из асоциальных, криминальных и неблагополучных семей;
- дети из семей, которые нуждаются в экономической и социальной поддержке;
- дети с признаками социальной и психологической дезадаптации.
Социальная работа с группами риска
Работа с детьми группы риска регламентируется базовыми нормативными кодексами и конвенциями. Деятельность социального работника при этом имеет множество направлений. Например, работа с дошкольниками группы риска включает в себя помощь в адаптации в детском дошкольном учреждении. Работа с детьми группы риска в школе дополнительно охватывает не только факторы приспособления, но и акцентируется на учебных успехах и достижениях. Немаловажной составляющей является и работа с семьей или же окружением, ее заменяющим.
Основной целью такой работы является полноценная социализация детей группы риска – то есть включение их в общество как полноценных членов, соблюдающих принятые в нем законы и нормы и функционирующих для его благоприятного развития. Для этого необходимо по возможности исключать факторы риск и работать с последствиями их воздействия – проводить психологическую работу, выявлять интересы и склонности детей и включать их в разнообразную дополнительную деятельность.
womanadvice.ru