Ингибиция – Эффекты социальной фасилитации и ингибиции

Содержание

Эффекты социальной фасилитации и ингибиции

Понятие социальной фасилитации и ингибиции

Эффектом социальной фасилитации именуется явление, в процессе которого активность человека возрастает, если рядом с ним находятся другие люди. Выполнение различных заданий будет более эффективным, чем в ситуации, когда он находится один. 

Эффект социальной ингибиции – это явление, в процессе которого происходит торможение активности человека, когда рядом с ним находятся другие люди. При этом, выполняя разную работу, он справляется с ней хуже, чем когда он работает один. И хотя эти эффекты противоположны друг другу, они могут в равной степени проявляться у людей. 

Ещё на рубеже XIX и XX веков Н. Трипплет и Ф. Оллпорт доказали, что эти оба эффекта существуют и примерно вычислили, скольким людям они свойственны. Выяснилось, что около 40 % людей свойственен эффект социальной фасилитации, примерно 20 % людей находят в себе эффект социальной ингибиции, а показатели работы остальных 40 % людей никак не зависят от присутствия группы во время их работы, показатели при этом не улучшаются и не ухудшаются.

Причины социальной фасилитации и ингибиции

Объяснение эффектов социальной фасилитации и ингибиции может быть разным. Одно из них было предложено американским социальным психологом Р. Зайонц. Он трактует эти понятия с точки зрения психофизиологии и связывает его с понятием доминирующей реакции. Суть его объяснения заключается в том, что то, что общий уровень возбуждения человека в присутствии других людей усиливается, непосредственно имеет влияние на доминирующую реакцию. Если такой реакцией выступает активизация, то имеет место эффект социальной фасилитации; если же в такой реакцией является торможение, то вследствие этого появится эффект социальной ингибиции.

Можно, конечно, и дать другое объяснение этим феноменам, вспомнив знаменитый в общей психологии закон Йеркса-Додсона. Этот закон гласит, что у каждого человека есть свой оптимум эмоционального возбуждения, который обеспечивает максимальный уровень активности. Приближаясь к этому оптимуму, активность увеличивается, а при удалении от него, наоборот, уменьшается. Отталкиваясь от этого закона, можно сделать предположение о том, что у людей, которые проявляют эффект социальной фасилитации, увеличение уровня эмоционального возбуждения приближает к оптимуму, а у людей, которые демонстрируют эффект социальной ингибиции, наоборот, увеличение общего уровня эмоционального возбуждения приводит к отклонению от оптимума.

Всё более углубленно исследуя эффекты социальной фасилитации и ингибиции, учёные пришли к выводу, что проявление данных эффектов имеет прямую взаимосвязь с силой психологического давления на данного индивида, которую в данном случае оказывают на него присутствующие люди. После внимательного рассмотрения этих эффектов, ученые посчитали уместной необходимость дифференцировать подобные ситуации по степени потенциального психологического давления, оказываемого на индивида. В результате исследования были выделены и описаны шесть разных ситуаций «присутствия» других людей и оказания психологического влияния на человека. Перечислим эти ситуации.

zaochnik.com

Ингибиция (социальная) это

В повседневной жизни нам случается слышать множество слов, значение коих нам непонятно. Одним из таких сложных заимствованных слов является пришедшая из латыни «ингибиция». Что же значит это редкое слово, которое подчеркивает, ибо не знает, даже текстовый редактор?

Значение термина «ингибиция»

Данное слово происходит от латинского «inhibere», что означает «сдерживать, останавливать, подавлять». Итак, ингибицией, согласно толковому словарю, называется замедление и/или окончательное прекращение какой-либо трудовой или творческой деятельности под воздействием определённых факторов. Чаще всего подобным стоп-фактором является… появление зрителей.

Рекомендуем: Десенсибилизация — что это в психологии?

Известнее всего такое явление, как социальная ингибиция (хотя данный термин может применяться и в медицине, например в эмбриологии).

Ингибицию можно назвать серьёзной психологической проблемой у взрослых и у детей.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Наблюдается данное явление в те моменты, когда, например, ребёнку сложно сосредоточиться в присутствии посторонних. Или неопытный танцор, у которого всё прекрасно получалось на индивидуальном занятии или в составе маленькой группы, забывает все движения, выходя на сцену. К сожалению, эффект социальной ингибиции часто связан с психологической травмой в раннем детстве или младенчестве.

Для такого человека «окружающие» могут быть как настоящими — зрители, учитель, родители, так и воображаемыми. Человеку достаточно подумать, что на него кто-то смотрит, и его разум сразу же отказывается думать над решением, а ноги и руки становятся ватными… Подобная психосоматика способна серьёзно усложнить жизнь человеку и сделать его непригодным для какой-либо деятельности.

Рекомендуем: Какие бывают фобии?

Разумеется, с данным явлением можно и нужно бороться. Чтобы помочь своему ребёнку, родители могут предпринять некоторые шаги. Например:

  • Повышать самооценку ребёнка, в том числе чаще хвалить его.
  • Не ругать за ошибки, это калечит детскую психику.
  • Категорически запрещено наказывать ребёнка физически или орать на него. Родители, помните: всем свойственно ошибаться (и вам в том числе).

В особенно сложном случае можно обратиться к детскому психологу. Квалифицированный специалист способен значительно улучшить состояние вашего чада, а также помочь ребенку лучше адаптироваться в окружающей его социальной среде.

Сложнее взрослому человеку, страдающему ингибиторными явлениями. Тем не менее в наше время и этот случай не безнадежен.

Таким стеснительным, мнительным сверх меры людям надо посоветовать быть увереннее в себе, а также, желательно, более осознанными. Тогда многие психологические проблемы — не сразу, разумеется — постепенно сойдут на нет.

Противоположное социальной ингибиции явление — это социальная фасилитация (человеку жизненно необходимо одобрение и присутствие окружающих, чтобы продолжать хорошо функционировать и качественно выполнять задание).

Ингибиция — сложное понятие, и одновременно непростое, не исчезающее в одночасье явление в человеческой душе. Его можно подавлять или работать с ним. В любом случае — всегда верьте в себя, в конце концов, смелость города берёт! Автор: Ирина Шумилова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Ингибиция

Доводилось ли вам замечать, что для наиболее продуктивной работы вам нужно трудиться в полном одиночестве, присутствие людей с вами в комнате негативно сказывается на вашей активности? Если это так, то возможно, имеет место эффект социальной ингибиции. Что это такое и чем оно нам грозит, сейчас разберемся.

Социальная ингибиция и социальная фасилитация

В социальной психологии существуют такие понятия, как социальная ингибиция и фасилитация. Эти явления следует рассматривать в комплексе, так как они являются двумя сторонами одной медали – присутствия людей при выполнении какой-либо работы. Положительное влияние – это фасилитация, отрицательное – ингибиция.

Эффект фасилитации был открыт Норманом Триплетом, который занимался изучением влияния соревновательной ситуации на скорость велосипедиста. Он выяснил, что спортсмены достигают лучших результатов при соревновании друг с другом, а не при работе на секундомер. Такое явление, когда человек лучше работает в присутствии других людей, было названо эффектом фасилитации.

Эффект ингибиции противоположен фасилитации и заключается в том, что человек хуже работает в присутствии других людей. К примеру, людям сложно зазубривать бессмысленный набор слов, проходить лабиринт или умножать сложные числа, находясь на глазах у других людей. Середина 60-х годов XX века ознаменовалась изменением подхода к изучению эффекта ингибиции, теперь его стали рассматривать в более широком социально-психологическом смысле.

Р.Зайенс проводил исследования того, как доминантные реакции усиливаются в присутствии других людей из-за создания социального возбуждения. Принцип, который был давно известен в экспериментальной психологии, гласящий, что возбуждение всегда делает доминирующую реакцию более сильной, оказался применим и для целей психологии социальной. Оказывается социальное возбуждение также провоцирует усиление доминирующей реакции, вне зависимости от того, верна она или нет. Если перед человеком стоят непростые задачи, над решением которых надо хорошенько подумать, социальное возбуждение (бессознательная реакция на нахождение рядом других людей) затрудняет процесс мышления и в большинстве случаев решение оказывается неверным. Если же задачки простые, то присутствие других является сильным стимулом и помогает быстро находить правильное решение.

 

womanadvice.ru

ингибиция социальная — это… Что такое ингибиция социальная?


ингибиция социальная

(от лат. inhibere — сдерживать, останавливать) —ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых. Свойство И. с. противоположно фасилитации социальной.


Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

ингибиция социальная
— понижение (подавление), ухудшение продуктивности выполняемой индивидом деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, реальных или воображаемых (без вмешательства в его действия), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями (см. субъектность отраженная). Феномен, противоположный фацилитации социальной.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • ингибиция
  • индекс

Смотреть что такое «ингибиция социальная» в других словарях:

  • Ингибиция социальная — (от лат. inhibere сдерживать, останавливать     ухудшение результатов деятельности, если человек начинает ее осуществлять в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых. Зачастую ребенок хуже, чем обычно, выполняет задание, когда …   Педагогический терминологический словарь

  • ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — (от лат. inhibere сдерживать, останавливать) тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы. Данный феномен возникает обычно в условиях негативного отношения друг к… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Ингибиция (социальная) — (лат. «удерживание, останавливание») – ухудшение продуктивности, скорости, качества деятельности индивида в присутствии посторонних лиц наблюдателей. Ср.: Зато против него сидел пожилой, изможденный [игрок]… И когда кто нибудь становился сзади за …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ингибиция социальная — (от лат. inhibere – сдерживать, останавливать) – ухудшение продуктивности выполненяемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Ингибиция социальная — ухудшение результатов деятельности, если человек начинает её осуществлять в присутствии посторонних лиц, как реальных, так ивоображаемых …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — (от лат. inhibere сдерживать, останавливать) ухудшение результатов деятельности, если человек начинает ее осуществлять в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых. Зачастую ребенок хуже, чем обычно, выполняет задание, когда… …   Педагогический словарь

  • Ингибиция социальная — [лат. inhibere сдерживать, останавливать] ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых. Свойство И. с. противоположно фасилитации… …   Психологический лексикон

  • Социальная Ингибиция — (от лат. socialis общественный и inhibere сдерживать) социально психологический феномен. Снижение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается в присутствии других людей. Может проявляться даже тогда, когда… …   Психологический словарь

  • социальная ингибиция — Этимология. Происходит от лат. socialis общественный и inhibere сдерживать. Категория. Социально психологический феномен. Специфика. Снижение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается в присутствии других… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Социальная фасилитация — эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Сам механизм, то есть зависимость скорости, объема и других показателей успешности действий от присутствия рядом особей своего… …   Википедия

psychology.academic.ru

ингибиция — с французского на русский

  • ингибиция — процесс и результат угнетения, замедления или даже прекращения некоих реакций, процессов, некоей деятельности или активности. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ингибиция социальная — (от лат. inhibere сдерживать, останавливать) ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых. Свойство И. с. противоположно фасилитации… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Ингибиция социальная — (от лат. inhibere сдерживать, останавливать     ухудшение результатов деятельности, если человек начинает ее осуществлять в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых. Зачастую ребенок хуже, чем обычно, выполняет задание, когда …   Педагогический терминологический словарь

  • ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — (от лат. inhibere сдерживать, останавливать) тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы. Данный феномен возникает обычно в условиях негативного отношения друг к… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Ингибиция (социальная) — (лат. «удерживание, останавливание») – ухудшение продуктивности, скорости, качества деятельности индивида в присутствии посторонних лиц наблюдателей. Ср.: Зато против него сидел пожилой, изможденный [игрок]… И когда кто нибудь становился сзади за …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ингибиция социальная — (от лат. inhibere – сдерживать, останавливать) – ухудшение продуктивности выполненяемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Ингибиция социальная — ухудшение результатов деятельности, если человек начинает её осуществлять в присутствии посторонних лиц, как реальных, так ивоображаемых …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — (от лат. inhibere сдерживать, останавливать) ухудшение результатов деятельности, если человек начинает ее осуществлять в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых. Зачастую ребенок хуже, чем обычно, выполняет задание, когда… …   Педагогический словарь

  • Ингибиция социальная — [лат. inhibere сдерживать, останавливать] ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых. Свойство И. с. противоположно фасилитации… …   Психологический лексикон

  • Социальная Ингибиция — (от лат. socialis общественный и inhibere сдерживать) социально психологический феномен. Снижение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается в присутствии других людей. Может проявляться даже тогда, когда… …   Психологический словарь

  • социальная ингибиция — Этимология. Происходит от лат. socialis общественный и inhibere сдерживать. Категория. Социально психологический феномен. Специфика. Снижение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается в присутствии других… …   Большая психологическая энциклопедия

  • translate.academic.ru

    35. Соц.Фасилитация и соц.Ингибиция. Условия возникновения

    Социальная фасилитация(от англ. facilitate – облегчать) – повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов.

    Впервые социальная фасилитация была зафиксирована в конце XIX в. в опытах французского физиолога У. Фере, а затем подробно описана Ф. Олпортом, Н. Трипплетом, В. Меде, В. М. Бехтеревым (совместно с Н. Н. Ланге) и др.

    Одним из случаев выявления феномена социальной фасилитации была ситуация, зафиксированная наблюдателями на велосипедном треке(в отличие от обычного стадиона, велотрек устроен таким образом, что трибуны со зрителями там расположены вдоль лишь одной стороны трассы). Оказалось, что вне зависимости от оговоренных с тренером тактических планов борьбы за первенство в заезде, именно перед трибунами со зрителями спортсмены непроизвольно ускоряются даже в ущерб возможной победе, которая как необходимое условие предполагала бы некоторое «предразгонное замедление».

    В последующих экспериментах, проводившихся в разных странах, было зафиксировано, что в присутствии других повышается также скорость, с которой люди выполняют простые примеры на умножение и вычеркивают в тексте заданные буквы, повышается кроме того точность выполнения простых заданий на моторику. Нечто подобное было зафиксировано и в экспериментах с животными. Так, например, в присутствии других особей своего вида муравьи быстрее роют песок, а цыплята склевывают больше зерен.

    Социальная ингибиция (лат. inhibere – сдерживать, останавливать) – ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых.

    Проявления социальной ингибиции были также зафиксированы как у людей (в частности, при прохождении лабиринта, заучивании бессмысленных слогов и решении сложных математических задач), так и у животных. Так, например, в присутствии других особей своего вида тараканы, попугаи и зеленые зяблики проходили лабиринт медленнее, чем обычно.

    36. Групповая сплоченность и ее влияние на продуктивность деятельности группы

    Групповая сплоченность — это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.

    Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.

    Групповая сплоченность также является предметом пристального внимания со стороны отечественных и зарубежных специалистов, не пришедших к единой дефиниции этого явления. Выделены следующие линии ведущихся в этой области исследований:

    сплоченность как межличностная аттракция (привлекательность), развиваемая А. и Б. Лотт, определивших сплоченность как такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы. К числу причин сплоченности авторы относят частоту взаимодействий индивидов, кооперативный характер их взаимодействии, демократический стиль руководства, фрустрацию и угрозу течения группового процесса, статусные и поведенческие характеристики членов группы, разнообразные проявления сходства между людьми, успех в выполнении группового задания и т.д. Д. Картрайтом, предложившим модель групповой сплоченности, как некоей результирующей сил или мотивов, побуждающей индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе.

    Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики. Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В сплоченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений.

    Среди изученных к настоящему времени механизмов формирования групповой сплоченности особое место принадлежит групповому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением индивида и мнением группы.

    studfiles.net

    Ингибиция или Ингибиторный Контроль — Когнитивная способность

    Что такое ингибиция или ингибиторный контроль?

    Ингибиция (ингибирование) или ингибиторный контроль — это способность человека ингибировать или контролировать импульсивные (или автоматические) реакции и генерировать ответы с помощью внимания и рассуждения. Эта когнитивная способность является частью Исполнительных Функций и способствует процессам антиципации, планирования и постановки целей. Ингибиция или ингибиторный контроль останавливает неуместное поведение и автоматические реакции, меняя их на более обоснованные и адаптированные к ситуации.

    Доктор Рассел Баркли предложил модель саморегуляции поведения, где ингибиторный контроль был основой для надлежащего функционирования других исполнительных функций мозга. Ингибиторный контроль имеет важное значение для гибкости мышления, управления импульсивностью или отвлекающими факторами, рабочей памяти, регулирования чувств, эмоций и т.д. Нарушения способности к ингибиции приводят к таким расстройствам, как СДВГ. Дефицит ингибиции может проявляться на трёх различных уровнях:

    • Уровень моторики: отсутствие контроля в моторике поведения и проявление гиперактивности. Например, когда ребёнок находится на уроке и не может усидеть на месте, потому что он устал сидеть.
    • Уровень внимания: проявляется в форме повышенной отвлекаемости и трудности поддерживать внимание. Например, когда мы читаем книгу и отвлекаемся, услышав звонок в дверь соседа или увидев тень голубя, пролетающего за окном.
    • Уровень поведения: это проявляется в форме импульсивных действий, которые мы не можем контролировать. Например, бешено сигналить, если светофор показывает зелёный, а впереди стоящий автомобиль не двигается с места.

    Во время нашего развития лобные структуры мозга созревают последними, поэтому часто можно увидеть, что дети младшего возраста имеют трудности с контролем поведения и не знают, как реагировать в непредвиденных ситуациях. Им стоит труда ингибировать ранее начатые процессы. По мере того, как мы растем, при отсутствии специфических дисфункций, наша способность к ингибиции постепенно развивается.

    Ингибиция является одной из когнитивных функций, наиболее используемых нами в повседневной жизни. Это инструмент нашего мозга, который служит для коррекции поведения. Благодаря ингибиции мы умалчиваем то, что лучше не произносить, можем находиться долгое время в сидячем положении вопреки желанию встать во время уроков в школе, занимаясь дома или работая в офисе, или, управляя автомобилем, скорректировать траекторию движения, если вдруг другой автомобиль внезапно появляется на нашей полосе. Это позволяет нам реагировать на непредвиденные ситуации или риски, и адаптироваться к ним. Таким образом, развитая способность к ингибиции может способствовать улучшению поведения, а также более высокой школьной успеваемости, большей эффективности на работе, повышению безопасности дорожного движения и умению выстраивать социальные отношения.

    Примеры ингибиции или ингибиторного контроля

    • В процессе учёбы наблюдаются низкие уровни ингибиции, когда мы начинаем отвлекаться на мобильный телефон, переписываться в чате или встаём, чтобы заглянуть в холодильник или просто побездельничать. Студент с высоким уровнем ингибиторного контроля может контролировать эти модели поведения, сосредоточив внимание на своей основной деятельности, что способствует получению наилучших результатов в учёбе.
    • Во многих видах офисной работы ситуация будет похожа на описанную ранее. Часто бывает так, что автоматически мы выполняем действия, которые отвлекают нас от работы, или просто начинаем думать о личных проблемах. Если сотрудник имеет развитую функцию ингибиторного контроля, он будет более эффективным на работе.
    • Непредвиденные обстоятельства часто возникают на дороге. Представьте, что вы собираетесь выехать с перекрёстка с круговым движением, но внезапно вынуждены нажать на тормоза, потому что другой автомобиль из левой полосы ротонды вдруг перестроился на вашу полосу, направляясь к тому же выезду, что и вы. Если вы способны остановить или замедлить действие, которое было запланировано, при появлении непредвиденных обстоятельств, и действовать согласно ситуации, это возможно благодаря развитой способности к ингибированию.
    • Некоторые люди имеют тенденцию обдумывать определённые негативные идеи или проблемы, мысленно возвращаясь к ним снова и снова. Люди с высоким уровнем ингибиторного контроля могут «отключить» неприятные мысли и сконцентрироваться на деятельности, которая может принести больше пользы.
    • Если вас укусил комар, то естественное поведение — это расчесать укус. Люди с высоким уровнем ингибиции смогут избежать этого, несмотря на дискомфорт, который причиняет им укус. При низком ингибиторном контроле этот укус может привести к образованию раны.
    • Если вы находитесь на семейном обеде, и один из ваших родственников (не все знают, что вы не очень-то с ним ладите) без конца делает раздражающие вас комментарии, возможно, у вас будет порыв ответить и сказать ему что-то неприятное. Тем не менее, если у вас хороший ингибиторный контроль, вы сможете сохранить спокойствие и самообладание. Если вы не в состоянии должным образом подавлять свои импульсы, возможно, всё закончится семейной ссорой.
    • Люди с низким уровнем ингибирования часто могут сорвать переговоры или вмешаться в разговор, что очень затрудняет коммуникации. Они реагируют на вопрос или проблему импульсивно и поэтому нередко делают ошибки.

    Дезингибиция и другие расстройства, связанные с проблемами ингибиции или ингибиторного контроля

    В детском возрасте может наблюдаться так называемое Поведенческое Ингибирование (ПИ). Это свойство темперамента ребёнка, которое приводит к чрезмерной ингибиции или подавлению. Оно характеризуется наличием проблем при изучении новых объектов или людей и появлением чувства сильной тревоги в ситуации неизвестности. Это часто приводит к одиночеству и социальному отчуждению. Поведенческое ингибирование похоже на застенчивость, но его эффект также наблюдается в несоциальных ситуациях.

    Часто люди с повреждением головного мозга в префронтальной доле в результате инсульта, черепно-мозговой травмы или опухоли, имеют низкий уровень ингибиторного контроля (синдром лобной доли). Иногда это приводит к словоблудию или склонности потрогать все объекты, которые находятся у них под рукой (поскольку они не могут подавить слова, которые приходят им в голову, или желание потрогать руками предметы). Тем не менее, иногда низкий уровень ингибиторного контроля может вызывать более серьёзные проблемы поведения, что приводит к агрессии, использованию ненормативной лексики или неуместному сексуальному поведению.

    Также есть случаи, когда люди с повреждением головного мозга имеют замедленную речь и, как правило, очень мало говорят (однако в процессе разговора видно, что они могут говорить понятно и бегло).

    Нарушение способности к ингибиции является основной проблемой таких расстройств, как Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ). При СДВГ наблюдается недостаток ингибиции как на поведенческом уровне (ребёнок становится импульсивным, часто проявляет агрессию, если что-то ему не нравится, может встать со стула, когда ему надоест занятие…), так и на когнитивном уровне (не может ингибировать отвлекающие факторы, теряет внимание и поэтому часто отвлекается). Кроме того, недостаточная ингибиция может проявиться наряду с другими нарушениями при таких расстройствах, как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). В случае обсессивно-компульсивного расстройства пациенты не способны ингибировать или остановить катастрофическое магическое мышление, которое генерирует тревогу, заставляя их концентрировать всё внимание на объекте свой одержимости.

    Влияние алкоголя и других наркотиков на ингибицию заслуживает особого упоминания. Обычно острая алкогольная интоксикация снижает ингибиторный контроль (на самом деле, это одна из причин запрета на вождение с определённым количеством алкоголя в крови). Кроме того, хронический алкоголизм может стать причиной необратимых нарушений ингибирования. Недавние исследования показывают, что запойный алкоголизм (чрезмерное употребление алкоголя в течение коротких периодов времени в сочетании с периодами воздержания) может, в конечном итоге, привести к тем же нарушениям ингибиции, что и хронический алкоголизм.

    Как измерить и оценить Ингибицию или Ингибиторный контроль?

    Ингибиторный контроль лежит в основе многих моделей поведения в нашей повседневной жизни. Умение вести себя адекватно в среде с неожиданными или отвлекающими факторами напрямую зависит от качества нашей ингибиции. Таким образом, оценка ингибиторного контроля может быть полезна в различных областях жизни: в учебном процессе (чтобы знать, что ребенок будет иметь склонность отвлекаться или вести себя хуже), в клинических условиях (чтобы знать, что пациент с суицидальными тенденциями имеет низкий ингибиторный контроль, и вовремя усилить наблюдение) илив профессиональной сфере (полицейские, военные и другие специалисты, которые работают с оружием или опасными предметами должны иметь высокий ингибиторный контроль, чтобы избежать несчастных случаев).

    Программное обеспечение CogniFit («КогниФит») разработано на основе классических тестов для оценки способности к ингибиции: Тесте Переменных Внимания (TOVA) и Тесте Струпа (Струп, 1935). С помощью этих тестов, помимо оценки ингибиции, также можно измерить время реакции и обработки информации, когнитивную гибкость, зрительно-моторную координацию и когнитивную гибкость.

    • Тест на Обработку Информации REST-INH: в этом задании на экране появятся два блока с номерами и фигурами. Сначала следует реагировать на размер формы и указать самый высокий. Затем необходимо выбрать блок, содержащий наибольшее число.
    • Тест на Эквивалентность INH-REST: в этом задании на экране будут появляться слова, написанные в цвете. Необходимо как можно быстрее дать ответ, когда название цвета совпадает с тем цветом, которым оно написано. Если нет совпадения, ответ давать не требуется.
    • Тест на Невнимательность FOCU-SHIF: в каждом углу экрана появляются световые сигналы. Необходимо нажимать на жёлтые сигналы как можно быстрее. Однако, если их свет становится красным, на сигналы нажимать не нужно.

    Как восстановить или улучшить Ингибицию?

    Ингибицию можно изучать, тренировать и улучшать, как и другие когнитивные способности. CogniFit («КогниФит») дает вам возможность делать это профессионально.

    Реабилитация ингибиции основана на пластичности мозга. CogniFit («КогниФит») предлагает серию клинических упражнений для восстановления способности к ингибиции и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи усиливаются за счёт использования функций, которые от них зависят. Таким образом, если вы часто тренируете способность к ингибиции, нейронные соединения структур мозга, отвечающие за этот процесс, будут укрепляться.

    CogniFit («КогниФит») состоит из команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это сделало возможным создание персональной программы для когнитивной стимуляции, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки ингибиции и других основных когнитивных функций. На основании результатов оценки, программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») автоматически предлагает вам персональный режим когнитивных тренировок с целью укрепления навыка ингибиции и других когнитивных функций, которые, по данным оценки, в этом нуждаются.

    Правильные и регулярные тренировки имеют важное значение для улучшения способности к ингибиции. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты для оценки и реабилитации этой когнитивной способности. Для корректной тренировки требуется уделять 15 минут день два или три раза в неделю.

    Эта программа доступна в режиме онлайн. Она содержит множество интерактивных упражнений в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») покажет подробную диаграмму с прогрессом вашего когнитивного состояния.

    www.cognifit.com