Интерпретация рисунков в психологии: Что значат наши рисунки | Журнал Вестник Психологии

Анализ рисунка- психология детского рисунка- анализ по рисунку

Арт-терапия   — известная методика высвобождения «неоговоренных» эмоций.  Когда в творчестве  сознание человека отключается — бессознательное даёт себе выход (во время сеансов арт-терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания). Речь в общем-то  не об этом…
Интересная интерпретация анализа детского рисунка:

Масти и пасти
Только веселый и жизнерадостный тип будет заполнять лист мордочками, хвостами, лапами всевозможных мастей. Такой человек открыт и дружелюбен по отношению к царю зверей тоже. Конфликтовать он не любит, хороший климат в коллективе для него важен необыкновенно.

Спирали
Типично женский рисунок, — утверждают психологи. Человек находится в поисках гармонии и надежности. Возможно, ему недостает времени для раздумий, и он хотел бы остановиться, чтобы заглянуть в свою душу.

Сердца, сердечки — большие и маленькие
Вполне прозрачный символ. Тут одно из двух: человек либо уже тотально влюблен, либо готов вот-вот с головой броситься в умопомрачительное любовное приключение.

Небо, солнце, облака
Жизнерадостные рисунки сообщают: «Я — мечтатель, у меня богатая фантазия». Мягкие, текучие формы позволяют распознать человека сердечного, чувствительного. Облачко и солнце говорят о легком, радостном человеке, который с оптимизмом смотрит в будущее.

Грубые линии
Характерны для человека, который находится как раз в самом эпицентре сложного конфликта или проблемы. Чем сильнее нажим, чем жирнее линии, тем выше накал внутреннего возбуждения, но вместе с тем и упорнее желание поскорее разобраться со всем этим. Человек энергичный, решительный. Каждая сильная, энергичная линия — это атака, на которую в прямом разговоре может не хватить мужества.

Камень на камне
Эта скрупулезно вырисованная стена говорит о реалисте, который планомерно, шаг за шагом идет к своей цели. Раз уж он рисует так аккуратно и точно, то наверняка знает, чего хочет.

Головы и лица
Так может рисовать только полный юмора и общительный тип, который с удовольствием смеется и над собой тоже. Оптимизм — его жизненное кредо. Он не устает заводить новые знакомства и не забывает поддерживать старые. Он обладает от природы острым умом, но — будьте осторожны: такие люди довольно саркастичны, их ирония может больно ранить.

Домики и коробки
Симметричные формы демонстрируют любовь к порядку, склонность к планированию и расчетам. Такого человека нелегко сбить с толку. У него достаточно ясные цели, он привык решительно отстаивать свое мнение.

«Кренделя»
«Кренделя» часто соотносятся с эгоцентричностью и тщеславием. Все кружится около собственной персоны. «Кренделя» могут сигнализировать: мои мысли вертятся вокруг одной серьезной проблемы, решения которой я не нахожу.

Геометрические формы
Тут — ясная голова, которая любит свои проблемы раскладывать по полочкам. Ну а для чувств места может и не хватить. Считается, что подобные рисунки свойственны прежде всего мужчинам.

Ручки, ножки, огуречик
Этому человеку ненавистны любая ограниченность и мелочность. Он живет в коллективе и для коллектива. Он любит представлять себя натурой широкой и способной понять все и всех. Иногда, однако, такая широта и самозабвенность могут повредить его собственным планам.

Знаки препинания
Знаки вопроса, восклицательный знаки и т.п. говорят о холодном мыслителе, который не прочь подсмотреть за кем-нибудь в замочную скважину. Жизнь представляется ему любопытным ребусом, который сможет разгадать только изощренный ум. Таковым он и является.

Шахматные рисунки
Человек, вычерчивающий целые шахматные поля, может отличаться бескомпромиссностью, нежеланием заглаживать конфликты и разногласия. Но он опасается, что не достигнет удовлетворения своих личных амбиций. Чем проще изображение, тем реальнее, конкретнее человек, нарисовавший это.

Глаза
Рисунки не скрывают склонности своего создателя к самонаблюдению. Если человек снова и снова изображает глаз в различных ракурсах, он, скорее всего, достаточно самокритичен. Иногда это знак внутреннего беспокойства.

Губы
Лист, усыпанный губами и губками, может свидетельствовать об особо чувственной натуре. И смеющиеся рты, и рты с плотно сжатыми губами, — все они говорят о человеке одаренном, творческом. Поэтому чаще всего этих людей можно встретить там, где речь идет об искусстве, музыке, кино. Бывает, между губами проблескивают зубы — такой человек не лишен некоторой агрессии.

Парад цветов
Эти люди застрахованы от жизненных неудач. Главное в их жизни — гармония во всем: в быту, в одежде, в отношениях с людьми. Только подобные поиски гармоничности могут привести к простому игнорированию конфликтов.

Бутылки, фляги и прочая посуда
Совершенно очевидно: эти символы не имеют ничего общего с пристрастием к вину, а вполне откровенно говорит о женственной сексуальности и эротических фантазиях их создателя. Особенно на фоне жестких и серых трудовых будней.

Луна, звезды
Некто мечтает отправиться к звездам. Или стать звездой. Сильная воля и хорошая порция честолюбия. Звездочки обожают рисовать начальники, а также люди, не лишенные некоторого эгоизма. Такой человек мечтает взобраться на самые звездные вершины успеха.

Рамки и рамочки
Рамки имеют большое значение, даже если они чахлые и выглядят довольно убого. Люди, которые их рисуют, обращают много внимания на форму и стиль. И еще. Их мышление конкретно, практичность — их основной козырь.

Дикие каракули
Это картина внутреннего хаоса либо знак того, что человек стоит на пороге какого-то необыкновенно важного решения, которое зреет в глубинах его души.

Стилизованные буквы
Они вырисовываются с графической точностью. За вычурным рисунком кроется любовь к мелочам и деталям. Однако склонность доводить все до совершенства может привести к нетерпимости в отношении людей.

Штрихи из центральной точки
Подобные рисунки характерны для людей решительных, следующих своим целям и способных увлечь за собой других. Их главное достоинство состоит в том, что они готовы бороться и отстаивать свою точку зрения, всегда при этом оставаясь приличными людьми.

Ландшафты
Человек на крыльях фантазии улетает далеко-далеко, прочь из опостылевших стен офиса или собственной кухни. Он мысленно упивается идиллией, замешанной на море, пляже, голубом небе или лесных полянах, усыпанных цветами. Это своеобразный клапан: сны наяву помогают человеку избежать многих зол. Такие люди предпочитают разрешать возникающие конфликты мягко, а лучше — вовсе в них не попадать, т.к. им совсем не свойственна агрессивность.

Заборы, баррикады
Человек строит забор, еще забор, потом — несколько оград. Скорее всего, для того, чтобы отгородиться от своего окружения. Ему хочется убежать от всех, спрятаться от чужих глаз. И виной тому либо чрезмерные требования, ему предъявляемые, либо сильнейшая потребность в покое.

Лес и деревья
Под сильными стволами деревьев могут прятаться неуверенность в себе и тщетные поиски заботы и опеки. Это человек, который не умеет и не любит отстаивать свои взгляды.

Гирлянды и цепи
Такие люди не впадают в восторженное состояние от неожиданности. Им нужны порядок, предсказуемость и последовательность в собственной жизни и в поступках других людей. Одни и те же мотивы их рисунков повторяются снова и снова, что позволяет предположить: этим людям не страшна любая рутина, а, может, она им даже чем-то нравится.

Круги и кольца
Окружности, связанные друг с другом или вписанные одна в другую, позволяют распознать стремление к присоединению и соучастию. Они говорят о том, что человек чувствует свою отчужденность от других, выключенность, и страстно тоскует по дружбе.

Подход к интерпретации рисунка. | Психология рисунка

Главная страница » Анализ рисунка » Подход к интерпретации рисунка.

С чего начинать работу с рисунком?

В интерпретации рисунка отсутствуют твердые правила. Но при анализе нужно опираться на такие принципы :

1) сначала – чувственное восприятие.

Запоминайте самое первое впечатление от рисунка (положительное или отрицательное). Какое чувство или настроение он вам передает (грусть, улыбку и т.д.)?

Сосредоточьтесь на своих первоначальных ощущениях, не спешите сразу приступать к интерпретации.

Однако не делайте каких-либо заключений на основе личных ассоциаций. Ваше впечатление должно помочь развитию ассоциаций у клиента и дать выход его бессознательному.

Например , женщина нарисовала рисунок дома, и сказала, что это «шикарный дом, в котором все есть». Вы же увидели невзрачный домик, который ну никак не производил впечатления «шикарного». В процессе анализа рисунка был сделан такой вывод: так же, как в этом «шикарном» доме за невзрачной оболочкой скрывается богатство, так и за внешней «картинкой» этого человека скрывается Настоящая Женщина, которую она держит за 7-ю замками.

С рисунком необходимо войти в психологический контакт . Все, что вам приходит на ум, надо отмечать и запоминать. Анализ рисунка не признает спешки .

2) исследование.

Бессознательное в каждом отдельном рисунке одного человека может проявляться по-разному. Ваша задача – увидеть его во всех возможных проявлениях, исследовав рисунок.

В своем исследовании обратите внимание на :

  • материалы, использованные при создании рисунка

Клиент может выполнять все рисунки на стандартном листе бумаги одного качества, одним карандашом. А может, какой-то рисунок он захочет выполнить в цвете, в отличие от других. Здесь необходимо увидеть, имеют ли для него значение инструменты при создании рисунка, являются ли они средством компенсации ценности рисунка. Меняется ли качество рисунка в зависимости от того, чем и на чем рисует человек? Например, если человек боится, что не очень хорошо рисует, он может «приукрасить» свой рисунок с помощью цвета, качества материала для рисования. Будут ли рисунки одинаково красивые на качественном листе бумаги и на обратной стороне какого-нибудь черновика? Имеет ли это значение для этого человека?

  • объем использованного листа бумаги

Вы должны определить, соразмерен ли рисунок листу бумаги, или же он слишком маленький, или, напротив, такой большой, что не уместился на весь лист. На основании этих данных можно делать вывод об интроверсии (слишком маленький рисунок), экстраверсии (слишком большой), о наличии компенсаторной или комплементарной функции данного опорного элемента (о значении этих функций мы говорили здесь)

  • расположение рисунка на листе бумаги

Если человек поворачивает лист вопреки заданию, это может прозвучать как объявление своей независимости, самостоятельности, упрямства или творческого подхода к выполнению задачи.

Необходимо понять, что человек хотел выразить посредством такого действия или вообще размещения рисунка на листе бумаги (посередине, внизу, вверху, в углу рисунка (левом верхнем, левом нижнем, правом нижнем, правом верхнем))

  • приоритет опорных элементов (символов) в рисунке

Необходимо разложить рисунок на составляющие и затем определить, на каких опорных элементах рисунка сконцентрироваться.

Опорные элементы – это такие элементы в рисунке, на которых фокусируется наше внимание и которые указывают на возможное психологическое состояние человека и на возможные направления развития аналитического процесса. Это указатели возможного пути в интерпретации. Опорные элементы являются вспомогательными средствами для расшифровки бессознательного содержания, проявляющегося в рисунках.

Опорный элемент – это та основа, на которую можно опираться в интерпретации рисунка, но она не дает повода для окончательных выводов.

Для интерпретации рисунка необходим анализ сочетаний многих опорных элементов (символов), в которых проявляются сообщения бессознательного и которые нам необходимо расшифровать. При этом более надежной в плане правильной интерпретации является серия рисунков, а не какой-то один.

На каком-то уровне все проявления нашего сознания и бессознательного взаимосвязаны и переплетаются между собой. Потому, коснувшись их в каком-то одном символе, мы найдем это отображение и в другом. Поэтому не имеет особого значения, с чего именно вы начнете интерпретировать рисунок. Вам нужно будет определиться для себя, как вам будет удобнее.

Приоритетными символами в рисунке могут быть :

♦ очертания

Могут быть округлые, угловатые контуры, толстые или тонкие линии, доведенные до конца или нет. А может быть так, что отличается только какой-то один элемент в рисунке.

♦ повторяющиеся объекты

Например, в рисунке «Дом-Дерево-Человек» может быть два дерева.

♦ недостающие элементы или, наоборот, лишние детали

«Лишние» сказано условно, поскольку для интерпретации ничего лишнего нет.

♦ цвет

Могут преобладать какой-либо один или два цвета.

и так далее.

3) синтез и сведение полученной информации в единое целое.

Это, пожалуй, самый сложный этап интерпретации рисунков .

На этом этапе интерпретации нужно сопоставить данные по опросу и обсуждению рисунка с данными интерпретации по опорным элементам рисунка .

В процессе работы с рисунками вам нужно будет определить для себя наиболее удобный для вас вариант и составить свой план работы.

В процессе своей работы с рисунками вы также можете создать некий справочник , куда будете вносить все интерпретации того или иного символа, с подробным описанием, почему вы пришли к такому выводу.

С уважением , Наталия .

Метки: интерпретация рисунков , рисуночные тесты

Протокол к тесту «Дом-Дерево-Человек».

Предыдущая запись

Опорные элементы. Часть 1.

Следующая запись

О психологической интерпретации рисунка

На протяжении истории человек претерпел огромные изменения, и это нашло отражение в искусстве. Наскальные рисунки, например, были примерами выражений и способов общения, разработанных с течением времени.

С детства мы являемся отражением окружающей нас среды. Рисунок, в частности, является способом выражения прожитого, воспринятого и т. д., поэтому он является источником информации о семье, школе или социальной среде. Чтобы понять рисунок, необходимо определиться с очень важным фактором: культурным контекстом человека. Интересен тот факт, что очень редко в рисунках ребенка появляется сексуальная тематика, хотя это может быть в рисунках младенцев, подвергшихся какому-либо сексуальному насилию.

Рисование как у детей, так и у взрослых обычно считается формой речи. Также известно, что способ его рисования, а также эволюция дизайна эволюционируют с течением времени, как и психомоторный компонент. На самом деле, некоторые психологи утверждают, что все, что связано с ребенком, например, его чувства, переживания, привычки и прочее, явно влияет на развитие языка жестов. Чтобы лучше понять эту идею, скажем, что когда ребенок злится, его черты обычно энергичны, а когда он не хочет существования близкого родственника, его черты имеют тенденцию быть более рудиментарными.

Обычно ребенок рисует небо, солнце, горы, корабли, дома. Однако самое главное не рисунок, а словарный запас, который он выражает через рисунок, раскрывающий его процесс восприятия, как это происходит у взрослых, процесс, постоянно структурируемый с детства.

Рисование — это не что иное, как способ общения, творчества, высказывания чего-либо. Многие люди при рисовании снимают страхи или внутренние конфликты, выражая их и проецируя на лист бумаги. Таким образом, рисунок всегда несет в себе образ бытия человека, и с этого принципа начинается его мировосприятие, его страхи, душевное состояние, желания и психологическая оценка. С помощью рисунка оценщик, обладающий опытом и знанием предмета, может получить информацию о личности, способности к воображению, конкретному конфликту или психопатологическим показателям, которые показывают когнитивные и перцептивные изменения, трудности в обучении, жестокое обращение, тревогу, домогательства, жестокое обращение или депрессию. На рисунке можно наблюдать различные аспекты, которые необходимо оценивать в целом, чтобы лучше понять и сделать выводы о психике человека.

Чертежи связаны со многими аспектами. Одним из самых важных является размер. В то время как лист представляет внешний мир, размер рисунка сообщает, как человек видит себя перед миром. Отсюда можно определить степень самооценки, жизненной энергии и т. д. Если рисунок очень маленький, это выдает возможное чувство заниженной самооценки или неполноценности.

Расположение на листе бумаги также имеет решающее значение. Согласно исследованиям, левая сторона символизирует наше прошлое, центр – настоящее, а правая – будущее. Верхняя сторона составляет ментальный план, а нижняя — тело и его импульсы. Цвета, с другой стороны, дают информацию о настроении и эмоциональном факторе: самые темные почти всегда связаны с пустотой, тоской, беспокойством, одиночеством; более теплые, с другой стороны, связаны с такими состояниями, как радость, стабильность и т. д. С другой стороны, красный цвет обычно выражает агрессивность или ярость. Значима и форма, потому что, если она точная и четкая, значит, есть рациональный контроль и отграничение своей идентичности от мира. Обратное подразумевает наличие путаницы и отсутствие рационального контроля, а также проблемы с идентичностью.

С другой стороны, метафорическое или символическое содержание. Если вы сталкиваетесь с более оригинальными символами, способность разрабатывать концепции выше. Если в рисунке воспринимаются определенные метафоры, такие как какое-то природное явление или стихия, будь то буря или темные тучи, то человек, в основном дети, может выражать переход через тяжелые времена, например, разлуку родителей, так вполне возможно, что он выразит свою печаль, нарисовав рушащийся дом.

Наконец, штрихи, обозначающие уровень энергетического напряжения. Если мы находимся в присутствии твердых линий, это представляет собой безопасность, контроль, напористость и уверенность в себе. Очень мягкие или едва уловимые штрихи выражают неуверенность, недоверие и заниженную самооценку. Эти очень сильные и прямые штрихи символизируют, прежде всего, агрессивность, а круговые – подчинение, подчинение и эмоциональность.

Интерпретация проективных рисунков: самопсихологический подход

Содержание Описание книги отзывов критиков

ISBN 9781138009677

216 страниц

Опубликовано 12 августа 2014 г. к Рутледж


Бесплатная доставка (6-12 рабочих дней)
вариантов доставки

Формат Мягкая обложкаТвердый переплетVitalSource электронная книга

Первоначальная цена $74,95

Цена продажи 59,96

КОЛ-ВО

добавить в корзину

Запрос на печать Контрольная копия Добавить в список желаний

ISBN 9780876309339

210 страниц

Опубликовано 1 мая 1999 г. к Рутледж


Бесплатная доставка (6-12 рабочих дней)
вариантов доставки

Формат Мягкая обложкаТвердый переплетVitalSource электронная книга

Первоначальная цена $190,00

Цена продажи 9 долларов США0052 $ 152,00

КОЛ-ВО

добавить в корзину

Запрос на печать Контрольная копия Добавить в список желаний

ISBN 9780203777992

216 страниц

Опубликовано 17 июня 2013 г. к Routledge


Узнать об электронных книгах VitalSource Открытие всплывающего окна

Также доступно в виде электронной книги по адресу:

  • Amazon Kindle открывается в новой вкладке или окне
  • Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
    (покупка для учреждений)Открывается в новой вкладке или окне

Формат Мягкая обложкаТвердый переплетVitalSource электронная книга

Купить электронную книгу $74,95 $59,96 $74,95 Аренда на 6 месяцев 41,23 доллара США 41,23 доллара США 41,23 доллара США Аренда на 12 месяцев 48,72 доллара США 48,72 доллара США 48,72 доллара США

добавить в корзину

Запрос на печать Контрольная копия Добавить в список желаний

Продолжить покупки

Использование рисунков для выявления эмоций, отношений и личностных качеств, не заявленных клиентом в устной форме, является ценным и широко используемым методом в психоанализе и психотерапии. В этой книге автор предлагает очень практическое введение в использование и интерпретацию проективных рисунков. Основываясь на своем подходе к самопсихологии, доктор Лейбовиц предоставляет подробную информацию о том, как интерпретировать рисунки домов, деревьев, мужчин, женщин и животных. Сочетая примеры из клинических случаев с общими рекомендациями по интерпретации, книга предлагает тщательное изучение проективных рисунков, что делает ее ценным текстом для начинающих и важным справочным источником для опытных клиницистов.

Интерпретация проективных рисунков содержит впечатляющий набор рисунков с более чем 175 иллюстрациями. Почти половина этих рисунков взята из всесторонних тематических исследований, которые наблюдают за взрослыми пациентами с начальной фазы лечения до их годового (или более) статуса. К ним относятся более 30 хроматических иллюстраций, которые наглядно демонстрируют важность цвета в интерпретации проективного рисунка.

В дополнение к подробной информации о том, как интерпретировать эти пять типов ахроматических и хроматических рисунков, книга также содержит приложение, которое предлагает инструкции для экзаменатора, инструкции для самостоятельного администрирования и списки прилагательных, помогающие в интерпретации. Вместе эти компоненты делают «Интерпретацию проективных рисунков» важным ресурсом для любого специалиста в области психического здоровья, заинтересованного в максимально эффективном использовании рисунков в своей практике.

Использование проекционных рисунков на практике — анализ импрессионизма. Примеры импрессионистического анализа — Дом, Дерево. Люди. Животное. Структурный анализ — Дом. Пример структурного анализа дома. Структурный анализ — Дерево. Пример структурного анализа дерева. Структурный анализ — Лица. Пример структурного анализа лиц. Структурный анализ — Животное. Пример структурного анализа животного. Вертикальное разделение, как видно на проективных рисунках. Полный импрессионистический и структурный анализ. Приложение A – Инструкции для экзаменатора. Инструкции по самостоятельному администрированию. Приложение B. Прилагательное перечисляет дерево домов мужского/женского пола.

Биография

Марвин Лейбовиц

«[Автор] Интерпретация проективных рисунков заслуживает похвалы [за решение проблем отсутствия установленных норм и последовательной базовой теоретической основы в] использовании этого иногда критикуемого в конечном счете освященного веками метода.