Игровые действия в сюжетно ролевой игре: Компоненты сюжетно-ролевой игры, особенности их развития в старшем дошкольном возрасте.
Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания эмоциональной отзывчивости у детей 4-5 лет | Игровая деятельность по ФГОС ДО
Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО
Автор: Бурыкина Светлана Олеговна
Организация: БПОУ Вологодский педагогический колледж
Населенный пункт: Вологодская область, г. Вологда
Тема развития сюжетно – ролевой игры не теряет своей актуальности, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка. Она является потребностью растущего организма. Ребенок всегда играет, и игра имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра — источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка, утверждал Л. С. Выготский [1]. Игра – это социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому очень актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания и формирования нравственной стороны личности.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры.
Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры [1].Игра — это не только развлечение, игра является средством познания окружающей действительности, социализации. Одним из видов игр является сюжетно-ролевая игра. Д. Б. Эльконин рассматривал игру как «… воссоздание человеческой деятельности, при которой выделяется ее социальная, собственно человеческая суть — ее задачи и нормы отношений между людьми». Д. Б. Эльконин предлагал следующую классификацию игр, выделяя их разновидности соответственно возрастным этапам:
- предметные;
- предметно-сюжетные;
- ролевые;
- сюжетно-ролевые [6].
Таким образом, одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда. Сюжетно – ролевые игры могут носить импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий.
Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения [3].
Как и любая деятельность, игра имеет характерные для всех видов структурные элементы (мотив, цель, средства). В отличие от других видов деятельности, игра не имеет своего продукта, кроме того, в игре можно выделить только ей характерные структурные элементы: роль, сюжет, содержание, игровые действия, игровые правила.
Далее рассмотрим основные структурные элементы сюжетно-ролевой игры. В структуре сюжетно-ролевой игры как деятельности можно выделить следующие элементы: мотив, тему, сюжет, игровое действие, игровую роль, воображаемую ситуацию, игровой материал.
Первоначально в качестве мотива выступает игровое действие, возникающее по мере овладения ребенком предметным миром. В процессе развития сюжетно-ролевой игры он меняется. Постепенно основным мотивом сюжетно-ролевой игры становится возможность взаимодействия (игрового, невербального, вербального) с другими участниками игры.
Тематики сюжетно-ролевых игр меняется с возрастом играющих детей, а также в связи с содержанием программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Игровое действие – основная единица игровой деятельности, передается (изображается, воспроизводится) ребенком в ответственности с замыслом игры в обобщенной и сокращенной форме или в виде схемы. Для ребенка это настоящее действие, с реальными игровыми операциями, с использованием игрушек и предметов-заместителей.
Основными характеристиками игрового действия являются:
- наличие осознанной цели и способов (операций), с помощью которых оно совершается;
- наличие игрушек или предметов-заместителей, которые в воображаемой ситуации заменяют действия с реальными предметами
Сюжет ролевой игры задают события, которые в определенном последовательности изображаются в игре.
В одной теме игры может быть реализовано несколько сюжетов.Одним из ключевых моментов игры является выбор роли. Это отождествление ребенком себя с каким-либо персонажем, воспроизведение его действий и отношений. С другими действующими лицами. Роль часто становится для дошкольников мотивом, причем по ходу развития игры осознание ребенком исполняемой роли и смысла игры может меняться. Выбор роли обычно связан с ее называнием, обозначением словом. В игре выделяются роли главные и второстепенные. Как отмечают исследователи, главные роли в основном берут на себя активные дети, дети-лидеры.
Воображаемая ситуация появляется из несовпадения реальных условий с игровым действием в процессе игры (сидит на стуле, а говорит, что плывет на корабле). Это определенная условность, которая принимается всеми участниками игры при воссоздании реальной действительности через воплощение выбранной ребенком роли с использованием предметов-заместителей
Игровой материал — игрушки, предметы реального мира, предметы-заместители, которые дети используют в процессе сюжетно-ролевой игры [4].
Менджерицкая Д. В. говорит о том, что чем старше становятся дети, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например, умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач [5].
В возрасте 4-5 лет выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника этого возраста заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль и т.д.). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становиться средством взаимодействия.
Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. (игры в путешествия, в корабль, моряков, военных, строительство, почту). Во-вторых, возросший интерес детей к книге, к окружающему способствует обогащению содержания прежних игр. У ребенка этого возраста повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде. Дети начинают понимать, что в совместном коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми; у них возникают представления о дружбе, товариществе.
Однако в коллективных играх наблюдаются некоторые противоречия. С одной стороны, накопленный запас знаний и желание использовать их в играх, поделиться ими со сверстниками способствуют зарождению увлекательных игровых замыслов, реализация которых требует в большинстве случаев определенного количества участников. С другой стороны, возможности для проявления чуткости, доброты, отзывчивости, для согласованности игровых действий у детей 4-5 лет еще невелики. Такое расхождение между желанием развернуть коллективную игровую деятельность и практическим его осуществлением связано с недостаточным уровнем развития нравственных чувств. Знания, представления о том, что такое хорошо, что такое плохо, почему необходимо оказывать друг другу помощь и т. д., ребенок имеет, но у него мал жизненный опыт, нет устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развито умение поступаться своими желаниями, интересами в пользу другого, учитывать возможности сверстника, оценивать его положительные качества. Отсюда вытекает неумение детей согласовывать свои замыслы. Часто неумение согласовывать замыслы приводит к распаду игры, разрушению дружеских контактов. Данную особенность следует учитывать при руководстве игрой [5].
Необходимо помогать детям из многих предложений выбирать самое интересное и в то же время использовать по мере возможности и другие, воспитывая тем самым умения уважать замыслы друг друга, быть внимательными, поступаться личными желаниями. В формировании у дошкольников умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга эффективны такие приёмы, как раскрытие перед детьми лучших, положительных качеств каждого ребенка, поддержка его предложений, а также создание практических ситуаций, где бы воспитанники могли проявить чувство ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения [1]. Если на одну роль претендуют несколько детей, воспитатель должен прийти им на помощь так, чтобы по возможности были удовлетворены все заявки. Исходя из особенностей развития игры, в средней группе методы руководства должны быть направлены на обогащение детей впечатлениями, знаниями о событиях, происходящих в нашей стране, о социальной сущности коллективного труда взрослых, их добросовестном отношении к своему делу.
При ознакомлении с окружающим необходимо использовать методы и приемы, помогающие ребенку эмоционально пережить ту ситуацию трудовых действий, с которой его в данный момент знакомят. Связь эмоций с мышлением и воображением в процессе познания помогает сосредоточить внимание ребенка на восприятии конкретных фактов, образов, поступков, усиливает переживаемые детьми чувства, способствует зарождению желания действовать самим. Инсценировка литературных произведений в процессе этических бесед, встречи с людьми разных профессий, дидактические игры, экскурсии обеспечивают не только накопление знаний, но и развитие чувств детей, формирование положительного отношения к труду взрослых, к профессиям.
Наряду с общими методами ознакомления с окружающим необходимо использовать специфичные: рассказ педагога с демонстрацией иллюстративного материала на тему игры. На 5-м году жизни у детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное или придуманное лицо, ребенок стремится реализовать собственные знания, представления о его поступках чувствах, мыслях, делах. И на протяжении многих игр он передаёт через любимую роль личностные качества, свое отношение к той или иной профессии и пр. Немаловажное значение приобретают беседы воспитателя по поводу дальнейшего хода игры, беседы-рассказы о возможных действиях детей в той или иной роли. Такие беседы способствуют формированию самостоятельности в выборе темы игры, развитии ее содержания. Дети ставятся перед необходимостью сговариваться между собой, спокойно выслушивать мнение друг друга и выбирать наиболее интересное, увлекательное. У них воспитывается способность самостоятельно продумывать дальнейший ход игры, планировать, что нужно сделать, какие игрушки им необходимы, как использовать строительный материал.
- внимания со стороны педагога требует оказание ребёнку помощи в создании игрового образа. Благотворное влияние создание детьми игровых образов оказывают индивидуальные беседы по поводу выполнения роли, индивидуальные задания, поручения. Педагог, участвуя в играх, может брать на себя главную, ведущую роль или быть одним из рядовых участников, но в любом случае он должен руководить игрой, направлять инициативу и творчество детей.
Педагог должен стремиться к тому, чтобы направить внимание воспитанников на существенные стороны того или иного общественного явления, помочь понять простейшие связи и зависимости между ними. Необходимо также продумать методы и приемы, способствующие дальнейшему развитию той или иной игры (подбор картинок, настольно-печатных игр; поручения детям: посмотреть передачи по телевидению), наметить ряд занятий по изготовлению игрушек-самоделок, конструированию из строительного материала, предоставить детям в свободное пользование пластилин, глину, ножницы, клей, картон. Для руководства длительными творческими играми в качестве основных приёмов могут быть использованы экскурсии (первичная, повторная, завершающая) [1].
К основным приёмам руководства длительной творческой игрой можно также отнести беседы, рассказы, разговоры с детьми с привлечением иллюстративного материала при ознакомлении с событиями современной жизни. Обязательным условием для длительной сюжетно-ролевой творческой игры является наличие у детей умения играть большими группами, дружно советоваться и помогать друг другу, сообща добиваться поставленной цели. Необходимо также, чтобы дети любили играть, чтобы у них были сформированы умения намечать тему, подбирать средства для отображения и развития замысла, распределять роли с учетом возможностей и желаний каждого участника игры, устанавливать правила и четко выполнять их. Активное участие детей в распределении ролей способствует воспитанию коллективистских чувств. Дети учатся считаться с мнением товарищей, учитывать и возможности, и желания друг друга. Роль воспитателя в длительной творческой игре неоднозначна. На первых порах педагог может взять на себя ведущую, руководящую роль, если у детей недостаточно развиты организаторские умения, отсутствует надлежащий опыт [2].
- с тем руководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а способствовать их развитию. Педагог является старшим другом детей, партнером по игре, исподволь помогая им применять знания, полученные на занятиях, при выполнении индивидуальных заданий и поручений, побуждая к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи. На последующих этапах используются советы, напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания направленные на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов, организационных навыков.
Таким образом, изучив и проанализировав ряд психолого– педагогической литературы можно заключить, что сюжетно-ролевая игра, оказывает разностороннее положительное влияние на развитие личности ребенка, в том числе и эмоционально-нравственном, так как является одним из основных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста. Погружение дошкольника в роль, ролевые взаимоотношения со сверстниками, которые появляются в процессе реализации замысла игрового 29 сюжета при передаче дошкольниками его эмоционально-выразительного содержания, помогают детям лучше понять другого человека, учесть его эмоциональное состояние, желание, настроение, чувства и переживания. Именно сюжетно-ролевая игра является мощным средством педагогов дошкольных учреждений в побуждении детей к нравственно ценным поступкам, в воспитании гуманных качеств и чувств, развития эмоциональной отзывчивости у детей, культуры сопереживания и заботы, отзывчивого отношения к сверстникам, понимание их эмоционального состояния.
Список литературы и источников:
- Волков, Б. С. Закономерности психического развития в вопросах и ответах / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: Сфера, 2003. – 210 с. – Текст: непосредственный
- Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург.: Питер, 2007. – 512 с. – Текст: непосредственный
- Гребенкина, Н. В. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников / Н. В. Гребенкина, А. А. Капнина, Л. М. Пашкевич. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45785/ (дата обращения: 20.12.2021).
- Касаткина, Е.И. Игра в педагогическом процессе современного детского сада/ Е. И. Касаткина; Департамент образования Вологодской обл., ГОУ ДПО «Вологодский ин-т развития образования». – Вологда: ВИРО, 2007. – 166 с. – Текст: непосредственный
- Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре – Москва: Просвещение, 1982. – 210 с. – Текст: непосредственный
Эльконин, Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с. – Текст: непосредственный
Опубликовано: 26.05.2022«Сюжетно-ролевая игра» — МЦОиП
Автор: Елена Григорьевна Соловьева
Реферат. По учебной деятельности «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности у детей раннего и дошкольного возраста»
Тема: «Сюжетно – ролевая игра».
План:
1.Место и роль сюжетно – ролевой игры в пед.процессе. 2.Значение сюжетно – ролевой игры для развития детей дошкольного возраста. 3.Сущность сюжетно — ролевой игры. 4.Своеобразие сюжетно – ролевой игры. 5. Компоненты сюжетно – ролевой игры. 6.Сюжетно – ролевая игра в возрастных группах.
1. Место и роль сюжетно ролевой игры в пед.процессе.
У детей дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место. Она развивает у ребёнка кругозор, мышление, фантазию, речь. У ребёнка появляется стремление не только играть, а исполнять ту или иную роль. Приняв на себя роль, ребёнок ведёт себя в соответствии с правилами, которые она налагает на него. Содержанием игры становится не предмет и его употребление или изменение, а отношения между людьми. Предметное содержание роли требует выполнения игровых обязательств, а значит, формирует волевые и поведенческие качества. Умение общаться со сверстниками, взрослыми. Развивает нравственность, коммуникабельность.
В играх сам сюжет помогает подчиняться правилам. Путём подражания ребёнок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения в деятельности взрослых. В игре дети воспроизводят всё то, что они видят вокруг. Родители для ребёнка – эталон для подражания.
Играя с ребёнком дома, родители не должны быть только наблюдателями. Взрослый и ребёнок-это партнёры по игре. Взрослый, в свою очередь, предоставляет ребёнку возможность действовать в рамках роли более самостоятельно, поощряя его инициативу. В процессе игры взрослый даёт ребёнку образец. Путём совместно – индивидуальных действий ребёнок изобретает новые способы игровых замещений. В разных ситуациях в игре возникает потребность замещения недостающего предмета. Например, играя с куклой в «Дочки – матери», ребёнок хочет накормить её, взрослый может предложить ему палочку в качестве ножа, говоря при этом: «Не забудь нарезать хлеб, отрежь кусочек и дай своей дочке». А хлебом может служить брусочек из строительного набора. Освоив умение «резать хлеб», ребёнок непременно будет возвращаться к этим действиям и в других ситуациях.
В ходе игры одни и те же предметы–заместители употребляются неоднократно и могут использоваться для осуществления разных функций, например, кружочек, в одной игре служит тарелочкой, в другой – монеткой, в третьей – колесом. Для того, чтобы ребёнок мог адекватно производить необходимые действия с заместителями, взрослый должен назвать данный предмет (показывая на палочку, сказать, что это нож) и осуществить с ним примерные действия. Освоив действия, ребёнок в дальнейшем по-своему будет использовать предмет – заместитель.
Не оставайтесь равнодушными к играм детей, играйте с ребёнком, учите его. Помните о важности и значении сюжетно-ролевой игры в развитии ребёнка.
Игра – это импровизация, ребенок не говорит длительно свою роль, не продумывает ее, замысел игры развивается спонтанно, непредсказуемо.
Игра – это средство интеллектуального развития ребенка. Знания, представления, умения, навыки, в процессе обучения, в семье, находят непосредственное отражение и практическое применение в детских играх.
Игра – действенное средство коррекции нарушений эмоционально-волевой и познавательной сферы, речи, общей и мелкой моторики.
Игра – это способ развития детского воображения и творческих способностей, радость творчества, радость созидания. Они проявляются в поиске средств для воплощения игрового замысла, в подборе атрибутов и предметов-заменителей для игры, развитии игрового сюжета, интерпретации ребенком роли в сюжетно-ролевой игре.
Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.
Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни. Большинство детских сюжетно-ролевых игр отражает труд взрослых: малыши подражают воспитателю, врачу, шоферу, летчику, пожарному, отражают бытовые действия членов семьи и их отношения. В игре закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
В игре ребенок обладает возможностью проявлять способность, казалось бы, не характерную для дошкольников, к самовоспитанию.
Игра – это работа ребенка над самим собой. Это, не означает, что ребенок сознательно ставит перед собой цель самосовершенствоваться. Нет, ребенок и не думает об этом: он просто играет – летит на самолете, гонится за пиратами по южным морям и т. д. Вот тут, незаметно для него и осуществляется большая работа изменения самого себя: весело, играючи осваивает он новые пласты жизни; тренирует память, мышление, воображение; получает новые знания о взаимоотношениях людей, о природе и окружающей действительности.
Игра – это самостоятельная деятельность ребенка, в ней ребенок впервые вступает в общение со сверстниками, с партнерами по игре, учится устанавливать с ними отношения, основанные на симпатии, дружбе, взаимопомощи, осваивается детьми социальный опыт, мир человеческих отношений.
Игра — это школа воспитания чувств дошкольников, их нравственных качеств. Именно сформированные в игре моральные качества влияют на поведение ребенка в жизни, и наоборот, навыки, приобретенные в результате ежедневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игровых ситуациях.
2. Значение сюжетно – ролевой игры для развития детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуя тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения. Играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.
3. Сущность сюжетно – ролевой игры.
Сюжетно-ролевую игру отличает от других видов игр — наличие сюжета. Сюжет — это отражение детьми в игре определенных действий событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Основной единицей сюжетно-ролевой игры и в то же время ценным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль. Особенность сюжетно-ролевой игры в том, что в ней имеется воображаемая ситуация, которая складывается из сюжета и ролей. Роль — это созданный ребенком образ и воплощенный им в игре. Таким образом, основными компонентами, конституирующими сюжетно-ролевую игру, являются: воображаемая ситуация, сюжет, роль, игровые действия. По характеру сюжетно-ролевая игра — отражательная деятельность. Источником игры является окружающий ребенка мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Сюжетно-ролевой игре присущи такие черты, как эмоциональная насыщенность и увлеченность, самостоятельность, активность, творчество.
4. Своеобразие сюжетно-ролевой игры.
Особенности сюжетно – ролевой игры.
— Сюжетно – ролевую игру создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. – Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает. – Своеобразное воспроизведение явления, действия, отношения. – Важным компонентом сюжетно – ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно – ролевой игры. – Ролевое взаимодействие в постановке и принятию игровых задач.
5. Компоненты сюжетно – ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) — одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).
На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов. Но, кроме того, в каждую эпоху происходили экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр.
В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, больницу и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.
Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. В содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек — предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек — человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик — кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали — и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, малыш, играя, начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я — мама, я — шофер, я — врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство и т.п.
6. Сюжетно – ролевая игра в возрастных группах.
Когда дети начинают играть в ролевые игры?
Сюжетно-ролевые игры появляются в жизни ребёнка лишь тогда, когда он уже сможет пользоваться предметами не только по их непосредственному назначению, но и по игровому сюжету.
Обычно до 2-х лет малыши могут играть в ролевые игры только со взрослыми. Поэтому в первую ролевую игру с ребёнком должны сыграть именно родители.
В процессе у детей появляются желание повторить ваши действия, вести себя так же, как вы, а позже этот опыт будет перенесён на взаимодействие с детьми или другими взрослыми.
Как выглядит сюжетно-ролевая игра у детей от года до двух?
С самого начала игра именно так и происходит: вы показываете, малыш — копирует. Познакомьте его с разными предметами и покажите, что с ними делать.
Вот кукла (первый игровой предмет), её можно побаюкать (игровое действие), уложить в кроватку (появляется еще один игровой предмет и следующее действие), укрыть одеялом (новый предмет и действие), покормить (много новых предметов).
Вот машинка, её можно покатать на верёвочке, усадить туда мишку и насыпать стройматериалы (ими служат детали конструктора), потом отвезти их по назначению и выгрузить и построить домик (новые предметы и действия).
Уже очень скоро дети делают всё, что делаете вы: варят, пылесосят, стирают, гладят, ремонтируют. Чуть позже они со знанием дела будут обыгрывать знакомые ситуации: «поход по магазинам», «посещение доктора» и т. д., проецируя взрослую жизнь на себя посредством игры.
Пока это не совсем полноценная игра — в ней нет диалога, это лишь начало игровой деятельности вашего малыша.
По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры — действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка.
Сюжетно-ролевые игры после 2 лет.
Диалог двух или нескольких действующих лиц добавится в игру позже, примерно с 2-х-2,5 лет. Если вы к этому времени потратите достаточно времени и усилий, чтобы научить малыша играть в сюжетные игры со своими игрушками, тогда ребёнок сможет проводить часы наедине со своими «сокровищами» (кстати, ими могут быть не только игрушки, но и предметы домашней утвари), общаясь с ними и придумывая разные сюжеты.
Откуда берутся сюжеты? Конечно же, из жизни! Постепенно сюжетные линии усложняются, объединяя несколько ситуаций.
Например, вы выбрали сюжетом выезд на пикник. Пусть малыш сначала соберёт всё необходимое в сумку: удочки, провизию, соберет всех зайчиков и слоников, которых он пригласит с собой, сядет в личный транспорт, а по прибытии на место — распакует поклажу,
Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.
Игры усложняются
Когда дети уже играют вместе, каждую новую игру они начинают с устных договорённостей о её правилах — так они приобретают первые навыки делового общения.
А уже к 4-м годам малыши воспроизводят не только обыденные ситуации, но и добавляют в игры сказочные, кино- и мультипликационные сюжеты и персонажей. И даже в этот период нельзя пускать детские забавы на самотёк.
Нужно подкидывать малышу новые идеи для игр, иначе он может перестать проявлять самостоятельность и остановиться в развитии. На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше. Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый носит что-то свое, индивидуальное. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса.
Понаблюдав со стороны за сюжетно-ролевыми играми нескольких детей, можно составить общее впечатление об уровне их развития и о том, насколько у каждого из них развито воображение и творческое мышление.
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми: прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали — и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.
Action RPG (Концепция) — Гигантская бомба
Action RPG последний раз редактировалось Мопополис от 23.08.22 19:02 Посмотреть всю историю
Обзор
Action RPG — одно из основных подразделений жанра ролевых видеоигр. Этот поджанр включает ролевые игры, боевые системы которых сочетают в себе механику ролевых игр ролевых игр с прямыми, рефлекторно-ориентированными аркадными боевыми системами экшн-игр в реальном времени вместо более абстрактных боевых систем ролевых игр (таких как пошаговый, условный пошаговый, тактический пошаговый, приостанавливаемый бой в реальном времени или активный бой во времени).
В ролевых играх игрок имеет прямой контроль над движениями и действиями персонажа в бою, и необходимо нажать кнопку атаки (или несколько кнопок атаки), чтобы атаковать врагов в режиме реального времени. Ролевые боевики чаще всего используют боевые системы hack & slash в аркадном стиле, хотя многие также используют боевые действия, драки или механику стрельбы; последний вариант известен как ролевой шутер, поджанр ролевых игр.
История
Жанр ролевой игры зародился в Японии в начале 19 века.80-х годов, как сплав элементов игрового дизайна как из японских аркадных экшн-игр (в которых упор делался на быстрое движение и прямые, ориентированные на рефлексы бои в реальном времени, такие как hack & slash и стрельба), так и в традиционных RPG (в которых упор делался на статистические RPG). элементами и более медленным, абстрактным пошаговым боем).
Жанр экшн-RPG был в значительной степени основан следующими японскими разработчиками в начале-середине 1980-х годов:
- Йошио Кия из Nihon Falcom, который создал Panorama Toh в83, а затем франшизу Dragon Slayer в 1984 году.
- Namco, которая создала франшизы Babylonian Castle Saga и Dragon Buster в 1984 году.
- Cosmos Computer, которая создала Courageous Perseus в 1984 году. в 1984 году.
- Zainsoft, которая создала серию Tritorn в 1985 году.
Сигэру Миямото из Nintendo адаптировал элементы из The Tower of Druaga, Hydlide и Dragon Buster, создав франшизу The Legend of Zelda в 1986. Он отвечал за популяризацию жанра экшн-РПГ с конца 1980-х годов, оказав влияние на такие игры, как Times of Lore, Dragon Wars, Crystalis, Bad Blood, более поздние игры Ultima (начиная с Ultima VI и далее), Soul Blazer, Mana, Fable, The Ведьмак и души. По иронии судьбы, с начала 2000-х годов большинство игр Zelda были реклассифицированы как приключенческие игры, а не как ролевые игры, из-за общего отсутствия в них элементов статистической ролевой игры (за исключением Zelda II: The Adventure of Link 1987 года, которая остается настоящей ролевой игрой).
С 2000-х годов ролевые игры в жанре экшн были доминирующим поджанром ролевых игр, и сегодня в большинстве ролевых игр используются боевые системы в реальном времени, обычно либо рукопашный бой, либо ролевой шутер.
Корни
Следующая диаграмма показывает корни и влияние различных ролевых игр: 0 Какого размера изображения мы должны вставить? (Это не повлияет на исходную загрузку)
Как вы хотите расположить изображение вокруг текста?
positionchange
positionchange
positionchange
bordersheaderpositiontable
- Строки:
- Столбцы:
positionchange
Введите URL твита, который вы хотите встроить.
10 лучших ролевых игр в жанре Action-RPG, рейтинг
Жанр Action-RPG полон отличных игр, особенно последних лет. В этих играх есть элементы ролевых игр, такие как создание персонажей, деревья навыков, сбор снаряжения и управление запасами, но они также в значительной степени опираются на действие. Кроме того, они не все основаны на фантазии. Некоторые из них могут быть научной фантастикой, аниме, апокалипсисом или даже просто современными.
Связанный: Genshin Impact: Yae Miko Лучшие билды, оружие и команды
Игровой процесс обычно активен и в значительной степени опирается на движение и использование изученных пассивных навыков и активных способностей. С таким количеством вариантов отличных игр на выбор этот список будет отсчитывать самые лучшие, которые вам обязательно стоит попробовать, если вы еще этого не сделали.
10 Genshin Impact
Genshin Impact — популярная игра, которая привлекла внимание большого числа людей из-за своего визуального сходства с Legend of Zelda: Breath of the Wild. Это ролевая игра с открытым миром и элементами мультиплеера. Он широко доступен на всех платформах, включая магазины iOS и Android. Не говоря уже о том, что это также бесплатная игра.
Genshin Impact — это скорее фэнтезийная игра, основанная на сборе героев со всего вымышленного мира. Не слишком спойлеря, это история о потерянном ребенке в новом мире, пытающемся найти своего потерянного брата или сестру. По пути вы встретите множество милых персонажей и сразитесь со многими типами монстров.
9 Наследие Хогвартса
Наследие Хогвартса — это отличная новинка в жанре ролевой игры. Эта долгожданная игра идеально подходит как для поклонников фэнтези, так и для поклонников Гарри Поттера. Во-первых, вы создадите своего собственного настраиваемого персонажа и выберете свой дом. Изучение мира и участие в магических боях — это всего лишь несколько вещей, которыми вы будете заниматься, когда начнете играть в эту игру.
Вы также будете посещать занятия в Хогвартсе, встречать новых персонажей и подружиться с ними по пути. По пути вы выучите множество заклинаний, а также сможете изучить Темную магию. «Наследие Хогвартса» доступно на всех платформах — позднее в этом году оно появится на Nintendo Switch.
8 Assassin’s Creed Valhalla
Вы когда-нибудь хотели узнать, каково было быть викингом в средние века? Assassin’s Creed Valhalla была бы для вас лучшей игрой, если бы вы сказали «да». Будучи одной из современных игр Assassin’s Creed, в ней больше всего элементов RPG, чем в других играх.
Вы играете за Эйвора Волчьего Поцелуя, одного из самых смертоносных персонажей Assassin’s Creed из клана Ворона. На территориях Старой Англии можно много исследовать и грабить, одновременно собирая новое снаряжение и оружие для себя и улучшая поселение своего клана викингов. Существует также очень обширное дерево навыков и множество побочных квестов.
7 The Outer Worlds
The Outer Worlds — игра, созданная Obsidian Entertainment, создателями всеми любимой игры Fallout: New Vegas. В их последней игре перед приобретением Microsoft вы играете роль недавно оттаявшего колониста, направляющегося на работу в Halcyon Colonies.
Связанный: The Outer Worlds: Best Weapons
Излишне говорить, что дела идут плохо, и вы можете выбрать помощь либо сумасшедшему ученому во время основного сюжета, либо мегакорпорации, которая заботится только о прибыли. В своем путешествии вы будете путешествовать по нескольким планетам и сталкиваться как с враждебными инопланетянами, так и с человеческими мародерами, собирая лучшие доспехи и оружие, соответствующие вашему стилю игры.
6 Fallout 4
Игра Fallout 4 от Bethesda — еще один отличный выбор. Это самая последняя однопользовательская игра в постапокалиптической вселенной Fallout, которая считается одной из лучших игр. Игра также очень хорошо известна своей сценой моддинга и смехотворно мощным оружием, которое вы можете собирать.
Вы играете за Единственного выжившего, пока они путешествуют по Содружеству в поисках своего сына и человека, который его похитил. Вы должны приобрести навыки и использовать свой Пип-бой, чтобы отслеживать все, что находится в вашем инвентаре. История очень хорошая, и есть много побочных квестов, чтобы заинтересовать вас.
5 Borderlands 3
Borderlands 3 — одна из лучших частей франшизы Borderlands, а также самая последняя. Игры Borderlands известны своим игровым процессом в жанре мародер-шутер и веселыми сюжетными диалогами, и третья часть не стала исключением.
Есть так много оружия для сбора, которое делает так много разных вещей, в том числе ходит самостоятельно и говорит врагам гадости. Есть также несколько планет, которые нужно исследовать, и новые и знакомые лица, которых можно встретить по пути. У каждого искателя Хранилища также есть свои навыки и способности, которые нужно освоить, что повышает реиграбельность игры.
4 Bloodborne
Этот список был бы неполным без этой душевной игры. Bloodborne — эксклюзивная игра для PlayStation, действие которой происходит в готическом мире, наполненном ужасающими существами и мутировавшими боссами. Вы играете за Охотника, и вам поручено навести порядок в огромном городе Ярнем, который был захвачен гротескной болезнью крови.
Вы соберете много оружия и снаряжения, которое подойдет для любой сборки, которую вы создадите. Игра имела огромный успех, когда она была выпущена, и многие поклонники желали продолжения или, по крайней мере, обновления консоли текущего поколения. Это обязательная игра для всех, кто любит сложные игры.
3 Ведьмак 3: Дикая Охота
Вот еще одна игра, которую нельзя было не упомянуть в этом списке. The Witcher 3: Wild Hunt — еще одна замечательная ролевая игра, которая недавно получила ремастер для современных консолей. Вы возьмете на себя роль Ведьмака, Геральта, в его стремлении выследить свою потерянную любовь и ученика. Принимая различные контракты на охоту на монстров и зачистку бандитских лагерей.
Есть много навыков для повышения уровня, а также крафта и зелий. Кроме того, вас ждет множество знаний и множество областей, которые можно исследовать вместе с вашим верным конем Роучем. Эта игра идеально подходит для тех, кто любит фэнтезийные игры с большим количеством действий.
2 Киберпанк 2077
Вы не любите фэнтези? Посмотрите не дальше, чем на футуристическую ролевую игру CD Projekt RED, Cyberpunk 2077. Преодолев шаткий запуск игры, разработчики вложили много заботы и труда в игру, чтобы она, наконец, соответствовала их видению.
Связано: Cyberpunk 2077: Лучшее оружие
В Найт-Сити есть чем заняться: от сюжетных миссий до побочных квестов и киберпсихо.