Исследования личности р кеттелла: Методика многофакторного исследования личности Кеттелла

Содержание

Психодиагностика коммуникативной сферы с помощью методик Р. Кеттелла и Г. Айзенка, Учебное пособие

метки:Фактор, Человек, Испытуемый, Результат, Психолог, Личность, Нейротизм, Понимать

ГОЛИЦЫНСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ  ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центр образовательной деятельности

 

 

Отделение заочного обучения

по курсу «Психология»

 

 

 

Контрольная работа

по учебной дисциплине «Психодиагностика»

тема «Психодиагностика коммуникативной сферы с помощью методик Р. Кеттелла и Г. Айзенка»

 

 

 

                                             ыполнила: студентка учебной группы П-112

                                            Туйбахтина Е. А.

                                                    Проверила:    Палецкая С.Н.

 

 

 

Голицыно 2011

ПЛАН

1. Анализ требований к психологам, использующим психодиагностические методики.

2.Методика «Шестнадцатифакторный личностный опросник» Р. Кэттелла

8 стр., 3609 слов

Методы психодиагностики познавательных процессов студентов

Объектом этих исследований стали студенты Национального Авиационного Университета, различных специальностей, возрастом от 18 до 25 лет. Предмет исследований – познавательные процессы студентов. Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, …

3. Двухфакторная модель личности Г. Айзенка (EPI)

4. Психологический портрет испытуемого.

1. Анализ требований к психологам, использующим психодиагностические методики.

Работа практического психолога очень специфична своим предметом –индивидуальностью человека. Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии практического психолога. Опыт работы практических психологов позволяет выделить и описать основные качества, которые существенно отличают его деятельность от работы неквалифицированного психолога.

Требование компетентности.

Психолог, который занимается психодиагностикой, должен хорошо разбираться в общих и частных вопросах по данному пре дмету. В запас его знаний должны входить общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, знание основ дифференцированной психометрии.

Естественно, что психолог, который проводит различные исследования, должен отлично владеть практическими умениями в проведении различных методик. Для оценки результатов после проведения методики, важное значение имеет интерпретация результатов. Квалифицированный психолог должен уметь правильно и точно оценить результаты проведения той или иной методики.

Для повышения своей квалификации практический психолог должен постоянно черпать новые знания из разных источников. Для того чтобы идти в ногу со временем, квалифицированный психолог должен обновлять свой запас знаний посредством чтения разнообразной методической литературы.

Требование ответственности.

Психолог отвечает за решения, которые принимаются на основе тестирования. Если психолог вооружает непрофессионала какой-либо методикой, то он отвечает за ошибки, допускаемые непрофессионалом. Квалифицированный психолог постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности, реально оценивает свои возможности и уровень квалификации. Принимает и понимает ограничения своих возможностей, проводит совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей – психиатрами, врачами-терапевтами, психоневрологами, нейропсихологами и др. Квалифицированный психолог адекватно относится к проблеме профессионального взаимодействия с коллегами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: «Нет, я не работаю над этим вопросом» не является показателем его профессиональной некомпетентности, а наоборот, ограничения и их обоснование, как для клиента, так и для себя являются источником профессионального роста практического психолога.

13 стр., 6203 слов

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций

… рекомендации посвящены психологической методике изучения фрустрационных реакций человека. Ее адаптированный вариант, разработанный в институте им. В.М. Бехтерева, все чаще применяется у нас в практике психологических исследований для … ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы …

Преимущество в проведении диагностики.

Психолог пользуется преимущественным правом на проведения психодиагностики и получение методических материалов. Это необходимо для проведения качественной работы с клиентами. Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность человека, понимает невозможность описания и исследования его в рамках одной концепции, поэтому стремится понять и использовать в работе множество концепций.

Соблюдение всех требований к методикам.

Психолог обеспечивает тщательное соблюдение всех требований. Процедура,

подсчет, интерпретация- все это строится в соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандартов в проведении методики. Любое малейшее отклонение от стандарта может привести к недостоверным результатам, тем самым получаются недостоверные данные о личности испытуемого. Психокоррекционная работа, которая строится по результатам того или иного исследования, может быть организована неправильно.

Требование конфиденциальности.

В работе квалифицированного психолога это качество есть всегда. Он четко рефлексирует на содержание психологической информации и ее значимость для клиента. Он может и должен проводить четкое разграничение Заказчика

психологической информации, Клиента и пользователя психологической информации. Квалифицированный психолог понимает меру ответственности всех участников ситуации его профессиональной деятельности и владеет юридическими нормами регуляции ответственности.

Требование альтернативности.

Квалифицированный психолог создает и реализует свою собственную концепцию психологической помощи. Он может стать приверженцем какой-то одной теории, но постоянно открыт для освоения нового знания, для восприятия альтернативных точек зрения, стремится к системному подходу в своей практической работе.

Сохранение профессиональной тайны.

В работе практического психолога человеческое достоинство является

самоценностью. Для квалифицированного психолога уважение достоинства клиента является аксиомой, которая определяет его честность в общении с клиентом при получении, использовании и передаче ему психологической информации. Психолог сохраняет профессиональную тайну. Он не передает информацию лицам, не уполномоченным проводить методику.

2. Диагностика личности

Методика «Шестнадцатифакторный личностный опросник» Р. Кэттелла, вариант А: «16ФЛО-187, форма А».

Цель использования методики: измерение 16 личностных факторов для наиболее полного представления о личности испытуемого.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений.

Оборудование: бланк ответа, ручка.

Испытуемый: молодая женщина в возрасте 27 лет.

Анализ и обработка материалов: после того, как испытуемая ответила на все вопросы, проводится обработка теста по ключу. При подсчете баллов по каждому фактору учитывается, что за совпадение с вариантами «а» и «в» начисляется по 2 балла, за совпадение с вариантом «б» начисляется 1 балл. Необходимо помнить, что при обработке результатов по фактору «б» начисляется по 1 баллу за каждый правильный ответ. После того, как мы обработали результаты теста, у нас появились следующие данные:

ФАКТОРЫ

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

Q

Q1

Q2

Q3

Q4

БАЛЛЫ

6

11

20

14

11

9

14

14

11

16

11

7

15

12

9

10

Далее, для оценки сырых результатов их надо перевести в систему, которая устанавливает связь между результатом испытуемого и результатами, полученными

у других людей в определенной популяции. Таблица стандартизации превращает сырые результаты в стены.

ФАКТОРЫ

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

Q

Q1

Q2

Q3

Q4

БАЛЛЫ

6

11

20

14

11

9

14

14

11

16

11

7

15

12

9

10

СТЕНЫ 1

2

10

8

8

5

3

6

9

7

9

6

3

10

8

3

5

СТЕНЫ 2*

2

9

8

7

4

3

6

7

8

7

6

4

10

7

4

4

* женщины 19-28 лет

Балл в стенах распределяется по 10 точкам, расположенным на разных интервалах друг от друга.

Стены 5 и 6 считаются средними, 4 и 7 – слегка отклоняющимися; 2,3,8,9 – сильно отклоняющимися, а 1 и 10 – крайними случаями. Результаты проведения методики в нашем случае выглядят так:

Исходя из полученных данных, проводим интерпретацию по каждому из факторов.

По фактору А наблюдается сильное отклонение к нижней точке (2 стена). Это свидетельствует о том, что испытуемая человек довольно скрытный и безучастный, склонен не доверять людям. Старается всегда настоять на своем.

Наличие 9 стенов по фактору В свидетельствует о высоком уровне интеллекта испытуемой.

Этот человек быстро воспринимает и усваивает новый материал, способен получать и усваивать новые знания из любых областей.

Результат по фактору С (8 стенов)

говорит о том, что испытуемая эмоционально устойчивая, умеет трезво оценить ситуацию, действительность. В сложной ситуации способна принять правильное решение. Любит управлять ситуацией и не склонна к проявлению излишних эмоций.

Результат фактора Е (7 стенов) показывает, что испытуемая относится к такому типу людей, которые склонны утверждать себя, свое «Я», могут независимо мыслить. В меру напориста, но не груба.

По фактору F у испытуемой набрано 4 стена, что находится в легком отклонении от нормы. Это говорит о том, что испытуемая в меру веселый и открытый человек, обладает благоразумием.

По фактору G набрано (3 стена). Это позволяет говорить об испытуемой как о человеке, который часто потворствует своим желаниям, подвержен влиянию случая, бывает небрежен.

Результаты фактора H (6 стенов) говорит о том, что данный человек смел, быстро реагирует на опасность. Держится свободно, но при этом внимателен к людям.

Фактор I (7 стенов) говорит нам о том, что данный испытуемый склонен к Мечтам, иногда требователен к вниманию. Не любит грубых людей и грубых

профессий.

Фактор L (8 стенов) свидетельствует о том, что испытуемая, человек довольно подозрительный к окружающим, часто зацикливается на неудачах. В поступках проявляет осторожность.

По фактору М (7 стенов) можно сказать, что испытуемая бывает увлечена внутренними иллюзиями, творческий человек.

Результат по фактору N (6 стенов) свидетельствует о том, что наш испытуемый обладает рядом дипломатических качеств. Эмоционально выдержан.

Фактор Q (4 стена) сообщает нам, что перед нами человек, которому присуще безмятежность, хладнокровие и спокойствие во всех действиях. Данного человека бывает трудно вывести из себя, он уверен в себе и невозмутим.

Фактор Q1 (10 стенов) Крайний радикализм. На веру ничего не принимает, не видит вокруг авторитетов для себя, любит анализировать и быть всегда в курсе событий.

По фактору Q2 (7 стенов) можно сказать, что данный человек любит независимость от группы и чаще всего решения принимает единолично.

По результатам фактора Q3 (4 стена) мы видим, что испытуемая имеет некий внутренний конфликт сама с собой. Считает некоторые правила принятые в обществе неверными.

Фактор Q4 (4 стена) свидетельствует о том, что человек большей частью спокоен, способен реально оценивать обстановку и достичь высоких результатов в своей деятельности.

Далее результаты были интерпретированы по парным значениям.

Нас интересует коммуникативная сфера личности испытуемой, поэтому внимательней рассмотрим группу коммуникативных и эмоциональных свойств.

А – общительность
Н – смелость
Е – доминантность
L – подозрительность
N – дипломатичность
Q
2– самостоятельность

Сочетание факторов А(2) и Н(6) отражает потребность личности в общении, умении общаться.

Сочетание факторов L(8) и N(6) характеризует отношение личности к другим людям.

Сочетание факторов E(7) и Q2 (7) отражает некоторые стороны лидерского потенциала личности.

Сочетание факторов в первой группе, довольно интересно. При низкой потребности в общении с людьми, и не желании выполнять чужие просьбы, испытуемая взаимоотношений с людьми не избегает, имеет небольшой круг друзей с которыми чувствует себя комфортно. Первая начинает общение, только если ей это выгодно.

Второе сочетание, чуть выше среднего. К людям относится доброжелательно, но не доверяет, свои проблемы чаще предпочитает решать сама. В конфликтах выбирает тактику избегания «острых углов». Проницательна к людям и окружающим событиям.

Лидерский потенциал умеренно выражен, чаще проявляется в ситуациях, когда затрагиваются личные интересы.

Группа эмоциональных свойств

С – эмоциональная устойчивость
F – беспечность
H – смелость в социальных контактах
I – эмоциональная чувствительность
Q – тревожность
Q
4– напряженность

Сочетание факторов С(8) и I(7) характеризует чувствительность личности к эмоциогенным воздействиям.

Сочетание факторов H(6) и F(4) отражает склонность к рискованному поведению.

Сочетание факторов Q(4) и Q4 (4)характеризует разные проявления тревожности как личностного свойства.

В привычной обстановке человек спокоен, при возникновении неожиданных трудностей появляется чувство тревоги, но он с ним быстро справляется. В жизни ищет хорошее, но понимает реальное положение вещей. Риск только оправданный. Препятствия на жизненном пути даются ему не легко, но он ищет оптимальные пути их преодоления.

Вторичные факторы опросника Р. Кеттелла

Вторичные факторы вычисляются только по стенам.

1. Тревожность
F1 = [38 + (2 х L + 3 х О + 4 х Q4) – 2 х С – 2 х Н – 2 х Q3] : 10,
Где «38» – нормирующая константа,
L, O, Q4, C, H, Q3 – значения соответствующих факторов в стенах.

2. Экстарверсия
F2 = [2 х А + 3 х Е + 4 х F + 5 х Н – 2 х Q2 – 11] : 10,
Где «10» – нормирующая константа,
A, E, F, H, Q2 – значения соответствующих факторов в стенах.

3. Эмоциональная лабильность
F3 = [77 + 2 х С + 2 х Е + 2 х F + 2 х N – 4 х А – 6 х I – 2 х М] : 10,
Где «77» – нормирующая константа,
C, E, F, N, A, I, M – значения соответствующих факторов в стенах.

4. Доминантность
F4 = [4 х Е + 3 х М + 4 х Q1 + 4 х Q2 – 3 х А – 2 х G] : 10,
Где E, M, Q1, Q2, A, G – значения соответствующих факторов в стенах.

Итого по стенам :F1=4,6 F2=4,6 F3= 7,3 F4=10

Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «–», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» – от 8 до 10 стенов.

3. Двухфакторная модель личности Г. Айзенка (EPI)

Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию — интроверсию и нейротизм (позднее Айзенк ввел еще одно измерение личности — психотизм, под которым понимал склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности).

В общем смысле экстраверсия — это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия — направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм — понятие, синонимичное тревожности, — проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

Показатели экстраверсии-интроверсии и нестабильности-стабильности взаимонезависимы и биполярны. Каждый из них представляет собой континуум между двумя полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности. Характеристики большинства испытуемых располагаются между полюсами, чаще где-то близко к центру. Удаленность показателя от центра свидетельствует о степени отклонения от среднего с соответствующей выраженностью личностных свойств.

При анализе результатов эксперимента следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия: 12-среднее значение, >15(больше или равно) -экстраверт , >19(больше или равно) -яркий экстраверт, <9(меньше или равно) — интроверт, <5 (меньше или равно) — глубокий интроверт.

Нейротизм: 9-13 — среднее значение нейротизма, >15 (больше или равно) — высокий уровень нейротизма, >19 (больше или равно)-  очень высокий уровень нейротизма, <7 ( меньше или равно) — низкий уровень нейротизма.

Ложь: <:4 (меньше или равно)- норма,> 4 — неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение.

Цель использования методики: диагностика направленности личности. Для более точной интерпретации факторов Кеттелла.

Оборудование: специальные бланки, ручка.

Испытуемый: молодая женщина в возрасте 27 лет, имеющая высшее

гуманитарное образование.

Анализ и обработка результатов: после обработки теста были получены следующие результаты:

Шкала экстраверсия-интроверсия = 11 баллов

Шкала нейротизм-стабильность = 7 баллов

Шкала лжи = 1

В результате исследования мы выявили следующие черты, выражающие сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Это эмоционально устойчивый человек характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности.

По шкале экстраверсия-интроверсия, было выявлено среднее значение, что характеризует испытуемого как человека направленного в равной мере внутрь себя и на внешний мир. Ему одинаково комфортно в обществе и наедине с собой.

горизонталь — экстраверсия-интроверсия

вертикаль — нейротизм-стабильность

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

4. Психологический портрет испытуемого

Как уже упоминалось выше, в наших исследованиях принимала участие молодая женщина 27 лет, закончившая гуманитарный институт. На момент испытания не работающая. Психологический портрет мы составляем по результатам проведения двух методик: Айзенка EPI (экстраверсия-интроверсия, нейротизм) и методика шестнадцатифакторного исследования личности Р. Кэттелла.

Использование результатов методик позволило получить нам наибольшую информацию о личности испытуемой.

Общения с людьми не избегает, но имеет небольшой круг друзей с которыми чувствует себя комфортно. Первая идет на контакт, только если ей это выгодно. К людям относится доброжелательно, но не доверяет, свои проблемы чаще предпочитает решать сама. Так же с недоверием относится к авторитету других. В конфликтах выбирает тактику избегания «острых углов». Проницательна к людям и окружающим событиям.

Лидерский потенциал умеренно выражен, чаще проявляется в ситуациях, когда затрагиваются личные интересы. . В то же время наше исследование выявило, что испытуемая склонна придерживаться моральных норм и требований, предъявляемых в обществе. Она склонна сначала обдумать свои действия, а затем применять их на практике, хотя в отдельных случаях может ввязаться в авантюрные ситуации. В сложных ситуациях можно положиться на данного человека. Она способна быстро принять нужное решение.

Про интеллектуальный уровень испытуемой можно сказать, что он достаточно высокий. Испытуемая обладает высоким потенциалом для своего дальнейшего развития. Испытуемая человек неконфликтный, способный найти выход из любой ситуации.

Можно порекомендовать повысить уровень доверия к окружающим, это даст возможность расширить круг друзей и знакомых, вследствие получение нового опыта в общении. Так же это будет способствовать развитию лидерских качеств.

Список литературы.

1. Анастази . Психологическое тестирование, в 2-х кн., М., 1982.

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога, М., 1996.

  1. Психологическая диагностика, учебник для гуманитарных Вузов / под. ред. Гуревич Н.А, Борисова П.Н., М., 2000.
  2. http://www.psylist.net/praktikum/

Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла (16 PF)

1. Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла (16 PF)

лекция

2. Сведения об авторе

Р. Кеттелл (R. В. Cattell;
1905-1998) — американский
психолог, профессор
Иллинойского университета, а
также университетов Стенли
Холла и Кларка.
Считается основоположником
тестологического движения,
разработал систему тестов,
направленных на изучение
широкого круга психических
функций (сенсорных,
перцептивных,
интеллектуальных и др.).
Является автором тестаопросника 16 PF.

4. История создания опросника

Р. Кеттелл исходил из представления о
многофакторной структуре личности и отмечал
необходимость
исследования
всех
свойств
личности, которые обуславливают поведение.
Наименование и определение этих свойств
вытекает
из
применения
математикостатистических приемов и результатов факторного
анализа. Поэтому Р. Кеттелл говорил о факторах
личности.
Первые версии опросника появились в 1949 году, в
последующие годы они были переработаны на
основании факторного анализа и анализа вопросов.
В процессе усовершенствования шкал также
уточнялись
отдельные
факторы
и
их
психологическое понимание.

5. Стремясь постичь личность в ее широте Кеттелл собрал большое количество личностных свойств.

Он сравнивал их между
собой,
исключая
и
соединяя, в результате
чего
с
помощью
факторного
анализа
получил 15 личностных
факторов, к которым
добавил 16-й — фактор
интеллекта.

6. Р. Кеттелл считал, что созданные им личностные свойства отражают всю структуру личности.

Он относил себя к сторонникам многофакторной
теории личности.

7. Краткая характеристика опросника

Факторы личности автор разделяет на факторы 1-го и 2-го
порядка.
Биполярность
(двухполюсность)
фактора
относительная; она не имеет какого-либо положительного или
отрицательного нравственного или патологического значения,
отсутствует между полюсами область неопределенных и
нулевых значений.
Факторам присваивается два вида названий: технические и
бытовые.
Технические названия предназначены для специалистов и
связаны с научно установленным значением фактора.
Бытовые названия являются описательными и общедоступными
определениями. Предназначены для общения психодиагноста с
заказчиком.

8. Компьютеризация

Одна
из
первых
попыток
полной
компьютеризации
и
психометрической
адаптации
шестнадцатифакторного
опросника Кеттелла была осуществлена
А. Г. Шмелевым и В. И. Похилько.

9. Опросник имеет три формы А, В и С.

Формы А и В содержат по 187 вопросов каждая, форма
С — 105 вопросов.
На вопросы можно отвечать тремя способами (согласен,
не согласен, промежуточный ответ).
К каждому фактору относится неодинаковое количество
вопросов.
Ответы отмечаются в бланке для ответов.
Опросник обширный, занимает много времени и
требует
внимательного
подхода
со
стороны
испытуемых.
Возможно индивидуальное и групповое предъявление
этой методики.

10. Оценка результатов:

полученные результаты по каждому
фактору переводятся в производные
показатели (стены) с помощью таблицы.
Система стенов устанавливает связь
между результатом испытуемого и
результатами, полученными у других
людей в определенной популяции.

11. Возможности методики

Методика предназначена для измерения 16
факторов личности и является реализацией подхода
к ее исследованию на основе черт. Р. Кеттеллом и
его сотрудниками помимо двух основных форм
опросника разработаны эквивалентные формы для
лиц с разным образовательным уровнем; имеются
варианты опросника для детей и подростков.
Существует
специальное
«патологическое»
дополнение к опроснику, которое состоит из 12
клинических факторов — шкал. Возможно групповое
обследование.
Опросник
нашел
достаточно
широкое
распространение
в
отечественных
психодиагностических исследованиях.
Мотивирование испытуемых (Глуханюк Н.С. Практикум
по психодиагностике.)
Наименьшее число искажений возникает в том
случае, если испытуемый имеет личную
заинтересованность в результатах эксперимента,
но не усматривает в информации, которую
ожидает
получить
от
психолога,
нечто
определяющее его жизнь в широком масштабе.
Такой подходящий уровень мотивации бывает
тогда, когда у испытуемого есть желание
расширить знание о самом себе, испытать себя,
проверить. Хорошим способом мотивирования
является обещание рассказать после обработки
экспериментальных данных о результатах, дать
небольшой комментарий, если потребуется.

13. Принудительное участие в эксперименте может сказаться на том, что данные его будут неточны.

Если есть предположения о низкой мотивации
испытуемых, то надо применять приемы, повышающие
мотивацию, например вводить соревновательный
момент, повышать эстетическое оформление всей
экспериментальной ситуации (обстановки, аппаратуры,
стимульного материала и т. д.).
Очень высокая мотивация, заинтересованность в
«хороших»
результатах часто встречается при
профотборе. Ее влияние может быть столь велико, что
изменит всю «картину» целиком, а корректировочные
шкалы и приемы будут малоэффективны.
Коэффициент надежности шкал
определенный путем расщепления 0,79-0,91.
Коэффициент надежности ретестовой через двух недельный
промежуток 0,36-0,73.

15. Обработка результатов по Глуханюк Н.С.

16. Шаг 1. С помощью ключа подсчитайте количество сырых баллов и занесите в лист ответов

Для фактора В
начисляется
Для всех остальных факторов
начисляется
по 1 баллу за каждое
совпадение с ключом.
по 2 балла за каждое
совпадение с ключом
и по 1 баллу, если испытуемым
выбран вариант «b» (средний
вариант ответа).

17. Используя таблицу, сырые баллы переведите в стены.

Стены — это нормированные баллы, позволяющие сравнивать
между собой факторы с различным качеством заданий. Перевод
сырых баллов в стены — это представление результатов в виде
единой 10-балльной шкалы. — I
Факторы
Номер
Стены
Обозначение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
А
0-4
5
6
7
8

9
10
11
12
2
В
0-2

3

4

5
6

7-8
3
С
0-3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
5
F
0-2

3
4
5
6
7
8
9
10-12
6
G
0-3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
7
H
0-3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
8
I
0-3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
9
L
0-1
2

3
4

5
6
7
8-12
10
M
0-3

4
5
6
7
8
9
10
11-12
11
N
0-1
2
3
4
5
6
7
8
9
10-12
12
О
0-1
2
3
4
5
6
7
8
9
10-12
13
Q1
0-4
5
6

7
8
9
10
11
12
14
Q2
0-2
3

4
5
6
7
8
9
10-12
15
Q3
0-2
3
4
5
6
7
8
9
10
11-12
16
Q4
0-1
2
3
4
5
6-7
8
9
10
11-12
17
Md
0-2
3
4
5
6
7
8
9
10
11-14

18.

Далее с помощью следующих формул производите подсчет вторичных факторов:-I
(7L
4

19. Уровни выраженности фактора:


1 – 2 стена – низкий уровень;
3-4 стена – уровень ниже среднего;
5-6 стенов – средний уровень;
7-8 стенов – уровень выше среднего;
9-10 стенов – высокий уровень.

20. Шаг 2. Определите достоверность полученных результатов по шкале Md.

• 1-4 стена – результаты методики
считаются достоверными;
• 4-10 стенов – результаты методики
считаются недостоверными.
Ответы респондентов, получивших 5
стенов и более по шкале Md, являются
неискренними и не подлежат дальнейшей
интерпретации.

21. Шаг 3. Начертите профиль личности

22. Шаг 4. Проведите интерпретацию результатов.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Открытый, легкий, общительный
−А
Необщительный, отстраненный, критичный

С развитым логическим мышлением, сообразительный
−В
Невнимательный или со слаборазвитым логическим мышлением

Эмоционально устойчивый, зрелый, спокойный
−С
Эмоционально неустойчивый, изменчивый, поддающийся чувствам

Самоуверенный, склонный к лидерству, неуступчивый
−Е
Мягкий, послушный, уступчивый
+F
Жизнерадостный, беспечный, веселый
−F
Трезвый, молчаливый, серьезный
+G
Совестливый, моралистичный, степенный, аккуратный
−G
Практичный, стремящийся к выгоде, свободно трактующий правила

Смелый или даже дерзкий
−Н
Несмелый, застенчивый
+I
Чувствительный, тянущийся к другим, с художественным мышлением
−I
Полагающийся на себя, реалистичный, рациональный
+L
Подозрительный, не дает себя провести
−L
Доверчивый, принимающий условия от других

С развитым воображением, мечтательный, немного рассеянный
−M
Прагматичный, занятый мирскими заботами
+N
Искушенный, сознательно лояльный
−N
Прямой, откровенный, не без трудностей в общении

Обвиняющий себя, неуверенный, возможно, обидчивый
−О
Уверенный в себе, спокойный, безмятежный
+Q1
Экспериментирующий, радикально настроенный
−Q1
Консервативный, уважающий традиции
+Q2
Предпочитающий собственные решения, самодостаточный
−Q2
Зависимый от группы, несамостоятельный
+Q3
Контролирующий себя, умеющий подчинять себя правилам
−Q3
Импульсивный, неорганизованный
+Q4
Напряженный, озабоченный планами, усталый
−Q4
Расслабленный, невозмутимый, возможно, инертный

Рэймонд Б.

Кеттелл | edpsychologist

Доктор Кеттелл изучал человеческую природу, используя статистический метод для картирования областей личности, мотивации и способностей. Он изучил большое количество прилагательных, описывающих личность, и использовал концепцию факторного анализа, чтобы сгруппировать похожие прилагательные вместе, пока не сузил ее до 16 личностных факторов. Доктор Кеттелл провел следующие 30 с лишним лет, изучая и подтверждая список вопросов, определяющих, где люди попадают в континуум по каждой из 16 черт, полагая, что у всех нас есть черты, но на разных уровнях. 16-факторный личностный опросник часто используется при тестировании и отборе сотрудников, профориентации и семейном консультировании.

 

Доктор Кеттелл также связан с темой Жидкого и Кристаллизованного Разума. Ранее в своей карьере он объединился с Джоном Хорном, чтобы разработать концепцию, согласно которой интеллект является результатом совместной работы различных способностей. Доктор Кеттел назвал тип способности мыслить и рассуждать абстрактно и решать проблемы подвижным интеллектом. Он назвал тип способности использовать предшествующие знания и опыт кристаллизованным интеллектом. Один тип интеллекта уменьшается с возрастом (подвижный), в то время как другой с возрастом увеличивается (кристаллизуется), оба дополняют друг друга и, таким образом, подчеркивают важность перехода от изучения отдельных переменных интеллекта и человеческой природы к изучению множества факторов.

 

Влияние на образование

Влияние доктора Кеттелла на образование, преподавание и обучение не столько в том, что он разработал, сколько в том, как он развивал свою работу. Он начал свои исследования в то время, когда дисциплина психология еще не была хорошо установлена. Он привнес применение науки, чтобы протянуть руку помощи в установлении научного внимания к человеческому поведению.

 

Предлагаемые методы обучения/фасилитации

Страстью доктора Кеттелла были исследования; не учу. Его работа по пониманию человеческого поведения подтверждает важность обучения, ориентированного на учащихся. Так же, как и при проведении любой инвентаризации личности/качества, цель состоит в том, чтобы узнать больше о ваших учениках и о том, как обучать людей с разным интеллектом и темпераментом.

 

Рэймонд Б. Кеттелл

1905-1998

Д-р Кеттелл, психолог с опытом работы в области химии и статистики, 70 лет занимался применением научных методов для изучения человеческого поведения. Его наиболее известная работа связана с его статистическим использованием концепции факторного анализа для разработки уважаемой модели, используемой для оценки личности / черт, называемой 16-факторной моделью личности.

 

Общий обзор

Ресурсы и ссылки

Веб-сайты

Раймонд Бернар КЭттелл (1905–1998): взгляд на его жизнь с размышлениями.

 

Биография Рэймонда Кеттелла (1905 — 1998).

 

«Глава 7: Раздел 4: Рэймонд Кеттелл и 16PF»

Родственные теории

Биография Раймонда Кеттелла Факторы.

Личная жизнь

Рэймонд Кеттелл родился в маленьком городке в Англии в 1905 году. Он вырос в Торки, Девон, Англия, где проводил время, занимаясь парусным спортом и экспериментируя с наукой. Он получил стипендию в Лондонском университете, где изучал химию и физику в качестве бакалавра.

Кеттелл был очарован культурными последствиями Первой мировой войны и все больше интересовался психологией. Он сменил специальность и в 19 лет окончил Лондонский университет со степенью доктора психологии.29. Кеттелл поселился в Лестере, Англия, и в Лестере основал первую в Англии клинику для детей.

Профессиональная жизнь

В 1937 году Кеттеллу предложили должность преподавателя в Колумбийском университете, и он переехал в Соединенные Штаты, где тесно сотрудничал с Эдвардом Торндайком. Затем он принял должность профессора Г. Стэнли Холла в Университете Кларка; а в 1941 году Кеттелл поступил на факультет Гарвардского университета по приглашению Гордона Олпорта. Он женился на студентке Рэдклифф-колледжа Альберте Карен Шюттлер и работал с ней на протяжении многих лет, проводя большую часть своих исследований.

В 1945 году Кеттелл покинул Гарвард, чтобы основать новую исследовательскую лабораторию в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн, привлеченный грантом и первым электронным компьютером. Кеттелл основал Лабораторию оценки личности и группового поведения в Университете Иллинойса, а позже основал Институт тестирования личности и способностей. Кеттелл сыграл важную роль в создании Общества многомерной экспериментальной психологии и журнала Multivariate Behavior Research 9.0078 . На протяжении всей своей жизни он работал с исследователями по всему миру, чтобы исследовать человеческое поведение с помощью многомерной статистики, которая позволяла исследователям оценивать человека в целом, а не сравнивать одну переменную с другой, как показали традиционные исследования.

После выхода на пенсию из Иллинойсского университета Кеттелл поселился на Гавайях, где работал неполный рабочий день профессором Гавайского университета. Он снова женился и вместе со своей женой Хизер Биркетт разработал 16-факторную модель личности. Кеттелл оставался на Гавайях, занимаясь плаванием, исследованиями и писательством, вплоть до своей смерти в 19 г.98. Кеттелл получил награду Американской психологической ассоциации за заслуги перед жизнью, когда ему было 92 года. Модель, разработанная в течение нескольких десятилетий исследований. В этой модели личность определяется степенью, в которой человек обладает каждым из 16 личностных факторов:

  1. тепло,
  2. рассуждения,
  3. эмоциональная стабильность,
  4. господство,
  5. живость,
  6. правило сознания,
  7. социальная смелость,
  8. чувствительность,
  9. абстрактность,
  10. бдительность,
  11. приватность,
  12. опасения,
  13. открытость к переменам,
  14. уверенность в себе,
  15. перфекционизм и
  16. напряжение.

Кеттелл разработал опросник 16 личностных фабрик (16PF) для взрослых и два отдельных личностных теста для детей и подростков. Изучение этих черт применялось в различных условиях для оценки человеческих качеств, таких как мотивация, навыки межличностного общения, соответствие, когнитивный стиль и открытость к изменениям. Кеттел подчеркнул, что исследования должны оценивать культурные, генетические, физиологические и семейные факторы и должны основываться на трех областях:

  1. Данные о жизни: сбор информации о повседневной жизни человека, включая его реакцию на жизненные обстоятельства и обычное поведение.
  2. Экспериментальные данные: реакции субъекта на стандартизированные эксперименты.
  3. Данные анкеты: личностные черты и поведение субъекта, о которых он сообщил сам. Анкеты позволяют исследователям различать тонкие точки зрения и оправдания поведения, которые в противном случае сложно выявить.

Кеттелл также разработал концепции текучего и кристаллизованного интеллекта. Подвижный интеллект — это способность мыслить абстрактно, решать проблемы и распознавать закономерности, не связанная со знаниями и опытом.