Изоморфизм в психологии это: изоморфизм это
Принцип изоморфизма и его применение в гештальтпсихологии, Учебное пособие
метки:Материал, Ретроактивный, Образ, Интерференция, Влияние, Ассоциация, Стимул, Ощущение
Эйдетический и фантомный образ.
Образ — обобщающий термин для всех осознанных субъективных представлений. Эйдетический образ: проецированный образ (обычно зрительный), настолько четкий, ясный, красочный и дифференцированный по форме, что кажется всецело бодрствующему субъекту (обычно ребенку) перцептом. Йенш описал два типа: тип Т, напоминающий растянутые во времени послеобразы, обычно имеющие цвет, дополнительный по отношению к оригиналу,
и тип В, напоминающий усиленные мысленные образы. Эйдетические образы — это своего рода фотографическая память, которая встречается не так часто. Образы с исключительной точностью сохраняют предъявленную картину (люди продолжают видеть изображение и после его исчезновения).
Такой образ может сохраняться от нескольких минут до нескольких лет, нисколько не изменяясь.
Сравнительная характеристика двух действующих сил в зрительном поле (гештальпсихология).
Феноменальное поле – динамически целое, где происходит взаимодействие всех структурных составляющих и всех действующих сил. Связывающие силы – имеют природу векторов, следовательно такое поле как четырехмерное множество, где четвертое – временное измерение. Сдерживающие силы действуют в противоположность: сенсорные по своей природе и функция которых – разъединять элементы этого поля. Примером результата взаимодействия такого рода перцептивных сил являются оптоко-геометрические иллюзии восприятия, которые искажают правильное восприятие формы квадрата и окружности. (иллюзии Эренштейна и Орбизона)
Принцип изоморфизма и его применение в гештальтпсихологии.
Изоморфизм означает, что элементы и их отношения в одной системе взаимно однозначно соответствуют элементам и их отношениям в другой. Физиологическая и психологическая системы, согласно гештальтистской гипотезе, изоморфны друг другу (подобно тому как топографическая карта соответствует рельефу местности).
Келер высказывает предположение о том, что процессы в коре головного мозга сходны с процессами в силовом поле и что, подобно возникновению силового электромагнитного поля вокруг магнита, в ответ на сенсорные импульсы может возникать поле нервной деятельности – вследствие электромеханических процессов, возникающих в мозге в ответ на сенсорные импульсы. Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами как выражение структурного единства мира — физического, физиологического и психического: последний есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов. Принцип тройного изоморфизма: (дистальный стимул – проксимальный стимул) – паттерн мозговой активности – перцептивный гештальт.
10 стр., 4830 слов
Принципы организации и задачи службы медицины
… В основу организации сил и средств МС ГЗ положены следующие принципы. 1.Территориально-производственный принцип (создаются в основном на базе существующих учреждений и органов здравоохранения). … пораженных, восстановление их здоровья с целью быстрейшего возвращения их к нормальному образу жизни, максимального снижения инва-лидности и летальности; 4.проведении лечебно-профилактических мероприятий …
9. Метод исследования восприятия в структурализме: критическая оценка.
Метод: аналитическая интроспекция, гипотеза суммации. Критика: 1.гипотиза суммации противоречит многим феноменам восприятия Имеющееся факты говорят о том, что перцептивные эффекты от воздействия отдельных стимулов зависят также от присутсвия других стимулов, т.е. наше восприятие не может рассматриваться как сумма независимых ощущений. Более того, одни и те же ощущения могут приводить к совершенно разным восприятиям. 2. Критика метода аналитической интроспекции, с помощью которого были получены основные эмпирические факты. Анализ протоколов с самоотчетами испытуемых свидетельствует о том, что в принципе невозможно преодолеть эффектов контекста (образование ассоциаций может определяться сходством двух содержаний сознания, их контрастом, или смежностью во времени и пространстве. ), установок, влияния состояния испытуемого, его прошлого опыта. Т.о., ставится под сомнение основная теоретическая посылка – возможность экстрагирования из опыта так называемых чистых ощущений.
Проблема распределения упражнений. Закон Йоста
Существуют два основных способа заучивания: концентрированное и распределенное.
Концентрированное заучивание – способ заучивания, при котором материал заучивается в один прием, а повторения следуют одно за другим.Распределенное заучивание – рациональный способ заучивания. при котором повторения разделены промежутками времени. правило Йоста: из двух ассоциаций одинаковой силы (т. е. дающих равное число угадываний), но разного возраста, новое повторение лучше актуализирует более старую ассоциацию. Общий вывод: если материал таков, что его можно заучить при небольшом количестве повторений, то следует использовать метод концентрированного заучивания; если же необходимо большое число повторений, то экономичней оказывается метод распределенного заучивания.17. Влияние характера(сходства , различия, осмысленности) материала на запоминание. Эффект фон Ресторф.
Важную роль играет степень сходства или различия элементов запоминаемого материала. Сходными считаются такие элементы, которые обладают общими признаками, сходство тем выше, чем таких признаков больше. Например, сходны два слога РОН и ХОН (общие буквы), два квадрата разной величины (по признаку формы), два понятия “шкаф” и “стол” (принадлежность к общей категории “мебель”).
Экспериментальные исследования влияния сходства материала показали, что число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия усвоения, возрастает с увеличением сходства между элементами материала2
5 стр., 2294 слов
Тема 26. Методические системы г. Пальмера и м. Уэста Психологические …
… изобретенные им подстановочные таблицы. 3. Принцип нерасчлененного (диффузного), синтетического восприятия и усвоения материала. «Устный метод обучения тем и хорош , — писал Пальмер, — что он с . .. а) длительным слушанием до активного говорения; б) выполнением имитативных упражнений; в) заучиванием наизусть; г) выполнением упражнений по подстановочным таблицам; д) выполнением градуированной системы …
Немецкий психолог А. фон Ресторф изучала запоминание ряда в случае, когда элементы материала оказываются разнородными, например числа чередуются в различных пропорциях со слогами и графическими символами. Она использовала три типа рядов, каждый из которых предъявлялся с интервалом в 1 день и воспроизводился через 10 минут после заучивания: На основании результатов было сформулировано следующее общее правило, получившее название эффекта фон Ресторф
19. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции.
Ретроактивная интерференция – ухудшение сохранения материала, вызванное заучиванием др. материала, которое происходит между заучиванием и определением его сохранения.
Ретроактивная интерференция – результат взаимодействия многих переменных. Надо учитывать: Сходство между двумя заданиями, Степень научения, Объем материала
Экспериментальные исследования.
1. Ретроактивная интерференция открыта Мюллером и Пильцекером. Испытуемые экспериментальной группы (ЭГ) заучивали материал А → заучивали материал В → воспроизводили материал А. Испытуемые контрольной группы (КГ) делали тоже, только
без материала В. Вывод: формула абсолютной ретроактивной интерференции (АРИ) АРИ = КГ – ЭГ и формула относительной ретроактивной интерференции (ОРИ) КГ – ЭГ/КГ
20. Изменения памяти при корсаковском синдроме.
Наиболее грубые формы амнезии были впервые описаны русским ученым С.С. Корсаковым и получили название корсаковский синдром. Это расстройство памяти наблюдается при множественном неврите, т.е. одновременном воспалении и перерождении множества нервных волокон, причиной которого часто является злоупотребление алкоголем. Больные хорошо помнят то, что происходило с ними до болезни, но забывают все, что случилось с ними в самое недавнее время. Если прервать рассказ такого больного, то он тут же забывает, о чем говорил, и может начать снова повторять все, что уже было сказано. Кругозор таких больных хотя и сужен, но рассуждения их правильны и логичны, хотя направление хода мыслей часто подчинено внешним влияниям. Этот синдром представляет собой типичный случай ретроградной амнезии, так как память ограничивается тем, что было до начала болезни, хотя могут сохраниться какие-то воспоминания о начале болезни. Корсаков заметил, что болезнь поражает память неравномерно, что становится особенно заметным в процессе выздоровления таких больных – одни подструктуры восстанавливаются скорее других.
Организационная психология
Скачать 0,54 Mb. Pdf просмотр
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 15
Организационная психология. 2015. Т. 5. № 3. С. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ Каталог: data -> 2015 Скачать 0,54 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 15
База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации
Гештальт-психология: определение, принципы и примеры
«Мона Лиза» — одна из самых известных картин в мире. Когда зрители приезжают со всего мира только для того, чтобы увидеть шедевр, их мозг воспринимает то, что задумал Леонардо да Винчи — ухмыляющуюся женщину, сидящую на фоне красивого пейзажа. Однако то, что зритель не сразу видит, так это каждый мазок, созданный да Винчи. Психология гештальт-теории, созданная как школа мысли в 1912 году, могла бы дать этому объяснение.
- Что такое гештальт-психология?
- Какие психологи внесли свой вклад в гештальт-психологию?
- Каковы ключевые принципы гештальт-психологии?
- Каковы современные приложения гештальт-теории?
Что такое определение гештальт-психологии?
На немецком языке слово «гештальт» приблизительно переводится как «конфигурация» или «структура».
Гештальт используется для определения конфигурации, в которой сумма многих частей составляет целое.
Теория гештальт-психологии — это школа мысли, которая стремится понять и наблюдать человеческий разум в целом, а не сосредотачиваться на его более мелких компонентах. Гештальт-психологи также используют эту точку зрения, чтобы понимать и наблюдать за поведением.
Теория гештальта Психология против структурализма
Гештальт-психология была разработана в соответствии с философской школой Уильяма Вундта и Эдварда Б. Титченера, называемой st структурализмом . Давайте посмотрим, чем эта теория отличается от структурализма.
Структурализм | Гештальт-теория Психология |
Психологи наблюдают за основными компонентами психических процессов. | Психологи должны наблюдать за психическими процессами в целом. |
Бран фокусируется на взаимодействии мелких частей, чтобы понять сложные восприятия. | Мозг воспринимает целое раньше, чем отдельные части. |
Больше внимания уделяется самоанализу. | Больше фокусируется на восприятии. |
Кто самые важные ученые в гештальт-теории психологии?
Одними из самых влиятельных ученых в области психологии гештальт-теории являются Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка.
Макс Вертхаймер: основатель гештальт-психологии
Родившийся 15 апреля 1880 года немецкий психолог Макс Вертхаймер считается основателем гештальт-психологии. Влияние Вертгеймера было установлено благодаря его статье 9.0069 Экспериментальные исследования восприятия движения (1912). В этой статье Вертхаймер изложил основные идеи гештальт-теории. Он также считал, что теория гештальта должна быть институционализирована, что повлияло на создание Института гештальта в Кливленде.
Вольфганг Келер
Вольфганг Келер, родившийся 21 января 1887 года, тесно сотрудничал с Вертхаймером. Келер проявлял особый интерес к естественным наукам и физике. Он был первым, кто ввел понятие психофизического изоморфизма.
Психофизический изоморфизм Теория утверждает, что перцептивный стимул, воспринимаемый мозгом, соответствует активности мозга и общему состоянию.
Одним из самых значительных вкладов Келера была его книга под названием « Менталитет обезьян» (1917), , в которой он обсуждает свой анализ интеллекта обезьян.
Курт Коффка
Курт Коффка, который также тесно сотрудничал с Вертхаймером, был известен тем, что расширил концепции гештальта, включив в них движение, память и обучение. Коффка изложил эти новые принципы в своей статье 9.0069 Принципы гештальт-принципов (1935).
Что такое принципы гештальт-психологии?
С момента своего основания в качестве школы мысли гештальт-психологи и теоретики определили несколько гештальт-принципов.
A Принцип гештальт-психологии — это закон, используемый для объяснения устройства и восприятия мира.
Давайте рассмотрим несколько примеров гештальт-принципов, включающих группировку . Сюда входят фигура-фон, подобие, близость, непрерывность, замыкание,
Примеры гештальт-психологии
Следующий текст исследует шесть принципов гештальт-психологии на различных примерах.
Фигура-фон
Фигура-фон — это принцип, согласно которому мозг воспринимает объект (или фигуру) как часть своего окружения (или фона).
В этом примере мозг видит либо одно лицо на черном фоне, либо два лица на белом фоне. Фигура-фон также может относиться к слуху. Например, если вы находитесь в переполненной комнате, но догоняете друга, голос вашего друга будет 9.0069 цифра , а другой голос земля . Фигура-фон непрерывно переключается назад и вперед (т. е. вы можете переключить свое внимание на голоса в комнате и отключить голос вашего друга).
Сходство
Сходство — это принцип, согласно которому мозг группирует похожие объекты вместе.
Диагональная линия буквы, StudySmarter Original
В этом примере мозг группирует букву «о» вместе и воспринимает диагональную линию, а не каждую «о» по отдельности.
Близость
Близость — это принцип, согласно которому мозг группирует объекты, находящиеся поблизости.
Два объекта, составленные из четырех линий, StudySmarter Original.
Здесь вы, наверное, впервые увидели две цифры, а не четыре отдельные линии. Ваш мозг группирует объекты близко друг к другу, прежде чем увидеть каждый отдельный объект.
Непрерывность
Непрерывность — это принцип, согласно которому мозг видит гладкие или непрерывные узоры, а не разрозненные узоры, состоящие из более мелких частей.
Три пересекающихся железнодорожных пути, freepik.com
На этом изображении мозг сначала видит три пересекающихся железнодорожных пути, а не множество непересекающихся линий. Это связано с его тенденцией видеть непрерывные линии.
Замыкание
Замыкание — это принцип, утверждающий, что мозг формирует цельный объект в любых промежутках.
Квадраты плиточного пола с пересекающимися цветами, freepik.com
Несмотря на то, что цветы на этом плиточном полу пересекаются с углами каждого квадрата, мозг все еще видит квадраты. Это происходит из-за того, что мозг заполняет промежутки, чтобы увидеть полную форму.
Prägnanz
Prägnanz — это основной закон, который гласит, что наш мозг пытается упростить сложные формы, видя более простую форму.
Круг со сложными формами и узорами, pixabay.com
Наконец, мозг сначала увидит один большой круг, а не каждую отдельную форму или узор. Принципы гештальта также могут исследовать восприятие глубины, постоянство цвета и яркости и восприятие движения.
Современные приложения гештальт-теории
Некоторые современные приложения психологии гештальт-теории включают:
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия была первоначально разработана немецким психиатром и психоаналитиком по имени Фриц Перлз. В 1952 году Перлз основал Институт гештальт-терапии в Нью-Йорке. В этом новом подходе к психотерапии пациент начинает с объяснения своих проблем своему терапевту.
Затем терапевт начинает задавать вопросы, которые помогают пациенту определить более широкие выводы, опровергающие сумма своих переживаний. Этот подход к психотерапии должен был помочь пациенту сформировать более глубокое чувство самосознания и саморефлексии. Гештальт-терапевты стремятся использовать исключительно вопросы как или что, а не почему , чтобы помочь пациенту сосредоточиться на настоящем.
Искусство и дизайн
В 1912 году Вертхаймер открыл еще один гештальт-принцип, названный феноменом фи .
Phi-феномен утверждает, что неподвижные объекты, показанные быстро, кажутся движущимися.
Этот гештальт-принцип используется в качестве основы для кинофильмов. Например, в анимационных постановках используется серия неподвижных изображений, которые быстро показываются, чтобы оживить изображения.
Мы также видим гештальт-теорию психологии в искусстве. Художники используют эти принципы, чтобы контролировать то, что они хотят, чтобы их зрители увидели. Например, художник может использовать небольшие вырезки из журнала для создания портрета женщины. Затем они используют принципы гештальт-психологии, чтобы понять и направить свои решения для создания желаемой иллюзии.
Образование и обучение
Наконец, психология гештальт-теории полезна в образовании и обучении. Например, учителя могут поощрять своих учеников находить взаимосвязь между более мелкими идеями в качестве метода решения проблем. Или можно предложить учащимся использовать гештальт-принцип закрытия, чтобы заполнить пробелы и углубить свое понимание темы или идеи.
Гештальт-психология – основные выводы
Теория гештальт-психологии – это школа мысли, которая стремится понять и наблюдать за человеческим разумом в целом, а не фокусироваться на его более мелких компонентах.
Макс Вертхаймер считается основателем гештальт-психологии. Он усердно работал со своими помощниками Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой.
Гештальт-психология была разработана в соответствии со школой мысли Уильяма Вундта, называемой структурализмом, утверждая, что психологи должны сосредотачиваться не на основных компонентах психических процессов, а на том, как основные компоненты образуют единое целое.
Принцип гештальт-психологии — это закон, используемый для объяснения структуры и восприятия мира. Они могут включать визуальную группировку, восприятие глубины, постоянство цвета и яркости и восприятие движения.
Некоторые современные применения гештальт-теории включают гештальт-терапию, искусство и дизайн, образование и обучение.
Изоморфная корреспонденция – психология потребительского поведения
Почему некоторые логотипы заставляют нас чувствовать себя определенным образом? Арки McDonald’s вызывают у нас слюнки, когда мы жаждем соленого картофеля фри, символ галочки Nike возбуждает нашу спортивную сторону, а зеленый логотип Starbucks заставляет нас думать о горячем кофе и кафе. Мы можем отнести эту психологическую стратегию к гештальт-теории изоморфного соответствия. Однако ваша интерпретация визуального дизайна может не совпадать с интерпретацией ваших лучших друзей или родителей. «Все изображения не имеют для нас одинакового значения, потому что мы интерпретируем их значения на основе нашего опыта».
Поэтому изоморфные корреляции крайне субъективны и индивидуальны.Итак, как применяется эта психологическая стратегия? Некоторые бренды используют один и тот же визуальный логотип на протяжении поколений. Знаковые двойные арки, которые мы ассоциируем с McDonald’s, использовались в качестве официального логотипа с момента открытия сети ресторанов в 1955 году. Обеспечивая визуальную согласованность, миллиарды людей во всем мире придали золотым аркам связанное с ними значение. По данным BBC, «опросы показали, что золотые арки более известны, чем христианский крест». Потребители McDonalds нарисовали связь между логотипом и быстрой, дешевой, восхитительно жирной едой. Если, конечно, вы не презираете фаст-фуд и не придумали для себя совсем другое соотношение.
McDonald’s NewsroomПотребители подсознательно испытывают изоморфные корреляции. Мысль о фейерверке может напомнить некоторым людям Четвертое июля — лето, купание, пляж и барбекю. Та же концепция применима к визуальному дизайну.
Еще один уникальный способ, которым бренды включают изоморфную корреляцию в рекламные стратегии, — это указание на моменты ностальгии для целевых групп.