История становления отечественной психологии – —

2.3 История становления отечественной психологии

Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. Следует отметить, что И. М. Сеченов был не только физиологом, чьи труды создали естественно-научную основу для современной психологии. И. М. Сеченов с ранней молодости увлекался психологией и, по мнению С. Л. Рубинштейна, был крупнейшим русским психологом того времени. И. М. Сеченов-психолог не только выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного познания психологии – психические процессы, но и оказал серьезное влияние на становление в России экспериментальной психологии. Но, пожалуй, наибольшее значение его научной деятельности заключается в том, что она оказала влияние на исследования В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.

Труды И. П. Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.

Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолжены такими учеными, как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов.

Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной психологии сыграл Г. И. Челпанов, который был основателем первого и старейшего в нашей стране психологического института. Проповедуя позиции идеализма в психологии, Г. И. Челпанов не мог заниматься научными исследованиями после Октябрьской революции. Однако на смену основателям отечественной психологической науки пришли новые талантливые ученые. Это С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, которые не только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых. К их числу относятся Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Основные труды этой группы ученых относятся к периоду 30–60-х гг. XX в.

В этот период возникло несколько научных школ и направлений. Так, в Грузии сформировалась известная психологическая школа Д. Н. Узнадзе. Представители этого направления взяли на вооружение понятие установки и широко использовали его для анализа многих психологических явлений.

Другое научное направление связано с именем Л. С. Выготского, создателя культурно-исторической теории развития психики человека. К этому направлению в основном относились ученые, работавшие в МГУ. Сферу их научных интересов составляли вопросы общей и педагогической психологии.

Третью школу создал С. Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. С. Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого в нашей стране фундаментального психологического труда «Основы общей психологии».

В это же время жили и трудились такие известные всему миру психологи, как Б. М. Теплов и А. А. Смирнов. Последний известен своими трудами в психологии памяти, а Б. М. Теплов заложил научные основы изучения темперамента и психологии творческой деятельности.

А. В. Запорожец совместно с Д. Б. Элькониным заложил основы детской психологии.

Мировую известность получили работы психофизиолога Е. Н. Соколова, который совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и др.

Не менее известные психологи работают у нас в стране и в настоящее время, продолжая исследования и дела своих предшественников. Их труды вносят достойный вклад в развитие современной психологической науки.

studfile.net

Этапы становления отечественной психологии

Психологическая мысль в России развивалась в неразрывной связи с философией, культурой, литературой, естествознанием. Первые психологические знания были заложены великим ученым М.В.Ломоносовым. Они стали неотъемлемой частью его общественно-научного мировоззрения. Закон сохранения вещества и движения, открытый Ломоносовым, позволил увидеть в ощущениях и восприятии человека результат механического воздействия предметов и явлений природы на органы чувств. Ученый проводил идеи о том, что психические явления отражают внешний мир, а психика зависит от деятельности мозга. Теория цветового зрения принадлежит Ломоносову. Цвета не возникают при помощи органов чувств, они объективны и независимы от человека.

Становление отечественной психологии немыслимо без идей А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова. Русская литература повлияла на развитие душевной жизни человека. Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский — великие писатели и знатоки русской души. Поэзия В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета обогатила психологию разнообразием чувств и душевных переживаний.

XIX век ознаменован открытиями в российском естествознании. Труды И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского повлияли на становление материалистического подхода в развитии отечественной психологии.

Развитие психологии как самостоятельной науки в России

Психология как самостоятельная наука ведет отсчет с 1885 года, В.М.Бехтерев создал в Казани первую психофизиологическую лабораторию. Затем открылись и другие лаборатории в городах России.

Огромный вклад в мировую экспериментальную психологию внес ученый Н.Н.Ланге.

Глубокие социальные изменения, связанные с революцией и гражданской войной в России, сформировали социальный заказ перед науками, изучающими человека. Поэтому психология в первое послереволюционное десятилетие успешно развивалась.

Советская психология начала свое развитие, когда мировая психологическая наука вступила в эпоху кризиса. Психология советского периода поддерживалась государством, которое в годы своего становления нуждалось в интеллектуальной поддержке. Преобразования в обществе должны были быть оправданы идейно и теоретически. В 1918 году в Петрограде создается институт по изучению мозга и психической деятельности.

Психология включается в жизнь общества, отвечая на актуальные запросы. Активно развиваются психологические дисциплины прикладного характера: психотехника, педология. Ученые и

zaochnik.com

2. История становления отечественной психологии развития

Дореволюционный период:

середина 50-х гг. XIX в.

Начинается оформление предмета, задач, методов изучения развития психики человека. В это время в России была проведена крестьянская реформа – отмена крепостного права (1861 г.), что существенно повлияло на нравственный климат общества. В общественном мнении утвердилась мысль о равноправии всех людей, достоинстве человека, гуманном отношении друг к другу. Воззрения отечественных теоретиков отличает гуманистический характер: вера в человека, возможности его развития и самосовершенствования.

Существенные изменения произошли в области психолого-педагогической мысли: увеличилось количество книг по проблемам обучения, воспитания, детского развития, получившие широкий общественный резонанс; ставятся вопросы психологического обоснования педагогических действий, необходимости системного изучения внутреннего мира ребенка. Наибольший вклад в становление психолого-педагогической науки в этот период в России внесли следующие ученые: К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Н.Х. Вессель, П.Д. Юркевич.

— конец XIX в.

Основные направления исследований возрастной психологии концентрировались вокруг узловых проблем детского развития, связанных с обучением детей в школах: изучение психического и физического развития ребенка и их взаимосвязи; исследование учебно-познавательной деятельности школьников; анализ психологии воспитания личности.

Существенный вклад в изучение развития психики ребенка внесли: П.Ф. Лесгафт (идея неразрывной связи физического и духовного развития), И.А. Сикорский (реализация целостного подхода к изучению психики ребенка. разработка вопроса о движущих силах и условиях развития детей), П.Ф. Каптерев (создание достаточно полного представления о ребенке первых четырех лет жизни), Н.Н. Ланге (сбор и публикация родительских дневников, посвященных наблюдению за развитием детей) и т.д..

— начало XX века.

Развитие возрастной психологии в России прочно встало на научную основу. Утвердился ее статус как самостоятельной отрасли психологии, имеющей важную теоретическую и практическую значимость. Активно начала распространяться педология – комплексная наука о развитии ребенка, в основе которой лежит идея педоцентризма (ребенок – центр исследовательских интересов многих профессионалов: психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и др.). Основатель педологии – американский исследователь Ст. Холл.

Сформировано сообщество русских психологов, занимающихся вопросами детского развития и построения научных основ обучения и воспитания: П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.П. Нечаев, М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов и др. В разработку проблем возрастной психологии включились ученые смежных дисциплин: В.И. Бехтерев, И.П. Павлов и др.

Создание специальных научных центров, ведущих научно-исследовательскую, образовательную и просветительскую деятельность, а также небольших лабораторий, кабинетов по изучению развития детей. Первая экспериментальная лаборатория по изучению психологии детей в условиях обучения и воспитания была создана А.П. Нечаевым в 1901 г. в г. Петербурге при Педагогическом музее военно-учебных заведений.

Большое количество публикаций по вопросам психологии развития, рецензирование зарубежных изданий. Организация съездов и конференций, участие русских ученых в международных конгрессах.

В дореволюционной России сложилась широкая база для обмена мнений, дискуссий по фундаментальным вопросам психологии развития. Возрастная психология была одной из самых развитых отраслей отечественной психологии. Идея всестороннего развития личности органически сочеталась с осознанием необходимости глубокого, комплексного изучения детского развития: физического, умственного, волевого, эмоционального.

studfile.net

8. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. Шпаргалка по общей психологии

Возникновение и развитие психологии в России имеет свою предысторию и историю.

Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М.В. Ломоносова. В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи. Особенно ярко эта идея была отражена в его теории света, которая впоследствии была дополнена и развита Г. Гельмгольцем. По мнению Ломоносова, необходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей. В свою очередь, источником страстей он считает действия и страдания человека. Таким образом, уже в середине XVIII в. были заложены материалистические основы отечественной психологии.

Становление отечественной психологии происходило также под влиянием французских просветителей и материалистов XVIII в. Это влияние отчетливо заметно в работах Я.П. Козельского и психологической концепции А.Н. Радищева. Говоря о научных работах А.Н. Радищева, необходимо подчеркнуть, что в своих трудах он устанавливает ведущую роль речи для всего психического развития человека.

В России психология как самостоятельная наука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ее развитии на данном этапе сыграли труды А.И. Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Следует отметить, что психологические воззрения отечественных ученых во второй половине XIX в. в значительной степени противоречили религиозной точке зрения на психические явления. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности.

Труды И.П. Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.

Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолжены такими учеными, как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанов.

А.Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. А.Ф. Лазурский впервые доложил об естественном эксперименте на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918 г. вышла в свет его книга «Естественный эксперимент и его школьное применение».

Н.Н. Ланге – один из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Н.Н.Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии.

Одновременно с экспериментальной психологией в России в конце XIX – начале XX в. развиваются и другие научные психологические направления, в том числе общая психология, зоопсихология, психология ребенка. Психологические знания стали активно использоваться в клинике С.С. Корсаковым, И.Р. Тархановым, В.М. Бехтеревым. Психология стала проникать в педагогический процесс. В частности, широкую известность получили работы П.Ф. Лесгафта, посвященные типологии детей («Школьные типы», «Семейное воспитание ребенка и его значение», 1890).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Этапы развития отечественной психологии

Содержание

 

Введение

 

1. Этапы развития отечественной психологии

2. Основные тенденции развития отечественной психологии

3. Развитие основных направлений отечественной психологии

 

Заключение

 

Список литературы

Введение

Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат — наука психология.

В современных условиях развития нашего общества актуальность разработки проблем истории психологии еще больше возрастает. В российском обществе произошли коренные преобразования во всех сферах его жизнедеятельности: смена социально-экономических оснований, изменение государственной структуры, формирование новых мировоззренческих и ценностных ориентиров. Произошли серьезные изменения и в самой психологической науке: смена монометодологической парадигмы на плюралистическую; расширение проблемного поля исследований за счет существенного роста числа прикладных и практико-ориентированных разработок; снижение интенсивности научных связей между бывшими республиками Советского Союза, а ныне самостоятельными государствами; активная компьютеризация и все более широкое использование в психологии современных информационных технологий; изменение приоритетов и системы финансирования психологических исследований. Стало в большей мере доступно обращение к новым и ранее недоступным научным источникам, появилась возможность, исходя из современных жизненных и мировоззренческих реалий, оценить уже известные страницы истории психологии, переосмыслить творчество многих выдающихся психологов и обратиться к научному наследию ранее забытых или мало изученных персоналий, сопоставить достижения российской психологии на предшествующих этапах ее развития с современным состоянием.

Духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Вместе с тем она отражала своеобразие социального и исторического пути развития России, оказывая существенное влияние на формирование отечественной науки. Шестидесятые годы XIX века – один из самых знаменательных этапов в русской истории и русской науке.

История психологии – это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет.

История науки – особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает.

Следует иметь в виду, что об истории науки можно говорить в двух смыслах. История – это реально совершающийся во времени и пространстве процесс. Он идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки. Как непременный компонент культуры, она возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных странах.

Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить, от чего она зависела, и призвана история психологии.

В середине XIX века, в период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, а главное – с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, начала формироваться и самобытная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственно предмета, ее отличий от других наук и различий с европейской психологией.

Данная тема актуальна не только в наше время, но и всегда, так как важно знать историю развития психологии и становление ее как науки.

 

 

Этапы развития отечественной психологии

I этап.

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений — философско-религиозного и естественнонаучного. Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Представители этого направления — Николай Яковлевич Грот (1852-1899), Георгий Иванович Челпанов (1862-1936), Лев Михайлович Лопатин (1855-1920), Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965) и др. — считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представители — выдающиеся отечественные физиологи Иван Михайлович Сеченов (1829-1905), Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Иван Петрович Павлов (1849-1936), Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в основу рефлексологии — научного направления, основоположником которого является Владимир Михайлович Бехтерев. В качестве предмета этого направления стали рассматриваться условные рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга, в соотношении с теми внешними раздражителями, которые запускали их действие.

Вместе с тем развивались и другие подходы, представители которых стремились найти иные способы изучения психических явлений, которые, будучи строго научными, позволяли понять целостную картину развития человека. В 1911г. Александр Федорович Лазурский (1874-1917) предложил схему естественного эксперимента (это значит, эксперимент проводится в естественных условиях, но под контролем экспериментатора). Эти идеи нашли продолжение в трудах Михаила Яковлевича Басова (1892-1931), посвященных развитию метода наблюдения как ведущего при изучении психического развития детей.

II этап.

Основателем отечественной психологии ХХ века является Лев Семёнович Выгóтский (1896-1934). Он разработал культурно-историческую концепцию. Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-исторический характер. В процессе истории человечество выработало определенные средства, с помощью которых человек строит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощены во всем, что составляет человеческую культуру, начиная от способов действия с различными предметами (например, пользование ложкой), вплоть до высших образцов науки, произведений искусства. Поэтому высшие формы психики — опосредствованные формы.

В книге «История развития высших психических функций» (1930-31, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Л.С. Выготскому, необходимо различать два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Ребенок, считал Лев Семёнович Выготский, может стать человеком только в совместной деятельности с взрослым. Психическое развитие ребенка — это, прежде всего, процесс его культурного развития, овладения, присвоения культурно заданных средств действий с предметами и овладения собой, своей психической деятельностью, в результате чего развиваются собственно человеческие, высшие психические функции и формируется личность.

Высшие психические функции (логическая память, понятийное мышление, произвольное внимание) отличаются от простых, элементарных, «натуральных», по терминологии Льва Семёновича Выготского, форм. Высшие психические функции первоначально возникают во внешней предметной деятельности, в общении между людьми и опосредуются знаками, т.е. теми средствами и способами, которые были созданы культурой. Универсальной формой знака является слово. И только затем эти формы переходят во внутренний, психический план, становясь содержанием психического развития. Такой процесс называется интериоризацией.

Итак, интериоризация — процесс преобразования внешних, предметных действий и отношений во внутренние, умственные.

Закон развития высших психических функций Л.С. Выготский сформулировал следующим образом: «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихологическая».

Таким образом, можно сказать, что согласно культурно-исторической теории главная закономерность онтогенеза (индивидуального развития) психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной с взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. Внешне это проявляется в том, что высшие, «окультуренные» психические функции приобретают осознанность и произвольность.

Такой подход во многом решал проблему «неподвластности» субъективных психологических явлений объективному изучению. Он внес свой вклад во многие направления отечественной психологии.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Тема 2. История развития психологии

2.1 Основные этапы становления психологии как науки

2.2 Основные направления психологической науки

2.3История становления отечественной психологии

2.1. Первые психологические представления обозначились в древнем мире в связи с попытками мыслителей того времени дать ответ на вопрос: что такое душа?Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами- анимизм (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа.. При этом выделились различные подходы к изучению сущ­ности души — материалистический и идеалистический. Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н. э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ, и истечение мировой души.

Сторонник первого подхода Демокрит (около 460-370 до н. э.) утвер­ждал, что душа состоит из подвижных атомов, которые приводят тело в движение. Со смертью тела погибает и душа.

Платон (428-348 до н. э.), напротив, утверждал, что душа бессмерт­на. Цель души — познание идей, которые существуют вечно и сами по себе, образуя особый мир, противостоящий миру материи.

Идеи античных философов были систематизированы и развиты Аристотелем (384-322 до н. э.) в трактате «О душе». Этот трактат был первым собственно психологическим трудом, в связи, с чем Аристотеля часто называют основателем психологии. В его представлении душа — бестелесная сущность живого тела, посредством которой человек чувст­вует и мыслит.

В средние века в результате усиления позиций религии душа рас­сматривается в основном как божественное, сверхъестественное начало, руководящее человеком в его поисках высшего смысла жизни.

В то же время накапливается знание об анатомо-физиологических осо­бенностях организма человека как одной из основ психики. В связи с этим особо следует отметить деятельность арабских ученых Ибн-Сины (Авиценны, 980-1037), Ибн-Рушды (Аверроэса, 1126-1198), а также вы­дающегося деятеля эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519).

Второй этап в становлении психологии связывают с развитием есте­ственных наук в XVII в., когда ведущие ученые того времени пытались сформировать новые представления о мире и человеке, рассматривая психологию как науку о сознании. Так, французский ученый Р. Декарт (1596-1650) в своих трудах предпринял попытку раскрыть механизмы поведения человека, используя в качестве аналога законы механики и введя новое понятие — «рефлекс». Декарт считал, что человек с детства впитывает в себя очень многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Поэтому для того, чтобы найти истину, по его мнению, сначала надо все подвергнуть сомнению, в том числе и достоверность информации, получаемой органами чувств

Душа, по Декарту, приравнивалась к сознанию как способности ин­дивида путем самонаблюдения, или интроспекции (от лат.— гляжу внутрь), получать знание о собственных психических явлениях.

Большую роль в развитии психологии на этом этапе сыграли ученые Б. Спиноза (1632-1677) и Г. Лейбниц (1646-1716), которые разрабатыва­ли вопросы о соотношении физиологического и психического, а также Дж. Локк (1632-1704), который ввел в психологию понятие ассоциации — связи между явлениями, при которой возникновение одного из них вызывает появление другого.

3-й этап (вторая половина XIX века – 10-е годы XX века) – психология выделяется из философии в самостоятельную науку.

Начало этапа было обусловлено расширяющимся применением экспериментальных методов исследования психических явлений и стремлением ученых ввести в их анализ количественные оценки. Первые результаты принципиально нового характера были представлены в книге И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1866), что считается началом этапа объективной психологии. В 1879 году в Лейпциге (Германия) была создана первая научная лаборатория, исследующая психофизиологические явления. Спустя десять лет в Париже прошел 1-й Международный психологический конгресс.

Одновременно для изучения психических явлений зарубежными исследователями широко используется метод интроспекции (самонаблюдения), позволивший В.Вундту и Э.Титченеру прийти к выводу, что человеком управляет не душа, а сознание, обладающее особой психической причинностью. В то же время Д.Уотсон предложил отказаться от изучения сознания и сосредоточить основное внимание психологии только на том, что доступно методу наблюдения – на поведении человека, обусловленному совокупностью связей «стимул-реакция». Попытки преодолеть эти и некоторые другие противоречия между научными взглядами ученых привели к формированию в зарубежной психологической науке нескольких самостоятельных, зачастую противопоставленных друг другу направлений и школ (психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, гештальтпсихология и др.). Именно это позволяет многим исследователям истории психологии сделать вывод о формировании и последующем углублении кризиса в зарубежной психологической науке.

4-й этап (с 20 годов XX века) — предметом психологии становятся закономерности и механизмы функционирования психики человека, а также групповых психологических явлений,связан со становлением отечественной психологической школы.

studfile.net

Развитие отечественной психологии

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

Курсовая работа

Развитие отечественной психологии

Якутск 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Основные этапы развития отечественной психологии

1.1 Психологические воззрения русских мыслителей XVIII века

1.2 Отечественная психологическая наука во второй половине XIX века

1.3 Состояние психологического знания в России в начале XX века

Глава 2. Развитие основных направлений отечественной психологии

2.1 Экспериментальная психология

2.2 Развитие советской психотехники

2.3 Развитие советской педологии

2.4 Развитие психоанализа в России

2.5 Трагедия прикладной психологии в России в 30-е годы

Заключение

Список литературы

Введение

Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.

Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно — научного звания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно — научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.

Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат — наука психология.

В современных условиях развития нашего общества актуальность разработки проблем истории психологии еще больше возрастает. В российском обществе произошли коренные преобразования во всех сферах его жизнедеятельности: смена социально-экономических оснований, изменение государственной структуры, формирование новых мировоззренческих и ценностных ориентиров. Произошли серьезные изменения и в самой психологической науке: смена монометодологической парадигмы на плюралистическую; расширение проблемного поля исследований за счет существенного роста числа прикладных и практико-ориентированных разработок; снижение интенсивности научных связей между бывшими республиками Советского Союза, а ныне самостоятельными государствами; активная компьютеризация и все более широкое использование в психологии современных информационных технологий; изменение приоритетов и системы финансирования психологических исследований. Стало в большей мере доступно обращение к новым и ранее недоступным научным источникам, появилась возможность, исходя из современных жизненных и мировоззренческих реалий, оценить уже известные страницы истории психологии, переосмыслить творчество многих выдающихся психологов и обратиться к научному наследию ранее забытых или мало изученных персоналий, сопоставить достижения российской психологии на предшествующих этапах ее развития с современным состоянием.

На мой взгляд, эта тема актуальна не только в наше время, но и всегда, так как важно знать историю развития психологии и становление ее как науки.

Целью данной работы является анализ и обобщение некоторых наиболее существенных тенденций, принципов, путей и итогов развития психологической науки в России.

Задачи состоят в следующем:

— определить тенденции развития психологии на протяжении последних столетий.

— на фоне общей и краткой характеристики психологии в нашей стране раскрыть некоторые линии развития в психологии личности, социальной психологии и психологии познания.

— охарактеризовать и сделать вывод по каждой отрасли психологии.

Глава 1. Основные этапы развития отечественной психологии

1.1 Психологические воззрения русских мыслителей XVIII века

Как показывают исследования истории отечественной культуры, философии и науки, психологические идеи в России начали развиваться еще в X-XV веках. На основе этих предпосылок в XVIII веке сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям для их последующего развития.

Социальную базу отечественной психологии XVIII века составлял феодально-крепостной строй. Обострение его глубочайших противоречий в художественной форме заклеймил А. Н. Радищев в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.), за которую был сослан в Сибирь. Выражая настроения всех прогрессивно мыслящих деятелей русского общества, он потребовал полного уничтожения крепостного права.

В XVIII веке в России широко развернулось просветительское движение, выдвинувшее ее замечательных деятелей: Н. Н. Поповского, Н. И. Новикова, В. Н. Татищева, Д. И. Фонвизина, Д. С. Аничкова, С. Е. Десницкого, Я. П. Козельского, П. С. Батурина и др.

Украинский мыслитель Григорий Савич Сковорода (1722 — 1794) заострил внимание на самосознании человека. Имевшее ярко выраженную антикрепостническую направленность, ведущее борьбу с господствующими в официальной науке идеализмом и теологией, просветительское движение выдвинуло в центр проблему человека. В этих условиях материалистическое решение основных психологических проблем приобретало форму борьбы за гуманизм, за освобождение от предрассудков и суеверий.

В связи с признанием роли науки и просвещения в развитии общества, Василий Никитич Татищев (1686 — 1750) утверждал идею о зависимости умственного развития от просвещения и обучения: источник индивидуального ума — опыт других людей, усваиваемый через язык и письменность.

Николай Иванович Новиков (1744 — 1818) — крупный организатор издательского дела в России — в печати отражал наиболее спорные вопросы о природе души, ее смертности или бессмертии.

В 1796 году выходит первая русская книга, специально посвященная психологии — «Наука о душе, или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия». Ее автор Иван Михайлович Кандорский (1764 — 1838) являлся духовным лицом. Именно поэтому Кандорский в своей книге пишет о том, что «душа есть дух, а, значит, существо живое, разумом и свободною волею одаренное, какова есть и душа наша.

Кроме того, Кандорский произвел систематизацию психологических знаний. Он описывает факты — ощущения, мысли как ассоциации представлений, волю.

Основы материалистической русской психологии заложил Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), великий русский ученый — энциклопедист, физик, химик, историк, философ, поэт и писатель, создатель первой грамматики русского языка, основоположник системы русского стихосложения, выдающийся организатор русской науки и просвещения в XVIII веке.

Психологические воззрения Ломоносова развиваются в связи с научными исследованиями (природы, русского языка и др.). Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия внешнего мира на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, М. Ломоносов в своей работе «Слово о происхождении света» выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения.

Особенно богата психологическими идеями работа «Краткое руководство к риторике». Здесь Ломоносов развивает мысли о воображении, о представлениях, страстях (природа, борьба со страстями и роль разума), психологии речи.

Идеи Ломоносова развивали Яков Павлович Козельский — философ — материалист, выступавший против крепостничества и религиозной морали, ратовавший за справедливое общественное устройство, и Александр Николаевич Радищев, также резко обличавший в своих трудах самодержавие и крепостничество.

В условиях усиления крепостного гнета А. Радищев со всей остротой поставил проблему человечества. Базой его научных идей было революционно — демократическое мировоззрение. Однако, не меньше, чем материалистические взгляды А. Радищева, его психологию определяла гуманистическая этика.

Радищев отрицал существование души как самостоятельной субстанции. Психика является функцией известных органов тела — нервов и мозга, и без него невозможна.

Большое место в трудах А. Н. Радищева занимает проблема развития психики и, в связи с этим, сравнение психики человека и животных. Выдвигается положение о специфичности образа жизни человека: он не приспосабливается к природе, но преобразует ее, обладает речью, прямой походкой. Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связываются со своеобразием его знаний. Особенно отмечается роль занятий искусством, вооруженность различными средствами — все это расширяет возможности органов чувств «до беспредельности». Отдельно указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания.

Особо А. Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума, воздействия на человека общества (путем подражания и соучастия в переживаниях). Большое внимание уделяется проблеме способностей.

Вопросу о бессмертии души А. Н. Радищев посвящает философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», где он пишет: «Я зрю везде смерть, то есть разрушение; из того заключаю, что и я существовать перестану… смерть всего живущего заставляет ожидать того же жребия».

Однако в результате мучительных размышлений, Радищев приходит к выводу о неразрушимости специфически человеческой особенности — «мысленности».

Пытается выявить силу, которая обеспечивает единство — «сцепление» — всех составляющих человека частей и сил.

mirznanii.com