Игры наших предков: Игры, в которые играли наши предки

Содержание

Игры, в которые играли наши предки

В субботу, 5 сентября, жители и гости нашего города смогли окунуться в атмосферу русских традиционных игр и состязаний. Представители Центра русской воинской культуры «Святогор» и Военно-исторического спортивно-культурного комплекса «Коломенский кремль» провели увлекательные мастер-классы на площадке возле Маринкиной башни.

Перетягивание палки, или мас-рестлинг — национальный вид спорта якутского народа. Но в 2003 году он был введён во Всероссийский реестр видов спорта и стал пользоваться большой популярностью не только в России. Сила, ловкость, быстрота и выносливость – без этих качеств здесь не победить. А инвентарь нехитрый — всего лишь доска и палка, поэтому заниматься этим видом спорта можно практически везде. И это не единственная игра, в которой могли проявить себя взрослые и дети в минувшую субботу. «Свайка», «шапки», «борьба на ручку», бои на мешках, «клюшкование», «вышибалы» — это лишь малая часть игр, в которых соревновались наши предки и которые теперь возрождаются в центре «Святогор» и в Военно-историческом спортивно-культурном комплексе «Коломенский кремль».

«Центр «Святогор» с 91-го года существует, поэтому мы давно, собственно, этим занимаемся, поднимаем, копаем историю, ездим по разным городам. Сейчас вот этот проект и в России, и в мире развивается. Есть Федерация этноспорта России. Они проводят большое количество различных фестивалей вот этих игр. Мы туда ездим, участвуем. Мы даже сами принимаем участие и в организации, и как участники. Вот недавно мы ездили в Орловскую область. Там был фестиваль «Солнцекараул». Мы с Анатолием Борисовичем как раз ездили и проводили там старинную игру «свайка».

Анатолий Большаков является одним из знатоков и любителей этой игры. Свайка — заострённый железный стержень с массивной головкой, которым нужно попасть в кольцо или несколько колец, лежащих на земле.

«Играли мальчишки от двух до десяти человек, оговаривали, сколько раз надо было попасть в это кольцо в движении, в метании достаточно простом. Эти движения потом пригождались в работе молотком кузнеца, работе топором плотника, когда мальчишки могли попасть туда, куда смотрят много-много раз.

А когда определялся самый худший игрок, который не смог попасть 10, к примеру, раз в кольцо, он доставал свайку из земли всем остальным игрокам. А свайку кидали рядом с кольцом очень мощно и сильно, чем сильнее, тем лучше, а он доставал. Это было тяжело. Били в одну точку, вбивали, порой, по самую шляпку, так, что её уже и достать-то тяжело».

Игра известна с XVI века, а в XX её сменили «ножики». Игра практически была забыта. Анатолий Большаков, занимаясь кузнечным делом, вспомнил про гвоздь с гранёной шляпкой и стал искать информацию.

«Помог товарищ из Москвы, занимающийся играми, — Виктор Колчев. Он дал информацию по свайкам, которые в Калужском музее хранятся. У нас в краеведческом музее нашёл предмет примерно вот такого вида, похожий на свайку, название там было немножко другое».

Если «свайка» — игра русская, то «кубарь» — игра известная во всем мире. Осваивать и возрождать её в Коломне Анатолий Большаков начал в этом году. Кубарь — деревянный конус с резьбой, на которую наматывалась верёвочка. Дергая за верёвочку, игроки заставляли кубарь быстро вращаться и гоняли его при помощи кнутика.

Отсюда и пошло выражение «катиться кубарем». А вот выражение «дать по шапке» — из другой игры. И пока одни сбивали друг у друга головные уборы, другие устраивали бои с мешками, загоняли деревянный мяч в лунку или с лёгкостью подбрасывали гири в воздух.  

«Мне нравится гиревой спорт, это наше, русское единоборство. Я перепробовал много секций и больше всего мне понравился гиревой спорт. Что он мне даёт? Я становлюсь сильнее, вырабатываю силу воли».

Оказывается, дети могут не только «зависать» в гаджетах или сидеть за компьютером. Азартные игры на свежем воздухе затягивают их гораздо сильнее.  

«Мы приглашаем и детей, и их родителей поучаствовать в этих играх, узнать что-то новое, потому что мало кто слышал о каких-то наших старинных играх. Познавательно ещё. Потом, может быть, они заглянут в историю, почитают, сами предложат какие-то игры, помогут нам организовать, поэтому всё приветствуется».

В вашем браузере отключен JavaScript

Публикация: Игры наших предков

Е.В. Шишкина, педагог, Москва

 

«Участвующие в игре выбирают по жребию строителя или архитектора, который становится посередине комнаты. Вокруг архитектора становятся остальные играющие. Архитектор, подходя по очереди к каждому, говорит:

– Ты будешь кирпичом.

– Ты будешь камнем.

– Ты будешь глиной.

– Ты будешь извёсткой.

– Ты будешь деревянной балкой. И т.д.

Участвующие должны хорошо запомнить, что они будут изображать. Когда все получили название своего предмета, нужного при постройке, архитектор произносит громко:

– Я строю дом, и мне нужен кирпич.

Тот, кто называется кирпичом, должен тотчас присесть на корточки и оставаться в таком положении до тех пор, пока архитектор не назовёт другой предмет, например: «Я строю дом, и мне нужна извёстка». При этих словах кирпич встаёт, а извёстка приседает на корточки. Кто забудет присесть, тот платит фант. Когда архитектор скажет: «Дом рушится!» – все должны присесть, а при словах: «Дом готов!» – быстро вскочить на ноги. Кто забудет присесть или опоздает вскочить, тоже платит фант.

Если играющих много, то можно назначить несколько предметов одного рода, то есть несколько играющих могут быть камнями, извёсткой, водой и т.п., и как скоро архитектор назовёт один предмет, то все, называющиеся этим именем, должны в одно время присесть».

Эта игра называется «Постройка дома». Она была опубликована в одном из выпусков журнала для детей «Задушевное слово», который издавался в России в конце XIX – начале XX века.

В нашем, XXI веке, эту игру с успехом используют педагоги и психологи, когда предлагают детям исполнить роль без слов в пластических этюдах или театрализованных представлениях, например изобразить дерево, кресло, плюшевого мишку.

Вообще многие современные игры заимствованы из игр прошлого.

Англичанин Семьюэл Пепиз в своём дневнике записал, что 26 декабря 1664 года он пошёл спать, оставив жену и домочадцев «за их играми и игрой в жмурки, которые закончились только к четырём часам утра».

В жмурки играли многочисленные поколения детей и взрослых. Существует классический вариант этой игры и многочисленные варианты с дополнениями. Во всех вариантах водящему завязывают глаза.

  • Игроки ходят по кругу, в центре которого стоит водящий. Когда водящий три раза хлопнет в ладоши, игроки останавливаются. Тогда водящий указывает на круг. Игрок, на которого указал водящий, входит в круг, и в течение двух минут его пытается поймать водящий. Если его поймают, он водит.
  • Водящий берёт палку, а игроки ходят вокруг него в пределах досягаемости палки. Когда водящий укажет палкой на игроков, все останавливаются, и ближайший к палке берётся за её конец. Водящий спрашивает: «Кто это?». Игрок изменённым голосом отвечает: «Это я». Если водящий узнал голос, игрок меняется с ним местами. Если водящий ошибся, он делает новую попытку.
  • Все, кроме водящего, садятся на стулья, поставленные в кружок. Водящий садится на колени одного из игроков и пытается угадать, кто это, не прикасаясь руками к игроку.
    Обычно тот, к кому сели на колени, начинает хихикать. Если водящий узнаёт игрока, тот занимает его место, если нет, водящий садится на колени другого игрока.

Популярностью пользовались прятки – игры, в которых нужно найти спрятанный предмет или спрятавшихся игроков. Одна из таких игр называется «Сардины».

Вначале тянут жребий, чтобы решить, кому идти прятаться, – иногда проще выбрать для этой цели наиболее усталого или ленивого игрока. Тот, кого выбрали, выходит из комнаты и ищет подходящее место. Через несколько минут остальные игроки расходятся, чтобы искать спрятавшегося.

Первый, кто его найдёт, ждёт, когда другие игроки скроются из вида, и залезает в то же укромное место. Вдвоём они поджидают, когда их найдёт следующий игрок. И так до тех пор, пока все игроки, за исключением одного, не окажутся в укромном месте, как сардины в банке, – отсюда название игры. Последний игрок, который обнаружит прячущихся, будет первой сардиной при повторе игры.

На протяжении столетий и взрослые, и дети с удовольствием играли в игры, в которых игроки соревнуются в передаче предметов друг другу разными способами. Чтобы победить в играх «Эстафета с коробком» и «Передай апельсин», участникам приходится находить баланс между скоростью и ловкостью.

«Эстафета с коробком» – одна из простейших игр, но она обычно вызывает бурю эмоций.

Ведущий делит игроков на две команды, предлагает членам каждой команды встать друг за другом и соединить руки за спиной.

Первый игрок в колонне надевает на нос внешнюю часть спичечного коробка и по команде ведущего «Старт» передаёт её носом следующему игроку. И так до конца колонны.

Если кто-то из игроков роняет внешнюю часть коробка, то её возвращают первому игроку в колонне, и всё начинается сначала.

Побеждает команда, в которой внешняя часть коробка быстрее доходит до конца колонны.

Апельсины – традиционное угощение на Рождество, поэтому неудивительно, что игра «Передай апельсин» всегда была частью рождественских празднований.

Ведущий делит игроков на две команды, предлагает каждой команде сесть на пол в ряд боком друг к другу; команды должны расположиться напротив друг друга.

Первому игроку каждой команды дают апельсин. По сигналу ведущего «Старт» этот игрок зажимает апельсин между ступнями и передаёт его следующему игроку. Таким же образом апельсин передаётся до конца ряда и затем возвращается назад первому игроку.

Игрок, уронивший апельсин, должен его поднять при помощи ног независимо от того, куда он закатился (по полу можно перемещаться только сидя). Упавший апельсин возвращается первому игроку, и всё начинается сначала.

Выигрывает команда, в которой апельсин быстрее «пройдёт» до конца ряда и вернётся обратно.

В другой версии этой игры игроки держат апельсин не между ног, а между подбородком и шеей, и передают его без помощи рук.

Неправда ли, эти две игры очень хороши не только для развития моторики, но и для формирования коммуникативных навыков!

Для актёрских игр от их участников требуется живое воображение и некоторые актёрские способности. Игра в шарады-пантомимы, которая была чрезвычайно популярна в XIX веке, явилась прототипом таких игр, как шарады и «В духе слова». В актёрских играх одна команда (или член команды) изображает слово, а другая команда его отгадывает.

Шарады – классическая семейная игра. Она особенно нравится детям, потому что в ней используются костюмы и театральные реквизиты, хотя взрослые тоже поучают от неё удовольствие. И конечно, есть люди, которые сохраняют преданность этой игре. Среди них – члены Британской королевской семьи.

Игроки делятся на две команды, и каждая выбирает двух- или трёхсложное слово, которое слог за слогом «показывается» команде соперника. В конце слово изображается целиком. Например, слово «радуга». Слог «ра-» представляет игрок в костюме ракушки, ведь в словах «радуга» и «ракушка» первые слоги одинаковы. Слог «-ду-» является первым слогом в слове «дудочка», поэтому этот слог представляет игрок, играющий на этом музыкальном инструменте. Слог «-га» является первым в слове «гараж», поэтому члены команды изображают въезжающие в гараж автомобили.

Считается, что игра «В духе слова» возникла в XIX веке. Она построена на наречиях (естественно, знакомит детей с наречиями) и направлена на развитие пантомимики.

Из комнаты выходят два игрока и загадывают наречие, например «устало». Когда они возвращаются, остальные должны угадать его, предлагая этой паре разыграть ситуацию «в духе слова», например дирижировать оркестром или помыть посуду. Загадавшие наречие должны изобразить действия, которые выполняет уставший человек, помогая себе мимикой.

Перечисленные игры – лишь малая толика игрового наследия, передававшегося из поколения в поколение в течение многих столетий. Очень не хотелось бы, чтобы современные компьютерные игры заменили и полностью вытеснили проверенные временем старинные игры. Не забывайте игры наших предков и играйте с детьми!

 

Литература

Задушевное слово. – СПб.: Гектор, 1992.

Энциклопедия игр. Пер. с англ. – М: АСТ, Астрель, 2002.

 

0 0 голоса

Рейтинг статьи

Новости – Предки

Предки уже доступны на GOG!

На дворе конец 2020 года, и у нас есть для вас неожиданное объявление… Предки:…

Подробнее>>

Оригинальный саундтрек Ancestors официально вышел!

Мы рады сообщить, что официальный саундтрек Ancestors официально вышел на…

Подробнее>>

Сегодня день!

Вот и мы! Ancestors: The Humankind Odyssey будет доступна в Steam сегодня, 27 августа, в 13:00…

Подробнее>>

Обратный отсчет начался!

Спустя год после выхода в Epic Games Store мы рады сообщить, что Ancestors: The…

Подробнее>>

Ancestors Лауреат премии Numix Award 2020

Ancestors: The Humankind Odyssey отмечена наградой цифровой индустрии Квебека за качество и…

Подробнее>>

Обновление игры 20 апреля (исправление 1.4)

С момента запуска консоли в декабре команда сосредоточилась на улучшении глобальной игры…

Подробнее>>

Загрузите обои своих предков здесь!

Всем привет! Вы давно просили об этом, мы рады предложить эти эксклюзивные…

Подробнее>>

Игроки на консолях, пришло время развиваться!

НОВЫЕ ФУНКЦИИ И ОБНОВЛЕНИЯ   С конца августа мы прислушиваемся к вашим отзывам…

Подробнее>>

Выпущено исправление 1.2.2 и присутствие MEGA/MIGS

Сегодня команда выпустила новый патч (1.2.2), исправляющий новый сбой, который мог…

Подробнее>>

Выпущено исправление 1.2.1

Мы начинаем новую неделю с выпуском этого исправления 1.2.1, которое исправляет…

Подробнее>>

Версия Ancestors для консолей будет доступна 6 декабря

Предзаказы для консолей открыты Через два месяца после выхода игры Ancestors: The Humankind Odyssey для ПК…

Подробнее>>

Вышло обновление 1.2!

Мы продолжаем делать игру лучше для вас! Спустя почти два месяца после релиза на ПК…

Подробнее>>

Обновление 1.1 уже доступно!

Какая неделя! Спасибо за ваш отзыв и добрые слова. Нам очень понравилось читать ваши…

Подробнее>>

Видео – Предки

ВСЕ 101 серия Опыт Трейлеры ДРУГОЕ

Миллион раз спасибо

Предки были проданы тиражом более миллиона копий.

Предки, переосмысленные для фрески – фестиваль MURAL 2019

На фестивале MURAL 2019 в Монреале, Panache Digital Games и Private…

Опыт: композитор

     

Опыт: творческий предприниматель

 

Опыт: Климатолог

 

Опыт: прямохождение

   

Предки: Одиссея человечества — Трейлер награды

   

Впечатления: The Explorer

   

Опыт: спортсмен

 

Стартовый трейлер

       

101 ТРЕЙЛЕР – EP3: EVOLVE

   

ОПЫТ: Альпинист

       

ОПЫТЫ: Антрополог

     

101 ТРЕЙЛЕР – EP2: РАСШИРЕНИЕ

Чтобы выжить в опасном мире неогеновой Африки, вы должны найти силу в количестве…

101 ТРЕЙЛЕР – EP1: ИССЛЕДУЙТЕ

Познакомьтесь с создателем Ancestors: The Humankind Odyssey, игры, которая отправит вас в…

PANACHE В ГЛАВНЫХ МЕСТАХ УРОВНЕЙ

Panache — одна из шести независимых студий, выбранных для участия в новом документальном…